Разное

Я в пруду живу жирею переставьте буквы – I Кубок МИЭП по ЧГК среди школьников. 3 этап. Тур 2. Вопрос 7

Головоломки, шарады, ребусы [на уроках и во внеурочное время] (17 стр.)

Когда-нибудь во мне катались,
Возможно, мой дружок, и вы.
Мои колеса быстро мчались
По улицам былой Москвы.
Но если бы двум буквам место
Переменили вы во мне,
Я бы взлетела с сильным треском
В ночной небесной тишине.

(Ответ: «Карета» — «ракета».)

Когда вдруг, в глаз влетит помеха.
То всем нам будет не до смеха.
Но буквы переставь — тогда
Ищи меня в траве с утра.

(Ответ: «Соринка» — «росинка».)

Я пищу, не зная сна.
Только буквы переставь —
Вмиг морская бьет волна,
И с меня спускают трап.

(Ответ: «Комар» — «корма».)

Я — защита от дождя
В каждом важном случае.
Только буквы переставь —
Время года лучшее.

(Ответ: «Навес»- «весна».)

Известная игрушка,
В меня вы все играете.
Но буквы переставьте —
Меня ищите в пальцах.

(Ответ: «Кукла» — «кулак».)

Я — трудяга-пароход,
По реке плыву я ловко.
Но буквы переставь, тогда
Я измельчу в обед морковку.

(Ответ: «Катер» — «терка».)

Я — время года теплое,
Бежим мы в лес, на реку.
Но буквы только переставь —
Я корпус человека.

(Ответ: «Лето» — «тело».)

Я — канат причальный,
Крепкий, до ребячества.
Только буквы переставь —
Номер, вид и качество.

(Ответ: «Трос» — «сорт».)

Я — сирень, акация.
Словом, вид растения.
А в другом я качестве —
Грохот через стену.

(Ответ: «Куст» — «стук».)

На термометре я есть,
Коль градусник поставите.
Буквы переставь — я зверь,
Ем все, что оставите.

(Ответ: «Шкала» — «шакал».)

Я — важная артерия,
Нужна для жизни вам.
А буквы переставь — стада
Баранов по юрам.

(Ответ: «Аорта» — «отара».)

Приголубит мама дочку —

Вот вам слово первое.
Если буквы переставить,
То — гора, наверное.

(Ответ: «Ласка» — «скала».)

Это карта мира,
Есть у вас в портфеле.
Это — угощенье,
В его составе зелень.

(Ответ: «Атлас» — «салат».)

Этот человек — опасен,
Пусть не встретится он вам.
А второе слово — яма,
Ее ты вырыть можешь сам.

(Ответ: «Вор» — «ров».)

В дождливый час и в летний зной
Спастись ты можешь подо мной.
Когда с конца меня прочтешь,
То озером в горах найдешь.

(Ответ: «Навес» — «Севан».)

Я в пруду живу, жирею,
Переставьте буквы — вмиг
Превращусь я и в аллею,
И в лужайки, и в цветник.

(Ответ: «Карп» — «парк».)

В океанах он живет,
И мала ему река.
Буквы ставь наоборот —
Будет дергаться щека.

(Ответ: «Кит» — «тик».)

По мне движется к сердцу кровь,
Меня ищут на сгибах руки.
Если ж, буквы смешав,
Мы расставим их вновь,
То получим названье реки.

(Ответ: «Вена» — «Нева».)

Воздух в шины я вдуваю.
Жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем,
Стану деревом в лесу.

(Ответ: «Насос» — «сосна».)

Остальные анаграммы решите самостоятельно:

Знают все, что я такое,
Я — животное морское,
А когда с конца прочтешь,
Мной матрацы обобьешь.

По дороге, по пути весело качу,
А с конца меня прочти — нож я наточу.

Географию со мной изучают в школе дети,
Дай порядок слов иной — и найдешь меня в буфете.

Скрывается мой плод
Тенистою листвою,
А буквы переставь,
И стану я рекою.

Я — рыба пресноводная.

Для кушанья пригодная.
Но если буквы переставить
И слово новое составить,
Я превращаться буду рад
В огромный живописный сад.

156. Анаграммы — фамилии писателей.

Из приведенных ниже групп слов можно составить шесть фамилий русских писателей.

Назовите, какие это фамилии.

1. Весна, рок.

2. Гоби, ведро.

3. Ремонт, лов.

4. Сосед, Вий, ток.

5. Кочан, ют, вис.

6. Шар, мак.

157. Шарады.

Еще одна разновидность головоломок называется «шарада».

Составные части шарады — отдельные маленькие слова, из которых в сумме складывается слово побольше. Для загадки-шарады дается описание каждой ее части, а потом — смысл всего слова. И не всегда при этом слово разбивается по слогам.

Слово «шарада» произошло от французского «charade» — слово, которое нужно найти. Это последнее слово-отгадка разбито на части, имеющие самостоятельное значение. Каждая часть главного слова зашифрована обычно также стихотворными строчками.

Шарады описаны еще в античной литературе, а своего расцвета они достигли в салонной культуре XVII–XVIII веков, а затем из литературы исчезли, сохранившись только в качестве игры.

Вот, например, как в стихах можно зашифровать слово «парус»:

Три буквы облаками реют,
Две видны на лице мужском,
А целое порой белеет
«В тумане моря голубом».

Вот еще примеры слов-загадок для шарад:

фа-соль, за-дача, верх-ушки, кипа-рис, Мел-и-тополь, бал-а-лайка, пол-оса, бар-сук, вол-окно, кара-мель, пар-ус, вино-град, бой-кот.

Может быть, вы сами попробуете придумать к ним задания?

Только учтите, что для шарад используются не любые слова, а существительные в именительном падеже.

А пока — отгадывайте то, что есть в этой книге. Для начала — несколько шарад, у которых в конце приведены отгадки.

Начало деревом зовется,
Конец — читатели мои,
Здесь в книге целое найдется,
И в каждой строчке есть они.

(Ответ: «Бук-вы».)

Первый слог в удивлении я восклицаю,
Второй слог я с книжной полки снимаю,
Когда же первый со вторым соединится,
То получится мельчайшая частица.

(Ответ: «А-том».)

Часть танца — слог мой первый,
Вино — мой слог второй,
На целом перевозят
Чрез реку бечевой.

(Ответ: «Па-ром».)

Мой первый слог — предлог,
Во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа.

(Ответ: «За-дача».)

Начало — голос птицы.
Конец — на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда.

(Ответ: «Кар-тина».)

Первый слог найдешь средь нот,
А второе — бык несет.
Хочешь целое найти,
Так ищи его в пути.

(Ответ: «До-рога».)

Мое начало есть в свинце,
И в серебре, и в стали,
А корабли в моем конце
Вчера к причалу стали.
И если дружен ты со мной,
Настойчив в тренировках,
Ты будешь в холод, в дождь и зной
Выносливым и ловким.

(Ответ: «С-порт».)

Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода,
Местоименье — слог второй,
А в целом — школьный столик твой.

(Ответ: «Пар-та».)

Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй — с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы.

(Ответ: «Пи-рог».)

Нота — мой первый слог,
Поставь с ней рядом предлог
И, разгадав загадку до конца,
Получишь выражение лица.

(Ответ: «Ми-на».)

Вы меру площади припомните вначале —
Ее вы в школе, несомненно, изучали.
Пятерка букв, идущих следом, — вдохновенны,
Им не прожить без танца, музыки и сцены.
На экспонаты оружейные глазея,
Ответ найдете в историческом музее.

(Ответ: «Ар-балет».)

Вот он — первый слог. Этот слог — предлог.
Далее — юнец, вхожий во дворец.
Буква на конце стоит, открывает алфавит.
Жаль, ответа нет: был, да сплыл ответ.

(Ответ: «Про-паж-а».)

Из бумаги — самый первый слог.
В него сахар ты б насыпать смог.
Второй — мерит информацию он иль
Нам являет музыкальный стиль…
Слово целое — как кувырок.

В цирке ты б его увидеть смог.

