Разное

Задания с буквой р для 1 класса – Обучение грамоте «Звуки [р], [р`] и буква Р»

Обучение грамоте «Звуки [р], [р`] и буква Р»

За лугами, над водой хлынул дождик проливной,

А потом повисло в небе коромысло.

Ребятишек радует та цветная…

Верно, это радуга.

А вы знаете, что….Чаще всего радуга возникает утром и вечером.

Чтобы запомнить порядок цветов радуги, — заучите стишок: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». (Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый).

А вы знаете, что радуга-  это кольцо. Но мы не видим её нижнюю часть, нам мешает Земля. Круглую радугу можно увидеть с борта самолёта, глядя на дождь сверху.

Какой первый звук в слове «радуга»? Вы догадались с каким звуком мы будем работать на нашем уроке?

В одном дворе жили две собаки, одна большая, другая – маленькая. В этот двор повадился ходить кот Васька. Собаки очень сердились на него и рычали: большая собака – р-р-р , а маленькая – р’-р’-р’.

Игра «Порычим как маленькая и большая собака»…

Характеристика звука. Звук согласный. Звонкий. Бывает твердым и мягким.

1. Найдите  слова на звук [р] и [р`].

2. Речевая зарядка

Тра – тро – тру – тры — — пра – про – пру – пры — — стра – стро – стру – стры

Ра – ра – ра – рама, рак, гора, нора

Ро – ро – ро – роза, роща, рот, перо.

Ру – ру – ру – руки, ружья, кенгуру

Ры – ры – ры – рыба,  рынок, рыжик, рысь.

3. Доскажи словечко

Лесники ее котят

Взять домой не захотят,

Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»,

Потому что это…   (рысь).

***

Слон шагает по дороге.

Вот так хобот! Вот так ноги!

Под слоном прогнулся мост.

У слона огромный…   (рост)

***

Как веселые звезды,

Средь розовой кашки

Цветут нам знакомые

С детства…   (ромашки)

4. Игра «Повторяй-ка» (или «Повторюшка» — кому как больше нравится)

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
начинается игра.
Я прошу со слогом ра
Повторить за мной слова:
И-рра, Ю-рра, Ве-рра, Ню-рра, Жо-рра, па-рра, ме-рра, фа-рра (и т.д), работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расческа, карандаш, пирамида, рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран, гараж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, равный, радость, раковина.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
продолжаем мы игру:
ррубашка, ррубанок (и т.д.), ручей, рука, рубин, па-ррус, рукав, рубить, рубаха, ручной, ружье, румяный, рукавица, беру, дыру, нору, жару, руки, ручка, рубка, русый, орудие, кукуруза

Ро-ро-ро, ро-ро-ро,
Много слов со слогом ро:
ррот, Ррома (и.т.д.), роза, роща, пе-рро, у-ррок(и.т.д.), герой, горох, пирог, сырой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры —
вот слова со слогом ры.
За мною слова повторяй,
но не зевай:
Как промолвишь слово «рысь»,
Так выходишь из игры.
Рыба, (рысь), рыжик, рытвина, (рысь), корыто, рык, (рысь), рысак, парЫ, (рысь), горы, куры, норы , дыры, (рысь), пожары, актеры, шоферы, мундиры, базары, (рысь), боксеры, шахтеры, помидоры, самовары, рыбаки, (рысь), пёрышко.

Слово повтори тогда, когда названа еда: метро, горох, порог, пирог, творог, мороз, мороженое, огород, сорока, пирОга, пирожное, макароны, сырок, сурок, ворона, дорога.

 А вот и буква Р.  Гляди-ка, а ремень ей идет!

 

1. Найди спрятанные буквы Р. Обведи их.

2. Раскрась только те ромашки, на которых буква Р написана правильно.

3. Добавь недостающий элемент буквы.

4. Помоги рыбаку поймать рыбку с буквой Р.

5. Раскрась большую букву синим, а маленькую — зелёным цветом. Заштрихуй букву Р по образцу . Найди и раскрась букву

Р справа.

 

6. Соедини с буквой Р только те предметы, названия которых начинаются со звуков [р] [р`].

 

7. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Р с правой стороны рисунка.

 

 

8. Волшебная цепочка

1. Замените первую букву в словах  роль, розы, росы:

роль – соль – моль – боль – толь;

розы – козы;   росы – косы.

2. Замените одну любую букву в словах: река – (

рука), роща – (роза), руки – (раки).

3. Начинайте каждое следующее слово с последней буквы предыдущего: рот – тир – рис – сыр – рог – граб – бук – корм – мир – роща.

4. Как из рва сделать лугров – рог – лог – луг.

9 . Игра «Десять раков»

1. Первый рак – из хлопка сшит.   (Рубашка.)

р – – а – к –

2. Второй рак – на Луну спешит.   (Ракета.)

рак – – –

3. Третий рак – долгожданный день.   (Праздник.)

– ра – – – – к

4. Четвертый рак – вспорхнул на пень.   (Рубанок.)

р – – а – – к

5. Пятый рак – сторожил дворец.   (Стражник.)

– – ра – – – к

6. Шестой рак – кислый леденец.   (Барбариска.)

– – р – а – – – к –

7. Седьмой рак – в портфеле твоем живет.   (Тетрадка.)

– – – ра – к –

8. Восьмой рак – ночью в окно ползет.   (Мрак.)

