Разное

Система развивающего обучения занкова – Развивающая система Занкова: в чём суть, за что критикуют и почему исключили из школы

Развивающая система Занкова: в чём суть, за что критикуют и почему исключили из школы

При выборе начальной школы родителям стоит учитывать не только её близость, рейтинг, отзывы знакомых, но и то, по какой системе будет учиться первоклассник. Систем обучения для младших школьников много. Расскажем про одну из самых противоречивых — программу Л. В. Занкова.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

1. Кто такой Л. В. Занков?

Леонид Владимирович Занков родился в 1901 году и прошёл путь от учителя в сельской школе до руководителя лаборатории в Академии педагогических наук СССР. Большое влияние на его взгляды и разработанную позднее дидактическую систему оказал Лев Выготский. Несмотря на разницу в возрасте всего в пять лет, Выготский стал научным руководителем Занкова, и они работали вместе до самой смерти Выготского в 1934 году.

Оба занимались исследованиями в области дефектологии и во многом заложили её основы. Их интерес сходился в области изучения возможностей обучения детей, в том числе с особенностями развития.

Лев Выготский считал, что обучение занимает в развитии ребёнка ведущую роль. Занков стал первым, кто экспериментально доказал правоту своего учителя и друга — его исследование показало, что метод обучения влияет не только на количество полученных знаний, но и на психологию ученика.

С 1957 года в течение 20 лет Занков и сотрудники его лаборатории изучали, как построение учёбы влияет на общее развитие младших школьников. Первые три года методика применялась в единственном классе в школе № 172 в Москве, но в итоге в эксперименте поучаствовали более тысячи классов из сёл и городов, многие учителя сами интересовались исследованиями Занкова.


2. В чем суть его системы?

По итогам многолетнего эксперимента определились основные принципы, на которых строится система Занкова. Её цель — достижение оптимального развития мышления, воли, чувств, нравственных представлений у каждого школьника. Наверное, главная её особенность — высокий уровень трудности обучения вместе с бережным отношением к внутреннему миру ребёнка.

Занкову претила идея «формирования» личности, навязываемая традиционной советской системой обучения. Поэтому его программа призвана развить индивидуальные способности каждого в классе, а не «подтягивать» отстающих к отличникам или добиваться среднего арифметического в успеваемости.

Среди других особенностей: много теории, осознание процесса учёбы и быстрый темп. На практике ученики делают задания, в которых сочетается сразу несколько задач (например, логика и математика). Много дискуссий, экспериментов.

Занков говорил, что ошибка — это находка для учителя, и призывал дать ученикам возможность отвечать и не бояться быть наказанными

Ученику не вкладывают в голову готовые решения, он должен дойти сам до правильного ответа, «добыть» новое знание. В программе есть ещё занятия на природе, походы в театр и музей.


3. Как она применялась в России?

Казалось бы, кто не захочет внедрить такую прекрасную систему, где ученик расценивается как самостоятельная личность, разносторонне развивается и периодически занимается в парке?

Но после смерти Занкова эксперимент свернули, а лабораторию расформировали. После распада СССР вновь заговорили о системе Занкова, в 1993 году появился Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова. Через три года программу признали одной из государственных развивающих образовательных систем вместе с программой Эльконина-Давыдова.

В принятом в 2009 году федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования прямо утверждается принцип, который перекликается с идеями Занкова: «Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». При жизни Занкова программа ограничивалась только начальной школой, поэтому задачей для нового поколения «занковцев» стала разработка учебных материалов для 5-9 классов. К 2010 году создали учебники для 5–6 классов по русскому языку, литературе, математике, природоведению.


4. В чём плюсы системы Занкова?

Среди несомненных плюсов многие родители называют общую высокую успеваемость детей, которые учатся по программе Занкова. Если судить по отзывам, то после 4 класса они знают гораздо больше тех, кто учился по стандартным программам, легко осваивают материал 5-6 классов. Такие школьники более самостоятельные, творчески мыслят, часто сохраняют высокую успеваемость до конца школы и поступают в хорошие вузы.

Конечно, во многом это становится заслугой преподавателя, который создаёт дружескую и свободную атмосферу в классе, где всегда есть место для дискуссии.

Весь первый год школьникам не ставят оценки, чтобы не сбить их индивидуальный курс развития, не смутить и не занизить мнение о самих себе

Учитель активно задействует «зону ближайшего развития» (термин Льва Выготского) ребёнка — то есть ту область, где знания и умения находятся в зачаточном состоянии, и ребёнок ещё не может постичь их сам, зато легко освоит с помощью взрослого.


5. Так, а за что её критикуют?

Высокие требования к преподавателям, которые учат детей по программе Занкова, могут стать и серьёзным минусом. Если формально следовать учебникам, система не принесёт ожидаемых результатов. Инициативность, уважительное отношение к детям, готовность смотреть на обучение под особым углом и психологическая подкованность — без таких качеств учителя невозможно преподавание по программе Занкова.

Большинство родителей жалуются на огромный объём домашних заданий и проектов, которые в первые годы выполняются всей семьёй. Многие задачи, особенно по математике, где в системе Занкова соседствует сразу алгебра и геометрия, кажутся необычными и сильно не похожи на то, что предлагают учебники стандартных программ.

При этом повторению материала отведено минимум места, потому что Леонид Занков был уверен, что однообразные задания быстро надоедают младшим школьникам. Поэтому дети, которые часто болеют, могут легко отстать от класса, пропустив всего неделю.


6. Что происходит с системой Занкова сегодня?

По статистике научно-методического центра имени Л. В. Занкова, к 2014 году количество классов, где занимаются по программе Занкова, в регионах составляло от 15 до 40% от общего числа, а в Москве — около 30%.

Всё изменилось, когда в 2014 году учебники системы Занкова исключили из списка рекомендуемых к использованию (в России их выпускает единственное издательство — самарский издательский дом «Фёдорова»).