(Ответ: «Куль-бит».)

dom-knig.com

Олимпиадные задания по русскому языку (3 класс) по теме: Олимпиады по русскому языку для 3 класса

Олимпиада по русскому языку №1

3 класс (1-4)

  1. Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:
  1. из слова лён – цифру.
  2. из слова лей – название дерева.
  3. из слова лоб – название настила.
  4. из слова люк – большой мешок.
  5. из слова ток – домашнее животное.
  6. из слова шёл – неправду.
  7. из слова шей – просьбу.
  8. из слова лёд – материал для крыши.
  1. Какими звуками различаются слова дал и даль, лук и люк, флаги и фляги?
  1. Прочитайте вслух четверостишие С.Маршака. Сколько раз вы произнесли звук [о]? А сколько букв о?

Дорого вовремя время.

Времени много и мало.

Долгое время – не время,

Если оно миновало.

  1. Спрятанные слова.

Шарады

Чтобы правильно назвать загаданное в шараде слово, сначала определите его части, которые называются в рифмованных четверостишиях:

  1. Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы.

  1. Нота – мой первый слог,

Поставь с ней рядом предлог

И, разгадав загадку до конца,

Получишь выражение лица.

  1. Метаграммы.

Чтобы отгадать метаграмму, нужно заменить в слове одну букву другой, и тогда вы получите новое слово:

  1. С К в полях меня найдете,

С Г романсы запоете,

С В в косички заплетете.

  1. С Ч летаю над волною,

С Л не дам волкам покою.

С М рубашка-безрукавка,

С З скачу в лесу по травке,

С Г меня крепи к детали

Из железа или стали.

  1. Анаграммы.

Чтобы получилось новое слово при разгадывании анаграммы, нужно переставить буквы в словах. Добавлять или отбрасывать буквы не разрешается.

  1. Я в пруду живу, жирею,

Переставьте буквы – вмиг

Превращусь я и в аллеи,

И в лужайки, и в цветник.

  1. В океанах он живет,

И мала ему река.

Буквы ставь наоборот –

Будет дергаться щека.

  1. По мне движется к сердцу кровь,

Меня ищут на сгибах руки.

Если ж, буквы смешав,

Мы расставим их вновь,

То получим названье реки.

  1. Воздух в шины я вдуваю,

Жизнь несу я колесу.

Если ж слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу.

  1. Не изменяя порядка букв выпишите из буквосочетания слова

ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ

  1. Поставьте в словах ударение

Библиотека, алфавит, документ, столяр, засуха, километр, квартал, портфель, щавель, компас, добыча.

  1. Выпиши слова, в которых есть только мягкие согласные

Пишешь, теперь, семя, билет, соль, пять, мяч

  1. Найди четвёртую лишнюю пару слов и выпиши её

Робкий – смелый

Широкий – узкий

Громкий – сильный

Тёмный – светлый

  1. В каком ряду имена расположены строго в алфавитном порядке?

а) Владимир, Валя, Володя, Иван, Вова.

б) Ваня, Владимир, Валя, Валерия

в) Валерия, Валя, Владимир, Владислав

г) Иван, Валя, Вадим, Виктор


Олимпиада по русскому языку №2

3 класс (1-4)

  1. Подберите слова к схемам.

1)

2)

  1. Чайнворд. В клетки квадрата по направлению, указанному стрелкой, впишите слова. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.
  1. Часть слова, стоящая после корня.
  2. Неизменяемая часть речи
  3. Знак препинания, который всегда ставится перед союзами а, но.
  1. Выпиши слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево.

Тот, баба, дед, шалаш, папа.

  1. Как можно превратить слово МЕЛ в мелкое место,

УГОЛ – в топливо

ШЕСТ – в число?

  1. Что надо делать со звуком в слове КОСТЬ, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
  1. Какие из приведенных слов можно отнести к родственным словам, а какие – к формам того же слова.

Лес, лесник, лесок, леса, перелесок, лесной, лесником, лесистый, лесничий, лесники.

  1. Какую часть слова можно в ЗЕМЛЕ найти?
  1. Найди слово, которое нельзя причислить к группе слов с корнем СОВ.

Умные совята.

Совята у совушки

Умные головушки

На каждый совушкин совет

Глазами хлопают в ответ.

  1. Сколько звуков [а] в четверостишье?

Умные совята.

Совята у совушки

Умные головушки

На каждый совушкин совет

Глазами хлопают в ответ.

  1. Отгадай ребусы и напиши имена детей.

Р

                                                     

А


Олимпиада по русскому языку №3

3 класс (1-4)

  1. На доске записаны три родственных слова. Корень у них стерся. Догадайся и восстанови корень.
  1. Выпиши слова, в которых не надо выделять ударный слог.

День, лето, зима, споём, осень, юла, самолёт, Алёна, лень.

  1. Сколько звуков [ о ] и [ й ] в стихотворении?

Одуванчик.

Одуванчик золотой

Был красивый, молодой,

Не боялся никого,

Даже ветра самого!

Одуванчик золотой

Постарел и стал седой.

А как только поседел

Вместе с ветром улетел.

  1. Правильно или нет? Прочитай предложение и ответь на вопрос: «Когда данный результат сложения можно считать правильным, а когда неправильным?»

СТО СОРОК И СТО СОРОК БУДЕТ ДВЕСТИ СОРОК.

  1. Четвертое – лишнее. Нужно найти, какое слово является лишним и почему.
  1. Лес, пень, ель, лист (3 решения).
  2. Лес, пень, зверь, ель (3 решения)
  1. Какие слова переданы фонетической транскрипцией?

[ м а л а д’о ш ]

[ с т а л о в а й’а ]

[ й’а к а р’ ]

  1. Метаграммы.
  1. Со звонким – я цветов царица.

С глухим – лишь капелька водицы.

  1. С глухим – зерном я наливаюсь в поле.

Со звонким – петь умею на просторе.

  1. Сколько звонких согласных звуков в четверостишье?

Не тот хорош,

Кто лицом пригож,

А тот хорош,

Кто для дела гож.

  1. Как записать слово «мышеловка» пятью буквами?
  1. Раскрой скобки.

Заревел медведь со(сна)

И в густом лесу,

Вздрогнув, стукнула со(сна)

Шишкою в лесу.

  1. В каком слове произносится гласный [ а ]?

Счастливый, яйцо, щадить, причастие, чарует.


Олимпиада по русскому языку №4

3 класс (1-4)

  1. Сколько звуков [ а ] в стихотворении?

Птичий рынок

Птичий рынок,

Птичий рынок…

Золотым июльским днём

Между клеток и корзинок

Ходим с папою вдвоём.

  1. Выпиши однокоренные слова.

Проплясали по полям

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

  1. Вода, водица, половодье.

У всех этих слов корень ВОД. Придумай ещё 6 слов с этим корнем.

  1. Старик, старуха, рыбка.

У всех этих существительных из сказки А.С.Пушкина одна схема. Какая? Выпиши её.

1)

2)

3)

  1. Вычеркни лишнее слово.

а) шаль, моль, рояль

б) язь, князь, грязь

в) клещ, вещь, лещ

г) корь, дверь, зверь

д) лень, тюлень, зелень

  1. Поставь существительные в скобках в родительный падеж множественного числа

пять (апельсины)

шесть (помидоры)

семь (мандарины)

восемь (гранаты)

девять (дыни)

десять (кабачки)

  1. Выбери нужное слово.

У дедушки нет (ножницей, ножницов, ножниц).

У мамы нет свободного (время, времени).

В аквариуме нет (водоросель, водорослей, водорослёв).

  1. Выпиши слова, в которых рядом стоят два гласных звука.

Рояль, шпион, дуэт, пианино, союз, синие, зоопарк, аист.

  1. Логогрифы.

Я не люблю у школьника быть в дневнике,

Ему из-за меня всё не мила природа.

Но если внутрь меня поставить Е,

То – среди женского я рода.

  1. Запиши слова, соблюдая правила орфографии.

С

С

С

С

С

С

С

С

С

  1. Комната для еды
  1. Мастер по дереву
  1. Член семьи
  1. Хвойное дерево
  1. Ночная птица
  1. Часть комнаты
  1. Окно – это рама и …
  1. Домашнее животное
  1. Частичка снега

Олимпиада по русскому языку №5

3 класс (1-4)

  1. Кем (чем) раньше были:

Цыплёнок –

Лошадь –

Дуб –

Профессор –

Рыба –

Лёд –

Мужчина –

  1. Запишите стихотворение

Н ш    Т н    г р м к    п л ч т –

 р н л    в   р ч к    м ч к

  1. Отгадайте ребусы:
  1. Прочитайте внимательно стихотворение и определите, какие буквы сбежали со своих мест.

