Разное

Столовый этикет для детей – Правила поведения за столом для детей ?, столовый этикет в школе и ДОУ

Содержание

правила, возраста, памятка, игры, видео

Добрый день, мои дорогие читатели! Тема сегодняшней беседы – столовый этикет для детей.

В жизни родителей бывает период, когда все, что делает их маленький ребенок, кажется умилительным. Он мило улыбается, мило дергает ручками и ножками, мило пускает слюнки. Затем мило лопочет, мило ползает и мило корчит рожицы.

Можно и нельзя

В свое время ваш малыш, как и все дети, перешел с молока или смесей на твердую пишу и пересел на детский стульчик. И с тех пор он нередко размазывал кашу, проливал сок и ронял ложку.

Иногда плевался едой, которая ему не нравилась. И все это по-прежнему казалось милым.

Но за этим периодом наступает другой, в котором ребенок выйдет за пределы семейного круга, пойдет в детский сад и будет взаимодействовать с другими людьми – такими же детьми, как он сам, и взрослыми – воспитателями.

С этого момента для него начнется другая жизнь – жизнь в социуме, в котором нужно соблюдать определенные правила. Это происходит довольно рано, примерно в 2-3 года. И к этому моменту ему уже нужно понимать, как можно вести себя в обществе, и как нельзя.

По крайней мере, знать некоторые основы вежливого поведения, в числе прочего – за столом. Такие определенные правила поведения и составляют столовый этикет для детей.

Важность этикета

Многие современные родители прониклись идеей, что ребенка нельзя в чем-то ограничивать или заставлять его делать то, что не хочется. Некоторые доходят до того, что позволяют своим детям все, в том числе – нарушать нормы поведения, пренебрегать вежливостью по отношению к незнакомым людям, и т.п.

Но этикет – явление такое же старое, как сама человеческая цивилизация. Основное назначение всех правил и условностей – вовсе не попытка ограничить, а всего лишь позволить людям комфортно сосуществовать в одном пространстве.

И за одним столом в том числе. Подумайте сами: как бы вы ни любили свое собственное чадо, и каких бы прогрессивных взглядов не придерживались, вас самих очень раздражает некрасивое поведение других детей!

Не нужно ждать, пока ребенок вырастет, чтобы научить его правильно есть в компании других людей.

Чем старше он будет, тем труднее будет привить ему мысль о принятии каких бы то ни было правил, особенно, если до этого ему было позволено все.

Памятка по основам столового этикета

Для начала неплохо бы вспомнить, в чем заключаются основные правила поведения за столом. Вот памятка для детей и взрослых.

  • В первую очередь, это обязательное соблюдение гигиены. В этом случае речь идет о тщательном мытье рук перед тем, как приступить к еде.
  • Во-вторых, прием пищи – не лучшее время для того, чтобы завязывать оживленную беседу. Во время еды нужно делать паузу. Говорить с набитым ртом, как минимум, некрасиво. И если уж хочется что-то сказать, то делать можно только после того, как еда уже проглочена. У этого правила есть и другая причина – если говорить с полным ртом, можно ненароком и подавиться.
  • В-третьих, нужно помнить, что посуда – предмет личного пользования. Поэтому во время еды каждый ест из своей тарелки и своей ложкой или вилкой.
  • В-четвертых, нельзя класть ножки на стол (то же касается и локтей)
  • В-пятых, грязные руки или рот можно и нужно вытирать о специальные салфетки, а не о скатерть и не о собственную одежду.
  • В шестых, во время еды следует сидеть рядом со столом, а не развалившись на стуле. Для того, чтобы еда выпавшая по дороге в рот не испачкала одежду и не упала на пол.
  • В седьмых, даже если  подали нелюбимое блюдо не заявлять  — «фи невкусное»
  • Восьмое правило: не стучать ложкой по стакану или тарелке и не хлебать звучно из ложки.
  • Девятое — нельзя жевать чавкая и с открытым ртом, а также облизывать пальцы.
  • Десятое  — нельзя уходить из-за стола когда ребенку заблагорассудиться.

Но прежде чем малыш освоит самое сложное, важно научить его хотя бы как нужно держать ложку и вилку и правильно сидеть за столом.

Для трехлетнего, и тем более для двухлетнего ребенка это актуальный вопрос.

Как прививать правила хорошего тона?

Чем младше ребенок, тем сложнее доносить до него что-либо словесно. Но есть язык, который понятен ему всегда. Я говорю об игре. Помимо получения удовольствия от процесса, она служит тому, чтобы дети переживали на собственном опыте ситуации, которые видели со стороны, и примеряли на себя новые образы.

Поэтому, чтобы привить ему правила хорошего тона за столом, играйте в интересные игры. Устраивайте шуточные чаепития и обыгрывайте ситуации, которые могут происходить в это время.

Такие ролевые игры по столовому этикету для детей будут очень полезны. И участие в них могут принимать любимые «зверюшки» и куклы вашего дитяти.

Однако, вместо тысячи слов ребенка лучше всего научит вести себя пример взрослого. Так как в нем природой заложено стремление подражать.

Следовательно, если вы хотите, чтобы он следовал правилам, столового этикета, то  прежде соблюдайте их сами.

С этой целью, начинайте постепенно сажать малыша за общий стол. При этом дайте ему возможность видеть все, что делаете. Он будет наблюдать, как вы держите столовые приборы, пьете из чашки, едите, держите себя.

Он будет перенимать ваши привычки – не сразу, но понемногу, потому что любой ребенок радуется возможности побыть «как взрослый».

Если он видит, как тщательно вы моете руки, он будет их мыть. Если он видит, что во время еды вы сидите спокойно и соблюдаете определенный порядок действий, он тоже будет его соблюдать.

Но если ваше поведение за столом отличается о того, которое вы пытаетесь ему привить, то никакие понукания не помогут, и винить в этом будет некого, кроме вас. Таково одно из основных правил воспитания.

Как меняются методы по мере роста ребенка?

С возрастом, по мере того, как ребенок становится старше и умнее, его способность к обучению увеличивается. Примерно к пяти годам у него уже вырабатывается определенная модель поведения. Ребенок такого возраста уже отлично знает основные правила, но со временем к ним прибавляются другие.

Во-первых, не стоит приучать чадо к тому, что прием пищи сопряжен с просмотром мультиков по телевизору. Это неблагоприятно сказывается на пищеварении и отвлекает от процесса еды.

Во-вторых, приучайте его к тому, что есть можно не где угодно в доме, а в специально предназначенном месте – на кухне.

Кроме этого, во время еды нужно вести себя прилично, чтобы не портить аппетит другим членам семьи. Нельзя чавкать, болтать, кричать, лезть в тарелку руками (если блюдо полагается есть приборами), тянуть свою вилку к общему блюду, играть с едой, хвататься за последний кусок, и т.п.

