Разное

Во сколько начинают агукать малыши – во сколько месяцев, как научить?

Содержание

во сколько месяцев, как научить?

Появление ребенка вносит много новых волнений, забот и открытий. Каждое изменение родители ждут с нетерпением, в том числе и то, когда новорожденный станет при виде них улыбаться и весело гулить. Потребуется еще немало времени до первых осознанных слов, но пока каждый новый звук воспринимается с радостью. Во сколько месяцев ребенок начинает агукать? Какие особенности связаны с этим периодом? Как он протекает в жизни малыша? На что обращать внимание? Как научить ребенка агукать? На эти и другие вопросы постараемся ответить в нашей статье.

Начало агуканья – индивидуально для каждого малыша. Но чтобы этот период настал скорее, старайтесь разговаривать с ребенком как можно больше

От первых звуков до первых слов

Первые связные звуки, издаваемые малышом, взрослые обычно воспринимают как «агу». Младенцы произносят свои первые звуки очень мягко, с гортанным произношением. «А-а-а», «у-у-у», нечто, отдаленно похожее на согласные – все эти издаваемые ими звуки называют гулением или агуканьем. Между тем, существует определенная разница между данными словами:

  • при агуканьи ребенок произносит в основном гласные;
  • гуление же представляет собой более сложную форму речи, при которой ребенок как бы разговаривает сам с собой.

Когда ребенок начинает агукать? Обычно младенцы при нормальной адаптации к окружающей среде делают это в возрасте 1,5 месяцев. Осознанный же лепет начинается примерно с 12 недель, до этого возраста кроха не нуждается в собеседнике.

Новорожденный пускает слюни, надувает пузыри, гулит, сопровождая все это размахиванием ручек и движениями ног. Так крохи подготавливают свои речевые органы к произнесению первых слов и тренируются в артикуляции.

Что интересно, уже по гулению можно определить носителя того или иного языка, хотя казалось бы, все дети гулят одинаково, несмотря на свое происхождение и национальность. Причину этого выяснили немецкие ученые, когда обнаружили, что еще до рождения кроха слышит и воспринимает все, что вокруг говорят. В результате, новорожденный гулит, копируя услышанную ранее тональность, присущую носителям его языка.

В возрасте 3 – 4 месяца младенцы агукают уже осознанно, выражая таким способом свои эмоции и разговаривая с родными. Все чаще среди произносимых звуков начинают появляться согласные, особенно те, при произнесении которых задействованы мышц неба – «гъ», «къ», «х».

Губные звуки «м», «п», «б» появляются обычно в лепете ребенка после 6 месяцев. В это время он уже пытается произносить и первые слоги, соединяя гласные и согласные. Примерами этого могут быть «кА», «а-гу», а также «па», «ма» и «ба».

Стоит ли волноваться?

Часто родители проявляют беспокойство, если их новорожденный малыш не начал агукать в возрасте 1 – 1,5 месяцев. Не стоит паниковать раньше времени, ведь ребенок – это такой же человек, как и взрослые, поэтому ему требуется определенное время, чтобы научиться чему-либо. Бывает, что кроха молчит до 2 месяцев, но это еще не значит, что у него задержка в речевом развитии.

Молчание малыша не означает задержки развития, просто он готовится к произношению новых звуков

Нормальной ситуацией является и когда ребенок на какое-то время перестал гулить, после начала лепетания. Причиной этому может быть подготовка к произнесению новых звуков. В таком случае гуление скоро возобновится, но будет немного другим – добавятся визг, писк, смех.

К прекращению агуканья могут привести и внешние факторы – болезнь или стресс. Таким малышам бывает сложно продолжать общение, но через некоторое время все восстанавливается.

Четких границ, определяющих, сколько и каких слов и звуков должен четко проговаривать малыш в том или ином возрасте, нет. Нормой считается использование в 2 – 3 года большей части звукового ряда. Если ребенок полностью понимает, что ему говорят взрослые, и не имеет отклонений в психическом развитии, то беспокоиться из-за его речи нет поводов.

Почему ребенок молчит?

Причинами позднего начала гуления могут быть:

  • Темперамент малыша – некоторые дети начинают произносить первые звуки уже на третьей недели жизни, а некоторые – молчуны по своей природе, начинают агукать только спустя 8 недель после рождения.
  • Пол – у детей разного пола речевой центр расположен в разных полушариях, поэтому девочки обычно начинают говорить раньше, чем мальчики. Они раньше осваивают звуки, произносят первые слоги и слова, пытаются выстраивать фразы и простые предложения. Мальчики, как правило, начинают говорить позднее, но при этом более активно используют мимику и жесты для общения.
  • Окружающая среда – довольный, сытый и счастливый ребенок, находящийся в тепле и сухости, быстрее станет активно гулить. Задача родителей – создать максимально комфортные условия, поскольку стрессы только помешают раннему развитию речи.
  • Недостаток общения – малыш раньше загулит, если родители будут уделять много времени общению с ним. Сопровождайте каждое свое действие: кормление, смену подгузника, купание, одевание разговорами, рассказами, потешками. С момента рождения малыш уже может воспринимать интонации и осознавать, что с ним общаются, пусть даже и не понимая смысл слов. Позднее он станет отвечать вам гулением и мимикой, радостно сучить ручками и ножками.
Развитие мальчиков и девочек происходит по-разному, это относится и к речи

Как разговорить малыша?

Чтобы научить ребенка говорить, сначала надо найти ответ на вопрос, почему он мало лепечет (рекомендуем прочитать: как можно эффективно научить ребенка говорить звук Р?)? Только разобравшись с причинами, можно найти эффективное решение, для чего используют несколько способов.

Развитие мелкой моторики стимулирует формирование речевых способностей, поскольку на ладонях находятся точки, оказывающие воздействие на речевые центры головного мозга. Развить мелкую моторику помогут:

  • регулярный массаж ладошек;
  • сгибание и разгибание пальчиков, их массирование;
  • подкладывание под руки специального коврика.

