Разное

Упражнения для левой руки на фортепиано: Развитие техники игры левой рукой. Самоучитель игры на синтезаторе

Содержание

Развитие техники игры левой рукой. Самоучитель игры на синтезаторе

Развитие техники игры левой рукой будет осуществляться в тональности до-мажор. В этой тональности пальцы нажимают только белые клавиши (на рис. 1 они выделены желтым цветом в пределах одной октавы). Пальцы левой руки имеют следующую нумерацию: 5 – мизинец, 4 – безымянный, 3 – средний, 2 – указательный, 1 – большой.

Рис. 1. Исходная постановка пальцев левой руки при игре в тональности до-мажор

Рис. 2. Положение пальцев левой руки на клавиатуре

Поставьте пальцы на клавиатуру в соответствии с рис. 2. Положение кисти руки при этом такое, словно она обхватывает мяч для игры в большой теннис и образует полусферу. Кончики пальцев нажимают клавиши практически перпендикулярно клавиатуре, словно они являются молоточками. Кисть руки (и вся рука) при нажатиях на клавиши остается практически неподвижной — двигаются только пальцы. Локоть находится на уровне клавиатуры. Он не прижат к туловищу, но и не слишком отодвинут он него. Рука должна находиться в свободном состоянии.

Каждый палец располагается над своей клавишей (рис. 2). Это исходное положение пальцев, суть которого заключается в том, чтобы пальцы не мешали друг другу и нажимали клавиши наиболее удобным образом. Положение пальцев по глубине должно быть таким, чтобы они с одной стороны не соскакивали с края клавиатуры, но и не прижимались к черным клавишам. Безымянный и указательный пальцы нажимают клавишу в середине её широкой части.

Если вы никогда не играли левой рукой на клавишном инструменте или это было давно, то для начала необходимо улучшить чувствительность, подвижность и управляемость пальцев. Клавиатура многих синтезаторов обладает невысокой жесткостью и клавиши нажимаются достаточно легко, что является недостатком, по сравнению с фортепианной клавиатурой, жесткость которой позволяет укрепить пальцы руки. Игра слабыми пальцами в дальнейшем не позволит улучшить качество игры, а звуки будут пропадать по причине того, что тот или иной палец с недостаточным усилием нажал на клавишу. Если нет возможности использовать фортепиано, то нужно учесть, что нажатие клавиш на клавиатуре синтезатора должно производиться с усилием, с дополнительным нажимом, который, однако, не должен приводить к напряжению и сковыванию кисти руки.

При выполнении любых упражнений старайтесь следовать такому порядку:

  • Разучивание упражнения. Разучите упражнение без метронома в медленном темпе. Игра в медленном темпе позволяет понять то, что нужно играть и контролировать то, что и как делают пальцы.
  • Игра в медленном темпе под метроном. Если упражнение получается без ритма в медленном темпе, то установите темп метронома на 60-80 и старайтесь нажимать клавиши точно по щелчку метронома. Это необходимо для развития чувства ритма и синхронизации двух событий: первое событие — щелчок, второе событие — появление звука от нажатой клавиши.
  • Игра в быстром темпе под метроном. Если упражнение получилось сыграть под метроном в медленном темпе, то увеличьте скорость. Можно либо увеличить темп метронома, либо не изменять темп, но играть в 2 раза быстрее (способ удвоения скорости исполнения).

Все упражнения необходимо производить при включенном режиме «чувствительность к касанию», что позволит слышать и контролировать громкость игры разными пальцами. Добиться игры, при которой пальцы выдают звуки с одинаковой громкостью, непросто. Но над этим нужно работать, иначе при игре будут постоянно проскакивать то скачки, то провалы, что говорит о слабой технике игры.

Выберите голос фортепиано на синтезаторе и поставьте пальцы левой руки в соответствии с рис. 2 (мизинец находится над клавишей до, большой палец — над

фа).

Упражнение 1

Последовательно и равномерно нажимайте и отпускайте клавиши от мизинца до большого пальца: 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1 и т.д.

Рис. 3. Упражнение 1

скачать

Двигаются только пальцы. Кисть и локоть не должны совершать движения, следуя за пальцами.

Упражнение 2

Последовательно и равномерно нажимайте клавиши от большого пальца к мизинцу: 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5 и т.д.

Рис. 4. Упражнение 2

скачать

Упражнение 3. Волнообразное движение.

Рис. 5. Упражнение 3

скачать

Следите за тем, чтобы при на нажатии клавиши одним пальцем двигался только этот палец. Остальные пальцы не должны растопыриваться в стороны или слишком высоко подниматься над клавиатурой (что особенно любит делать мизинец), а находятся над поверхностью клавиатуры, касаясь каждый своей клавиши в таком положении, будто в ладони находится мячик. Верхняя фаланга большого пальца должна быть направлена вдоль клавиши (рис. 2), а не вправо.

Упражнение 4

Теперь более сложное упражнение — игра интервалов (одновременно нажимаются две клавиши). Сначала одновременно нажмите клавиши мизинцем и средним пальцем, потом безымянным и указательным пальцем, потом средним и большим пальцем.

Рис. 6. Упражнение 4

скачать

Старайтесь играть это упражнения ровно.

Следующая группа упражнений направлена на развитие независимости пальцев. Пальцы привыкли двигаться вместе друг с другом. Наша задача заключается в том, чтобы они могли двигаться независимо друг от друга.

Упражнение 5.

Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 4, 3, 2, 1, а мизинцем равномерно 20-30 раз нажмите и отпустите клавишу. Нажимает клавишу только мизинец, остальные пальцы удерживают клавиши в нажатом состоянии.

Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 3, 2, 1. Теперь клавишу нажимает и отпускает только безымянный палец. Трудно? Безымянный палец имеет самую слабую подвижность и управляемость.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5,4, 2, 1. Теперь работает средний палец.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3, 1. Тренируем указательный палец.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3, 2. Тренируем большой палец. Это должно быть легко.

Данное упражнение покажет, какие пальцы имеют слабую управляемость — над ними нужно поработать отдельно, то есть увеличить продолжительность упражнений с их участием..

Упражнение 6.

Попеременная работа соседних пальцев.

Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 3, 2, 1, а 5 и 4 попеременно равномерно 20-30 раз нажимайте и отпускайте клавиши.

Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 2, 1. Тоже самое 4 и 3. Чувствуете, как рука начинает разогреваться?
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 1. Тоже самое 3 и 2. Это немного проще, да?
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3. Тоже самое 2 и 1. Это не должно вызвать затруднений.

Упражнение 7.

Одновременная работа соседних пальцев.

Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 3, 2, 1, а 5 и 4 одновременно равномерно 20-30 раз нажимайте и отпускайте клавиши.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 2, 1. Тоже самое 4 и 3.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 1. Тоже самое 3 и 2.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3. Тоже самое 2 и 1.

Упражнение 8. Игра гаммы в пределах одной октавы.

Игра гаммы в предела октавы осуществляется при помощи подкладывания пальца. Сначала последовательно играют пальцы 5, 4, 3, 2, 1. В то время, как большой палец нажимает клавишу, перенесите средний палец над ним и нажмите следующую клавишу. То есть 8 клавиш нажимаются следующими пальцами: 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1. Игра в обратном порядке осуществляется так: сначала играется 1, 2, 3. В момент удержания клавиши средним пальцем большой палец подкладывается под пальцами и нажимает следующую клавишу.

Рис. 7. Упражнение 8

Данное упражнение играется в размере четыре четверти восьмыми. Вертикальные штрихи над нотами показывают доли (щелчки метронома). Включите на синтезаторе метроном, установите значение темпа метронома на 80 и начинайте игру в момент любого щелчка метронома, которая станет первой долей.

