Разное

Когда грудничок начинает слышать и видеть: Когда новорожденный начинает видеть и слышать? Отвечаем

Содержание

Когда новорожденный начинает видеть и слышать? Отвечаем

pexels.com

Формирование слухового аппарата

Слуховой аппарат формируется у эмбриона к 14 неделе беременности мамы. Еще через две недели он начинает функционировать, и будущий ребенок показывает реакцию на звук1. Поэтому ответ на весьма распространенный вопрос, во сколько дети начинают слышать: задолго до своего рождения.

Ученые утверждают, что в материнской утробе отличная слышимость — стенки живота и плацента пропускают звуки громкостью от 30 децибел, а это означает, что плоду по силам расслышать тиканье настенных часов.

Амниотическая жидкость несколько приглушает шум извне, но это не мешает малышу не только слышать голоса, но и различать их интонации. Ему по душе спокойная речь, ненавязчивые звуки и приятные мелодии средней громкости, а вот резкие крики и громкая музыка ребенку не нравятся.

Находясь в утробе матери, ребенок лучше всего воспринимает звуки низкой частоты, к примеру, мужские голоса. Потому очень важно, чтобы с малышом в период беременности общалась не только мама, но и папа. А уж в какой форме это делать — петь песни, делиться с ним впечатлениями, описывать окружающий мир, рассказывать, как сильно вы его любите и ждете, — каждый родитель решает для себя сам.

Слышат ли новорожденные?

Первый аудиологический скрининг ребенок проходит еще в роддоме2. На этом этапе выявляется риск развития тугоухости и глухоты. Второй этап скрининга проводится при плановом осмотре ребенка в 1, 4 и 6 месяцев с помощью звукореактотеста.

Когда ребенок начинает слышать после рождения полноценно? В течение первых трех дней жизни, пока во внутреннем ухе малыша находится жидкость, он практически ничего не слышит. В дальнейшем слух интенсивно развивается, и к месяцу ребенок начинает различать некоторые звуки, а с 9-12 недели — определять, откуда они доносятся.

Многие родители полагают, что ребенок во время сна нуждается в полной тишине. На самом деле, еще в период беременности плод непрерывно слышал шум «работающих» органов матери, в том числе биение сердца.

Поэтому, когда ребенок спит, совершенно не обязательно ходить на цыпочках и разговаривать шепотом. Но и впадать в другую крайность и смотреть телевизор при спящем ребенке, конечно, не стоит.

pexels.com

В норме младенцы чрезвычайно чувствительны к внешней среде. Они вздрагивают не только от громких, резких, а также от вполне спокойных, но неожиданных, звуков, могут испугаться и заплакать. И это вовсе не говорит о какой-либо неадекватности. Напротив, это свидетельствует о нормальном развитии слуха у ребенка.

Реакция на речь

Со временем ребенок привыкает к окружающим его звукам и уже не реагирует на них так остро. Ко второму месяцу жизни малыш демонстрирует четкую реакцию на темп речи, а его судорожные реакции сменяются упорядоченными. На данном этапе развития новорожденный с удовольствием слушает спокойную разговорную речь, отзывается улыбкой на ласковые слова, время от времени пытаясь отыскать глазами источник голоса.

Для развития слуха малыша чаще читайте ему детские сказки и стихотворения, включайте ритмичные песенки или классическую музыку, больше разговаривайте с ним, — общения много не бывает.

Как формируется зрение?

  • Развитие глаз у эмбриона начинается на второй неделе беременности: на этом сроке у него появляются глазные пузыри, а к концу первого месяца у будущих глаз есть хрусталики и начинают формироваться их сосудистые оболочки.
  • На третьем месяце беременности у плода начинают развиваться глазные камеры, склеры и веки.
  • К моменту рождения у ребенка формируется полноценная зрительная система, которой он, впрочем, пока не умеет пользоваться.

Когда новорожденный начинает видеть?

Дети начинают видеть сразу после рождения, хотя многочисленные исследования доказали, что в это время зрение расплывчатое3. Поначалу ребенок видит только крупные предметы на расстоянии не более полуметра — примерно на таком удалении от его глаз находится лицо мамы во время кормления.

За первый же месяц жизни ребенок и его органы чувств, в том числе зрение, совершают огромный скачок. Стремительно развиваются структуры мозга и активно формируются нейронные связи.

Несмотря на то, что новорожденных беспокоит яркий свет, помещение, где ребенок проводит основную массу времени, должно быть хорошо освещено. Приглушенный свет не способствует правильному развитию зрительных функций.

Глаза новорожденного пока не могут координировать взгляд, поэтому «плавающие» глаза не должны пугать родителей. Малыш пытается оценивать обстановку и по горизонтали, и по вертикали, из-за чего возникает ощущение, что его глаза смотрят в разные стороны. Так что, рассогласование движения глаз у младенца — явление абсолютно нормальное.

