Разное

Задания с буквой ш для дошкольников – Изучаем буквы в действии!: Буква Ш

Содержание

Обучение грамоте «Звук [ш] и буква Ш»

Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают.

О каком доме идёт речь?….

Верно, это школа. Уверена, что вы за это время в школе стали настоящими учениками. Какие школьные правила необходимо знать и соблюдать школьникам?

1. В каких еще словах встречается звук [ш]

ДУШ

МАЛЫШ

КАМЫШ

Прохладный ДУШ

МАЛЫШ играет

На болоте КАМЫШ

 

ФИНИШ

ЛАНДЫШ

КОВШ

ФИНИШ! Ура!

В тени деревьев ЛАНДЫШ

На плите КОВШ

 

ЁРШ

ФАРШ

КАРАНДАШ

В реке ЁРШ

ФАРШ для котлет

В пенале КАРАНДАШ

ШПАГА

ШПАЛЫ
ШЛАГБАУМ

ШТАНГА

ШПАГОЙ фехтуют

ШПАЛЫ и ШЛАГБАУМ
деревянные

Атлет поднимает
ШТАНГУ

 

ШКАФ

ШКАТУЛКА

ШВАБРА

В комнате ШКАФ

ШКАТУЛКА
для ниток и иголок

ШВАБРОЙ моют пол

 

ШЛАНГ

ШЛЕМ

ШЛЕЙФ

ШЛАНГ для полива

У богатыря ШЛЕМ

У королевы ШЛЕЙФ

ШЛЯПА

ШЛЮПКА

ШМЕЛЬ

Фетровая ШЛЯПА

По реке плывёт ШЛЮПКА

ШМЕЛЬ опыляет клевер

 

ШКОЛА

ШКУРА

ШТОРЫ

ШКОЛА недалеко от дома

На полу ШКУРА

На окне ШТОРЫ

 

ШТОПОР

ШТУРВАЛ

ШНУР

ШТОПОРОМ вынимают пробки

У ШТУРВАЛА рулевой

Телефонный ШНУР

 

ШПИЛЬ

ШПИЛЬКИ

ШПИНГАЛЕТ

ШПИЛЬ виден далеко

У девушки ШПИЛЬКИ

На оконной раме ШПИНГАЛЕТ

 

ПАШНЯ

БАШНЯ

ВИШНЯ

На ПАШНЕ пахарь

БАШНЯ маяка

На ветке ВИШНЯ

 

ВЫШКА

МЫШКА

ПЫШКА

ВЫШКА для тренировок

МЫШКА-норушка

На противне ПЫШКИ

 

ДЕДУШКА

БАБУШКА

КУКУШКА

У ДЕДУШКИ И БАБУШКИ внуки

КУКУШКА кукует

 

ЛЯГУШКА

ВАТРУШКА

ПЕТРУШКА

ЛЯГУШКА квакает

В ВАТРУШКЕ творог

На грядке ПЕТРУШКА

КАШПО

БАШМАК

КАШТАН

В КАШПО фиалки

БАШМАК дырявый

КАШТАН — дерево

 

ШАЛЬ

ШАР

ШАКАЛ

ШАЛЬ пуховая

В руке ШАРЫ

ШАКАЛ воет

 

ШАЛУН

ШАРФ

ШАЙБА

ШАЛУН уронил тарелку

На шее ШАРФ

ШАЙБА влетела в ворота

 

ШАПКА

ШАХТЁР

ШАХМАТЫ

На голове ШАПКА-УШАНКА

ШАХТЁР добывает уголь

ШАХМАТЫ — увлекательная игра

 

ШАМПУНЬ

КАША

АФИША

Флакон ШАМПУНЯ

Пшённая КАША

Театральная АФИША

 

ЛАПША

ГРУША

КРЫША

В дуршлаге ЛАПША

На дереве ГРУША

На КРЫШЕ труба

ЛОШАДКА

КОШАРА

УШАТ

Пони — маленькая ЛОШАДКА

В КОШАРЕ бараны

В УШАТЕ вода

 

КУШЕТКА

ОШЕЙНИК

ВЕРМИШЕЛЬ

КУШЕТКА удобная

На ОШЕЙНИКЕ медали

ВЕРМИШЕЛЬ — гарнир

 

ШИНА

ШИЛО

ШИПЫ

ШИНА лопнула

ШИЛОМ делают дырки

У шиповника ШИПЫ

ШОВ

ШОРТЫ

МЕШОК

На ткани ШОВ

Летние ШОРТЫ

Полный МЕШОК

 

ГОРШОК

ПЕТУШОК

РЕМЕШОК

Глиняный ГОРШОК

ПЕТУШОК кукарекает

На руке РЕМЕШОК

 

КАПЮШОН

ПОРОШОК

РЕШЁТКА

На куртке КАПЮШОН

В коробке ПОРОШОК

На окне РЕШЁТКА

ШУБА

ШУРУП

ШУТНИК

ШУБА меховая

ШУРУП вывинтили

ШУТНИК придумал шутку

 

ШУМОВКА

ПАРАШЮТ

ШАЛАШ

На ШУМОВКЕ пена от бульона

ПАРАШЮТ летит

На поляне ШАЛАШ

 

ШАШКИ

ШИШКИ

ШАШЛЫК

ШАШКИ — игра

Еловые ШИШКИ

На шампурах ШАШЛЫК

Характеристика звука

Произнесите звук [ш]. Накачаем насосом колесо: Ш-Ш-Ш-Ш (звук произносится отрывисто). Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: ШШ…шш… (звук произносится плавно, с переходом на шепот).

Определите какой он –  гласный или согласный? Звонкий или глухой?… Верно, глухой и шипящий.

Каким он может быть твердым или мягким?

ВАЖНО! Звук [ш] – согласный, глухой, ВСЕГДА ТВЁРДЫЙ!

2. «Кто больше?»

Подберите слова, в которых звук [ш] расположен в начале (шляпа, шишка), в середине (мишка, чашка), в конце слова (камыш, карандаш).

3. «Доскажи словечко»

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно…   (шишек)

***

Сегодня все ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные…   (шары) Е. Серова

Знакомьтесь с буквой. Вот Ш с шариками, она еще и шарф одела. На что похожа буква?

Посмотри на букву Ш

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё

.

 

1. Найди спрятанные буквы Ш. Обведи их.

2. Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква Ш.

 

3. Найди в этой путанице букву Ш.

4. Раскрась обе буквы синим цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Ш с  правой стороны рисунка.

 

 

5. Соедини с буквой Ш только те предметы, названия которых начинаются со [ш].

 

6. Соедини все точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось. Обведи в кружок все буквы Ш.

