Разное

Задания по теме семья для дошкольников – Задания на тему «Семья» | БебиКлад

домашние задания по лексическим темам на март (подготовительная группа)

Домашнее задание по лексической теме: «Семья»

Тема: Моя семья. Моя мама.

Дети должны усвоить: семья, ее состав, функции членов семьи; какая должна быть семья (дружная, крепкая, трудолюбивая, культурная, здоровая, заботливая, чистоплотная)

Лексика

Словарь ребенка должен включать слова: родители, мама, папа, браг, сестра, бабушка, дедушка, внук, внучка, родственники, родня, семья и т.д.

Грамматический строй

1. «Договори предложение»
Я ем и папа … (ест).
Я пою и мама … (поет),
Я шью и бабушка … (шьет).
Я готовлю и сестра …(готовит).
Я играю и браг …(играет).
Я пилю и папа …(пилит).
Я вяжу и мама …(вяжет).
Я строгаю и дедушка … (строгает).

2. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно – ласкательной форме)
Мама — мамочкамамуля и т.д.
(папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, внук, внучка, дядя, тетя)

3. «А у вас?» (составление предложений со значением противопоставления. Образование сравнительной степени прилагательных) :
Ваша семья большая, а наша …(больше). 
Словарь: дружная, крепкая, добрая, культурная. здоровая, заботливая, трудолюбивая, воспитанная, маленькая.

4. «Старше или младше?» (усвоение прилагательных в сравнительной степени. Понятия о старших и младших членах семьи): 
МАМА-БАБУШКА
Мама младше бабушки, а бабушка старше мамы. 
Словарь: дочка — мама, папа — дедушка, сын — папа, дедушка — мама, бабушка — папа, бабушка — внучка, дедушка — внук, сын — мама.

 

ОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ О СВОЕЙ СЕМЬЕ:
СЕМЬЯ – это родные люди, живущие рядом, в вашей квартире.
С кем ты живешь?
Сколько человек в твоей семье?
Кто старше всех? Кто младше всех?
Кто дети? Кто взрослые?
Как зовут твоих родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер? 
Как вы живете? 
Чем занимается мама, папа, брат, сестра, ты? 
Чем вы любите заниматься в выходные дни? 
Как проводите праздники? 
К кому вы любите ходить в гости? Почему? 
Любишь ли ты своих родных? За что?


ИГРА«КТО КЕМ ПРИХОДИТСЯ?»
Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто мама для папы? (жена)
Кто девочка для дедушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
Кто мама для бабушки? (дочь)
Кто папа для мамы? (муж)
Кто папа для бабушки? (сын)

ИГРА «КТО СТАРШЕ (МЛАДШЕ)?»
Кто старше девочка или мама? 
Кто младше мальчик или мама?
Кто старше девочка или дедушка? 
Кто младше мальчик или бабушка? 
Кто старше мама или бабушка?

ИГРА «ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?»
Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)
Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)
У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)
У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)
Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)
Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)
Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)
Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)
Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)
Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)

 

 Пословицы о матери.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Птица рада весне, а младенец матери.

Материнская ласка не знает конца.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.

 

 

 

 

Домашнее задание по лексической теме: «Мой организм. Моё здоровье»

Тема: Мой организм. Моё здоровье.

 

Пополняем словарь:

 Существительные : туловище,грудь,живлт,спина,плечи,руки,ноги,локти,ладони,пальцы, ногти,колени,пятки,шея,голова,волосы,глаза,брови,ресницы,рот,губы.зубя,язык,подбородок,лоб.

 Глаголы: Прыгать, приседать, хватать, топать, кивать, дышать, смотреть, говоритьи др.

Прилагательные: голубые, зеленые, карие, блестящие, длинные, вьющиеся, короткие, светлые.

Наречия:  направо, налево, вверх, вниз

Грамматика: Формирование первоначального понятия о неодушевленных и одушевленных существительных .

Дифференциация вопросов: «Кто это?», «Что это?»

 

Образование -множественного числа существительных

(дидактическая игра «Один-много»)

 -существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов

 ( Д/и «Назови ласково»)

Подбор слов- антонимов (Д/и «Скажи наоборот» Например: большой-маленький, высокий- низкий, тонкий-толстый, длинный-короткий)

1. Закончить предложения одним и тем же словом в нужной форме.

 1. УШИ. У человека есть … Некоторые умеют шевелить … У рыбы нет …

 Я грею свои … На морозе холодно … Девочки носят сережки в …

2. РУКА. Возьми карандаш в правую …. Я рисую правой … У меня две … Я растираю свои ….. Я беру мяч двумя …

3. НОГА Я прыгаю на левой …. Сделай шаг правой …. У человека две …. У рыбы нет ….. Я опустил в воду … Я одеваю носки на ….

 

2. «Какое слово не подходит? Что лишнее?»:

 Рука, рученька, ручной, срочно, однорукий.

Палец, палка, пальчик, пальцевой.

 Голова, головушка, голый, головастик.

Кость, окостенеть, кисточка, костлявый.

Шея, ошейник, шить, шейка.

 Нога, ножка, ножик, ноженька.

 

 

 

3. «Подбери слова»

 (Какие у тебя глаза? (У меня глаза красивые, серые, большие)

Какие у тебя волосы? (У меня волосы густые, длинные, блестящие и т.д.

Какие у тебя нос, рот, уши?

« Для чего?» (Для чего нужны глаза?

(Глаза нужны для того, чтобы видеть.)

 нос, уши, рот, язык, ноги, кулаки, волосы, колени )

4. Загадки. Брат с братом через дорожку живут, а один другого не видят. (Глаза)

 Всегда он в работе, когда говорим, а отдыхает, когда мы молчим. (Язык)

 У двух матерей по пять сыновей (Руки)

 Если б не было его, не сказал бы ничего (Язык)

 Маленький, кругленький, а весь мир видит.(Глаз)

Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (Ноги)

В хлеву два ряда баранов, и все белые (Зубы)

5. Формирование навыков связной речи:

Найти и выучить наизусть загадку по теме, приклеить в тетрадь картинку –отгадку)

1.     Спросите у ребенка, как называются части тела. Попросите показать, что есть на лице, на голове, на руке, на ноге (волосы, лоб, затылок, виски, брови, глаза, ресницы, нос, щеки, губы, уши, локоть, кисть, пальцы, ладонь, ногти, коленка, стопа, пятка).

2.     Спросите, где у ребенка правая (левая) рука (нога), попросите показать левой рукой правое ухо, правой рукой левую щеку и т.д.

3.     Поиграйте в игру: «Скажи правильно». 

Ноги вверху или внизу? Нос спереди или сзади? Эта рука правая или левая? Этот пальчик на руке или на ноге?

4.     «Расскажи для чего что нужно?»

