Разное

Синонимы 1 класс презентация – Презентация по русскому языку «Синонимы» 1 класс

Урок -игра по сказкам. Синонимы.1 класс.

Тема урока: «Синонимы».

Урок-игра «В поисках Василисы Прекрасной»

Автор урока: Тютерева Надежда Николаевна

Предмет: русский язык

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

образовательные:

научить находить в тексте синонимы; отработка умения подбирать синонимы к словам

развивающие: расширение словарного запаса учащихся за счет употребления

метафор; умение правильно пользоваться синонимами в речи; развитие орфографических и пунктуационных навыков учащихся, обогащение словарного запаса, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку;

воспитательные: воспитывать любовь к родному языку;

формировать навыки связной речи; воспитывать активность, желание работать творчески

Ожидаемый результат:

Ученики умеют находить синонимы в тексте, умеют составлять синонимические ряды.

Ресурсы: учебник русского языка для 1 класса, маркеры, листы А4, ИКТ, корзиночка, листы самооценки учащихся, бортовые журналы учащихся, разноцветные фантики для деления на группы, мяч, карточки с текстом для творческой работы, карточки со словами для мозгового штурма.

Современные технологии, используемые на уроке:

Применение ИКТ, технология проблемного обучения, технология критического мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, Словарь синонимов,

раздаточный материал (карточки).

Демонстрационный материал: презентация к уроку.

Используемая методическая литература:

  1. З.Е. Александрова Словарь синонимов русского языка. – М.:1986

2.Л.Т. Григорян «Язык мой — друг мой». Пособие для учителей. М.: Просвещение. 1976.

3. Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Дидактический материал к учебнику русского языка 5 класса. Пособие для учителя — М.: Просвещение, 1989.

4. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык 5 класс» — М.: Просвещение, 2008.

5. Т.А. Богданова «Уроки русского языка в 5 классе» — М.: Просвещение, 2011.

Ход урока.

1.Орг. момент.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя по утру, из ворот.

Понимаешь у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Иль чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

— Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогают человеку. Так давайте, и наш урок сегодня начнем с улыбки. Ребята улыбнитесь друг другу!

 Волшебная корзиночка.

Перед вами волшебная корзиночка. «Сложите» в неё по очереди каждый свои самые хорошие пожелания для друзей на этот урок (положительные эмоции). Спасибо всем! А теперь я расплескаю эти пожелания на вас для того, чтобы вам интересно и легко было работать сегодня на уроке.

(Слайд № 1) Сегодня у нас с вами необычный урок, мы отправляемся в сказочное путешествие в поисках Василисы Прекрасной.

(Слайд № 2) Все вы помните сказку о Василисе Прекрасной. Утащил её Кощей Бессмертный и заточил в башне. Башня высоченная. Даже взглянуть страшно! Но Василиса надеется, что Иван-царевич придёт за ней, — не выходить же ей замуж за постылого Кощея! Давайте поможем Ивану царевичу спасти Василису, а для этого нам нужно выполнить задания, а перед этим определить тему, чем мы с вами будем заниматься на уроке. Но, а сначало давайте поиграем в игру «Подбери словечко» с учащимися.

— Тот, кому я бросаю мяч и говорю слово, должен вернуть мяч мне, подобрав к моему слову своё другое слово, но близкое по значению моему, например: белый – светлый.

Слова для игры: ходить – шагать, говорить – болтать, строить – созидать, красный – алый, фиолетовый – сиреневый, кушать – есть, школьник – ученик, работать – трудиться, смеяться – хохотать, грусть – печаль, ненастный – пасмурный, кричит – орёт, большой – огромный, ребёнок – малыш, старик – дедушка, мороз – холод.

— Молодцы! Как называются слова, которые вы сейчас подбирали? Проблема !!! Но м ысейчас эту проблему устраним. Вот мы сейчас и проверим правильность ваших ответов, выполнив чистописание.

Минутка чистописания (ребята открывают тетради и записывают число и классная работа ) , ниже у вас образец для записи дан в тетради.

