Разное

Статьи по дошкольному воспитанию – Статьи — Дошкольное образование — Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет.su

Содержание

Статья по теме: Дошкольное воспитание

Дошкольное воспитание детей.

    Дошкольное воспитание детей включает в себя несколько различных направлений. Методы воспитания и дошкольного образования детей. Основные принципы дошкольного воспитания детей с переменами, происходящими в обществе, изменяется и подход к воспитанию детей. Если раньше на детей воздействовали, навязывая им чувство вины, прививая правильные привычки принуждением и запретами, то сегодня современные дети фактически не реагируют на такие методы. В основе современных методов воспитания лежит взаимное уважение и сотрудничество между взрослыми и детьми, при этом необходимое доверие и открытость отношений требует большой самоотдачи и от взрослых, которым также для успешного дошкольного воспитания детей необходимо менять собственные стереотипы.

Можно выделить основные принципы, на которых базируется сегодня воспитание детей: 

  • Уважительное отношение, которое не допускает унижения, насилия и авторитарного давления;
  • Свобода выбора, которая позволяет в полной мере ребенку раскрыть заложенные в него способности. При этом речь не идет о полной свободе без контроля со стороны взрослых. Нужно создавать необходимые для всестороннего развития и дошкольного воспитания детей условия, позволяющие в безопасной обстановке максимально легко и просто получать знания и навыки;
  • Помощь в принятии решения, которая заключается в том, чтобы показать достоинства, недостатки и возможные последствия от тех или иных поступков;
  • Объяснение своих требований и поступков. Это позволит малышу понимать, что взрослый не давит на него, а старается уберечь от опасности или учит дисциплине, необходимой в жизни;
  • Постоянное общение, которое позволяет не только установить доверительные отношения между родителями и ребенком, но и способствует развитию правильной речи;
  • Поддержка любых начинаний и поощрение инициативы, что позволит выработать уверенность в себе и ответственность за свои поступки;
  • Проявление чувств по отношению к ребенку.

Многим родителям кажется, что ребенок априори знает о том, что его любят. Однако это не соответствует действительности, и малыш нуждается в ежедневном подтверждении того, что его действительно любят. Любовь может выражаться различными способами – ласковыми словами, проведенным вместе временем и одобрением. Воспитание и дошкольное образование детей Принципы воспитания детей дошкольного возраста определяют работу педагога дошкольного учреждения и необходимы для успешного обучения и полного усвоения ребенком необходимых знаний. Во время дошкольного воспитания детей и организации процесса обучения задачей воспитателя и педагога является создание необходимых условий для повышения общей познавательной активности детей, формирование положительного отношения к учебным занятиям, воспитание самостоятельности и работоспособности. Одним из основных принципов дошкольного воспитания детей и формирования качеств личности ребенка является системность и последовательность. Благодаря этому все необходимые навыки и знания преподносятся в зависимости от возраста с постепенным усложнением. Систематичность обучения включает в себя следующие понятия: Предоставляемый учебный материал должен отражать различные стороны окружающей действительности и обобщаться в единую систему знаний; Квалификация педагога должна позволять ему донести необходимые знания по мере возрастания сложности с учетом того, что ребенок может понять в зависимости от возраста и способностей; Учебный план должен способствовать постепенному развитию логического мышления и включать различные его составляющие – сравнение, анализ, синтез, обобщение, развитие .На  занятии должно быть понимание и усвоение нового материала, а также развитие чувств, внимания, воображения, памяти и формирование таких черт характера, как целеустремленность и настойчивость в преодолении возникающих сложностей. Кроме того, еще одним необходимым условием для построения правильного процесса обучения является доступность учебного материала. На этом принципе основана педагогика М. Монтессори, которая считала, что для всестороннего развития ребенка необходимо обеспечить его всеми необходимыми для этого пособиями и дидактическими материалами. Занятия с детьми должны стимулировать познавательную активность. Наглядным пособием может служить любая материальная или знаковая модель. Однако нужно понимать, это всего лишь инструмент познания, а не цель. Поэтому при их использовании нужно учитывать его содержание и возможность обратной связи. Воспитание и дошкольное образование детей должно базироваться на индивидуальном подходе с учетом личных особенностей характера ребенка, его темперамента, наклонностей и способностей. Индивидуальный подход к обучению и воспитанию значительно повышает эффективность занятий и позволяет более полно раскрыть таланты в раннем возрасте. Благодаря индивидуальному подходу в дошкольном воспитании детей педагог может в полной мере изучить личные особенности ребенка и выявить факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на него.  

     Принцип научности обучения заключается в переходе от внешнего описания предмета к его внутреннему строению, от познания явления к его сущности. С учетом этих требований должен строиться учебный материал, что позволит ребенку составить представление о многообразии окружающего его внешнего мира. Еще одним необходимым принципом в дошкольном воспитании детей является прочность полученных знаний и навыков. Для этого воспитатель должен: Уметь выделять главное в изучаемом материале; Основные направления дошкольного воспитания детей Показывать взаимосвязь главной мысли изучаемого материала с имеющимися у ребенка знаниями, в результате чего происходит закрепление связей, что делает невозможным в дальнейшем потерю субъективной значимости новых знаний в мыслительной деятельности ребенка;    

    Для закрепления полученных знаний их необходимо связывать с эмоциями, чувствами и переживаниями детей. Для этого можно использовать различные игры или сказки, что вызовет у ребенка эмоциональный отклик.