скачать

После разогрева пальцев можно приступить к интересующей нас игре левой рукой аккордов, а точнее трезвучий (аккорд из трёх звуков). Существует три основные позиции для игры трезвучий, которые необходимо запомнить. Они показаны на рис. 8.

Рис. 8. Варианты положения пальцев левой руки при игре трезвучий

Нетрудно заметить, что мизинец (5) и большой палец (1) нажимают на крайние клавиши трезвучия всегда. Средняя клавиша нажимается или указательным (2), или средним (3) пальцем в зависимости от того, какую клавишу нужно нажать. В варианте 1) и 2) средняя клавиша нажимается средним пальцем, а в варианте 3) — указательным. Безымянный палец клавишу не нажимает.

Обратите внимание на то, как чередуются между собой клавиши, которые мы нажимаем и которые не нажимаем. В варианте 1 между нажимаемыми клавишами пропускаются по одной клавише, которые не нажимаются. В варианте 2 между средним и большим пальцем остается две клавиши. А в варианте 3 две клавиши пропускаются между мизинцем и указательным пальцами.

Теперь попробуйте сыграть трезвучия, показанные на рис. 9.

Рис. 9. Варианты положения пальцев левой руки при игре аккордов

Относительное положение пальцев не изменилось, хотя здесь показаны другие трезвучия.

Если вы освоились с игрой трезвучий без смены позиции руки, то следующим шагом будет игра последовательности трезвучий со сменой позиции руки. Сыграйте трезвучие и его обращения, показанные на рис. 10.

Рис. 10. Трезвучие и его обращения

Упражнение 9.

Равномерно сыграйте аккорды, показанные на рис. 11. В процессе перехода от игры одного трезвучия к другому не нужно высоко поднимать пальцы. Чем меньше лишних движений делает рука, тем точнее и быстрее происходит её позиционирование.

Рис. 11. Упражнение 9

скачать

Включите метроном в темпе 80 сыграйте данный фрагмент 10-20 раз подряд без остановок и ошибок. Каждый аккорд играется под щелчок метронома. Если получилось сыграть этот фрагмент без ошибок 10-20 раз подряд, то удвойте скорость исполнения.

Для контроля качества игры на синтезаторе нужно сделать следующее:

  • подключите синтезатор к компьютеру
  • откройте аудиоредактор, в котором есть режим отображения волновой формы
  • выберите голос фортепиано и включите на синтезаторе режим «чувствительность к касанию»
  • сделайте запись упражнения и посмотрите на получившиеся волновые формы.

Сравнение высоты пиков форм, соответствующих отдельным звукам, позволяет увидеть неравномерность игры разными пальцами. На рис. 12. показаны волновые формы, соответствующие записи из упражнения 2.

Рис. 12. Волновые формы

Из рисунка видно, что в плане ритма всё более или менее хорошо, так как пики форм находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. А вот равномерность игры крайне слабая. Это следствие постоянной игры левой рукой под автоаккомпанемент, в результате чего её техника игры резко упала. Запись вашего исполнения позволит наглядно увидеть проблемы над решением которых надо поработать отдельно.

Для управления аккомпанементом левой рукой нужно выполнить следующие условия:

  • Использовать не любую, а правильную (гармоничную) последовательность аккордов
  • Правильно распределить аккорды по долям ритма
  • Начать играть последовательность аккордов точно в первую долю ритма
  • Играть последовательность аккордов циклически, без остановки

Об этом будет рассказано далее.

Александр Страшко
[email protected]
05.02.11

Как развить руки? В помощь фортепианисту. Упражнения без ничего. | Обучение

В помощь этим подвижникам, если они избрали предметом своего интереса фортепиано, и была написана данная статья (хотя она окажется весьма полезной и всем остальным музыкантам, будь то скрипачи, гитаристы или флейтисты).

Несомненно, залогом мастерства является практика: чем больше вы занимаетесь с инструментом, тем лучше ваша игра. Однако что же делать, если инструмента под рукой не оказалось (я еще ни разу не видел человека в очереди в супермаркете с синтезатором под мышкой), или же соседи через стенку каждые пять минут передают по батарейной связи обширные послания, зашифрованные азбукой Морзе — мол, потише, пожалуйста? Для этой цели (и примерно в таких условиях) вашим покорным слугой был выдуман целый ряд упражнений для пальцев, которыми он спешит поделиться.

Упражнения разделим на две группы: 1 — упражнения без ничего, 2 — упражнения со снарядом (с мячиком для большого тенниса и с шариковой ручкой). Также уделим пару слов вопросам разминки и техники безопасности, но это уже в конце. Г. И. Семирадский, «Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла», 1887 г.Г. И. Семирадский, «Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла», 1887 г.
Источник: artchive.ru

Итак, группа 1 — упражнения без ничего.

Необходимое оборудование: пальцы, иногда — стена или любая другая поверхность. В целях удобства и краткости присвоим каждому пальцу свой номер. Большому — 1, указательному — 2, среднему — 3, безымянному — 4, мизинцу — 5.

Упражнение 1 — на координацию. Стучим по большому пальцу.

Сперва коснемся большого пальца мизинцем, потом — безымянным, средним и указательным по очереди. Теперь — в обратном порядке: указательным, средним, безымянным и мизинцем. Получаем такую последовательность: 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5. Повторять любое количество раз. Постарайтесь добиться чувства уверенности в пальцах, хлесткости ударов, а также ровного ритма. Позже ваши пальцы скажут вам «Спасибо», когда вы будете разучивать мелодические произведения.

Если с правой рукой (если вы — правша), как правило, проблем не возникает, то с левой поначалу будет очень непросто. Но это временное явление — с практикой все становится на свои места (меня пальцы стали более-менее слушаться только на третий день занятий). Норман Роквелл, «Настройка фортепьяно»Норман Роквелл, «Настройка фортепьяно»
Источник: artchive.ru

Упражнение 2 — на силу и выносливость. Жмем на большой палец.

Делаем все, как указано выше, но с тем лишь отличием, что теперь мы с силой нажимаем на большой палец. Последовательность остается неизменной: 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5. Так мы разовьем силу и выносливость пальцев — сможем дольше играть и радовать наших соседей гармоническими переливами всевозможных гамм и аккордов.

Упражнение 3 — на скорость.

Делаем все, как в упражнении 1, но теперь возможны две вариации: или пытаемся максимально быстро простучать последовательность 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5, или так же быстро стучим ее без повторных простукиваний указательным пальцем и мизинцем, т. е. 5, 4, 3, 2, 3, 4, 5, 4, … и так далее. Ведь иногда приходится играть очень быстрые произведения, и как же печально, когда в руках недостает так нужной в этот момент скорости…

Упражнение 4 — на координацию. «Терции».

Теперь переходим от «мелодических» простукиваний к «гармоническим»: начинаем стучать одновременно несколькими пальцами. Вот именно здесь нам и понадобится стол (или хотя бы чья-нибудь коленка, своя тоже подойдет). Пальцы будем брать через один: 1 и 3, затем 2 и 4, затем 3 и 5 (далее 1−3, 2−4 и 3−5, соответственно). Данное упражнение может сперва показаться невыполнимым, но с практикой придут и уверенность, и скорость, и плавность. Джованни Больдини, «Женщина за фортепиано»Джованни Больдини, «Женщина за фортепиано»
Источник: artchive.ru

Отрабатываем последовательности:

  • 1−3, 2−4, 3−5, 3−5, 2−4, 1−3 и т. д.;
  • 1−3, 3−5, 1−3, 3−5 и т. д.;
  • 1−3, 2−4, 3−5, 1−3, 2−4, 3−5 и т. д.;
  • 3−5, 2−4, 1−3, 3−5, 2−4, 1−3 и т. д.