Не позднее, чем к двум месяцам с момента рождения, движения обоих глаз становятся согласованными, но, если этого не произошло к 8 неделям жизни малыша, необходимо обратиться к офтальмологу, чтобы предотвратить косоглазие).

pexels.com

Не стоит увешивать кроватку новорожденного полным ассортиментом детского магазина. Поначалу малыши видят мир черно-белым. Поэтому вместо цветных игрушек можно развлекать ребенка черно-белыми картинками с крупным орнаментом (существуют специально разработанные для новорожденных принты).

Функционирование зрительной памяти

В два месяца ребенок уже не только фокусирует взгляд на предметах, но и начинает различать цвета. Первыми он открывает для себя оранжевый, желтый, красный (к пяти месяцам к ним добавятся зеленый и синий, а восприятие всей палитры цветов и оттенков окончательно сформируется лишь к двум годам).

Развитие зрительной системы идет рука об руку с самопознанием ребенка. На четвертом месяце жизни малыш начинает активно разглядывать свои руки, игрушки, которые в них держит, поднося их то ближе к глазам, то дальше.

В этом возрасте включается зрительная память. Когда ребенок что-то рассматривает, его лицо становится серьезным: ребенок запоминает предметы, визуально исследуя их. Зрительная память влияет на мыслительные процессы малыша и создает перспективы его последующего психофизиологического развития.

К шести месяцам у ребенка формируются представления о расстоянии, в оценке которого он, впрочем, нередко ошибается, и трехмерное восприятие объектов и предметов. А к 8-12 месяцам, когда он начинает ползать или даже ходить, он учится безошибочно оценивать расстояние до удаленных предметов.

Формирование зрительной системы и изменения зрения продолжаются вплоть до четырехлетнего возраста, когда оно принимает такую же функциональность, что и у взрослого человека.

Источники

1. What and when can a fetus hear? Medically reviewed by Valinda Riggins Nwadike, MD, MPH — Written by Amanda Barrell on February 15, 2019 https://www.medicalnewstoday.com/articles/324464

2. Приказ Минздрава России от 15 февраля 2013 г. N 71н https://minzdrav.gov.ru/documents/5458-prikaz-minzdrava-rossii-ot-15-fevralya-2013-g-n-71n

3. Infant Vision: Birth to 24 Months of Age, American Optometric Association https://www.aoa.org/patients-and-public/good-vision-throughout-life/childrens-vision/infant-vision-birth-to-24-months-of-age

Читайте также:

8 «опасных неврологических симптомов», которые на самом деле — норма

Опасные заблуждения о раннем развитии

Черно-белый мир: пять мифов о младенцах

Когда новорожденный начинает видеть и слышать: до или после рождения?

Содержание статьи

После рождения ребенка неопытные родители часто тревожатся по любому поводу. Например, почему он так много спит, так много (или мало) плачет? Почему не реагирует на работающий в соседней комнате фен? Почему его глазки постоянно «разъезжаются»? Последние два вопроса точно не возникнут, если родители будут знать, когда их новорожденный кроха начинает видеть и слышать.

Под защитой самой природы

Многие детеныши животных рождаются слепыми и полуглухими. Человеческие дети тоже появляются на свет со сниженными функциями слуха и зрения. Во-первых, нужные центры головного мозга еще недостаточно созрели. А во-вторых, это своего рода защитный механизм, с помощью которого природа создает малышам более комфортные условия для дальнейшего развития, частично ограждая новорожденных от сильнейших стрессов, ведь неокрепшей нервной системе пережить их не под силу.

После 9 месяцев пребывания в условиях, когда всегда «почти темно», «почти тихо», новорожденный ребенок знакомится с новым миром. А здесь – громкие звуки, шумы, яркие цвета, слепящие лампочки. Если все это добавить к стрессу, который кроха пережил во время самих родов, он просто не перенесет такого шока. А ведь ему еще нужно «быстренько» научиться самому кушать, переваривать пищу, как-то спать вне мамы…

Конечно, это не значит, что все мы рождаемся глухими слепцами. Просто зрение и слух в первые недели работают в «приглушенном» режиме.

По мере адаптации маленького организма к новым условиям его существования совершенствуются центры мозга, отвечающие за основные источники получения информации о мире: слуховое и зрительное восприятие.

Зрение новорожденных

Итак, не стоит думать, что новорожденный слеп. Весь вопрос в том, что и как он может видеть. На момент рождения его зрение намного ниже, чем у взрослого, из-за незрелости мозга, а также глазного яблока и сетчатки, в которой пока отсутствует желтое тело. Поэтому сразу после рождения ребенок начинает видеть большие светлые или темные размытые пятна. А также большие яркие предметы, расположенные прямо перед его лицом. Его глазки пока не могут сфокусироваться вместе на одном предмете, так что родителям часто кажется, что зрачки их грудничка «разъезжаются», блуждают, косят.