Соответствующим ФГОС было признано только пособие по изобразительному искусству. Учителя-занковцы подавали петицию для пересмотра, но пока министерство не реагирует на их обращения. В некоторых школах учителя по своей инициативе продолжают учить детей по программе Занкова. Но их мало, потому что школы предпочитают не рисковать и останавливаются на рекомендованных программах.


7. Так стоит ли на неё соглашаться?

Как мы уже упоминали, основной залог успеха системы Занкова — в учителе. Если все ваши знакомые наперебой хвалят преподавателя начальных классов, а он поклонник Занкова, то определённо стоит записаться к нему. Если всеми любимый учитель преподаёт по любой другой программе, то выбор, скорее всего, будет в его пользу.

Но вдруг вам повезло настолько, что все учителя младших классов в вашей школе хороши как на подбор, а работают по разным системам. Что делать в таком случае?

Лучше всего трезво оценить возможности ребёнка (и свои). Если ваш ребёнок всё делает в замедленном темпе, а вы работаете полный день и не планируете посвящать вечера урокам, то стоит выбрать одну из стандартных программ или даже Эльконина-Давыдова, которая не предполагает большого объёма домашней работы.

Если ваш ребёнок рвётся в школу, любознателен, быстро соображает, а вы не против порешать лишний раз задачки по математике или по-другому взглянуть на процесс обучения, то почему бы не выбрать Занкова. Никогда не знаешь, когда рекомендации министерства образования снова изменятся.

Иллюстрации: Shutterstock (miniwide)

mel.fm

1.2 Краткая характеристика системы обучения л.В. Занкова

Система обучения Л.В. Занкова возникла в ходе междисциплинарного исследования соотношения обучения и развития. Междисциплинарный характер выразился, во-первых, в интеграции достижений нескольких наук, занимающихся изучением ребенка: физиологов, дефектологов, психологов и педагогов, во-вторых, в интеграции эксперимента, теории и практики. Впервые результаты научного исследования через психолого-педагогический эксперимент обрели вид целостной педагогической системы и, таким образом, были доведены до практической их реализации.

Общее развитие Л.В. Занков понимает как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия его ума, воли, чувств. При этом особое значение придается нравственному, эстетическому развитию. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного.

В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Для реализации этих приоритетов необходима научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система Л.В. Занкова. [3]

Система Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся:

цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка;

задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания;

особенность системы — процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».

дидактические принципы

1.Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности

Это поисковая деятельность, в которой ребенок должен анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать. При этом он действует в соответствии с особенностями развития своего мозга. Обучение на высоком уровне трудности предполагает задания, «нащупывающие» верхний предел возможностей учащихся. Это не означает, что не соблюдается мера трудности, она обеспечивается путем снижения степени трудности заданий, если это необходимо.

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний

Этот принцип совсем не обозначает того, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины, формулировки законов и т.д. Это было бы нагрузкой на память и увеличило бы трудность обучения. Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы. Как показывают исследования, работа со школьниками над освоением закономерностей продвигает их в развитии.

3. Принцип быстрого темпа прохождения учебного материал.

Изучение материала быстрым темпом противостоит топтанию на месте, однотипности упражнений при изучении одной темы. Более быстрое продвижение в познании не противоречит, а отвечает потребности детей: их больше интересует узнавать новое, чем долго повторять уже знакомый материал. Быстрое продвижение вперед в системе Занкова идет одновременно с возвращением к пройденному и сопровождается открытием новых граней. Быстрый темп прохождения программы не означает торопливости в изучении материала и спешки на уроках.

4. Принцип осознания процесса учения

Осознания процесса учения самими школьниками обращен как бы внутрь – на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении. Такое осознание определяет наиболее правильные взаимоотношения человека с окружающим миром, а впоследствии развивает самокритичность как черту личности. Принцип осознания школьниками самого процесса обучения направлен на то, чтобы дети задумывались, зачем нужны знания.

5. Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых

Этот принцип подтверждает высокую гуманную направленность дидактической системы Л.В. Занкова. Все дети, если у них нет каких-либо патологических нарушений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идее то замедленно, то скачкообразно. Л.В. Занков считал, что слабые и сильные ученики должны учиться вместе, где каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту. Любое обособление он считал вредным, так как дети лишаются возможности оценить себя на другом фоне, что мешает продвижению учащихся в их развитии.

методическая система – ее типические свойства: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность;

предметные методики по всем образовательным областям;

Особенности учебно-методического комплекта, в основе которого современное знание о возрастных и индивидуальных особенностях младшего школьника. Комплект обеспечивает:

— понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;

— владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;

— актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;

— условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений;

— активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;

— проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;

— индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности, распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному.

формы организации обучения — классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников;;

система изучения успешности обучения и развития школьников –

для изучения результативности освоения учебных программ учителю предлагаются материалы по качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго полугодия 2 класса. Поурочный балл не выставляется. [4]

Система Л.В. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанных компонентов: каждой из них несет свою развивающую функцию. Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников.

studfile.net

Система развивающего обучения Л.В. Занкова


Система развивающего обучения Л.В. Занкова: Педагогические основы системы

Академик Л.В. Занков и его сотрудники – специалисты в области психологии, физиологии, дефектологии, педагогики – открыли закономерности воздействия внешнего влияния на развитие младших школьников. Они доказали, что не всякое обучение способствует оптимальному развитию возможностей ребенка. Читать далее

Система развивающего обучения Л.В. Занкова:  Особенности отбора и структурирования содержания учебных курсов

Предметное содержание отбирается и структурируется на основе дидактического принципа ведущей роли теоретических знаний. Тем самым создаются условия для исследования учениками взаимозависимости явлений, их внутренних существенных связей. Читать далее

Система развивающего обучения Л.В. Занкова: Организация самостоятельной познавательной деятельности школьников

У детей XXI в. мы обязаны воспитать привычку к переменам, нововведениям, мы должны научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне анализировать ее. На смену слушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Читать далее

