Разное

Сторителлинг в обучении – Сторителлинг в обучении

Содержание

Сторителлинг в обучении

Чтобы понять, что такое сторителлинг, мы рекомендуем отказаться на время от современных определений этой методики обучения и обратиться к русской литературе. Пожалуй, лучшим примером сторителлинга тех времен являются рассказы для детей известного педагога-новатора В. А. Сухомлинского. Острые, яркие, наполненные смыслом истории этого автора по сей день используют в школах, чтобы на простых примерах рассказать детям о понятиях добра и зла, честности и подлости, лени и трудолюбия, об искренности, взаимоуважении, человечности. Рассказы «Ленивая подушка», «Косточка», «Самые ласковые руки» многие взрослые помнят и сегодня. Написанные простым и понятным языком короткие истории стали прекрасным обучающим материалом в те годы, когда о сторителлинге еще никто не слышал.

Как метод сторителлинг был впервые обозначен и испытан руководителем крупной международной компании Armstrong International Дэвидом Армстронгом. Этот человек разработал и впоследствии описал в собственной книге концепцию «менеджмента через истории» — сторителлинга. Его сборник рассказов стал одной из самых интересных, насыщенных и ярких руководств по работе. В книге описан метод «обучения историями», которые помогают заинтересовать сотрудников, увлечь их своей выразительностью, помочь пропустить работу через личный опыт, получить новые знания в емкой, интересной форме.

Действительно, методика обучения через историю способна производить огромный эффект на аудиторию. Короткие и емкие рассказы, помогают персоналу разрешить существующие проблемы, перенять новые для себя навыки в работе, поверить в собственные силы и возможности, их неограниченность и многогранность. В трехминутной истории можно передать намного больше информации и опыта, чем в длинном семинаре, посвященном чтению корпоративных правил.

Как можно использовать сторителлинг в обучении персонала

Корпоративное обучение можно сделать максимально эффективным и интересным для сотрудников, если включить сторителлинг в программу обучения. Секрет этой методики заключается в том, что само по себе рассказывание историй позволяет передать знания и корпоративный опыт без формального обучения.

«Эта история произошла со мной через неделю после того, как я стал помощником менеджера в компании…» — звучит речь руководителя отдела. И сотрудники все как один настораживаются: «да, он был таким же, как и мы сейчас». Срабатывает обычная психология: «он — «свой», он говорит дельные вещи, я буду поступать также и добьюсь успеха». История, если она подана в хорошем формате, способна не просто вызвать интерес, но и получить знания о работе в компании, понять ее принципы, корпоративную культуру, правила, существующие внутри коллектива.

Сторителлинг позволяет:

  • качественно влиять на подсознание обучаемого;
  • быстро и легко доносить необходимую информацию;
  • обучать персонал нормам и требованиям, которые приняты в компании;
  • сводить к минимуму конфликты между сотрудниками;
  • дать понять персоналу, что каждый сотрудник в общей системе ценен и важен, что работа компании зависит от слаженной и ответственной работы каждого;
  • мотивировать добиваться поставленных целей;
  • экономить время на длительном обучении;
  • демонстрировать наглядно, что вы даете дельные, «работающие» советы и рекомендации.

Главные правила сторителлинга

Несмотря на кажущуюся простоту методики, существует целый ряд правил, которые необходимо соблюдать, продумывая обучающую историю. Ведь в итоге она не должна пройти мимо слушателя. Какие требования предъявляются к сторителлингу сегодня?

Содержание и смысл

Ваша история должна быть максимально реальной. Даже если в ней задействованы вымышленные персонажи, важно помочь слушателю провести параллели с действительностью, его собственным жизненным или профессиональным опытом. Важно, чтобы сюжет истории развивался максимально динамично. Она должна быть наполнена интересными событиями, цепляющими внимание от начала и до последнего слова.

Цели сторителлинга

Грамотно поданная история способна одновременно воздействовать и на мышление слушателя, и на его логику, и на эмоции. При этом необходимо стараться следить за тем, чтобы идея рассказа была максимально понятной тем, кто его будет слушать или читать. Важно следить за тем, чтобы идея не терялась за метафоричностью рассказа.

Презентабельность истории

Чем нагляднее, красочнее, интереснее история, тем проще увлечь в нее слушателя. Яркие, красивые презентации, элементы визуализации, видеоматериалы в сторителлинге имеют массу преимуществ, перед обычным (даже увлекательно написанным) текстом.

Краткость — сестра таланта (с)

Чем проще и короче история, тем больше она цепляет. В сторителлинге нет места «воде», длинным вступлениям, лирическим отступлениям, «заходам издалека». Ваш рассказ должен быть конкретным и интересным, иначе вы рискуете потерять интерес вашего слушателя (или читателя).

Уникальность

Сторителлинг как метод прекрасен тем, что оставляет большое пространство для творчества. Жестких принципов и правил в нем нет. Сделать эффективной можно любую историю: мотивирующей, убедительной, запоминающейся. Этим стоит пользоваться!

Наличие яркого героя истории

Такого, с которого хочется брать пример, опыт которого хочется освоить и повторить. Но при этом — максимально приближенного к «простым сотрудникам». Важно, чтобы аудитория воспринимала героя истории как «своего парня», такого же, как они сами. Тогда в голове рядового сотрудника легко возникнет цепочка: «он был таким как я и смог сделать это — значит, это возможно — значит, я тоже так смогу». Герой истории должен стать элементом мотивации для тех, кому вы хотите передать знания и опыт.

Как создать свою историю в Teachbase

Удаленный сторителлинг (в виде вебинаров, текстовых материалов, фильмов, аудио-рассказов, комиксов, иллюстарций и т.д.) имеет определенные сложности. Основная из них заключается в отсутствии возможности здесь и сейчас наблюдать, как реагирует аудитория на представленный материал.

Но мы всегда рекомендуем человеку, использующему Teachbase для создания обучающих историй, принимать это не как сложность, а как вызов. Поскольку вы не можете в интерактивном режиме полноценно видеть реакцию аудитории на свой рассказ, важно изначально создавать глубокий, увлекательный, нескучный материал, избегая при этом «перегрузки» истории, сохраняя ее значимость и пользу.

В Teachbase представлено множество инструментов для создания качественных материалов сторителлинга:

  • подготовка обучающих курсов;
  • создание тестов;
  • проведение видеовстреч.