Хорошее дошкольное воспитание сыграет решающую роль в последующей жизни человека, его интеллектуальном, физическом и духовном развитии.

nsportal.ru

Тематические статьи — «Дошколёнок.ру»

День матери Автор: Лаковец Елена Юрьевна, воспитатель, МБОУ ЦО 27 г.Тула
Применение образовательных педагогических технологий при организации коммуникативной деятельности дошкольников с ТНР и ОНР в работе учителя – логопеда Автор: Пантилеева Марьяна Георгиевна, учитель-логопед, ГБДОУ детский сад №18 Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Логоритмика с элементами театрализации при развитии речи детей с ТНР
Автор: Дмитриева Людмила Викторовна, учитель-логопед МКДОУ детский сад №82 г. Новосибирска
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Музыка»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Автор: Холодкова Елена Михайловна, педагог- психолог, МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 66» г.Прокопьевск
Почему стоит выбрать песочную терапию? Автор: Юдина Александра Юрьевна, педагог-психолог, МКДОУ д/с № 82 «Узнавайка» г. Новосибирск
«Расширяя границы». Детско-родительские группы — эффективная форма работы по социализации детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью Автор: Маракасова Валентина Викторовна, педагог-психолог БУЗ ВО «Дом ребёнка специализированный №1» г. Вологда
Пасха западных христиан и православный праздник Автор: Захарова Елена Александровна, воспитатель, ГБДОУ «Детский сад №108»
Индивидуализация образовательной деятельности в дошкольной организации Автор: Пиляк Татьяна Сергеевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №5» г. Тайга
Особенности восприятия величины детьми старшего дошкольного возраста Автор: Сигейкина Виктория Геннадьевна, воспитатель, МДОУ д/с № 26 комбинированного вида г.о Орехово-Зуево
Социализация ребенка инвалида в дошкольном учреждении Автор: Даутова Наталья Валерьевна, воспитатель, МБДОУ №258
Детское восприятие, его особенности в общеобразовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении Автор: Мильцев Андрей Анатольевич, педагог-психолог, МБДОУ Детский сад № 7 «Золотой ключик» г.Гуково
Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников Автор: Подлеснова Татьяна Сергеевна, воспитатель, АНО ДО детский сад «Сказочная страна»
Развитие речи у дошкольников Автор: Пашнина Жанна Викторовна, воспитатель, МБДОУ детский сад №112 г.Кемерово
«Давайте дружить» Автор: Леонова Евгения Геннадьевна, воспитатель, МБОУ ЦО 27
Роль Семьи в речевом развитии ребенка Автор: Степанова Лариса Витальевна, воспитатель, МБДОУ Детский сад № 120 г. Сыктывкар
Безопасность детей – наша первостепенная цель Автор: Курганская Наталья Владимировна, воспитатель, ОГКУЗ Детский противотуберкулёзный санаторий
Управление работой по здоровьесбережению как условие повышения эффективной деятельности дошкольной образовательной организации Автор: Цуканова Ирина Владиславовна, заведующий, МБДОУ №16 Ульяновск
Формирование эмоциональной сферы средствами русского музыкально-игрового фольклора детей четвертого года жизни Автор: Тютина Светлана Сергеевна, воспитатель, МБДОУ детский сад 108 г. Дзержинск
Научно-исследовательская работа на тему: «Особенности работы с русской народной сказкой в процессе развития ценностного отношения к семье у старших дошкольников» Автор: Игнатенко Инна Александровна, воспитатель, МБДОУ №8 Детский сад «Золотой ключик» г. Холмск Сахалинской обл.
Научно – исследовательская работа на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность в условиях ДОУ» Автор: Игнатенко Инна Александровна, воспитатель, МБДОУ №8 Детский сад «Золотой ключик» г. Холмск Сахалинской обл.

dohcolonoc.ru

Журнал «Дошкольное воспитание» — 09/2016

Проблемы времени

О. Гукаленко. Поликультурное образование: проблемы и перспективы развития 

Аннотация. В работе представлены отдельные направления совершенствования образования с учетом современных проблем. Обоснованы сущностные функциональные характеристики поликультурного образования. Раскрыты отдельные подходы к формированию целостного поликультурного образовательного пространства России.

Доступность дошкольного образования

Е. Комарова. Показатели и виды доступности дошкольного образования. Показатели информационной доступности дошкольного образованияФГОС ДО: комментарии и рекомендации

И. Слепцова. Адаптированные образовательные программы дошкольного образования как средство индивидуализации развития и инструмент реализации ФГОС ДО  

Аннотация. В статье рассматриваются сущностные и отличительные особенности адаптированных образовательных программ дошкольного образования с учетом инновационных установок ФГОС ДО: позитивная социализация, индивидуализация развития, поддержка детской инициативы. Рассматриваются способы создания специальных психолого‐педагогических условий удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социально‐коммуникативное развитие

Т. Оганян‐Захараш, О. Болдинова. Условия организации процесса социализации дошкольников в группах комбинированной направленности

Н. Быкова. Конкурс чтецов «Маленький ребенок с большими правами». Для детей 6–8 лет

Год российского кино

Н. Герасимова. Кино о детях и для детей

Речевое развитие

А. Абсалямова. Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста  

Аннотация. В статье представлен анализ феномена «речевое творчество дошкольника» на основе системного подхода. Обосновано авторское определение этого конструкта, и выделены его структурные компоненты (когнитивный, рефлексивный и продуктивный), обусловленные наличием творческой мотивации ребенка и вниманием педагога к его индивидуальным особенностям. Наиболее изученные виды речевого творчества дошкольника дополнены новыми видами интегративного характера, что позволило определить стратегию психолого‐педагогических исследований проблемы.

