Разное

Задания с буквой р для 1 класса – Обучение грамоте «Звуки [р], [р`] и буква Р»

Обучение грамоте «Звуки [р], [р`] и буква Р»

За лугами, над водой хлынул дождик проливной,

А потом повисло в небе коромысло.

Ребятишек радует та цветная…

Верно, это радуга.

А вы знаете, что….Чаще всего радуга возникает утром и вечером.

Чтобы запомнить порядок цветов радуги, — заучите стишок: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». (Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый).

А вы знаете, что радуга-  это кольцо. Но мы не видим её нижнюю часть, нам мешает Земля. Круглую радугу можно увидеть с борта самолёта, глядя на дождь сверху.

Какой первый звук в слове «радуга»? Вы догадались с каким звуком мы будем работать на нашем уроке?

В одном дворе жили две собаки, одна большая, другая – маленькая. В этот двор повадился ходить кот Васька. Собаки очень сердились на него и рычали: большая собака – р-р-р , а маленькая – р’-р’-р’.

Игра «Порычим как маленькая и большая собака»…

Характеристика звука. Звук согласный. Звонкий. Бывает твердым и мягким.

1. Найдите  слова на звук [р] и [р`].

2. Речевая зарядка

Тра – тро – тру – тры — — пра – про – пру – пры — — стра – стро – стру – стры

Ра – ра – ра – рама, рак, гора, нора

Ро – ро – ро – роза, роща, рот, перо.

Ру – ру – ру – руки, ружья, кенгуру

Ры – ры – ры – рыба,  рынок, рыжик, рысь.

3. Доскажи словечко

Лесники ее котят

Взять домой не захотят,

Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»,

Потому что это…   (рысь).

***

Слон шагает по дороге.

Вот так хобот! Вот так ноги!

Под слоном прогнулся мост.

У слона огромный…   (рост)

***

Как веселые звезды,

Средь розовой кашки

Цветут нам знакомые

С детства…   (ромашки)

4. Игра «Повторяй-ка» (или «Повторюшка» — кому как больше нравится)

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
начинается игра.
Я прошу со слогом ра
Повторить за мной слова:
И-рра, Ю-рра, Ве-рра, Ню-рра, Жо-рра, па-рра, ме-рра, фа-рра (и т.д), работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расческа, карандаш, пирамида, рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран, гараж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, равный, радость, раковина.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
продолжаем мы игру:
ррубашка, ррубанок (и т.д.), ручей, рука, рубин, па-ррус, рукав, рубить, рубаха, ручной, ружье, румяный, рукавица, беру, дыру, нору, жару, руки, ручка, рубка, русый, орудие, кукуруза

Ро-ро-ро, ро-ро-ро,
Много слов со слогом ро:
ррот, Ррома (и.т.д.), роза, роща, пе-рро, у-ррок(и.т.д.), герой, горох, пирог, сырой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры —
вот слова со слогом ры.
За мною слова повторяй,
но не зевай:
Как промолвишь слово «рысь»,
Так выходишь из игры.
Рыба, (рысь), рыжик, рытвина, (рысь), корыто, рык, (рысь), рысак, парЫ, (рысь), горы, куры, норы , дыры, (рысь), пожары, актеры, шоферы, мундиры, базары, (рысь), боксеры, шахтеры, помидоры, самовары, рыбаки, (рысь), пёрышко.

Слово повтори тогда, когда названа еда: метро, горох, порог, пирог, творог, мороз, мороженое, огород, сорока, пирОга, пирожное, макароны, сырок, сурок, ворона, дорога.

 А вот и буква Р.  Гляди-ка, а ремень ей идет!

 

1. Найди спрятанные буквы Р. Обведи их.

2. Раскрась только те ромашки, на которых буква Р написана правильно.

3. Добавь недостающий элемент буквы.

4. Помоги рыбаку поймать рыбку с буквой Р.

5. Раскрась большую букву синим, а маленькую — зелёным цветом. Заштрихуй букву Р по образцу . Найди и раскрась букву

Р справа.

 

6. Соедини с буквой Р только те предметы, названия которых начинаются со звуков [р] [р`].

 

7. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Р с правой стороны рисунка.

 

 

8. Волшебная цепочка

1. Замените первую букву в словах  роль, розы, росы:

роль – соль – моль – боль – толь;

розы – козы;   росы – косы.

2. Замените одну любую букву в словах: река – (

рука), роща – (роза), руки – (раки).

3. Начинайте каждое следующее слово с последней буквы предыдущего: рот – тир – рис – сыр – рог – граб – бук – корм – мир – роща.

4. Как из рва сделать лугров – рог – лог – луг.

9 . Игра «Десять раков»

1. Первый рак – из хлопка сшит.   (Рубашка.)

р – – а – к –

2. Второй рак – на Луну спешит.   (Ракета.)

рак – – –

3. Третий рак – долгожданный день.   (Праздник.)

– ра – – – – к

4. Четвертый рак – вспорхнул на пень.   (Рубанок.)

р – – а – – к

5. Пятый рак – сторожил дворец.   (Стражник.)

– – ра – – – к

6. Шестой рак – кислый леденец.   (Барбариска.)

– – р – а – – – к –

7. Седьмой рак – в портфеле твоем живет.   (Тетрадка.)