Здесь созданы удобные формы для добавления собственных материалов в любом формате, присутствуют дополнительные сервисы для интерактивных заданий, разработаны правила обучения в электронном формате.

Наши программы позволяют разработать и внедрить «реальных» героев в свои материалы для обучения, представить историю в видео-формате, аудио-версии, в виде презентации и пр. Вы сможете делиться яркими историями со своей аудиторией, делать их максимально привлекательными, легко завладевать вниманием слушателей своих курсов.

Делайте историю сегодня!

Сторителлинг стал одним из тех инструментов, который помогает сделать коммуникацию с сотрудниками действительно богатой, эффективной и выразительной. Через историю вы можете донести до персонала необходимые идеи и мысли, обеспечить хороший уровень мотивации в коллективе. Наполненные личным профессиональным опытом рассказы помогают обучать персонал на интуитивном, подсознательном уровне.

Приемы сторителлинга, которые можно использовать во время разработки курсов в Teachbase, помогут вам донести до слушателей свои чувства и мысли, сделать даже сложный теоретический материал интересным, динамичным и ярким. Достаточно просто создать свою историю!

teachbase.ru

Как написать захватывающую историю: метод сторителлинга в обучении

Содержание статьи

Чему учат мумий-тролли и плащ-невидимка?

Художница и писательница, Туве Янсон, создала чудесный мир милых созданий мумий-троллей, любивших приключения и свою семью. «Каждый нуждается в том, чтобы время от времени рассказывали хорошую историю», – говорят ее персонажи.

Почему нам так нужен вымысел и может ли он чему-то научить? Истории увлекают своим сюжетом, оставляя в памяти незабываемое впечатление. Рисуя в воображении образы, мы «живем» вместе с героями. Именно поэтому истории – один из лучших способов передачи знаний и жизненного опыта.

«Сторителлинг» (от англ. «storytelling») – рассказывание историй. Метод, который широко применяется в обучении.

Представьте, вы сидите на уроке физики в школе. Учитель говорит о законах оптики, преломлении света. Вам скучно и не очень понятно. Но вдруг он начинает рассказывать о невидимости из «Гарри Поттера». Интересно? Еще бы, кто не мечтал о возможности становиться невидимкой? И вот на уроке вам объясняют, насколько это реально и какие научные разработки ведутся уже сегодня.

К сожалению, этот пример не из моей школьной жизни, а из книги Митио Каку «Физика невозможного». Уверена, с таким подходом, сегодня я бы помнила из курса физики нечто большее, чем формулировку зазубренного первого закона Ньютона.

А что если и во время уроков предлагать такие сравнения, приводить примеры и рассказывать истории? Вы только заговорили про плащ-невидимку, а аудитория уже представляет себя на месте героя и внимательно слушает сложные законы физики.

«Это было во второй день моей работы, когда…»

Необыкновенная история: корпоративное обучение при помощи сторителлинга тоже превращается в интересный и эффективный процесс. Весь секрет в том, чтобы «научить, не уча», рассказывая поучительные истории и передать корпоративный опыт и знания новичкам.

Вообразите, вы — новый работник крупной фирмы. Офис с длинными коридорами, множество фигур проносятся мимо с бумагами. Стараетесь казаться «своим», но понимаете, что даже не помните имен будущих сослуживцев. А вам еще предстоит в одиночку осилить скучный 50-страничный доклад о фирме и подготовить документы.

Гораздо лучше, если вас понимающе хлопают по плечу. Оборачиваясь, вы видите почтенного бухгалтера в очках с линзами толщиной с бух отчет. «Это было во второй день моей работы, когда…», и он рассказывает и о фирме, и, как сумел разобраться в весьма непростом вопросе, сохранив очень ценного клиента во время своего испытательного срока. История вдохновляет, вызывает интерес к фирме, формирует знания о работе, помогает лучше понять элементы корпоративной культуры.

В корпоративном обучении сторителлинг упрощает отношения в коллективе, заметно сокращает количество конфликтов, повышая самооценку сотрудников.

Сторителлинг, как метод обучения

Красиво, действенно, увлекательно, но надо понимать, не каждая рассказанная или прочитанная история – сторителлинг!

  • Смысл и содержание. История должна соотноситься с реальностью, с жизненным опытом. Неизменные атрибуты: развивающийся сюжет, герои и «приправа, которая создает вкус» – метафоры.
  • Цели и выводы. Хорошая история воздействует и на эмоции, и на разум. Она должна содержать понятную идею, ради которой она и рассказывается.
  • Качественное оформление. Никто не будет читать простыню текста. Информацию, историю преподносят изысканно. Лучше, например, представить идею интерактивно: в презентации.
  • Слушатели и аудитория. История должна быть услышана или увидена. При публикации разместите материал на сайте, добавьте ссылку в соцсетях, тогда сторителлинг сработает на широкую аудиторию.

«Сторителлинг», как метод корпоративного обучения, заключается в том, чтобы делиться с коллегами рассказами о руководстве, сотрудниках, об успехах и неудачах. История успеха мотивирует, достижения героев побуждают к действию.

Дистанционный сторителлинг

Есть также ряд причин, почему рассказ так эффективен в электронном обучении. Он не только помогает мотивировать учащихся, но также позволяет им чувствовать себя эмоционально связанными с предметом.

Красиво поданная история в курсе дистанционного обучения эффективно повышает навыки и расширяет базу знаний обучающихся. Рассказ может «перенести» в другое пространство и оставляет в памяти запоминающийся след.  И ученики школы или ВУЗа, и работники самых разных организаций от нефтегазовой сферы, до кулинарии, и соискатели вакансий, повышающие уровень квалификации дистанционно, могут усвоить новые знания проще, интереснее.

Непобедимые преимущества: визуальное оформление, возможность поделится с обширной целевой аудиторией и «место для шага вперед» – внесения новых историй в обучающий курс.

При таком подходе срабатывает комплексное воздействие на восприятие: красочный рассказ дополняют визуальные образы, музыка, интерактивности: шкала времени, 3D- книги, тесты, вопросы и творческие задания. Как следствие – позитивный опыт и успешное усвоение материала.

Как рассказать историю дистанционно?