В пятилетнем возрасте ребенок восприимчив к другим видам обучения. Он способен учиться не только на положительном, но и на отрицательном примере.

Хорошим подспорьем для него станут книжки, где есть яркие веселые картинки, всевозможные «вредные советы». Их чаще пишут в стихах, чтобы ритмичный текст легче ложился на память.

Таким образом, малыш на чужом примере учится, как не надо делать.

Такие методы используются педагогами в детских садах во время занятий, чтобы в игровой форме обучать этикету. Наряду с обычной беседой это действенный способ привить хорошие манеры.

Также для обучения будут полезны и мультфильмы рассказывающие что такое столовый этикет для детей.

Правила поведения за столом вне дома

Кроме дома и детского сада ребенок время от времени оказывается с родителями в гостях.

Даже если обстановка там неформальная, и нет наблюдающих воспитателей, за поведением в чужом доме все равно нужно следить.

Обязательно нужно здороваться с хозяевами, не напрашиваться на еду, не просить что-то у хозяев и тем более не устраивать истерик. Нужно спокойно дожидаться приглашения, если оно предполагается, брать то, что дают, за все благодарить. Наоборот, родителям стоит приучать чадо к тому, что в гости не приходят с пустыми руками, а приносят что-то от себя в знак уважения. Хотя бы маленький «презент».

Тем более неприлично устраивать беспорядок – разбрасывать конфетные фантики, хлебные крошки. Недопустимо комментировать качество еды, даже если подано нелюбимое блюдо. Не надо кривиться и говорить «фу».

Впрочем, если ребенку действительно не нравится конкретное блюдо, не нужно заставлять его есть до крошки. Можно просто попробовать и поблагодарить. Этого будет достаточно для соблюдения этикета.

Это касается также тех случаев, когда в принимающей гостей семье есть дети, которые сидят за общим столом и не могут похвастаться хорошими манерами.

То, что позволено детям хозяев у них дома, не позволено детям, пришедшим в гости.

Еще ребенок должен понимать, что недопустимо вмешиваться в разговоры взрослых – перебивать их, перекрикивать, чтобы привлечь внимание родителей, делать им замечания. Он должен вести себя уважительно по отношению к старшим.

Тем более, что в свое время взрослые сами с удовольствием вступают с ребенком в общение. Особенно, если он уже достаточно подрос для того, чтобы поддержать разговор, и ведет себя вежливо.

Перед уходом нельзя выпрашивать понравившиеся сладости и особенно тайком тянуть их со стола. Но прилично будет взять, если хозяева предложат сами.

Вывод

Вы видите, что в целом правила поведения за столом не так уж и сложны, и не требуют таких уж больших усилий от детей. Все ограничения строятся лишь на уважении чужого пространства и комфорта.

Значение, которое имеет столовый этикет для детей, сопоставимо со значением других правил вежливости. Такие правила делают из них достойных людей, приятных собеседников и развивают чувство собственного достоинства.

В заключение хочу поделиться интересным обучающим видео про столовый этикет для детей:

А на этом у меня все. Надеюсь, мои советы оказались для вас полезными! Читайте, размышляйте, применяйте их на практике, показывайте друзьям и делитесь записью в соцсетях. И обязательно заходите еще. До новых встреч!

familystr.com

План-конспект занятия (старшая группа) по теме: Конспект занятия «Столовый этикет».

Конспект занятия по теме «Столовый этикет».

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 108» г. Курска

Подготовила педагог – психолог Юркина Ирина Геннадьевна

Цель: закрепление знаний детей о правилах столового этикета.

Задачи:

  • Познакомить детей со столовым этикетом.
  • Сформировать представления о культуре поведения за столом. Формировать навыки культурного, эстетически грамотного поведения за столом.
  • Развивать логические операции по средствам речевого общения: умение делать обобщения, умозаключения.

Материалы:

Сюжетные картинки с изображением правил поведения за столом, картинки для игры съедобное и несъедобное, бланки с заданием для каждого ребенка.

Ход занятия.

Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»

(дети стоят в кругу). Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернётся к своему соседу справа и сделает тоже самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.

Беседа о поведении за столом.

Как стелить нам надо скатерть?

Положить где вилку? Нож?

И на стол нам локти класть ли?

Чавкать можно? Вкусно ж все!

Что нам можно есть руками?

Ложку правильно как взять?

За едой общаться можно?

Или лучше помолчать?

На все вопросы даст ответ

Наш столовый этикет.

— Сегодня мы с вами будем говорить о правилах поведения за столом.

— И первое, что нужно сделать запомните, пожалуйста: перед едой

Ты руки старательно с мылом помой.

Закрепление правила

— Давайте представим, что мы моем руки (имитируем движение мытья рук). Ой, холодная вода побежала! (Поежились). Давайте сделаем воду приятной для мыться рук, что надо сделать? (включить погорячее).

Перед каждым правилом предъявляется картинка.

Вас позвали на обед?

Соблюдайте этикет.

Не спешите сами есть,

Предложите даме сесть.

(Правило закрепляется мальчики предлагают девочкам пройти за стол, помогают им отодвинуть стул и сесть).

-Учитесь культурными быть понемножку

И пользуйтесь ножиком, вилкой и ложкой:

Для супа столовую ложку берѐшь,

Для мяса используйте вилку и нож.

Большие куски в рот не следует брать –

Их надо на части всегда разделять!

Вот в левую руку ты вилку возьмѐшь,

А в правой держать полагается нож.

Попробуйте вилкой мясо держать,

Ножом по кусочку его отрезать.

А если положена вилка одна,

То в правой руке находиться должна.

Упражнение «За столом»

Перед каждым кладется пластиковая тарелка, нож, вилка, ложка.

— Как мы расположим эти столовые приборы? Как будем держать вилку? А если на столе будет только вилка, в какой руке будем ее держать?

-Блюдо с хлебом далеко,

Дотянуться нелегко.

Рукавом в салат не лезь,

За столом соседи есть

Попроси их вежливо.

И припомни снова,

Вежливое слово.

(Вместе делаем вывод.)

На стуле не качайся

И низко над тарелкой

Своею не склоняйся!

(Вместе делаем вывод.)

Известно с детства это всем:

«Когда я ем, я глух и нем».

Жевать и беседовать очень опасно:

Никто вашу речь всѐ равно не поймѐт,

А вдруг «не в то горло» еда попадѐт?

Не вертись, спокойно кушай.

И не чавкай, словно хрюша.

(Вместе делаем вывод.)

-Не вытирай свой рот рукой-

Салфетка есть перед тобой.

Облизывать не стоит пальцы,

Которые за все хватальцы.

Учитесь ЭТИКЕТУ, детки:

Для рук положены салфетки. 

(Вместе делаем вывод.)

Физкультминутка.

— А теперь давайте мы превратимся в посуду, я буду показывать, вы повторяйте.

Вот большой стеклянный чайник:

(Дети надувают животик.)

Очень важный, как начальник!

(Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.)

Вот фарфоровые чашки:

Очень хрупкие бедняжки!

(Приседают, одна рука на поясе.)

Вот фарфоровые блюдца:

Только стукни — разобьются!

(Кружатся, рисуя руками круг.)

Вот серебряные ложки:

Голова на тонкой ножке.

(Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.)

Вот пластмассовый поднос:

Он посуду нам принес!

(руки вытягивают вперед.)

— Молодцы, продолжаем занятие.

Один мой знакомый поесть обожает,

Но после «спасибо» сказать забывает.

Зачем вам, друзья, на него походить?

«Спасибо» нетрудно совсем говорить.

Волшебное слово «спасибо» скажите,

Свою благодарность за труд покажите.

(Вместе делаем вывод.)

После еды не ленитесь,

За собой посуду уберите.

Вы можете маме своей предложить

И вытереть стол, и посуду помыть.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Смотрим на картинки и определяем, что съедобное, а что несъедобное.

Пальчиковая гимнастика.

«ПОМОЩНИКИ»

Раз, два, три, четыре,

(Удар кулачками друг о друга).

Мы посуду перемыли:

(Одна ладонь скользит по другой по кругу).

Чайник, чашку, ковшик, ложку

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого).

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

(Одна ладонь скользит по другой).

Только чашку мы разбили,

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого).

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).

Задание «Склеим разбитую тарелку» (на бланке)

— Скажите, пожалуйста, как одним словом назвать вилку, ложку, чайник, тарелку? (посуда).

А еще какая посуда есть у вас дома? (ответы детей).

У нашего знакомого Пети случилась неприятность – разбилась тарелка. Давайте поможем ему ее «склеить», найдите нужный осколок.

Задание «Праздничное блюдо» (на бланке)

— Петя склеил тарелку и положил на нее: красное яблоко, желтую грушу, апельсин, банан, зеленый виноград и абрикос. Раскрасьте все эти фрукты. (инструкция повторяется дважды, медленно)

Теперь найдите и раскрасьте эти угощения самостоятельно.

Подведение итогов

Согласно этикету

Нашли мы все ответы

На множество вопросов

Загадок и проблем.

И как вести мы знаем

И в грязь мы не ударим,

Все правила запомним,

Еще расскажем всем.

— Давайте еще раз вспомним, какие правила, мы с вами сегодня изучили.

— Давайте встанем в круг и скажем «До свидания!»

nsportal.ru

Этикет для детей за столом

У каждого человека имеются воспоминания о том, как в детстве родители ругали их за привычку класть локти на стол во время трапезы и громкие разговоры за столом.

И хоть воспоминания остались в прошлом, хорошие манеры не выйдут из моды никогда. Современным мамам и папам стоит пользоваться каждой возможностью для того, чтобы привить чадам основу столового этикета. Как сделать это максимально просто, эффективно и быстро, родители узнают из текста текущего обзора.

С чего начать обучение ребенка

Культура поведения за столом может быть чужда ребенку, особенно если он воспитывается в семье, где родители сами далеки от соблюдения правил этикета в повседневной жизни. Поэтому знакомство с основами нужно начинать всем вместе. Мамы и папы могут вместе с карапузами приступить к «урокам», осваивая каждый день новые знания и прививая себя полезные привычки. В этом помогут книги, специальные видеоуроки и даже мультфильмы, где главные герои церемонно пьют чай, трапезничают за огромным обеденным столом и наслаждаются пиршествами на праздниках.

Отличной идеей станет использование журналов, где представлен этикет для детей в картинках за столом. Разглядывая красочные изображения, персонажи на которых соблюдают правила хорошего тона, дети поймут основы корректного поведения за столом, ведь наглядные примеры особенно эффективны в процессе обучения.

Правильное поведение детей за столом: знакомство с основами

Этикет для детей за столом имеет много общего с правилами поведения для взрослых людей. Однако некоторые нюансы все же имеются. Для начала малышей стоит приучить к базовым привычкам. Делать это нужно без криков и нервов. Обучение новым манерам пройдет гладко в спокойной размеренной атмосфере.

Не обязательно ждать торжественного случая или званого обеда для начала работы. Каждое утреннее чаепитие со свежей выпечкой или ужин с сырниками или запеканкой ребенок может рассматривать как возможность освоения главных тенденций столового этикета.

Ключевое значение имеют такие правила:

Даже маленькие дети должны являться к столу чистыми и опрятными. Важно приучить деток мыть руки перед трапезой, умывать лицо, поправлять прическу и одежду. Как мальчики, так и девочки должны понимать, что неаккуратный вид, растрепанные прядки в волосах и грязные руки – это моветон.

  • Использование салфеток

Столовый этикет предполагает использование салфеток. Поскольку для деток их размер слишком велик, допустимо складывание данного текстильного изделия вдвое. Салфетку нужно класть на колени после того, как это сделал хозяин званого ужина. Когда же обучение ведется в домашних условиях, его «роль» может взять на себя отец или мать деток, которые сидят с ними за одним столом.

  • Время дегустации блюд: когда можно пробовать деликатесы

Чтобы правильно вести себя за столом в будущем, дети с малых лет должны знать о том, что говорят правила хорошего тона о времени начала трапезы. Считается, что приступать к вкушению кулинарных изысков на столе нужно после того, когда все участники обеда, ужина, ланча или завтрака соберутся за столом и займут свои места.

Однако из данного правила имеются исключения. Например, на мероприятиях с шведских столом, в формальной обстановке или при приглашении хозяев ужина кушать можно начинать раньше, не дожидаясь присутствия всех гостей. Чтобы дети не путались и не испытывали дискомфорт, они могут спросить разрешение в случае, если не уверены, могут ли они отведать заветный чизкейк или попробовать вкусное горячее блюдо.

  • Использование столовых приборов

Когда ребенок будет уверенно справляться с вилкой и ложкой, его можно обучать правильному использованию данных столовых приборов. Не лишним будет и объяснение того факта, что еду нужно доносить до рта, а не наклоняться к тарелке, чтобы быстрее откусить лакомый кусок пирога, стейка или сытного бутерброда.

  • Разговоры за столом

Считается, что за столом неуместны громкие и долгие разговоры, когда люди заняты пережевыванием пищи. Это должны понимать и дети, поэтому задача родителей состоит в том, чтобы объяснить крохам неуместность разговоров с полным ртом пищи. Это некрасиво и опасно – малыш может подавиться хлебной крошкой или поперхнуться кусочком пищи, пытаясь поделиться за столом своими мыслями или переживаниями с присущим детям эмоциональным окрасом.

