Разное

Спнрв диагноз невролога у детей что это – СПНРВ(синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) — синдром нервно рефлекторной возбудимости — запись пользователя Оксана (Oksana2503) в сообществе Здоровье новорожденных в категории Неврология

Содержание

Синдром гипервозбудимости у детей — причины, симптомы, диагностика и лечение

статья обновлена 25/09/2019

Обновлено 25/09/2019

87.1K просмотров

Синдром гипервозбудимости у детей

Синдром гипервозбудимости у детей – симптомокомплекс у детей раннего возраста, характеризующийся различными соматовегетативными расстройствами и повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. Синдром гипервозбудимости у детей проявляется двигательным беспокойством, тремором подбородка и конечностей, беспричинным плачем, нарушением сна, повышенным мышечным тонусом, частыми и обильными срыгиваниями и т. д. Для выявления органической основы синдрома гипервозбудимости детям проводится нейросонография, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, ЭЭГ, ЭНМГ, УЗИ или рентгенография шейного отдела позвоночника. Лечение синдрома гипервозбудимости у детей проводится детским неврологом и может включать медикаментозную терапию, массаж, водные процедуры, ЛФК.

Синдром гипервозбудимости у детей

Общие сведения

Синдром гипервозбудимости у детей (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) – комплекс патологических проявлений, развивающихся у детей с легкой формой перинатального поражения нервной системы. У детей раннего возраста синдром гипервозбудимости диагностируется в 42-44% случаев. В отечественной и зарубежной детской неврологии сложилось различное отношение к синдрому гипервозбудимости у детей. Так, отечественные неврологи рассматривают данное состояние исключительно как патологический синдром, в то время как их зарубежные коллеги склонны считать его скорее пограничным состоянием, не всегда требующим активной коррекции. Вместе с тем, по имеющимся наблюдениям, неблагоприятное течение синдрома гипервозбудимости у ребенка и

www.krasotaimedicina.ru

ММД, ПЭП, СПНРВ — диагностика и лечение

Практически каждый ребенок в своей медицинской карте имеет запись невропатолога и педиатра с таким диагнозом как ММД, ПЭП или СПНРВ, означающий синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. К большому сожалению, доктора не всегда разъясняют непонятные аббревиатуры. Именно это часто является причиной того, что родители даже не знают о том, какой диагноз у их ребенка и тем более не имеют представления, что с этим делать.

Диагноз ПЭП означает — перинатальная энцефалопатия, что представляет собой поражение нервной системы, основное значение в образовании которой принадлежит гипоксии плода (кислородное голодание). Самое тяжелое осложнение ПЭП — детский церебральный паралич (ДЦП).

Диагноз ММД означает — минимальная мозговая дисфункция, представляющая собой нарушение функции ЦНС в результате микроповреждений коры головного мозга, а также подкорковых структур. Возникает основным образом из-за кислородного голодания плода, которое возникает во внутриутробном периоде и в самом процессе родов, а также из-за родовой травмы. Такой диагноз врач может записать как МЦД, что означает минимальная церебральная дисфункция. Самым частым проявлением ММД является гипердинамический синдром, являющийся синдромом двигательной расторможенности.

Родителям довольно сложно связать данные диагнозы с утомляемостью и вялостью или, что происходит чаще, с сильной возбудимостью малыша. Ребенок много кричит, во время крика у него начинает дрожать подбородок, он постоянно срыгивает, его организм сильно реагирует на ухудшение погоды. Также у него вздувается животик, не налаживается стул (имеются склонности к запорам или, напротив, слишком частый). Малыш плаксив, довольно легко возбуждается и с трудом успокаивается, нарушается сон, повышается тонус, ребенок начинает запрокидывать головку, мучается от внутричерепного давлении и т.п. Затем, по мере взросления, у него может проявиться отставание в развитии речи, неусидчивость, расторможенность, непослушание.

А ведь большей части проблем можно избежать в том случае, если родители отнесутся к ней достаточно серьезно, но без излишнего драматизма. Указанные диагнозы в медицинской карте ребенка – это вовсе не сигнал к поднятию паники, а сигнал к осуществлению действий! Для начала нужно обязательно проконсультироваться с невропатологом. В случае, когда доктор не назначает никакого лечения, лишь утверждает, что все пройдет с возрастом, то необходимо в срочном порядке искать другого доктора. Возможно, и пройдет, однако не у всех, а только у части детей. Остальные же вынуждены нести такой груз всю жизнь.

Когда у ребенка указан диагноз ММД или ПЭП, то срочно необходим курс лечения. От возраста и определенного случая зависит процесс лечения. Не стоит бояться препаратов, которые прописывает врач, даже в том случае, когда эти медикаменты пьет Ваша бабушка от склероза! Ведь бабушке необходимо улучшить мозговое кровообращение, также как и Вашему малышу, все отличие заключается только в дозировке. Кроме медикаментозного лечения, ребенку нужен массаж, физиотерапия, лечебная физкультура, а также при необходимости — занятия с психологом, логопедом. Чем раньше начнется квалифицированное лечение, тем быстрее и лучше будет результат.

Однако не следует паниковать и думать, что врачи обнаружили у малыша что-то ужасное: расстройство со временем сойдет, но прежде доставит множество неприятностей и хлопот. Возможно ли избежать их? Конечно! Но, к большому сожалению, симптомы ММД и ПЭП во многих случаях не воспринимаются родителями в качестве патологических и не являются поводом для обращения к доктору — невропатологу. Родители в течение долгого времени не могут оценить состояние ребенка, а характеризуют некоторые особенности его поведения как «непоседливость», «лень», «избалованность», «нервозность» и т.п.

Отвечая «да» на вопросы, родители самостоятельно могут определить, имеется ли у ребенка какие-либо основания, «претендующие» на диагноз ММД и ПЭП.
В первый год своей жизни малыш вызывает беспокойство у врачей из-за повышенной возбудимости, нарушениями мышечного тонуса или прочими проявлениями перинатальной энцефалопатии? В случае, если да, то не пренебрегаете ли Вы рекомендациями врачей, считая, что «пройдет все само»?

Ребенок с трудом засыпает, постоянно просыпается ночью, вскрикивает во сне и ворочается? Полагаете, что он довольно рано (до 6 лет) отказался от сна днем?

Беспокойным и шумным, а иногда даже агрессивным поведением малыш похож на маленького разбойника, не придает никакого внимания запретам, ему сложно сосредоточиться на настольной игре или книге, которая требует терпения и внимания?

Достаточно часто находится не в настроении, капризничает по любому поводу и плачет, выглядит озлобленным, проявляется частая рассеянность и частая смена настроения?
Ведет и чувствует себя неважно при магнитных бурях и изменении погоды?

Время от времени жалуется на головные боли, носит панамки и шапки большего размера, нежели сверстники? Окружность головы ребенка, возраст которого один год, составляет 46 см, в два года — 48 см, в три — четыре года – 49 см, в пять лет – 50 см, а впоследствии она увеличивается на 1 см в год до величины – 55-58 см.

Достаточно плохо вливается в коллектив, с большим трудом привыкает к любым изменениям, к новой обстановке?

Кажется неуклюжим и неловким, не способен участвовать в подвижных играх, требующих слаженности движений?

Довольно быстро начал стаптывать обувь, во время ходьбы немного косолапит — ставит ноги внутрь носками, не всю стопу нагружает целиком, а лишь ее носочки и внутренний край?

Неправильно произносит некоторые лова или заикается, не совсем хорошо запоминает детские стихотворения, не способен внятно пересказать какой-либо отрывок из только прочитанной сказки?

Перед тем как заснуть ритмично раскачивает туловищем или покачивает головой, обкусывает ногти, сосет пальцы, перекатывает в руках небольшие предметы или наматывает часть волос на палец, замечен во многих «вредных привычках»?

В случае, если какие-либо из данных проблем присутствуют у малыша, не стоит откладывать визит к невропатологу, необходимо подробно рассказать доктору обо всем, что в поведении ребенка беспокоит. Если вовремя не обратиться к специалисту, думая, что все само пройдет, то множество проблем будут Вас ожидать, когда ребенок пойдет в первый класс.

Для того, чтобы подготовить к школе ребенка с диагнозом ММД и ПЭП, недостаточно только выучить цифры и буквы. Главным является то, что нужно укрепить его ослабленную нервную систему, оказать ей помощь, подготовить ее к предстоящей учебной нагрузке. Чем раньше станете «приводить в порядок» нервную систему малыша, тем эффективнее и лучше будет результат. Только лишь от родителей зависит, чтобы процесс лечения не растянулся на долгие годы, а произошел как можно быстрее! Лечение заключается не только в таблетках и микстурах, но и в стремлении к созданию необходимой обстановки в семье, которая будет «работать» на скорейшее выздоровление малыша. Для этого, для начала, Вам необходимо правильно понимать, что происходит с ребенком и отнестись к этому серьезно. Иногда он и рад бы быть умницей и паинькой, да только с самим собой сладу у него нет. Необходимо на семейном совете принять к действию некоторые пункты, от которых напрямую зависит выздоровление малыша.