Заключение

Наталия Васильевна Нечаева, кандидат педагогических наук, профессор, автор курсов «Обучение грамоте», «Русский язык», занковка с 1967 года: «Основная задача этой статьи была в том, чтобы показать системность в решении образовательной цели – развитие личности. В таком случае каждый шаг авторов системы и учебников оказывается педагогически оправданным и неслучайным. Мы коротко остановились на следующих компонентах обучения:

1) наличие целостной психолого-педагогической системы обучения, цель которой развитие личности, развитие каждого, что требует индивидуализации процесса обучения;

2) интегрированный характер содержания курсов: а) разного уровня обобщения (надпредметного, межпредметного и предметного), б) теоретической и практической направленности, в) изученного, изучаемого и пропедевтического ознакомления с будущим программным материалом, г) интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;

3) организация самостоятельной познавательной деятельности на основе интегрированного содержания при сочетании: а) разных уровней мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-образного и словесно-логического, или теоретического), б) разных типов проблемных заданий; в) разных уровней индивидуальной меры помощи (от намекающей до прямой) для успешного выполнения каждым ребенком каждого задания;

4) возможность выбора учеником: а) задания (задания на выбор), б) формы выполнения заданий (парная, групповая, индивидуальная), в) источников получения знаний, г) возможность влияния на ход урока и др.

5) сравнительное изучение результативности обучения и развития ребенка по отношению к его собственным достижениям, начиная со стартового уровня;

6) атмосфера взаимодействия: учитель – ученик – ученик – родитель.

Всегда в обучении, которое во главу угла ставит личность ребенка, самое значительное место будет занимать то, что невозможно описать ни в какой методике: свет, тепло и время. Леонид Владимирович Занков наставлял авторов учебников: «Всегда различайте, чему надо учить ребенка, а чему не надо и даже вредно». Он призывал учителя уйти в тень, а процесс обучения строить от ученика.

Выпуская систему в практику, мы (авторы системы и УМК) предлагаем учителю только один ее компонент: тот, который обеспечивает внешнее воздействие на развитие ребенка и лишь создает условия для активизации его внутреннего потенциала. Чтобы эти условия стали реальностью так же, как и потенциальные возможности ребенка, нужен творческий, самостоятельно думающий учитель, который любит свою профессию. Без такого учителя система мертва. Именно такой учитель не допустит, чтобы на его уроке ученик испытывал «три С»: скуку, стыд и страх.

В 2017 году системе развивающего обучения исполняется 60 лет. А в 2016-ом исполнилось 120 лет со дня рождения Л.С. Выготского и 115 лет со дня рождения Л.В. Занкова.

Праздник-юбилей системы развивающего обучения касается всей нашей школы и педагогической науки, в которую Л.В. Занков так органично интегрировал философию, психологию, физиологию, дефектологию. Ведь в центре педагогической науки – наш ребенок – целостная, очень сложная личность, чья судьба во многом зависит от того, как он проживет свои школьные годы. История системы развивающего обучения Л.В. Занкова – пример ответственного отношения к педагогическим преобразованиям. Мы встали на верный путь – через изучение ребенка, через осмысление требований эпохи, социального заказа – к постоянному совершенствованию системы. Развивающая система должна быть развивающейся. И главный наш вклад за последние годы – это системный подход к разработке методического уровня развивающей системы обучения, что еще в большей мере делает ее передаваемой, возможной к освоению, еще больше приближает к каждому ребенку. Это мы и показываем на наших многочисленных курсах и семинарах как в территориях, так и в Москве.

В познании ребенка, в движении навстречу ему – самое перспективное направление развития системы развивающего обучения. И мы рады идти в этом направлении вместе с учеными, управленцами, методистами и тысячами учителей!»

Принять участие общественно-педагогическая акция системы развивающего обучения Л.В. Занкова «Будущее начинается вчера»

rosuchebnik.ru

О развивающей системе обучения Л.В. Занкова

Развивающая система обучения Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся:

  • цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка;
  • задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания;
  • дидактические принципы – обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых;
  • методическая система – ее типические свойства: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность;
  • предметные методики по всем образовательным областям;
  • формы организации обучения;
  • система изучения успешности обучения и развития школьников.

Система Л.В. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанных компонентов: каждой из них несет свою развивающую функцию. Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников. 
      

В 1995-1996 гг. система Л.В. Занкова введена в российскую школу как параллельная государственная система начального обучения. Она в высокой степени соответствует принципам, выдвинутым Законом РФ об образовании, требующим обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.

     Современная эпоха – эпоха  активных разработок высоких и тонких технологий, в том числе и в области образования, которые создаются благодаря интеграции передовых достижений многих дисциплин. Характерной чертой таких технологий является их «личностная центрированность», т.е. направленность на человека как личность. Эти два ведущих понятия для современных технологий: их интегрированный характер и личностная центрированность — были базовыми для Л.В. Занкова и его сотрудников уже в середине 20 века, когда они создавали новую  дидактическую систему, направленную на общее развитие каждого школьника. Для этой дидактики А.Г. Асмолов нашел очень точное определение — «психодидактика» — и назвал Занкова лидером этого направления. 
       Система обучения Л.В. Занкова возникла в ходе междисциплинарного исследования соотношения обучения и развития. Междисциплинарный характер выразился, во-первых, в интеграции достижений нескольких наук, занимающихся изучением ребенка: физиологии, дефектологии, психологии и педагогики, во-вторых, в интеграции эксперимента, теории и практики. Впервые результаты научного исследования через психолого-педагогический эксперимент обрели вид целостной педагогической системы и, таким образом, были доведены до практической их реализации.  
       Вывод по проблеме исследования: развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов, то есть индивидуальных, глубинных качеств ребенка. Такому пониманию соотношения обучения и развития соответствует особый тип обучения, при котором, с одной стороны, уделяется исключительное внимание построению обучения, его содержанию, принципам, методам и проч. как отражающим социальный опыт, социальный заказ, с другой — столь же исключительное внимание уделяется внутреннему миру ребенка: его индивидуальным и возрастным особенностям, его потребностям и интересам.
       Общее развитие Л.В.Занков понимал как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия его ума, воли, чувств. При этом особое значение придается нравственному, эстетическому развитию. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного.
      В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Для реализации этих приоритетов необходима  научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система. Таковой является система Л.В. Занкова, которую характеризуют целостность и взаимообусловленность следующих ее частей. 
        