Речевые игры для малышей

Помочь крохе быстрее заговорить способно сочетание развития мелкой моторики с речевыми играми. Примерами таковых могут быть:

  • Пение – напевайте малышу простые короткие слова, и вы быстро заметите, как он откликается вам и выражает свои эмоции. Со временем он станет подражать вам, повторяя интонации при агуканье.
  • Звукоподражание – дети любят повторять звуки, издаваемые животными, развивающими игрушками и книжками со звуковым сопровождением.
  • Дополнение слов – обычно малыши начинают говорить, произнося вместо многих слов только первые слоги (см. также: как можно научить ребенка говорить в 3 года и с какими упражнениями?). Добавляя к ним второй слог, вы получите целое слово: например, малыш говорит «ма», а вы за него заканчиваете «ма» – выходит «мама».
  • Пальчиковые игры – всем хорошо знакомые «ладушки», «Сорока-ворона», «Пальчик хочет спать» и другие. Дети радуются, когда вы с ними так играете, и постепенно сами начинают подражать вам, повторяя ваши действия и сопровождая их агуканьем.
  • Потешки, поговорки, считалочки и прибаутки – сопровождайте ими кормление и умывание, одевание и массаж. Они очень нравятся практически всем маленьким детям, и не только способствуют речевому развитию, но и позволяют превратить все повседневные занятия в веселые игры, помогая ребенку лучше их запомнить.
Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а также развивают речь малыша

В годовалом возрасте многие обычно произносят слова полностью, но бывает так, что этого не происходит, и родителям кажется, что все их усилия не дают нужного результата. Здесь многое зависит от особенностей каждого конкретного маленького человечка: одни быстро учатся говорить, буквально пролетая путь от звуков и слогов до простых предложений, другие – долго молчат, но когда начинают говорить, то говорят уже, практически, полными предложениями, удивляя своими способностями родителей.

Проблемы в речевом развитии

В ряде случаев может потребоваться обращение за помощью к специалисту, в частности если:

  • гуление внезапно прекратилось, и это продолжается в течение нескольких дней;
  • агуканье так и не началось, хотя ребенку уже 3 – 4 месяца;
  • звуки при гулении отрывистые и не похожи на воркование;
  • гуканье похоже на визг;
  • не наблюдается общения со взрослыми во время гуления.

Перечисленные выше симптомы не должны оставаться без внимания со стороны родителей. Они требуют принятия определенных мер, одной из которых должен стать визит к невропатологу.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Поделитесь с друьями!

vseprorebenka.ru

Во сколько месяцев новорожденный ребенок начинает агукать, гулить и улыбаться

Самый первый звук новорожденного – крик. Он содержит в себе две гласные «у» и «а». Позже эти буквы можно услышать не только во время плача, но и в процессе общения ребенка с миром, когда младенец уже начинает гулить и агукать.

Младенец кричит

Когда малыш начинает агукать и улыбаться

К концу первого месяца жизни ребенок начинает издавать простые гласные звуки в ответ на какие-либо события. Так начинает развиваться речь. Одни и те же буквы, но в разной интонации, могут говорить как о детском восхищении, так и о недовольстве. Громкость произношения на каждую интонацию тоже своя. Как правило, радость сопровождается не таким громким «а», как протест.

Первую улыбку можно заметить после первого месяца жизни. Хотя неосознанную улыбку мама может наблюдать сразу после рождения. Дело в том, что мышцы детей, особенно в первое время после родов, непроизвольно и резко сокращаются. Ребенок во время спокойного глубокого сна может внезапно вскинуть руки вверх. Лицевые мышцы также подвержены физиологической работе. Поэтому мама еще в роддоме может видеть кратковременную улыбку новорожденного во время его сна.

Улыбка во сне

Неосознанное агуканье

Если ребенок достиг месячного возраста, но еще родители не слышали ни разу долгожданное «агу», не стоит беспокоиться. Первые звуки малыш произносит неосознанно, чаще всего провокатором к звучанию становятся эмоции. Если мама очень занята, папа постоянно на работе, с ребенком некогда подолгу общаться, он предоставлен сам себе, то редкое общение со взрослыми оттянет момент первых звуков.

Дополнительная информация.

Яркие положительные эмоции дадут толчок к неосознанному агуканью. В месячном возрасте самой яркой эмоцией для ребенка являются мама и папа. Тактильное общение и веселая беседа помогут малышу начать лепетать.

Медицинская статистика помогла прийти к выводу, что самое первое неосознанное агуканье детей разных наций практически не отличается между собой. Первые звуки малышей в разных уголках планеты похожи один на другой и не имеют какой-либо особенной специфики произношения. Ближе к трем-четырем месяцам жизни ребенок начинает распознавать взрослые слоги и в попытках поговорить с родителями использует подражание, из-за чего в старшем возрасте гуление приобретает этническую окраску.

Дети разных наций

Чем агуканье отличается от гуления

Гуление ребенка, во сколько бы месяцев оно ни проявилось, несомненно, радует всех членов семьи. Исходя из самого названия процесса произношения звуков, можно понять, чем одно отличается от другого. Когда ребенок начинает именно агукать, взрослые слышат преимущественно гласные звуки. Самые распространенные из них –  «а», «у», «и». Произносить ребенок их начинает по отдельности. Позже у малыша получится уже последовательность гласных, похожих на всем известное детское «агу». Агукать он может начать уже в месячном возрасте. Особенно часто это проявляется у детей, которые не обделены общением с родственниками.

Гуление – более сложный набор звуков, плавно перерастающий в лепетание. Он уже содержит больше согласных звуков, которые в сочетании с гласными делают речь более богатой и интересной. Среди новых букв самыми частыми являются «б», «г», «в», «д». Способность агукать педиатры особенно не отслеживают, а вот о том, как часто гулит ребенок, обязательно спросят на очередном приеме в возрасте 2 месяцев. Это время, когда правильно развивающийся малыш демонстрирует старт освоения речевого аппарата.