Следует отыскать по рекомендации знакомых и посетить высококвалифицированного невропатолога. В обязательном порядке необходимо пройти курс лечения и постоянно показываться врачу.

Ребенку нужно ложиться спать, вставать утром, кушать, ходить на прогулку в одно и то же время. Прежние привычные действия являются точными сигналами определенного времени, которые синхронизируют деятельность нервной системы, а отклонения от режима дают разлад нервным процессам.

Приложите усилия, сделайте все, что в ваших силах, чтобы наладить дневной отдых ребенка – ослабленная нервная система нуждается в послеобеденном отдыхе.

Не рекомендуется часто приглашать гостей в дом, водить в гости ребенка, в развлекательные клубы, на вечеринки и т.п. Так как в результате нарушается привычный для малыша распорядок дня, ребенок переполняется лишними впечатлениями и эмоциями.

Следует взять под контроль процесс общения малыша с его сверстниками. Оно не должно быть продолжительным и утомительным. Дружить с расторможенными детьми категорически противопоказано. Для знакомства необходимо выбрать неагрессивного, спокойного ребенка постарше.

Никогда не следует выяснять отношения, если рядом находится ребенок – разногласия между взрослыми очень истощают психику ребенка, отдаляя момент победы над мизерной мозговой дисфункцией.

Необходимо наложить запрет на компьютерные игры и телевизор: мелькание кадров спровоцирует судорожный приступ, расшатывает отнюдь не железные нервы ребенка. Следует избавить его от агрессивных мультфильмов.

Не нужно брать ребенка в заграничные турне, страны с жарким климатом, загорать с ним на солнце. Лучшим отдыхом для него является проведение досуга на даче в тени рябин, яблонь и берез. Если же малышу нужна вода и морской воздух, лучше ехать на курорт в бархатный сезон и по времени — не более чем на два месяца.
Следует организовать детский досуг, который принесет пользу здоровью, который будет включать плавание, занятия физкультурой или подвижные игры на воздухе, которые в свою очередь улучшают точность и координацию движений.

Пускай ребенок больше вырезает, рисует, складывает, склеивает, строит из конструктора, собирает мозаику и т.п. Все это способствует разработке мелкой моторике рук, развитию зрительной памяти и пространственной ориентировке.

Необходимо чаще читать малышу сказки, стихи, следует с ним слушать спокойную музыку, народные песни, детские песенки.

Не следует водить ребенка дошкольного возраста в различные секции, кружки, музыкальную школу, на уроки по иностранным языкам и на подготовку к школе. До тех пор, пока Вы полностью не справитесь с возможными последствиями ММД и ПЭП, так как ребенок вряд ли будет делать какие-то успехи. Один лишь вред будет получать ребенок. И к тому же в гимназию с несколькими иностранными языками, которые будут преподавать уже в первом классе, и экзаменами, которые будут проводить в конце каждого года, также не следует отдавать ребенка. Перед обучением в школе нужно поговорить с учителем, рассказать о проблемах малыша, попросить об индивидуальном подходе, в котором действительно нуждается ребенок.

Родители, помните, за короткий срок справиться с возможными последствиями ММД и ПЭП сможет помочь лишь комплексное лечение, добрая и светлая обстановка в доме, спокойный режим и коррекционная работа со специалистами: логопед, дефектолог, педагог, психолог.

pippilotta-kids.ru

что это значит у новорожденного ребенка, последствия

Перинатальные поражения центральной нервной системы (ППЦНС) — совокупность патологических состояний, характеризующихся нарушением работы головного и спинного мозга, возникающих внутриутробно, в процессе родов или в первую неделю после рождения. У ребенка могут возникнуть двигательные нарушения, гипервозбудимость, судорожный синдром, гидроцефалия и другие клинические проявления. Для постановки диагноза ППЦНС проводят неврологический осмотр, компьютерную или магнитно-резонансную томографию, электроэнцефалографию и нейросонографию. Лечение основывается на комплексном подходе с использованием лекарственных средств, лечебной физкультуры, массажа и занятий с логопедом.

Причины заболевания

Основные симптомы перинатального поражения у ребенкаКак проявляется ППЦНС у ребенка

Основная причина поражения центральной нервной системы — гипоксия, приводящая к функциональным и органическим изменениям в спинном или головном мозге. ППЦНС развивается на фоне следующих факторов риска:

  • декомпенсированные заболевания у беременной женщины: сахарный диабет, артериальная гипертензия, сердечная недостаточность, болезни почек и др.;
  • патологии беременности в виде внутриутробных инфекций, гемолитической болезни плода, гестозов, плацентарной недостаточности;
  • патологическое течение родов;
  • вредные привычки у беременной, а также прием медикаментов, опасных для развивающегося плода.

У детей с заболеванием часто выявляют несколько причин. Каждый отдельный фактор усиливает силу поражения структур ЦНС и приводит к появлению характерных симптомов.

Разновидности болезни

Диагноз ППЦНС подразделяется на несколько типов, в зависимости от характера повреждающих факторов. Принято выделять три варианта перинатального поражения нервной системы:

  • поражение гипоксического генеза, т.е. связанное с нехваткой кислорода во время развития плода, родов или сразу после рождения;
  • травматический вариант, характеризующийся родовой травмой;
  • смешанная форма с сочетанием двух типов поражения.

Кроме уточнения причин развития заболевания, врач определяет степень нарушения. Всего их три — от стабильного состояния новорожденного без серьезных неврологических расстройств до нарушения жизненно важных функций и комы.

Клинические проявления

Симптомы перинатального поражения зависят от степени выраженности и локализации повреждений центральной нервной системы. Диагноз устанавливает врач-невролог или неонатолог во время обследования новорожденных. К основным проявлениям ППЦНС относят следующие отклонения:

  • нарушения мышечного тонуса в виде его повышения или понижения. У детей отмечают чрезмерно согнутые конечности или вялость отдельных мышечных групп;
  • тремор пальцев кистей или подбородка;
  • угнетение нервной системы — ребенок вялый, неактивен, спит больше возрастной нормы часов;
  • гипертензивный синдром с выбуханием родничков на черепе, повышенной возбудимостью, рвотой после пробуждения;
  • судорожные проявления различной степени выраженности;
  • нарушения работы внутренних органов.
Диагноз ППЦНС: симптомы и подходы к терапииДиагноз ППЦНС: симптомы и лечение

Определенные синдромы зависят от стадии развития заболевания и наличия сопутствующих поражений. Патология имеет 4 периода, которые последовательно сменяют друг друга. Острая стадия характеризуется выраженными клиническими проявлениями: слабостью, гипотонией, нарушениями мышечного тонуса, нарушениями сна, тремором и др.

Следующий период — ранний восстановительный. Выраженность клинических проявлений уменьшается, но появляются очаговые неврологические нарушения в виде парезов, параличей, нарушения функции внутренних органов и гипертензивного синдрома.

Поздняя восстановительная фаза связана с постепенным восстановлением мышечного тонуса. Его нормализация происходит вне зависимости от выраженности поражения структур головного и спинного мозга. Последняя стадия заболевания характеризуется остаточными последствиями в виде неврологических или психических расстройств.

Как поставить диагноз ППЦНС?

Основная задача врачей — своевременно выявить поражение центральной нервной системы и предупредить его дальнейшее прогрессирование. Диагностикой болезни занимаются педиатр, неонатолог и невролог. Помимо изучения имеющихся симптомов и анамнеза беременности и родов, специалисты используют следующие диагностические процедуры:

  • ультразвуковое исследование головного мозга, которое проводится через роднички на голове. Позволяет изучить состояние структур ЦНС без проведения длительных и дорогостоящих исследований;
  • компьютерная томография, используемая при подозрениях на травматическое происхождение ППЦНС;
  • магнитно-резонансная томография (МРТ) — наиболее информативная процедура, позволяющая оценить состояние структур головного мозга и выявить очаги ишемического, воспалительного или опухолевого характера. Недостатком метода является необходимость длительного нахождения ребенка в неподвижном состоянии и недоступность МРТ в небольших лечебных учреждениях;
  • УЗИ с допплерографией применяют для оценки кровотока в мозговых сосудах, питающих нервную ткань;
  • электроэнцефалография используется для выявления патологических очагов нервного возбуждения в головном мозге. Назначается всем детям с ППЦНС и судорожными проявлениями.

