Школьная дезадаптация: Школьная дезадаптация. Причины и пути коррекции
Школьная дезадаптация. Причины и пути коррекции
Адаптация к школе
Под адаптацией к школе шестилетнего ребёнка следует понимать:
а) физиологическую адаптацию, как процесс приспособления функций организма ребёнка к условиям обучения в школе;
б) социально-психологическую, как процесс активного приспособления системы «ребёнок-взрослый», «ребёнок-ребёнок» к новым условиям взаимодействия. Социально-психологическая адаптация включает развитие познавательной сферы ребенка и его умение подчинять восприятие, память, мышление, воображение задачам, которые ставят перед ним в процессе учения.
Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность ребенка, определяется по тому, как ребенок входит в новый коллектив сверстников, какое место начинает занимать в классе, как общается со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, к самому себе как школьнику.
Большое значение при адаптации ребенка к школе имеет уровень образования родителей, отсутствие конфликтных ситуаций в семье, правильные методы воспитания, полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе.
Причины школьной дезадаптации
Они могут быть субъективного и объективного характера.
Субъективные причины дезадаптации:
Недостаточный уровень мотивации к обучению в школе. Негативное отношение к школе , первичными причинами которого могут быть недостаточно профессиональная работа дошкольных учреждений, образец отрицательного отношения к школе братьев и сестёр и т . д.
Вторичное разрушение мотивации происходит непосредственно в процессе обучения.
Несформированность элементов и навыков учебной деятельности, причиной которой могут быть как индивидуальные особенности развития интеллекта, так и педзапущенность.
Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности. Причиной могут быть неблагоприятная семейная обстановка, неправильные методы воспитания, неправильная организация режима дня ребёнка, а также последствия осложнений при беременности и родах у матери.
Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни. Чаще это бывает у детей соматически ослабленных, с задержкой физического развития, нарушениями в работе анализаторов.
Причины школьной дезадаптации, имеющие объективный характер
Неправильное отношение учителя к ученику.
Неправильная организация учебного процесса.
В зависимости от выраженности симптомов и их сочетания различают следующие формы адаптации — дезадаптации
Норма – благоприятное протекание адаптации, сопровождающееся слабойвыраженностью или отсутствием негативных симптомов дезадаптации.
«Скрытые» формы ДА:
1-я степень – начальная форма «скрытой» ДА. Характеризуется средним уровнем работоспособности, сниженным эмоциональным тонусом, частичной расторможенностью, плаксивостью. Повышенной утомляемостью. Желание ходить в школу неустойчиво. Старателен, но медленно включается в учебный процесс, активность сменяется пассивностью, адекватно реагирует на замечание. В поведении наблюдается тревожность, неуверенность.
2-я степень – прогрессирующая форма «скрытой» ДА. Характеризуется низкой работоспособностью, высокой утомляемостью, ребёнок не может сосредоточится, плаксив, обидчив, раздражителен. Иногда жалуется на головную боль, тошноту, боли в животе. Отношение к школе негативное, пассивен на уроке, на просьбу отвечать — молчит, равнодушен к неудачам.
Нуждается в постоянном контроле и помощи учителя. Эпизодически наблюдается агрессивность к детям как защитная реакция организма.
«Открытые» формы дезадаптации
3-я степень — начальная форма «открытой» ДА. Характеризуется средне- низким уровнем работоспособности, импульсивностью, расторможенностью, внимание неустойчиво, снижен аппетит, беспокойный сон. На уроке не собран, быстро теряет интерес к заданиям, в учебной деятельности иногда создаёт конфликтную ситуацию.
4-я степень — прогрессирующая форма «открытой» ДА. Характеризуется низкой работоспособностью, высокой утомляемостью, импульсивностью, расторможенностью, раздражительность переходит в агрессивность.
Негативное отношение к школе, учителю, быстро теряет интерес к заданиям, отказывается их выполнять, равнодушен к неудачам, негативно относится к замечаниям, мешает на уроке, нуждается в постоянном контроле. Отмечается спад в успешности обучения, в общении с учителем проявляется демонстративность. Кривляется, отказывается выполнять требования учителя, создает конфликтную ситуацию. В общении с детьми агрессивен, обзывает детей, жалуется учителю.
Психолог УЗ «ГКДПД» Станчик Г.А.
Школьная дезадаптация
ПОЛЧАСА ЗДОРОВЬЯ.
Так мы решили назвать образовательно-просветительский проект для родителей и педагогов. В рамках проекта будем размещать на сайте Областной детской клинической больницы Ростовской области информацию, которую в идеале должен знать каждый взрослый человек; особенно она важна для родителей и педагогов.
Сегодня о школьной дезадаптации рассказывает Елена Николаевна Бочкова,
директор Центра по восстановительному лечению и реабилитации Областной детской клинической больницы Ростовской области, заведующая психоневрологическим отделением ОДКБ РО, главный внештатный детский невролог Министерства здравоохранения Ростовской области.
Школьная дезадаптация:
когда ребенка надо не ругать, а вести к врачу
И родители, и педагоги (да и практически любые взрослые люди) сталкивались с проблемой школьной дезадаптацией детей. Вроде бы ребенок абсолютно нормальный, веселый, развитый, но в то же время у него, прежде хорошо успевавшего в школе, одна за одной появляются неудовлетворительные оценки, удлиняется время, затрачиваемое на подготовку домашних заданий, утрачивается интерес к учебе, появляется неадекватный страх перед экзаменами, зачетами, ребенок без причины отказывается отвечать у доски, прогуливает занятия, отгораживается, совершает антидисциплинарные поступки. Родители реагируют по-разному: начинают «воспитывать», наказывать, проявлять чрезмерную жесткость, либо грешат на якобы не сложившиеся отношения с педагогами (мол, они во всем виноваты, не могут найти общего языка с ребенком) или с одноклассниками. Бывает и такое, что родители просто не обращают внимания на изменившееся поведение ребенка, считая, что его причина совершенно естественна: ребенок же, перерастёт. По-разному реагируют и учителя. И, как правило, никто из них не знает и даже не догадывается, что всё вышеперечисленное – классические ранние признаки школьной дезадаптации (ШД). Именно период проявления её ранних признаков – самое подходящее и самое правильное время для визита к врачу, неврологу ли, детскому ли психологу. К врачу идти надо обязательно, но бояться этого не надо. Зачастую курс или несколько курсов несложного амбулаторного лечения корректируют состояние ребенка, помогают социально адаптировать его.