Младенец на приеме у педиатра

Появление согласных звуков в речи ребенка радует его самого. Часто дети приходят в восторг от осознания того, что у них получаются слоги, похожие на взрослую речь. Многие малыши таким образом сами себя развлекают, повторяя несколько раз один и тот же понравившийся слог, и даже смеются при этом.

На что новорожденный реагирует  улыбкой

Первая осознанная улыбка может появиться у ребенка в первые 5-6 недель жизни. Она непременно будет ответной реакцией на общение с ним близкого родственника, чаще всего свою первую улыбку малыш дарит маме. Ведь именно она проводит больше всего времени с ним. Лежа на спине, ребенок рассматривает все, что попадает в поле его зрения.

Первая улыбка

Молодым родителям надо иметь в виду, что дети первых месяцев жизни сильно близоруки, их орган зрения только начинает развиваться. Чаще всего отлично рассмотреть он может именно лицо своей мамы. Ребенок знает его лучше всех, и, когда она с ним беседует или играет в гримасы, появляется первая улыбка, свидетельствующая о том, что малыш получает положительные эмоции от такого общения. Вся семья, когда их новорожденный начинает улыбаться и гулить, понимает, что развитие идет в соответствии со среднестатистическими нормами.

Методы поощрения ребёнка «разговаривать»

Если ребенок уже начал агукать, нельзя оставлять его речь без внимания. Помимо своего эмоционального восхищения, грудничку важно демонстрировать свои ответы, создавая тем самым первые диалоги. Когда начинают агукать новорожденные, им нужно отвечать похожими слогами. Услышав свой звук в ответ от мамы, он очень обрадуется, осознав свой первый звуковой контакт.

Важно! Если взрослые будут повторять за малышом, он активнее станет беседовать, четче произносить и громче призывать к разговору.

Как научить ребенка говорить агу

Дети, не имеющие серьезных врожденных аномалий развития, говорят свое первое «агу» сами, учить их этому нет необходимости. Медицинские исследования утверждают, что те дети, с которыми много общаются взрослые, начинают агукать раньше остальных. Неторопливая, четкая речь взрослых подталкивает ребенка к подражанию. В связи с чем, помимо регулярного крика, появляются спокойные, осмысленные звуки.

Массаж стоп

Для стимуляции развития речевых навыков педиатры, включая Комаровского Е.О., рекомендуют массировать стопы и ладони, активируя тем самым большие участки нервных окончаний:

  1. Большой палец своей руки вложить в ладонь младенца, позволив ему ухватиться за него.
  2. Нащупать суставчики, соединяющие пальцы с кистью, круговыми движениями аккуратно разминать их.
  3. Каждый пальчик втирающими движениями разминать от основания к ногтю. Для более комфортного проведения процедуры можно использовать детский крем. Его небольшое количество нанести на свои пальцы, увеличив их скольжение, после чего тщательно каждый детский пальчик прощупывать, как бы втирая крем.
  4. Ступни смазать детским кремом. Совершать круговые вращения: от пяточки к подушечкам под пальцами.
  5. Если несильно нажать на область подушечек, у основания пальчиков, малыш рефлекторно сожмет пальцы ступни.
  6. Каждый пальчик также важно массировать, уделяя особое внимание суставам.

Внимание! Регулярный массаж позволит не только облегчить и приблизить момент, когда ребенок начинает гулить и агукать, но и справиться с гипертонусом мышц, в случае его наличия.

Разговаривая с ребенком, важно придерживаться основного правила – не произносить слова слишком быстро. Для того чтобы в дальнейшем речь развивалась постепенно, без скачков и запинок, родители должны выбрать средний темп произношения в семье. Предложения должны быть короткими, но емкими. Так малышу будет проще запоминать смысл сказанного. Каждое действие нужно сопровождать одними и теми же фразами, описывающими событие. Со временем ребенок будет узнавать значение слов и реагировать на речь взрослых.

Если малыш не гулит

Главный вопрос – как научить ребенка агукать, если он не начал этого делать самостоятельно. В медицинской практике достаточны случаи, когда ребенок, достигший даже трехмесячного возраста, еще не начал гулить. Не всегда проблема кроется в физиологических отклонениях развития. Чем чаще с младенцем общаются взрослые, тем быстрее он будет пытаться ответить. Очень полезны мамины песни. Напевать важно не только перед сном. Если ребенок расстроен и плачет не из-за того, что он голоден или ему жарко, а потому, что захотел объятий, даже когда с ним вышли гулять, успокаивать его лучше не покачиваниями, а пением.

Мама поет младенцу

Мелодичная интонация мамы, сопровождаемая поглаживанием спинки, намного лучше успокаивает младенца, чем трясущие движения, к которым так тяготеют родители. При этом, чем тише песня, тем старательнее к ней будет прислушиваться ребенок, позабыв о капризах. Мамина песня вскоре станет узнаваемой для малыша, и он попробует ее самостоятельно воспроизвести.

Внимание! Развитие речи ребенка напрямую зависит от частоты общения с ним его старших родственников. Для того чтобы начать произносить звуки, ребенок должен видеть, как это делают другие.

Не имеет значения, что именно ему будет говорить мама. Смысл сказанного на этом этапе развития не имеет никакого значения. Главное – интонация и артикуляция. Можно вслух, глядя на младенца, составлять список покупок, который впоследствии будет передан папе. С ребенком в этом возрасте можно «советоваться», задавая ему вопросы и самостоятельно на них отвечая. Только живая ежедневная речь близких способна подтолкнуть малыша к разговору. Ребенок должен видеть, как говорят взрослые. Основная способность детей заключается в подражании. Если малыш часто будет видеть, как его родственники произносят слоги, как при этом двигаются губы, он быстрее начнет предпринимать попытки повторить.

Если ребенок на протяжении нескольких месяцев не пытается произнести ни звука, об этом следует сказать участковому педиатру. Доктор, зная особенности развития ребенка, сможет сделать вывод, нужно ли дополнительное обследование у невролога, или родителям просто больше уделять времени малышу.

