Разное

Задания на букву о – Учим букву О. Карточки с заданиями

Звук и буква О, о. Видеоурок. Русский язык 1 Класс

Сегодня на уроке мы узнаем о  звуке [о] и букве  О, познакомимся с  занимательными фактами о букве О, выполним интересные задания, а также научимся писать букву О.

Прочитайте слова и догадайтесь, о какой букве сегодня пойдет речь.

  • Ослик
  • Остров
  • Облако
  • Осы

Конечно же, это буква О. Сегодня на уроке мы поговорим о звуке и букве О.

 

Характеристика звука [о]

Произнесите звук [о] и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом. Ваши губы вытянулись в трубочку; рот сузился; звук произносится легко, свободно и проходит без преград. Его можно тянуть, петь. Никаких шумов вы не услышите, потому что образуется этот звук только с помощью голоса. А это значит, что звук – гласный.

Чаще всего мы произносим этот звук, когда удивляемся или когда нам больно. Этот звук помогает выражать нам чувства и эмоции.

Существует много имён, начинающихся на букву О, например: Оля, О

сип. А вот имена Олег, Оксана, Олеся тоже начинаются на букву О, только звук в этих словах произносится нечетко, он похож на звук [а]. Запомните эту особенность звука [о] и не забывайте, что он не всегда в словах бывает хорошо слышен. Иногда он нас хочет запутать и произносится как [а].

Давайте понаблюдаем за словами и найдем в них звук [о]. Произнесите слова вслух и скажите, в какой части слова он находится, определяя это только на слух.

Окунь – звук [о] слышен в начале слова (рис. 1).

Окунь

Рис. 1. Окунь (Источник) 

Морж – звук [о] слышен в середине слова.

Колобок – звук [о] слышен в середине слова.

Зонтик – звук [о] слышен в середине слова (рис. 2).

Окунь

Рис. 2. Зонт (Источник) 

Молоко – звук [о] слышен в конце слова.

Ослик – звук [о] слышен в начале слова.

Роза – звук [о] слышен в середине слова (рис. 3).

Роза

Рис. 3. Роза (Источник) 

Котик – звук [о] слышен в середине слова.

Гнездо – звук [о] слышен в конце слова.

Из этого можно сделать вывод, что звук [о] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце. Но чаще всего в слове бывает только один звук [о].

А теперь заглянем в наш сказочный музей, в котором живут разные герои, а их имена начинаются на разные звуки и буквы. Сегодня мы узнаем, чьи имена начинаются с буквы

О.

Вот Оле Лукойе с волшебным зонтиком (рис. 4).

Оле Лукойе

Рис. 4. Оле Лукойе (Источник) 

Осёл из Бременских музыкантов (рис. 5).

Осёл

Рис. 5. Осёл (Источник) 

Девочка

Оля, которая попала в Королевство кривых зеркал и превратилась в Яло (рис. 6).

Оля и Яло

Рис. 6. Оля и Яло (Источник) 

Храбрый Оловянный солдатик (рис. 7).

 Оловянный солдатик

Рис. 7. Оловянный солдатик (Источник) 

Если вы узнали не всех сказочных героев и кто-то вам еще не знаком, попросите взрослых прочитать вам  сказку об этих героях.

Проговорите скороговорку и определите на слух, сколько звуков

[о] слышится.

Не далеко, а около

Катилось О и окало.

Отчетливо звук [о] в этой скороговорке вы произнесли только четыре раза, но если бы вы рассматривали её глазами, то увидели бы в ней целых восемь букв О. Вот какой хитрый звук [о]. Он умеет превращаться в звук [а].

Потренируйтесь различать звуки [о] и [а]. Произнесите вслух название породы каждой собаки и определите, в названиях каких пород слышен звук [о].

Болонка (рис. 8). Слышен звук [о].

Болонка

Рис. 8. Болонка (Источник)

Овчарка (рис. 9). Звук [о] не слышен.