Землю роет старый КОТ

Под землёю он живёт

Там темно.

Попросим папу

Нам включить поярче ЛАПУ.

Говорит Володя Коле:

СТРОЙКУ получил я в школе.

От меня сбежал КОТЁЛ,

На него я очень зол.

Любопытные мартышки

Собирают с ёлок ФИШКИ.

Здесь хорошее местечко

Протекает рядом ПЕЧКА.

а

т

о

ч

н

е

й

в

с

и

р

е

б

с

т

э

и

т

д

а

е

м

г

е

в

и

о

к

с

о

р

г

в

о

ш

т

р

у

д

в

с

е

х

о

л

у

ч

Воспользовавшись нижним рисунком, прочти высказывание Максима Горького

  1. Анаграммы. Найди новое слово.

К А Р Е Т А –

а р а п –

с о л ь –

ф а р а –

л и г а –

  1. Найди закономерность словообразования и по аналогии запиши в скобках нижнего ряда.

а)        КОНЬ (ПЕНЬ) ПЕНА

        ЛУНА (                 ) ВЕРА

б)        КОСТЬ (КОСТЁР) ТЁРКА

        МАСЛО (                  ) ТЕРМОС

  1. Что это?

Я обожаю жёлтый цвет

По мне бежит от лапок след

Зимой, когда трещит мороз,

Мной кормят кроликов и коз

О __ __ __ __.

 __ __ __ Г

 __ __ __ О

  1. Вставьте слово вместо точек.

Самолётом правит … ______________

Трактор водит … _______________

Электричку – … _______________

Стены выкрасил … _______________

Доску выстругал … _______________

В доме свет провёл … _____________

В шахте трудится … _______________

В жаркой кузнице – … _____________

Кто всё знает – … _______________

  1. Выпиши слова, в которых есть звук [ й ].

Ягода, лейка, красивая, весна, арбуз, мята, платье, пень.

  1. В каком слове пропущена буква Е.

а) Объ…вление

б) Предъ…вил

в) По…езд.


Олимпиада по русскому языку №6

3 класс (1-4)

  1. Большая или маленькая. Найдите одинаковые слова. Где нужна большая буква? Зачеркни лишнюю букву.

Собирала (М/м) аргаритка

(М/м) аргаритки на горе.

Растеряла (М/м) аргаритка

(М/м) аргаритки во дворе.

Возвращаясь под вечер с (П/п) оля,

Потеряла (С/с) ерёжку (П/п) оля.

Ту (С/с) ерёжку нашёл (С/с) ерёжка,

Прибежал, постучал в окошко:

Отыскалась твоя (С/с) ерёжка!

На виду честного (Л/л) юда,

Трусит с горки ехать (Л/л) юда.

А у (С/с) ани, а у (С/с) ани

С горки сами мчатся (С/с) ани.

(Я.Козловский)

  1. Пять ответов. Впиши слова.

Имя

Название растения

Город

Название цветка

Кличка животного

б)

Название инструмента

Название дерева

Кличка животного

Имя мальчика

Название учебной вещи

  1. Отгадай слова.

а) Корень мой находится в цене.

    В очерке найди приставку мне.

    Суффикс мой в тетрадке все встречали,

    Вся же – в дневнике я и в журнале.

    ______________________

б) В списке вы мой обнаружите корень;

    Суффикс – в собрании встретите вскоре;

    В слове рассказ вы приставку найдёте;

    В целом по мне на уроки пойдёте.

    ______________________

в) Его корень в слове вязать,

    Приставка в слове замолчать,

    Суффикс в слове сказка,

    Окончание в слове рыба.

    ______________________

  1. Составь новые слова.

а) залез

    приготовить

    ночка

    коса

____________________

б) полёт

    краски

    дочка

    лапа



в) зори

    голенький

    нога

___________________

г) расписка

    садик

    звезда

___________________

д) занос

    морозец

    горка

    листочки

___________________

е) подчистка

    ходить

___________________

  1. Хитрые слова. Догадайтесь сами, какие буквы нужно вставить.

а) Пос__дел на скамейке – пос__дел от старости.

б) Сл__зал сливки – сл__зал с дерева.

в) Св__ла гнездо – св__ла пятно.

г) Пол__скать бельё – пол__скать щенка.

д) Зак__лю булавкой – зак__лю здоровье.

е) Прим__рять платье – прим__рять друзей.

ж) Острые м__чи – острые м__чи.

  1. Проверь себя. Подчеркни предлоги. Выдели приставки.

Лодка (от) плыла (от) берега.

Солнце (за) шло (за) тучу.

(По) дорожкам сада (по) бежали мутные ручейки.

(На) конверте (на) писан точный адрес.

(С) горы (с) бегают потоки.

(До) ночлега мы (до) брались ночью.

Пограничники (на) пали (на) след нарушителя.

Колобок (с) катился (с) окошка, (по) катился

(по) дорожке, (до) катился (до) леса.

  1. Из каждой строчки вычеркни те буквы, которые не повторяются, и составь из них пожелание вам.

П

Г

О

У

В

П

Р

К

Р

К

У

Ф

Л

О

Р

Я

И

Я

Л

Т

Ф

Е

С

Д

В

З

О

Д

Е

Й

З

М

А

М

Е

Ф

П

Ь

О

Л

Ч

Ф

Ь

Л

В

Р

А

Ш

Щ

Р

Е

Ш

Я

В

Т

Р

Е

У

Б

С

Р

Я

Л

У

Ю

С

О

И

Б

Ж

И

Л

Ш

О

Ю

Ж

Ш

  1. Какую букву нужно поместить в квадрат, чтобы превратить записанные в три строчки слова в другие слова?
  1. Восстанови слова

а) БУАЗР _________________

б) ФЕЛК __________________

в) МИНОЛ ________________

  1. Впиши вместо пропусков буквы так, чтобы они являлись окончанием предыдущего слова и началом последующего.

КАБА__АВЕ__АМОСВА__ИМО__АДЕЖДА

  1. В каком слове ударение на первом слоге?

а) деяние

б) судно

в) завидный

г) звонит


Олимпиада по русскому языку №7

3 класс (1-4)

  1. В этой записке самым простым образом зашифрована секретная информация. Всмотрись внимательно в текст и постарайся сообразить, что хотел шпион сообщить своему связному:

Верные друзья обещали мне ежедневно брать около магазина большие арбузы.

  1. Напиши названия животных. Переставь буквы местами.

а) шкала

б) коран

в) сьыр

  1. Найди закономерность словообразования и по аналогии запиши слово в скобки нижнего ряда.

а)        КИНО (НОТА) ТАЛЬК

        МОРЕ (           ) КАША

б)        ВОДА (АДРЕС) РЕСТОРАН

        ЛИСА (            ) ТРАВИНКА

в)        СЕНО (СЕЛО) ЛОШАДЬ

        СЕМЯ (          ) РАК

  1. Расставь знаки препинания:

В реке рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поёт синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова.

  1. Выпиши лишнее слово:

а) Петя ушиб колено ноги.

б) Дети страдали от недоедания пищи.

в) Первая четверть закончится в ноябре месяце.

г) Путь кораблю преградило ледяной айсберг.

д) Мой брат хочет быть военным солдатом.

  1. Разгадай ребусы:

ЖДА          ША              М

 ДЕ              ТА               У    

  1. В каждой из следующих фраз найди и исправь по одной ошибке.

а) Кто в сапогах.

б) Кот бьёт.

в) Кот и камыш.

г) Коля сломал жилы.

д) Банка – лесной зверь.

  1. Восстанови букву А.

а) СТРХ

б) ЛМЗ

в) СТР

г) ТРВ

д) ТК

  1. Выпиши существительные общего рода.

Соня, забияка, ученик, школьница, растяпа, сластёна, писатель, зазнайка.

  1. Четвертый – лишний.

а) Пахарь, пахнет, запах, пахучий.

б) Столик, столетие, столовая, застолье.

в) Диво, диван, дивный, удивление


Олимпиада по русскому языку №8

3 класс (1-4)

  1. Выпиши слово со звуком [ й’]:

Юра принёс друзьям оладьи с яблоками

  1. Выпиши слова со звонкими согласными, которые „оглушены”на концах слов.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд;

На красных лапках гусь тяжёлый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лёд,

Скользит и падает; весёлый

Мелькает, вьётся первый снег,

Звездами падая на брег.

