Разное

Основа методики макаренко: Система макаренко: 5 принципов воспитания сильной личности

Содержание

Принципы воспитания Макаренко

Характеристика педагогической системы А. С. Макаренко

Замечание 1

Антон Семенович Макаренко (1888-1939 гг.) – советский писатель и педагог, крупнейший теоретик педагогического образования.

А.С. Макаренко является автором стройной педагогической системы. Методологической основой, разработанной системы, является педагогическая логика, определяющая педагогику как практически целесообразную науку. Исходя из данного определения, возникает необходимость выявления закономерности соответствия поставленной цели, подобранных средств и полученных результатов воспитания.

Творчество А.С. Макаренко противоречило сталинской педагогике, основной целью которой было воспитание человека-винтика в большой социальной машине. В то время как педагогика А.С. Макаренко, напротив, отражала идеи воспитания самостоятельного и полноценного члена общества, имеющего свое мнение и свою точку зрения.

Теоретические идеи А.С. Макаренко приобрели популярность и признание во всем мире. На сегодняшний день они также являются востребованными и актуальными.

Готовые работы на аналогичную тему

Цели и задачи системы воспитания А.С. Макаренко заключаются в том, что основной акцент необходимо делать на традиции, нормы, ценности и обычаи того коллектива, в котором растет и развивается ребенок.

Большое внимание А.С. Макаренко уделял методике организации воспитательного процесса. Им была разработана и подробно описана методика параллельного воздействия коллектива на личность ребенка и ребенка на общее развитие коллектива.

Основной целью коллектива, согласно А.С. Макаренко, является совокупность целей всех входящих в него членов.

Задача образовательной организации состоит в воспитании коллективиста.

Замечание 2

Одним из основных факторов воспитания, в педагогической системе Макаренко, является труд. Именно трудовая деятельность максимально направлена на развитие и умение организовывать и планировать свою работу, бережно относится к орудиям производства и продуктам труда.

Основы педагогики А. С. Макаренко

Основу педагогики А.С. Макаренко составляют следующие компоненты:

Воспитание детей в коллективе. Под коллективом понимается контактная группа детей, объединенная общей целью, деятельностью, органами управления и имеющая связь с окружающим обществом.

Помимо детского коллектива большое значение имеет и педагогический коллектив, под которым А.С. Макаренко понимал объединение детей и взрослых. В качестве органов управления выступают не только взрослые, но и сами дети.

Дисциплина и режим. А.С. Макаренко иначе понимал «дисциплину», в его педагогике она являлась не методом и не средством воспитания, а результатом. Логика дисциплины состоит в требовательности коллектива, к каждому его члену. Если личность сознательно вступила в коллектив, то она должна принять то, что его интересы ставятся выше личных.

Замечание 3

Режим – это одно из основных средств воспитания, имеющее ряд обязательных свойств.

Свойства и требования к режиму, согласно педагогике А.С. Макаренко:

  • обязательность для каждого члена коллектива;
  • целесообразность;
  • точность.

Трудовое воспитание. Основой всей системы воспитания А.С. Макаренко является труд. Обязательно участие каждого воспитанника в производственном труде. Воспитание без участия в труде – не возможно. С этой целью при коммунах, организованных Макаренко, был открыт Индустриальный Техникум, в котором дети трудились по 4 часа в день. Основной принцип организации коммуны – самоокупаемость.

Проблема семейного воспитания. Большое внимание А.С. Макаренко уделял проблемам воспитания в семье. Им было написано и прочитано много лекций о родительском авторитете, дисциплине, трудовом и половом воспитании и т.д.

Принципы воспитания по А. С. Макаренко

Система воспитания А.С. Макаренко опиралась на ряд принципов, которые также были выделены и описаны самим Макаренко:

  1. Принцип социалистического гуманизма. Данный принцип предусматривает уважительное и гуманное отношение к личности каждого воспитанника. Макаренко считал, что каждый ребенок – это свободная личность, которая имеет равные права и свободы с остальными членами общества и коллектива. Именно поэтому очень важно считаться с мнение и взглядами воспитанников.
  2. Принцип оптимизма. Согласно данному принципу педагог должен уметь находить в каждом воспитаннике положительные черты и проектировать весь процесс воспитания с опорой на них.
  3. Принцип практического опыта. Педагогическая теория должна строиться на основании обобщенного практического опыта, только в этом случае процесс воспитания будет эффективным. В том случае, если нет опоры на практику, то вся педагогическая теория – это просто слова.
  4. Принцип воспитания в труде. А.С. Макаренко выступал категорически против непроизводственного расходования мускульного труда учащихся, без ее взаимосвязи с процессом воспитания. Труд и воспитание находятся связаны друг с другом. Наибольшая эффективность воспитательного воздействия отмечается именно в трудовой деятельности ребенка. Это связано с тем, что труд способствует развитию важнейших качеств личности ребенка: взаимопомощь, товарищество, коллективизм, целеустремленность, выносливость и т.д.
  5. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. По мнению А.С. Макаренко невозможно воспитать полноценную личность вне коллектива. Это объясняется тем, что коллектив – это не случайное скопление людей, а их целенаправленное объединение. В коллективе ребенок имеет возможность приобрести такие качества личности, которые в последующем будут способствовать его полноценному вхождению и существованию в социуме.

Особое внимание в своей педагогической практике и попытках ее теоретического обобщения А.С. Макаренко уделял роли воспитателя в педагогическом процессе, считая, что, лишенный своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, воспитатель ничего, кроме вреда, не принесёт воспитаннику. Он считал, что наказание, ущемляющее честь и достоинство личности, действительно портит человека. Но наказание, направленное на защиту ценностей и норм коллектива, способствующее защищенности личности от насилия, справедливо и необходимо.

Чем известен Макаренко? Методы воспитания педагога

Воспитание ребенка – процесс любопытный и непростой, а результат зачастую непредсказуемый. Редкий случай, когда в семье, школе и обществе при отсутствии цели удается вырастить психологически здоровую и сильную личность, часто этого не выходит. Макаренко методы воспитания изобретал на практике, поэтому ему доверяют миллионы поклонников и почитателей. Мы сегодня разберем несколько подходов легендарного воспитателя к самому процессу и выделим яркие методики Антона Семеновича при работе с детьми.

Вклад Макаренко в педагогику

Прошло без малого сто лет с тех пор, как Антона Семеновича поставили директором колонии для несовершеннолетних преступников. Интернат этот превратился в завод, благодаря грамотному педагогическому подходу Макаренко. Все успехи воспитатель отразил в своих лекциях, трудах и книгах. Он упорядочил знания и позволил педагогической сфере совершить небывалый рывок на уровень выше. До сих пор методиками Антона Семеновича пользуются педагогические институты, которые обучают молодых специалистов сфер образования и воспитания, не только в России, но и за рубежом.