Как правило, синдром школьной дезадаптации максимально проявляется в начале обучения в школе (1-й класс), в период перехода из младшей школы в среднюю (примерно 5-й класс), а также во время обучения в 7-9-х классах. ШД может являться как следствием нервно-психических заболеваний, так и причиной их возникновения.
* Компоненты школьной дезадаптации:
— когнитивный (неуспеваемость, недостаточность знаний и навыков),
— поведенческий (нарушения поведения в школе),
— по мнению специалистов, к компонентам ШД может быть добавлен психоневрологический, к проявлениям которого относятся синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), тики, головные боли, астенические расстройства и т.д. Основанием для формирования синдрома дефицита внимания и гиперактивности является минимальная дисфункция мозга.
* Диагностические критерии синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ):
особенности поведения
1) появляются до 12 лет,
2) обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, в играх),
3) не обусловлены психотическими, тревожными, аффективными, диссоциативными расстройствами или психопатиями,
* Клинические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью:
1.невнимательность, 2. гиперактивность, 3. импульсивность.
Что именно понимается в данном случае под невнимательностью? Неспособность выполнить задание без ошибок, вызванных невозможностью сосредоточиться на деталях, неспособность вслушиваться в обращенную речь, неспособность доводить выполняемую работу до конца, неспособность организовать свою деятельность, избегание нелюбимой работы, требующей усидчивости, потеря предметов, необходимых для выполнения задания (письменные принадлежности, книги и т.д.), забывчивость в повседневной деятельности, отвлекаемость на посторонние стимулы.
Под гиперактивностью у детей с СДВГ понимают повышенную двигательную (моторную) активность. В отличие от просто энергичных детей, активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер, что иногда приводит к травмам у ребенка.
Гиперактивность и импульсивность: ребенок суетлив, не может сидеть спокойно, вскакивает с места без разрешения, бесцельно бегает, ерзает, карабкается в неадекватных для этого ситуациях, не может играть в тихие игры, отдыхать.
Под импульсивностью понимают невозможность контроля над своими импульсами. Выделяют когнитивную импульсивность (поспешное мышление), поведенческую импульсивность (трудности при подавлении реакций), которая часто сочетается с агрессивным и оппозиционным поведением; импульсивность: ребенок выкрикивает ответ, не дослушав вопрос, не может дождаться своей очереди.
В разные возрастные периоды проявления СДВГ имеют свои особенности. Например, в дошкольном возрасте это гиперактивность, минимальная статико-моторная недостаточность, речевые нарушения. В младшем школьном возрасте видны проблемы с сохранением внимания или способностью продолжать выполнение задания, пока оно не будет сделано. С началом обучения в школе появляются такие признаки: ребенок утрачивает непосредственность, возникает дифференциация внутренней и внешней жизни, проявляются школьная дезадаптация и низкая успеваемость, несмотря на достаточно высокий интеллект. Таким образом, дети находятся в состоянии «хронической неуспешности». Формируются паттерны оппозиционно-вызывающего поведения, которые часто сопровождаются агрессивностью и лживостью.
Если не заниматься ребенком, не лечить его, можно говорить о том, что в 50-80% случаев клинические проявления переходят в подростковый возраст. Второй «всплеск» симптомов заболевания отмечается в 14 лет. Вот клинические проявления СДВГ в подростковом возрасте: гиперактивность сменяется чувством внутреннего беспокойства, ребенок не может выполнять работу самостоятельно, возникает низкая самооценка, плохие взаимоотношения со сверстниками, часто эти дети вовлечены в экстремальные варианты поведения (превышение скорости при вождении, незащищенный секс, аддиктивное поведение), что приводит к пренебрежению мерами безопасности и, соответственно, к повышенному травматизму; нарушаются взаимоотношения с учителями и родителями.
В заключение скажу: от того, вовремя ли взрослые обратили внимание на нарушения поведения ребенка дома и в школе, зависит не только его успеваемость и психологическое здоровье. От этого, без преувеличения, зависит будущее ребенка. Ведь из неадаптированных детей вырастают неадаптированные взрослые.
Возврат к списку
Школьная дезадаптация. Признаки и причины.
Школьная дезадаптация — это социально-психологический процесс, проявляющийся в нарушении приспособления ребёнка к школьным процессам:
- учебно-познавательной деятельности,
- взаимодействию с педагогами,
- взаимодействию с одноклассниками.
Чаще всего школьная дезадаптация наблюдается в начальной школе, когда дети только осваивают образовательную систему.
Признаки школьной дезадаптации:
1. Соматические признаки: ребёнок часто болеет, плохо засыпает, ему снятся кошмары, плохо встаёт по утрам, возникают проблемы с желудочно-кишечным трактом.
2. Поведенческие признаки: ребёнок дерётся с одноклассниками, хамит учителю, может его ударить, норовит не прийти на урок или уйти раньше.
3. Эмоциональные уровень: резкие перепады настроения, истерики по вечерам, низкая самооценка, яркие обвинения себя и окружающих (даже в незначительных неудачах), становится болеет раздражительным.
4. Познавательный уровень: не успевает делать всё, что делают в классе, не может сделать домашнее задание.
Причины школьной дезадаптации:
1. Недостаточная подготовленность к школе, ребенку не хватает знаний и навыков, он не успевает по программе за остальными ребятами в классе, соответственно, учебный процесс для ребёнка скорее неприятен, нежели увлекателен.
2. Недостаточны развиты социальные навыки. Ребёнку трудно находиться в кругу сверстников, он не может установить с ними контакт. Или ребёнку трудно взаимодействовать с учителем, т.к. нет опыта общения со взрослыми (не родителями), авторитет не воспринимается, границы не выстроены.
