Разное

Все о первом месяце жизни новорожденного – Развитие ребенка в 1 месяц: рост, вес, умения

Содержание

Первый месяц жизни малыша. Что делать в первый месяц жизни ребенка

Первый месяц жизни ребенка самый важный для мамы, ведь малыш уже немного подрос и начал радовать маму новыми достижениями.

Первый месяц жизни младенца

Что меняется на первом месяце жизни

  • Во-первых, малыш начинает набирать вес.
  • Уходят отечности.
  • Появляется розовая кожица.
  • Сучит ручками и ножками, если ребенку что-то не нравится или наоборот он это покажет.
  • Плач по любой причине: плохо покормили, колики в животике, мокрый памперс или мама не берет на руки, а может быть что-то болит.

Первый месяц жизни младенца

Развитие органов чувств

Сразу после рождения все органы чувств находятся как бы в спящем состоянии и постепенно «включаются». За первый месяц жизни, ребеночек различает запахи, насыщенный резкий запах распознается им как неприятный. Рецепторы языка улавливают горький, сладкий и кислый вкус. Улучшается чувствительность таких частей тела, как подошвы ног, ладошки, лицо.

Что происходит с органами слуха и зрения

Малыш начинает фиксировать взгляд на крупных и ярких предметах, он лучше видит. При резких звуках вздрагивает, часто моргает, старается прислушиваться к окружающим звукам. 

Физическое развитие

За месяц рост и вес малыша немного увеличиваются. Держит голову в положении лежа на животе. Даже если его «поставить» на твердую поверхность, будет ножками отталкиваться, при этом несколько минут держать голову. Лежа на спине потягивается. Хорошо работают рефлексы сосания и хватательный.

Первый месяц жизни младенца

Психическое развитие

В месяц у ребеночка сформировалась особая связь с матерью. Когда он плачет от голода, у матери прибывает молоко. Сразу после рождения, движения малыша хаотичны и частые. Уже через месяц он машет ручками и дрыгает ножками более осмысленно. Он наблюдает за тем человеком, кто о нем заботится, тянет ручки, улыбается.

Первый месяц жизни младенца

Как ребенок спит на первом месяце

  • Ровный и глубокий сон (длится примерно 2-3 часа)
  • Нервный сон (20-30 минут). Если что-то болит или колики.
  • Дрёма (10-15 мин.) Покушал и вздремнул.

Первый месяц жизни младенца

Кормление младенца на первом месяце
Здесь важно уже установить режим:

  • День — каждые 2-3 часа кормить;
  • Ночь — 6 часов перерыва;
  • Примерное кормление 7-9 раз в сутки (здорового ребенка). Если ваш малыш заболел или требует грудь настойчиво, не отказывайте, ваше здоровье также поправляется при кормлении, к тому же, ребенок лучше спать будет.

Материнское молоко укрепляет иммунитет ребенка.

Первый месяц жизни младенца

Как прикладывать ребенка к груди

 Чтобы с лактацией не было проблем, важно правильно прикладывать малыша к груди. Следить, чтобы он ротиком втягивал часть ареолы. Голова при этом должна находится под углам 130-150 градусов. Выбрать оптимально удобную позу для кормления. Перед тем, как прикладывать к груди, можно провести соском по нижней губе младенца, когда он широко откроет рот, необходимо тогда вкладывать сосок ему в ротик, он правильно его захватит. Кормить по требованию или по времени, зависит от того, с чего началось кормление. Если мать приучает малыша к определенному режиму, то лучше придерживаться графика, прикладывать к груди каждые 2,5-3 часа. Сосать грудь малыш должен спокойно, размеренно.

Первый месяц жизни младенца

 

Уход за новорожденным, обязательные процедуры гигиены

Одним из основных процедур для малыша возрастом в 1 месяц является купание. Его нужно проводить не реже чем раз в день. При этом детскую косметику — мыло, шампунь не использовать часто, максимум раз в неделю. Не оставлять после купания малыша с влажной кожей, нужно промокнуть излишнюю влагу полотенцем, обратить при этом внимание на складочки, они должны быть чистыми и сухими. Смазать проблемные места детским кремом, можно использовать специальное детское косметическое масло. Менять памперс перед каждым кормлением. В случае дефекации — сменить подгузник и подмыть теплой водой или использовать влажные салфетки. Обязательно гулять с малышом на свежем воздухе.

Первый месяц жизни младенца

Изменения на теле или в поведении младенца, которые не опасны

 На 1 месяце жизни возможен так называемый половой криз. Для него характерно нагрубание молочных желез. Это изменение не является опасным, если нет каких-либо осложнений, например, покраснения тканей возле молочных желез, увеличение температуры на поверхности кожи.
 

Когда проводить первое полноценное купание

По приезду домой из роддома, малыша следует купать, когда у него отсохнет остаток пуповины. Даже если пупок еще не зажил полностью, малыша уже можно искупать, но наливать у ванночку воды столько, чтобы животик возвышался на водой и не попадала она на пупок. Во время водных процедур, внимательно осмотреть тело и оказать внимание складочкам, подмышкам, зоне за ушами, лицу, конечностям. 
 

 
 
 

40-nedel.ru

Первый месяц жизни новорождённого: особенности ухода за крохой

Первый месяц в жизни ребенка – один из самых сложных и ответственных для родителей. Даже если есть старшие дети, и отец и мать уже имеют опыт ухода, им всё равно приходится трудно.

В этот период необходимо пронаблюдать за состоянием малыша, заметить возможные проблемы и вовремя обратиться к врачу, очень важно выяснить, как развивать ребёнка в 1 месяц, как его кормить и как соблюдать гигиену.

Физическое и психическое состояние малыша

Ребенок первый месяц в жизни много спит. В норме он имеет рост от 49,5 до 50,43 см и весит от 3,33 до 3,53 кг. В первую неделю после выписки из роддома он может похудеть примерно на 400 г, но это нормально: его организм переживает большой стресс.

Постепенно вес вернётся и начнёт увеличиваться. Прибавка должна быть 20-30 г в день. Чтобы отслеживать это, следует приобрести специальные детские весы.

Что касается работы органов чувств, то в первые дни жизни ребёнок ещё плохо слышит (может слышать только громкие звуки) и не может фокусировать взгляд, однако на второй неделе он реагирует на звуки умеренной громкости и провожает взглядом медленно движущиеся яркие предметы. К концу третьей недели младенец в состоянии концентрировать взгляд на предметах, которые часто оказываются рядом (лицо мамы или папы, бортики кроватки, подвешенные игрушки). Лучше всего он видит на расстоянии 25-30 см.

В первый месяц в жизни малыша происходит много нового. Но у него обязательно должны быть следующие рефлексы:

  • сосательный: если дотронуться до его губ, он их вытягивает и совершает сосательные движения;
  • поисковый (рефлекс Бабкина): если прикоснуться к лицу ребёнка, он поворачивает голову в этом направлении;
  • хватательный: когда в ладошку кладут какой-либо предмет, малыш его достаточно крепко сжимает;
  • реакция ног: если нажать на пальчики, они согнутся, а при нажатии на пяточку – расправляются, и при этом двигается стопа;
  • рефлекс Моро: от резкого громкого звука ребёнок вскидывает ручки и ножки;
  • плавательный: лёжа на животе, малыш двигает своими конечностями, будто плывёт;
  • ходьбы: если держать младенца вертикально, он начинает шевелить ножками, как будто идёт.

Весь 1 месяц 1 раз в неделю на дом должны приходить участковый педиатр с патронажной сестрой проверять, все ли рефлексы присутствуют, и в случае отсутствия каких-либо из них назначать специальные обследования.

новорожденный ребенок

Естественно, весь первый месяц должны развиваться зрение, слух, осязание, двигательная активность. Этот процесс тоже следует контролировать педиатру.

Правильный уход

Первый месяц в жизни новорожденного очень ответственный. Главное, что нужно знать маме, папе и другим родственникам, это то, как ухаживать за крохой. Забота предусматривает прежде всего регулярные гигиенические процедуры: умывание, подмывание, обработку пупочной ранки, подстригание ногтей и купание. Все эти манипуляции надо проводить каждый день.

Методика умывания новорождённого:

  • намочить ватный диск тёплой кипячёной водой и протереть лицо и шею;
  • такими же дисками промыть глаза от внешнего края к внутреннему;
  • скатать жгутики из ваты, так же намочить и почистить нос;
  • аналогичными жгутиками почистить уши, нельзя использовать ватные палочки, потому что есть опасность повредить барабанную перепонку.

Обязательно следует использовать разные диски для лица и каждого глаза, разные жгутики для каждого уха и ноздри.

Подмывание нужно проводить после каждого акта испражнения ребёнка, перед сменой памперса. Малыша следует мыть тёплой проточной водой с детским мылом либо протирать специальными салфетками, а затем намазать кремом или маслом, или насыпать присыпку и на некоторое время дать карапузу полежать голым – кожа должна подышать, отдохнуть от подгузника, иначе возникнет раздражение.

В течение большей части 1 месяца жизни сына или дочки необходимо обрабатывать пупочную ранку. Делается это по утрам и по вечерам после купания: нужно размочить корочки перекисью водорода, убрать их смоченной в спирте ватной палочкой и смазать ранку зелёнкой. В идеале она должна затянуться за 2 недели или 10 дней, но, если эти сроки прошли, а она влажная, плохо пахнет или из неё появляются выделения, нужно немедленно обращаться к педиатру.

