Разное

Подростки быстро утомляются потому что – 1.Подроскаовый период длится с __ до __ лет.Выделяют…

Презентация по обществознанию на тему «Отрочество

Тема урока: Особый возраст — отрочество

Тип урока: комбинированный урок.

Деятельностная цель:

Образовательная цель: дать ученикам представление о подростковом периоде и особенностях его протекания, о роли

Дидактическое и техническое обеспечение: видеопроектор, интерактивная доска, презентации, раздаточный материал.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

(1-2 мин)

Смысл слова «отрочество»

Строят догадки и предположения

Способность к саморегуляции (Р)

Актуализация знаний

(4-5 мин)

Предлагает вопросы о различии личности и индивидуальности.

Рассматривают различные жизненные ситуации, проявляющие различие личных и индивидуальных черт в человеке.

Понимание значение материала, его конкретно-предметной направленности (П)

Формулирование собственной точки зрения, умение аргументировать её (Л)

Усвоение новых знаний и способов действий

Основной этап

Рассказывает о разных периодах жизни человека, об особенностях протекания подросткового периода, о роли самостоятельности.

Используют свои знания и личный опыт, чтобы привести примеры конкретных проявлений подросткового периода, пытаются проанализировать ситуации.

Поиск и выделение необходимой информации, анализ объекта с целью выделения признаков (П)

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

(К)

Рефлексия

Разъясняет и организует работу учащихся с раздаточным материалом.

Работают с раздаточным материалом: вспоминают особенности подростков, анализируют ситуацию и дают совет герою, высказывают свое отношение по некоторым вопросам.

Понимание основных моральных норм общества, умение вписать себя в эти моральные нормы (Л)

Оценка уровня своих знаний и своих одноклассников (Л)

Домашнее задание

§ 3, учить записи в тетради.

infourok.ru

Презентация к уроку по обществознанию (5 класс) на тему: Обществознание. 5 класс. 6 урок: Практикум по теме «Человек».

Тест по обществознанию Загадка человека для учащихся 5 класса

1. Человек, в отличие от животного, способен

1) строить себе жилище 2) планировать свой труд 3) находить дорогу домой 4) ухаживать за потомством

2. Что из названного характеризует и человека, и животное?

1) способность к творчеству 2) способность осознавать самого себя 3) умение играть 4) способность планировать свою деятельность

3. Человек наследует от своих родителей

1) цвет глаз, форму носа 2) знания об окружающем мире 3) черты характера
Укажите номер, лишний в этом перечне.

4. Что из перечисленного человек наследует от своих родителей?

1) знания о мире 2) умение считать и писать 3) овал лица, кудрявые волосы

5. В каких инстинктах проявляется наследственность животного?

1) ухаживать за потомством 2) строить жилища 3) в умении защищаться 4) во всём перечисленном

6. В чём выражается биологическая сущность человека?

1) в инстинктах 2) в умении познавать мир 3) в необходимости получения образования

7. Какие биологические признаки отличают человека от других живых организмов?
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) передача сигналов об опасности

2) способность к прямохождению

3) способность защищаться
4) способность к творчеству

5) способность к абстрактному мышлению

 6) способность запасать корм
8. Какие характеристики человека зависят от условий его жизни и делают его социальным существом?

1) отношение к другим людям
2) следование моральным нормам
3) отношение к себе: самооценка и самоконтроль
4) всё названное

9. Верно ли следующее суждение?
Человек становится человеком только в человеческом обществе, среди людей.

1) верно 2) неверно

10. Прочитайте отрывок из книги английского писателя Редьярда Киплинга «Маугли» и ответьте на вопросы.

«Отец Волк учил Маугли ремеслу и говорил обо всём, что находится и что происходит в джунглях; наконец, каждый шелест в траве, каждое лёгкое дыхание жаркого ночного воздуха, каждое гуканье совы над его головой, легчайший скрип когтей летучей мыши, опустившейся на дерево, каждый плеск прыгающей в крошечных озерках рыбы, всё для мальчика стало так же важно и понятно, как конторская работа для дельца.
Он вырастал, делался сильным, как это было бы с каждым, не сидящим за уроками мальчиком… ведь он был только мальчик, хотя, конечно, назвал бы себя волком, если бы умел говорить на каком-нибудь человеческом наречии».

1) Как вы думаете, мог ли Маугли научиться быть человеком, живя среди волков?
2) Перечислите условия, которые необходимы, чтобы родившийся человек научился быть человеком.

Тест по обществознанию Загадка человека для учащихся 5 класса

1. Человек, в отличие от животного, способен

1) строить себе жилище 2) планировать свой труд 3) находить дорогу домой 4) ухаживать за потомством

2. Что из названного характеризует и человека, и животное?

1) способность к творчеству 2) способность осознавать самого себя 3) умение играть 4) способность планировать свою деятельность

3. Человек наследует от своих родителей

1) цвет глаз, форму носа 2) знания об окружающем мире 3) черты характера
Укажите номер, лишний в этом перечне.

4. Что из перечисленного человек наследует от своих родителей?

1) знания о мире 2) умение считать и писать 3) овал лица, кудрявые волосы

5. В каких инстинктах проявляется наследственность животного?

1) ухаживать за потомством 2) строить жилища 3) в умении защищаться 4) во всём перечисленном

6. В чём выражается биологическая сущность человека?

1) в инстинктах 2) в умении познавать мир 3) в необходимости получения образования

7. Какие биологические признаки отличают человека от других живых организмов?
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) передача сигналов об опасности

2) способность к прямохождению

3) способность защищаться
4) способность к творчеству

5) способность к абстрактному мышлению

 6) способность запасать корм
8. Какие характеристики человека зависят от условий его жизни и делают его социальным существом?