3. Недостаточна развиты навыки саморегуляции. Ребёнку тяжело сидеть на месте 40 минут подряд на уроке, за 15 минут перемены ребёнок не успевает восстановить свои силы.
4. Физиологически обусловленная неспособность выдерживать школьный темп.
Если вовремя диагностировать школьную дезадаптацию, то ребёнку можно помочь справиться с множеством школьных трудностей. Очень важно вовремя увидеть за ленью неспособность встроиться в систему и просьбу о помощи.
Алла Жукова, психолог Центра тренинга и консультирования «12 коллегий».
Подробно о диагностике с психологом можно узнать здесь.
Первые признаки школьной дезадаптации
Школьная дезадаптация – это ситуация, когда ребенок оказывается неприспособленным к школьному обучению. Наиболее часто дезадаптация наблюдается у первоклассников, хотя она также может развиться и более старших детей. Очень важно вовремя обнаружить проблему, чтобы вовремя принять меры и не дожидаться, пока она вырастет подобно снежному кому.
Причины школьной дезадаптации
Причины школьной дезадаптации могут быть различными.
1. Недостаточная подготовка к школе: ребенку не хватает знаний и навыков, чтобы справиться со школьной программой, либо у него плохо развиты психомоторные навыки. К примеру, он пишет существенно медленнее других учеников и не успевает справиться с заданиями.
2. Нехватка навыков по контролю собственного поведения. Ребенку тяжело сидеть целый урок, не выкрикивать с места, молчать на уроке и т.д.
3. Неприспособленность к темпу школьного обучения. Чаще это встречается у физически ослабленных детей либо у детей по природе медлительных (вследствие физиологических особенностей).
4. Социальная дезадаптация. Ребенок не может построить контакт с одноклассниками, учителем.
Чтобы вовремя обнаружить дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за состоянием и поведением ребенка. Также полезно общаться с учителем, который наблюдает непосредственное поведение ребенка в школе. Могут помочь и родители других детей, т.к. многие школьники рассказывают им о событиях в школе.
Признаки школьной дезадаптации
Признаки школьной дезадаптации также можно разделить по типам. При этом причина и следствие могут не совпадать. Так, при социальной дезадаптации у одного ребенка будут наблюдаться сложности в поведении, другой будет испытывать переутомление и слабость, а третий откажется заниматься «назло учителю».
Физиологический уровень. Если ваш ребенок испытывает повышенную утомляемость, снижение работоспособности, слабость, жалуется на головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, это явные признаки возникших сложностей. Возможны энурез, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).
Познавательный уровень. Ребенок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.
Эмоциональный уровень. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе обучения. При этом важно различать отдельные сложности, когда ребенок сталкивается с проблемами и жалуется на это, и ситуацию, когда он в целом крайне негативно относится к школе. В первом случае обычно дети стремятся преодолеть проблемы, во втором либо опускают руки, либо проблема выливается в нарушение поведения.
Поведенческий уровень. Школьная дезадаптация проявляется в вандализме, импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции. Например, ребенок теряется и ничего не может ответить учителю, не может постоять за себя перед одноклассниками.
Помимо оценки общего уровня школьной дезадаптации важно помнить, что ребенок может быть частично приспособлен к школе. Например, хорошо справляться со школьными занятиями, но при этом не находить контактов с одноклассниками. Либо, наоборот, при плохой успеваемости быть душой компании. Поэтому важно обращать внимание как на общее состояние ребенка, так и на отдельные сферы школьной жизни.
Наиболее точно диагностировать, насколько ребенок адаптирован к школе, может специалист. Обычно это входит в обязанности школьного психолога, но если обследование не проведено, то родителям имеет смысл при наличии нескольких тревожащих симптомов обратиться к специалисту по собственной инициативе.
Ольга Гордеева, психолог
Читайте также:
Развитие школьникаШкольная дезадаптация: найти и обезвредить
Школа занимает значительную часть жизни каждого ребенка, однако если у одних учеба – это, в первую очередь, положительные эмоции, связанные с хорошими оценками и общением с одноклассниками, то для других – бесконечные проблемы и постоянный стресс. Почему некоторым детям так сложно привыкнуть к школе? В этом попытался разобраться «Я-Родитель».
Что такое школьная дезадаптация?
С началом школьного обучения психика ребенка испытывает определенную нагрузку, так как резко меняется его привычный образ жизни, усиливаются требования со стороны родителей и учителей. Ребенку нужно привыкнуть к новым условиям жизни, и обычно на это уходит от 2 до 3 месяцев, но у некоторых полноценной адаптации к школе не происходит и к концу первого учебного года. В психологии есть термин «школьная дезадаптация», который характеризует состояние, возникающее тогда, когда у ребенка не получается привыкнуть к новому режиму, новому коллективу, новым обязанностям и всему тому, с чем ему приходится сталкиваться во время учебы.
Причины
Начнем с общего уровня физического и функционального развития ребенка. По психофизиологическим характеристикам ребенок может быть просто не готов к обучению в школе. Особенное внимание на это стоит обратить родителям, которые отдают детей в школу с 6 лет.
Причина может лежать в особенностях семейного воспитания. Это может быть вседозволенность, отсутствие ограничений и норм, либо, наоборот, полный контроль за действиями ребенка со стороны взрослых. Первое влечет за собой негативное отношение ребенка к школе, непринятие норм и правил поведения в коллективе, второе – неприспособленность ребенка к школьным нагрузкам, непринятие режимных моментов
Важной причиной является отсутствие или нарушение мотивации к учебе. На начальных этапах обучения она может быть недостаточно сформированной и задача родителей – приложить усилия для ее формирования, потому как в более старшем, подростковом возрасте может иметь место утрата интереса к учебе вообще, и возникнут сильные альтернативные мотивы.
Немаловажной причиной неприспособленности к школьной жизни может стать недисциплинированность, невнимательность, безответственность, но, как правило, на фоне достаточно высокого уровня познавательных способностей ребенка.
Невнимательное отношение родителей и учителя к тому, как дети овладевают приемами учебной деятельности, также нарушает процесс адаптации.
