Разное

Синонимы в картинках для детей – . . , — .

Картотека по развитию речи (старшая группа) на тему: Картотека картинок с изображением синонимов и их лексических значений

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картинки с изображением зимних видов спорта

Пригодятся в работе…

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ 1.Кто быстрее? Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения. Материал для игры: карточки с изображе

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ 1.Кто быстрее?Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растенияИгровая задача: найти картинку с изображением …

Картотека картинок с изображением синонимов и их лексических значений Тема: Растительный мир

возраст: старший дошкольиспользованный материал: Словарь синонимов русского языка…

Дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста (по предметным картинкам с изображением домашних животных, животных наших лесов, их детёнышей)

Дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста(по предметным картинкам с изображением домашних животных, животных наших лесов,их детенышей)…

Дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста (по предметным картинкам с изображением животных жарких и северных стран, животный мир океана)

Дидактические игры по экологиидля детей дошкольного возраста.(по предметным картинкам с изображением животныхжарких и северных стран,животный мир океана)…

Методическая карта для детей подготовительной группы по лексической теме: «Рыбы — речные, Аквариумные, Морские обитатели » (для самостоятельной деятельности)

Методическая карта для детей подготовительной группы по лексической теме: «Рыбы — речные, Аквариумные, Морские обитатели » (для самостоятельной деятельности) Цель: Развивать внимание и восприятие…

Применение интеллект-карты Бьюзена при закреплении у дошкольников лексической темы «Я и моя семья»

Интеллектуальная карта — это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и…

nsportal.ru

Словарь синонимов для детей старшего дошкольного возраста


Подборка по базе: 36 ЛЕТ СРЕДИ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ — Дневник Е. К. Грачевой.docx, Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подросткоВ , ФИЛОСОФИЯ И РИТОРИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ.doc, Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста.doc, «Чем ценен для детей опыт отцов.docx, лекция 10 Сортировка больных детей (карманный справочник), реаби, Методическая разработка непосредственной образовательной деятель, О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017, Минаева Методика ознакомления детей дошк возр.pdf, Краткий философский словарь.pdf.

Словарь синонимов для детей старшего дошкольного возраста

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

доктор – врач

дорога – путь

ребёнок- малыш

еда- пища

холод- мороз

автомобиль – машина

друг- товарищ

ребята- дети

брюки – штаны

школьник – ученик

пёс- собака

конь – лошадь

метель – вьюга

враг — противник

богатырь – силач

больной – нездоровый

лётчик – пилот

работа – труд

яд – отрава

тропинка- дорожка

бой – битва

животное – зверь

боец – воин

страх – испуг

волшебница – фея

великан – гигант

тепло – жара

сад – огород

рынок – базар

дворец – замок

водитель – шофёр

огонь — пламя

мартышка – обезьянка

лягушка – жаба

чучело — пугало


трудный – сложный

грустный – печальный

крошечный – маленький

весёлый – радостный

большой – огромный

сырой – мокрый

шустрый – быстрый

храбрый – смелый

грязный – чумазый

верный – надёжный

трудный – тяжелый

холодный – ледяной

прочный – крепкий

горячий – жаркий

высокий – длинный

пасмурный – хмурый

нарядный — красивый

аккуратный — чистый

толстый – жирный

красный — алый

больной — нездоровый

белый — светлый


скакать – прыгать

ломать – разрушать

бросать – кидать

врать – обманывать

плакать – реветь

прощать – извинять

ходить – шагать

бросать – кидать

работать – трудиться

спешить – торопиться

кушать – есть

упал – свалился

заступаться – защищать

брать – взять

говорить – беседовать

думать – размышлять

выучить- запомнить

залезть – подняться

плавает – купается

бояться – пугаться

думать — размышлять

побеждать — выигрывать

Исправление грамматических ошибок

Авторы некоторых пособий под формированием грамматических навыков в повседневном общении понимают преимущественно исправление ошибок. С этим нельзя согласиться, поскольку исправление ошибок осуществляется на всех занятиях (и не только по развитию речи), а также вне их, а задачи и содержание повседневного речевого общения значительно шире.

Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О. И. Соловьевой, А. М. Бородич.


  • Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.

  • Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.

  • Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.

  • Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.

  • С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». – «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек», – подтверждает воспитатель.

  • Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. Приемы здесь возможны разные. Например: «Ты неверно изменил слово, подумай, как изменить его правильно», – говорит воспитатель.

  • Можно дать образец аналогичного изменения слова (родительный падеж множественного числа – матрешек, ботинок, варежек).

Виды пересказа (для детей дошкольного возраста)

Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память, воображение.

Е.И. Тихеева, А.М. Леушина, А.М . Бородич и другие авторы подчеркивают большое значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, развития их речи.

ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА

1. Подробный пересказ (или он ещё называется пересказ близко к тексту). В этом виде пересказа ребёнок ничего не изменяет, рассказывает от того лица, от чьего было написано произведение, пытается воспроизвести мельчайшие детали произведения.

Его цель: научить детей, опираясь на готовый текст, строить предложения и соединять их в связный рассказ.

Его разновидностями могут быть:

а) пересказ « цепочкой»,

б) пересказ по опорному материалу (иллюстрации, запись на доске основных событий и т.д.),

в) пересказ с дополнительным языковым заданием: проследить за употреблением глагольных синонимов, за заменой имен существительных личными местоимениями и др.

2. Пересказ по частям или одной части (выборочный пересказ). Этот вид пересказа часто используется с группой детей, например, в детском саду. Здесь произведение делится на логические части и каждый ребёнок по очереди пересказывает один какой-то фрагмент произведения. Как правило, используется этот вид с детьми старшего дошкольного возраста, т.к. при таком пересказе необходима хорошая сосредоточенность внимания.

3. Пересказ с изменением лица. (творческий пересказ). Если художественное произведение написано от первого лица, то, как правило, при таком виде пересказа меняют его на третье лицо. Например, если в произведении автор пишет «Я пошёл…», то при таком пересказе ребёнок должен сказать «Автор пошёл…»

4. Пересказ по аналогии. Это творческий пересказ, в котором изменяется герой или события. Например, известную сказку про Колобка, который от дедушки ушёл и от бабушки убежал можно пересказать так, что он никуда не убегал, а лиса, допустим, сама к нему прибежала и т.д. Или все те же события случились не с Колобком, а с другим персонажем.

5. Пересказ – инсценирование. Это пересказ, который разыгрывается с помощью игрушек или настольного театра. Очень хорошо подходит как для младших дошкольников, так и для старших.

Браун Н. Психологические факторы принятия себя родителями слепоглухонемых детей.

Материал статьи Нормана Брауна впервые был опубликован в Записках международной конференции родителей детей с врожденной слепоглухотой, состоявшейся в Мадриде в 1995 г.

Данная статья посвящена родителям, чьи дети страдают слепоглухотой, их особенным переживаниям и проблемам. Такие дети имеют специфический дефект, искажающий их восприятие окружающей среды. Для того, чтобы помочь ребёнку осознать мир вокруг, необходимо предоставить ему широкий спектр возможностей. В связи с дефектом, обучение и воспитание ребёнка родителем кардинально меняется, т.к. малыш не в состоянии воспринимать информацию, как обычный ребёнок.

Появление такого младенца — делит жизнь семьи на 2 этапа: до и после. Принятие себя родителем особенного ребёнка наталкивается на проблему нехватки теоретической и практической информации о дефекте и воспитании с его учётом. В процессе поиска ответов на интересующие вопросы, семья переживает период отчаяния. В этот момент главным условием становится самоконтроль чувств и эмоций.

Гиперопека, стремление защитить своего ребенка, сосредоточение на дефекте мешают развитию малыша и самих родителей, а также ухудшают семейные взаимоотношения, так как все силы концентрируются только на дефекте малыша.

Существуют 2 варианта взаимоотношений в семье с ребёнком-инвалидом:


  1. Сплочение родителей для заботы о своём ребёнке;

  2. Разрозненность отношений между супругами из-за недостаточного внимания друг к другу, и ассоциации партнера лишь с проблемами и трудностями.

Часто отец в большей мере испытывает трудности в воспитательном процессе своего ребёнка, в связи с иным стилем воспитания и неравномерным распределением информации между супругами. Но с наступлением школьного периода родители разделяют процесс обучения и воспитания с педагогами, что несомненно облегчает их ношу в психологическом плане.