 

 

 

7. И г р а   «Волшебная цепочка»

  • Цепочка должна начинаться и заканчиваться на букву «ш». 
    (Шар – рак – кот – танк – карандаш
    .)
  • Замените первый звук в словах: жить, сутки. (Шить, шутки.)
  • Как за одну секунду из шаха сделать мат(Шах – шаг – маг – мат.)

8. И г р а  «Анаграммы»

Шпала (лапша), шарф (фарш), шнурок (коршун).

9. Слова-невидимки

В  Ш – – – – –  сели моряки,
– – – ш – –  к чаю береги.
– – – – ш  у берега реки,
Забралась  – – ш – –  в куль муки.
Опасен  – – – ш – –  для цыплят,
Ш – – – – –  дороже, чем шпагат.

О т в е т : шлюпка – плюшка, камыш – мышка, коршун – шнурок.

10. И г р а  «Дополните слово»

Шина (машина, вершина), шут (шутка), шип (шиповник, подшипник), шил (шило), шла (шлак), шел (шелк).

11. И г р а  «Слоговое лото»

1. Составьте слова со слогом —ши- в начале или в конце.

(Ваши, дыши, шило, шили, мыши, реши, шипы и т. д.)

2. Продолжите слова: Ми… (-ша), шу… (-ба),    Ма… (-ша),    ши…   (-на),  ша… (-ры),  шут… (-ка),  шап… (-ка),  шаш… (-ки),  шах… (-та),  лан…  (-дыш), мы… (-ши),   пше… (-но),   ши… (-ло),   шко… (-ла),   шля… (-па), шах… (-тер),   Шу… (-ра),   суш… (-ки).

12. И г р а  «Наборщик»

1. Выберите из данных букв восемь и сложите название государства. Из оставшихся получится столица.

С ш т о в к е ц т и о л я ь м Г

О т в е т : Швеция, Стокгольм.

2. Составьте как можно больше слов из букв слова шоколадка.

О т в е т :  школа, шок, шкала, шлак, шакал, око, оклад, кол, кадка, колода, кладка, кок, кошка, клок, клад, лад, лодка, лак, лошадка, ад, док, код и т. д.

13. И г р а  «Головоломка»

Найдите между строчек насекомое.
Притих камыш, мелькнула птица,
Все спит, ничто не шевелится.

О т в е т : шмель.

 14. Все слова с буквой Ш

 

15. 

Посмотри на букву Ш
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.

в которых ты видишь буква Ш. 

16. Читаем…

17. Пишем…

Учимся красиво писать здесь

 18. 

 

 

Стихи

Шакал по дороге бежал,
Букву Ш он потерял,
Помогите мне друзья,
Мне без Ш никак нельзя.

***
Школьник в школу собирался,
Потеплее одевался:
Шубу, шапку, шарф надел —
Шёл до школы и вспотел.

***

Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и весёлых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат,
Тише, кот сюда спешит.
Шмыг — и в школе ни души.

***

Школьник в школу идёт,
Громко считает и песни поёт,
Хорошо, что он сегодня,
Букву Ш нашёл,
Школа, шоколадка, школьник,
Повторяя, к школе подошёл.

***
В школу буква Ш пришла,
Сашу там она нашла,
Дала Саше шоколад,
Букве Ш он очень рад.

***
Буква Ш в таких словах:
Школа, шест, шарада, шах.
Букву Ш я написала:
Три шеста и снизу шпала.

Скороговорки

  • Простоквашу дали Клаше. Недовольна Клаша: «Не хочу я простоквашу, дайте просто кашу».
  • В шалаше шесть шалунов.
  • Саша шапкой шишки сшиб.
  • Шла по улице машина,шла машина без бензина, шла машина без мотора, шла машина без шофера, шла, куда сама не зная, шла машина… заводная.
  • На окошке крошку мошку ловко ловит лапой кошка.
  • Шишки скользкие шуршали, шумно шлепались с сосны. Слоем снега, словно шалью, скроет шишки до весны.
  • Сшила Саша Саньке шапку.
  • Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.

Пословицы и поговорки

1. Шила в мешке не утаишь.

2. С кем поведешься, от того и наберешься.

3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4. В гостях хорошо, а дома лучше.

5. Кошке игрушки, а мышке слезки.

6. На мышку и кошка зверь.

7. Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

8. Поспешишь – людей насмешишь.

www.klass39.ru

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме: Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш. Опубликовано 25.09.2012 — 18:09 — МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука  [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука  [ш] в словах; в определении позиции звука  [ш] в слове (начало, середина). Совершенствовать анализ и синтез слогов ША, ШО, ШУ; деление слов на слоги. Чтение слогов ША, ШО, ШУ. Научить синтезу слова ШУБА. Познакомить с буквой Ш.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать слуховое внимание, память, речь, тонкую и общую моторику; координация речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование:

Демонстрационный материал: Плакат о звуках и буквах, домики для звуков, символы звуков «А», «О», «У», «Ы», «Ш», схема звука  [ш], «Волшебный мешочек». Большие буквы: А, О, У, Ы, Т, М, В, Д, Ш, маленькие буквы: Ш, У, Б, А. Игрушка: мышка Шуша. Картинки: мишка, шапка, душ, штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка. Теремки  В. Воскобовича. Планшет, цифры: 1, 2, 3, разноцветные яйца, корзинка.

 Раздаточный материал: Индивидуальные зеркала, рабочие тетради, цветные карандаши, фишки для звукового анализа, звуковые линейки, мячики Су-джок, игровизор, дид. игра «Теремок с буквами», синие маркеры.

Ход занятия

I.                   Оргмомент. (1  мин.)

1.      Орг.момент:

Логопед и дети сидят в кругу на стульях.

Психологический настрой

— Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

-Я хочу вам пожелать,  чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы  пришли заниматься,  узнавать много нового.

– вы хотите  все заниматься? (Да!)

– Значит, будем заниматься.

II.   1. Введение в тему. (3 мин.)

— Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

— На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

— Чем отличаются гласные звуки  от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).

Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

-Давайте поиграем: я  показываю букву, а вы по — очереди называете звук и слово, которое начинается с этого звука.

— Ребята к нам сегодня  в гости кто-то пришел, я сейчас загадаю загадку, и вы сразу отгадаете,  кто же к нам пришел.

Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки; боится кошки. (мышка)

Логопед из «волшебного мешочка» достает мышонка.

— Ребята, этого  мышонка зовут Шуша.  Он для вас придумал много заданий, и если вы справитесь со всеми заданиями,  он вам что-то подарит.