Запишите безотрывно эти буквы в тетрадь, соблюдая правильное соединение букв, и простым карандашом зачеркните все буквы д, и после прочитайте, что у вас получилось.

дсдидндодндидмдыд

-Вот мы и угадали тему нашего урока.

Тема урока «Синонимы»

Постановка цели урока:

— Сегодня мы расширим свои знания о синонимах, а так же научимся находить синонимы в тексте и заменять слова словами синонимами.

Обратная связь

-Ребята перед вами листик с названием бортовой журнал, Заполните, пожалуйста, первый столбик бортового журнала ученика (ребятам дается немного времени).

Бортовой журнал ученика

Что я знаю по теме урока

Что я узнал(а) о синонимах

на уроке

— Дайте определение синонимам ответы детей (слайды о синонимах №3 ) , показ словаря синонимов.

— Что ж вы готовы к путешествию, взгляните на карту (Слайд № 4).

Путь начинается от царского дворца и заканчивается башней в замке Кощея. На пути встречаются разные препятствия.

(Слайд № 5) Вот избушка Бабы-Яги. Вышла баба-яга, костяная нога и говорит: «Дам я тебе, царевич-королевич, волшебный клубок, он дорогу укажет – но с условием! Придумай мне

три синонима к слову храбрый!» (отвечают хором по очереди).

-Давайте, ребята, поможем Ивану-царевичу. Синонимы нужно записать на доске и в тетрадях.

(Класс предлагает варианты синонимов. Один из учеников выходит к доске (сейчас он играет роль Ивана-царевича) и записывает синонимы. Учитель обращает внимание на орфограммы) (Слайд № 6) отважный, смелый, мужественный.

(Слайд № 7) «Что ж, – вздохнула Баба-яга, — справился ты с заданием, придётся дать тебе волшебный клубок! Иди за ним, милок, никуда не сворачивай»

Класс выполняет задание. Записывают предложение в тетрадь. Девочки подчеркивают в предложении гласные буквы (красный карандаш), мальчики согласные буквы (синий карандаш). Проверка с места методом комментирования. Иди за ним, милок, никуда не сворачивай!

(Слайд № 8) — Вот идёт Иван-царевич за клубком, долго ли, коротко ли, и тут вдруг из дупла как выпрыгнет мохнатый леший! Попрыгал Леший на одной ноге, почесался, взлохматил слежавшиеся длинные волосы и говорит: «Здравствуй, здравствуй, Иван-царевич. Баба Яга мне по телефону звонила, о тебе говорила, что большой ты мастер синонимы придумывать! Вот я и решил: пропущу тебя дальше, если ты мне подберёшь синонимы и соединишь их стрелками. На партах отдельные листы с заданиями, ребята выполняют.

Алфавит аккуратный

Огонь алый

Опрятный скакать

Прыгать азбука

Бросать пламя

Красный кидать

-Соединить синонимы стрелками. Взаимопроверка (ребята меняются тетрадями учитель дает правильный ответ, ребята оценивают себя).

Физминутка (Привал) (Слайд 10)

Попишите, почитайте,

Поднимитесь, пошагайте,

Покричите, помолчите,

Попишите, постучите,

Помашите, потянитесь,

Поморгайте, улыбнитесь,

Посидите, пошепчите,

Успокойтесь, подремлите,

А теперь все поднимайтесь

И за дело принимайтесь.

(Слайд №11) Идёт Иванушка дальше, а навстречу ему медведь. «Съем тебя, царевич, голодный я с утра». «Не ешь меня, мишка, я тебе синонимы придумаю!» — отвечает Иван-царевич. «Ладно, так и быть, — согласился медведь. — Снова Ивану-царевичу нужна помощь! Творческая работа. Учащиеся делятся на 3 группы.

Запишите текст (на отдельных листах) вставляя в предложения подходящие синонимы, командир групп проверяет ,учитель читает правильный ответ. Командир оценивает свою группу.

Апрельское небо …,…,….. 
Птицы в апреле…и….. 

Зеленеет….,….трава. 