1) отношение к другим людям
2) следование моральным нормам
3) отношение к себе: самооценка и самоконтроль
4) всё названное

9. Верно ли следующее суждение?
Человек становится человеком только в человеческом обществе, среди людей.

1) верно 2) неверно

10. Прочитайте отрывок из книги английского писателя Редьярда Киплинга «Маугли» и ответьте на вопросы.

«Отец Волк учил Маугли ремеслу и говорил обо всём, что находится и что происходит в джунглях; наконец, каждый шелест в траве, каждое лёгкое дыхание жаркого ночного воздуха, каждое гуканье совы над его головой, легчайший скрип когтей летучей мыши, опустившейся на дерево, каждый плеск прыгающей в крошечных озерках рыбы, всё для мальчика стало так же важно и понятно, как конторская работа для дельца.
Он вырастал, делался сильным, как это было бы с каждым, не сидящим за уроками мальчиком… ведь он был только мальчик, хотя, конечно, назвал бы себя волком, если бы умел говорить на каком-нибудь человеческом наречии».

1) Как вы думаете, мог ли Маугли научиться быть человеком, живя среди волков?
2) Перечислите условия, которые необходимы, чтобы родившийся человек научился быть человеком.

Ответы на тест Загадка человека:
1-1, 2-3, 3-2, 4-3, 5-4, 6-1, 7-245, 8-4, 9-1.

nsportal.ru

Ответы@Mail.Ru: Подросток очень быстро говорит

это заболевание называется тахилалия, необходимы занятия с логопедом с самого детства, сейчас будет все сложнее, потому что дефект речи закрепился. Коррекция потребует значительных усилий как от ребенка, так и от всех членов семьи, и еще необходимо время. Ищите квалифицированного неравнодушного специалиста. Удачи!

Вы сами в разговоре с ним просите его помедленнее. Объясняя, что вы не понимаете его речи.

Малаховым будет

Перевозбуждён или гиперактивен? Такому ребёнку нужжно больше впечатлений, ещё больше информации. Не делайте из него тугодума. Я сама такая говорю быстро, а думаю раз в 10 быстрее.

он вундеркинд наверное (оно само пройдёт)

Скорее всего, ребенку не хватало общения с самого детства. И лишь в те минуты, когда на него обращали внимание, он старался по максимуму поделиться своими впечатлениями с собеседником, потому и говорил очень быстро. Так у него и появилась эта привычка. Пусть мальчик читает тексты вслух, стараясь максимально четко проговаривать каждую фразу, каждое слово. Со временем, и в обычной беседе он будет четко произносить все слова. Главное не отчаиваться, все обязательно получится!

я точно так же говорю быстро!! ! и меня почти никогда не понимают… тока самые близкие друзья!! ! просто надо чаще обращать его внимание…. и тады пройдет

Я тоже очень быстро говорю и практически никогда не осознаю этого. Мне говрят давай помедленнее, я вроде стараюсь, но при этом возникает чувство, что челюсть заело. И все равно рано или поздно говорю так как мне удобно. Я не знаю, действительно ли нужно ставить это как проблему в общении, неужели только быстрая речь может стать препятствием в контакте с людьми.. . Вот меня дико раздражают люди, которые говорят медленно, ну до тряски. Это что, тоже проблема? Я не считаю, что с вашим ребенком что-то не в порядке, но я не врач ин не психолог, чтобы понять всю суть. Но говорю совершенно искренне, как я вижу все это.

это психологическя проблема идите везде узнавайте, а тут вам никто не поможет

touch.otvet.mail.ru

Физическое развитие подросткового возраста

Подростковый возраст — это период бурного роста и развития организма.

Достаточно взглянуть на подростка, чтобы сразу же отметить некоторые его внешние особенности, бросающиеся в глаза даже без специального наблюдения: нескладность, непропорциональность частей тела, угловатость движений. Особенно заметно увеличение и вытягивание его конечностей. Эти впечатления подтверждаются данными специальных антропометрических измерений (хотя эти данные у разных авторов весьма противоречивы). Среднее увеличение роста (прирост) за год у мальчиков— от 4,3 до 6,7 см, а в период самого интенсивного роста доходит до 8—10 см; у девочек — от 2,9 до- 5,8 см. (По Ар-но.) Наибольший прирост отмечается у девочек в 13 лет и у мальчиков в 15 лет, когда за два года рост может увеличиться на 20 см. Рост в длину в значительной мере происходит за счет роста конечностей, грудь и таз отстают в развитии, отчего фигура становится несколько вытянутой и порой очень нескладной, грудь — впалой и подростки выглядят узкогрудыми.

Несоответствие между быстрым ростом трубчатых костей и относительно медленным развитием мышц еще более усугубляет впечатление неловкости и нескладности. Эти особенности физического развития накладывают свой отпечаток на все внешнее поведение и на характер движений подростка: он часто проявляет неловкость, резкость в движениях, не умея соразмерять, координировать их, что приносит много беспокойства и ему и окружающим, причем это происходит случайно, неожиданно для него самого. Подросток не замечает, что излишне размахивает руками при ходьбе, жестикулирует при разговоре, как бы восполняя недостаток выразительности речи; когда идет по улице, то не замечает, что задевает прохожих. При возбуждении резкость и порывистость движений увеличиваются. Упражнение, тренировка, повторение движений постепенно устраняют этот недостаток.

С другой стороны, отмечается, что подросток может произвольно управлять своими движениями и неловкость, порожденная указанными особенностями его развития, корригируется воспитанием. Поэтому физическому воспитанию подростка следует придавать большое значение.

Наряду с увеличением роста подростка отмечается увеличение его веса (общей массы его тела). Прирост веса идет неравномерно, в разные годы он колеблется от 2,4 до 5,3 кг (за год) у мальчиков и от 2,5 до 5,2 кг у девочек. (По Арно.)