– рак

9. Девятый рак – круг для шефёрских рук.   (Баранка.)

– – ра – к –

10. Десятый рак – множество закарюк.   (Каракули.)

– – рак – – –

10. Найди слово

11.  «Наборщик»

1. Составьте как можно больше слов из слова реклама.

О т в е т : рама, река, лама, мак, лак, мера, мерка, рак, мел.

2. Слов больше, чем букв.

Даны буквы:

а, к, ч, о, р, у, т, г, л, с, е, д

Попробуйте из них составить как можно больше слов: а) начинающихся с Р; б) с Р в середине; в) любые другие слова с этими буквами.

О т в е т : а) рот, рота, рог, рука, ручка, рост, река, руда, рис, рак; б) игра, икра, грач, гора, друг, крот, круг, кросс, труд, кора, тигр, тир, торт, три, гречка, грек, град; в) лес, лесок, лесочек, лодка, дочка, точка, кочка, ласточка, оса, дело, стул, стол, сила, лиса, угли, лоси, кит, кот, ток, село, тело, доска.

12. 

похожа на флажок:
Палочка, на ней кружок.

Возьми любой цветной карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы Р. 

13. Читаем…

14. Пишем…

Учимся красиво писать здесь

 

 

 

15. 

 

 

Чистоговорки

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у мальчиков шары.

Ро-ро-ро – у рас новое ведро.

Ру-ру-ру – продолжим мы игру

Ре-ре-ре – стоит домик на горе.

Ри-ри-ри – на ветках снегири.

Ар-ар-ар – кипит наш самовар.

Ра-ра-ра – у мышонка есть нора.

Ре-ре-ре – носим воду мы в ведре

 

Ра-ра-ра – весь мусор уберем у утра.

Ро-ро-ро – весь мусор соберем в ведро.

Ре-ре-ре – метем усердно во дворе.

Ри-ри-ри – двор уберем – раз, два, три.

Ры-ры-ры – не заметили жары.

Ор-ор-ор – созрел красный помидор.

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь

 

Пословицы и поговорки

1. В труде рождаются герои.

2. Кто Родине изменяет, того народ презирает.

3. Недаром говорится, что дело мастера боится.

4. На чужой сторонушке рад родной воронушке.

5. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

Словарь

  • Рацион — порция и состав пищи на определенный срок.
  • Революция — это переворот, глубокое изменение в развитии явлений природы или общества.
  • Режиссёр — руководитель театральной, кино- или телевизионной постановки.
  • Рельеф — это все неровности земной поверхности(суша, дно океана, горы и т.д.)
  • Репетиция — это упражнения, предварительная работа, подготовка к исполнению, к выступлению.
  • Рефлекс — реакция организма на раздражение.
  • Риторика —  искусство речи.
  • Ровесник — человек одинакового возраста с кем- либо, сверстник.
  • Род —  ряд поколений,
  • Романтика — мечтательное настроение.

www.klass39.ru

Урок на тему «Знакомство с буквой «Р», звуки [р] и [р`]». 1-й класс

Цель занятия: организовать учебную деятельность по осмыслению и восприятию первичного материала – знакомства с буквой “Р”, со звуками (Р) и (Рь).

Задачи:

  • научить читать слоги, слова разной структуры (односложные, двухсложные) и предложения с буквой Р;
  • развивать и совершенствовать фонематический слух детей, устную речь, внимание и память;
  • воспитывать культуру труда, уважительное отношение к товарищам, умение работать самостоятельно и коллективно.

Оборудование: плакат “Репка”, карточки со слогами, набор сыпучего материала (фасоль, семечки, горох), карточки с изображением огурца, краба, рака, набор “цифры”, магниты.

Ход занятия

1. Организационный момент.

а) Хоровое чтение девиза.

— Прозвенел звонок, начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Букву новую изучим и слова мы с ней получим,
Постараюсь всё понять, многое хочу узнать.

2. Подготовительные развивающие упражнения.

а) Упражнения для глаз “Светофорик”.

— Дети, не поворачивая головы, глазами посмотрите на круги зелёный – налево, красный – направо, жёлтый – прямо.

б) Работа над дыханием: надуть шарик и спустить его.

в) Песенка для гласных:

“старшие сестрички” (а-о-у-ы-э),

“младшие сестрички” (я-е-ё-и-ю).

г) Упражнения для пальчиков “Речка спокойная” (пальчики тихо стучат по столу), “Речка шумная” (пальчики громко стучат по столу).

д) Работа над артикуляцией.

— Знаете ли вы, как разговаривают животные?

— Да!

Тигр рычит “р-р-р”, кошечка урчит “ур-ур-ур”, уточка “кря-кря-кря”, поросёнок “хрю-хрю-хрю”.

3. Работа над новым материалом.

1) Поисковая ситуация.

На доске написано:

  • ак
  • ека
  • от
  • ыба
  • ис

— Посмотрите, написаны буквы, а слова получаются?

— Нет!

— Почему?

— Нет первой буквы?

— Да!

— Я загадаю загадку про эту букву, а вы попробуете её отгадать и узнаете какую букву вставить в начало слова!

— Эта буква похожа на мачту и парус на лодке!

Ответы детей: Это буква “Р”!

Буква эр на лодке парус, вдаль плывёт небес касаясь.

— Давайте вставим эту букву в слова и прочитаем, что получилось.