Такое положение дел сохранится как минимум до 2,5 месяцев, когда у крохи появится бинокулярное зрение – возможность смотреть на предмет сразу обоими глазками, фокусироваться. Правда, этот фокус пока еще не очень «настроен», взгляд малыша остается немного «скользящим». Однако уже в месяц детки могут узнавать на общем фоне близко расположенные к нему лица мамы или папы. Считается, что с этого периода ребенок начинает различать четкие, сочные цвета: сначала красный, желтый, к 3–4 месяцам – зеленый, синий, к 5 месяцам – все основные цвета, ближе к году – множество разных оттенков. Поэтому окружать его предметами непонятных пограничных полутонов нет смысла, они его не заинтересуют.

Бывает, что малыш продолжает косить в 3 или даже 4 месяца. Это может быть как нормой, так и каким-либо нарушением. Поэтому в таком случае лучше покажите малыша врачу.

В 3 месяца малыш более уверенно и увлеченно следит за игрушками перед глазами, еще через месяц уже может хватать, тянуть в ротик, рассматривать игрушки, свои ручки. Фокус уже довольно резкий. В это время старайтесь, чтобы кроха видел ваше лицо всегда одинаковым: с той же прической, в тех же очках. Не меняйте мимику слишком резко, давайте ему возможность привыкнуть к ней.

На 5-м месяце ребенок учится координировать движения рук с помощью глаз, в полгода начинает различать мелкие предметы и детали. Далее малыш учится распознавать форму и объем предметов, узнавать их по отдельным деталям, искать игрушку, пропавшую из поля зрения. Ближе к 10–12 месяцам несовершенное детское зрение превращается в «настоящее взрослое».

Слух новорожденного

А вот слышать малыш начинает еще в утробе матери. Он может на слух воспринимать мелодии, голоса. Особенно часто он слышит мамин голос. Поэтому, родившись, узнает его одним из первых.

Едва появившись на свет, новорожденные начинают слышать преимущественно резкие, громкие и высокие звуки как существенные раздражители. Реакция на них у младенцев соответствующая: вздрагивание, испуг, плач, замирание. Монотонные или нерезкие звуки (человеческий разговор, работающий телевизор или фен в соседней комнате) пока остаются привычным фоном. Реагировать на них ребенок начнет ближе к 3–4 месяцам. Поэтому не стоит беспокоиться, что у крохи нарушен слух, если он при этом выказывает реакцию на громкие и резкие звуки. А вот если ее нет – посетить педиатра нужно.

В первые 2 месяца жизни ребенка постарайтесь ограждать его нежную психику от резких, внезапных звуков, криков (напугать кроху может даже сильный кашель или чихание).

Однако уже на первом месяце детки реагируют не только на громкие звуки или погремушки, но также на интонацию речи взрослого, его тембр голоса. Абсолютно все детки любят слушать музыку (особенно классическую).

Внешне это проявляется по-разному:

  • активными движениями конечностей;
  • поворачиванием головки на звук;
  • вздрагиванием или замиранием;
  • плачем или прислушиванием.

Кроха может также нахмуриться или начать моргать.

Со второго месяца реакция на изменения ритма звуков будет очевидна: если мама говорит быстрее, ручки-ножки младенца начинают двигаться в такт ее темпу речи, и наоборот. Если она начнет говорить грубым голосом, малыш может нахмуриться или замереть.

С каждым месяцем ребенок проявляет реакции на все более тихие и отдаленные звуки. В этот период активно развивается и его интеллект, малышу становится интересно, что происходит вокруг. Примерно с полугода можно говорить о том, что слух ребенка выровнялся. Теперь он прислушивается даже к шорохам и шепоту в другой комнате.

Вот так развиваются органы зрения и слуха у новорожденных. Помочь крохе в этом могут яркие и музыкальные игрушки и предметы, а также мамино пение.

К сожалению, первые возрастные этапы своей жизни человек не запоминает, поэтому нам не вспомнить, что и как мы видели или слышали на первом году. Можно записать зрительные и слуховые реакции своего ребенка в специальном блокнотике и показать ему, когда он вырастет. Это будет интересно и познавательно. А пока впереди у него – огромный путь развития, пройти который надо всего за год. Без родительского участия ему никак не обойтись.

Когда новорожденный начинает видеть и слышать? Через сколько дней после рождения

Новоиспеченные мама и папа начинают общаться со своим малышом с первых дней его жизни. И пока кроха спит, вопросов обычно не возникает. Другая ситуация — во время бодрствования. Глазки малыша мутные, все время куда-то косят, взгляд не фокусируется. Родители нередко задаются вопросом, а видит ли их чадо, узнает ли.