Болонка

Рис. 9. Овчарка (Источник)

Спаниель (рис. 10). Звука [о] в слове не слышим.

Спаниель

Рис. 10. Спаниель (Источник) 

Колли (рис. 11). Хорошо слышен звук

[о].

Колли

Рис. 11. Колли (Источник) 

Гончая (рис. 12). Звук [о] есть.

Гончая

Рис. 12. Гончая (Источник)

Чау-чау (рис. 13). Нет звука [о], только [а].

Чау-чау

Рис. 13. Чау-чау (Источник)

Бульдог (рис. 14). Хорошо слышен звук [о].

Бульдог

Рис. 14. Бульдог (Источник) 

Лайка (рис. 15). Слышны только звуки [а].

 Лайка

Рис. 15. Лайка (Источник)

Пойнтер (рис. 16). Хорошо слышен звук [о].

 Пойнтер

Рис. 16. Пойнтер (Источник) 

Такса (рис. 17). Слышен только звук [а].

Такса

Рис. 17. Такса (Источник) 

Мопс (рис. 18). Хорошо слышен звук [о].

Мопс

Рис. 18. Мопс (Источник) 

Как вы думаете, почему ослик сказал:

Здравствуй, буква-мячик!

Почему не скачешь?

О – самая круглая буква в нашем алфавите (рис. 19).

Буква О

Рис. 19. Буква О (Источник) 

Если рассмотреть печатную большую О и маленькую о, то станет ясно, что они обе круглые и отличаются только размером.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Е. Тарлапан

Попробуйте отыскать букву О в предметах, которые видите.

Обруч, мяч и колесо

Вам напомнят букву О.

 

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква О.

 

О – как обруч, захочу –

По дороге покачу!

 

Обруч на арене вспыхнет.

Тигр в огонь отважно прыгнет.

Г. Виеру

 

Вокруг нас очень много круглых предметов, похожих на букву О. Приведите свои примеры.

А чтобы букву О лучше запомнить, попробуйте её вылепить из пластилина или составить из каких-либо материалов. Это не трудно сделать, потому что буква ровная. Можно её составить, например, из пуговиц, бусинок, из листьев деревьев. Буква получится красивая. Букву

О можно нарисовать по клеточками или придумать из неё забавный рисунок.

Прочитайте буквы О и определите, какие эмоции можно выразить с её помощью:

О.

О!

О?

Рассмотрите письменные буквы Оо. Сравните их с печатными (рис. 20).

Буква О

Рис. 20. Печатные и письменные буквы О (Источник)

Отличаются печатные и письменные буквы формой.  

Печатные буквы круглые:

Посмотри на колесо,

И увидишь букву О.

А вот письменная буква имеет форму овала:

Буква О всегда стояла

Круглая, нормальная,

Спать легла – бока помяла,

И теперь овальная.

Г. Ванюхина

Печатная буква – это кружок, а письменная – овал.

У заглавной письменной буквы всего один элемент – овал (рис. 21).

Написание заглавной буквы О

Рис. 21. Написание заглавной буквы О (Источник) 

Начинаем писать заглавную букву немного выше нижней линии заглавной строки. Слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись нижней линии, поднимаем букву вверх, закругляем влево, опускаемся вниз и закрываем овал.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

При написании заглавной письменной буквы О могут быть ошибки: овал можно написать очень широким или очень узким; овал может быть неровным, зауженным сверху или снизу.

Попробуйте написать букву в тетради сами, без ошибок. Помните о правильном положении тетради. Её надо положить наклонно так, чтобы нижний угол был направлен к середине груди. Держите правильно ручку.

Маленькая буква о, как и заглавная, тоже состоит только из одного элемента – овала. Она отличается от заглавной буквы размером. Писать её можно двумя способами.