-Тем, кто затрудняется, поможет наша волшебная корзиночка. Можно подойти и взять из неё карточку — помощницу со словами: голубое, ясное, шумные, мягкая, крикливые, безоблачное, шелковистая. 

-Как называются слова, которые вы вставили (Синонимы)? Прочитайте предложения, которые вы записали. Работа в группах (повторяем правила работы в группе) .

Правила для работы в группах:(правила у учащихся на 1 – й парте).

Говорить по очереди

Активно слушать

Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы

Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других

Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других

Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения

Помогать и просить о помощи

Давать и просить пояснения

Пояснять и оценивать идеи

Принимать групповые решения и приходить к единому мнению

Подводить итоги обсуждения

Приводить убедительные аргументы

*Соблюдать время

(Слайд № 12) Отправился царевич дальше – в поисках своей ненаглядной Василисы. Вдруг на его пути – озеро. Как быть? Видит, на лодке заяц плывёт. Просит Иван-царевич: « Перевези меня, заинька, на другой берег! Ищу я невесту свою, Василису. Похитил её злодей кощей, повелитель кислых щей. Помоги мне!» «Помогу, — отвечает заяц, — только ты, Иванушка, подбери по несколько синонимов к слову. -Придумайте и запишите в тетрадь самый длинный ряд синонимов к данному слову:

1-я группа: труд 2-я группа: чудный 3-я группа: маленький (работают в паре, заслушиваются несколько учащихся с каждой группы). Взаимооценивание групп аплодисментами.

Перевёз зайчик царевича на другой берег. Замок Кощея вроде бы близко. Да только беда – окружён замок топкими болотами

(Слайд № 13) Сидит в болоте Кикимора – усмехается: «Не пройти тебе, Иванушка, через болото. Засосёт, затянет! Женись на мне! Или выполни следуюшее задание.

Самостоятельная работа (разноуровневое упражнение).

-Прочитай текст. Озаглавь его. Спиши. Подчеркни синонимы.

Текст для учащихся 1:

Пришла осень. Ребята пошли в школу. Дети любят учиться. На уроках школьники пишут, читают, думают, отвечают. Весело и интересно живётся ученикам.

Текст для учащихся 2:

А ночью разыгралась гроза. Шум шторма далеко было слышно. К утру буря усилилась. Страшный ураган валил деревья и сносил крыши домов.

Текст для учащихся 3:

Змеи и ящерицы прячутся в корни, зарываются в тёплый мох. Муравьи закупорили все входы и выходы своего высокого домика. Скрылись лягушки, жабы, улитки. Спрятался ёж с свою травяную норку. Лесным жителям не страшны зимние морозы.

(Слайд № 14) Добрался Иван-царевич до замка, выходит к нему сам Кощей и говорит: «За Василисой пришёл? Выкуп плати! Придумай четыре синонима к слову страшный, тогда отдам тебе невесту твою!»

(Слайд № 15) Учащиеся предлагают синонимы: ужасный, пугающий, кошмарный, жуткий. Один учащийся возле доски остальные на местах в своих тетрадях.

Придумал Иванушка синонимы, а Кощей хохочет: «Ха-ха-ха! Обманул я тебя, так просто не отдам тебе Василису! Она теперь не твоя невеста, а моя!»

(Слайд № 16) Услышала Василиса этот разговор и подослала к Иванушке заколдованную муху. Подлетела муха к Ивану и жужжит в самое ухо: «Ты, Иванушка, заполни бортовой журнал и расскажи, что ты узнал о синонимах сегодня.

(Слайд № 17) Так и случилось. Выполнил Иванушка задания – чары рассеялись. Вышла к нему Василиса и говорит: «Спасибо тебе, Иванушка, очень ты хороший, добрый, смелый! Но выйду за тебя замуж только в том случае, если ты сделаешь вывод и заполнишь с учащимися лист самооценки.

Лист самооценки ученика

Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрел во время работы на уроке.

