Звук и буква с задания для дошкольников – [] ѻ. , — .
План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия «Звук и буква -У-«
Тема: Звук и буква У.
Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков и слов;
Продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук»;
выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале слова; в словах из текста;
закрепление понятий «звук», «слово»;
продолжить знакомство с буквой У, закрепление понятия «буква».
Оборудование: зеркала, предметные картинки: красный домик; буква У большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога и буквы У к этим полоскам; красивая коробочка, картинки или предметы: утюг, утенок, удочка, улитка, утка;.
Ход занятия.
Педагог предлагает сесть на свои места детям, назвавшим любой звук.
- «Ребята, эту куклу зовут Уля. Как зовут нашу куклу? (Уля). Какой первый звук вы услышали в слове Уля? (звук У). Где мы можем услышать звук У? Кто воет: У-у-у! (Волк) Молодцы. А как воет маленький волчонок? (у-у-у!-тоненьким голоском, тихо)».
«А как же получается звук у, как мы его с вами произносим? Посмотрите в зеркало – губы вытянулись и сделали маленький кружок; положите руку на горлышко и произнесите звук у – горлышко гудит, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает. Звук у – гласный звук, потому что его можно пропеть.
Спойте этот звук еще раз. Гласные звуки обозначаем красным цветом. Где живут гласные звуки и буквы? Правильно, вот в этом красном домике».
(Педагог показывает детям красный домик и красный кружок).
«Нажмите пальчиком на кружочек, оживите его.
Сегодня мы будем произносить много слов со звуком У».
- Игра «Поймай звук».
«А сейчас мы с вами будем ловить звук у ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук у – тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.
У-а-у-и-у-о-и-у-а-ы-у-о-у…»
(Если дети ошибаются, объясняем еще раз и еще раз играем0.
- Загадки.
« Уля принесла вам красивую коробочку. В ней – картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете. Что в коробочке.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка)». (Выставляется картинка).
Чем мы ловим рыбу? (Удочкой). Где вы услышали звук У – в начале, в середине или в конце слова?» (В начале слова).
(Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова).
2Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет». Это… (улитка).(Выставляется картинка). У кого глаза на ногах, а дом на спине? (у улитки). Покажите пальчиками. Как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове «улитка»? (Звук У).
«Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка).(Выставляется картинка). Покажите на полоске, где находится звук У? (В начале слова). Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами). У нее много… (утят). Сосчитайте, сколько их». (Три утенка, пять утят).
«Ребята, что вы сейчас мне подсказывали? (Слова). Вы подсказали много слов, и все они звучат по-разному. Какие слова вы сказали? (Утюг, утенок, ухо, улитка, утка )».
5.Динамическая пауза .
«Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг
Электрический…»(утюг). (Имитация работы с утюгом). «Чем вы гладите?» (Утюгом).
Д/и «Паровоз».
- Игра «Будь внимательным».
Педагог предлагает детям выбрать слова со звуком У из стихотворения:
Устала утка на пруду учить своих утят,
Утята плавать на виду у мамы не хотят.
В каких словах вы услышали звук У?
- Буква У. (Выставляется домик для гласных звуков и буква У).
Педагог знакомит детей с буквой.
Это – буква У. Букву мы можем увидеть и написать, а звук – услышать и сказать. Буква У будет жить в красном домике, потому что звук у – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).
У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Пишем букву У большую и маленькую.
8.Итог.
«Подарим хозяйке красного домика слова со звуком У». (Используя карточку, разделенную на з части, педагог ставит в ее начало букву У и предлагает детям догадаться – какое слово задумано).
«Я буду произносить часть слова без звука У. Вы дополните его звуком У и скажите все слово»._ казка, _ дав, _ лыбка, _ ченик, _ голок, _ кол.
nsportal.ru
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ГРАМОТЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗВУК И БУКВА «С».
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте
Тема: Звук и буква С.
Цель:
формировать знания о звуке и букве С.
продолжать учить составлять предложения по заданному слову
упражнять в употреблении антонимов
воспитывать интерес к занятиям, через разнообразные игры.
Оборудование: предметные картинки, в названиях которых содержится звук С, схемы предложений
Ход занятия:
1.Орг. момент
Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
Чем отличаются гласные звуки от согласных
2.Игра «Разложи на группы»
— У каждого картинки. Вы должны по очереди назвать предмет нарисованный на картинке и разложить в нужную коробку.
На карточках слова со звуками М представлены, К, С.
3.Сообщение темы занятия
— Сейчас я назову слова, а вы должны определить и назвать звук который слышите чаше всех.
Соня, Санки, Самовар, Стакан, Спица
Сегодня мы познакомимся со звуком с.
-Как мы произносим звук С. Какие используем упражнения С при произношении.
— Давайте, возьмем зеркала и произнесем звук С.
Логопед предлагает, смотря в зеркало, длительно произнести звук с и обратить внимание на положение губ.
Губы улыбаются, видны зубы.
