Разное

Гуление и лепет являются – Речь ребенка до 1 года: гуление и лепет

Речь ребенка до 1 года: гуление и лепет

27.06.2015,  Нормы развития речи, Статьи  

Самый сложный этап новорожденности прошел. Вы потихоньку освоились с ролью мамы и наслаждаетесь малышом. Кроха тоже рад общению с вами. Не верите? Прислушайтесь! Малыш гулит!

 

Примерно в 1-2 месяца мама замечает, что малыш не только кричит, но еще может и «петь». В репертуаре ребенка разные вариации звуков: аааа-гууу, гы-ыы, а-гыы, эээ. В отличие от крика-плача, воркование начинается на фоне приподнятого настроения и положительных эмоций.

Кроха с большим удовольствием осваивает все новые и новые «песни». Причем хиты становятся громче и выразительнее, если у малыша появляются зрители. Тогда он улыбается, дрыгает ручками, ножками – в общем, выступает по полной программе. Ученые доказали, что малыши первого полугодия жизни не могут издавать звуки без общей двигательной активности, как и двигать ручками и ножками молча.  Поэтому появление гуления всегда сопровождается «комплексом оживления».

Примерно в 2-3 месяца ребенок устанавливает связь между своим гулением и поведением мамы. «Я гулю – мама улыбается, радуется и тоже общается со мной!» – такая идея является большим стимулом для малыша в налаживании дальнейшего диалога с окружающими.

До 3 месяцев гуление (или гукание) не сопровождается работой слуха. Примерно после 3 месяцев малыш уже прислушивается к своему «вокалу», повторяет услышанное и получает от этого удовольствие. Еще бы, такие шлягеры! Интересно заметить, что на этапе гуления все малыши воркуют одинаково, независимо от страны проживания.

Надо сказать, что эволюционной задачей гуления является подготовка артикуляционного аппарата к произнесению слогов и (!) освоение интонаций, свойственных родному языку, а также распознавание настроений окружающих для адаптации к ситуации.  В зависимости от тона речи матери, малыш либо тянется к ней, начинает агукать в ответ, либо может расплакаться.

Дети на этапе гуления пристально смотрят в лицо говорящего взрослого. Если к ребенку обращаются радостно, с улыбкой, он ответит гулением и улыбкой (будет подражать).

 

 

Как развивать гуление?

 Если ваш малыш не гулит или гулит мало, ради собственного спокойствия проконсультируйтесь с врачом. Возможно, следование простым приемам и рекомендациям будет достаточным для стимулирования малыша к гулению:

 

  1. Говорите с малышом «на средней» громкости ( не громко и не тихо).

 

  1. Разговаривайте с малышом доброжелательно, ласково. Если взрослый постоянно кричит и раздражается, гуление затухает. Дети на этой стадии крайне чутко реагируют на мимику и интонации.

 

  1. Поддерживайте зрительный контакт. Это очень важно! Ребенок должен видеть ваше лицо, когда вы говорите. Иногда малыши стараются дотронуться до губ взрослого, когда он говорит, чтобы посмотреть «как выходит звук».

 

  1. В комнате, где гулит ребенок должно быть достаточно тихо, чтобы малыш мог себя слышать. В помещениях, где всегда звучит громкая музыка, разговаривают взрослые или шумят дети, малыши быстро замолкают.

 

  1. Агукайте сами, гулите в ответ. У детей первых лет жизни очень развит подражательный рефлекс. Поэтому младенцам, у которых отсутствует гуление, педагоги даже рекомендуют включать записи гуления детей.

 

  1. Если малыш не гулит, можно проводить легкий массаж губ, щечек, груди, животика при этом говорить стих. Это вызывает спонтанную подачу голоса.

 

  1. Обязательно поддерживайте гуление крохи. Хвалите маленького оратора, отвечайте ему улыбкой. Как выяснили ученые, мальчики лучше реагируют на похвалу «молодец», а девочки – на «умницу». Так что имейте ввиду J!

 

Малыш лепечет!

 Примерно к 6 месяцам у ребенка появляется лепет. Если гуление это набор разных звуков, то лепет – как правило, сочетание согласных+гласных (ма-ма, ба-ба, та-та). Не смотря на то, что первый лепет бывает похож на слова (например, мама, баба), пока малыш не вкладывает в эти звуки значения.

В этот период ребенок лишь набирает артикуляционный багаж для будущей речи, готовится к первым словам.

В лепете 7-8 месячных малышей можно узнать интонационные свойства языка, на котором говорят окружающие. Американские ученые провели интересный эксперимент. Они записали лепет малышей из Китая и США, и дали прослушать носителям китайского и английского языков. Удивительно, но представители двух наций безошибочно определили «своих» ребятишек, причем не смогли озвучить причину выбора. В период первого гуления и лепета ребенок готов к освоению абсолютно любого языка.

