Разное

Роль матери – О роли мамы в жизни ребенка

Содержание

О роли мамы в жизни ребенка

Материнство – это не только безграничная и безоговорочная любовь к своему ребенку, но и особая ответственность, которая ложится на плечи женщины. Ответственность эта заключается в понимании того, что такое материнская сила, как поведение матери влияет на формирование личности ребенка, как нужно проявлять внимание к самой себе.

Чем материнство так отличается от других ролей? Быть матерью – это полностью отказаться от своих желаний или же все же женщина, родившая ребенка, имеет право жить так, как она считает нужным? На эти вопросы в Международный День Матери отвечает известный блогер, автор книг о материнстве и женственности, Ольга Валяева.

Мама – это безопасность

Мама – это единственный человек, находясь рядом с которым ребенок испытывает наибольший комфорт и спокойствие. В присутствии матери ребенок чувствует себя под ее защитой, поэтому расслабляется и не боится быть самим собой. Под посторонних людей ребенку постоянно приходится подстраиваться, адаптироваться, а когда рядом мама, ему не страшно показаться смешным или нелепым.

Подпитываясь ощущением безопасности, которое обеспечивает ему мать, ребенок постепенно учится строить собственные отношения с миром. Он перестает бояться насмешек и осуждения, а также возможности совершать ошибки. Это бесценный опыт.

Мама – это гарантия полноценного детства

Мама является не только гарантом безопасности ребенка, но и обеспечивает ему еще одну защиту – защиту его права быть ребенком. Дети, рядом с которыми находится мама, не боятся бегать, прыгать, играть, быть активными и заниматься обычными «детскими» делами, среди которых непременно есть и шалости. Ребенок, растущий рядом с матерью, может позволить себе познавать окружающий мир любыми доступными ему способами, поскольку мама защищает его от внешнего мира, дает ему сполна насладиться прелестью беззаботного детства и не торопит взрослеть.

Мама – это жизненные ценности

Жизненные приоритеты, ценности, поведение и привычки ребенка формируются в соответствии с родительским поведением. Поскольку ближе всего ему мама, именно ее поведение существенно влияет на формирование у ребенка стереотипов того, как нужно себя вести.

Если мама на детской площадке курит и пьет пиво, а спустя несколько лет будет объяснять своему ребенку, что курить и пить – плохо, ребенок ее попросту не поймет, ведь в его сознании уже укрепилась мысль, что такое поведение нормально.

Важно не только то, что делает мать, когда ребенок рядом, но и то, как она себя ведет без него. Поэтому каждой матери важно научиться смотреть на себя со стороны, чтобы понимать, какой видят ее дети.

Мама – это модель взаимоотношений

Дети в большинстве случаев «забирают себе» модель родительских отношений, поэтому наиболее вероятно, что если у матери был счастливый брак, то и дочь последует этому примеру.

Матери всего лишь нужно быть такой женщиной, какой она желает видеть свою дочь в будущем, или такой, какую хочет видеть рядом со своим сыном.

Дети удивительно тонко чувствуют взаимоотношения между родителями, даже если с виду кажется, что они еще ничего в этом не понимают. Ни одна недовольная гримаса, ни одно сказанное в сердцах плохое слово, ни одна попытка соврать не проходят мимо детей. Они все прекрасно видят, чувствуют, а впоследствии копируют.

Мама – это любовь

Любовь нужно уметь не только принимать, но и отдавать. Это и есть самый главный материнский урок.

Наблюдая за поведением матери, ребенок задает себе несколько вопросов, ответ на которые дает ему представление о том, что входит в понятие «любить»:

  • Умеет ли мама любить по-настоящему, без зависимости?
  • Разделяет ли она окружающих ее людей на группы: одних любит, других ненавидит, к третьим относится равнодушно?
  • Как можно охарактеризовать ее любовь: это чрезмерная забота, относительное равнодушие или служение интересам ребенка?
  • Какими словами можно назвать эту любовь?
  • Нравится ли ей любить, готова ли она безвозмездно отдавать и получать от этого удовольствие?
  • Можно ли ее любовь назвать бескорыстной или она ожидает чего-то в ответ?