Способность детишек после рождения крепко спать, даже если в комнате шумно, также становится причиной сомнения — а слышит ли малыш? В этой статье мы расскажем, что и как видит и слышит ваш новорожденный.

Формирование слуха и зрения до рождения

Слышать дети начинают еще в период беременности: в общих чертах – с 17 недели беременности, а осознанно и отчетливо — на 27 неделе.

Эмбриогенез слуха очень сложный, продолжительный. Формирование зачатки внутреннего уха начинается примерно на 5 неделе. В 8 недель формируются структуры среднего уха, наружное ухо (ушная раковина) оформляется уже в последние три месяца, а отвердевает хрящевая ткань ушной раковины совсем незадолго до родов.

До середины срока вынашивания малыша идет формирование лабиринта. Становится твердым он к 17-18 неделе, продолжается отвердевание слуховых косточек и длится это почти до рождения.

Первые звуки малыш в маминой утробе начинает улавливать на 16-17 неделе, и пока это совсем не те звуки, которые воспринимаем мы с вами. Кроха улавливает отдельные звуки извне, слушает мамино сердце, перистальтику ее кишечника, ток крови, голос, но его головной мозг пока не анализирует звуки, ведь кора головного мозга еще не сформирована. Таким образом, плод ловит вибрации, создаваемые звуковыми волнами.

Полноценно улавливать звуки, то есть слышать и анализировать звук, кроха начинает лишь в конце второго триместра. Уже в материнской утробе он может поворачивать головку на звук. Но звуки для него звучат приглушенно, этому способствуют околоплодные воды, плотная брюшная стенка мамы. После рождения слуховым функциям предстоит адаптация к новым условиям существования.

Со зрением все обстоит чуть проще. Зрительные бугорки (прообразы будущих глаз) начинают формироваться со второй недели беременности. С 4 недели начинается формирование хрусталиков, а веки и склеры формируются к середине беременности.

Как и в случае с центром распознавания звука, центр зрения в мозге появляется к началу третьего триместра. С этого момента плод начинает дифференцировать свет и темноту, ночь и день. К моменту рождения глазки крохи сформированы, но отличаются незрелостью всех его отделов.

Таким образом, видеть и слышать ребенок начинает еще внутриутробно, до своего появления на свет. Но это качественно иные зрение и слух.

Особенности слуха после рождения

Ребенок приходит в этот мир хорошо слышащим. У него, если нет патологий или аномалий развития органов слуха, с первых же минут появляется оценить то, в какой чудовищно громкий мир он явился. Звуки обрушиваются неожиданно и повергают малыша в стресс. Любой громкий звук может вызвать рефлекторное вздрагивание.

Первый месяц все ваши сказки и песенки, а также сюсюканья бабушки и деда, для малыша — пустой звук. Он находится в процессе адаптации и не способен пока распознавать знакомые и незнакомые звуки. Но уже в 1 месяц малыш начинает прислушиваться к голосам.

Первое, что он улавливает — интонации. Уже с первых недель жизни кроха будет чувствовать именно интонации. Что именно при этом будет говорить мама — сказку или формулы из области ядерной физики задушевным голосом — значения не имеет.

К трем месяцам у ребенка слуховой центр синхронизируется с речевым, и в ответ на знакомый звук кроха уже сможет ответить приветственным всплеском ручками, интонационными «гуканьями». К полугоду дети отлично ориентируются в том, откуда идет звук, поворачивают голову на звук, реагируют на собственное имя.

Если очень хочется порадовать малыша нежными песенками и стихами, заучивайте их к полугодовалому возрасту. В 5-6 месяцев кроха сможет по достоинству оценить их.

Что видит ребенок?

Новорожденный ребенок воспринимает зрительно мир как скопления тусклых пятен разного размера без выраженных границ. Четкость зрения в первые недели жизни отсутствует. А потому размещать над кроваткой новорожденного яркие игрушки и мобиль как минимум не имеет смысла, во всяком случае до возраста 1 месяца.

Уже в месяц малыш может различать некоторые крупные предметы, отнесенные от его лица на расстояние около 40 сантиметров. Но удерживать на нем взгляд малыш пока не в состоянии. Глазные мышцы слишком слабы для того, чтобы ребенок мог фокусировать взгляд в статичном положении.

Зрение малыша до месяца не является черно-белым, как думают некоторые, а также не является перевернутым. Дети видят все в нормальном положении в пространстве, но размыто (по причине физиологической дальнозоркости). Из-за маленьких глазных яблок формирование образа происходит за пределами сетчатки, а не на ней.

