Воспитание

Воспитание без насилия – Статья по теме: Воспитание без насилия

Воспитание без насилия и жестокости

ПЛАН-КОНСПЕКТ

родительского собрания.

Тема: «Воспитание без насилия и жестокости»

Цель: ознакомление родителей с приемами воспитания ребенка ненасильственными средствами.

Задачи:

1. Актуализировать проблему насилия в семейном воспитании и стилях взаимоотношения с детьми.

2. Убедить родителей о вреде насилия над детьми.

3.Договориться о путях, средствах и приемах построения ненасильственных взаимоотношений с детьми в семье.

Ход родительского собрания.

Лекция для родителей.

Уважаемые мамы и папы!

Сегодня нам предстоит обсуждение очень серьёзной темы – насилие и как уберечь наших детей от него. Ведь безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чему научим. И именно, исходя из наших с вами советов, они будут вести себя в трудной ситуации. В наших силах сделать, чтобы этих трудных ситуаций не возникало. Об этом и поговорим сегодня.

Начнем с психологической зарядки.

Родителям предлагается выполнить определенные движения, если они согласны с данными высказываниями:

Если в вашей семье время от времени возникают “приступы

непослушания” — похлопайте в ладоши.

Если вы считаете, что самым эффективным наказанием для

ребенка является лишение удовольствия – кивните головой.

Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете —

дотроньтесь до кончика носа.

Если вы считаете себя хорошим родителем – постучите кулачком в грудь.

Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком — моргните правым глазом.

Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие

члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.

Если вы считаете, что в воспитании детей главное — пример

взрослых — улыбнитесь.

Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было

комфортно в семье — погладьте себя по голове

Жестокое обращение с детьми является чрезвычайно сложной

темой для обсуждения. Почему возникает недопонимание между родителями и детьми? Как совсем избежать неприятных наказаний и чего ждут от нас наши дети?

“Мы все родом из детства”, “И хорошее, и плохое человек получает в семье”. Эти выражения знакомы каждому. Именно семья, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.

Насилие — это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.

Насилие в семье — это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть.

В отношении детей выделяют следующие виды насилия:

1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) — это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.

2. Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.

3. Экономическое — это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.

4. Сексуальное

— это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетнему. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми.

5. Физическое — это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.

И сейчас я бы хотела вам представить самые распространенные мифы и факты о воспитании:

Мифы и факты по поводу насилия:

1.Миф: словесные и эмоциональные оскорбления не так плохи, как физические (телесные).

Факты: словесные и эмоциональные оскорбления, задевающие человеческие чувства, так же болезненны, как физические оскорбления. Они разрушают достоинство личности и могут привести к самоубийству.

2. Миф: Дети чаще подвергаются насилию в социально неблагополучных семьях

Факт: Насилие в семье не ограничивается определенными социальными группами или слоями населения. Оно может присутствовать и в семьях с высоким уровнем образования и доходов.

3. Миф: Физические наказания могут пойти ребенку на пользу

Факт: Физические наказания оставляют в детях чувства страха и унижения и желание отомстить.

4.Миф: Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение

Факт: Дети, как и другие люди, могут заставлять взрослых испытывать недовольство, раздражение и даже сильный гнев. Но только взрослые ответственны за то, какие способы – они выбирают для выражения своего гнева.

Спасибо за внимание, а сейчас я передаю слово своей сокурснице.

3. Тренинг для родителей

Предлагаю родителям разделиться на группы по 4 человека и заполнить таблицу (Задание: впишите цифры в столбцы)
«Насилие» «Грубость» «Ненасилие». «Жестокость»

Предлагаемые утверждения:
1. Издевательство
2. Принуждение к употреблению наркотиков
3. Дать прозвище, указывающее на физический недостаток
4. Война
5. Оставление вопроса без ответа
6. Осмеяние ребенка
7. Прикрикнуть на кого-либо
8. Учение в школе
9. Толкнуть ребенка, чтобы его не задавил автомобиль
10. Не ответить на приветствие
11. Курение
12. Драка
13. Громко окликнуть на улице
Обмен мнениями:
— Какие трудности возникли при определении степени насильственности утверждений?
— Какие утверждения произвели самые сильные впечатления?
— Почему одни и те же утверждения вы отнесли к нескольким группам?
— Как вы считаете, каковы причины проявления жестокого обращения?
— Кто может выступать в роли инициатора жестокого обращения по отношению к детям?
— Как Вы считаете, что же это за явление «насилие», и стоит ли нам о нём говорить? (ответы родителей)

Раз мы говорим сегодня о жестокости и насилии, то можем сказать: «как вы себя ведете с ребенком, такая привычка формируется у него». Детей учит то, что их окружает. Уважаемые родители, предлагаю вам. Если кто-то не знал, познакомятся, а кто знает — вспомнить замечательные заповеди итальянского педагога, ученного Марии Монтессори. На карточках, которые вам раздали, некоторые из них. Вам нужно дописать слова, которые по вашему мнению, подходят для каждой заповеди. Работаем в группах по 4 человека.