Дополнительные правила поведения за столом: этикет для детей

Когда малыши знают о том, что пищу едят с помощью столовых приборов, понимают базовые правила этикета и применяют их на практике, они готовы к получению новых сведений. Безупречные манеры помогут выработать следующие рекомендации:

  • Запрет на игры с едой

Этикет за столом для детей не разрешает игры с едой. Даже если речь идет об утреннике или детских именинах, присутствующие за трапезой карапузы не должны размазывать по тарелке кетчуп, проявляя свой талант художников, бросаться хлебом и жонглировать фруктами. Игры в приличном обществе не проводят за столом и малыши должны привыкать к этому правилу с детства.

  • Проявление благодарности

Дети должны учиться быть благодарными за блюда, которые для них с любовью приготовили бабушки, дедушки или родители. Поэтому важно приучить ребенка говорить спасибо после обеда. Он также может сказать о том, какое блюдо ему понравилось и пр.

  • Оптимальная порция: как кушать блюда с общих тарелок

На столе всегда присутствуют блюда на общих тарелках – это могут быть салаты, закуски, соусы и пр. Дети должны знать, что их нужно порционно класть на свою тарелку, используя для этого столовый прибор, помещенный на общем блюде. Неприлично использовать для этих целей свою вилку или ложку.

Распространенные ошибки

Довольно часто родители оказывают чрезмерное давление на детей, ожидая от них скорого и безупречного изучения столового этикета. Мамы и папы, действуя из лучших побуждений, неосознанно совершают такие ошибки:

  • Запугивание детей

Когда малыш постоянно слушает крики о том, что нельзя болтать за столом, нужно сидеть молча и т.п., у него вырабатывается масса комплексов. Он становится замкнутым и необщительным в повседневной жизни. Это негативно сказывается на эмоциональном состоянии.

Чтобы избежать ошибки, нужно поощрять детей к общению за столом, предварительно рассказав им, что говорить нужно после того, как пища пережевана и проглочена. Карапузы с радостью поддержат «светскую беседу» за столом с бабушкой, дедушкой, старшими братиками и сестричками.

  • Изобилие правил и запретов

Стоит понимать, что со старта детям довольно сложно запомнить все правила и тонкости. Приступать к изучению новых знаний нужно после того, как малыш сумел сформировать и закрепить очередную привычку столового этикета.

В противном случае мамы и папы совершат еще одну популярную ошибку. Они перегрузят карапуза новой информацией, в результате чего к обучению манерам он будет относиться с пренебрежением и отсутствием интереса.

  • Отсутствие индивидуального подхода

Каждый ребенок индивидуален, поэтому не существует лучшего возраста или времени для начала его обучения хорошим манерам за столом. Родители должны быть сами заинтересованы в том, чтобы приступать к обучению ребенка в тот момент, когда он будет готов.

Этикет за столом правила поведения для детей – презентация схемы обучения

Схема обучения детей разрабатывается родителями в персональном порядке. Однако некоторые основы они могут взять на заметку. Начинать работу над манерами стоит с простых разговоров.

В формате диалога мама с папой расскажут малышу о том, как правильно вести себя за столом принято в цивилизованном и культурном обществе. Через некоторое время можно приступать к практике. Она может проводиться не только в стенах дома, а и в гостях. Постепенно ребенок сам начнет действовать за столом корректно, поедая свой ланч в садике или завтракая в школьной столовой в компании одноклассников.

Чтобы в будущем дети вели себя в обществе как истинные леди и настоящие джентльмены, родители с детства прививают им хорошие манеры. Они рассказывают сыновьям и дочерям о базовых правилах этикета, знакомят с основами хорошего тона. В результате, будучи подростками, чада ведут себя за столом деликатно и тактично.

feminissimo.ru

Статья: Столовый этикет для дошкольников.

                                   Столовый этикет для дошкольников.

Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться.

                                                                                                             Б. Паскаль

Правила этикета для детей — одна из важных тем, которую родители должны поднимать в своей семье своевременно. Человек любого возраста, живущий в обществе, должен считаться с нормами поведения, принятыми этим обществом, и следовать им. От того, насколько добросовестно родители воспитывают свое чадо, зависит место ребенка в социуме.
Этикет – это свод норм и правил, регулирующих поведение людей в обществе или отдельно взятой социальной группе. Говоря об этикете для детей, мы подразумеваем правила хорошего поведения, в первую очередь, в отношении взрослых, потому что именно они могут оценить поведение как «хорошее» или «плохое» в силу своего опыта.
Без сомнения, поесть вкусненького мы любим все… Однако далеко не все знают элементарные правила поведения за столом. Чтобы не оказаться в глупой ситуации перед людьми, с которыми ты будешь находиться за одним обеденным столом, выучи эти основные правила и тебе никогда не будет стыдно за себя.

Итак, правила поведения за столом для детей:

•    Не клади на стол локти: они могут помешать соседу, да и занимают много места. Очень неприлично раскачиваться на стуле.

•    Не разговаривай с полным ртом – прожуй и проглоти, потом говори, не чавкай – старайся есть беззвучно.

•    Чтобы было легче жевать – не откусывай слишком больших кусков.

•    Клади на тарелку столько еды, сколько сможешь съесть.

•    Мясо, поданное большим куском, принято есть с вилкой и ножом: вилка — в левой руке, нож – в правой. Небольшими кусочками нарезаешь мясо, нож откладываешь в сторону, вилку берешь в правую руку – и ешь себе! Такая манера еды демонстрирует воспитанность (тарелка выглядит более аккуратной).

•    Не нужно есть ложкой то, что можно есть вилкой, а также не пользуйся ножом, если можно обойтись при помощи все той же вилки. Например,  рыбу, котлету, заливное ножом не режут – отламывают вилкой небольшие кусочки.

•    Гарнир (картофель, овощи, макароны) набирай на вилку с помощью хлеба, а не с помощью пальцев.

•    Руки и губы вытирай салфетками, ни в коем случае руками, скатертью, либо одеждой.

•    Если тебе захотелось попробовать какое-то блюдо, находящееся вдалеке от тебя, не тянись к нему через весь стол, а попроси вежливо передать.

•    Из общей посуды накладывай еду не своей ложкой либо вилкой, а теми, что находятся на общем блюде.

•    Такие сладости, как торты и пирожные, не едят с руки, а отламывают ложечкой в тарелке.

•    И самое главное: необходимо обязательно поблагодарить того, кто готовил и подавал вам блюда, сказать волшебное «спасибо»!

Правила поведения за столом очень важны в современном мире. Праздничный стол, поход в кафе или ресторан, романтический или дружеский ужин не может обойтись без элементарных правил этикета…

nsportal.ru

Этикет для детей: столовый, гостевой, советы родителям

Роскошь общения и, что самое главное, правильного поведения является украшением каждого культурного человека. С малых лет необходимо рассказать ребенку о том, как правильно вести себя в обществе, как правильно подать себя при знакомстве и общении со сверстниками, взрослыми, а также с незнакомыми людьми, как вести себя за столом или в гостях. Чтобы проявить в еще крошечном человеке только самые хорошие социальные качества, следует знать этикет для детей и усвоить правила поведения.