  1. Сколько букв ш и сколько звуков [ ш ] в предложении?

У Маришки и Серёжки есть коврижки и лепёшки.

  1. Запиши два предложения, в которых пропущены все гласные. Соблюдай правила орфографии.

Л…б…п…тн…й     сл…н…н…к     спр…с…л,     чт…     …ст     кр…к…д…л     з…     …б…д…м.     Кр…к…д…л     схв…т…л     сл…н…нк…     з…     н…с.

  1. Замени выделенные словосочетания одним словом

а) Речка, которая журчит –

б) Корова, которая мычит –

в) Ветка, которая торчит –

  1. Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?

(с) кресла шарф

(с) тащил щенок…

(по) волок

(за) уголок…

(по) трепал

(со) всех сторон…

и (по) мчался

(на) балкон.

  1. Укажи части речи выделенных слов.

Воспоминанье берегу

О том, как я на берегу

Влез однажды на подводу

И с неё нырнул под воду.

  1. Хитрые вопросы

а) Как большой дом превратить в маленький?

б) Как из маленького хвостика сделать большой?

в) Можно ли превратить рыбу в человека?

  1. Четвёртое — лишнее.

а) Нож, ножка, ножовка, ножницы.

б) Носить, носовой, носик, нос.

в) Победить, бедняк, бедный, беда.

  1. Шарада.

Мой корень в ПРОСЬБЕ заключён

(в ней он озвучен и смягчён)

Приставка – в ВОПЛОЩЕНЬЕ где-то,

На целое – все ждут ответа.


Олимпиада по русскому языку №9

3 класс (1-4)

  1. Исправь текст:

«Пасадил дет ребку. Выросла ребка бальшая-пребальшая. Стал дет ребку изземли тащить».

  1. Кого хочешь выбирай:

а)Тюлень

  1. Северный олень.
  2. Морское животное с лапами-ластами.

б) Удав

  1. Ядовитая змея.
  2. Огромная змея.

в) Финик

  1. Одеколон для мужчин.
  2. Фрукт, который растёт на пальме.

г) Яхта

  1. Место, где добывают уголь.
  2. Спортивная лодка с парусом.

д) Маршрут

  1. Человек с парашютом.
  2. Путь, по которому идут.

е) Макулатура

  1. Старая бумага, из которой делают новую.
  2. Приключенческая книга.
  1. Распредели слова на три группы:

Лесник, трубка, честный, грибник, звёздный, солнце, сказка, лиса, река.

  1. Восстанови пословицу:

Слова для справок

В гостях хорошо …

Дарёному коню …

Век живи …

Поспешишь …

Лучше поздно …

чем никогда

людей насмешишь

в зубы не смотрят

а дома лучше

век учись

  1. Найди в каждой строчке лишнее слово:

а) работа, ребята, ракета, робкий

б) мы, вы, лыжи, они

в) тополь, дождь, дверь, олень

г) сердитый, мрачный, суровый, весёлый

д) бежать, прыгать, летать, быстро

  1. Соедини похожие по смыслу выражения:

Слова для справок

а) В двух шагах

б) Кот наплакал

в) Ни свет, ни заря

г) Водить за нос

д) С глазу на глаз

Чуть свет

Обвести вокруг пальца

Рукой подать

Капля в море

Один на один

  1. Выбери слова, которые соответствуют схеме. Цифры обозначают количество букв.

Крылышко, переход, подснежник, книжка, поделки, подушка, записка.

а)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

б)                                                                                                                                                                                                          

в)

г)

д)

е)

  1. Распредели данные слова на три группы:

Леса, сорока, голова, берёза, сказка, лиса, лодка, загадка, календарь.

  1. Поменяй местами буквы в словах так, чтобы получились названия животных:

Лапорде, гитр, еарзб, ольс, нлос

  1. Вспомни и напиши названия птиц с двумя О:
  1. Выбери правильный ответ:

а) картофель

  1. варёный
  2. варёная

б) шампунь

  1. детский
  2. детская

в) повидло

  1. вкусная
  2. вкусное

г) шоссе

  1. новое
  2. новая

Ответы к олимпиаде по русскому языку №1

3 класс (1-4)

  1. Ноль, ель, пол, куль, кот, ложь, ешь, толь.
  1. Дал и даль [ л ], [ л’ ]

Лук и люк [ л ], [ л’ ]

Флаги и фляги [ л ], [ л’ ]

  1. 5 звуков

13 букв

  1. 1) ПИ – РОГ

2) МИ – НА

  1. 1) Колос, голос, волос.

2) Чайка, лайка, майка, зайка, гайка.

  1. 1) Карп – парк

2) Кит — тик

3) Вена — Нева

4) Насос — сосна

  1. Теперь, перья, я, под, подними, поднимите, то, же, тоже, Мите, ним, дни, одни.
  1. Библиотéка, алфавúт, докумéнт, столяр, зáсуха, киломéтр, квартáл, щавéль, кóмпас, добыча.
  1. Теперь, семя, пять, мяч.
  1. Громкий – сильный
  1. в)

Ответы к олимпиаде по русскому языку №2

3 класс (1-4)

  1. 1) развязка, приморский, позвонила и т.д.

2) зернышко, медовый, лесника, росла и т.д.

  1. Суффикс, союз, запятая.
  1. [т о т], [ш а л а ш]
  1. МЕЛ – МЕЛЬ

УГОЛ – УГОЛЬ

ШЕСТ – ШЕСТЬ

  1. КОСТЬ – ГОСТЬ. [ к ], [ г ]
  1. Родственные слова:

Лес, лесник, лесок, перелесок, лесной, лесистый, лесничий.

Формы слова:

Лес   — лес а

Лесник    , лесник ом  , лесник и

  1. Корень земл.
  1. Совет.
  1. Звуков [ а ] – 12
  1. Вера, Вова.

Ответы к олимпиаде по русскому языку №3

3 класс (1-4)

  1. старик

старушка

старинный

  1. День, лень – односложные

Споём, самолёт, Алёна – ё всегда ударный

  1. [ о ] – 6

[ й ] – 5

  1. Зависит от ударения.

Сто сорóк и сто сорóк будет двести сорóк. (правильно)

140 + 140 = 240 (неправильно)

  1. 1)        ель – йотированный е

лист – 4 звука

лист – гласный и

  1. зверь – 4 звука

лес – на конце твердый согласный

зверь – 5 букв

(Возможны варианты)

  1. Молодежь

Столовая

Якорь

  1. Роза – роса

Колос – голос

  1. Звонких согласных звуков – 12.
  1. Кошка
  1. Заревел медведь со сна

И в густом лесу,

Вздрогнув, стукнула сосна

Шишкою в лесу.

  1. Причастие.

Ответы к олимпиаде по русскому языку №4

3 класс (1-4)

  1. [ а ] – 11.
  1. Снежные, снегири, снеговикам, заснеженный, снежки, снег, снегурки.

  Снежн ые – в снежн ом  (форма слова)

  1. Водоворот, наводнение, водичка, водоросли, водомерка, водяной, подводный, водопровод, подводник, водолаз.
  1. 2)
  1. а) рояль – м.р.

б) грязь – ж.р.

в) вещь – ж.р.

г) зверь – м.р.

д) тюлень – м.р.

  1. Пять апельсинов

шесть помидоров

семь мандаринов

восемь гранат

девять дынь

десять кабачков

  1. Ножниц

времени

водорослей

  1. Шпион, дуэт, пианино, зоопарк, аист
  1. Два – дева.
  1. 1) Столовая

2) Столяр

3) Сестра

4) Сосна

5) Сова

6) Стена

7) Стекло

8) Свинья

9) Снежинка


Ответы к олимпиаде по русскому языку №5

3 класс (1-4)

  1. Яйцом

  Жеребёнком

  Жёлудем

  Учеником

  Икрой (икринкой)

  Водой

  Мальчиком

  1. Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик.

  1. Век, знак.
  1. Крот, лампу, тройку, козёл, шишки, речка.
  1. «Труд – это источник всех радостей, всего лучшего в мире».
  1. Ракета

  Пара

  Лось

  Арфа

  Игра

  1. Вена, мастер
  1. ОСЕНЬ

  СНЕГ

  СЕНО

  1. Лётчик, тракторист, машинист, маляр, столяр, монтёр, шахтёр, кузнец,

     молодец!