Как преодолеть школьную дезадаптацию?
Социальная дезадаптация начинается со школьных проблем, а заканчивается социальными проблемами, способными полностью сломать ребенку жизнь. Однако, существуют правила, которые помогут родителям преодолеть школьную дезадаптацию.
Следите за психологическим состоянием ребенка и его отношением к процессу обучения. При малейших негативных проявлениях постарайтесь выявить их причину.
Не ругайте ребенка за плохие отметки или замечания. Разберитесь в причинах неуспеваемости и только после этого принимайте меры.
Помогите ребенку в освоении трудных учебных предметов.
Освойте методику педагогической поддержки, главный принцип которой заключается в том, что нужно поддержать деятельность — научить, направить, похвалить, но не сделать что-то за ребенка.
Не ставьте перед ребенком непосильных задач. Не переоценивайте силы и возможности ребенка. Выбирайте программу обучения в соответствии с детскими возможностями.
Не настраивайте ребенка против сверстников или одноклассников. Будьте справедливым судьей при оценке детских конфликтов.
Социализируйте своих детей, заставляйте их много и часто общаться с самыми разными людьми, ходить в гости, устраивайте детские праздники.
Уважаемые родители! Не упустите момент, когда ребенку потребуется помощь. Обращайте внимание на малейшие школьные трудности, вглядывайтесь в психологическое состояние ребенка и главное, помогите ему. И тогда вы легко сможете найти и обезвредить школьную дезадаптацию.
Ваш ребенок растет и приближается к школе. Многие родители задумываются, готов ли ребенок выдержать первый вступительный экзамен. Оцените уровень развития своего ребенка с помощью теста.
Пройти тест
Адаптация к школеПод адаптацией к школе шестилетнего ребёнка следует понимать: Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность ребенка, определяется по тому, как ребенок входит в новый коллектив сверстников, какое место начинает занимать в классе, как общается со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, к самому себе как школьнику. Большое значение при адаптации ребенка к школе имеет уровень образования родителей, отсутствие конфликтных ситуаций в семье, правильные методы воспитания, полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе. Причины школьной дезадаптации (ДА)Они могут быть субъективного и объективного характера.
Причины школьной дезадаптации, имеющие объективный характер:
В зависимости от выраженности симптомов и их сочетания различают следующие формы адаптации — дезадаптации:
1-я степень – начальная форма «скрытой» ДА. Характеризуется средним уровнем работоспособности, сниженным эмоциональным тонусом, частичной расторможенностью, плаксивостью. Повышенной утомляемостью. Желание ходить в школу неустойчиво. Старателен, но медленно включается в учебный процесс, активность сменяется пассивностью, адекватно реагирует на замечание. В поведении наблюдается тревожность, неуверенность.
3-я степень — начальная форма «открытой» ДА. Характеризуется средне- низким уровнем работоспособности, импульсивностью, расторможенностью, внимание неустойчиво, снижен аппетит, беспокойный сон. На уроке не собран, быстро теряет интерес к заданиям, в учебной деятельности иногда создаёт конфликтную ситуацию. 4-я степень — прогрессирующая форма «открытой» ДА. Характеризуется низкой работоспособностью, высокой утомляемостью, импульсивностью, расторможенностью, раздражительность переходит в агрессивность. |
Социальная и школьная дезадаптация
Понятие школьной дезадаптации
Под понятием «школьная дезадаптация» понимают нарушение адаптации у школьника к условиям учебного заведения. При этом нарушении происходит снижение способностей к обучению, осложняются взаимоотношения с педагогом и со сверстниками. Школьная дезадаптация в большей степени характерна для младших школьников, но может так же наблюдаться и у детей старшего возраста.
Под школьной дезадаптацией понимают расстройство способности приспосабливаться к внешней среде, это один из признаков проблем с общей психологической адаптацией. Из этого можно сделать вывод, что школьная дезадаптация представляет собой медико-биологическую проблему. С этой точки зрения школьную дезадаптацию рассматривают как расстройство поведения и развития.
В школах существуют специальные тесты, которые должен пройти первоклассник или ученик, переходящий из одного звена в другое. Цель данного тестирования определить, насколько психологически и интеллектуально, ребенок готов к новой ступени.
Часто детей, которые страдают серьезными проблемами с адаптацией, направляют на консультацию к психологу или психиатру. Но, прежде чем это сделать, учитель и родители должны приложить максимальные усилия, чтобы изменить сложившуюся ситуацию.
Некоторые признаки дезадаптации могут наблюдаться у многих учеников. Специалисты считают, что примерно 15-20 % учеников страдают разными проявлениями расстройства адаптации. Кроме того, ученые пришли к выводу, что процент учеников с расстройством адаптации зависит от возраста учеников. У младших школьников проблем с адаптацией меньше, чем у подростков.
Причины школьной дезадаптации
Ученые выделяют несколько основных причин школьной дезадаптации, сюда входят:
- неподготовленность ребенка к условиям школы
- недостаток знаний, несформированность психомоторных навыков
- недостаточная усидчивость, проблемы с выдержкой
- неспособность выполнять задания в одинаковом темпе вместе со всеми учениками
- невозможность наладить контакт со сверстниками и одноклассниками
- низкий уровень познавательной деятельности
Иногда семейные отношения могут стать причиной дезадаптации ребёнка к школе. Бывают случаи, когда родители очень остро реагируют на школьные неудачи своего ребенка, ребенок очень близко воспринимает эти проблемы. Ребенок боится ошибиться и разочаровать своих родителей.
Немаловажную роль в проблемах школьной дезадаптации играют и сами педагоги. Бывают ситуации, когда учитель не может найти правильный подход к ученику, найти точки соприкосновения, что ведет к негативной реакции ученика.
Особое внимание заслуживает дезадаптация школьников подросткового возраста. В этом возрасте у них возрастает потребность в самовыражении, часто через поведение.
Немалое влияние оказывают и сверстники на адаптацию школьников. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте.
Когда известно, по каким причинам происходит школьная дезадаптация ученика, появляется возможность вовремя с ней справиться.