Слайд. 19 заповедей Марии Монтессори

1. Детей учит то, что их окружает.
2. Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
3. Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.

4. Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.

5. Если с ребенком честны — он учится справедливости.

6. Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.

7. Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.

8. Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.

9. Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.

10. Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.

11.Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе.

Совпало ли ваше мнение с мнением Монтессори? Если да, то вы тоже великие педагоги и правильно ведете себя с ребенком. Говорят, для того чтобы семейное воспитание было успешным надо перечитывать эти заповеди хотя бы один раз в год. Спасибо за внимание.

3. Представление рекомендации для родителей по теме собрания

Представление памятки родителям.

Притча «ПОЦЕЛУИ – БАБОЧКИ»

Как-то раз отец отругал свою четырехлетнюю дочь за то, что она истратила, как ему показалось, зря большое количество золотой оберточной бумаги, оклеивая пустую коробку для того, чтобы поставить ее под новогоднюю елку. Денег было едва-едва. И из-за этого отец нервничал еще больше. На следующее утро девочка принесла отцу оклеенную ею коробку и сказала: «Папа, это тебе!». Отец был невероятно смущен и раскаялся в своей несдержанности накануне. Однако раскаяние сменилось новым приступом раздражения, когда, открыв коробку, он увидел, что она пуста. «Ты что, не знаешь, что когда ты даришь кому-то подарок, то внутри должно что-то находиться?» – закричал он дочери. Маленькая девочка подняла свои большие, полные слез, глаза и сказала: «Она не пустая, папочка. Я положила туда мои поцелуи. Все они для тебя». От нахлынувших на него чувств, отец не мог говорить. Он только обнял свою маленькую девочку и умолял простить его. Отец рассказывал позже, что эту оклеенную золотом коробку, он долгие годы хранил возле своей постели. Когда в его жизни наступали трудные моменты, он просто открывал ее, и тогда все те поцелуи, которые положила туда его дочь, вылетали наружу, касаясь его щек, лба, глаз и рук.

infourok.ru

Консультация на тему: «Воспитание без насилия»

«Ребенок больше всего нуждается             
в вашей любви как раз тогда, 
когда он меньше всего ее заслуживает. «
                                              Эрма Бомбек

Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастье  короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство!

ВОСПИТАНИЕ БЕЗ НАСИЛИЯ-ВОЗМОЖНО!

Рекомендации: «Воспитание без насилия»
1. Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.
2. Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.
3.Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.
4.Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
5.Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может «быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
6.Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.
7.Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
9. Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок?

                                 

Как найти с ребенком общий язык

или пять путей к сердцу ребенка

1 путь

Прикосновение – поцелуи, объятия

Поставьте перед собой цель – приласкайте малыша хотя бы раз в день.. Каждому под силу выучить «этот язык», и если он родной для вашего ребенка – ваши старания не пропадут даром.

2 путь

Слова поощрения – похвала, ласковые слова, ободряющие слова, наставления

3 путь

Проводить время вместе. Значит, отдать ребенку все внимание целиком. Помните, время – это ваш подарок ребенку, вы словно говорите ему: «Ты нужен мне. Мне нравится быть с тобой». Тогда ребенок ощутит, что он нужен, необходим. 

Четвертый путь к сердцу ребенка – подарки. Для некоторых детей именно это единственный верный путь. Однако подарок становится символом любви лишь тогда, когда ребенок видит, что родители действительно заботятся о нем.

Пятый путь выражения любви – «языком помощи». Помогая ребенку, вы можете воспитать в нем ответственность и трудолюбие. Помощь – это выражение любви. 

nsportal.ru

Консультация на тему: Воспитание ребенка без насилия

СОВЕТЫ  РОДИТЕЛЯМ

 «Воспитание ребенка без насилия»

Совет 1. Родители должны много знать

«Родительская любовь так же естественна, как дождь, но умению быть родителями надо учиться». В воспитании ребенка нужна не только любовь, но и определенные знания. Многое мы делаем инстинктивно, но чтобы воспитание ребенка было более успешным необходимо самим учиться, обсуждать и наблюдать. Задача взрослых помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в демократичном обществе, регулируя свои права в отношениях с государством и другими людьми. Эффективность защиты прав ребенка в значительной степени зависит от того, насколько хорошо взрослые люди осведомлены о своих правах, правах детей и механизмах, которые имеются для обеспечения этих прав; насколько сами взрослые способны, живя и действуя, как законопослушные граждане, передать эти правовые знания детям, защищать их права.

Совет 2. Старайтесь видеть хорошее

 Довольно легко проследить, когда вы концентрируетесь на негативном (плохо выспались, проблемы на работе, стресс). Это случаи, когда вы начинаете видеть вокруг только плохое, не замечая тех особо приятных моментов, которых великое множество в повседневной жизни.