Также новорождённому следует регулярно подстригать ногти, чтобы он себя не исцарапал. Для этого используют специальные ножницы с закруглёнными концами, которые перед процедурой следует обработать спиртом. Стричь лучше тогда, когда ребёнок спит, иначе он может дёрнуть ручкой или ножкой и пораниться.

Гигиена месячного малыша

Купание – тоже очень важный элемент ухода за малышом. Для него существуют определённые правила:

  • температура воды должна быть 36,6-37˚C, а воздуха в помещении – 22-24˚C;
  • нужно использовать только специальный детский шампунь и мыло;
  • после купания младенца следует аккуратно промокнуть мягким полотенцем (не растирать) и высушить ему ушки ватными жгутиками;
  • завершающий этап – смазывание кожи детским кремом.

Все эти правила ухода актуальны не только в первый месяц жизни, но и в последующие, до года.

Кормление

Режим важно выработать до 1 месяца. Также и актуален вопрос о том, чем кормить. Безусловно, предпочтительнее всего грудное вскармливание: в молоке матери содержатся все витамины и микроэлементы, необходимые для развития ребенка в 1 месяц жизни и в последующие. Первые 3-4 дня у женщины ещё вырабатывается молозиво, но в дальнейшем оно заменяется на полноценное молоко. Чтобы его было достаточно, необходимо ещё во время беременности правильно питаться. Также матери стоит чаще прикладывать новорождённого ребёнка к груди (до 10-12 раз в сутки): активное сосание способствует выработке большего количества молока. А чтобы в нём были все полезные вещества, врачи часто рекомендуют кушать много злаков, овощей и фруктов.

Важные правила кормления:

  • необходимо вкладывать в ротик малыша не только сосок, но и всю ареолу, чтобы он высасывал нужное ему количество молока и заглатывал меньше воздуха;
  • следует держать его у груди так, чтобы голова была на уровне плеч матери, а шея прямой, без поворотов и искривлений, иначе ему будет трудно глотать;
  • после кормления ребёнка нужно подержать вертикально, чтобы он мог отрыгнуть воздух, который всё равно неизбежно заглатывает.

Питается малыш обычно часто – 8-12 раз в сутки по желанию, но к концу месяца следует выработать режим, чтобы приучить сына или дочь к распорядку дня в дальнейшем и дать матери возможность планировать свои дела (например, кормить каждые 2-3 часа). Длительность приёма пищи не должна превышать 30 минут: переедание вредно для детского организма.

Сколько должен кушать грудничок, точно определить слишком сложно. Это зависит от того, как прибавляется его вес, насколько он активен во время сосания. Если возникают сомнения, лучше посоветоваться с педиатром.

Развивающие занятия

Помимо физического ухода, в 1 месяц развитие ребенка – уже актуальный вопрос, которому следует уделить внимание. От того, насколько правильно работают его рефлексы и как вырабатываются необходимые навыки, зависит вся его дальнейшая жизнь.

Поэтому каждый родитель должен знать, что должен уметь ребёнок в 1 месяц и как развивать новорождённого.

ребёнок в 1 месяц

Необходимые умения:

  • лёжа на животе, малыш ненадолго приподнимает головку;
  • может выгибать спинку и поднимать попку;
  • гулит, в том числе в ответ на обращённую к нему речь;
  • реагирует даже на негромкие звуки, узнаёт голос папы, мамы и других членов семьи;
  • узнаёт лица близких людей;
  • фиксирует взгляд на предметах;
  • различает чёрный, белый, красный и жёлтый цвета.

Чтобы развитие ребёнка до 1 месяца было успешным, с ним необходимо заниматься, и эти манипуляции легко совместить с основным уходом.

Для развития слуха с младенцем нужно как можно больше разговаривать, включать ему спокойную музыку, желательно классическую (один или два раза в сутки). Также стоит петь сыну или дочери колыбельные, говорить ритмичные народные потешки, использовать погремушки: звенеть ими с разных сторон, чтобы ребёнок научился понимать, откуда идёт звук.

Для развития зрения следует показывать малышу игрушки и яркие картинки, медленно двигать их в разных направлениях, чтобы он следил за ними глазами. Также необходимо подвешивать предметы к кроватке и раз в несколько дней менять их расположение.

Полезно будет повесить и игрушки на резинках, чтобы кроха мог следить за их частыми движениями. Все эти манипуляции приведут к тому, что ребёнок научится узнавать каждый знакомый предмет.

Чтобы развивать осязание, нужно давать младенцу трогать кусочки разных тканей, сделать мешочки с крупами, поглаживать ими ручки. Это развивает мелкую моторику.

Физическому развитию ребёнка в первый месяц жизни способствуют массаж и гимнастика. Это очень важно! Развивающий массаж представляет собой поглаживание разных частей тела. Основные упражнения следующие:

  • вложить в детскую ладошку большой палец, а когда малыш его обхватит, легко приподнять, так сын или дочь будет подтягиваться;
  • положить ребёнка на живот, встать рядом на колени, чтобы головы были на одном уровне, тогда он будет смотреть на знакомого человека и стараться держать шею;
  • в том же положении положить руку под живот и подтягивать вперёд, малыш начнёт делать ползающие движения;
  • обхватить за туловище и держать лицом вниз, в таком положении он тоже будет поднимать голову;
  • поставить малыша на опору, придерживая, немного потянуть вперёд, он попытается шагнуть.

Чтобы месячный ребёнок был здоров и развивался правильно, необходимо соблюдать все правила ухода за ним и при малейших проблемах обращаться к педиатру.

legkopolezno.ru

Первый месяц жизни новорожденного ребенка

Первый месяц жизни новорожденного ребенка - особенности развития

Счастливые молодые родители дождались появления своего малыша на  свет. Их переполняет радость, гордость, восторг и бесконечное счастье. Но вслед за этими чувствами приходит страх и беспокойство. Долгожданное возвращение из роддома домой становится настоящим испытанием для молодой мамы. Она вдруг понимает, что остается с ребенком один на один и не знает, что и как делать дальше. Чтобы радость не перешла в стресс (а тем более в депрессию), необходимо первые дни и недели полностью посвятить адаптации всей семьи к новому образу жизни и непривычному режиму дня.

Мама и малыш первый день дома

Во время нахождения в роддоме для малыша уже установился режим кормления и сна. Очень важно, чтобы этот режим не менялся в первые дни. Это поможет и маме и малышу сохранять спокойствие налаженным ритмом. Молодая мама начнет самостоятельно применять на практике навыки ухода за новорожденным, которые она получила в роддоме.

В эти дни очень важно окружить маму и малыша заботой, вниманием и лаской. Они оба перенесли сильное эмоциональное напряжение, можно даже сказать небольшой стресс. Домашнее тепло и уют помогут восстановиться им после перенесенного страха, тревоги и боли. И абсолютно лишними будут в эти дни пребывания различных посетителей. Даже самые близкие родственники – это хлопоты, которые пока не желательны для кормящей мамы.

Чего не стоит бояться

В первый месяц у новорожденного малыша происходит адаптация к новой жизни. Именно поэтому у него могут появляться различные признаки на теле или в поведении, которые тревожат родителей. Они абсолютно не опасны и со временем проходят. Не стоит волноваться, если:

  • Кожа ручек и ножек имеет синюшный оттенок
  • Появилось много мелких высыпаний на лице и лобике
  • Отдельные участки кожи начали шелушиться
  • Глазки иногда косят или смотрят в разные стороны
  • Меняется цвет лица – то он желтоватого оттенка, то красного
  • Малыш плачет, кряхтит

Родители постоянно находятся с ребенком, тщательно всматриваются в него и прислушиваются к каждому звуку. Любая мелочь может вызывать панику у неопытных родителей. Хотя уже на второй неделе у малыша восстановится нормальный цвет лица. В конце первого месяца жизни грудничок будет плакать со слезками, чего не было в первые недели.

Какие особенности в поведении и развитии у месячного малыша

Не нужно беспокоиться по поводу несколько неправильной или не совсем симметричной формы головы ребенка. Проходя через родовые пути, у малышей происходит некоторая деформация головки (вследствие сдавливания), которая спустя короткое время примет обычную форму. В этом поможет периодическое поворачивание ребенка то на один бочок, то на другой, то на спинку. Это может быть и во время бодрствования и когда малыш спит.

Причинами плача новорожденного в последнюю очередь могут быть болезненные проявления. Чаще всего таким способом малыш привлекает к себе внимание, когда пришло время его покормить или сменить пеленки или подгузник. Иногда дети в первый месяц проявляют беспокойство, когда хотят спать, когда им жарко или может быть прохладно, когда им неудобно лежать. Молодой маме достаточно будет несколько дней, чтобы уже по первому звуку плача научиться определять, что хочет ее грудничок.

И еще одной распространенной причиной беспокойства и плача ребенка могут быть кишечные колики и газики. Их появление в большей степени связано с питанием мамы и составом грудного молока.

Уход за ребенком

Вся семья начинает жить по новому графику, который построен только под режим дня ребенка. У всех появляются новые приятные обязанности. Все семейство старается участвовать в уходе за малышом и помогать адаптироваться маме и грудничку. В понятие уход входят самые обычные процедуры:

  • Кормление в установленное время или в определенные часовые промежутки
  • Полноценный сон
  • Время бодрствования
  • Водные процедуры
  • Личная гигиена
  • Прогулки на свежем воздухе
  • Воздушные ванны и закаливание
  • Гимнастика и массаж

Устанавливать ли режим ребенку?