Важно! Постоянно работающий телевизор в комнате раздражает нервную систему ребенка, при этом он не способен сконцентрироваться на мамином общении. Для того чтобы ребенок успешно развивал свою речь, необходимо максимально оградить его от информационного мусора, поступающего от громкого и яркого экрана.

Даже первую осознанную улыбку можно увидеть, нарочно широко улыбаясь ребенку. Чем больше при этом утрировать, тем скорее малыш попробует ее повторить. На протяжении всего становления речи и других навыков ребенок будет смотреть на членов семьи, как на пример для подражания. Поэтому важно помнить, что ежедневно семья создает личность. Не только запретами и правилами нужно объяснять в будущем, что хорошо, а что плохо. Личный пример – лучший мотиватор в движении к цели.

Видео

kpoxa.info

Когда ребенок начинает гулить и агукать: этапы речевого развития малышей

Когда ребенок начинает гулить и агукать? Это интересно всем, кто в той или иной степени причастен к появлению на свет маленького человека, радуется этому событию и внимательно следит за переменами в развитии малыша. Об этом и поговорим.

Когда ребенок начинает агукать

Дети начинают улыбаться и агукать на втором месяце жизни. А до того, как выйти на связь с окружающим миром, малыш осваивается в новых условиях.

В течение первого месяца он кричит и кряхтит. Так он заявляет о своих желаниях и о том, что его беспокоит: «Я хочу есть!», «У меня мокрый подгузник», «Ааа, живот болит!». А заодно и начинает готовить к полноценному общению свой речевой аппарат.

И уже на втором месяце младенец на своем языке приветствует мир вокруг себя и своих счастливых родителей. Этот язык называется «агуканье». Агуканье ребенка — это звучащие нараспев гласные звуки «а», «о», «у», произносимые гортанно и обычно сопровождаемые улыбкой. Его обязательно нужно выучить! Ну вот, теперь малышу есть с кем поговорить.

Когда новорожденные начинают агукать и, особенно, когда звучит самое первое «агу» малыша — умилению и восторгу близких нет предела. Еще бы, такое событие — ребенок агукает. Растет! А сколько открытий еще впереди!

Теперь понимаете, почему дети говорят «агу»? Это выражение радости, удовольствия. Это и монолог в полной тишине. Это узнавание знакомых лиц, ярких игрушек. Это предвестник речи, уже своего рода речь и желание общаться.

Итак, начало второго месяца жизни — это тот возраст, когда дети начинают агукать. Продолжается этот период обычно три-четыре недели.

Что делать, если ребенок не агукает

Бывает так, что малыш внезапно перестал агукать. Не волнуйтесь. Причинами этого могут быть неважное самочувствие или необходимость взять тайм-аут для усвоения новой информации.

Если младенец в 2 месяца не агукает — дайте ему время. Развитие детей, в том числе и развитие речи, происходит не по расписанию, а у каждого по-своему, зачастую скачкообразно, с паузами и даже небольшими откатами назад. Встревоженной маме не стоит лихорадочно искать ответ на вопрос: «Во сколько месяцев ребенок начинает агукать?», а лучше немного помочь малышу.

И вот как:

  • очень мягко и ласково разминайте ладошки малыша, чтобы стимулировать те участки головного мозга, которые отвечают за речевую функцию;
  • разговаривайте с ним, озвучивайте все ваши действия, отвечайте ему, добавляйте новые звуки, одним словом, общайтесь.

Таким образом можно посодействовать тому, чтобы грудничок начал говорить и произнес первое «агу».

Когда ребенок начинает гулить

В возрасте 2-2,5 месяцев ребенок начинает гулить, а приблизительно с полугода — лепетать.

Как ребенок гулит и что это значит? Это более продвинутая по сравнению с агуканьем речь. Наряду с гласными звучат согласные звуки «г», «к», «х» и их сочетания «гу», «гы», «кхы», «агу», «ах». Это более активное общение: ответ на улыбку, попытка воспроизведения звучащей мелодии, удивление и размышления при виде игрушки.

Пик гуления приходится на возраст 3 месяца. Малыш много разговаривает сам с собой в такт размашистым движениям ручек и ножек, пускает пузыри и, похоже, делает это с удовольствием.

Что делать, если ребенок не гулит

Если ребенок перестал гулить, а это может случиться и в 3, и в 4, и в 5 месяцев, или гулит мало, оцените состояние малыша. Если он жизнерадостен, здоров, адекватно реагирует на то, что происходит вокруг, — волноваться причин нет.

Попробуйте следующее:

  • поиграйте в пальчиковые игры, например, сорока-ворона, ладушки;
  • сделайте мягкий массаж ладошек;
  • почитайте стишки, потешки, делая акцент на проговаривании отдельных звуков, например, звуков живой природы;
  • дайте в ручки малышу предметы различной фактуры, под своим наблюдением, разумеется;
  • больше общайтесь эмоционально.

Бывают и просто молчаливые здоровые дети, предпочитающие слушать и наблюдать за происходящим вокруг. Не забывайте об индивидуальности вашего малыша и больше разговаривайте с ним, чтобы общение стало взаимным.

Груднички могут быть молчунами в семьях, где не принято открыто выражать свои эмоции, где мало смеются и улыбаются. Процесс становления речи гораздо легче и быстрее протекает в наполненной добрыми эмоциями атмосфере.

Если ребенок не агукает и не гулит, и при этом у него отсутствуют реакции на внешний мир, на обращение к нему, то следует обратиться за помощью к специалисту: это может быть нарушение слуха или какие-то неврологические проблемы. Педиатр, отоларинголог, невролог установят причины молчания вашего малыша и дадут квалифицированные рекомендации.

Когда ребенок начинает лепетать

После полугода, когда начинается период лепета, речь грудничка примечательна звучащими однократно слогами «ба», «та», «ма», «па». В полгода ребенок отчетливо различает интонацию, чувствует ваше настроение, следит за мимикой, подражает звукам речи взрослых. Эмоциональная чувствительность делает ваше общение активным и разносторонним.