Период лепета можно условно разделить на 3 этапа:

 

1 этап – появление лепета (5-6 месяцев). Начало лепета совпадает у малыша с функцией сидения и дальнейшим развитием двигательной активности. Ритмичные движения влекут за собой «распадание» протяжного гуления на ритмичные слоги. Поэтому для развития речи очень важно предоставлять ребенку максимально возможную свободу движения и поощрять физическую активность. На этом этапе идет усиленное накопление звуков.

2 этап – формирование аутоэхолалии (многократное однообразное повторение набора звуков, слогов) – 7 – 10 месяцев. Примерно с 7-8 месяцев звуковой арсенал малыша не пополняется, но активно применяется. На этом этапе малыш уже начинает понимать некоторые слова, бодро и подолгу лепечет, выделяя некоторые гласные ударением. После 8 месяцев звуки, не используемые в родном языке (языке, на котором говорят окружающие) , начинают угасать.

3 этап – переход к активной речи (10-12 месяцев). После 10 месяцев малыши пытаются настроить полноценное словесное общение, они уже воспроизводят типичные ритмы и звуки родного языка, и произносят заветные первые слова.

 

Эволюционно стадия лепета необходима, чтобы развивать произношение и слух. Иначе говоря, ребенок учится слышать, что говорит, управлять языком.

Для того, чтобы малыш прошел стадию лепета наиболее эффективно, воспользуйтесь нашими рекомендациями.

Как развивать лепет:

 

  1. Создайте спокойную тихую обстановку. Ребенку на стадии лепета очень важно слышать, какие звуки он произносит и что говорят окружающие.

 

  1. Постепенно обогащайте звуковую среду. Покажите малышу разные источники звука (погремушки, музыкальные инструменты, книжки с мелодиями, записи песен). Бывает полезным включение ребенка в коллектив лепечущих детей – сверстников.

 

  1. Поддерживайте физическую активность. Ученые доказали взаимосвязь между двигательной активностью и развитием умственных и речевых способностей.

 

 

  1. Повторяйте за малышом лепет, поддерживайте зрительный контакт. Таким образом, вы активируете подражательный рефлекс и стимулируете развитие лепета.

 

  1. Проводите пассивные упражнения для губ и языка малыша. Качество освоения звуков во многом зависит от силы мышц.

 

Ученые доказали, что активность лепета и будущей речи связана с особенностями вскармливания детей. Во время кормления грудью, малыши осуществляют сосательные движения нужной силы и объема для формирования активного лепета и речи. В то время как искусственникам часто не хватает таких движений губ и языка, а это может негативно отразиться на речевом развитии.

Поэтому нелишним будет проводить легкий массаж губ. Для этого погладьте указательным пальцем вокруг ротика малыша по часовой стрелке, сделайте движения от губ и к губам по кругу.

  1. Больше разговаривайте с ребенком, акцентируйте внимание на разных предметах, выделяйте их голосом.

 

  1. Освойте упражнения на развитие мелкой моторики. Ведь доказано, что мелкая моторика влияет на развитие речи.

 

Общайтесь с малышом с удовольствием! Ведь время гуления и лепета, самая нежная и трепетная пора, пролетит очень быстро.

 

Алена Волкова, ваш консультант по развитию речи.

rechrebenka.ru

Чем отличается гуление от лепета — Детишки и их проблемы

Автор: Администратор

Детский лепет или Подготовка к речи

 

Любой новорожденный, не зависимо от страны и условий проживания, с первых секунд своего вхождения в мир способен подавать звуковые сигналы: от первого плача до первых слов, от крика до просьб о помощи… Итак, что же такое детский лепет? Как долго он продолжается? Каковы его особенности? Когда начинается осознанная речь? Подробнее о самых первых звуках наших малышей и их развитии расскажет опытный учитель-логопед высшей категории Татьяна Марковна Марголина.

Человек уже рождается со способностью «звучать», об этом свидетельствует сам крик новорожденного, который и становится первым шагом к общению с внешним миром. Это врождённая реакция, не зависящая ни от пола ребёнка, ни от особенностей языка, который ему предстоит усваивать.

На втором-третьем месяце жизни можно различить «голодный» крик и крик, свидетельствующий о боли. Типы крика различаются по составляющим их звукам и ритму, близкие люди начинают их различать довольно быстро. Позже появляется крик привлечения внимания взрослого. Этот крик иногда называют ложным, фальшивым, хотя лучше просто осознать право малыша на внимание и общение, связанное не только с простыми физиологическими потребностями. С течением месяцев младенец начинает проявлять врожденную способность к общению – и дарит дам улыбку. Неспроста улыбка является основой любого положительного межличностного контакта!

Важно отметить, что именно на первом году жизни осваиваются основные движения,  в том числе движения губ, языка, мягкого нёба. Если младенец сосёт соску, лучше класть её «за щечку» (попеременно, за правую и левую, на 1-2 часа), для того, чтобы развивались мышцы боковых краёв языка. Работа  артикуляторных органов согласуется с дыханием, с работой голосовых связок.

В возрасте около двух  месяцев у младенца появляются отчётливо артикулируемые звуки, напоминающие гласные. Главное, становится заметно, что он сам получает он них удовольствие. Это гуление, называемое так по сходству со звуками, издаваемыми голубями. К трём-четырём месяцам гуление достигает максимума. При положительной реакции домашних, гуление усиливается и приобретает всё более эмоциональный характер. Гуление, не поддерживаемое близкими, постепенно сходит на нет, затухает.