педагог антон макаренко

Самые известные методики Макаренко

Антон Семенович в своих трудах о воспитании ребенка делает акцент на важности роли полноценной семьи, а также поведении родителей. Даже в утробе матери начинается формирование личности. Если младенец почувствует, что он нежеланный или услышит резкие крики и ругань, то уже, будучи взрослым, он станет раздражительным, пугливым и закрытым.

В своих трудах Макаренко выделяет основные принципы воспитания детей. Первым делом влияние оказывает коллектив. Задача воспитателя поставить единую цель коллективу и раздать роли, при этом выровнять отношения внутри системы. Среди ее участников могут быть члены семьи, класс в обычной школе и педагоги, группа детей с воспитателями. Второй составляющей идет самоуправление, без умения организовывать внутри системы порядок самостоятельно, порядка и оперативного достижения целей не ожидается.

методика воспитания по антону макаренко

Также работает методика дисциплины, она соседствует с методом «кнута и пряника». В этом случае за прогулы и ошибки участник системы лишается части наград, а в случае усердия и прилежности получает аванс или рядовую похвалу. Теплые слова могут использоваться при реализации трудового воспитания, когда цель не подходит для оплаты материальными благами или ребенку мало лет.

Методика «взрыва»

Мастерство педагога должно быть абсолютным при использовании следующей любопытной методики от мастера и учителя Антона Семеновича Макаренко. Воспитание не всегда бывает систематизированным и закрытым в рамки, нередко приходится воздействовать на психологию детей неожиданными ходами. Сама техника «взрыва» подразумевает снос шаблона за счет нестандартного решения от педагога или воспитателя.

метод воспитания взры по антону макаренко

К примеру, в ожидании уже логичного наказания, ребенок неожиданно получает поддержку и похвалу от учителя, но с намеком, чтобы так больше не повторялось. Важен в методике не столько краткосрочный результат, сколько впечатление, которое закладывает в ребенке фундамент дальнейшего восприятия подобных ситуаций и подталкивает его поступить единственно верным способом.

Организация процесса выглядит слишком просто, поэтому нам даже во взрослой жизни становится скучно и неинтересно заниматься рядовыми трудовыми делами. Попробуйте внести в монотонные дела искру новых эмоций и впечатлений за счет позитивного настроя, похвалы коллегам, улыбки подчиненным или поддержки начальству. Вам станет интереснее работать, станет выше производительность труда, так и с воспитанием детей. Когда им надоедает привычный алгоритм воспитательного процесса – удивите их и заставьте развиваться и обучаться жизни на качественно новом уровне восприятия.

[Всего: 2   Средний:  5/5]
Методическая разработка на тему: Методы воспитания А. С. Макаренко

Слайд 1

Методы А.С. Макаренко Обенгер Антонины КПН-21

Слайд 2

Антон Семенович Макаренко Антон Семенович Макаренко (1888—1939) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения. Его имя широко известно в разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А. М. Горького, мировое значение, изучается повсюду. За 16 лет своей деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А. С. Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны. Многочисленные труды А. С. Макаренко, особенно “Педагогическая поэма и “Флаги на башнях”, переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.

Слайд 3

Значение игры в воспитании А. С. Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого “деятельность, работа, служба”. А. С. Макаренко считал, что в игре дети должны проявлять активность, испытывать радость творчества, эстетические переживания, чувствовать ответственность, относиться серьезно к правилам игры. Родители и воспитатели должны интересоваться игрой детей. Не следует заставлять детей повторять только то, что делают с игрушкой взрослые, а также “забрасывать” их самыми различными игрушками. Говоря о руководстве детскими играми, А. С. Макаренко указывал, что сначала родителям важно комбинировать индивидуальную игру ребенка с коллективными играми. Затем, когда дети становятся старше и играют более широкой компанией, игра проводится организованно при участии квалифицированных педагогов. Далее она должна принимать более строгие формы коллективной игры, в которой должен быть момент коллективного интереса и соблюдаться коллективная дисциплина.

Слайд 4

Существует пять методов воспитания : 1) Коллектив ; Основа методики Макаренко – воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями и это взаимодействие Ощущение того, что ребенок является частью коллектива, учит его взаимодействию с другими детьми. Коллектив помогает ему почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли , служит комфортной средой для развития личности. Развитие взаимоотношений детей, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений стоят в центре системы Макаренко. При этом коллектив должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок осознавать свой вклад в этот общий процесс. Такое воспитание, ориентированное на природные задатки, подготавливает ребенка к жизни в реальном мире, где он больше не будет исключительным и единственным, и ему понадобится завоевать свой статус. В итоге, ребенок морально готовится принимать взвешенные решения, осознавать свои силы и не бояться их применять.

Слайд 5

2)Самоуправление ; По большому счету, система воспитания Макаренко самая демократичная. Выдающийся педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности и свободного творческого развития. Согласно Макаренко старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди.

Слайд 6

3)Трудовое воспитание ; Подходим к одной из самых щепетильных тем – Макаренко не представлял систему воспитания без участия в производительном труде. Но, говоря о необходимости труда в детстве, Макаренко считал, что воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определенной целью. Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом. И в тоже время труд без идущего рядом образования и воспитания – бесполезное сокращение мускулатуры.

Слайд 7

4)Учитель / воспитатель / родитель. Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о роли домашнего воспитания детей и о том, что родители – пример, который может вызывать как уважение, так и критику. Также Макаренко не раз подчеркивал, что учитель должен быть внимательным и искренним, потому как все мы знаем, дети лучше взрослых различают фальшь. И в этом случае категорически запрещен «шантаж», когда оказывая доверие ребенку, вы припоминаете ему прошлые огрехи. «Воспитанник чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль».

Слайд 8

5)Дисциплина. По Макаренко дисциплина – это не средство и не метод воспитания, а ее результат. То есть правильно воспитанный человек обладает дисциплиной как нравственной категорией. Макаренко прекрасно понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии других, а вот научить его поступать правильно, когда никто не видит – очень трудно и, тем не менее, ему это удавалось.

Педагогическая система Макаренко: принципы и компоненты

Педагогическая система воспитания Макаренко получила признание не только в нашей стране, но и на международном уровне. В 1988 г. ЮНЕСКО признало Антона Семеновича, наряду с другими тремя персонами, выдающимся педагогом мира. Речь идет о таких славных именах, как Д. Дьюи, М. Монтессори, Г. Кершенштейнер.