Чтение слов: РАК, РУКА, РОТ, РЁВ, РИС.

2) Объявление темы занятия.

— Наверное, вы догадались, какая тема занятия у нас сегодня будет на занятии?

— Правильно, мы будем знакомиться с буквой Р, её произношением и чтением слов с этой буквой.

— Давайте произнесём первый звук в слове “рак”: (р-р-р), какой он?

— Твёрдый, согласный.

— Произнесём первый звук в слове “рис”: (рь-рь-рь), какой он? – мягкий, согласный. Показ карточек, где буква Р зелёная и синяя.

— Сколько слогов в слове РАК? (1)

— Сколько слогов в слове РЕКА? (2)

3) Закрепляющие задания:

“Буква в имени”

— Ребята, буква Р встречается во многих словах, в ваших именах и фамилиях например.

— Вы должны подойти к корзине и взять ленточку зелёную или красную, смотря какой звук твердый или мягкий в вашем имени. Нет звука (р), (рь) - ленточку не берёте.

— Например, имя — Мария, и я беру зелёную ленточку. Дети подходят к корзине и берут по очереди ленточки, произносят свои имена и называют звук.

Физкультминутка

— Отдохнём?

— Да!

Круглый бок, жёлтый бок
Сидит на грядке колобок
Врос он в землю крепко
Что же это?

— Репка!

— А я знаю удивительную русскую народную сказку “Репка”, а вы знаете?

— Да!

— Расскажите её нам!

Инсценировка сказки “Репка”.

— А хотите увидеть, какую дед вытащил репку?

— Да! Показ плаката репки со слогами: ра, ро, ре, ры.

— Посмотрите, какая репка!

— Опишите её! (Жёлтая, большая, сочная, вкусная)

— Как её можно употребить?

— Съесть или сварить кашу! Составьте предложение! “Сварила баба кашу”. “Каша вкусна”.

— Сколько слов в первом предложении, во втором? (Три, два)

ИЛИ:

— О чём эта сказка?

— О дружбе и взаимопомощи.

— Вспомним начало сказки: “Посадил дед репку”.

— Сколько слов в предложении?

— Три! На доске схема предложения: ____ _____ _____.

— Как закончилась сказка?

— “Вытащили репку”.

Схема предложения: _____ _____.

— Сколько слов в предложении?

— Два! Показ детьми карточек с числами.

Весёлое задание “Кто быстрее получит слово с буквой Р”.

На плакате “Репка” слоги: РЕ РА РО РЫ.

— Ребята, а умеете ли вы читать слоги?

— Давайте прочитаем!

— С этими слогами мы получим слова! На магнитной доске картинки: “горох”, “краб”, “рысь”, “огурец”, “репа”.

— Вы ещё не можете прочитать слова, т.к. не все знаете буквы, но картинка вам поможет не ошибиться, и вы вставите в слово нужный слог.

Динамическая пауза “Какой звук?” со словами: РЕПА, КРАБ, ГОРОХ, РЫСЬ.

— Какой звук (р) или (рь) в слове “огурец”, твёрдый или мягкий?

— Если твёрдый, то приседаем, если мягкий – маршируем.

Слова: кукуруза, черепаха, морковь, якорь, динозавр, орёл, стрекоза, верба, жираф, рысь, гриб, крот, ириска, ручей, берёза.

4. Релаксация “Конструирование буквы”

На столе лежат горох, фасоль, гречка, семечки, макароны и листы бумаги.

— Ребята, а любите ли вы рисовать, лепить, конструировать?

— Попробуйте на листе бумаги получить изучаемую букву Р, а помогут вам в этом ваши умелые ручки!

Дети конструируют букву из сыпучего материала.

— Молодцы!

5. Рефлексия на занятии

Подведение итогов по схеме:

Я вспомнил.

Я узнал.

Я научился.

(Узнали, что буква Р имеет два звука, научились читать слова c новой буквой.)

— Для чего нам нужна буква Р?

— Для получения новых слов.

— Как запомнить букву Р и не спутать с другой буквой?

Дети выходят из-за столов:

— Как запомнить букву Р?
Каждый может, например —
Руку на бочок поставить
И друг другу ЭР представить!

urok.1sept.ru

Звук и буква Р, р. Видеоурок. Русский язык 1 Класс

Сегодняшний урок начинается с очень важных слов, которые должны знать все люди – и маленькие, и взрослые. Прочитайте их и догадайтесь, о какой букве сегодня пойдет речь.

  • Ребенок
  • Родился
  • Родители
  • Родня
  • Родной край
  • Родина
  • Россия (наши предки называли её Русь и говорили: «Родной край – сердцу рай»).

Конечно же, это буква Р. Сегодня мы поговорим о букве «Р р» и звуках, которые она обозначает.

Дадим характеристику звуку [р], т. е. расскажем, какой он. Произнесите звук [р] и понаблюдайте, как ваш язычок приподнялся кверху и загородил проход для звука. Звук получился очень звонкий, даже рычащий. А значит, это звук – согласный.

Проверим звонкость этого звука. Чтобы это сделать, нужно положить руки на горлышко или на ушки и произнести звук [р]. Ощутите вибрацию своего горла. Вибрация будет очень сильной, потому что звук этот очень рычащий. Часто поэты в своих стихах используют звучание этого звука. Вот пример такого стихотворения:

Р-Р-РЫ!

