Разное

Коррекция дцп – Коррекционная работа при ДЦП

Содержание

Коррекционная работа при ДЦП

Контрольная работа по основам педагогики и психологии

Тема: Коррекционная работа при детском церебральном параличе.

Содержание:

1. Медицинская коррекция.

2. Психологическая коррекция познавательных процессов.

3. Принципы психокоррекции ребенка.

4. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений.

5. Коррекция нарушений речи.

6. Специальные коррекционные учреждения.

7. Психолого-педагогическая коррекция в дошкольном учреждении.

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

1. Медицинская коррекция.

Лечебная физическая культура – составная часть медицинской реабилитации больных, метод комплексной функциональной терапии, использующий физические упражнения как средство сохранения организма больного в деятельном состоянии, стимуляции его внутренних резервов в предупреждении и лечении болезней, вызванных вынужденной гиподинамией

Средства лечебной физической культуры – физические упражнения, массаж, закаливание, пассивная гимнастика (мануальная терапия), трудовые процессы, организация всего двигательного режима больных с ДЦП– стали неотъемлемыми компонентами лечебного процесса, восстановительного лечения во всех лечебно-профилактических учреждениях и реабилитационных центрах.

Положительный эффект, который наблюдается при использовании средств лечебной физкультуры у больных с ДЦП, является результатом оптимальной тренировки всего организма. Принципы и механизмы развития тренированности совершенно одинаковы как в норме, так и при патологии. Для получения положительного реабилитационного эффекта у детей с ДЦП необходима продолжительная и упорная работа. Задачи ЛФК в период остаточных явлений:

• снижение гипертонуса приводящих мышц и мышц сгибателей, укрепление ослабленных мышц;

• улучшение подвижности в суставах, коррекция порочных установок ОДА;

• улучшение координации движений и равновесия;

• стабилизация правильного положения тела, закрепление навыка самостоятельного стояния, ходьбы;

• расширение общей двигательной активности ребенка, тренировка возрастных двигательных навыков;

• обучение вместе с воспитателями и родителями самообслуживания, усвоению основных видов бытовой деятельности с учетом умственного развития ребенка.

Для решения поставленных задач используются следующие группы упражнений:

• упражнения на расслабление, ритмичное пассивное потряхивание конечностей, маховые движения, динамические упражнения;

• пассивно-активные и активные упражнения из облегченных исходных положений (сидя, лежа), упражнения на мяче большого диаметра;

• упражнения с предметами под музыку, переключение на новые условия деятельности, развитие выразительности движений; упражнения в различных видах ходьбы: высоко, низко, «скользко», «жестко», с подталкиванием; упражнения для головы в и.п. сидя, стоя;

• принятие правильной осанки у опоры со зрительным контролем; упражнения в различных исходных положениях перед зеркалом;

• упражнения для развития и тренировки основных возрастных двигательных навыков: ползание, лазание (по скамейке), бег, прыжки, (вначале на мини-батуте), метания; упражнения в движении с частой сменой исходного положения;

• игровые упражнения «как я одеваюсь», «как я причесываюсь» и т.д.

В период остаточных явлений расширяется комплекс средств лечебной физкультуры. В программу физической реабилитации включены массаж, прикладные виды физических упражнений, тр

mirznanii.com

Психологическая коррекция ДЦП

Дети с диагнозом ДЦП

Определение 1

Психокоррекция эмоциональных нарушений у детей с ДЦП – это организованная система психологических воздействий, основным направлением которых является смягчение эмоционального дискомфорта, повышение активности, устранение вторичных личностных реакций.

Комплексное лечение при ДЦП должно быть направлено как на устранение патологий, так и на общее оздоровление организма. Большую помощь в решение этой проблемы может оказать психологическая коррекция личности.

Дети с данным диагнозом остро чувствуют собственные недостатки, неуверенность в себе, испытывают постоянное чувство тревожности, страх и паническое состояние. Для благополучного лечения в физическом плане важно, чтобы эти чувства были полностью исключены.

Основными случаями психокоррекции являются кризисы, приводящие к потере смысла жизни, психопатия, наличие агрессивных тенденций.

Очень важным моментом в этих случаях является то, чтобы лечением занимался опытный специалист вместе с опытным лечащим врачом, потому что за ситуацией необходим постоянный контроль.

На первом этапе лечения будет лучше, если психокоррекция будет происходить в индивидуальном порядке, чтобы ребенок смог адаптироваться к необычному лечению.

Коррекционный метод выбирается тот, который сможет дать лучшие результаты.

С помощью психокоррекции специалист объясняет ребенку безопасность мира, в котором живет ребенок с ДЦП, объясняет, что он индивидуальность с собственными навыками.

Необходимо вселить в ребенка веру в собственные силы, зарядить позитивом и бодростью для дальнейшего лечения.

Игровой подход к коррекции становится лучшей методикой и может проходить вместе с родителями, цель которых наблюдать за деятельностью ребенка. При таком подходе позиция психолога становится главным аспектом правильной психологической коррекции, поэтому специалисту необходимы такие навыки, как умение создать комфортную обстановку, понимать мир ребенка, умение создать атмосферу безопасности.

Кроме этого, специалисту важно создать своеобразное чувство вседозволенности и поощрять ребенка

spravochnick.ru

двигательное расстройство у детей ДЦП и их коррекция средствами АФК

Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования г. Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Педагогический институт физической культуры и спорта
кафедра АФК и МБД

Двигательное расстройство у детей с ДЦП и их коррекция средствами и методами АФК школьного возраста


Курсовая работа

Выполнила: студентка 3 АФКБ- 03
Коротеева Мария Дмитриевна
Руководитель: Матвеев Юрий Александрович

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) школьного возраста.

Глава 2. Роль адаптивной физической культуры в физическом развитии детей с детским церебральным параличом (ДЦП)школьного возраста

Глава 3. Использование  методов и средств коррекции адаптивной физической культуры в целях развития двигательных способностей детей с детским церебральным параличом (ДЦП) школьного возраста.

Глава 4 Комплекс физических упражнений для детей с детским церебральным параличом школьного возраста

Заключение

Список литературы

Введение

Детский церебральный паралич в России занимает одно из ведущих мест в структуре хронических болезней детей.

Множество причин и условий возникновения болезни затрудняет эффективность ее лечения. Поэтому детский церебральный паралич занимает первое место среди болезней нервной системы, ведущей к инвалидности.

Современная статистика только в Москве насчитывает около 4000детей, страдающих детским церебральным параличом. Увеличивается количество детей и подростков с поздней резидуальной стадией ДЦП, то есть больных, у которых уже к первым 5-7лет годам жизни сформировались патологический двигательный стереотип, контрактуры в суставах и верхних, и нижних конечностей, резко снижается возможность социальной адаптации.

Дети с последствиями детского церебрального паралича имеют множественные двигательные расстройства: нарушение мышечного тонуса, спастичность, ригидность (напряжение тонуса мышц-антагонистов и агонистов), гипотонию мышц конечностей и туловища, ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи), гиперкинезы (непроизвольные насильственные движения) синкинезии (непроизвольные содружественные движения, сопровождающиеся выполнением активных произвольных движений), тремор рук и языка, нарушение равновесия и координаций движений (атаксия), нарушения мышечно-суставного чувства, чувства позы, положения собственного тела в пространстве.

В последние десятилетия разработаны многочисленные методики и средства в адаптивной физической культуре для восстановительного лечения двигательных, речевых и психических функций у детей с детским церебральным параличом. Коррекционно-развивающие задачи направлены на обеспечение полноценного физического развития, повышение двигательной активности, восстановление и совершенствование психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклонений. В связи с этим данная работа является актуальной.