— Какой звук повторяются в словах Шуша и мышонок?

– Верно, это звук  [ш]. Сегодня на  занятии мы будем закреплять произношение звука [ш]. но перед этим мы вместе с мышонком сделаем артикуляционную гимнастику

 2. Артикуляционная гимнастика . (4 мин.)

Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки),
По сравнению  с ним мы худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Мы все ему  улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положим блины  (широкий язык лежит на нижней губе).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налить (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

— Молодцы ребята. Проходим за столы.

3. Характеристика звука «Ш». (3 мин.)

Ребята, наш гость Шуша очень страшный шалун. Залезает Шуша за ширму и шуршит там: шур – шур – шур. “Кошка!!!”, – визжит мама и они вместе с папой прячутся за шкаф.

– Ребята, как шуршал Шуша?

– Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур.

– Какой звук стоит в начале этих слов?

– Давайте произнесем его.

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?

– Верно, они круглые как бублик.

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?

– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].

– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.

– Воздух теплый.

– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.

– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш… В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?

– В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали.

– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?

– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?

– Глухой.

– А звук [ш] твердый или мягкий?

– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. В отличие от нашего мышонка, этот звук не любит шалить и  шуметь, а если кто-то начинает шуметь, он всегда говорит шшшш.

(На мольберте размещены красный и синий домики, рядом с ними – соответствующие фишки для обозначения звуков.)

— Посмотрите, что это за домики? (Домики для звуков).

— Какие звуки живут в красном домике? (Гласные звуки).

— Какие звуки живут в синем домике? (Согласные  твердые звуки).

— В какой домик мы поселим звук [ш]? (В синий, так как звук «Ш» согласный, твердый).

— Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук [ш]? ( фишкой синего цвета).

4. Работа в тетради. (2 мин)

— Раскрасим «одежду» звука [ш]  карандашом нужного цвета (синим).  И запоминаем, что звук [ш]  —согласный, твердый, глухой.

5. Работа со звуковыми символами. (1 мин.)

— Мышонок хочет посмотреть, умеете ли вы составлять слоги. Положите перед собой символы звуков и на столе составьте слог [шa] , а теперь слог [уш]. Молодцы, справились с заданием.

 6. Определение позиции звука [ш]  в словах. (2 мин)

-А теперь давайте покажем мышонку, как мы умеем определять позицию звука в слове. Берем звуковые линейки и определяем позицию звука [ш]  в слове (обозначаем начало, середину или конец слова). Картинки «мишка»,  «шапка», «душ».

7. Пальчиковая гимнастика (1 мин.)

— Молодцы.  Давайте отдохнем. Положите все на край стола. Возьмите мячики Су- джок, сделаем пальчиковою гимнастику.

Этот шарик не простой

Весь колючий вот такой.

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем.

Можно шар катить по кругу,

Перекидывать друг другу.

 Раз, два, три, четыре, пять

Нам пора и отдыхать.

8. Знакомство с буквой Ш. (2  мин)

– Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. А на что похожа  буква Ш? Каким цветом мы всегда раскрашиваем согласные буквы (синим). Возьмите синие карандаши обведите и раскрасьте букву Ш в тетради. Молодцы, а теперь уберите тетради на край стола.

9. Д/И «Теремок с буквами». (2 мин)

-Мышонок для вас приготовил еще одну игру. Положите перед собой игровизоры, найдите и обведите синим маркером в теремках букву Ш. Сколько нашли букв?

10. Д/И «Теремки Воскобовича». (1 мин)

— А теперь давайте покажем мышонку, как мы умеем читать слоги.

Логопед составляет слоги  в теремках, а  дети по очереди читают (ша, шу, шо).

— Молодцы, встаем в круг.

 

 

 

 

11.Физкультминутка«Мышонок» (2 мин.)

 

Прыг –да скок, прыг – да скок

Мышка прыгнула на пенек.            

В барабан она громко бьет,          

В чехарду играть зовет.              

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки, подтянись!          

Лапки ставим на бочок,                                                                                                               

На носочках прыг-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

 

 

 

 

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

 

12.  Д/И «Телеграф» (3 мин)

 На планшете, рядом со строчками цифры 1,  2,  3,  на столе стопка картинок.  

— Ребята, посмотрите какое интересное задание для нас приготовил мышонок. Девочкам нужно выбрать картинки, где звук [ш]  в начале слова, мальчикам, где звук [ш]  в середине слова..  Картинки:  штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка.

— Девочки как одним словом можно назвать все картинки, который вы нашли (одежда).

— Мальчики, а как у вас можно все картинки назвать одним словом (животные).

— А сейчас по очереди сосчитайте, сколько слогов в  каждом слове и поместите картинки на нужную строчку.  Назовите слова, в которых один, два, три слога.

13. Синтез слова ШУБА.(3 мин)

— Мышонок Шуша приготовил для вас последнее  задание, посмотрите мышонок принес  разноцветные волшебные яйца, какие они? (белые, желтые, оранжевые, розовые, зеленые), а размером? (большие и маленькие).  Давайте мы по очереди возьмем  волшебные яйца, в них находятся буквы, из которых вам нужно составить слово ШУБА, но чтоб открыть их, нужно отгадать загадку. Кто отгадает, у  того откроется яйцо.

Загадки:

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка

(лягушка)

Мягкие лапки,

А в лапках царапка.

(кошка)

Хвост длинен,

Сама крошка,

Боится очень кошки.

(мышка)

В лесу одна смешная птица

Весь день поет ку-ку, ку-ку

Никак не может научиться петь,

Как петух, – «кукареку»

(кукушка)

Давайте достанем буквы и составим из них слово ШУБА, сколько букв в этом слове?, какая первая, какая последняя? А теперь давайте положим яйца на место. Куда вы положили яйца?, а откуда вы их брали?

III.           Итог (1 мин)

— С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? В какие игры играли?

Оценка речевой деятельности.

— Ребята вы сегодня прекрасно работали и правильно выполнили все задания. За это вам мышонок Шуша подарит сладкие подарки. Логопед раздает детям угощение.

nsportal.ru

План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме: Открытое занятие по обучению грамоте «Звук и буква «Ш»

ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Тема: Звук и буква «Ш».

Цель: Развивать у дошкольников интерес к обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные:

  • Ознакомление со звуком «ш» и буквой Шш.
  • Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
  • Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Шш.
  • Учить составлять предложение.

Развивающие:

  • Развитие связной речи;
  • Фонематического восприятия;
  • Зрительного внимания и восприятия;
  • Мышления

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
  • Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: дидактический материал, компьютер, телефон, мольберт, «Азбука», схема передвижения, монеты с буквенными обозначениями, ключ и ключ- пазл, конверты с заданиями.