Не всегда возможно на ходу определить действенность историй, ведь дистанционный рассказчик не наблюдает за реакцией аудитории, поэтому содержание должно быть глубоким, а материал не скучным. Истории в e-learning – просты, что позволяет избежать смысловой перегрузки, и не слишком коротки, что сохраняет реальную пользу и значение сказанного.

iSpring использует сторителлинг в своей практике. В компании, программы которой популярны в 155 странах мира, уверены, красочные истории-курсы помогают оптимизировать процесс обучения.

 Программы iSpring позволяют создать и внедрить систему обучающих материалов с «живыми» героями, аудио и видео, а также поделиться с аудиторией, не ограничиваясь рамками одной учебной группы, города и даже страны. Согласитесь, делиться интересной и мудрой историей со слушателями в виде красочной презентации за пару кликов – и удобно, и приятно!

Полезное преимущество сторителлинга – с первого дня увлечь нового сотрудника и помочь усвоить корпоративные ценности, историю фирмы, принятые правила, вовлечь в процесс работы легко и непринужденно. В любой сфере обучить сотрудников с разным опытом работы становится просто. Используйте это, расскажите историю!

«Давным–давно, в городе со странным названием на букву «Й» появилась на свет новая компания iSpring. Тогда еще никто не знал,что…» – так началась история iSpring, а как начинается ваша?

Если вам понравилась статья, дайте нам знать  —  нажмите кнопку Поделиться.

А если у вас есть идеи для полезных статей на тему электронного обучения  —  напишите нам в комментариях, и мы будем рады поработать над новым материалом.

www.ispring.ru

как придумывать истории, даже если вы не писатель · EdMarket

Истории могут научить нас новому поведению, вызвать слезы, вдохновить и заставить задуматься. Так почему бы не использовать этот потенциал в онлайн-образовании?

Исследования показали, что факты, рассказанные в форме истории, запоминаются лучше, чем в форме лекции или презентации. Истории увлекают, заставляют сопереживать героям, показывают последствия тех или иных жизненных решений. Истории показывают, кто мы и каково наше место в мире.

Вот несколько советов тем, кто хочет включить элементы сторителлинга в свои обучающие курсы.

Как создавать интересные и полезные онлайн-курсы? Расскажем на курсе «Методист в онлайн-обучении».

7 советов тем, кто хочет создавать обучающие истории

  1. Решите, чего вы хотите добиться, рассказав историю

Чего вы хотите добиться с помощью сторителлинга? Создать эмоции у аудитории и тем самым закрепить важную тему? Хотите, чтобы с ее помощью слушатели извлекли урок из ошибок героев? Надеетесь использовать историю в качестве упражнения?

История, рассказанная для развлечения, вряд ли будет полезна вашей аудитории.

  1. Запланируйте основные темы истории

Подумайте, что аудитория должна запомнить из истории. Какова мораль сообщения?

  1. Решите, как слушатели будут взаимодействовать с историей

Смогут ли они повлиять на сюжет (например, придумать концовку или разыграть учебный диалог, исполняя роли героев истории)? Будете ли вы задавать вопросы по содержанию истории, чтобы разобрать и зафиксировать важные моменты? Позвольте слушателям стать соавторами своего образования.

  1. Придумайте персонажей для ваших историй

Постарайтесь, чтобы персонаж находил отклик у вашей аудитории, и они были готовы ему сопереживать. Подумайте, что общего может быть у персонажа и слушателей (возраст, проблемы, ценности, мечты).

Попробуйте ответить на следующие вопросы, чтобы прописать образ персонажа:

  • имя
  • возраст
  • где живет герой?
  • какая у него профессия/роль? (покупатель, менеджер, безработный, предприниматель, домохозяйка, маркетолог)
  • есть ли у него яркие привычки/особенности?
  • что он любит, а что терпеть не может?
  • какие у него цели?
  • какие проблемы мешают достигнуть целей?
  • как он решает эти проблемы?
  1. Напишите сценарий истории

Не забудьте о структуре. Любая история (кроме самых скучных) строится на конфликте — противоречии, которое пытаются преодолеть герои. Никому не интересно слушать рассказ о благополучном герои, жизнь которого безмятежна. Вспомните сказки. Жизнь сталкивает Ивана-дурака с печи, заставляет его отправиться в путь, преодолеть множество препятствий, сразиться с нечистью, чтобы в финале завоевать руку и сердце принцессы. Учебная история должна быть не менее интересной — только тогда она запомнится слушателям и поможет научить их важному.

Самая базовая структура истории может выглядеть так:

Вот 4 базовых сюжета, которые вы можете применять в образовательном курсе.

НазваниеСтруктураПримеры
«Все к лучшему»Герой попадает в неприятности, решает проблемы и приобретает ценный опытИстория борьбы и вознаграждения: герой может стать банкротом, потерять дом, семью, заболеть. В финале истории он с честью выходит из неприятностей и приобретает нечто важное (новое богатство, собственное дело, опыт)
«Тернистый путь к мечте»Герой стремится к мечте, что-то ему мешает, и он теряет все, но в конце возвращается к цели и достигает ееПо этой схеме строится большинство историй о бизнесе. Герой открывает свою компанию, что-то идет не так, но благодаря смекалке и воле герой в конечном счете достигает успеха
«История Золушки»Герой живет в нищете, но появляется помощник, который помогает ему достичь успеха. Затем обстоятельства могут выступить против героя, но в финале он все равно достигнет успехаЧеловек живет жизнью, которая его не устраивает, но встречает наставника, который поднимает героя на новый уровень. Прежние ошибки и привычки тянут героя назад, но он борется с ними и одерживает победу
«Поучительная неудача»Герой действует неправильно и терпит неудачу. Затем он осознает свои ошибки, и это позволяет ему достичь успехаИстории о банкротстве и потере бизнеса, причиной которых стали ошибки руководителя. Выводы, которые можно сделать из этих ошибок

Когда придумаете сюжет истории, убедитесь, что он логичен, и вы можете ответить на шесть базовых вопросов:

  • кто?
  • что?
  • когда?
  • где?
  • как?
  • почему?

Кстати, эти вопросы можно использовать и при создании сюжета.

Чем ярче получатся персонаж и сюжет, тем лучше история запомнится слушателям. Но перегружать рассказ лишними деталями тоже не стоит. Постарайтесь найти баланс и помните принцип А.П. Чехова: «Если на сцене висит ружье, оно обязательно выстрелит». Этот драматургический принцип означает, что в истории не должно быть лишних элементов. Каждая деталь должна двигать сюжет и сообщать нечто новое.