Лепетать ребёнок начинает в возрасте около полугода. Лепет представляет собой короткие сочетания звуков, похожих на комбинации согласный + гласный. Звуковые комплексы (что-то вроде <ма-ма> или <ба-ба>) никак не связаны со смыслом. Исследователи отмечали в лепете младенцев звуки, которые вообще отсутствуют в русском языке (носовые, гортанные, придыхательные). Постепенно лепет усложняется по нескольким направлениям: возникают всё новые и новые сочетания звуков, удлиняются звуковые вокализации. Появляются разнообразные цепочки слогов. Можно отметить подобие интонации, свойственное родному языку.

Лепет бывает разным – для себя и для других. С одной стороны ребёнок учится прислушиваться к себе, соизмерять двигательные и слуховые реакции. Но когда ребёнок замечает рядом с собой взрослого, интонация лепета больше становится похожа на диалог, вокализации становятся громче, сопровождаются улыбкой. Лепет малыша на втором году жизни (особенно это заметно у поздноговорящих детей) имеет несколько иной характер: для коммуникации с окружающими ребёнок имитирует интонации и с помощью жестов и мимики добивается желаемого.

Гуление (от 2 до 8 месяцев) и лепет (от 6 до 22 месяцев) не являются словами, так как ничего не обозначают, но это очень важный период развития человека – предупредительная «сигнализация» к возможным речевым проблемам в будущем. Дети со снижением зрения, интеллекта, как правило, проходят эти стадии развития речи с задержкой. Лепечут и глухие дети, только постепенно их лепет затухает и прекращается. Чем разнообразнее и выразительнее лепет ребёнка, тем больше вероятности его благополучного речевого развития в будущем.

В целом отмечается интересная закономерность: последовательность появления звуков в лепете  аналогична последовательности появления звуков в составе слов. Ребёнок дважды проходит этот путь: сначала во время игры, как репетиция, а затем начинается трудный этап освоения этих звуков в произвольной речи. На первый взгляд кажется странным, что ребёнок, который лепетал сложные звуки (<с>, <з>, <ш>, <ж>, <л>,<р>, <р`> рь), медленно (на протяжении трёх, порой пяти лет) учится артикулировать их в составе слов. Всё дело в том, что при лепете нет цели произнести звук определённого языка в определённых условиях. При артикулировании звука в составе слова требуется быть понятым, подстроиться под эталон для этого контролировать себя, соизмерять речедвигательные усилия и акустический образ.

Переход от лепета к словесной речи – это переход от дознакового общения к знаковому (где знак – слово), что совпадает по времени с переходом от стадии младенчества к собственно детству. Давайте помогать нашим малышам вместе!

Татьяна Марковна Марголина, учитель-логопед высшей категории

 

 

 

Добавить в закладки

0

Source: ivanovomama.ru

detki.shukshin-net.ru

Особенности развития крика,гуления,лепета и первых слов у детей с дизартрией.

Крик.
Составила Самохина Наталья.
Развитие речи начинается с крика новорожденного. Было доказано, что крик осуществляется подкорковыми структурами мозга. В период до 3 месяцев он носит безусловно-рефлекторный характер, а после условно-рефлекторный и становится интонационно выразительным.
До 3х месяцев:
В норме: крик громкий, чистый, среднего или низкого тона, с коротким вдохом и удлиненным выдохом (уа-а-а), длительностью не менее 1-2 секунд, без интонационной выразительности. В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок (э, ай).
У детей с ДЦП (дизартрией): крик может в первые недели отсутствовать или имеет болезненный характер. Крик слабый, короткий, высокого тона; может быть пронзительным или очень тихим, похожим на всхлипывания или вскрикивания (которые ребенок обычно производит на вдохе). Болезненным признаком также является носовой оттенок голоса. В тяжелых случаях крик может отсутствовать вообще (афония). Все вышеперечисленное отмечается вследствие нарушения тонуса артикуляционной и дыхательной мускулатуры.
В период новорожденности крик возникает на голод, холод, болевое воздействие, а с 2 месяцев при прекращении общения с ребенком или изменении положения его тела. С этого же возраста отмечается появление крика перед сном при перевозбуждении ребенка.
С 3х месяцев:
В норме: начинается развитие интонационной характеристики крика: крик видоизменяется в зависимости от состояния ребенка. Ребенок по-разному сигнализирует матери о болевом ощущении, чувстве голода, дискомфорте в связи с мокрыми пеленками и т.д. Постепенно частота крика снижается и вместо него появляется гуление.
Патология: крик остается однообразным, непродолжительным, тихим, мало модулированным, нередко с носовым оттенком. Интонационная выразительность крика не развивается: отсутствуют дифференцированные интонации, выражающие оттенки радости, недовольства, требования. Крик не является средством выражения состояния ребенка и его желаний.
На последующих этапах развития крик начинает приобретать характер активной реакции протеста. Так, в возрасте 6—9 месяцев ребенок кричит в ответ на появление незнакомых людей. К концу 1 года ребенок громко кричит в ответ на то, что у него отобрали тот или иной предмет. Криком он выражает свой протест но отношению к одеванию, промедлению с кормлением и т.п. Крик возникает как привычная реакция на любой воздействовавший на него однажды неприятный раздражитель. Это может быть подстригание ногтей, купание в ванне и т.д. Характерно, что эти отрицательные эмоциональные реакции, возникшие как сочетательные рефлексы, у детей с церебральным параличом быстро закрепляются.
Лит-ра:
1. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда, М.: Просвещение, 1985.
2. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: Методическое пособие. — Спб.: КАРО, 2006.