Когда ребёнок взрослеет, появляются новые трудности, связанные с сексуальными проблемами и неопределённостью будущего.

В этот момент большую роль играют 2 чрезвычайно важных фактора, воздействующих на родителей:


  • продолжительное влияние стресса, приводящее к моральному истощению;

  • физический облик ребенка, с новыми потребностями и необходимостью других методов воспитания.

В данной статье Норман Браун описал некоторые особенности поведения родителей, которые воспитывают ребёнка с дефектом. Его мысли не являются руководством к действию, но Браун поделился личным опытом воспитания своего ребёнка и ситуациями других родителей, в качестве наглядного примера, с целью оказания помощи другим семьям с подобной ситуацией. Он попытался донести мысль о том, что допускал те же ошибки, что многие родители, воспитывавшие слепоглухонемых детей.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГЮОУ ВО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Контрольная работа по дисциплине

«Специальная педагогика»

Студентки группы ЗССАБ-44.03.03.41 (К)

Вольской (Глезденевой) Анны Сергеевны

Преподаватель:

Дементьева Евгения Леонидовна

Ижевск, 2018 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГЮОУ ВО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Контрольная работа по дисциплине

«Технология обследования и формирования речи» № 3

Студентки группы ЗССАБ-44.03.03.41 (К)

Вольской Анны Сергеевны

Преподаватель:

Куклина Марина Владиславовна

Ижевск, 2018 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Специальное (дефектологическое) образование

Контрольная работа по дисциплине

«Психология развития»

Выполнил студент

Вольская А.С

группа 3ССАБ-44.03.03-41(к)

Научный руководитель:

Андреева М.В

Ижевск, 2018 г.

topuch.ru

Пособие «Словарь синонимов» 1- 4 класс

Словарь синонимов

Август, жнивень, серпень

Аккуратный, опрятный, чистый

Апрель, снегогон, цветень

Беззаботный, беспечный, неунывающий, беспечальный, бескручинный, равнодушный

Безобразный, некрасивый, уродливый, невзрачный, неказистый, неприг­лядный, нескладный

Белый, белоснежный, молочный, снежный, лилейный, ки­пенный

Беспокоиться, тревожиться, волноваться

Благородный, аристократический, рыцарский, достойный, доблестный, джентльменский

Блестеть, сиять, сверкать, искриться, светиться

Блестящий, яркий, светлый, лучистый, лучезарный

Близкий, ближний, близлежащий, граничащий, окрестный, прилегаю­щий, соседний

Болтливый, говорливый, многоречивый, разговорчивый, словообильный, словоохотливый, экспансивный, велеречивый

Большой, гигантский, громадный, огромный, исполинский

Бояться, пугаться, страшиться, робеть, дрожать от страха

Быстрый, проворный, прыткий, резвый, стремительный

Важничать, кичиться, хвалиться, зазнаваться, задаваться

Вежливый, внимательный, обходительный, почтительный, предупреди­тельный, участливый, учтивый, светский, благовоспитанный, воспитанный, любезный, приветливый, галантный, тактичный

Верный, надежный, преданный

Вершина, верх, верхушка, гребень [горы, волны], конек [крыши)

Веселый, радостный, ликующий, жизнерадостный

Видеть, наблюдать, замечать, примечать, любоваться

Вкусный, аппетитный, лакомый

Воевать, бороться, драться, биться, ополчаться, сражаться

Волшебник, колдун, кудесник, маг, чародей

Восторг, восхищение, ликование, веселье, радость

Враг, противник, неприятель, недруг

Враждебный, злобный, злостный, злоумышленный, недружелюбный

Врать, лгать, выдумывать, обманывать, сочинять, фантазировать

Вспыльчивый, гневливый, запальчивый, раздражительный, не­уравновешенный

Выучить, затвердить, усвоить, вызубрить

Глупый, неразумный, несмышленый, тупой

Голубой, лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный

Горевать, скорбеть, сокрушаться, убиваться, тужить

Гореть, пылать, полыхать, пламенеть, теплиться, тлеть

Гостеприимный, радушный, хлебосольный

Граница, рубеж, черта, линия, предел

Греметь, грохотать, громыхать, рокотать

Грустить, печалиться, унывать, кручиниться

Грустный, печальный, невеселый, тоскливый

Декабрь, студень, стужайло, студенец

Делать, мастерить, сооружать, творить, создавать

Дело, занятие

Дерзкий, резкий, грубый, вызывающий

Дети, детвора, ребята

Дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, фан­тастический, удивительный, обворожительный, очарователь­ный, чарующий, непонятный, редкий