Новорожденный ребенок обладает развитым зрительным рефлексом — если посветить фонариком в лицо ребенку, он дернется, зажмурится и может даже заплакать. Когда ему исполнится полных три недели, малыш начнет видеть размытые пятна практически в цвете — начинается становление цветового зрения. Это означает, что грудничок пока не может видеть маму и отличать ее от других людей визуально, но это вовсе не означает, что он ее знает, просто воспринимает самого близкого человека кроха при помощи тактильных ощущений и знакомого запаха.

После месяца кроха начинает удерживать взгляд на статичном предмете, правда, он на это способен лишь совсем ненадолго. В 2 месяца фокусировка взгляда на предмете становится более длительно и, ура — малыш начинает видеть лицо мамы и отличать ее от других лиц. В этом же возрасте приходит возможность распознавания красного цвета.

В три месяца малыш начинает следить за предметом глазками, ему это хорошо удается, если сам интересующий его предмет перемещается плавно. К цветам, которые видит и различает малыш, добавляется желтый.

К концу пятого месяца жизни ребенок может различать цвета спектра, включая зеленый и синий, он узнает близких и может рассматривать предметы на расстоянии метра от себя. В 6 месяцев ребенок смотрит разумно и фиксированно, зрение становится стереоскопическим, объемным. Начиная с 7 месяцев, ребенок осознанно оценивает предметы, расстояние между ними, переключает свое внимание с ближних предметов на удаленные и наоборот.

Как помочь малышу развить органы чувств?

Таким образом, после рождения малыш каждый день будет совершенствовать свое восприятие мира — слуховое и зрительное. Задача любящих родителей на этом этапе – помочь ребенку, чтобы процессы адаптации были более комфортными.

Для развития слуха нужно чаще разговаривать с малышом, давать ему прослушивать различные звуки — высокочастотные, среднечастотные и низкочастотные. Включайте малышу музыку, лучше — классическую. Старайтесь исключить слишком громкие и резкие звуки, но совсем в тишине ребенка также оставлять не стоит.

Все развивающие занятия, купание, массаж, ежедневную гимнастику сопровождайте беседами с крохой, песенками и стишками, прибаутками, пойте ему колыбельные. Сначала кроха будет лишь воспринимать интонационные нюансы, но постепенно научится слушать слова.

Нужно отметить, что развитие умения слушать и слышать развивает речевые навыки, ведь большинство малышей уже к 3-4 месяцам пытают гулить, повторять услышанные комбинации звуков.

Для развития зрения необходимо, чтобы комната малыша была достаточно хорошо освещена естественным солнечным светом. Полумрак замедляет развитие органов зрения.

Игрушки и погремушки нужно подвешивать на расстоянии от 40 до 60 сантиметров от уровня лица. Кроватку в комнате надо поставить так, чтобы подойти к ней мама могла и справа, и слева. Тогда малыш будет воспринимать окружающий мир с двух сторон.

Погремушки и другие игрушки нужно выбирать того цвета, который малыш уже умеет видеть, с 2 месяцев — красные, с трех — красные и желтые, с полугода — всех цветов. Рядом с кроваткой в детской не должно быть зеркал и источников искусственного освещения.

С полутора месяцев можно показывать ребенку контрастные черно-белые геометрические фигуры, нарисованные мамой на листе бумаги или распечатанные из интернета. С трехмесячным крохой занятия должны проводить при использовании ярких и цветных предметов и рисунков.

Гуляя на свежем воздухе, нужно обращать внимание малыша на птиц, животных, автомобили и людей. Так кроха быстрее научится уверенно следить за движущимися объектами.

Главное, что могут сделать родители для развития детских органов чувств, — внимательно наблюдать за поведением ребенка. При обнаружении тревожных симптомов нужно обязательно показать ребенка соответствующему специалисту.

Признаки патологий

Заподозрить проблемы со слухом можно по отсутствию реакции на резкий звук. Новорожденный обязательно должен реагировать на него испугом, вздрагиванием, закрыванием глаз.

Если малыш в 2-3 месяца не реагирует на обращенный к нему голос, на звук погремушек, это является веским основанием для визита к узкому специалисту — врачу-сурдологу. Иногда малыши могут слышать только низкие и средние частоты, а высокие не воспринимать. Это будет свидетельствовать об определенной степени тугоухости. Проверить это можно, насыпав немного манной крупы в стеклянную или металлическую банку. Потрясите банкой над головой малыша. Если он демонстрирует реакцию на звук, со слухом все в порядке.

Проблемы со зрением хуже поддаются самостоятельной домашней диагностике. Но обратиться к офтальмологу родители обязаны, если у ребенка в возрасте 1 месяца отсутствует реакция зрачка на яркий свет (зрачок не сужается), если в трехмесячном возрасте он не фиксирует взгляд и не пытается посмотреть на беззвучные предметы.