В марте 2018 года исполнилось 130 лет со дня рождения А. С. Макаренко, советского педагога. Разработанная им авторская методика в начале ХХ века буквально творила чудеса. Педагогическая система Макаренко отличается актуальностью и в наше время. В чем ее секрет? Как удавалось не просто перевоспитывать беспризорников, но и преобразовывать их в выдающихся личностей?

Малолетние воры и хулиганы

Вместе с воспитанниками

Все знают А. С. Макаренко как организатора и руководителя колоний, где воспитывались беспризорники и несовершеннолетние нарушители. Это хулиганы, воры, девочки, занимавшиеся проституцией. Их испорченность уже не позволяла им быть нормальными членами общества. Привозили туда своих трудных детей и, казалось бы, благополучные родители, которые не могли справиться с их воспитанием, у которых опускались руки.

Именно таких детей, применяя свою систему, Макаренко и воспитывал с большим успехом. Так, в колонии им. Дзержинского, где на его попечении было 600 правонарушителей, вообще не было воспитателей. В школе были учителя, на заводе – инженеры, в остальном жизнь воспитанников протекала в известной степени самостоятельно. При этом все вокруг блестело, а чистоту проверяли с помощью белого носового платка.

Сравнительные данные

По имеющимся официальным данным, среди всех воспитанников Антона Семеновича, число которых приближается к трем тысячам, не отмечено ни единого рецидива. Впечатляющих результатов удалось добиться и последователям воспитательной системы Макаренко, таким как Семен Калабалин и его жена, выпустившие в свет около семи тысяч человек, а также А. Г. Явлинский.

В качестве сравнения можно привести данные Генпрокуратуры, опубликованные в начале нынешнего века. Они говорят о том, что из выпускников детских домов в нашей стране лишь 10 % адаптируются в жизни, 10 % совершают самоубийства, 40 % спиваются, становятся наркоманами, а 40 % — преступниками. Как гениальному педагогу и его единомышленникам удавалось избежать подобных показателей?

Принципы системы Макаренко

Памятник макаренко

Антон Семенович считал, что работа педагога должна быть основана на следующих основополагающих постулатах.

  1. Принцип гуманизма. Он проходил красной нитью через систему обучения Макаренко своих воспитанников жизни и труду. Выдающийся педагог призывал отказаться от муштры, от подавления личности ребенка, от призывов к слепому повиновению. Необходимо, напротив, развивать творческую активность личности, основывать воспитание «на опыте поведения». А. С. Макаренко беззаветно верил в творческие силы людей, в их большие возможности.
  2. Отрицание «свободного воспитания», отказ от слащавого, идеалистического отношения к ребенку, от сентиментального любования им. Это развивает у детей лень, эгоизм, избалованность, барство и расхлябанность. В обращении с маленьким человеком Макаренко отвергал заласкивание, объятия и поцелуи. Он призывал к строгости, к чувству меры в любви. В отношении к детям необходима «требовательная любовь»: чем больше уважаешь человека, тем больше нужно от него требовать.
  3. Оптимизм. В каждом воспитаннике необходимо видеть положительные силы, находить в нем лучшее, более интересное и более сильное.
  4. Обобщение практического опыта. Таковой и являлась педагогическая система Макаренко. Он подвергал критике метафизические теории, которые были выстроены на основе умозрительных заключений.
  5. Применение технологий воспитывающего воздействия. Антон Семенович считал, что педагогика ошибочно строится на логике моральной проповеди, тогда как ее нужно строить по логике технологической. Ведь между процессом материального производства и воспитанием наблюдается большое сходство. И к человеческой личности, со всем ее богатством, красотой и сложностью, нужно подходить с измерителями более сложными, с большей наукой и с большей ответственностью.

Компоненты воспитательной системы Макаренко

Среди них можно выделить самые основные, к которым относятся следующие:

  1. Роль воспитателя.
  2. Наказание и поощрение.
  3. Воспитание трудом.
  4. Коллективизм.
  5. Система самоуправления.
  6. Формат: правила поведения, ритуалы, нормы жизни.
  7. Перспективные линии.

Далее каждый из компонентов будет рассмотрен подробно.

Роль воспитателя

Антон Макаренко

В первую очередь это личный пример. Наставник может быть требовательным, придирчивым, может не замечать воспитанника, но, если он блещет своей работой, знаниями, удачей, ребенок будет на его стороне. И напротив, учитель может быть ласковым, занимательным в разговоре, добрым и приветливым, но если дело его будут сопровождать неудачи и провалы, если будет видно, что этого дела он не знает, он ничего не заслужит, кроме презрения.

При этом воспитатель должен быть наделен свободой творчества, а не подвергаться мелочной опеке, которая ничего не принесет воспитанникам, кроме вреда.

Наказание и поощрение

Плохие поступки нужно обязательно наказывать, а хорошие – поощрять. При этом такое наказание, которое направлено на ущемление чести и достоинства личности, только портит человека. А то, что имеет целью защиту норм и ценностей коллектива и способствует защищенности личности от насилия, является справедливым и необходимым. Всепрощение недопустимо. То разрушительное воздействие, которое оно оказывает на межличностные отношения, существующие в коллективе, приводит к разложению последнего. Если учитель отказывается от наказаний, он становится беззащитным перед проявлениями детской агрессии.

Трудовое воспитание

Работа на заводе

Ему придавалось огромное значение, однако Макаренко был против того, чтобы затрачивать непроизводительную мускульную энергию учащихся вне ее связи с воспитательной работой и образованием. У колонистов имелось реальное дело. Оно их и кормило, и заставляло быть дисциплинированными. В самом начале было обустроено натуральное хозяйство — для того, чтобы содержать себя. А затем было организовано серьезное производство.

Меньше чем за год был построен собственный завод, на котором воспитанниками выпускались электродрели. Позже было освоено производство фотоаппаратов, которые состояли из 300 деталей, точность которых нужно было соблюдать в пределах 0,001 мм. По тем временам это было фактически инновационное производство.

При этом оно было не просто рентабельным, а высокорентабельным. Коммуна не только зарабатывала большую прибыль государству, ее воспитанникам выплачивалась зарплата, на которую они могли содержать самих себя, а также младших членов коллектива. Бывшие коммунары, которые обучались в вузах, получали стипендию, ко времени выхода из коммуны у воспитанников на сберкнижке собиралась солидная сумма.

Кроме того, была возможность содержать оркестр, оранжерею, осуществлять различные походы и культурные мероприятия. В соответствии с главным смыслом системы Макаренко в результате формировались личности: уже в 16-18 лет воспитанники становились руководителями производства: начальниками, мастерами, бригадирами.