На выбор конкретных методов диагностики влияют периоды заболевания и их доступность в больнице. Интерпретирует результаты обследования только лечащий врач.

Подходы к лечению

Лечение ППЦНС у новорожденных: методы и лекарстваЛечение ППЦНС у новорожденных

Терапия перинатального поражения ЦНС проводится в лечебном учреждении. Дети с заболеванием обязательно госпитализируются для проведения обследования. Лечение носит комплексный характер — применяют лекарственные препараты, лечебную физкультуру, массаж и физиотерапевтические методы. Подходы к терапии зависят от стадии болезни и тяжести имеющихся симптомов.

В острую фазу ППЦНС лечебные мероприятия направлены на устранение конкретного синдрома: гипертензивного, двигательных расстройств, гипервозбудимости и др.

Для снижения уровня внутричерепного давления и предупреждения отека головного мозга назначают диуретические средства, уменьшающие образование ликвора в центральной нервной системе. Если препараты не эффективны или гидроцефалия прогрессируют, проводят хирургические вмешательства.

Лекарственные средства назначает только лечащий врач. Медикаменты имеют строгие показания и противопоказания, самолечение очень опасно!

При снижении мышечного тонуса у новорожденного назначают препараты, стимулирующие ЦНС и обеспечивающие его нормализацию. При их применении важно не допустить передозировки лекарственными средствами, приводящей к спастическим изменениям. Если у ребенка наблюдается гипертонус мускулатуры, то применяют лекарственные средства для его снижения.

Помимо лекарств, высокой эффективностью для нормализации тонуса обладают лечебная физкультура, массаж и физиотерапия. В лечении повышенной возбудимости предпочтение отдают фитотерапии и успокоительным препаратам различных фармакологических групп. Если поражение головного мозга возникло на фоне гипоксии, назначают ноотропы и медикаменты, улучшающие кровоснабжение ЦНС.

В период восстановления функций активно проводят лечебную физкультуру и массаж. Это позволяет ускорить нормализацию мышечного тонуса и восстановить основные неврологические двигательные функции. Дополнительно проводят физиотерапию с применением доступных методов.

Негативные последствия

К основным последствиям ППЦНС относят задержку психомоторного и речевого развития. В отсутствие терапии отклонения от возрастных норм прогрессируют, что может привести к необратимым изменениям.

У детей с перинатальным поражением головного мозга часто выявляется синдром дефицита внимания и двигательных нарушений, первые признаки которого выявляются в возрасте 4-5 лет. Дети отличаются неспособностью к концентрации внимания, снижением памяти и сложностями в обучении. Помимо указанных расстройств, возможно развитие эпилепсии, стойкого паралича, снижения остроты зрения и т.д.

Перинатальное поражение спинного и головного мозга требует своевременного обращения за медицинской помощью и начала лечения. Прогноз при ранней терапии благоприятный, так как функции ЦНС постепенно восстанавливаются. При тяжелом поражении нервной системы или попытках самолечения симптомы заболевания прогрессируют, приводя к стойкому неврологическому дефициту в виде эпилептических припадков, параличей и др.

Также интересно почитать: какие есть группы риска новорожденных

www.baby.ru

Перинатальные поражения центральной нервной системы ппцнс что это такое

Перинатальные поражения центральной нервной системы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) — собирательный диагноз, подразумевающий нарушение функции или структуры головного мозга различного происхождения, возникающее в перинатальный период.

К перинатальному периоду относятся антенатальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды.

Антенатальный период начинается на 28 неделе внутриутробного развития и оканчивается началом родового акта.

Интранатальный период включает в себя непосредственно сам акт родов от начала родовой деятельности до рождения ребенка.

Ранний неонатальный период соответствует первой неделе жизни ребенка и характеризуется процессами адаптации новорожденного к условиям внешней среды.

СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ

В современной международной классификации болезней (МКБ-10) диагноз «перинатальная энцефалопатия» не применяется. Но учитывая установившуюся в нашей стране традицию, а, также имеющиеся трудности в ранней и точной диагностике характера перинатальных поражений головного мозга этот «диагноз» еще продолжает применяться у детей в возрасте до 1 года жизни с различными нарушениями двигательной, речевой и психической функций.

В последние годы произошло значительное улучшение диагностических возможностей детских медицинских учреждений. С учетом этого диагноз перинатального поражения головного мозга может ставиться только до конца периода новорожденности, после 1 месяца жизни ребенка невролог должен определить точный характер и степень поражения центральной нервной системы, спрогнозировать дальнейшее течение заболевания, обнаруженного у ребенка и определить тактику лечения, либо снять подозрение на заболевание мозга.

КЛАССИФИКАЦИЯ

По своему происхождению и течению все поражения головного мозга перинатального периода условно можно разделить на гипоксически-ишемические, возникающие вследствие недостатка поступления кислорода в организм плода или его утилизации во время беременности (хроническая внутриутробная гипоксия плода) или родов (острая гипоксия плода, асфиксия), травматические, чаще всего обусловленные травматическим повреждением головки плода в момент родов и смешанные, гипоксически-травматические поражения центральной нервной системы.

В основе развития перинатальных поражений центральной нервной системы лежат многочисленные факторы, влияющие на состояние плода в течение беременности и родов и новорожденного в первые дни его жизни, обуславливающие возможность развития различных заболеваний как на 1 году жизни ребенка, так и в более старшем возрасте.

ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ

Причины, влияющие на возникновение перинатальных поражений центральной нервной системы.

  1. Соматические заболевания матери с явлениями хронической интоксикации.
  2. Острые инфекционные заболевания или обострение хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.
  3. Нарушение питания и общая незрелость беременной женщины.
  4. Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.
  5. Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).
  6. Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.).
  7. Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при применении родового пособия.
  8. Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.
Антенатальный период

К повреждающим факторам антенатального периода относят:

  1. внутриутробные инфекции
  2. обострения хронических заболевании будущей матери с неблагоприятными изменениями метаболизма
  3. интоксикации
  4. действие различных видов излучения
  5. генетическая обусловленность

Имеет большое значение и невынашивание беременности, когда ребенок рождается недоношенным или биологически незрелым вследствие нарушения внутриутробного развития. Незрелый же ребенок в большинстве случаев еше не готов к процессу родов и при родовых нагрузках получает значительные повреждения.

Необходимо обратить внимание на то, что в первом триместре внутриутробной жизни закладываются все основные элементы нервной системы будущего ребенка, а формирование плацентарного барьера начинается лишь с третьего месяца беременности. Возбудители таких инфекционных заболеваний, как токсоплазмоз. хламидиоз, листереллез, сифилис, сывороточный гепатит, цитомегалия и др., проникнув через незрелую плаценту из организма матери, глубоко повреждают внутренние органы плода, и в том числе формирующуюся нервную систему ребенка. Эти повреждения плода на данной стадии его развития генерализованные, но в первую очередь страдает центральная нервная система. В последующем, когда плацента уже сформировалась и достаточно эффективен плацентарный барьер, воздействия неблагоприятных факторов уже не приводят к формированию пороков развития плода, но могут вызвать преждевременное рождение, функциональную незрелость ребенка и внутриутробную гипотрофию.

В то же время есть факторы, которые могут неблагоприятно повлиять на развитие нервной системы плода в любом периоде беременности и даже до нее, влияя на репродуктивные органы и ткани родителей (проникающая радиация, употребление спиртных напитков, тяжелые острые интоксикации).

Интранатальный период

К интранатальным повреждающим факторам относят все неблагоприятные факторы процесса родов, неизбежно сказывающиеся на ребенке:

  1. длительный безводный период
  2. отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция
  3. родовой деятельности
  4. недостаточное раскрытие родовых путей
  5. стремительные роды
  6. применение ручных родовспомогательных приемов
  7. кесарево сечение
  8. обвитие плода пуповиной
  9. большая масса тела и размеры плода

Группой риска в отношении интранатальных повреждений являются недоношенные дети и дети с малой или слишком большой массой тела.

Необходимо отметить, что интранатальные повреждения нервной системы в большинстве случаев не касаются непосредственно структур головного мозга, но их последствия в дальнейшем постоянно влияют на деятельность и биологическое созревание развивающегося мозга.

Постнатальный период

Рассматривая постнатальный период, можно отметить, что здесь в генезе повреждений центральной нервной системы наибольшую роль играют

  1. нейроинфекции
  2. травмы

ПРОГНОЗ И ИСХОДЫ

У ребенка с диагнозом перинатального поражения головного мозга после 1 месяца жизни врач в состоянии определить прогноз дальнейшего развития ребенка, который может характеризоваться как полным выздоровлением или развитием минимальных нарушений центральной нервной системы, так и тяжелыми заболеваниями, требующими обязательного лечения и наблюдения у невропатолога.