Коррекция и методы адаптивной физической культуры должны быть направлены не только на преодоление и развитие двигательных качеств, но и на активное развитие познавательной деятельности, психических процессов, и нравственных качеств ребенка.

Объект исследования: Особенности двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) школьного возраста.

Предмет исследования: Двигательное расстройство у детей с ДЦП и их коррекция средствами и методами АФК школьного возраста

Цель исследования: Изучение роли и методики организации адаптивной физической культуры с детьми ДЦП школьного возраста.

Задачи:

1. Изучение литературных данных о физическом развитии детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

2. Раскрыть роль адаптивной физической культуры в физическом развитии детей с детским церебральным параличом (ДЦП) школьного возраста

3. Рассмотрение вариантов использования адаптивной физической культуры в целях развития двигательных способностей детей с детским церебральным параличом (ДЦП) школьного возраста.

4. Описать методику организации и проведения адаптивной физической культуре с детьми ДЦП школьного возраста

Глава 1. Особенности двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) школьного возраста.

При ДЦП двигательные расстройства проявляются в патологическом перераспределении мышечного тонуса, снижении силы мышц, нарушения взаимодействия между мышцами-агонистами и синергистами.

Существуют условное деление мышц на тоническое, обеспечивающие поддержание поз, и физические, осуществляющие динамические движения. Разные функции мышц обеспечиваются составом входящих в мышцу разных двигательных единиц (ДЕ). Преобладание быстрых ДЕ обеспечивает динамические движения, например двуглавая и трехглавая мышцы плеча при баллистических движениях. Для этих движений характерны проявления значительной силы, высокая скорость расслабления и быстрая утомляемость. Мышцы, включающие преимущественно медленные ДЕ, обеспечивают продолжительное напряжение, характерное для статических нагрузок. При этом усилие, развиваемое мышцей, невысокое, но поддерживается длительное время без утомления, скорость расслабления более низкая ( например, мышцы-разгибатели спины, камбаловидная мышца) [14].

Большинство мышц участвуют как в статических, так и в динамических движениях[9].

Перераспределение тонуса проявляется в виде перенапряжения и укорочения мышц с высоким тонусом и избыточным растяжением и удлинением мышц с низким тонусом. При этом нарушается взаимодействие между агонистами, антагонистами и синергистами. Мышцы включаются в работу асинхронно, неритмично, вследствие чего движение неловкие, несоразмерные, неполные по объему.

Повышение тонуса отдельных мышц вызывает формирование порочной позы.

Повышение тонуса большой грудной мышцы вызывает сведение плеч; верхней порции трапециевидной мышцы поднятие надплечий. Напряжение двуглавой мышцы плеча вызывает сгибание в плечевом и локтевом суставах, повышение тонуса круглого и квадратного пронаторов приводит к пронационной установке предплечья. Напряжение подвздошно-поясничной мышцы дает сгибательную установку туловища и бедра, а икроножной и камбаловидной мышц – сгибательную установку голени (эквинус). Ослабление средней и задней порций дельтовидной мышцы ограничивает отведение и разгибание плеча, слабость разгибателей спины в грудном отделе позвоночника ведет к нарушению осанки, чаще в виде кифоза и кифосколиоза. Ослабление мышц брюшного пресса может вызвать выпячивание живота, грыжи белой линии живота, пупочные и паховые грыжи.

Отрицательно для формирования движений в верхних конечностей сказывается ослабление нижних стабилизаторов лопатки. Так как нет опоры рук на лопатки смещаются вверх и наружу, становятся «крыловидными». Стабилизаторами таза являются средняя и малая ягодичные мышцы. При их ослаблении нарушается нормальная походка, происходит раскачивание таза из стороны в сторону.

Ослабление мышц продольного и поперечного сводов стоп вызывает продольное и поперечное плоскостопие, плосковальгусную деформацию стоп, при этом опора на переднюю часть стопы значительно нарушает устойчивость ходьбы-передний толчок отсутствует, задний ослаблен, растягивается связочный аппарат сводов стоп.

Вследствие длительного и выраженного дисбаланса мышц постепенно формируются различные деформации и контрактуры, появляются ортопедические нарушения. Наиболее частые – кифоз и кифосколиоз грудного отдела позвоночника, дисплазия тазобедренного сустава, подвывих и вывих бедер, эквиноварусная, эквиновальгусная и плосковальгусная установка стоп. [21]

Регуляция мышечного тонуса осуществляется ретикулярной формацией, красным ядром, вестибулярными ядрами, корой мозга, мозжечком. При ДЦП эти структуры могут быть нарушены.

Нарушения регуляции мышечного тонуса возможны по типу:

Спастичности — повышение мышечного тонуса; характерно для спастической диплегии, двойной гемиплегии, гемипаретической формы;

Ригидности-чрезмерное повышение мышечного тонуса при двойной гемиплегии;

Гипотонии — снижение мышечного тонуса; характерно для атонически-астатической формы;

Мышечной дистонии-переменный тонус; характерно для гиперкинетической формы.

Кроме нарушения мышечного тонуса характерны патологические синергии — включение различных мышц, включающихся в патологическую синергию, и в конечном итоге формируются порочные позы и установки.

На основе этих нарушений формируется вторичные изменения в мышцах, костях, суставах (контрактуры и деформации).

Речевые расстройства характеризуются лексическими, грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями.

Психические расстройства проявляются в виде задержки психического развития или умственной отсталости всех степеней тяжести. Кроме того, нередко имеются изменения зрения, слуха, вегетативно-сосудистые расстройства, судорожные проявления.

Двигательные, речевые и психические нарушения могут быть различной степени выраженности – от минимальных до максимальных[19].

Формы ДЦП:

-спастическая диплегия;

-двойная гемиплегия;

-гиперкинетическая форма;

-атонически-астатическая форма;

Спастическая диплегия – самая распространенная форма ДЦП. Обычно это тетрапарез, но ноги поражаются больше, чем руки. Прогностически благоприятная форма в плане преодоления речевых и психических нарушений и менее благоприятная в двигательном отношении. 20% детей передвигаются самостоятельно,50% -с помощью, но могут себя обслужить, писать, манипулировать руками.

Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП с тотальным поражением больших полушарий. Это также тетрапарез с тяжелыми поражениями как верхних, так и нижних конечностей, но руки «страдают» больше, чем ноги. Цепные установочные выпрямительные рефлексы могут не развиться вообще. Произвольная моторика резко нарушена, дети не сидят, не стоят, не ходят, функция рук не развита. Речевые нарушения грубые, по принципу анартрии, в 90% случаев умственная отсталость, в 60% судороги, дети необучаемы[21].

Прогноз двигательного, речевого и психического развития неблагоприятный.

Гиперкинетическая форма – связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной является билирубиновая энцефалопатия (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору).

Двигательные нарушения проявляются в виде гиперкинезов (насильственных движений), которые возникают непроизвольно, усиливаясь от волнения и утомления. Произвольные движения размашисты, дискоординированные, нарушен навык письма, речи. В 20-25% случаев поражен слух, в 1-% возможны судороги. Прогноз зависит от характера и интенсивности гиперкинезов[21].

Гемипаретическая форма – поражаются руки и ноги с одной стороны. Связано это с поражением полушария мозга (при правостороннем гемипарезе нарушается функция левого полушария, при левостороннем – правого).

Прогноз двигательного развития при адекватном лечении благоприятный. Дети ходят сами, обучаемость зависит от психических и речевых нарушений.