Режим дня новорожденного в первый месяц состоит из трех основных пунктов: сон, кормление и бодрствование. Индивидуальные биоритмы малыша сами подберут подходящий график. Не стоит строго придерживаться стандартных границ сна, отдыха и кормления. Малыш своим поведением даст знать, когда он хочет кушать, а когда пора спать. В зависимости от физиологических особенностей ребенка в среднем кормление происходит через два с половиной – три часа, продолжительность сна – два-три часа, а период бодрствования длится от получаса до часа.

Что нужно знать маме о своем ребенке в первый месяц

В первый месяц новорожденный может поспать подольше или не вовремя захотеть кушать. Не стоит волноваться по этому поводу. Уже через пару месяцев все станет на свои места.

Когда проводить первое купание

Для большинства малышей купание – это скорее приятная процедура, чем гигиеническая. Ежедневные купания перед сном дают возможность ребенку расслабиться и являются залогом спокойного ночного сна.

Первое купание можно начинать, когда отпадет пуповина и полностью подсохнет ранка на пупке. До этого момента можно обойтись влажными обтираниями. Купание проводится, учитывая индивидуальные предпочтения малыша, каждый день или два – три раза в неделю. Один раз в неделю можно купать, используя отвары трав. Детское мыло тоже подбирается индивидуально. После водных процедур по необходимости используют присыпку или крем. Если малыш не любит купаться, это вызывает у него плач и дискомфорт, то иногда купание можно заменить обтиранием.

Обязательные процедуры гигиены

Ежедневные процедуры, которые необходимы для здорового развития и роста:

  • Умывание лица и подмывание половых органов
  • Наблюдение за состоянием кожных покровов
  • Уход за пупочной ранкой
  • Мягкое причесывание
  • Чистка носика и ушек ватными тампонами, уход за глазками
  • Осторожная стрижка ноготков
  • Удаление корочек на коже головы

Прогулки и закаливающие процедуры

Прогулка – это незаменимая составляющая в развитии здорового и крепкого малыша. Свою первую порцию свежего воздуха ребенок получил при выписке из роддома. А дальнейшие прогулки должны быть построены с учетом сезона и погоды. От температуры на улице зависит их продолжительность. Очень полезно малышам спать на свежем воздухе или в комнате с открытым окном.

Молодые родители должны знать, что у грудничков еще не отлажена система регуляции теплообмена. Это нужно учитывать, когда одеваете малыша на прогулку. Не нужно одевать новорожденного в три раза теплее, чем себя. Одевайте ребенка так же, как и себя, но используйте дополнительно легкое покрывало сверху.

Прогулки и закаливающие процедуры

Закаливание малыша можно начинать уже после первой недели жизни. Самым первым шагом должны стать воздушные ванны и легкие поглаживания. Первый раз попробуйте оставить ребенка хотя бы на одну минуту без одежды и ласково погладьте его по спинке, животику, ножкам и ручкам. Если ребенку это понравится, то включите эту процедуру в режим дня. Это послужит отличным средством для развития и укрепления мышц. А крепкие и развитые мышцы – это залог того, что малыш в будущем вовремя научиться сидеть и ходить.

Рефлексы здорового ребенка первого месяца жизни

К концу первого месяца можете проверить, как развивается малыш. Соответствует ли развитие его возрасту. Что должен уметь малыш в возрасте одного месяца и как должен правильно реагировать здоровый ребенок?

Воспитание и развитие новорожденного происходит каждый день в процессе всех запланированных процедур и мероприятий. Так как большую часть времени ребенок находится с мамой, то он легко узнает ее прикосновение и голос. Кроме этого малыш приобретает такие умения:

  • Пытается приподнимать головку и удерживать ее некоторое время, лежа на животе
  • Засматривается на отдельные яркие игрушки и большие предметы
  • Узнает знакомый голос
  • Переводит взгляд и поворачивает голову за игрушкой
  • Реагирует на громкий или резкий звук
  • Пытается издавать первые звуки и агукать

Коснувшись ладошки ребенка, можно увидеть хватательный рефлекс – ладошка сжимается. Дотронувшись до личика вблизи рта, можно заметить сосательный рефлекс – малыш начинает искать грудь и делает губами соответствующее движение. Если потрогать стопу грудничка, то увидите реакцию, похожую на реакцию от щекотки – пальчики сжимаются и разжимаются. Попробуйте поставить малыша в вертикальное положение с опорой для ножек – увидите рефлекс хождения.

Новорожденный Развитие до года

babymir.net

Первый месяц жизни новорожденного

Практически все молодые мамы по возвращению домой из роддома задаются вопросом «что же делать с ребенком». И вопрос этот очень актуален, ведь в первый месяц жизни своего малыша им предстоит пройти непростое «боевое крещение».

Первый месяц жизни новорожденного

Возвращение домой из роддома и уход за ребенком

Первые дни в родных стенах нужно полностью посвятить своему ребенку. Дела по хозяйству подождут, их можно поручить другим членам семьи. Посещения гостей лучше отложить. Вам нужно познать друг друга, адаптироваться к новому образу жизни. Очень важна спокойная и комфортная обстановка дома, не допускайте никаких ссор и стрессов.

В роддоме новорожденный привык к определенному режиму питания и сна, старайтесь соответствовать этому распорядку и дома, а также применять дома те знания и умения, которые молодые мамы получают в этом учреждении. Уход за новорожденным подразумевает кормление грудью или молочной смесью, сон, период бодрствования, водные и гигиенические процедуры и закаливание, массаж, прогулки на свежем воздухе.

Ребенку тоже нужно время, чтобы адаптироваться в этом большом мире после уютного маминого животика. У него может шелушиться кожа, появляются прыщики на лице, меняется цвет лица, конечности могут стать синеватого оттенка, глазки начинают косить, он может беспричинно плакать без слез. Все это имеет место быть в первый месяц жизни, и все это со временем проходит. Цвет личика восстанавливается через неделю, слезки появляются ближе к месяцу.

В процессе родов, при прохождении ребенка по родовым путям матери, может деформироваться голова, но это тоже физиологично, очень скоро все придет в норму.

В первый месяц новорожденный часто плачет. Он просто еще не умеет по-другому заявить о своих потребностях. Малыш плачет и когда он голоден, и когда хочет спать, и когда у него мокрый подгузник. И, кажется, что этот плач однообразен, но со временем мама научится распознавать разные оттенки плача в зависимости от желания своего малыша.

Также частой причиной плача новорожденных является дискомфорт в животике – кишечные колики или газики. Бороться с ними можно самостоятельно (массаж по часовой стрелке, теплая пеленка на животик, ношение столбиком) или с помощью лекарственных препаратов, назначаемых врачом (Эспумизан, Боботик, Бебинос и другие).

Режим дня новорожденного

Новорожденный ребенок, не имеющий проблем со здоровьем, устанавливает ритм жизни себе самостоятельно. Основные стадии этого ритма – это период сна, период кормления и период бодрствования. Сон обычно продолжается пару часов, бодрствование от получаса и больше. Родителям стоит подстроиться под такой образ жизни и поддерживать его, удовлетворяя потребности своего чада. К началу третьего месяца у ребенка формируется более четкий режим дня.

Купание и гигиенические процедуры

Купать новорожденного ребенка в воде можно после того, как отвалится пуповина и ранка заживет. До этого времени лучше проводить обтирания теплой водой. Перед проведением водных процедур нужно приготовить все необходимые вещи: пеленальный столик или доска, вата, детское средство для купания, крем или присыпка, полотенце и пеленки. В воду можно добавлять травяные настои или отвары. Мылом пользоваться чаще одного раза в неделю без надобности не стоит, чтобы не пересушивать кожу.

Можно не купать новорожденного каждый день, в этом нет необходимости, достаточно пары раз в неделю, но, конечно, все должно происходить по усмотрению родителей и желанию ребенка. Малышам чаще всего купание приносит удовольствие, они притихают и расслабляются. Но некоторые могут протестовать против водных процедур, в таком случае можно обходиться обтираниями, но периодически предлагать покупаться.

Гигиенические процедуры проводятся каждый день, это умывание личика и протирание глазок, чистка носа и ушей, обработка пупка и подмывание, расчесывание волос и стрижка ногтей, вычесывание корочек с головки.

Прогулки и закаливание

Прогулки на улице на свежем воздухе очень важны для гармоничного развития и здоровья ребенка. Продолжительность пребывания на прогулке зависит от погоды и времени года. Новорожденные еще не обладают совершенной системой терморегуляции, поэтому в холодное время года в плохую погоду, возможно, придется сильно ограничивать время прогулки. Многие родители практикуют сон новорожденных на балконе или с открытым окном. Одевать при этом ребенка нужно соответствующе, чтобы ему было не холодно, обычно это плюс один слой к тому, как одеты сами родители.

Когда новорожденный достигнет возраста одной недели, можно начинать проводить ему воздушные ванны, совмещая их с массажем и закаливанием. Нужно снять с малыша одежду, оставить его в одной распашонке и совершать легкие поглаживающие движения по всему телу. Такие мероприятия необходимо проводить каждый день. Если ребенок выражает недовольство, процедуру стоит отложить. Массаж очень полезен для укрепления и развития еще несовершенной мышечной системы новорожденного.

Рефлексы новорожденного

О том, что развитие новорожденного происходит должным образом, свидетельствует присутствие основных рефлексов.

Хватательный рефлекс. Если коснуться каким либо предметом ладошки малыша, он рефлекторно обхватит его пальчиками и будет удерживать.