Происходит и рост мышечной силы. Исследования показали, что в младшем школьном возрасте ребенок еще не способен длительно поддерживать мышечное усилие, что проявляется в частой смене характера движений, но в подростковом возрасте сила и выносливость мышц увеличиваются.

С 12 лет отмечается усиленный рост мышц, который продолжается в последующие годы. Мускулатура подростков (особенно мальчиков) крепнет. Строение мышц при этом мало изменяется, в подростковом возрасте происходит только усиленный рост диаметра волокна мышц.

Однако мышцы подростка еще не достигают того развития, которое свойственно мышцам взрослого человека. Мышечные волокна дифференцируются лишь к 17 годам (по данным В. И. Пузик).

Рост мускулатуры, совершенствование мускульного аппарата влечет за собой осознание подростком своей силы, он явно этим гордится и часто переоценивает свои силы и возможности.

Рост силы и выносливости создает условия для включения подростка в трудовую деятельность, хотя следует оговориться, что эти возможности, по крайней мере у младшего подростка, еще ограничены. Его неокрепший и быстро развивающийся организм необходимо щадить. Подросток быстро утомляется, и непосильная работа может надорвать его силы.

Временами подросток бывает способен к большому и длительному напряжению, может проводить длительную работу, которая, казалось бы, не соответствует его силам. Это происходит в тех случаях,, когда у подростка имеется большой интерес к работе, тогда труд или деятельность вызывает у него подъем, энтузиазм, и-он не замечает ни усталости, ни времени.

В этом возрасте довольно быстро усваиваются и совершенствуются сложные движения, особенно эффективно обучение и самообучение трудовым и спортивным движениям. В частности, подросток легко овладевает ездой на велосипеде, лыжах, коньках, быстро усваивает сложные прыжки, па танца, координацию движений при плавании. Следует учесть, что если в этом возрасте не будет обращено специальное внимание на развитие ловкости, пластичности и красоты движений, то в последующий период обычно труднее овладевать ими, а неловкость и угловатость движений, присущая подростку, может сохраниться на всю жизнь.

Движения усваиваются подростками сознательно, совершенствуется способность управлять ими в соответствии с поставленной задачей. Вторая сигнальная система — слово — начинает приобретать все большее значение в образовании и формировании движений. После действия может быть дан словесный отчет о нём. Слово может предшествовать действию, то есть подросток может рассказать о том, как он будет выполнять действие. Это позволяет анализировать и сравнивать движения, а следовательно, и лучше управлять ими.

Костная система развивается в связи с ростом и развитием всего организма подростка. Она становится более прочной, чем в младшем возрасте, но еще не заканчивается окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей, что влечет к разного рода искривлениям, ненормальному развитию частей скелета, если для этого создаются неблагоприятные условия в учебной, трудовой и игровой деятельности. Чаще всего такого рода дефекты возникают от неправильного положения тела при ходьбе (неправильная осанка), сидении (неправильная поза) во время учебных занятий, или от чрезмерной перегрузки, а также при увлечении каким-нибудь одним видом гимнастических упражнений. Следует опасаться разного рода ушибов, резких движений, сотрясений.

Особенно вредна неправильная поза при сидении подростка. Если он сидит за неудобным столом, горбится, наклоняет корпус в одну сторону, ложится грудью на стол, низко наклоняет голову, то при этом, во-первых, фиксируется искривление позвоночника, во-вторых, крайне затрудняется легочная вентиляция, уменьшается снабжение мозга кислородом и, в-третьих, затрудняется приток крови к мозгу (так как при сильно наклоненной голове артерии, по которым кровь поступает в мозг, сдавливаются и перегибаются).

У подростка отмечается несоответствие между быстрым ростом сердца и ростом массы тела. Мускулатура сердца, его объем увеличиваются за период подросткового возраста в 2 раза, а масса тела только в 1,5 раза. Рост диаметра артерий отстает от роста сердца, просвет кровеносных сосудов относительно к объему сердца уменьшается, а это в сочетании с усиленной деятельностью щитовидной железы приводит к повышению кровяного давления и напряжению сердечной деятельности.

В связи с указанными сосудистыми изменениями головной мозг может иногда испытывать недостаток притока крови, что ведет к снижению его работоспособности; отсюда быстрая утомляемость, головокружения. Нередки ослабления пульса, сердцебиения. Поэтому сердце подростка необходимо оберегать, от чрезмерных нагрузок и переутомления, которые субъективно порой и не осознаются им, например во время игры, в походе, но объективно дают отрицательные показатели. Внешний вид подростков при этом меняется, отмечается посинение губ, рук, а иногда и сильное’покраснение или побледнение лица, наблюдаются перебои в работе сердца, неправильный ритм, одышка, сердцебиение.

Легочный аппарат в подростковом возрасте развивается недостаточно быстро, хотя жизненная емкость легких возрастает. Дыхание до некоторой степени учащенное (от 18 до 22 вдохов-выдохов в минуту). На одно дыхание приходится 3—4 сокращения сердца (у, взрослого 4—5).’ Дыхание подростка еще неглубокое, и легочная вентиляция происходит за счет учащения дыхания (а не за счет его углубления, как это происходит у натренированных людей). На воспитание у подростка умения регулировать и управлять своим дыхательным аппаратом следует обратить внимание. Необходимо научить его правильно и глубоко дышать во время работы, ходьбы, учебных занятий. Это важно потому, что в связи с усиленным ростом, интенсивным обменом веществ организм подростка нуждается в большом количестве кислорода (потребность его в кислороде больше потребности взрослого).