Глаза нам нужны для того, чтобы видеть. Уши — … . Зубы — … . Язык — … . Колени — …. . Губы — …. . Пальцы — …. .

5.     «Скажи наоборот»

Молчать – говорить                       

смеяться – плакать

работать – бездельничать (лениться)

ссориться – мириться

садиться – вставать

огорчать – радовать

бежать – стоять

заснуть – проснуться        

6.      «Составь слово»

Черные глаза – черноглазый

Красные щеки – краснощекий

Ясные глаза – ясноглазый

Пышное тело – пышнотелый

Светлые волосы – светловолосый Длинные ноги – длинноногий

Круглое лицо – круглолицый

Белые зубы – белозубый

7.     «Расскажи про маленького и большого брата»

Рука — ручка — ручища.

Нога — ножка — ножища.

Глаз — …                                          нос — …                                 усы — …

голос — …                                        нога — …                               руки — …     

лоб -…                                              зуб -…                                 губы -…

8.     Подберите слова, которые характеризуют состояние человека. Например, хмурый, грустный, радостный, веселый, удивленный, испуганный, смелый, трусливый, сильный, слабый.

9.     Поговорите с ребенком о том, для чего мы чистим зубы, едим овощи, моем руки, стрижем ногти, делаем зарядку.

10.  Объясните значение выражений:

·        Обвести вокруг пальца;

·        Задирать нос;

·        Держать себя в руках;

·        Голову повесить;

·        Когда голова думает, язык отдыхает.

 

nsportal.ru

Материал (старшая группа) на тему: Занятие с дошкольниками «Я и моя семья»

Занятие  «Я и моя семья»

Цель: познакомить детей с понятием «семья», подвести к пониманию, что все семьи имеют одинаковую фамилию; формировать представление о социальной роли каждого из членов семьи; активизировать словарь детей (ласковые обращения к членам семьи).

Задачи:

  • расширить у детей знания о ближнем окружении, дать основы понятия «родственные связи»;
  • развивать любознательность, наблюдательность, кратковременную и долговременную память;
  • воспитывать любовь и уважение к своей семье.

Оборудование: картинки с изображением разных типов взаимоотношений людей; сигнальные карточки; карандаши цветные, листы альбомные

Ход занятия

Вопрос: Как каждый из вас понимает, что такое семья?

Выслушиваются варианты ответов воспитанников.

Подводится итог: Семья – это очень близкие люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Вопрос: Сколько человек может быть в одной семье?

Выслушиваются варианты предположений воспитанников.

Подводится итог: Семьи бывают большие и маленькие.

Вопрос: Ребята, рассмотрите предложенные рисунки. На каком из них изображена семья? Почему вы так считаете?

Выслушиваются варианты ответов воспитанников.

Подводится итог: в семье люди разных поколений (возрастов), люди часто похожи друг на друга, заботятся друг о друге.

Вопрос: Ребята, как вы понимаете слова «близкий человек»? Кого можно назвать близким человеком? Что значит «старший»? «младший»?

Выслушиваются варианты ответов воспитанников.

Подводится итог: близкий человек – это родственник, который любит тебя, заботится о тебе, помогает тебе. Это твои родители, сестры и братья, бабушки и дедушки. Старший – это тот, кто родился раньше, младший – тот, кто родился позже.

Игра: «Кто есть кто?

Правила игры: Группа делится на команды. Каждому члену команды выдается сигнальная карточка. Педагог задает вопрос. Тот, кто знает ответ, сразу же поднимает карточку и сигнализирует о том, что готов ответить. Педагог спрашивает. Если ответ верный, то ответ засчитывается команде в целом. Если нет – ответ переходит к другой команде.

Вопросы игры:

Кто приходится мама папе? (жена)

Кто приходится папа маме? (муж)

Кто старше – мама или бабушка? (бабушка)

Кто младше – дедушка или внук? (внук)

Как называется брат, который родился позже? (младший брат)

Как называется сестра, которая родилась раньше? (старшая сестра)

Кто раньше родился дедушка или папа? (дедушка)

Кто позже родился каждый из вас или мама? (каждый из вас)

Итог игры: подсчитываются очки. Определяется победитель[1].

Задание: Воспитанникам предлагается нарисовать свою семью и рассказать о том, кто изображен на рисунке.

В завершении предлагается поиграть в пальчиковую игру «Моя семья» и закрепить понятия основных членов семьи.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

  • этот пальчик- дедушка
  • этот пальчик- бабушка
  • этот пальчик- папочка
  • этот пальчик- мамочка
  • ну, а этот пальчик — я — вместе дружная семья!


[1] Примечание: важно сориентировать на сохранение положительных отношений между двумя командами после игры.

nsportal.ru

Учебно-методический материал (средняя группа) на тему: Лексическая тема «Моя семья»

УВАЖАЕМЫЕ     РОДИТЕЛИ!

Вы поможете своему ребёнку стать более любознательным,

развитым и успешным, если закрепите с ним следующий материал  

по теме:  «МОЯ  СЕМЬЯ».

Дети должны усвоить: 

Семья (её состав, функции членов семьи).

Какая должна быть семья (дружная, крепкая, трудолюбивая, культурная, здоровая, заботливая, чистоплотная).

Лексика.

Словарь ребенка должен включать слова: родители, мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, внук, внучка, родственники, родня, семья и т.д.

Задание 1.   Игра «Подбери признак».

Мама (какая?) – ласковая, добрая, нежная, заботливая… 

Папа (какой?) – смелый, сильный, строгий, веселый…

Бабушка (какая?) — … 

Дедушка (какой?) — …

Задание 2.   Игра «Назови ласково».

(образование существительных в уменьшительно – ласкательной форме).
Пример: Мама — мамочка, мамуля и т.д.

Папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, внук, внучка, дядя, тетя.

Задание 3.   Игра «Кто кем приходится?»

Кто девочка для мамы? — дочка

Кто мальчик для мамы? — сын

Кто мальчик для девочки? — брат

Кто мама для папы? — …

Кто девочка для дедушки? — …

Кто мальчик для бабушки? — …

Кто мама для бабушки? — ….

Кто папа для мамы? — …

Кто папа для бабушки? — …

Задание 4.   Игра «Кто старше (младше)?».

(усвоение прилагательных в сравнительной степени; понятия о старших и младших членах семьи). 

Пример:  Папа — сын — папа старше, а сын младше.
Словарь: дочка — мама, папа — дедушка, сын — папа, дедушка — мама, бабушка — папа, бабушка — внучка, дедушка — внук, сын – мама.

Задание 5.   Игра «Наоборот».

Старший – младший

Взрослая – маленькая

Пожилой – молодой

Человек больной – здоровый

Сильный – слабый

Веселый – грустный

Добрый – злой

Задание 6.    Игра  «Чей, чья, чьё, чьи».