З. Гриценко. Поэзия детства нынешнего

Л. Зиман. Сказочные образы и романтическая мечта в стихотворениях Романа Сефа

Физическое развитие

З. Макарова. Состояние здоровья и основные направления оздоровления часто болеющих детей  

Аннотация. Представлены данные об особенностях состояния здоровья и классификация группы часто болеющих детей. Выделены факторы риска, предрасполагающие к повторным вирусно‐бактериальным инфекциям. Описаны клинические типы часто болеющих детей, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к проведению их медико‐психолого‐педагогической реабилитации. Определены основные направления оздоровления детей в разные возрастные периоды.

Н. Стрельникова. Откуда игры к нам пришли. Для детей 6–8 лет  

Перспективное планирование по физическому развитию (таблицы)

Коррекционная работа

М. Ромусик, С. Шаховская. Развитие предикативной лексики на основе формирования пространственно‐временных отношений у детей с общим недоразвитием речи 

Аннотация. В статье представлена система логопедической работы по формированию лексико‐грамматического строя речи детей с недостатками познавательного и речевого развития. Такая система может быть более эффективной за счет внедрения методов и приемов, направленных на анализ, сравнение, дифференциацию лексических и грамматических значений глагола, умений строить простые распространенные предложения. Работа по развитию предикативной лексики на основе формирования пространственно‐временных отношений требует углубленного изучения лексико‐грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения синтаксических конструкций.

Е. Лежнива. Мы – дружные ребята! Тренинг длядетей 6–8 лет

Методическая картотека

Подвижные игры народов России. Л. Куканова. Охота на куропаток. Саамская подвижная игра

В. Ильгова, Е. Сокорева. Подвижные народные игры. Старший дошкольный возраст

Предметно‐пространственная среда

Е. Смирнова. Исследование игровой среды участков детских садов в Москве 

Аннотация. В статье описаны результаты исследования участков детских садов. Был проведен анализ количественного состава и качественных особенностей объектов научастках ДОО: степень востребованности во время прогулки и характер активности детей на разных объектах. В результате выявлены проблемы в организации пространственной среды на территории детских садов, среди которых – дефицит зелени и растений, недостаток свободной площади для двигательной активности, несоответствие оборудования возрастным особенностям детей (в том числе их росту). Наиболее острые проблемы – научастках садов‐новостроек. Самые популярные – объекты, предполагающие вариативное использование (поле, песочница, веранда).

Л. Бабушкина, О. Никифорова. С чего начинается праздник в детском саду?

Е. Гусева. Пазл «Конструктор». Авторская дидактическая игра  

Карточки – 1

Карточки – 2

Карточки – 3

Научный поиск

С. Кожокарь. Техническая игрушка – средство развития познавательного интереса к творческой деятельности  

Аннотация. В статье раскрываются теоретические аспекты ознакомления дошкольников с технической игрушкой как результатом творческой деятельности человека. Представлена методика ознакомления с технической игрушкой.

И. Мартынова. Изучение опыта взаимодействия в ближайшем социальном окружении у детей предшкольного возраста с умственной отсталостью

Аннотация. В статье представлена часть констатирующего эксперимента, посвященного изучению опыта взаимодействия в ближайшем социальном окружении у детей предшкольного возраста с умственной отсталостью. Показано, что при относительно сходном клиническом диагнозе и оценке психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью отмечается вариативность их жизненной компетентности во взаимодействии с ближайшим социальным окружением, что диктует необходимость разработки дифференцированного содержания коррекционно‐педагогической работы.

Готовимся к празднику

День матери

Л. Понаморева. Моя любимая мамочка. Занятие длядетей 6–8 лет

Мастер‐класс «Принтер, ножницы, бумага»

Г. Егоров. Предметные картинки по теме «Искусство» 

Искусство – 1

Искусство – 2

Искусство – 3

Искусство – бонус

Искусство – интерактивные игры и задания

dovosp.ru

Картотека статей из отечественных журналов по проблеме взаимодействия педагогов с родителями и лицами, их замещающими

Картотека статей по взаимодействию с родителями

Название журнала

Исходные данные

Автор статьи

Название статьи

Аннотация

  1. Дошкольное воспитание

Январь 2015, Москва

Г.Кригер

«Ритуал как способ взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста»

В статье рассказывается о семейном ритуале (чтение сказки родителями, питание, умывание, прогулки и т.д.) как социокультурном феномене в жизни семьи, воспитывающей детей дошкольного возраста. Представлены результаты исследования анализа семейных ритуалов и их виды, регулярность использования, их применение в семье, предпочтения детей и характер их осознанности. В статье рассказано о возрастных периодах ребёнка, и какие формируются ритуалы в их возрасте. Описана классификация всех групп этапов. Можно выделить два значимых ритуала: социальный и семейный. (Социальный служит нормативному регулированию функциональности группы, а семейный помогает устанавливать в конкретной семье правила, характеризующий её структуру и устойчивые способы взаимодействия с ней.)

  1. Дошкольное воспитание

Апрель 2015, Москва

Е. Миненок

«Интерактивные интегрированные игровые сеансы для детей и родителей»

Статья рассказывает о том, как максимально способствовать эмоционально положительному взаимодействию родителя с ребёнком, интеллектуальному, личностному развитию детей, их социальной адаптации, как расширить речевой диапазон , стабилизировать психические процессы и эмоциональную сферу, отрабатывать механизмы саморегуляции и самоконтроля и всё это в игровой форме на интерактивном оборудовании.

  1. Дошкольное воспитание

Июнь 2015, Москва

О. Веннецкая, М.Рунова

«Взаимодействие детского сада и семьи при реализации задач образовательной области «Физическое воспитание»

В этой статье говорится о том, как реализовать задачи физического воспитания воспитателю совместно с родителями. Как укрепить психическое и физическое здоровье детей, правильно сформировать культуру поведения, нравственные и физические качества.