Кроме того, как вариант этого же упражнения, потренируем «расход»: сначала ударим по поверхности одним пальцем, а следом за ним — двумя соседними. Получаем последовательности:

  • 2, 1−3, 2, 1−3 и т. д.;
  • 3, 2−4, 3, 2−4 и т. д.;
  • 4, 3−5, 4, 3−5 и т. д.

Упражнение 5 — на постановку руки.

Согнем пальцы так, будто мы держим в руке мячик (все пальцы равномерно согнуты, будто обхватывают невидимый шар). Теперь, не меняя положения пальцев, ставим получившуюся фигуру на стол пальцами вниз — получается, что мы упираемся в поверхность стола ногтями. Теперь слегка надавим на руку весом своего тела, стараясь удержать пальцы дугообразными и не дать им прогнуться.

Данное упражнение рассчитано на выработку у пианистов правильной постановки руки. Такое «дугообразное» нажатие является более результативным и менее трудоемким (в отличие от нажатия, которым мы звоним в дверь или вызываем лифт), и, как результат, игра на фортепиано становится значительно легче и уверенней.

Далее нам предстоит побеседовать об упражнениях с мячом и/или ручкой, а также о разминке и технике безопасности…

Самоучитель фортепиано. Урок 1 — Рок-Академия Москворечье

Занятия музыкой – это всегда терпение и труд. Не верьте мифам о каких-то непонятных талантливых людях, которые берут и тут же с первого раза могут что-то внятное сыграть: за всю историю ни один подобный случай так и не был зафиксирован. Чтобы чего-то достичь в музыке (да и, как показывает жизнь, не только), самое главное, что нужно, – это огромное желание. А если его нет, то стоит ли вообще начинать?

Оглавление

Настройтесь на встречу с музыкой. Начнем учиться играть на пианино! Забудьте обо всем плохом, сосредоточьтесь на занятии и будьте внимательны! На первый взгляд, научиться играть на фортепиано не так уж и сложно. Верно, это не труднее, чем овладеть китайским языком. Не отчаивайтесь, если упражнения сразу не получатся, наберитесь терпения и упорства. Это нормально, и через это проходит каждый музыкант. Шаг за шагом следуя чёткому плану, вы обязательно овладеете азами игры на фортепиано. План должен предусматривать постепенное усложнение задач. И, в связи с этим, приступать к следующему шагу следует только после полного усвоения предыдущего урока

Начинать учиться играть предпочтительнее на обычном пианино, а не на синтезаторе.  Фортепиано имеет все семь октав (по сравнению с синтезатором, на котором может быть 3-4 октавы), и строение этого инструмента дает полностью прочувствовать звукоизвлечение, вибрирующие струны и нюансы работы с педалью, тогда как программа, «зашитая» в синтезаторе, вместо свободы и контроля даёт один и тот же готовый звук. Размер клавиш синтезатора может отличаться от тех, которые установлены на фортепиано. Скорее всего, они будут иметь неглубокий свободный ход и не требовать усилий при нажатии. Конечно, это не касается электронных инструментов со взвешенной клавиатурой, которая создаётся максимально приближённой к клавиатуре пианино, но такие инструменты и стоят ощутимо дороже своих аналогов с лёгкими клавишами.

Если человек учится на электронном инструменте с лёгкими клавишами, то переход на акустический инструмент (пианино или рояль) создаст определённые трудности. Однако те, кто овладел живым инструментом, без труда сыграют свой репертуар и на синтезаторе. Добиться выразительной и техничной игры можно только на инструменте с живым звуком и глубоким ходом клавиши.

Помните: в деле обучения исполнительству на фортепиано главное – постепенный переход от простого к сложному. Не надо в один урок стараться освоить много информации. Несколько теоретических положений и упражнений для пальцев следует заучить и повторять несколько дней. Затем двигаться дальше. Помимо усвоения теоретических знаний и совершенствования техники игры, начинающий пианист, как и любой музыкант, должен постепенно осваивать произведения и учиться ориентироваться в музыкальном материале. Этим тоже надо заниматься с первых уроков.

Ноты и клавиши

Если вы впервые сели за инструмент, и вас попросить нажать ноту Ля, вы этого быстро сделать не сможете!

 Да, клавиши расположены в порядке, который известен многим с детских лет. Но клавиш так много! Сначала давайте разберемся в порядке белых клавиш.

Расположение нот на клавишах

Расположение нот на клавишах фортепиано

Мы начнем с простого. Присмотритесь к белым клавишам. Они расположены среди черных в определенном порядке. Слева от пары черных клавиш всегда находится нота До, от которой идут по порядку все семь нот октавы.

Существует следующий порядок чередования нот в октаве: До-ре-Ми-фа-Соль-ля-Си-до. Сыграйте их, назовите и выучите наизусть, научитесь быстро находить любую ноту по её названию (на первое время – в пределах одной октавы). Через какое-то время найти ту же ноту Ля будет получаться за долю секунды. Но это умение придет со временем.

Итак, с белыми всё понятно. Для освоения черных клавиш немного углубимся в теорию. Пора познакомиться с понятием Интервал. Этим словом обозначают расстояние между двумя разными по высоте звуками.

Знаки альтерации

Альтерация – повышение или понижение тона звука. Знаки альтерации показывают, как изменяется звук по высоте – ниже или выше, на полутон или тон.

Полутон – это две рядом расположенные клавиши. Могут быть сочетания – белая-белая, черная-белая клавиши. Они составляют минимальный интервал (забегая вперёд, он называется «малая секунда»). На фортепиано это, например, соседние ноты До – До диез, Ми – Ми бемоль. Если черная клавиша отсутствует между белыми, то полутон будет состоять из двух белых: Си – До, Ми – Фа. На некоторых струнных инструментах этот интервал складывается из рядом находящихся ладов на общей струне.

Как располагаются полутоны на фортепиано

# — диез мы привыкли видеть на панели сотового телефона и в хештегах в интернете, а между тем, в музыкальной грамоте диез говорит об изменении высоты звука на один полутон вверх, а бемоль (b) – соответственно, вниз. Это могут быть звуки на белых и черных клавишах: Ми # = Фа, Фа b = Ми. Такие звуки называются энгармонизмами или энгармонически равными.

Такое увеличение или уменьшение звуковой высоты называется альтерацией, а знаки, обозначающие в нотах эти действия – знаками альтерации. Их пять:

знаки альтераций

Прочитайте внимательно таблицу, и запомните, как действуют на звукэти обозначения.

Знаки альтерации могут стоять в любом месте нотного текста:
при скрипичном или басовом ключе в начале строчки. Тогда они не пишутся каждый раз перед нотой, а имеются ввиду при исполнении всей пьесы или мелодии.Пишутся знаки группой сразу после ключа. «Ключевые» # и b ставятся в строгом порядке.
Порядок диезов: ФА-ДО-СОЛЬ-РЕ-ЛЯ-МИ-СИ. Эту скороговорку нужно будет запомнить.
Порядок бемолей – СИ-МИ-ЛЯ-РЕ-СОЛЬ-ДО-ФА. Это обратная скороговорка, постарайтесь её тоже выучить.
Знаки при ключе действительны для указанных нот независимо  от того, в какой октаве они находятся.

случайные знаки альтераций

Случайные знаки распространяются только на одинаковые звуки в границах определенного такта на одном нотном стане. Случайный  бекар нейтрализует повышение или понижение ключевым знаком на один такт для определенной ноты, даже если она повторяется в такте несколько раз.

Тон – это двойной Полутон. На 1 тон вверх от До располагается нота Ре, на тон от Ми находится Фа диез.

Даже такая несложная информация требует осмысления и заучивания. Эти сведения о расположении нот по высоте – основополагающие, они пригодятся нам в будущем так же, как алфавит нужен нам при изучении языка.

Учимся играть гамму До – мажор и другие

Гармоничное звучание нот – это слаженное приятное слуху чередование звуков.