В подростковом возрасте продолжается развитие и совершенствование нервной системы. Мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека, значительного прироста размера и веса мозга в подростковом возрасте не замечается, но зато в связи с усложнением условий жизни происходят заметные качественные изменения. Формирование специфически человеческих областей головного мозга, особенно лобных долей, частично височной и теменной долей, установление новых связей между различными отделами нервной системы протекают у подростков довольно интенсивно. Значительно увеличивается количество ассоциативных волокон, соединяющих отдельные части мозга в единую мозговую систему. (Данные А. А. Кеворкьяна.)

В подростковом возрасте продолжается структурное формирование коры больших полушарий головного мозга. Постепенно изменяясь, кора приобретает структуру, присущую коре взрос-* лого человека (Кеворкьян). Возрастает контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями (Красногорский).

Согласно учению И. П. Павлова в процессе роста и развития подростка в коре его головного мозга образуются все новые и новые временные связи и их сложные системы, что лежит в основе обогащения фонда знаний, умений, навыков.

В подростковом возрасте наблюдается некоторое непостоянство характера выработки тормозных реакций. С одной стороны, процессы возбуждения иногда настолько преобладают, что подросток бывает не в состоянии затормозить нежелательное действие, сдержать себя. Процессы возбуждения протекают бурно, резко, но и быстро проходят. С другой стороны, подросток может иногда- и при сильном возбуждении владеть собой и своим поведением, особенно когда это имеет соответствующую общественную мотивацию.

Наконец, в подростковом возрасте под влиянием,, в частности, воспитания и обучения усиливается роль второй сигнальной системы, словесные раздражители начинают приобретать все более значимую сигнальную роль. Это находит свое выражение в сознательном отношении подростка к словесным указаниям, советам, распоряжениям авторитетных для него людей, в умении осмыслить свое поведение и в большинстве случаев сознательно регулировать его, в умении опосредствованно и обобщенно познавать действительность в процессе учебной работы, не всегда опираясь при этом на наглядные впечатления, умея абстрагироваться от конкретного.

Итак, нервная система подростка еще находится в стадии формирования и является относительно несовершенной; она еще не всегда способна выдерживать длительные и сильные раздражители и под их влиянием иногда сравнительно быстро переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения, что указывает на известную слабость нервной системы. Новые же отношения, ломка многих привычных форм поведения, новый характер учебной и трудовой деятельности, которые создаются при переходе из IV в V класс, предъявляют относительно большие требования к выносливости нервных клеток.

Под влиянием этих требований, под влиянием новых условий жизни, учения нервная система подростка совершенствуется, преодолеваются указанные выше недостатки ее деятельности.

Значительным фактором физического развития подростка является происходящее в этом возрасте половое созревание, начало функционирования половых желез, которое влияет на работу внутренних органов, на деятельность мозга, сердца, вызывает и внешние изменения в виде вторичных половых признаков.

У девочек начало полового созревания обычно наступает и заканчивается на 1—1,5 года раньше, чем у мальчиков.

Надо сказать, что в условиях жизни советского подростка половое созревание, вызывающее весьма существенную перестройку в его организме, не влияет определяющим образом на личность подростка, не приводит, как правило, к серьезным отрицательным проявлениям в характере и поведении, к потрясениям и тяжелым переживаниям.

Подростковый возраст — это период больших возможностей, резкого подъема физических и духовных сил, интенсивного роста жизнедеятельности организма. Многие учителя считают подростковый возраст самым интересным возрастом и любят работать именно с подростками. А что касается слабых сторон, трудных моментов,-то все это имеет относительное значение. При правильном воспитании многие недостатки поведения подростков не проявляются, а некоторые, казалось бы, отрицательные черты могут носить положительный характер.

В педагогической литературе, например,- неоднократно указывалось, что повышенная возбудимость, характерная для подросткового возраста, при неправильном воспитании может привести к отрицательным формам поведения, создавать нервозность, раздражительность. Она же при правильном воспитании может оказаться источником повышенной творческой деятельности, активности, энергии, бодрости и жизнерадостности.

Энергично растущий и противоречиво развивающийся организм подростка требует, чтобы его охраняли от резких переутомлений, чтобы регулировали нагрузку на его неокрепшую нервную систему.

Неблагоприятное влияние на здоровье учащихся нередко оказывают дополнительные занятия, если они проводятся непосредственно после уроков без перерыва. Необходимо принять во внимание, что неуспевающие ученики часто имеют ослабленное здоровье. Подобные занятия тяжелы даже для здоровых учащихся, что же касается слабых, то их здоровье еще больше ухудшается.

Отрицательно влияет на здоровье и снижает успеваемость плохо проветренное помещение и запыленный воздух (в классах и жилых комнатах), на что иногда в школах, а порой и дома не обращается должного внимания. Недопустимо нарушать установленный порядок перерывов между уроками, т. е. не следует допускать укороченных перемен (задерживать учащихся на уроке сверх 45 мин.), а также нерационально чередовать уроки в расписании, что приводит к утомлению и неблагоприятно отражается на учебных занятиях.

В условиях города, особенно большого, учащиеся испытывают недостаток чистого воздуха (кислородный голод), поэтому необходим длительный отдых, хотя бы раз в неделю, за городом или в парке.

Были проведены специальные исследования о влиянии на учащихся V класса активного отдыха (физический труд, спорт, игры) на воздухе (Л.. В. Михайлова). Оказалось, что после такого отдыха подростки быстрее включались в работу и занимались более сосредоточенно, не отвлекаясь, продуктивность их учебного труда значительно повышалась. Активный отдых в помещении не дает такого большого эффекта.

Исследования, проведенные с учениками VI класса, показывают, что двухчасовой непрерывный учебный труд является достаточной нагрузкой, вызывает утомление и работоспособность падает. Часовой перерыв на открытом воздухе полностью восстанавливает внимание и работоспособность на следующие два часа.