  1. Дошкольное воспитание

Апрель 2014, Москва

Л. Александрова

«Взаимодействие семьи и ДОУ в нравственном воспитании дошкольников на народных традициях»

Статья посвящена вопросам нравственного развития дошкольников в семье. Работа по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на лучших татарских народных традициях построена по принципу взаимопроникновения двух социальных институтов — семья и ДОУ. Одним из важнейших условий эффективности использования татарских народных традиций в нравственном воспитании дошкольников являются педагогическое просвещение родителей и реализация программы совместной воспитательной деятельности семьи и детского сада.

  1. Дошкольное воспитание

Сентябрь 2013, Москва

Ж.Казанцева,

Е. Гладунчик,

В. Бутина

«Разнообразие форм взаимодействия педагогов с семьей»

Статья рассматривает указ Президента РФ от 1 июня 2012г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», где был объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей. В указе говорится о том, что дети должны стать активными участниками решения важнейших задач, направленных на возрождение и всестороннее укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства, а статья рассказывает что необходимо сделать педагогу для реализации взаимодействия с родителями.

  1. Дошкольное воспитание

Март 2014, Москва

В. Мипенко

В. Попехина

«Урок о семейных ценностях»

Статья делится опытом организации праздника. В данном случае праздник посвящён дню знаний «урок семейных ценностей». В статье прописывается, когда этот праздник проводится. Материалы, предоставленные в статье- это описание уже проведенной работы. В него включены детские высказывания, вопросы и ответы по теме урока сценарий подробно расписан, все составляющие методики присутствуют.

  1. Дошкольное воспитание

Октябрь 2013, Москва

Н. Степаненко

«Шаги к успешной учебе»

В каждой семье по достижении ребенком возраста 6-7 лет неизменно возникают вопросы: в какую школу пойти? Где лучше учиться? Действительно, школ сейчас много, и они отличаются друг от друга содержанием и направленностью работы с детьми. С введением современной системы электронной записи в первый класс выбор образовательного учреждения становится еще более актуальным: так хочется не ошибиться и направить ребенка в лучшую из возможных школ.

Задача педагогов детского сада под руководством психолога – помочь папам и мамам будущих первоклассников сориентироваться во множестве школ и программ обучения, в выборе для ребенка тех образовательных условий, которые максимально подходят именно ему.

Для этого им важно знать особенности школ и программы для начальной образовательной ступени.

  1. Дошкольное воспитание

Январь 2016, Москва

А. Фазлыева

«Социально-педагогическая помощь и поддержка замещающим семьям в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассмотрены основные направления работы дошкольной организации с замещающей семьей , где социальный оказывает помощь и поддержку замещающими родителям в воспитании детей при тесном контакте. Внимание уделяется детям именно дошкольного возраста, преимущества того, чтобы взять на воспитание маленького ребенка. Так же рассматриваются проблемы, возникающие при контакте и адаптации воспитанников.

  1. Дошкольное воспитание

Май 2014, Москва

Н. Плисенко

«Сопровождение семьи ребенка при неблагоприятном течении кризиса раннего возраста»

В статье рассказывается о том, что в период кризиса трех лет могут формироваться как позитивные, так и негативные новообразования; на это влияет социальная ситуация развития ребенка раннего возраста, т.е особенности поведения и установки субъектов ближайшего социума: близких взрослых- членов семьи. Течение кризиса, при котором образуются позитивные новообразования, благоприятное , и наоборот: если появляются негативные новообразования, то это неблагоприятное течение кризиса.

  1. Дошкольная педагогика

Май 2014,

С-Петербург

Л. Мингалова

«Обеспечение взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребёнка к условиям ДОУ»

Статья рассказывает о периоде адаптации, содержит само понятие «адаптация» и её характеристику, какие приемы используются педагогами для облегчения адаптационного периода. Выданы этапы адаптации, каждый подробно разобран автором. Представлены таблицы: Анализ лист адаптации и определения поведенческих реакцией; Анализ карт нервно-психического развития; анализ карт наблюдения..

  1. Дошкольное воспитание

Декабрь 2012, Москва

С. Пономарева

«Родители и воспитатели- партнеры»

Статья рассматривает как взаимодействие с родителями строится на позициях диалога и партнерства , взаимопомощи, доверия друг другу и открытости . Например :«Рукодельные семейные куклы», «Папа- моя гордость». Постоянное и тесное сотрудничество ДОО с семьей привело к тому что ,родители стали активными участниками конкурсов, мероприятий вместе с детьми. Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» — ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между воспитателем и родителями.

  1. Дошкольная педагогика

Сентябрь 2014,

С-Петербург

Н. Прейс

«Эффективная форма взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста «Проект главное вместе»

Данный проект включает себя подбор апробацию активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста. Рассказано, что нужно для эффективного сотрудничества ДОУ и с самим ребёнком, поступившего в детский сад, как вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности. В статье обозначена постановка проблем. Реализацию данного проекта проводили сотрудники детского сада.

  1. Дошкольное воспитание

Июль 2015, Москва

Т. Филютина

«С Радостью в детский сад и домой. Советы родителям»

Автор статьи приводит примеры детей и родителей, которые столкнулись с трудностями в период адаптации ребенка к ДОУ, анализирует поведение родителей и детей, отвечает на появившиеся вопросы и даёт советы для облегчения адаптации этого периода.