 Первый способ написания маленькой буквы о

Рис. 22. Первый способ написания маленькой буквы о (Источник)

Первым способом (рис. 22) удобно писать букву, если её соединять в слове со следующей буквой нижним соединением. Ставим ручку чуть выше нижней линии рабочей строки. Слева направо пишем полуовальную линию. Коснувшись нижней линейки, поднимаем её вверх. Закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз и соединяем овал.

Обведите букву в воздухе. Напишите букву обратной стороной ручки на ладошке. Попробуйте самостоятельно написать её в тетради.

Иногда, когда вы будете писать букву о в словах, удобнее пользоваться вторым способом написания буквы, с верхним соединением (рис. 23).

Второй способ написания маленькой буквы о

Рис. 23. Второй способ написания маленькой буквы о (Источник)

Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки. Делаем поворот влево, касаемся верхней линии. Ведём полуовальную линию вниз, поворачиваем линию вправо, касаясь нижней линии рабочей строки; поднимаем полуовал вверх, соединяем с началом письма. Ведём руку прямо вверх, касаемся верхней линии рабочей строки и начинаем писать соединительную линию, похожую на провисшую верёвочку.

Обведите букву в воздухе. Напишите букву обратной стороной ручки на ладошке. Попробуйте написать букву о в тетради сами.

При написании маленькой письменной буквы о могут быть такие ошибки: очень широкая, круглая буква, а не овал; очень узкий овал; буква висит, не касаясь вспомогательных линий рабочей строки.

Потренируйтесь писать заглавную и строчную буквы в тетради. И помните: чем больше вы пишете, тем лучше получается.

А знаете ли вы, что буква О – одна из самых древних? Придумали её еще древние греки. С тех пор её использовали в разных алфавитах разных стран. На клавиатуре вы увидите английскую букву О, которая ничем не отличается от нашей.

Наши древние предки называли нашу букву О как «Он», она указывала на какое-то лицо.

В математике есть цифра, очень похожая на букву О. Вы, конечно же, догадались, что это ноль.

А вот когда вы подрастёте, узнаете, что в химии есть элемент, который  записывают тоже с буквой О. Н2О – вода, без которой ни одно живое существо на Земле обойтись не может.

Есть даже памятник этой букве (рис. 24). Вот какая она знаменитая. О – самая популярная буква в городе, который называется Вологда. Жители этого города каждый звук [о] очень хорошо проговаривают. Про это говорят «окают». И в названии их города буква О встречается два раза.

Памятник букве О в Вологде

Рис. 24. Памятник букве О в Вологде  (Источник) 

Вот с каким интересным гласным вы сегодня познакомились.

Сегодня на уроке вы познакомились с буквой О, звук которой очень любит прятаться в словах и не всегда произносится как [о], а иногда звучит как [а].

На уроках русского языка вы научитесь возвращать звук на своё место и правильно записывать букву. А пока научитесь букву О узнавать, читать и писать.

 

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. – М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. – М.: Баллас.
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Nashol.com (Источник).
  2. Poskladam.ru (Источник).
  3. Malish-nash.ru (Источник).

  

Домашнее задание

  • Потренируйтесь в написании буквы О. Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Оо (большие и маленькие).
  • Найдите слова, в которых буква О звучит как звук [о].

Гром, собака, вол, дом, пирожки, осанка.

  • Выберите любой стишок из этого урока про букву О и выучите его наизусть.

interneturok.ru

Обучение грамоте «Звук [о] и буква О»

Представьте, что мы оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: «О!» Потом огорчились: «О-о-о!» Увидели корабль и радостно воскликнули: «О-о-о!»

Прислушайтесь к слову остров. Какой первый звук вы услышали? Сегодня мы и будем на нашем интернет уроке знакомиться со звуком [о], будем слушать и произносить слова со звуком [о].

Какой это звук? Докажите!

1. Игра «Поймай звук». Хлопните в ладоши, если услышите звук [о].