Тональность – ноты, выстроенные в ладовом соотношении от определенной ноты звукоряда.

 Чтобы сыграть мажор от какой-либо ноты, звуки надо выстроить в нужном порядке  чередования тонов и полутонов. Гамма  — чередование звуков в определенном порядке. Мажор и минор отличаются порядком следования тонов и полутонов, и звучат по —   разному: мажор – весело, а минор – грустно. Но это не значит, что все веселые мелодии сочиняются в мажоре, а печальные – в миноре. Есть много примеров, не отвечающих этому правилу.

Все мажорные гаммы строятся одинаково: «2 тона – полутон – 3тона – полутон».

Можно запоминать как «тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон» Первый самый простой мажорный лад от ноты До строится и играется только по белым клавишам:

До-Ре – тон, Ре-Ми – тон, Ми-Фа – полутон, Фа-Соль – тон, Соль-Ля – тон, Ля-Си – тон и Си-До – полутон.

Обычно с До-мажора и начинается обучение музыкальной грамоте и игре на инструменте. Закончить этот звукоряд надо на ноте До, которая находится через октаву вверх. Самые простые гаммы – До-, Фа-, Соль-мажоры.

При построении Фа-мажора нам встретится знак Си-бемоль, а играя Соль-мажорную гамму, мы нажмем Фа-диез вместо Фа.

Каждый звукоряд необходимо играть правильными и удобными пальцами. Удобство, конечно, относительно, но здесь важно привыкнуть играть физиологично и единообразно.

обозначение пальцев при игре на фортепиано

Каждый палец, когда мы говорим об игре на фортепиано, обозначается своим порядковым номер. Он одинаков для правой и левой рук:

  • 1-большой,
  • 2 – указательный,
  • 3 – средний
  • 4 – безымянный,
  • 5 – мизинец.

А порядок пальцев при исполнении мелодии называется аппликатурой. В нотном тексте порядок пальцев указывается цифрой около ноты.

Аппликатура мажорных гамм для правой руки:1-2-3 -1-2-3-4-5 пальцы. После 3-его звука 1-й палец «подкладывается» под 3-й. В обратном порядке пальчики играют в зеркальной последовательности, причем после 5-го звука 3-й палец «перебрасывается» через 1-й.

Важно правой рукой начать гамму 1-м пальцем, а верхнюю ноту взять 5-м. Спускаясь вниз, надо вернуться к 1-му пальцу.

 В левой руке все наоборот. Начинает играть снизу 5-й палец, а заканчивает на верхней ноте 1-й палец: 5-4-3-2-1-3-2-1. Вниз играем в обратном порядке:1-2-3-1-2-3-4-5.

Не все мажорные гаммы играются в такой аппликатуре. Есть исключения. Но в этом подробнее разберемся на последующих уроках. Аппликатура меняется в гаммах, где встречается много черных клавиш.

 Например, если вы попробуете играть Фа – мажор правой рукой указанными пальцами – точно, запутаетесь. А виной всему Си – бемоль, который очень неудобно играть 1-м пальцем. Черные клавиши всегда берем длинными пальцами (все, кроме 1-го).

Для правой руки в этом случае будет такой порядок пальцев (играем на две октавы):

1-2-3-4-1-2-3-1-2-3-4-1-2-3-4 и обратно.

 Для левой руки аппликатура будет следующей:

5-4-3-2-1-3-2-1-4-3-2-1-3-2-1 и обратно.

Не торопитесь играть сразу в две руки, особенно гаммы с разной аппликатурой вправой и левой руке.

Для начала хорошо выучите и отточите до автоматизма исполнение мажорных гамм в две октавы отдельными руками. Быстро играть не надо. Мозг качественно усваивает информацию, если она подается медленно и размеренно. Когда будете играть мажорные гаммы, старайтесь делать это ритмично, заставляя ноты звучать с одинаковой длительностью. Это приучит вас к ритмической организации, гаммы превратятся из унылого упражнения в красивую полноценную мелодию с определенным ритмом, пусть пока и ровным. Для разнообразия можно делать акценты на нижний и верхний звуки. Важно усвоить правильный порядок следования пальцев, так как впоследствии при исполнении партий в 4 октавы обеими руками трудно будет уследить за каждым пальцем.

Следующее занятие мы посвятим ознакомлению с основами музыкальной грамоты. Это необходимо для освоения клавиатуры и исполнения мелодий по нотам.

Автоматизм достигается тогда, когда пианисту больше не требуется контролировать порядок пальцев. При импровизации или исполнении сложного произведения важно следить за мелодией, а не за аппликатурой. Но это достигается месяцами и годами регулярных занятий, такой навык невозможно приобрести за короткий срок. Правильные пальцы сегодня – это залог техничной беглой игры завтра!

Желаем вам добиться успеха в исполнительстве на фортепиано и перейти из разряда начинающих в мастера! Приглашаем на занятия в  школу фортепиано в Москве на Раушской набережной.

Записаться на занятие

Урок 4б. Играем двумя руками — координация рук

А что, если?…

В этой части урока мы разберемся со второй проблемой, которая мешает нам играть двумя руками. Это координация рук.

Суть в том, что одновременная игра двумя руками подразумевает, что ноты левой руки вы нажимаете не когда попало, а именно в тот момент, когда это нужно.



Самое главное — правильно считать

На самом деле, когда мы проходили 3 урок – Тактовый размер, мы сделали большой шаг в сторону игры двумя руками. Именно правильный счет поможет играть ноты левой рукой так, как надо.

Правильная игра достигается только практикой, поэтому этот урок в основном будет состоять из упражнений. Рекомендую скачать и распечатать лист с упражнениями, так вам будет удобнее.

За основу возьмем простенькую гамму, которую мы уже играли в уроке 4, часть 1. С правой рукой, думаю проблем нет. В правой руке восьмые ноты (помните счет? Раз-и-два-и-три-и-четыре-и, на каждый счет приходится по одной восьмушке. Не забудьте про паузы и обратите внимание, что встречаются также и четвертные ноты, и одна целая). Добавляем простенькое сопровождение левой рукой:

Вот они, четвертные ноты в басовом ключе. Попробуйте сначала сыграть только партию левой руки. Это нетрудно, но если вы хотите научиться играть двумя руками, очень важно соблюдать тактовый размер. Считаем вместе. Давайте так: те доли, на которые будет приходится нота в партии левой руки, я выделю БОЛЬШИМИ БУКВАМИ, а на которые приходится пауза – обычными маленькими. Итак: РАЗ-И-два-иТРИ-И-четыре-и|РАЗ-И-два-и-три-и-четыре-и…так несколько раз, и в конце РАЗ-И-ДВА-И-ТРИ-И-ЧЕТЫРЕ-И. Я специально не подписываю счет внизу под нотами, для того, чтобы вы сами потрудились и сравнили правильность счета, а не пробежались глазами мимо рисунка. Пожалуйста, сделайте это, посчитайте длительность нот в басовом ключе.

Это вам очень пригодится, когда вы начнете играть двумя руками.

Соединяем правую и левую руку

Итак, мы разобрали отдельно правую и левую руку, теперь остальось только соединить их вместе. Попробуйте. Напоминаю: когда вы будете считать раз-и, то правой рукой сыграете две ноты (на «раз» и на «и»), тем временем левой рукой вы нажмете только одну клавишу и будете держать ее все время, пока считаете свое раз-и.( не так уж долго, честно говоря). Потом пойдет два-и – снова две восьмых в правой руке, а в левой руке тем временем пауза – это значит, что вы уже отпустили предыдущую ноту и пока ничего левой рукой не играете. Пока не начнется три-и – опять две восьмых правой рукой и одна четвертная нота в левой. И последний счет в такте – четыре-и. Две восьмых правой рукой, а левой снова четвертная пауза. Вот мы и осилили первый такт. Во втором такте ничего сложного – одновременно играем четвертную ноту и правой и левой рукой (то есть на раз-и.), затем благополучно отпускаем и досчитываем два-и-три-и-четыре-и в полной тишине – выдерживаем паузу, которая обозначена в нотах. Дальше все по аналогии (только обратите внимание, что в последующих тактах ноты меняются). Ну а целые ноты в последнем такте, думаю, проблем не вызовут – просто держите их и не отпускайте, пока счет не закончится.