Быть матерью – не только большая ответственность, но и большое счастье. Я – Родитель от всей души поздравляет своих читательниц с Международным Днем Матери!

Виктория Котлярова

Какими вы представляете идеальные отношения с ребенком и что лучше, опекать и баловать, контролировать или отпускать «в свободное плавание»? Прислушайтесь к себе и ответьте на вопросы нашего теста, и вы сможете определить, какая вы мама.

Пройти тест

www.ya-roditel.ru

Роль матери в жизни ребенка

В этой книге мы будем говорить много о чем. Но хочется еще раз понять, зачем. Что такого особенного в материнстве? Ведь маму могут заменять любые другие люди? Да и мама имеет право жить как хочет, правда?

Или не имеет и заменить ее не получится?
Давайте начну с цитаты, которая мне очень нравится и импонирует из книги дневников императрицы Александры Федоровны.

«Важный труд, который человек может сделать для Христа, — это то, что он может и должен делать в своем собственном доме. У мужчин есть своя доля, она важна и серьезна, но истинным творцом дома является мать. То, как она живет, придает дому особую атмосферу. Бог впервые приходит к детям через ее любовь. Как говорят: «Бог, чтобы стать ближе всем, создал матерей», — прекрасная мысль. Материнская любовь как бы воплощает любовь Бога, и она окружает жизнь ребенка нежностью»

Материнство  — это не только любовь, нежности, умилительные фотокарточки. Это еще и особый вид ответственности. Ответственности женской – понимать, как именно ты влияешь на неокрепшие умы своих малышей, в чем твоя сила и где стоит быть внимательнее – к себе, конечно же.

Мама как островок безопасности для ребенка

В идеале мама – это тот человек, с которым ребенку наиболее комфортно и спокойно. С ней он может быть расслаблен, может быть собой. Потому как находится под ее защитой.  Почти всегда так и происходит – пусть и безопасность не идеальная, пусть до конца быть собой не получается. Но с посторонними людьми в любом случае ребенку будет сложнее – под них уже нужно подстраиваться, адаптироваться. От них же может прилететь, если сделаешь что-то из ряда вон.

Мама дает возможность за первые пять лет познать себя в безопасной обстановке. Когда ты можешь быть собой, совершать ошибки, быть смешным и нелепым, нуждаться в помощи. Если ребенок напитался этой безопасностью, то ему проще строить отношения с миром. Он уже знает себя и поэтому в его отношениях нет чрезмерной подстройки, он себя уже не предает. Он может оставаться собой  и с другими людьми, не боясь насмешек или ошибок. Разве это не ценно?

Мама как гарант детства

Одна из форм защиты ребенка матерью – это защита его права быть ребенком. Быть активным, иногда что-то ломать и портить, бегать, прыгать, играть и заниматься совершенно «неполезной» деятельностью. Если ребенок находится с мамой, у него появляется возможность спать столько, сколько хочется, есть когда хочется, познавать мир так, как хочется. Она защищает его от мира, который хочет как можно скорее слепить из него полезного и управляемого взрослого.

В расписания этого мира он еще успеет встроиться, тут он ничего не потеряет. А вот возможности быть ребенком ему больше никто не даст. И если он не наиграется в пять лет, будет чудить в тридцать и в шестьдесят. Иногда такие «чудения» могут быть безобидными. А иногда очень травмирующими близких людей.

Образ матери формирует ценности ребенка

Это самое важное. Ребенок делает слепок своей будущей жизни, своих привычек и ценностей с родителей. Конечно же, в большей степени с матери, потому что она обычно понятнее и доступнее. Он ее обычно чаще видит, больше проводит с ней времени.

Если мать на детской площадке курит и пьет пиво, пока малыш катается с горки, то для ребенка это будет нормальным. Нормальное времяпрепровождение, что такого. Хотя маме кажется, что он еще маленький, ничего не понимает. Потом она ему объяснит, что курить не надо. Но будет поздно – слепок-то уже сделан.

Если мама одевается слишком раскованно, и ведет себя с другими мужчинами фривольно – чему это научит девочку? Какие семейные ценности девочка сможет получить от такой матери? А мальчик научится ли в таком случае доверять женщинам?