Гуление.
Составила Бочкова Анастасия.
Гуление — разновидность предречевых вокализаций ребенка первых месяцев жизни, к которой относятся протяжные негромкие певучие звуки или слоги: «а-а-а-а», «га-а», «гу-у-у», «а-гу» и т. п. Обычно появляется в конце первого — начале второго месяца жизни и отмечается вплоть до возникновения лепета (примерно до шести-семи месяцев)(С.Ю. Мещерякова)
Спонтанные короткие звуки гукания у детей с ДЦП появляются с опозданием в 3—5 месяцев, а у некоторых детей появляются только к концу первого года жизни. Патология голосовых реакций у детей с двигательными нарушениями может быть выражена в разной степени: в виде полного отсутствия или неполноценности, специфических особенностей произнесения звуков гуления. Полное отсутствие голосовых реакций отмечается лишь у детей с тяжелым поражением нервной системы. Неполноценность голосовых реакций проявляется в отсутствии или бедности интонационной выразительности гуления, отсутствии даже элементов самоподражания, бедности и однообразии звуковых комплексов, редкости их возникновения. Однообразие звуков сочетается с их специфическим произнесением: звуки тихие, нечеткие, часто с носовым оттенком, не соответствующие фонетическим единицам языка.
 Чаще всего дети в период с 3 до 6 месяцев издают недифференцированные гласные звуки и их сочетания: [а],[ ы],[ э],[ уэ],[ эо], [эм], а заднеязычные звуки [г],[ к],[х], отсутствуют, так как для их артикуляции необходимо участие корня языка, что у детей с церебральным параличом крайне затруднено вследствие его напряжения и ограничения подвижности. Интонационной окраски эти звуки не имеют. Большинству детей необходимо постоянное стимулирование произнесения звуков гуканья.
Отдельные недифференцированные звуки представляют собой элементы гуления. При этом они короткие, лишены певучести звучания. Заднеязычные звуки («г», «к», «х») в гулении часто отсутствуют, так как для их артикуляции необходимо участие корня языка, что затруднено вследствие его напряжения и ограничения подвижности.
При псевдобульбарной симптоматике сохраняются нарушения голосового образования и крика. При спастичности артикуляторных мышц появляется повышенный тонус языка и губ. Язык напряжен, кончик языка не выражен, губы напряжены, что вызывает  ограничение произвольных движений во время артикуляции.
При гипотонии отмечается вялость жевательных и мимических мышц артикуляторной мускулатуры. У детей она малоподвижна, в результате чего рот полуоткрыт. В случае дистонии мышцы артикуляции постоянно сокращаются, что сопровождается гиперкинетическими компонентами.
У детей с ДЦП  мышечная гипертония отражается на патологической симптоматике ассиметричного шейно-тонического рефлекса. Патологический рост тонуса в мышцах языка и губ, резкая гипертония или гипотония, отсутствие произвольных движений органов артикуляции, постуральная активность, содружественные движения, произвольная ручная моторика являются явными показателями задержки в формировании двигательной активности, а также в появлении цепных выпрямительных рефлексов.
В возрасте 6-9 месяцев у большинства детей активность гуления крайне низкая.
У детей с тяжелым поражением артикуляционного аппарата длительное время вовсе отсутствует голосовая активность. Время появления самоподражания в гулении колеблется от пяти месяцев до года, что значительно отстает от нормы. У многих детей самоподражания в гулении вовсе не наблюдаются.
В силу того, что у детей с церебральным параличом звуки гуления однообразны и невыразительны, они не могут служить средством общения с окружающими, что в свою очередь отрицательно сказывается на процессе формирования потребности речевого общения и приводит к задержке психического развития в целом.
Следует отметить также, что невысокая активность гуления тормозит ход становления речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Лит-ра:
1.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период: Книга для логопеда. – М.: Просвещение
2.Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. — Киев: Здоровье,1988
3.Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006