– – – ра – к –

8. Восьмой рак – ночью в окно ползет.   (Мрак.)

– рак

9. Девятый рак – круг для шефёрских рук.   (Баранка.)

– – ра – к –

10. Десятый рак – множество закарюк.   (Каракули.)

– – рак – – –

10. Найди слово

11.  «Наборщик»

1. Составьте как можно больше слов из слова реклама.

О т в е т : рама, река, лама, мак, лак, мера, мерка, рак, мел.

2. Слов больше, чем букв.

Даны буквы:

а, к, ч, о, р, у, т, г, л, с, е, д

Попробуйте из них составить как можно больше слов: а) начинающихся с Р; б) с Р в середине; в) любые другие слова с этими буквами.

О т в е т : а) рот, рота, рог, рука, ручка, рост, река, руда, рис, рак; б) игра, икра, грач, гора, друг, крот, круг, кросс, труд, кора, тигр, тир, торт, три, гречка, грек, град; в) лес, лесок, лесочек, лодка, дочка, точка, кочка, ласточка, оса, дело, стул, стол, сила, лиса, угли, лоси, кит, кот, ток, село, тело, доска.

12. 

похожа на флажок:
Палочка, на ней кружок.

Возьми любой цветной карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы Р. 

13. Читаем…

14. Пишем…

Учимся красиво писать здесь

 

 

 

15. 

 

 

Чистоговорки

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у мальчиков шары.

Ро-ро-ро – у рас новое ведро.

Ру-ру-ру – продолжим мы игру

Ре-ре-ре – стоит домик на горе.

Ри-ри-ри – на ветках снегири.

Ар-ар-ар – кипит наш самовар.

Ра-ра-ра – у мышонка есть нора.

Ре-ре-ре – носим воду мы в ведре

 

Ра-ра-ра – весь мусор уберем у утра.

Ро-ро-ро – весь мусор соберем в ведро.

Ре-ре-ре – метем усердно во дворе.

Ри-ри-ри – двор уберем – раз, два, три.

Ры-ры-ры – не заметили жары.

Ор-ор-ор – созрел красный помидор.

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь

 

Пословицы и поговорки

1. В труде рождаются герои.

2. Кто Родине изменяет, того народ презирает.

3. Недаром говорится, что дело мастера боится.

4. На чужой сторонушке рад родной воронушке.

5. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

Словарь

  • Рацион — порция и состав пищи на определенный срок.
  • Революция — это переворот, глубокое изменение в развитии явлений природы или общества.
  • Режиссёр — руководитель театральной, кино- или телевизионной постановки.
  • Рельеф — это все неровности земной поверхности(суша, дно океана, горы и т.д.)
  • Репетиция — это упражнения, предварительная работа, подготовка к исполнению, к выступлению.
  • Рефлекс — реакция организма на раздражение.
  • Риторика —  искусство речи.
  • Ровесник — человек одинакового возраста с кем- либо, сверстник.
  • Род —  ряд поколений,
  • Романтика — мечтательное настроение.

www.klass39.ru

Карточки-задания для 1 класса

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Буква Ё.doc

Выбранный для просмотра документ Буква А.doc

Выбранный для просмотра документ Буква Б.doc

Выбранный для просмотра документ Буква В.doc

Выбранный для просмотра документ Буква Г.doc

Выбранный для просмотра документ Буква Д.doc

Выбранный для просмотра документ Буква Е.doc

Выбранный для просмотра документ Буква Ж.doc

Выбранный для просмотра документ Буква З.doc

Выбранный для просмотра документ Буква И.doc

Выбранный для просмотра документ Буква Й.doc

Выбранный для просмотра документ Буква К.doc

Выбранный для просмотра документ Буква Л.doc

Выбранный для просмотра документ Буква М.doc

Выбранный для просмотра документ Буква Н.doc

Выбранный для просмотра документ Буква О.doc

Выбранный для просмотра документ Буква П.doc

Выбранный для просмотра документ Буква Р.doc

Выбранный для просмотра документ Буква С.doc

Выбранный для просмотра документ Буква Т.doc

Выбранный для просмотра документ Буква У.doc

Выбранный для просмотра документ Буква Ф.doc

Выбранный для просмотра документ Буква Х.doc

Выбранный для просмотра документ Буква Ц.doc

Выбранный для просмотра документ Буква Ч.doc

Выбранный для просмотра документ Буква Ш.doc

infourok.ru

Звуки [р] и [р’]. Буква Р, р. 1 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

Звуки [р] и [р’]. Буква Р, р.

1 класс

Дерябина Светлана Алексеевна

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Верхотурье 2018

Предмет: Обучение грамоте В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и др. 1 класс. УМК «Школа России».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: Познакомить с буквой «Р» и звуками, которые обозначают букву, с ролью звука и буквы в русском языке.

Задачи урока:

Предметные:

-формировать умение выделять звуки [р], [р’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы в ленте букв; соотносить все изученные буквы со звуками.

Метапредметные:

Регулятивные:

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

— определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

— отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

-действовать по образцу и заданному правилу.

Познавательные: развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно- соревновательное общение со сверстниками.

Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

Обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что звуки [р], [р’] обозначаются буквой Р, научиться печатать строчную и заглавную букву р, читать слоги с изученными буквами, давать характеристику изученным звукам.