Все о создании и продвижении онлайн-школ на курсе «Руководитель образовательного онлайн-проекта».

  1. Продумайте иллюстрации для рассказа

Рассчитайте, сколько у вас времени на создание графики, и выберите решение исходя из этого. Это могут быть анимированный ролик или картинки, детальные или схематичные.

  1. Добавьте в историю эмоций

Если сочиненная вами история похожа на сухой отчет о проделанной работе, вряд ли слушатели ей заинтересуются. Добавьте напряжения в сюжет, сделайте героев человечными и близкими аудитории и заставьте слушателей сопереживать им. История, которая не вызывает эмоций, вряд ли сможет чему-то научить.

Что еще почитать?

По ссылке вы найдете периодическую таблицу сторителлинга (на английском)

Материал создан на основе статей:

11 STORY STRUCTURES FOR BUSINESS STORYTELLING

How to Create User Personas

10 steps to create a digital story for learning

Use Stories in eLearning: 6 Tips to Bring Out Your Inner Storyteller

edmarket.ru

Мастер-класс «Сторителлинг» в обучении при помощи сервисов web 2.0″

Мастер-класс 

«Сторителлинг» в обучении при помощи сервисов web 2.0″ 

Аннотация: 

     Сторителлинг — это прием передачи информации, образов и навыков путем составления истории. Целью сторителлинга является формирование мотивации к определенному действию через ассоциацию слушателя с героем истории. Как метод сторителлинг был впервые обозначен и испытан руководителем крупной международной компании Armstrong International Дэвидом Армстронгом. Этот человек разработал и впоследствии описал в собственной книге концепцию «менеджмента через истории» — сторителлинга. Его сборник рассказов стал одной из самых интересных, насыщенных и ярких руководств по работе. В книге описан метод «обучения историями», которые помогают заинтересовать , увлечь их своей выразительностью, помочь пропустить работу через личный опыт, получить новые знания в емкой, интересной форме. 

       Чем нагляднее, красочнее, интереснее история, тем проще увлечь в нее слушателя. Яркие, красивые презентации, элементы визуализации, видеоматериалы в сторителлинге имеют массу преимуществ, перед обычным (даже увлекательно написанным) текстом. 

        В рамках нашего мастер-класса мы попробуем создать дистанционный сторителлинг. История рассказанная и дополненная визуальными образами не только помогает мотивировать учащихся, но также позволяет им чувствовать себя эмоционально связанными с предметом.

Человек воспринимает визуальную информацию в 60.000 раз быстрее, чем текст. Изображения вызывают ассоциации у людей. Поэтому всего лишь одно изображение часто может рассказать больше, чем сотни слов.  Создание образов для каждой фразы позволяет запомнить смысл и всю историю без особых усилий. 

Динамические изображения более привлекательны, чем статичные.

Если к созданным вами историям добавить еще и видеоряд изображений, фиксирующих внимание зрителей на  основных моментах в событиях истории, то ее эффективность увеличится многократно.

Тем более, что сейчас есть много сервисов, позволяющих быстро «оживить» историю. Некоторые из этих сервисов мы и разберем на нашем мастер- классе.

Сторителлинг – это рассказ качественных, запоминающихся историй. В сторителлинге нет ничего нового – люди рассказывают истории с древности. Человеческий мозг устроен так, что он кодирует все окружающие объекты в образы для улучшения обработки и восприятия, поэтому мы так хорошо и запоминаем факты, вписанные в истории. Истории увлекательнее сухих данных, они лучше запоминаются, им придают больше значения и их влияние на поведение людей сильнее.  

Педагогический сторителлинг как техника подачи познавательной информации выполняет следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая. 

качественно влиять на подсознание обучаемого;

* быстро и легко доносить необходимую информацию;

* обучать персонал нормам и требованиям, которые приняты в компании;

* сводить к минимуму конфликты между сотрудниками;

* дать понять персоналу, что каждый сотрудник в общей системе ценен и важен, что работа компании зависит от слаженной и ответственной работы каждого;

* мотивировать добиваться поставленных целей;

* экономить время на длительном обучении;

* демонстрировать наглядно, что вы даете дельные, «работающие» советы и рекомендации.

Есть 4 типа сторителлинга, которые можно использовать:

* Сторителлинг на основе реальных ситуаций: в качестве примера используются ситуации, которые необходимо разрешить. Сторителлинг на основе реальных ситуаций используется в случаях, когда понимание проблемы важнее, чем правильное решение. Мы стремимся учить детей, как вести себя в определенных ситуациях или как применять навыки и знания, а не заучивать факты. Этот метод является отличным инструментом сплочения коллектива, поскольку его можно применять для групповых обсуждений и обмена мнениями. 

* Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся для обучения информацию. Данный метод используется для повышения интереса учащихся к теме. 

* Сторителлинг на основе сценария: учащийся становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод хорошо подходит для нечасто случающихся или небезопасных ситуаций, или когда вы хотите, чтобы учащиеся применяли ранее приобретенные знания и опыт. Использование сценариев добавляет смысла знаниям учащихся и помогает применять их в реальном мире.

* Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: способ научить решать проблемы с наилучшими результатами. Данный метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике. 

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой. 

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При использовании классического сторителлинга педагог передает детям конкретную информацию: правила, теории и пр., которые представлены в насыщенной форме запоминающейся истории. 

В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Данный вид сторителлинга содействует передаче не только очевидного, но и скрытого  знания, которое закономерно не формируется и словесно никак не выражается. Оно особенным способом выражается в практической деятельности и предполагает собой передачу умений и навыков. 

Цифровой сторителлинг — формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, скрайбинг, майнд-мэп, инфографика). 

Цифровой сторителлинг имеет ряд преимуществ:

*позволяет сделать объяснение более убедительным и наглядным;

*позволяет оперативно делиться цифровыми историями с обучающимися и коллегами;

*позволяет индивидуализировать обучение;

*позволяет смоделировать различные ситуации, процессы и явления без особых финансовых и временных затрат;

*позволяет повысить вовлеченность студентов в процесс обучения;

*позволяет цифровому рассказу сохранить структуру и основные элементы традиционного сториттелинга, при этом дает возможность существенно расширить формат подачи информации.