Лепет.
Составила Шахина Мария.
Лепет имеет важное значение в развитии речи. В период лепета (6-9 месяцев) происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность, что считается существенным механизмом слогообразования. Лепет — это повторное произнесение слогов под контролем слуха. Таким образом, в период лепета формируется необходимая для речи слухо-вокальная интеграция.
 Ребенок сначала повторяет звуки, как бы подражая самому себе (аутоэхолалия), а позже начинает подражать звукам взрослого (эхолалия). Для этого он должен слышать звуки, отбирать наиболее часто слышимые и моделировать свою собственную вокализацию. Стадия канонической вокализации характеризуется повторением двух одинаковых слогов (ба-ба, па-па, ма-ма, да-да). Кроме типичных повторяемых слогов, ребенок произносит и отдельные слоги и гласные звуки. В лепете каждый звук артикулируется на выдохе, то есть тренируется координация между дыханием и артикуляцией.
В период лепета происходит дальнейшее совершенствование общей моторики ребенка: формируются функции сидения, ползанья, захвата предметов и манипулирования ими. Обнаружена тесная связь между выраженностью лепета и общими ритмичными повторными двигательными реакциями. Установлено, что общая ритмическая двигательная активность стимулирует развитие лепета.
Примерно с 6—7 месяцев лепет приобретает социализированный характер. Ребенок больше лепечет при общении со взрослым. Он слушает речь других. Постепенно начинает использовать голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.
Характерным для здорового ребенка этого возраста является то, что произнесение звуков становится видом его деятельности. Одновременно у здорового ребенка начинает развиваться и начальное понимание обращенной речи, он больше начинает обращать внимание на движения и действия взрослого и понимать их значение.
В этот период ребенок может одновременно смотреть на предмет и произносить лепетные звуки. Он как бы слушает одновременно и самого себя и взрослого, «говорит» сам с собой, но также и со своим окружением.
У детей с церебральным параличом обычно отмечается отсутствие или крайняя рудиментарность лепета. Издаваемые ими звуки однообразны, интонационно невыразительны. Ребенок не может произвольно менять высоту и громкость голоса.
 Чаще всего в лепете детей с двигательными нарушениями присутствуют гласные звуки а, э и губно-губные согласные м, п, б (если не выражены нарушения тонуса круговой мышцы рта). Наиболее характерными в лепете являются сочетания гласных а, э с губно-губными согласными: па, ба, ма, ама, апа. Редко встречаются в лепете губно-зубные, передне-, средне-, заднеязычные звуки. Почти нет противопоставлений согласных звуков: звонких глухим, твердых мягким, смычных щелевым.
 Произнесение отдельных звуков часто сопровождается общим повышением мышечного тонуса, появлением насильственных движений. Реакция на обращенную речь проявляется бедными звуковыми комплексами, лишенными эмоциональной окраски. Чаще всего голосовая активность детей в данный период на уровне гуления. Самоподражание в гулении только начинает развиваться. Стремление к звукоподражанию обычно отсутствует или выражено незначительно.
 Звуковая активность крайне низка. Ребенок не пытается при помощи звуков контактировать с окружающими. Это сочетается с нарушениями моторного развития: ребенок обычно к концу года не сидит или сидит неустойчиво, не стоит, не ходит, не ползает, у него отсутствует или слабо выражена предметная и манипулятивная деятельность. В двигательной сфере выявляются характерные для детского церебрального паралича нарушения в виде патологии мышечного тонуса, наличия позотонических рефлексов, недостаточности координации движений.
Лит-ра:
1.Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В.Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда. — М.: Просвещение, 1985.
2.Приходько О.Г., Ранняя помощь детям с двигательной патологией.: Методическое пособие.  С – СПб.: Издательство «КАРО», 2006 г.
3.Смирнова Е.О., Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер,2010. – 299 с.

Первые слова.
Составила Мироненко Марина.
С появлением у ребенка первых слов начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
   Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Понять ребенка можно только в конкретной ситуации.
Индивидуальные сроки появления речи значительно колеблются. Так, большинство детей-дизартриков на втором году жизни находятся на доречевом уровне развития. В начале второго года у них наблюдается снижение потребности в речевом общении и низкая голосовая активность. Ребенок предпочитает общаться жестами, мимикой и криком. Обычно такие дети произносят всего несколько слов, а иногда у них задерживается развитие начального понимания обращенной речи.
   Возрастная динамика речевого развития детей с дизартрией зависит от многих факторов: локализации и тяжести поражения мозга; раннего начала, систематичности и адекватности коррекционно-логопедической работы; состояния интеллекта ребенка.
  Первые три года жизни у детей с ДЦП и синдромами двигательных нарушений наблюдается наиболее медленный темп речевого развития. На втором году жизни развитие общей моторики обычно опережает развитие речи. Свои первые слова дети начинают произносить примерно в 2-3 года. К концу раннего возраста лишь некоторые из них общаются с окружающими с помощью простых и коротких предложений из 2-3х слов.
   При систематическом проведении коррекционно-логопедических занятий к концу 3-го года жизни темп речевого развития начинает опережать темп развития общей моторики ребенка.
   Фразовая речь, обычно, формируется к 4-5 годам, а в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)  идет её интенсивное развитие. Как правило, дети не реализуют своих речевых возможностей в общении (на заданные вопросы дают однословные стереотипные ответы).
   Активный словарь в раннем возрасте увеличивается крайне медленно, пассивный словарь значительно превосходит его, речь долго остается малоразборчивой. Связь между словом, предметом и действием устанавливается с трудом.  В связи с неточностью, несистематизированностью, а часто и ошибочностью знаний и представлений об окружающем у ребенка происходит колличественное уменьшение словаря и медленное его формирование. Дети не располагают необходимыми языковыми средствами для характеристики различных предметов и явлений. Запас слов, обозначающих действия, признаки и качества предметов, особенно ограничен у таких детей.
   Ограничение речевого общения, нарушение слухового восприятия и внимания, низкая речевая активность и недоразвитие познавательной деятельности вызывают серьезные нарушения в формировании грамматического строя речи, вследствие чего грамматические формы и категории усваиваются с трудом. Дети затрудняются в употреблении правильных падежных окончаний, согласовании слов в предложении и при построении предложений.
  У детей с дизартрией недостаточно развита фонетическая сторона речи. В раннем возрасте многие звуки отсутствуют. В последствие часть из них произносится искаженно или заменяется близкими по артикуляции. Для детей с этим нарушением характерно патологическое усвоение фонем (последовательность их усвоения не совпадает с той же последовательностью при норме).
  Таким образом, у детей появляются дефектные артикуляционные уклады, которые закрепляются в последующем по мере формирования патологического речевого стереотипа. А у большинства детей отмечаются нарушения фонематического восприятия.
Лит-ра:
1.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. — М., 1989.
2.Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
3.Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией: Методическое пособие. – СПб.: Издательство «КАРО», 2006.