  1. Ягода, лейка, красивая, платье
  1. Поезд

Ответы к олимпиаде по русскому языку №6

3 класс (1-4)

  1. а) Оценка

  б) Расписание

  в) Завязка

  1. а) Заготовка

  б) Покраска

  в) Зоренька

  г) Рассада

  д) Заморозки

  е) Подход

  1. Посидел – поседел

Слизал – слезал

Свила – свела

Полоскать – поласкать

Заколю – закалю

Примерять – примирять

Мечи – мячи.

  1. Говорите своей маме почаще: «Я тебя люблю».
  1. Нужно поместить букву «Р».

ШПИЦ        –        ШП       ИЦ

БОЕЦ        –        Б О        ЕЦ

ЧЕТА        –        Ч Е        ТА

  1. а) Арбуз

  б) Кофе

  в) Лимон

  1. КАБА Н АВЕ С АМОСВА Л ИМО Н АДЕЖДА.
  1. Сýдно

Ответы к олимпиаде по русскому языку №7

3 класс (1-4)

  1. В доме бомба.
  1. а) Шакал

б) норка

в) рысь

  1. а) река

б) астра

в) сера

  1. В реке рыба, на бугре мычит корова, в конуре собака лает, на заборе поёт синичка, в коридоре играют дети, на стене висит картина, на окне узоры инея, в печурке горят дрова.
  1. а) ноги

  б) пищи

  в) месяце

  г) ледяной

  д) военным

  1. Надежда

Наташа

Наум

  1. а) Кот в сапогах.

б) Ток бьёт.

в) Кот и мышка.

г) Коля сломал лыжи.

д) Кабан – лесной зверь.

  1. а) страх

б) алмаз

в) астра

г) трава

д) атака

  1. Соня, забияка, растяпа, сластёна, зазнайка.
  1. а) пахарь

б) столетие

в) диван


Ответы к олимпиаде по русскому языку №8

3 класс (1-4)

  1. Юра, друзьям, яблоками.
  1. Народ, лёд, вод, снег, лёд, брег.
  1. 2 буквы, 4 звука.
  1. Любопытный слонёнок спросил, что есть крокодил за обедом. Крокодил схватил слонёнка за нос.
  1. а) журчащая речка

  б) мычащая корова

  в) торчащая ветка

  1. С кресла шарф

Стащил щенок…

Поволок

За уголок…

Потрепал

Со всех сторон…

И помчался

На балкон.

  1. Глагол, имя существительное
  1. а) Добавить суффикс ИК (домик)

  б) Отнять суффикс ИК (хвост)

  в) Можно добавить суффикс АК (рыбак)

  1. а) ножка

б) носить

в) победить

  1. Вопрос.

Ответы к олимпиаде по русскому языку №9

3 класс (1-4)

  1. Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить.
  1. а) №1

б) №2

в) №2

г) №2

д) №2

е) №1

  1. I.   Лесник, река, лиса (безударные гласные)

II.  Трубка, грибник, сказка (парные согласные)

III. Звёздный, солнце, честный (непроизносимые согласные)

  1. В гостях хорошо, а дома лучше.

Дарёному коню в зубы не смотрят.

Век живи, век учись.

Поспешишь – людей насмешишь.

Лучше поздно, чем никогда.

  1. а) робкий – прилагательное, остальные – существительные

б) лыжи – существительное, остальные – местоимения.

в) дверь – существительное ж.р.

г) весёлый – остальные синонимы

д) быстро – наречие, остальные глаголы

  1. а) рукой подать

б) капля в море

в) чуть свет

г) обвести вокруг пальца

д) один на один

  1. а) переход

б) записк а , поделк и

в) книжк а

г) подснежник

д) крылышк о

е) подушк а

  1. I.        Леса, голова, лиса (безударные гласные)

  II.        Сорока, берёза, календарь (словарные слова)

  1. Сказка, лодка, загадка (парные согласные)
  1. Леопард, тигр, зебра, лось, слон.
  1. Ворона, сорока, воробей, соловей, поползень.
  1. а) 1

б) 1

в) 2

г) 1

Р

Р

Р

К

М

М

ff

   ВА

К

nsportal.ru

Ответьте на вопрос в стихотворении. — КиберПедия

Всегда маленькие

Сказала Й сестре родной: – Вот ты, сестра, соседка, Бываешь часто прописной, А я – ужасно редко. – Ну, редко – это не беда, Иные буквы – никогда! – И много их? – Да целых три: Сестра и с ней два брата. Зовут их так: … – Не говори! Скажите вы, ребята! (ъ; ь; ы) А. Шибаев.

15. «Спрячьте» ь в словах: день, пень, уголь, окунь, зверь, огонь в середину слова. (Деньки, пеньки, угольки и т.д.).

16. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак? (Ульяна, Татьяна).

Какое правило спрятано в стихотворении?

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной. (Проверка безударных гласных в корне ударением).

18. Вопросы — шутки:

– Чем кончаются день и ночь? (ь).

– Что стоит посередине земли? (м).

– Чем кончается лето и начинается осень? (о).

– Назовите пять дней подряд, чтобы в них не встретилась буква и.

(Вчера, сегодня, завтра, послезавтра, послепослезавтра).

19. Отгадайте метаграммы:

– С К в полях меня найдете, С Г – романсы запоете, С В – в косички заплетете. (Колос – голос — волос). – С Л я остров в океане, С Р растаю вмиг в стакане. (Сахалин — сахарин). – С Ч летаю над волною, С Л не дам волкам покою, С М – рубашка-безрукавка, С З – скачу в лесу по травке, С Г меня крепи к детали Из железа или стали. (Чайка-лайка-майка-зайка-гайка).

20. Отгадайте анаграммы:

– В океанах он живет, И мала ему река. Буквы ставь наоборот – Будет дергаться щека. (Кит — тик). – Я в пруду живу, жирею, Переставьте буквы – вмиг Превращусь я и в аллеи, И в лужайки, и в цветник. (Карп — парк).

21. На дверях великолепного замка «Каштаны», где жила Сова, героиня книги С. Милна «Винни-Пух и все-все-все», Кристофер Робин написал: «Прошу нажать, эсли не аткрывают». А под колокольчиком была еще одна надпись: «Прошу падергать, эсли не открывают».

– Каких правил не знают Кристофер Робин и Сова?

22. «Интересные вопросы»:

– Из каких букв можно приготовить вкусную пищу? (У-Ха).

– В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота).

– В каких словах пишутся три буквы е? (Перелез, перенести).

– Какие слова начинаются с четырех согласных букв? (Вздрогнуть, всплывать, всплеск, встреча, взгляд).

– Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных заостренных шестов? (Коля — колья).

– В каких словах пишется подряд 3 буквы е? (Змееед, длинно-шеее животное).

23. Прочитайте стихотворение и приведите примеры к тому, о чем говорится:

Чтоб меньше было случаев неясных, И чтоб ответов не было плохих, Прислушайтесь к звучанию согласных, Чтобы не путать звонких и глухих. Глухие звуки – это непоседы, Они спокойно не желают жить, Они стремятся звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить!

24. В каждом четверостишии этого стихотворения есть буква, которая встречается во всех словах, кроме одного (предлоги не в счет). Найдите слово и замените другим словом с этой же буквой.



Ералаш

Три розовых гориллы Сварили бутерброд, А ежик чернокрылый Раскрасил пароход.

(Буквы Р нет в слове «ежик». Заменить на «рыжик»).

К малиновой лягушке Подплыл зеленый лев. Слон лает на игрушки, Ползет акула в хлев.

(Буквы Л нет в слове «игрушки». Заменить словом «галушки»).

25. Почему фразу «Степка, хочешь щец? Фи!» можно считать «волшебной»? (Потому что в ней собраны все глухие согласные, перед которыми приставки пишутся с буквой с: чересполосица, истечь, восстать, расплести, бесформенный).

Тест по теме «Фонетика»

1. Назовите слово из 6 звуков:

А) Тополь. В) Ясень. Б) Береза.

2. В каком слове есть безударный звук [а]?

А) Часы. Б) Дозор.

3. Одинаково ли количество звуков в парах слов?Суд – суть; молоть – молот.

А) Да. Б) Нет.

4. Какое слово затранскрибировано? [Паласкт’] малыша.

А) Полоскать. Б) Поласкать.