           Предварительная работа:

  1. Чтение сказки «Золотой ключик» А.Толстого.
  2. Разучивание стихотворения В.Берестова «Как хорошо уметь читать».

 Ход деятельности:

I. Организационный момент.

— Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. 

— Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами.

— Какое мы с вами знаем  правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

II. Мотивационная игра.

Давайте расположимся кому как угодно.

Воспитатель: Послушайте пословицу: «Ученье свет, а неученье тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица? (Ответы). Правильно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Вам тоже скоро придется идти в школу за знаниями. Артем, тебе хотелось бы учиться в школе? (Ответ). Как вы думаете, чем занимаются дети в школе? (Ответ). А чем занимаемся мы в детском саду, Алина? (Ответ). Правильно, тоже учимся. Мы рисуем, поем, танцуем, играем, читаем сказки. Влада, А ты любишь сказки? А кто тебе их читает? (Ответ). Послушайте стихотворение В. Берестова:

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

Вот видите, как хорошо, когда умеешь читать. В школе вы будете учиться по  книжке, которая называется «Азбука». А, кстати, где она? Что же нам делать? Наверное, ее кто-то взял? Может, вы подскажете? Может, позвоним Буратино.

— Ало! Буратино? Мы с ребятами потеряли Азбуку. Ты ее не видел?

— Мальвина! Меня и Азбуку похитил Карабас- Барабас. Он заточил нас в чулане и запер дверь на ключ. А ключ сломал. (гудки телефона).

— Что же нам делать? Давайте свяжемся с Карабасом- Барабасом по скайпу. (звонит)

На экране появляется Карабас- Барабас.

— Здравствуйте, уважаемый К-Б! Освободите, пожалуйста, наших друзей!

— И не подумаю! Если хотите освободить Буратино и вернуть Азбуку вам нужно собрать все части ключа, а для этого необходимо  выполнить все мои задания, которые я для вас приготовил.

Я приготовил для вас 6 конвертов с заданиями. В каждый конверт вложена часть ключа. Если вы правильно выполните все задания, то соберете ключ и освободите своих друзей из заточения.

III. Введение в тему занятия.

— Итак, что нам надо сделать?

— Собрать все части ключа, а для этого выполнить задания.

— С чего же мы начнем?

— С конверта под цифрой 1.

— А где же нам его взять? (смотрит по сторонам, находит схему).

-О, смотрите, ребята, как вы думаете, что бы это могло быть?

— Карта, где находятся конверты с заданиями.

Ребята, давайте сейчас внимательно посмотрим на карту. Как вы думаете, откуда начнется наше путешествие?

Дети: С цифры 1.

Воспитатель: Правильно, с цифры 1, а вот и она.

1 конверт.

«Ребята, вам нужно разделиться на две команды. А каким образом догадайтесь сами».

 (Дети берут с тарелочки монетки, на которых написаны буквы, обозначающие гласные и согласные звуки и делятся самостоятельно  с их помощью на две команды). Дети объясняют по какому признаку они объединились в команды и проверяют все ли правильно нашли свою команду.

2 конверт

Игра «Ромашка» (Дети должны составить цветок с серединкой синего цвета, то есть из лепестков, лежащих на столе, выбрать те, в названиях которых первый звук – твердый звук. Второй цветок должны составить с серединкой зеленого цвета, то есть выбрать лепестки, в названиях которых есть мягкий звук).

( 1 команда собирает цветок с синей серединкой,  другая — с зеленой).

— Ребята, у нас есть первая часть ключа, осталось собрать еще 5 частей, а значит выполнить 5 заданий.

3 конверт

Заданее  для внимательных.

Послушайте и определите, какой звук  встречается в этом стихотворении чаще других.

Шура шубку надевала,

Шарф и шапку потеряла.

— Звук ш

— Правильно, с этим звуком мы познакомимся сегодня. А на письме он обозначается буквой «Ш»

— Давайте произнесем звук ш все вместе.

(Дети вместе с педагогом произносят звук ш все вместе)

— Почувствуйте, когда мы произносим этот звук, язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, губы округлены. Значит, во рту есть преграда. Как вы думаете звук ш- гласный или согласный?

— Согласный.

— Верно. Его нельзя петь. Каким  цветом  мы будем обозначать этот звук?

— Синим.

— Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, он звонкий или глухой.

— Он глухой.

— Твердый или мягкий?

— Твердый.

— Верно. Это согласный твердый, глухой звук. Причем он всегда твердый. А сейчас посмотрите на экран. Послушайте, как с новым звуком звучат слоги и повторите). (Читают слоги со звуком «ш»).

Молодцы, ребята, у нас есть третья часть ключа.

Физминутка

4 конверт.

Двигаемся дальше. «Ребята, вам надо разобрать завал камней, на которых написаны слоги. Но завал сможете разобрать тогда, когда из слогов составите слова».

Камни коричневого цвета для одной команды, камни черного цвета для другой команды. (Дети составляют слова из слогов, затем команды меняются местами и проверяют друг друга).(Получают  4 часть ключа).

5 конверт.

Найдите место звука в слове.

6 конверт.

Составьте предложение.

Воспитатель: Добавляя по одному слову, составить цепочку предложений по схеме.

— Теперь у нас есть все 6 частей. Давайте соберем из них ключ. (Дети составляют ключ из частей).

— Ребята, закройте глаза. (Заклинание). Ой, ребята, произошло волшебство. Ключ стал целым.

Рефлексия.

— Здравствуйте, ребята. Спасибо, что вы выполнили все задания, освободили меня и Азбуку. За это я угощаю вас (раздает печенье в виде букв).

nsportal.ru

Презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) на тему: Звук [Ш] и буква Ш

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:»БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ». Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф…

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»

Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци…

Фронтальное занятие «Звуки в-вь, буква В» («Похищение буквы В»)

Цель занятия — познакомить детей с новыми звуками [в-в\’]  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента…

«Страна звуков» (Согласные звуки (Р),(Рь). Буквы Р,р)

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе для городского конкурса «Фестиваль уроков-2015″…

Звуко-буквенный анализ слов. Звуки м, м. Буква М. (ОНР)

П Л А Н – К О Н С П Е К Тлогопедического занятияТЕМА: Звуко-буквенный анализ слов. Звуки м, м. Буква М.(ОНР) ЦЕЛИ: закрепить знания о букве М, звуках м,м, упражнять в звуко-…

Закрепление. Звуки А, О, У, И. Выделение начального гласного звука в слове. Буква О