То есть все, что делает мать, при ребенке и даже без ребенка – это важно. Сейчас многие люди заботятся об имидже, то есть о том, что о них думают другие. Полезнее всего было бы думать о том, какими нас видят наши дети. Если мы живем совсем не той жизнью, какой хотели бы чтобы жили дети, если делаем то, что хотелось бы, чтобы они – никогда — это повод задуматься.

Есть и «менее опасные» особенности жизни матери – например, уровень ее счастья, ее духовная жизнь, отношения с мужем – их глубина, близость и удовлетворенность, ее отношение к работе, к дому, к самим детям. Все это впечатывается в детскую психику.

Ребенок потом сможет жить иначе, но для этого ему нужно будет осознать губительность маминых моделей, захотеть иначе и сделать над собой много усилий. Потому что если само – то получится как у мамы или почти как у мамы.

Модель взаимоотношений

Очень важно, что мы берем с родителей свои модели именно в отношениях. Так девочка, мама которой была любима своим мужем, да так, что ребенок все это видел, с большей вероятностью вырастет именно счастливой женщиной.

В этом смысле роль матери проста – стать такой женщиной, какой  она хотела бы видеть свою дочь. И при этом быть счастливой и любимой своим мужчиной. Так как глаза дочери в сердце отца , увидев как самый лучший для нее мужчина любит маму, она сама захочет стать такой как мама.

С мальчиками все тоже просто (просто на словах, непросто на деле). Стать такой женщиной, какую вы хотите видеть рядом со своим сыном. Помочь мужу стать таким мужчиной, каким вы хотите видеть мальчика. И любить всем сердцем мужа, чтобы ребенок это видел и чувствовал.

Все наши взаимоотношения дети считывают. Даже если нам кажется, что они ничего не понимают. Они видят наши скривившиеся от пренебрежения губы, когда мы разговариваем с мужем. Замечают и то, как снисходительно мы о нем отзываемся. Чувствуют и то, что мы давно не восхищаемся своей второй половиной. Большая часть наших тайных сигналов проходит незаметно для нас самих. Но дети успешно их перехватывают и расшифровывают. А потом – копируют.

Я знаю одну девушку, чьи родители живут вместе всю жизнь и делают вид, что все хорошо.  Все думают, что это идеальная семья. А девушка уже трижды была замужем. И когда ее спрашивают – ну как же так? Как же родительский хороший сценарий? Она лишь усмехается.

Однажды она рассказала мне, что эта красивая картинка всегда была лишь картинкой. Родители жили в разных комнатах, разной жизнью. У них не было ничего общего, кроме дежурной встречи за завтраком с дежурной улыбкой.

Мама никогда не говорила об отце, словно его не существовало. Отец никогда не проявлял нежности к матери. Два посторонних – и глубоко несчастных — человека под одной крышей. Хотя все это делалось ради дочери.

Если мама не долюбила – никогда не будешь чувствовать себя любимым

Это правило проверено на практике сотнями и тысячами женщин, чьи письма и истории я читала и слышала. К сожалению, это так. Если ребенок до пяти лет не напитался любовью мамы до самой маковки, потом он начинает жить так, словно ненавидит самого себя. Низкая самооценка, отсутствие собственного достоинства, жизнь на максимуме возможностей тела, гражданские браки, чрезмерный труд, самоистязание, самокритика, депрессии – от всего этого могло бы быть противоядие. Оно было дано Богом матери. Но мама была занята чем-то другим – своим исцелением, своей работой, своей внешностью и борьбой со временем. Чем угодно, кроме ребенка.

Может быть, она очень хотела любить, но не знала как, не умела и не имела для этого силы. Последствия таковы, что ребенок выходит в мир незащищенным. Словно забыл надеть доспехи на поле боя. Ему могло бы быть гораздо легче и проще, если бы мама позаботилась о защите не только его тела, но и его психики, его души. Но по незнанию или отсутствию сил – она не смогла.