Долгий, продолжительный

Дом, здание, изба, хата

Дорога, путь, линия, колея

Дремучий, глухой, густой

Дрожать, трястись, трепетать

Друг, приятель, товарищ

Душистый, ароматный, пахучий

Жадный, алчный, ненасытный, скупой, корыстолюбивый, прижимистый, скаредный

Жаркий, знойный, жгучий, горячий, палящий

Желтый, золотой, лимонный, шафрановый, янтарный, со­ломенный

Забава, развлечение, потеха

Заглядеться, засмотреться, залюбоваться

Задира, забияка, драчун

Зеленый, изумрудный, малахитовый

Источник, ключ, родник

Июль, липец, страдник, сенозарник

Июнь, хлеборост, червец

Красивый, прекрасный, божественный, великолепный, роскошный, вос­хитительный, пленительный, живописный

Красный, румяный, алый, багряный, пунцовый, пурпурный, кумачовый, рубиновый

Ласковый, любезный, нежный, обязательный, приветли­вый, обходительный Лентяй, лодырь, ленивец

Ласковый, любезный, нежный, обязательный, приветливый, обходи­тельный

Легкомысленный, ветреный, неосмотрительный, неосторожный

Ленивый, нерадивый

Лентяй, лодырь, ленивец

Лиловый, фиолетовый, сиреневый

Май, травник, травень

Март, зимобор, березень

Метель, вьюга, буран, пурга, ураган,

Миловидный, пригожий, осанистый, видный

Мокрый, сырой, влажный, волглый

Неловкий, неуклюжий

Ноябрь,

листогной

Обрыв, круча, крутизна

Овраг, буерак, балка

Октябрь, грязник, листопад

Осмеливаться, дерзать, отваживаться, пробовать, рисковать, решаться

Остановка, задержка, заминка, застой, затишье, пауза,-лерерыв, ант­ракт, запятая, точка

Осторожный, благоразумный, недоверчивый, опасливый, внимательный, осмотрительный

Откровенный, открытый, искренний, прямой, прямодушный, прямолиней­ный, чистосердечный, бесхитростный, наивный

Отчаиваться, унывать, терять надежду, предаваться отчаянию

Охранять, беречь, оберегать, караулить, сторожить, стоять на страже, стоять на часах

Палка, булава, дубина, жезл, клюка, костыль, палица, посох, прут, трость, скипетр, стержень

Парк, сад, роща, сквер

Перерыв, пауза, остановка, передышка, перемена [в школе]

Петь, напевать, заливаться, выводить голосом, затягивать[песню}, под­тягивать голосом, вторить

Печальный, безотрадный, беспросветный, горестный, горький, грустный, жалобный, мрачный, плачевный, скорбный, безутешный, огорченный, ме­ланхолический, пессимистический, унылый, сокрушенный, тоскливый

Писать, записывать, строчить, выводить, черкать, чертить

Пища, кушанье, снедь, еда, яства

Плут, жулик, мошенник, обманщик, шарлатан

Побеждать, одолевать, осиливать, одержать победу, выиграть сражение

Подлый, бесчестный, гнусный, грязный, низкий, позорный

Подчиняться, сдаваться, смиряться, капитулировать, просить пощады, повиноваться, слушаться, быть под игом, быть в порабощении, зависеть от кого-либо, стать жертвой, плясать под чужую дудку, унижаться

Поймать, изловить, задержать, выследить, обнаружить, отыскать, под­цепить, разыскать, напасть на след

Половодье, разлив, паводок, полая вода

Поэт, стихотворец, певец, бард, трубадур, пиит

Править, управлять, руководить, командовать, распоряжаться, вер­ховодить

Праздник, торжество, триумф

Прежний, былой, давний, стародавний, давнишний, прошлый, минувший. Летошный год (прошлый год)