Бабушка носит халат. Халат чей? – бабушкин

Папа носит галстук. Галстук чей? – папин

У мамы есть шарф. Шарф чей? — ….

У Пети есть мяч. Мяч чей? — …

Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? — …

Мама носит шляпу. Шляпа чья? — …

Таня носит платье. Платье чьё? — ….

Папа надел пальто. Пальто чьё? — …

Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? — …

Мама надела сапоги. Сапоги чьи? — …

Задание 7.    «Посчитай».

(образование  числительных).

Пример: Один брат,  два брата, три брата,  4 брата, 5 братьев.

Сестра, бабушка, дед,  дочка, тётя, т.д.

Задание 8.   Игра «Назови много».

Пример: Брат – братья, сестра – сёстры.

Мама, бабушка, дядя, сын, дочь, внук, внучка.

Задание 9.   Загадки.

(развитие  мышления,  внимания, смекалки).

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша… (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш… (папа)

 

Кто любить не устает,                            Он трудился не от скуки,

Пироги для нас печет,                            У него в мозолях руки,

Вкусные оладушки?                               А теперь он стар и сед —

Это наша… (бабушка)                            Мой родной, любимый… (дед)

Задание  10.    «Договори  предложение».

(грамматический строй)
Я ем и папа … (ест).
Я пою и мама … (поет),
Я шью и бабушка … (шьет).
Я готовлю и сестра …(готовит).
Я играю и браг …(играет).
Я пилю и папа …(пилит).
Я вяжу и мама …(вяжет).
Я строгаю и дедушка … (строгает).

Задание  11.    «А у вас?». 

(составление предложений со значением противопоставления; образование сравнительной степени прилагательных).
Пример:  Ваша семья большая, а наша …(больше). 
Словарь: дружная, крепкая, добрая, культурная, здоровая, заботливая, трудолюбивая, воспитанная, маленькая.

Задание  12.   «Составь рассказ о своей семье».

(связная речь).
Образец  рассказа:
Меня зовут Смирнов Виктор. Мне четыре года.
Я живу в городе Нижняя  Тура.

Мой адрес: улица Беговая, дом 2, квартира 5.
Моего папу зовут Иван Петрович. Он работает врачом.
Мою маму зовут Вера Сергеевна. Она учитель.
Мою  сестру (брата)  зовут …. Она (он) учится в школе, (ходит в д/сад).

Задание 13.

Нарисуй свою семью.

nsportal.ru

Картотека по развитию речи (старшая группа) по теме: картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста по теме «Семья»

Использование игр и игровых упражнений для развития речи детей в различных видах деятельности

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1 половина дня

режимные моменты

«Моя семья»

«Кто что делает»

«Моя семья самая…»

«Подарки»

«Помоги бабушке навести порядок»

организованная деятельность (НОД)

«Скажи о ком говорю»

«Кто живет у нас в квартире»

«Устала наша бабушка»

«Мамины помощники»

«Как у нас семья большая»

совместная деятельность

«Рисуем портрет»

«Семья играет в цепочку слов»

«Скажи по – другому»

«Поймай звук»

«У нас в группе новичок»

2 половина дня

режимные моменты

«Назови ласково»

«Семейное путешествие»

«Закончи предложение»

«Один — много»

«Кто больше»

организованная деятельность (НОД)

Назови  слова — родственники

«Кто приехал»

«Я покажу, а вы отгадайте»

«Семейные загадки»

«Как у бабушки Маланьи»

совместная деятельность

«Придумай загадку»

«Вместе»

«Кто возле кого»

«Скажи, о ком говорю»

 «Расскажи про семью»

1. «Моя семья»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

— активизировать в  речи детей слова, обозначающие членов семьи, учить детей отвечать на вопросы полным предложением

Материал: семейные фотографии детей.

Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть семейные фотографии и ответить на вопросы:

 

— С кем ты живёшь?

 — Кто самый старший в вашей семье?

 — Кто самый младший?

 — Для мамы ты кто?

 — А для бабушки?

 — Ты любишь своих близких?

 — Кто чем занимается в семье?

 — Кто о тебе заботится?

 — Как ты заботишься о других?

2. «Кто что делает»

Цель – развитие  связной речи детей.

Задачи:

— активизировать в   речи детей слова, обозначающие действия; учить составлять предложения.

Материал: картинки, на которых изображены члены семьи за разными занятиями.

Ход игры:

Ребенок берет картинку и называет, что изображено на картинке: «Мама гладит белье», «Дедушка читает газету» и т.д.

«Моя  семья самая…»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

— пополнить словарь детей определениями, характеризующими семью.

Материал: мяч

Ход игры:

Дети стоят в кругу, педагог бросает мяч одному из детей, задавая вопрос: «Саша, какая у тебя семья?» Ребенок должен ответить полным предложением: «Моя семья самая дружная». После ответа ребенок возвращает мяч педагогу.

«Подарки»

Цель – развитие связной речи детей.

Задачи:

— учить детей образовывать существительные в дательном и винительном падежах.

Материал: предметные картинки

Ход игры:

Педагог говорит детям, что скоро праздник  и  надо выбрать  всем членам семьи подарки.  Ребенок выбирает картинку и озвучивает,  кому он делает подарок: «Я подарю бабушке корзинку»,  «Я подарю папе мяч».

«Помоги бабушке навести порядок»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

— учить детей образовывать притяжательные прилагательные в единственном и множественном числах.

Материал: предметные картинки, кукла – бабушка Настя.

Ход игры:

Педагог просит детей помочь бабашке Насте навести дома порядок. Педагог показывает детям картинку и спрашивает:  «Чья эта сумка?», «Чей это шарф?»,  «Чьи это очки?» и т.п..

Инструкция: если дети ограничиваются  прилагательными «папины», «мамина», то можно предложить им другие образцы: «дочкина», «внучкина», «дядин».

«Скажи, о ком говорю»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

— активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи.

Материал: —

Ход игры:

Педагог  перечисляет определения, характеризующие членов семьи,  дети должны назвать члена семьи, подходящего под эту характеристику.

«Любимая, заботливая, нежная  — мама»

«Добрая, милая, ласковая — бабушка»

«Младший, смешной, непоседливый – брат»

«Серьезный, сильный, трудолюбивый — папа»

«Веселая, умная, красивая — сестра»

«Добрый, серьезный, умный — дедушка»

«Кто живет у нас в квартире»

Цель – развитие активного словаря детей

Задачи: учить соотносить слова с движениями, развивать мелкую моторику рук, развивать чувство юмора.

Материал: —

Ход игры:  в дети выполняют движения по показу воспитателя

Раз, два, три, четыре

Хлопают в ладоши

Кто живет у нас в квартире?