Оборудование:  учебник, тетрадь, картинки рыб, образцы печатных и письменных букв, плакат звуко-буквенный ряд.

Образовательные: познакомить с изменением имен прилагательных по родам; развивать умение определять род имен прилагательных.

Развивающие: способствовать развитию грамотной речи, внимания, логического мышления, умению сравнивать, делать выводы.

Воспитательные: формировать хорошее отношение к труду; формировать навыки коллективного труда, интерес и любовь к родному языку.

Методы: деятельностный, частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный.

Формы организации: групповая, парная, фронтальная.

Формируемые УУД.

Личностные – учебно-познавательный интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные – умение определять и формировать цель урока, последовательно планировать свои действия, вносить коррективы в свои действия с учетом допущенных ошибок, прогнозировать, формулировать выводы, способность к самооценке и взаимооценке.

Познавательные – умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы пользуясь своим жизненным опытом, информационный поиск, смысловое чтение, умение пользоваться знаково-символическими средствами, умение устанавливать причинно-следственную связь, выдвижение гипотез и их доказательство.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь характеризовать звуки [р], [р’];

  • уметь читать слоги и слова со звуками [р], [р’].

Личностные:

Метапредметные:

Регулятивные: уметь определять учебную задачу на уроке, оценивать правильность выполнения решения на уровне адекватной оценки, высказывать свое мнение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и принимать мнение других.

Познавательные: уметь ориентироваться в знаниях, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой опыт и текст учебника.

Основные понятия: звук, согласный, твердый, мягкий, звонкий.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Ресурсы:

Ход урока

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

– Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь друг с другом ладошками!

Мотивация к учебной деятельности.

  • Ребята, как вы думаете, как пройдет наш урок?

  • Я тоже думаю, что у нас сегодня все получится!

Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

– Я буду произносить звук, а вы определите гласный он или согласный, если согласный вы будете поднимать синюю карточку, если гласный, то красную. Готовы? Начинаем! А, Т, Л, У, Ы, К, О, А, С и т.д. (звуки могут повторяться)

– Отлично! Кто считает, что полностью справился с заданием, поднимите руки вверх.

– Какую букву мы с вами изучали на прошлом уроке? (Мы изучали букву Л).

– Какой звук она обозначает? (Она обозначает звуки [л] и [л’])

– А что мы об этом звуке узнали? (Мы узнали, что этот звук согласный, звонкий, может быть твердым и мягким)

– Ребята, я знаю, что вы можете назвать много слов с этими звуками, поэтому предлагаю поиграть в игру, кто больше. Для этого разделитесь на 4 команды. Каждая команда по очереди называет слово со звуком [л] или [л’]. Победит, та команда, которая назовет больше слов. Начали! (Команды по очереди называют слова. Звук может находиться в начале, в середине и в конце слова.)

– Какие же вы, ребята, молодцы! Все команды отлично работали, но победитель один! Давайте похвалим все вместе команду-победителя! МОЛОДЦЫ!

Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

– Послушайте пословицу: Жизнь прожить – не поле перейти. Объясните смысл пословицы. Когда мы так говорим?

– Послушайте слова и скажите, что это за группа. Щука, карась,окунь, карп, ерш, лещ. (Это названия рыб).

– Где обитают все эти рыбы? (Перечисленные рыбы обитают в реке)

– Что общего между словами рыба и река? (Первый звук [р])

– Хорошо! Какая тема урока? (Буква Р)

– Какова цель нашего урока (Познакомиться с буквой «Р» и звуками, которые обозначают эту букву).Давайте составим план и будем действовать придерживаясь этого плана: (учитель направляет детей, помогает им составить верный план)

  1. Гласный или согласный звук.

  2. Твердый или (и) мягкий.

  3. Звонкий или глухой.

  4. Парный или непарный.

Открытие нового знания

Далее учитель вместе с ребятами действует по составленному плану, при этом дети должны доказать, почему они думают именно так, а не иначе.

– Со звуками мы с вами разобрались. Но чего нам не хватает для полноты знаний? (Мы хотим узнать, как пишется буква Р и р.)

– Тогда давайте вернемся к нашим рыбкам.

Физминутка

Работа в парах. В каких названиях рыб есть звуки [р] или [р’]. Щука, карась, окунь, карп, ерш, лещ. (В словах карп, ерш, ерш есть звук [р]). Учитель выбирает картинки с названиями рыб, а дети определяют, в какой части слова произносится этот звук и соответственно выделяют букву, которая соответствует этому звуку.

Первичное закрепление

– Составьте рассказ по картинкам. Дети составляют рассказ опираясь на предложенные картинки.

– Какой вид речи мы использовали, при составлении рассказа.(Мы пользовались устной речью).

– Какие слова со звуком Р вы услышали в рассказе?

– Теперь мы все знаем об этой букв, и я вам предлагаю напечатать эту букву в ваших тетрадях.

Работа в тетрадях для печатания.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

– Вы сегодня умницы! Но работа на этом не заканчивается. Мы продолжаем работать по теме нашего урока. Я буду произносить слог, а вы его постараетесь напечатать в своих тетрадях. После каждого слога один из учеников печатает слог на доске, и идет обсуждение верно или неверно выполнено задание.