Я научился:

Работать в группе

Подбирать синонимы к словам

Самостоятельно добывать знания из учебника

Выступать перед классом

Просить помощи, когда возникают трудности

Слушать активно других

Дарить хорошее настроение людям

(Слайд № 18) Постарался Иван- царевич, и женился на Василисе. Стали они жить-поживать и добра наживать! Тут и сказке конец, а кто помогал изучать тему о синонимах, подбирать синонимы – молодец!»

Заключительное слово учителя

В русском языке много слов-синонимов. Они наши большие помощники. Синонимы — могучее средство, с помощью которого можно разнообразить, выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.

Спасибо за работу. Мне было интересно с вами работать, учиться, делать открытия.

Рефлексия:

1.Употребление синонимов позволяет выразить самые различные оттенки мысли и чувства.2. Необходимо добиваться точного употребления синонимов в речи, для этого их надо больше знать, надо обогащать свой запас слов.

3.Закрасьте кружок на полях тетради цветом, соответствующим вашему

(Слайд 19) – Благодарю за активную работу на уроке!

kopilkaurokov.ru

Презентация к уроку по русскому языку (1 класс) на тему: Русский язык «Слова антонимы, синонимы, омонимы»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал для знакомства с понятиями:синонимы,омонимы, антонимы

В занимательной форме учащиеся лучше воспринимают материал.   Данный материал можно использовать на уроке при работе со словом….

Методическая разработка урока русского языка «Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы». 3 класс

Урок для обучающихся с ЗПР (УМК «Школа России»)…

«Синонимы, омонимы, антонимы»

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++…

Контрольная работа по теме «Лексическое значение слова. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Фразеологизмы» в 4 классе.

Контрольная работа по теме: » Лексическое значение слова. Синонимы, Антонимы, Омонимы.Фразеологизмы.» Русский язык 4 класс.УМК » Перспектива&quot…

Тест по русскому языку для 2 класса «Антонимы,синонимы»

Тест по русскому языку для 2 класса «Антонимы,синонимы, фразеологизмы&quot…

Изучение антонимов, синонимов и антонимов в начальной школе

Презентация к уроку на тему «Антонимы, синонимы». Материал презентации можно использовать как на уроке изучения нового материала, так и на этапе закрепления….

Конспект урока по русскому языку «Глаголы — синонимы и глаголы — антонимы» 3 класс УМК «школа России»

Тема: «Глаголы — синонимы и глаголы — антонимы»Цель: Развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы….

nsportal.ru

Презентация к уроку по русскому языку на тему: Синонимы

Слайд 1

«В мире слов» (синонимы)

Слайд 2

Это город Словарик. Здесь живут слова. Давайте знакомиться! Это слова – «приятели» Они говорят одно и тоже, но по-разному.

Слайд 3

Мы с приятелем вдвоём Дружно, весело живём. Я иду … и он шагает, Я смеюсь , х охочет он. Если грустно мне бывает, Он печалится со мной. Попробуйте найти нас в стихах!

Слайд 4

Метелица, метелица Снег по полю стелется! Кто кружится, вертится – Тот заметелится.

Слайд 5

Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста, Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок!

Слайд 6

Ходит осень, бродит осень. Ветер с клёна листья сбросил. Под ногами коврик новый Жёлто – розовый – кленовый.

Слайд 7

Как по снегу, по метели Трое саночек летели. И шумят, и гремят, Колокольчики звенят.

Слайд 8

А теперь в пословицах: Занятого человека и грусть – тоска не берёт.

Слайд 9

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

Слайд 10

В загадках: Течёт, течёт – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит. (река)

Слайд 11

Шагает красавица, Легко земли касается. Идёт на поле, на реку, И по снежку, и по цветку. (весна)

Слайд 12

Давайте поиграем со словами – приятелями! Ответьте, кому холоднее? Мальчик озяб. Девочка окоченела. Собака мёрзнет.

Слайд 13

Кто больше всего переживает? Девочка печалится. Мальчик огорчился. Мама горюет.