Энергично сгибают и разгибают пальцы

Раз, два, три, четыре, пять

Хлопают в ладоши

Всех могу пересчитать

Энергично сгибают и разгибают пальцы

Папа, мама, брат, сестренка

Поочередно загибают пальцы

Кошка Мурка, два котенка,

Мой  сверчок, щегол и я —

Вот и вся моя семья

Энергично сгибают и разгибают пальцы

«Устала наша бабушка»

Цель  — развитие активного словаря детей.

Задачи: учить соотносить слова с движениями, развивать интонационную выразительность речи, воспитывать уважение к людям старшего поколения.

Устала наша бабушка

Дети стоят в кругу, руки за спиной

Присела на порог

Приседают

Куда пропал, куда пропал

Берутся руками за голову и раскачивают из стороны в сторону

Куда пропал внучок

Подумала, поохала

Указательные пальцы к щекам

Потом тихонько встала

Выпрямляются в полный рост

Пошла вокруг да около —

Идут друг за другом по кругу

Искать внучка сначала

Поворачивают голдову влево, вправо, руки за спиной

«Мамины помощники»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

— активизировать в речи детей слова, обозначающие действия, воспитывать желание помогать маме.

Материал: —

Ход игры:  дети выполняют движения, одновременно проговаривая слова.

Маму я свою люблю

Обнимают себя за плечи

И всегда ей помогу

Поворот с хлопком вправо, влево

Пыль я чисто вытираю

Круговые движения ладонями

А еще белье стираю

Движения рук, имитирующие стирку

Пол я быстро подмету

Движения  рук перед собой вправо — влево

И цветы еще полью

Правая рука сжата в кулак – горшок, левая сжата в кулак, большой палец оттопырен – лейка.

Маме надо отдыхать

Поза, имитирующая сон человека, ладони справа

Маме хочется поспать

Поза, имитирующая сон человека, ладони слева

Я на цыпочках хожу

Движения по тексту

И ни разу,  и ни разу

Ни словечка не скажу

«Как у нас семья большая»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

—  обогатить словарь детей по теме «семья», учить соотносить слова с движениями, развивать мелкую моторику рук, развивать чувство юмора.

Материал: —

Ход игры:

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Как  у нас семья большая, да весёлая.       (попеременно хлопать в ладоши и ударять кулачками)

Два у лавки стоят,                                       (загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят,                                      (загнуть указательные пальцы)

Два Степана сметаной объедаются,         (загнуть средние пальцы)

Две Дашки кашкой питаются,                  (загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются,                (загнуть мизинцы)

«Рисуем портрет»

Цель – развитие связной речи детей.

Задачи:

—  учить детей составлять описательный рассказ по схеме, активизировать в речи детей употребление определений, закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.

Материал: опорная схема

Ход игры: педагог предлагает детям нарисовать словесный портрет одного из членов своей семьи, опираясь на схему.

Инструкция: в начале игры педагог дает образец составления портрета.

«Семья играет в цепочку слов»

Цель – развитие фонематического слуха детей

Задачи:

—  учить детей определять первый и последний звук в слове, обогатить активный словарь детей.

Материал – предметные картинки на магните, магнитная доска

Ход игры:

 Дети сидят  за столом, на столе перед детьми  разложены картинки. Педагог берет первую картинку,  прикрепляет ее на магнитную доску и четко называет слово, ребенок, сидящий рядом,  должен определить последний звук в слове  и   назвать слово, начинающееся с последнего звука,  выбрать соответствующую картинку.

Инструкция:  в начале игры необходимо объяснить правила:  нужно определить последний звук в первом слове и найти слово (картинку), которое начинается на этот звук – это второе слово, далее во втором слове определяется последний звук и подбирается слово, которое с этого звука начинается – это третье слово и так далее

«Скажи по — другому»

Цель – обогащение активного словаря детей

Задачи:

—  учить детей образовывать сложные слова, обогатить речь детей по теме «семья»

Материал – цветные картинки с изображением членов семьи.

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Скажи по — другому»:  «Я буду говорить, что изображено на картинке, а ты скажи по — другому». В начале игры детям дается образец: «У мамы голубые глаза – Мама голубоглазая»

У папы серые глаза – Папа сероглазый

У брата румяные щеки – Брат румянощекий

У сестры карие глаза – Сестра кареглазая

«Поймай звук»

Цель – развитие фонематического слуха детей

Задачи:

—  учить детей определять наличие заданного звука в слове, обогатить словарь детей по данной теме, развивать слуховое внимание.

Материал –

Ход игры: дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат слово с заданным звуком.  

 «У нас в группе новичок»

Цель – развитие связной речи детей.

Задачи:

—  учить детей составлять описательный рассказ по схеме, активизировать в речи детей употребление определений, закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.

Материал: опорная схема, кукла — мальчик

Ход игры: педагог говорит детям, что в группу пришел новенький мальчик, который никого не знает. Предлагает детям рассказать мальчику про себя.

Инструкция: педагог дает образец рассказа.

«Назови ласково»

Цель – обогащение активного словаря детей

Задачи:

— активизировать в речи детей определения, характеризующие человеческие качества, закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

Материал:  картинки с изображением членов семьи.

Ход: педагог говорит, что каждому члену семьи очень приятно, когда его называют ласково. Предлагает вспомнить, как можно назвать каждого из членов семьи. Любой из детей берет картинку с изображением члена семьи и называет ласковые имена. Если ребенок затрудняется,  другие  дети  или педагог помогают ему.

«Семейное путешествие»

Цель — развитие фонематического слуха детей

Задачи:

—  учить детей определять первый и последний звук в слове, обогатить активный словарь детей.

Материал – предметные картинки, изображение чемодана.

Ход: педагог объявляет детям, что семья собирается в путешествие и просит детей помочь собрать вещи. Педагог предупреждает детей, что семья возьмет с собой вещи, в названии которых есть заданных звук. Когда ребенок называет правильное слово, он берет соответствующую картинку и кладет ее в чемодан.

«Я начну , а ты закончи»

Цель – развитие связной речи детей.

Задачи:

—  учить детей употреблять  существительные с предлогом, обогащать словарь детей по теме «семья», развивать воображение детей

Материал: сюжетные картинки

Ход:  Педагог просит детей помочь закончить предложение. Демонстрируя картинку педагог проговаривает начало предложения, ребенок должен составить вторую часть предложения.

Мама положила зонт на …..

Дедушка купил газету в ….

Бабушка вяжет носки из …..

Сестра шьет платье для …

Тетя приехала из …

«Один — много»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

— учить детей образовывать  существительные  во множественном  числе .

Материал: мяч

Ход игры:

Дети стоят в кругу, педагог бросает мяч одному из детей, называя одного из членов семьи. Ребенок кидает мяч педагогу обратно, называя это слово во множественном числе.