5. Какой звук – [ы] или [и] – слышится в словах:циркуль, цинга, жир?

А) [и]; Б) [ы].

6. Выберите правильную транскрипцию слова печёт (солнце).

А) [п’ич’йт]; Б) [п’ич’т]; В) [п’ич’т].

cyberpedia.su

IgraZa.ru. Игры, ребусы, загадки, викторины, кроссворды, головоломки, задачи

Если какое-либо слово от перестановки в нем букв или слогов образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называются анаграммами.

В результате решения анаграммы мы получим так называемую «анаграммную пару» — два слова, являющиеся анаграммами друг от друга. Например: Ереван — Венера, щетина — нищета и т. д. Таких равнобуквенных словесных пар в настоящее время в русском языке известно свыше десяти тысяч.

Слово «анаграмма» произошло от греческого выражения «anagramatisos», что дословно означает «перестановка букв». И само задание анаграммы означает, что надо отыскать новое слово или словосочетание, образованное перестановкой букв. Другое название анаграммы (по-русски) — «перебуквица».

Игры под названием «анаграммы» создавались еще в античные времена. Их изобретение приписывается греческому поэту и грамматику Ликофрону. Начиная со времен Средневековья, анаграммирование текста стало достаточно популярным занятием образованной публики, особенно — просвещенных писателей, ученых и философов.

Одни из них пользовались анаграммами для создания псевдонимов, например, — Вольтер, Рабле, Льюис Кэрролл и др.

Другие, особенно преследовавшиеся церковью ученые, применяли анаграммы для шифровки собственных сообщений об открытиях, например Галилей, Кеплер, Гюйгенс.

Третьи с помощью анаграмм занимались в их форме прославлением коронованных особ. Например, некий французский адвокат по имени Бийон в свое время составил пятьсот анаграмм из имени короля Людовика XIII.

Обычно зашифровка анаграммных пар предлагается читателю в стихах, где рассказывается о смысле первого слова, а затем — о смысле второго. Например, зашифровка слов: «липа» — «пила» в стихах, может выглядеть так.

Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь.

Есть много слов, которые меняют свой смысл, если прочесть их с конца. Такая анаграмма является простейшей. Например, задача, в которой стихотворно зашифрована пара «нос» — «сон», может выглядеть так:

Задачу ты решишь свободно.
Я — небольшая часть лица,
Но если ты прочтешь меня с конца,
Во мне увидеть можешь, что угодно.

Зашифровка пары слов «гриб — бриг» может выглядеть так:

За мною в лес идешь ты летнею порой, Там много нас встречается.

Но буквы переставь, и сразу пред тобой Судно под парусом на море закачается.

Задание 1.

 

Не раз в оркестре я звучала,
Мой голос струнный так певуч!
Но «Ф» мое поставь с начала,
И я во тьму направлю луч.
(Ответ: «Арфа» — «фара».)

Вот вам — повозка, не телега,
Но если в ней, взяв букву слева,
Перенести на правый борт,
То будет русских яблок сорт.
(Ответ: «Сани» — «анис».)

Найдешь загаданное слово
В названии «жителя морского»,
А как прочтешь наоборот –
Под парусами он плывет.
(Ответ: «Краб» — «барк».)

В моря и океаны
Пускаю я фонтаны.
Наоборот напишешь –
В часах меня услышишь.
(Ответ: «Кит» — «тик».)

Лежу я на земле,
Прибита я к железу,
Но буквы переставь –
В кастрюлю я полезу.
(Ответ: «Шпала» — «лапша».)

Читайте слева вы меня,
И псом презлющим буду я.
Но времени я буду счет,
Когда прочтешь наоборот.
(Ответ: «Дог» — «год».)

Я дерево в родной стране,
Найдешь в лесах меня повсюду;
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.
(Ответ: «Сосна» — «насос».)

Взглянув на карту, ты узнаешь,
Что я — французская река,
Но если буквы переставишь,
Укрою я в себе зверька.
(Ответ: «Рона» — «нора».)

Во мне картину на стене
Повесят, чтоб ловила свет.
Но буквы переставь во мне –
Меня наклеишь на конверт.
(Ответ: «Рамка» — «марка».)

С одним порядком букв его
Увидеть можно в поле.
Большое спелое зерно
К земле его там клонит.
С другим порядком — в высоте
Летит он хищной птицей,
И с ним в проворстве, быстроте
Едва ли кто сравнится.
(Ответ: «Колос» — «сокол».)

Со мною каша лучше станет,
Оближет пальчики едок.
Но буквы поменяй местами,
Я превращусь в древесный сок.
(Ответ: «Масло» — «смола».)

Когда-нибудь во мне катались,
Возможно, мой дружок, и вы.
Мои колеса быстро мчались
По улицам былой Москвы.
Но если бы двум буквам место
Переменили вы во мне,
Я бы взлетела с сильным треском
В ночной небесной тишине.
(Ответ: «Карета» — «ракета».)

Когда вдруг в глаз влетит помеха,
То всем нам будет не до смеха.
Но буквы переставь — тогда
Ищи меня в траве с утра.
(Ответ: «Соринка» — «росинка».)

Я пищу, не зная сна,
Только буквы переставь –
Вмиг морская бьет волна,
И с меня спускают трап.
(Ответ: «Комар» — «корма».)

Я — защита от дождя
В каждом важном случае.
Только буквы переставь –
Время года лучшее.
(Ответ: «Навес» — «весна».)

Известная игрушка,
В меня вы все играете.
Но буквы переставьте –
Меня ищите в пальцах.
(Ответ: «Кукла» — «кулак».)

Я — трудяга-пароход,
По реке плыву я ловко.
Но буквы переставь, тогда
Я измельчу в обед морковку.
(Ответ: «Катер» — «терка».)

Я — время года теплое,
Бежим мы в лес, на реку.
Но буквы только переставь –
Я корпус человека.
(Ответ: «Лето» — «тело».)

Я — канат причальный,
Крепкий, до ребячества.
Только буквы переставь –
Номер, вид и качество.
(Ответ: «Трос» — «сорт».)

Я — сирень, акация.
Словом, вид растения.
А в другом я качестве –
Грохот через стену.
(Ответ: «Куст» — «стук».)

На термометре я есть,
Коль градусник поставите.
Буквы переставь — я зверь,
Ем все, что оставите.
(Ответ: «Шкала» — «шакал».)

Я — важная артерия,
Нужна для жизни вам.
А буквы переставь –
стада Баранов по горам.
(Ответ: «Аорта» — «отара».)

Приголубит мама дочку –
Вот вам слово первое.
Если буквы переставить,
То — гора, наверное.
(Ответ: «Ласка» — «скала».)

Это карта мира,
Есть у вас в портфеле.
Это — угощенье,
В его составе зелень.
(Ответ: «Атлас» — «салат».)

Этот человек — опасен,
Пусть не встретится он вам.
А второе слово — яма,
Ее ты вырыть можешь сам.
(Ответ: «Вор» — «ров».)

В дождливый час и в летний зной
Спастись ты можешь подо мной.
Когда с конца меня прочтешь,
То озером в горах найдешь.
(Ответ: «Навес» — «Севан».)

Я в пруду живу, жирею,
Переставьте буквы — вмиг
Превращусь я и в аллею,
И в лужайки, и в цветник.
(Ответ: «Карп» — «парк».)

В океанах он живет,
И мала ему река.
Буквы ставь наоборот –
Будет дергаться щека.
(Ответ: «Кит» — «тик».)

По мне движется к сердцу кровь,
Меня ищут на сгибах руки.
Если ж, буквы смешав,
Мы расставим их вновь,
То получим названье реки.
(Ответ: «Вена» — «Нева».)

Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем,
Стану деревом в лесу.
(Ответ: «Насос» — «сосна».)

Задание 2.

 

1. Меня найдешь на корабле,
Я — слово, издавна знакомое.
Но буквы переставь во мне —
И ты получишь насекомое.

2. По дороге, по пути
Весело качу,
А с конца меня прочти —
Нож я наточу.

3. Задачу ты решишь свободно:
Я небольшая часть лица.
Но если ты прочтешь меня с конца —
Во мне увидеть можно что угодно.

4. Случайно, может быть, катались
Когда-нибудь во мне и вы:
Мои колеса быстро мчались
По улицам былой Москвы.
Но если бы двум буквам место
Переменили вы во мне,
То я взлетела б с сильным треском
В ночной небесной тишине.

