Разное

Тест опросник родительского отношения оро – Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

Структура опросника Опросник состоит из 5 шкал:
  1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
  2. «Кооперация» — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения и спорных вопросах.
  3. «Симбиоз» — шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим биотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так — родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
  4. «Авторитарная гиперсоциализация» — отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
  5. «Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Текст опросника
  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
  3. Я уважаю своего ребенка.
  4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто неприятен мне.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
  15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».
  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я принимаю участие в своем ребенке.
  22. К моему ребенку «липнет» все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
  39. Основная причина капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.
  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
  41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
  44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
  45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
  46. Мой ребенок часто раздражает меня.
  47. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
  51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Я разделяю интересы своего ребенка.
  54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к опроснику
  • Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
  • Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
  • Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
  • Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30,48, 50, 57, 59.
  • «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Порядок подсчета тестовых баллов
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
— отвержение,
— социальная желательность,
— симбиоз,
— гиперсоциализация,
— инфантилизация (инвалидизация).
Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160 1 шкала: «принятие-отвержение»
«сырой балл»01234 5678
Процентильный ранг0000 000,633,7912,02
«сырой балл»9101112 1314151617
Процентильный ранг31,0153,79 68,3577,2184,1788,6090,50 92,4093,67
«сырой балл»18192021 2223
24
2526
Процентильный ранг94,3095,50 97,4698,1098,7398,7399,36 100100
«сырой балл»27282930 3132
 
 
 
Процентильный ранг100100100 100100100
 
 

2 шкала

«сырой балл»01234 56789
Процентильный ранг1,573,46 5,677,889,7712,2919,22 31,1948,8280,93

3 шкала

«сырой балл»01234 567
Процентильный ранг4,7219,53 39,0657,9674,9786,6392,93 96,65

4 шкала

«сырой балл»01234 56
Процентильный ранг4,4113,86 32,1353,8769,3083,7995,76

5 шкала

«сырой балл»01234 567
Процентильный ранг14,5545,57 70,2584,8193,0496,8399,37 100,0

Источник:
  1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. — М.: Владос, 1996. — 529с.

testoteka.narod.ru

Материал: Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин

Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:

1. Принятие – отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Текст опросника.

Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что друга? дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.

24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения моего ребенка.

44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто меня раздражает.

47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.

54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и оценка результатов

Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанные с данным видом.

Принятие – отвержение ребенка: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация: 6, 9,21, 25, 31, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

«Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» – 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

Высокие баллы по шкале «принятие – отвержение» – от 24 до 33 – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по этой же шкале – от 0 до 8 – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале «кооперация» – 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы поданной шкале – 1-2 балла – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Высокие баллы по шкале «симбиоз» – 6-7 баллов – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале «контроль» – 6-7 баллов – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» – 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Протокол исследования по методике

диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин 

Опросник заполняли оба родителя из каждой семьи. По количеству утверждений по таким параметрам как: I — «принятие — отвержение»; II — «кооперация»; III — «симбиоз»; IV — «авторитарная гиперсоциализация»; V — «маленький неудачник» получили следующие результаты:

№ Семья

I par

II par

III par

IV par

V par

01-ая семья

Мать

14 баллов

88,60%

3 б.

7,88%

3 б.

57,96 %

7 б.

100 %

5 б.

96,83 %

Отец

9 баллов

31,01%

6 б.

19,22%

3 б.

57,96 %

1 б.

13,86 %

3 б.

84,81 %

02 семья

Мать

15 б.

90,50 %

5 б.

12,23 %

6 б.

92,93 %

6 б.

95,74 %

7 б.

99,37 %

Отец

9 б.

31,01 %

3 б.

7,88 %

2 б.

39,06 %

3 б.

53,87 %

1 б.

45,57%

3 семья

Мать

7 б

3,79%

6 б.

19,22%

4 б

74,97%

1 б

13,86%

2 б

70,25%

Отец

2 б

0%

3 б

7,88%

4 б

74,97%

1 б

13,86%

4 б

93,04%

4 семья

Мать

5 б

0%

2 б

19,22%

2 б

39,06%

2 б

13%

1 б

45,54%

Отец

4 б

0%

2 б

5,67%

0 б

5,76%

2 б

32,13%

2 б

70,25%

Анализ полученных результатов теста-опросника родителей

В 1 семье по сумме параметров наиболее выраженным является V параметр – «маленький неудачник», инфантилизация.

Во 2 семье — IV параметр — гиперсоциализация.