Вышел лев из-за горы

И, подумав, молвил:

– Р-р-ры!

Подлетели какаду:

– Что имели вы в виду?

Р-р-р-разорву и

р-растерзаю?

Р-р-р-разнесу и

р-раскидаю?

Р-р-р-распугаю

всех подряд?

Лев сказал:

– Я просто

Р-Р-РАД!

Г.М. Кружков

 

Это стихотворение очень убедительно доказывает звонкость звука [р]. А еще слово «ура» стало таким радостным и звонким тоже благодаря этому звонкому звуку [р].

Также мы можем выяснить мягкость и твердость звука [р]. Произнесите слово «ура». Звук [р] в этом слове твердый. А теперь проверим, встречается ли мягкий звук [р’] в словах нашего языка. Вспомните названия месяцев:

  • сентябрь
  • октябрь
  • ноябрь
  • декабрь
  • январь

Все эти слова заканчиваются мягким звуком [р’]. Значит, у твердого звука [р] есть мягкая пара [р’].

Потренируемся узнавать эти звуки в словах. Отгадайте загадки и скажите, в названиях каких грибов есть нужные нам звуки [р] или [р’].

И под старою сосною,

Где склонился пень-старик,

Окружен своей семьёю,

Первый найден …   

(боровик) (рис. 1)

Рис. 1. Боровик (Источник) 

В этом слове твердый звук [р]

 

После дождика подружки

Поселились на опушке.

Шляпки разноцветные –

Самые заметные.

(сыроежки)

В этом слове твердый звук [р]

 

Не спорю, не белый –

Я, братцы, попроще…

Расту я обычно

В берёзовой роще.

(подберёзовик)

В этом слове мягкий звук [р’]

 

Стоит мальчонка –

Рыжая шапчонка.

(рыжик)

В этом слове твердый звук [р]

 

Бледная она стоит,

У неё съедобный вид.

Принесешь домой – беда,

Будет ядом та еда.

Знай, что этот гриб – обманка,

Враг наш – бледная …

(поганка)

В этом слове нет звуков [р] или [р’]

 

В шляпке беленькой на ножке

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзине пусть

Полежит съедобный …

руздь) (рис. 2)

В этом слове твердый звук [р]

Рис. 2. Грузди (Источник) 

 

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной.

У меня свои повадки:

Я всегда играю в прятки.

И хоть на вкус я горьковат,

Но людям послужить я рад.

(горькушка)

В этом слове мягкий звук [р’]

А вот кто-то важный, на беленькой ножке.

Он с красной шляпкой,

На шляпке горошки.

(мухомор) (рис. 3)

В этом слове твердый звук [р]

Рис. 3. Мухомор (Источник)

Назовем имена, в которых встречается твердый и мягкий звуки [р] или [р’].

 

Твердый звук:

Рома

Рая

Руслан

Мягкий звук:

Римма

Рита

Рената

 

Приведите свои примеры.

А теперь отправимся в сказочный музей. Нас сегодня там встретят сказочные герои, имена которых начинаются на букву Р. Назовем их и определим, какой звук (мягкий или твердый) означает буква Р в каждом слове.

Вот прекрасная Русалочка (твердый звук [р]) (рис. 4).

Рис. 4. Русалочка (Источник)

Курочка Ряба (мягкий звук [р’]) (рис. 5).

Рис. 5. Курочка Ряба (Источник)

Рассеянный с улицы Бассейной (твердый звук [р]) (рис. 6).

Рис. 6. Рассеянный с улицы Бассейной (Источник)

Репка, которую помогла вытащить маленькая мышка (мягкий звук [р’]) (рис. 7).

Рис. 7. Репка (Источник)

Рыбак с золотой рыбкой, которая могла исполнить все желания (твердый звук [р]) (рис. 8).

Рис. 8. Рыбак и золотая рыбка (Источник)

Очень храбрый Рикки-Тикки-Тави (мягкий звук [р’]) (рис. 9).

Рис. 9. Рикки-Тикки-Тави (Источник) 

И твердые, и мягкие звуки на письме обозначает буква Р. Печатные буквы Р и р отличаются только размером.

 

Ножка, справа голова –

Р рычит страшнее льва.

 

Подумаем, на что же похожа буква Р? Прочитайте стишки:

 

Подсказать нам Рома смог:

Р похожа на флажок (рис. 10)!

Рис. 10. Флаг (Источник) 

 

Р – турист идет в поход,

За спиной рюкзак несет.

 

Буква Р на мечте парус,

Вдаль плывёт, небес касаясь.

 

Дрожу от страха до сих пор! – воскликнуло полено,

– Похожа буква на топор! Расколет непременно!

 

Буква на дороге

Р вдали видна…

Передохни, шофёр, немного:

Стоянка здесь разрешена.

 

Как запомнить букву Р?

Каждый может, например,

Руку на бочок поставить

И друг другу Р представить.

 

Попробуйте изобразить букву Р. А еще её можно вылепить из пластилина или выложить из каких-нибудь предметов.

Писатель Виктор Хмельницкий увидел букву Р в цветке и говорил о ней так: «Буква Р, скорее всего, выросла на лугу, среди трав и цветов. У нее стройный стебелек. Она стала бы, наверно, красивым цветком, но, застеснявшись, так и не раскрыла бутон. Буква эта так скромна, что не любит, когда о ней говорят и называют по имени. Вот и легче кому-то написать Р, чем произнести».