Совет 3. Будьте примером

Большая часть информации воспринимается детьми в раннем возрасте благодаря наблюдению. И наиболее частым объектом для наблюдения являются, конечно же, родители.

Совет 4. Учитесь хорошему у других

Чтобы чему-то научиться, человек должен перестать делать так, как он привык, освободиться от своих установок по поводу этого и наблюдать за другими.

Совет 5. Уважайте детей

Взрослые привыкли воспринимать уважение как односторонний процесс. Детям часто говорят, что нужно уважать старших. Часто ли мы говорим, что старшие тоже должны уважать детей. А между тем, это совершенно необходимое условие для создания любовных и доверительных отношений с ребенком.

Совет 6. Будьте постоянны

Каждый день нам приходится сталкиваться со множеством стрессов и перемен. Наш разум, наше тело, наши отношения и надежды меняются каждый день. Чтобы выжить и всегда находиться «на плаву» при любых обстоятельствах, дети должны знать, что есть что-то постоянное и неизменное (семейные традиции, вкусный ужин в пятницу, семейный поход на каток в субботу…).

Совет 7. Пусть доброта станет нормой

В нашем жестоком мире проявление доброты в определенных случаях, считается, чуть ли, не подвигом. Дети впитывают информацию о мире. Поэтому из средств массовой информации они могут сделать вывод, что добро – очень редкое явление, и человеку не надо быть добрым всегда, что экстраординарные поступки гораздо важнее, чем простое каждодневное проявление доброты и заботы

Совет 8. Будьте смелыми

Родители не могут не беспокоиться за своих детей. В безопасности ли он? Сможет ли он завести друзей? Не болен ли он? Страх за ребенка может измучить до полусмерти. Родителям надо быть смелыми.

Совет 9. Учитесь соглашаться

Если ребенок делает все ради одобрения, он учится ладить с самим собой. Иногда родители настолько концентрируются на том, чего они хотят для своих детей, что забывают спросить самих детей, чего хотят они. Мамы и папы так часто решают все за детей, что подавляют их индивидуальность.

Совет 10. Настойчивость

«Чтобы лампа постоянно горела, в нее надо добавлять масло». Иногда в воспитании детей очень важно быть настойчивым и не сдаваться при первой трудности. Даже если на пути встречаются трудности, пытайтесь делать свое дело снова и снова, и тогда это даст результат (приобщение к чтению).

Совет 11. Умейте слушать

Нам дано два уха и один язык, чтобы мы больше слушали и меньше говорили. Есть разница между «слышать» и «слушать». Можно слушать, даже если вы не осознаете полностью всех событий и не знаете внутренних ощущений партнера. А слышать можно, только если вы внимательно вникаете во все и полностью увлечены как собеседником, так и тем, что он говорит. Для нормального развития детям необходимо, чтобы их слышали.

Совет 12. Растите вместе с детьми

Дети ненасытны в познании жизни и окружающего мира. Они постоянно открывают для себя новые места и познают мир. Родители часто думают, что дети должны учиться, а задача родителей их учить. Но если посмотреть на этот процесс по-другому, то увидите, что очень увлекательно учиться и познавать мир вместе с детьми.

Совет 13. Установите ограничения

Доверие возникает из чувства безопасности. Поэтому детям необходимо постоянно показывать свою любовь. Если их никак не ограничивают, они не чувствуют любви родителей и ищут ее в другом месте. Иногда кажется, что дети просто притягивают к себе разные экстремальные и опасные ситуации. Они постоянно проверяют границы своих способностей, безопасности, выносливости и правил. В результате все это доставляет много беспокойства и волнений их родителям. Родители часто недооценивают важность ограничений для детей. А между тем, дети лучше растут и развиваются в удобно организованном пространстве и времени. Именно отсутствие ограничений толкает детей на многие необдуманные и опасные поступки (поздний приход домой и др.).

Совет 14. Распределяйте время

«Я должен управлять своим временем, а не оно мной». Мы живем в сумасшедшем мире. С каждым годом свободного времени становится все меньше. Поэтому, несмотря на нехватку времени, современные родители должны правильно его планировать и разумно использовать для общения с детьми. Всех гениев на земном шаре когда-то поддерживали и вдохновляли их родители, поэтому они смогли полностью раскрыть свои таланты, способности и воплотить свои мечты.

 

Совет 15. Будьте защитником

Родители обязаны помогать своим детям, когда они в них нуждаются. Иногда возникают ситуации, когда дети не могут защитить себя сами, и в такие моменты родительская помощь им наиболее необходима. Но когда вы защищаете ребенка, делайте это справедливо и с чувством уважения к другой стороне. Только в таком случае будет положительный результат.