Приближаться, подкрадываться, подползать, подходить, подступать

Произведение, творение, создание, работа, дело, изделие, поделка

Просить, упрашивать, молить, умолять, заклинать

Простор, ширь, даль, приволье, раздолье

Прохлада, свежесть, холодок

Птичка, птаха, пичужка, пичуга

Пустяк, пустячок, мелочь, безделица, ерунда, чепуха

Равнодушие, безразличие, безучастие

Радовать, веселить, тешить, лелеять, услаждать, ласкать

Разведчик, агент, шпион, лазутчик, резидент

Развлекать, забавлять, веселить, увеселять, тешить, потешать

Распутица, бездорожье, беспутица

Распутица, бездорожье, беспутица

Расставание, разлука, прощание

Растеряться, оторопеть, опешить

Робкий, несмелый, малодушный, боязливый, пугливый, трусливый

Ровесник, сверстник, одногодок, однолеток

Родина, отечество, отчизна

Родной, отчий, отеческий

Светать, рассветать, брезжить и брезжиться, светлеть

Светить, сиять, сверкать

Свидание, встреча

Свобода, независимость, воля

Сентябрь, хмурень

Сердиться, дуться, злиться, гневаться, выходить из себя, доходить до бе­лого каления, рвать и метать

Серый, стальной, свинцовый, пепельный, дымчатый, ди­кий [устар.]

Сильный, мощный, могучий

Синий, кубовый, васильковый, индиговый, сапфировый, ультрама­риновый

Сказать, молвить, проговорить, произнести, сболтнуть, пролепетать, сообщить, заявить, изречь

Скрывать, таить, прятать

Смелый, храбрый, отважный, мужественный, бесстраш­ный, неустрашимый, безбоязненный, бестрепетный, лихой, удалой, бравый, решительный, не робкого десятка

Смеркаться, темнеть, вечереть

Смешной, забавный, комичный, потешный, уморительный

Событие, случай, происшествие, приключение, эпизод

Спешить, торопиться

Старательный, прилежный, усердный, ретивый

Старый, ветхий, дряхлый (о вещах)

Старый, пожилой, престарелый

Страх, боязнь, испуг, ужас, паника, трепет

Страшный, ужасный, жуткий, леденящий, зверский, дья­вольский

Темнота, мрак, мгла, потемки

Тропинка, тропа, дорожка, стежка

Трудный, сложный, непростой, мудреный, хитрый

Трудолюбивый, работящий

Угасать, затухать, переставать гореть

Угрюмый, мрачный, хмурый, сумрачный, пасмурный

Удача, счастье, везение, фортуна

Умный, неглупый, мудрый, толковый, разумный, рассудительный, мозго­витый, головастый, башковитый

Упрямиться, упорствовать, упираться, артачиться

Февраль, снежень, лютый

Холод, мороз, стужа

Холодный, морозный, ледяной

Черный, вороной (конь), смоляной (волос], агатовый [глаз]

Чувствительный, чуткий, восприимчивый, впечатлительный, отзывчи­вый, тонкий, щепетильный

Шалун, проказник, баловник, озорник, сорванец, постре­ленок, бедокур

Январь, просинец

infourok.ru

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме: Синонимы

Тема: Синонимы

Цели: Развитие чувства языка, соотнесение слова и понятия, заключённого в нём;

          Обогащение словарного запаса словами с разнообразными смысловыми оттенками;

          учить подбирать удачное и точное слово для выражения мысли.

          Закрепление  правильного произношения.

Ход занятия:

  1.  Орг. момент. Игра « Скажи иначе». Дети называют слова и садятся: грустный — …, уродливый — …, мизер — …, приятный — …, шоссе — …, автомобиль — …, ходики — …, колун — …, месяц — …, кобылка — …, бестолковый — ….
  1.  Логопед  объявляет детям, что в гости к ним опять пришли слова – «приятели», которые говорят об одном и том же, но по-разному. Читает детям стихотворение:   Мы с приятелем вдвоём

Дружно, весело живём…

Я иду… и он шагает,  

Я смеюсь – хохочет он.

Если грустно мне бывает,

Он печалится со мной.

Логопед предлагает найти в стихотворении слова – « приятелей».

3. Игра «Скажи по-другому». 

      У детей на столах предметные картинки (дорога, дом, машина, доктор, труд, актёр,  мороз, метель, еда, конь). 