Коррекционно-образовательные цели:    — Узнавание и выделение   звуков [а] [у] [о] [и], соотнесение звука со схемой.   — Закрепление умения определять наличия гласных зву…

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы на тему: «Многозначные слова. Согласный звук [К] ([К’]), буква «К». Введение понятия «глухой» согласный звук»

Конспект занятия в подготовительной группе по образовательной области «Речевое развитие»….

nsportal.ru

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему: Занятие по обучению грамоте «Знакомство с буквой и звуком Ш

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовск детский сад №80 «Светлячок»

Звук и буква Ш

Воспитатель:

Перевозчикова Альбина Акрамовна

г.Нижневартовск

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука  [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука  [ш] в словах; в определении позиции звука  [ш] в слове (начало, середина). Совершенствовать анализ и синтез слогов ША, ШО, ШУ; деление слов на слоги. Чтение слогов ША, ШО, ШУ. Научить синтезу слова ШУБА. Познакомить с буквой Ш.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать слуховое внимание, память, речь, тонкую и общую моторику; координация речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование:

Демонстрационный материал: Плакат о звуках и буквах, домики для звуков, символы звуков «А», «О», «У», «Ы», «Ш», схема звука  [ш], «Волшебный мешочек». Большие буквы: А, О, У, Ы, Т, М, В, Д, Ш, маленькие буквы: Ш, У, Б, А. Игрушка: мышка Шуша. Картинки: мишка, шапка, душ, штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка. Теремки  В. Воскобовича. Планшет, цифры: 1, 2, 3, разноцветные яйца, корзинка.

 Раздаточный материал: Индивидуальные зеркала, рабочие тетради, цветные карандаши, фишки для звукового анализа, звуковые линейки, мячики Су-джок, игровизор, дид. игра «Теремок с буквами», синие маркеры.

Ход занятия 

  1. Оргмомент. (1  мин.)
  1. Орг.момент:

Воспитатель и дети сидят в кругу на стульях.

Психологический настрой

— Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

-Я хочу вам пожелать,  чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы  пришли заниматься,  узнавать много нового.

– вы хотите  все заниматься? (Да!)

– Значит, будем заниматься.

II.   1. Введение в тему. (3 мин.)

— Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

— На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

— Чем отличаются гласные звуки  от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).

Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

-Давайте поиграем: я  показываю букву, а вы по — очереди называете звук и слово, которое начинается с этого звука.

— Ребята к нам сегодня  в гости кто-то пришел, я сейчас загадаю загадку, и вы сразу отгадаете,  кто же к нам пришел.

Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки; боится кошки. (мышка)

Логопед из «волшебного мешочка» достает мышонка.

— Ребята, этого  мышонка зовут Шуша.  Он для вас придумал много заданий, и если вы справитесь со всеми заданиями,  он вам что-то подарит.

— Какой звук повторяются в словах Шуша и мышонок?

– Верно, это звук  [ш]. Сегодня на  занятии мы будем закреплять произношение звука [ш]. но перед этим мы вместе с мышонком сделаем артикуляционную гимнастику

 2. Артикуляционная гимнастика . (4 мин.)

Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки),
По сравнению  с ним мы худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Мы все ему  улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положим блины  (широкий язык лежит на нижней губе).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налить (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

— Молодцы ребята. Проходим за столы.

3. Характеристика звука «Ш». (3 мин.) 

Ребята, наш гость Шуша очень страшный шалун. Залезает Шуша за ширму и шуршит там: шур – шур – шур. “Кошка!!!”, – визжит мама и они вместе с папой прячутся за шкаф.

– Ребята, как шуршал Шуша?

– Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур.

– Какой звук стоит в начале этих слов?

– Давайте произнесем его.

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?

– Верно, они круглые как бублик.

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?

– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].

– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.

– Воздух теплый.

– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.

– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш… В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?

– В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали.

– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?

– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?

– Глухой.

– А звук [ш] твердый или мягкий?

– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. В отличие от нашего мышонка, этот звук не любит шалить и  шуметь, а если кто-то начинает шуметь, он всегда говорит шшшш.

(На мольберте размещены красный и синий домики, рядом с ними – соответствующие фишки для обозначения звуков.)

— Посмотрите, что это за домики? (Домики для звуков).

— Какие звуки живут в красном домике? (Гласные звуки).

— Какие звуки живут в синем домике? (Согласные  твердые звуки).

— В какой домик мы поселим звук [ш]? (В синий, так как звук «Ш» согласный, твердый).

— Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук [ш]? ( фишкой синего цвета).

4. Работа в тетради. (2 мин)

— Раскрасим «одежду» звука [ш]  карандашом нужного цвета (синим).  И запоминаем, что звук [ш]  — согласный, твердый, глухой.

5. Работа со звуковыми символами. (1 мин.)

— Мышонок хочет посмотреть, умеете ли вы составлять слоги. Положите перед собой символы звуков и на столе составьте слог [шa] , а теперь слог [уш]. Молодцы, справились с заданием.

 6. Определение позиции звука [ш]  в словах. (2 мин)

-А теперь давайте покажем мышонку, как мы умеем определять позицию звука в слове. Берем звуковые линейки и определяем позицию звука [ш]  в слове (обозначаем начало, середину или конец слова). Картинки «мишка»,  «шапка», «душ».

7. Пальчиковая гимнастика (1 мин.)

— Молодцы.  Давайте отдохнем. Положите все на край стола. Возьмите мячики Су- джок, сделаем пальчиковою гимнастику.

Этот шарик не простой

Весь колючий вот такой.

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем.

Можно шар катить по кругу,

Перекидывать друг другу.

 Раз, два, три, четыре, пять

Нам пора и отдыхать.

8. Знакомство с буквой Ш. (2  мин)

– Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. А на что похожа  буква Ш? Каким цветом мы всегда раскрашиваем согласные буквы (синим). Возьмите синие карандаши обведите и раскрасьте букву Ш в тетради. Молодцы, а теперь уберите тетради на край стола.

9. Д/И «Теремок с буквами». (2 мин)

-Мышонок для вас приготовил еще одну игру. Положите перед собой игровизоры, найдите и обведите синим маркером в теремках букву Ш. Сколько нашли букв?

10. Д/И «Теремки Воскобовича». (1 мин)

— А теперь давайте покажем мышонку, как мы умеем читать слоги.

Логопед составляет слоги  в теремках, а  дети по очереди читают (ша, шу, шо).

— Молодцы, встаем в круг.

11.Физкультминутка «Мышонок» (2 мин.)

 

Прыг –да скок, прыг – да скок 

Мышка прыгнула на пенек.            