Влияющие факторы

Первичное обучение ребенка этикету конечно же начинается с нас самих. Дети — великие наблюдатели и подражатели, которые замечают любые поступки взрослых. Учеными отмечено, что малыши впитывают, как губка, разговорную речь, мимику и интонацию родителей. Будьте осторожны в своих высказываниях если не хотите, чтобы первым словом вашего ангела стало совсем неангельское выражение.

Также обращайте внимание на круг друзей вашего ребенка — дети очень сильно подвержены влиянию со стороны, и если им покажется, что авторитет в школе можно завоевать негативным поведением (мат, сигареты, хулиганство), то непременно ваше чадо начнет поступать таким образом, что никогда не приводит к позитивным последствиям.

Этикет для детей: методы обучения

В детском саду дети также переносят и копируют манеры воспитателей. Именно там коллектив впервые делится на «своих» и «чужих». Дети часто обращаются ко сверстникам по фамилии или прозвищу – все это результат обращения взрослых. Считайте этикет в детском саду первым шагами в коммуникациях маленького человечка со взрослым миром.

В большинстве своем от нас самих зависит, каким вырастет наш ребенок.

Занятия с маленькими детьми можно проводить в домашних условиях: специальные мультфильмы и пособия помогут родителями рассказать малышу в картинках и стихах для лучшего запоминания, как нужно себя вести. Лучшая книга, о которой может рассказать мама — это она сама. Преподнесите истории из жизни или примеры таким образом, чтобы ребенок воспринял их, как жизненную модель будущего поведения.

В возрасте 5-6 лет перед первым походом в школу правильным будет посетить центр по развитию ребенка, где профессиональный психолог проведет тестирование и путем беседы выявит возможные слабые места в этикете сына или дочери, а также в психологической готовности к занятиям. Оказанная консультация во многом может помочь предупреждению дальнейших семейных конфликтов и ненужных наказаний. Не стоит забывать, что не только детям нужно постоянное напоминание об их поведении – присутствие на консультации поможет родителям изменить отношение к самим себе, друг другу и, в конечном итоге, к поступкам и решениям их детей.

Актуальность развития у дошкольников навыков культурного поведения в условиях детского сада определяется низким уровнем этих навыков в семье, в обществе в целом. У детей формируется двойственное представление о нормах поведения (в детском саду требования надо соблюдать, а дома они отменяются).

Вот, что нужно выучить ребенку в возрасте до 3 лет:

Здороваться и прощаться с взрослыми и детьми.
Употреблять выражения просьбы, благодарности. Вежливо обращаться к воспитателям.
Проявлять внимание к сверстникам. Сюда входит и совместный досуг, и общая собственность (игрушки, сладости ипрочее.), а также умение выслушать и понять собеседника.

Столовый этикет для детей

Иногда родителям приходится сильно краснеть за своих детей, когда они вместе приходят в гости или отправляют свое чадо на день рождения к другу. Большое количество казусов может быть связано с тем, что ребенок просто не умеет правильно вести себя за столом: кривляется, крутится, играет столовыми приборами, махает руками, чавкает, лезет своей ложкой в чужую тарелку. Столовый этикет для каждого ребенка должен стать одной из ключевых баз знаний, ведь это может напрямую повлиять на то, как потом он будет себя вести в школьном или даже взрослом возрасте.

Уроки столового этикета для ребенка с 1,5 до 5 лет

Начинать давать уроки столового этикета нужно малышу с 1,5 лет, когда он становится полноценным владельцем своего места за семейным столом. Добиваться, чтобы перед каждой трапезой карапуз выкрикивал вам «Приятного аппетита!», не получится — это придет со временем само собой, если основные навыки хорошего поведения будут уже усвоены.

  1. Перед едой нужно обязательно помыть руки с мылом. Пусть этикет для детей будет преподноситься на вашем взрослом примере — так вы сможете воспитать правильные качества в своем ребенке. Вместе с ним перед приемом пищи мойте руки и подчеркивайте, как это важно делать.
  2. Кушать нужно за обеденным столом. Сейчас прием пищи все чаще происходит перед телевизором или компьютером — это не правильно. Во-первых, совместная семейная трапеза очень объединяет. Во-вторых, как известно, отвлекающийся на мелькающие картинки мозг человека хуже справляется с пониманием насыщения желудка. Оттого и ребенок, и взрослый могут съест больше, чем хотел или чем нужно. Детское ожирение все больше становится актуальной проблемой современности.
  3. На грудь нужно постелить салфетку. Так одежда малыша останется чистой, даже если с ложки что-то капнет или упадет.
  4. С пищей играть нельзя. Детки стараются играть со всем, что попадает им под руку, в том числе и с едой. Ребенку нужно объяснить, что размазанная по рукам каша, раскрошенный по полу хлеб или разбросанное печенье — это плохо, неправильно.
  5. Рукой в тарелку лезть нельзя. Малыш должен понять, что первые блюда едят ложкой, вторые блюда — вилкой или ложкой, и только печенье, пироги, хлеб, ягоды и прочее — руками.

Родителям важно самим научиться придерживаться своих же установленных правил. Кроме того, вам нужно быть последовательными в своих требованиях. Если сегодня вы запретили ребенку кушать перед телевизором, а завтра разрешили, то никакого урока столового этикета он для себя не усвоит. Не кричите, не ругайте кроху за то, что у него что-то не получается.

Уроки столового этикета для ребенка с 5 лет

Возраст от 5 лет психологи называют сенситивным — информация откладывается у детей дошкольного и младшего школьного возраста в голове гораздо качественнее. Но есть одно «НО»! Ребенок уже имеет собственное мнение практически на все, поэтому переубедить его что-то делать или не делать будет намного сложнее. Однако столовый этикет пригодится ему в ситуации, когда он придет к друзьям на день рождения или пригласил гостей к себе. Правила:

  1. На стуле нужно сидеть красиво. Крутиться и раскачиваться, ставить локти на стол, растягивать на столе руки, мешая соседям, нельзя.

    Если локти ребенка так и норовят оказаться на столе, предложите ему хитрое упражнение. Возьмите две книги одинаково небольшой толщины и попросите ребенка зажать их подмышками. Отпускать книги нельзя до тех пор, пока прием пищи не будет закончен. Привычка сформируется сама собой.