Только ближе к 1 году слоги станут повторяться и формироваться в простые слова. К этому времени в обиходе малыша будет порядка 10 слов, таких как «папа», «мама», «баба», «дай» и др. А там и до словесного бума рукой подать — ведь время летит быстро!

Важно помнить

Агуканье, гуление, лепет, первые слова — во время прохождения этих этапов жизни ребенка, равно как и других значимых событий его развития, важно активно поддерживать малыша эмоционально, откликаться душой и вызывать ответный отклик в свой адрес.

Близкий человек, присутствующий рядом, когда малыш растет и взрослеет — не только основа крепкой привязанности, доверия и взаимной любви, но и залог душевного и физического благополучия ребенка, важный аспект его правильного развития.

kakgovorit.ru

как научить, что делать, если не начинает и что думает об этом Комаровский

С рождением малыша в семье начинается период незабываемых событий.

Один из таких моментов — когда ребенок начинает издавать свои первые звуки: гулить, агукать.

Но когда малыш немножко задерживается с произношением звуков, мама и папа начинают искать причины, предпринимать какие-то меры, чтобы малыш заговорил.

Зачастую, молчание малыша обусловлено разными факторами, которые никак не связаны с задержкой в развитии.

Во сколько месяцев малыш должен начинать издавать первые звуки: гулить, агукать? Как ускорить процесс появления агуканья у малыша?

Во сколько месяцев у новорожденных появляются первые звуки

Первый месяц своей жизни новорожденный не издаёт никаких звуков. Он плачет и кряхтит, чем даёт понять маме и папе, что ему что-то требуется. Первые звонкие выражения желаний в виде гуления и агуканья появляются несколько позже. Как раз гуление — это первый шаг к общению, который может проявиться уже на втором месяце жизни крохи.

Как отмечают специалисты, детки всех языковых групп изначально издают похожие звуки. Проще всего малышам удаётся издавать гласные звуки. У малыша появляется гортанная речь, которая очень похожа на голубиное гуление, отсюда этот способ общения малыша и получил своё название.

Достигая трёхмесячного возраста, малыш уже способен произносить первое «агу». В этот период ребенок уже начинает узнавать близких людей, отвечать улыбкой на их появление рядом, а также пытаться общаться с ними с помощью своего первого «агу». Агуканье является показателем адаптации ребенка к окружающей среде. Примерный период начала «агуканья» малыша — 1,2 — 2,5 месяца.

Внимание! Если до 4 месяцев малыш не начал гулить, возможно у него нарушен слух или речевой аппарат. Это повод показать кроху врачу.

Чем отличается агуканье от гуления?

Гуление и агуканье — это два этапа развития речевого аппарата.

Первый этап — гуление. В этот момент ребенок произносит протяжные, похожие на пение гласные звуки «а», «о», «у», «и», «е».

Данный период может растянуться от двух недель до четырех месяцев, прежде чем малыш произнесет свое первое «агу».

После этого, малыш в один момент добавляет в свою речь несколько согласных звуков, что свидетельствует о переходе на следующий этап развития речевого аппарата.

Буквы «х», «к», «г» помогают малышу агукать.

Справка! Многие малыши во время гуления часто подражают пению. Тихие песенки с протяжными гласными в этот период для малыша будут как никогда кстати.

Что делать, если грудничок не начинает гулить или агукать?

Долгое молчание малыша настораживает, и мама сразу начинает приглашать врачей, искать причины отсутствия гуления. Но всё можно постараться исправить самостоятельно, важно следовать некоторым простым правилам, которые наверняка подтолкнут кроху к общению:

  • Больше общайтесь с малышом. Чем чаще он слышит родную речь, тем быстрее он начнет произносить звуки.

Важно! При общении с ребенком важна эмоциональная составляющая. Необходимо разговаривать с ним спокойным, размеренным тоном.

  • Жестикуляция. Движения руками, пальчиковые игры во время разговора с малышом также подтолкнут его «включиться» в разговор. Простые, всем знакомые игры «Сорока-сорока», «Ладушки» могут применяться с самого рождения.
  • Не сюсюкать. Многие родители считают, что пока ребенок ещё маленький, с ним можно сюсюкать, искажать слова, в чем очень ошибаются.

Важно! Четкое, правильное произношение слов не только ускорит процесс возникновения гуления и агуканья, но и поспособствует возможному раннему произношению слогов, слов и предложений.

  • Развитие моторики рук. Мелкой и крупной моторике ручек малыша нужно уделять внимание с рождения. Нервные окончания, содержащиеся на кончиках пальцев напрямую влияют на развитие речи.
  • После начала первого гуления родителям нужно начать повторять звуки за малышом, постепенно добавляя новые буквы. Это поможет перейти от гуления к агуканью.

Как научить навыку?

Чтобы малыш начал гулить, важно выполнять с ним простые упражнения, благодаря которым вскоре он начнет издавать певучие, протяжные звуки.

  • Пойте песенки. Колыбельные, спокойные детские попевки помогут малышу закрепить опыт гуления и скорее начать агукать. Сочетание протяжных гласных с примесями отрывистых согласных являются сильным стимулом развития речи малыша.

Справка! Сегодня существует множество протяжных песенок с алфавитом. Благодаря им ребенок будет учиться гулить и уже запоминать необходимые для гораздо более позднего возраста вещи.

  • Делайте массажи. Массаж ладошек и пальчиков, а также ступней младенца помогут начать ему скорее заговорить. Содержащиеся на кончиках пальцев нервные окончания напрямую связаны с развитием речи. Лёгкий массаж можно начать делать с первых дней жизни крохи, а в более взрослом возрасте (от 6 месяцев) можно под наблюдением взрослых давать ему играть с крупами (фасоль, горох, пшено и т.д.), что является лучшей методикой развития мелкой и крупной моторики.
  • Читайте стишки, сказки, потешки и другие детские произведения. Это будет развивать не только речь малыша, но и память.