Поисковый, сосательный рефлекс. Дотронувшись до щечки или ротика малыша можно увидеть, как ребенок поворачивает голову и ищет грудь, совершая сосательные движения губками.

Подошвенный и рефлекс Бабинского. Пальцы на ножке ребенка подогнутся, если надавить у их основания на стопе. А если погладить ножку от пятки к пальцам, пальчики должны разойтись «веером».

Рефлекс Моро. На громкий звук новорожденный реагирует сведением и разведением ножек и ручек.

Шаговый рефлекс. Если держать ребенка вертикально, чтобы  ступни касались опоры, а затем немного наклонить его вперед, он будет совершать шагающие движения ногами.

Реакции и навыки

Новорожденный ребенок развивается постоянно в процессе своей жизнедеятельности, которая включает в себя чередующиеся периоды кормления, бодрствования, купания, прогулок на свежем воздухе. Малыш узнает свою маму, слышит и распознает ее голос и интонацию, чувствует и отвечает на ее прикосновения. Можно выделить следующие навыки, которые приобретает новорожденный к концу первого месяца своего существования:

Определяет мамин голос.

Короткое время способен лежать на животе, при этом он приподнимает голову и старается ее удержать.

Пытается фокусировать взгляд на какой-то вещи.

Прислушивается к знакомому голосу.

Следит глазками за движущимся перед лицом предметом и поворачивает голову в сторону движения.

Начинает издавать звуки, сопеть, покряхтывать, агукать.

Реагирует на громкие звуки, вздрагивая и замирая при этом.

prikormrebenka.ru

Развитие новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Развитие новорожденного ребенка в первый месяц жизниНоворожденный младенец — существо удивительное. Слабый и беспомощный, он способен относительно легко перенести стресс, который ошеломил бы и взрослого. Шутка ли — внезапно очутиться в совершенно не привычной внешней среде, да еще при необходимости моментально перейти на новый способ дыхания, кровообращения, а затем и питания!

Новорожденный очень мал, но в этом маленьком хрупком теле заложен мощнейший потенциал роста. Его органы пищеварения способны усвоить за сутки 600-700 г материнского молока, но ведь это пятая часть массы его тела!

Новорожденный приходит в мир с достаточным запасом целесообразных рефлексов. Стоит прикоснуться пальцем к его губам, как он вытянет их хоботком, приготовясь сосать. Капните ребенку на язык какой-нибудь сладкий раствор, и он начнет втягивать его, причмокивать, а в ответ на кислое, соленое или горькое — сморщится, закричит, попробует откашляться. Громкий внезапный звук заставит его насторожиться — ребенок наморщит лоб, как бы прислушиваясь, забеспокоится. Малыш различает запахи и узнает маму по запаху молока, связанному для него с приятными ощущениями.

Но самое удивительное — это то, что новорожденный уже индивидуальность, уже характер!

Пожалуй, для начала следует усвоить истину, что ребенок — это не взрослый в миниатюре, а имеет свои совершенно определенные особенности, которые необходимо учитывать. У каждого возраста свои особенности.

Вы можете сами оценить психическое развитие своего ребенка. Например, проверить наличие основных рефлексов:

— «подошвенный» рефлекс — вы проводите пальцем по подошве, и ребенок отдергивает ножку,
— «сосательный» рефлекс — вы проводите пальцем ребенку по губам, и он с готовностью складывает губы трубочкой и причмокивает, делает сосательные движения,
— «хватательный» рефлекс — вы вкладываете кончик пальца ребенку в руку, и тот крепко сжимает его.

Если перечисленные (согласитесь, довольно забавные) рефлексы присутствуют, ваш новорожденный ребенок — в норме.

Запомните, что характер ребенка формируется с первых дней его жизни, в том числе и в общении с вами. Начинается формирование характера с условных рефлексов: положительных и отрицательных. Забота родителей — чтобы положительных условных рефлексов было побольше, а отрицательных, естественно, поменьше. Положительные условные рефлексы возникают на регулярное питание, регулярные же гигиенические процедуры, общение, ласки. Во всем, что касается ребенка, должны чувствоваться порядок, режим. Ребенок должен ощущать заботу.

Но если вы будете непоследовательны, раздражительны, а порой даже злы (ведь бывает так не хочется подниматься ночью — пеленать ребенка, да еще если тебе, папа, рано утром — на работу), то и у ребенка сформируется характер нервный — и это будет мешать ему (и не только ему) всю жизнь.

В первые же дни, как вы приехали домой из роддома, вас и вашего ребенка обязательно посетят медицинская сестра и участковый педиатр. Не стесняйтесь, задавайте им любые вопросы, касающиеся вашего ребенка и ухода за ним.

Рекомендуется регулярно взвешивать ребенка. Это можно делать в условиях поликлиники. Но удобнее, конечно, дома. На первом году жизни не помешает контролировать самостоятельно прибавку в весе с помощью таблицы, в которой ось абсцисс — вес ребенка в граммах, а ось ординат — месяцы или недели жизни. В норме кривая линия, которая получается у вас на этой таблице, должна быть плавной — без резких скачков вверх или вниз. Если на протяжении нескольких дней линия держится на одном уровне, не следует волноваться. Когда ребенок здоров, когда у него хороший аппетит, он наберет нужный вес. Если же линия пошла вниз — сразу же обратите на это внимание вашего педиатра.

Педиатры определяют индивидуальный долженствующий вес ребенка, прибегая к помощи всевозможных мудрых формул и вычислений. Родителям достаточно знать, что их ребенок в первые три месяца жизни при нормальном развитии должен ежедневно набирать от 20 до 30 граммов веса.

Не перекармливайте детей. Толстый ребенок — еще не значит красивый. Повышенный вес — не гарантия от заболеваний.

Как правило, молодые мамы и папы в первое время боятся даже взять новорожденного на руки. И это не случайно. Они ведь не знают, как правильно брать малыша. Он такой хрупкий и нежный, маленький.

  • Нельзя поднимать ребенка за руки.

  • Нельзя держать ребенка так, чтобы была запрокинута назад его головка. Голову ребенка обязательно надо поддерживать.

  • Правильно держать ребенка научиться не сложно: ребенок практически лежит у вас на левой руке, а головка придерживается локтем; правой рукой вы поддерживаете ножки.

Иными словами: необходимо, чтобы тельце малыша имело три места опоры — затылок, на уровне лопаток и на уровне таза.

С самых первых дней не нужно чрезмерно нянчить ребенка и целый день таскать его на руках. Ребенок быстро привыкает к такому обращению и уже не может без него, требует его, капризничает. И если мама, в другой раз занятая, не может снова нянчиться с ним, ребенок пускается во все тяжкие — поднимает крик. Хочешь не хочешь, приходится уступать. Не надо впадать в панику при первом же крике ребенка. Подойдите и выясните причину плача — у новорожденных таких причин 4: мокрый, что-то болит, голодный, хочу к маме. Бывает, стоит малышу поменять подгузник, и он сразу успокоится.

В первом случае ребенка надо перепеленать. Во втором случае — пересмотреть его одежду (опытные мамы знают, конечно, что распашонки надеваются наизнанку — швами наружу, чтобы они не терли и не давили на нежную кожу ребенка). Ну а в третьем случае — надо просто посмотреть на часы, не подходит ли время кормления вашего малыша.

Вследствие того, что младенец еще слишком слаб и мышцы шеи у него не развиты, движения головы ограничены; в менее проветриваемых местах — на затылке, на шейке — временами проступает пот. Если его не удалять своевременно, может возникнуть раздражение в указанных местах — в виде мелкоточечных красных высыпаний. Родители обычно называют это потничка. Если и далее не обращать на нее внимания, то раздражение под воздействием нового пота может усилиться. При присоединении инфекции возникают даже гнойнички. А это уже серьезное осложнение. Чтобы не допустить его, устраняйте время от времени выступающий пот салфеткой.

Если вы контролируете вес ребенка по таблице, то помните, кривая веса должна медленно и плавно подниматься. К концу первого месяца жизни ребенок должен весить около четырех килограммов. Но не волнуйтесь, если он весит три с половиной килограмма. Надо учитывать и индивидуальные особенности.

То же самое касается и роста. У нормального доношенного ребенка длина — в среднем пятьдесят сантиметров. В первые несколько месяцев жизни ребенок подрастает сантиметров на пять. Но если вы узнали, что чей-то ребенок побольше, — не переживайте.

Не забывайте обращать внимание на состояние пупка у ребенка. У некоторых детей — особенно у беспокойных, которые «любят» покричать, — при крике пупок несколько выпячивается. Иногда же пупок образует при крике или при кашле довольно значительную выпуклость, достигающую иной раз величины грецкого ореха и более. Это пупочная грыжа, которая возникает вследствие слабости брюшной стенки. Если вы заметили такую грыжу, незамедлительно проконсультируйтесь с вашим участковым детским врачом. Бывают случаи — приходится делать операцию, но чаще всего грыжа устраняется сама, когда ребенок через несколько месяцев наберет в весе и когда сильнее разовьется жировая ткань.

Никогда не забывайте, что кожа у детей очень нежная, а сам ребенок еще слаб, чтобы успешно противостоять некоторым неблагоприятным внешним факторам. Нельзя легкомысленно долго оставлять ребенка лежать на мокром, от этого на тельце малыша могут появиться опрелости. Проявляются опрелости в виде покраснения участков кожи. Кожа воспалена, очень чувствительна, болезненна. Ребенок, естественно, беспокоен, плачет. Если не принять соответствующих мер, на месте покраснений могут образоваться волдыри. Волдыри затем лопаются, и картина возникает из неприятных.