«Кто больше»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

— активизировать в речи детей слова по теме «семья»

Материал: карточки с изображением смайликов

Ход игры:

Педагог предлагает детям назвать ласковые слова для своей мамы (папы, бабушки). За каждое слово вручает ребенку смайлик. В конце игры подсчитывают, кто больше получил смайликов.

«Назови слова — родственники»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

— активизировать в речи детей слова по теме «семья»

Материал: —

Ход игры:

Педагог предлагает детям назвать  слова – родственники: семья – семейный, семейка, семьянин; родня – родные – родственники — родители

«Кто приехал»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

—  активизировать  словарь детей по теме «семья», учить соотносить слова с движениями, развивать мелкую моторику рук.

Материал: —

Ход игры:

Кто приехал?                     (ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев)

 Мы, мы, мы!                     (теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и  

                                           одновременно хлопает три раза)

 Мама, мама, это ты?       (хлопает кончиками больших пальцев)

 Да, да, да                          (хлопает кончиками указательных пальцев)

 Папа, папа, это ты?         (хлопает кончиками больших пальцев)

 Да, да, да!                        (хлопает кончиками средних пальцев)

 Братец, братец, это ты?

 или:

 Ах, сестричка, это ты?    (хлопает кончиками больших пальцев)

 Да, да, да!                         (хлопает кончиками безымянных пальцев)

 Дедушка, а это ты?

 или:

 Бабушка, а это ты?          (хлопает кончиками больших пальцев)

 Да, да, да!                        (хлопает кончиками мизинцев)

 Все мы вместе, да, да, да!   (хлопает в ладоши)

«Я покажу, а вы отгадайте»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

—  учить передавать действия в движениях, развивать двигательное творчество.

Материал: —

Ход игры:

Дети стоят в кругу, в центре ведущий. Ведущий , обращаясь к детям  говорит: «Я покажу, что делает  ……(называет какого – либо члена семьи)».  Ведущий  показывает  какое – то движение, а дети должны ответить «Мама моет посуду».

Инструкция:  педагог должен обращать внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом.

«Семейные загадки»

Цель – учить детей отгадывать загадки.

Задачи:

— учить детей отгадывать загадки, используя прием смыслового приложения и запоминания, обогащать словарь детей по теме «семья»

Материал: мяч

Ход игры: педагог читает загадки, дети дают ответ.

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша…

Я у мамы не один,

У неё ещё есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он — старший…

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый…

Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

Здравствуй! — говорит мне…

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша…

Фотография стоит

В золотистой рамочке,

Чей взгляд солнцем согревает?

Взгляд любимой…

Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно …

Как у бабушки Маланьи»

Цель – обогащение активного словаря детей

Задачи:

—  учить соотносить слова с движениями,  развивать чувство юмора,

Материал –  

Ход игры

Дети стоят в кругу, педагог стоит в центре. Дети  произносят текст и выполняют движения:

Как у бабушки Маланьи было семь сыновей,

Было семь сыновей, все они без бровей! (закрывают руками брови)

Вот с такими глазами, (показывают руками круглые глаза)

Вот с такими ушами, (оттопыривают уши)

Вот с такими носами, (показывают большой нос)

Вот с такой головой, (большую голову)

Вот с такой бородой (наклоняются, показывают руками длинную бороду)

Все они сидели, на нее глядели, делали  вот так!

После слов «Делали вот так!»  Педагог дает задание детям: показать, как мама шьет и т. п.

Инструкция: игра может проводиться несколько раз по усмотрению педагога.

«Придумай загадку»

Цель – развитие связной речи детей.

Задачи:

—  учить детей составлять описательный рассказ, активизировать в речи детей употребление определений, закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.

Материал: —

Ход игры: педагог предлагает детям придумать загадку про  одного из членов своей семьи.

Инструкция: в начале игры педагог дает образец составления загадки.

«Кто возле кого»

Цель – развитие связной речи детей.

Задачи:

—  обогатить речь детей пространственными предлогами.

Материал: сюжетная картинка по теме «семья»

Ход игры: педагог задает детям вопросы по картинке: «Кто возле мамы», «Кто рядом с дедушкой», «Кто около папы»

Инструкция: дети должны давать полный ответ: «Возле мамы сестра» и т.п.

«Вместе»

Цель – развитие связной речи детей.

Задачи:

—  учить детей составлять предложения со словом «вместе», активизировать в речи детей употребление определений, закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.

Материал: —

Ход игры: педагог задает вопрос, что ты любишь делать вместе с мамой(папой, дедушкой, братом и т.д.). Ребенок должен дать полный ответ «Я вместе с мамой люблю гулять»

«Расскажи про семью»

Цель – развитие связной речи детей.

Задачи:

— обобщить знания детей по теме «семья»,  учить детей составлять сюжетный рассказ  по схеме, активизировать в речи детей употребление слов по теме «семья», закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.

Материал: — опорная схема

Ход игры: педагог предлагает детям рассказать про свою семью.

nsportal.ru

Картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме: Картотека по теме «Моя семья»

Зрительная гимнастика

«О любимой маме»

Пальчик к носу движется,

А потом обратно,

На него посмотреть

Очень нам приятно!

Вытянуть вперед руку. Следить за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно.

А теперь глаза закрой

И погладь руками,

Помечтаем мы с тобой

О любимой маме.

Закрыть глаза, погладить веки.

«Малютка».

И.п.  — лежа на спине. Ноги плотно сдвинуты. Руки вытянуты вдоль туловища.

Представим, что мы превратились в малютку. Сгибаем ноги в коленях и подтягиваем стопы к лицу. Беспорядочно размахиваем руками и ногами. Приподнимаем голову, не отрывая плеч от пола. Поворачиваем голову то в одну, то в другую сторону. Радостно вскрикиваем «а-гу», «а-гу». Изображаем плач — жалобно произносим «уа-уа». Имитируем движения губ, сосущих пустышку. Хорошо мне в колыбельке, В теплой маленькой постельке. Я проснулась и пою Звонко песенку мою. Я пою: «А-гу, а-гу! Улыбаться я могу!» Если я кричу: «Уа!» -Покормить меня пора, Приласкать и обогреть, Ползунки переодеть!

«Пирог именинника».

Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

«Вырасти большой»
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.

«Большой и маленький»

И.п. — стоя. Представим, что мы выросли и стали большими-пребольшими. Глубоко вдохнем, а на выдохе встанем на носочки и поднимем руки. Тянемся всем телом вверх и произносим: «Какой я большой!» Медленно вдыхаем, а затем со звуком «ух» приседаем, обхватываем руками колени, опускаем голову и произносим: «Какой я маленький!»

Совсем большой

Мой старший брат –

Пойдет он скоро в школу.

С ним поиграть всегда я рад,

Брат добрый и веселый!

А я хотя росточком мал,

Но все же очень я удал!