Физминутка

Рефлексия учебной деятельности

– Ребята, у вас все получилось! Как вам кажется нужно ли все полученные знания свести в единое целое? Тогда давайте при помощи приема «Кластер» повторим все, о чем мы сегодня говорили.

Сравните эти звуки со звуками [л] и [л’]. Где они стоят в ленте букв? (Рядом друг с другом).

infourok.ru

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р’].» (1 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ершовская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова

КОНСПЕКТ

урока обучения грамоте

в 1 «Б» классе

Тема: «Буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р’].»

Учителя начальных классов

Савраскиной Л.Н.

Конспект урока обучения грамоте по теме «Буквы Р, р,

обозначающие согласные звуки [р], [р’].»

Предмет: Обучение грамоте В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и др. 1 класс. УМК «Школа России».

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цель урока: Познакомить с буквой «Р» и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке.

Задачи урока:

Предметные:

-формировать умение выделять звуки [р], [р’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы «городе букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.

Метапредметные:

Регулятивные:

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

— определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

— отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

-действовать по образцу и заданному правилу.

Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно- соревновательное общение со сверстниками.

Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

Обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что звуки [р], [р’] обозначаются буквой Р, научиться писать строчную букву р и читать слова с изученными буквами, работать с текстом.

Оборудование: мультимедийная презентация, предметные картинки для групповой работы. Модели, образцов печатных и письменных букв, плакат с проектом «Город букв»

Этапы урока

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I этап. Организационный момент.

Цель:

создание благоприятной обстановки, положительного настроя

-Долгожданный дан звонок,

Начинается урок! (слайд 1)

-Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного — мальчики.

-Умницы! (садятся девочки)

-Молодцы! (Садятся мальчики)

-Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. -Успеха и удачи вам!

Настрой на работу

Регулятивные:

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

— определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

— отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

-действовать по образцу и заданному правилу.

Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно- соревновательное общение со сверстниками.

Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

Обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

II этап. Актуализация ранее полученных знаний.

Цель: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Подготовить к восприятию нового.

-Начнем с разминки.

Чистоговорки.

-Предлагаю поиграть «Назови последнее слово» (слайд 2)

Ра – ра –ра – начинается …;

Ро –ро – ро – у нас новое …;

Ры – ры – ры – надуваем мы …;

Ру – ру – ру – продолжаем мы …;

Ри – ри – ри – на ветках …;

Ар – ар – ар – кипит наш …;

Ор – ор – ор – созрел красный …;

Ир – ир – ир – мой папа …;

Заучивание скороговорки: (слайд 3)

Роет землю серый крот —
Разоряет огород.

Называют слова

игра

ведро

шары

игру

снегири

самовар

помидор

командир

Повторяют несколько раз, сначала медленно, потом быстрее

III этап.

Постановка учебной задачи.

Цель: создать условия для частично-поискового

метода.

-Ребята, я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки. Отгадайте:

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Расцветная …

(слайд 4)

В реке большая драка:

Поссорились два …

(слайд 5)

Лесники ее котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

Потому что это …

(слайд 6)

Ни пера, ни крыла,

Но быстрей она орла.

Только выпустит хвост,

Понесётся до звёзд.

(слайд 7)

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня.

(слайд 8)

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня.

(слайд 9)

Стальной конек по белому полю бегает,

За собой черные следы оставляет.

(слайд 10)

— Кто сможет перечислить отгадки?

-Что объединяет все эти слова?

-Сможете назвать тему нашего урока?

— Что мы можем узнать?

А чему мы должны научиться на этом уроке?

-Я согласна, мы должны всё узнать про новый звук. А еще?

Радуга

Рак

Рысь

Ракета

Речка

Рюкзак

Ручка

Гласный он или согласный, если согласный твердый или мягкий, звонкий или глухой, парный или непарный.

Научиться писать и читать слоги и слова с буквой р

IV этап.

Поиск решения проблемы-открытие нового знания.

Цель: создать условия для частично-поискового

метода.

— Скажите, в каком районе (гласных или согласных) будет жить этот звук?

Почему? Понаблюдайте за язычком. Значит это согласный или гласный звук?

Схема — человечек пригласил к нам на урок Рому и Риту.

— Выложите фишками слово Рома.

— А теперь пониже слово Рита.

(дети работают самостоятельно, двое по очереди за доской)

Проверка:

— Сколько гласных в слове Рома, а Рита?

-А сколько согласных в слове Рома, а в слове Рита?

-Сколько слогов?

-Куда падает ударение?

-Какой слог ударный?

-Что вы заметили?

— Ребята, а почему это у вас первые фишки получились разного цвета?

-Какой вывод мы можем сделать?

Учитель закрашивает башмачки, на схемке — человечке, в зеленый и в синий цвет.

(слайд 11)

-Вы сказали, что этот звук согласный. Если он согласный, то, что еще мы можем узнать про него?

Проверим, ребята. Поставьте пальчики на горлышко.

(учитель надевает на схемку — человечек – звоночек.

-Ребята, а есть у этого звук пара?

Итак, на какой улице поселим нашего нового жителя в «городе букв»?

А в каком домике?