Атонически-астатическая форма – возникает при нарушении функции мозжечка. При этом отмечается низкий мышечный тонус, нарушение равновесия в покое и ходьбе, нарушение координации движений. Движение не ритмичны, нарушено самообслуживание, письмо. В 50% случаев отмечается речевые и психические нарушения различной степени тяжести.

У детей с церебральным параличом степень нарушения мышечного тонуса зависит от влияния тонических рефлексов. По мере созревания тех или иных структур мозга и под воздействием адаптивной физической культуры  мышечных тонус может изменяться

Глава 2. Роль адаптивной физической культуры в физическом развитии детей с детским церебральным параличом (ДЦП)

Коррекционно-развивающие направление адаптивной физической культуры имеет широкий диапазон решения педагогических задач, которые условно можно объединить в следующие группы:

1. коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, передвижении на лыжах, упражнения с предметами;

2. коррекция и развитие координационных способностей;

3. коррекция и развитие физической подготовленности;

4. профилактика, коррекция и развитие психических и сенсорноперцептивных способностей;

5. развитие познавательной деятельности;

6. формирование личности ребенка.

Адаптивная физическая культура оказывает оздоровительное, образовательное и воспитательное влияние на детей с детским церебральным параличом. Оздоровительное воздействие заключается в том, что в содержании физических упражнений, подвижных играх входят самые разнообразные движения (ходьба, бег, метание), в которых упражняется ребенок. Образовательное значение адаптивной физической культуры заключается в том, что способствует формированию жизненно важных двигательных умений и навыков, развивает двигательные способности. В то же время адаптивная физическая культура способствует развитию творческой деятельности ребенка и окружающего мира, формирование интересов, потребностей и привычки к занятиям  адаптивной физической культуре.  Неоценимо и воспитательное значение адаптивной физической культуры: она обеспечивает социальное формирование личности ребенка. Ребенок учится действовать в коллективе, подчиняться общим правила. Сознательное отношение к ним формирует волевое качества, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки.

Совместно с физическими упражнениями применяют массаж, трудотерапия, гидрокинезотерапия, физиопроцедуры, ортопедия. Широко используется санаторно- курортное лечение.

Знание общих закономерностей и особенностей формирования двигательной сферы детей с ДЦП представляет особую важность для поиска эффективных педагогических средств и методов коррекции двигательных нарушений [4].

Глава 3. Использование методов и средств коррекции адаптивной физической культуры в целях развития двигательных способностей детей с детским церебральным параличом (ДЦП) школьного возраста.

Оптимальное возрастное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно — сосудистой, дыхательной и других систем и органов ребёнка осуществляется благодаря набору разнообразных занятий с ним.

Гимнастические упражнения позволяют точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела, они в первую очередь развивают мышечную силу, подвижность в суставах, координацию движений. Гимнастические упражнения выполняются без предметов и с различными предметами (с гимнастической палкой, обручем, мячом), с дополнительным грузом, упражнения на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании. В самостоятельный раздел вынесены дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода и подвижности стоп, а также упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений.

Подвижные игры направлены на совершенствование двигательных навыков в меняющихся условиях, на улучшение функций различных анализаторов, обладают мощным общетонизирующим и эмоциональным воздействием. Это игры с элементами ползания, ходьбы, бега, метания, с преодолением различных препятствий.

Применяют спортивные игры по упрощённым правилам: волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис. Очень эффективны плавание в бассейне и катание на лошадях [21].

Среди нетрадиционных форм занятий адаптивной физической культурой при ДЦП можно выделить занятия в сухом бассейне, заполненном разноцветными шариками. Тело ребёнка в бассейне всё время находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, стимулируется чувствительность. Занятия развивают общую двигательную активность, координацию движений и равновесие. В сухом бассейне можно выполнять упражнения из различных исходных положений, например упражнения из исходного положения лёжа на животе укрепляют мышцы спины, развивают опороспособность рук и хватательную функцию кистей, тренируют зрительно — моторные координации, стабилизируют правильное положение головы.

Другой формой занятий с детьми с ДЦП является фитбол- гимнастика- гимнастика на больших упругих мячах.. Впервые фитболы стали использоваться в лечебных целях с середины 50-х годов 20 столетия в Швейцарии для больных с церебральным параличом. Применяются также Физиороллы- два соединённых между собой мяча, мячи-стулья(мячи с четырьмя небольшими ножками), мячи с ручками( хлопы), прозрачные мячи со звенящими колокольчиками внутри, большие массажные мячи. Фитбол выдерживает вес более 300 кг и при повреждении медленно сдувается. Применяются фитболы разного размера. Для детей 6 до 12 лет размер мяча -55 см. Размер увеличивается с ростом и возрастом. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой). При оптимальной и систематической нагрузке создаётся сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит положительное воздействие на психо-эмоциональную сферу.

Для детей с ДЦП важно использование уроков пластики и хореографии. С помощью них можно развивать чувство ритма, гибкость, координацию движений, правильную осанку, мышечно-суставный аппарат. Специальные упражнения для ног сначала изучают сидя, затем у опоры, стоя и лишь некоторые дети по мере их возможностей и освоения движений выполняют их без опоры стоя.

Развитие пространственных отношений происходит с помощью тренировки вестибулярного анализатора за счёт использования упражнений на матах и на батуте. Сюда входят упражнения для ориентировки в пространстве, такие как прыжки с поворотом, с переменой положения тела. В самых разнообразных вариантах используются кувырки, перекаты, группировки [21].

Можно использовать вращательные тренажёры, постепенно увеличивая длительность вращения с переменой направления и с различными положениями головы. Можно использовать большую автомобильную шину, внутри которой, согнувшись помещается больной. Толкают шину, она катится вместе с пациентом [19].

Совершенствование ритма движений осуществляется благодаря музыкальному сопровождению. Можно использовать бубен, барабан, ложки, магнитофон. Коллективно или индивидуально применять хлопки, удары рукой, топанье. Обучающий вместе с детьми делает хлопки, а затем прекращает их. Дети должны продолжить сами в том же ритме. Можно читать стихи или петь, сопровождая текст определёнными движениями. Под танцевальную мелодию дети могут выполнять свободные движения руками и ногами в заданном ритме, сидя или лёжа. Можно передавать предметы в шеренге или парами с сохранением заданного ритма. Идеально проводить занятия с «живым звуком», то есть с аккомпаниатором (под фортепиано или баян).

Семилетний  ребёнок должен использовать различные формы двигательной активности в объёме 6часов  в день,.

Методика АФК

Основные направления Адаптивного физического воспитания:

— Формирование жизненно важных двигательных умений;

— Развитие двигательных способностей;

— Воспитание личности;

— Развитие сохранных анализаторов;

— Коррекция психических нарушений;

— Предупреждение возникновения вторичных отклонений;

— Коррекция и компенсация нарушений в двигательной сфере.

Формы двигательной активности:

— Уроки АФВ;

— Двигательная рекреация;

— Нетрадиционные виды двигательной активности;

— Здоровье сберегающие технологии;

— Физическая реабилитация (ЛФК, ритмика)

— Экстремальные виды двигательной активности.

Задача АФК предупредить развитие вторичных отклонений в опорно-двигательном аппарате, функции равновесия, в пространственной ориентировке, сердечнососудистой и дыхательной систем, рационально использовать средства адаптивной физической культуры.

Методика обучения инвалидов двигательным действиям и формирование двигательных навыков.

Обучение двигательным действиям является одним из важнейших вопросов двигательной адаптации инвалидов к бытовой и производственной деятельности. Следовательно, программа физического воспитания инвалидов должна включать принципиальные вопросы обучения двигательным действиям. В свете современных теоретических и практических представлений о формировании двигательных действий процесс обучения необходимо рассматривать как целостную педагогическую систему, состоящую из 3 подсистем, которые отражают структуру и содержание реализации системы педагогических факторов [19].