Цель обучения — оптимальное общее развитие каждого ребенка.       

Задача обучения — представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.

Дидактические принципы:

• обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; 
• ведущая роль теоретических знаний; 
• осознание процесса учения; 
• быстрый темп прохождения учебного материала; 
• работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.

Типические свойства методической системы — многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность.

        Система развивающего обучения доказала свою эффективность в условиях четырехлетней и трехлетней начальной школы при обучении с 7 лет, а также в настоящее время при обучении детей в четырехлетней школе с 6 лет.  Массовое использование системы в практике современной школы доказывает универсальность и высокую эффективность дидактической системы общего развития в любых условиях ее реализации. Эта система дает учителю теорию и методику развития личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей.
       Воспитание человека, соответствующего современным требованиям общества, возможно только в том случае, если, по известному высказыванию Л.С. Выготского, обучение будет забегать вперед развития ребенка, то есть оно будет осуществляться в зоне ближайшего развития, а не на актуальном, уже достигнутом уровне. Это базовое для современной школы психологическое положение осмыслено Л.В.Занковым как дидактический принцип «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности». Обязательным условием его правильной реализации является знание особенностей воспитанников, знание актуального уровня их развития. Постоянное изучение ребенка, начиная с его поступления в школу, позволяет достаточно точно обозначить предельный для каждого ученика уровень трудности предлагаемого содержания и методов его усвоения.  
        Новые знания о личности обучаемого и переосмысление уже известных и явились той научной базой, на основе которой было создано следующее поколение учебных курсов для начальных классов, которые рекомендованы к использованию в школе Министерством образования и науки РФ.  
        Ниже остановимся на некоторых существенных особенностях современных младших школьников, которые учитывались при разработке учебных программ. Через эти особенности раскроем смысл дидактической системы Л.В. Занкова.  
        В единстве интеллектуального и эмоционального у ребенка младшего школьного возраста акцент делается на эмоциональное, которое и дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу (методическое свойство многогранности).
        Рассмотрим соотношение связей и возможностей правого и левого полушарий мозга в младшем школьном возрасте. Особенности эти  в том, что даже у будущих левополушарников пока преобладает правополушарная организация психических функций, так как правое полушарие (отвечающее за целостное, панорамное, эмоционально-образное восприятие и мышление) опережает в своем развитии левое (рациональное, аналитическое, алгоритмическое) полушарие. Человек правополушарного типа – исследователь – получает положительное эмоциональное подкрепление в процессе поисковой деятельности, что дает толчок к ее продолжению. Именно поэтому при обучении так важно учитывать характер эмоций, душевное состояние детей на уроке, именно поэтому так важен при обучении младших школьников акцент на поисковой деятельности, на самостоятельном добывании знаний.
       Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии. Они возникают тогда, когда ребенок:
— сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;
— оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;
— сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.
       В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством учителя) к ее разрешению.
        Реализация дидактического принципа «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности» требует так отбирать и структурировать содержание, чтобы при работе с ним учащиеся испытывали максимальное умственное напряжение. Мера трудности варьируется в зависимости от возможностей каждого школьника, вплоть до прямой помощи. Но сначала школьник должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает эмоции, стимулирующие поисковую деятельность ученика, класса.
        Младшим школьникам свойствен синкретизм (слитность, нерасчлененность) мышления, достаточно низкий уровень развития анализа и синтеза. Мы исходим из общего представления о развитии как процессе перехода от низких стадий, для которых характерны слитные, синкретичные формы, к все более расчлененным и упорядоченным формам, которые характерны высоким уровням. Психологи называют такой переход законом дифференциации. Ему подчиняется психическое развитие в целом и умственное развитие в частности. Следовательно, на начальном этапе обучения нужно предоставлять ребенку широкую целостную картину мира, которую создают интегрированные курсы. Так выстроенные курсы в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям младших школьников и особенностям современного информационного потока, который не членится на отдельные области знания.  
        В соответствии с этими особенностями все учебные курсы построены на интегрированной основе. В курсе«Окружающий мир» активизируются связи между знаниями о Земле, ее природе и общественно-культурной жизнью человека, которая происходит в определенное историческое время, в определенных природных условиях. Сами за себя говорят подзаголовки курсов по технологии «Твори, выдумывай, пробуй!» и «Ручное творчество». «Литературное чтение» органично сочетает работу по восприятию произведений литературы, музыки и изобразительного искусства. На основе широкой внутрипредметной интеграции построен курс русского языка, в котором во взаимосвязях представлены система языка, речевая деятельность и история языка; на такой же интеграции построен курс математики, в котором органично сочетается содержание арифметики, геометрии, начал алгебры, истории математики. В курсе музыки музыкальная деятельность учеников организуется как единство исполнения, слушания и импровизации. В ходе этой деятельности знания о музыке, ее истории, о композиторах интегрируются со знаниями по литературе, изобразительному искусству, фольклору.