О проблемах может говорить отсутствие способности следить взглядом за матерью, перемещающейся по квартире и за движущими игрушками над кроваткой. А в полгода ребенок с проблемами визуального восприятия может не узнавать маму и не отличать ее от чужих людей.

Чтобы вовремя заметить имеющиеся или развившиеся отклонения, родители не должны пренебрегать обязательными медицинскими осмотрами ребенка.

  • Первый осмотр проводится в 1 месяц. В рамках этого обследования ребенку проверяют слуховые и зрительные рефлексы.
  • Второй осмотр нужно пройти в полгода. Недоношенным детям рекомендуется сделать это раньше — в три месяца.
  • Третий обязательный медосмотр ребенку проводится в возрасте 1 года. В ходе этого мероприятия ребенка осматривает и ЛОР, и окулист. Если есть проблемы, то отоларинголог дает направление на консультацию к сурдорогу, а окулист назначает дополнительные аппаратные диагностические обследования.

Нужно отметить, что в большей мере проблемам со зрением и слухом от рождения подвержены недоношенные дети, малыши, пережившие состояние острой гипоксии в родах, имеющие ишемические поражения головного мозга.

Довольно часто проблемы со слухом и зрительной функцией проявляются у детей, родившихся от беременности, сопровождавшейся резус-конфликтом. Также заболевания органов слуха и зрения очень часто передаются по наследству, если у родителей или в третьем поколении есть родственники с тугоухостью, глаукомой, катарактой, врожденной слепотой или дистрофией сетчатки или глазного нерва.

О том, когда новорожденные начинают слышать и видеть, смотрите в следующем видео.

Когда новорожденный начинает видеть и слышать – на бэби.

ру!

Ученые давно выясняют, когда новорожденный начинает слышать и видеть. Одни после появления на свет редко открывают глаза, другие щурятся, а третьи сразу начинают рассматривать окружающий мир. Также малыши по-разному реагируют на звуковые раздражители.

Формирование зрения

Беременных всегда интересует вопрос, когда новорожденный начинает видеть. Уже доказано, что это происходит сразу после появления на свет. Однако сначала зрение у младенцев расплывчатое, так как малыш только адаптируется к непривычной для него среде. У грудничков низкая острота зрения. Улучшается зрение постепенно по мере формирования головного мозга, сетчатки и глазного яблока.

Как видят новорожденные: развитие зрения по месяцам

Месяцы

Формирование зрения

До месяца

Различает темноту и свет, но в серых оттенках.

Первый

Видит крупные предметы, но размыто.

Второй

Начинает следить за большими объектами и людьми. Взгляд начинает фокусироваться, но еще пока скользящий, не останавливается на предметах.

Третий

Подолгу рассматривает движущие игрушки. Различает желтый и красный цвета.

Четвертый

Разглядывает погремушки, берет их в руки и рассматривает, приближая к лицу. Пока еще не умеет оценивать расстояние до предметов, но уже различает основные цвета. Начинает фокусировать взгляд и в целом хорошо видит.

Пятый

Уже различает все цвета.

Шестой

Узнает родных, наблюдает за небольшими предметами. Чувствительность сетчатки – 2/3 чувствительности сетчатки взрослого человека.

Седьмой–восьмой

Умеет распознавать геометрические фигуры.

Восьмой–год

Видит все предметы целиком и по частям, старается найти объекты, пропадающие из поля зрения. Различает не только цвета, но и их оттенки. Зрение уже как у взрослого человека.

Бинокулярное зрение формируется только с 6-й недели, а видеть осознанно ребенок начинает с 4-го месяца. До этого срока малыш не умеет использовать для «просмотров» оба глаза, поэтому кажется, что взгляд косит или блуждает. До полугода это нормально, но если такой взгляд остается дольше – это повод обратиться к врачу, чтобы предотвратить развитие офтальмологической патологии.

Развитие слуха

Матерей всегда интересует, слышит ли ребенок в утробе. Слух у малыша начинает развиваться с 17-й недели беременности. Женщины всю беременность разговаривают с ребенком, в результате чего он запоминает материнский голос и потом легко отличает его от других. После рождения малыш тоже прекрасно слышит, но его физиология такова, что реакцию вызывают только громкие и резкие звуки.

Интересно, что через несколько часов после рождения ребенок уже различает голоса и по-разному реагирует на них . Однако в любом случае голос, который он слышал еще в утробе, действует на него успокаивающе. Слух ребенка проверяется в роддоме методом отоакустической эмиссии.

Следующее обследование проводится в месяц, уже в обычной поликлинике. Адаптация слуха (в сравнении со зрением) проходит более медленно. В первый месяц малыш реагирует только на громкие звуки и шум. Развитием слуха можно заниматься с момента рождения. Малыш вслушивается в голос, когда с ним разговаривают, поют ему песни.