Этап начального изучения двигательного действия, в процессе реализации которого решаются следующие ведущие задачи по обучению новым двигательным действиям инвалидов: — сформировать у инвалидов общее «представление о закономерностях изучаемого двигательного действия;

Научить техники изучаемого двигательного действия по частям; — сформировать предпосылки общего ритма изучаемого двигательного действия; — Устранить причины, провоцирующие возникновение ошибок в технике изучаемого двигательного действия.

Для решения поставленных задач применяется комплекс методов обучения: —

— Метод наглядной демонстрации;

— Словесный метод;

— Практический метод обучения, который реализуется в двух основных направлениях:

— Метод строго регламентированных упражнений, который предполагает изучение новых двигательных действий расчлененно-конструктивным способом и целостным способом;

-Метод частично регламентированного упражнения — использование разнообразных форм игровой и соревновательной двигательной деятельности инвалидов. При решении ведущих задач указанного этапа применяются методы расчлененно-конструктивного упражнения и наглядной демонстрации при сохранении доминирующего значения словесных методов.

Этап углубленного изучения двигательных действий: — углубить понимание инвалидами биомеханических закономерностей изучаемых двигательных действий;

— уточнить технику двигательных действий, изучаемых инвалидами, по пространственным, временным, пространственно-временным и динамическим характеристикам; — усовершенствовать общий ритм изучаемого двигательного действия; — сформировать предпосылки вариативного выполнения изучаемого двигательного действия [21].

Этап совершенствования (закрепления навыка выполнения двигательного действия):

— Закрепить навык техники изучаемого двигательного действия;

— Реализовать предпосылки к индивидуализации техники изучаемого двигательного действия;

— Расширить диапазон вариативного проявления техники изучаемого двигательного действия;

— Сформировать предпосылки в случае необходимости перестройки элементов техники изучаемого действия.

Для решения поставленных задач применяется комплекс методов обучения при преимущественном значении практических методов обучения. Система обучения новым двигательным действиям инвалидов включает подсистему контроля за качественным уровнем их техники, включающую в себя: — Степень автоматизации двигательного действия;

— Устойчивость двигательного навыка в условиях эмоциональных сдвигов;

— Диапазон вариативности проявления техники изучаемых двигательных действий;

Общими и обязательными принципами для всех методик ЛФК являются:

— Регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики;

— Строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием;

— Постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки. Способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими церебральным параличом:

1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактика тератогенеза, расширение диапазона движения.

2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.

3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.

4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.

5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.

6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.

7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).

8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.

9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.

10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.

Больные с церебральным параличом могут развивать мышечную силу посредством выполнения упражнений с постепенно увеличивающейся интенсивностью. Если не проводить таких тренировок, то потенциальные двигательные возможности останутся нереализованными.

При участии больных с церебральным параличом в спортивных играх необходимо применять игры, соответствующие их двигательной силе, или упрощать правила общеизвестных игр и условия их проведения. Например, если больные с церебральным параличом играют в футбол, следует отрегулировать величину ворот или расставить детей на местах игрового поля, где требуется меньше движений. Многие виды спорта предъявляют различные требования к степени двигательной активности, поэтому следует пересмотреть правила и используемый инвентарь. Важно тщательно учитывать индивидуальную двигательную активность каждого больного с церебральным параличом [1].

Двигательные функции при каждой форме церебрального паралича: спастической диплегии, атонической и астатической формах — отличаются своеобразием. Если при спастической диплегии сравнительно легче осваиваются упражнения, требующие непрерывного движения, то при астатической форме более подходящими являются кратковременные упражнения, дающие возможность чаще отдыхать между упражнениями. Если отдых и затрудняет развитие техники упражнений, он одновременно дает возможность предотвратить непроизвольные мышечные спазмы. Атоническая форма выдвигает несколько другую проблему. Больные с этой формой паралича особенно страдают при упражнениях на поддержание равновесия. Основная трудность выполнения упражнений для больных с церебральным параличом заключается в том, что каждый из них имеет свою двигательную силу, что важно учитывать при выборе вида упражнений.

Больным с церебральным параличом следует чаще давать возможность отдыхать, продолжительность и частоту отдыха — варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнений.

Важны также порядок и степень трудности упражнений. Программа упражнений с постепенным возрастанием степени сложности дает возможность выбрать движения, соответствующие силе больного ребенка.

Для выполнения на первой стадии занятий, в начальных классах школы, предусмотрены ходьба, подскоки, перепрыгивания, прыжки, броски, удары ногой, прием мяча и др.

В средних классах школы в программу занятий по физической культуре входят движения, дающие возможность оптимально разработать физическую силу.

В старших классах предусматривается овладение техникой разных видов спорта, эффективно поддерживающих достаточный уровень развития силы: ручного мяча, бадминтона, плавания, гольфа, а также вольные упражнения. Это дает возможность встречаться со многими людьми, расширять социальные контакты и по окончании школы с пользой проводить свободное время [21].

Индивидуальные и групповые занятия

Индивидуальные занятия направлены в основном на нормализацию координации движений, равновесия, мышечной силы.

Эти меры направлены на то, чтобы ребёнок овладел необходимым умением и навыками по самообслуживанию, если возможно, получил школьное образование.

Очень важно выработать у ребёнка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную учебно-трудовую ориентацию. И тут чрезвычайно велика роль родителей. Длительность индивидуального занятия составляет обычно 35 минут.

Групповые занятия имеют целью не только нормализацию двигательной деятельности, но и ускорение социальной реабилитации детей, поддержание уверенности в том, что они являются полезными членами общества. Обычно группы формируются без учёта возраста, степени тяжести и однородности двигательных нарушений.

Оптимальное количество детей в группе- не больше 8-10 человек. В конце уроков проводится подведение итогов, что вырабатывает у детей ответственное отношение к выполнению заданий.

На групповых уроках дети, благодаря наклонности к подражанию, быстрее осваивают отдельные движения и навыки, обучаясь и копируя друг- друга. Очень важен эмоциональный фон урока. С этой целью часто используют музыкальное сопровождение. [2].

Музыка способствует успокоению и расслаблению, освоению ритмических и плавных движений.

Глава 4 Комплекс физических упражнений для детей с детским церебральным параличом школьного возраста

Исходя из анализа литературных данных об особенностях физического развития детей с детским церебральным параличом нами разработан комплекс физических упражнений.

Упражнения начального этапа физической подготовки

Общеразвивающие и корригирующие упражнения.

Дыхательные упражнения. В исходном положении лежа на спине (сидя, стоя) развивать диафрагмальное дыхание, с акцентом на выдох. Выполнять удлиненный, углубленный выдох с одновременном произнесением звуков: «х-х-хо» (как согревают руки), «ф-ф-фу» (как студят чай), «чу-чу-чу» (паровоз), «у-у-у» (самолет). Звуковая гимнастика, сочетание дыхания с движениями.

Основные исходные упражнения и изолированные движения головы, рук, туловища. Исходное положение: лежа, сидя, стоя. Движения головой в разных направлениях. Одновременные движения руками вперед, назад, в стороны, вверх, вниз. Сгибание и разгибание предплечий и кистей рук. Поочередное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа движения. В исходных положениях лежа на спине, на животе, на боку, поочередное поднимание и отведение прямых или согнутых ног, сгибание, разгибание, а также круговые движения ими. Приседание всей ступне, стоя у опоры. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны[6].