В 3 семье — V параметр — «маленький неудачник».

В 4 семье — V параметр – «маленький неудачник», инфантилизация.

Общий анализ:

По I параметру — 0 семей

По II параметру – 0 семей

По III параметру – 0 семей

По IV параметру – одна семья

По V параметру — 3 семьи

В исследованных нами семьях родители в основном проявляют неадекватное отношение к детям. Это симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация.

Далее были рассмотрены особенности взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту. Данное направление проводилось с помощью теста, обработанного для семьи. В качестве критериев позитивных взаимоотношений выделили следующие факторы:

1 — доброта, 2 — согласие, 3 — теплота, 4 — готовность прийти на помощь, 5 — сотрудничество.

Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки:

1 — несогласие, 2 — равнодушие, 3 — частые конфликты, 4 — отсутствие сотрудничества, 5 — холодность.

По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений между детьми и родителями.

В семье 01 взаимоотношения носят негативный характер.

В семье 02 взаимоотношения позитивные.

В семье 03 взаимоотношения стабильные, позитивные.

В семье 04 взаимоотношения неустойчивые.

Итак, у 20% семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от ситуации(01,02,03). У 30% семей взаимоотношения характеризуются как позитивные, стабильные (04). У 10% семей взаимоотношения негативные (01).

Исходя из этого, можно заключить, что позиции родителей играют немаловажную роль в психическом благополучии ребенка.

nsportal.ru

Тест на тему: Тест «Опросник Родительского Отношения»

Тест – опросник Родительского отношения (ОРО)

(А.Я.Варга, В.В.Столин)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

Опросник состоит из пяти шкал:

Шкала 1. «Принятие–отвержение» Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребёнку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребёнок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, не приспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребёнку и не уважает его.

Шкала 2. «Кооперация» Социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всём помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребёнку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Шкала 3. «Симбиоз» Отражает межличностную дистанцию в общении с ребёнком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребёнком. Содержательно эта тенденция описывается так — родитель ощущает себя с ребёнком единым целым, стремится удовлетворить потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка, ребёнок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребёнок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не представляет ребёнку самостоятельности никогда.

Шкала 4. «Авторитарная гиперсоциализация» Отражает форму и направление контроля за поведением ребёнка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчётливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребёнку во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребёнка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребёнка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Шкала 5. «Маленький неудачник» Отражает особенности восприятия и понимания ребёнка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребёнка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся родителю детскими, несерьёзными. Ребёнок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст-опросник (отвечать – да «+», нет «-«)

  1. Я всегда сочувствую своему ребёнку.
  2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.
  3. Я уважаю своего ребёнка.
  4. Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы.
  5. Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  6. Я испытываю к ребёнку чувство расположения.
  7. Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.
  8. Мой ребёнок часто неприятен мне.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребёнку.
  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу.
  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку.
  12. Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.
  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.
  14. Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.
  15. Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый.
  16. Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное как «губка».
  18. Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всём старании.
  19. Ребёнка следует держать в жёстких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.
  21. Я принимаю участие в своём ребёнке.
  22. К моему ребёнку «липнет» всё дурное.
  23. Мой ребёнок не добьётся успеха в жизни.
  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  25. Я жалею своего ребёнка.
  26. Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  27. Я с удовольствием провожу с ребёнком всё свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать этого в жизни.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка.
  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребёнка.
  35. В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.
  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребёнком.
  38. Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.
  39. Основная причина капризов моего ребёнка – эгоизм, упрямство и лень.
  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.
  41. Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения своего ребёнка.
  44. Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.
  45. Я понимаю огорчения своего ребёнка.
  46. Мой ребёнок часто раздражает меня.
  47. Воспитание ребёнка – сплошная нервотрёпка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребёнку.
  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
  51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребёнка.
  52. В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Я разделяю интересы своего ребёнка.
  54. Мой ребёнок не в состоянии чего-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  55. Мой ребёнок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.
  58. Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.
  59. Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него.
  61. Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключ

Шкала 1. «Принятие-отвержение»:

3,4,8,10,12,14,15,16,18,20,24,26,27,29,37,38,39,40,42,43,44,45,47,49,52,53,55,56,60.

Шкала 2. «Образ социальной желательности поведения»: 6,9,21,25,31,34,35,36.

Шкала 3. «Симбиоз»: 1,5,7,28,32,41,58.

Шкала 4. «Авторитарная гиперсоциализация»: 2,19,30,48,50,57,59.