5. Лежу я на земле,
Прибитая к железу.
Но буквы переставь —
В кастрюлю я полезу.

6. Я — дерево: в родной стране
В лесах найдешь меня повсюду,
Но слоги переставь во мне —
И воду подавать я буду.

7. Найдешь загаданное слово
В названье «жителя морского»,
А как прочтешь наоборот —
Под парусами он плывет.

8. Мы им всегда обозначаем
Товаров качества разряд,
Но если справа прочитаем,
То получается — канат.

9. Пред нами африканская река,
Но если, дописав к ней букву «к»,
Все слово с правой стороны прочтем,
То город подмосковный будет в нем.

10. Вот вам — повозка, не телега,
Но если в ней, взяв букву слева,
Перенести на правый борт,
То будет русских яблок сорт.

11. Его любой легко найдет,
Он — музыкальное творение,
А прочитай наоборот,
Он — след на коже от ранения.

 

Ответы:

1. Корма — комар.
2. Колесо — оселок.
3. Нос — сон.
4. Карета — ракета.
5. Шпала — лапша.
6. Сосна — насос.
7. Краб — барк.
8. Сорт — трос
9. Нил — к — Клин.
10. Сани — анис.
11. Марш — шрам

Задание 3.

Решите анаграммы и исключите лишнее слово.

 

ААЛТЕРК
КОЖАЛ
ДМОНЧЕА
ШКААЧ

НИАВД
СЕОТТ
СЛОТ
ЛЕКСОР

ЖААРБ
ТЯХА
НУССК
КОДАЛ

АТСЕН
ТИВОНКР
РАКЫШ
КООН

АЛСТЬ
ЕДМЬ
АНОРБЗ
ИЯРИНО

ЫЙБЛЕ
ЙОВУБЛ
ИИЙСН
ЫЛАЙ

САИВЛ
РЕОХ
ШПАУК
ШРАУГ

СНИРУКО
ЕДУЛЖКО
МНИСКО
РТАНИКА

НОЗИБ
ФЕЛЕТОН
АБРЕЗ
ГРИТ

УАКЩ
СЬДЕЛЬ
ТЯРПИЛЬЕ
УЛААК

ГАСПО
КМААБШ
ОЛААКШ
ОТЛААКШ

ААННБ
ЛЯКООБ
ОМНЛИ
ИНААМШ

ЗГЛА
ААМГУБ
НАМГЕРПЕТ
АППРУИС

РОНТ
СУЛТ
ЛОРКЕС
КОУРС

КРУА
ЯЫКЗ
ДУЛЖЕКО
ВКЕО

 

Ответы:
  1. Чемодан (тарелка, ложка, чашка)
  2. Тесто (стол, диван, кресло)
  3. Скунс (яхта, баржа, лодка)
  4. Вторник (стена, крыша, окно)
  5. Ирония (сталь, медь, бронза)
  6. Буйвол (белый, синий, алый)
  7. Пушка (слива, орех, груша)
  8. Желудок (рисунок, снимок, картина)
  9. Приятель (щука, акула, сельдь)
  10. Кашалот (сапог, башмак, калоша)
  11. Машина (бана, яблоко, лимон)
  12. Телефон (бизон, зебра, тигр)
  13. Глаз (пергамент, папирус, бумага)
  14. Сурок (стул, кресло, трон)
  15. Рыба (рука, язык, желудок, веко)

Задание 4. «Сплошная химия»

Решите анаграммы, в результате должны получится химические термины.

1. РОСТ + ВАР
2. ТРЕК + ИВА
3. ФУРА + ЛОМ
4. ТРАП + РЕПА
5. МЕЛОК + АУЛ
6. КОБРА + ПИР
7. НИТКА + ИРОД
8. ТОННЕЛЬ + СВАТ
9. ТРАВЕСТИ + РОЛЬ

Ответы:

1. Раствор
2. Реактив
3. Формула
4. Препарат
5. Молекула
6. Пробирка
7. Индикатор
8. Валентность
9. Растворитель

Задание 5. Географические анаграммы

 

1. В каждом из приведенных пяти слов переставьте буквы так, чтобы получилось название города или реки:

Дно

Игра

Рука

Веки

Муар

 

2. В каждом из пяти приведенных географических названий переставьте буквы так, чтобы получились другие географические названия:

Нева

Куба

Ирак

Эльбрус

Токио

Ответы:

1. Дно-Дон, игра-Рига; рука-Кура; веки- Киев- муар -Амур

2. Нева-Вена; Куба-Баку, Ирак-Каир, Эльбрус — Эльбурс; Токио – Киото

www.igraza.ru

Какое правило спрятано в стихотворении? — Студопедия.Нет

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной. (Проверка безударных гласных в корне ударением).

18. Вопросы — шутки:

– Чем кончаются день и ночь? (ь).

– Что стоит посередине земли? (м).

– Чем кончается лето и начинается осень? (о).

– Назовите пять дней подряд, чтобы в них не встретилась буква и.

(Вчера, сегодня, завтра, послезавтра, послепослезавтра).

19. Отгадайте метаграммы:

– С К в полях меня найдете, С Г – романсы запоете, С В – в косички заплетете. (Колос – голос — волос). – С Л я остров в океане, С Р растаю вмиг в стакане. (Сахалин — сахарин). – С Ч летаю над волною, С Л не дам волкам покою, С М – рубашка-безрукавка, С З – скачу в лесу по травке, С Г меня крепи к детали Из железа или стали. (Чайка-лайка-майка-зайка-гайка).

20. Отгадайте анаграммы:

– В океанах он живет, И мала ему река. Буквы ставь наоборот – Будет дергаться щека. (Кит — тик). – Я в пруду живу, жирею, Переставьте буквы – вмиг Превращусь я и в аллеи, И в лужайки, и в цветник. (Карп — парк).

21. На дверях великолепного замка «Каштаны», где жила Сова, героиня книги С. Милна «Винни-Пух и все-все-все», Кристофер Робин написал: «Прошу нажать, эсли не аткрывают». А под колокольчиком была еще одна надпись: «Прошу падергать, эсли не открывают».

– Каких правил не знают Кристофер Робин и Сова?

22. «Интересные вопросы»:

– Из каких букв можно приготовить вкусную пищу? (У-Ха).

– В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота).

– В каких словах пишутся три буквы е? (Перелез, перенести).

– Какие слова начинаются с четырех согласных букв? (Вздрогнуть, всплывать, всплеск, встреча, взгляд).

– Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных заостренных шестов? (Коля — колья).

– В каких словах пишется подряд 3 буквы е? (Змееед, длинно-шеее животное).

23. Прочитайте стихотворение и приведите примеры к тому, о чем говорится:

Чтоб меньше было случаев неясных, И чтоб ответов не было плохих, Прислушайтесь к звучанию согласных, Чтобы не путать звонких и глухих. Глухие звуки – это непоседы, Они спокойно не желают жить, Они стремятся звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить!

24. В каждом четверостишии этого стихотворения есть буква, которая встречается во всех словах, кроме одного (предлоги не в счет). Найдите слово и замените другим словом с этой же буквой.

Ералаш

Три розовых гориллы Сварили бутерброд, А ежик чернокрылый Раскрасил пароход.

(Буквы Р нет в слове «ежик». Заменить на «рыжик»).

К малиновой лягушке Подплыл зеленый лев. Слон лает на игрушки, Ползет акула в хлев.

(Буквы Л нет в слове «игрушки». Заменить словом «галушки»).

25. Почему фразу «Степка, хочешь щец? Фи!» можно считать «волшебной»? (Потому что в ней собраны все глухие согласные, перед которыми приставки пишутся с буквой с: чересполосица, истечь, восстать, расплести, бесформенный).

Тест по теме «Фонетика»

1. Назовите слово из 6 звуков:

А) Тополь.      В) Ясень.         Б) Береза.

2. В каком слове есть безударный звук [а]?

А) Часы.          Б) Дозор.

3. Одинаково ли количество звуков в парах слов?Суд – суть; молоть – молот.

А) Да.               Б) Нет.

4. Какое слово затранскрибировано? [Паласкт’] малыша.

А) Полоскать. Б) Поласкать.

5. Какой звук – [ы] или [и] – слышится в словах:циркуль, цинга, жир?

А) [и];               Б) [ы].