Упражнения для формирования свода стоп, их подвижности и опороспособности. В исходном положении: сидя (стоя у опоры) сгибание и разгибание пальцев ног: тыльное и подошвенное сгибание стопы с поочередным касанием пола пяткой, носком; смыкание и размыкание стоп. захватывание стопами мяча, захватывание ногами мешочка с песком с последующими бросками его в обруч и передачей соседу по ряду. Ходьба по ребристой доске, массажному коврику, рейкам гимнастической стенки.

Упражнения для формирования равновесия. Движение головой сидя, стоя на коленях, стоя у опоры. Наклоны вперед-назад, вправо, влево; повороты вправо-влево. Из исходного положения лежа на спине (на животе) быстрый переход в основную стойку, принимая как можно меньше промежуточных исходных положений. Кружение на месте переступанием. Удерживание различных исходных положений на качающейся плоскости. Перешагивание через канат, лежащий на полу, гимнастические палки, бруски, лежащие на полу на расстоянии 1метр. Шагание с предмета на предмет.

Упражнения для формирования правильной осанки. Стойка у вертикальной плоскости с сохранением правильной осанки при движениях головой, руками, глазами в разных исходных положениях и при движениях рук. Сохранение устойчивости в сойке «одна ступня впереди другой» с открытыми и закрытыми глазами. Удерживание различный исходных положений на качающейся плоскости с движениями рук. Ходьба по гимнастической скамейке с приседаниями, с поворотом (переступанием), приставными шагами, переменными шагами вперед, назад, боком.

Лазанье и перелезание. Лазанье вверх и вниз по гимнастической стенке, не касаясь реек. Лазанье на четвереньках по ковровой дорожке, по гимнастической скамейке, наклонной доске. Пролезание через обруч, удерживаемый учителем ребром к полу вертикально.

Упражнения с большими мячами. Выполнение общеразвивающих упражнений (правильно удерживать мяч и перекладывать из рук в руки). Побрасывать мяч вверх, удары мячом об пол, броски мяча в стену правой, левой рукой и ловля его обеими руками. Попеременное ловля мяча одной рукой у пояса и выпускание на уровне груди в исходное положение стоя и сидя.

Игры: «У медведя во бору», « Два Мороза», « Попади в цель», «Передача мяча», «Считаю до пяти».   

Заключение

Двигательная активность была и остается необходимым условием нормального функционирования и развития человеческого организма.

Адаптивная физическая культура (АФК) в силу своей огромной роли в развитии, сохранении и поддержании физического, психического и нравственного здоровья становится важнейшим фактором, способным помочь инвалидам выстоять в современных условиях, сложившихся в социальной сфере. Адаптивная физическая культура  позволяет удовлетворять потребности детей с ограниченными физическими возможностями, в данном случае с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА), в двигательной активности, оптимизировать на этой основе психофизическое состояние и обеспечивать умственную, сенсорную и моторную дееспособность, необходимую в жизни.

Выводы:

1. Проанализирована научно-методическая литература по проблеме двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) школьного возраста.

В результате было выявлено, что наиболее актуальной формой для реализации и улучшения двигательной активности, расширения круга общения и знаний, уверенности в своих силах дает средства в адаптивной физической культуры.

2. Проанализирована литература о роли адаптивной физической культуры в физическом развитии детей с детским церебральным параличом (ДЦП)

В результате был сделан вывод, что для каждого ребенка необходима специальная программа, дающая возможность стимулировать двигательные функции, также контролировать динамику нагрузки.

3. Рассмотрены варианты коррекция двигательных нарушений детей с детским церебральным параличом с помощью средств и методов адаптивной физической культуры  детей.

Сделан вывод, что для успешного двигательного развития детей с детским церебральным параличом, необходимо осуществлять работу педагога физкультуры в тесном контакте с врачом.

4. На основе анализа литературных данных об особенностях двигательного расстройства детей с детским церебральным параличом и использование методов и средств в адаптивной физической культуре составлен комплекс физических упражнений для детей с детским церебральном параличом.

Литература

1. Адаптивное и физическое воспитание и спорт. / Под. ред. Д.П. Винника. – Киев.: Олимпийская литература. 2009.

2. Аксенова Л.И. и др. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2001.

3. Евсеев С.П. и др. Адаптивная физическая культура. – М.: Советский спорт, 2014.

4. Евсеев С.П. Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. – М.: Советский спорт, 2000.

5. Караулова Л.К. Расулов М.М. Физиологические основы адаптивной физической культуры. – М.: МГПУ, 2010.

6. Карпушин Б.А. Педагогика физической культуры. – М.: Советский спорт, 2013.

7. Козырева О.В. Иванов А.А. Физическая реабилитация. Лечебная культура. Кинезотерапия. – М.: Советский спорт, 2010.

8. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов /Под. ред. В.А. Лисовский. С.П. Евсеев. – М.: Советский спорт, 2004.

9. Макарова Г.А. Нефедов П.В. Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности. – М.: Советский спорт, 2015.

10. Марченко О.К. Основы физической реабилитации. – Киев.: Олимпийская литература, 2012.

11. Морозова О.В.  Ярошинская А.П. Учебно-методическое пособие Адаптивная Физическая Культура. – Астрахань: Сорокин Роман Васильевич, 2013.

12. Попов С.Н. и др. Лечебная физическая культура. – М.: Академия, 2014.

13. Полиевский С.А. Шафранская А.Н. Общая и специальная гигиена. – М.: Академия, 2009.

14. Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание со сложными нарушениями развития. – М.: Советский спорт, 2009.

15. Семья в психологической консультации /Под.ред. А.А. Бодалева,В.В. Столина. – М.: Педагогика, 1989.

16. Сладкова Н.А. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в клубах инвалидов. – М.: Советский спорт, 2012.

17. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата /Под.ред. Н.А. Гросс. – М.: Советский спорт, 2005.

18. Соколова Н.Г. Практическое руководство по детской лечебной физкультуре. – Ростов-на дону.: Феникс, 2010.

19. Физическая реабилитация /Под.ред. С.Н. Попова. О.В. Козырева, Н. М. Малашенко. – М.: Академия, 2013.

20. Хрущев С.В. Врачебный контроль за физическим состоянием школьников. – М.: Медицина,1980.

21. Частные методики адаптивной физической культуры. /Под.ред. Л.В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2007.

nsportal.ru

ДЦП: обзор методик реабилитации. Часть 1

Дети с ДЦП постоянно проходят курсы реабилитаций, в разных центрах – разные методы. Чем они отличаются друг от друга?

Разбираясь с методиками реабилитаций церебрального паралича, корреспондент Софья Бакалеева собрала столько материала, что он не уместился в одну статью. Поэтому – оговоримся сразу – данный обзор неполный и будет продолжен.

Приведенные здесь методики — лишь инструменты реабилитации и адаптации ребенка с ДЦП. Важно, чтобы они попали в руки грамотного специалиста. В руках профессионального реабилитолога, понимающего свою компетенцию, учитывающего и уважающего интересы своего пациента, все эти методики становятся способом подарить пациенту с ДЦП иногда — независимость, иногда — свободу передвижения, но всегда — уверенность в себе.

Главное: у каждого вмешательства, у каждого нового витка реабилитации должна быть цель. Не далекая и не  абстрактная — «быть здоровым» или «быть как все».

 

Посмотрим на правый столбик и увидим аббревиатуру — SMART («умный»). Концепцию SMART-целей давно используют в бизнесе, в частной жизни для решения конкретных проблем и в том числе в реабилитации. Она доказала свою эффективность.