а, о ,и ,п, о ,оп, ма, ко, ос, зи, фо, ол, дом, мода, Окна, сон, кол, крыло, бор, осень, перо.

2. Послушайте сказку и попробуйте запомнить как можно больше слов со звуком [о].

Сказка Г. Юдина «Ослиный огород»

Решил осел огород завести. Посадил огурцы, сел и ждет, когда они вырастут. А ему говорят:

– Огород-то поливать надо!

Взял осел ведро и давай бегом воду из колодца носить.

Носил, носил, устал, сел отдохнуть. А рядом кот на солнышке грелся.

– Чего ты мучаешься? – говорит. – Посади свой огород в овраге, там всегда мокро! Поливать не надо.

Обрадовался осел, повыдергал всю огуречную рассаду и посадил ее в овраге. А ночью пошел дождь, вся вода в овраг стекла и смыла весь огород.

Утром пришел осел.

– Так я и знал! Воры все съели. Надо охранять.

Опять посадил огурцы. Сделал вокруг ограду и сел охранять. Только сел, откуда ни возьмись овцы с козами лезут.

– Вон из моего огорода! – заорал осел и давай гонять их по грядкам.

Пока гонял, все огурцы потоптал.

– И зачем они мне нужны, эти огурцы? – рассердился осел. – Все равно я их не ем… Одни хлопоты да огорчения с ними.

И полез из оврага на чужом поле овес воровать.

3. Игра «Много — один»

Кольца – кольцо           седла – седло                колеса — колесо

Зерна – зерно                крылья – крыло            окна — окно

Стекла – стекло          перья — перо

4. Доскажи словечко…

  • В конце предложения ставится…   (точка).
  • С буквой Д растет у мамы…   (дочка).
  • С К я на болоте…   (кочка).
  • Б в начале слова…   (бочка).
  • О на А заменим – …   (качка).
  • Слева Т – и слово…   (тачка).
  • Вместо А кто У возьмет,
  • В небе…   (тучка) поплывет.
  • Маленькую тучку я возьму за…   (ручку).
  • Было очень жарко, и мама открыла все…   (окна).
  • Бабушка варила варенье, и в открытое окно влетели злые…  (осы).
  • Я очень люблю кедровые…   (орехи).
  • Ничто не предвещало дождя, по небу плыло воздушное…   (облако).
  • Летом в огороде – свежие, зеленые,А зимою в бочке – желтые, соленые.Отгадайте, молодцы,Как зовут нас?..   (Огурцы). 
  • Осел лениво в гору брел, а над ним парил…   (орел). 
  • Шубу теплую в колечках носит тихая…   (овечка).
  • Ты со мною не знаком?Я живу на дне морском,Голова и восемь ног,Вот и весь я – …   (осьминог).
  • Апельсины и бананы очень любят…   (обезьяны).
  • Стройный, быстрый, рога ветвисты, пасется весь день. Кто же это?..   (Олень).

5. И г р а  «Кто больше?»

  • Придумайте слова, а которых звук [о] расположен в начале (отдых, овод, орех), в конце (кольцо, молоко, сито).
  • Придумайте слова, оканчивающиеся на «орт» (порт, борт, торт, аэропорт).

А вот и буква О. На что она похожа?

 

www.klass39.ru

Буква О — Заюшка

буква О, остров, картинка
 

Слоги с буквой О

мо   хо   по   ко   то   со
цо   но   ло   бо   во   ро
фо   чо   го   до   жо   що
зо   шо

 

Слова на букву О с картинками

 

огурец картинка      о-гу-рец

 

орёл картинка     о-рёл

 

окно картинка          о-кно

 

остров картинка      о-стро-вок

 

озеро картинка          о-зе-ро

 

осьминог, картинка ось-ми-ног

 

Олень, картинка о-лень

 

Стихи с буквой О

 

     Остров.

Океан шумит волнами.

Остров прямо перед нами.