     Логопед предлагает к стихотворению подобрать подходящую картинку и назвать её другими словами.

                            В языке родном, богатом,

Много сходных слов, ребята.

Как врача назвать иначе?

 Я желаю вам удачи!    (доктор, лекарь)

*  *  *

Много, много окон в нём.

Мы живём там. Это… (дом, жилище)

* * *

                  Ясен здесь ответ любому.

Пища, только по-другому.

Не составит вам труда

Отгадать, что то…(еда)

*  *  *

С подстриженной гривой

Скачет ретиво

Чуть шпорами тронь.

Кто же это?   (Конь, лошадь)

     * * *

                     Здесь придётся подумать немного,

 И назвать по-другому дорогу.

Про шоссе и тропинку забудь!

Слово очень обычное… (путь, дорога)

*  *  *

С весёлой звонкой песней

Мы идём на снежный кросс.

Воздух чистый, день чудесный.

Не пугает нас …(мороз, холод)

      * * *

                 В прошлый раз был педагогом,

После завтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он …(артист, актёр).

*  *  *

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, верчу

                  Знать ничего не хочу. (Метель, пурга, вьюга)

                          * * *

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины.

И тогда, поднявши пыль

Побежит…(автомобиль, машина)

   * * *

Я трудился не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от … (труда, работы).

  1. «Подбери точное слово».

Если бы не было таких слов-приятелей, нам было бы очень скучно говорить одними и теми же словами. В гости пришёл Незнайка и хочет позаниматься с нами. Поможем ему?

Логопед предлагает рассмотреть сюжетные картинки и составить предложения по ним.

Незнайка:  Самолёт сел. Солнце село. Дедушка сел.

Дети: Самолёт приземлился. Солнце закатилось. Дедушка сел.

Незнайка: Девочка  бежит. Река бежит. Вода ( в фонтане)  бежит. Кошка бежит.

Дети: Человек несётся (мчится, торопится). Река бурлит (течёт, журчит). Конь   скачет. Кошка догоняет мышку.

Незнайка: Дедушка ест суп. Медведь ест малину. Заяц ест морковку. Волк грызёт кость. Цыплята едят зёрнышки.

      Дети: Дедушка обедает. Заяц жуёт морковку. Медведь лакомится малиной. Волк    грызёт кость. Цыплята клюют зёрнышки.

  1. Логопед предлагает посмотреть на сюжетную картинку «Угадай настроение».

— Кого видим на картинке? (Детей, малышей, ребят.)

— Где они находятся? (Во дворе, на площадке, в песочнице).

— Что произошло? (Сломал, разрушил куличики, обидел карапуза)

Расскажите о настроении детей. Подберите по 2 разных слова – « приятеля».

Мальчик смеётся-хохочет (он злой, недобрый, жестокий)

 Девочка  грустит-печалится (она добрая, хорошая)

Ребёнок злится – сердится (он защитник, заступник)

Малыш  плачет-рыдает (он беспомощный, слабый)

Даётся нравственная оценка действиям детей.

     5. Физкультминутка.

А теперь мы разомнёмся,

Улыбнёмся, посмеёмся.

Наклоняйтесь ниже, ниже.

Головой к коленям ближе.

А теперь вы не ленитесь,

Хорошо назад прогнитесь.

Головою покрутите.

Потянитесь, потянитесь.

Вы, ребята, не устали?

Сели-встали! Сели-встали!

Все руками помахали

И на место побежали.

6. Игра « Что мы делаем — не скажем, а что делаем – покажем»

Логопед предлагает детям По-очереди показывать действия, остальные их называют.

  Действия:

                     думает (размышляет, соображает)

вертится (крутится, вьётся)

бросает (кидает)

опасается (боится, остерегается)

скачет (прыгает)

ест (кушает, питается)

глядит (смотрит, любуется, разглядывает)

спешит (торопится).

7. «Опиши предмет»

Ребёнку предлагается описать предмет и при этом употребит как можно больше слов – синонимов. Логопед может помочь с выбором точных слов, дав варианты – синонимы. .На картинках:  медведь, снежинка, иголка.

Медведь – большой, здоровый, лохматый, косматый, неуклюжий, неловкий, неповоротливый. По лесу ходит, бродит. Его многие звери боятся, опасаются, страшатся.