Слайд 14

Выберите из предложенных слов слова – приятели: Воин Человек Солдат

Слайд 15

Есть Жарить Кушать

Слайд 16

Плакать Реветь Говорить

Слайд 17

Послушайте стихотворение и замените последнее слово в нём словом – приятелем: Накорми меня бензином, На копытца дай резины, И тогда, поднявши пыль, Побежит… машина ? Автомобиль

Слайд 18

Работяги – дятла стук Слышен далеко вокруг. Червякам он враг, А деревьям… приятель ? Друг

Слайд 19

Я трудился не напрасно И запомню навсегда: Хлеб вкуснее не от масла, Хлеб вкуснее от… работы ? От труда

Слайд 20

«Подберите нужное слово – приятель»: Небольшая кукла — маленькая

Слайд 21

Неглубокое озеро — мелкое

Слайд 22

Невесёлый мальчик- грустный печальный

Слайд 23

Трусливый заяц – боязливый, пугливый

Слайд 24

«Отгадайте слово – приятель»: Д О М Здание

Слайд 25

Д О К Т О Р Врач

Слайд 26

К О Н Ь Лошадь

Слайд 27

К Л Ю Ч Родник

Слайд 28

Молодцы! Теперь смело можно идти в школу! Послушайте весёлую песенку! Ш К О Л А

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: Русский язык. 1 класс. УМК Перспектива.Слова, близкие по смыслу.

Тема: «Слова, близкие и противоположные по значению»

Цель: знакомство с понятием «синонимы».

Задачи: 1. Показать значение синонимов в речи, учить подбирать синонимы к     словам.

              2. Расширять кругозор учащихся.

              3. Воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока: урок открытия нового знания 

Форма проведения: 

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Методы, приемы: проблемно-поисковый,

                                    Планируемые результаты :

Предметные:

создать условия для развития у учащихся умения:

— использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

— находить слова-синонимы в тексте;

— работать со словарем;

— осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные :

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах работы в группе.

Познавательные:

Уметь анализировать объекты

Выделять общие признаки

Формулировать понятие

Сравнивать объекты (находить общее и отличия)

Обобщать

Искать  информацию в словаре синонимов.

Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Регулятивные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;  работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. 

Оборудование: ноутбук, презентация, раздаточный материал (карточки), разноцветные карточки, шапочки-карточки

                                       

                                            Ход урока

Орг.момент.

 — Долгожданный дан звонок, начинается урок!( класс садится )

 — Добрый день , уважаемые гости и ребята! Если день начинается с улыбки. То можно надеяться , что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок начнем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное трудолюбивыми.

Минутка чистописания.

Слайд №1

— А теперь внимание! У нас чистописание.

— Откройте тетради- тренажёры по закладочке (страница 47, 2 строчка)

— Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл?

— Обведите слова в этой пословице, правильно соединяя все буквы.  

Актуализация ранее изученного.

 — Что вы можете рассказать про слово «язык»? (оно словарное , оно многозначное )

Словарь:

— Какие словарные слова мы с вами выучили ?

— Откройте  рабочие тетради, запишите число, классная работа.

Запишем слова: русский, ученик, ученица.

— поставим ударение, подчеркнём букву, написание которой надо запомнить.

Проверим: ( слова выставляются на доску)

— Вернёмся к слову « язык». Чем оно ещё  удивительно?

— Какие слова называют « многозначные» ? (слова которые слышатся и пишутся одинаково ,но имеют несколько значений, обозначают разные предметы)

— Приведите примеры.

 — Где же мы можем посмотреть значение слов? ( в толковом словаре)

-Сегодня на уроке словарь тоже будет  наш  помощник.

— Как вы думаете почему ? ( мы сегодня продолжим говорить о словах )

— А о каких славах я, надеюсь, вы догадаетесь сами .

Постановка темы и цели урока

 — У вас на столе лежит карточка под номером 1, прочитайте задания (читает Игорь )

— Прочитайте строчки стихотворения Б. Бобылева и определите, какие животные разговаривают. ( Читает Аня Проскурякова )

Гиппопотама бегемот

Однажды повстречал:

 – Вы кто? – спросил.

 – Я бегемот, –

Гиппопотам сказал.