А теперь еще раз долго, сердито посвистим, покажем, как воздух выходит из насоса, и скажем, куда спрятался кончик языка (кончик языка спрятался за нижние зубы)
Какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук с: холодная или теплая? Поднесите руку ко рту и скажите с.
(если кто-либо скажет, что теплая – сравнить х и с).
Звонкий или глухой этот звук? Почему? Приложим руку к горлышку. Дрожит голосок? (звук глухой)
Сердито произносим звук (это твердый звук)
4. Игра «Поймай звук»
Хлопните, когда услышите звук с.
с, п, м, с…;
са, ма, ва, су…;
ас, ам, ус…;
5. Игра «Добавь звук (слог)»
а). Добавим с вначале слова и получим новые слова:
Мех (смех)
Мел
Тройка (стройка),
наряд — ..,,
клад — …,
мешок — …
Б)
Ри(с)
Вку (с)
Но (с)
6. Игра «Сок»
Какой бывает сок?
Сок из абрикосов – абрикосовый
Из ананаса – ананасовый
Из смородины – смородиновый и т.д.
Физкультминутка «сугробы»
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём, а потом гулять пойдём.
7. Звуко-буквенный анализ слова (сок)
-Сколько слогов в слове.-Сколько звуков в слове сок?
— Сколько согласных?
— Сколько гласных?
— Если изменить на гласную У, какое слово получится?
8. Игра «Сочинялка»
— Я назову первую часть слова, а вы должны добавить Сок.
Пе (сок) ле — голо —
Ку — воло — бро —
Но — коло —
9. Игра «Скажи наоборот»
Пасмурный – (солнечный)
Тесная обувь – (свободная)
Горькое лекарство – (сладкое)
Кислое яблоко – (сладкое)
Мир – (ссора)
Неспелый – спелый
10. Знакомство с буквой С.
(НА доске) Это буква и звук С. Рассмотрите букву С. На что похожа она?
— Давайте нарисуем ее в воздухе.
— На доске написаны слоги. Давайте их прочитаем.
11. Игра « Узнай букву»
— Я каждому дам буквы, а вы должны узнать на ощупь букву С и назвать ее.
12. Игра «Придумай слова»
— Сейчас вы должны придумать слова, в которых есть звук С. И назвать место звука в слове.
Выигрывает тот, кто назовет большее количество слов со звуком с.
13. Игра «Предложения»
Придумайте предложения со словом, в котором есть звук С.
Возьмите схемы выложите и предожение.
Сколько слов в вашем предложении?
14. Итог
Какой звук мы сегодня изучали? Какой это звук?
С какой буквой познакомились?
infourok.ru
Обучение грамоте «Звук [у] и буква У»
Дома стоят,
Друг на друга глядят.
Пешеходы идут,
Сумки несут.
И автомобили
Куда-то покатили. Что это?
Это улица.
На улицах всегда большое движение, много людей, много машин и …. опасностей. Вы знаете правила безопасности на улице? Давайте, повторим! ….
Правила безопасного поведения на улице
Нельзя разговаривать с незнакомцами, брать любые предметы из их рук, уходить с ними. В случае, если незнакомец хочет применить силу, кричите, зовите на помощь, убегайте.
Нельзя брать с земли и даже подходить к опасным предметам: шприцы, ножи, битые бутылки, непонятные свёртки и т.д.
Нельзя убегать от родителей, прятаться от них, забегать в помещения, транспорт без родителей.
Выучите наизусть важную информацию о себе: фамилия и имя, адрес. Это пригодится если вдруг потеряетесь.
Выучите основные правила поведения на дороге (когда и где переходить улицу).
В начале урока мы вспомнили правила поведения на улице — это очень хорошо. Но ещё сегодня мы познакомимся с новым звуком. С каким? Конечно, с первым звуком слова улица. Что это за звук? Проговорите звук [у]. Где этот звук встречается? Какой он?
Верно, звук [у] — гласный!
1. «Лови звук». Хлопните в ладоши, если услышите звук [у] в словах: паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица.
2. Определите позицию звука [у] в словах: зубы, утка, наука, кенгуру, глобус.
3. «Доскажи словечко»
Идут ко мне унылые –
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые,
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг –
Электрический… (утюг)
***
Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками,
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может…
***
Он не птицей называется,
Хоть откладывает яйца.
У него утиный нос,
Зверь не страшный… (утконос)
А вы знаете, что… утконосы живут в Австралии.
Клюв утконоса не жёсткий как у птиц, а мягкий. Во рту утконоса имеются защечные мешки, как у хомяка.
Будучи всего 30-40 см в длину, утконосы роют норы длиной до 10 м. В нору ведут два хода: один подводный, другой располагается под корнями деревьев или в зарослях.
Оказывается, укол роговых шпор этого млекопитающего (на задних ногах) является ядовитым и несет смерть небольшим животным. Для человека он в целом не смертелен, однако вызывает очень сильную боль и отек, который может продолжаться много дней или даже месяцев.