  1. Дошкольное воспитание

Январь 2014, Москва

Т. Доронова,

С. Доронов

«Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации ФГОС ДО»

Статья говорит, что в настоящее время Российское дошкольное образование переживает сложный, по сути переломный период в своей истории. Повод для грядущих перемен хорошо известен педагогам и родителям – это изменения в Федеральном законе «Об образовании». Но на взгляд авторов статьи, знания формального повода для эффективной деятельности в новых условиях недостаточно – необходимо понимание причин. Цель статьи – попытка объяснить некоторые из причин изменений, происходящих в ДО, и предложить практические способы их решения.

  1. Дошкольная педагогика

Февраль 2016,

С-Петербург

Д. Жантимирова

«Мастер- класс для родителей «Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

В этой статье автор Жантимирова дает нужную диагностику для родителей, чтобы родители тем самым выявили недостатки в звукопроизношениях своих детей, организовали мастер класс для них, с целью привлечения их к совместной работе по коррекции звукопроизношений у детей. После проведенного мастер класса наблюдалась положительная динамика у тех детей, родители которых регулярно выполняли домашние задания с детьми. Еще в статье дана специальная литература для родителей и анкета «Удовлетворенность родителей деятельностью учителя- логопеда»

Картотека статей по взаимодействию воспитателя с сотрудниками

  1. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

Апрель 2012, Москва

Т. Джулай

«Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно – оздоровительной работы»

В статье внимание уделяется одному из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно -образовательного процесса в дошкольном учреждении- рациональности организации взаимодействия педагогов, например воспитателя и инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя и учителя – логопеда и т.д. Данное взаимодействие должно быть отражено документально.

  1. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

Февраль 2012, Москва

С. Юркова

«Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в ДОУ»

Статья рассказывает как развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию, что особое значение приобретает повышение профессиональной компетентности воспитателя, т.е. способности специалиста решать различные профессиональные проблемы и задачи на основе опыта, знаний и ценностей. Поэтому, педагогическик коллективы широко используют здоровьесберегающие, проблемные и исследовательские технологии, методы проектов, портфолио, информационно – коммуникационные технологии , технологию решения изобретательских задач и т.д.

Технологическая карта – описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств. Ее использование поможет определить структуру образовательной деятельности , выбрать оптимальную форму, эффективные методы, определить время и решить многие задачи.

  1. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

Март 2012, Москва

Л.Львова

«Режиссерские компетенции организатора театрализованной деятельности в ДОУ»

Статья рассказывает о том, как театр выступает своего рода маркером, критерием творческой деятельности позиции педагогического коллектива и устойчивого развития детского сада. К театрализованным формам сценической деятельности воспитанников, детей и взрослых, педагогов и родителей относятся спектакли, оперы, праздники, кукольные представления, постановка которых обеспечивается режиссерскими компетенциями педагогов.

  1. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

Май 2012, Москва

Е. Касаткина

«Организация итогового педсовета с использование ИКТ»

Статья рассматривает такое важное мероприятие, как организация и проведение итогового педагогического совета в ДОУ — обязательное мероприятие в конце учебного года. Каждый творчески работающий старший воспитатель задумывается о том, как эффективно и интересно подвести итоги деятельности всего дошкольного учреждения и каждого педагога в отдельности, продемонстрировать различные формы воспитательно – образовательной работы и ее результаты.

  1. Дошкольное воспитание

Май 2013, Москва

Н. Новикова

«Роль воспитателя в ДОО в преодолении агрессивного поведения детей.»

В статье проверяются знания педагогов об особенностях агрессивных проявлений детей дошкольного возраста, также проведен проект и дан материал, после проекта следует педагогический тренинг «Способы преодоления агрессии» В заключение проводится обсуждение полученной информации, вопросы от участников проекта и ответы на них, подведение итогов.

infourok.ru

Статья на тему: Статья «РАЗГОВОР О СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

                   Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №44 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга 