Активный ежедневный отдых на воздухе обязательно нужен подростку, так же как ежедневная утренняя гимнастика и водные процедуры. Совершенно необходимо соблюдать и нормы сна (для учащихся пятых классов —10 часов, а для седьмых классов— 9 часов).

Иногда посещение кино, театра, слушание радио и просмотр телевизионных передач рассматриваются как отдых. Но это не отдых, а развлечение. Если оно строго нормировано, то — полезное и нужное. Если нормы нарушены, то такие развлечения ведут не к отдыху, а к утомлению подростка, и после них ни о какой нормальной, учебной работе не может быть и речи. Надо отдохнуть, а затем уже работать.

Не выспался подросток — на следующий день срывается учебная работа, он уже не может работать нормально, нарушает дисциплину.

Систематические недосыпания, отсутствие прогулок на воздухе неблагоприятно действуют на учебную работу подростка и его успеваемость.

psyera.ru

Постоянная усталость подростка – что скрывается за этим?

Многие люди часто чувствуют себя усталыми и разбитыми в течение дня. Чаще всего причиной данных жалоб является лишь недостаток сна. Тем не менее, постоянное чувство усталости может являться симптомом многих заболеваний. Так, например, это один из ведущих и наиболее заметных признаков анемии и авитаминоза. Тяжелые заболевания тоже могут проявляться постоянным чувством усталости и разбитости: это характерно для опухолевых заболеваний или депрессии.

Для подростков можно выделить такие предрасполагающие факторы, как психоэмоциональное напряжение во время экзаменационной сессии и гормональные изменения — однако они имеют свойство разрешаться в скором времени (с прекращением действия провоцирующего агента), и вот уже «взрослый ребенок» вновь ощущает прилив сил и бодрости. MedAboutMe рассказывает о том, что такое хроническая усталость и симптомом каких заболеваний она может быть.

Что такое усталость?

Усталость является механизмом, защищающим организм от перегрузки. Во время сна организм восстанавливает свои силы. Чаще всего хроническая усталость объясняется недостатком сна или невысоким его качеством. В этом случае просто не хватает времени, чтобы восстановиться и подготовиться к следующему дню. Постоянный недостаток сна ведет к хронической усталости. Она может проявляться ослаблением концентрации, понижением болевого порога и покрасневшими глазами.

Тем не менее, хроническая усталость также может быть и симптомом более серьезных нарушений в работе организма.

Хроническая усталость как симптом

Хроническая усталость как симптом

Усталость может быть симптомом различных заболеваний, и чтобы поставить в этом случае правильный диагноз, ее нужно рассматривать вкупе с другими жалобами. Усталость может быть симптомом следующих заболеваний:

  • Анемия (могут отмечаться головокружения и даже обморочные состояния)
  • Синдром апноэ во сне (особенно при избыточной массе тела и ожирении)
  • Инфекционные заболевания
  • Заболевания обмена веществ
  • Рак (как правило, усталость в данном случае не будет высупать единственным симптомом)
  • Заболевания психической сферы (истинная депрессия)
  • Авитаминоз

Очень важно при этом отличать нормальную усталость (вследствие перегрузок или некачественного сна) от усталости, вызванной болезнью, и своевременно обратиться за помощью к доктору.

Что может помочь при хронической усталости

Если подросток чувствует себя постоянно уставшим, необходимо выяснить причину данного состояния. Проверьте вместе с ребенком, сможет ли он побороть этот недуг с помощью нескольких нехитрых приемов:

  • Выясните, вызвана ли усталость недостатком сна или стрессом на учебе (или работе, если таковая имеется). Проверьте, исчезнет ли она после непродолжительного послеполуденного сна.
  • Пейте не меньше 1,5 литров жидкости в день. Обратите внимание на режим питания: нездоровые перекусы и неадекватное распределение пищи в течение суток (отсутствие завтрака и плотный ужин), а также длительный прием энергетических напитков — не способствуют ощущению бодрости.
  • Принимайте контрастный душ по утрам.
  • Ограничьте время, проводимое за компьютером.
  • Физическая нагрузка обязательна для здоровья! Занимаясь спортом, вы приводите в тонус весь организм. Даже если во время сессии, например, кажется, что нет времени на такие «пустяки», поверьте — вы будете более продуктивны, если совершите пробежку в перерывах между «зубрежкой» и почитаете конспекты в парке.

Если эти советы не помогают, обратитесь к врачу, чтобы объяснить причину хронической усталости.

Психологические причины хронической усталости

Психологические причины хронической усталости

Усталость может являться симптомом не только органических, но также и психологических заболеваний. Особенно это касается тех случаев, когда усталость сопровождается подавленным настроением (в частности, уже с утра) и нарушениями сна.

Людям, страдающим депрессией, часто с трудом удается засыпать, кроме того, для них характерно раннее пробуждение. Типичным также является то, что сон не приносит отдыха и даже после долгого отдыха человек чувствует себя усталым и разбитым. Если вам знакомы эти симптомы, возможно, следует обратиться к психологу или психотерапевту для постановки диагноза и лечения.

Анемия

Хроническая усталость является весьма характерным симптомом анемии. Анемия возникает либо как следствие нарушенного образования элементов крови, либо вследствие потери крови, например, при кровотечении. При этом недостаток железа, витамина В12 и фолиевой кислоты является причиной сниженного кроветворения. У девушек вследствие неустановившегося гормонального фона и менструального цикла могут наблюдаться длительные дисфункциональные маточные кровотечения — эту ситуацию обязательно необходимо обсудить с гинекологом.