Я специально так подробно излагаю. Это для тех, кто сталкивается впервые с необходимостью одновременно играть двумя руками ноты разных длительностей. У вас получится!

Если с предыдущим упражнением вы уже разобрались, то следующее покажется вам ну просто оочень легким:

Тренируйтесь, практикуйтесь. Конечно, только этих упражнений мало для того, чтобы научиться с легкостью играть в две руки. Но хотя бы их сделать нужно. Тут главное понять принцип.

Общие рекомендации

Когда собираетесь играть какое-то произведение двумя руками, разберите сначала правую, а потом левую руку по-отдельности. Обязательно считайте, лучше вслух. Не обязательно выучивать партии наизусть, просто разберитесь с длительностями нот. И только после этого начинайте играть двумя руками вместе, продолжая считать вслух или про себя. Сначала медленно, потом в нужном темпе. Тогда все обязательно получится!

Перейти к следующему уроку ->

Совет: как добиваться независимой игры рук (Бернард)

Я тут взялся таки прочитать потихоньку все посты Бернарда как книгу. Владеющие английским языком сами могут это сделать: достаточно зарегестрироваться на pianostreet, перейти в профиль Бернарда и открыть список его постов. Там 102 страницы по 50 постов на каждой. Вполне удобно читать, начиная с последней страницы и снизу вверх по странице, чтобы соблюсти хронологию добавления постов, а следовательно развитие мысли в разных темах форума. Стиль Бернарда гораздо более живой, чем у Чанга, и менее размазанный. Такое ощущение, что человек писал книгу, настолько все логически структирировано и продумано. Говорит об остроте ума Бернарда.

При чтении попадаются некоторые короткие темы, которые мне тут же хочется осветить в блоге. Вот, например, такая (ниже) о достижении независимости рук. Чанг в своей книге тоже описывал, что сначала нужно разучивать партии рук по отдельности, а потом их соединять вместе. Признаюсь, я сам не часто прибегаю к разучиванию раздельными руками, отчасти из-за того, что мои попытки так сделать на сложных вещах показали, что попросту приходится сначала разучивать партии отдельных рук, а потом все заново, но руки вместе. Мне показалось, что ушло много лишнего времени. Имея разученными отдельные партии левой и правой рук, при попытке их наложения у меня возникало ощущение, что я квадратную фигуру пытаюсь втиснуть в круглую. И пришлось заново лепить совершенно новую фигуру, одновременно включающую в себя и левую, и правую руки. И эта фигура по ощущениям, честно говоря, не была составной частью из предыдущих.

Совет Бернарда бросает новый оттенок на процесс объединения рук:

Попробуйте вот это. Я называю этот приём «капанье нотами».Выбираем короткий пассаж. (Лучше работать с фразами, а не по тактам).Сначала убеждаемся, что по отдельности партии рук полностью освоены. Вы должны быть способны играть каждой рукой по отдельности и поддерживать разговор. Другими словами, игра раздельными руками должна быть полностью внедрена в подсознание.Выбираем руку, скажем, правую. Играем правой рукой. Потом играем снова, но на этот раз «капаем» первую ноту/аккорд левой руки. Ваша задача в том, чтобы правая рука играла вне зависимости от того, что происходит. Другими словами, «капанье» нотами в левой руке никак не должно влиять на продолжающееся движение правой руки. Повторите это столько раз, сколько необходимо, чтобы добиться отсутствие влияния капающей ноты в левой руке на движение правой руки. Для начала ошибки в левой руке разрешаются. Но совершенно под запретом совершать ошибки в правой руке.Как только вы отработали первую ноту/аккорд левой руки, добавьте капанье второй нотой в левой руке. Опять же, ваша цель в том, чтобы правая рука продолжала играть. Продолжите добавление капающих нот в левой руке, пока вы полностью не соберете пассаж.Теперь делаем противоположное: играем левой рукой и капаем ноты в правой руке. Вы пытаетесь избежать обычного подхода к соединению нот (нота ЛЯ в правой руке играется одновременно с нотой ДО-ДИЕЗ в левой руке). Вместо этого вы нацеливаетесь на координацию. Обе руки играют независимо, но скоординировано. Вы удивитесь, насколько хорошо такой приём подходит для Баха.

С наилучшими пожеланиями,

Бернард

—————————————-—————————————-———————

Кстати, обратите внимание на миди контроллер (клавитатуру), на котором исполняется музыка в ролике. Это KAWAI VPC1 — отличный вариант для тех, кто подыскивает себе адекватный инструмент для занятий, но ограничен в бюджете. Механика (самое важное для правильного развития пальцев) фактически идеальна, так как по сути является копией с акустического инструмента, и вся стоимость ушла на неё, а звук как-нибудь возьмете со своего компьютера.

Урок 4а. Как научиться играть двумя руками

Вот мы и подошли к самому интересному и интригующему моменту – как научится играть двумя руками.

Есть две основных проблемы, из-за которых игра двумя руками становится сложной:

Первая. Назовем ее Руки-крюки
И вторая. Координация рук.

Чтобы научиться играть в две руки, нужно решить обе эти проблемы. Чем мы сейчас и займемся. Итак, первое – руки крюки. Что я имею в виду? Дело в том, что на начальном этапе руки и пальцы могут вообще вас не слушаться.



Попробуйте сыграть вот это (предлагаю скачать лист с упражнениями, для удобства. И пока не обращать внимания на партию левой руки, она нам пригодится только в следующем уроке). Или, если можете, играйте прямо с экрана компьютера:

А теперь посмотрите как бы со стороны, как вы играли. Может быть, вы пошли легким путем и сыграли все ноты одним пальцем? Или двумя?

Соблюдайте аппликатуру!

Если да, то попробуйте снова, на этот раз играйте До большим пальцем, далее всеми пальцами по порядку до мизинца, которым вы сыграете ноту Соль. Играйте ноты именно этими пальцами. Получается?

Кстати, если вы скачали учебник для первого класса ДМШ (а я надеюсь, вы скачали), то вы можете заметить, что на некоторых песенках рядом с нотами проставлены цифры. Эти цифры называются аппликатурой и обозначают, каким пальцем какую ноту нужно играть.

Скорее всего на этом этапе трудностей у вас не возникнет. Пальцы правой руки (если вы правша, конечно) разработаны обычно хорошо. Это неудивительно, ведь в основном всю мелкую работу, да и не мелкую тоже, мы делаем правой рукой. Так что для нашего мозга нет в этом ничего нового.

Теперь попробуйте сыграть все то же самое, но левой рукой. (Начнете, естественно, с мизинца). Вот здесь могут возникнуть сложности. Левая рука разработана меньше, мелкая работа для нее непривычна. Вот здесь и появляются руки-крюки. Если человек не может играть просто одной левой рукой, то играть обеими руками одновременно, конечно, и вовсе невозможно. Выход здесь один – разрабатывайте левую руку. Играйте ею побольше. Вообще для развития техники разрабатываются специальные гаммы. Если хотите, пользуйтесь ими. Но для простоты можно хотя бы просто перебирать пальцами все клавиши вашего фортепиано или синтезатора подряд. Так вы тоже разовьете пальцы. Делайте это и правой, и левой рукой, соблюдая ритм и постепенно наращивая темп. Добейтесь того, чтобы ваши пальцы стали вас слушаться.