  2. Нельзя говорить с набитым ртом. Фразу «Когда я ему, я глух и нем» знают все.  Объясните ребенку, что не стоит сразу класть в рот большие куски пищи, иначе их будет сложно жевать, да и выглядеть это будет некрасиво. Еще одна частая проблема — чавканье. Она вытекает из предыдущей: как только кусочки еды во рту будут небольшими, его проще будет держать закрытым.
  3. За столом нельзя кашлять. Нет-нет, сдерживать его не стоит, однако необходимо иметь под рукой бумажную или тряпичную салфетку, чтобы во время откашливания отвернуться и прикрыть рот.
  4. Громко разговаривать и кричать нельзя. Особенно это касается тех случаев, когда ребенок хочет в туалет и заявлет об этом всем окружающим. Объясните ему, что сказать об этом нужно шепотом на ушко кому-то из родителей.
  5. Нельзя тянуться за едой через весь стол. Если ребенок хочет положить себе в тарелку что-то, что лежит от него далеко, нужно попросить о помощи. Вежливость при этом тоже важна — необходимо применять волшебные слова в просьбах.
  6. Садиться за стол нужно после взрослых. Выходить из стола можно только после того, как все гости поели. Когда ребенку становится скучно и хочется выйти, он должен извиниться и попросить вежливо об этом.
  7. После трапезы нужно сказать «Спасибо». Это касается не только гостевого этикета, но и домашнего. Всякий раз напоминайте ребенку, что за приготовленную для него еду нужно благодарить хозяйку или хозяина.

Уроки столового этикета для ребенка с 10 лет

Становясь взрослым, ребенок школьного возраста все больше нуждается в получении уроков столового этикета. Уже тогда сверстники могут дразнить за то, что ты не знаешь, как держать вилку, для чего нужен тот или иной прибор и как правильно сервировать стол. Поэтому выделим несколько моментов, которые требуется усвоить ребенку после 10-летнего возраста:

  1. Столовые приборы нужно использовать правильно. И знать о том, какая вилка и для какого блюда нужна, тоже следует. Если ваш ребенок попадет в ресторан и будет уже знать азбуку приборов, которые он не использует каждый день,  то его не испугает содержательная сервировка. Ложкой есть второе блюдо в гостях не принято (если только не дань традициям) — для этого используется вилка. Распиливать мясо нужно специальным ножом, а не ребром вилки или зубами.
  2. Правильная позиция за столом. Необходимо сидеть с ровной спиной, опустив локти вниз. Чтобы встать из стола, необходимо сначала тихонько отодвинуть стул, а затем только подняться.
  3. Уважение по отношению к другим гостям. Гостевой этикет предполагает, что ребенок будет осторожно, не толкаясь, обходить при необходимости соседей по столу. Двигаться нужно, как и в кинотеатре, лицом к тем, мимо кого проходишь.

Этикет для детей: еще несколько простых уроков

Для современных детей характерна дилемма – хочется влиться в новый коллектив со всеми его законами без осложнений и в то же время сохранить свою индивидуальность. Этого можно добиться одновременно, если соблюдать несколько хороших правил:

  1. Не нужно конфликтовать и выражать негативные эмоции по первому зову. Разберитесь в ситуации и узнайте подробности того или иного поведения. Этикет для детей предусматривает снисхождение, лояльность, умение слышать оппонента.
  2. Высказывай свое мнение сдержанно, особенно если оно идет вразрез с окружающими доводами. Свою позицию нужно доказывать хладнокровно, без криков.
  3. Относиться к окружающим нужно так, как хотелось бы, чтобы относились к тебе.

В интернете вы найдете много мультфильмов, сказок, поучительных видео, которые можно скачать и показать детям. Прививая своей крохе понимание вежливости, сдержанности, чувств благодарности и признания, преподавая этикет для детей, можно вырастить достойного человека с копилкой нужных по жизни принципов. Люди, которые с детства приучены говорить «спасибо», никогда не возьмут ничего без спроса. Растите хороших детей – они являются нашим будущим!

mojdetskijsad.ru

Каковы правила этикета за столом для детей?. ГУО «Ясли-сад № 10 г. Бреста»

Каковы правила этикета за столом для детей?

Когда к вам приходили в гости маленькие детишки и превращали ужин в балаган, наверняка у вас внутри закипала ярость, и об их родителях (неважно насколько они близкие родственники), вы думали, что они не очень ответственно относятся к роли воспитателей. А теперь попробуйте сами научить своих детей правильно сидеть за столом, и вы поймете какой это тяжкий труд. Многие говорят, что дети должны быть детьми, то есть им позволяется играть, шутить, бегать все время, но такая позиция удобна только тем родителям, которые не хотят заниматься детьми, и в итоге мы повсюду замечаем, насколько дети избалованны. Вы должны с самого маленького возраста, прямо после исполнения годика объяснять своему чаду правила поведения детей за столом, и, несомненно, показывать пример, чтобы, глядя на свою маму, ребенок подражал её хорошим привычкам.

Готовимся к принятию пищи

Каждая кроха должна знать, что самое главное правило подготовки к принятию еды – это чисто вымытые руки. Пока ребенок маленький, вы должны помочь ему вымыть ручки и насухо их вытереть, и только потом усаживать его за стол. Когда ребенку исполнится 2-2,5 года, он уже должен на подсознательном уровне перед каждым приемом пищи вспоминать, что нужно бежать в ванную и мыть руки. Если малыш забывает, не ленитесь ему напоминать, потому что голова ребенка может быть забита всем чем угодно, только не правилами поведения.

Мальчишки уже сызмальства должны быть джентльменами, поэтому их нужно учить помогать дамам, отодвигать стульчик, пропускать маму за стол первой, и только потом усаживаться самому. Желательно, чтобы ярким примером был папа, который всегда ухаживает за мамой. Вы будете казаться ему идеальной парой, которой захочется подражать.

От того, насколько правильная посадка будет у ребенка за столом, зависит нормальное развитие его костей, в частности позвоночника. Поэтому за обеденным столом нужно думать о своей осанке, то есть о том, чтобы спина всегда была прямая. Пока ребенок маленький, желательно усаживать его в специальный стульчик для кормления и придвигать к столу. Малыш должен находиться на одном уровне со взрослыми, а не выглядывать из-под стола, иначе его действия будут еще более неуклюжими. Если же вы разрешаете ребенку сидеть на обыкновенном стуле, при необходимости подкладывайте ему под попу что-то мягкое, например, подушку.

Старайтесь всегда усаживать ребенка слева от себя, чтобы в любых ситуациях (если ребенок вымажется, перевернет тарелку, уронит ложку, раскапризничается), вы могли ему сразу помочь. Если вы сами едите правой рукой, то вам легче будет наблюдать боковым зрением за ребенком, сидящим слева.

Приучайте ребенка кушать вместе с вами, садиться каждый день в одно и то же время завтракать, обедать и ужинать. Если малыш видит, что на столе уже стоит еда, он не должен сразу же на неё набрасываться. Нужно подождать, пока рассядется вся семья, и лишь пожелав друг другу «приятного аппетита», все могут начинать кушать. Хватать со стола кусочки сыра, колбас, овощей и любых других продуктов некрасиво, и такие моменты нужно сразу пресекать. Однако не кричите на ребенка, а спокойно объясните, что нужно дождаться, пока все сядут за стол, и только потом брать еду.