Основные варианты последствий перинатального поражения центральной нервной системы и детей раннего возраста:

  1. Полное выздоровление
  2. Задержка психического, моторного или речевого развития ребенка
  3. http://www.neuronet.ru/bibliot/b004/n63.html (минимальная мозговая дисфункция )
  4. Невротические реакции
  5. Церебрастенический (посттравматический) синдром
  6. Синдром вегетативно-висцеральной дисфункции
  7. http://www.neuronet.ru/epilepsy/index.htm
  8. Гидроцефалия
  9. Детский церебральный паралич

У детей с последствиями перинатального поражения головного мозга в более старшем возрасте часто отмечаются нарушения адаптации к условиям внешней среды, проявляющиеся различными нарушениями поведения, невротическими проявлениями, синдромом гиперактивности, астеническим синдромом, школьной дезадаптацией, нарушением вегетативно-висцеральных функций и пр.

Учитывая недостаточно высокую медицинскую грамотность населения и дефицит детских неврологов в течение особенно первого года жизни такие дети не получают полноценной реабилитации.

Практика работы воспитателей и педагогов дошкольных учреждений и начальных классов школ свидетельствует о том, что за последние годы резко возросло число детей с дефектами речи, недостатками внимания, памяти, повышенной отвлекаемостью и умственной утомляемостью. У многих из таких детей обнаруживаются нарушения социальной адаптации, дефекты осанки, аллергодерматозы, различные дисфункции желудочно-кишечного тракта и дисграфии. Спектр указанных нарушений довольно широк, разнообразен, а «набор» дефектов у каждого отдельно взятого ребенка индивидуален.

Необходимо сразу же заметить, что при своевременной диагностике в раннем детском возрасте имеющиеся нарушения, в первую очередь нервной системы, в подавляющем большинстве случаев могут быть практически полностью устранены коррекционными мероприятиями, а дети в дальнейшем жить полноценной жизнью.

С началом же занятий в школе процесс дезадаптации с проявлениями нарушений высших функций головного мозга, соматических и вегетативных симптомов, сопровождающих минимальную мозговую дисфункцию, нарастает лавинообразно.

Диагностика перинатальных поражений центральной нервной системы

Диагноз перинатального поражения головного мозга может быть поставлен только на основании клинических данных, данные различных методов исследования носят лишь вспомогательный характер и бывают необходимы не для постановки самого диагноза, а для уточнения характера и локализации поражения, оценки динамики заболевания и эффективности лечения.

Дополнительные методы исследования в диагностике перинатальных поражений центральной нервной системы

Ультразвуковая диагностика (ЭХО-ЭГ, НСГ, допплерография)

Эхоэнцефалография -ЭХО-ЭГ

Метод ультразвуковой диагностики, основанный на свойстве ультразвука отклоняться на границе раздела сред с различной плотностью. Метод позволяет оценить величину третьего желудочка мозга, вентрикулярного индекса и амплитуды пульсаций.

Одномерная эхоэнцефалография широко применяется в различных медицинских учреждениях, в том числе и детских, для определения смещения срединных структур головного мозга, при подозрении на внутричерепное кровоизлияние и расширение соответствующих отделов ликворных путей мозга.

http://www.neuronet.ru/org/dknp/nsg.html

Современный, безопасный метод визуализации головного мозга, позволяющий через открытый большой родничок, швы, наружный слуховой проход или глазницу оценить состояние ткани головного мозга, образований передней, средней, задней черепных ямок и ликворных пространств, может применяться как скрининг-метод при подозрении на интракраниальное (внутричерепное) повреждение головного мозга.

С помощью нейросонографии описывается структура и эхогенность (эхоплотность) мозгового вещества, размеры и форма ликворных пространств мозга и оцениваются их изменения.

Наиболее важными особенностями метода является его способность

выявить наличие родовых и ранних послеродовых повреждений головного мозга (церебральные кровоизлияния и инфаркты мозга) и оценить характер последствий таких повреждений, выявить атрофические изменения головного мозга и изменения мозговой ткани и ликворных путей при гидроцефалии.

Метод позволяет определить наличие отека мозговой ткани, сдавления и дислокации структур головного мозга, пороков развития и опухолей центральной нервной системы, повреждения мозга при черепно-мозговых травмах.

При повторном (динамическом) проведении нейросонографического исследования возможна оценка динамики ранее выявленных структурных изменений ткани мозга и ликворных путей.

http://www.neuronet.ru/org/dknp/doppler.html

Метод основан на способности ультразвукового сигнала при прохождении через движущуюся среду изменять свою частоту и отражаться от этой среды и позволяет оценить величину кровотока в интрацеребральных сосудах (сосудах головного мозга) и экстрацеребральных сосудах и отличается высокой точностью при окклюзионных процессах.

Нейрофизиологическая диагностика (ЭЭГ, ЭНМГ, вызванные потенциалы)

http://www.neuronet.ru/org/dknp/eeg.html

Электроэнцефалография — это метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга. Методика позволяет правильно оценить состояние функциональной активности мозга, этапы созревания биоэлектрической активности головного мозга у детей первых лет жизни и дает информацию о наличии патологических изменений биоэлектрической активности при различных заболеваниях центральной нервной системы.

Электроэнцефалографическое исследование во сне является наиболее адекватным методом оценки функционального состояния мозга детей в младенческом возрасте, поскольку дети грудного и раннего детского возраста большую часть времени проводят во сне, и, к тому же, при записи ЭЭГ во сне исключены артефакты мышечного напряжения (электрической активности мышц), которые в состоянии бодрствования накладываются на биоэлектрическую активность мозга, искажая последнюю.

Необходимо добавить, что ЭЭГ бодрствования у новорожденных и детей раннего возраста недостаточно информативна, так как у них не сформирован основной корковый ритм.

Однако на ЭЭГ сна уже в первые месяцы жизни ребенка наблюдаются все основные ритмы биоэлектрической активности, присущие ЭЭГ сна взрослого человека. Нейрофизиологическое исследование сна с использованием ЭЭГ и комплекса различных физиологических показателей позволяет дифференцировать фазы и стадии сна и тестировать функциональные состояния мозга.

Вызванные потенциалы — ВП

Вызванные потенциалы головного мозга представляют собой электрическую активность нейронов мозга, возникающую в ответ на раздражение соответствующего анализатора. По способу получения вызванные потенциалы подразделяются на слуховые, зрительные и сомато-сенсорные.

Вызванные потенциалы выделяются из фоновой спонтанной биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ) и нередко используются в определении наличия изменений проводящих путей центральной нервной системы и их динамики при перинатальном повреждения цнс(((.

Зрительные вызванные потенциалы демонстрируют путь нервного импульса от зрительного нерва до зрительных зон затылочных областей коры головного мозга и используются чаще у недоношенных детей для определения состояния проводниковых путей в области задних рогов боковых желудочков, наиболее часто страдающих при перивентрикулярной лейкомаляции.

Слуховые вызванные потенциалы отражают прохождение нервного импульса от слухового нерва до проекционных зон коры головного мозга и используются чаще у доношенных детей.

Сомато-сенсорные вызванные потенциалы отражают путь, проходимый электрическим сигналом при раздражении периферических нервов до соответствующей проекционной зоны коры головного мозга и используются как у доношенных, так и у недоношенных детей.

Видеомониторинг

Представляет собой простой и относительно недорогой метод диагностики, позволяющий оценить этапы формирования спонтанной двигательной активности ребенка с момента рождения с помощью анализа видеозаписей. Оценивается спонтанная двигательная активности ребенка, своевременность и характер смены типов двигательной активности.

Сочетание проведения ЭЭГ- мониторинга в состоянии бодрствования и естественного сна со снятием других физиологических показателей жизнедеятельности ребенка (ЭНМГ, ЭОГ и пр.) и видеомониторинга позволяет более точно дифференцировать характер пароксизмальных состояний различного происхождения у детей раннего возраста.

Электронейромиография — ЭНМГ

ЭМГ (электромиография) и ЭНМГ (электронейромиография) нередко исользуются в диагностике перинатальных поражений нервной системы, в том числе и гипоксического характера (у здоровых новорожденных и детей, родившихся в гипоксии выявляется различная электрическая активность мышц, отличающаяся по амплитуде и частоте клонических сокращений мышечных волокон при различных вариантах проявлений перинатального поражения центральной нервной системы).