                                                          Статья

                                                            тема

                    «КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 

Учитель-дефектолог: Ушакова Наталия

                                                                                                                                  Владимировна   

                       КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Одним из основных приоритетов современного этапа развития российского образования является повышение качества образования, приведение его в соответствии с мировыми стандартами. В официальных документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается объективная потребность усиления внимания государства и общества к дошкольному образованию. Проблема качества дошкольного образования существовала в педагогической практике всегда. На разных этапах развития нашего государства существовало свое понимание «качества», исходя из которого, определялась государственная политика в области дошкольного образования. Все эти попытки, в целом, носили эпизодический, не системный характер: в большинстве своем «качество» определялось интуитивно, на личностном, житейской уровне. Новые времена определили и новые требования к данной категории. В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям страны. В педагогическом плане – это ориентация образования на усвоение воспитанниками не только определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, их познавательных и созидательных способностей. Качество дошкольного образования в немалой степени определяет то, 7 каким будет качество последующих уровней системы образования в России. Поэтому поиск путей улучшения системы качества образования в дошкольных образовательных учреждениях является социально-значимой проблемой, стоящей перед педагогической наукой и практикой [3]. Напомним, впервые ориентиры качества дошкольного образования были определены в «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.), обозначившей четыре основных принципа: — гуманизация – воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе; — развивающий характер образования – ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи; — дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения – развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; — деидеологизация дошкольного образования – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания общеобразовательных программ детского сада. Эти принципы, в основе своей, не потеряли своей актуальности и в настоящее время, и могут быть основополагающими для оценки качества современного дошкольного образования. В середине 90-х годов XX века Министерством образования РФ был предложен временный стандарт дошкольного образования (приказ МО РФ от 22.08.96, № 448), в котором были сформулированы основные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения ребенка в детском саду. Обеспечение качества образовательных услуг рассматривалось как соблюдение требований к программному обеспечению воспитательно- образовательного процесса и педагогическим технологиям, характеру 8 взаимодействия взрослого и ребенка, а также к развивающей среде ДОУ. После почти десятилетней экспериментальной апробации в процессе государственной аттестации дошкольных учреждений, данный стандарт так и не был принят официально. Во второй половине 90-х годов XX века в русле различных теорий управления активизируется разработка подходов к вопросам управления качеством дошкольного образования как на уровне дошкольного образовательного учреждения, так и на муниципальном и региональном уровнях. В это время исследователями проблем дошкольного образования (Л.Л. Иванова, Т.И. Оверчук, И.А. Рыбалова, Л.А. Седельникова и др.) выделяются основные факторы и условия управления дошкольным образованием, от которых, в первую очередь, зависит его качество: финансирование ДОУ, содержание дошкольного образования (особенно подчеркивается роль воспитания в системе дошкольного образования, необходимость построения непрерывного образования между дошкольным и начальным общим образованием, актуальность коррекционного образования дошкольников), кадровое обеспечение ступени дошкольного образования, формирование предметно-развивающей среды детского сада, педагогическая культура коллектива как условие достижения качества образования, положительная мотивация детей и их родителей, методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса и др. Учитывая современные приоритеты государственной политики в области образования, проблема качества дошкольного образования приобретает особый экономический смысл. Это, в свою очередь, уже находит свое отражение в изменениях организационно-структурного, нормативно- правового и педагогического характера. Для последних значительную актуальность приобретают вопросы разработки измерительных процедур и экспертного оценивания качества организации образовательного процесса и качества его результатов. 9 Повышение качества дошкольного образования, создание равных стартовых условий для детей, идущих в школу, требует создания системы оценки качества, которая будет содержательно (то есть в соответствии с современными представлениями о психическом развитии ребёнка дошкольного возраста) и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через процедуру оценки качества. Для определения понятия «качество дошкольного образования» необходимо было первоначально определить сами понятия «качество», «образование», «качество образования». В связи с этим, надо отметить тот факт, что взгляды на сущность образования за последние десятилетия претерпели существенные изменения. Так, если в «Педагогической энциклопедии» (1966г.) образование определялось как «процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков», то в «Российской педагогической энциклопедии» (1999г.) образование определяется уже «как процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества». В свою очередь, под социализацией понимается освоение культуры общества, что обеспечивает возможность для человека выступать в качестве субъекта деятельности, выполняя различные социальные роли. Таким образом, по мнению О.Е. Лебедева (2002г.), образование можно определить как специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения культуры общества.

 Список литературы

1. Большая Советская Энциклопедия. Т.11. М.: «Советская энциклопедия», 1988. 2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. 3. Скоролупова О., Федина Н. Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к определению и оценке // Дошкольное воспитание, № 2. 2012. С.13-26. 4. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. № 655. 5. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования // утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 г. № 2151. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155. СТРАТЕГИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РАЗВИТИИ 14 ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Майер

nsportal.ru

Журнал «Дошкольное воспитание» — 08/2016

Доступность дошкольного образования

Е. Комарова. Показатели и виды доступности дошкольного образования

Познавательное развитие

С. Кожокарь. Как человек Огонь и Воду помирил. Рассказ‐сказка с постановкой физического опыта 

Н. Афонина. Детям о профессиях: интерактивные задания SMART Table

Т. Самошина. Мое родное Подмосковье. Знакомим с историей и культурой края. Для детей 6–8 лет

Год российского кино

Т. Федосова. Бонифаций и другие

Физическое развитие

С. Федорова. Гимнастические упражнения на ограниченной опоре как средство развития координационных способностей дошкольников  

Аннотация. В статье представлена методика использования гимнастических упражнений на ограниченной опоре на физкультурных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Раскрываются особенности развития координационных способностей детей 5–8 лет, дан комплекс гимнастических упражнений с использованием ограниченной опоры.

Л. Пасечник. Лесная прогулка. Физкультурный досуг для детей 3–4 лет

Н. Стрельникова. Откуда игры к нам пришли. Для детей 6–8 лет  

Перспективное планирование по физическому развитию (таблицы)

Л. Ивакина. Вместе весело шагать…и плавать. Праздник на воде

Взаимодействие с семьей

Н. Шафран. Детские впечатления как показатель взаимодействия взрослого с ребенком в семейном досуге  

Аннотация. В статье обсуждаются вопросы активности родителей при взаимодействии с детьми в семейной досуговой деятельности. С помощью авторской методики «Мониторинг детских впечатлений» изучаются воспоминания детей старшего дошкольного возраста о воскресном досуге в кругу семьи. На основе анализа материалов исследования выделены группы, показывающие разную активность родителей и разнообразие досуговой деятельности в семьях дошкольников, а также разработана классификация интенсивности досугового взаимодействия взрослого и ребенка. Делается вывод о влиянии характера детско‐родительских взаимоотношений в процессе досуговой деятельности на рефлексивное восприятие детьми досуга, выявлена прямая зависимость эмоциональности воспоминаний от активности участия родителей в совместной досуговой деятельности.

В. Барабаш, Е. Булычева. Творим вместе: организация выставочной деятельности

И. Цепляева. Родительская эффективность. Тренинги для родителей

Коррекционная работа

Е. Горбунова, В. Юсупов, А. Артамонов. Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи у детей дошкольного возраста  

Аннотация. В статье представлены авторские методики количественной диагностики нарушений развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста. Показана взаимосвязь уровня развития мелкой моторики с уровнем развития речи у дошкольников. Результаты исследований позволили сделать вывод об эффективности разработанных методик и средств для оценки нарушений развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста, а также предположение о необходимости методов одновременного воздействия на развитие мелкой моторики и речи у детей.