Бывают случаи, когда школьная дезадаптация выражается не в проблемах с успеваемостью и дисциплиной, а имеет психогенный характер.
Виды школьной дезадаптации
Ученые выделяют несколько критериев школьной дезадаптации:
- неуспеваемость по школьным предметам, отсутствие знаний и необходимых для возраста навыков
- негативное отношение к процессу обучения и к педагогам
- периодическое неподдающееся корректировке поведенческое нарушение
- дезадаптация связанная с нарушениями работы нервной системы
- психосоциальная дезадаптация, которая выражается в индивидуальных особенностях ребенка
- социальная дезадаптация (асоциальное поведение)
В педагогике выделяют пять основных типов школьной дезадаптации:
- когнитивный тип
- эмоционально-оценочный тип
- поведенческий тип
- соматический тип
- коммуникативный тип
Под когнитивным типом дезадаптации понимают ситуацию, когда ребёнок не усваивает школьную программу.
Эмоционально-оценочный тип дезадаптации проявляется в негативном отношении к обучению в целом или же к отдельным дисциплинам.
При поведенческом типе дезадаптации ребенок часто нарушает дисциплину, отказывается идти на контакт с учителем, не выполняет его требования.
При соматическом типе дезадаптации ребенок начинает часто болеть.
При коммуникативном типе дезадаптации ребёнок не может наладить контакт ни со с взрослыми, ни с детьми.
Понятие социальной дезадаптации
Социальная дезадаптации рассматривается в педагогике в отдельном ключе. Под этим термином понимают поведение ребёнка, которое не соответствует общественным нормам, отклоняется от общественных принципов поведения. Это выражается в:
- нарушении моральных и правовых норм
- асоциальном поведении
- неправильно сформированной системе ценностей, общественных установок
- проблемах с нервно-психическим здоровьем
- подростковом алкоголизме, наркомании
Замечание 1
Социальная дезадаптация более серьезное нарушение, чем школьная дезадаптация. В данном случае ребёнок не только теряет всяческий стимул к учебе, он так же отдаляется от семьи, у него снижается уровень моральных ценностей, возникают проблемы с адекватной самооценкой.
Стадии социальной дезадаптации
В современной педагогической науке выделяют две стадии социальной дезадаптации. На первой стадии ученик отвергает сам педагогический процесс, агрессивно настроен именно к школе.
На второй стадии ребенок отчуждается и от школы, и от семьи, и от других общественных институтов. Такие дети могут бродяжничать, употреблять наркотики, отрицательно относиться к трудовой деятельности. Часто эти дети попадают под влияние криминальных групп.
Причины социальной дезадаптации
Существует несколько причин, которые приводят к десоциализации детей и подростков:
- наследственный фактор
- проблемы в школьном и семейном воспитании
- социальный фактор
- социальная депривация
- особенности личности
Поиск
- Где угодно
Поиск Поиск
Расширенный поиск- Войти | регистр
- Подписка / продление
- Учреждения
- Индивидуальные подписки
- Индивидуальные продления
- Библиотекари
- Тарифы, заказы и платежи
- Пакет Чикаго
- Полный цикл и охват содержимого
- Файлы KBART и RSS-каналы
- Разрешения и перепечатки
- Инициатива развивающихся стран Чикаго
- Даты отправки и претензии
- Часто задаваемые вопросы библиотекарей
- Агенты
- Тарифы, заказы, и платежи
- Полный пакет Chicago
- Полный охват и содержание
- Даты отправки и претензии
- Часто задаваемые вопросы агента
- Партнеры по издательству
- О нас
- Публикуйте с нами
- Недавно приобретенные журналы
- Издательская часть tners
- Новости прессы
- Подпишитесь на уведомления eTOC
- Пресс-релизы
- Медиа
- Книги издательства Чикагского университета
- Распределительный центр в Чикаго
- Чикагский университет
- Положения и условия
- Заявление о публикационной этике
- Уведомление о конфиденциальности
- Доступность Chicago Journals
- Доступность университета
- Следуйте за нами на facebook
- Следуйте за нами в Twitter
- Свяжитесь с нами
- Медиа и рекламные запросы
- Открытый доступ в Чикаго
- Следуйте за нами на facebook
- Следуйте за нами в Twitter
Причина или следствие школьной дезадаптации? на JSTOR
AbstractПрошлые исследования показали, что виктимизация сверстников и школьная дезадаптация связаны, но неясно, является ли виктимизация причиной или следствием таких трудностей.В этом исследовании изучалось, является ли (а) виктимизация сверстников предвестником школьной дезадаптации, (б) последствия ограничены периодом виктимизации и (в) стабильная виктимизация сверстников вызывает сложные трудности адаптации. С этой целью были собраны данные о 200 5- и 6-летних детях (105 мальчиков, 95 девочек) осенью и весной в детском саду. Полученные данные подтвердили гипотезу о том, что виктимизация является предвестником детского одиночества и избегания школы. В то время как чувство одиночества у детей было более выражено во время виктимизации, было обнаружено, что дети избегают школы.Кроме того, продолжительность опыта виктимизации детей была связана с масштабом их проблем с адаптацией к школе.
Информация о журналеВ качестве ведущего журнала Общества исследований в области развития детей с 1930 года журнал «Развитие ребенка» публикует статьи, эссе, обзоры и учебные пособия по различным темам в области развития ребенка. Охватывая множество дисциплин, журнал предоставляет последние исследования не только для исследователей и теоретиков, но и для детских психиатров, клинических психологов, социальных психиатров, специалистов по дошкольному образованию, педагогических психологов, учителей специального образования и других исследователей.