Шкала 5. «Маленький неудачник»: 9,11,13,17,22,28,54,61.

При подсчёте тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».

nsportal.ru

Материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа): Тест-опросник родительского отношения (ОРО)

Тест – опросник Родительского отношения (ОРО)

(А.Я.Варга, В.В.Столин)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

Опросник состоит из пяти шкал:

Шкала 1. «Принятие–отвержение» Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребёнку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребёнок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, не приспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребёнку и не уважает его.

Шкала 2. «Кооперация» Социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всём помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребёнку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Шкала 3. «Симбиоз» Отражает межличностную дистанцию в общении с ребёнком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребёнком. Содержательно эта тенденция описывается так — родитель ощущает себя с ребёнком единым целым, стремится удовлетворить потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка, ребёнок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребёнок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не представляет ребёнку самостоятельности никогда.

Шкала 4. «Авторитарная гиперсоциализация» Отражает форму и направление контроля за поведением ребёнка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчётливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребёнку во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребёнка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребёнка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Шкала 5. «Маленький неудачник» Отражает особенности восприятия и понимания ребёнка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребёнка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся родителю детскими, несерьёзными. Ребёнок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст-опросник (отвечать – да «+», нет «-«)

  1. Я всегда сочувствую своему ребёнку.
  2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.
  3. Я уважаю своего ребёнка.
  4. Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы.
  5. Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  6. Я испытываю к ребёнку чувство расположения.
  7. Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.
  8. Мой ребёнок часто неприятен мне.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребёнку.
  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу.
  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку.
  12. Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.
  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.
  14. Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.
  15. Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый.
  16. Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное как «губка».
  18. Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всём старании.
  19. Ребёнка следует держать в жёстких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.
  21. Я принимаю участие в своём ребёнке.
  22. К моему ребёнку «липнет» всё дурное.
  23. Мой ребёнок не добьётся успеха в жизни.
  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  25. Я жалею своего ребёнка.
  26. Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  27. Я с удовольствием провожу с ребёнком всё свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать этого в жизни.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка.
  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребёнка.
  35. В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.
  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребёнком.
  38. Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.
  39. Основная причина капризов моего ребёнка – эгоизм, упрямство и лень.
  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.
  41. Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения своего ребёнка.
  44. Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.
  45. Я понимаю огорчения своего ребёнка.
  46. Мой ребёнок часто раздражает меня.
  47. Воспитание ребёнка – сплошная нервотрёпка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребёнку.
  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
  51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребёнка.
  52. В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Я разделяю интересы своего ребёнка.
  54. Мой ребёнок не в состоянии чего-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  55. Мой ребёнок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.
  58. Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.
  59. Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него.
  61. Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключ

Шкала 1. «Принятие-отвержение»:

3,4,8,10,12,14,15,16,18,20,24,26,27,29,37,38,39,40,42,43,44,45,47,49,52,53,55,56,60.

Шкала 2. «Образ социальной желательности поведения»: 6,9,21,25,31,34,35,36.

Шкала 3. «Симбиоз»: 1,5,7,28,32,41,58.

Шкала 4. «Авторитарная гиперсоциализация»: 2,19,30,48,50,57,59.

Шкала 5. «Маленький неудачник»: 9,11,13,17,22,28,54,61.

При подсчёте тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».

nsportal.ru

Опросник родительского отношения (ОРО). Психология взрослости

Опросник родительского отношения (ОРО)

Авторы: В. В. Столин, А. Я. Варга

Авторы данной методики понимают отношение родителей к своему ребенку как систему различных эмоций и чувств, паттернов поведения с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из 61 вопроса, которые составляют пять шкал.

Шкала «Принятие — отвержение ребенка» выражает общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Шкала «Кооперация» выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Шкала «Симбиоз»: вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Шкала «Авторитарная гиперсоциализация» характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Шкала «Маленький неудачник» показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Инструкция. Внимательно прочтите предложенные утверждения, касающиеся вашего отношения к своему ребенку, и в случае согласия сделайте соответствующую отметку в бланке ответов.

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.

24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов моего ребенка — это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения моего ребенка.

44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто меня раздражает.

47. Воспитание ребенка — это сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.

54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка результатов

Отвечая на вопросы опросника, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитываются положительные ответы, совпадающие с ключом, за которые начисляется по 1 баллу.