Рано или поздно это случится. Скорее всего даже, что на это не уйдет много времени. Тогда будьте уверены – игра двумя руками не за горами.

Правильное прикосновение

Еще один небольшой нюанс, раз уж мы заговорили про руки-крюки. Играя на фортепиано, рояле или синтезаторе касаться клавиш нужно подушечками пальцев. Это особенно касается прекрасных женщин, у которых часто бывают длинные ногти. Увы, с ногтями придется попрощаться. Опора всей руки должна приходиться именно на самые кончики пальцев. Как раз то место, где выступает отрастающий ноготок. Так что при наличии ногтей придется играть ими, а не пальцами, что, разумеется, весьма неудобно. Пальцы при игре должны принимать округлую форму а не быть почти прямыми или уж тем более фаланги не должны сгибаться под прямым углом (именно это получится, если все-таки пытаться играть с длинными ногтями). Это важно, потому что при неправильном положении рук вы будете быстрее уставать, соответственно, игра превратится в безрадостную необходимость. Кстати, на нашем сайте есть прекрасная статья о том, что делать, если фортепиано не приносит удовольствия.

Пока упражняйтесь, а в следующем он-лайн-уроке мы рассмотрим вторую проблему, из-за которой игра двумя руками становится трудной.

Если вы хорошо учились, то после этого урока вам уже будет по силам небольшое, но красивое произведение — «Тамбурин» Рамо (для фортепиано, облегченная версия). Скачивайте ноты и играйте на здоровье!

Перейти к следующему уроку ->

Как научиться играть на пианино быстро самостоятельно дома

То, как научиться играть на пианино, можно понять, не только начав постигать азы музицирования в специально предназначенных для этого школах, но и попробовав освоить инструмент лично.

Как научиться играть на пианино самостоятельно

Как научиться играть на пианиноСуществует мнение, что понять, как научиться играть на пианино самостоятельно невозможно. И, отчасти, оно справедливо. Здесь дело состоит не только том, что на изучение инструмента и техники исполнения уйдет не менее 10 лет, а в том, чтобы ученик не потратил это время впустую. Ибо при всем своем желании и современных технологиях человек не способен услышать свою игру со стороны. И в нужный момент поданный совет педагога или мастера способен сэкономить месяцы бесплодных занятий даже очень талантливого ученика.

Конечно, во-первых, нужно слушать. Слушать и анализировать, хотя анализ в музыке – вещь достаточно неблагодарная. Если Вы не собираетесь играть исключительно никем не исполненные раритеты, то, скорее всего, youtube.com откликнется на набранное название пьесы и предложит Вам прослушать ее в исполнении уже известных мастеров. Конечно, бесполезно копировать Святослава Рихтера или Гленна Гульда, но знать их начинающий маэстро просто обязан.

А во-вторых (и далее до в-сотых), играть. Играть много и часто, играть в разном настроении и даже когда совсем не хочется играть. Ни в коем случае не ограничивая себя избранной программой или этюдами Карла Черни вкупе с упражнениями Ганона. Играйте только то, что Вам нравится. Кроме памяти мозга существует еще память пальцев, которая через много лет позволит Вам почти моментально вспомнить полюбившуюся пьесу.

Технические вопросы уровня «постановки руки», «какими пальцами играть на пианино», «как сидеть за инструментом» тоже очень важны, но они отступят на второй или даже на пятый план, если Вам удастся почувствовать произведение. Вопросы тональных тяготений, взаимодействия тем, композиционного развития и даже правильного темпа мозг решит самостоятельно, и на подсознательном уровне (особенно если Вы исполняете произведение талантливого композитора).

Как научиться играть двумя руками на пианино

Если вы хотите стать настоящим профессионалом, задача как научиться играть двумя руками на пианино, остается актуальной.

Во-первых

Первое — нужно уяснить, что исполнение на фортепиано сродни работе дирижера: в большинстве произведений для партий левой руки оставляется аккомпанирующая функция, а правая рука отвечает за сольные партии и мелодические линии. И хотя, как правило, их работа взаимосвязана, нагрузка и ответственность всё-таки разные.

Во-вторых

Работа рук должна быть полностью независима. Если Вы не собираетесь посвятить свою жизнь исполнению до-барочных произведений или песенок для детских утренников в размере 2/4, то необходимо хотя бы иногда поупражняться с полиритмическими пьесами. Например, левая рука исполняет аккомпанемент строгими восьмыми нотами, а правая плетет узор восьмыми триолями. Это самое простое, можно усложнить.

В-третьих

В современной танцевальной музыке, рок и джаз-партитурах левой руке предписывается хоть и ограниченная, но весьма важная роль. Хотя жанровый список далеко не полный, так как цифровой бас И.С.Баха имеет то же функциональное назначение. Это ритмическая целостность, неразрывность всего музыкального пласта. И пока партия левой руки будет исполняться неровно, не очень ритмично, произведение будет разваливаться на множество отдельных кусков. В качестве упражнения здесь уместно порекомендовать проигрывать пьесу поочередно левой и правой руками (иногда помогая метрономом), не боясь определенной механистичности исполнения леворучной партии.

В-четвертых

Фортепиано, как достойный потомок клавесина, всё же остается аккомпанирующим инструментом, оформлением для солиста. Для упрощенного понимания того, как играть левой рукой на пианино имеет смысл помузицировать совместно с сольным исполнителем. Лучший вариант для этого – ансамбль из нескольких музыкантов, где хорошо слышен каждый голос, или камерный оркестр. Если Вы склонны к импровизационной музыке, подойдет джаз-трио. В любом случае только левая рука пианиста даст солисту сигналы к изменению темпа, динамическим отклонениям, вступлениям или окончаниям.

Что в итоге

Суммируя вышесказанное, что нужно для того, чтобы выучить фортепиано:

  • разобраться в роли рук во время исполнения;
  • добиться независимой работы обеих рук;
  • играть много упражнений;
  • пробовать играть с другими исполнителями.

Разумеется, на определенном этапе Вашего музыкального развития Вам потребуется изучить и нотную запись, сольфеджио и основы гармонии. Это, подчеркнем, на современном этапе, весьма необязательный пункт в музыкальном развитии, Льюис Армстронг нот не знал, а уж как играть двумя руками на пианино тем более.

Как научиться играть на пианино дома? В современном оцифрованном мире существует очень много способов для этого. Фирмы Yamaha и Casio выпускают цифровые клавиатуры с динамической подсветкой клавиш, которые должны звучать в данный момент, есть инструменты с имитацией нажатия клавиши, почти все цифровые инструменты позволяют выбрать тембр рояля и акустику помещения. Сотни способов как быстро научиться играть на пианино. Но так ли важно сделать это именно быстро? Витиеватые многоголосные вирши средневековья сменились двух-аккордовым рэпом с вокальной партией, которая уже даже называется читкой и ничего общего с вокалом не имеет.

Но почему мы ходим на концерты, где стоит мастеровой рояль прошлого столетия, а перед ним сидит седовласый пианист? Чтобы почувствовать гармонию музыки иногда требуется очень много времени, а чтобы передать её слушателю, наверное, жизнь. И если Вам повезет найти эту гармонию, Вы будете тем самым человеком, который сможет поведать миру «как самому научиться играть на пианино».

5 упражнений на фортепиано, которые нацелены на вашу левую руку

Using Your Left Hand While Playing The Piano Когда вы играете на пианино, чувствуете ли вы, что ваша левая рука просто не может поспевать за правой? Здесь учитель из Корона, Калифорния Милтон Дж. Делится несколькими упражнениями на фортепиано, которые можно добавить к вашей практике, чтобы нацелить эту общую борьбу…

Ужасная левая рука. Рука с собственным умом, рука, которая отстает от правой, и рука, которая не кажется такой уж умной. Хотя все эти предположения являются общими, они происходят из-за недостаточного внимания к развитию сопровождающей левой руки в сочетании с мелодичной правой рукой.Вот пять упражнений на фортепиано, которые помогут сделать вашу левую руку сильнее, быстрее и подготовить к движениям правой!