Коллективизм

Воспитанники колонии

Воспитание в коллективе и посредством коллектива – это основная идея системы Макаренко. Он не рассматривал коллектив как случайное скопление людей. Это объединение, созданное для общего труда, в процессе которого достигаются общие цели. Антон Семенович считал, что на отдельную личность можно воздействовать, влияя на коллектив, называя этот прием «принцип параллельного действия». В нем реализуется такое требование, как «один отвечает за всех, а все – за одного».

Колонистов Макаренко воспитывали не воспитатели, а ядро коллектива. Воспитанники, которые пользовались особым авторитетом, разделяли и исповедовали принципы колонии, выступали в роли «закваски», пропитывающей вновь прибывающих колонистов. Последние как будто оказывались в мясорубке, которая, перемалывая новичков, превращала их в часть системы. Новые правила жизни одни дети доносили до других на своем языке. Макаренко оставалось только сдерживать их, направляя их поведение в цивилизованные рамки.

Самоуправление

Макаренко с Горьким

Оно должно быть основано на демократичности и в то же время включать в себя элементы ответственности как ее руководителей, так и рядовых воспитанников. Самоуправление является эффективным, когда есть дело и присутствует здоровое ядро. В противном случае оно невозможно и вредно. Если же основа здоровая, эта система укрепляет и оттачивает коллектив, становясь школой руководства и лидерства.

Согласно системе воспитания Макаренко, в нем необходимо создавать комфортный психологический климат, чтобы дать каждому из детей чувство защищенности, а также свободного творческого развития.

Формат

Система Макаренко предполагает внедрение строгих правил и ритуалов, он внимательно следил за этим. В том числе и с их помощью он встраивал колонистов в непривычные для них формы жизни. Они должны были вовремя вставать, умываться, натирать пол, не плевать на него. Даже это на первом этапе было новинкой для вновь прибывших. Не все сразу понимали, почему нельзя стоять, подперев стенку, а нужно стоять ровно, почему нельзя толкаться.

Их приучали к этому через введение военных порядков, таких атрибутов, как флаги, горны, ходьба строем. Когда отряд идет строем, строится шаг, и это очень важно, так как каждый в коллективе настраивается на каждого. Такая методика вызывала понимание далеко не у всех. Некоторые педагоги, видя детские отряды, шагающие в ногу, с барабанами и горнами, впадали в ужас, их передергивало. Сам же Антон Семенович очень ценил армейские порядки и дисциплину.

Перспективные линии

Члены коммуны

Выдающийся педагог считал закон движения одним из основных для коллектива. Если последний достигал поставленной цели и не ставил перед собой новых перспектив, испытывал самоуспокоение, и стремлений, воодушевляющих его участников, не возникало, у него не было будущего. Останавливалось его развитие. В коллективе всегда должна присутствовать напряженная жизнь, стремление к какой-либо цели.

В соответствии с этим положением, впервые в педагогике был выдвинут и разработан принцип, получивший название системы перспективных линий. Макаренко настаивал на том, что человек не может прожить в этом мире без того, чтобы впереди у него не было никакой радости. Она является настоящим стимулом в жизни. В педагогике эта завтрашняя радость является одним из самых важных объектов работы.

Методика перспективных линий базируется на прогнозировании перспектив, то есть на их предусмотрении, которые предполагаются и на общей, и на индивидуальной основе. В основе данного процесса – стремление личности к достижению цели, осуществлению проекта или мечты.

Антон Семенович считал, что воспитывать человека нужно, формируя у него перспективные пути. Методика такой работы заключается в создании новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в последовательной подстановке других. Она применяется при планировании жизни коллектива и различает три вида перспектив: близкие, средние, дальние. Первый – это завтрашний день, второй – проектирование событий в некоторой степени отдаленных во времени, третий — это будущее личности и коллектива.

В заключение стоит отметить, что сегодня система Макаренко в той или иной степени находит свое применение. Так, например, ее используют в передовых бизнес-структурах. Это и привязка доходов сотрудников к прибыли предприятия, и воспитание, и приобщение новых сотрудников через ядро коллектива к корпоративной культуре, и контроль формата.

5 принципов воспитания сильной личности — Рамблер/женский Советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко признан одним из четырех выдающихся педагогов мира, наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори. Такой чести в 1988 году его удостоило ЮНЕСКО.

Главная заслуга Макаренко — авторская методика воспитания, которая творила чудеса: в 20-е годы беспризорники и малолетние преступники не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями.

В чем был секрет Макаренко и применим ли он к современным детям?

Коллектив

Основа методики Макаренко — воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями, и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности.

Звучит скучно и напоминает о пионерах, но попробуем разобраться, чем этот принцип интересен в наше время, ориентированное на развитие индивидуальности.

Ощущение того, что ребенок является частью коллектива, учит его взаимодействию с другими детьми.

Коллектив помогает ему адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли. Развитие взаимоотношений детей, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений стоят в центре системы Макаренко.

При этом коллектив должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок осознавать свой вклад в этот общий процесс.

Такое воспитание, ориентированное на природные задатки, подготавливает ребенка к жизни в реальном мире, где он больше не будет исключительным и единственным, и ему понадобится завоевать свой статус.

В итоге, ребенок морально готовится принимать взвешенные решения, осознавать свои силы и не бояться их применять.

Кроме того, дети ориентированные не только на получение (популярное «мне все должны, а я никому ничего не должен») но и на отдачу — будут испытывать взрослое чувство социальной ответственности.

Самоуправление

По большому счету, система воспитания Макаренко самая демократичная. Выдающийся педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности и свободного творческого развития.

Так, например, никакой педагог не мог отменить решения собрания. Именно голосование детей определяло жизнь, досуг и труд коллектива.

«Я принял решение, и я отвечаю» — это переживание ответственности за собственные поступки творило чудеса.

Антон Семенович считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового».

Согласно Макаренко, старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя.

Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди.

Макаренко был противником идеи того что школа — это лишь подготовительный этап, а дети — зародыши будущих личностей. Ведь сами они не рассматривают себя таким образом, а значит естественно считать их полноправными гражданами, которые могут жить и работать по мере своих сил и заслуживают уважения.

Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему.

«Любовь нужна требовательная», — говорил он. Чем не лучшее лекарство от «избалованности»?

Трудовое воспитание

Подходим к одной из самых щепетильных тем — Макаренко не представлял систему воспитания без участия в производительном труде (сделаем поправку на тяжелое время и полуразрушенную страну, когда подростки в любом случае работали). В его коммуне труд носил промышленный характер, и дети работали по 4 часа в сутки.

Этот момент один из самых непростых в разрезе современного момента, ведь физический труд, увы, не в почете.

Но, говоря о необходимости труда в детстве, Макаренко считал, что воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определенной целью.

Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом.

И в тоже время труд без идущего рядом образования и воспитания — бесполезное сокращение мускулатуры.

К слову о «макаренских» воспитанниках, участие в производственном труде сразу меняло социальный статус и самосознание подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

Учитель/воспитатель/родитель

«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения».

Эта цитата посвящена не только учителю и воспитателю, но и родителю.

Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о роли домашнего воспитания детей и о том, что родители — пример, который может вызывать как уважение, так и критику.

Об этом и многом другом он писал в своей «Книге для родителей».

Также Макаренко не раз подчеркивал, что учитель должен быть внимательным и искренним, потому как все мы знаем, дети лучше взрослых различают фальшь. И в этом случае категорически запрещен «шантаж», когда оказывая доверие ребенку, вы припоминаете ему прошлые огрехи.

«Воспитанник чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль».

Дисциплина

По Макаренко, дисциплина — это не средство и не метод воспитания, а ее результат. То есть правильно воспитанный человек обладает дисциплиной как нравственной категорией.

«Наша задача воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли», — утверждал Макаренко. А он прекрасно понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии других, а вот научить его поступать правильно, когда никто не видит, очень трудно и, тем не менее, ему это удавалось.

В наши дни применить методику Макаренко в чистом виде можно разве что на необитаемом острове, настолько изменились время и дети.

Трудовые коммуны и воспитание коллектива звучат как атавизм, но если вдуматься — за этими словами стоят такие полезные вещи, как: социальная адаптация, ответственность, товарищество, любовь к труду, что вполне можно назвать современным «дефицитом».

А значит, переосмыслив систему Макаренко, можно лучше понять причины его успеха и справиться с этим «дефицитом».

Методика воспитания Антона Макаренко. Читайте на портале Ya-roditel.ru

Педагог Антон Семенович Макаренко родился еще в прошлом веке, но до сих пор его методы воспитания считаются гениальными. Согласно решению ЮНЕСКО в 1988 году он стал одним из четырех педагогов, которые определили способ педагогического мышления в 20 веке.

Самым большим достижением Макаренко считают построение уникальной воспитательной методики, которую он опробовал на колонии для беспризорников.

Немало советов оставил автор и для родителей обычных детей.

О методике воспитания, основанной на принципах Антона Семеновича Макаренко, рассказывает «Я-родитель».

5 принципов воспитания Антона Семеновича Макаренко

Принцип первый. Решающую роль имеет поведение самих родителей.

Цитата: «Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания!»

Макаренко считал, что процесс воспитания идет не только в тот момент, когда родитель говорит с ребенком, наказывает его или хвалит, но и в любое другое время. Манера родителя одеваться, говорить с окружающими, поддерживать в порядке быт – все это влияет на воспитание ребенка. А значит любой плохой поступок мамы или папы отзывается в ребенке.

Принцип второй. Не стоит отгораживать ребенка ни от каких влияний, даже от отрицательных.

Цитата: «Вы должны предоставить ребенку необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни».

Во взрослой жизни любому ребенку придется столкнуться с разными проблемами, на его дороге наверняка встретятся и плохие люди. Макаренко считает, что у детей нужно выработать умение распознавать дурные влияния. Для этого нужно обсуждать поступки окружающих. Добиваться в разговоре от самого ребенка нужного вывода, оценки плохого или хорошего поступка.

Принцип третий. В процессе игры ребенок тоже получает воспитание.

Цитата: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба».

Макаренко советовал родителям добиваться выполнения определенных задач при участии и наблюдении за детской игрой.

Ребенок должен переходить от одной задачи к другой постепенно, не бросаясь выполнять сразу несколько дел. Игра должна быть доведена до конца. Ребенок должен ценить свои игрушки, хранить их, держать свое игровое пространство в порядке. Если игрушка сломалась, ее нужно отремонтировать. Лучше, если это сделает сам ребенок, а если ему тяжело, то при помощи родителей.

Принцип четвертый. Ребенок – часть семьи. А значит он должен принимать участие в её делах.

Цитата: «Все семейное хозяйство должно быть хозяйством коллектива и вестись в спокойных тонах, без нервности».

Макаренко в своих лекциях приводил перечень навыков, которые воспитываются в ребенке, когда он задействован в бытовых делах своей семьи:

  • солидарность человека с работой и интересами других людей, с интересами всего общества.
  • честность, т. е. открытое, искреннее отношение к людям и вещам;
  • заботливость, т. е. постоянное внимание к семейным нуждам и плану их удовлетворения;
  • бережливость, т. е. привычка сохранять вещи;
  • ответственность, т. е. чувство вины и неловкости в случае порчи или уничтожения вещи;
  • способность ориентировки, иначе говоря, умение охватить вниманием целую группу вещей и вопросов;
  • оперативная способность, т. е. умение распорядиться временем и работой.

Принцип пятый. Культурное воспитание – это обязанность семьи, а не только школы и общества.

Цитата: «Хорошо рассказанная сказка — это уже начало культурного воспитания. Было бы весьма желательно, если бы на книжной полке каждой семьи был сборник сказок».

Макаренко говорит о том, что дошколята должны смотреть только те пьесы и фильмы, которые соответствуют их возрасту. Книги для самых маленьких нужно подбирать большие, с крупным шрифтом и многочисленными иллюстрациями. Музеи, выставки для маленьких детей в качестве еще одного инструмента культурного воспитания – не обязательны. А вот школьники должны посещать и галереи, и театры, читать газеты. Пример тяги к культурному подавать должны сами родители.

Возможно, кому-то методика воспитания Макаренко покажется идеалистичной, сохраняющей черты советского прошлого. Тем не менее, методы педагога не потеряли свою актуальность. Современные родители также, как и прошлые поколения, хотят воспитать отзывчивого, умного и культурного ребенка. А опыт знаменитого педагога поможет в этом.

Елена Кононова

Как вырастить ребенка «по Макаренко»: известная педагогическая теория в 10 пунктах

13 марта 2018 года исполняется 130 лет со дня рождения одного из самых ярких представителей мировой педагогики – (1888—1939). Его система воспитания детей в коллективе и их адаптации к жизни в обществе осуществила в свое время грандиозный переворот в педагогике.

Макаренко — автор множества трудов по воспитанию и педагогике. Его главное произведение “Педагогическая поэма” (1935) переведено на многие языки мира и считается одной из самых значительных книг по воспитанию XX века.

В 20е-30е годы ХХ века Макаренко руководил трудовой колонией для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей недалеко Полтавы и других трудовых детских колониях и коммунах. Он осуществил во многом противоречивый, но уникальный в педагогической практике опыт массового перевоспитания малолетних правонарушителей.