Физическая терапия (англ. physical therapy) (не путать с физиотерапией)

Возраст: любой

Автор: первым упоминанием об эффективном использовании массажа, манипулятивных техник и гимнастики считают 1813 год, когда отец шведской гимнастики Пер Хенрик Линг (Per Henrik Ling) основал Королевский центральный институт гимнастики (RCIG). Однако официальным днем рождения специальности «физический терапевт» считается 1894 год, когда четыре британские медсестры объединились в общество, чтобы использовать лечебный массаж и гимнастику в своей клинической практике. Всемирная конфедерация физической терапии (WCPT) была создана в 1951 году, и сегодня насчитывает 106 стран-членов.

На чем основан: метод основан на научном подходе и принципах доказательной медицины (evidence-based medicine).

Кому подходит: пациентам, имеющим самые разные заболевания и состояния в области неврологии, травматологии, ортопедии, кардиологии, паллиативной медицины, с самым разным течением и прогнозом.

Цель: в максимально возможной степени восстановить и поддержать способность человека к движению и независимости, развивать функциональные движения, не допустить либо ограничить развитие осложнений, например, контрактур, деформаций, пролежней, помочь клиенту контролировать боль и поддерживать функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Задачи: в фокусе физической терапии находится движение, причем максимально активное, которое инициирует сам пациент. Физические терапевты считают его восстановление и поддержание — главной целью своей деятельности. С ним связана любая наша активность, оно помогает общаться с людьми, устанавливать социальные контакты, проявлять чувства. В любом нашем движении неразрывно переплетены физические, социальные и психологические факторы.

Суть метода: физические терапевты применяют физические (естественные) методы воздействия на клиента, основанные на движении, мануальном воздействии, массаже, рефлексотерапии и действии тепла, света, высоких частот, ультразвука и воды. Но основным считает механическую силу и движение. Результатом работы физического терапевта являются максимально активные и правильные движения, которые планирует, инициирует и выполняет уже сам клиент (пациент) в рамках своего двигательного потенциала.

Способ: вмешательство физического терапевта — это:

— специально подобранные физические упражнения: тренировка силы, равновесия, компонентов движений и т.д. с учетом нарушений клиента и ряда других факторов;

— приемы, помогающие клиенту выполнить то или иное движение;

— выбор и формирование правильных поз (положений тела), облегчающих состояние человека и/или препятствующих возникновению осложнений;

— техники и приемы правильного перемещения пациентов;

— подбор и адаптация технических вспомогательных средств реабилитации;

— обучение клиентов и тех, кто им помогает (если им приходится перемещать пациента), правильному двигательному поведению.

Принципы: В настоящее время физические терапевты, эрготерапевты, как и многие другие профессионалы, используют так называемый проблемно-ориентированный подход. Процесс состоит из следующих шагов: оценки, планирования вмешательства, собственно вмешательства и оценки эффективности вмешательства.

Работа физического терапевта начинается с оценки состояния всех структур и функций клиента, которые могут влиять на его движения, мобильность и иные функциональные возможности. Затем специалист, совместно с клиентом и/или его близкими, ставит четкие и понятные для клиента и членов его семьи цели вмешательства.

Формы работы: физический терапевт участвует в работе междисциплинарной команды, то есть, группы специалистов, в которую входят врачи, медицинские сестры, логопеды, психологи, педагоги и другие специалисты. В каждом конкретном случае команда формируется только из тех специалистов, помощь которых действительно нужна конкретному человеку и/или его семье. Работа в команде строится на партнерских взаимоотношениях между специалистами, все решения принимаются ими совместно после обсуждений, но при этом каждый член команды несет профессиональную ответственность за свою работу. Кроме профессионалов, в команду входят сам клиент и, достаточно часто, его родственники или другие близкие ему люди. Кооперация с клиентом, членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения — неотъемлемое условие успешной помощи.

Противопоказания: нет

Продолжительность курса: идея курсовой терапии отсутствует, вмешательство осуществляется для достижения конкретной цели

Эрготерапия

Возраст: любой

На чем основан: на научном подходе и принципах доказательной медицины (evidence-based medicine). Термин «эрготерапия» был принят как русский эквивалент общепринятого термина «Occupation Therapy». Как специальность эрготерапия сформировалась после Второй мировой войны, когда общество столкнулось с проблемой массовой инвалидизации людей работоспособного возраста и необходимостью их реабилитировать.

Кому подходит: всем, перенесшим заболевание/травму или имеющим нарушения развития от рождения, оказавшимся по этой причине зависимыми от посторонней помощи.

Цель: помочь в максимально возможной степени восстановить способность человека к независимой жизни.

Задачи: помочь людям с различными физическими и психическими нарушениями активно выполнять повседневные дела, например, обслуживать себя (одеваться, раздеваться, мыться, принимать пищу и т.д.), участвовать в продуктивной деятельности — играть, работать, а также проводить досуг, например, осваивать хобби, и, таким образом, достичь максимальной независимости во всех аспектах повседневной жизни. Также эрготерапия препятствует снижению активности клиента, усугублению нарушений и ухудшению его состояния.

Суть метода: Эрготерапевты работают с клиентами, которые из-за своих нарушений ограничены в таких областях, как самообслуживание, продуктивная деятельность и досуг. Они не только анализируют влияние нарушений на разные виды деятельности, но и учитывают при этом действие личностных факторов и факторов окружающей среды (социальных, физических, экономических) на функционирование каждого клиента в конкретных ситуациях. В целом эрготерапевт использует те виды активности, которые важны для клиента и направлены на достижение максимально возможного уровня его функционирования, независимости в повседневной жизни и, следовательно, на улучшение качества жизни. Например, для ребенка это могут быть навыки одевания, самостоятельного приема пищи, игры, планирования свободного времени.

Способ: вмешательство эрготерапевта — это:

— специально подобранные методы обучения клиента и/или его родственников и ухаживающих за ним людей;

— приемы, помогающие клиенту выполнить тот или иной компонент выбранной активности;

— приемы модификации и адаптации задачи, стоящей перед клиентом, облегчающие ее выполнение;

— разнообразные приемы развития и тренировки функции руки и кисти;

— техники и приемы правильного перемещения пациентов, ухода и помощи в выполнении всех необходимых видов деятельности;

— использование разнообразных методов адаптации окружающей среды;

— подбор и адаптация технических вспомогательных средств реабилитации.

Принципы: проблемно-ориентированный подход: оценка, планирование вмешательства, собственно вмешательство и оценка эффективности вмешательства.

Работа эрготерапевта начинается с оценки важных и необходимых для клиента видов деятельности, качества их выполнения, актуальных возможностей клиента и анализа факторов, которые мешают либо помогают эффективно что-то делать, включая особенности окружающей среды и состояние всех структур и функций клиента. Затем специалист, совместно с клиентом и/или с его близкими намечают конкретные цели вмешательства.

Формы работы: эрготерапевты работают непосредственно с отдельными людьми, группами людей или сообществами, помогая им выполнять то, что они хотят, вынуждены или обязаны делать, и адаптируют сам вид деятельности и/или окружающую среду (обстановку) так, чтобы люди могли эффективнее выполнить стоящую перед ними задачу.

Противопоказания: нет

Продолжительность курса: идея курсовой терапии отсутствует, вмешательство осуществляется для достижения конкретной цели

Бобат-терапия

Возраст: любой

Авторы: супружеская пара из Лондона — нейрофизиолог Карл Бобат и физиотерапевт Берта Бобат — разработала в 40-х годах ХХ века систему специальных занятий, которая получила название Бобат-терапия. В наше время концепция Бобат

www.miloserdie.ru

Методы медицинской реабилитации детей с дцп. Лечение детей с дцп

Детский церебральный паралич – заболевание при поражении головного мозга.

Как болезнь, связанная с нарушением нервной системы, которая может привести к инвалидности, она занимает первое место в России.