Резкие и громкие звуки его пугают. К шести месяцам малыш уже распознает свое имя и проявляет любопытство по отношению к источнику шума. В результате ребенок начинает издавать новые звуки, что считается хорошим показателем развития слуха.

Читайте также:

Помощь в развитии зрения и слуха

Малышу больше всего нравится рассматривать предметы, которые находятся в десятке сантиметров прямо перед ним. Сначала ребенку трудно сфокусировать взгляд. Для развития этого навыка есть специальные упражнения:

  1. Нужно осторожно поворачивать голову ребенка в разные стороны и удерживать, когда в поле его зрения попадет лицо или яркая игрушка. Желательно, чтобы предмет был как можно крупнее. Так взгляд малыша быстрее за него «зацепится».
  2. Двух- или трехнедельным грудничкам проще задерживать взгляд в вертикальном положении. Даже если со стороны кажется, что он ничего не видит и не рассматривает, всё равно в поле его зрения попадает много предметов, поэтому ребенка нужно как можно чаще носить на руках.
  3. Тренировать зрение после полугода можно уже с игрушками разных цветов, особенно если они с контрастными кругами или полосками. Зрение ребенка развивается очень быстро, и ему уже самому интересно рассматривать разные цвета.

К концу 1-го месяца жизни ребенок иногда фокусирует (хоть и ненадолго) взгляд на предметах, которые находятся от него в 90 см, поэтому над кроваткой желательно поместить большую подвеску или звенящую карусель. Это будет привлекать внимание малыша и способствовать развитию слуха и зрения.

Как определяется нарушение слуха и зрения?

Основные способы проверки слуха и зрения – это шелест, шорох, движение световых лучей. Все перечисленное применяется в первые дни после рождения. Обращение к врачу необходимо, если после 1-го месяца нет кратковременной заинтересованности малыша, когда двигается крупный объект.

Также тревожным симптомом является отсутствие реакции ребенка на слишком громкие звуки или яркий свет. К 4-му месяцу малыш уже должен узнавать человека, который за ним ухаживает, издавать разные звуки. Плохо, если взрослея, ребенок не пытается рассмотреть игрушки, не интересуется происходящим вокруг.

Иногда родители начинают задаваться вопросом, видят ли новорожденные, если глаза у них «блуждают». Если косой взгляд появляется не всегда, а периодически, то это до полугода нормально. Малыш просто смотрит на окружающее каким-то одним глазом. В одну картинку все фрагменты начинают объединяться только после полугода.

Слышать малыш начинает еще в материнской утробе, а сразу после рождения на грудничка обрушивается много новых звуков и он учится их различать. Зрение формируется после того, как ребенок появился на свет, однако развивается очень быстро, и уже к году малыш видит так же, как и взрослые.

Читайте также:

Фото: Depositphotos, Рexels

Когда новорожденный начинает видеть и слышать❗️☘️

На чтение 6 мин.

О том, когда и как начинают видеть и слышать новорожденные, говорят многое. Некоторые утверждают, что они видят мир в черно-белых размытых тонах и «вверх ногами», при этом отлично слышат, еще будучи в животике у мамы. Так ли это на самом деле, давайте выясним. Заодно узнаем, как помочь новорожденному развить эти качества при наличии уже имеющихся при рождении возможностей.  

Так, когда новорожденный начинает видеть и слышать?

Зрение младенца 

Все малыши, только что появившиеся на свет, видят сразу, однако не так, как взрослые. В связи с недостаточно развитым зрительным аппаратом они видят все в черно-белых тонах.  

В первые 12 месяцев зрительная система будет развиваться, поэтому размытая черно-белая картинка через некоторое время преобразуется в яркую разноцветную. Каждый месяц его зрительные возможности будут стремительно улучшаться. 

Первые дни 

Новорожденный может видеть четко все, что находится на расстоянии 30 см от него. Так будет до тех пор, пока на глазном яблоке не сформируется желтое пятнышко. Именно оно отвечает за остроту зрительной системы. 

Из-за неокрепших глазных мышц отмечается нарушенное фокусирование взгляда. Это так называемое «младенческое косоглазие» (глаза сводятся к носу или смотрят в разные стороны). 

В первые дни он видит предметы только в белом и черном цвете, при этом отлично различает темноту и свет. При ярком свете начинает прищуриваться, пытается спрятаться, может капризничать или заплакать. Именно так определяется наличие зрения у малыша, когда врач направляет на каждый глазик поток света фонарика. 

Есть мнение, что у новорожденных мир представлен в перевернутом виде, однако оно ошибочное. Если у него нет никаких патологий головного мозга, то изображение будет «правильным». 

Уже с первых дней вы можете начать тренировку зрения у малыша – почаще говорите с ним, ближе наклоняйтесь, чтобы он обратил на вас внимание и пытался сфокусировать свой взгляд на вашем лице.  