Информация для издателяWiley — глобальный поставщик решений для управления контентом и управления контентом в областях научных, технических, медицинских и научных исследований; профессиональное развитие; и образование. Наши основные направления деятельности выпускают научные, технические, медицинские и научные журналы, справочники, книги, услуги баз данных и рекламу; профессиональные книги, продукты по подписке, услуги по сертификации и обучению и онлайн-приложения; образовательный контент и услуги, включая интегрированные онлайн-ресурсы для преподавания и обучения для студентов и аспирантов, а также для учащихся на протяжении всей жизни.Основанная в 1807 году компания John Wiley & Sons, Inc. уже более 200 лет является ценным источником информации и понимания, помогая людям во всем мире удовлетворять их потребности и реализовывать их чаяния. Wiley опубликовал работы более 450 лауреатов Нобелевской премии во всех категориях: литература, экономика, физиология и медицина, физика, химия и мир. Wiley поддерживает партнерские отношения со многими ведущими мировыми сообществами и ежегодно издает более 1500 рецензируемых журналов и более 1500 новых книг в печатном виде и в Интернете, а также базы данных, основные справочные материалы и лабораторные протоколы по предметам STMS.Благодаря растущему предложению открытого доступа, Wiley стремится к максимально широкому распространению и доступу к публикуемому контенту, а также поддерживает все устойчивые модели доступа. Наша онлайн-платформа, Wiley Online Library (wileyonlinelibrary.com), является одной из самых обширных в мире междисциплинарных коллекций онлайн-ресурсов, охватывающих жизнь, здоровье, социальные и физические науки и гуманитарные науки.
Эмоции в школе и симптомы психологической дезадаптации от детского сада до первого класса — Государственный университет Аризоны
@article {77f9a436670a4b56941612765417e395,
title = «Эмоции в школе и симптомы психологической дезадаптации от детского сада до
«, абстракция Ассоциации между детьми (N = 301) наблюдали проявление положительных и отрицательных эмоций в школе и симптомы психологической дезадаптации (т.е., депрессивные и экстернализирующие симптомы) обследовались от детского сада до первого класса. Положительные и отрицательные уровни эмоциональной выразительности наблюдались в школьных условиях, и учителя сообщали о мерах экстернализации и депрессивных симптомов у детей. В продольных панельных моделях, тестирующих двунаправленные пути, депрессивные симптомы в детском саду были отрицательно связаны с положительной экспрессивностью в первом классе, но не наоборот. Симптомы экстернализации детей в детском саду предсказывали более высокую негативную экспрессивность в школе в первом классе.Также был значительный прогноз экстернализации в первом классе отрицательной выразительностью в детском саду. Обсуждаются последствия психологической дезадаптации ребенка в раннем школьном возрасте. «,keywords =» Психологическая дезадаптация ребенка, эмоции в школе, первый класс, детский сад, отрицательные эмоции, положительные эмоции «,
author =» Hern {\ ‘a} ndez , {Масиэль М.} и Нэнси Айзенберг, и Карлос Валиенте, и Трейси Спинрад и Бергер, {Ребекка Х.} и Джонс, {Сара К.} и Сильва, {Кассондра М.} и Анджоли Диас, Джоди Саутворт и Мэрилин Томпсон «,
note =» Информация о финансировании: Поддержка этой работы была предоставлена грантом Национального института здоровья ребенка и развития человека Юнис Кеннеди Шрайвер , США, награждена Нэнси Айзенберг и Карлосом Валиенте (R01HD068522). Мы благодарим участвующие семьи, школы, персонал и научных сотрудников, принявших участие в этом исследовании. «,
год =» 2018 «,
месяц = декабрь,
doi =» 10.1016 / j.jecp.2018.07.010 «,
language =» English (US) «,
volume =» 176 «,
pages =» 101-112 «,
journal =» Journal of Experimental Child Психология »,
issn =« 0022-0965 »,
publisher =« Academic Press Inc. »,
}
Я-концепция, которой пренебрегают в исследованиях психологии и образования серии PISA — Международный журнал психосоциальной реабилитации
Volume 24 — Issue 4
Школьная дезадаптация иммигрантов: самооценка, которой пренебрегают в исследованиях психологии и образования серии PISA
Сандра Фигейредо, Одете Нуньес, Маргарида Алвес МартинсАбстрактные
Последнее поколение иммигрантов за последние годы выявило различные показатели академической и умственной деятельности.В различных изданиях Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) оценивала успеваемость молодых студентов (в возрасте 15 лет) в различных академических областях (таких как естественные науки и чтение), а также успеваемость первого и второго поколения студентов. иммигранты. По сравнению с местными сверстниками выяснилось, что иммигранты занимают хрупкие позиции в школьной успеваемости и отрицательные показатели для их профессионального будущего. Основываясь на самом последнем издании PISA (OECD, 2016), касающемся базы данных Португалии о 438 иммигрантских случаях, мы изучили основные характеристики — продолжительность проживания (LOR) и тип поколения (первое или второе), — а также касающиеся включения и самостоятельности. -концептуальные аспекты, которые измеряются с помощью пунктов PISA, таких как корректировка школы.Мы намерены проверить влияние продолжительности воздействия на школьную адаптацию молодых иммигрантов. Мы следовали протоколу статистического анализа, определенному PISA, посредством выборки весов и достоверных значений с помощью анализатора IDB. Студенты с малой продолжительностью проживания более склонны к дезадаптации. Однако другие группы, особенно со стажем длительного проживания от четырех до пяти лет, также сталкиваются с серьезными проблемами школьной дезадаптации. Эти данные важны для понимания мер по повышению эффективности, которые должны быть реализованы в португальских школах с повторением в других европейских и неевропейских контекстах, чтобы снизить индексы стресса у учащихся-иммигрантов и избежать угрозы их академическому и экономическому будущему в принимающих странах. .
Детали бумаги
Объем: Том 24 Выпуски: Выпуск 4 Ключевые слова: школьная дезадаптация, самооценка, права человека, инклюзия, португальский язык, оценка PISA, психология, образование.Глава 2 — ОСОБЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТОЧНЫМ ПРИВОДОМ
Глава 2 — ОСОБЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТОЧНЫМ ПРИВОДОМ2.1 Фон
По сравнению с аналогами того же возраст, у детей с трудностями адаптации наблюдается дезадаптация, которая часто приводит к эмоциональным расстройствам и поведенческим проблемам, когда они находятся в семьях, школы или другие социальные сети. С 60-х годов вышеупомянутое повествование подала заявку на выявление детей с нарушенной адаптацией в Гонконге. В начале 90-х гг. следующее описание было принято для предоставления услуг.