Тут возмутился бегемот:

 – Кто ж я тогда такой?!

 – А вы, – ему ответил тот,

Гиппопотам простой.

Гиппопотаму бегемот

Сказал: – Вы просто лжец!

С гиппопотамом бегемот

Рассорился вконец.

Они уже который год

И здесь шумят и там –

Всё не решат:

Кто бегемот,

А кто гиппопотам.

— Разговаривают разные животные или одинаковые? (Одинаковые).

Слайд №2

— У этого животного два названия: бегемот и гиппопотам.  Это одинаковые по значению слова, такие слова называются синонимы

— Синонимы – это слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию.

Слайд №3

— Догадались,  с какими словами мы будем сегодня работать на уроке ?

Слайд №4

— Сегодня на уроке мы будем учиться:

  1. Учиться узнавать слова синонимы .
  2. Подбирать слова синонимы к словам .
  3. Использовать в речи слова синонимы.

— Итак,  внимание: отгадайте  загадку, доскажи словечко 

Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает, он что я ….(шофер — водитель)

— подберите, слово, близкое по смыслу ( слова на доску )

— как мы назовём такое слово? ( синоним)

Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза
И что это?… (машина – автомобиль)

Для меня конюшня – дом
Угости меня овсом!
Грива вьётся за спиной,
Не угонишься за мной! (лошадь – конь)

-Назовите пары слов.

— Как они называются?

— Какие слова мы можем назвать синонимами?

— Запишите в тетрадь любую пару слов – синомимов.

— На какой вопрос отвечаю т эти слова?

Физминутка

— Из какой сказки пришла к нам эта девочка?( Дюймовочка)

— Может кто-нибудь знает автора этой сказки?( Г. Андерсен)

— А это герой какой сказки? ( Незнайка)

  • Слайд № 5,1
  • Слайд № 5,2

 Слушаем задание: 

— Перед вами карточка со словами( крошечная, шалун, озорник, маленькая, непоседа) миниатюрная.  

— Девочки записывают  слова – синонимы для Дюймовочки, а мальчики слова – синонимы для Незнайки( в столбик)

Проверим:     — Выберите нужные слова для Дюймовочки, для Незнайки ( ученики по очереди выходят к доске, перемещают слова)

-Почему мы можем назвать эти слова синонимами? (близки по смыслу)

 — На какой  вопрос отвечают слова?

Слайд № 6

— Теперь  вы будете работать в парах.

— Прочитайте слова на карточках.

— Соедините карандашом  слова так, чтобы получились пары синонимов

Слайд № 7 (проверка )

бежать                  блестеть    

сверкать

трудиться             мчаться

играть                 работать

-Все ли слова нашли свою пару ? ( нет )

-У какого слова нет пары (Играть )

—  А что нам поможет в нахождении пары ? ( словарь )

 — (Страница учебника 32)

— В каком словаре живут синонимы? ( в словаре синонимов )

— Найдите в словаре синонимов слово « играть».

— Какие синонимы у этого слова?

 — Составьте предложение со словом « играть».

-Запишем лучшее предложение под  мою диктовку.

Заключительная часть урока.

— С какими словами мы познакомились на уроке? ( синонимами)

—  Что нового о них узнали?( близки по смыслу)

—  Где мы можем найти слова – синонимы?( в словаре – синонимов)

Рефлексия.

Слайд № 9

-Ребята, для того что бы оценить свою работу на уроке я вам раздала шарики. Раскрасьте их .

— Красным – я всё понял и поработал на отлично

— Желтым – было трудно, но я справился

-Зелёным – надо поработать ещё, тема мне осталась непонятна

 — Прикрепите свои шарики на доску. Покажем нашим гостям результат своего труда.

— Спасибо за урок! Очень хорошо поработали на уроке, особенно….(отметить активно работающих детей)

Слайд № 10

nsportal.ru

«Синонимы». Презентация к уроку — русский язык, презентации

Синтаксическая пятиминутка. Составьте схемы предложений. Найдите метафоры.

  • Вот уж осень улетела, и примчалася зима.