Что об этом думает доктор Е. Комаровский

Также рекомендуем посмотреть еще одно видео о том, в каком возрасте, как правило, малыши начинают агукать :

Гуление и агукание малыша — быстро сменяющие друг друга этапы развития. Чтобы эти процессы не стали разочарованием для мам и пап, необходимо с самого рождения готовиться, ждать первые звуки малыша и подготавливать к этому ребенка. Простые упражнения подтолкнут кроху к первому гулению и «агу». Но самое важное — сохранять эмоциональное спокойствие внутри семьи и отдавать малышу всю любовь и нежность.

vashrebenok.org

этапы произношения звуков, как научить агукать и говорить

Последнее обновление статьи:

Когда ребёнок начинает гулить и агукать, у него, как правило, всегда есть восторженная аудитория: нет ничего смешнее или очаровательнее, чем малыш, который учится делать первые звуки. Ваш маленький гений научится говорить поэтапно, начиная с гласных звуков, вздохов, гулений, ворчаний и агуканий – начальных шагов к первым словам. Но всё это начинается со специального, уникального и родного для вашего ребёнка языка — гуления.

Гуление и агуканье — это этап речевого развития младенца, в ходе которого ребёнок экспериментирует с произношением артикулированных звуков, но ещё не начинает произносить никаких узнаваемых слов. Младенцы не обязательно гулят, когда радуются или расстраиваются. Они также могут болтать спонтанно и беспрерывно, когда эмоционально спокойны.

Когда ребёнок начинает агукать и гулить?

Гуление и агуканье появляется вскоре после рождения и прогрессирует через несколько этапов. Новорождённый малыш разговаривает только криком. Затем к месяцу репертуар звуков у детей расширяется, а вокализация становится более речевой. Младенцы обычно начинают произносить узнаваемые слова, когда им около 12 месяцев, хотя гуление может продолжаться и некоторое время спустя.

Гуление и агуканье можно рассматривать как предшественник развития языка, или просто как вокальное экспериментирование. Эти первые формы звукового воспроизведения – самые простые для детей, потому что они содержат естественные, рефлексивные, в основном гласные звуки.

Предполагается, что агуканье происходит у всех детей, овладевающих языком. Младенцы во всём мире следуют общим тенденциям в гулении и агуканье. Различия, которые имеются, являются следствием чувствительности детей к характеристикам языка, который они постоянно слышат. Младенцы имитируют особенности этого языка (интонацию, тон, ударение). Гулит грудничок, используя согласные и гласные, которые чаще всего встречаются в их родительском языке.

Лепетание состоит из немногих звуков. Это означает, что кроха подготавливает произношение основных звуков, необходимых для того, чтобы говорить на том языке, который постоянно слышит.

Если агуканье ребёнка происходит в первый год, можно прийти к выводу, что речь у него развивается нормально. По мере того, как малыш растёт и меняется, произношение звуков также меняется.

Хронология типичного вокального развития

Младенцы следуют общей схеме вокальных событий в детстве. Эта временная шкала обеспечивает общий план ожидаемых событий от рождения до одного года:

  1. Агуканье и гуление обычно длится 6 — 9 месяцев.
  2. Период лепета заканчивается около 12 месяцев, потому что это возраст, когда ребёнок начинает говорить первые слова.

Однако некоторые дети могут проявлять большую вариативность, и эта временная шкала является лишь ориентиром.

  • с рождения и до 1 месяца младенцы производят в основном звуки удовольствия, крики о помощи и реакции на человеческий голос;
  • около 2 месяцев младенцы уже могут различать разные звуки речи и издавать нечто, похожее на «гусиные звуки», или кряхтение;
  • около 3 месяцев малыши начинают издавать удлиненные гласные звуки «oooo» «aaaa» (первое агу), и будут отвечать вокально на речь других. Они продолжают издавать преимущественно гласные звуки;
  • около 4 месяцев дети могут менять свою подачу и подражать тонам взрослой речи;
  • около 5 месяцев крохи продолжают экспериментировать, пытаясь имитировать некоторые звуки, произнесённые взрослыми;
  • около 6 месяцев дети меняют громкость, подачу и скорость. Когда младенцам 6 месяцев, они, наконец, могут контролировать открытие и закрытие вокального тракта. Получив эту способность, малыши начинают различать разные звуки гласные и согласные.

Этот возраст часто выделяется как начало канонического этапа. Во время этой стадии гуление представляет собой редуплицированные (удвоенные) звуки, включающие чередование гласных и согласных, например, «баба» или «бобо»;

kroha.info

во сколько месяцев он говорит агу

Когда ребёнок начинает агукать, молодая мама приходит в неописуемый восторг. Многие новоиспечённые родители очень ждут этого момента, расспрашивают педиатров и более опытных мамм и пап на тему того, во сколько месяцев когда ребёнок начинает говорить на своём языке, тянуть гласные, агукать, гулить.

Ниже расскажем во сколько месяцев ребёнок начинает произносить первые гласные и согласные, и от чего это событие зависит. Также вы узнаете, как можно поспособствовать перым звукам своего малыша и что делать, если время идёт, а он всё молчит.

Стоит помнить, что агуканье и гуление — это разные понятия, которые отличаются набором звуков. При агукании в речи преобладают гласные звуки, а при гулении, которое появляется после 1,5 месяцев, появляются согласные звуки в сочетании с гласными.

Первые гласные

Новорождённый ещё не умеет ничего, разве что кряхтеть и плачем заявлять о своих неудобствах и дискомфорте. Плач — это начало, то есть самый первый способ общения маленького человека. В первые 4–5 недель после рождения некоторые дети смешно скрипят, но большего вы от них не услышите.

Первые гласные есть шанс уловить ко второму месяцу жизни: он начинает тянуть звуки [а], [о], [э], [у] и сочетания звуков [а-а-а-а, уа-уа-уа-уа, уэ-уэ-уэ-уэ, уау-уау-уау-уау]. Из-за гортанного произношения нам кажется, что малыш научился говорить агу или аги.

Сначала ребёнок начинает гулить для себя, он пробует «на вкус» своё новое умение, так и эдак тянет гласные, маме кажется, что малыш поёт. После того как младенец освоится с новшеством, он начнёт использовать гуление для общения с мамой, папой или игрушками. Некоторые дети подолгу «разговаривают» с рисунками на бортиках кроватки и с подвесным мобилем, а при виде родного лица включаются в беседу ещё активнее. Начавший гулить младенец сам в восторге от новой способности.