Каким образом не допустить опрелости: не использовать «памперсы» дольше трех часов или в жаркое время года, стремиться перепеленать ребенка вовремя; обратить внимание на качество стирки пеленок и ползунков (в ткани могут присутствовать остатки мочевой кислоты, которые даже при сухих пеленках способны раздражать нежную кожу).

Если ваш ребенок имеет склонность к опрелостям, его при перепеленании следует протирать чистой влажной салфеткой — протирать именно мокрые места, а места опрелостей обрабатывать жирным детским кремом.

Одна из особенностей первого месяца жизни ребенка — струпики на волосистой части головы. Возникают струпики при избытке выделений кожных желез. Выделения засыхают, и снять их потом бывает непросто. Струпики имеют желтоватый цвет, иногда полупрозрачные, иногда чешуйчатые, и шелушатся. Ни в коем случае нельзя слишком активно очищать ребенку голову от этих струпиков, поскольку при этом можно поранить кожу и внести инфекцию. Даже самая маленькая инфекция чревата опасностью для ребенка — он ведь еще так слаб. Удаляются струпики с помощью ватного тампона со стерилизованным растительным маслом и только после купания ребенка.

Не оставляйте ребенка долго лежать в одном положении. Он еще маленький и не может сам повернуться. От долгого лежания без перемены положения мышцы ребенка устают, и ребенок начинает беспокоиться. Кроме того, длительное лежание в одном положении, особенно в первые месяцы жизни, неблагоприятно сказывается на формировании головы ребенка. Например, если ребенок постоянно лежит на спине, то со временем голова у него может быть со слегка скошенным затылком. Это объясняется тем, что «роднички» — зона роста — на голове ребенка еще открыты, череп пластичен.

Слух новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Некоторые молодые родители с первого дня, как только привезут ребенка из роддома, ходят по квартире на цыпочках, боясь потревожить новорожденного. Быть может, это излишне. В первые несколько дней после рождения — около недели — ребенок еще не очень хорошо слышит. Слуховой нерв развивается полностью в течение всего первого года жизни. Соответственно и слух у малыша развивается постепенно.

С первого же дня жизни обращайте внимание на слух вашего малыша. С достоверностью установлено, что ребенок еще в утробе матери слышит звуки — приглушенные, конечно, — звуки музыки, голоса. Кстати, голос матери ребенок уже отличает от других: этот голос слышится ему громче; ребенок воспринимает его не только органом слуха, но и телом — так называемая тканевая проводимость (вы не знаете, как Бетховен слушал музыку, когда у него наступила полная глухота? Он слушал музыку телом — обняв рояль). Когда ребенок родился и вам его впервые принесли, он уже узнает ваш голос. Этот голос ему родной. Говорите с ним почаще. И помните: ребенок с первых дней уже хорошо различает интонации, ласковый тон от строгого отличит.

Что касается развития слуха (не только физиологического, но и музыкального), старайтесь, чтобы ваш ребенок по рекомендации некоторых авторов «купался в звуке». Конечно же, эти «купания» должны проводиться, когда ребенок бодрствует. В первый месяц жизни ваш малыш почти все время спит, но вот он немного подрос, и все чаще приходит время общения. Говорите с малышом, развивайте его слух; пусть в вашем доме в минуты бодрствования звучит музыка — негромкая спокойная музыка, из классики что-нибудь, с легко угадываемым мелодичным рисунком. Но спать малыш должен в тишине и покое.

Зрение новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Глаза как сложный оптический прибор тоже еще не вполне развиты у новорожденного. Установлено, да вы и сами заметите, что в первые дни ребенок еще не может фиксировать взгляд. Скоро малыш уже будет справляться с этим делом, но он еще некоторое время не способен перестраиваться на близкие и дальние объекты. Он как бы видит на одном расстоянии. И это расстояние составляет 25-30 см. Отсюда и рекомендации…

Если вы хотите что-либо показать своему малышу — яркую игрушку, например, — держите ее перед ним на расстоянии 25-30 см. Если вы хотите, чтобы ребенок рассмотрел выражение вашего лица (а он уже отличает ласковое лицо от спокойного и тем более строгого), приблизьтесь к ребенку на расстояние 25-30 см. Здесь будет уместно вспомнить рекомендации ученых к чтению: чтобы книга от читающего человека находилась на расстоянии 25-30 см. Как вы думаете: это случайное совпадение?

Когда ребенок видит ваше лицо, пусть он видит ласковую улыбку. В этом случае он чувствует себя защищенным, и настроение у него будет лучше. Малыш все понимает. «Понимание» ему обеспечивают инстинкты. Они для него как «автопилот» в море эмоций и ощущений.

Осязание  новорожденного в первый месяц жизни

У ребенка, открывающего мир, с первых дней жизни должны быть задействованы все органы чувств. О слуховых и зрительных впечатлениях мы уже говорили. Органы обоняния и вкуса у ребенка тоже достаточно развиты и «работают» — это установлено экспериментально. Теперь о чувстве осязания… Когда ребенок бодрствует, ему необходимо чувствовать свое тело, ощущать прикосновения к телу. Это важно и для правильного формирования органов восприятия, и для последующей верной ориентации в пространстве. Если ребенок не спит, возитесь с ним побольше. Ему это нравится, ему это полезно. Играйте с ним, берите за ручки, поглаживайте.

Пеленание новорожденного

Не первый год педиатры и ортопеды твердят родителям, что нельзя пеленать ребенка туго, с вытянутыми ножками, как по стойке «смирно». В последнее время этот призыв стал особенно актуальным, потому что у детей чаще отмечается дисплазия — недоразвитие тазобедренного сустава. Сам по себе дефект небольшой, внешне совершенно не заметный, но если он будет прогрессировать, может произойти вывих тазобедренного сустава. А это уже потребует длительного лечения, в запущенных случаях даже хирургического.

Создать условия для того, чтобы дисплазия не прогрессировала, очень просто: поможет так называемое широкое пеленание. Поза со слегка раздвинутыми бедрами естественна, физиологична для ребенка, она создает благоприятные условия для правильного развития тазобедренных суставов.

Для широкого пеленания придуманы различные трусики и подгузники, но вполне можно обойтись обыкновенной фланелевой пеленкой, свернув ее несколько раз вдоль и проложив между ножками ребенка, под подгузником.

Традиционно ребенка первых месяцев пеленали «с ручками», но правильнее оставлять ручки свободными, зашив концы рукавов распашонки. А чепчик или косыночку надевайте только после купания. Основной теплообмен у новорожденного происходит через кожу головы, и важно не допустить «перегрева».

Грудное вскармливание новорожденного

Надо ли доказывать, что грудное вскармливание — самое лучшее? Оно было вне конкуренции, когда заменить его можно было только коровьим молоком, оно остается вне конкуренции и сейчас, когда появилось множество сухих молочных смесей, изготовленных по передовым технологиям. В этих смесях с большой точностью воспроизведен химический состав женского молока, они обогащены витаминами и другими полезными добавками. Это достаточно полноценное питание для ребенка. Но — только питание. А материнское молоко — больше чем питание. В нем есть то, чего нет и не может быть в искусственных смесях: биологически активные вещества, гормоны, антитела, защищающие от болезней. В  материнском молоке даже появляются антитела против того возбудителя, который вызвал заболевание малыша.

Но, мало того, вскармливание грудью имеет огромное психологическое значение для обоих: мать и дитя здесь едины. После перерезания пуповины живая теплая струйка молока, переливающаяся от матери к ребенку, снова связывает их, помогая взаимопониманию.

Хотя сосательный рефлекс является доминирующим и формируется еще внутриутробно, не все дети сразу хорошо берут, грудь. Трудности могут возникнуть, если соски у матери плоские, недостаточно выпуклые. Такие соски полагается готовить к кормлению еще во время беременности, по нескольку раз в день осторожно вытягивая их пальцами. Это же надо проделывать перед каждым кормлением, а начиная кормить, средним и указательным пальцами слегка сжать грудь у края ареолы (околососкового кружка) — сосок выдвинется вперед и его легче будет вложить ребенку в ротик. Вкладывать надо не только сосок, но и ареолу — так младенец будет меньше заглатывать воздух, а это — профилактика срыгиваний. Материнская грудь может оказаться и слишком тугой для вашей крохи. Помочь можно, сцедив первые капли молока. Но это делают лишь в крайнем случае, потому что как раз первые капли материнского молока — это питье для малыша, а остальные — еда. Иногда ребенку становится неудобно сосать просто потому, что мама не догадывается приподнять рукой грудь, и она закрывает ему нос, мешая дышать. Бывает, мама слишком плотно прижимает малыша к себе, и это заставляет его рефлекторно откидывать голову.

Педиатры давно уже отметили, что среди младенцев четко выделяются активно сосущие и ленивые. Активный, сделав несколько поисковых движений головой, сам находит сосок, сосет ритмично, не прерываясь, а «добыв» положенное, сам выпускает сосок и засыпает. Ленивый же (это чаще ослабленный, а не просто флегматичный), пососав несколько минут, начинает дремать у груди, изредка делая во сне вялые и непродуктивные сосательные движения. Такого приходится побуждать к еде, тормошить, будить, иногда даже на минутку распеленать, чтобы он окончательно проснулся и стал есть.