Совет 16. Умейте прощать

Ссоры могут возникать по самым тривиальным поводам: очередь в игре или потерянный пульт дистанционного управления. Как только обвинение брошено, очень трудно забрать его назад. Из маленькой ссоры может вырасти большой конфликт. Если все в семье быстро прощают и забывают обиды, то мелких ссор практически не бывает. Если вы будете уважать людей, в том числе детей, и извиняться в тех случаях, когда были не правы, то сможете предотвратить многие проблемы еще до их проявления.

Совет 17. Учитесь сострадать

Дети выходят в мир и начинают познавать его, сталкиваясь с самыми разными его проявлениями практически постоянно. Поэтому очень важно, чтобы родители следили за безопасностью детей и умели сострадать и жалеть их в нужный момент.

Совет 18. Показывайте свою любовь

Жизнь вокруг детей постоянно меняется, поэтому для них крайне важно знать, что любовь их родителей к ним остается неизменной. Проявляя свою любовь, вы даете детям понять, что всегда поддержите и пожалеете их. И детство от этого становится счастливее и радостнее.

Совет 19. Принимайте дружбу

Самая величайшая мудрость, которая делает жизнь счастливее, – это умение дружить (Эпикур). Поддержка друзей очень важна и для вас самих, и для ваших детей.

Совет 20. Будьте терпеливы

Если ребенок ошибается, ему больше нужна помощь, чем выговор или наказание. Когда родители терпеливы по отношению к своим детям и их поступкам, они создают, таким образом, атмосферу доверия и безопасности, в которой дети развиваются свободно и радостно. Учитесь быть терпеливым, пусть это войдет у вас в привычку.

Совет 21. Будьте осторожны

В воспитании детей очень важно быть открытым всему новому. Чтобы правильно вести детей по жизни, нужно знать об их чувствах и переживаниях и использовать эту информацию. Если вы будете учитывать физиологические и эмоциональные потребности ваших детей, многие проблемы можно будет избежать.

Совет 22. С кем провести свободное время?

Многие родители разрываются между желанием побывать со своими друзьями и обязанностью находиться с ребенком. В наш век нехватка времени является проблемой. Поэтому, нередко, когда родители проводят время со своими друзьями, они ощущают вину, что не находятся в это время вместе с детьми. Для того, чтобы решить эту проблему, вам необходимо окружить себя друзьями, которые тоже будут вовлекать ваших и своих детей в совместную деятельность.

Совет 23. Будьте ответственными

Родители играют первоочередную роль в жизни и воспитании своих детей, и поэтому на них лежит большая ответственность. Очень часто именно эта ответственность за детей заставляет родителей отказываться ради них от своих собственных планов. Когда возникает такая ситуация, стоит остановиться и сконцентрироваться на том, что важнее. Скорее всего, это здоровье и благополучие детей. В жизни много будет случаев, когда вашим детям будет нужна помощь, поэтому, когда вы планируете какие-то дела или развлечения, надо помнить, что дети гораздо важнее дел или вечеринок.

Совет 24. Связь поколений

Для развития ребенка очень важно общаться с бабушками и дедушками. Но, к сожалению, в последнее время наметилась тенденция постоянного отхода поколений друг от друга, потеря связи между ними. Бабушки и дедушки могут не только помочь в воспитании внуков, но самое главное – они делятся своей мудростью с детьми и внуками, таким образом, осуществляя непрерывность духовной связи поколений.

Совет 25. Будьте источником творчества

С самого рождения ребенок нуждается в том, чтобы родители сделали все необходимое для его здоровья, развития, радости и счастья. Ребенок может не увидеть много интересного, если взрослые не покажут ему этого. Он даже не научится брать предметы, если никто не будет давать ему погремушки. Дети входят в этот мир, наделенные огромными возможностями и большим потенциалом, но они могут никогда не узнать, что они могут, если родители не создадут для этого соответствующих условий, не помогут им открывать, творить и создавать свой мир. Будьте источником творчества ваших детей, создавайте условия для их развития.

Совет 26. Будьте творческими

Творчески подходите к домашним делам, особенно помогая ребенку выполнять домашние задания. Если в первом классе вы вместе с ребенком будете оформлять читательский дневник, тетради по чтению, то во 2-3 классе ребенок сам будет с интересом и творчеством заниматься этим. Можно придумать сотни интересных и развивающих игр с детьми. Главное, чтобы они вдохновляли ребенка использовать фантазию, были творческими и духовно сближали вашу семью.

Совет 27. Участвуйте в общественной жизни

Обязательно надо помогать детям участвовать в жизни группы / класса и детского сада /школы.

Совет 28. Участвуйте в жизни детского коллектива

Общество играет важную роль в воспитании ребенка. Самым первым и важным обществом для ребенка является образовательное учреждение (детский сад, школа). Участие родителей в жизни этих коллективов дает возможность ближе познакомиться с воспитателями или учителями, образовательной программой. Поддержка родителей поможет педагогам создать наиболее приемлемые для детей условия. Детям необходимо здоровое общество, а оно может стать таким, если все родители будут его активными членами.