2. Ручей волной гремучею все ветки обдаёт и вкрадчиво над кручею ей песенки поёт.

Запись в « Словарь корней»

Громада ( « куча») — громоздить, громоздкий, громадный

Устно с данными словами составьте словосочетания.

К слову громадный подберите и запишите другие прилагательные, которые характеризовали бы предмет , обозначая его признак – большой размер

Громадный – огромный, большой, внушительный, здоровенный — СИНОНИМЫ

Знакомство с термином

Синонимы – это слова, различные по своему звучанию, но близкие , даже частично одинаковые по своему значению.

Художник,

живописец

Синонимы

По звучанию

По написанию

По значению

РАЗНЫЕ

РАЗНЫЕ

ОДИНАКОВЫЕ

Игра « Кто больше назовёт синонимов»

вьюга, пурга, буран

студить, замораживать, сковывать

блестеть, сверкать, светиться, искриться

болтать, беседовать, изъясняться, высказываться

Знакомство со словарём синонимов

Точность и выразительность речи во многом зависят от правильного и умелого употребления синонимов. Словарь синонимов содержит подробное описание синонимов русского языка, их смысловые и стилистические характеристики.

Запишите слова. Выделите в них корни

Интерес, интересный, интересоваться ; удивляться, диво, удивительный; разговор , говорить

Являются ли эти однокоренные слова синонимами?

Используя словарь синонимов , подберите к выделенным словам синонимы

Замените в стихотворении выделенные слова синонимами

Матросская шапка, веревка в руке, тяну я кораблик по быстрой реке

Проверка

Матросская шапка, веревка в руке, тащу я кораблик по стремительной реке

Подберите из группы синонимов наиболее точный по смыслу  признак к каждому предмету:

Лебедь огромный, крупный, громадный, гигантский, большой, грациозный, величественный, грандиозный.

Клюв у лебедядлинный, удлиненный, продолговатый, вытянутый.

Прочитайте отрывок из сказки А.С. Пушкина . Найдите два глагола – синонима, один из которых мы уже не употребляем.

Вот проходит восемь дней

А от войска нет вестей:

Было ль, не было сраженья,-

Нет Додону донесенья.

Петушок кричит опять.

Кличет царь другую рать

КРИЧИТ, КЛИЧЕТ

Итог урока

  • Что вы узнали о синонимах?
  • Для чего они используются в речи?

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме: Урок по развитию речи в 1 классе по теме «Практическое ознакомление с синонимами».

Урок по развитию речи в 1 классе

Тема: « Практическое ознакомление с синонимами»

учитель :Захарова Оксана Николаевна

Цель урока: 

  1. образовательные:
  • Практическое ознакомление  детей с выразительными средствами русского языка: синонимами.
  • закрепить знания учащихся об изученных буквах;
  • закреплять умения проводить звукобуквенный анализ слова;
  • продолжить формировать умения работать с текстом;
  • формировать творческую активность учащихся
  1. воспитательные :
  • воспитывать аккуратность, усидчивость,
  • любовь и уважение к русскому языку;
  1. развивающие: 
  • развивать каллиграфические навыки,
  • развивать орфографическую зоркость,
  • развивать и обогащать речь учащихся;
  • способствовать развитию эмоциональной сферы.

Оборудование: доска, рабочая тетрадь,  карточки со словами, деформированное предложение,

 интерактивная доска,  проектор.

Словарь Ожигова, Красная книга, презентация «Подснежники»

Ход  урока

  1. Целеполагание.

Приветствие

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

2. Актуализация знаний 

— Мы отправляемся на прогулку в сказочный  лес . А в какой лес? Ответив на этот вопрос, мы сможем, отгадав загадку

Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой,

Взмахнет,
В лесу подснежник,
Расцветет.                  Весна

— Что такое весна?                                (на интерактивной доске –слово весна )

-Назовите слоги с мягкими согласными звуками.

— Какие гласные  буквы указывают на мягкость предшествующего согласного?

1 группа детей записывает слоги со звуком  ( в)

2 группа детей записывает слоги со звуком ( н)

— В ходе нашего путешествия  мы  составим весеннюю картину.

Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

-Запишите слово ВЕСНА, поставьте ударение, разделите на слоги

-образуйте однокоренные слова (веснушки, весняночка, вёсны)

 Запись слова с проверочным и  выделение корня.

-О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад).

-«Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река).

-«Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро)

-Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).

-Молодцы, а на нашей картине ярко засияло солнышко.

3.Организация деятельности по достижении цели 

      -Назовите весенние месяцы :

 —    Да! С марта весна открывается .

Март          Апрель                 Май

-Найдём каждому слову подходящую табличку.

— На Руси у месяцев  были свои названия

— Подумайте и объедините пары слов по общему признаку.

МАРТ-                      ПРОТАЛЬНИК, КАПЕЛЬНИК

АПРЕЛЬ-                   ЦВЕТЕНЬ, РУЧЕЙНИК

МАЙ-                       ТРАВНИК

— А почему так называли месяцы?

— Это слова близкие по значению, а  называются  — СИНОНИМАМИ                   

-В ходе нашей работы во время урока мы должны ответить, 

            Для чего в нашей речи нужны СИНОНИМЫ?

— Вот и проталинки появились на картине.

4. Физминутка

На весеннюю лужайку

Дружно дети выбегайте

По дорожке прыг да скок

С бугорка на бугорок

Развернулись влево, вправо,

Вот фиалка засинела.

Повернулись все кругом,

Под подснежник под кустом.

Наклонились до земли,

Гиацинты мы нашли.

Помахали все цветами

И бегом вернулись к маме.

б) Отгадайте загадку:

Из под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает                     (ПОДСНЕЖНИК)

                   

— Что вы знаете об этом цветке?

Значение слова по СЛОВАРЮ  ОЖИГОВА  ПРЕЗЕНТАЦИЯ (показ картин подснежников)

—  Подснежники  занесены в Красную книгу, их надо охранять, оберегать.(показ красной книги)

-Запишите слово подснежники , выделите опасные места,   подберите             родственные слова , ( снег, снеговик, )

— какие части слова помогли в образовании слова подснежник?

-Выделите их.

-А как называю первые  весенние цветы? .

ПЕРВОЦВЕТЫ

ПЕРВОВЕСТНИКИ                                        

ПРОТАЛЬНИКИ

-Как называются слова близкие по значению?

— Кто уже догадался,  для чего в нашей речи нужны  СИНОНИМЫ?

5. Деформированное предложение

— Ребята, а чем слово отличается от предложения?  ( Слова связаны по смыслу, законченная мысль)

Составьте из слов предложение. У каждого на партах  листочки.

-Составить предложения и списать с печатного текста,

ПОДСНЕЖНИКИ ЗАЦВЕЛИ НА ПОЛЯНКАХ ГОЛУБЫЕ   (Слайд)

— И на нашей картине появились подснежники.

6.  Итоги урока.

-Вот мы и составили весеннюю картину                                                  

   ВЕСНА

   ранняя

т

тёплая

ТЁПЛАЯ ЛАСКОВАЯ ДОБРАЯ

Здравствуй солнышко лучистое,
Здравствуй лучик золотой
Здравствуй ты, здравствуй я,
Здравствуй, Родина моя.

— Мы составили один из уголочков  нашей Родины.

-Подберите синонимы к слову Родина.

-Какие слова называются  синонимами?

— Для чего мы используем в нашей речи СИНОНИМЫ?

— Составьте  предложения по нашей картине,  используя  эти  слова.

Оцените свою работу на уроке?  Перед вами 3 цвета подснежников . Если у вас всё получалась на уроке, то выберите цветок – жёлтый. Если не всегда всё получалось – белый, а  испытывали трудность – голубой.

—  Чем    запомнился  урок?

— Большое спасибо за работу на уроке. Я очень рада, что у меня есть такие хорошие и умные помощники.

И последнее задание . Из букв составьте  слово, которое относится к каждому из вас.

— Спасибо! Я благодарю вас за работу на уроке.

nsportal.ru