logomag.ru

Периоды гуления и лепета и их стимулирование

Период «гуления» и его стимуляция у детей

Гуление – представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а, у, ы], часто в сочетании с согласноподобными звуками [г, м]. Согласноподобные звуки гуления имеют гортанно-глоточно-заднеязычное происхождение, что и отражается в терминах «гукание», «воркование», «гуление». Гласно-подобные звуки гуления ближе всего к нейтральному е — звуку, при котором язык занимает срединное положение в полости рта. Согласно-подобные элементы обычно палатализованы, т. е. звучат мягко.

Звуки гуления, в отличие от крика – плача, всегда возникают на фоне эмоционально положительного состояния, комфорта и не связаны с органическими потребностями. Гуление — это своеобразная «игра» органов артикуляционного аппарата, необходимая для его развития. До 3 мес. голосовая активность не зависит от работы слухового анализатора. После 3 мес. произношение осуществляется под контролем слуха. Ребёнок проявляет интерес к собственным вокализациям, прислушиваясь и повторяя их (феномен аутоэхолалии) (Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В., 2001).

Благодаря голосовым реакциям гуления, постепенно приобретающим различную интонационную окраску, ребёнок усваивает интонационную систему языка, копирует интонации окружающих его людей. Гуление — следствие случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата — губ, языка, мягкого нёба, глотки и гортани. Гуление способствует развитию слухового внимания и артикуляционного аппарата ребенка (Соботович Е.Ф., 2003).

У детей всего мира оно одинаковое. Появление гуления совпадает с появлением «комплекса оживления» у младенца: умеренно выраженных движений конечностями, поворотов головы, взорных движений, улыбок и вокализаций, адресованных матери. Все компоненты комплекса оживления неотделимы друг от друга, синкретичны: ребёнок первых месяцев жизни не может издавать звуки вне общей двигательной активности, как не может он и двигать руками и ногами, оставаясь молчаливым. Наблюдается и у глухих младенцев, у которых не было звукового

sundekor.ru

Лепет и гуление малыша

 

 

 

Когда в доме появляется малыш родители с огромным восторгом и любовью встречают его достижения. Например, ребеночек впервые улыбнулся, младенец научился держать головку, его первый переворот, первые ползки, шажки и, конечно же, его первое слово – «Агу». Да и вообще у малыша может быть очень много достижений, всего здесь не перечесть.

 

Если вашему малышу полтора или два годика и он пока еще ничего не говорит, сильно не расстраивайтесь по этому поводу, так как все дети разные и определенных сроков у малышей в развитии речи просто не существует. Один малыш может сказать «мама» в восемь или девять месяцев, а другой в полтора года.

 

 

 Как мы знаем за издаваемую речь у человека отвечают артикуляция и такие аппараты как: дыхание и глотание в совокупности обеспечивающие процесс речеобразования. Процесс развития речи можно разделить на 3 части. Первая когда ребенок кричит, гулит и лепечет. Вторая часть когда малыш уже понимает что ему говорят и он может жестом указывать на свои вопросы. Например, где папа. На третье части развития речи дитя может понимать обращения, подавать точные жесты и выполнять легкие поручения.

 

Нормой считается, когда младенец в год произносит от 2 до 10 слов. Но на деле чаще получается так, что малыш в возрасте двух лет больше предпочитает молчать, чем говорить.

 

В каком возрасте малыши начинают проявлять свою форму общения:

 

 

1 — 2 месяца — новорожденный может интонировать свой крик, выражать свое довольство или наоборот крик неудовольствия.