В нашем мастер- классе  мы уделим особое внимание цифровому (визуальному ) сторителлингу

Повысить результативность  обучения или создать обучающий наглядный материал для уроков — с подобными и многими другими задачи в обучении поможет справиться визуальный сторителлинг.

Основная цель, которая стоит перед обучающим материалом — сделать так, чтобы информация была легкой для восприятия и хорошо запоминалась. И именно для достижения этих целей как нельзя лучше и подходит визуальный сторителлинг.  Визуальный сторителлинг позволяет добиться высоких результатов в обучении, облегчить восприятие информации и её запоминаемость. 

Визуальный сторителлинг в обучении позволяет…

* Добиться высокого уровня вовлечённости в материал

* Облегчить запоминаемость материала

* Структурировать информацию

* Представить объёмную, сложную для восприятия информацию в простой форме

Что должно быть в хорошей истории:

* Место и время

* Главный герой

* Конфликтность

* Эффект неожиданности(сюрприз)

* Проблема

* Интрига

* Выбор

* Развязка

* Логический вывод

История в сервисе StoryMap 

Вы хотите создать виртуальное путешествие по городам и странам, рассказать о жизни известных личностей, составить путевой дневник, показать города, в которых проходят знаменательные события, визуализировать исторические  процессы и события, литературные путешествия героев книг на карте. Пробовали ли вы рассказать историю при помощи интерактивной карты? 

Интерактивная карта (StoryMap) — это отличная возможность  рассказать историю максимально ярко и доступно. Инструмент будет лучшим средством визуализации информации, если события происходят (или происходили) в нескольких географических точках. Способы применения интерактивных карт StoryMap ограничиваются лишь вашей фантазией. 

Познакомьтесь с сервисом, с помощью которого вы сможете создать свое виртуальное путешествие.

Используя выбранный онлайн-сервис, создайте своё виртуальное путешествие. Ссылку на созданную работу поместите «Таблицу продвижения участников». Свою работу разместите в своем личном  Дневнике. Срок выполнения задания — до 05. 07

На заметку:

1. Ориентируйтесь на аудиторию. Создавая карту-историю, подумайте – кто будет зрителем и читателем вашей истории. Подбирайте текст, карты и другое содержание, ориентируясь на потребности вашей аудитории. Пользуйтесь доступным языком. Ваш рассказ должен быть логичным и понятным.

2. Заинтригуйте людей. Начните свою историю с чего-то яркого, привлекающего внимание. Выберите подходящее изображение, которое сразу создаст нужное настроение. Подберите красивое описательное название.  Основную тему вашей истории лучше изложить в начальной части, чем в заключительной.  

3. Создавайте легко читаемые карты. Картографические ресурсы, на основе которых вы строите свои истории, должны быть максимально простыми, понятными и структурированными. Уберите с карты лишнюю информацию и ненужные детали. Выберите подходящую базовую карту; например, в ряде случаев простая основа светло-серого цвета будет более уместна, чем спутниковый снимок. 

4. Стремитесь к простоте. Истории – это сама сущность. Чем больше несущественных элементов вы уберете, тем выше вероятность рассказать историю эффективно. Помните, что в наш век цифровой информации внимание быстро рассеивается. Сократите текст и упростите карту, а затем вернитесь и сделайте это ещё раз. Не должно получиться так, чтобы читатель смог вникнуть в суть вашей истории, лишь добравшись до пятого или шестого раздела.

История в сервисе  izi.TRAVEL

Мы уже научились рассказывать историю при помощи карт. Пришло время познакомиться с платформой историй -izi.TRAVEL. Рассказать историю, которая не оставит читателя равнодушным – настоящее искусство. Как стать хорошим рассказчиком? Как заинтересовать людей и мотивировать прийти в музей, чтобы узнать продолжение или подробности истории? Проведение выставок, образовательных квестов и обучающих туров, игр, создание видеоэкскурсий, аудиогидов — все эти направления могут быть  реализованы с с сервисом izi.travel 

Расскажите вашу историю всему миру

Делитесь вашими знаниями, увлечениями и опытом с целым миром. Миллионы других путешественников будут черпать вдохновение из ваших историй

Познакомьтесь с сервисом, с помощью которого вы сможете создать свое виртуальное путешествие.

Используя выбранный онлайн-сервис, создайте свой аудиогид. Ссылку на созданную работу поместите «Таблицу продвижения участников».  Свою работу разместите в своем личном  Дневнике. Срок выполнения задания — до 08.07

На заметку:

Создание аудиогида — кропотливый процесс, который включает в себя работу с текстовыми, звуковыми и графическими материалами. Для того чтобы создать качественный аудиогид, стоит придерживаться определенных рекомендаций: 

Подготовка текстов историй

При подготовке текстов для аудиогида нужно учитывать, что для качественного аудиогида потребуется два типа текстов для каждой истории:

Текст для чтения с экрана мобильного аудиогида. Данный тип текста носит справочный характер. Он может содержать достаточное количество дат, цифр и других параметров, которые плохо запоминаются при прослушивании. Наиболее часто к этому тексту турист будет обращаться в том случае, если он что-то забыл или пропустил.

Текст для аудиоистории. Этот текст должен быть адаптирован именно для прослушивания. Стилистически это должен быть легкий разговорный язык, каким владеют профессиональные гиды. Привлекайте к работе над такими текстами опытных гидов.

При подготовке текстов примите к сведению следующие советы:

В начало текста для аудиоистории поместите название объекта (достопримечательности или экспоната), чтобы пользователь мог удостовериться в том, что смотрит на тот объект, о котором сейчас идет речь. В тексте для чтения с экрана мобильного аудиогида это не требуется, так как для названия объекта выделено отдельное поле.

В начале текста аудиоистории экспоната желательно разместить его номер. Начиная историю об экспонате словами «Экспонат номер 21. Портрет молодого человека» вы поможете туристу сориентироваться, если перед ним располагаются несколько различных портретов.

При подготовке текста для аудиоистории старайтесь уложиться в 150-200 слов. Это примерно 1 — 2 минуты звучания при чтении со средним темпом. Такая продолжительность историй наиболее комфортна для слушателя аудиогида.

Звукозапись аудиоисторий

Наилучший результат может быть достигнут при записи историй профессиональными дикторами в специализированных студиях. Однако такой вариант не всегда доступен. Можно получить вполне приемлемый результат, если придерживаться следующих рекомендаций:

Для чтения истории выбирайте человека с хорошо поставленным голосом.