В барабан она громко бьет,          

В чехарду играть зовет.              

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки, подтянись!          

Лапки ставим на бочок,                                                                                                               

На носочках прыг-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

 

 

 

 

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

  1. Д/И «Телеграф» (3 мин)

 На планшете, рядом со строчками цифры 1,  2,  3,  на столе стопка картинок.  

— Ребята, посмотрите какое интересное задание для нас приготовил мышонок. Девочкам нужно выбрать картинки, где звук [ш]  в начале слова, мальчикам, где звук [ш]  в середине слова..  Картинки:  штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка.

— Девочки как одним словом можно назвать все картинки, который вы нашли (одежда).

— Мальчики, а как у вас можно все картинки назвать одним словом (животные).

— А сейчас по очереди сосчитайте, сколько слогов в  каждом слове и поместите картинки на нужную строчку.  Назовите слова, в которых один, два, три слога.

13. Синтез слова ШУБА.(3 мин)

— Мышонок Шуша приготовил для вас последнее  задание, посмотрите мышонок принес  разноцветные волшебные яйца, какие они? (белые, желтые, оранжевые, розовые, зеленые), а размером? (большие и маленькие).  Давайте мы по очереди возьмем  волшебные яйца, в них находятся буквы, из которых вам нужно составить слово ШУБА, но чтоб открыть их, нужно отгадать загадку. Кто отгадает, у  того откроется яйцо.

Загадки:

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка

(лягушка)

Мягкие лапки,

А в лапках царапка.

(кошка)

Хвост длинен,

Сама крошка,

Боится очень кошки.

(мышка)

В лесу одна смешная птица

Весь день поет ку-ку, ку-ку

Никак не может научиться петь,

Как петух, – «кукареку»

(кукушка)

Давайте достанем буквы и составим из них слово ШУБА, сколько букв в этом слове?, какая первая, какая последняя? А теперь давайте положим яйца на место. Куда вы положили яйца?, а откуда вы их брали?

. III.           Итог (1 мин)

— С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? В какие игры играли?

Оценка речевой деятельности.

— Ребята вы сегодня прекрасно работали и правильно выполнили все задания. За это вам мышонок Шуша подарит сладкие подарки. Логопед раздает детям угощение.

nsportal.ru

Дошкольная логопедия: Дифференциация звуков [С]

  Составитель картотеки — Дубинина Татьяна Алексеевна

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в изолированном звучании

              Упражнения: «Насос – ветер»,
              «Холодная – горячая водичка»:  
              С – Ш, С – Ш, С – Ш…

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в прямых слогах

СА – ША                ША – СА

СО – ШО                ШО – СО

СУ – ШУ                ШУ – СУ

СЫ – ШИ               ШИ – СЫ

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в обратных слогах

АС – АШ                      ЕС – ЕШ

ОС – ОШ                      ЁС – ЁШ

УС – УШ                      ЮС – ЮШ

ИС – ИШ                      ЯС – ЯШ

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в интервокальных слогах

АСА – АША         ОСА – ОША       УСА – УША        ЫСА – ЫША

АСО – АШО         ОСО – ОШО       УСО – УШО       ЫСО – ЫШО

АСУ – АШУ         ОСУ – ОШУ       УСУ – УШУ        ЫСУ – ЫШУ

АСЫ – АШИ        ОСЫ – ОШИ       УСЫ – УШИ       ЫСЫ – ЫШИ

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в закрытых слогах

САШ – ШАС               СОШ – ШОС 

СУШ – ШУС               СЫШ – ШИС

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в прямых слогах со стечением согласных

СНА – ШНА       СМА – ШМА          СВА – ШВА       СКА – ШКА

СНО – ШНО      СМО – ШМО          СВО – ШВО       СКО – ШКО

СНУ – ШНУ       СМУ – ШМУ          СВУ – ШВУ       СКУ – ШКУ

СНЫ – ШНЫ     СМЫ – ШМЫ         СВЫ – ШВЫ     СКЫ – ШКЫ

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в обратных  слогах со стечением согласных

АСТ – АШТ            АСК – АШК      

УСТ – УШТ            УСК – УШК       

ИСТ – ИШТ            ИСК – ИШК       

ЁСТ – ЁШТ             ЁСК – ЁШК        

     ОСТ – ОШТ            ОСК – ОШК

     ЕСТ – ЕШТ             ЕСК – ЕШК

     ЮСТ – ЮШТ         ЮСК – ЮШК

     ЫСТ – ЫШТ           ЫСК – ЫШК   

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в словах, где звуки С – Ш в начале слова

Сутки – шутки          суметь – шуметь          стуки – штуки

Стык – штык             сытый – шитый            сайка – шайка

Суд – шут                  сов – шов                      спит – шипит

Споры – шпоры        стиль – штиль               соли – шали

       

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в словах, где звуки С – Ш в середине  слова

Усы – уши              маска – Машка             ириска – Иришка    

Усат – ушат           масса – Маша                басенка – башенка

Пасу – пашу          пески – пешки               носить – нашить

миска – мишка      каска – кашка                просить – прошить

басня – башня       киски – кишки               миска – мишка

посол – пошёл       пасли – пошли              просо – Проша

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в словах, где звуки С – Ш в конце слова

Нас – наш              брось – брошь

Вас – ваш              плюс – плюш

Кис – кыш             мыс – мышь

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в словах, где звуки С – Ш в одном слове

Са-ша, су-шу, су-ша, со-шёл, су-шить,  ше-лест, шос-се, суш-ка, сош-ка, Саш-ка, ско-шу, сти-шок, шес-ток, спе-шить, смеш-ная, спеш-ка, сплош-ной, шанс, шест, сшить, су-шё-ный, Са-шень-ка, сы-ниш-ка, ду-шис-тый, пу-шис-тый, ма-ши-нист, шах-ма-тист, пас-туш-ка, пас-ту-шок, пус-тыш-ка, ста-руш-ка, вес-нуш-ки, сол-ныш-ко, пос-луш-ный, рас-пу-шил, шест-ви-е, рас-шу-мел-ся, пу-те-шест-ви-е.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в словосочетаниях

Сосновая шишка, сонная кошка, Сонина шуба, высокий шест, Яшины сани, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, шёлковая косынка;

Пушистая кошка, высокая башня, сухие штанишки, пастушья сумка, бабушкин сундук, мышиный писк, квашеная капуста, косолапый мишка, острый шип;

Смешная шутка, шахматная доска, сытый мишка, вишнёвый сок, смешная маска, пустой мешок, сухой капюшон, школьная доска, смешные потешки.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в предложениях из 3 слов

Саша ест сушки. У Маши — санки. На сосне — шишки. Наш дедушка —  машинист. Наташа ест суп. Гусак вытягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в предложениях из 4 слов

У Наташи — сын Саша. Саша спешит к бабушке. Посуда стоит в шкафу. Дедушка пьёт ананасовый сок. В саду кукует кукушка. Дедушка спит на софе. Миски стоят  в шкафу. Соня сушит пуховые подушки. Даша шьёт сатиновый поясок. Соня пишет без ошибок.  Собака Каштанка ест мясо. Мишка ест из миски.