Если вы пока еще плохо проговариваете звук [р] или [р’], то рассказывайте скороговорки или учите стишки, например вот такие:

 

Рыбке рак – ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.

(В. Лунин)

 

Помогите рыбаку выловить букву Р, отыщите её среди других букв.

Прочитайте слоги:

Ар – ра

Ор – ро

Эр – рэ

Ыр – ры

Ур – ру

Ир – ри

Найдите слог, в котором звук [р’] мягкий. Конечно же, это ри, а подсказала нам это буква И, потому что она пишется после мягких согласных, чтобы показать мягкость звука.

Заменяя одну букву в слове, можно получить совсем новое слово:

Рыл – мыл – мол – мал – мил – мир – мэр

Прочитайте слова в левом и правом столбике и найдите подходящие по смыслу слова:

 

Он

Она

Оно

Они

Рыли

Рыл

Рыла

Рыло

 

Проверьте: он рыл, она рыла, оно рыло, они рыли.

Сравните письменные и печатные буквы (рис. 11):

Рис. 11. Письменные и печатные буквы Р, р (Источник)

Научимся писать заглавную письменную букву Р (рис. 12). С этой буквы, кстати, начинается и слово ручка, которой все пишут.

Рис. 12. Заглавная письменная буква Р (Источник) 

Заглавная письменная буква Р состоит из двух элементов. Пишутся они отдельно друг от друга. Начинаем писать букву на дополнительной строке: сверху вниз опускаем прямую наклонную линию, ведем её влево, пересекаем контрольную линию рабочей строки и продолжаем вести линию вниз. Немного не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление влево, коснувшись её. Отрываем руку и прописываем второй элемент – шапочку. Сверху над первым элементом пишем полуовальную линию снизу вверх, вправо и закругляем влево. 

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке. При написании заглавной письменной буквы Р возможны такие ошибки: второй элемент буквы – шапочка – съехала в сторону и оказалась не посередине первого элемента; шапочка слишком маленькая или очень большая. Попробуйте написать букву в тетради сами. Вспомните о правилах посадки во время письма. Элементы заглавной буквы Р можно написать и в другом порядке: сначала – шапочку, а потом – палочку с закруглением влево. Тогда букву будет удобнее соединять без отрыва, с помощью дополнительной соединительной линии, с другими буквами в слове. Попробуйте написать сами букву способом с соединительной линией.

Маленькая письменная буква р совсем не похожа на заглавную (рис. 13).

Рис. 13. Маленькая письменная буква р (Источник)

В ней два элемента, которые можно писать с отрывом или слитно. Напишем букву первым способом – с отрывом. Начинаем писать букву на верхней линии рабочей строки: сверху вниз ведем наклонную влево линию, пересекаем нижнюю рабочую строку и продолжаем вести вниз до центра дополнительной строки, потом отрываем руку и от середины рабочей строки начинаем писать второй элемент; выписываем небольш

interneturok.ru

Буква Р задания для дошкольников с картинками

Цель занятия: изучаем букву Р, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

Задачи:

  • познакомить дошкольника с буквой Р, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Р по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Радуга
Рыба
Рябина
Редис

  1. Как рычит собака? (Р-р-р!..)
  2. Какой звук есть и в слове РЫБА, и в слове КОМАР, и в слове МАРКА?
  3. В начале, в конце или в середине слова звук [р] в слове РЫБА? — КОМАР? — МУХОМОР? — МАРКА? — ПАРОХОД?

Когда мы произносим звук [р], кончик языка поднимается за верхние зубы и там дрожит. Произнеси: РРР.
Язык мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [р].

  1. Гласный или согласный звук [р]?
  2. Звонкий или глухой этот звук? Почему?
  3. Какие еще звонкие согласные звуки ты знаешь?

Задание: печатная буква Р для дошкольников

Рассмотри букву Р, напиши ее в воздухе. Нарисуй палочку (вертикальную) и преврати ее в букву Р. 

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Распечатать Скачать файл

Продолжи фразу

Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,
Потому что это…(рысь).

Где обедал, воробей?
В зоопарке у… (зверей).

Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная… (радуга).

В реке большая драка:
Поссорились два… (рака).

Сказка про букву Р

Рыжий город
Одного мальчика дразнили рыжим. Мальчик этот очень переживал и решил уйти из дома, все равно куда. Лег пораньше спать и видит сон: как будто он уже ушел из дома и идет куда глаза глядят. Смотрит — ворота стоят, а на них написано:

«Добро пожаловать в Рыжий город!» Вошел он — и ахнул.

В этом удивительном городе все было рыжим-прерыжим. Рыжие ручьи текли по рыжим травам и впадали в рыжие реки. А над реками рыжие радуги повисли.
Рыжие рыбаки ловили в этих местах рыб и раков.
По радио передавали «Рыжий вальс», и все рыжие-прерыжие люди радостно улыбались.
Тут к нему подошла рыжая-прерыжая девочка:

«Ты почему такой грустный?»
«Меня все рыжим дразнят»,— хмуро ответил мальчик.
«Какой глупенький,— засмеялась девочка.
— А ну-ка, посмотри на солнце, какого оно цвета?»
«Ну, рыжего»,— робко сказал мальчик.
«И мы — рыжего! Значит, все мы — маленькие солнышки. Радоваться надо!..»