Совет 29. Делайте все вместе

Совместная деятельность сплачивает семью.

 

Совет 30. Домашнее чтение

Сделайте хорошую традицию в семье – чтение всем вместе вечером. У детей самое сильное и трепетное воспоминание – чтение родителями книг. Чтение помогает расширять информационные горизонты, удовлетворять любопытство, радоваться жизни, дружбе, любви.

Совет 31. Поделитесь своими ценностями

«Поскольку у нас нет права навязывать свои ценности нашим детям, мы ответственны за то, чтобы поделиться ими». Если мы не откроем для наших детей мир духовных и моральных ценностей, где они еще смогут познакомиться с ним. Недостаточно просто рассказать об этом, на детей может повлиять только наш пример – как мы проводим время, какую модель поведения избираем. Только следуя нашему примеру, они воспримут те моральные ценности, которые мы хотим им передать.

Совет 32. Будьте готовы

Чтобы воспитание детей было успешным и приносило свои плоды, необходимо планировать его заранее. Научите детей планировать свои цели и действия, тогда они сами будут добиваться большого успеха в своих делах.

Совет 33. Сохраните прошлое

«Что не записано – забыто». Существует множество способов, чтобы сохранить историю своей семьи. Сохранив прошлое, вы поможете детям осознать, откуда они произошли, как развивались и куда им направляться дальше. Таким способом может быть семейный альбом с фотографиями, на последней странице которого – семейное дерево.

Совет 34. Наш быт

«Порядок – это форма, из которой возникает красота». Выполнение всеми членами семьи домашних обязанностей способствует установлению порядка и традиций в семье.

Совет 35. Поощряйте индивидуальность

Дети часто хотят, чтобы их воспринимали как члена группы, но также сильно и желание, чтобы отмечали их индивидуальность. Распознать и выделить уникальность ребенка – обязанность его родителей.

Совет 36. Будьте прозорливы

Э.Рузвельт: «Завтра уже сегодня».

Дети всегда очень активны и вовлечены во что-нибудь. Для них существует только «сегодня». Родителям это помогает ощутить радость и полноту жизни. Но не следует забывать и необходимо напоминать детям, что настоящее неотделимо от будущего, и от наших сегодняшних слов и поступков зависит наше завтра

nsportal.ru

10 советов, как воспитывать ребенка без насилия

Бить ребенка, кричать на него, унижать – вот как воспитывают многие родители своих детей. Но можно же и без насилия. Почему мало, кто задумывается над этим?

Большинство наших родители таким же образом воспитывали нас, поэтому в нашем сознании крепко засело, что так воспитывать можно и нужно. Но вспомните свое детсво, не общали ли вы себе тогда, будучи маленьким, что когда у вас будут свои дети, вы никогда не будете их ругать и наказывать. И вот мы стали родителями и поступаем со своими детьми также, как когда-то поступали с нами, даже фразы и угрозы говорим тем же самыми. А если вы понаблюдаете за ролевыми играми своих детей, то увидите, что они повторяют ваши слова и действия, воспитывая своих кукол и мишек.

Чаще всего физическое насилие родители применяют тогда, когда не способны контролировать себя и ситуацию, когда ситуация превзошла нас: появился дисбаланс, чувствовали себя бессильными, или нас захватили сильные эмоции. Говоря так, ответственность за наше собственное поведение мы перекладываем на ребенка. И это — большая ошибка. Хотя это не имеет никакого влияния на эмоции, которые мы испытываем, став участником в ситуации, мы по-прежнему отвечаем за ребенка и просто не знаем, как ему помочь. Все взрослые несут ответственность за поведение детей. А есть ли выход из этой ситуации?

Как же воспитать ребенка без насилия? Вот несколько правил:

1. Продемонстрируйте свою любовь, внимание и тепло. Покажите ему, насколько это важно для вас. Уважайте ребенка и его мнение, позволяйте самому принимать небольшие решения. Дарите ему положительное внимание — обратите на него внимание не только тогда, когда он груб с вами.

2. Успокаивайте ребенка каждый день и по особым случаям, особенно когда он испытывает сильные эмоции. Гнев, возмущение, отчаяние — это трудно и для нас, взрослых, не говоря уже о детях, которые знают так мало о себе, о мире и о том, как бороться с тем, что трудно и больно.

3. Установите четкие правила и определите границы. Будьте последовательны — пусть даже ребенок пострадал от последствий своего собственного поведения, он на этом учится.

4. Говорите ребенку о его поведении и подавайте ему собственный пример.

Помните, что вы — его образец для подражания, а все дети — отличные наблюдатели. Конечно, они могут заметить несовпадения между тем, что вы говорите и тем, что вы делаете.

5. Награды и похвала — это усиливает положительное поведение и делает ребенка счастливым. Он становится открытым для новых впечатлений, и — возможно, это самое главное, — становится уверенным в себе.