Сюжетная дыхательная гимнастика «Мы строим дом».

«Поднимаем кирпичи».

И.п. – ноги врозь, руки опущены, пальцы расставлены. 1 – вдох; 2 – выдох – наклон туловища вперёд, пальцы в кулак: «Ух!»; 3 – вдох; 4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

«Кладём раствор».

И.п. – ноги врозь, руки на поясе, локти назад. 1 – вдох; 2-3 – выдох – поворот туловища вправо (влево), мах правой (левой) рукой в сторону, назад, вперёд: «Раз!»; 4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

«Белим потолок».

И.п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – поднять правую руку вверх-назад; 2 – выдох – опустить правую руку; 3 – вдох – поднять левую руку вверх-назад; 4 – выдох – опустить левую руку. Повторить 5-6 раз.

«Наклеиваем обои».

И.п. – основная стойка, руки согнуты в локтях на уровне пояса. 1 – вдох; 2 – выдох – подняться на носки, прямые руки вверх; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

«Красим полы».

И.п. – стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисть в кулак. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище слегка наклонить вперёд, руки вытянуть вперёд, пальцы врозь: «Жик!»; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

 «Игра с песком» (упр. на напряжение и расслабление мышц рук. Автор М.Чистякова).

И.п. – сидя. Набрать на вдох воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках – задержка дыхания. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы – на выдохе и произнося «с-с-с…». Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками. Повторить 2-3 раза.

 

«Семья»

Выражение эмоционального и психофизического состояния

Выразите отношения между членами семьи: изобразите ласковую маму, строгого дедушку, рассердившегося папу и провинившегося, непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку, пожурившую своих внучат-шалунишек. Изобразите состояние тоски и одиночества: родители ушли в гости, а ребенка оставили дома одного.

Образные перевоплощения

Изобразите, как мама собирается на работу: одевается, причесывается, накладывает макияж.

Изобразите, как мама, папа, бабушка, дедушка, сестра или брат выполняют домашние дела.

 «Это я! Это мое!»

Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук: ничего – то бабушка не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называется имя играющего), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?».

 Мальчик отвечает жестом.

 Выразительные движения. Рука согнута в локте, указательный палец направлен на грудь: «Я!» Идея обладания более обширного «я» выражается более или менее сильным прижатием кисти к груди: «Мое, принадлежит мне!».

«Дружная семья»

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый,

 занят каким – нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто-то рисует, кто-то шьет или вяжет и т.п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают.

Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные. Этюд сопровождается музыкой Р.Паулса «Золотой клубочек».

«Кто живёт у нас в квартире? »

Раз, два, три, четыре                      (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире?         (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять             (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать                  (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра               (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка           (наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я —             (повороты туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья.                     (хлопаем в ладоши)

«На водопой»

Жарким днем лесной тропой                        Дети идут по кругу друг за другом.

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,                Идут, громко топая.

За мамой-лисицей крался лисенок,                  Идут крадучись.

За мамой-ежихой катился ежонок,                  Передвигаются в глубоком приседе.

За мамой-медведицей шел медвежонок,        Идут вперевалку.

За мамою-белкой скакали бельчата,        Скачут на носочках, согнув руки

                                                                       перед грудью.

За мамой-зайчихой — косые зайчата,        Скачут, сделав «ушки» из ладоней.

Волчица вела за собою волчат.                Идут на четвереньках.

Все мамы и дети напиться хотят.                Останавилваются.

«Семья»

Папа, мама, брат и я —                        Правой рукой загибают по одному паль-

                                                             чику на левой руке.

Вместе дружная семья.                        Показывают крепко сжатый кулачок

                                                             левой руки.

Раз, два, три, четыре,                        Левой рукой загибают по одному пальчи-

                                                             ку на правой руке.

Все живем в одной квартире.                  Показывают крепко сжатый кулачок

                                                            правой руки.

                                                «Помощники»

Раз, два, три, четыре,                        Ритмичные удары кулачками и в ладоши

                                                             попеременно.

Мы посуду перемыли:                        Одна ладонь скользит по другой.

Чайник, чашку, ковшик, ложку        Загибают пальчики по одному на каждое

И большую поварешку.                        название посуды.

Мы посуду перемыли,                        Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили,                Снова загибают пальники.
Ковшик тоже развалился,                
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.                        Ритмичные удары кулачками и в ладоши

                                                           попеременно.

 

«Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом                        Дети загибают пальцы на обеих руках по

Есть нора — надежный дом.                одному пальцу на каждое двустишие.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,                Поочередно хлопают в ладоши и ударяют

Всем тепло, уютно в нем.                друг о друга кулачками обеих рук.

В. Пальчинскайте
                   

«Мамочка любимая»

Мамочка хорошая,     (Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая!    (Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю,     (Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю!      (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная…       (семья)

               ***

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится?    (Семья)

                ***

Днем работает она,

Вечером она — жена,

Если праздник, она — дама,

Кто же это? — Моя…  (мама)     

             ***

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш… (папа)

          ***

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша… (бабушка)

              ***

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый… (дед)

             ***

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой… (братишка)

                          ***

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая…   (сестренка)

Кто домой приходит поздно,

Кто на вещи смотрит грозно?

Кто меняет лампочки?

– Ну, конечно – папочка!

Кто с утра до ночи белкой,

Моет, варит, режет мелко?

Кто летает ласточкой?

– Ну, конечно – мамочка!

Кто готов построить дом,

Бегать, прыгать, ржать конем?

Кто наш непоседушка?

– Ну, конечно – дедушка!

Кто расскажет на ночь сказку

Про Принцессу-Златовласку,

Испечет оладушки? –

Ну, конечно – бабушка!

Кто сломает, что построил,

Кто поможет мне с сестрою?

Кто шалун – мальчишка?

– Вот и он – братишка!

Кто вся в бантиках и куклах,

Вся в эмоциях и чувствах?

Кто поет, как птичка?

– Это же – сестричка!

Кто, вы спросите меня,

Эти милые друзья?

Я отвечу, не тая,

– Это всё – моя СЕМЬЯ!

(В. Тунников)

***

«Семья – большое счастье!»

У каждого на свете
Должны быть папа с мамой —
У тех, кто всех послушней,
И непослушных самых.

У каждого на свете
Должны быть братья, сёстры…
Чтоб жизнь была весёлой
И от улыбок пёстрой.

У каждого на свете:
Детишек, птиц, зверья,
Должны быть те, кто дорог —
Родимая семья!

У каждого на свете
Должны быть папа с мамой,
Семья большое счастье —
Подарок самый-самый!

(Натали Самоний)

nsportal.ru

Занятие для детей дошкольного возраста на тему «Я и моя семья»

Занятие с воспитанниками дошкольного возраста на тему: « Я и моя семья»

Цель: формировать у детей представление о семье.