Большой знаток всех тонкостей вскармливания, профессор А. Ф. Тур выделял еще и группу детей, которые как будто боятся груди — пососет такой немного и откинется с гримасой, выражающей чуть ли не отвращение. Возможно, это гурман, которому не понравится запах молока, появившийся после того, как мама поест лука, чеснока или какой-то пряной зелени. Ничего такого «пахучего» лучше на первых порах вообще не есть, а пробовать потом, понемножку, проверяя реакцию ребенка. Откажитесь и от таких явно аллергизирующих продуктов, как цитрусовые, шоколад, клубника.

В норме кормление длится 15-20 минут, но в первые дни, пока отрабатываются детали этой процедуры, оно может затянуться и на полчаса.

Обычный ритм кормлений новорожденного — 7 раз в сутки, через три часа с ночным перерывом. Однако ребенка, родившегося с низкой массой тела (ниже трех килограммов), желательно кормить чаще, покормить ночью. В общем, кормить не по часовой стрелке, а по потребности. В последнее время педиатры почти единогласно рекомендуют кормить ребенка по потребности, но мамочки зачастую неправильно понимают эту фразу. По потребности — это не означает беспорядочное кормление, а значит установление режима кормления, индивидуального для вашего малыша. Когда ребенок кушает ежедневно в определенное время, лучше работает пищеварение, не беспокоят газики, ребенок гораздо спокойнее себя ведет.

Ребенок, родившийся с массой тела больше четырех килограммов, — кандидат в толстяки, такого не перекармливайте. Как правило, малыши не высасывают из груди больше чем нужно, но крупные дети иногда изначально обладают повышенным аппетитом. Если возникло такое предположение, надо контрольным взвешиванием до и после кормления определить, сколько он высасывает. И если окажется, что больше 120-130 г, то дополнительных кормлений лучше не допускать. Жировые клетки человека закладываются в первые годы жизни и проявляются во взрослый период.

Покормив, подержите ребенка несколько минут вертикально, чтобы он отрыгнул воздух — это уменьшит вероятность срыгиваний. А положить его после обязательно на бочок, потому что, если он все-таки срыгнет, то в положении на спине может захлебнуться.

Первые недели грудного вскармливания — время уступок, компромиссов, взаимного приспособления. Кормление может получаться несколько хаотичным, но к концу месяца должен все-таки сформироваться ритм, близкий к общепринятому, и с коррекцией, внесенной особенностями ребенка.

Что естественно и что тревожно

  1. Если на теле появился гнойничок, имеющий вид пузырька, наполненного желтоватой жидкостью, с красным ободком, и, тем более, если таких гнойничков несколько, это может быть началом гнойно-воспалительного заболевания. Зовите врача, и поскорее!

  2. В медицине существует понятие «входные ворота инфекции». У новорожденного такими «воротами» часто делается пупочная ранка. Если после отпадения корочки дно ее остается влажным, сочится, пупком должны заняться врач или медицинская сестра. Вы же можете до их прихода только капнуть в ранку немного 3 % -и перекиси водорода, а когда она запенится, осушить чистым стерильным ватным фитильком.

  3. Тревожными могут быть резкие внезапные изменения поведения ребенка, если, например, он, всегда сосавший охотно, вдруг упорно отказывается от еды. Или, раньше относительно спокойный, начинает беспрерывно плакать, даже кричать, не успокаиваясь ни после того, как его перепеленают, ни от тепла, ни на руках, ни с пустышкой, ни после еды. А если он к тому же не ест — тем более! Конечно, такое может случаться и со здоровым ребенком, но лучше не рисковать, не строить догадок, а посоветоваться с врачом. Это — правило навсегда!

Что должен уметь новорожденный к концу первого месяца жизни

К концу 1 месяца жизни новорожденный:

  • Вздрагивает и мигает при резком звуке.
    Например, с 9-11 дня , ребенок уже различает звуки, реагируя плачем на резкие, громкие, но пока еще не прислушивается к ним. Прислушиваться он начинает между 3 и 5 неделями жизни. Малыш успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки.
  • Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, т.е. способен к зрительному сосредоточению.
    К 20-22 дню исчезают нескоординированные движения глазных яблок. Зрительное сосредоточение происходит на 15-30 дни, задержка взгляда на чем-то еще кратковременна. Младенец фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения. Общие движения еще заторможены.
  • В положении лежа на животе поднимает и удерживает головку в течение 5-20 секунд.
    Например, уже на 8 – 10 день ребенок пытается поднять головку, если его положить на животик, а в двухнедельном возрасте поворачивает ее к источнику звука.
  • В этот период появляется первая улыбка в ответ на обращенную речь.
    Улыбка – это призыв к взаимопониманию, приглашение к общению, выражение положительных эмоций!
  • Младенец может издавать отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция еще отсрочена на несколько секунд.
    Например, некоторые младенцы, уже через несколько часов после рождения, могут подражать, если кто-нибудь высунет язык или откроет рот. В самом начале ребенок плачет или кричит, потом начинает издавать горловые звуки, которых к месяцу все меньше. На втором месяце малыш начнет произносить звуки, напоминающие «а”, «кх”, «ах” и пр… Когда малыш спит, часто можно слышать тихое посапывание или даже «храп”.
  • Движения еще не координированы.
    Например, уже в первый день жизни у здорового новорожденного регистрируют более 170, а на 10 день жизни более 550 отдельных и общих движений в минуту! Разумеется, речь идет о незрелых, нескоординированных движениях, являющихся следствием возбуждения незрелых центров мозга. Но все эти движения очень важны для развития ребенка!

Через 2-3 недели с новорожденным малышом уже можно гулять на улице, подальше от более взрослых детей. Оденьте ребенка, соответственно погоде. Но и до этого часто проветривайте комнату, в которой находится малыш (естественно, переместив ребенка на это время в другую комнату или одев соответствующим образом). В летний период можно принимать солнечные ванны перед открытым окном для профилактики желтушки новорожденных и рахита. Пусть ваш малыш растет здоровым!

7gy.ru

1 й месяц развития ребенка, 1 й ребенок после 30 развитие ребенка до 1 месяца

Развитие ребенка до 1 месяца

Физическое развитие

В жизни этого человека будут сотни месяцев и десятки лет, однако ПЕРВЫЙ месяц – это четыре недели особой ответственности и внимания родителей, это тридцать дней новых ощущений и узнавания этого мира малышом, новых необычайных впечатлений и переживаний мамы и папы, это месяц, когда новая жизнь в прямом и переносном смысле вливается в ваш дом. В родильном доме, как выстрел стартового пистолета, раздается крик нового гражданина нашей планеты. Старт дан, и впереди – марафонская дистанция длиною в жизнь.

В период первого месяца после родов малыша принято называть новорожденным. Только родившись, после нелегкого первого вдоха и оглушающего родового катарсиса (первого крика), органы и системы малыша начинают активно адаптироваться к внеутробной жизни. Значительно перестраивается система кровообращения, стремительно разрушаются красные кровяные клетки с плодовым типом гемоглобина (его еще называют фетальным), теперь неактуальные для организма, активизируется иммунная система, решают свои первые проблемы почки, пищеварительная и эндокринная системы ребенка, а его кожа, дыхательные пути и кишечник впервые сталкиваются с ранее незнакомыми им микробами.

Возможно, что в первую неделю после родов ребенок потеряет около десяти процентов массы тела. Это следствие адаптации организма новорожденного к внеутробной среде. Родителям не следует паниковать и волноваться в этой связи. В дальнейшем малыш быстро восстановит и наберет массу. В первую неделю весь организм новорожденного работает с большим напряжением, а более стабильное и спокойное состояние наступает только к началу второй недели. Первый месяц малыш значительную часть суток (до 20 часов) проводит во сне. Новорожденный, как правило, спит в позе лягушки, то есть лежа на спине, с согнутыми в локтях и поднятыми вверх ручками, и с ножками, согнутыми в коленных суставах и раздвинутыми в стороны. У новорожденного в этот период различают пять состояний: глубокий сон, когда малыш абсолютно расслаблен, медленно и ровно дышит, глаза закрыты и лицо расслабленно; неглубокий сон, когда у ребенка более учащенное, не совсем ровное дыхание, возможно подергивание рук и ног, можно различить, как двигаются глазные яблоки под веками; дремотное состояние, возникающее во время кормления или перед засыпанием, характеризующееся полузакрытыми глазами; бодрствование, когда малыш активен, совершает движения всем телом, руками и ногами; плач, обозначающий, что у новорожденного дискомфортное состояние, например, он голоден, напуган или мокрый.

В первый месяц у малыша наблюдаются следующие особенности моторики – лежа на животе, он пытается приподнимать голову, а иногда ему даже удается удержать ее в таком состоянии несколько секунд. За первых тридцать дней новорожденный прибавит к своей изначальной массе около 600 граммов и вырастет приблизительно на 3 сантиметра, окружность головы увеличится на 1,5-2 сантиметра.

В первый месяц очень важно наладить кормление ребенка. Очевидно, что наилучшей пищей для него является материнское молоко. В первые дни жизни ребенка количество молока у женщин постепенно увеличивается. Какие существуют рекомендации по стимуляции лактации? Одним из популярных в последнее время способов стимуляции лактации является более частое прикладывание ребенка к груди при первых признаках беспокойства ребенка. Этот способ называют «режимом свободного вскармливания» или «кормлением по требованию». Таким образом, у некоторых мам получается 10-12 кормлений за сутки. Недостатком этого метода является чрезмерная усталость мамы.

Альтернативный метод, практиковавшийся активно вплоть до последнего десятилетия, называется «кормление по часам». Врачи рекомендуют кормить новорожденного через 3 или 3,5 часа – получается 6 или 7 раз в сутки, желателен ночной перерыв – 5-6 часов. Если ребенок проспит кормление на 20-40 минут, а в следующий раз, напротив, потребует питания на 20-30 минут раньше, вполне можно пойти ему навстречу.