О. Захарова. Развитие оптико‐пространственного гнозиса у дошкольников с нарушением восприятия логико‐грамматических конструкций речи  

Аннотация. Данная статья рассматривает вопросы сложных психоречевых расстройств, состоящих в нарушении овладения детьми логико‐грамматическими конструкциями речи. Дается общая характеристика картины дефекта с элементами анализа механизма нарушения. Приводится аргументация целесообразности применения системы адекватных упражнений, которые также способствуют преодолению аналогичных расстройств у ребенка с патологией другого генеза (нарушение сенсорной интеграции, интеллектуальная недостаточность и т.д.).

Методическая картотека

Подвижные игры народов России. О. Кузина. Хлопушки (Абакле). Татарская народная игра

Профессия – педагог

Н. Князева, И. Агафонова, Е. Цветкова. Проектирование взаимодействия групп детей разного возраста

Л. Кравченко, Е. Глушкова. Секреты хорошей дисциплины. Семинар‐практикум

В. Веретенникова. Профессиональный стандарт педагога в современной системе дошкольного образования  

Аннотация. В статье раскрыто содержание понятия «профессиональная деятельность педагога». Представлена двухмерная таксономическая модель, включающая ряд блоков знаний и умений, которая позволяет конкретизировать и оценивать профессиональные (базовые) компетенции педагога. В рамках данной модели ведущим подходом выступает компетентностный, ориентированный на целостное и многогранное описание требований к профессиональной деятельности педагога на основе профессионального стандарта, обеспечивая государственные гарантии качества дошкольного образования.

Научный поиск

Л. Фатихова. Диагностика наглядного мышления дошкольника  

Аннотация. В статье предложен диагностический материал, направленный на изучение наглядного мышления дошкольников, приводятся данные дифференциальной диагностики наглядного мышления трех групп детей – нормально развивающихся, с задержкой психического развития и с умственной отсталостью. Выявленные различия позволяют осуществить дифференцированный подход к проведению коррекционно‐развивающей работы с дошкольниками, имеющими интеллектуальные нарушения.

В. Долгова. Коррекция тревожности у старших дошкольников  

Аннотация. В статье рассматривается модель психолого‐педагогической коррекции ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Эта модель включает в себя целевой, диагностический, коррекционный и аналитический компоненты. Выявлен комплекс психолого‐педагогических условий успешной коррекции ситуативной тревожности дошкольников (построено «дерево целей»). Организация исследования проблемы включала три этапа.I этап – констатирующий эксперимент. II этап – формирующий эксперимент. III этап – анализ результатов экспериментальной работы.

История российского образования

Е. Князев. Надежда Стасова, Мария Трубникова, Анна Философова и народное дошкольное воспитание  

Аннотация. В статье дается очерк становления и развития концепции дошкольного образования в России во второй половине XIX в. Особое внимание уделяется организации народного детского сада в середине XIX в., который возник по инициативе Н.В.Стасовой, М.В.Трубниковой и А.П.Философовой. По мнению автора, наиболее эффективна личностно‐ценностная модель дошкольного воспитания.

Готовимся к празднику

Е. Антипина. Веселая ярмарка. Осенний праздник для детей 6–8 лет

А. Ногачева. День пожилых людей. Музыкальный досуг для детей 6–8 лет

Детям

Г. Шмонов. Стихи

С. Кишкель. Праздник Солнца. Как лось зверей спас. Сказки

Мир детства

Почтовые марки

dovosp.ru

Статья (подготовительная группа) по теме: Современные проблемы дошкольного образования и воспитания

Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.

Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. Система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. Появились детские сады присмотра и оздоровления; компенсирующего вида; центры развития ребенка; образовательные учреждения «Начальная школа-детский сад», группы кратковременного пребывания детей в детском саду и других учреждениях.

Изменения содержательной стороны дошкольного образования выражены в наметившейся тенденции отказа от учебно-дисциплинарной модели воспитания: педагогическая общественность стала ориентироваться на реализацию принципов гуманистической педагогики, личностно-ориентированного стиля общения с детьми.

Как показывает опыт, в российском образовании постоянно осуществляется поиск путей решения проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования.

В настоящее время задача стоит не просто рационализировать процесс образования детей старшего дошкольного возраста, а за счет формирования преемственности программ дошкольного и начального школьного образования в содержании и формах, присущих каждой из этих возрастных групп, максимально полного охвата детей различными формами дошкольного образования повысить в целом эффективность образования, оптимизировать интеллектуальную нагрузку на детей младшего школьного возраста.

Образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение, а не искусственное ускорение (акселерацию) развития. Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей. В отличие от искусственного ускорения развития, оно дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, обеспечивает нормальное гармоничное его развитие, сохраняет радость детства.

Объектом настоящего исследования выступает дошкольное образование.

Предметом исследования выступают особенности и принципы дошкольного образования.

Целью курсовой работы является изучение принципов, задач и особенностей дошкольного образования.

В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть историю развития дошкольного образования в России;

— раскрыть принципы дошкольного образования;

— исследовать программы и методы дошкольного образования;

— проанализировать психологические основы дошкольного образования.

Гипотеза – гуманизация педагогического процесса в дошкольном образовании является основополагающим принципом современного дошкольного образования.

В качестве методологической основы исследования применялись современные методы научного познания: диалектический, сравнительный, синтетический, аналитический, системный и другие.

Теоретической основой для проведения исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии, таких как Ананьев Б.Г., Столяренко Л.Д., Зинченко В.П. и др.

Практическая значимость работы заключается в том, что собранный в работе материал и выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях связанных с изучением данной темы.