Недостаток железа является главной причиной анемии. Железо является необходимым элементом для кроветворения, потому что входит в состав гемоглобина, белка, связывающего и переносящего кислород по кровяному руслу. При железодефицитной анемии кровь переносит меньше кислорода, и все органы страдают от его недостатка, именно поэтому человек чувствует себя усталым.

Железо содержится главным образом в продуктах животного происхождения — мясе, молоке, яйцах. Злаковые и бобовые культуры также содержат достаточное количество железа. Следует, однако, отметить, что из продуктов растительного происхождения железо усваивается намного хуже. Это стоит учесть девушкам, отчаянно сидящим на всевозможных диетах.

Синдром ночного апноэ во сне

Термин «Синдром ночного апноэ во сне» означает паузы в дыхании, происходящие во время сна. Они происходят вследствие значительного расслабления мышц гортани, ведущего к перекрытию верхних дыхательных путей, что препятствует поступлению воздуха в легкие. Эти паузы могут продолжаться до минуты — потом организм бьет тревогу и человек просыпается, часто хватая ртом воздух. Чаще всего больной этим недугом почти сразу же засыпает, а наутро не помнит о ночных пробуждениях.

Вследствие пауз в дыхании организм, во-первых, не получает достаточного количества кислорода, а, во-вторых, нарушается нормальная структура сна. Это приводит к усталости в течения дня и даже к постоянным коротким эпизодам засыпания.

Характерными симптомами синдрома апноэ во сне являются головные боли и головокружение при пробуждении, сухость во рту и ночная потливость. Ночью этот синдром проявляется храпом, прерывающимся паузами в дыхании. Окончание таких пауз сопровождается шумным вдохом или особенно громким храпом.

Риском развития синдрома сонного апноэ являются избыточный вес, употребление алкоголя либо нетренированная мускулатура.

Авитаминоз

При синдроме хронической усталости следует подумать о том, правильно ли вы питаетесь. Недостаток витаминов (авитаминоз) может приводить к тому, что человек чувствует себя усталым и разбитым. Если вы считаете, что синдром хронической усталости вызван именно этой причиной, вам следует обратиться к врачу, чтобы тот назначил необходимые исследования и назначил лечение.

Инфекционные заболевания

Инфекционные заболевания

Всем знакомо чувство усталости и постоянное желание спать во время простуды. Это происходит потому, что во время инфекции организм тратит все силы на борьбу с вирусами и бактериями, а, как известно, лучшее восстановление сил происходит во сне.  Наиболее очевидно это становится во время заболевания гриппом. Но если грипп является быстропротекающим заболеванием, симптомы которого в легком случае исчезают через неделю после начала заболевания, то существуют такие инфекции, которые длятся месяцы, а то и годы, — и они часто остаются нераспознанными из-за отсутствия типичных симптомов.

Одним из таких заболеваний является инфекционный мононуклеоз, вызываемый вирусом Эпштейна-Барр. Как правило, течение этого заболевания практически неотличимо от течения гриппа, и только врач может поставить правильный диагноз. После заболевания вирус навсегда остается в теле человека, и безопасен для людей с нормально функционирующей иммунной системой, однако некоторые исследователи полагают, что вирус Эпштейна-Барр может быть повинен в синдроме хронической усталости.

Заболевания обмена веществ

За чувством хронической усталости могут скрываться также заболевания эндокринной системы, такие как сахарный диабет или гипотиреоз. Так, повышенный уровень сахара в крови при недиагностированном или плохо контролируемом сахарном диабете ведет к повреждению нервных клеток, неправильной их работе и, как следствие, чувству постоянной усталости.

Уровень гормонов щитовидной железы тоже влияет на наше самочувствие. При гипотиреозе (состоянии, при котором щитовидная железа не в состоянии продуцировать нормальное количество гормонов) кроме постоянной усталости характерными симптомами являются также повышенная ломкость волос и ногтей, прибавка веса, сниженный аппетит, высокая восприимчивость к инфекциям, нарушения концентрации внимания.

Опухолевые заболевания

Одной из многих причин, по которым человек может себя чувствовать постоянно усталым, является опухолевые заболевания. Усталость эта особая, в западной литературе часто описываемая термином «fatigue» (изможденность). Особенно знакомо это чувство тем больным, которые проходят процесс химиотерапии. Как правило, у больного с онкологическим заболеванием будут и другие жалобы в соответствии с пораженной системой или органом.

Синдром хронической усталости

Синдром хронической усталости

Синдром хронической усталости (или доброкачественный миалгической энцефаломиелит) является, пожалуй, диагнозом исключения. Это значит, что как медицинский диагноз он может быть поставлен только тогда, когда все другие заболевания исключены. Под этим диагнозом понимают чувство постоянной усталости и разбитости, которое длится больше полугода и сопровождается головными болями, болями в шее, нарушениями концентрации. Причина синдрома хронической усталости до сих пор является невыясненной. Как полагают специалисты, свою роль могут играть многие факторы, такие, как перенесенные вирусные инфекции или психологические причины.

Как правило, чувство хронической усталости, которое не проходит после хорошего отдыха и нормализации режима, может являться симптомом многочисленных заболеваний. Если вы заметили, что чувство усталости сопровождается также и другими симптомами, необходимо не затягивать с обращением к врачу и постановкой правильного диагноза.

В случае если перед нами подросток, как правило, имеются вполне определенные легко устранимые причины ощущения усталости: авитаминоз, анемия, нарушения режима дня и приема пищи. Однако, если эти факторы исключены, имеет смысл посетить специалиста для исключения более серьезных причин.

Пройдите тестБорьба с усталостьюБорьба с усталостьюМногие считают, что знают всё о причинах собственной усталости и делают также всё, чтобы ее победить. Попробуйте искренне ответить на эти несложные вопросы и проверьте, действительно ли в собственной усталости для вас нет никаких тайн…

medaboutme.ru

Трудности роста: 10 вещей, которые опасны для подростка | Здоровье ребенка | Здоровье

Даже когда дети вытягиваются выше родителей, они продолжают остро нуждаться  в бережном и внимательном отношении. Наш эксперт – врач-физиолог Марина Ли.