 

1,5 — 2 месяца — добавляется лепет и гуление. Это когда ребенок определенным образом комбинирует горло, губы и язык, и тем самым издает разнообразные звуки.

 

4 — 5 месяцев — появляется первый лепет, что-то похожее на слоги.

 

8 — 14 месяцев — малыш начинает произносить лепетные слова, структура из нескольких слогов «ма-ма», «па-па», «ля-ля» и т. д.

 

1,5 — 2,2 годика — чадо произносит двухсловные предложения, например, «дай ам», «дай кушать» и другие.

 

1,9 — 2,6 года — ребенок интересуется всем окружающим и что-как называется, происходит активное увеличение словарного запаса.

 

2,4 — 3,6 года — появляются грамматические формы слов, малыш начинает изменять слова в речи по числам, падежам и т. д.

 

2,6 — 3,5 года — чадо проговаривает совершаемые им действия, например, когда играет с игрушками.

 

Речевое развитие у маленьких мальчиков наступает значительно позже, чем у девочек. Это связано с тем, что девочки более рассудительны и спокойнее в отличие от мальчиков. Не заставляйте малыша повторять за вами слова, например, «скажи-киса» или «скажи-вилка». Лучше чаще читайте ему сказки, забавные стишки, показывайте ребенку разные картинки и объясняйте, кто и что на них изображено. Всему свое время каждый младенец индивидуален и воспринимайте его таким, какой он есть.

 

Современные ученые сделали вывод, что дети с которыми чаще разговаривали в раннем возрасте имеют больший IQ. У таких детишек более богатый словарный запас, они знают больше слов

 

Если ребенок до 6 месяцев не произносит лепета и не гулит, то есть повод обратится к врачу за помощью. Возможно, у ребенка имеются проблемы со слухом. Так же дети в более старшем возрасте годика в 3. Могут опускать согласные, например, ребенок говорит вместо кот — кок или заместо флаг — хлаг и т. п. То это тоже повод обратится к специалисту.

babyluck.ru

Лепет — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 октября 2014; проверки требуют 13 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 октября 2014; проверки требуют 13 правок.

Ле́пет, или «лепетная речь», — стадия доречевого развития ребёнка, следующая за гулением и предшествующая появлению первых слов и фраз. Появляется примерно в конце первого — начале второго полугодия жизни ребёнка и длится до конца первого года.

Представляет собой слогоподобные вокализации (типа /та-та-та/, /ба/, /ма/ и т. п.), с помощью которых ребёнок выражает свои желания и требования или просто «играет» со звуками голоса. Часто лепет сопровождает предметно-манипулятивную деятельность ребёнка и активизируется в ответ на обращённую к нему речь взрослого. Постепенно слоговые цепочки становятся всё более разнообразными: в их составе оказываются не только одинаковые, но и разнотипные слоги.

Лепет ребёнка 6 месяцев (видео, 15 сек.)

На первых этапах консонантный состав лепета разнообразен, хотя характер звуков и их число в последовательности не всегда легко определить. Со временем звуковой состав лепета обедняется, а составляющие его слогоподобные комплексы становятся более устойчивыми. Независимо от языкового окружения, наиболее частотные согласные в лепетной речи — /p, b, t, m, d, n, k, ɡ, s, h, w, j/.[1] Наиболее часты слоги типа «согласный — гласный» с начальным смычным. При этом выявлена следующая закономерность: последовательность появления звуков в лепете (сначала губные согласные, потом переднеязычные и т.п.) аналогична последовательности появления звуков в словесной речи[2][неавторитетный источник?].

Более поздний этап (в возрасте 8,5—9 месяцев) — «модулированный лепет», или «мелодический лепет», когда ребёнок способен уже повторять интонацию и последовательности звуков как повторение речи взрослого. На этом этапе, пользуясь открытыми слогами, ребёнок уже начинает обозначать ими объекты внешнего мира.

ru.wikipedia.org

С самых первых минут жизни новорожденные пробуют издавать

С самых первых минут жизни новорожденные пробуют издавать разнообразные звуки. Они, как правило, начинают с гласных и губных согласных: «а-ба-ба-ба». К 6 месяцам звуковой репертуар младенцев становится значительно богаче и сложнее. Они комбини-руют различные звуки, растягивают их или резко обрывают, играют их ритмом и высотой. Младенцы все лучше и лучше управляют своими голосовыми возможностями: они то намеренно повторяют издаваемые ими звуки, растягивая их, то вдруг затихают, как бы разговаривая сами с собой, что иногда называют итерацией.

Например, «луг» и «лук». — Примеч. перев.