        Комплект учебников развивает важнейшие умения информационной эпохи: находить и анализировать информацию, общаться в устной и письменной форме – высказывать и доказывать свою точку зрения, обсуждать сходные и противоположные взгляды, слушать и слышать. 
        Именно интегрированный курс, у которого есть возможность представить детям разные стороны действительности, создает условия для индивидуализации обучения, включая в активную учебную деятельность учащихся с разным типом мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим. Условием для этого является разноуровневое содержание, позволяющее подходить к его анализу многоаспектно.
        В основе структурирования программ интегрированных курсов лежит дидактический принцип ведущей роли теоретических знаний. Его реализация в содержании учебных предметов создает условия для исследования учениками взаимозависимости явлений, их внутренней существенной связи. Но наряду с этим с первых же дней учебы начинается работа по постепенному разграничению в познании детей разных признаков изучаемых объектов и явлений, по четкому разграничению сходных объектов. Л.В. Занков писал, что если охарактеризовать в самой общей форме построение учебных программ, то «можно определить его как дифференциацию, то есть расчленение целого на многообразные формы и ступени». При этом разграничение всегда идет в рамках системности и целостности. Это значит, что каждый элемент знаний должен усваиваться только в связи с другими и обязательно внутри определенного целого. При таком построении курсов школьник осознает не только содержание учебного предмета, но и сам процесс добывания знания (принцип осознания процесса учения).
        Л.В. Занков решительно отказался от практики, когда каждый отрезок учебного курса рассматривается как самостоятельная и законченная единица, когда можно переходить к новому отрезку лишь после того, как будет «основа-тельно» усвоен предыдущий. «Подлинное познание каждого элемента, — пишет Л.В. Занков, — все время прогрессирует по мере овладения другими, последующими элементами предмета и осознания соответствующего целого вплоть до всего учебного курса и его продолжения в следующих классах». Так обеспечивается действенность дидактического принципа «быстрый темп прохождения учебного материала». Этот принцип требует постоянного движения вперед. Непрерывное обогащение ума школьника разносторонним содержанием создает благоприятные условия для все более его глубокого осмысления, поскольку оно включается в широко развернутую систему.
       Таким образом, освоение основного, базового содержания, обозначенного в Государственных стандартах, осуществляется системно:

1) пропедевтическое изучение будущего программного материала, сущностно связанного с актуальным содержанием для данного года обучения;

2) его изучение при актуализации объективно существующих связей с прежде изученным материалом; 

3) включение этого материала в новые связи при изучении новой темы.   
       Новизна содержания или учебной ситуации является обязательным условием организации процесса развивающего обучения. Поэтому ни в одном из учебников, как и в прежних изданиях, нет разделов «Повторение пройденного». Пройденное органично включается в изучение нового. Так создаются условия для многократного оперирования одним и тем же содержанием в течение длительного времени, что обеспечивает его исследование в разнообразных связях и функциях и в результате приводит к прочности усвоения материала (новый уровень реализации методического свойства процессуальности и вариантности).
       Следующая особенность обучающихся в начальных классах прямо связана с предыдущими: мыслительные операции младших школьников (анализ, синтез, обобщение) наиболее продуктивно осуществляются на наглядно-действенном, наглядно-образном и в какой-то мере словесно-образном уровнях.
       Именно эти уровни мышления должны стать ступенькой к словесно-логическому мышлению. Мы говорим не о последовательной, а о параллельной работе на всех четырех уровнях осуществления мыслительной деятельности с учетом достижений ребенка. Наибольшими возможностями для дальнейшего совершенствования наглядно-действенного уровня мышления обладают ручное творчество, физическое воспитание, непосредственное познание окружающего мира. Развитию наглядно-образного, словесно-образного и словесно-логического мышления могут способствовать все школьные учебные предметы. Авторы всех учебников сочетают в заданиях вопросы, требующие их решения на разных уровнях осуществления мыслительных операций. Подобная многоаспектность вопросов позволяет сочетать доступный уровень выполнения задания с возможностью каждому ребенку работать на высоком уровне трудности, поднимаясь до словесно-логического мышления. Так постепенно будет складываться опыт рассмотрения одного и того же объекта с разных точек зрения, опыт установления всех возможных связей, которые и создают данный объект или явление.
        Еще раз подчеркнем, что успешность в формировании у детей знаний, умений и навыков прямо зависит от уровня их общего развития, в том числе и от уровня развития предпосылок к той или иной учебной деятельности. Знание особенностей обучающихся позволяет реализовать в учебниках дидактический принцип«работа над развитием каждого, в том числе и самого слабого ребенка».
        Развивающее обучение возможно только при условии постоянного изучения ребенка. В нашем портфеле есть способы диагностики школьной зрелости и система перекрестного изучения результативности обучения и развития школьников. Разработана система развития у детей способности к самоконтролю как ступеньки к развитию такого фундаментального требования к выпускнику школы, каким является способность к саморазвитию. Впервые в рабочие тетради по всем учебным предметам включены задания, предполагающие самоконтроль, самоанализ своих достижений. Это существенное продвижение на пути к безотметочной (качественной) форме изучения результативности обучения.  
        Для системы, которая внедрена в широкую практику, в высшей степени важно свойство вариантности. Основное функциональное значение этого методического свойства состоит в том, чтобы найти такие пути и средства реализации методической системы, которые бы позволили проявиться индивидуальным особенностям учителей, школьников, а также учитывали бы разные варианты условий обучения. «В перспективе подлинное творчество, — пишет Л.В. Занков в монографии «Обучение и развитие», — будет приобретать все большее значение. Унификация, которая характерна для традиционной методики начального обучения, несомненно, будет преодолена. Тогда выявятся и окажутся высокодейственными те потенциальные духовные силы, которые присущи каждому учителю и каждому школьнику».
        Выбор, свобода творчества являются основными признаками гуманной педагогики. На данном этапе развития занковской системы учителю в большинстве случаев предлагаются два варианта учебников по предмету. Это значит, что появился выбор учебников в соответствии с профессиональными и индивидуальными особенностями учителя, что, в свою очередь, не может не способствовать повышению эффективности обучения.
        Назовем важные особенности учебно-методического комплекта, в основе которого — современное знание о возрастных и индивидуальных особенностях младшего школьника.

Комплект обеспечивает:
• понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;
• владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;
• актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;
• условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений; 
• активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;
• проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;
• индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности, распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному. 

        В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.
        Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе УМК учителю предлагаются материалы по качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы, что соответствует позиции Министерства образования и науки РФ. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго полугодия 2 класса. Поурочный балл не выставляется.
        Изначальная нацеленность учебных программ и УМК на развитие каждого ученика создает условия для его реализации во всех видах учебных заведений (общеобразовательных, гимназиях, лицеях).

nsportal.ru

Система Л.В.Занкова

Система Л.В.Занкова

ВНИМАНИЕ!
Актуальная статья Система Л.В.Занкова (ФГОС НОО 2009г.)