 

 

В чем же заключался метод Макаренко?

 

 

  1. Разделение учебы и воспитание

Главное отличие системы Макаренко – чёткое разделение учебы и воспитания. Макаренко определял обучение и воспитание как два разных процесса и осуществляться они должны разными средствами. Для обучения хорошо подходила обычная классно-урочная система. А для воспитания, считал Макаренко, нужно было создать «коллектив с достаточно выраженными не только вертикальными (начальник – подчинённый, учитель – ученик), но и горизонтальными человеческими, трудовыми и учебными связями».

 

  1. Трудовое воспитания

Основой метода Антона Макаренко было трудовое воспитание. Педагог считал, что «труд детей на производстве открывает многие воспитательные пути». У воспитанников коммуны было реальное дело: обустроено натуральное хозяйство, организован быт, воспитанники получали за свою работу зарплату, на которую содержали себя, помогали младшим членам коммуны, выплачивали стипендии бывшим коммунарам, которые обучались в ВУЗах, содержали театр, оркестр, организовывали культурные мероприятия и походы.

В коммуне был построен завод, где воспитанниками производились электродрели, фотоаппараты «Лейка», имеющие такую «точную оптику, где сложнейшие процессы, каких в старой России никогда не знали».

Таким образом, производительный труд, являющийся и частью воспитания, и обучения, должен был, по мысли Макаренко, формировать личность: в 16-20 лет воспитанники уже становились высококвалифицированными мастерами своего дела.

 

  1. Главное средство воспитания – коллектив

Ядро педагогической теории Макаренко – учение о коллективе – определенной организации детей. Макаренко был первым педагогом, который рассматривал коллектив, в который погружён ребенок, как средство воспитания.

«Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы», отмечал педагог. «Коллектив должен быть первой целью нашего воспитания, должен обладать совершенно определенными качествами», главное из которых – объединять людей во имя общей цели, в общем труде и в организации такого труда.

Любое действие отдельного ученика, любая его удача должна расцениваться как удача в общем деле, а промах – как неудача на его фоне.

Коллектив — это «целеустремленный комплекс личностей». С помощью опыта коллективной жизни у учеников развиваются управленческие качества, способность найти нравственные критерии для своих личных поступков и потребовать от других поведения в соответствии с такими критериями.

Главное дело учителя здесь — тактичное руководство ростом коллектива.

 

  1. Старшие – младшим

Макаренко считал, что организационное строение коллектива должно напоминать отношения в семье. Так как в коллектив входили разновозрастные воспитанники, происходила непрерывная передача опыта старшими, а младшие усваивали привычки поведения, приучались уважать старших товарищей. При таком подходе у старших возникает забота о младших и ответственность за них, участливость и требовательность, развиваются качества будущего семьянина.

«Я решил, что такой коллектив, наиболее напоминающий семью, будет самым выгодным в воспитательном отношении. Там создается забота о младших, уважение к старшим, самые нежные нюансы товарищеских отношений».

 

  1. Самоуправление

По Макаренко, самоуправление — не только необходимое условие налаживания и сохранения порядка, но и средство воспитания деятельных организаторов, воспитания у каждого члена коллектива ответственности за общее дело и самодисциплины. Макаренко считал, что товарищ должен уметь подчиняться товарищу и уметь приказать ему.

Главным органом самоуправления являлось общее собрание, на котором среди воспитанников избирались другие органы самоуправления: совет коллектива (совет командиров), решающий текущие вопросы, санкомиссия, хозкомиссия и проч.

С активными членами самоуправления необходимо было постоянно работать: собирать их для обсуждения предстоящих дел, советоваться, разговаривать о том, какие есть трудности в работе, и проч.

 

  1. Завтрашняя радость

Завтрашняя радость — это стимул жизни человека, завтрашний день обязательно должен планироваться и быть лучше, чем сегодняшний. Поэтому одним из важнейших объектов работы воспитателей являлось определение вместе с детьми перспектив жизни – того, что будет результатом их деятельности.

Перспективы могли быть близкими, средними и дальними.

Близкая перспектива особенно нужна для детей младшего возраста: кино, концерты, прогулки и экскурсии. Однако жизнь коллектива должна быть наполнена не только развлечениями, но и радостью труда. Например, предложение ребятам устроить каток будет воспринято ими положительно, так как оно обещает им будущие развлечения на катке. «В процессе работы возникнут и новые задачи: создать удобства для катающихся — поставить скамейки, сделать освещение и др.» За выполнение задачи, детей ждёт какое-нибудь удовольствие, например мороженое после обеда.

Средняя перспектива — это радостное коллективное событие, отодвинутое во времени: праздники, летний отдых, окончание и начало учебного года и др. Средняя перспектива только тогда имеет воспитательный эффект, если к событиям готовятся на протяжении длительного времени,

Далекая перспектива — это будущее всего учреждения. Если ребята любят его, такая далекая перспектива увлекает их на серьезную и трудную работу.

«Для каждого члена коллектива будущая судьба учреждения никогда не может быть безразличной». На фоне коллективной далекой перспективы определяются и личные устремления каждого воспитанника, его собственное будущее. Помочь воспитаннику выбрать свою жизненную перспективу было важно не только для жизни в воспитательном учреждении, но и для его будущей судьбы.

 

  1. Традиции

В коллективе обязательно должны складываться традиции, которые закрепляют все ценное в его опыте и определяют самобытность. «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной работы». Как пишет Макаренко, традиций в его детском коллективе было много, «просто сотни», и даже он не знал их всех, зато их знали ребята и передавали от старших к младшим.

Например, одной из таких традиций было избрание на должность дежурного члена санитарной комиссии самой педантичной девочки-чистюли, так как именно такой человек мог лучше всех следить за чистотой воспитанников и помещений.

 

  1. Чувство защищенности

Важной идеей педагогики Макаренко была идея защищенности каждого в коллективе, когда человек чувствует себя защищенным от самодурства, всяческих издевательств; когда член коллектива знает, что никто не сможет его обидеть. Макаренко обращал внимание педагогов на необходимость развития у детей способности к уступчивости.

«Воспитывать привычку уступать товарищу — это очень трудное дело. Я добился того, что раньше, чем дети перессорятся, — стоп, тормоз, и уже ссора не происходит. Поэтому… в коммуне по целым месяцам не было ссор между товарищами, а тем более драк, сплетен, интриг друг против друга. И я добился этого не упором на то, кто прав, кто виноват, а исключительно умением тормозить себя», — рассказывал педагог.

 

  1. Красивая жизнь

«Что такое красивая жизнь? Жизнь, связанная с эстетикой. Детский коллектив должен жить красиво». Что здесь имеет в виду Макаренко?