И тут мальчик проснулся. Выбежал он во двор, а мальчишки тут как тут: «Рыжий, рыжий, конопатый!» А он только рассмеялся и хитро подмигнул рыжему солнышку…

(Г. Юдин)

Загадки для детей на букву Р

По волне, по волне
Плывет музыка ко мне.
(Радио)

Стоит красивый сундучок,
Его не тронешь — он молчок.
А стоит ручки повертеть,
Он будет говорить и петь.
(Радиоприемник)

Крашеное коромысло
Над рекой повисло.
(Радуга)

Под водой живет народ,
Ходит задом наперед.
(Раки)

Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост
— Понесется до звезд.
(Ракета)

В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?
(Рябина)

Щеки красные, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(Редис)

Летом бежит.
Зимой спит.
Весна настала —
Опять побежала.
(Река)

Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит.
(Река)

Зубов много, а ничего не ест.
(Расческа)

Входишь в одну дверь,
А выходишь из трех.
Думаешь, что вышел,
А на самом деле вошел.
(Рубашка)

Стальной конек по белому полю бегает,
За собой черные следы оставляет.
(Ручка)

Круглая, да не мяч,
Желтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар,
С хвостиком, да не мышь.
(Репа)

Новая посудина, а вся в дырах.
(Решето)

Кто ни прикасается —
За того цепляется.
(Репейник)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем
— Ищем, ищем, не найдем.
(Роса)

Четверо ребят
В одной шубе сидят,
А пятый — в шубенке
Стоит в сторонке.
(Руки в варежке)

Сижу верхом не на коне,
А у туриста на спине.
(Рюкзак)

Осень в сад к нам пришла.
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют.
(Рябина)

Пословицы и поговорки на букву Р

В труде рождаются герои.
Правду как ни прячь — наружу выйдет.
На чужой сторонушке рад родной воронушке.
Недаром говорится, что дело мастера боится.

Веселые стихи про букву Р для детей

Резинка
Я — ластик, я — резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста:
Помарку стерла я с листа!
(В. Берестов)

Ворона
— Кра! — кричит ворона.
— Кража! Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую коробку!
— Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана.
— Как!
— Подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно.
— Что ж вы раньше не сказали?!
Кар-р-раул!
Кар-р-рман укр-р-рали!
(В. Орлов)

Рыбке рак — ни друг, ни враг.
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок.
(В. Лунин)

Ружье, заряженное пробкой,
Ерш подарил рыбешке робкой.
С тех пор драчливый черный рак
Не затевает с нею драк.
(Г. Сатир)

Вместе с тучей золотистой
Просыпается горнист.
Голосисто-голосисто
Заливается горнист:
«На лугу трава не смята!
Солнце смотрит в реку!
На зарядку-ка, ребята!
На за-ряд-ку-ка-ре-ку!»
(В. Левин)

Ручка
Буквы печатные
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама.
Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг дружку за ручки.
(В. Берестов)

Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат —
Наша грядка просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
То запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку:
Что растет на нашей грядке?
(В. Коркин)

Про букву Р
Потерялась буква Р.
Где? В трамвае, например.
Или мы ее вчера
Не забрали со двора?
Уронили в гастрономе,
Не нашли за дверью в доме?
Или спрятали (проверьте!)
В распечатанном конверте?
Может, милиционер
Приведет нам букву Р?
Но сказала громко Маша:
— Отыскалась буква наша!
Посмотри, как просто это:
Рыба! Рак! Река! Ракета!
(В. Творогова)

Почему?
Не скажу я никому,
Почему тигры рычат: «Га-р-р»,
Вороны кричат: «Кар-р-р»,
Кони хрипят: «Хр-р-р»,
Ставни скрипят: «Скр-р-р».
Не скажу я никому. Почему
Кенар поет: «Тью-ир-р-р»,
Летит вертолет: «Др-р-р»,
Трактор ревет: «Тр-р-р»,
Катер плывет: «Шр-р-р».
И не догадается никто.
Что
Тигры рычат,
Вороны кричат,
Ставни скрипят,
Кони храпят,
Чтоб научить всех ребят
Трудное «р-р-р-р» выговаривать!..
(П. Высоцкий)

Беда Олесика
У Олесика всегда
С буквой «эр» была беда.
Скажет «рак» —
Выходит «лак».
Вместо «рожь» —
Выходит «ложь».
У щенка, который злился.
Он рычанью научился.
И теперь назло беде
Произносит «эр» везде:
«Крокодир» и «мороток»,
«Мороко» и «коробок».
В зоопарке «рев» и «рвица»…
У кого же «эл» учиться?
(Н. Тимчак)

Разлетаемся, слетаемся.
Мы на роликах катаемся.
Развеселые танцоры,
Резвые, как метеоры.
(В. Берестов)

Раки,
Эх, и забияки!
Не обходятся без драки.
То и дело меж собой
Затевают драки.
(Ф. Бобылев)

Прогремел над черной тучей,
Прорычал над рыжей кручей,
Пусть в горах грохочет гром!
Все равно гулять пойдем!
(С. Погореловский)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Полезные материалы

doshkolnik.net

Буква Р — Заюшка


 

 Слоги с буквой Р

ра   ро   ру   ры   ри   ре   ря   рю  рё

 

 Слова на букву Р с картинками

 

       ручка

 

        ры-ба

 

    ра-дуга
 
      рак
 
           ре-ка
 
      ро-за
 
 

Стихи с буквой Р

 

Радуга.