Использование разных голосов — хороший ход для удержания интереса пользователей. Чередование женского и мужского голосов можно использовать для разных экспонатов или отдельных частей рассказа, тем самым концентрируя внимание на содержании. Изменение темпа и интонации, эмоциональной окраски историй сделает их более привлекательными.

Выберите для звукозаписи наиболее тихое помещение. Запись желательно производить в полной тишине, чтобы посторонние звуки не попали в аудиоисторию и не испортили впечатление об аудиогиде.

В качестве оборудования можно использовать как встроенные в компьютер или ноутбук микрофоны, так и внешние микрофоны. Также для записи голоса можно использовать цифровые диктофоны и мобильные телефоны. До начала записи опытным путем подберите оптимальную дистанцию до микрофона — звук не должен быть слишком тихим или наоборот, слишком громким. При неправильно подобранном расстоянии до микрофона возможно появление искажений голоса на записи.

Обработайте полученные аудиофайлы. Удалите лишние фрагменты, снизьте уровень шумов, нормализуйте громкость.

Подготовка изображений

Важным элементом аудиогида является изображение. С помощью изображений можно не только подсказать туристу о каком объекте в данный момент идет речь, но и показать некоторые детали и дополнительные материалы. Это могут быть увеличенные фрагменты картины или статуи, фрагмент обратной стороны картины, старая фотография и т.д. Экспонат или достопримечательность могут содержать несколько изображений. Используйте эту возможность при подготовке историй об объектах.

Используйте только легальные изображения

Источники легальных изображений:

Фотографии, сделанные самостоятельно. В этом случае вы являетесь правообладателем изображения. Это идеальный вариант.

Фотографии, купленные на фотостоках (Shatterstock, Lobster.media и пр.). Это тоже хороший вариант, но требует финансовых затрат. Внимательно изучите условия использования приобретенных изображений. Возможно, может потребоваться указание автора и ссылки на ресурс, на котором фотография приобретена.

Фотографии из Интернета, опубликованные под свободными лицензиями (например,Creative Commons), разрешающими коммерческое использование изображений или находящиеся в статусе общественного достояния (public domain). Это бесплатные источники фотографий, но они имеют свои ограничения. Как правило, это требование указания рядом с фотографией названия изображения, автора и типа лицензии, оформленных гиперссылками на соответствующие страницы в сети.

Ресурсы, на которых можно найти фотографии под свободными лицензиями: Google Images,Wikimedia Commons, Flickr, Pixabay и т.п. Используйте расширенный поиск. В параметрах поиска выбирайте лицензию, разрешающую коммерческое использование изображения. 

Цифровые истории

Не всегда текст — лучший способ рассказать историю. В настоящее время растет плотность потребления информации, привлекают внимание истории с использованием  интересных визуальных элементов . Визуальный сторителлинг — это история, облекаемая в форму картинок (главное, чтобы история строилась по определённым законам и представляла собой увлекательный рассказ). Для создания визуальной истории можно использовать  инфографику. Она помогает представить информацию в привлекательной, удобной, выразительной и емкой форме. Это полноценный контент, ведь инфографика включает и цифровые данные, и текстовые пояснения. Инфографика пользуется популярностью . Людям нравится инфографика, ее охотно просматривают и делятся ею в соцсетях, поскольку это быстрый способ получить самую важную информацию.

Попробуем создать историю с помощью сервисов инфографики.

Какой историей вы хотели бы поделиться? Подумайте. 

Познакомьтесь с сервисами, с помощью которых вы сможете создать свою цифровую историю.

Easel.ly 

canva.com

 Genially 

 Piktochart

Venngage

На заметку:

самостоятельное создание инфографики начинается с идеи. Определитесь с идеей, которую вы пытаетесь донести. 

Спросите следующее

Для кого это? Где это будет опубликовано?

Это что, история? Урок истории? Или сравнение?

Будет ли он доступен без какого-либо другого текста или Контента?

Может ли он использоваться для поддержки какого-то письменного Контента, который вы создали?

Или вы собираетесь распечатать временную шкалу и повесить ее где-нибудь?

Простые вопросы, подобные этим на этапе планирования, помогут определить, какой формат и подход вы принимаете на этапе проектирования. И знание этого с самого начала сделает весь процесс намного проще.

Отыщите для своей работы  интересные факты и статистику.  Подумайте о том, как донести идею до своих слушателей и в какой форме стоит это сделать. Инфографика существует во множестве форм, так что продумайте, как она будет выглядеть. Набросайте план, отражающий основные пункты информации, которую необходимо передать читателю. Упрощайте свой текст по максимуму, в одной картинке должно быть как можно меньше текстовой информации. Стили шрифтов, иконок и цветовой фон, предметы на картинке -должны сочетаться и в итоге быть органичным целым. Кроме того, установите взаимосвязь между фактами .

Полезная информация

Пример

Источники:

http://etutorium.ru/blog/storytelling-na-vebinarehttp://etutorium.ru/blog/kak-ispolzovat-silu-istorij-na-vebinarakhhttp://www.vedu.ru/news-storitelling-v-do/http://net-edu.ru/sites/default/files/file/Monahova_GA_22_23_sec7.pdfhttp://informatiki.tgl.net.ru/metodika-prepodavanija/storitelling.htmlhttp://www.trainings.ru/library/articles/?id=6330http://wiki.pskovedu.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3http://education.penelopetrunk.com/2013/11/29/good-teaching-is-telling-stories/http://nitforyou.com/storytelling/http://nitforyou.com/storytelling/

infourok.ru

Король говорит: 7 курсов по сторителлингу

Однажды во время прогулки молодой мужчина услышал, как мать ругает сына за испачканные конфетой руки. Этим мужчиной был Энрике Бернат, потомственный кондитер, а после — создатель первого леденца на палочке. Такую понятную и привлекательную легенду рассказывает о себе Chupa Chups. Сторителлинг используют не только в коммерческих проектах, но и для мотивации подчиненных или создания маркетинговых текстов. T&P собрали курсы для тех, кто хочет вдохновлять.

  • Организатор: Британская высшая школа дизайна

  • Язык: русский

  • Где и когда: Москва, с 20 декабря (продолжительность — 4 дня)

  • Стоимость: 22,5 тыс. р.