Белая книга по реабилитации (Гонконг, май 1995 г.) п. 6.46 гласит: Большая часть дезадаптации непостоянна. инвалиды. Нарушение обучения, которое испытывают дети с эмоциональным или поведенческие проблемы, как правило, не являются результатом нарушения, а возникают из-за неудовлетворительных взаимоотношений в школе или в школе или на них могут повлиять дома. Эти трудности можно преодолеть, если будет оказана специальная помощь. Тем не мение, некоторым детям с нарушенной адаптацией могут потребоваться специальные интенсивные программы, чтобы помочь их в настройке и такие программы не могут быть предоставлены в обычном школы.Для них будет предпочтительнее оставаться в зоне особого образование.
В конце 60-х гг. Департамент образования (ED) обратился к спонсирующим организациям пяти центров, обслуживающих эту категорию. детей в рамках субсидии Департамент социального обеспечения (SWD) рассмотреть возможность использования школ для предоставления образовательных услуг. В сентябре 1970 г., при субсидиях и под надзором ED, специальная школа для детей с нарушенной адаптацией. официально начали работу в каждом из этих 5 учреждений.С тех пор в ответ к социальным изменениям и растущему спросу, количество специальных школ для неприспособленных детей увеличилось до семи (см. Приложение 1). Большая часть детей поступает в эти школы также получают бытовые услуги под надзором SWD. В 1997 г. Категория школ была переименована в школы социального развития.
2.2 Определение дезадаптации
Есть четкое определение дезадаптации как указано в главе 10 Гонконгского обзора программы реабилитации План (1994/95 — 1998/99), выпущенный Отделение реабилитации, Здоровье и Отделение социального обеспечения, Правительственный секретариат, Гонконг в 1996 году.Неадаптированный ребенок определяется как:тот, чьи поведенческие и эмоциональные трудности, как бы они ни были вызваны, помешали ребенку получить пользу от обычный социальный и образовательный опыт дома и в школе, и чей трудности будут сохраняться, если помощь не будет оказана теми, кто обладает соответствующими навыками — ребенок, для которого неуспеваемость и социально одобряемые ситуации более вероятно, чем успех. (Роберт Ласлетт, Воспитание неадаптированных детей 1977).Термин «дезадаптация» не является клиническим термином, указывающим на точное диагноз. Это общепризнанный термин для описания ребенка, который развивается способами, которые плохо влияют на него самого или его товарищей и не может без помощи родителей, учителей и других взрослых в обычном контакте с ним. (Отчет Андервуда Комитета по Дети 1955 г., Великобритания).
Проблемы адаптации у детей обычно носят временный характер и могут быть улучшены с помощью образования и консультирование перед превращением в постоянные черты лица.Если доказательства предполагают что детские эмоциональные и поведенческие трудности настолько серьезны и сложны что их особые образовательные потребности не могут быть должным образом удовлетворены школы и внешнее обеспечение не могут быть разумно предоставлены в рамках эгидой общего сектора образования, то специальные образовательные услуги должны предоставляться .
2.3 Характеристики детей с нарушенной адаптацией
Неадаптированные дети неэффективны в их ближайшем окружении дома, школы или других социальных условиях.В зависимости от от темперамента и личного опыта детей, их эмоционального и поведенческие трудности могут проявляться самым разнообразным образом начиная от поляризованных условий интроверта до чрезвычайно экстравертное поведение. Проявление проблем настройки может включать: снятие, депрессия или же самоповреждения, навязчивые идеи отказ от школы, лекарство и вещество злоупотреблять, разрушительный отказывающийся от сотрудничества и агрессивное поведение.Общие характеристики этих детей в разных сферах их жизни. являются следующими :2.3.1 Семья
Следующее проявление могут отражать их отношения с другими членами семьи:
(1) бунтарь против родителей; (2) остающихся опоздал или даже сбежал из дома; (3) братья и сестры соперничество, (4) быть равнодушным заботам и потребностям их семей. 2.3.2 Школа
Следующее поведение отражает их отношения с учителями и одноклассниками:
(1) Без учета школьные дисциплины, приводящие к частым нарушениям школьных правил несмотря на предоставляемое консультирование, например : борьба и / или разрушение классы до такой степени, что обучение невозможно. (2) Влияние другие одноклассники последовали за ним в нарушении школьных правил. (3) открыто бросает вызов школьным властям и оскорбляет учителей. (4) Очень часто, безразлично относиться к школьным занятиям. (5) Их своенравный поведение не может быть принято их одноклассниками или учителями таким образом создавая конфликты в школах. 2.3.3 Обучение
Чаще всего неадаптированный дети хуже учатся из-за следующих недостатков :
(1) Слабая концентрация и непродолжительное внимание, что приводит к непостоянству в работе, тем самым препятствуя их обучению как знаниям, так и навыкам. (2) Долгосрочный опыт школьной неудачи не только мешает их интересу и мотивация в академической работе, но также снижает их уверенность в других аспектах, особенно в новых областях обучения. (3) Порочный цикл между повторным опытом неудач и детским низким самооценка и уверенность мешают им в дальнейшей учебе. (4) Их академический достижения могут быть несопоставимы с их интеллектом и социальными зрелость. Это несоответствие вызывает нежелание принимать преподавание. материал более низкого уровня, чем у учеников того же возраст. (5) Их неакадемические способности и достижения не могут быть оценены в их школьная среда. (6) Оба у детей и их семей нет положительных ожиданий от успеваемость или успеваемость в школе, что снижает мотивацию детей учиться. 2.3.4 Социальный аспект
Неприемлемое поведение например:
(1) Бытие слабые в самообладании, некоторые из них демонстрируют импульсивное поведение, такое как истерики, нецензурные выражения, воровство или вандализм.В другой крайности некоторые могут быть замкнутыми, безразличными и изолирующими. самих себя без какого-либо контакта с другими. (2) Вовлекать с нежелательными сверстниками, что приводит к прогулам и / или правонарушению поведение. (3) Низкий осознание социальных норм и условностей, приводящее к своенравному поведению.