Cистема развивающего обучения Л.В. Занкова (академик, доктор педагогических наук, профессор, годы жизни 1901-1977гг.) введена как вариативная государственная система начального образования с 1995-1996 учебного года (наравне с традиционной системой  и системой развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова). C 2003 года научный руководитель Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова — Н.В. Нечаева, кандидат педагогических наук, профессор ФНМЦ. 

УМК системы Л.В. Занкова включает в себя учебники по всем основным предметам:
— Обучение грамоте и чтению.
Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
— Русский язык. Автор: Нечаева Н.В. 
— Литературное чтение (2 линии).
Автор: Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А.
Автор: Лазарева В.А.
— Математика (2 линии).
Авторы:  Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С.(1 класс) и Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. (2-4 класс).
Автор: Ванцян А.Г. (1 класс).
— Окружающий мир. Авторы:  Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
— Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н.
— Музыка. Автор: Ригина Г.С.

Учебно-методический комплект для начального и среднего звена разработан в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования, с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального и общего образования и с новым Базисным учебным планом. Учебники прошли государственную экспертизу в Федеральном совете по учебникам и включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных  (допущенных)  Министерством образования и науки РФ для использования в учебном процессе общеобразовательных учреждений. Учебники соответствуют действующим санитарным нормам.

Начальное обучение в соответствии со взглядами Л.В. Занкова главной задачей ставит общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, чувств школьников и как надежная основа усвоения ими знаний, умений и навыков.

Для системы Занкова характерно более богатое содержание образования, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся.

В системе Л.В. Занкова реализуется одно из основных положений: в начальном образовании нет главных и неглавных предметов, каждый предмет значим для общего развития ребенка, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей.

Цель начального образования по Занкову – дать учащимся общую картину мира. Общую, а не кусочки, детали, не отдельные школьные предметы. Нельзя дробить то, что еще не создали. То что в системе Л.В. Занкова нет главных и второстепенных предметов, тоже очень важно с точки зрения повышения статуса естествознания, ИЗО, физкультуры, труда, то есть предметов, дающих возможность развития именно чувственной базы.

Используя возможности содержания предметов, природную любознательность маленького школьника, его опыт и стремление к общению с умным взрослым и сверстниками, необходимо раскрыть перед ним широкую картину мира, создавая такие условия учебной деятельности, которые ведут его к сотрудничеству с соучениками и к сотворчеству с учителем.

Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».

Дидактические принципы системы Л.В. Занкова: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.   

1.Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Это поисковая деятельность, в которой ребенок должен анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать. При этом он действует в соответствии с особенностями развития своего мозга. Обучение на высоком уровне трудности предполагает задания, «нащупывающие» верхний предел возможностей учащихся. Это не означает, что не соблюдается мера трудности, она обеспечивается путем снижения степени трудности заданий, если это необходимо.
Дети не сразу формируют ясные, четкие, грамматически оформленные знания. Это заложено в систему обучения. Тогда совершенно понятно, что должен существовать категорический запрет на использование отметок. Какая отметка может быть выставлена за неясные знания? Они и должны быть на определенных этапах неясными, но уже включенными в общее чувственное поле мирознания.
Построение знания начинается с правополушарного неясного знания, потом оно передается в левое полушарие, человек рефлексирует над ним, пытается классифицировать, выявить закономерности, дать словесное обоснование. И когда знание наконец стало ясным, встроилось в общую систему мирознания, оно оказывается вновь в правом полушарии и теперь уже не нуждается в инструментарии, подпорках из правил и формулировок – оно вросло в целостную систему знаний данной конкретной личности.
Беда многих современных систем обучения в том, что они пытаются заставить первоклассника классифицировать неосмысленный материал. Слова отчуждаются от образа. Дети, не имея чувственной основы, пытаются просто механически запомнить. Девочкам это немного легче, чем мальчикам, левополушарникам легче, чем правополушарникам. Но, эксплуатируя механическое запоминание неосмысленного материала, мы закрываем детям возможность развивать как целостное мышление, так и логическое, заменяя его набором алгоритмов и правил.

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний. Этот принцип совсем не обозначает того, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины, формулировки законов и т.д. Это было бы нагрузкой на память и увеличило бы трудность обучения. Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы. Как показывают исследования, работа со школьниками над освоением закономерностей продвигает их в развитии.

3. Принцип быстрого темпа прохождения учебного материала. Изучение материала быстрым темпом противостоит топтанию на месте, однотипности упражнений при изучении одной темы. Более быстрое продвижение в познании не противоречит, а отвечает потребности детей: их больше интересует узнавать новое, чем долго повторять уже знакомый материал. Быстрое продвижение вперед в системе Занкова идет одновременно с возвращением к пройденному и сопровождается открытием новых граней. Быстрый темп прохождения программы не означает торопливости в изучении материала и спешки на уроках.

4. Принцип осознания процесса учения самими школьниками обращен как бы внутрь – на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении. Такое осознание определяет наиболее правильные взаимоотношения человека с окружающим миром, а впоследствии развивает самокритичность как черту личности. Принцип осознания школьниками самого процесса обучения направлен на то, чтобы дети задумывались, зачем нужны знания.

5. Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.  Этот принцип подтверждает высокую гуманную направленность дидактической системы Л.В. Занкова. Все дети, если у них нет каких-либо патологических нарушений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идее то замедленно, то скачкообразно. Л.В. Занков считал, что слабые и сильные ученики должны учиться вместе, где каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту. Любое обособление он считал вредным, так как дети лишаются возможности оценить себя на другом фоне, что мешает продвижению учащихся в их развитии.

Итак, принципы образовательной системы Л.В. Занкова согласуются с возрастными особенностями младшего школьника, позволяют раскрыть индивидуальные возможности каждого.

Назовем важные особенности учебно-методического комплекта, в основе которого  современное знание о возрастных и  индивидуальных особенностях младшего школьника. Комплект обеспечивает:
— понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;
— владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;
— актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;
— условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка,  для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений; 
— активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;
—  проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;
— индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности,  распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе  посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному. 