Появление согласных звуков

Малыш начинает произносить первые согласные звуки в возрасте 3–4 месяцев. Обычно это губные [м], [п], [б], [в]. Процесс гуления разбавляется произнесением этих согласных [м-м-м, б-б-б, в-в-в]. К 5 месяцам он начинает уже лепетать, многие дети к первому полугодию говорят «бабабаба», «мамамама», «дададада» и прочие слоги, хотя и неосознанно.

В это время происходит формирование речи, ведь к первому году ваш ребёнок произнесёт первые осознанные слова: ма-ма, па-па, ба-ба, дай, на, уп или бах и другие.

Как помочь малышу

Есть несколько несложных правил, выполняя которые вы существенно облегчите ему тяжёлую задачу.

Во-первых, как можно больше разговаривайте с ребёнком. Когда дети начинают осваивать речь, они впитывают всё словно губка. С самого рождения комментируйте свои действия, сообщайте ему о том, что сейчас вы идёте купаться, одеваетесь, расписывайте все подробно.

Хорошим подспорьем будет шезлонг. С его помощью можно делать с малышом домашние дела, попутно рассказывая ему, что мама моет посуду, убирает со стола, чистит ванну. Говорите спокойным ласковым тоном. На шезлонг хорошо повесить яркую игрушку, например, жёлтого цвета, с которой ребёнок будет играя потихонечку общаться. Замечено многими авторами, что ребёнок первым начинает видеть именно этот цвет.

Полезным для малыша будет пение мамы, разучите несколько детских песен — потешек и радуйте его. Очень скоро он начнёт повторять за вами звуки и пытаться выполнять какие-то движения, сопровождая ваше рассказывание потешек. В это время малыш ещё не может ходить и выполнять многие действия, поэтому нужно выполнять описанные ниже действия взяв его руки в свои:

# Фраза Действие
1 Петушок, петушок малыш ходит (лёжа на спине), высоко поднимая ноги
2 Золотой гребешок! соединяет пальцы правой и левой руки в форме веера и поднимает над головой
3 Масляна головушка, гладит себя по голове
4 Шёлкова бородушка! гладит себя по подбородку
5 Что ты рано встаёшь, грозит пальчиком
6 Деткам спать не даёшь? складывает ладошки и кладёт руки под щёчку

Когда ребёнок начинает гулить, попробуйте повторять за ним то, что он произносит. Такая перекличка будет очень полезна, попутно можно пробовать добавлять новые звуки, которые малыш ещё не освоил. Детки по натуре своей — подражатели и стремятся считать все действия родителей и повторить их.

Для стимуляции речевой активности очень хорошо подойдут развивающие коврики. Их пространство оснащено всевозможными игрушками, которые умеют пищать, шуршать, трещать, звенеть, сверкать, вибрировать. Они завлекают ребёночка и стимулируют его на речевой отклик.

Никогда не коверкайте слова, не нужно сюсюкать и искажать слова. В этом нет никакой пользы, зато есть вред. Изуродованные слова и звуки только затруднят освоение ребёнком речи. А вот стишки, потешки и прочее народное творчество для детей очень ритмично и нравится малышу. Когда он начинает говорить, он уже чуть ли не наизусть знает потешки, которыми его развлекали с рождения.

Разучите упражнения пальчиковой гимнастики. Между делом поглаживайте и массируйте ладошки малыша. Мелкая моторика рук тесно связана с речевым центром мозга. Импульсы, поступающие из пальцев рук, стимулируют также память, внимание, пространственное мышление, воображение, координацию и логику. Кроме того, это лишний повод провести время с ребёнком.

Давайте малышу трогать разные фактуры и предметы, детки любят играть с крупой и кинетическим песком. Совсем маленьким массируйте ладошку по кругу, мягко разминайте каждый пальчик, поглаживайте ручку, как бы раскрывая её. Всем известная сорока-ворона прекрасно подойдёт, это и весело и полезно.

Что делать если малыш молчит

Во сколько дети начинают агукать и гулить — вопрос индивидуальный. Если чаду уже месяц, а он молчит, не стоит поднимать панику. Когда малыш достаточно созреет, он обязательно порадует вас новыми звуками и слогами. Дети, как и взрослые, бывают разных темпераментов — одни говорливые и шумные, другие тихие молчуны. Любите своего ребёнка таким, какой он есть, и не подгоняйте его под усреднённые параметры и нормы.

Если малыш молчит слишком долго, более 8 месяцев, стоит обратиться к детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу и логопеду.

А что делать, если ребёнок перестал гулить? Всё было хорошо, все были в восторге от разговоров с младенцем, и вдруг — тишина. Малыш перестал агукать, и, скорее всего, это означает, что он затих перед скачком развития. Скоро он начнёт болтать с новой силой, и к уже имеющемуся арсеналу добавятся новые слоги, звуки, смех. Новые достижения и периоды в развитии имеют свойство начинаться с отката назад, ребёнок просто берёт паузу, накапливает полученные знания от общения с вами и это нормально.

Ещё причины, по которым говорливый ребёнок мог замолчать, — это стресс, неврологические нарушения или болезнь. Любые заболевания отодвигают развитие малыша назад. Понаблюдайте за ним, что ещё изменилось в его поведении, и сообщите обо всех признаках вашему врачу. И не начинайте паниковать заранее, ребёнок чувствует излишнюю тревожность мамы, и это мешает ему развиваться в нужном ритме.

Помните, что ваш ребёнок — не робот с отлаженной системой, а живой организм, со своими особенностями и тайнами. Когда начинают агукать дети, зависит от множества факторов, даже от наследственности и заложенного характера. Не торопите время, момент когда дети начинают агукать всегда наступает. Скоро любимое чадо станет вовсю разговаривать, а вы с умилением вспомните ожидание первых звуков.