Ключ

Шкала «Принятие — отвержение»: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37–40, 42–47, 49, 51–53, 55, 56, 60.

Шкала «Кооперация»: 21, 25, 31, 33–36.

Шкала «Симбиоз»: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.

Шкала «Авторитарная гиперсоциализация»: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Шкала «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: отвержение, социальная желательность, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, инфантилизация (инвалидизация).

Интерпретация результатов

Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты.

Шкала «Принятие — отвержение»: высокие баллы по шкале — от 24 до 33 — говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку; взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним немало времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой же шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть; такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка; понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Шкала «Кооперация»: высокие баллы по шкале — 7–8 баллов — являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных. Низкие баллы по данной шкале — 1–2 балла — говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала «Симбиоз»: высокие баллы — 6–7 баллов — достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. Низкие баллы по этой же шкале — 1–2 балла — являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим воспитателем для ребенка.

Шкала «Авторитарная гиперсоциализация»: высокие баллы по шкале — 6–7 баллов — говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки; он навязывает ребенку почти во всем свою волю; такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным как воспитатель для детей. Низкие баллы по этой же шкале — 1–2 балла — напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует; это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Шкала «Маленький неудачник»: высокие баллы по шкале — 7–8 баллов — являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале — 1–2 балла, — напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим воспитателем.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Варга, Столин «Опросник родительского отношения»

Опросник родительского отношения Варги, Столина

Опросник родительского отношения

Тест ОРО – Опросник родительского отношения Варги, Столина поможет выявить с помощью 61 вопроса тип отношения родителей к своим детям, под ними стоит понимать совокупность чувств к ребенку, паттернов коммуникаций с ним, восприятие его эго, личности, поступков и их оценка.

То, каким вырастет ребенок, зависит не только от его характера и каких-либо врожденных характеристик, но и от воспитания родителями, которое уникально в каждом отдельном случае, но поддается некоторой классификации:

  • Кооперация (родитель высоко оценивает способности ребенка, встает на его сторону, поощряет инициативу, доверяет ему)
  • Симбиоз (постоянно ощущает чувство тревоги за ребенка, который всегда воспринимается маленьким и беззащитным, пытается оградить от всех сложностей, направлен на удовлетворение всех прихотей)
  • Авторитарная гиперсоциализация (высокий контроль над ребенком, безоговорочное послушание, подчинение и дисциплина, навязывание своей воли и точки зрения, наказывает за проявление самостоятельности)
  • Маленький неудачник (интересы ребенка кажутся несерьезными, не доверяют ребенку, считают его неумелым и неуспешным, поэтому пытаются оградить ребенка от всего и контролировать его поведение)

Среди перечисленного выше вы, возможно, узнали уже себя или своих родителей, знакомых. Чтобы точно определить к какой категории относитесь вы, пройдите тест родительских отношений онлайн прямо сейчас. Приступим?

Авторы теста:  Варга А. Я., Столин В. В.

testometrika.com

Тест на тему: Опросник детско-родительских отношений. А.Я. Варга, В.В. Столин

Инструкция:

Вашему вниманию предлагаются утверждения, с которыми вы согласны или не согласны. Если вы согласны с утверждением, то напротив него напишите «верно» («+»), если же не согласны, то напишите «не верно» («-»).

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чём думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения..

15. Мой ребёнок отстаёт в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18. При всем старании трудно научить моего ребенка хорошим манерам.

19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой

умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребёнок.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был ещё совсем маленьким.

29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только требовать от ребёнка, но и сами приспосабливаться к нему, относится к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов моего ребенка ― это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41. Самое главное- чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто меня раздражает.

47. Воспитание ребенка ― это сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки интересы моего ребёнка, я их разделяю.

54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то

обязательно получается не так, как нужно.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Ребёнок должен дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и оценка результатов

Ниже указаны номера суждений для каждой шкалы.

Принятие—отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ «нет» — 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты. Оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

Высокие баллы по шкале принятие—отвержение — от 24 до 33 — говорят о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале кооперация — 7—8 баллов — признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале — 1—2 балла — говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию и не может претендовать на роль хорошего педагога;

Высокие баллы по шкале симбиоз — 6—7 баллов — позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребностипо этой шкале — 1—2 балла — признак того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка. 

Высокие баллы по шкале контроль — 6—7 баллов — показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале — 1—2 балла, — напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка — 7—8 баллов — признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале — 1—2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

nsportal.ru