Согласно рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения, до шести месяцев малышу достаточно только грудного молока и как питья, и как еды. Грудное молоко – лучшая пища для ребенка в его первые месяцы жизни, и никаких заменителей для него нет. Каждая женщина должна знать это и принять это как аксиому, если хочет обеспечить своему малышу здоровье и оптимальные условия для развития его организма.

Важно правильно вкладывать сосок в рот малыша – он должен захватывать весь околососковый кружок. Установлено, что основной объем грудного молока ребенок высасывает за первые 5- 10 минут кормления. Однако наибольшей питательной ценностью обладает именно поступающее позднее, так называемое «заднее» молоко. При этом есть дети, которые быстро устают, засыпают у груди, их необходимо побуждать к сосанию, легко похлопывая по щечкам, вынимая изо рта и вновь вкладывая сосок. Не рекомендуется также докармливать ребенка, который быстро уснул, а через 40-50 минут проснулся и вновь требует еды, – этим сбивается ритм кормлений, закладывается почва для расстройств пищеварения и истерических неврозов. При сосании младенец заглатывает не только молоко, – вместе с питательной жидкостью поступает и воздух, от которого малыш стремится избавиться. Поэтому процедура отрыгивания воздуха, когда выходят излишки накопившегося газа, является очень важной. При грудном вскармливании отрыгивание воздуха оптимально через каждые 5 минут (или при перемене грудей) и через каждые 50 г при кормлении из бутылочки. Обычно это делается тремя способами – вертикально на вашем плече, вниз лицом на ваших коленях или в сидячем положении, – и совсем неплохо попробовать все три способа, чтобы определить, какой из них больше всего подходит вам и вашему ребенку.

Вздутие живота, кишечные спазмы, «колики» – частые спутники первых месяцев жизни даже у практически здоровых детей. Домашние способы помощи ребенку при этих состояниях: легкий массаж животика по часовой стрелке; вертикальное положение на руках у взрослого или так называемый контакт «кожа к коже» – малыш кладется животиком на обнаженную грудь матери, полулежащей в кресле, сверху прикрывается одеялом, мама поглаживает его по спинке. Выкладывание малыша на живот на 3-5 минут и прием плантекса (содержащего в своей основе укроп) позволяют предотвратить «колики», способствуя выведению газов из кишечника.

Очень важный момент первых недель жизни ребенка – заживление пупочной ранки. При выписке из роддома в обычные сроки (пятый – седьмой день) полностью зажить пупочная ранка не успевает. Традиционно принято обрабатывать пупок раствором бриллиантового зеленого (зеленкой). И делать это надо ежедневно, до тех пор, пока ранка не станет полностью сухой утром при туалете ребенка и вечером после ежедневного купания. Пока корочка не отпала, рекомендуют добавлять в воду при купании слабо-розовый раствор марганцовки, настой ромашки или зверобоя. Температура воды для купания 37-37,5°С, продолжительность купания – не более 5-7 минут. Если у ребенка появляются выделения из пупочной ранки или покраснение и припухлость пупочного кольца – нужна консультация врача. К врачу следует обратиться также, если корочка с пупочной ранки не отпадает по достижении ребенком возраста 14-15 дней.

Психическое развитие

Адаптации малыша к внеутробной среде способствуют врожденные рефлексы. Некоторые из них исчезают в первые месяцы жизни, другие трансформируется в приобретенные рефлексы, выходя на уровень сознания. Такие врожденные рефлексы, как рефлекс чихания, вздрагивания, моргания, зевоты, коленные рефлексы сохраняются у малыша на всю жизнь. В период первого месяца жизни у ребенка выделяют семь основных рефлексов: ХВАТАТЕЛЬНЫЙ – проявляется во время поглаживания или легкого касания ладошки ребенка. Рефлекторно малыш схватывает и удерживает все, что касается его ладони. ПОИСКОВЫЙ – малыш поворачивает головку, если касаются или поглаживают его щёчку. Этот рефлекс является необходимой составляющей инстинкта поиска пищи и питания. СОСАТЕЛЬНЫЙ – у малыша заметны сосательные движения губ, если провести вокруг рта пальцем или соской. Сосательный рефлекс, так же как и поисковый, прочно связан с инстинктом питания. РЕФЛЕКС БАБИНСКОГО – при проведении пальцем по внешнему краю стопы пальчики ноги расходятся в разные стороны вместе с поворотом стопы. РЕФЛЕКС МОРА – новорожденный разводит и сводит руки и ноги, реагируя на громкий и внезапный звук. РЕФЛЕКС БАБКИНА – при надавливании малышу на ладонь он поворачивает голову и открывает рот. ПЛАВАТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС – малыш совершает движения, подобные плавательным, если положить его на живот. РЕФЛЕКС ХОДЬБЫ – новорожденный совершает движения, имитирующие ходьбу, если поддерживать его под руки так, чтобы он касался ножками какой-либо поверхности. РЕФЛЕКС ОПОРЫ – приставленный к опоре новорожденный разгибает ноги и плотно всей стопой упирается о поверхность стола. РЕФЛЕКС ПОЛЗАНИЯ БАУЭРА – при надавливании на подошвенную поверхность ног новорожденного, уложенного на живот, ребенок рефлекторно выполняет движение ползания.

А как развиваются органы чувств в этот период? Многие новорожденные к середине второй недели жизни умеют удерживать в поле зрения движущийся предмет, например, яркую погремушку диаметром около десяти сантиметров. Если на расстоянии 40-50 см от лежащего на спине малыша поместить яркую игрушку и начать медленно перемещать ее вправо-влево, то ребенок на несколько секунд фиксирует игрушку взглядом. Малыш трехнедельного возраста обычно уже способен фиксировать взглядом более или менее крупные неподвижные предметы, например, лицо мамы или папы. Если приблизиться к лежащему на спине новорожденному на расстояние 40-50 см и привлечь его внимание разговором, а потом замолчать, оставаясь неподвижным, малыш тоже замрет, внимательно вглядываясь в ваше лицо. К четвертой неделе движения глазных яблок малыша уже более плавные и координированные.

Несколько слов об органах слуха. В середине второй недели жизни на громкий резкий звук, источник которого находится вне поля зрения ребенка, ваше чадо отреагирует вздрагиванием и миганием. К третьей неделе жизни новорожденный придает звукам внешней среды гораздо большее значение. Звуковые раздражители интенсивно учат его головной мозг принимать первые решения.

К концу четвертой недели жизни малыши обычно радуют мам и пап не только прогрессирующим улучшением работы органов зрения и слуха. Необычайно приятным бывает обнаружение первых положительных эмоциональных реакций малыша на родительское присутствие. Четырехнедельный новорожденный способен улыбаться! Наиболее вероятно, что первая улыбка ребенка будет ответом на многократные ласковые обращения к нему. Чем больше вы будете улыбаться чаду, тем скорее оно ответит вам аналогичным образом. В целом важно родителям в семье сохранять положительный эмоциональный фон, не конфликтовать при ребенке, не выяснять отношений. Новорожденный впитывает всё, как губка, и чувствует до нюансов психологический климат вокруг. Сейчас малыш требует ласкового общения. Нельзя недооценивать сенсорные возможности новорожденного.

www.baby.ru

Первый месяц жизни новорожденного

Первый месяц жизни новорожденного (3-4 недели) называется «периодом новорожденности». Он начинается появлением малыша на свет и заканчивается возникновением у него первой улыбки. Какие основные умения закладываются в этот период? О чем нужно знать, чтобы не упустить возможности?

Новорожденный ребенок бодрствует лишь 20-30 минут (к концу первого года жизни это время увеличится до 3-3,5 часов!!!). 80% времени суток он спит. Просыпается малыш от голода или неприятных ощущений. Резкой границы между сном и бодрствованием еще нет. Движения ребенка хаотичны, ручки и ножки согнуты, так как мышцы-разгибатели еще не развиты. У новорожденного малыша нет даже возможности смотреть двумя глазами в одну точку, не говоря уже о возможности сообщить что-то окружающим.

Но у новорожденного ребенка уже есть огромный и очень важный опыт жизни в утробе мамы. Современные исследования убедительно доказывают, что околоплодные воды проводят звуки. Поэтому звуки материнского голоса становятся малышу близкими и родными еще до его рождения! И уже во внутриутробном развитии закладываются благоприятные предпосылки для развития речи. Вот  почему важно, ЧТО слышит беременная женщина – музыку, добрые слова или что-то другое. И вот почему врачи, педагоги, психологи рекомендуют расширять слуховой опыт еще не родившегося малыша звуками природы, народной и классической музыки, игры на музыкальных инструментах. А с первых минут жизни советуют маме начать разговаривать с ребенком и петь ему простые песенки!

Исследования деятельности мозга новорожденных детей (Э.А. Александрян, Т.П. Хризман) установили, что младенец всегда выделяет голос матери среди всех других звуков. Этот голос вызывает у малышей активность сразу же двух анализаторов  — зрительного и слухового. Причем новорожденный ребенок всегда предпочитает звуки человеческого голоса всем другим звукам. Поэтому именно мама должна петь ребенку колыбельные песенки, пестушки, потешки, разговаривать с ним, играть, забавлять. И чужой для ребенка голос диктора или певца с аудиодиска, какой бы это ни был профессиональный диктор или певец, никогда не сможет заменить малышу голос мамы, знакомый ему еще до рождения!