Есть мнение, что ребенок легче фокусирует свой взгляд, будучи в лежачем положении, поэтому во время общения его можно взять на руки. 

1 месяц 

На этом этапе малыш видит крупногабаритные предметы с более четким очертанием, учиться сконцентрировать взгляд и координировать движения глаз из одной стороны в другую. 

Уже к концу первого месяца вы можете показывать ему контрастные рисунки в черно-белых красках. Также немаловажны ежедневные прогулки в дневное время суток, что положительно сказываются на развитии зрения.  

2 месяца 

Младенец может на несколько секунд задерживать свой взгляд на каком-то предмете. Также можно заметить, как он наблюдает за движущимися вблизи объектами. В 2-месячном возрасте окружающий мир становится для малыша более четким и наступает тот момент, когда он может отличать лицо мамы от других лиц. 

В этот период жизни его зрение наполняется красками: он уже умеет распознавать красный цвет с самой длинной световой волной.  

Поэтому вы смело можете разместить над кроваткой крупные игрушки в черно-бело-красных тонах на расстоянии полуметра от его глаз. Так он будет их рассматривать, фокусировать свой взгляд на них, следить за движущимися элементами и тем самым укреплять глазные мышцы. 

3 месяца 

У малыша проявляется повышенный интерес к предметам, которые его окружают. Ведь теперь он может полноценно наблюдать за ними. В его обзоре появляется еще один цвет – желтый. Также он умеет различать лица людей, которые часто перед ним появляются. 

4-5 месяцев 

Малыш четко видит все, что находится на расстоянии 1 м от него. Он может различить каждую деталь, черты лиц, мимику. В этот период жизни добавляется еще один цвет – зеленый. 

Он может наблюдать не только за движущимися в стороны объектами, но и сконцентрировать свое внимание на предметах, которые приближаются и отдаляются от него. Благодаря хорошо развитому хватательному рефлексу в 4-5 месяцев, он будет пытаться взять предмет ручками, который вы подносите к нему.  

Как правило, малыши в таком возрасте берут предметы руками, приближают или отдаляют их от себя, грызут, облизывают. Таким способом они определяют их объемность. 

6 месяцев 

В этот период жизни он начинает видеть четче и объемней. Ребенок различает все цвета, поэтому можете смело знакомить его с их названиями. 

В 6 месяцев у него уходит младенческое косоглазие, однако, если этого не случилось, его нужно срочно показать специалисту. 

7-8 месяцев 

В таком возрасте малыш отлично различает своих людей от чужих. При виде родственника он будет улыбаться, а увидев незнакомца – может испугаться и заплакать. В 7-8 месяцев малыш различает форму предметов, и не только их цвета, но и оттенки. 

Он четко видит вещи, которые находятся вблизи или далеко от него, и может с легкостью на них переключаться. 

9-12 месяцев 

В годик у малыша зрительная система такая же, как и у взрослых. Он начинает ходить, поэтому изучает весь окружающий мир во всех красках. В этот период жизни задача родителей – подпитывать его желание познать мир: показывать разные по форме, цвету и структуре объекты. 

Слух 

Он развивается еще до появления ребеночка на свет. Уже на 17 неделе он может слышать биение сердца матери и то, как работают внутренние органы и системы. Чуть позже он слышит голос мамы, поэтому не зря многие разговаривают с животиком, напевают песенки еще не родившемуся малышу. Наденьте наушники на живот и устройте ему по-настоящему приятный праздничный концерт. 

Слуховой аппарат новорожденного уже может принимать информацию, правда, не так как у взрослых. Для этого потребуется некоторое время. 

Первые дни 

После появления на свет слух у младенца немного притупляется. Это своеобразная защита, созданная природой, чтобы уберечь слуховой аппарат от множества звуков в реальном мире. С притупленным слухом детишки лучше спят. 

На этом этапе он реагирует только на громкие и резкие звуки вздрагиванием или плачем.  

1 месяц  

В этот период жизни он четко слышит все, что происходит вокруг него, постепенно привыкает к этим звукам и уже не пугается, как раньше. Он начинает прислушиваться к звукам, голосам, поэтому для развития речевых навыков, старайтесь чаще с ним разговаривать. 

2-3 месяца 

Слушает и пытается уловить звуки, двигаясь головкой и глазами, чтобы понять, откуда они издаются. В 2-месячном возрасте малыш отлично распознает голос матери, начинает реагировать агуканьем на голос мамы. 

4-5 месяцев 

Умеет определять источник подачи звука, поэтому может двигаться в его сторону головкой и глазами. Проявляет эмоциональную реакцию на издающиеся звуки жестами или мимикой. 

6 месяцев 

В 6-месячном возрасте малыш уже как взрослый – все слышит, однако продолжает активно познавать мир звуков, учиться их различать и воспроизводить.