Таблица 5.8 Вехи речевого развития

Средний возрастДемонстрируемое ребенком речевое поведение
12 недельУлыбка при обращенной к ребенку речи; гуление.
16 недельПоворачивает голову по направлению к источнику звука человеческого голоса в ответ на него.
20 недельПроизносит гласные и согласные звуки во время гуления.
6 месяцевГуление превращается в лепет, который содержит все звуки человеческой речи.
8 месяцевПовторяет некоторые слоги (например: «ма-ма»).
12 месяцевПонимает некоторые слова; может произнести несколько слов.
18 месяцевМожет произносить вплоть до 50 слов.
24 месяцаСловарь ребенка состоит более чем из 50 слов; употребляет некоторые фразы, состо-ящие из двух слов.
30 месяцевСловарь расширяется до нескольких сотен слов; употребляет в своей речи фразы, со-стоящие из 3-5 слов.
36 месяцевСловарь включает около 1000 слов.
48 месяцевХорошо освоены главные основополагающие аспекты языка.
Приведенные в левой колонке возрасты являются всего лишь средни-ми показателями. Индивидуальные различия младенцев на начальных этапах речевого развития могут достигать нескольких дней, а на поздних этапах — нескольких недель. Источник: Robert A. Baron, Psychology, copyright © 1995 by Allyn & Bacon. Перепечатано с разрешения.

Первые вокализации младенца содержат лишь несколько звуков, или фонем. Но уже ко 2-му месяцу они начинают произносить ряд согласных, а также издавать щелкающие, буль-кающие звуки, звуки, напоминающие хрюканье, и ряд других, причем некоторые из них отсутствуют в их родном языке. Это «случайное» производство звуков продолжает нарас-тать приблизительно до возраста 6 месяцев; затем сфера употребляемых ребенком фонем начинает сужаться и постепенно ограничивается рамками его родного языка.

Где-то после 6 месяцев многим родителям начинает казаться, что их ребенок уже произ-носит что-то похожее на настоящие слова вроде «ма-ма» и «па-па», и они спешат принять это за свидетельство необычайного развития их необыкновенного ребенка. Однако чаще всего это лишь случайные повторения звуков, лишенные всякого смысла. Тем не менее в это время в лепете ребенка появляются интонации и звуковые сочетания, близкие к звуча-нию родного языка. Собственно лепет младенца на этом этапе уже напоминает членораз-дельную речь взрослых, так что родители начинают вслушиваться в него, пытаясь разо-брать его смысл.

Этот экспрессивный жаргон, высокоразвитая форма лепета, является одинаковым для младенцев из всех языковых и культурных групп (Roug, Landberg & Lund-berg, 1989).

Какую же роль играют эти ранние вокализации? Каким образом они подготавливают младенца к членораздельной речи? Младенческий лепет обладает настолько притягательной силой, что взрослые во всем мире приходят от него в восторг и пытаются ему подражать. Таким образом, издаваемые младенцем звуки являются реакцией на речь, которую он слышит, хотя значения слов ему еще непонятны. Поэтому, несмотря на то что лепет является для младенца формой коммуникации и взаимодействия с другими людьми, это еще и познавательная активность, своего рода опыт решения задач. Лепеча, малыши попутно постигают способы произнесения звуков, из которых состоят слова их родного языка. Возможно, именно поэтому дети продолжают пользоваться экспрессивным жаргоном и после того, как начнут выговаривать слова. В действительности, новые слова влияют на характер лепета малыша, а лепет, в свою очередь, влияет на предпочтение звуков, которые он использует при включении новых слов в активную речь (Elbers, Ton, 1985).

Данные последних исследований говорят о том, что восприимчивость младенцев к звукам речи универсальна: они различают звуки, встречающиеся во всех языках мира, в то время как взрослые способны воспринимать и воспроизводить лишь звуки родного языка. Исследователи обучили 6-месячных детей реагировать поворотом головы на разницу между двумя похожими звуками (такими, например, как [д] и [т]) и не реагировать на идентичные звуки ([д] и [д], [т] и [т]). Младенцы оказались способны различать близкие по звучанию фонемы других языков, но не реагировали на пары одинаково звучащих фонем родного языка. Этот эксперимент показывает, что речевое восприятие, несомненно, формируется с опытом, однако различение звуков речи происходит в значительно более раннем возрасте, чем считалось традиционно. Очевидно также, что «разговоры» родителей с младенцами играют важную роль в овладении устной речью (Kuhl, Williams, Lacerda, Stevens & Lindblom, 1992).

Сравнение лепета слышащих и глухих детей также свидетельствует о том, насколько важ-но для языкового развития ребенка слышать родную речь, даже на стадии лепета. На ран-них стадиях звучание лепета слышащих и глухих младенцев не имеет ярко выраженных различий, но у слышащих оно впоследствии приближается к звучанию слов родного языка (Oiler, Eilers, 1988). Более того, глухие младенцы после полугода лепечут значительно меньше, поскольку именно с этого времени языковая продукция начинает облегчаться подкреплением со стороны взрослых.

Таким образом, лепет, по-видимому, играет ключевую роль в научении младенцев упо-треблению тех специфических звуков, которые необходимы для того, чтобы говорить на языке заботящихся о них взрослых. В частности, при анализе лепета 10-месячных жителей Парижа, Лондона, Алжира и Гонконга ученые обнаружили, что различия в произнесении ими гласных соответствуют звучанию этих звуков в родных для детей языках: французском, английском, арабском языках и кантонском диалекте китайского языка (de Boysson-Bardies, Halle, Sagart & Du-rand, 1989).

psihologia.biz