У кошки — пушистая шубка. Наташа шьёт косынку Даше. Соня кушает мясной суп. На высокой сосне — шишки. Сын отнёс кокос бабушке. У Даши  — высокий фикус. На окошке стоит кактус. Автобус едет в лес. Пастушок Саня пас стадо. У стены стоит шкаф. Саша спешит на выставку. Посуду поставят в шкаф.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в предложениях из 5 слов

Саша катает Соню на санках. Саша ест кашу из миски. Под сосной дети ищут шишки. В нашем саду спеют вишни. Пушистая кошка спит на окошке. У нашего окошка — высокая сосна. Миша готовит кошке мясной суп. Хвост у нашего котёнка — пушистый.

Стас насыпает пшено в мешок. У высокой сосны — пушистые ветви. Гоша даёт Соне сухой поднос. Даша стоит  под высоким мостом. У нашей кошки —  пушистый хвост. Кошка ест большую вкусную сосиску. Петушок сидит высоко на шесте. Саша спешит к автобусной остановке.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в предложениях из 6 слов

Смешные шутки — у Сони и Мишутки. Соня и Саша едут в путешествие. В Сашиной комнате стоит дубовый шкаф. На автобусной остановке стоит Пашин дедушка. Стакан, ковшик и миска – это посуда. Миша сшиб шапкой шишку с сосны. Бабушкина  шуба весной висит в шкафу. Косолапый мишка спал под высокой сосной. Соня и Саша играют в шашки. На сонного мишку упала сосновая шишка.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в предложениях из 7 слов

У высокой сосны стоят Маша и Даша.

Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в чистоговорках

Ша – са – ша  наша Маша хороша

Са – ша – са  укусила нос оса

Ши – сы – ши  наши ушки хороши

Сы – ши – сы  у осы усы, усы

Иш – ис – ыш  беги сюда мылыш

Аш – ос – аш  у нас большой шалаш

Аш – ос – иш  вокруг такая тишь!

Ос – ош – ос  над кустами много ос

Ош – ош – ос  и над вишней много ос

  1. Дифференциация звуков [с — ш] во фразах

      Надоедливые мошки не дают уснуть Алёшке.

     На лесной опушке стоит сосновая избушка.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в пословицах и поговорках

 Не поднимай нос – споткнёшься.

Спишь, спишь, а отдохнуть не можешь.

Кошка спит, а мышку слышит.

Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда!

Что испёк, то и кушай.

Как постелешь, так и поспишь.

Поспешишь – людей насмешишь.

Не спеши языком, поспеши делом.

Песней поле не вспашешь.

Сонная кошка мышей не ловит.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в стихах

***

Пушистый ушастик,

Ушастый пушок

По опушке скок-поскок.

***

Любит сушки наша Даша,

Сушки – это  вам не каша.

  ***

Шила шубку – сшила юбку.

Шила шапку – сшила тапку.

 ***

Спит на окошке

Пушистая кошка

***

Едят пшено мышки,

Мышки на опушке,

Пшено едят –

Усами шевелят.

***

Шишки скользкие шуршали.

Шумно шлёпались с сосны.

Слоем снега, словно шалью,

Скроет шишки до весны.

***

Ах, какую кашу

Нам готовит Маша!

Нет вкуснее каши,

 Чем у нашей Маши!

***

Стеша спешила,

Рубашку шила.

Да поспешила –

Рукав не дошила!

***

Саша сегодня в гости спешит,

Снова он шутками всех насмешит.

***

Соня и Саня весело смеялись:

Шесть пушистых кошек

Мышонка испугались!

***

Семь пушистых котят

Есть суп сегодня не хотят,

А наша Наташа даёт им кашу,

Вот смешная Наташа!

***

Мимо леса, вдоль опушки,

Мимо вспаханных полей

Шли ленивые лягушки

В гости к бабушке своей.

***

Саша с Машей, не спеша,

Шьют сапожки кошке,

Но не будет кошка

Носить эти сапожки!

***

Черепаха всех смешит,

Потому что не спешит.

Но куда спешить тому,

Кто всегда в своём дому?

    ***

Мчатся бешено машины –

По шоссе шуршат их шины.

И в несущейся лавине

Слышен шёпот: «Шу – шу – шу».

Это шина шепчет шине:

«Я спешу, спешу, спешу!»

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в текстах

СУШКИ С ВЕСНУШКАМИ

Саша с Машей едят сушки. Не до­вольна Саша:

—     У меня смешные сушки! На них веснушки, я не буду их есть. Это надо  суметь в сушки засунуть веснушки!

—     Не шуми, Саша, это не веснуш­ки, а мак. Смешивают тесто с маком и пекут. Поешь, они вкусные!

—     Ясно!  Дай-ка мне ту, где весну­шек побольше!

НАША  КОШКА

У нас необыкновенная кошка! Зовут её Анфиска. Одета кошка в пушистую шубку. На шее шифоновый бант. Наша кошка умная. Её дети спрашивают:

— Кто ходит босой? Гусак?

— Мяу!

— У кого от шишки шишка? У Мишки?

— Мяу!

— Кого боятся мыши? Кошку?

— Мяу!

— Кто усатый в воде под мостом? Сом?

— Мяу!

Вот какая наша кошка Анфиска!

ЧЬЯ  КОСЫНКА?

     На опушке пёс Пушок нашёл косынку. «Отнесу-ка я её Маше. А она даст мне мяса!»

     Идёт с косынкой пёс, а ему кукушка:

— Ты куда с моей косынкой, а?  Это косынка моих детишек. Я её сушу на ветках.

— Да нет, кукушка, эту косынку я нашёл и несу Маше.

— Моих детишек косынка!

— Будет Машина косынка!

— Моих детишек косынка!

— Будет Машина косынка! У тебя и детишек-то  нет!

Пушок не отдаёт косынку. Никому нет в лесу покоя от шума. Слышат шум пташки, букашки, осы и мышки.

«Нашла! Нашла! Это моя косынка», — пискнула  мышка. Схватила косынку и побежала в свой домик. Стало в лесу  тихо —  никто никому не мешает.