Задачи:

  • учить детей называть членов своей семьи;

  • формировать элементарные представления детей о том, что в семье все заботятся и любят друг друга;

  • воспитывать любовь к родным и близким;

  • развивать эмоциональную отзывчивость детей;

  • активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетная картинка «Семья», картинки, изображающие членов семьи в действии. Предметы: портфель, сумка, фартук, кукла, книгу, очки.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Загадки:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная… (семья)

 

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Семья)

2. Объявление темы занятия.

— Сегодня мы с вами поговорим о семье. Как вы понимаете слово «семья»? (Ответы детей).

— Если у человека много родственников – значит у него большая семья. Семья – это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто любит и заботится о нас.

3.Загадки

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша… (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш…

(папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша… (бабушка)

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш… (дед)

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой… (братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая… (сестренка)

Мамы старшая сестра —

С виду вовсе не стара,

С улыбкой спросит: «Как живете?»

Кто в гости к нам приехал?

(тетя)

Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

«Здравствуй!» — говорит мне… (дядя)

Молодцы, отгадали все загадки. А сейчас я вас попрошу назвать имена мамы и папы. (Дети называют). В случае затруднения можно использовать альтернативный вопрос: « Твою маму зовут Катя или Света?»

4. Работа с сюжетными картинками.

Детям раздаются картинки, на которых изображены члены семьи в действии, и предложить их рассмотреть. При этом необходимо комментировать действия каждого члена семьи, называя их: Вот папа. Папа работает. Вот мама. Мама накрывает на стол и т.д. Затем дети отвечают на вопросы: «Кто работает? Кто накрывает на стол?» и т.д.

5. Физминутка

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

6. Ролевая игра «Семья»

На столе располагаются предметы: портфель, сумка, фартук, машинка, кукла, книга, очки.

— Сейчас мы с вами поиграем в «семью», распределив роли.

— Вова будет папой. Вова, кто ты? (Я папа.) Ира будет мамой. Ира, ты кто? (Я мама.) Зоя будет дочкой. Зоя, ты кто? (Я дочка.) Саша будет сыном. Саша, ты кто? (Я сын.) Рома будет дедушкой. Рома, ты кто? (Я дедушка.) Лиза будет бабушкой. Лиза, ты кто? (Я бабушка.)

— Дети, кто у нас папа? (Вова.) Вова, возьми со стола один предмет, который нужен папе, чтобы отнести бумаги на работу.

Каждый играющий выбирает нужный его персонажу предмет.

— Утром папа и мама идут на работу. Вова, покажи, как папа идёт на работу. (Вова показывает.) Дети, что делает папа? (Ответы детей.) Ира, покажи, как мама идёт на работу. (Ира показывает.) Дети, что делает мама? (Ответы детей.) Зоя, покажи, что делает дочка. (Зоя показывает.) Дети, что делает дочка? (Ответы детей.) Саша, покажи, что делает сын. (Саша показывает.) Дети, что делает сын? (Ответы детей.) Рома, покажи, что делает дедушка. (Рома показывает.) Дети, что делает дедушка? (Ответы детей.) Лиза, покажи, что делает бабушка. (Лиза показывает.) Дети, что делает бабушка. (Ответы детей.) Вечером родитель возвращаются с работы. Кто идёт домой? (Ответы детей.)

7. Итог занятия

— Спасибо ребята, я очень рада, что вы так много знаете о семье. Семья необходима каждому человеку. Очень важно, чтобы все члены семьи любили друг друга, уважали, заботились друг о друге. Если кто желает, то может нарисовать свою семью и подарить родителям.

infourok.ru

Материал (младшая группа) на тему: Подборка игр по теме «Моя семья»

Подборка игр по теме «Моя семья»

Дидактическая игра «Кто главный?»

Цель: учить детей называть членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные — и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.

Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все — и дети, и взрослые.

Дидактическая игра «Как зовут членов семьи».

Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Ход игры

Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

«Маленькие помощники».

Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.

Материал: ящик, мишка.

Ход игры

К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.

Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом. Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

Игровой материал. Куклы, мебель, посуда, ванночка для купания, строительный материал, игрушки-животные.

Ход игры.

Игра начинается с того, что педагог вносит в группу большую красивую куклу. Обращаясь к детям, он говорит: «Дети, куклу зовут Оксана. Она будет жить у нас в группе. Давайте вместе построим ей комнату, где она будет спать и играть». Дети вместе с воспитателем строят для куклы комнату.

После этого воспитатель напоминает им, как можно играть с куклой: носить ее на руках, катать в коляске, на машине, кормить, переодевать. При этом подчеркивает, что с куклой следует обращаться бережно, ласково разговаривать с ней, проявлять заботу о ней, как это делают настоящие мамы. Затем дети играют с куклой самостоятельно. Когда дети достаточное количество времени поиграли сами, воспитатель организовывает совместную игру. При организации игры он должен учитывать взаимоотношения мальчиков и девочек. Так, пока девочки кормят кукол, моют посуду, мальчики вместе с педагогом строят из стульев машину и приглашают девочек поехать покататься вместе с куклами.

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».

Цели: учить детей принимать на себя роль мамы и папы; учить играть небольшими группами, объединив их в один сюжет; воспитывать у детей активность в игре, творческую инициативу, умению правильно распределять роли

Ход игры

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная палочка, при помощи нее сегодня вы превращаетесь в мам и пап. А это ваши детки (указывает на кукол).

Воспитатель машет палочкой и говорит: «Раз, два, три, по кругу покружись и превратись в маму(папу)». Дети кружатся.

Воспитатель: Ваши дети сейчас в детском саду и вы приехали их забирать.

Воспитатель: Мамы и папы вас радуют вкусным ужином, играют с вами, укладывают спать. А как вы порадуете своих деток?

Дети: Накормим, чаем напоим, поиграем, спать уложим, колыбельную споем.

Дети берут кукол.

Воспитатель: Ваши мамы заботились о вас, угощали вас вкусненьким. А ваши дочки и сыночки голодные сидят. Давайте для них приготовим кушать. Дети накрывают на стол, готовят кушать, кормят детей. Строят кроватку, стелют постель. Укладывают детей спать, поют колыбельную.

Воспитатель помогает развернуть игру, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определенные роли, помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.

После того, как дети укладывают кукол спать, воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Дети встают в круг.

Хороводная игра «Наша кукла»

Наша кукла погуляла,

А потом домой пришла. (Дети ходят по помещению.)

Обувь и одежду кукла

Быстро в шкаф убрать смогла (Имитируют движения.)

В ванной ручки кукла мыла (Имитируют движения.)

Вытирала их потом.

На диване посидела,

Наблюдала за котом. (Садятся на ковер и имитируют наблюдение)

За столом она поела,(Имитируют движения.)