Не навреди!

У юношей, хоть они и носят обувь 45‑го размера, практически все системы организма (нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая, дыхательная и мышечная) еще не сформированы окончательно. Всю свою энергию растущий организм тратит на довершение этой грандиозной работы. Поэтому многие вещи, безопасные для взрослого, представляют риск для подростка.

1. Занятия тяжелой атлетикой. После 15 лет кости и мышцы быстро растут в длину, поэтому большинство ребят выглядят угловатыми и неуклюжими. А какой же мальчишка, с тоской глядящий на свое худосочное отражение в зеркале, не мечтает о бицепсах Шварценеггера? Но поднятие тяжестей (особенно вертикальная нагрузка на позвоночник) может стать не только причиной образования межпозвонковой грыжи, но и фактором торможения роста суставов, мышц и связок. Кроме того, силовые виды спорта чреваты сильным напряжением зрительного аппарата, и если у юноши «слабые» глаза, все может закончиться отслоением сетчатки.

Для подростка гораздо полезнее такая физическая активность, как гимнастика, бег, плавание, танцы, пешая ходьба на длинные дистанции, катание на роликах, велосипеде и лыжах.

2. Слишком интенсивные физические нагрузки. Бесконтрольные занятия в тренажерном зале, неверно подобранные упражнения и слишком большое количество подходов опасны не только для опорно-двигательной, но и для сердечно-сосудистой системы подростка. У юношей очень быстро увеличивается сердце (его вес и объем с 10 до 16 лет вырастают соответ­ственно в 2 и в 2,4 раза), а питающие этот важнейший орган сосуды остаются сравнительно узкими. Это создает для сердца дополнительную нагрузку. Поэтому подростки часто жалуются на боли в левой части груди, повышенное артериальное давление, склонность к аритмии. Любое отклонение в работе сердца, а также такие симптомы, как бледность кожи, синюшность губ, повышенная слабость, одышка, обмороки, нельзя оставлять без внимания.

3. Повышенные умственные нагрузки, стрессы, отсутствие режима. Все эти факторы способствуют нарушению тонуса сосудов – развитию гипертонических или гипотонических состояний, которые впоследствии могут перерасти в истинную гипотонию или гипертонию. Если интеллектуальные и эмоциональные перегрузки у подростка сочетаются с малоподвижной жизнью, то риск значительно возрастает.

Помимо проблем с сердцем переутомление и стрессы могут навредить и желудочно-кишечному тракту. Из наиболее распространенных проблем – гипер- и гипомоторная дискинезия ЖКТ. Первая характеризуется повышенной деятельностью органов пищеварения, а вторая – пониженной. Гипермоторная дискинезия может возникать после чрезмерно высоких физических нагрузок, при сильном переутомлении, плохом питании. Ее симптомы: схваткообразные боли в животе, тошнота, рвота, отрыжка, изжога, вздутие живота, частый стул. Гипомоторная дискинезия проявляется снижением аппетита, чувством тяжести в животе, частыми запорами.

4. Малоподвижный образ жизни. Сердечно-сосудистая система человека нуждается в регулярных тренировках. Умеренная, продуманная и регулярная физическая активность поможет наладить процесс нормального кровообращения в сердечной мышце, а также в других органах и системах подростка. Поэтому не правы те родители, которые оберегают свое подрастающее чадо от любых физических нагрузок и даже от домашнего труда.

5. Перегревание и резкий перепад температур. Порой некоторые части организма растут неравномерно, поэтому нередко бывает так: сам юноша уже богатырского роста, а его сердце – все еще как у ребенка. Неслучайно именно рослые ребята частенько жалуются на слабость, быструю утомляемость и даже обмороки. Для них особенно опасен перегрев на пляжах и в бане, нежелательны резкие закаливающие процедуры, моржевание…

6. Переохлаждение. Подростки хотят выглядеть модно и ради этого готовы терпеть любой холод. Но гормональная перестройка, происходящая в их организме, может приводить к снижению адаптационных возможностей иммунной системы, что повышает риск возникновения многих хронических заболеваний.

7. Экстремальный спорт. Быстро растущие трубчатые кости становятся более хрупкими, поэтому падения у подростков часто заканчиваются переломами.

8. Чрезмерное напряжение голосовых связок. Во время мутации голоса нежелательно кричать во все горло или громко петь. Из-за перенапряжения на складках возникают так называемые узелки крикунов. Изменяя вибрацию складок, они делают голос глухим и хриплым. Некоторые узелки рассасываются сами собой, но иногда требуется микрохирургическая операция.

9. Привычка сидеть и стоять в неправильной позе, носить сумку на одном плече. Это приводит к искривлению позвоночника. Растущие кости подростка настолько мягки, что легко принимают форму, которую им диктуют мышцы.

10. Раннее начало половой жизни. Дело не только в распространении СПИДа, хотя известно, что около 45% всех носителей ВИЧ – это молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет. Несмотря на то что половое созревание у сегодняшних подростков происходит раньше, чем у их отцов и дедов, все-таки психологически юноши школьного возраста еще не готовы к сексуальной жизни. Согласно данным американских исследований, изучавших душевное здоровье 8563 американских старше­классников, среди тех, кто занимался сексом в школьные годы, было на 14% больше случаев депрессий и снижения самооценки.