Основная задача периода новорожденности – задача адаптации малыша к окружающему миру. Но  уже в этот период важно решить несколько задач развития ребенка, связанных с развитием у него зрительного и слухового анализаторов, с закладыванием основы для дальнейшего благополучного развития малыша.

Задачи развития в первый месяц жизни новорожденного.

Задача развития ребенка 1.

К  1 месяцу жизни научить малыша фиксировать взор на предмете, сосредотачиваться на нем. Одновременно формируется и умение сводить на одном предмете зрительные оси обоих глаз. Эта способность называется «конвергенция».

Задача развития ребенка 2.

Учить следить глазами за движением предмета в разных направлениях и в разном темпе – то замедленно, то побыстрее.

Задача развития ребенка 3.

К 1 месяцу жизни сформировать у ребенка умение прислушиваться к звукам.

Задача развития ребенка 4.

Научить малыша смотреть длительно на маму, когда она с ним разговаривает, сосредотачиваться на ее лице.

Мама должна пытаться поймать блуждающий рассеянный взгляд малыша, улыбнуться ему, погладить и начать разговаривать с ребенком!

Очень важно, чтобы с первых дней жизни новорожденного мама непрерывно разговаривала с малышом во время его бодрствования – купания, кормления, переодевания на прогулку, укладывания спать: «Давай снимем рубашечку. Вот как мы купаться будем. Ай, ты моя хорошая!», «Вот и Ирочка проснулась! Давай я тебе ручки поглажу, ножки поглажу. Сейчас я тебя покормлю» и т.д. Говорить следует нараспев, не спеша. Хорошо если мама малышу расскажет стишок или споет песенку. Не помните слова? Всегда можно написать слова на листок бумаги и прикрепить к стене над кроваткой. А еще – всегда можно додумать свои собственные слова, пусть наивные и не совсем в рифму, но зато идущие от души.В разговоре или песенке можно менять тембр голоса от высокого к низкому. Очень важно смотреть при этом в глаза ребенку, говорить с ласковой интонацией.

Эти разговоры с новорожденным ребенком, содержание которых малыш еще не понимает, – база для благополучного психического развития и здоровья. Младенцы, лишенные таких диалогов с мамой, в дальнейшем часто отстают в развитии от сверстников (особенно в развитии речи). Раньше без таких разговоров, которые вели мамы или бабушки с малышом, просто не мыслился уход за младенцами. О полезном опыте наших прабабушек вы сможете узнать из статьи «Русские традиции пестования младенцев».

Задача развития ребенка 5.

Способствовать появлению к 1 месяцу первой осознанной улыбки в ответ на ласковый голос мамы.

Нужно отличать улыбку физиологическую и осмысленную. Физиологическая улыбка появляется уже в первые дни жизни малыша. Это просто растяжение мышц в состоянии сытости и комфорта. Она означает, что малышу хорошо. Но она еще никак не связана с мамой. Осмысленная же улыбка появляется примерно на четвертой  неделе первого месяца жизни новорожденного. Вот как о ней пишет В. В. Ветрова – исследователь детского развития в раннем возрасте – в своем дневнике наблюдения за сыном:

«1 месяц 2 дня. Сегодня мы заметили явную улыбку, уже не связанную с ситуацией кормления. Мы показали ребенку погремушку… Играя с погремушкой, мы на все лады обращались к малышу с ласковыми словами, называли по имени…И вдруг увидели, как неловко поднялся уголок верхней губы, как стал растягиваться ротик, затем ребенок замер на мгновение и следом за этим обнажил свою беззубую челюсть. Это произошло так неожиданно, что мы сначала не поняли, что это – первая улыбка, вызванная общением, нашим воздействием и символизирующая определенный этап в развитии – окончание состояния новорожденности. Именно в этот день я впервые увидела у ребенка веселые глаза – для меня эта улыбка стала чем-то осмысленным, тогда как улыбка первая, физиологическая, протекала на фоне совершенно бессмысленного взгляда».

Какие игрушки нужны в первый месяц жизни новорожденного?

Новорожденный ребенок еще не умеет длительно смотреть на один предмет. Поэтому ему легче воспринимать предмет, когда в поле зрения отсутствуют другие отвлекающие его объекты. Поэтому для развития малыша полезнее показывать ему одну яркую игрушку, а не развешивать гирлянды разноцветных погремушек и движущиеся модули с ворохом фигурок. Гирлянды и модули понадобятся чуть позже, когда закончится период новорожденности.

На каком расстоянии нужно показывать новорожденному игрушку? На каком расстоянии ее подвешивать?

Нужно запомнить правило – до двух – двух с половиной месяцев игрушку надо показывать и вешать на расстоянии не ниже 50 см над грудью ребенка. Иначе можно спровоцировать у него косоглазие.

Как учить ребенка следить взглядом за игрушкой?

Для этого нужен набор игрушек разного цвета (обязательно яркого) и разной формы без мелких деталей. Игрушки для проведения упражнений надо  менять, чтобы они не надоедали малышу и вызывали его интерес.

Шаг 1. Ежедневно в течение одной —  двух минут показывать малышу крупную (8-10см) игрушку, перемещая ее в разных направлениях. Можно приближать и удалять игрушку на расстояние от 50 до 70 см от глаз ребенка. Сначала младенец учится отслеживать горизонтальное движение игрушки. Когда у него это начнет получаться, начинают включать вертикальное движение игрушки. Постепенно скачкообразное слежение взглядом за игрушкой сменится плавным. Это означает, что развивается координация движений глаз.

Шаг 2. Когда малыш научится четко следить взглядом за игрушкой, надо учить его сосредотачивать взгляд на предмете. Для этого при перемещении игрушки ее периодически останавливают. И ребенок сосредотачивает не ней взгляд. После этого упражнения игрушку подвешивают в кроватку для рассматривания. И затем убирают. Но нет необходимости подвешивать игрушки в детскую коляску, в которой ребенок спит на воздухе.

Шаг 3. Покачивать подвешенную игрушку, чтобы малыш смог сосредоточить взгляд на крутящейся игрушке.

Что чувствует новорожденный ребенок?

Ответ на этот вопрос попыталась дать Вирджиния Сатир – известный психолог и психотерапевт в книге «Психотерапия семьи». От лица двухнедельного новорожденного она ведет свой рассказ так:

«Обычно мама с папой замечают, когда я плачу. Это хорошо, когда они знают, что мне плохо, не колет ли что-то в кроватке, не болит ли животик, нет ли у меня запора и не одиноко ли мне лежать. Они берут меня, качают, кормят, веселят. Я знаю: они хотят, чтобы мне стало лучше.

Очень плохо, что мы не говорим на одном языке. Порой мне кажется, они хотят, чтобы я замолчал, чтобы заняться какими-то своими делами. Они немножко покачают меня, будто я кошелка с овощами. Я догадываюсь, что у них есть другие дела. Иногда мне кажется, что я их раздражаю. Но я вовсе не хочу, чтобы так было. И не могу сообщить им, что это не так.

Мое тельце перестает болеть, когда меня трогают любящие люди. Им хорошо, и я знаю, что они действительно стараются понять меня. И я пытаюсь помочь им, как могу. Я плачу по-разному. Мне нравятся отчетливые, нежные и мелодичные голоса. Мне приятно, когда мама с папой смотрят на меня, особенно прямо в глаза».

Что умеет новорожденный к концу первого месяца жизни?

  • На звук колокольчика или другой звук (голос, мелодия, шум) реагирует, двигая ручками и ножками. Прислушивается к звуку 10-20 секунд. Ищет источник звука.
  • Сосредотачивает свой взгляд на игрушке, не издающей звуков, в течение  5-7 секунд прослеживает за ее перемещением. Плавно следит за игрушкой, перемещаемой горизонтально и вертикально в разном темпе (быстро и замедленно). Не теряет ее из виду.
  • Поворачивает головку к источнику света (фонарику) в положении лежа на спине.
  • Лежа на животе, поднимает головку на 1-2 секунды-максимум 5 секунд.
  • Всматривается в лицо мамы, улыбается в ответ на ее голос.
  • Видя лицо мамы, склонившейся над кроваткой, первый ей улыбается.
  • Когда мама говорит слова стихов, потешек и пестушек, малыш ей «отвечает» отдельными короткими звуками типа «кх», «гы» (в ситуации, когда мама склонилась над ребенком, лежащим на спине в кроватке, и отчетливо на расстоянии 30-40 см произносит слоги ,звуки, слова нараспев)

Мы увидели, как много дает первый месяц жизни новорожденного, и как он важен в дальнейшем развитии ребенка. Подробнее об играх, упражнениях с малышом, игрушках Вы можете прочитать в других статьях рубрики «Развитие ребенка от рождения до одного года» .

Упражнения с новорожденным малышом очень подробно описаны в статье «Упражнения для новорожденных»

О развитии малыша Вы также можете почитать статьи:

Развитие ребенка в раннем возрасте: основные показатели развития ребенка от рождения до трех лет. Эти показатели обязательно нужно знать каждой маме, чтобы вовремя заметить возможные проблемы в развитии малыша и помочь ему.

Развитие новорожденного по месяцам: календарь развития ребенка для мамы.

Когда ребенок начинает держать голову? Полезные упражнения для малыша и как их проводить?

Пестушки: русские традиции и обычаи воспитания и обучения малышей.

Колыбельные песни для детей. 

Стихи для новорожденных и самых маленьких.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

rodnaya-tropinka.ru