 

Радостная радуга разная-разная —

Синяя, зеленая, голубая, красная…

Разноцветной радуге в небе очень весело!

Радуемся радуге и поем ей песенку:

 

Радуга-дуга распрекрасная

После дождика в небе светится,

Ярких семь полосочек радуги

Разноцветные, разноцветные!

Радуга-дуга всех обрадует,

Птички песенку радуге споют,

Дети залюбуются радугой,

Семь полосочек радость принесут!

 

 

Буква Р

 

Буква Р такая важная,

И родная, и отважная.

Почему, меня спросили?

Ведь на букву Р — Россия,

Родина, родня и белые ромашки,

Роща, речка, радость, чистый ручеёк,

Русская земля родная наша,

Рожь — краюшка хлеба и на поле колосок!

 

Слова и слоги с буквой Р
Раскраски с буквой Р
Чистоговорки с буквой Р
Задания с буквой Р

 
Другие буквы — Азбука от Заюшки с картинками, детскими стихами и заданиями.
 
Материал предназначен для родителей и воспитателей, для использования дома и в детском саду.
Копирование материалов для распространения в интернете запрещено.

www.zaiushka.ru

Звуки [р] и [р’]. Буква Р, р. 1 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

Звуки [р] и [р’]. Буква Р, р.

1 класс

Дерябина Светлана Алексеевна

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Верхотурье 2018

Предмет: Обучение грамоте В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и др. 1 класс. УМК «Школа России».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: Познакомить с буквой «Р» и звуками, которые обозначают букву, с ролью звука и буквы в русском языке.

Задачи урока:

Предметные:

-формировать умение выделять звуки [р], [р’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы в ленте букв; соотносить все изученные буквы со звуками.

Метапредметные:

Регулятивные:

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

— определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

— отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

-действовать по образцу и заданному правилу.

Познавательные: развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно- соревновательное общение со сверстниками.

Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

Обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что звуки [р], [р’] обозначаются буквой Р, научиться печатать строчную и заглавную букву р, читать слоги с изученными буквами, давать характеристику изученным звукам.

Оборудование:  учебник, тетрадь, картинки рыб, образцы печатных и письменных букв, плакат звуко-буквенный ряд.

Образовательные: познакомить с изменением имен прилагательных по родам; развивать умение определять род имен прилагательных.

Развивающие: способствовать развитию грамотной речи, внимания, логического мышления, умению сравнивать, делать выводы.

Воспитательные: формировать хорошее отношение к труду; формировать навыки коллективного труда, интерес и любовь к родному языку.

Методы: деятельностный, частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный.

Формы организации: групповая, парная, фронтальная.

Формируемые УУД.

Личностные – учебно-познавательный интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные – умение определять и формировать цель урока, последовательно планировать свои действия, вносить коррективы в свои действия с учетом допущенных ошибок, прогнозировать, формулировать выводы, способность к самооценке и взаимооценке.

Познавательные – умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы пользуясь своим жизненным опытом, информационный поиск, смысловое чтение, умение пользоваться знаково-символическими средствами, умение устанавливать причинно-следственную связь, выдвижение гипотез и их доказательство.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь характеризовать звуки [р], [р’];

  • уметь читать слоги и слова со звуками [р], [р’].

Личностные:

Метапредметные:

Регулятивные: уметь определять учебную задачу на уроке, оценивать правильность выполнения решения на уровне адекватной оценки, высказывать свое мнение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и принимать мнение других.

Познавательные: уметь ориентироваться в знаниях, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой опыт и текст учебника.

Основные понятия: звук, согласный, твердый, мягкий, звонкий.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Ресурсы:

Ход урока

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

– Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь друг с другом ладошками!

Мотивация к учебной деятельности.

  • Ребята, как вы думаете, как пройдет наш урок?

  • Я тоже думаю, что у нас сегодня все получится!

Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

– Я буду произносить звук, а вы определите гласный он или согласный, если согласный вы будете поднимать синюю карточку, если гласный, то красную. Готовы? Начинаем! А, Т, Л, У, Ы, К, О, А, С и т.д. (звуки могут повторяться)

– Отлично! Кто считает, что полностью справился с заданием, поднимите руки вверх.

– Какую букву мы с вами изучали на прошлом уроке? (Мы изучали букву Л).

– Какой звук она обозначает? (Она обозначает звуки [л] и [л’])

– А что мы об этом звуке узнали? (Мы узнали, что этот звук согласный, звонкий, может быть твердым и мягким)

– Ребята, я знаю, что вы можете назвать много слов с этими звуками, поэтому предлагаю поиграть в игру, кто больше. Для этого разделитесь на 4 команды. Каждая команда по очереди называет слово со звуком [л] или [л’]. Победит, та команда, которая назовет больше слов. Начали! (Команды по очереди называют слова. Звук может находиться в начале, в середине и в конце слова.)

– Какие же вы, ребята, молодцы! Все команды отлично работали, но победитель один! Давайте похвалим все вместе команду-победителя! МОЛОДЦЫ!

Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

– Послушайте пословицу: Жизнь прожить – не поле перейти. Объясните смысл пословицы. Когда мы так говорим?