Диета для скелета

За время полового созревания юноши вырастают примерно на 35 см. И порой этот процесс происходит не плавно, а скачкообразно. Чтобы успешно осуществить эту грандиозную «стройку», организму подростка нужны помощь и поддержка! Как известно, основной строительный материал человеческого скелета – это кальций. Согласно рекомендации ВОЗ, оптимальная ежедневная норма этого минерала для молодых людей от 13 до 16 лет должна составлять 1200 мг. Набрать ее за день не так уж сложно: например, литром молока, кефира или ряженки. 100 г твердого сыра – это уже половина суточной нормы кальция. 100 г апельсинов содержат 35 мг кальция, 100 г кураги – 170 мг, а 100 г кунжута – 1100 мг!

Но, к сожалению, не все так просто. Кальций – минерал капризный, и его достаточное поступление еще не гарантирует полной усвояемости. Например, некоторые эндокринные патологии, заболевания почек и пищеварительного тракта (особенно при низкой кислотности желудочного сока) препятствуют всасыванию этого вещества. Хронически не хватает важного для костей минерала вегетарианцам и сладкоежкам, потому что при низком содержании белка в пище и повышенном уровне простых углеводов кальций не удерживается, а вымывается из организма. Не дружит этот минерал и со слишком тяжелой, жирной пищей. Быстро выводится из организма вместе с газированными напитками и кофе. Однако, несмотря на все эти сложности, ликвидировать дефицит кальция все-таки реально.

Для того чтобы этот микроэлемент хорошенько усвоился, ему нужны «помощники». Среди них – фосфор и магний. Оптимальное соотношение кальция и фосфора, так же как кальция и магния, составляет пропорцию 2:1 (где кальция в 2 раза больше). Для того чтобы кальций мог благополучно всосаться в кровь, также необходимо обеспечить достаточное поступление в организм витаминов D и A.

Смотрите также:

aif.ru

какие особенности появления утомления у детей дошкольного возраста?

Проявления утомления у дошкольников. У детей грудного возраста повышенная активность нервной системы во время бодрствования быстро приводит к преобладанию торможения. Оно распространяется по коре больших полушарий и некоторым другим отделам головного мозга. В результате ребенок засыпает прежде, чем в его организме успевают появиться изменения, которые характеризуют утомление. Выключая нервные клетки из работы, торможение предохраняет их, а вместе с ними и весь организм отдереутомления. Охранительное значение торможения особенно ярко проявляется в грудном возрасте. В дошкольном возрасте нервная система постепенно становится более устойчивой, не так быстро нервные клетки впадают в состояние запредельного торможения, увеличивается сила доминантных очагов возбуждения. Ребенок 3—4 лет может несколько часов подряд находиться в активном, бодром состоянии. Однако доминантные очаги, возникающие в коре больших полушарий, еще очень нестойки, и любое стороннее раздражение легко приводит к созданию новых доминантных очагов. С этим связана большая подвижность здорового ребенка, неустойчивость его внимания и резко выраженная эмоциональность. Для старшего дошкольного возраста также характерна быстрая смена процессов возбуждения и торможения; нервные клетки не могут длительно находиться в состоянии возбуждения из-за легко развивающегося торможения. Тем не менее ребенок 5—6 лет значительно отличается от детей младшего дошкольного возраста. Однообразные, повторяющиеся действия постепенно перестают быть столь непреодолимым препятствием для его нервной системы. Более совершенно протекающие явления индукции и связанная с этим большая выраженность концентрации процессов возбуждения и торможения создают предпосылки для рабочей деятельности. В своих играх ребенок все чаще подражает поведению и занятиям взрослых. Он внимательно прислушивается к разговору взрослых, нередко весьма своеобразно преломляя в своем сознании все услышанное. Ребенок с охотой занимается рисованием, лепкой, аппликацией, объясняет содержание тематических картинок, пересказывает прочитанное ему и даже усваивает первые элементы грамоты и счета. Тем не менее во время занятий он, как правило, неусидчив, легко отвлекается, особенно если занятие продолжается больше 15 минут. Обычно и в этом возрасте утомление проявляется в рассеивании внимания, падении интереса к работе или отказе от нее. Появлению отчетливых признаков утомления, характерных для взрослых, препятствует быстро наступающее торможение. Обычно только у ребенка больного или с ослабленной нервной -системой можно наблюдать более выраженные явления утомления. Профилактика утомления дошкольников. Понижению утомляемости дошкольников способствует все, что укрепляет нервную систему и улучшает общее состояние здоровья. Особое значение имеет организация правильного режима дня с соблюдением основных гигиенических требований.

усталость, рассеянное внимание, неусидчивость, зевота, повышенная сонливость, капризность и плаксивость — возникают при чрезмерном напряжении умственном и физическом

Мир ВАм. Ребенок не понимает, когда устает, поэтому взрослые обязаны следить за ним и управлять его бодрствованием и отдыхом. Все разные, но есть и что-то общее для всех. От переутомления дитя становится плаксивым, нервным, иногда агрессивным или наоборот вялым. Присматривайтесь к своему малышу, около Вас новый мир формируется и Вы обязаны принять в этом самое активное участие. Лучше, если это будет любовь и мудрость. Никогда не старайтесь делать за дитя то, что он должен уметь делать в данном возрасте. Учите его жить, а не получать готовое, дарить, а не брать. До исполнения дитю 3-5 лет не заставляйте его выбирать себе еду, одежду и т. д. Для него это невозможно — его разум еще пуст и не умеет сравнивать и отбирать правильное, Вы обязаны научить его этому. Вы бирайте сами, но ему объясняйте почему надо сделать именно этот выбор. Требуйте послушания — иногда это оборачивается спасением или гибелью. Послушные выживают, а непослушные.. . Да читайте библию, там все о том, как вырастить счастливого человека. Божьих благословений Вам и Вашим близким.

как это ни парадоксально, но признак усталости у них — гиперреактивность

touch.otvet.mail.ru