Современная статистика на 2019 год показывает, что за последние 6 лет число детей инвалидов в РФ увеличилось на 15,5 %. Лечение ДЦП в России и в остальном мире направлено на социальную адаптацию ребенка. Реабилитация состоит из комплекса навыков повседневного поведения, способности к принятию самостоятельного решения и общих принципов построения коммуникативных связей.

Методы лечения детей с ДЦП:

  • АФК (адаптивная физическая культура) – основа продуктивного лечения ДЦП у детей. АФК – это упражнения на координацию, обучение навыкам ползания и практика первых шагов. Метод лечения ДЦП при помощи адаптивной физической культуры служит главным инструментом для развития малыша в бытовой среде.
  • АРТ-терапия. Состоит из: рисования, музыки, лепки из глины или теста, танца. Выплеск эмоций, снятие напряжения и увлечение в процесс — всё это способствует уменьшению чувства тревоги и улучшению памяти и мышления.
  • ЛФК (лечебно-физическая культура) – комплекс лечебных процедур: закаливание, растяжка, массаж. Лечебная программа подбирается для каждого малыша индивидуально.
  • Занятия с логопедом-дефектологом. Зондовый массаж, увеличение запаса слов у ребёнка, постановка звуков, работа с мелкой моторикой.

Все эти методы должны применяться в симбиозе и на регулярной основе.

Коррекция детей с ДЦП процесс непростой, трудозатратный и пожизненный. ДЦП – не вердикт и взрослые люди веду нормальную повседневную жизнь. Это зависит от того, какая работа по устранению осложнения здоровья была проведена в детстве.

Успешная коррекция детей с ДЦП складывается из:

  • Психологическая помощь (упражнения на внимание и память, развитие мелкой моторики, упражнения на восприятие объектов, конструирование, рисование, упражнения на различение цветов).
  • Медицинская помощь (ЛФК, массаж, учебно-развивающие игры, гимнастика)
  • Коррекция речи (развития дыхания и голоса, формирования общего понимания речи, мимики и жестов)
  • Коррекция эмоций (сюжетно-ролевые игры, как способ формирования представлений о взаимоотношении и чувствах между людьми; применение театрализованных постановок книг и сказок для эмоциональной разгрузки детей; привлечение родителей в групповые занятия).
  • Социальная адаптация (установление у малыша навыка самостоятельного принятия решений).
  • Профессиональное обучение (получение детьми умений для последующего независимого существования).

Органичная совокупность физической реабилитации и социальной адаптации ребенка приносит существенные результаты.

ООО РЦ «Сакура» принимает пациентов из всех регионов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Уфы, Казани и других.

sakuramed.ru

Коррекция детей с ДЦП | Тарас Сенюк

Сегодня я начинаю цикл постов про ДЦП, как и в случае с Инсультом, запланировал сделать порядка пятнадцати постов на эту тему. В ближайшее время мы поговорим о таких вопросах как:

Детский церебральный паралич заявляет о себе не прогрессирующим симптокомплексом двигательных нарушений и прочих вторичных отклонений, которые связаны с нарушением развития центральной нервной системы.

Проведение качественной коррекции ДЦП позволяет снизить проявление симптомов, лучше адаптировать ребенка к жизни в обществе.


Лечение речевых нарушений при ДЦП

Нарушение речи при ДЦП возникает по двум причинам:

  1. Поражение речевого центра мозга.
  2. Нарушение процесса созревания некоторых участков, формирующих речевые навыки по мере взросления.

Стандартные упражнения на развитие моторики и логопедическая коррекция не дают результатов. Коррекция детей с ДЦП в такой ситуации требует применения разных методов. Они должны быть направлены на развитие речевых и интеллектуальных навыков, снижение спастики. Чаще всего у малышей диагностируются:

• дизартрия;
• анартрия;
• алалия;
• дислексия;
• ЗРР;
• ЗПР.

Методы коррекции речевых проблем при ДЦП направлены на снижение тонуса мышц, которые мешают нормальному произношению звуков. Для этого требуется совместная работа дефектолога, невролога и врача-психолога. Основные варианты лечения:

• разработка слухового внимания;
• коррекция речи у ребенка с ДЦП с помощью логопедической гимнастики; расслабляющего массажа;
• стимуляция голосовой реакции;
• развитие мелкой моторики.

Одновременно проводится нейропсихологическая коррекция детей младшего возраста с ДЦП. Это стимулирует развитие речи, улучшает словарный запас. При ранней диагностике и терапии удается добиться отличных результатов уже к 5–6 годам.


Методы двигательной коррекции


Коррекция любых двигательных нарушений у детей с ДЦП помогает увеличить активность. В комплексе с другими методами она учит малыша чувствовать свое тело, способствует развитию нервно-мышечной связи, снимает гипертонус мышечного корсета.

Для ребенка важно научиться выполнять простые движения, ползать и присаживаться самостоятельно, чтобы адаптироваться к окружающей среде.


Одним из наиболее успешных методов считается система двигательной коррекции ДЦП Светланы Грибовой. Она разработала комплексы упражнений, ориентированные на разные степени нарушений. С ее помощью малыша учат навыкам ползания, ходьбы, управления корпусом тела.

Для работы используются мячи, валики и другие приспособления, многие из которых родители без труда изготавливают самостоятельно.

Хорошую поддержку оказывают занятия в космическом костюме «Адели» и лангетах, УВЧ, иглотерапия, электрофорез, теплолечение.

Многочисленные отзывы родителей отмечают высокую эффективность плавания и водных занятий с целью двигательной коррекции ДЦП. Вода является уникальной средой для больного малыша:

• удается добиться полного расслабления мышц;
• стимулируется иммунитет;
• крохе легче контролировать собственное тело.

Упражнения для аквагимнастики подбираются индивидуально с учетом индивидуальных проблем, требующих лечения.

Одним из последних методов является дельфинотерапия. Ее применение в коррекции ДЦП показывает невероятные результаты, как и другие виды анималотерапии:

• стимулируются биологически активные точки на теле малыша;
• вибрация от тела дельфина работает как гидромассаж;
• контракт с животным дает ребенку положительный заряд, уменьшает раздражительность, нервозность.

Данные занятия при ДЦП рекомендуется проводить одновременно с психологической коррекцией.
Под контролем специалиста родители помогают своим детям осваивать следующие навыки:

• манипуляции с предметами, игрушками, канцелярскими принадлежностями;
• формирование мышления и логики;
• изучение цветов, оттенков, форм.

Коррекцию интеллектуальных нарушений у маленьких детей с ДЦП рекомендуется проводить индивидуально и в небольших группах. Поддержание режима занятий и отдыха дополняет методику лечения, делает ее более эффективной.

Уже завтра читайте на моем блоге Опоры для детей с ДЦП

ВЫЗДОРАВЛИВАЙТЕ

senuktaras.ru

10 главных двигательных коррекций для развития детей с ДЦП

При систематическом выполнении упражнений, улучшается спастическое состояние мышц, увеличивается подвижность суставов, за счет чего снижается повышенный тонус мышц. Это приводит к обратной связи в ЦНС, в связи с чем мозг получает правильные сигналы тело-голова-тело, что приводит к улучшению в двигательном развитии детей с ДЦП.

Обычно в процессе тренировки соблюдается порядок двигательного развития ребенка, но, как показывает практика, не все дети проходят промежуточные этапы. Есть дети, которые, не научившись ползать, научились ходить. Также есть дети, которые плохо держат голову, но могут стоять и даже самостоятельно передвигаться как ползком, так и на ногах. И это не мешает ребенку вернуться на ступень назад и научиться выполнять промежуточные этапы позже, несмотря на то, что он «перескочил» данный этап и выполняет функционал, не соблюдая порядок двигательного развития. И задача наших специалистов научить или подготовить ребенка к тем двигательным действиям, к которым он на данный момент готов.