6. Скажите ребенку, что вы чувствуете по отношению к его конкретному негативному поведению. Не стесняйтесь говорить о ваших ожиданиях и последствиях поступков ребенка. Для этого используйте простые, не завуалированные сообщения.

7. Если ситуация позволяет, попробуйте осветлить атмосферу юмором.

8. Берегите себя, ваше физическое и психическое состояние. Не давайте себе права жить эмоциями по отношению к ребенку.

9. Относитесь к ребенку как к полноценному человеку.

10. А если вы чувствуете, что вы просто взорваться готовы, то просто посчитайте про себя до десяти.

www.kraskizhizni.com

Классный час на тему: «Воспитание без насилия»

Предварительный просмотр:

li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_24-4}#doc6139758 .lst-kix_list_30-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc6139758 ol.lst-kix_list_27-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_27-4 0}#doc6139758 ol.lst-kix_list_24-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_24-5 0}#doc6139758 .lst-kix_list_22-8>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_22-8,lower-roman) «. «}#doc6139758 .lst-kix_list_6-7>li:before{content:»o «}#doc6139758 .lst-kix_list_21-3>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_21-3,decimal) «. «}#doc6139758 ol.lst-kix_list_29-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_29-4 0}#doc6139758 .lst-kix_list_8-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc6139758 .lst-kix_list_25-2>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_25-2,lower-roman) «. «}#doc6139758 .lst-kix_list_21-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_21-2}#doc6139758 .lst-kix_list_22-1>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_22-1,lower-latin) «. «}#doc6139758 .lst-kix_list_32-7>li:before{content:»o «}#doc6139758 .lst-kix_list_27-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_27-8}#doc6139758 ol.lst-kix_list_25-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_25-2 0}#doc6139758 .lst-kix_list_18-0>li:before{content:»\0025cf «}#doc6139758 .lst-kix_list_13-4>li:before{content:»o «}#doc6139758 .lst-kix_list_5-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc6139758 .lst-kix_list_9-1>li:before{content:»o «}#doc6139758 .lst-kix_list_26-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_26-7}#doc6139758 .lst-kix_list_15-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc6139758 ol.lst-kix_list_24-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_24-7 0}#doc6139758 .lst-kix_list_7-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc6139758 .lst-kix_list_21-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_21-0}#doc6139758 .lst-kix_list_17-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_17-8}#doc6139758 .lst-kix_list_31-7>li:before{content:»o «}#doc6139758 .lst-kix_list_9-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc6139758 .lst-kix_list_9-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc6139758 .lst-kix_list_2-0>li:before{content:»\0025cf «}#doc6139758 .lst-kix_list_28-7>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_28-7,lower-latin) «. «}#doc6139758 .lst-kix_list_2-4>li:before{content:»o «}#doc6139758 .lst-kix_list_12-7>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_12-7,lower-latin) «. «}#doc6139758 .lst-kix_list_21-4>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_21-4,lower-latin) «. «}#doc6139758 ol.lst-kix_list_27-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_27-1 0}#doc6139758 .lst-kix_list_28-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_28-6}#doc6139758 ol.lst-kix_list_17-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_17-3 0}#doc6139758 ol.lst-kix_list_23-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_23-4 0}#doc6139758 .lst-kix_list_12-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_12-3}#doc6139758 ol.lst-kix_list_21-6{list-style-type:none}#doc6139758 .lst-kix_list_24-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_24-3}#doc6139758 ol.lst-kix_list_21-5{list-style-type:none}#doc6139758 ol.lst-kix_list_21-4{list-style-type:none}#doc6139758 ol.lst-kix_list_21-3{list-style-type:none}#doc6139758 ol.lst-kix_list_21-8{list-style-type:none}#doc6139758 .lst-kix_list_31-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc6139758 .lst-kix_list_8-1>li:before{content:»o «}#doc6139758 ol.lst-kix_list_21-7{list-style-type:none}#doc6139758 .lst-kix_list_17-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_17-6}#doc6139758 .lst-kix_list_18-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc6139758 ol.lst-kix_list_24-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_24-6 0}#doc6139758 ol.lst-kix_list_21-1{list-style-type:none}#doc6139758 ol.lst-kix_list_21-2{list-style-type:none}#doc6139758 ol.lst-kix_list_21-0{list-style-type:none}#doc6139758 ol.lst-kix_list_23-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_23-1 0}#doc6139758 .lst-kix_list_25-7>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_25-7,lower-latin) «. «}#doc6139758 ol.lst-kix_list_28-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_28-3 0}#doc6139758 ol.lst-kix_list_24-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_24-0 0}#doc6139758 .lst-kix_list_4-0>li:before{content:»\0025cf «}#doc6139758 .lst-kix_list_27-3>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_27-3,decimal) «. «}#doc6139758 .lst-kix_list_16-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc6139758 ol.lst-kix_list_20-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_20-5 0}#doc6139758 .lst-kix_list_10-7>li:before{content:»o «}#doc6139758 ol.lst-kix_list_23-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_23-8 0}#doc6139758 .lst-kix_list_22-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_22-3}#doc6139758 .lst-kix_list_14-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc6139758 .lst-kix_list_10-1>li:before{content:»o «}#doc6139758 .lst-kix_list_13-1>li:before{content:»o «}#doc6139758 .lst-kix_list_23-6>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_23-6,decimal) «. «}#doc6139758 .lst-kix_list_22-5>li{counter-incr]]>