2.4 Факторы, вызывающие неправильную настройку
Неадекватность вызвана числом интерактивных факторов. Короче говоря, это происходит из неудовлетворенных базовых потребности. Они включают физиологические потребности в пище, тепле, убежище K и психологические потребности, такие как люблю, сверстники, положение дел, признание, чувство достижения и безопасность.Неудовлетворенные базовые потребности побуждали бы детей искать их с помощью неподходящих средства.Неприспособленность ученика напрямую связано со следующими факторами:
2.4.1 Семья
Огромная порция локальных кейсов дезадаптации происходят из неэффективные семьи. Их родители могут быть умершими, разведенными и / или работать сверхурочно. Этот приводит к длительному пренебрежению потребностями детей.Как следствие, они недостаточно подготовлены к школе и поэтому не могут приспособиться к ней и общественная жизнь.2.4.2 Школа
Под академически ориентированной и конкурентоспособная система образования, центральная учебная программа может быть неактуальной и подходит каждому ученику. Те дети, которые долгое время время, не успевают в школе и остаются без достаточной поддержки могут бросить учебу.Следовательно, их школьная жизнь мешает им личные и социальное развитие.2.4.3 Общество
Когда дети недовольны дома или в школе и без эффективного руководства со стороны взрослых, они могут легко попадать в нежелательные субкультур. Это может привести к антисоциальное поведение, избегание или же снятие и апатия в жизни.
2.5 Конкретные цели образования детей с нарушениями адаптации
Из приведенных выше определений и описания, дезадаптация может рассматриваться как временное явление, поскольку благоприятные изменения в доме, школе или социальном положении детей или изменения в их взглядах на их ближайшее окружение могут помогите им приспособиться.Следовательно, конечная цель образования для неадаптированных помогает им адаптироваться и интегрироваться в их непосредственное окружение, которое включают семейную жизнь, основное образование, профессиональное обучение или открытую работу.
2.6 Образовательные стратегии и вмешательство
Стратегии и вмешательство связанные с обучением детей с нарушенной адаптацией, должны быть ориентированы на их специфические потребности и стремятся помочь им развить положительные ценности и поведение.Безусловно, полезно, если система образования, их семейное положение и неблагоприятные факторы в обществе можно исправить. Однако может быть больше важно, если ученики могут осознать свои сильные стороны и ограничения, а также реалистичное понимание их обстоятельств и навыки совладания. Затем они могут адаптироваться к своей семье, школе и общественной жизни. более эффективно.
По большому счету, в школе и жилые помещения, сбалансированная учебная программа и заботливая среда могут помочь дети, чтобы улучшить свои межличностные отношения, повысить свою самооценку и мотивировать обучение.Однако для достижения цели интеграции в общество, нужны также эффективные семьи и принимающее общество.
2.7 Цели данного руководства по учебной программе
Образование — долгосрочное и сложное задача. Помимо специальной подготовки и педагогических навыков, учителя неадекватной детям нужно предложить двойную любовь, чтобы достичь цели образование всего человека.
Данное руководство по учебной программе направлено на выявление потребности, соответствующие организации и методы реализации учебной программы для детей с нарушенной адаптацией.Это может помочь учителям и другим родственным дисциплинам Такие как социальные работники, попечение по месту жительства персонал и психологи для поддержки детей с нарушенной адаптацией в их школьной работе, а также в личных и социальных разработка. Надеемся, что это руководство послужит развитию сотрудничества. среди сотрудников разных специальностей, работающих с детьми с нарушенной адаптацией.
Нормативный и параметрический анализ школьной дезадаптации
Clarfield, S.P. Разработка бланка направления учителя для выявления дезадаптации в раннем возрасте. Американский журнал общественной психологии , 1974, 2 , 199–210.
Google ученый
Коуэн, Э. Л. Социальные и общественные мероприятия. В P. Mussen & M. Rosenzweig (Eds.), Annual Review of Psychology , 1973, 24 , 423–472.
Google ученый
Коуэн, Э.Л., Дорр, Д., Кларфилд, С.П., Крелинг, Б., МакВильямс, С.А., Покраки, Ф., Пратт, Д.М., Террелл, Д.Л., и Уилсон, А. AML: устройство быстрого скрининга для раннего обнаружения школьная дезадаптация. Американский журнал общественной психологии , 1973, 1 , 12–35.
Google ученый
Cowen, E. L., Pedersen, A., Babigian, H., Izzo, L. D., & Trost, M. A. Долгосрочное наблюдение за ранними обнаруженными уязвимыми детьми. Журнал консалтинговой и клинической психологии , 1973, 41 , 438–446.
Google ученый
Коуэн, Э. Л., Трост, М. А., Лосьон, Р. П., Дорр, Д., Иссо, Л. Д., и Исааксон, Р. В. Новые направления психического здоровья в школе . Нью-Йорк: Behavioral Publications Inc., 1975.
Google ученый
Gesten, E. Инвентаризация ресурсов здравоохранения: разработка показателя личной и социальной компетентности детей начальной школы .Неопубликованная докторская диссертация, Университет Рочестера, 1974.
Глайдуэлл, Дж. К. и Суоллоу, К. С. Распространенность дезадаптации в начальных школах: отчет, подготовленный для Совместной комиссии по психическому здоровью детей . Чикаго: University of Chicago Press, 1969.
Google ученый
Кирк Р.Э. Дизайн эксперимента: процедуры для поведенческих наук .Белмонт, Калифорния: Брукс / Коул, 1968.
Google ученый
Лорион, Р. П., Коуэн, Э. Л., и Колдуэлл, Р. А. Проблемные дети были направлены в школьную программу охраны психического здоровья. Журнал консалтинговой и клинической психологии , 1974, 42 , 491–496.
Google ученый
Робинс, Л. Н. Девиантные дети выросли 900 18.Балтимор, Мэриленд: Williams & Wilkins, 1966.
Google ученый
Zax, M., & Spectre, G.A. Введение в общественную психологию . Нью-Йорк: Wiley, 1974.
. Google ученый