Почему? (заклеиваю букву)

В районе согласных

Язычок перекрывает

Р бывает мягким и твердым звуком

Звонкий он или глухой

Физкультминутка.

Гимнастика для глаз

Цель: Смена деятельности

Презентация

Знакомство с буквой. (слайд 12)

— А какой значок нам поможет увидеть звук [р]?

Страница 65.

-Расскажите, как нужно писать печатную Р.

Учитель показывает на доске написания печатной буквы Р

-Запишите печатную Р в тетрадях.

Печатаем слова Рома, Рита. Составляем схемы и раскрашиваем их.

Дети печатают букву и слова в тетрадях, также составляют и раскрашивают схемы к словам.

Первичное закрепление

Цель: закрепить первичные знания о букве и звуках.

Работа по учебнику (Азбука стр.65).

Чтение слогов с изученной буквой

РА РО РИ РУ РЫ

Чтение слов (слайд 13)

Ра-на

Ран-ка

Тро-нул

У-ко -лол

Чтение и анализ текста

Первый раз текст читает хорошо читающий ученик.

Во второй раз читаем все вместе

Кактус (слайд 14)

У Иры растут кактусы.

Ира тронула кактус.

Она уколола руку.

У Иры ранка.

  • Игра «Найди звук»

  • -Назовите название предметов, в которых звук [р] или [р’] стоит в начале слова;

  • -в середине слова;

  • -в конце слова.

Игра « Где слышим звуки [р], [р’] в словах»?

-Хлопайте в ладоши, если звук [р] в словах твердый. Если услышите звук

[р’], то надо руки поднять вверх.

РИС, РОСА, РЫСЬ, СТРЕКОЗА, ГОРКА, СТРОКА, РЕЧКА, МАРАТ, РИММА, ПАРТА, РУКА, ЖАРА, ЖАРЬ, РЯДЫ, РАДЫ, СОЛОВЕЙ, КРАН, КРЮК, ЗОРЬКА, ЗОРКО, РОДИНА, РЫБКА, СМОРОДИНА, ГОРЬКО.

Дети читаю слоги

Дети читают слова

Дети читают текст

V этап.

Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ.

Цель. Помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положительные эмоции.

С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

— Что вы о ней узнали?

— Что особенно запомнилось на уроке?

МОЛОДЦЫ!

(слайд 15)

Я запомнил …

infourok.ru

Урок в 1 классе «Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р»

Проект урока

Предмет: обучение грамоте (УМК «Школа России»).

Класс: 1

Тема урока: Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

Тип урока: Комбинированный

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Задачи урока:  

познакомить с буквой Р р;

совершенствовать умения правильно произносить звуки [р], [р], слышать их в слове;

учить выполнять звукобуквенный анализ слов;

плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;

оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс;

воспитывать интерес к родному языку, привитие навыков культурного общения.

Методы обучения:

диалоговый

практический

объяснительно-иллюстративный

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная

индивидуальная

Средства обучения:

карточки со словами

пособие для чтения (слияние звуков), сделанное учителем

учебник

компьютер, презентационный экран, мультимедиапроектор

Система контроля:

самоконтроль

контроль учителя

качественная оценка учащихся промежуточных и конечных результатов учебной деятельности.

Используемая литература:

Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. — М.: Просвещение, 1979. — 208 

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения: приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.-16с.

Примечание: жёлтым цветом в структуре урока выделена работа с детьми с нарушением речи.

Структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Организационный момент.


 

Слово учителя:

-Садитесь. Осанка!

-На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё…

— Уши внимательно слушают и всё…

— Голова ясно и хорошо…

Настраиваются на активную работу на уроке.

-Видят!

-Слышат!

-Думает!

Личностные: сформированность познавательных мотивов – интерес к новому.

Коммуникативные: способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений. Артикуляционная гимнастика для подготовки речевого аппарата к произношению звуков Р, РЬ. 

 

1. «Язычок-кисточка». Ребёнок представляет, что язычок превратился в кисточку. Она красит сначала верхние зубки, а затем – нёбо. Упражнение надо выполнять не торопясь, прокрашивая последовательно все верхние зубки изнутри и снаружи, а затем – всю поверхность нёба вдоль и поперёк. Рот при этом открыт. 2. «Язык-барабанщик». Многократно постучать по нёбу за верхними резцами кончиком языка (рот при этом открыт!): ды-ды-ды-ды… 3. «Болтун – болботун». Поболтать язычком, как бы дразнясь, ударяя им по верхней губе (язык при этом широкий). 4. «Чей язык длиннее?» Устройте соревнование: кто дальше высунет язык изо рта? 5. «Цоканье». Предложите ребенку отправиться вместе с Вами в путешествие. Но необычное – на конях!!! Мы щелкаем языком, подражая цоканью копыт (т.е. происходит поочередное присасывание и отрыв языка от твердого нёба). Можно устроить соревнование – кто громче цокает или  чей конь быстрее скачет (пробуем освоить быстрый темп цоканья) 6. «Сорока». Прилетела сорока, села на забор и затрещала «тррррррр». (Язык у альвеол. Язычок широкий как блинчик. Звук произносится сначала шепотом с сильным задуванием воздуха на широкий кончик языка. Потом громче).

(Учитель особое внимание обращает на тех учеников, кто затрудняется в произношении этих звуков).