Рентгенографические методы исследования (КТ, МРТ, ПЭТ)

Компьютерная томография — КТ

Компьютерная томография — метод исследования, основанный на последовательном сканировании органов и частей тела человека рентгеновским лучом и последующим восстановлением изображения получаемых срезов.

Широко используемый у детей старшего возраста и во взрослой практике метод визуализации макроструктурных изменений центральной нервной системы (кровоизлияния, кисты, опухоли и т.п.) достаточно проблематично использовать у детей раннего возраста в связи с необходимостью проведения наркоза (для достижения обездвиженности ребенка).

Магнитно-резонансная томография — МРТ

Магнитно-резонансная томография — метод исследования, позволяющий оценить не только нарушение макроструктуры исследуемого органа, но и состояние и дифференцировку ткани мозга, выявить очаги повышенной и пониженной плотности и признаки отека головного мозга.

Позитронно-эмиссионная томография — ПЭТ

Позитронно-эмиссионная томография — позволяет определить интенсивность метаболизма в тканях и интенсивность мозгового кровотока на различных уровнях и в различных структурах центральной нервной системы.

ЛЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Поражения головного мозга в перинатальный период являются основной причиной инвалидизации и дезадаптации детей.

Лечение острого периода перинатальных поражений ЦНС проводится в стационаре, под постоянным контролем врача.

Лечение последствий поражений центральной нервной системы перинатального периода, с которыми достаточно часто приходится сталкиваться педиатрам и неврологам, включает в себя медикаментозную терапию, массаж, лечебную физкультуру и физиотерапевтические процедуры, довольно часто применяют иглорефлексотерапию и элементы педагогической коррекции.

Требования к лечению должны быть достаточно высокими и, надо добавить, что основной акцент в лечении последствий поражения ЦНС перинатального периода делается именно на физические методы воздействия (ЛФК, массаж, ФТЛ и пр.), в то время как медикаментозное лечение применяется лишь в ряде случаев (судороги, гидроцефалия и т.п.).

Тактика лечения основных синдромов, встречающихся у новорожденных, грудных детей и детей раннего возраста при поражениях головного мозга различного происхождения

Синдром внутричерепной гипертензии

Существенное значение в лечении http://www.neuronet.ru/bibliot/b004/n53.html имеет контроль объема жидкости в ликворных путях. Препаратом выбора в этом случае является диакарб (ингибитор карбоангидразы), уменьшающий продукцию ликвора и увеличивающий его отток. При неэффективности лечения повышенного внутричерепного давления диакарбом, прогрессирующем увеличении желудочков по данным методов нейровизуализации и нарастании атрофии мозгового вещества целесообразно применение нейрохирургических методов лечения (вентрикуло-перитонеальное или вентрикуло-перикардиальное шунтирвание).

Синдром двигательных расстройств

Лечение двигательных расстройств проводится в соответствии с характером двигательных нарушений.

При синдроме мышечной гипотонии (снижении тонуса мышц) применяют дибазол или, иногда, галантамин. Преимущество данных препаратов заключается в их непосредственном действии на центральную нервную систему, в то время как другие препараты действуют на периферический отдел нервной системы. Однако назначение этих препаратов должно быть очень осторожным во избежании смены мышечной гипотонии спастическими состояниями.

При синдроме мышечной гипертонии (повышении тонуса мышц) применяют мидокалм или баклофен.

Однако ведущую роль в лечении синдрома двигательных расстройств у детей с последствиями перинатального поражения ЦНС играют физические методы воздействия, перечисленные выше.

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости

Четкой общепринятой тактики ведения детей с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости до настоящего времени не существует, многие специалисты относятся к данному состоянию как к пограничному состоянию и советуют только наблюдать за такими детьми, воздерживаясь от лечения.

В отечественной практике некоторые врачи продолжают применять детям с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости достаточно серьезные препараты (фенобарбитал, диазепам, сонапакс и т.п.), назначение которых в большинстве случаев мало оправдано. Широко распространено назначение ноотропных препаратов с тормозным действием, таких как патногам, фенибут. Достаточно эффективно применяется фитотерапия (седативные чаи, сборы и отвары).

При наличии задержки речевого, психического или моторного развития базовыми препаратами отечественной медицины в лечении этих состояний являются ноотропные средства (ноотропил, аминалон, энцефабол). Наряду с ноотропами применяются всевозможные занятия, направленные на развитие нарушенной функции (занятия с логопедом, психологом и пр.).

Эпилепсия

http://www.neuronet.ru/epilepsy/index.htm, или, как часто называют это заболевание в России — эпилептический синдром нередко является одним из последствий перинатальных поражений головного мозга. Лечение данного заболевания должно проводится врачом-неврологом достаточной квалификации в этой области или эпилептологом, что предпочтительнее.

Для лечения эпилепсии применяются противосудорожные препараты (антиконвульсанты), назначение и контроль за приемом которых осуществляется непосредственно лечащим врачом. Резкая отмена препаратов, замена одного препарата другим или любые самовольные изменения схемы приема противосудорожных средств часто сами провоцируют развитие эпилептических приступов. Поскольку антиконвульсанты — препараты не безвредные, то принимать их следует строго по показаниям (точно установленный диагноз эпилепсии, эпилептического синдрома).

Минимальная мозговая дисфункция (ММД, синдром гиперактивности, гипермоторного ребенка)

Развитие данного синдрома связано с незрелостью и снижением активности тормозных механизмов головного мозга. Поэтому, в некоторых зарубежных странах, для лечения этого синдрома используют амфетамины, запрещенные к применению в России (препараты попадают в категорию наркотических веществ, вызывающих быстрое привыкание).

Так же используются различные элементы педагогической коррекции, занятия с психологом и логопедом, упражнения на концентрацию внимания.

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.руСоздать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру

www.baby.ru

Синдром двигательных нарушений у детей (грудничков): развитие, лечение

Синдром двигательных нарушений (СДН) – расстройство двигательной сферы человека, обусловленное поражением головного мозга и нарушением работы ЦНС. Обычно поражает один или несколько отделов мозга: кора больших полушарий, подкорковые ядра, ствол. Форма мышечной патологии определяется объемом и областью поражения мозга. Недуг проявляется патологическим изменением тонуса мышц и разнообразными двигательными нарушениями.

Болезнь развивается у грудных детей 2-4 месяцев, перенесших травму или гипоксию мозга. Причинами синдрома двигательных нарушений у детей могут быть негативные факторы, оказывающие внутриутробное воздействие на плод и вызывающие перинатальное поражение центральной нервной системы. Судорожная активность мышц, их гипотония и слабость требуют срочного лечения.

СДН клинически проявляется уже в первые дни и недели жизни ребенка. У больных детей возникает гипо- или гипертонус мышц, снижается или повышается спонтанная двигательная активность, ослабляется двигательная функция конечностей, нарушается рефлекторная деятельность. Они отстают в физическом развитии от сверстников, не справляются с целенаправленными движениями и их координацией, имеют трудности со слухом, зрением и речью. Развитие мышечной ткани на разных конечностях происходит с разной интенсивностью.

Эти проблемы постепенно провоцируют нарушение психического развития и неполноценность интеллекта. Замедляется речевое и психоэмоциональное развитие. Дети с СДН начинают сидеть, ползать и ходить несколько позже своих ровесников. Некоторые из них даже в год не держат голову. Полное отсутствие произвольных движений гортанных мышц у детей приводит к нарушению глотательного рефлекса. Этот признак указывает на серьезную стадию патологии, которая требует срочного проведения терапевтических мероприятия, способных устранить столь опасную симптоматику.

Поскольку синдром не прогрессирует, его своевременное и правильное лечение дает впечатляющие результаты. Согласно МКБ-10 он имеет код G25 и относится к «Другим экстрапирамидным и двигательным нарушениям».

Этиология

Этиопатогенетические факторы, вызывающие перинатальное поражение ЦНС — ППЦНС и провоцирующие синдром:

  • Родовая травма, полученная ребенком при появлении на свет в результате применения акушером-гинекологом физической силы с целью ускорения родоразрешения.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода приводит к поражению клеток головного мозга, отвечающих за различные мышечные процессы.
  • Тяжелые и длительные роды с задержкой изгнания плода.
  • Внутриутробные нейроинфекции, проникающие в плод через плаценту от больной матери.
  • Скрытые инфекции матери – краснуха, токсоплазмоз.
  • Заболевания, передающиеся половым путем у беременной женщины.
  • Врожденные аномалии костей и суставов.
  • Большая масса плода, тазовое предлежание, неправильное вставление головки.
  • Отравления беременной женщины химическими веществами или пищевыми продуктами.
  • Генетические причины – хромосомные нарушения.
  • Физические причины — влияние электромагнитного поля или рентгеновского облучения на плод.
  • Наркомания, алкоголизм и табакокурение у беременной женщины.
  • Обвитие петель пуповины вокруг шеи и тела плода.
  • Фетоплацентарная недостаточность.
  • Гидроцефалия, обусловленная оттоком ликвора в мозге.