Снежинка – маленькая, крохотная, белая, лёгкая, невесомая, красивая, резная, блестящая, сверкающая, холодная…Она падает, летит, кружится.

Иголка – маленькая, тоненькая, лёгкая, острая, колючая, колкая, твёрдая, крепкая, прямая, ровная. Ею  шьют, штопают, зашивают, пришивают, вышивают…

8. Логопед предлагает рассказать  сказку про ёжика и его друзей, постараться вспомнить все – все подходящие слова , чтобы хорошенько описать своих героев.

Жил-был один маленький (небольшой) ёжик. Он был очень вежливый (воспитанный). Ёжик трудился не  покладая рук (усердно) и у него было много приятелей (друзей)

.Жизнь у зверей была нелёгкая (тяжёлая), и поэтом все ходили какие-то невесёлые (грустные). И тогда  в один прекрасный день (однажды) зверюшки решили устроить себе веселье (праздник). Все пришли красивые (нарядные), начали скакать (прыгать), крутиться (вертеться), плясать (танцевать), хохотать  (смеяться) – и всем стало хорошо (чудесно).

9. «Расскажи  и покажи». Речь с движениями.

Вролшебник-маг,

Знамя-флаг,

Щум-грохот,

Смех-хохот.

Хвала-одобренье,

Удача-везенье.

Силач-отлет.

Тайна-секрет.

Идти-шагать,

Плясать-танцевать.

Внезапно – вдруг

Товарищ-друг.

Здесь-тут.

Работа-труд.

10 Итог занятия.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Составление предложений по 2 -3 опорным  предметным картинкам.

Картинки: турист – автомобиль – страна; школьник – доктор;

 малыш –  штаны – дыра; метель – дорожка – дом и т.п.

nsportal.ru

игра в синонимы «Скажи иначе» – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Богатый словарный запас всегда был признаком человека образованного и грамотного. «Окей», «вроде», «хорошо» и даже привычное «нормально» всегда можно заменить на слова, куда более приятные и отражающие нужную эмоцию в полной мере.
10 наборов карточек-синонимов в помощь учителям, родителям и самим ученикам. 

Синонимы к сленговым выражениям и нейтральным словам

Карточки-синонимы из рубрики #мой_русский_язык, которую уже более полугода можно найти в наших социальных сетях, очень полюбились педагогам. С их помощью можно устроить настоящие соревнования в классе, предложить детям в игровой форме задуматься о богатстве русского языка и даже отучить от слегновых выражений. Да, к пушкинскому слогу приучить современную молодежь сложно и, вероятно, не совсем нужно, но разнообразить речь школьников – наша прямая задача. Мы уверены, что в одном из самых богатых языков мира найдется достойная замена словам «ок» и «прикольно».


Синонимы, показывающие смысловые различия и варианты упражнений к ним

Также в нашей подборке вы найдете три слова, которыми мы пользуемся часто, забывая о многообразии смыслов. Это слова «добрый», «хороший» и «красивый». С помощью наших карточек вы сможете устроить на уроке поэтический поединок, фестиваль комплиментов или философскую дискуссию.
  
Чтобы показать ребятам смысловые различия, можно попросить их составить предложения с каждым из вариантов. Пример: у слова «хороший» есть синонимы «человечный» и «качественный». Может ли быть поступок качественным, а вещь, сделанная на заказ, человечной? У слова «добрый» есть значения «ласковый» и «порядочный». Но ведь про маму хочется сказать, что она ласковая, а вот про знакомого, вернувшего долг, что он порядочный. 
Берега Невы живописны, без всяких сомнений, но вот про Катю с третьего ряда уместнее будет сказать «миловидная» – а ведь все это синонимы слова «красивый». 

Мы уверены, что вашим ученикам понравиться искать новые смыслы, составлять целые рассказы и углубляться в тайны родного языка. 