Я могу играть с одной рукой, связанной за спиной

С этим упражнением вы научитесь играть мелодию, которую вы обычно играете на правой руке. Задача, которая может показаться легкой, не так проста, если вы не привыкли так использовать левую руку, поэтому это будет хорошим испытанием для вашей менее доминирующей левой руки.

A Slow Burn

Теперь вам следует притормозить, чтобы убедиться, что вы ведете себя аккуратно и позволяете мышцам руки запоминать движения и расстановки для ваших фортепианных упражнений и песен.Когда вы повторяете одни и те же движения, задействуется мышечная память, и вы в конечном итоге сможете ускорить работу в заданном темпе. Однако не торопитесь!

Эффект Ханона

Знаете ли вы, что даже многие опытные профессиональные пианисты не овладели полностью всеми 60 упражнениями Ханона? Однако я знаю ваш следующий вопрос после этого ответа: «Что такое упражнения Ханона?» Это упражнения на фортепиано, созданные пианистом и учителем Шарлем-Луи Ханоном более 100 лет назад, и они не менее полезны сегодня.Эти упражнения работают на развитие скорости пальцев и рук, ловкости, координации, ловкости и силы.

Играть. Комплимент. Повторение.

Это упражнение в основном является простым продолжением упражнений, над которыми вы уже работаете. Разница здесь в том, что после правильного выполнения упражнения вы даете себе мгновенную паузу, убираете пальцы с клавиатуры и хвалите себя повторяющейся фразой или жестом (например, скажите «Отличная работа, Милтон!» Или похлопайте себя по спине).

Повторяя это несколько раз, вы можете начать понимать, что ваша правая рука может сразу же переходить к вашим аккордам и мелодиям, не задумываясь. По сути, вы помогаете ускорить мышечную память в руках и руках. Продолжайте это упражнение по кругу квинт и продолжайте, пока не овладеете всеми 12 тональностями.

Дайте ему отдохнуть, дайте ему отдохнуть, дайте ему отдохнуть

После того, как вы хорошо потренировали левую руку, выполнив все эти упражнения, ДАВАЙТЕ ей ОТДЫХАТЬ.В большей степени, чем мы часто думаем, рост также происходит, когда мы вдали от фортепиано. Это тот период между тренировками, когда мышцы растут и нарастают, поэтому вы можете закончить тренировку уставшими и не обязательно удовлетворенными тем, что вы освоили то, чему собирались овладеть. Однако не позволяйте себе унывать: в следующий раз, когда вы сядете за пианино, вы заметите, что делать то, с чем вы когда-то боролись, намного легче. По сути, это «горб», который нужно преодолеть, поскольку многие студенты склонны сдаваться именно в этот момент, что приводит к тому, что бросают курить слишком рано из-за кажущегося разочарования.

Не позволяйте этому негативу проявиться. Дайте своим мышцам отдохнуть, позвольте знаниям закрепиться, и возвращайтесь с решимостью, что вы собираетесь достичь всех своих целей игры на фортепиано!

MiltonJ Милтон Дж. Преподает гитару, фортепиано, пение, запись музыки, теорию музыки, оперный голос, написание песен, разговорный голос и уроки актерского мастерства в Короне, Калифорния. Он специализируется на классике, R&B, соул, поп, рок, джаз и опера. Узнайте больше о Милтоне здесь!

Free TakeLessons Resource

Фото guruscotty

Free TakeLessons Resource.

4 суперэффективных упражнения на фортепиано для левой руки

left hand piano exercises

Испытываете трудности с техникой игры на фортепиано для левой руки? Не волнуйтесь — это обычная задача для новичков. Следите за видео в этом посте, пока учитель Лиз Т. делится несколькими полезными упражнениями…

Одна из самых сложных частей игры на фортепиано — это координация ваших двух рук. Часто ваша левая и правая рука будут играть разные ноты и ритмы, и это может сильно расстраивать новичков!

Вы также можете обнаружить, что ваша одна рука сильнее другой, что еще больше усложняет игру, когда вам нужно разыграть сложные или быстрые паттерны с вашей недоминантной рукой.

К счастью, со временем (и, конечно, с практикой) это станет легче. Уловка состоит в том, чтобы изолировать каждую руку и потратить дополнительное время и потренироваться с той рукой, которая у вас самая слабая. Для многих это техника игры на левой руке.

Так как левая рука обычно выделяет басовую линию и продвигает песню вперед, важно не пренебрегать этим! Если у вас возникнут проблемы, я покажу вам несколько упражнений, которые помогут. Следите за видео, и давайте укрепим эту левую руку!

4 упражнения на фортепиано для левой руки

1) Простой блюзовый паттерн

Этот паттерн часто слышен в блюзовых прогрессиях, и он отлично подходит для отработки арпеджио и гамм левой рукой.В этом упражнении начните с тональности C и сыграйте 1-3-5-6-b7 (C, E, G, A, Bflat). Как только вы это поймете, попробуйте разные тональности и проложите себе путь к блюзовой прогрессии. Например, попробуйте аккорды I-IV-V-IV-I (C-F-G-F-C). Освоив это упражнение, вы будете чувствовать себя намного увереннее, импровизируя!

2) Простые блюзовые аккорды

Используйте ту же структуру I-IV-V-IV-I из первого упражнения, но на этот раз вы будете играть трезвучиями. Давайте посмотрим на тональность C: сначала начните с корневой позиции, затем 1-4-6, затем последнюю 1-5-бемоль 7.Это обычная последовательность аккордов, которая встречается в блюзе, джазе, музыкальном театре и кантри. Это отлично подходит для тренировки аккордов и укрепления мизинцев!

3) Легкий классический узор

Этот яркий, поднимающий настроение узор — отличная разминка для левой руки, а также отличный способ укрепить мизинец. В классической музыке вы часто встретите этот стиль и аккомпанемент для левой руки. Начнем с тональности C: начните мизинец с C, затем сыграйте аккорд EG (1, 5), затем переходите к нижнему G с помощью мизинца.Вы можете использовать ту же аппликатуру, что и другие клавиши.

4) Паттерн Easy Blues

Теперь используйте паттерн 1-3-5-6-5 левой рукой с небольшим ощущением свинга! Это обычный паттерн, который вы можете услышать в блюзе, джазе и даже в каком-нибудь раннем роке (без бемольской 7). Как и в случае с другими упражнениями для левой руки, попробуйте выполнить это упражнение со всеми удобными для вас клавишами.

Я рекомендую включить эти четыре упражнения в свою повседневную практику.Если вы будете уделять время каждый день и понемногу, вы начнете замечать значительные улучшения в игре на фортепиано левой рукой!

И, конечно, если вы хотите выучить еще больше упражнений на фортепиано и действительно улучшить свои навыки, работа с частным преподавателем фортепиано является ключевым моментом. Я могу записаться на уроки игры на фортепиано в Интернете, или вы можете найти местного учителя с TakeLessons!

LizT Сообщение Автор: Лиз Т.
Лиз Т. преподает фортепиано, пение и другие музыкальные предметы в Интернете. Она окончила Музыкальный колледж Беркли со степенью B.М. в вокальном исполнении и в настоящее время преподает / преподает все стили музыки, включая Музыкальный театр, Классику, Джаз, Рок, Поп, R&B и Кантри. Узнайте больше о Лиз здесь!

Free TakeLessons Resource

Free TakeLessons Resource.