Точная причина в каждом конкретном случае не всегда ясна. Обычно синдром развивается при одновременном воздействии нескольких негативных факторов, причем один из них является ведущим, а остальные лишь усиливают эффект.

Симптоматика

Изменение нормальной структуры головного мозга проявляется различными расстройствами двигательной сферы. Это связано с нарушением передачи нервного импульса от структур головного мозга к скелетной мускулатуре и развитием патологического состояния в этих мышечных группах.

Клинические признаки синдрома двигательных нарушений у грудничка:

  1. Снижение мышечной силы, замедленные движения малыша.
  2. Гипотония мышц ведет к дистрофическим процессам и истончению конечностей.
  3. Ослабление или усиление сухожильных рефлексов.
  4. Параличи и парезы.
  5. Перенапряжение мышц, их спазм, судороги.
  6. Непроизвольные движения.
  7. Нарушение базовых рефлексов – хватания и сосания.
  8. Неспособность самостоятельно держать головку, поднимать и сгибать конечности, переворачиваться, сгибать пальчики.
  9. Монотонный крик и плач.
  10. Нарушение артикуляции.
  11. Бедная мимика больного, отсутствие улыбок.
  12. Запаздывание зрительных и слуховых реакций.
  13. Трудности при кормлении грудью.
  14. Судорожный синдром, синюшность кожи.

Грудные дети с СДН плохо спят, подолгу смотрят в одну точку, периодически судорожно вздрагивают. Повернуть головку и раздвинуть ножки им удается только с посторонней помощью. Одну руку больные плотно прижимают к телу. Второй рукой они двигают и берут погремушку. Полная расслабленность часто сменяется напряженностью тела. При наличии зрительных дисфункций малыш не дотягивается до нужной вещи с первой попытки.

Симптомы гипертонуса:

  • тело малыша дугообразно изгибается,
  • грудничок рано начинает держать головку, брать игрушки,
  • больной ребенок прижимает к туловищу сжатые кулачки,
  • голова повернута в одну сторону,
  • малыш становится на носочки, а не на всю стопу.

Симптомы гипотонуса:

  • больной младенец вялый,
  • он мало двигает конечностями,
  • не может удержать игрушку в руке,
  • кричит слабо,
  • ребенок запрокидывает голову назад и долго не может ее держать,
  • не начинает вовремя ползать, сидеть и вставать,
  • не держит равновесие в положении сидя, шатается из стороны в сторону.

Выделяют несколько форм патологии:

  1. с преимущественным поражением ножек — ребенок двигает ручками, «приволакивает» ножки, поздно начинает ходить;
  2. одностороннее поражение мышц всего туловища с нарушением функции глотания и речи, умственное отставание;
  3. расстройство двигательных функций из-за поражения обеих конечностей — невозможность ползать, стоять и ходить;
  4. полная неподвижность ребенка, олигофрения, нестабильность психики.

Если ребенку поставили диагноз «СДН», необходимо действовать, а не отчаиваться. Детский организм при оказании квалифицированной медицинской помощи может противостоять болезни. Бывает так, что неврологи ошибаются или ставят подобный диагноз, подстраховываясь, особенно, если симптомы малозаметны. В результате тщательного наблюдения за такими детьми диагноз снимается. Ребенок растет совершенно здоровым.

Стадии развития синдрома двигательных расстройств:

  • Ранняя стадия проявляется нарушением мышечного тонуса. Груднички 3-4 месяцев с СДН часто не поворачивают головку, а малыши 5-6 месяцев не тянутся за игрушками или страдают от судорог.
  • Вторая стадия проявляется более заметными признаками: больные 10 месяцев не держат головку, зато пытаются садиться, поворачиваться, ходить или стоять в неестественной позе. В это время происходит неравномерное развитие ребенка.
  • Поздняя стадия синдрома возникает после 3 лет. Это необратимая стадия, характеризующаяся деформацией скелета, формированием контрактур суставов, проблемами со слухом, зрением и глотанием, нарушением речи и психофизического развития, судорогами.

этапы развития ребенка в норме

В патологический процесс вовлекаются внутренние органы, что проявляется нарушением выделения мочи и кала, дизартикуляцией, дискоординацией движений. Часто синдром сочетается с эпилепсией, нарушением умственного и психического развития. Больные дети плохо воспринимают информацию, испытывают трудности в процессе еды и дыхания. В дальнейшем больные дети имеют проблемы с обучением. Это связано с расстройством памяти и способности к концентрации внимания. Гиперактивные малыши страдают от неусидчивости, у них отсутствует интерес к занятиям.

Своевременное обращение к специалистам помогает избежать серьезных последствий. Позднее выявление синдрома усложняет ситуацию. Нормальные дети на первом-втором году жизни произносят отдельные звуки, целые слоги и простые слова, а малыши с СДН — лишь непонятное нытье. Тяжелое дыхание сопровождается неконтролируемым открытием рта, носовым оттенком голоса, произношением нечленораздельных звуков. Нарушение нормальной структуры нервной ткани ограничивает самостоятельность ребенка к свободному движению и лишь частично сохраняет способность к самообслуживанию.

Диагностика

Диагностикой и лечением синдрома занимаются специалисты в области неврологии и педиатрии, которые ставят свой диагноз на основании данных, полученных из истории беременности и родов мамы. Большое значение имеют результаты лабораторных анализов, УЗИ, томографии и энцефалографии.

  1. Перинатальный анамнез — внутриутробное инфицирование, тяжелые интоксикации организма, кислородное голодание мозга.
  2. Оценка новорожденного по шкале Апгар позволяет охарактеризовать жизнестойкость младенца при появлении на свет.
  3. Нейросонография – обследование новорожденного, предполагающее сканирование мозга ультразвуком.
  4. УЗИ с допплером — исследование мозгового кровотока через родничок.
  5. Электроэнцефалография – метод исследования электрической активности мозга, отводимой с поверхности кожи головы, с записью таких потенциалов.
  6. Электронейромиография проводится для оценки тонуса мышц.
  7. КТ или МРТ головного мозга позволяет обнаружить очаги поражения.
  8. Обследование у офтальмолога, ЛОРа, психиатра, травматолога-ортопеда.

Лечение

Ребенок с СДН должен наблюдаться у невролога и пройти комплексное лечение. В настоящее время существуют эффективные методики, позволяющие быстро устранить заболевание. Чем раньше синдром обнаружен, тем легче с ним бороться.

Комплекс лечебных мер, применяемых при СДН:

  • Массаж – эффективное средство, позволяющее добиться отличных результатов. Перед сеансом ребенка согревают, а после него — закутывают в шерстяное одеяло. Массажист должен специализироваться именно на работе с новорожденными и грудными детьми. Через 10-15 сеансов состояние больного значительно улучшается.
  • Лечебная физкультура восстанавливает двигательные функции и координацию движений.
  • Остеопатия — воздействие на определенные точки тела.
  • Рефлексотерапия показана детям с задержкой в созревании нервной системы и развитии.
  • Гомеопатия активизирует мозговые процессы.
  • Физиотерапия — миостимуляция при гипотонии мышц, парафинотерапия, гидромассаж, ванны, электрофорез, магнитотерапия.
  • Диетотерапия — питание продуктами, содержащими витамин B.
  • Бальнеотерапия, грязелечение, анималотерапия – общение с дельфинами и лошадьми.
  • Педагогическая коррекция, специальный режим и логопедические методики.
  • Использование вспомогательных устройств – ходунков, кресла, вертикализатора, велосипеда, тренажеров, пневмокостюмов.
  • Санаторно – курортное лечение в Крыму и на черноморском побережье Краснодарского края.

Медикаментозное лечение заключается в применении антиконвульсантов и миорелаксантов; диуретиков; препаратов, снижающих внутричерепное давление; витаминов группы В; лекарств, улучшающих микроциркуляцию в мозговой ткани; антигипоксантов; препаратов, тонизирующих сосуды. Больным назначают «Церебролизин», «Кортексин», «Цераксон», «Актовегин», «Пирацетам», «Глицин», «Нейровитан», «Мидокалм», «АТФ», «Прозерин».

Оперативное вмешательство при гидроцефалии позволяет восстановить отток ликвора. Хирурги выполняют пластику сухожилий и мышц, удаляют контрактуры. С целью исправления нарушений в нервной ткани проводят нейрохирургические вмешательства.