Во сколько месяцев ребёнок начинает говорить АГУ

ourkids.ru

Когда ребенок начинает гулить и агукать, мнение специалистов

С рождением малыша родителей ожидает удивительный круговорот событий, одним из которых является момент, когда ребенок начинает разговаривать. Первое слово крохи можно смело назвать самым незабываемым моментом в жизни мамы и папы. Когда ребенок начинает гулить и агукать, улыбаться и радовать родителей красочными, незабываемыми моментами?

В первый месяц жизни новорожденный не произносит ни одного звука, на протяжении первых недель от младенца можно услышать только плач и кряхтение, при помощи которых кроха выражает свои желания. Первое агу или произвольное произношение ожидает родителей несколько позже. Гуление – это попытка малыша пообщаться с родными, высказать свои желания и требования. Когда ребенок начинает агукать, это можно воспринимать как первую инициативу ребенка к общению. Но агуканье все же нельзя назвать полноценным, осознанным произношением – малыш просто пытается повторять звуки, услышанные от родителей и других членов семьи.

Со скольки месяцев дети начинают агукать?

Специалисты утверждают, что большинство новорожденных уже на второй или третий день после появления на свет начинают слышать и различать звуки. Малыш активно пытается внимать речи родителей и окружающих – и чем лучше у него это получается, тем раньше домочадцы услышат от крохи первое, долгожданное «агу». Когда же именно начинают агукать дети? Во сколько месяцев ребенок начинает гулить?

Как показывает педиатрическая практика, даже малыши, принадлежащие к разным языковым группам, начинают агукать с произношения одних и тех же звуков. Проще всего младенцам удаются гласные звуки – «а», «о», «е», «у», «и». После этого у крохи появляется и гортанная речь, которая называется гулением. Этот вид речевой деятельности получил такое название благодаря схожести с голубиным гулением.

В возрасте около 3 месяцев дети уже учатся самостоятельно соединять звуки между собой, создавая различные сочетания – «агу», «ага», «агу-гу». Зарождение первых речевых навыков у новорожденного сопровождается адаптацией к условиям окружающей среды – он уже умеет узнавать маму, папу и других окружающих, отвечать им улыбкой. Это именно тот момент, когда ребенок начинает агукать и «общаться» с домочадцами. Младенец может начать агукать на несколько недель раньше или позже – это зависит от индивидуальных особенностей развития.

Для того, чтобы ускорить развитие речевых навыков, с малышом нужно постоянно заниматься, разговаривать, петь ему песенки. Новорожденные нуждаются в положительной реакции окружающих на их гуление. В таком случае у крохи появится интерес к дальнейшему развитию речевых навыков.

Во сколько дети начинают агукать? В возрасте 2-3 месяцев у крохи завершается процесс формирования участков головного мозга, «отвечающих» за развитие разговорной речи. Можно сделать вывод, что ребенок начинает агукать именно в этом возрасте. Педиатры уверены, что если в возрасте пяти месяцев малыш не начал гулить и агукать, это серьезный повод для беспокойства, который может указывать на задержку или проблему в речевом развитии.

Что делать, чтобы ребенок начал агукать скорее?

Многие родители задают вопрос, как научить ребенка агукать? Когда малыш начинает агукать, родители могут ускорить этот процесс – они должны постоянно разговаривать с крохой, общаться, а не просто ухаживать. Малышу, даже новорожденному, обязательно нужно рассказывать сказки, петь песенки, стишки и потешки, уделяя особое внимание тщательному проговариванию звуков. Немного терпения – и малыш начнет повторять услышанные звуки, агукать. Как еще можно помочь малышу освоить азы речевых навыков?

  • Огромная роль отводится эмоциональной составляющей общения родителей и новорожденного. С ребенком необходимо общаться в спокойном, размеренном тоне. Ни в коем случае нельзя пугать малыша. Нужно поддерживать спокойную обстановку в доме.
  • Развитие мелкой и крупной моторики рук – ребенок может трогать ручками разнообразные предметы, отличающиеся по форме, текстуре и другим характеристикам.
  • Родителям нужно активно жестикулировать во время разговора, играть в пальчиковые игры – например, всем известные «ладушки» или «сороку-ворону».
  • Разговаривая с ребенком, родители не должны сюсюкать и искажать звуки и слова – дети должны учиться правильному произношению.

Как только новорожденный начинает говорить свои первые звуки, мама и папа могут играть с ним в «повторяшки». Для этого родители повторяют все звуки, произнесенные детьми, постепенно добавляя к ним новые, несложные звуки или звукосочетания – ведь то, во сколько месяцев дети начинают агукать зависит и от родителей.

Важное условие – благоприятная окружающая обстановка. Счастливый, сухой и сытый новорожденный начинает агукать и гулить намного раньше, чем малыш, пребывающий в стрессовой ситуации.

Что делать, если малыш не агукает?

Со скольки месяцев младенцы начинают гулить, мы уже описали выше. Но нельзя рассчитывать на конкретный срок и не стоит впадать в панику, если по достижении 2-3 месячного возраста родители еще не услышали гуление ребенка – все зависит, конечно, от индивидуальных особенностей развития малыша. Несколько недель не должны стать серьезным поводом для беспокойства, ведь то, в каком возрасте ребенок начинает агукать – понятие относительное.

Теперь мамы и папы знают, в каком возрасте дети начинают говорить первое «агу». В случае, если в 4-7 месяцев малыш так и не начал агукать и гулить, это может быть признаком нарушения слуха или патологий в развитии речевого аппарата. В таком случае обязательно следует проконсультироваться с педиатром, который назначит все необходимые анализы и проведет обследование.

Но мало знать, когда начинают агукать малыши, ведь в некоторых случаях возникает несколько иная ситуация – ребенок полноценно развивается, агукает, но потом резко прекращает и замолкает. Чаще всего такое внезапное молчание бывает связано с испугом или стрессовой ситуацией, развитием определенного заболевания. В любом случае, нужно проконсультироваться с педиатром, который поможет определить причину молчания и устранить проблему.

vseorechi.ru