Наборы карточек с синонимами

Итак, в нашем наборе вы сможете найти следующие выпуски:
  1. Синонимы к слову «няшный»
  2. Синонимы к слову «ок»
  3. Синонимы к слову «прикольно»
  4. Синонимы к слову «сорян»
  5. Синонимы к слову «добрый»
  6. Синонимы к слову «нормально»
  7. Синонимы к слову «бомбит»
  8. Синонимы к слову «агриться»
  9. Синонимы к слову «хороший»
  10. Синонимы к слову «красивый»

Больше интересных материалов:

rosuchebnik.ru

Картотека на тему: антонимы в картинках

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

антонимы

пополнить картотеку антонимов…

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТОНИМИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ

В данной статье собрано несколько фрагментов занятий, где используются дидактические игры для развтия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня антонимии….

«Формирование умения понимать и употреблять синонимы, антонимы и многозначные слова у детей с нарушениями речи»

Данное пособие может быть использовано в коррекционной работе по развитию речи  детей, имеющих нарушения речи, в доступной игровой ситуации. Пособие может быть рекомендовано педагогам дошкол…

Усвоение антонимов детьми дошкольного возраста с ОНР

подбор антонимической пары является очень сложным актом мыслительной деятельности для ребенка с общим недоразвитием речи. Чтобы ему помочь в усвоении антонимической пары, необходимо руководствоваться …

Цепные и радиальные тесты для пересказа, с опорой на словарь по лесическим темам. Ативизация словаря признаков, наречий, антонимов. Алгоритм работы над текстом в группах компенсирующей направленности (подготовительной)

Материал содержит примеры текстов для пересказа, созданных с опорой на лексические темы. Приведены радиальные и цепные тексты, а также алгоритм работы по подготовке к пересказу. Тексты можно испо…

Слова антонимы с картинками

Слова антонимы с картинками для детей…

Технологическая карта Антонимы

Технологическая карта  Антонимы…

nsportal.ru

Домашние задания для детей с ОНР по теме «Антонимы и Синонимы»

Тема: «Слова — неприятели» (антонимы – противоположные по значению)

1. Продолжи предложения словами противоположными по смыслу ( слова – неприятели)

  • Осенью птицы улетают, а весной …….. (прилетают)
  • На дерево залезают, а с дерева…………
  • Воду в стакан наливают, а из стакана ………

2. Назови противоположные признаки предметов:

Старый — …………, черный — ….., светлый — ……., большой — …….., длинный — …….., высокий — ……., широкий — …….., толстый — ……..,
острый — ……, веселый — ….., смелый — ……., быстрый — ……., горячий — ……., больной — …….

3. Назвать как можно больше предметов, имеющих данный признак. ( не менее 4 – 5)
Что бывает круглым?
Что бывает высоким?
Что бывает холодным?
Что бывает тяжелым?
Что бывает колючим?

4. Продолжи:

  • Сахар сладкий, а лимон …..
  • Мяч большой, а мячик……..
  • Дорога широкая, а тропинка………
  • Дерево высокое, а куст ……….
  • Чай горячий, а мороженое ……
  • Перышко легкое, а кирпич ……
  • 5. Выбрать из 3 слов 2 слова – неприятеля.
  • Друг, печаль, враг
  • Длинный, большой, короткий
  • Поднимать, опускать, брать
  • Ночь, сутки, день

6. К данным словам придумай слова – неприятели:

  • Добро –
  • Друг –
  • Радость –
  • Широкий –
  • Твердый –
  • Рано –
  • Сухо –



Тема: «Слова – приятели. Синонимы»

Знать! — Синонимы – слова похожие по смыслу.

1. Подбери похожее по смыслу слово:

  • Большой дуб – огромный дуб
  • Веселая девочка –
  • Горячий день –
  • Интересная книга –
  • Душистый ландыш –

2. Подумай, какое слово не подходит:

  • Грустный, печальный, глубокий
  • Храбрый, отважный, звонкий
  • Крепкий, далекий, прочный
  • Дряхлый, старый, маленький
  • Прочный, надежный, хрупкий

3. Придумай слова – «приятели» к данному слову:

  • Здание — ……. (Дом)
  • Печаль –
  • Солдат –
  • Конь –
  • Приятель –
  • Глядеть –
  • Торопиться –
  • Смелый –

4. Выбери из трех слов два слова – «приятеля»

  • Дом, солдат, маршал
  • Конь, собака, лошадь
  • Слабый, неловкий, неуклюжий
  • Веселый, крепкий, прочный
  • Большой, красивый, огромный
  • Думать, ехать, соображать

logoped18.ru