4. Чистоговорки
- Уа-уа – в коляске плачет детвора.
- Ау-ау – кто потерялся, не пойму.
- У-у-у-у – воет волк в лесу.
- Ух-ух-ух – накалился наш утюг.
- Уч-уч-уч – светит в окна солнца луч.
- Ур-ур-ур – кошка нам сказала: «Мур».
5. Один — много. (образование существительного множественного числа):
- утка – утки
- учитель –
- ухо –
- ученик –
- участок –
- узел –
- учебник –
- улей –
- угол –
- улица –
- утюг –
- удочка –
- умник –
- ум –
6. Какие предметы, названия которых начинаются со звука [у], нарисованы на картинке? Раскрасить их (сохранить на компьютере и распечатать)
Знакомьтесь с буквой У. Удобная буква! Удобно в ней то, что можно на букву повесить пальто! А ещё У умная!
1. Найди спрятанные буквы У. Обведи их.
2. Раскрась листок с буквой У :
3. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву У с правой стороны рисунка .
4. Соедини с буквой У только те предметы, названия которых начинаются со звука [у].
5. Подчеркни такую же букву, как внизу слева. Обведи в кружок все буквы У справа.
6. Соедини точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось. Чем отличаются два квадрата справа?
7. «Кто больше?»
- Придумайте слова со звуком [у] в начале (улица, утро, ужин), в середине (руки, груша, капуста), в конце слова (
- Придумайте слова, в которых звук [у] второй (лужа, сук, тумбочка).
- Угадайте слова, в которых всего три буквы, причем вторая и третья – ук (жук, лук, сук, бук).
8. «Найди слова»
1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а
у – – у – –
у – – – у – –
у – – – – у – –
у – – – – – у – –
у – – – – – – у – –
у – – – – – – – у – –
у – – – – – – – – у – –
Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:
ум, ухо, урок, укроп, ученик, Шура, муха, лужа, бусы,
усадьба, утренник. душа, рука, муза.
9. «Наоборот»
Подберите антонимы, начинающиеся с буквы У, к словам:
красивый –… (уродливый), широкий – … (узкий), невезучий – … (удачливый), вечер – … (утро), грусть – … (улыбка).
10. «Занимательные модели»
Придумайте слова по следующим моделям:
- – у – (Бук, зуб, суп.)
- – – у – (Стук, круг, паук.)
- – – – у – (Парус, арбуз, вдруг.)
11. «Кто это? Что это?». Не забывайте, что во всех словах-отгадках есть буква У.
1. Это «ура» от других отличается
Тем, что летит и назад возвращается.
– у – – ра – –
2. Эта уха на березе сидит.
– – уха – –
3. Эта рука притаилась в реке.
Р – – у – ка
4. Этот буян никогда не дерется.
Бу – – ян
5. Эта овца на рубашке пасется.
– – – ов – ца
О т в е т : бумеранг, глухарь, ракушка, бурьян, пуговица.
12. Кроссворды
Школа
Впишите в клетки названия школьных принадлежностей, которые должен иметь каждый ученик в своем портфеле.
О т в е т : ручка, учебники, тетради, дневник, линейка, карандаш, резинка.
13. Все слова на букву У.
Впишите в клетки названия известных вам змей, птиц, моллюска и австралийского водоплавающего животного.
О т в е т : уж, удав, утка, удод, улитка, утконос
14.
Ползёт улитка по дорожке,
Как буква её два рожка.
Возьми жёлтый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву У.
15. Пишем…
Учимся красиво писать здесь
16.
Пословицы и поговорки
- Без муки нет науки.
- Умный себя винит, глупый – своего товарища.
- Не учись разрушать, а учись строить.
- Учение – путь к умению.
- Умелые руки не знают скуки.
- Умел ошибаться, умей и поправляться.
- Утро вечера мудренее.
- У дружбы нет границ, у знаний нет дна.
Словарь
- Убранство — то, что служит украшением чего-нибудь, обстановка.
- Убыток — снижение благосостояния.
- Уведомление — официальная информация, извещение, направленная одним человеком другому.
- Уверенность — это свойство человека, связанное с ощущением
внутренней силы, веры в себя, в свою способность двигаться вперед, преодолевать трудности. - Уговор — это взаимное соглашение о чём-нибудь.
- Уикенд — от английского «конец недели», то есть суббота и воскресенье.
- Указ — это общие правила
поведения (нормы права), издаваемый высшим лицом, например, Президентом. - Уклад — это порядок в организации
жизни, быта и т.п. - Умиление — это нежное, приятное чувство, которое появилось от чего — нибудь трогательного.
- Уроженец — это человек родом из определённой
местности, родившийся в определённой местности. - Усадьба — это комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек.
Крылатые выражения или фразеологизмы
- Убить двух зайцев — разу выполнить два нужных, важных дела.
- Умерять пыл — успокоиться.
www.klass39.ru