Как научить ребенка с ДЦП держать голову

Подъем головы лежа на спине очень важный элемент в двигательной реабилитации детей с ДЦП. Дети, которых не могут держать голову, с трудом выполняют и другие упражнения. Поэтому умение держать голову очень важно для дальнейшего двигательного развития. Существует множество способов для контроля головы. Это подъем головы на мяче из положения лежа на спине, подъем с твердой поверхности из положения лежа на спине, подъем головы с помощью валика подложенного под грудь и плечи ребенка, подъем головы из положения лежа на животе, заинтересовывая ребенка игрушками. Очень важно использовать любую возможность укладывать ребенка на живот!!! Через не хочу, через нежелание, заинтересовывая чем угодно, пусть по чуть-чуть, но постоянно. Это основа основ! Вы сами удивитесь насколько ребенок окрепнет и станет со временем лежать дольше и охотнее. И ребенку будет гораздо легче перейти на новый уровень — перевороты.

Как научить ребенка с ДЦП переворачиваться

Если ребенок плохо держит голову, перевороты будут даваться ему намного труднее, поэтому при контроле головы нужно отрабатывать и перевороты. Перевороты со спины на живот выполняются за счет использования рук. Руки ребенка поднимаются кверху, сжимается предплечье или плечо, и легким нажатием за счет вращения плеча происходит переворот корпуса и бедра. Этот способ больше подходит для старших деток. Более легкий способ переворотов, который актуален для маленьких детей, это перевороты за счет нижних конечностей. Сжимаем колени ребенка руками, перекрещиваем ноги, верхнее бедро устремляем в противоположную сторону, т.е. если нога левая, переворот будет вправо. Вращение бедренного сустава, повлечет за собой переворот корпуса и таза. Когда ребенок много и долго лежит на животе, ему легче научится переворотам и получать от этого удовольствие. Он понимает, что может перемещаться таким образом, принимать более удобную для себя позу. И он готов к следующему этапу — ползание.

Отработка навыков ползания детей с ДЦП

Ползание на четвереньках – это основа вертикализации. Очень часто дети с высокой спастикой в ногах овладевают навыками ползания на животе по пластунски. Весь упор у них идет на верхний корпус и руки, и отталкиваясь кончиками пальцев ребенок делает рывок вперед, падая вниз лицом, и после этого высвобождая руки для следующего «ползка». Более лёгкое перемещение в пространстве — это ползание на четвереньках. Для начала нужно отрабатывать упор на руки. Когда руки ребенка окрепнут, ему будет легче подтягивать ноги и вставать на колени, и можно будет отрабатывать с помощью взрослого перемещение в позе на четвереньках. Перемещая одновременно вперед руку и противоположную ногу, т.е. правая рука — левая нога, затем левая рука — правая нога. Большим подспорьем при отработке ползания являются туторы на руки, которые фиксируют руку в прямом положении. Но здесь очень важно подобрать правильный размер и правильно зафиксировать руку. Этот этап у ребенка с ДЦП может затянуться на годы, и поэтому многие дети переходят на следующие этапы, толком не научившись ползать. Причем «застрять» на уровне ползания ребенок может надолго не в силу физических причин, а потому что мозг еще не созрел, и нужен толчок, обратная связь от вертикализации в пространстве.

Упражнения на равновесие

Равновесие, баланс или удержание позы ребенка в пространстве — это все одно и тоже. Всё сводится к свободному переносу веса тела с ноги на ногу, с руки на руку или с рук на ноги и обратно. В каждом положении тела мы должны удерживать равновесие — это одно из самых важных и необходимых навыков человека. Развить его можно многими упражнениями и тренажерами. Самый доступный и распространенный тренажер — балансир, который представлен во множестве вариантов. В виде балансировочной доски — на ней можно, стоя на четвереньках, качаться влево и вправо, или, развернув ребенка, вперед-назад. Также и стоя на ногах. Балансир в виде надувного диска — переминание с ноги на ногу, работа стопами, перенос веса тела с носков на пятки и тому подобное. Главное — научить ребенка работать тазом отдельно от плеч.

Как детям с ДЦП правильно садится и сидеть

Если больной не может правильно сидеть, то он не сможет правильно ходить. Умение сидеть означает, что ребенок сможет выполнять основное шаговое движение во время ходьбы, при этом сохраняя статическое и динамическое равновесие. Задача как родителей, так и специалистов, правильно усаживать ребенка. Чтобы ребенок сидел ровно, нужно предварительно снизить тонус нижних конечностей, опустить ноги со стула, добиться балансировки, следить за тем, чтобы спина была ровной

Как контролировать походку детям с ДЦП, у которых колени выгнуты назад (рекурвация)

При рекурвации ослаблены мышцы задней части бедра (хамстринг группа). Эти мышцы необходимо укреплять. Можно лежа на спине сгибать ногу, чтобы пятка касалась ягодицы. Затем можно тоже выполнять с утяжелителем. Такой же подъём ноги можно выполнять стоя, только необходимо следить, чтобы колено смотрело вниз и опорная нога не уходила в рекурвацию. Также ребенка необходимо приучать стоять и ходить с подсогнутыми в коленях ногами. И необходимо использовать специальные ортезы.

Для чего нужно тренировать позу «стояние на коленях»

Методы: стояние на двух коленях; стояние на одном колене.

Поза «стояние на коленях» — это переходное положение между позой на четвереньках и стоянием на ногах. Ребенок в положении на коленях учится удерживать свой вес и баланс с помощью бедер и прямой спины. Это одно из звеньев перехода с позы сидя в позу стоя. Это основа будущей вертикализации и прямохождения.

Тренировка ребенка с ДЦП прямостоянию

Правильное выполнение позы стоя — это основа будущей ходьбы и возможность научиться контролировать бедренные и коленные суставы. Правильная статическая поза — стоя — это когда ноги выпрямлены, корпус прямой, плечи и бедра на одном уровне. Есть динамическая поза стоя — это когда голова, конечности и корпус могут произвольно осуществлять движения и держать равновесие. Существует тренировка позы стоя с поддержкой за две руки, за одну руку. При этом есть большая разница — опора находится впереди ребенка или с боку от него. Также необходимо тренировать ребенка с поддержкой за таз и постепенно уводить поддержку вниз к стопам, т.е. постепенно переставляем руки вниз.

Если ребенок может сохранять равновесие, как статическое, так и динамическое, он готов к упражнениям, направленным на ходьбу.

Упражнения, направленные на ходьбу

Способы тренировки: инструктор держит ребенка за бедра и помогает ребенку вращать таз вправо и влево для того, чтобы запустить шаговые движения, и чтобы ребенок ощущал свои действия и переменный вес на опорные ноги. Также можно добиться шаговых действий с помощью фиксации и движения плеч ребенка.

Двигательная коррекция ДЦП

направлена на улучшение и исправление существующих функций, таких как: неправильный захват кисти, неправильная походка, отсутствие координации при ходьбе, гиперкинезы при напряжении во время осуществления какого-либо двигательного функционала. Коррекция двигательных нарушений детей с ДЦП проводится двумя путями: индивидуально и в групповых занятиях. ЛФК для детей с ДЦП составляется индивидуально, также индивидуально проводятся массаж и логопедические занятия. Групповые занятия направлены на социализацию детей.

Медицинский центра «Сакура» принимает пациентов из всех регионов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Уфы, Казани и других.

sakuramed.ru