Когда вы находитесь в гостях, расскажите малышу, что сначала рассесться должны все взрослые, а уж затем садятся дети, ведь вы наверняка не раз сами видели, как невоспитанное дитё плюхается на стул первым, а мамы за ухо выводят их из-за стола за непослушание. Чтобы такого не случилось, особое ударение в своей семье делайте на то, что в первую очередь за стол садятся взрослые.

И вот когда малыш усажен за стол, положите ему полотняную салфетку на колени, а бумажную под тарелку. Конечно, если ребенок еще маленький, то ему надевают нагрудник, но от полотенечек не нужно отказываться, потому что они защитят его одежду от рассыпанных крошек и брошенной еды. Дети за столом должны знать, что полотняная салфетка всегда лежит на ногах, и ею можно вытереть только руки. Бумажная салфетка является вспомогательной, и ею вытирают ротик, щечки, лобик или обпачканные ручки.

Приучаем ребенка к столовым приборам

Деткам до 3-х лет желательно давать только ложку, чтобы они сначала научились управляться с предметом без острых краев. Конечно, совсем крохотные малыши вряд ли поймут, почему нельзя переворачивать тарелку или почему обмазывать кошку кашей плохо, но если ребенок начинает играться, значит, он не голоден, а соответственно тарелку можно забирать. Уже к 1,5 годам дети за столом начинают правильно кушать ложкой, самостоятельно держат чашку и могут поднести её ко рту, не пролив ни капли.

После 3-х лет приучайте ребенка к вилке, но обязательно следите за ним, не оставляйте со столь опасным предметом наедине. Когда ребенку исполнится 5 лет, ему можно объяснять этикет за столом для детей, показывая еще один прибор – нож. Можно приобрести настоящий сервировочный набор для малыша с красивыми ручками — в них точно будет нож, но он не будет острым, поскольку специально сделан для ребенка. Малыш должен запомнить главное правило – если используешь нож, то его нужно держать в правой руке, а вилку в левой.

Если нож не требуется, то вилку держат в правой руке. Расскажите малышу, что мясо обязательно нужно кушать, разрезая на части ножом, при этом на собственном примере покажите ребенку, как это делается: вилка должна стоять к тарелке под наклоном, а не перпендикулярно, чтобы в случае её соскальзывания все содержимое тарелки не высыпалось на вас или на пол. Не нужно разрезать кусок мяса сразу на мелкие части – лучше отрезать маленькие кусочки по мере того, как они съедаются, потому что, если разрежете сразу, то оно быстро остынет и станет уже не таким вкусным (обязательно помогайте ребенку разрезать пищу, если у него не получается).

Правила поведения детей за столом

Все мы помним, как наши мамы изо дня в день, как молитву, произносили за столом эти слова: «Не чавкай!», «Не ёрзай!», «Не балуйся с едой!», «Не говори с набитым ртом!», «Тщательно пережевывай!». Вы же научились этому, значит и ваши дети должны знать и соблюдать эти правила.

  • Осанка прямая, локти на стол не ставим, но кисти рук обязательно должны быть на столе, а не под ним.
  • Нельзя кричать, петь за столом, много разговаривать (а тем более с набитым ртом).
  • Нельзя лезть руками в тарелку и играть с едой.
  • Хлеб брать только руками.
  • Нельзя чавкать и громко хлебать, нужно набирать в ложку немного пищи, чтобы можно было прожевать её с закрытым ртом.
  • Кушать нужно, не торопясь, тщательно пережевывая пищу. Выплевывать, а тем более плеваться едой строго запрещается, и такие моменты должны пресекаться сразу.
  • Нужно съедать всю еду, которая лежит в тарелке. Это правило ребенок может выполнить лишь в том случае, если мама положила ему правильную порцию, то есть столько, сколько может съесть малыш. Лучше положить меньше и потом дать ребенку добавку, чем приучать его к перееданию.
  • Запачканные ротик и ручки нужно вытирать салфеткой после каждого приема пищи.
  • После каждой трапезы обязательно нужно сказать «Спасибо» тому, кто эту еду купил и приготовил.
  • Оставаться за столом нужно до тех пор, пока все не закончат трапезу и не встанут из-за стола. Если ребенку скучно слушать взрослые разговоры, он может уйти, лишь предварительно спросив у родителей разрешения.

Как научить ребенка соблюдать этикет за столом?

Самым наглядным примером и авторитетом для малыша должны быть его родители, так что если хотите вырастить воспитанного, социально приспособленного человека, следите в первую очередь за своим поведением. Дети – это наше отражение, и если в кругу семьи у вас позволена отрыжка, громкие разговоры за столом, выражение неудовольствия едой, то и ребенок будет поступать так же, что неприемлемо для общественности.

Маленьким деткам можно рассказывать об этикете в игровой форме, посадив за импровизированный стол зайчиков, медведей и других мягких игрушек, для детей постарше любые правила нужно доступно объяснять и не лениться каждый раз повторять их до тех пор, пока ребенок не будет выполнять их автоматически.

Подавайте еду ребенку в разной посуде: в глубокой супы, в мелкой вторые блюда, в розетках и блюдцах десерты. Подсказывайте, какой прибор для какого блюда нужен: для супа – ложка, для второго – вилка, для десерта – маленькая ложка. Таким образом, вы ненавязчиво прививаете ребенку правильное поведение за столом. Просите у ребенка помощи в сервировке стола, и уже после нескольких семейных праздников ребенок лучше вас будет знать, какой прибор куда положить или поставить, и зачем он вообще нужен. Когда вы учите ребенка, никогда на него не кричите, потому что в этом случае малыш как бы закрывается от вас, и ни одно ваше слово до него не дойдет. Новые правила поведения за столом вводите постепенно, а не рассказывайте ребенку всё по пунктам за один обед. Когда ребенок научится выполнять одно требование, пора приучать его к другому, и так постепенно вы достигнете успехов в его обучении этикету. Правильное поведение за столом для детей является непосильной задачей, но благодаря вашему терпению и желанию научить ребенка правильно себя вести, в будущем вы будете горды за свое чадо.

Ссылаясь на неусидчивость своих крох, мамы часто прощают им мелкие шалости, постоянное ёрзанье, баловство. Такое поведение терпимо, когда ребенку годик – два, но чем старше становится малыш, тем строже к нему нужно относиться. И если ребенок откажется в очередной раз вести себя хорошо, скажите, что больше за стол со взрослыми он не сядет, а это очень важный момент для ребенка — сидеть со взрослыми за одним обеденным столом и делать то же, что и они.

Когда ребенок, наваливаясь всем телом, пытается достать хлеб или соль на другом конце стола, скажите, что так делать некрасиво, к тому же можно вымазаться едой. Объясните малышу, что он за столом не один, и маме будет только в радость помочь своему чаду. Передайте ему солонку или хлеб, и скажите, чтобы в следующий раз ребенок просил передать ему то, до чего он не дотягивается вытянутой рукой.