1. История развития и принципы дошкольного образования

1.1 История развития дошкольного образования в России

Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важней задач молодёжной семейной политики. [13, С.12]

В последней трети XIX века вслед за странами Западной Европы в России появляются новые типы образовательных заведений. Первый бесплатный, «народный детский сад» в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в г. Санкт-Петербурге. В том же году А. С. Симонович открыла платный частный детский сад для детей интеллигенции

К началу ХХ века в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей – сирот..

В эти же годы возникла методика дошкольного воспитания, первым журналом, где были опубликованы систематические записки о формах и методах обучения детей дошкольного возраста стал «Детский сад» под редакцией А.Симонович. авторитет издания был достаточно высок, свидетельством тому стало участие в его работе и публикации К. Д. Ушинского.

В 1871 году было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество содействовало открытию курсов по подготовке женщин-воспитательниц в семьях и детских садах, а также проведению лекций по дошкольному воспитанию. К 1914 году в стране действовало несколько десятков детских садов. В 1913 — 1917 годах Вице-президентом Санкт-Петербургского Общества содействия дошкольному воспитанию была известный российский педагог Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся изучением вопросов дидактики и методики начального обучения. С 1913 года она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом, которым после 1917 года она руководила до 1928 года.

Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста.

В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К. Н. Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением. Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году.

Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми.

В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств. [12, С.254]

С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». К 40-м годам ХХ века сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников. После войны продолжилось развитие системы общественного дошкольного воспитания, которое по мыслям коммунистических идеологов должно было заменить семейное воспитание. В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста.

В начале 60-х годах была создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны. Над программой работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики. А в 1978 году, после внесения очередных изменений, программа получила название Типовой. Она просуществовала до 1984 года, когда была заменена Типовой программы воспитания и обучения в детском саду. [8, С.298]

В связи с реформированием системы образовния на пороге 80-х-90х годов возникла «Концепция дошкольного воспитания» (авторы Василий Давыдов, В. А. Петровский). В ней обозначены основные принципы, которые являются основополагающими для экспертных оценок дошкольного образования России:

— гуманизация — воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;

— развивающий характер образования;

— ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения;

— развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;

— деидеологизация дошкольного образования — приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

Дошкольное образование в России — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

Детский сад – это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Именно в детсаду происходят первые самостоятельные контакты ребенка с окружающими людьми, здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстниками позволяет ребенку быстрее осваивать новые умения и приобретать новые знания, так как эффект подражания в раннем возрасте очень силен. Успешной адаптации в детском саду или центре дошкольного воспитания способствуют воспитатели, целью которых является помощь ребенку в любой сложной ситуации.

Давно отмечено, что «домашние» дети, которые не посещали детских образовательных учреждений, нередко испытывают сложности с адаптацией в школьном коллективе. Начинать обучение в школе им сложнее, чем выпускникам детских садов, так как они не имеют достаточных навыков общения.

Кроме того, дошкольное воспитание в детском саду учит ребенка волевому поведению, умению находить компромиссы между своими желаниями и желаниями других. Ребенок учится защищать свои интересы без ущерба интересам других.

Дошкольное воспитание в детском саду удовлетворяет потребности ребенка в развитии и общении.

Образование в домашних условиях, безусловно, способно обеспечить малышу освоение всех навыков самообслуживания и усвоение знаний, необходимых для подготовки к школе, но оно не в состоянии научить ребенка жизни в коллективе. В то время как именно умение находить общий язык с окружающими людьми является залогом успешности человека во взрослой жизни.

Современное дошкольное образование ориентировано на развитие личностных качеств ребенка. Пребывание в коллективе ровесников позволяет ребенку научиться общаться, отстаивать свое мнение и свои интересы, а также учитывать интересы и мнение окружающих. У детей формируется представление о социальном устройстве, ведь именно в детском саду происходят первые ролевые игры, например, «дочки-матери».

Дошкольное воспитание в детском саду позволяет ребенку сформировать свое представление об окружающем мире и своем месте в нем. Ребенок учится оценивать свои способности и возможности, сравнивая себя со сверстниками. То есть у него формируется адекватное самовосприятие.

Помимо коммуникативного развития ребенка в цели дошкольного образования входит развитие умственное, нравственное, эстетическое и физическое. Все эти компоненты являются неразрывными условиями формирования полноценной личности. Рисование, создание поделок и аппликаций, конструирование, занятия музыкой и физкультурой – это минимальный набор, который готов предложить любой детский сад.

Как правило, современное дошкольное образование предоставляет достаточно широкий ряд занятий, предназначенных для разностороннего развития детей. Детский сад или центр дошкольного образования может предложить детям дополнительные занятия иностранным языком, хореографическую подготовку, занятия ритмикой, обучающие компьютерные программы и многое другое.

Сегодня цели дошкольного образования заключаются в развитии пяти основных личностных потенциалов: познавательного, коммуникативного, эстетического (художественного), ценностного (нравственного) и физического. Современное дошкольное образование подразумевает разработку «модели» выпускника, отражающей все основные качества, умения и навыки, которые должны быть привиты ребенку в процессе дошкольного образования.

«Модель» выпускника может включать в себя такие параметры, как:

— уровень физического развития;

— степень закаленности;

— приобретение основных навыков гигиены;

— освоение основных видов двигательной активности;

— формирование интеллектуальных предпосылок для начала обучения в школе;

— работоспособность;

— развитие интереса к миру, стремления к познанию;

— интерес к творческой деятельности;

— развитие воображения;

— стремление к самостоятельности;

— приобретение основ культуры общения;

— освоение основных правил дисциплины;

— степень осознания своих возможностей;

— умение действовать в коллективных целях

nsportal.ru