nsportal.ru

Консультация (средняя группа) на тему: Воспитание без физического насилия

Воспитание ребенка без физического наказания

 3наете ли Вы, что 85 % родителей, имеющих детей до 12 лет, используют физические наказания, но только 8-10 % из них считают эффективным такой метод воспитания, а 65 % предпочли бы воспитывать детей иначе, но не знают как.

Дети нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и руководстве со стороны родителей.

Когда родители используют физические наказания для «воспитания», они полагают, что самый короткий путь к уму ребенка ведет «через ягодицы», а не через глаза и уши. Родители, которые часто используют физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей. Когда родители их не видят, дети поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуют.

 Очень часто наказание вызывает у детей не раскаяние и желание исправиться, а совсем другие чувства:

 Возмущение, обиду: «Это несправедливо. Я не заслужил такого отношения».

 Месть: «Они выиграли сейчас, но я с ними расквитаюсь».

 Протест: «Я сделаю им назло, пусть они поймут, что я имею право поступать по-своему».

 Изворотливость: «В следующий раз я постараюсь не попасться».  

Снижение самооценки: «Я плохой, я не могу решать сам за себя, за меня всегда должны решать другие».

 Непонимание: «А что я сделал такого, за что меня наказывают?»

 Если Вы не понимаете причин неправильного поведения ребенка, обратитесь за разъяснениями к специалистам.

МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА

 Подчас нелегко сдержать себя, чтобы не поднять руку на ребенка. Это происходит как эмоциональная разрядка на предмете раздражения. Но многие раздают шлепки и подзатыльники, не задумываясь, по привычке. Что же к этому приводит?

Схема поведения следующая: ситуация-мысли- чувства-действия.

Ситуация. Причины

  Поведение ребенка, которое может привести к физическому наказанию:

 — не слушается, дерется, ведет себя вызывающе;

 — обманывает; ворует;

 — не выполняет домашних обязанностей;  

 — ломает игрушки, портит вещи;

 —  капризничает во время еды, при отходе ко сну;

 — надоедает, пристает, требует;  

 — делает все медленно;  

 — плохо учится;  

 — ноет, хнычет.

 

Мысли

 Они возникают у родителей в связи с ситуацией.

Родители уверены, что они всегда знают, как ребенок должен себя вести в данный момент. Часто у родителей есть образ «идеального ребенка», с которым они сравнивают своего реального. Они не учитывают, что ребенок может быть счастливым только будучи сам собой, а не таким, каким они себе его воображают. Неправильные представления о том, каким должен быть ребенок, завышенные требования к нему очень часто ведут к неправильным реакциям на поведение своего, а не идеального ребенка.

Чувства

Отрицательные чувства родителей: раздражение, гнев, ярость, — если с ними не справиться, приводят к действиям (физическому наказанию).

Действия

Физические наказания, которые, по мнению родителей, станут для него заслуженными и заставят изменить поведение.

Эту цепь родители могут прервать на любом этапе!

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

1. На уровне ситуации

 Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем было вести ceбя неправильно

Пример: ребенок постоянно обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом

 Предложение:  не дожидайтесь, пока ребенок станет демонстрировать потребность в вашем внимании с помощью капризов. Придя с работы, сразу уделить ребенку хотя бы 15 минут, поиграйте с ним, поговорите. Используйте любую возможность, чтобы выразить свои высокие чувства ребенку (чаще улыбайтесь, проходя мимо, просто погладьте его по руке).

2. На уровне мыслей и образов

Не предъявляйте ребенку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям

Пример: отец шлепает свою двухлетнюю дочь, чтобы «научить ее не выбегать на шумную улицу»

Предложение: присматривайте за малышкой в опасных ситуациях, пока она не достигнет возраста шести-семи лет; тогда она сама сможет оценить степень опасности. И дети, и взрослые лгут, чувствуя себя загнанными в угол, чтобы избежать наказания или из страха, что их отвергнут

3. На уровне чувств

Если поведение ребенка все-таки вызвало у вас раздражение, гнев, то ваши отрицательные эмоции не обязательно должны выражаться в физическом наказании

 Пример: «Меня ужасно раздражает, когда мой сын поет»

Предложение: используйте те приемы самоуспокоения, которые вы знаете: глубокий вдох, счет до десяти, расслабление мышц.

4. На уровне действий

 Если часто наказывать детей, то они могут привыкнуть реагировать только на физическое наказание

 Пример: ребенок толкается и возится до тех пор, пока его не отшлепают. Тогда он успокаивается.