Повторяют упражнения за учителем.

Регулятивные: определять правильность выполненного задания на основе образца; корректировать выполнение задания.

3

Постановка учебной задачи. Мотивация к учебной деятельности.

Фонетическая зарядка.

Едет мотоцикл… (дрр).

Ставни скрипят… (скррр).

Кони храпят… (хррр).

Вороны кричат… (каррр).

Собаки рычат …(рррр).

(Учитель особое внимание обращает на тех учеников, кто затрудняется в произношении нового звука).

— Какой звук повторяется?

— С каким звуком познакомимся сегодня?

Задача урока. (Учитель создаёт условия для формулирования задачи урока.

Осуществляет педагогическую поддержку в процессе целеполагания.)

 

Ученики заканчивают предложение.

Формулируют учебную задачу урока. 1) Дать характеристику звука; 2) Будем учиться правильно, произносить звуки, читать слова с новыми звуками.

Личностные: ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу, учебная мотивация.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.

4

Этап изучения нового материала.

Физкультминутка

1) Характеристика звуков.

Отгадайте загадки:

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

-Кто это? — Назовите первый звук в слове РЫБА. Какой он? Охарактеризуйте его. Твёрдый звук поплывёт в путешествие, на каком паруснике?

Течет, течет, не вытечет.

Бежит, бежит, не выбежит.

-Что это? — Назовите первый звук в слове РЕКА. Какой он? Охарактеризуйте его. Мягкий звук поплывёт в путешествие, на каком паруснике?

2) Чтение слогов. — Синий парусник, к каким островкам поплывёт? — Зелёный парусник, к каким островкам поплывёт?

Не читающие ученики читают слоги под руководством учителя (кораблик со звуком подплывает к островкам). 3) Читающие самостоятельно читают рассказ «Кактус» стр. 65 и отвечают на вопросы.

4). Чтение рассказа «Кактус» вслух читающими учениками. Задание остальным: внимательно слушаем и запоминаем слова, в которых услышите новые звуки.


 


 

Жили-были три кота, три кота Василия. Поднимали три хвоста прямо в небо синее. Сели киски на карниз, посмотрели вверх и вниз и сказали три кота: «Красота! Красота!» (хором)

— В каких словах слышим звуки [ р ], [ р ]?

Учитель осуществляет контроль.

Отгадывают загадки.

Участвуют в учебном диалоге.

Анализируют, делают выводы.

Читают слоги.

Читают рассказ.

Дети с нарушением речи произносят слова с новыми звуками вместе с учителем (слова записаны на доске).

Регулятивные:

учиться высказывать своё предположение (версию).

Познавательные:

слышать и различать новые звуки в словах; характеризовать новые звуки , доказывать, что они согласные, сравнивать их. Личностные: сформированность познавательных мотивов – интерес к новому.

5

Этап закрепления знаний.

1) Чтение с доски: ар — ра Ар — тур Ки — ра ор – ро Ла – ра Ки- рилл

ыр – ры И – ри — на ир – ри И – ра Ри — та ур – ру А – ри – на Ки – ра — Почему некоторые слова написаны с большой буквы?

2)Учитель с детьми с нарушением речи отрабатывает чёткое произношение звука [р].

Задание читающим ученикам: придумать слова, у которых начало КАР… (могут записать печатными буквами).

3) Индивидуальная работа. 1 группа: Читающие ученики самостоятельно читают скороговорку и учатся её быстро и чётко проговаривать. (Получают листок со скороговоркой.) На дворе дрова топорами рубят. На дворе дрова, у дров детвора.

2 группа: Правильное произношение звуков в чистоговорках, особое внимание обратить на тех учеников, кто затрудняется в произношении этого звука). (Чистоговорка на экране проектора.)

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у мальчиков шары. Ро-ро-ро – у нас новое ведро. Ру-ру-ру – продолжим мы игру. Ор-ор- ор – подмели мы двор. Арь-арь- арь – на стене висит фонарь.


 

4) Чтение читающими учениками скороговорки (скороговорка на экране проектора).

Чёткое проговаривание слов в скороговорке учениками, затрудняющимися в произношении этого звука).

5) Игра «Что получится из КАР?»

Кар-тина кар-тон кар-лик кар — та

Кар читают ученики с нарушением речи, те ученики, кто работал самостоятельно, называют слова.


 


 

Читают слова.

Работают самостоятельно.

Работают самостоятельно.

Читают под руководством учителя.

 

Проверка самостоятельной работы читающих ребят, в деятельность включаются все ученики.

Познавательные: развивать познавательный интерес. Личностные: сформированность познавательного интереса и учебной мотивации. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

учиться работать по предложенному учителем плану.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

6.

Итог урока.

Подведение итога урока. – Мы справились с задачами, которые ставили в начале урока? Создать условия для оценивания учащимися результатов работы, возвращение к задачам урока.

Контроль своей деятельности.

Личностные:

ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу.

Регулятивные:

соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.

7.

Рефлексия.

– Проанализируйте свою работу на уроке. На какую лесенку успеха вы себя поставите. Покажите лесенку успеха дома родителям и расскажите, как вы работали сегодня на уроке.

Самооценка.

Познавательные:

уметь провести рефлексию на уроке. Личностные:

 оценивать результат собственной деятельности.