Облака висят над пальмами,

Обезьяны ходят стаями.

 

***

Отара овец у овина.

Опята растут под осиной.

Орехов полный обоз

Обиженный ослик вез.
 
 

Слова и слоги с буквой О

Чистоговорки с буквой О

Задания с буквой О

 
 
Другие буквы — Азбука от Заюшки с картинками, детскими стихами и заданиями.
 
Материал предназначен для родителей и воспитателей, для использования дома и в детском саду.
Копирование материала для распространения в интернете запрещено.

www.zaiushka.ru

Конспект занятия: Звук (О), буква «О».

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы «Подросток»

«Звук (О), буква «О».

к разделу

«Обучение грамоте »

Автор:

Тимофеева Марина Михайловна

педагог дополнительного образования

I квалификационной категории

детского клуба «Огонёк»

hello_html_m140bbdd4.png

hello_html_m392c1ee3.jpgОренбург

2015

Открытое занятие

Тема: «Звук (О), буква «О» к разделу

«Обучение грамоте»

Дата: 9.11.15 г.

Педагог: Тимофеева М. М.

Цель занятия: Закрепить правильное произношение звука (О), познакомить с буквой «О».

Задачи:

Обучающие:

  1. Обучение правильной артикуляции звука (О).

  2. Учить писать букву «О».

Развивающие:

  1. Развивать фонетический слух.

  2. Развивать слуховое внимание.

  3. Развитие грамматического строя речи.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать аккуратность и терпение.

Вид занятия: изучение нового материала.

Материалы к занятию для обучающихся:

Тетрадь, цветные карандаши, простые карандаши, синие шариковые ручки, трафарет буквы «О». 

Материалы к занятию для педагога:

Картинка с овощами, картинки, в названии которых есть звук (О), картинка – символ звука (О).

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть сегодня на занятие. Какие — то вы сегодня сонные. Наверное, вы ещё не проснулись. Давайте вместе умоемся и начнём наше занятие.

Педагог:

Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

Учащиеся: (выполняют самомассаж лица).

2. Объяснение нового материала.

Педагог: Ребята, посмотрите на картинку, что вы видите?

Учащиеся: Лук, морковь, капуста, свекла, огурец, помидор, картошка.

Педагог: Как всё это можно назвать, одним словом?

Учащиеся: Овощи.

Педагог: Какой первый звук в слове овощи? (педагог голосом выделяет звук (О).)

Учащиеся:

— Звук (О).

Педагог: Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком (О), с буквой обозначающей этот звук. Давайте посмотрим в зеркало и понаблюдаем, что происходит с органами артикуляции при произнесении звука (О).

— Губы бы округлены и слегка выдвинуты вперёд;

— зубы закрыты губами;

— язык лежит на дне рта;

— горлышко работает.

Учащиеся: перед зеркалом правильно произносят звук (О), затем воспроизводят артикуляцию звука без голоса.

Педагог: какой звук (О)?

Учащиеся: гласный.

Педагог: почему?

Учащиеся: этот звук можно пропеть, воздух при образовании звука не встречает преграды на своём пути.

Педагог: Правильно, звук (О), гласный, и для его обозначения используется красный кружок.

3. Практическая работа.

Педагог:

-Сейчас мы поиграем в игру. Я буду произносить разные звуки, а вы когда услышите звук (О), хлопните в ладоши.

— о, и, а, м, о, у, э, о, о;

— со, мА, ко, ти, па, ом, от, ло;

— сом, дом, мак, свет, кот, мир.

Учащиеся:

(хлопают в ладоши, когда услышат нужный звук).

Педагог:

— Молодцы, очень хорошо. А сейчас, я предлагаю отдохнуть.

Мы ручками похлопаем:

Хлоп, хлоп, хлоп.

Мы ножками потопаем:

Топ, топ, топ.

Учащиеся: (выполняют упражнения).

Педагог: А теперь ребята, внимательно посмотрите на картинки.

— Выберите только те картинки, в названии которых звук (О) стоит в начале слова.

Учащиеся: Учащиеся называют слова, начинающиеся на звук (О).

Педагог: А теперь выберите картинки, звук (О) в которых стоит в конце слова.

— Выберите только те картинки, в названии которых звук (О) стоит в середине слова.

(Учащиеся дают ответы).

Педагог: Ребята, молодцы. Вы справились с заданием. И я для вас приготовила загадки. Отгадайте загадки и назовите первый звук в отгадках.

-Без крыльев летит,

Без ног бежит,

Без паруса плывёт.

Учащиеся: облака, первый звук (О).

Педагог:

-Когда ночь длинна,

А вода холодна?

Учащиеся: осень, первый звук (О).

Педагог:

— Сер, но не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, а не лошадь.

Учащиеся: ослик, первый звук (О).

Педагог: Ребята, на что похожа буква О.

Учащиеся: ответы детей.

Педагог:

— О ужасно удивилась:

Сушка с маком ей приснилась.

«Как похожа на меня!

Может, с нею мы родня?»

— Ребята, откройте свои тетради и аккуратно пропишите букву О две строчки.

(Учащиеся по трафаретам прописывают букву О).

4. Закрепление нового материала.

Педагог:

Итак, ребята занятие подходи к концу, давайте закрепим новый материал.

— С каким звуком вы сегодня познакомились?

— Какой это звук?

— Почему гласный?

— Какой буквой обозначен звук (О)?

— На что похожа буква О?

5. Итог занятия.

Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии. Познакомились с новой буквой. Дома найдите и приклейте 5 картинок, в названии которых есть звук (О).

Литература:

  1. Кузнецова, Е. В. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий./ Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

  2. Агронович, З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников/ З. Е. Агронович. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005. – 160 с.

  3. Бардышева, Т. Ю. Тетрадь логопедических заданий/ Т. Ю. Бардышева. – М.: Эко Пресс, 2013. -160 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2012/12/23/konspekty-zanyatiy-po-obucheniyu-gramote-v-podgotovitelnoy

  2. http://sad27.oskoluno.ru/upload/sad27/konspekt-zanjatia-po-podgotovke-k-obuchenia-gramote-podgotowitelnoy-gruppe.doc

Приложение №1

hello_html_45ebc517.jpgПриложение №2

hello_html_m7a18cfea.jpghello_html_3c6a2f6a.jpg

Пhello_html_m823625a.pngриложение №4

hello_html_m482374e2.jpghello_html_m61062509.jpg

hello_html_49b1fdd3.pnghello_html_m1b7fb672.jpg

hello_html_21416455.jpghello_html_m6231496.jpg

Приложение№5

hello_html_212419a8.png

infourok.ru

Задания с буквой Ё — Заюшка

1. Найди букву Ё на карточке. Обведи все буквы Ё карандашом (если карточка распечатана на бумаге).
 
Карточка с буквами, буква Ё
 
 
2. Найди букву ё в словах.
 
Где буква Ё в начале слова, в середине, в конце?
 
мёд    полёт    жильё    бельё    пёс    овёс    осёл
 
 
3. Найди лишнее слово.
 
оленёнок    жеребёнок    слонёнок    бельчонок   котёнок
 
 
4. Составь слово из букв

р ш ё

ё р л о

д м ё

ё л д

(Ответы: ёрш, орёл, мёд, лёд.)
 
5. Выдели слово среди ненужных букв.

сююлдджводоёмттшорлбтт

(Водоём)
 
6. Рассмотри внимательно картинки, назови слова и скажи, какая буква потерялась?
 

Ё потерялась, карточка
Карточка с картинками, потерялась буква Ё
 
 

Буква Ё  с картинками и детскими стихами в  Азбуке от Заюшки

www.zaiushka.ru