Предложение: кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия, которые вы еще не испробовали.

ВНИМАНИЕ!

Перед тем, как взяться за ремень, не действуйте сгоряча, подумайте:  

— отчего ваш ребенок ведет себя так, как вам не хочется?  

— не требуете ли вы от него слишком многого?

—  может быть, поступок ребенка, за который его наказывают, — это сигнал тревоги, говорящий, что он попал в трудную ситуацию?

 — можете ли вы помочь своему ребенку, поддержать его, не причинив насилия?

nsportal.ru

Статья по психологии (11 класс) на тему: Статья «Воспитание без насилия»

Сакулина Надежда Ивановна. Педагог-психолог.

Статья  «Воспитание без насилия»

        Нет никаких сомнений в том, что большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Самоотверженно заботясь о детях, они нередко готовы поступиться своими удобствами и удовольствиями ради того, что может быть полезно ребенку или доставит ему радость. И уж конечно, легко представить себе реакцию большинства мам и пап, если бы кто-то чужой – сосед, няня или даже учитель – попытался ударить их ребенка или как-то обидеть его.

        При всем том многие родители способны поднять руку на своего ребенка или, по крайней мере, категорически такой возможности не исключают. Почему? Как возникает такая двойственность?

        Возможно, она проистекает из путаницы представлений, из смешения при определении разрешенного и запретного.

        Возможно, мы считаем, что в нашем случае цель оправдывает средства, и если мы это не делаем «воспитания ради», то ничего страшного тут нет, вреда не будет, а боль невелика.

        Можно предположить, что мы исходим из собственного жизненного опыта: «Меня в детстве тоже поколачивали, что мне, заметьте, нисколько не повредило…»

Может быть, в глубине души мы убеждены, что ребенок – наша собственность, и мы вправе делать с ним все, что захотим. И, что всего вероятнее, мы прибегаем к побоям вследствие неумения найти выход из сложной ситуации, вследствие бессилия и растерянности, которых сами не осознаем.

          Из личного опыта, хочется привести пример: женщина, которая, несмотря на годы, и по сей день носит в душе боль пережитых в детстве обид.

«Чтобы объясниться, я должна сказать вам, что и сейчас, в 40 лет, преуспев на службе и в жизни, имея семью и двух очаровательных, добрых и талантливых детей (и это без применения телесных наказаний), я очень ощущаю страх, когда мне кажется, что я что-то сделала недостаточно хорошо: допустила ошибки в работе, мало занималась с детьми, не очень красиво или неудачно поступила в какой-то ситуации и так далее. Всякая моя тревога немедленно выливается в страх перед наказанием, которое может последовать в любой момент и с любой стороны. И никогда, что бы ни произошло, я не смогла до конца наслаждаться жизнью, избавиться от чувства страха. Эта бессрочная инвалидность – результат физического насилия».

«Побои превращаются, в конце концов, в кошмар, становятся непрекращающимся мучением, когда ребенок не понимает, почему его бьют, и перестают различать хорошие и дурные поступки. Он решает, что он просто плохой человек. Он недостоин любви своих родителей, так как все, что он делает, — плохо. Физическое насилие мешает ребенку видеть реальные границы между добром и злом, между «можно» и «нельзя» (в чем заключается настоящий смысл воспитания), напротив – оно стирает эти границы, вплоть до того, что ребенок теряет способность рассуждать здраво. Чтобы избежать непонимания, я должна сказать, что речь идет о физическом насилии, не требующем последующего медицинского вмешательства, то есть попросту об «умеренном физическом нажиме».

«Физическое насилие не воспитывает, оно приносит вред и унижает детей. В побоях подходящее средство воспитания только те родители, которые не знают другого пути объяснить своим детям, что плохо, а что хорошо, и научить их правилам поведения. Даже если телесные наказания применяются в экстраординарных случаях, мы не можем оправдать их потому, что существуют и другие способы воспитания, и особенно потому, что в большинстве случаев к наказаниям прибегают вовсе не в исключительных ситуациях, а как к основному средству воспитания ребенка. Таким родителям даже не важно, что сделал ребенок, — причина для побоев всегда найдется: опоздал в школу, получил низкую оценку, поздно вернулся из школы, надерзил родителям, некрасиво или неаккуратно ел, а нередко причина вообще никак не связана с ребенком – просто у отца или матери накопилось раздражение на начальника на работе и так далее. На кого еще, как не на ребенка, можно излить свой гнев, являющийся следствием ваших собственных неудач, — ведь ребенок не способен никак вам ответить».

Давайте же постараемся избавить наших детей от таких переживаний…

   

        Родителями быть нелегко, но плохо,

если нелегко от этого нашим детям.

        Педагог-психолог

МОУ «ЧСОШ им А.Г.Чикачева»

Н.И.Сакулина

nsportal.ru