 


 


 


 


 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Тест (1 класс) по теме: Карточки для 1 класса

   

        

У Анжелы журнал.

В журнале пишут  о ежах.

Ежи – полезные и добрые животные.

                            Мама купила Юле новую юбку.

                     Красивая юбка! Юля рада:

                     — Спасибо, мамочка!

       

   

                            Мама купила Юле новую юбку.

                     Красивая юбка! Юля рада:

                     — Спасибо, мамочка!

У Анжелы журнал.

В журнале пишут  о ежах.

Ежи – полезные и добрые животные.

Хобот длинный,

 пасть с клыками,

 ноги кажутся столбами,

как гора огромен он,

 догадались? это.

                                        В сосне дупло,

                                в дупле тепло,

                                а кто в дупле живет в тепле?

Все время стучит,

деревья долбит,

но их не калечит,

а только лечит.

                                                                                

Трав копытами касаясь,

 ходит по лесу красавец,

 ходит смело и легко,

 рога раскинув широко.

                                       В сосне дупло,

                                в дупле тепло,

                                а кто в дупле живет в тепле?

                                          Все время стучит,

                                               деревья долбит,

                                               но их не калечит,

                                               а только лечит.

  1. Мы произносим и слышим ______________.
  2. У, О, Ы, А, И – это _______________________.
  3. Подчеркни «лишнее»: т, с, п, з, к.
  4. Подчеркни мягкие согласные звуки:

Липа, сирень, берёза, тополь.

  1. Подчеркни слово, где букв больше, чем звуков:

Улица, медаль, зима, яма.

  1. Подчеркни слова с шипящими звуками:

Цапля, Наташа, ужин, хвост, щека.

  1. Поставь в словах ударение.

Воробей, юбка, весной, ошибка, фамилия.

  1. Мы произносим и слышим ______________.
  2. У, О, Ы, А, И – это _______________________.
  3. Подчеркни «лишнее»: т, с, п, з, к.
  4. Подчеркни мягкие согласные звуки:

Липа, сирень, берёза, тополь.

  1. Подчеркни слово, где букв больше, чем звуков:

Улица, медаль, зима, яма.

  1. Подчеркни слова с шипящими звуками:

Цапля, Наташа, ужин, хвост, щека.

  1. Поставь в словах ударение.

Воробей, юбка, весной, ошибка, фамилия.

1.        Мы видим и пишем   ______________________.

2.        Б, Ж, К, Р, Д – это _______________________.

3.        Подчеркни «лишнее»: д, з, х, б, в.

4.        Подчеркни мягкие согласные звуки:

         Петя, Алёша, клён, пень.

5.        Подчеркни слово, где букв больше, чем звуков:

          Работа, мальчик, мама, юла.

6.        Подчеркни слова с шипящими звуками:

          Иголка, Алёша, лыжи, коса, щель.

7.        Поставь в словах ударение.

          Зайка, соловей, вода, уголок, гитара.

1.        Мы видим и пишем   ______________________.

2.        Б, Ж, К, Р, Д – это _______________________.

3.        Подчеркни «лишнее»: д, з, х, б, в.

4.        Подчеркни мягкие согласные звуки:

         Петя, Алёша, клён, пень.

5.        Подчеркни слово, где букв больше, чем звуков:

          Работа, мальчик, мама, юла.

6.        Подчеркни слова с шипящими звуками:

          Иголка, Алёша, лыжи, коса, щель.

7.        Поставь в словах ударение.

          Зайка, соловей, вода, уголок, гитара.

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (1 класс): Конспект урока обучение грамоте по теме «Звуки р, р’,, буквы Р, р» 1 класс. УМК «Школа России»

МКОУ Каменская НОШ- д/сад

Конспект урока

обучение грамоте

по теме «Звуки [р], [р’],,

буквы Р, р»

1 класс.

УМК «Школа России»

                                      Учитель: Ляшко Е.М.

п. Каменск

2017-2018 уч. год.

Тема:  «Звуки [р], [р’], буквы Р, р».

Цели: исследовать звуки [р], [р’], сформировать представление о звуках как о согласных, звонких, твёрдых- мягких. Познакомить с буквами Р, р. Воспитывать уважительные отношения к окружающим людям, чувство сопереживания, нетерпимость к жадности.

Формирование УУД:

Личностные: 

1)принимать образ «хорошего ученика»;

2) способность к самооценке и самоконтролю на основе успешной учебной деятельности.

Регулятивные:

   1) в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;

                   2) проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

                   3) прогнозировать (при анализе пробного действия перед его            выполнением).

Познавательные:

1) строить рассуждения, включающие причинно следственные связи;

анализ,  синтез, сравнение, группирование, обобщение;

                     2) исследовать и охарактеризовать новые звуки, применять данные знания при             сравнении и  классификации;

                       3) слушать и понимать речь других;

                       4) находить ответы на вопросы в тексте учебника.

Коммуникативные:

      1) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

      2) уметь высказывать своё мнение;

                      3) уметь работать в паре по решению проблемы.

Тип урока: ОНЗ.

Наглядность: 3 рисунка солнца, цветные карандаши, листы бумаги, вырезанная из картона буква Р, мешочек, салфетки, предметные рисунки забора и двери со схемами, рисунки с изображениями того, на что похожа буква Р, мультимидийный проектор.