СДН хорошо поддается лечению, если начать его правильно и вовремя. Прогноз патологии во многом зависит от наблюдательности родителей и профессионализма врачей. Если синдром не лечить, могут развиться серьезные последствия функциональной недостаточности ЦНС – церебральный паралич и эпилепсия, которые требуют более долгой и тяжелой терапии.

Видео: пример массажа для лечения СДН

Профилактика и прогноз

Профилактические мероприятия, позволяющие избежать развития синдрома:

  1. охрана материнства и детства;
  2. исключении вредных привычек у беременных женщин;
  3. заинтересованность ребенка познаванием окружающего мира с помощью красочных картинок и ярких игрушек;
  4. ходьба босиком, ЛФК, лечебный массаж, занятия на фитболе,
  5. частые пальчиковые игры, ходьба по рельефным поверхностям.

СДР — излечимая болезнь, с которой нужно бороться. Легкая форма патологии хорошо поддается адекватной терапии. Более тяжелые случаи требуют особого подхода. Если родители не заметят опасных симптомов и не обратятся вовремя к врачу, у ребенка возникнут сложности с ходьбой и обучением. Запущенные формы осложняются умственной отсталостью и эпилепсией. Любое промедление в лечении может превратить легкий случай в сложный процесс.

sindrom.info

болен ли ваш ребенок?. Тематические статьи. ЦНСинфо.ру

Перинатальное поражение центральной неврной системы (ЦНС), перинатальная энцефалопатия (ПЭП), гипоксически-ишемическое поражение ЦНС… До 90% детей в России получают от невролога подобный диагноз уже при первом посещении поликлиники.

Перинатальное поражение центральной неврной системы (ЦНС), перинатальная энцефалопатия (ПЭП), гипоксически-ишемическое поражение ЦНС… До 90% детей в России получают от невролога подобный диагноз уже при первом посещении поликлиники. Родители могут жаловаться на беспокойный сон, срыгивания, тремор рук и подбородка при плаче, мраморность кожи. Но даже если жалоб со строны родителей нет, невролог всё равно найдёт что-нибудь патологичное. Сокрушённо покачивая головой, скажет: «Гипертонус… Встаёт на носочки, взгляд плохо фиксирует и голова слишком большая. И так выражен венозный рисунок!» Пообещают отставание в развитии и умственно неполноценного ребёнка в итоге, если не лечить. И родители пугаются и начинают лечить. Всыпают заботливо размолотые в порошок таблетки, вливают сиропы со сложными названиями и многостраничными аннотациями. Ребёнок плачет и плюётся. Неужели наши дети действительно больны?

Перинатальное поражение ЦНС означает, что на головной мозг ребёнка воздействовал некий повреждающий фактор и нарушил его работу. Это может быть гипоксия (недостаток кислорода), травма, инфекция, токсин или нарушенный обмен веществ. Состояния, которые приводят к поражению ЦНС — это патология беременности (анемия, гестоз, угроза прерывания, преждевременные роды, инфекции у матери, поражение плаценты, пороки развития плода), или патологическое течение родов (длительный безводный период, слабость родовой деятельности, затяжные или стремительные роды, отслойка плаценты, обвитие пуповиной), а также заболевания внутренних органов, которые ведут к гипоксии (чаще всего пневмония и врождённые пороки сердца). В результате часть клеток мозга повреждается и не функционирует или функционирует неправильно. Это проявляется в виде неврологической симптоматики у новорожденного. Если у малыша синдром угнетения, возбуждение, судороги, его госпитализируют и начнают лечить сразу после рождения. После курса лечения он выписывается домой в удовлетворительном состоянии. Спустя 1 месяц заболевание переходит в восстановительный период. Здорового ребёнка выписывают из роддома через 4-5 суток.

Часть перенёсших перинатальную энцефалопатию детей после лечения растут и развиваются нормально, и неврологическими заболеваниями, связанными с гипоксией или травмой, не страдают. У других формируется ДЦП или эпилепсия. Ребёнку первого года жизни с эпилепсией назначают противоэпилептические препараты, чтобы убрать приступы, которые мешают ему развиваться. При двигательных нарушениях необходимы занятия с дефектологом, ЛФК, плаванье, при резко повышенном тонусе мышц — препараты, расслабляющие их. Для своевременного выявления заболеваний дети первого года жизни, живущие в России, проходят диспансеризацию, в которую включены осмотры невролога в 1, 3, 6, 9 и 12 месяцев. Врач должен оценить физиологические рефлексы ребёнка, прирост окружности головы, мышечный тонус, темпы психомоторного развития. Если у ребёнка неврологическое заболевание, необходимо назначить адекватное лечение, если есть отставание в развитии — соответствующие обследования и консультации: исключить анемию, гипотиреоз, нарушения питания, рахит, генетические заболевания, нарушение зрения и слуха.

К сожалению, встречается и другой вариант тактики врача: невролог считает приведённого к нему на плановый осмотр ребёнка больным по умолчанию, начинает искать этому подтверждение и выдаёт возрастные особенности маленького человека за болезнь, для лечения которой назначает небезопасные препараты с недоказанной эффективностью, зачастую противопоказанные к применению в детском возрасте. Почему он это делает? Не оттого, что он врач-убийца и борется с приростом населения. Не из-за мифических контрактов с фармкампаниями (назначаемые чаще всего винпоцетин и глицин стоят копейки). Оттого, что вся система оказания медицинской помощи детям на уровне поликлиники в России строится на выявлении и лечении патологии, медицинские книги переиздаются без современных дополнений, а новейшие данные на английском языке у врачей, много лет проработавших в поликлинике, прочитать и понять просто нет времени. Но это не повод для родителей лечить ребёнка от несуществующей болезни неэффективным и опасным лекарством.

Если малыш, которому ещё нет года, опирается на носочки, косолапит, если после еды он срыгивает, ночью плачет, после купания у него дрожит подбородок, а на голове ярко выражена венозная сеть — это не значит, что он болен. Если у вашего ребёнка в диагнозе загадочные аббревиатуры ПЭП, ПП ЦНС, ГИЭ, СПНРВ, ГГС, если у него мышечная дистония, повышенное внутричерепное давление или вегетативные нарушения, это повод проконсультироваться ещё у одного невролога, а может быть и у нескольких. Будет неправильным, прочитав эту статью, успокоиться и считать ребёнка здоровым: необходимо выяснить, что в действительности происходит с ним.

Если вашему ребёнка в поликлинике назначили ноотропил, пантогам, глицин, дибазол, энцефабол, винпоцетин, кортексин, не давайте их ни при каких обстоятельствах, их эффективность и безопасность при применении у детей доказаны не были. Если врач подозревает гидроцефалию, и есть её объективные признаки (большой прирост окружности головы, определённые неврологические симптомы, а не венозная сеть), ребёнку нужен не диакарб амбулаторно, а консультация нейрохирурга. Если есть приступы судорог, вам должны назначить ЭЭГ, а не мифическое УЗИ головы через родничок и ноотропы. Если формируется ДЦП, надо заниматься реабилитацией.

Здоровых вам детей и нервов.

www.cnsinfo.ru

ЛЕЧИМ, ЛЕЧИМ.. И КАЛЕЧИМ У семи неврологов дитя все равно без диагноза — запись пользователя Вера (Wera_Oli) в сообществе Здоровье новорожденных в категории Неврология

Детская неврология, увы, не является приятным исключением и не выпадает из большого медицинского списка отраслей - обладателей спутанных диагнозов, необоснованных лечений и далеко не всегда внимательных и профессиональных участковых врачей. В ней, как в хорошей сказке, есть и страшные моменты, и светлые прогнозы, и очень часто, при грамотном подходе хороших неврологов, успешное разрешение многих детских проблем. В этом материале мы остановимся на трех наиболее часто встречающихся и, что главное, не менее часто ошибочно диагностируемых детских неврологических заболеваниях. Итак, микроневрология, или страхи на тему: внутричерепная гипертензия, гидроцефалия и нарушение мышечного тонуса...
Детская неврология, увы, не является приятным исключением и не выпадает из большого медицинского списка отраслей - обладателей спутанных диагнозов, необоснованных лечений и далеко не всегда внимательных и профессиональных участковых врачей. В ней, как в хорошей сказке, есть и страшные моменты, и светлые прогнозы, и очень часто, при грамотном подходе хороших неврологов, успешное разрешение многих детских проблем. В этом материале мы остановимся на трех наиболее часто встречающихся и, что главное, не менее часто ошибочно диагностируемых детских неврологических заболеваниях. Итак, микроневрология, или страхи на тему: внутричерепная гипертензия, гидроцефалия и нарушение мышечного тонуса
«Внимание, гипердиагностика»!