– Послушайте слова и скажите, что это за группа. Щука, карась,окунь, карп, ерш, лещ. (Это названия рыб).

– Где обитают все эти рыбы? (Перечисленные рыбы обитают в реке)

– Что общего между словами рыба и река? (Первый звук [р])

– Хорошо! Какая тема урока? (Буква Р)

– Какова цель нашего урока (Познакомиться с буквой «Р» и звуками, которые обозначают эту букву).Давайте составим план и будем действовать придерживаясь этого плана: (учитель направляет детей, помогает им составить верный план)

  1. Гласный или согласный звук.

  2. Твердый или (и) мягкий.

  3. Звонкий или глухой.

  4. Парный или непарный.

Открытие нового знания

Далее учитель вместе с ребятами действует по составленному плану, при этом дети должны доказать, почему они думают именно так, а не иначе.

– Со звуками мы с вами разобрались. Но чего нам не хватает для полноты знаний? (Мы хотим узнать, как пишется буква Р и р.)

– Тогда давайте вернемся к нашим рыбкам.

Физминутка

Работа в парах. В каких названиях рыб есть звуки [р] или [р’]. Щука, карась, окунь, карп, ерш, лещ. (В словах карп, ерш, ерш есть звук [р]). Учитель выбирает картинки с названиями рыб, а дети определяют, в какой части слова произносится этот звук и соответственно выделяют букву, которая соответствует этому звуку.

Первичное закрепление

– Составьте рассказ по картинкам. Дети составляют рассказ опираясь на предложенные картинки.

– Какой вид речи мы использовали, при составлении рассказа.(Мы пользовались устной речью).

– Какие слова со звуком Р вы услышали в рассказе?

– Теперь мы все знаем об этой букв, и я вам предлагаю напечатать эту букву в ваших тетрадях.

Работа в тетрадях для печатания.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

– Вы сегодня умницы! Но работа на этом не заканчивается. Мы продолжаем работать по теме нашего урока. Я буду произносить слог, а вы его постараетесь напечатать в своих тетрадях. После каждого слога один из учеников печатает слог на доске, и идет обсуждение верно или неверно выполнено задание.

Физминутка

Рефлексия учебной деятельности

– Ребята, у вас все получилось! Как вам кажется нужно ли все полученные знания свести в единое целое? Тогда давайте при помощи приема «Кластер» повторим все, о чем мы сегодня говорили.

Сравните эти звуки со звуками [л] и [л’]. Где они стоят в ленте букв? (Рядом друг с другом).

infourok.ru

 РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: Буква Р

Изучаем букву Р.
Материал собран для изучения Азбуки вместе с ребенком. Здесь вы найдете интересные задания для изучения буквы Р, раскраски и стихи про букву Р.

Задания которые надо выполнить:
1) Раскрасить букву Р, раскрасить картинки и соединить их карандашом с буквой.
2) Попробовать написать большую и маленькую печатную буквы Р.
3) Найти и обвести все буквы Р.
4) Прочитать по слогам слова начинающиеся на букву Р.
5) Написать прописные буквы Р.
6) Послушать стихи про букву Р и отгадать Загадку.

Буква Р

Буква Р

Буква Р

Буква Р

   Стихи про Букву Р
***
Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.

***
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.

***
Рак в реке живёт, ребята,
Буква Р не виновата,
Рыба, большая мимо проплывала,
Букву Р она и потеряла.

Чтоб язычок нам не ломать,
Букву Р всем надо знать,
Рая, Рита, Рома,
Повторяйте дома.

***
Рысь на веточку присела,
И рысятам говорит,
Разрешите всем ребятам,
Букву Р мне подарить.

***
Росомаха, встретив рысь,
Прорычала: «Постыдись!
Почему ты без хвоста?
Разве это красота?
Рысь сказала: «На природе
Быть с хвостом теперь не в моде».

***
У Реки кипит Работа:
Притащил веревку кто-то,
Распилил бревно бобер,
Рак зажал в клешнях топор!
В небе Радуга цветет:
— Ах, какой красивый плот!
Роза в капельках Росы
Прошептала: — Молодцы!
Рыбки тоже помогают,
Плот от берега толкают.

***
Роет землю серый крот –
разоряет огород.

***
Рыба раку говорит:
— Громко наш ручей журчит.
Рыбе лучше жить в реке.
Чем в холодном ручейке!

***
Робот

Роботу всякое дело нравится,
Робот с любою работою справится.
Робот умело мотор собирает,
Режет металл и на скрипке играет,
Робот на всех языках говорит,
Робот игрушку себе смастерит,
Робот умеет верно служить…
Робот, а можно с тобой дружить?
(В.Лунин)

Загадки про Букву Р
***
У ракушечки внутри
Чей-то домик. Вот – смотри!
Не гнездо не норка –
Тесная коморка.
Ой! В ней обнаружена
Ценная жемчужина.
Чпок! Моллюск-миллионер
Превратил ракушку в …(Р)
***
Мчится в космосе ракета,
Обгоняя скорость света,
За парсеками парсек
Грузовой везет отсек:
В нем рахат-лукум и рис,
Репа, редька и редис,
Миксер, кондиционер –
Все с ракетной буквой… (Р)
***
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет-
Рухнул мост, и щепок нет
                (Радуга)



Скачать Азбуку от RazvitieRebenka.com одним файлом

www.razvitierebenka.com