6. Выберите правильную транскрипцию слова печёт (солнце).

А) [п’ич’йт]; Б) [п’ич’т];    В) [п’ич’т].

Решите пропорции, учитывая соотношение звуков.

Попади : попадьи = суди : ?

А) Судить.      Б) Судьи.

8. Что происходит со звуком [с] в словах: 1) листик, 2) растянуть?

А) Обязательное смягчение.

Б) Смягчение возможно, но не обязательно.

studopedia.net

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧКИ ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА»

ШАРАДЫ

Чтобы правильно назвать загаданное в шараде слово, сначала определите его части, которые называются в рифмованных четверостишиях:


1.Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй — с бараньей головы.

Откройте печь и там возьмите

То, что не раз едали вы.

2.Нота — мой первый слог,
Поставь с ним рядом предлог
И, разгадав загадку до конца, 

Получишь выражение лица.

МЕТАГРАММЫ

Чтобы отгадать метаграмму, нужно заменить в слове одну букву другой, и тогда вы получите новое слово:


1.С К в полях меня найдёте, 
С Г романсы запоёте, 
С В косички заплетёте.

2.С Л я остров в океане,                                                            
С Р растаю вмиг в стакане.

     3. С Ч летаю над волною,
      С Л не дам волкам покою, 
      С М рубашка-безрукавка
      С З скачу в лесу по травке,
      С Г меня крепи к детали
     Из железа или стали.

АНАГРАММЫ 

Чтобы получилось новое слово при разгадывании анаграммы, нужно переставить буквы в слова. Добавлять или отбрасывать буквы не разрешается. 
1. Я в пруду живу, жирею,
Переставьте буквы — вмиг
Превращусь я и в аллеи,
И в лужайки, и в цветник.

2. В океанах он живёт,
И мала ему река.
Буквы ставь наоборот — 
Будет дёргаться щека.

3.По мне движется к сердцу кровь,
Меня ищут на сгибах руки.
Если ж, буквы смешав,
Мы расставим их вновь,
То получим названье реки.

4. Воздух в шины я вдуваю, 
Жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем, 
Буду деревом в лесу.
(Примеры Б. Т. Панова)

 ЗАГАДКИ-ШУТКИ

1. Какое государство можно носить на голове?
2. Какая европейская столица стоит на скошенной траве?
3. Какой город летает?
4. Какую реку можно срезать ножом?
5. Какая земля никогда не старится?
6. Какое крыло никогда не летает?

С НОГ ДО ГОЛОВЫ

 Сколько фразеологизмов в тексте?
— Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
— Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам, чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда руку даю на отсечение — он сразу перестанет распускать руки!
— Спору нет — горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не заю, что мы должны сделать в первую очередь (у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все  вместе мы всегда сумеем намылить ему шею! (А. Шибаев)
Дорогие читатели! Если у Вас есть «копилка» занимательных задачек, поделитесь ими со мной и другими читателями. СПАСИБО!

Ответы: проверь себя! 

jannagl.blogspot.com

Ответьте на вопрос в стихотворении.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 22Следующая ⇒

Всегда маленькие

Сказала Й сестре родной: – Вот ты, сестра, соседка, Бываешь часто прописной, А я – ужасно редко. – Ну, редко – это не беда, Иные буквы – никогда! – И много их? – Да целых три: Сестра и с ней два брата. Зовут их так: … – Не говори! Скажите вы, ребята! (ъ; ь; ы) А. Шибаев.

15. «Спрячьте» ь в словах: день, пень, уголь, окунь, зверь, огонь в середину слова. (Деньки, пеньки, угольки и т.д.).

16. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак? (Ульяна, Татьяна).

Какое правило спрятано в стихотворении?

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной. (Проверка безударных гласных в корне ударением).

18. Вопросы — шутки:

– Чем кончаются день и ночь? (ь).

– Что стоит посередине земли? (м).

– Чем кончается лето и начинается осень? (о).

– Назовите пять дней подряд, чтобы в них не встретилась буква и.

(Вчера, сегодня, завтра, послезавтра, послепослезавтра).

19. Отгадайте метаграммы:

– С К в полях меня найдете, С Г – романсы запоете, С В – в косички заплетете. (Колос – голос — волос). – С Л я остров в океане, С Р растаю вмиг в стакане. (Сахалин — сахарин). – С Ч летаю над волною, С Л не дам волкам покою, С М – рубашка-безрукавка, С З – скачу в лесу по травке, С Г меня крепи к детали Из железа или стали. (Чайка-лайка-майка-зайка-гайка).

20. Отгадайте анаграммы:

– В океанах он живет, И мала ему река. Буквы ставь наоборот – Будет дергаться щека. (Кит — тик). – Я в пруду живу, жирею, Переставьте буквы – вмиг Превращусь я и в аллеи, И в лужайки, и в цветник. (Карп — парк).

21. На дверях великолепного замка «Каштаны», где жила Сова, героиня книги С. Милна «Винни-Пух и все-все-все», Кристофер Робин написал: «Прошу нажать, эсли не аткрывают». А под колокольчиком была еще одна надпись: «Прошу падергать, эсли не открывают».

– Каких правил не знают Кристофер Робин и Сова?

22. «Интересные вопросы»:

– Из каких букв можно приготовить вкусную пищу? (У-Ха).

– В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота).

– В каких словах пишутся три буквы е? (Перелез, перенести).

– Какие слова начинаются с четырех согласных букв? (Вздрогнуть, всплывать, всплеск, встреча, взгляд).

– Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных заостренных шестов? (Коля — колья).

– В каких словах пишется подряд 3 буквы е? (Змееед, длинно-шеее животное).

23. Прочитайте стихотворение и приведите примеры к тому, о чем говорится:

Чтоб меньше было случаев неясных, И чтоб ответов не было плохих, Прислушайтесь к звучанию согласных, Чтобы не путать звонких и глухих. Глухие звуки – это непоседы, Они спокойно не желают жить, Они стремятся звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить!

24. В каждом четверостишии этого стихотворения есть буква, которая встречается во всех словах, кроме одного (предлоги не в счет). Найдите слово и замените другим словом с этой же буквой.

Ералаш

Три розовых гориллы Сварили бутерброд, А ежик чернокрылый Раскрасил пароход.

(Буквы Р нет в слове «ежик». Заменить на «рыжик»).

К малиновой лягушке Подплыл зеленый лев. Слон лает на игрушки, Ползет акула в хлев.

(Буквы Л нет в слове «игрушки». Заменить словом «галушки»).

25. Почему фразу «Степка, хочешь щец? Фи!» можно считать «волшебной»? (Потому что в ней собраны все глухие согласные, перед которыми приставки пишутся с буквой с: чересполосица, истечь, восстать, расплести, бесформенный).

Тест по теме «Фонетика»

1. Назовите слово из 6 звуков:

А) Тополь. В) Ясень. Б) Береза.

2. В каком слове есть безударный звук [а]?

А) Часы. Б) Дозор.

3. Одинаково ли количество звуков в парах слов?Суд – суть; молоть – молот.

А) Да. Б) Нет.

4. Какое слово затранскрибировано? [Паласкт’] малыша.

А) Полоскать. Б) Поласкать.

5. Какой звук – [ы] или [и] – слышится в словах:циркуль, цинга, жир?

А) [и]; Б) [ы].

6. Выберите правильную транскрипцию слова печёт (солнце).

А) [п’ич’йт]; Б) [п’ич’т]; В) [п’ич’т].

Решите пропорции, учитывая соотношение звуков.

Попади : попадьи = суди : ?

А) Судить. Б) Судьи.

8. Что происходит со звуком [с] в словах: 1) листик, 2) растянуть?

А) Обязательное смягчение.

Б) Смягчение возможно, но не обязательно.

Решите пропорции, учитывая характер звуков в парах.

1) [ж]:[ш]=[ч’]:[?] А) [ш’]; Б) [ц]. 2) [г]:[к]=[?]:[т]=[з]:[с] А) [д’]; Б)[д].

В каких словах этого предложения количество букв и звуков не одинаковое?

Каштанка съела много, но не наелась, а только опьянела от еды.

(А. Чехов).

А) Съела, наелась, много. Б) Только, еды.

11. Верна ли запись: «В слове «маяк» 4 буквы, 5 звуков»?

А) Да. Б) Нет.




infopedia.su