Наступило время спать.(Кладут ручки под щечку.)

И, надев пижаму, кукла (Имитируют движения.)

Быстро прыгнула в кровать. (Ложатся на ковер, закрывают глаза.)

Кукла, спи и отдыхай,

Баю – баю, баю – бай (Лежат на ковре некоторое время удобной для них позе.)

Воспитатель: Выходной день заканчивается, пора деток вести в детский сад.

Дети будят кукол, умывают, одевают и ведут в детский сад. Воспитатель принимает кукол в детском саду.

Дидактическая игра «Моя мамочка»

Цель: находить свою маму среди других людей; понимать и употреблять в активной речи имя существительное  «мама»;  имена прилагательные  «красивая» «хорошая».

Оснащение: игрушечный самолет; красивый платок; сюжетная картинка

Ход игры: 

Заранее вырежьте из любой фотографии лицо мамы ребенка. Наклейте его на сюжетную картинку. Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Попросите его назвать всех изображенных на ней персонажей (бабушка, дедушка, тетя, дядя). Покажите на изображение мамы и спросите у ребенка: «Кто это?» (Это мама.)

Спросите ребенка: «Какая мама?» (Красивая, хорошая.)

Закройте картинку красивым платком. Предложите ребенку взять игрушечный самолет и полететь в гости к маме. Прочтите стихотворение А. Барто «Самолет»:

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами.

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

(Стимулируйте договаривание ребенком последнего слова в предложении.) Спросите ребенка: «К кому ты прилетел на самолете?» (К маме.) «Какая у тебя мама?» (Красивая, хорошая.)

Дидактическая игра «Моя семья».

Цель: формировать интерес к речевым звукам, учить произносить по подражанию слова.

Оборудование: пальчиковый театр с изображением персонажей семьи: папы, мамы, сына или дочки, бабушки, дедушки.

Ход игры

Первый вариант. Воспитатель надевает себе на палец вязанный персонаж и говорит: «Вот дедушка. Здравствуй, Миша. Я — дедушка» и т.д. После того, как «вязанные персонажи» будут надеты, взрослый предлагает ребёнку показать и назвать по очереди все «вязанные персонажи».

Второй вариант. Воспитатель надевает себе на палец вязанный

персонаж и читает потешку:

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я.

Вот и вся моя семья.

После того, как «вязанные персонажи» будут надеты, взрослый предлагает ребёнку показать и назвать по очереди все «вязанные персонажи».

Сюжетно-ролевая игра «Ждем бабушку в гости»

Задачи: закреплять знания о культуре поведения в случае, когда приходят гости; воспитывать дружеские отношения, вежливость, гостеприимство; учить детей проявлять заботу о своей бабушке, относиться к ней с нежностью и любовью.

Ход игры.

Воспитатель: Милые дети вы прекрасней всех на свете. Таких хороших, пригожих я приглашаю поиграть. Можно я буду ваша мама? А кем будете вы? Мы все будем одной большой семьей.

(Звонит телефон)

Воспитатель: Алло! Здравствуй мама. Ты сегодня приедешь к нам в гости. Мы будем тебя с нетерпением ждать. Ребята, у меня для вас радостная новость. Звонила бабушка, она едет к нам в гости. А как мы встречаем гостей?

Воспитатель: Правильно. Убираем дом, накрываем стол, надеваем красивую одежду.

Давайте все вместе наведем порядок в нашем доме. Лера – что ты будешь делать в доме? Я прошу тебя протереть пыль. Богдан, Давид – а вы что можете сделать.

Дети:

(Задействуем всех детей. Глажу одежду. Звучит музыка.)

Воспитатель: Дети, какие вы у меня хорошие помощники. Как

у нас дома стало чисто, свежо и красиво.

Девочки, давайте накроем стол красивой скатертью. Кто мне

поможет расставить салфетницы, чайную посуду.

Что сначала поставим на стол? Что поставим на блюдца? Что

положим с правой стороны?  

(Расставляем на столе конфетницу, фрукты, печенье, молочник, сахарницу)

Воспитатель: Ой, ребята, кто-то стучится в дверь! Я пойду посмотрю. Маленьким детям одним нельзя подходить и открывать дверь нельзя, это может быть опасно.

(Открываю дверь. Заходит бабушка)

Бабушка: Здравствуйте, мои любимые внучата, здравствуй доченька! Вот и доехала я до вас.

Воспитатель: Бабушка, проходи в дом. Присаживайся, отдохни с дальней дороги. И мы вместе с тобой посидим.

(Дети садятся на стульчики)

Бабушка: Внучатки мои, я приехала к вам с гостинцами. (В корзинке лежат груши, яблоки, пирожки, варенье).

Воспитатель: Ариша, положи пирожки на блюдце и поставь на стол.

Воспитатель: Я подогрею чайник. В чайнике вода очень горячая. И нести его надо очень аккуратно, чтобы никого не обжечь. Я налью чай в чашки.

Воспитатель: Бабушка, проходи к столу с внучатами и садитесь пить чай. У нас все готово. Дети, не забудьте вымыть ручки.

(Моют руки, вытирают, и садятся за стол)

Воспитатель: Берите угощение, чашки с чаем. Чай горячий, не спешите, не толкайтесь.

(Сидят за столом и пьют чай)

Бабушка: Дорогие мои, мне у вас очень понравилось. Вы были гостеприимными хозяевами. Я приглашаю вас к себе в гости. Приезжайте. А сейчас мне пора домой.

  

Игра на фланелеграфе «Моя семья».

Цель: формирование у детей понятий о семье.

Задачи: закрепить у детей представления о семье, её членах;

воспитывать у детей любовь, ласковое и чуткое отношение к членам

семьи, учить проявлять заботу о родных людях;

развивать коммуникативные навыки детей;

воспитывать уважение к повседневному труду родителей;

воспитывать чувства семейной сплочённости (на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях и домашнем уюте).

Начинать играть с картинками лучше всего со знакомства с изображением.

Покажите карточку и спросите, что ребёнок видит на ней. Чётко проговорите название. Попросите повторить название за вами. Когда ребёнок познакомится с карточками, выложите все карточки изображением вверх. Попросите его назвать всех изображенных на карточках персонажей (мама, папа, бабушка, дедушка…). Предложите ребёнку взять карточки с изображением членов семьи и прикрепить их к фланелеграфу. Затем предложить найти все картинки с изображением предметов, которые подойдут каждому члену семьи и прикрепить рядом на фланелеграф. Например: к карточке с изображением мамы можно прикрепить – утюг, кастрюлю, плиту…; к карточке с изображением папы – пилу, молоток, гаечный ключ и т.д.

Спросите ребёнка почему он выбрал именно эти карточки (мама гладит бельё, готовит обед и т.д. )

nsportal.ru