Итак, что же такое гипердиагностика? В переводе на бытовой язык это означает: врач перестраховывается. Таким по-медицински лояльным понятием медики пытаются объяснить, почему здоровым детям ставят серьезные диагнозы и лечат до полного «выздоровления».
По данным клиники перинатальной неврологии медицинского центра «НЕВРО-МЕД» и других ведущих медицинских центров г. Москвы, более 80% детей первого года жизни приходят по направлению педиатра или невропатолога из районной поликлиники на консультацию по поводу диагноза - перинатальная энцефалопатия (ПЭП). В основе такого диагноза обычно находится один или несколько синдромов, чаще всего - гипертензионно-гидроцефальный синдром (ГГС), синдром мышечной дистонии (СМД), синдром гипервозбудимости.
После проведения соответствующего комплексного обследования: клинический осмотр в сочетании с анализом данных дополнительных методов исследования (УЗИ структуры головного мозга (нейросонография) и мозгового кровообращения (допплерография мозговых сосудов), исследования глазного дна и других методов, процент диагноза «перинатальная энцефалопатия» снижается до 3-4% - это более чем в 20 раз!
Ежегодно невропатологами поликлиники при Морозовской детской больнице обследуется 30000-31000 детей, а всего совместно со специалистами различного профиля - 60 000 детей. Почти половина из них (45-48%) оценивается невропатологами районных поликлиник и, что особенно тревожно, неврологическими стационарами ведущих клинических больниц г. Москвы как больные с гипертензионным синдромом (Г.С.). Как и в прошлом случае, путем комплексного обследования - неврологического в сочетании с анализом данных дополнительных параклинических методов исследования - в большинстве случаев не подтверждается направляющий диагноз. Процент его снижается с 45-48% до 1,5%.
Самое печальное, конечно, в этой статистике, что увлечением «гипердиагностика» страдают не только врачи - «а мне вникать некогда», но и такие доктора, которые свои профессиональные знания конвертируют в может и не всегда твердый, но рубль.

Внутричерепное давление

Диагноз «внутричерепная гипертензия» (повышение внутричерепного давления), стал настолько известным термином, что им с одинаковой многозначительностью оперируют и врачи-неврологи, и, наслушавшиеся их, а также своих родивших подруг, мамочки. Оперируют так часто, что возникает сомнение: все ли понимают реальное значение этого словосочетания? На самом деле внутричерепная гипертензия - очень серьезное и довольно редкое нейрохирургическое заболевание. Оно сопутствует объемным процессам головного мозга и тяжелым нейроинфекциям. Госпитализация при нем обязательна!
Для гипертензионнного синдрома характерны приступообразные головные боли, зачастую заканчивающиеся рвотами. Ребенок становится вялым, у него появляется желание полежать, в лице появляется напряженность, иногда наблюдается фиксированное положение головы. Такое состояние малыша, безусловно, нельзя не заметить. И ребенка необходимо как можно скорей показать специалистам. Но здесь надо отметить один важный момент: чтобы считать диагноз «внутричерепная гипертензия» достоверным, одной консультации невролога просто недостаточно! Здесь требуется комплексный подход: и нейросонография, и заключение рентгенолога, и осмотр офтальмолога, и консультации еще с несколькими специалистами. Так что для проведения подобных обследований лучше всего обратиться в специализированную клинику. Порой это единственный путь к постановке верного диагноза. Приступать же к лечению такого серьезного недуга по заключению одного врача крайне непредусмотрительно. К тому же лечение данного заболевания далеко не безопасно. Чего стоят только мочегонные препараты, которые назначают детям на продолжительное время, что крайне неблагоприятно воздействует на растущий организм, вымывая необходимые ему микроэлементы! А более серьезные препараты, такие, как, например, диакарб! Он увеличивает отток и снижает секрецию спинномозговой жидкости. Даже не являясь медиком, вы можете себе представить, какой вред здоровью ребенка нанесет данное лекарство, назначенное без особых на то оснований.
Так что если вашему чаду поставили диагноз «внутричерепная гипертензия», мотивируя это тем, что малыш таращит глазки и иногда ходит на цыпочках, то не стоит впадать в панику. На самом деле эти реакции характерны для легковозбудимых детей раннего возраста. Они очень эмоционально реагируют на все, что их окружает и что происходит. Внимательным родителям будет легко заметить эту взаимосвязь. Если же у вашего малыша и в дальнейшем появятся симптомы повышенной возбудимости нервной системы (нарушения аппетита, сна, поведения, срыгивания, дрожание ручек), то при необходимости вы можете проконсультироваться у невролога. Но постарайтесь найти такого врача, для которого чтение профильной медицинской литературы, даже после окончания медицинского института, представляется жизненно необходимым, а не является потерей личного времени.

Основные методы исследования, применяемые в неврологии: Эхоэнцефалография - довольно устаревший метод исследования, который в настоящее время применяется в экстренной медицине как скрининг травмы головы. Нейросонография и допплерография дают достоверные, но очень косвенные признаки возможного проявления внутричерепной гипертензии. Компьютерная (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) используются гораздо реже, только в случае серьезных подозрений на структурные изменения мозга. Гидроцефалия и с чем ее путают

Для начала давайте разберемся, что же такое «гидроцефалия». Это увеличение внутримозговых пространств, то есть изменение структуры головного мозга. Зачастую это уже следствие внутричерепной гипертензии. Хотя взаимосвязи не всегда прямые и явные.
Парадокс тот же, что и с внутричерепной гипертензией: настоящая гидроцефалия (именно болезнь, которая действительно требует лечения) встречается относительно редко, зато диагноз этот ставят среди грудничков чуть ли не поголовно. А дело здесь в том, что гидроцефалией (гидроцефальным синдромом) некоторые врачи ошибочно называют стабильное (обычно незначительное) увеличение желудочков и других ликворных пространств головного мозга.
Клинически же это никак не проявляется и лечения не требует. В таких случаях это вообще не проблема, все зависит от степени выраженности и динамики симптомов, а главное от правильной оценки взаимосвязей увеличения внутримозговых пространств с другими нервными изменениями. И это тоже может легко определить квалифицированный невролог.
Поэтому, если у ребенка заподозрили «гидроцефалию» на основании большой окружности головы, возьмите себя в руки и не пускайтесь во все тяжкие. Дело в том, что сам по себе размер головы играет в такой диагностике минимальную роль. Гораздо важней динамика прироста окружности головы.
По этому поводу необходимо также добавить, что есть так называемые «головастики» - это дети раннего возраста, у которых голова имеет большой для их возраста размер (макроцефалия). В большинстве таких случаев у младенцев с крупной головой выявляются признаки рахита, реже - макроцефалия, обусловленная семейной конституцией. Например, у папы или у мамы, а может у дедушки большая голова, одним словом, - дело семейное, лечения не требует.
Как видите, при повышенном внутричерепном давлении и при гидроцефалии диагностика заболеваний должна проводиться на самом высоком профессиональном уровне. Желательно обследовать ребенка комплексно в специализированном центре прежде, чем приступить к лечению этих болезней.

Что за тонус в детских мышцах?

Если у вашего ребенка не было такого диагноза, как «мышечная дистония», «гипертония» и «гипотония», то вы, похоже, на первом году жизни вашего малыша просто забыли показать его невропатологу. А если говорить серьезно, то заметить различие между физиологическими изменениями и патологическими симптомами даже грамотному врачу довольно трудно, так как изменение мышечного тонуса тесно связано с конкретным возрастным периодом. Проще говоря, наличие одного из этих трех диагнозов на первом году жизни ни в коей мере не указывает на 100% необходимость лечения.
Изменения мышечного тонуса могут быть, в зависимости от степени выраженности, как вариантом нормы (и довольно часто), так и серьезной неврологической проблемой (и это гораздо реже). Но даже в том случае, если нарушения мышечного тонуса подтвердятся, в этом нет ничего страшного. Хороший невропатолог скорей всего назначит массаж, занятия лечебной физкультурой (очень эффективны упражнения на больших мячах), возможно, физиотерапию. Медикаменты назначаются крайне редко.
В любом случае, будьте внимательны к своим малышам. Именно ваше понимание и забота - это залог их дальнейшего благополучия. Не залечивайте их от «предполагаемых болезней», но если вас что-то смущает, то не поленитесь проконсультироваться у достойного доктора. И всегда помните, что в первую очередь от вас зависит дальнейшее здоровье вашего малыша.
сайт http://nervos.ru/lechim-kalechim/

эхоэнцефалография ребенку

www.babyblog.ru