 

В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.

Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе УМК учителю предлагаются материалы по  качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы, что соответствует позиции Министерства образования и науки РФ. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго полугодия 2 класса. Поурочный балл не выставляется.

Изначальная нацеленность учебных программ и УМК на развитие каждого ученика создает условия для его реализации во всех видах учебных заведений (общеобразовательных, гимназиях, лицеях).

 

                                       Отзывы о системе Л.В. Занкова

Программа сложная и интересная, рассчитана на сильных, подготовленных детей с аналитическим (математическим) складом ума, развивает логическое мышление. Очень сложная математика. Многие недовольны учебниками по окружающему миру: информации в учебнике мало, изложена не очень понятно для ребенка, для ответов на вопросы учебника необходима дополнительная литература. Многим детям необходима помощь родителей.  Однако, если ребенок научится самостоятельно заниматься по этой программе, то проблем в среднем звене школы у него не будет. Родители, чьи дети успешно усваивают программу, очень довольны.
Главный минус — отсутствие преемственности в среднем и старшем звене. В рамках системы разработаны учебники для 5 класса (русский язык, литература, математика, основы географии, природоведение, музыка) и 6 класса (русский язык, литература, математика), однако школ, работающих по этим учебникам, очень мало.

По материалам сайта www.zankov.ru

Читать по теме:

Система Л.В.Занкова (ФГОС)

Программы начальной школы

Отзывы о программе на нашей странице ВКонтакте


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:
 

schoolguide.ru

Развивающее обучение Л.В. Занкова

Впервые вопрос о необходимости создания более эффективной системы обучения, влияющей на развитие школьников, была поставлена в 50-е гг. XX в. российским педагогом и психологом, учеником Л.С. Выготского Леонидом Владимировичем Занковым (1901—1977). После смерти Л.С. Выготского Л.В. Занков стал одним из руководителей Научно-практического института дефектологии (ныне — Института коррекционной педагогики РАО), где проводились экспериментальные исследования развития аномальных детей, в которых выявлялись условия их эффективного обучения. В лаборатории под руководством Л.В. Занкова была начата работа по построению более эффективной системы обучения младших школьников.

Л.В. Занковым произведена критика традиционной методики обучения. Программы и методика обучения в начальных классах не обеспечивают максимально возможного общего развития учащихся и одновременно дают низкий уровень знаний и умений. Это происходит потому, что учебный материал носит облегченный примитивный характер с низким теоретическим уровнем, методика обучения рассчитывает на память учащихся в ущерб мысли, ограничение опытного познания ведет к вербализму, любознательность и индивидуальность детей игнорируется, практикуется медленный темп обучения.

В разработке своей системы обучения Л В Занков исходил из положения Л. С. Выготского: обучение должно вести за собой развитие. Он показал, каким должно быть обучение, чтобы оно могло вести за собой развитие.

Общее развитие младших школьников в рамках экспериментальных работ Л. В. Занкова рассматривалось как развитие способностей, а именно:

  • наблюдательности, умения воспринимать явления, факты, естественные, речевые математические эстетические и др.;
  • отвлеченного мышления, способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т. п.;
  • практических действий, умения создать некоторый материальный объект, произвести ручные операции, развивая одновременно восприятие и мышление.

Система обучения, ведущего за собой развитие, опирается на наработанные учеными дидактические принципы. В отличие от традиционных дидактических принципов они направлены на достижение общего развития школьников, которое обеспечивает формирование знаний. Принципы таковы.

  1. Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.
  2. Принцип обучения на высоком уровне трудности.
  3. Принцип обучения быстрым темпом.
  4. Принцип осознания школьниками процесса учения.
  5. Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.

Особое значение придается принципу обучения на высоком уровне трудности. Согласно ему, содержание и методика обучения строятся так, чтобы вызвать активную познавательную деятельность в овладении учебным материалом. Трудность понимается как препятствие. Проблема заключается в познании взаимозависимости явлений, их внутренних связей, в переосмыслении сведений и создании их сложной структуры в сознании школьника. Это прямо связано с принципом ведущей роли теоретических знаний.

Он означает: формирование фактических, прикладных знаний, умений происходит на базе осмысления научных понятий, отношений, зависимостей, на основе глубокой теоретической вооруженности и общего развития. Высокий уровень трудности связан и с принципом обучения быстрым темпом. Суть его не в увеличении объема учебного материала или сокращении сроков учения, а в постоянном обогащении ума школьника разносторонним содержанием, включением новых и старых сведений в систему знаний.

Принцип осознания школьниками процесса учения при всей близости не совпадает с общепринятым принципом сознательности. Требуется научить школьника осознавать не только объект деятельности — сведения, знания, умения, но и процесс овладения знаниями, свою деятельность, познавательные способы и операции.

Наконец, пятый принцип требует от учителя вести целенаправленную и систематическую работу над общим развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых. Для успешного овладения знаниями необходимо обеспечить всем, особенно слабым, продвижение в общем развитии. Это требует особого внимания к формированию мотивов учения, внутренних, субъективных побудителей познавательного интереса интеллектуального роста.

Совокупность принципов дидактической системы реализуется в содержании начального образования и в методике обучения по всем предметам.

В 60-е годы лабораторией Л. В. Занкова были разработаны программы и методика начального обучения. Экспериментальная система повлияла на обучение не только в начальной школе. Исследования по развивающему обучению имеются у других дидактов: Н. А. Менчинской, В. В. Давыдова, Н. Ф. Талызиной. Они показали возможности дидактики средней школы строить процесс обучения как развивающий, используя ряд методов и приемов в организации учебной деятельности.

psyera.ru

Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова

Система Л.В.Занкова

Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова(академик, доктор педагогических наук, профессор, годы жизни 1901-1977гг.) введена как вариативная государственная система начального образования с 1995-1996 учебного года (наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова). C 2003 года научный руководитель Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова — Н.В. Нечаева, кандидат педагогических наук, профессор ФНМЦ.