Ход урока.

Ι.  Мотивация к учебной деятельности.

-Посмотрите друг на друга и нахмурьтесь,  как осенняя туча. Вы нравитесь друг другу?

-А теперь улыбнитесь, как будто из — за тучи выглянуло солнышко.

-Улыбнитесь, как само солнышко. А такое настроение вам нравится?

Пусть такое настроение будет на этом уроке и весь день.

— Вспомните,  что необходимо для того , чтобы работа была выполнена успешно.

(Ответы детей).

-Я желаю вам успеха!

ΙΙ. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

Постановка целей урока.

1) Повторение

— Что мы называем звуками?

— На какие две группы делятся звуки?

— Чем же они отличаются друг от друга?

2) Пробное задание «Найди лишнее». 

— Обоснуй свой выбор.

              [н],  [а],  [р],  [с],  [т].

— Почему не можете выполнить задание?

— Озвучьте затруднение.

3) Постановка темы и целей урока.

— Как вы  думаете, чему будем сегодня учиться? Поставьте себе цели.

ΙΙΙ.  Построение проекта выхода из затруднения.

1) Надо узнать (название звука, буквы), что это за звук.

2) Надо охарактеризовать его.

3) Проанализируем и найдём лишний звук.

I V. Открытие нового знания.

1. Знакомство со звуком .

1)  —  Неизвестный новый  звук есть в этом слове. Он отмечен значком.

(Показ предметных рисунков со схемами)

Слогозвуковой анализ слов забор,  дверь. Выделение звуков [p’] [p].

— Где можно слышать эти звуки?

2) -Вы исследовали раньше эти звуки? Хотите их исследовать на этом уроке? А знания для исследования у нас есть? Перечислите их.

3)Работа в парах по исследованию звуков [p’], [p]. Отчёт работы пар.

V. Музыкальная физкультминутка.

2. Знакомство с буквой.

1) Надоело звукам [p’] [p] быть невидимыми и решили они сшить себе «костюмы». А что является «костюмом» для звука?

Показ буквы ЭР, рассматривание, сравнивание печатной заглавной и строчной, нахождение её места в алфавите.

— На что похоже буква р?

Буква Р — на мачте парус,

Вдаль плывёт небес касаясь.

Ручка круглая у трости.

Трость для деда сделал Костя.

Похожа буква на топор!

Расколет вмиг полено!

2) Индивидуальная самостоятельная работа.

— «Выщипайте»  букву Р из бумаги.  (салфетка)

Какой же буквой обозначаются звуки [p’] , [p]?

3. Выполнение проблемного  задания.

— Как  вы думаете, достаточно ли у нас теперь знаний для выполнения проблемного задания? Докажите.

— Выполните задание. Обоснуйте свой выбор.

V.  Включение нового знания в систему знаний.

1. Чтение слогов с буквой Р.

— Давайте подружим букву Р с гласными.

Р — протянула руку букве а, получилось  РА

А потом и букве о,  получилось               РО

И,  конечно,  букве ы,  получилось          РЫ

…                                                               РИ

 …                                                             РУ

Буквы подружились и получились слоги- слияния. Прочитаем их хором.

— Прочитайте обратные слоги.

— Прочитайте слоги , где [p’].

— Пропоём хором слоги- слияния на мелодию «В лесу родилась ёлочка».

Игра «дополни до целого слова» слоги- слияния.

-Кто больше составит слов,  тот получит возможность первым начать разгадывать ребус.

Ребус, с.66 «Азбука»

2. Работа с чистоговоркой.

РА- РА- РА  — начинается….(игра).

РО- РО- РО  — у нас новое…( ведро).

РЫ- РЫ- РЫ — у мальчиков…( шары).

РУ – РУ- РУ  — продолжаем мы…(игру).

РИ- РИ- РИ   — на ветках… (снегири).

VΙ.  Физкультминутка для глаз

— Следим глазами  за полётом бабочки.

3. Чтение слов с пометами ( на кл. доске, из «Азбуки»).

4. Чтение текста в азбуке, с. 65.

    Чтение «Спринт» (элемент динамического чтения.)

а)- Прочитайте про себя.

Ответьте на вопросы учебника.

б) «Жужжащее чтение».

в) Чтение за диктором.

г) Чтение отдельными учениками.

5. Работа по сюжетной картинке. Азбука с.64.

_ Рассмотрите иллюстрацию.  Из какой она сказки? Что на ней изображено? Кто её автор?

Чтение текста под картинкой читающим учеником.

— Расскажите, что произошло дальше?

-Почему старуха осталась у разбитого корыта?

-Что вы ей посоветуете?

— Кого вам жалко? Почему?

Вывод: Ваше отношение к жадности, щедрости?

6. Игра «Узнай букву» из мешочка.

VΙΙΙ. Рефлексия

Что буква Р  рассказала о себе?

-Выполнили учебную задачу урока?

-Какие возникли трудности?

-Оцените свою работу на уроке. Прикрепите свою букву Р  к выбранному солнышку.

 Я все понял и могу научить другого.

Я всё понял, но у меня были недочёты.

Мне нужно подучиться.-

-Покажите жестом, с каким настроением вы покидаете урок? Всем спасибо!

nsportal.ru