Красоту внешнюю: эстетику костюма, комнаты, рабочего места, а также красоту поведения. Не только воспитанникам, но и учителям важно следить за своим внешним видом: прической, костюмом, чистотой рук, соблюдением норм этикета.

Макаренко вспоминал, что даже тогда, когда его коллектив был бедным на раннем этапе, первым делом была построена оранжерея и выращивались розы и хризантемы — так решили сами воспитанники. Макаренко не допускал к уроку неряшливо одетого педагога, поэтому учителя шли на работу в своих лучших костюмах. «Миллиарды мелочей» — в каком состоянии находятся учебники и карандаши — не могут оставаться без внимания со стороны педагога. Это украшает коллектив, а эстетика деловых отношений и внешнего вида становятся воспитывающим фактором.

 

  1. Игра

В жизни коллектива обязательно присутствие игры, ведь у каждого ребенка есть потребность в игре и ее надо удовлетворять. Как ребенок играет, отмечал Макаренко, так он будет и работать, поэтому игрой нужно пропитать всю жизнь коллектива. Макаренко наставлял: «Сама детская жизнь должна быть игрой, а вы с ними должны играть, и я 16 лет играл». Играл он вместе с воспитанниками в «военизацию», используя некоторые военные элементы: рапорт, строй, командиры, салют, «Есть, товарищ командир» и пр.

Читайте также:
Макаренко: как самоучка изменил педагогику
15 цитат Антона Макаренко

 

 

 

 

Источники: Д. И. Латышина «История педагогики. История образования и педагогической мысли», исследовательские материалы Педагогического музея А.С. Макаренко

 

Использовано фото: Jerry Norbury

 

 

Методы окрашивания

Поскольку микробная цитоплазма обычно прозрачна, необходимо окрасить микроорганизмы, прежде чем их можно будет увидеть с помощью светового микроскопа. В некоторых случаях окрашивание не требуется, например, когда микроорганизмы очень велики или когда необходимо изучить подвижность, и каплю микроорганизмов можно поместить прямо на предметное стекло и наблюдать. Такой препарат называется влажным креплением . Мокрое крепление также можно подготовить, поместив каплю культуры на покровное стекло (стеклянная крышка для предметного стекла), а затем перевернув его поверх выдолбленного предметного стекла.Эта процедура называется висячей капли.

При подготовке к окрашиванию небольшой образец микроорганизмов помещают на предметное стекло и сушат на воздухе. Мазок фиксируется при помощи быстрого прохождения через пламя. Тепловая фиксация убивает организмы, заставляет их прилипать к предметному стеклу и позволяет им принять пятно.

Простые техники окрашивания. Окрашивание можно проводить с помощью основных красителей, таких как кристаллический фиолетовый или метиленовый синий, положительно заряженных красителей, которые притягиваются к отрицательно заряженным материалам микробной цитоплазмы.Такой процедурой является простая процедура окраски . Альтернативой является использование красителя, такого как нигрозин или конго красный, кислых, отрицательно заряженных красителей. Они отталкиваются отрицательно заряженной цитоплазмой и собираются вокруг клеток, оставляя клетки прозрачными и неокрашенными. Эта техника называется техникой негативных пятен.

Методы дифференциального окрашивания. Метод дифференциального окрашивания различает два вида организмов. Примером является техника окраски грамм. Этот дифференциальный метод разделяет бактерии на две группы: грамположительные бактерии и грамотрицательные бактерии. Сначала наносится кристально-фиолетовый, а затем едкий йод, который фиксирует пятно (рисунок). Затем предметное стекло промывают спиртом, а грамположительные бактерии сохраняют кристаллическое йодное пятно; однако грамотрицательные бактерии теряют окраску. Затем грамотрицательные бактерии окрашиваются красителем сафранина, контрстейном, который используется следующим. Эти бактерии кажутся красными под масляной линзой, в то время как грамположительные бактерии кажутся синими или фиолетовыми, отражая кристаллический фиолетовый, оставшийся во время промывки.

Другой метод дифференциального окрашивания — это кислотостойкий метод . Этот метод отличает виды Mycobacterium от других бактерий. Тепло или липидный растворитель используют для переноса первого красителя, карбольфухсина, в клетки. Затем клетки промывают разбавленным кислотно-спиртовым раствором. Разновидности Mycobacterium противостоят действию кислотно-спиртовой и сохраняют окраску карболфучина (ярко-красная). Другие бактерии теряют окраску и приобретают последующее пятно метиленового синего (синего цвета).Таким образом, кислотоустойчивые бактерии выглядят ярко-красными, в то время как некислотно-быстрые бактерии кажутся голубыми при наблюдении под масляной иммерсионной микроскопией.

Другие методы окрашивания стремятся идентифицировать различные важные бактериальные структуры. Например, специальная техника окрашивания выделяет жгутиков бактерий, покрывая жгутики красителями или металлами, чтобы увеличить их ширину. Затем можно наблюдать окрашенные жгутики.

Специальная методика окрашивания используется для изучения бактериальных спор . Малахитовый зеленый используется с теплом, чтобы заставить пятно проникнуть в клетки и придать им цвет. Затем контрастная окраска сафранин используется для придания цвета недореформирующим бактериям. В конце процедуры споры окрашиваются в зеленый цвет, а другие клетки окрашиваются в красный цвет.

Процедура окрашивания по Граму используется для разделения бактерий на две группы .

Другой метод дифференциального окрашивания — это кислотостойкий метод . Этот метод отличает виды Mycobacterium от других бактерий.Тепло или липидный растворитель используют для переноса первого красителя, карбольфухсина, в клетки. Затем клетки промывают разбавленным кислотно-спиртовым раствором. Разновидности Mycobacterium противостоят действию кислотно-спиртовой и сохраняют окраску карболфучин (ярко-красный). Другие бактерии теряют окраску и приобретают последующее пятно метиленового синего (синего цвета). Таким образом, кислотоустойчивые бактерии выглядят ярко-красными, в то время как некисло-быстрые бактерии выглядят голубыми при наблюдении под масляной иммерсионной микроскопией.

Другие методы окрашивания стремятся идентифицировать различные важные бактериальные структуры.Например, специальная техника окрашивания выделяет жгутиков бактерий, покрывая жгутики красителями или металлами, чтобы увеличить их ширину. Затем можно наблюдать окрашенные жгутики.

Специальная методика окрашивания используется для изучения бактериальных спор . Малахитовый зеленый используется с теплом, чтобы заставить пятно проникнуть в клетки и придать им цвет. Затем контрастная окраска сафранин используется для придания цвета недореформирующим бактериям. В конце процедуры споры окрашиваются в зеленый цвет, а другие клетки окрашиваются в красный цвет.