Карл Черни: Упражнения и этюды для фортепиано

Опус Название Описание Скачать
139 100 Прогрессивные исследования Сборник коротких этюдов, упорядоченных по степени сложности. Используется более широкий набор клавиш, чем в большинстве сборников этюдов Черни, что делает их идеальными для практики чтения с листа. Скачать
261 125 Упражнения в игровых пассажах Короткие упражнения, охватывающие широкий спектр техник, включая гаммы, орнаменты, трети и т. Д. Скачать
299 Школа скорости 40 упражнений на развитие скорости игры гамм, арпеджио и других техник. Скачать
335 Школа легато и стаккато 50 упражнений для отработки легато и стаккато в различных музыкальных контекстах. Скачать
337 40 ежедневных исследований Сборник кратких этюдов, охватывающих многие аспекты фортепианной техники. Скачать
365 Школа виртуозов 60 этюдов для освоения более совершенной техники. Скачать
399 Школа левой руки 10 этюдов, посвященных развитию левой руки.Это более длинные работы, каждый этюд занимает как минимум несколько страниц. Обратите внимание, что они написаны для обеих рук, но левая рука обрабатывает большинство сложных пассажей. Этюды охватывают арпеджио, широкие пропуски, октавы и другие техники. Скачать
453 110 Прогрессивных упражнений Эти занятия начинаются с самого базового уровня и постепенно повышают сложность до продвинутого уровня. Они охватывают широкий спектр технических проблем.Большинство из них имеют длину около страницы. Скачать
481 50 упражнений для начинающих Сборник основных исследований для игроков от уровня до среднего. Большинство этюдов короче страницы. Скачать
553 6 упражнений в октавах Этюды для отработки различных октав, включая легато, ломаные октавы и т. Д. Скачать
599 Практические упражнения для начинающих Сборник из 100 коротких этюдов, начинающихся с очень простых занятий и постепенно переходящих в сложность. Скачать
636 Предварительная школа ловкости пальцев 24 урока по развитию техники игры на арпеджио, терциях, гаммальных пассажах и т. Д. Скачать
718 24 этюда для левой руки Этюд для развития техники левой руки для гамм, прыжков, арпеджио, трелей и многого другого. Хотя в комплект входит правая часть, она обычно является базовой, поскольку упор делается на левую руку. Скачать
740 Искусство ловкости пальцев 50 этюдов для развития ловкости в игре гамм, арпеджио, повторяющихся нот, терций и др. Скачать
748 25 упражнений для маленьких рук Упражнения без больших растяжек.Они подходят для детей или взрослых с маленькими руками. Скачать
756 25 Grand Etudes de Salon Этюды, охватывающие арпеджио, двойные ноты, прыжки и другие техники. Многие из них кажутся более музыкальными, чем большинство этюдов Черни. Скачать
802 Практические упражнения для пальцев Эта работа разделена на шесть разделов, каждый из которых охватывает разные категории техники.Техники включают упражнения для пяти пальцев, независимость пальцев, двойные ноты, аккорды и многое другое. Скачать
821 160 Восьмимерные исследования Большой сборник очень коротких этюдов, охватывающих многие области фортепианной техники. Сложность начинается на среднем уровне. Скачать
849 Исследования механизмов 30 этюдов.Есть этюды на повторяющиеся ноты, отрывки гаммы и т. Д. Скачать
н / д 100 Прогрессивный отдых Первые 26 этюдов из коллекции. Каждое исследование немного сложнее предыдущего. Скачать
.

5 упражнений для расслабления рук за фортепиано

7713388466_eb22fd9716_k Овладение правильным положением рук при игре на фортепиано — один из наиболее важных шагов к успеху в игре на клавишах. Здесь учительница Сент-Огастин, Флорида, Хизер Л. делится несколькими упражнениями, чтобы держать руки расслабленными и подвижными…

По опыту я знаю, что игра на пианино может быть настоящей болью в руках. Я боролся с болью в руке и предплечье, вызванной несколькими факторами, включая фортепиано, около 10 лет.В каждой руке по 35 мышц, не говоря уже обо всех мышцах предплечья, соединенных между собой. Плохая техника, невозможность растянуться перед игрой и простые нервы могут вызвать сильное напряжение и дискомфорт в этих 35 мышцах и, в свою очередь, массу разочарований.

«Унция профилактики стоит фунта лечения». Это было правдой, когда это сказал Бенджамин Франклин, и это по-прежнему верно сегодня. Обязательство разрабатывать руки перед игрой на фортепиано каждый раз означает более длительные, непрерывные и легкие занятия и уроки, а также может предотвратить серьезные заболевания и лечение.Вот список из пяти упражнений для расслабления рук за фортепиано.

1. Сгибание запястья

Вытяните правую руку перед собой. Положите левую руку под пальцы правой и осторожно отведите их. Глубоко вдохните и задержитесь на пять секунд. Отпустите, затем подтолкните те же пальцы вниз и к себе. Снова глубоко вдохните и задержитесь на пять секунд. Точно так же повторите это упражнение с левой рукой.

2. Сожмите кулак

Сожмите руку в кулак, обхватив большим пальцем остальные пальцы.Сжимайте, пока не почувствуете стянутость, а не боль. Задержитесь на пять секунд, глубоко дыша. Освободите кулак, вытягивая пальцы наружу, врозь друг от друга. Удерживайте растяжку пять секунд, глубоко дыша. Точно так же повторите это упражнение другой рукой.

3. Поднимите палец

Положите руку ладонью вниз на стол или другую ровную поверхность. Осторожно поднимайте каждый палец по одному в течение пяти секунд, прежде чем снова опускать их. Затем поднимите все пальцы одновременно на пять секунд, удерживая ладонь плоской в ​​течение пяти секунд, прежде чем отпустить.Точно так же повторите это упражнение другой рукой.

4. Вращение запястий

Положите предплечья на подлокотники кресла так, чтобы запястья опирались на концы подлокотников кресла, а пальцы оставались свободными. Согните запястья назад, поднимая руки вверх к себе, а затем снова опустите руки вниз. Повторите подъем и опускание 5-10 раз. Затем попробуйте несколько поворотов. Держите локти на месте и поверните предплечья так, чтобы ладони смотрели вверх. Задержитесь на пять секунд, а затем снова поверните, перевернув ладони.

5. От большого пальца к Palm Touch

Коснитесь кончиком большого пальца основания указательного пальца и удерживайте в течение пяти секунд. Отпустите и вытяните все пальцы наружу. Затем коснитесь кончиком большого пальца основания мизинца и удерживайте в течение пяти секунд. Полностью отпустите и осторожно растяните все пальцы.

При выполнении этих упражнений соблюдайте следующие правила: дышите ровно, останавливайтесь, когда появляется боль, и будьте осторожны. В противном случае вы рискуете поранить руку, а это означает, что боль будет еще сильнее, чем вы пытались предотвратить в первую очередь.Помните, ваши цели — большая гибкость, предотвращение травм и создание прочной основы для построения вашей техники. В конечном счете и в долгосрочной перспективе я считаю, что ежедневная практика с использованием проверенного метода, такого как упражнения Ханона, — лучший способ достичь этих целей. Эти пять упражнений для расслабления рук перед началом игры на фортепиано — отличное начало и дополнительный бонус.

HeatherL Хизер Л. преподает пение, фортепиано, актерское мастерство и многое другое в Санкт-Петербурге.Августина, Флорида, а также через онлайн-уроки. Она закончила престижный Вестминстерский хоровой колледж в Принстоне, штат Нью-Джерси, и выступала с Нью-Йоркской и Королевской филармонией, Симфоническими оркестрами Нью-Джерси и Вирджинии, Американским хором мальчиков и всемирно известной оперной звездой Андреа Бочелли. Узнайте больше о Хизер здесь!

Free TakeLessons Resource

Фото doyle.j.smith

Free TakeLessons Resource.