Отрыжки пресекайте сразу, и объясняйте доступным языком, что так делают только невоспитанные дети. Чтобы не случалось таких казусов, не давайте ребенку газированную воду. Ну а если ребенок все же не сдержался, учите его закрывать рот и обязательно извиняться в таких случаях. Если он не будет делать отрыжку дома, то и в гостях за него переживать не стоит.

Если ребенку не нравится приготовленное блюдо, он тут же скажет об этом, да еще и в обидной форме, потому что еще не понимает, что такое тактичность. Наверняка маме, которая стояла у плиты полдня и готовила ужин, будет очень неприятно слышать такие вещи. Объясните ребенку, что о еде нельзя отзываться плохо, даже если она ему не нравится. Лучше ничего не сказать, чем обидеть маму, так что если ребенку не нравится суп, пусть он его просто отставит и попросит что-то другое, но не будет огорчать кормилицу. Если ребенок не ест за столом, и каждый раз отказывается от пищи, то родителям нужно пересмотреть список продуктов и добавлять с каждым разом новые ингредиенты или готовить новые блюда – дети любят красивую, красочно украшенную, новую и вкусную еду.

ds10brest.schools.by

Застольный этикет для детей

Сегодня поговорим о застольном этикете — своде правил поведения до, во время и после еды.

Изучив эти правила, почувствуешь себя уверенно в любой обстановке: дома, в кафе, у друзей.

Поэтому важно уяснить их и выполнять!

Содержание:

Общие правила перед приемом пищи
Тщательно помой руки. Желательно с мылом.

Не заставляй себя ждать и приглашать кушать несколько раз. Это неуважение к приглашающему. Некрасиво, когда все ждут только тебя. Поэтому на званые обеды, дни рождения старайся приходить вовремя или чуть-чуть раньше, но ни в коем случае не опаздывай!

Дома за столом у каждого есть определенное место: садись на свое, не занимай чужое. В гостях усаживайся туда, куда укажет хозяин праздника или взрослые. В кафе — выбирай любое свободное место, не торопясь, не толкаясь, не обгоняя!

Правила поведения за столом

• Тщательно пережевывай пищу, разделяя ее на небольшие части.
• Не размахивай руками, не разговаривай с полным ртом, не играйся столовыми приборами, не раскачивайся на стуле, не клади локти на стол, не болтай ногами. Не склоняйся низко, не горбись, сиди прямо.
• Нельзя вертеться, кормить домашних животных. Кушай аккуратно, чтобы остатки еды не падали обратно в тарелку, на стол или на пол.
• Из общего блюда бери тот кусок, который к тебе ближе, не переворачивая все содержимое.
• Не кроши хлебом! Взятый кусочек хлеба обязательно доедай!
• Если общее блюдо находится от тебя далеко, не пытайся дотянуться до него через весь стол. Попроси человека, находящегося к нему ближе, положить тебе порцию в твою тарелку.
• Никогда не вытирай грязные руки и рот об одежду. Для этого есть салфетки.
• Кушай и пей тихо! Не чавкай! Ты ведь не поросенок!

Правила пользования столовыми приборами

• Научись правильно использовать ложку, вилку, нож. Как они появились и когда их стали использовать люди, можешь почитать в нашем журнале «Обовсёмка» №1, страница 41.
• Ложку держи тремя пальцами правой руки. Не наполняй ее до верха, чтобы с нее не стекали и не падали остатки пищи обратно в тарелку.
• Если для еды тебе нужна только вилка, ее можно держать как ложку или так, чтобы удобно было накалывать пищу.
• При использовании двух приборов — ножа и вилки, нож держи правой рукой. Вилку, расположив ее слегка наклонно к поверхности тарелки, — левой.
• Твердую пищу разрезай на небольшие кусочки, для удобства пережевывания для лучшего усвоения пищи.
• Запомни: ножи предназначены только для нарезания. Нельзя с него есть, накладывать с его помощью еду на вилку.
• Во время перерывов в процессе потребления еды и по окончании застолья столовые приборы ложи на тарелку.
• Правила пользования салфетками.
• Тканевую салфетку аккуратно разверни, разложив на коленях (нельзя засовывать ее за ворот одежды). Она спасет тебя от нежелательных пятен и упавших случайно крошек.
• Тканевой или бумажной салфеткой вытирай рот, руки, но не лицо.
• Окончив трапезу, тканевую салфетку кладут на стол сбоку тарелки. Использованные бумажные салфетки — на край тарелки.

Правила употребления некоторых блюд

Первый блюда (супы, борщи, окрошки, рассольники, солянки), каши едят ложкой.Когда в тарелке остается немного первого блюда, наклони слегка тарелку от себя, собери остатки. Иначе рискуешь выплеснуть все на себя.
Некрасиво дуть на горячую пищу. Первые блюда охлаждай, слегка помешивая их ложкой.
Продукты, которые можно легко разделить вилкой не режут, а едят, непосредственно используя вилку. Это относится, например, к рыбным блюдам, картофелю, котлетам, разнообразным запеканкам, яичнице.
Для поедания разного вида колбасок, сосисок, сарделек, мясных блюд, используй нож и вилку, постепенно отрезая от большого куска небольшие кусочки.
Мясо птицы и дичи с костей изначально срезают ножом и вилкой. Оставшееся на косточке мясо можешь взять рукой за кончик кости.
Хлеб берется рукой или вилкой, которая еще не использовалась. Дома кусочек хлеба кладется слева на обычную бумажную салфетку. В кафе — на специальную пирожковую тарелку. Руками можешь брать печенье, пирожки, фрукты.
Положив сахар в чай специальными щипцами или чайной ложкой, размешивай его бесшумно. После этого ложечку надо вытащить, чтобы она не мешала пить.
Простоквашу, йогурт, кисель едят десертной ложечкой.
Если в напитке есть ягоды, косточки от них аккуратно положи ложечкой на блюдце.

Правила поведения после еды.

Никогда не вставай из-за стола не окончив кушать или без разрешения взрослых. Выходя, не бери с собой пищу.
Обязательно поблагодари того, кто тебя накормил.
Никогда не говори, что какое-то блюдо тебе не понравилась, потому что обидишь того, кто его готовил. Как говорится, «на вкус и на цвет товарища нет». У каждого свои предпочтения.
Лучше изначально отказаться от нелюбимого блюда, чем кушать, выражая недовольство. Тот факт, что еда не нравится тебе, вовсе не означает, что она невкусная. Она может нравится другим людям, сидящим с тобой за столом. Не порть им аппетит!
Ешь с удовольствием и хорошим настроением! Смотреть на скучающее или перекошенное недовольной обиженной гримасой лицо, неприятно!
Обязательно помой руки.

Надеюсь, ты быстро усвоишь правила застольного этикета. Тогда тебе краснеть не придется, родители будут довольны, а окружающие будут считать тебя воспитанным ребенком!


Поделиться в соц. сетях