Журналист, писатель и главный редактор портала «Такие дела» Валерий Панюшкин расскажет о главных составляющих хорошей истории: как выбрать тему, продумать персонажей, выстроить структуру, прописать диалоги и найти свой стиль.

  • Организатор: Кирилл Быков

  • Язык: русский

  • Где и когда: онлайн в любое время (продолжительность — 3 недели)

  • Стоимость: 5 тыс. р.

Как придумать интересного героя, зачем в истории нужны препятствия, почему не все сюжеты запоминаются, что даст самую эффектную концовку и как разработать запоминающийся язык — секретами успешного нарратива поделится телевизионный сценарист и лауреат премии «ТЭФИ» Кирилл Быков. Курс состоит из аудиосообщений, которые присылают прямо в Telegram, и включает личные консультации по работе с вашим проектом.

  • Организатор: IGRO — речевая тренинговая компания

  • Язык: русский

  • Где и когда: Санкт-Петербург, с 26 ноября (продолжительность — 5 дней)

  • Стоимость: 10–12 тыс. р.

Курс состоит из пяти уроков и поможет преодолеть страх перед сценой, написать речь, изучить особенности разных аудиторий и даже выступать в команде. Тренер Ирина Шнейдер научит четко формулировать свои мысли, контролировать тело и эмоции во время публичных выступлений.

  • Организатор: 4 Brain

  • Язык: русский

  • Где и когда: онлайн в любое время (продолжительность — 5 недель)

  • Стоимость: 1490 р.

Как завоевать и удержать внимание аудитории, писать без шаблонов, оставаться остроумным и делать красивые презентации? Курс заинтересует руководителей, копирайтеров, маркетологов и всех, кто создает и продает истории.

  • Организатор: The University of New South Wales

  • Язык: английский

  • Где и когда: онлайн в любое время (продолжительность — 6 недель)

  • Стоимость: бесплатно

«Звездные войны», «Ходячие мертвецы», «Марвел» рассказывают свои большие истории, распределив их между самыми разными платформами — от комиксов и видеоигр до полнометражных фильмов и книг. Такой подход называют трансмедийным сторителлингом. Как не запутаться в дополнительных нарративах, адаптировать историю под разные медиа и привлечь фанатов к производству контента, расскажут преподаватели Университета Нового Южного Уэльса.

  • Организатор: Alex Glod

  • Язык: английский

  • Где и когда: онлайн в любое время (продолжительность — 2,5 часа видео)

  • Стоимость: $10,99

Бесполезно вкладываться в рекламу, если у продукта нет истории, способной зацепить клиентов, считает создатель курса, сторителлер и спикер TEDx Алекс Глод. Он объяснит, как придумать легенду для бренда, которая вызовет эмоции и интерес у покупателей.

  • Организатор: Microsoft

  • Язык: английский

  • Где и когда: онлайн в любое время (продолжительность — 6 недель)

  • Стоимость: бесплатно

В формате сторителлинга можно представить даже аналитические отчеты. Преподаватели из компании Microsoft покажут, как использовать принципы сторителлинга в оформлении статистики и улучшить презентации с огромным количеством чисел.

P.S. Финал истории Майкла Боутрайта (начало — в нашей рассылке).

Психиатры назвали этот случай примером диссоциативной фуги. С таким диагнозом пациенты, пережившие сильный стресс, эмоционально от него закрываются, создавая новую личность. Обычно расстройство проявляется после ночного сна и длится от нескольких часов до нескольких месяцев. После этого больной может внезапно прийти в себя и забыть все, что происходило во время фуги.

Накануне этого случая Майкл долго пробыл в Китае, убеждая бывшую жену к нему вернуться, но потерпел фиаско. Он занял деньги у друга и прилетел в Калифорнию, где и очнулся Йоханом Эком. А знание шведского, вероятно, от первой супруги — в 80-х он был женат на шведке.

Его отправили на «историческую родину» в Швецию, но даже там Майкл не смог оправиться. Через несколько месяцев он оставил друзьям записку и покончил с собой.

theoryandpractice.ru

Storytelling: техники и приемы на уроке

Рассказывание историй — одно из самых естественных действий в нашей жизни. Мы постоянно рассказываем о том, как прошел день, болтаем с друзьями, читаем истории в интернете и слышим их. Это настолько естественно для человека любого возраста, и обязательно нужно использовать в обучении иностранному языку.

Что же такое storytelling?
Метод сторителлинг – это изучение языка с помощью небольших историй на разные темы. Истории позволяют использовать аутентичный материал, помогают отработать грамматику и лексику, способствуют развитию воображения, говорения, аудирования, письма. Этот прием отлично подходит самыми разными возрастными группами, детям, а также подросткам и взрослым. Атмосфера на таких занятиях самая непринужденная.

Как  использовать storytelling на уроках:

Учитель рассказывает историю:

1. Преподаватель читает историю, сказку, рассказ перед всем классом. При этом меняет голоса для разных персонажей в истории, использует жесты, эмоции, вовлекает студентов в процесс, задает вопросы, вместе со студентами предсказывает, что будет дальше. Данное чтение книги вслух отлично подходит для младших школьников и помогает им в дальнейшем справиться с Extensive reading. Именно так мы чаще всего читаем большие тексты в учебнике, все фразы и абзацы прочитываются целиком и подряд. Обычно при таком типе чтения мы не отвлекаемся на поиск незнакомых английских слов. Этот процесс помогает понять общий смысл и получить удовольствие от получения новой информации.

2. Преподаватель рассказывает историю в качестве warm up, введения в тему или презентации новой лексики и грамматики. Например, история для презентации слова “exhausted”:
I would like to tell you a story about my first job. When I was a student I worked as a waiter. I worked for 10 hours almost every day, I was running to the kitchen and back to the tables all the time, I was always on feet. Can you imagine how I felt at the end of the day? Yes, I was tired, very tired. I had no energy. I was exhausted. So how did I feel? (tired) What word did I use to say “very tired”? (exhausted)

Студенты составляют историю:
3. Подготовьте несколько картинок / слов (слова можно оформить в виде wordcloud) или предложений по теме урока. Студенты вытаскивают несколько картинок / слов / предложений и составляют историю с ними. Студенты могут составлять истории устно или письменно. Можно также использовать story cubes или комиксы.
4. После прочтения текста, студенты пересказывают историю с опорой на картинки, ключевые слова.
5. Попросите студентов изменить конец истории или изменить историю, используя другой жанр. Например, написать “Goldilock and Three Bears” в романтическом стиле или “Red Riding Hood” в детективном стиле.
6. Дайте студентам начало истории (можно даже сделать пропуски или вставить картинки вместо изученных слов) и они должны составить продолжение истории.
7.Дайте студента небольшую картинку, можно создать интригу и дать часть картинки. Попросите студентов составить рассказ, ответив на вопросы. Например:
Who is it? Where is he?
What is he doing? What is he holding?
What is going to happen next?