УМК системы Л.В. Занкова включает в себя учебникипо всем основным предметам:
— Обучение грамоте и чтению.
Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
— Русский язык. Автор Нечаева Н.В. 
— Литературное чтение (2 линии).
Автор Свиридова В.Ю.
Автор Лазарева В.А.
— Математика (2 линии).
Авторы:  Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С.(1 класс) и Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. (2-4 класс).
АвторВанцян А.Г. (1 класс).
— Окружающий мир. Авторы:  Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
— Технология.Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н.
— Музыка.АвторРигина Г.С.

Учебно-методический комплект для начального и среднего звена разработан в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования, с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального и общего образования и с новым Базисным учебным планом. Учебники прошли государственную экспертизу в Федеральном совете по учебникам и включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных  (допущенных)  Министерством образования и науки РФ для использования в учебном процессе общеобразовательных учреждений. Учебники соответствуют действующим санитарным нормам.

Начальное обучение в соответствии со взглядами Л.В. Занковаглавной задачей ставит общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, чувств школьников и как надежная основа усвоения ими знаний, умений и навыков.

Для системы Занкова характерно более богатое содержание образования, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся.

В системе Л.В. Занкова реализуется одно из основных положений: в начальном образовании нет главных и неглавных предметов, каждый предмет значим для общего развития ребенка, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей.

Цельначального образования по Занкову – дать учащимся общую картину мира. Общую, а не кусочки, детали, не отдельные школьные предметы. Нельзя дробить то, что еще не создали. То что в системе Л.В. Занкова нет главных и второстепенных предметов, тоже очень важно с точки зрения повышения статуса естествознания, ИЗО, физкультуры, труда, то есть предметов, дающих возможность развития именно чувственной базы.

Используя возможности содержания предметов, природную любознательность маленького школьника, его опыт и стремление к общению с умным взрослым и сверстниками, необходимо раскрыть перед ним широкую картину мира, создавая такие условия учебной деятельности, которые ведут его к сотрудничеству с соучениками и к сотворчеству с учителем.

Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».

Дидактические принципы системы Л.В. Занкова: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.   

1.Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.Это поисковая деятельность, в которой ребенок должен анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать. При этом он действует в соответствии с особенностями развития своего мозга. Обучение на высоком уровне трудности предполагает задания, «нащупывающие» верхний предел возможностей учащихся. Это не означает, что не соблюдается мера трудности, она обеспечивается путем снижения степени трудности заданий, если это необходимо.
Дети не сразу формируют ясные, четкие, грамматически оформленные знания. Это заложено в систему обучения. Тогда совершенно понятно, что должен существовать категорический запрет на использование отметок. Какая отметка может быть выставлена за неясные знания? Они и должны быть на определенных этапах неясными, но уже включенными в общее чувственное поле мирознания.
Построение знания начинается с правополушарного неясного знания, потом оно передается в левое полушарие, человек рефлексирует над ним, пытается классифицировать, выявить закономерности, дать словесное обоснование. И когда знание наконец стало ясным, встроилось в общую систему мирознания, оно оказывается вновь в правом полушарии и теперь уже не нуждается в инструментарии, подпорках из правил и формулировок – оно вросло в целостную систему знаний данной конкретной личности.
Беда многих современных систем обучения в том, что они пытаются заставить первоклассника классифицировать неосмысленный материал. Слова отчуждаются от образа. Дети, не имея чувственной основы, пытаются просто механически запомнить. Девочкам это немного легче, чем мальчикам, левополушарникам легче, чем правополушарникам. Но, эксплуатируя механическое запоминание неосмысленного материала, мы закрываем детям возможность развивать как целостное мышление, так и логическое, заменяя его набором алгоритмов и правил.

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний.Этот принцип совсем не обозначает того, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины, формулировки законов и т.д. Это было бы нагрузкой на память и увеличило бы трудность обучения. Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы. Как показывают исследования, работа со школьниками над освоением закономерностей продвигает их в развитии.

3. Принцип быстрого темпа прохождения учебного материала.Изучение материала быстрым темпом противостоит топтанию на месте, однотипности упражнений при изучении одной темы. Более быстрое продвижение в познании не противоречит, а отвечает потребности детей: их больше интересует узнавать новое, чем долго повторять уже знакомый материал. Быстрое продвижение вперед в системе Занкова идет одновременно с возвращением к пройденному и сопровождается открытием новых граней. Быстрый темп прохождения программы не означает торопливости в изучении материала и спешки на уроках.

4. Принцип осознания процесса учения самими школьниками обращен как бы внутрь – на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении. Такое осознание определяет наиболее правильные взаимоотношения человека с окружающим миром, а впоследствии развивает самокритичность как черту личности. Принцип осознания школьниками самого процесса обучения направлен на то, чтобы дети задумывались, зачем нужны знания.

5. Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.  Этот принцип подтверждает высокую гуманную направленность дидактической системы Л.В. Занкова. Все дети, если у них нет каких-либо патологических нарушений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идее то замедленно, то скачкообразно. Л.В. Занков считал, что слабые и сильные ученики должны учиться вместе, где каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту. Любое обособление он считал вредным, так как дети лишаются возможности оценить себя на другом фоне, что мешает продвижению учащихся в их развитии.

Итак, принципы образовательной системы Л.В. Занкова согласуются с возрастными особенностями младшего школьника, позволяют раскрыть индивидуальные возможности каждого.

Назовем важные особенности учебно-методического комплекта, в основе которого  современное знание о возрастных и  индивидуальных особенностях младшего школьника. Комплект обеспечивает:
— понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;
— владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;
— актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;
— условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка,  для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений; 
— активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;
—  проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;
— индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности,  распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе  посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному. 

В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.

Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе УМК учителю предлагаются материалы по  качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы, что соответствует позиции Министерства образования и науки РФ. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго полугодия 2 класса. Поурочный балл не выставляется.

Изначальная нацеленность учебных программ и УМК на развитие каждого ученика создает условия для его реализации во всех видах учебных заведений (общеобразовательных, гимназиях, лицеях).

 

nsportal.ru