У   ОКОШКА

Под кустом у мышки и мышат домик с окошками. Не тесно мышатам в домике, места хватает всем.

Мама-мышка готовит мышатам вкусную кашу. А мышата стоят у окна и видят кошку.

— Мама! Мама! Это наша нянька к нам идёт? Такая пушистая!  Такая мягкая!  Такая усатая!  Ушки на макушке!

— Ой, мышата, уходите от окошка. Это не ваша нянька. Это кошка Соня идёт на охоту.

ЛЕНИВАЯ КОШКА

Не дают покоя мыши бабушке. То пшено унесут, то – овёс, то – кашу. А кошка Сонька спит на своей подушке, ест да спит.

Бабушка кошке: «Как бы и тебя мышм не унесли!»

— Нет, не унесут! Я их своими когтями, усами да хвостом напугаю!

И опять кошка спит да ест, ест да спит.

Видят мыши – не опасна им кошка. Спать все к кошке на подушку идут. Шутят мышки над кошкой: то с шеи бант снимут и сами его носят. То на усы кошке паука посадят.

Не надо бабушке такой кошки. Бабушка отдаст её на воспитание соседской кошке Муське.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в скороговорках

У Сони – шишки, а у Сани – шашки.

Сшила Саша шапку Маше.

Скушай, Саша, шесть сушек.

На сосне – сосновые шишки.

У нашего Мишутки — смешные  шутки.

Наш кот у нас, ваш кот у вас.

Сонина кошка сидит на окошке.

Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.

Надо суметь тут не шуметь.

У Машкиной мышки — смешные штанишки.

Шестые шутки шутим шутки.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шишки – на  сосне, шашки – на  столе.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В шалаше — шесть шалунов.

Я куплю для кошки сафьяновые сапожки.

Сошью сынишке-хвастунишке смешные штанишки.

У шести Сашек — по шесть шестов, а на шести шестах — по шесть сушек.

У Саши Шустрикова и сынишка – Саша Шустриков.

У кошки – шесть котят, у мышки – шесть мышат.

Миша пойдёт к Саше, Саша пойдёт к Мише.
Пошёл Паша пешком, понёс мешок с песком.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     Алифанова E.A., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. —

     М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с.

2.     Куликовская Т.А.  40  новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции / Т.А. Куликовская. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010 . – 48 с.

3.     Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для атоматизации и дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет / Е.Н.Спивак. – М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. – 48 с.

tatyana1972.blogspot.com

Тренажёр на тему: Дифференциация Ш — Щ

Дифференциация Ш – Щ.

  1. Задание: «Прочитай слова, вставляя пропущенные буквы «Ш» или «Щ».

Обе_ать, _аг, _айба, _апка, пи_ать, мы_ата, у_анка, ре_ать,уго_ать, вра_ать, ды_ать, ме_ать, тре_ать, про_ать, _ахматы, лап_а, _арф, поме_ать, обра_ать, до_атый, возвра_ать, восхи_ать.

И_у, ме_ок, пи_у, _ум, _ут, _уба, та_у, уго_у, _утка, ми_ень, о_ейник, поме_у, тре_у, _ука, _упать, _ёки, _ётка, _каф, _таб, _ёлкать, за_ёлка, _мель, _ тука, _кола, сгу_ённый.

  1. Задание: «Вставь пропущенные буквы».

Т___В___Р______ — синоним слова «друг».

Л___Н________И – весенние цветы белого цвета.

Р___________А – она бывает берёзовой.

___АХ_____Т___ — настольная игра.

СВ___Р______К – профессия.

_____П____ВН____К – колючий кустарник.

О____Й_____К – надевают на шею собаке.

____ЁТ_____ — ей чистят одежду, обувь.

М_______НЬ – в неё нужно попасть.

____УК____ — рыба.

К___М_____И – они растут у реки.

Р_________НИЕ – это есть у задачи.

У____ЕЛЬ___ — низина между отвесными склонами гор.

____Л___П___А – небольшая лодка.

П__М____Н___К – тот, кто оказывает помощь.

____Т____РВ___Л – руль на корабле.

___ЕГ___Л – птица.

___Н___Р___К – его завязывают (обувь).

_____Н____К – детёныш собаки.

  1. Задание: «Допиши, если нужно, недостающий элемент буквы Щ».

На помошь Ване пришёл товариш. Луна освешает рошу. В озере большие леши. Прилетели в рошу красношекие шеглы. Мы наловили ершей и лешей. Птичка верешала, думать мне мешала. Миша и Паша играли со шенком. Тётя Даша угошала Машу. Мне нужны шипцы. Шелестит листва, и шебечут птицы. Берёзовая роша.

  1. Задание: «Вставь в слова нужный слог».

ЩА – ША

Гу___ — ту ___                                пи___ть —  ли ___ть

Ча ___ — ча___                                тре___ть – ре___ть

Ро___ — поро___                             ___вель — ___лфей

Поме___ть – поме___ть               обе___ть – ме___ть

Наве___ть – ве___ть                     укро___ть – укра___ть.

ЩЁ – ШЁ

____лк — ___лк                               ___тка — ___рстка

___ки — ___пот                               мо___ный – га___ный.

ЩУ – ШУ

Пи___ — пи___                                поме___ — спе___

Про___ — про___                           уго___ — уку___.

ЩИ – ШИ

Пи___ — пи___                               ле___ — ер___

Тре___ — ре___                               пла___ — на___

За___та – за___та                           ве___ — ва___.

ЩЕ – ШЕ

___пка — ___йка                              пу___ — ти___

___бет — ___лест                             вра___ние – ре___ние

И ___т – пи___т

Задание: «Вставь подходящее по смыслу слово».

Суши мокрые ________________.

У Даши болит ________________.

Мы наловили ершей и __________.

На ______________ шумит народ.

Шелестит листва, и __________________ птицы.

Под ___________________ в тиши ходят важные лещи.

Слова для справок: площади, щека, щебечут, вещи, лещей, кувшинками.

Воробей

Я возвращался с охоты и шёл по_______________.  Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила _________ и стала красться.

Впереди сидел молодой___________________.  Он беспомощно растопырил едва прораставшие ___________________. Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей упал перед собакой. Он _________________ своё детище. Каким громадным _____________ должна была ему казаться собака! Он ___________ и дрожал от страха. И всё-таки он не усидел на ветке…

 Я поспешил отозвать ________________________ пса и ушёл. Я восхищался героизмом маленькой ______________.

                                                                                (По И.С. Тургеневу.)

Слова для справок: защищал, роще, пищал, пташки, чудовищем, воробышек, шаги, крылышки, смущенного.

nsportal.ru