Студенты могут составить и собственные истории. Можно помочь им, попросив придерживаться плана или вместе на занятие обсудив возможные варианты.

План работы создания своей истории:

  • Choose the genre for your story
  • Describe your main character
  • Choose the location of the action
  • Describe what happens to the main character
  • Describe what happens at the end of the story


Онлайн инструменты для создания историй:

  1. Voicethread, Vocaroo – аудиозапись истории
  2. Befunky – создание коллажей, серии картинок
  3. Superlame – создание облаков с текстом
  4. Wordcloud – создание облаков со словами
  5. Zimmertwins – создание анимационной истории
  6. Toondoo – создание комиксов
  7. Storybird – создание истории в виде книги
  8. Slidestory – наложение звука на картинку

Используете ли вы сторителлинг на уроках? Какие задания нравятся больше всего?
Какие используете или хотите попробовать?


Мария Цедрик

Поделиться ссылкой:

skyteach.ru

Онлайн-программа «Сторителлинг»

Курс прошли 3808 чел.

Увидела ваш курс совершенно случайно и решила попробовать пройти обучение. Удобная форма получения знаний и цена приёмлема. Я в восторге! Ваш курс оказался таким полезным и информативным, что я чувствую как моё сознание меняется. Доступно и просто изложен каждый урок. А объем дополнительных материалов это кладезь знаний. Моооореее классной полезной и интересной информации! Честно говоря таких курсов я ещё не встречала. Спасибо команде 4BRAIN.RU Желаю вам ещё больше жаждущих знаний учеников! Успехов, крутого контента и положительных эмоций! На этом моё обучение не закончилось. У вас ещё столько интересного и неизученного мной, поэтому не прощаемся! Светлана Анохина, маркетолог, копирайтер

svetlachochek_ 4Brain (10/10 баллов)

Мне очень нравится структура этого курса и его практическая направленность. Так, в некоторых частях можно было написать тексты для своего проекта, и другие участники проверяли их. Можно было еще немного усилить «медийность» курса, например, вставки из рекламных роликов, чтобы понять цели их встроенных историй, были очень полезны, можно было увидеть, а где и как активно этот сторителлинг применяется в реальном мире. В целом очень насыщенный курс, очень нравится его многослойность — всегда в конце урока дополнительные ссылки, где можно почитать побольше на понравивишуюся тему.

istomina 4Brain (9/10 баллов)

Хороший курс. Заставил меня писать. Хотелось бы конечно больше практики и реальных успешных писателей, которые проверили бы текст и сделали конкретный анализ.

zinaidasoroceanu 4Brain (8/10 баллов)

Получила много полезной информации для себя. Самое важное для меня из курса — советы по грамотности и редактуре. Ценные советы и ссылки на ресурсы, которые хочу более глубоко изучить, сохранила в Заметках. Спасибо!

IrinaR (8/10 баллов)

Почему вы выбрали программу: Я работаю интернет-маркетологом и вижу как истории легко могут показать преимущества продукта, услуги и вовлечь потенциальных покупателей. Мне захотелось научиться так же. В рамках курса я получил всю необходимую информацию для дальнейшей практики и оттачивания мастерства.Минусы: Мне всё понравилось. Есть минусы в самой платформе незначительные. Но о них я менеджеру по телефону рассказывалПлюсы: Да, я посоветовал знакомым приобрести программу. Здесь есть всё необходимое. чтобы понять как пишутся истории и начать писать свои.

Константин (10/10 баллов)

Данным отзывом благодарю авторов за отлично подготовленный курс! Все подготовлено и изложено великолепно: структура, форма подачи и теория и практика. Правда ожидал немного другого — ожидал устный сторителлинг, а оказался письменный. Но данный вид сторителлинга не менее важен и используется во всех сферах взаимоотношений. Также хочу добавить, что фактическое время прохождения курса существенно больше, чем было написано в аннотации. Одна из причин — это доп материалы, которые достаточно объемные по своему содержанию, но являются крайне полезными для расширения кругозора. Авторы открывают доступ на 5 недель и дают доп наделю, но этого все равно мало. Нужно хотя бы 8-10 недель. Чтобы можно было не только все практические задания выполнить, но и изучить все доп материалы по теме, не переходя на следующий урок. Спасибо авторам за замечательный тренинг. Виктор Морозов, Инженер, 18.11.2017

Виктор (9/10 баллов)

В курсе представлена полезная информация, много дополнительных материалов. Я думаю курс рассчитан на то, чтобы человек погрузился, заинтересовался этим вопросом и продолжил занятия самостоятельно. Положительным моментом является возможность размещать свои работы и получать оценку. Некоторые задания требуют доработки, на в целом интересно и познавательно.

Катунина Ирина Валерьевна (9/10 баллов)

Курс очень полезный для всех, не только для тех, кто хочет научиться писать… Мне хочется больше практики. В каждом уроке есть практическое задание. Но в частях, посвященных приемам сторителлинга, хочется больше заданий, чтобы отработать все приемы. В общем все понравилось; даешь больше интересных курсов от 4 брейн!)

Анастасия (9/10 баллов)

Я очень рад, что изучил данный курс, как только увидел сразу купил)), он позволил мне структурировать тот объем знаний, которыми я обладал в этой теме и дополнил их. Уверен, что полученные знания я в полной мере реализую на работе (я руководитель) мотивирую людей, проводя презентации, выступая перед клиентами, общаясь с друзьями и близкими, моя речь станет насыщеннее, ярче, увлекательнее. Большое спасибо за курс!

Андрей (10/10 баллов)

Интересный курс. Раньше не задумывался, что с помощью историй можно так многогранно передавать свои мысли и цели, транслировать идеи, используя приемы сторитейллинга. Конечно тема объемна, поэтому курс хорош, как старт для дальнейшего развития.

Владимир (9/10 баллов)

4brain.ru