,
Антон Макаренко | Статья об Антоне Макаренко от «Свободного словаря»

Родился 1 (13) марта 1888 года в Белополье, в современной Сумской области; умер 1 апреля 1939 года в Москве. Советский педагог и писатель.

Макаренко окончил Кременчугское городское училище и закончил учебную программу в том же учебном заведении (1905 г.). После учебы он преподавал на Украине. В 1917 году окончил Полтавский педагогический институт. В 1920-х и 1930-х годах Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей под Полтавой и Ф.Е. Дзержинская, Детская Трудовая Коммуна в пригороде Харькова. Он провел эксперимент, не имеющий аналогов в педагогической практике, по массовой реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.

В 1937 году Макаренко переехал в Москву, посвятив себя писательской, педагогической и общественной деятельности. Он внес значительный вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, продемонстрировав огромный потенциал целенаправленного обучения. По словам Макаренко, цель педагогической работы определяется закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского народа за коммунизм, а также политикой Коммунистической партии и Советского государства в сфере коммунизма. воспитание.Педагогика должна служить ориентиром для воспитания человека нового общества. Ни один метод обучения не является неизменным, и при этом он не всегда полезен и эффективен в одинаковой степени. Ни одна система воспитания не может быть создана за все время.

Макаренко разработал теорию воспитания, в центре которой была группа, он предложил методы эффективной организации групп детей, варьируя эти методы в соответствии с конкретными ситуациями. Он установил стандарты для отношений между человеком и группой, а также для самонаправления и дисциплины; он выступал за формирование давления со стороны сверстников как регулятора групповых отношений, постоянный акцент на перспективах группы на будущее, а также укрепление и развитие традиций.В своей методологии Макаренко четко определил решающую роль директора педагогического учреждения и его ответственность за единообразие методов обучения в его учреждении. Макаренко призвал учителей сосредоточить свои силы на задачах формирования «педагогического коллектива»; в то же время он подчеркнул необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности и воспитанию личности через группу («параллельная педагогика») и непосредственно со стороны учителя.Макаренко определил сущность своих педагогических методов как «максимально возможные требования с максимально возможным уважением».

Макаренко попытался «спроектировать лучшее в человеке». Он стремился видеть прежде всего позитивные качества, склонности и сильные стороны в личностях своих учеников. Настоящий гуманист, Макаренко призвал учителей с высокими идеологическими, моральными и профессиональными стандартами. Он настаивал на систематическом нравственно-политическом воспитании учеников. Он призвал к реализации марксистско-ленинской идеи сочетания образования и воспитания с производительным трудом студентов.

Макаренко много сделал для развития советской теории методов воспитания детей в семье и был первым, кто выступил за широкое распространение этих методов. Он заявил, что намного легче правильно и нормально воспитывать ребенка, чем исправлять вредные привычки у плохо воспитанного ребенка. Что родители должны предъявлять к себе высокие требования и брать на себя ответственность за каждый образ действий — это первый и самый важный принцип в воспитании ребенка. Серьезный, простой и искренний тон требуется в отношениях с детьми.

Макаренко изложил свой педагогический опыт и идеи в своих трудах. В его работах «Педагогическая поэма», «Март 1930 года», и «Флаги на башнях» , в его теоретической работе « Книга для родителей », а также в его публицистических статьях «Воля, мужество и направленность на цели», «О коммунисте». Этика »и« Коммунистическое воспитание и поведение ». Макаренко, как педагог и новатор, и как творческий писатель, проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развитие новых норм поведения в советском обществе, и накопление нового морального опыта и привычек.Литературные произведения Макаренко являются редким примером слияния подлинных художественных даров с талантом педагога и ученого. Как писатель и педагог, Макаренко находился под сильным влиянием творчества и личности М. Горького. Система педагогических идей Макаренко способствовала развитию педагогического мышления в СССР и других социалистических странах. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Медаль Макаренко была учреждена в Украинской ССР в 1958 году; он присуждается выдающимся учителям и другим работникам образования.

РАБОТЫ

Собр. соч ., тт. 1-7, 2-е изд. Москва, 1959-60.
Собр. соч ., тт. 1-5. Москва, 1971.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Горький, М. «По совету Советов». Собр. соч ., вып. 17. Москва, 1952.
Воспоминания о Макаренко: Сб. материалов . Ленинград, 1960.
Балабанович, Е. Н. А. С. Макаренко: Человек-писатель Москва, 1963.
А. С. Макаренко: Сборник . Москва, 1963.
Русские советские писатели-прозаики: Библиографический указ.вол. . 3. Ленинград, 1964.

.

научный метод | Определение, шаги и применение

Научный метод , математическая и экспериментальная техника, применяемая в науках. Более конкретно, это техника, используемая при построении и проверке научной гипотезы.

Блок-схема научного метода Блок-схема, изображающая научный метод. Encyclopædia Britannica, Inc.

Подробнее на эту тему

история науки: распространение научного метода

Публикация «Принципов» знаменует собой кульминацию движения, начатого Коперником и, как таковое, всегда было таковым…

Процесс наблюдения, постановки вопросов и поиска ответов с помощью тестов и экспериментов не уникален ни для одной из областей науки. На самом деле, научный метод широко применяется в науке во многих различных областях. Многие эмпирические науки, особенно социальные науки, используют математические инструменты, заимствованные из теории вероятностей и статистики, а также их результаты, такие как теория решений, теория игр, теория полезности и исследование операций.Философы науки рассмотрели общие методологические проблемы, такие как природа научного объяснения и обоснование индукции.

Научный метод имеет решающее значение для развития научных теорий, которые объясняют эмпирические (эмпирические) законы с научной точки зрения рациональным образом. В типичном применении научного метода исследователь разрабатывает гипотезу, проверяет ее различными способами, а затем модифицирует гипотезу на основе результатов испытаний и экспериментов.Модифицированная гипотеза затем повторно тестируется, дополнительно модифицируется и проверяется снова, пока не станет согласованной с наблюдаемыми явлениями и результатами тестирования. Таким образом, гипотезы служат инструментами, с помощью которых ученые собирают данные. На основе этих данных и многочисленных научных исследований, предпринятых для изучения гипотез, ученые могут разрабатывать широкие общие объяснения или научные теории.

научный метод; примеры независимых и зависимых переменных Переменная, преднамеренно измененная в эксперименте, называется независимой переменной.Зависимая переменная — это переменная, которая может измениться в результате изменений в независимой переменной. В большинстве экспериментов одна переменная является независимой, одна — зависимой, а все остальные контролируются. Encyclopædia Britannica, Inc.

См. Также Методы Милла; гипотезо-дедуктивный метод.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня ,