Разное

Задания на букву л – Обучение грамоте «Звуки [л], [л`] и буква Л»

Задания и упражнения на автоматизацию звука [л]

Подборка заданий и упражнений на автоматизацию звука [л]

Переодетые буквы 

Буква Л любит переодеваться в разную одежду. Ее бывает трудно узнать. Давай попробуем узнать ее в разных нарядах. Называй все буквы Л и подчеркивай их.

Найди букву на картинке

Буква Л решила поиграть с тобой в прятки. Найди все буквы Л на картинках, покажи их пальчиком и назови.

Балаболки 

Буква Л хочет тебе рассказать о своих подружках-балаболках. Они все время что-то болтают. Для того чтобы разговаривать с ними, попробуй запомнить их язык.

ЛА-ЛА-ЛО 

ЛЫ-ЛЭ-ЛА

ЛЭ-ЛЫ-ЛЭ

ЛА-ЛЫ-ЛО

ЛЫ-ЛЫ-ЛА

ЛОЛЫ-ЛА

ЛУ-ЛЫ-ЛЭ

ЛУ-ЛО-ЛА

Комната Л

Это комната Л. Найди в комнате предметы, в названиях которых есть звук Л. Назови все эти предметы, а потом раскрась их.

Загадки звука Л

Перед тобой стеллаж Л. Сначала назови, что находится на верхней полке, затем — на нижней и в конце — на остальных. А теперь Л будет задавать тебе вопросы. Постарайся правильно ответить на них.

Что находится между яблоком и луком? 

Что находится слева от куклы и над яблоком?

Что находится под луком и справа от ложки?

Что находится между лопаткой и молотком?

Что находится под юлой и над вилкой?

Игра «Скажи наоборот» 

Л хочет с тобой поиграть в игру «Скажи наоборот». Л будет называть тебе картинки и говорить, какими они бывают, а ты должен будешь сказать наоборот. Например: молоко бывает горячее, а бывает холодное.


Волшебник бывает добрый, а бывает … (злой). Волк бывает сытый, а бывает … (голодный). Лошадь бывает черная, а бывает… (белая). Бокал бывает пустой, а бывает … (полный). Волосы бывают темные, а бывают … (светлые). Человек бывает пожилой, а бывает … (молодой). 

Вагончики

У Л гостили друзья. Пришла пора их провожать, приехали они на вокзал и забыли, кто в каком вагоне едет. Помоги им сесть на свои места. Гостей со звуком Л в начале слова посади в первый вагон, со звуком Л в середине слова — в средний вагончик, со звуком Л в конце слова — в последний вагон. Нарисуй стрелочку от пассажира к вагончику, в котором он будет ехать.

Поход в лес 

Л с друзьями в лесу. Посмотри внимательно на левую картинку и назови всё со звуком Л. А теперь посмотри на правую картинку и скажи: что дети забрали с собой, а что забыли в

лесу?

Автоматизация звука Л в словах

Письмо

Сочини вместе с Л письмо ее бабушке. В этом тебе помогут картинки. Я начну предложение, а ты его закончишь.

Колдунья на балу… что делает?

Плакса в комнате… что делает?

Плот по воде…?
У Милы каблук…?
Малыш по полу…?
Клоун лукаво…?
Болтунья на лавке…?
На балу колдует… кто? В комнате плачет…? По воде плывет…? У Милы сломался…? По полу ползает…? Лукаво улыбается…? На лавке болтает…?

Подбери картинку

Назови все картинки в окошках. Найди подходящую картинку, назови ее и помести в пустое окошко (нарисуй стрелочку от картинки к окошку). Объясни, почему ты так сделал.

Половинки 

Злой волшебник утащил половинки картинок со звуком Л. Скажи, половинки каких предметов утащил волшебник? Например: половинку луны, половинку яблока. А теперь дорисуй предметы, чтобы они стали целыми.


У Л есть знакомый волшебник. Сегодня он не выспался и написал письмо, в котором все перепутал. Помоги волшебнику исправить ошибки в письме, а потом найди подходящую картинку.

Волшебник

  1. На луне небо.

  2. Мама сделала свеклу из салата.

  3. Холодильник в колбасе.

  4. На платке голова.

  5. Калач съел Славу.

  6. Яблоко выжало сок из Милы.

  7. Волны плывут по лодке.

Мила в гостях (цепной текст)

Мила ездила в гости в село. Послушай об этом рассказ и, опираясь на картинки, попробуй пересказать его.

Мила поехала в село к тете Клаве.

У тети Клавы была лошадь.

На лошади каталась Мила.

Для Милы тетя Клава купила удобное седло.


Ленивый Павел (пересказ по серии картинок)

У звука Л есть знакомый мальчик Павел. Он — лентяй. Любит сидеть сложа руки. Послушай рассказ о нем и постарайся запомнить.

Павел вышел на улицу, сел на лавку. Сидел на лавке и глядел на солнышко. Напекло ему голову.

Зашел Павел домой. Сел на стул. Сидел и глядел в потолок. Посидел на стуле, встал и сел на лошадку-качалку. Сидел на качалке и глядел на пол. Встал с качалки, походил, походил и сел на пол. На полу и уснул.

Так Павел целый день бил баклуши.

Котенок Шалун (пересказ по серии картинок)

Л побывал в гостях у своей подружки Лады и нарисовал об этом картинки. Теперь он хочет рассказать тебе о своих друзьях: Ладе и ее котенке. Попробуй запомнить этот рассказ. Будь внимателен! Л перепутала все картинки. Пожалуйста, пронумеруй их правильно и перескажи рассказ Л.

У Лады был милый котенок. Он был белолапый, белолобый, белохвостый и очень шаловливый. Лада гладила котенка и поила его молоком из голубой плошки. Когда Лада садилась учить букву Л, котенок шалил. Он катал по полу клубки для вязания. Потом котенок уставал и ложился спать на мягкую теплую подстилку под столом.

Найти, покажи и назови букву Л

Упражнение «Пароход». Рассмотри картинку. Как гудит пароход? (Л-л-л…) Помоги пароходу доплыть до пристани. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Л-Л-Л…

Упражнение «Песенки». Белочка решила научить всех зверей в лесу правильно произносить её любимый звук Л. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с Белочкой. Постарайся не ошибаться.

Упражнение «Скажи наоборот». Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком Л. Повтори предложения целиком, выделяя звук Л. Справиться с заданием тебе помогут пары картинок.

У берёзки ствол тонкий, а у дуба — … (толстый) Заяц трусливый, а лев — … (смелый) Суп горячий, а эскимо — … (холодное) Собака сытая, а волк — … (голодный) Воздушный шар лёгкий, а гиря — … (тяжёлая) Великан сильный, а Дюймовочка — … (слабая) Марфушка грубая, а Настенька — … (ласковая)

Упражнение «Найди слово». Назови картинки, выделяя звук Л. Найди слова, в которых звук Л находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом — названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.

Упражнение «Волшебная дорожка». Помоги ласточке долететь до своего гнёздышка. Для этого прочитай слоги и слова на волшебной дорожке из облаков. Составь предложения с прочитанными словами.

Упражнение «Слоговое лото». Помоги Ладе собрать необычный букет. Прочитай записанные на цветах слоги и составь из них слова. Справиться с заданием тебе поможет цвет лепестков. Вместе с Ладой составь предложения с получившимися словами.

infourok.ru

Буква Л — Заюшка

Слоги с буквой Л

ла   лу   ло   ли   ле  

лы   ля   лё   лю   

  Слова на букву Л с картинками

 

        лей-ка

             ле-бе-ди

 

          лам-па

        ле-стни-ца

          ли-си-ца

           ло-дка

          лось

       лук

        ля-гу-шка

           ла-сто-чка

         ле-о-пард

         ло-шадь

      ло-ша-дка

         лайм

Стихи с буквой Л.

Лучик заглянул в окошко,

Ласково погладил кошку,

Лезет прямо на кровать —

Лежебока! Хватит спать!

Лето! Лето на дворе!

Липа расцвела у дома!

Ландыши цветут в траве!

Ласточки гнездо построили!

Слова и слоги с буквой Л
Чистоговорки с буквой Л
Задания с буквой Л

Другие буквы — Азбука от Заюшки с картинками, детскими стихами и заданиями. Материал предназначен для родителей и воспитателей, для использования дома и в детском саду. Копирование для распространения в интернете запрещено.

www.zaiushka.ru

Дидактический занимательный материал по изучению буквы Лл и звука [Л]

Алёнкина Ольга Арнольдовна

Буква Лл

Лл

Как поют песенку без слов? (Ля-ля-ля…)

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

Люди видите слона?

Хобот есть.

Нога видна.

Л Т И М С Л Г Р Ы Я Л Ж Л О Х Ж Д Л З

Ж Т Л О Т С Я Л Т Ю Б Д Л Е У Л Х О Л

Й Р Я Л П Р Т Ь Ю Л Ч В К Л Ш Р А Л Х

л л

Л Л

Л л

Л ? л Л

  • Рассмотрите и раскрась рисунок, составьте устный рассказ из трех предложений

  • Найдите слова с буквой Л и подчеркните их одной чертой

Лодки по морю плывут,

Люди вёслами гребут.

Львица лапой терпеливо Льву расчёсывала гриву.

Бежала лисичка по мосточку,

Лизнула лисичка песочку.

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать гору, строить дом.

………………………………………………….

Сидит дед в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

………………………………………………

  • Назовите, что изображено на рисунках. Прочитайте по слогам слова, напечатайте их, поставьте ударение


ЛО-ШАДЬ

ЛАН-ДЫШ

ЛЕЙ-КА

ЛОСЬ

………………………

……………………..

………………………

…………………………

л

а

н

д

ы

ш

л

е

с

т

н

и

.

.

л

и

с

.

л

о

п

а

.

.

л

и

н

е

й

.

.

л

ы

ж

.

л

о

ш

а

.

.

л

у

.

л

а

с

т

о

ч

.

.

Лл

Список литературы

  1. Алёнкина, О.А. Классные часы по профориентации школьников: учеб.-метод. пособие / О.А.Алёнкина; под ред. Т.В. Черниковой; – М.: Планета, 2013. – 234 с. – (Воспитательная работа).

  1. Волина В.В., Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.

  1. Делу время, потехе час: Стихи, рассказы, пословицы, песни, приметы/Рис. Л. Кузнецова. – Переизд. – М.: Дет. лит., 1988. – 32с.: ил.

  1. Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя / Сост.В.В. Волина. – М.: Просвещение. 1991. – 368 с.

  1. Игры в логопедической работе с детьми. – М., 1987

  1. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. Худ. Г. Соколов, В. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 224 с., ил. – (Сер.: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

  1. Сборник загадок: пособие для учителя / Сост. М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988.

  1. Маршак, С.Я. Веселая азбука. –– М., 1986

  1. Электронный носитель – Viki.rdf.ru

Иллюстрации Абуткиной Н.Ю., Алёнкиной О.А., Алёнкиной О.М

infourok.ru

Автоматизация звука [Л]. Картотека заданий

Составитель картотеки — Дубинина Татьяна Алексеевна


  1.   Автоматизация звука [л] в изолированном звучании


  • Прикусывая кончик языка, произносить «Песенку девочки»:« ЛА – ЛА – ЛА …»;
    • Прикусить кончик языка и длительно тянуть: «Ы – ы – ы». При правильном выполнении данного упражнения слышится звук [л].
    1. Автоматизация звука [л] в прямых слогах (прикусывать кончик языка)
          ЛА – ЛА – ЛА – ЛА – ЛА      ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ      ЛО – ЛО – ЛО – ЛО – ЛО      ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ
    1. Автоматизация звука [л] в обратных слогах (прикусывать кончик языка)
          АЛ – АЛ – АЛ – АЛ – АЛ      ОЛ – ОЛ – ОЛ – ОЛ – ОЛ      ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ      ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ       УЛ – УЛ – УЛ – УЛ – УЛ
    1. Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах (прикусывать кончик языка)
    АЛА – АЛО             УЛА – УЛО            ОЛА – ОЛО          ЫЛА – ЫЛО АЛО – АЛУ             УЛО – УЛЫ            ОЛО – ОЛЫ         ЫЛО – ЫЛУ       АЛУ – АЛЫ             УЛЫ – УЛУ           ОЛЫ – ОЛУ          ЫЛУ – ЫЛЫ АЛЫ – АЛА             УЛУ – УЛА            ОЛУ – ОЛА          ЫЛЫ – ЫЛА
    1. Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах (прикусывать кончик языка)
    АЛА – АЛО – АЛЫ  – АЛУ УЛА – УЛО – УЛЫ – УЛУ                                                           ОЛА – ОЛО – ОЛЫ – ОЛУ

    ЫЛА – ЫЛО – ЫЛЫ – ЫЛУ    

     
    1. Автоматизация звука [л] в прямых слогах со стечением согласных (прикусывать кончик языка)
    ГЛА – ГЛО – ГЛУ – ГЛЫ КЛА – КЛО – КЛУ – КЛЫ СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ ХЛА – ХЛО – ХЛУ – ХЛЫ ПЛА – ПЛО – ПЛУ – ПЛЫ БЛА – БЛО – БЛУ – БЛЫ ФЛА – ФЛО – ФЛУ – ФЛЫ ВЛА – ВЛО – ВЛУ – ВЛЫ ШЛА – ШЛО – ШЛУ – ШЛЫ ЗЛА – ЗЛО – ЗЛУ – ЗЛЫ
    1. Автоматизация звука [л] в словах, звук в начале слова
    ЛА: лак, лань, ла-ма, Ла-да, ла-па, ло-то, ло-пух, ла-донь, лам-па, лап-ша, лав-ка,  лан-дыш, ла-ком-ка;      ЛО: лоб, лов, ло-жа,  ло-кон, ло-коть, ло-шадь,  лод-ка, лож-ка; ЛЫ: лы-жи, лыж-ня, лыж-ник; ЛУ: лук, луч,  лу-па, лу-жа, Лу-ша, лу-жок, лун-ка, лу-но-ход, лу-кош-ко.
    1. Автоматизация звука [л] в словах, звук в середине слова
    ЛА: ю-ла, де-ла, пи-ла, ку-лак, ха-лат, пе-ла, Ми-ла, е-ла, бе-га-ла, хо-ди-ла, о-де-ла, о-бе-да-ла, а-ку-ла, зо-ла, ка-лач, са-лат, во-зи-ла, но-си-ла, пи-са-ла, чи-та-ла, пас-ти-ла, па-лат-ка, об-ла-ко; АЛ: ал-маз, ал-фа-вит, фи-ал-ка, мо-чал-ка, гал-ка, пал-ка, бал-кон, хал-ва, шал-фей, скал-ка, галс-тук. ЛО: мы-ло, де-ло, стек-ло, ку-лон, чу-лок, пи-лот, у-лов, га-ло-ши, ко-ло-дец, ка-ло-ши, мо-ло-ко, зо-ло-то, бо-ло-то, мо-ло-ток, о-де-я-ло, по-то-лок, ко-лон-ка, бо-лон-ка, хо-лод-но;     ОЛ: волк, Вол-га, вол-ны, пол-ный, дол-го, мол-ни-я, пол-день, и-гол-ка. ЛУ: ту-луп, го-лубь, каб-лук, го-лу-бой, клуб, клу-бок, клум-ба, клуб-ни-ка, плуг, глу-бо-кий, Зо-луш-ка, жё-лудь, ша-лун, слу-ги, слу-чай, плу-тов-ка, блу-за, слу-жить, слу-чай-но, за-слу-га. УЛ: бул-ка, чул-ки. ЛЫ: по-лы, во-лы, го-лы, кук-лы, уг-лы, кот-лы, сто-лы, ос-лы, пос-лы, пчё-лы, ма-лыш, бе-лый, а-лый, сме-лый, спе-лый, свет-лый, по-лынь, за-плыв, у-ме-лый, ма-лы-ши, а-лы-ча, у-лыб-ка, бу-лыж-ник, бо-ка-лы, пе-на-лы, ка-на-лы, ка-ни-ку-лы; ЫЛ: мыл-ся, бу-тыл-ка, по-сыл-ка. ИЛ:  ко-пил-ка, пил-ка, по-ил-ка, ко-сил-ка; ЕЛ:  бел-ка, мел-ко, у-зел; ЁЛ:  ёл-ка, тёл-ка, ме-тёл-ка, шёлк, чёл-ка, пчёл-ка, щёл-кать; ЯЛ:  бо-ял-ся, сме-ял-ся.
    1. Автоматизация звука [л] в словах, звук в конце слова
    АЛ: бал, мал, дал, у-пал, ка-нал, бо-кал, пе-нал, ме-талл, вы-пал, па-дал, зал, жал, пи-сал, сту-чал, спал, сы-пал, са-мос-вал. ОЛ: гол, пол, у-кол, фут-бол, ствол, че-хол, ще-гол. УЛ: мул, по-дул, а-ул, тя-нул, ки-нул, стул, ус-нул, зев-нул, шеп-нул, кач-нул. ИЛ: мил, пил, ку-пил, Ми-ха-ил, ко-сил, но-сил, у-чил, та-щил, гос-тил, са-дил, пус-тил. ЕЛ: мел, пел, у-мел, хо-тел, дя-тел, Па-вел, си-дел, ши-пел. ЁЛ: ко-тёл, шёл, по-шёл, ко-зёл.

    ЯЛ: мял, го-нял, ме-нял, под-нял, та-ял, си-ял, снял, сто-ял, се-ял.

    1. Автоматизация звука [л] в словах, звук со стечением согласных
    КЛА: клад,  класс. КЛО: клон, кло-ун. КЛУ: клуб, клу-бок, клуб-ни,  клум-ба, клуб-ни-ка. КЛЫ: клык, клы-кач. ГЛА: гла-за, гла-зок, гла-дить, глаз-ки, гладь, глад-кий, глас-ный, со-глас-ный,
    ГЛО: гло-ток, гло-бус, глот-ка.
    ГЛУ:
    глубь, глушь, глу-харь, глу-пыш, глу-би-на, глу-бо-ко, глу-бо-кий; 
    ГЛЫ: глы-ба, у-глы. ПЛА: план, плащ, пла-ток, пла-фон, пла-кат,  пла-тить, пла-тье, пла-не-та, план-ка, плас-тин-ки, плас-ти-лин;
    ПЛО:
     плот, плод, плом-ба,  пло-ти-на, плот-ник, плош-ка;
    ПЛУ:
    плуг, плут, плу-ги, плу-тов-ка;
    ПЛЫ: плыть. БЛА: бланк, бла-го-да-рю, бла-го-да-рить;
    БЛО:
    блок, блок-нот, блон-дин, блон-дин-ка;
    БЛУ:
    блу-за, блу-зон, блу-зоч-ка, каб-лук.

    ФЛА: флаг, фла-ги, фла-кон, фла-нель, фла-мин-го;
    ФЛО:
    флот, фло-ра, флок-сы, фло-мас-тер;
    ВЛА:
    вла-га, власть, влаж-ный, вла-де-ни-е, Влад, Вла-дик, Вла-дис-лав, Вла-ди-мир.

    ХЛО: хлопья, хло-пок, хло-пать, хло-пуш-ка; ЗЛА: зла-ки, Зла-то-влас-ка, Зла-то-гла-ва-я;
    ЗЛО:
    зло-ба, зло-дей, зло-дей-ка, злой, злость, злоб-ный;
    ЗЛЫ:
    злы-е.

    СЛА: Сла-ва, сла-бый, не-сла, па-сла, слад-кий, слав-ный,скла-ды-вать;
    СЛО:
    сло-во, слог, слон;
    СЛУ:
    слу-ги, слу-га, слу-жить; ШЛА: шла, шланг, шлаг-ба-ум.  
    1. Автоматизация звука [л] в словах с двумя этими звуками
    Ло-ла, ло-мал, дол-бил, гла-дил, пла-вал, мол-чал, де-лал, по-лол, ко-лол, ко-ло-ко-ла, гла-ди-о-лус, у-лыб-нул-ся, Вла-дис-лав.
    1. Автоматизация звука [л] в словосочетаниях
    Голубое небо, тёплый тулуп, белый мел, шёлковый платок, сладкая булка, тяжёлый молоток, светлый локон, белые флоксы, голодный волк, спелое яблоко, весёлый бал, глубокий колодец, смелый солдат, толстый блокнот, толстые чулки, тёплый чулан, алый флаг, молочная каша, толстая палка, холодный подвал, шёлковая блуза.
    1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 3 слов
    Алла ела яблоко. Луша мыла пол. Слава пил молоко. Луша чистила лук. Володя стал пилотом.
    1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 4 слов
          У лайки – белые  лапки. У белки – тёплое  дупло. У Милы – голубое      платье. Владик уехал в колхоз.  По волнам плывёт плот.     Клава захлопала в ладоши. Стул упал на пол. Павел ушёл на футбол.     Лось убежал от волка.  Влад купил духи «Фиалка».     На яблоне – спелые  яблоки.  Алла писала мелом слова.     Луша мыла куклу мылом.     Клава каталась на лыжах. У Луши – белые  голуби.     Дятел долбил ствол сосны. У слона – белые  бивни.      У Золушки – шёлковое  платье. Ложка из олова – оловянная.     Платье из шёлка – шёлковое.  Аллея из ёлок – еловая.
    1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 5 слов
    Мила поставила лампу на стол.  Клава покупала молоко и свёклу. Лола поливала флоксы на клумбе. Слава плавал на плоту по Волге. У Володи – иволга  из пластилина. Мила мыла пол в классе. Михаил сделал больному Павлу укол. Золушка подметала и мыла полы. Флоксы, ландыши и фиалки – цветы. На полу Клава нашла булавку.
    1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 6 слов
    В голубом небе плывут белые облака. Алла дала Володе пилу и молоток. Клубок упал со стула на пол. Влад плыл на лодке по волнам. Луша надела на голову белый платок. Мила и Володя плывут в лодке. Волшебница помогла Золушке поехать на бал. На балу Золушка смеялась и танцевала. В чулане на полке стоял бокал. Алла купила алычу, а Володя – клубнику.  Ласточка, иволга, соловей и галка – птицы.
    1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 7 слов
    Платье, колготки, блуза и плащ – это одежда. Белла полоскала белый халат в холодной воде.
    1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 8 – 9 слов
    Луша ела спелую клубнику, а Павел ел пастилу. На балконе у Славы – голубые  и белые фиалки. Алла покупала фиалки, Луша – цикламены, а Лола – флоксы. Белка, лось, волк, слон и лань – это дикие животные.
    1. Автоматизация звука [л] в чистоговорках
          ЛА – ЛА – ЛА  лопата и пила ЛА – ЛА – ЛА  новая юла ЛА – ЛА – ЛА  высокая скала ЛА – ЛА – ЛА  новая метла ЛА – ЛА – ЛА  в окошке нет стекла ЛА – ЛА – ЛА  Мила пол мела ЛА – ЛА – ЛА  кошка на окне спала ЛА – ЛА – ЛА  лодочка плыла ЛА – ЛА – ЛА  у Володи есть пила АЛА – АЛА – АЛА  я маме помогала УЛА – УЛА – УЛА  я шары надула ОЛА – ОЛА – ОЛА это наша школа УЛА – УЛА – УЛА  в море плавала  акула ЛАТ – ЛАТ – ЛАТ в салатнице салат ЛОК – ЛОК – ЛОК  мы купили котелок ЛОМ – ЛОМ – ЛОМ мы сидели за столом ЛАТ – ЛАТ – ЛАТ голубой халат ЛАС – ЛАС – ЛАС постели палас ЛО – ЛО – ЛО  на улице тепло ЛО – ЛО – ЛО  мы приехали в село ЛО – ЛО – ЛО  мама вымыла окно ЛО – ЛО – ЛО  в лодке новое весло ЛО – ЛО – ЛО  на дереве дупло ЛУ – ЛУ – ЛУ мы сидели на полу ЛУ – ЛУ – ЛУ диван стоит в углу ЛУ – ЛУ – ЛУ я взяла иглу ЛУ – ЛУ – ЛУ я ищу пилу ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – дети вымыли полы ЛУ – ЛУ – ЛУ – заведу  юлу ЛУ – ЛУ – ЛУ – всех прошу к столу ЛО – ЛО – ЛО – на улице мело ЛО – ЛО – ЛО – платье мне мало
    СЛА – СЛА – СЛА – я гусей пасла СЛА – СЛА – СЛА – Мила яблоки несла ШЛА – ШЛА – ШЛА – мама в комнату вошла КЛА – КЛА – КЛА – мама пироги пекла ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ  подмели полы ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ  новые столы ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ  вот идут ослы ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ  у папы нет пилы ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ  в комнате углы ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ  у мамы нет метлы ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ  мы стояли у скалы ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ  у Милы две иглы ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ  мы забьём голы ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ  завяжи узлы ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ  в печке нет золы ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ  вот идут козлы АЛЫ – АЛЫ – АЛЫ  новые пеналы АЛЫ – АЛЫ – АЛЫ  на дороге шпалы ИЛЫ – ИЛЫ – ИЛЫ  у папы много силы ОЛЫ – ОЛЫ – ОЛЫ  делаю уколы ОЛЫ – ОЛЫ – ОЛЫ  я стою у школы ИЛЫ – ИЛЫ – ИЛЫ  мы купили пилы АЛ – АЛ – АЛ   папа гвозди забивал АЛ – АЛ – АЛ   со стола упал пенал УЛ – УЛ – УЛ   я поставил стул УЛ – УЛ – УЛ   наш малыш уснул УЛ – УЛ – УЛ   Павел сел на стул ОЛ – ОЛ – ОЛ   мы забили гол ОЛ – ОЛ – ОЛ   Алла мыла пол ЫЛ – ЫЛ – ЫЛ  суп уже остыл ИЛ – ИЛ – ИЛ    папа потолок белил ИЛ – ИЛ – ИЛ    машину я катил ИЛ – ИЛ – ИЛ    дятел дерево долбил ИЛ – ИЛ – ИЛ    рисунок папе подарил ОЛ – ОЛ – ОЛ    я поставил стул на стол ОЛ – ОЛ – ОЛ    папа сделал стол ОЛ – ОЛ – ОЛ   Михаил дрова колол ЫЛ – ЫЛ – ЫЛ    я машину мыл АЛ – АЛ – АЛ    я купил пенал АЛ – АЛ – АЛ    наш малыш упал
    1. Автоматизация звука [л] в пословицах и поговорках
    Где  холодно, там и голодно. Ловит волк, да ловят и волка! Мал соловей, а голосок – золотой. От лампы – светло, а от печки – тепло. Дал мёду – дай  ложку! Всякое дело делай умело. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи! Обещал – сделай, дал слово – выполни! Делано наспех – сделано насмех. Неумелой швее иголка с ниткой шить мешают!
    1. Автоматизация звука [л] в стихах

    ***

    Искала белка дуб с дуплом. Дупло у белок — это дом. Клоун Милу удивил: Он за хвост слона водил. Голубке голубь угодил: Ей платье, платок и панаму купил. В платье над лугом голубка летала – Не только меня она напугала! В полнолуние под ёлкой Волк завоет на луну. Нет оленя, белки, тёлки – Плохо, голодно ему. Кипятила Клава молоко. Молоко кипятить нелегко. Внимательно Клава глядит, Когда молоко закипит. Плыла на лодке лайка. У лайки – балалайка. Долго пела лайка мне О погоде, о луне. Мила вымыла ладони, Мила сделала салат. Маме помогала Мила. Мама Милу похвалила. Вот откуда эта мгла: Луна на облако легла, А облако как одеяло Луну окутало, поймало. Болонка лайку удивила: Надела платье, белый бант. Сказала: «У меня талант: Могу я лаять, петь, скакать, Вальс и ламбаду танцевать». Белая лужайка, Тёплая фуфайка, Я на лыжах побегу – Ты меня поймай-ка! Молоток стучал, стучал, Гвозди в доску загонял. Колотил он с толком – Получилась полка. Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел, А вот белка не бела, Белой даже не была!

      

    Ёлка с ёжиком похожа: Ёж в иголках, ёлка – тоже. Алла долго булку ела, Аппетита не имела. Жучка тихо подошла: Булку цап – и все дела! Мышка весело жила –  На пуху в углу спала. Ела мышка хлеб и сало, Но всё мышке было мало! Веник пол подметал, Веник очень устал. И тихонечко уснул… Жил – был Забыл С головы до копыта, И снова – за дело! Голубь, гусь и галка – Вот и вся считалка! Завизжала пила,  Зажужжала, как пчела: «Ж – ж – ж – ж … Л – л – л – л …» Сломалась и стала, Начинай сначала! Целый день сегодня шью. Я одела всю семью. Погоди немного, кошка, Будет и тебе одёжка! Автоматизация звука [л] в текстах Мяукающий клубок Лола купила голубые и белые нитки. Смотала нитки в клубки и положила на стол. Голубой клубок упал на пол. Котёнок подбежал к клубку и стал его катать лапками. Катал клубок, катал, запутался и жалобно замяукал. В комнату вошла Лола. Она воскликнула: «Голубой клубок замяукал!» На высокой ёлке сидел дятел и долбил ствол. Шапочка у дятла – алая, клюв – длинный. Увидел Павел, что дятел сидит низко, хотел его поймать и унести домой. Но дятел испугался и улетел. Мама сказала Павлу: «Дятел – лесная птица. Он должен жить в лесу» У Аллы была кукла. Алла звала куклу Ладой. У куклы – голубые глаза и длинные волосы. Алла катала куклу на велосипеде. Кукла упала в лужу и испачкалась. Алла  долго мыла Ладу мылом, одела на неё голубое платье и завязала ей белые банты. Хотела галка пить Хотела галка пить. Увидела – стоит  кувшин с водой. А вода в нём была на самом дне. Галка скакала, скакала – всё без толку. Никак не смогла галка достать воду. И стала галка кидать в кувшин камешки. Кидала, кидала и накидала столько, что вода поднялась,  и галка смогла напиться. Какая умная была галка! По Л. Н. Толстому Кому пол мести? Влад и Лада молчали. Потому что кто до обеда скажет хоть слово, тому пол мести. Вот сидят они в углу и молчат. Влад молчит, и Лада молчит. Влада папа зовёт: «Владислав, ты где? Иди на велосипеде покатаю!» А Владик сидит в углу и молчит. Тут мама позвала Ладу: «Лада, возьми яблоко, сладкое – сладкое!» А Лада сидит в углу и молчит. Молчали они, пока Владику чихнуть не захотелось. Повёл он носом, да как на всю комнату: «Апчхи!» — Ага, Владик, ты «апчхи» сказал, тебе пол мести! — Ну да, — сказал Влад, — «апчхи» — это не слово! Подумала Лада полминуты и взяла веник. «Ладно, — сказала она Владику, — Хоть «апчхи» — это не слово, но ведь мама устала.  Надо ей помочь». И стала Лада пол мести. А Владиславу стало стыдно, и он побежал за совком. По Л. Успенской, Н. Успенскому СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
    1. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. – М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. – 80 с. (В помощь логопеду)
    2. Сахарова И. И. Чистоговорки в картинках. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 32с. (Конфетка)
    3. Спивак ЕН. Звуки Л, Ль, Р, Рь. Речевой материал по автоматизации для дифференциации звуков у детей 5-7 лет / Е.Н. Спивак. – М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. – 88 с.
    4. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. Для учащихся. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.: ил.
    5. Картинка «Пароход» http://www.maminpapin.ru/components/com_virtuemart/shop_image/product/02.jpg4e2d5f3be74d5.jpg

    tatyana1972.blogspot.com

    «Согласные буквы Л, л, звуки [л], [л’]». Урок обучение грамоте в 1-м классе

    Цели:

    1. Учить выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки л и л*.
    2. Узнавать графический образ букв.
    3. Формировать чтения слогов, слов, предложений.
    4. Развивать речь, логическое мышление, память.

    Форма урока: путешествие по осеннему лесу

    Оборудование:

    • касса букв;
    • учебник “Русская Азбука”,
    • листочки для оценки качества работы на уроке.

    Ход урока

    I. Психологический настрой

    :

    Мы сюда пришли учиться,
    Не лениться, а трудиться.
    Работать будем старательно,
    Слушать будем внимательно.

    На уроке мы сидим,
    Не шумим, не кричим,
    Руку тихо поднимаем,
    Если надо, отвечаем.

    II. Введение в урок:

    Ребята, сегодня урок обучение грамоты у нас не совсем обычный. Мы с вами отправляемся в путешествие по осеннему лесу. В этом лесу находится множество различных животных, которых мы будем встречать. А путешествовать мы будем под музыку И.Чайковского “Октябрь” и “Ноябрь”. Итак, собираемся в путь.

    III. Речевая разминка

    .

    Каждый путешественник, отправляясь в путь, берёт с собой радиоприёмник. Давайте проверим, как работают наши приёмники. (Упражнение на увеличение и уменьшение громкости с отработкой чёткой дикции и скорости)

    Клубок упал на пол. (проговаривают губами)
    Кот катал клубок. (шёпотом)
    Краб крабу сделал грабли. (добавляют звук)
    Клала Клава лук на полку. (громко)
    Чему учились во время речевой разминки?

    Учитель подводит итог.

    Мы готовили речевой аппарат к работе, учились чётко проговаривать звуки, регулировать громкость звука, развивали память.

    Итак, мы благополучно подготовились к путешествию. Теперь можно отправляться в путь. Закройте глаза, представьте, что мы подходим к лесу. Куда ни глянешь, кругом деревья. Деревья стоят то красные, то жёлтые. Лес, точно терем расписной лиловый, золотой багряный. Но что это там виднеется вдали? Кажется, это какое — то животное. Открываем глаза.

    IV. Знакомство с новой буквой.

    А что же это за животное вы скажите мне сами, отгадав загадку:

    Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Пушистый хвост-краса.
    Кто это? …. (Лиса)

    Правильно лиса.

    На доске буквы:

    А И У Л О Ы

    Какая буква лишняя? Почему?

    А теперь попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Знакомство с буквой Л)

    Давайте сделаем анализ слова лиса.

    — Сколько слогов в этом слове? (2)
    — Назовите первый слог. (ли)
    — Назовите второй слог. (СА)
    — Ударение на какой слог падает? (2)
    — С какого звука начинается слово лиса? (л*)
    — Какой он согласный или гласный? ( согласный)
    — Почему? (звуку при произношении мешает язычок, не поётся)
    — Как вы его произносите мягко или твёрдо? (мягко)

    Произнесите слова, где звук л* мягкий? (люк, ель …)

    Физминутка

    Листочки

    Мы листики осенние,
    На ветках мы сидим.
    Дунул ветер – полетели.
    Мы летели, мы летели
    И на землю тихо сели.
    Ветер снова набежал и листочки все поднял.
    Закружились, полетели
    И на землю снова сели.

    Ветер принёс нам на урок листочки. Они необычные листочки-слоги. Давайте прочитаем их:

    ЛА, ЛО, ЛЫ, ЛУ, ЛИ

    Как вы произнесли первые четыре слога мягко или твёрдо? (твёрдо)

    А последний? (мягко)

    Открываем тетради. Лиса вам приготовила своих лисят. Вы должны обвести шаблон лисёнка и напечатать букву Л.

    А теперь цепочку слов с доски:

    ЛА — ЛАК — ЛАКИ
    ЛИ — ЛИК — ЛИКИ
    КТО – КОТ – ТОК
    ТУК – СТУК – СТУЛ

    Какие слова спрятались в слове:

    ЛИСТОК (лист, сито, ток, кот, тик, кости, косит, кит)

    Физминутка

    Лесная лужайка

    Мы к лесной лужайке вышли,
    Поднимая ноги выше,
    Через кустики и кочки,
    Через ветви и пенёчки.
    Кто высоко так шагал –
    Не споткнулся, не упал.

    А за кустами нам показался это кто?

    Лось.

    Давайте проанализируем слово лось?

    — Сколько слогов в слове? (1)
    — Произнесите первый звук. (л)
    — Он согласный или гласный? ( согл.)
    — Твёрдый или мягкий? (твёрдый)

    Назовите слова, где звук л – твёрдый. (Лук, галка, полка, ел)

    V. Работа по учебнику с.62 – 63

    Составление предложений по сюжетной картинке.

    Вопросы:

    1. Какую сказку вам напоминает? ( “Краденое солнце” К.Чуковский)
    2. Кто изображен на картинке?
    3. Как одним словом назвать персонажей, изображенные на картинке. (дружные звери, цирк под небесами)
    4. Что делает слониха?
    5. Чем заняты мартышки?
    6. На кого упала луна?
    7. Кто поет песню по нотам?
    8. Найдите на картинке слова, в которых встречаются звуки л, л*. (слониха, слон, пальма, осел, луна, молоток)

    Чтение текста под картинкой с. 62 – хорошо читающие дети.

    Физминутка

    • ребята встанем в круг, играем в игру кидаю мяч, вы ловите и называете слово начинающую на букву Л.
    • Помоги слову найти последнюю букву

    СТО

    Л

    СТУ

    Л

    СЛО

    Н

    СТО

    Н

    Учитель заранее готовит несколько учеников, которые будут показывать буквы с помощью своего тела,

    Например:

    А- два ученика, стоя лицом к классу, наклоняют туловище друг к другу, руки опускают вдоль туловища с внутренней стороны, а с внешней стороны руки сгибают в локтевом суставе и сцепляют пальцы согнутых рук. И т.д.

    * помоги животным

    На одной стороне написаны буквы, а на другой картинки животных, надо найти картинку и букву с какой начинается название животного.

    Л

    АИСТ

    О

    ОСЛИК

    К

    КОТ

    У

    ЛИСА

    А

    УТКА

    * Кто больше запомнит слов

    urok.1sept.ru

    Домашние задания на автоматизацию звука Л

    Автоматизация звука [Л]

    Автоматизация изолированного звука [Л]

    Артикуляционный уклад звука “Л”

    — кончик языка узкий, смыкается с поверхностью основания верхних резцов и альвеолами;

    -средняя часть спинки языка опущена;

    -Корень языка отодвинут назад, поднят вверх;

    -Боковые края языка не касаются верхних коренных зубов;

    -По бокам имеются щели, через которые проходит воздушная струя;

    -Язык в форме седла;

    -Мягкоенёбо поднято.

    Игра «Хлопни в ладоши»
    Объясните ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит какой-то определенный звук. После этого, начинайте четко произносить сначала звуки, затем слоги и слова. А ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только услышит нужный звук.

    Звуки: Л, А, М, Р, Л, О, И, З, Р, М, Ж,Л, Р, Д, В, И, Г, Р, Л, С и т.д.
    Слоги: ЛО, ОР, СА, ЛА, ЛО, АС, АЛ, ОС, ЛУи т.д.
    Слова: рот, помидор, лампа, клубника, утро, ворота, лак и т.д.

    Отгадай загадку.

    Заставит плакать всех вокруг,

    Хоть он и не драчун, а …(лук)


    Артикуляционная гимнастика
    Упражнения:

    1. _________________________________________________________________

    2. _________________________________________________________________

    3. _________________________________________________________________

    4. _________________________________________________________________

    Автоматизация звука [С] в слогах

    Автоматизация звука [л] в прямых слогах

    ЛА – ЛА – ЛА – ЛА – ЛА

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ

    ЛО – ЛО – ЛО – ЛО – ЛО

    ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ

    Автоматизация звука [л] в обратных слогах

    АЛ – АЛ – АЛ – АЛ – АЛ

    ОЛ – ОЛ – ОЛ – ОЛ – ОЛ

    ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ

    ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ

    УЛ – УЛ – УЛ – УЛ – УЛ

    Давай полетаем на самолёте. Покружись по комнате, повторяя «Л-л-л».

    Проведи по линии полёта сначала пальчиком, а затем карандашом. Рисуя, повторяй: «Мимо облака летит самолёт».

    Артикуляционная гимнастика
    Упражнения:

    1. _________________________________________________________________

    2. _________________________________________________________________

    3. _________________________________________________________________

    4. _________________________________________________________________

     Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах

    АЛА – АЛО УЛА – УЛО ОЛА – ОЛО ЫЛА – ЫЛО

    АЛО – АЛУ УЛО – УЛЫ ОЛО – ОЛЫ ЫЛО – ЫЛУ

    АЛУ – АЛЫ УЛЫ – УЛУ ОЛЫ – ОЛУ ЫЛУ – ЫЛЫ

    АЛЫ – АЛА УЛУ – УЛА ОЛУ – ОЛА ЫЛЫ – ЫЛА

    Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах

    АЛА – АЛО – АЛЫ – АЛУ

    УЛА – УЛО – УЛЫ – УЛУ

    ОЛА – ОЛО – ОЛЫ – ОЛУ

    ЫЛА – ЫЛО – ЫЛЫ – ЫЛУ

    Автоматизация звука [л] в прямых слогах со стечением согласных

    ГЛА – ГЛО – ГЛУ – ГЛЫ

    КЛА – КЛО – КЛУ – КЛЫ

    СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ

    ХЛА – ХЛО – ХЛУ – ХЛЫ

    ПЛА – ПЛО – ПЛУ – ПЛЫ

    БЛА – БЛО – БЛУ – БЛЫ

    ФЛА – ФЛО – ФЛУ – ФЛЫ

    ВЛА – ВЛО – ВЛУ – ВЛЫ

    ШЛА – ШЛО – ШЛУ – ШЛЫ

    ЗЛА – ЗЛО – ЗЛУ – ЗЛЫ

    Найдёт индюк зёрнышко, обрадуется, закричит: «Блу-блу-блу!» и клюнет его. Покричи, как индюк.


    Помоги индюку собрать зёрнышки. Обведи по точкам линии, не отрывая карандаш от листа бумаги. Проговаривай при этом: «Блу-блу-блу…».

    Артикуляционная гимнастика
    Упражнения:

    1. _________________________________________________________________

    2. _________________________________________________________________

    3. _________________________________________________________________

    4. _________________________________________________________________

    Автоматизация звука [л] в словах, звук в начале слова

    ЛА: лак, лань, ла-ма, Ла-да, ла-па, ло-то, ло-пух, ла-донь, лам-па, лап-ша, лав-ка, лан-дыш, ла-ком-ка;

    ЛО: лоб, лов, ло-жа, ло-кон, ло-коть, ло-шадь, лод-ка, лож-ка;

    ЛЫ: лы-жи, лыж-ня, лыж-ник;

    ЛУ: лук, луч, лу-па, лу-жа, Лу-ша, лу-жок, лун-ка, лу-но-ход, лу-кош-ко.

    Посмотри, какие разные волны. Проведи по ним пальчиком, проговаривая слоги: «Ла, лу, лы, ло, ал, ыл, ол, ил».

    Нарисуй по точкам разноцветные волны. Рисуя, проговаривай: «Голубая волна, зелёная волна, фиолетовая волна…» и т.д.

    Артикуляционная гимнастика
    Упражнения:

    1. _________________________________________________________________

    2. _________________________________________________________________

    3. _________________________________________________________________

    4. _________________________________________________________________

    Автоматизация звука [л] в словах, звук в середине слова

    ЛА: ю-ла, де-ла, пи-ла, ку-лак, ха-лат, пе-ла, Ми-ла, е-ла, бе-га-ла, хо-ди-ла, о-де-ла, о-бе-да-ла, а-ку-ла, зо-ла, ка-лач, са-лат, во-зи-ла, но-си-ла, пи-са-ла, чи-та-ла, пас-ти-ла, па-лат-ка, об-ла-ко;

    АЛ: ал-маз, ал-фа-вит, фи-ал-ка, мо-чал-ка, гал-ка, пал-ка, бал-кон, хал-ва, шал-фей, скал-ка, галс-тук.

    ЛО: мы-ло, де-ло, стек-ло, ку-лон, чу-лок, пи-лот, у-лов, га-ло-ши, ко-ло-дец, ка-ло-ши, мо-ло-ко, зо-ло-то, бо-ло-то, мо-ло-ток, о-де-я-ло, по-то-лок, ко-лон-ка, бо-лон-ка, хо-лод-но;

    ОЛ: волк, Вол-га, вол-ны, пол-ный, дол-го, мол-ни-я, пол-день, и-гол-ка.

    ЛУ: ту-луп, го-лубь, каб-лук, го-лу-бой, клуб, клу-бок, клум-ба, клуб-ни-ка, плуг, глу-бо-кий, Зо-луш-ка, жё-лудь, ша-лун, слу-ги, слу-чай, плу-тов-ка, блу-за, слу-жить, слу-чай-но, за-слу-га.

    УЛ: бул-ка, чул-ки.

    ЛЫ: по-лы, во-лы, го-лы, кук-лы, уг-лы, кот-лы, сто-лы, ос-лы, пос-лы, пчё-лы, ма-лыш, бе-лый, а-лый, сме-лый, спе-лый, свет-лый, по-лынь, за-плыв, у-ме-лый, ма-лы-ши, а-лы-ча, у-лыб-ка, бу-лыж-ник, бо-ка-лы, пе-на-лы, ка-на-лы, ка-ни-ку-лы;

    ЫЛ: мыл-ся, бу-тыл-ка, по-сыл-ка.

    ИЛ: ко-пил-ка, пил-ка, по-ил-ка, ко-сил-ка;

    ЕЛ: бел-ка, мел-ко, у-зел;

    ЁЛ: ёл-ка, тёл-ка, ме-тёл-ка, шёлк, чёл-ка, пчёл-ка, щёл-кать;

    ЯЛ: бо-ял-ся, сме-ял-ся.

    Произнеси быстро и без запинки: «Лук, луковка, луковица».

    .

    Обведи по контуру перья лука, проговаривая слово «лук». Выполни штриховку луковиц и сосчитай их: «Одна луковица, две луковицы…».

    Артикуляционная гимнастика
    Упражнения:

    1. _________________________________________________________________

    2. _________________________________________________________________

    3. _________________________________________________________________

    4. _________________________________________________________________

    Автоматизация звука [л] в словах, звук в конце слова

    АЛ: бал, мал, дал, у-пал, ка-нал, бо-кал, пе-нал, ме-талл, вы-пал, па-дал, зал, жал, пи-сал, сту-чал, спал, сы-пал, са-мос-вал.

    ОЛ: гол, пол, у-кол, фут-бол, ствол, че-хол, ще-гол.

    УЛ: мул, по-дул, а-ул, тя-нул, ки-нул, стул, ус-нул, зев-нул, шеп-нул, кач-нул.

    ИЛ: мил, пил, ку-пил, Ми-ха-ил, ко-сил, но-сил, у-чил, та-щил, гос-тил, са-дил, пус-тил.

    ЕЛ: мел, пел, у-мел, хо-тел, дя-тел, Па-вел, си-дел, ши-пел.

    ЁЛ: ко-тёл, шёл, по-шёл, ко-зёл.

    ЯЛ: мял, го-нял, ме-нял, под-нял, та-ял, си-ял, снял, сто-ял, се-ял.

    У слона зазвонил телефон: «Алло, алло», — говорит слон. Произнеси и ты несколько раз: «Алло…, ало…, ала…, алу…».


    Проведи по точкам линии, не отрывая карандаш от листа бумаги, повторяй: «Алло, ало, ала, алу».

    Артикуляционная гимнастика
    Упражнения:

    1. _________________________________________________________________

    2. _________________________________________________________________

    3. _________________________________________________________________

    4. _________________________________________________________________

    Автоматизация звука [л] в словах, звук со стечением согласных

    КЛА: клад, класс.

    КЛО: клон, кло-ун.

    КЛУ: клуб, клу-бок, клуб-ни, клум-ба, клуб-ни-ка.

    КЛЫ: клык, клы-кач.

    ГЛА: гла-за, гла-зок, гла-дить, глаз-ки, гладь, глад-кий, глас-ный, со-глас-ный,

    ГЛО: гло-ток, гло-бус, глот-ка.

    ГЛУ: глубь, глушь, глу-харь, глу-пыш, глу-би-на, глу-бо-ко, глу-бо-кий;

    ГЛЫ: глы-ба, у-глы.

    ПЛА: план, плащ, пла-ток, пла-фон, пла-кат, пла-тить, пла-тье, пла-не-та, план-ка, плас-тин-ки, плас-ти-лин;

    ПЛО: плот, плод, плом-ба, пло-ти-на, плот-ник, плош-ка;

    ПЛУ: плуг, плут, плу-ги, плу-тов-ка;

    ПЛЫ: плыть.

    БЛА: бланк, бла-го-да-рю, бла-го-да-рить;

    БЛО: блок, блок-нот, блон-дин, блон-дин-ка;

    БЛУ: блу-за, блу-зон, блу-зоч-ка, каб-лук.

    ФЛА: флаг, фла-ги, фла-кон, фла-нель, фла-мин-го;

    ФЛО: флот, фло-ра, флок-сы, фло-мас-тер;

    ВЛА: вла-га, власть, влаж-ный, вла-де-ни-е, Влад, Вла-дик, Вла-дис-лав, Вла-ди-мир.

    ХЛО: хло-пья, хло-пок, хло-пать, хло-пуш-ка;

    ЗЛА: зла-ки, Зла-то-влас-ка, Зла-то-гла-ва-я;

    ЗЛО: зло-ба, зло-дей, зло-дей-ка, злой, злость, злоб-ный;

    ЗЛЫ: злы-е.

    СЛА: Сла-ва, сла-бый, не-сла, па-сла, слад-кий, слав-ный,скла-ды-вать;

    СЛО: сло-во, слог, слон;

    СЛУ: слу-ги, слу-га, слу-жить;

    ШЛА: шла, шланг, шлаг-ба-ум.


    Отгадай загадку:

    Не пчела, не шмель,

    А жужжит.

    Неподвижно крыло,

    А летит.

    (Самолёт)

    Артикуляционная гимнастика
    Упражнения:

    1. _________________________________________________________________

    2. _________________________________________________________________

    3. _________________________________________________________________

    4. _________________________________________________________________

    Автоматизация звука [л] в словах с двумя этими звуками

    Ло-ла, ло-мал, дол-бил, гла-дил, пла-вал, мол-чал, де-лал, по-лол, ко-лол, ко-ло-ко-ла, гла-ди-о-лус, у-лыб-нул-ся, Вла-дис-лав.

    12. Автоматизация звука [л] в словосочетаниях

    Голубое небо, тёплый тулуп, белый мел, шёлковый платок, сладкая булка, тяжёлый молоток, светлый локон, белые флоксы, голодный волк, спелое яблоко, весёлый бал, глубокий колодец, смелый солдат, толстый блокнот, толстые чулки, тёплый чулан, алый флаг, молочная каша, толстая палка, холодный подвал, шёлковая блуза.

    13. Автоматизация звука [л] в предложениях из 3 слов

    Алла ела яблоко. Луша мыла пол. Слава пил молоко.

    Луша чистила лук. Володя стал пилотом.

    14. Автоматизация звука [л] в предложениях из 4 слов

    У лайки – белые лапки. У белки – тёплое дупло. У Милы – голубое

    платье. Владик уехал в колхоз. По волнам плывёт плот.

    Клава захлопала в ладоши. Стул упал на пол. Павел ушёл на футбол.

    Лось убежал от волка. Влад купил духи «Фиалка».

    На яблоне – спелые яблоки. Алла писала мелом слова.

    Луша мыла куклу мылом.

    Клава каталась на лыжах. У Луши – белые голуби.

    Дятел долбил ствол сосны. У слона – белые бивни.

    У Золушки – шёлковое платье. Ложка из олова – оловянная.

    Платье из шёлка – шёлковое. Аллея из ёлок – еловая.

    Произнеси без запинки: «Мишка ложкой лопал мёд».

    Обведи контуры всех пчёлок по точкам и линиям, а потом попробуй дорисовать их самостоятельно

    Артикуляционная гимнастика
    Упражнения:

    1. _________________________________________________________________

    2. _________________________________________________________________

    3. _________________________________________________________________

    4. _________________________________________________________________

    Автоматизация звука [л] в предложениях из 5 слов

    Мила поставила лампу на стол. Клава покупала молоко и свёклу.

    Лола поливала флоксы на клумбе. Слава плавал на плоту по Волге.

    У Володи – иволга из пластилина.

    Мила мыла пол в классе. Михаил сделал больному Павлу укол.

    Золушка подметала и мыла полы. Флоксы, ландыши и фиалки – цветы.

    На полу Клава нашла булавку.

    16. Автоматизация звука [л] в предложениях из 6 слов

    В голубом небе плывут белые облака. Алла дала Володе пилу и молоток. Клубок упал со стула на пол. Влад плыл на лодке по волнам. Луша надела на голову белый платок. Мила и Володя плывут в лодке.

    Волшебница помогла Золушке поехать на бал. На балу Золушка смеялась и танцевала. В чулане на полке стоял бокал. Алла купила алычу, а Володя – клубнику. Ласточка, иволга, соловей и галка – птицы.

    17. Автоматизация звука [л] в предложениях из 7 слов

    Платье, колготки, блуза и плащ – это одежда.

    Белла полоскала белый халат в холодной воде.

    18. Автоматизация звука [л] в предложениях из 8 – 9 слов

    Луша ела спелую клубнику, а Павел ел пастилу.

    На балконе у Славы – голубые и белые фиалки.

    Алла покупала фиалки, Луша – цикламены, а Лола – флоксы.

    Белка, лось, волк, слон и лань – это дикие животные.


    Для того, чтобы полетать на облаках, надо нарисовать их контуры по точкам. Сосчитай облака: «Одно облако, два облака…».

    Автоматизация звука [л] в чистоговорках

    ЛА – ЛА – ЛА лопата и пила

    ЛА – ЛА – ЛА новая юла

    ЛА – ЛА – ЛА высокая скала

    ЛА – ЛА – ЛА новая метла

    ЛА – ЛА – ЛА в окошке нет стекла

    ЛА – ЛА – ЛА Мила пол мела

    ЛА – ЛА – ЛА кошка на окне спала

    ЛА – ЛА – ЛА лодочка плыла

    ЛА – ЛА – ЛА у Володи есть пила

    АЛА – АЛА – АЛА я маме помогала

    УЛА – УЛА – УЛА я шары надула

    ОЛА – ОЛА – ОЛА это наша школа

    УЛА – УЛА – УЛА в море плавала акула

    ЛАТ – ЛАТ – ЛАТ в салатнице салат

    ЛОК – ЛОК – ЛОК мы купили котелок

    ЛОМ – ЛОМ – ЛОМ мы сидели за столом

    ЛАТ – ЛАТ – ЛАТ голубой халат

    ЛАС – ЛАС – ЛАС постели палас

    ЛО – ЛО – ЛО на улице тепло

    ЛО – ЛО – ЛО мы приехали в село

    ЛО – ЛО – ЛО мама вымыла окно

    ЛО – ЛО – ЛО в лодке новое весло

    ЛО – ЛО – ЛО на дереве дупло

    ЛУ – ЛУ – ЛУ мы сидели на полу

    ЛУ – ЛУ – ЛУ диван стоит в углу

    ЛУ – ЛУ – ЛУ я взяла иглу

    ЛУ – ЛУ – ЛУ я ищу пилу

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – дети вымыли полы

    ЛУ – ЛУ – ЛУ – заведу юлу

    ЛУ – ЛУ – ЛУ – всех прошу к столу

    ЛО – ЛО – ЛО – на улице мело

    ЛО – ЛО – ЛО – платье мне мало

    СЛА – СЛА – СЛА – я гусей пасла

    СЛА – СЛА – СЛА – Мила яблоки несла

    ШЛА – ШЛА – ШЛА – мама в комнату вошла

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ подмели полы

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ новые столы

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ вот идут ослы

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ у папы нет пилы

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ в комнате углы

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ у мамы нет метлы

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ мы стояли у скалы

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ у Милы две иглы

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ мы забьём голы

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ завяжи узлы

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ в печке нет золы

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ вот идут козлы

    АЛЫ – АЛЫ – АЛЫ новые пеналы

    АЛЫ – АЛЫ – АЛЫ на дороге шпалы

    ИЛЫ – ИЛЫ – ИЛЫ у папы много силы

    ОЛЫ – ОЛЫ – ОЛЫ делаю уколы

    ОЛЫ – ОЛЫ – ОЛЫ я стою у школы

    ИЛЫ – ИЛЫ – ИЛЫ мы купили пилы

    АЛ – АЛ – АЛ папа гвозди забивал

    АЛ – АЛ – АЛ со стола упал пенал

    УЛ – УЛ – УЛ я поставил стул

    УЛ – УЛ – УЛ наш малыш уснул

    УЛ – УЛ – УЛ Павел сел на стул

    ОЛ – ОЛ – ОЛ мы забили гол

    ОЛ – ОЛ – ОЛ Алла мыла пол

    ЫЛ – ЫЛ – ЫЛ суп уже остыл

    ИЛ – ИЛ – ИЛ папа потолок белил

    ИЛ – ИЛ – ИЛ машину я катил

    ИЛ – ИЛ – ИЛ дятел дерево долбил

    ИЛ – ИЛ – ИЛ рисунок папе подарил

    ОЛ – ОЛ – ОЛ я поставил стул на стол

    ОЛ – ОЛ – ОЛ папа сделал стол

    ОЛ – ОЛ – ОЛ Михаил дрова колол

    ЫЛ – ЫЛ – ЫЛ я машину мыл

    АЛ – АЛ – АЛ я купил пенал

    АЛ – АЛ – АЛ наш малыш упал

    Проведи свою лодочку так, чтобы она не задела соседнюю волну. На каждой волне произноси: «Ла…, ло…, лы…, лу…, ала…» и т.д.

    Подпись родителей

    infourok.ru

    План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: Занятие по грамоте «Звуки [л], [л’]; буква Л»

            Занятие  по  грамоте:  «Звуки [л], [л’]; буква Л»

    Цель: закрепить навык различения и чёткого произношения звуков [л], [л’];  знакомство  с буквой Л.

    Коррекционно-образовательные задачи:

    Систематизировать  знания  детей  о согласных звуках  [Л], [Ль], вспомнить их  характеристики, обозначения. Знакомство  с  буквой  Л.

    Обеспечить применения  на практике  умения находить место этих  звуков в словах /начало, середина, конец слова/ д/и «Домики».

    Умение придумывать слова с этими звуками  в  разных позициях / в начале , в середине, в конце  слова/.

    Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Л] — [Ль],(дифференциация твёрдых  и мягких согласных) д/и « Семафорчики». Совершенствование  навыка составления  и  чтение  слов из слогов, умение    записывать    слова  в  тетради, а  также  делать полный  звуковой  разбор  этих  слов..

    Заучивание  стихотворения  про  букву Л.

    Совершенствование  навыка чтения:  односложных и  двусложных слов.

    Коррекционно-развивающие  задачи: :

    Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

    Коррекционно-воспитательные задачи:

    Способствовать развитию  навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

    Оборудование : предметные картинки, « домики» «,семафорчики», тетради, карандаши

                                                 Ход занятия:

    I. Организационный момент

    Игра с мячом « Моя, моё, мой, мои»(использовать слова со звуками [л], [л’])

    II. 1.Логопед объясняет: Звук [л] — губки слегка в улыбке; зубки сближены; узкий кончик языка поднят за верхние зубки  к бугорочкам  и язык упирается в верхние зубы; — горлышко «работает».

    Символ звука: большой самолет летит: ЛЛЛЛЛ… (см. цветную вклейку).

    Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.  

    Звук  [Л’]:Символ звука: маленький самолетик летит: льльль… (см, цветную вклейку).

    Характеристика звука [Л’]: согласный, мягкий, звонкий.

    Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

    Логопед дает сравнительную характеристику звуков [л], [л’]:

    звук [л] — согласный, звонкий, твердый; обозначение-синий кружок с колокольчиком

    звук [л’] — согласный, звонкий, мягкий; обозначение -зелёный кружок  с колокольчиком.

    Логопед проговаривает,что на  письме эти  звуки  обозначаются буквой Л  Знакомство  с буквой Л

    *Л уставилась на цаплю:

    «Мы похожи как две капли:

    Ноги длинные у цапли,

    Как у буквы Л, не так ли?»     О.Гофман

    *-Алфавит продолжит ваш

    Буква Л — лесной шалаш.    В.Степанов

    2. Дид/упр-е «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л’], топни  ногой  если  услышишь  звук[Л]»:

    ль, мь, бь, л…; ля, лю, ми, ал, ла…; аль, амь, пла, улы…;  лист, Поля, машина, угол …

    3.Вспомнить как можно больше имен, заканчивающихся на слог

    ЛА: Мила, Анжела, Алла, Камила

    ЛЯ: Коля, Ва…, Га…, То…

    Вспомнить как можно больше имен, начинающихся на слоги ЛИ, ЛЁ, ЛЮ:

    Лиза, Лина…; Лёша, Лёня…; Люда, Люся…

    4. Повторить  чистоговорки:

    Ло-ло-ло — на улице тепло.

    Лу-лу-лу — стол стоит в углу.

    Ул-ул-ул — у нас сломался стул.

    Ля-ля-ля — зеленые поля.

    Ли-ли-ли — малину мы несли.

    Лю-лю-лю — малину я люблю.

    Ле-ле-ле — еду на осле.

    5.Отгадать загадки, назвать, какой звук в отгадке ([Л] — [Л’]), и определить его место в слове.

    Деревянная дорога,

    Вверх идет она отлого,

    Что ни шаг — то овраг. (Лестница)

    Над домами у дорожки

    Висит кусок лепешки. (Луна)

    Падают с ветки

    Золотые монетки. (Листья)

    Под крышей — четыре ножки,

    А на крыше — суп и ложки. (Стол)

    Хвост пушистый,

    Мех золотистый,

    В лесу живет,

    В деревне кур крадет. (Лиса)

    В дупле живет, Орешки грызет. (Белка)

    6.Физминутка 

    Буквой л расставим ноги,

    Словно в пляске, — руки в боки.

    Наклонились влево, вправо,

    Влево, вправо.

    Получается на славу.

    Влево, вправо, влево, вправо.

    7.Д/и «Синий — зеленый»./работа со семафорчиками/

    Дети показывают «семафорчик », выделив звуки [л], [л’] в стихотворении:

    — Ежик, еж, ты что колючий?

    — Это я на всякий случай,

    Знаешь, кто мои соседи?

    Волки, лисы и медведи.     Б.Заходер

    8. Д/и « Домики»

    Дети должны разложить картинки по домикам (синий и зеленый): со звуком [л] — в синий, со звуком [л’] — в зеленый; разделить все слова на слоги, определить место звуков [Л] и [Л’] в словах.

     9. Пальчиковая гимнастика:

    Руки вверх, в кулачок,

    Разжать, на бочок.

    Руки в стороны, в кулачок,

    Разжать, на бочок.

    Руки вниз, в кулачок,

    Разжать, на бочок.

    10.Дети повторяют написание буквы л, вспоминают стихотворение.

    Выкладывают в кассе слова: лук, лимон, лиса и записывают их в тетради.

    Дети проводят звуковой  анализ слов лук, лимон, лиса.

    III. Окончание занятия

     

                                              

            

    nsportal.ru