Конечно, мы все приходим в ту семью и к той маме, как нам положено по судьбе. И наши дети приходят к нам, не умеющим любить, тоже по своей судьбе. Но если мы все-таки сделаем над собой усилие, мы можем помочь и им, и себе в преодолении трудностей жизни.

Если она не научила любить  — никто не научит

Для каждого из нас важно уметь и принимать, и отдавать любовь. И мама учит и тому, и другому. Если в принятии нами любви мама непосредственно принимает участие, то в науке отдавать любовь главным является ее пример. Мы смотрим, как живет мама, какие у нее ценности, ради чего она живет, как относится к людям и миру.

  • Умеет ли мама любить вообще? Насколько открыто или закрыто ее сердце? Только ли привязанности руководят ею или есть и любовь?
  • Есть ли в ее жизни разделение свой-чужой? Этих люблю, этих ненавижу, к этим равнодушна? Насколько широко ее сердце?
  • Какая у нее любовь – гипер-опека, гипер-забота, полу-равнодушие или служение? Давит ли она своей любовью? Контролирует ли? Дрессирует? Или?
  • Нравится ли ей самой любить, получает ли она удовольствие от отдавания?
  • Насколько бескорыстна ее любовь? Или каждый раз она выставляет счет – сначала внутри себя, потом – озвучивает его и ждет оплаты?

Материнская любовь – как бескорыстное служение

Говорится, что именно любовь матери наиболее духовна в этом мире. Потому что мать не может отречься от своего ребенка и любит его любым. Даже у преступников есть матери, и многие из них продолжают любить даже оступившееся дитя.

Мать не перестает любить, даже когда дитя в два раза ее больше в размерах, даже когда у него уже есть своя семья, даже когда он забывает о ней, живя своей жизнью. В сердце матери ребенок навечно.

Мать отдает ребенку столько, сколько он никогда не сможет ей вернуть. И значит, она отдает все это без ожидания получить назад. Конечно, в современном мире мы далеки от состояния матери, и наша любовь корыстна. Но если сравнивать со всеми другими отношениями, наша любовь к ребенку будет наиболее чистой – насколько это возможно.

В этом смысле любовь матери очень похожа на любовь Бога к нам. Представьте, если нам столько всего дает мама, то сколько же нам уже дал Бог!

Мать дает своим детям очень многое – свою кровь, свою родовую силу, родовую память. Свой образ, свою любовь, свои ценности, пример жизни, пример отношений к себе и другим. Поэтому было бы неосмотрительно говорить о том, что быть мамой это просто. Что это ерунда. Что с этим справится любая. Родить может практически любая. А стать матерью – далеко не каждая. Особенно в этом мире. Мире, которому так нужны Матери.

Ольга Валяева — valayeva.ru

valyaeva.ru

Роль матери в воспитании ребенка

Каждая мать хочет воспитать своего ребенка идеальным человеком. Но мы все знаем, что это невозможно. Идеальных людей нет. Можно привить ребенку хорошие качества, дать основу для дальнейшего развития, сформировать некоторые принципы, указать на ценности.

Большую роль во всех перечисленных пунктах играет мать. Именно она закладывает ту основу личности, от которой в дальнейшем будет зависеть судьба ребенка.

Любовь, внимание, понимание, развитие силы, счастье и успех

Не все матери понимают, что играют большую роль в создании крепкой семьи. Из-за этого происходит множество разводов, которые каждую неделю фиксирует статистика. Но главную роль мама играет, конечно же, в воспитании ребенка.

Первое, что дарит мать ребенку — это любовь. С самого появления крохи молодая женщина испытывает это нежное чувство. Она передает его в прикосновениях, поглаживаниях, заботе о малыше. И он чувствует эту любовь. Не забывайте, что маленькие дети очень чувствительны к любым эмоциям, которые направлены на них.

Роль матери в воспитании ребенка заключается не только в любви, но и во внимании. Со стороны родителей не должно быть большой опеки, но и совсем не проводить времени со своим малышом — недопустимо. Поэтому мама должна выделить время, которое она проведет с ребенком, оставив ему часть дня для саморазвития. Малыш совершает ошибки в процессе своего развития, и в этом нет ничего страшного. Напротив, он учится на них. Но есть моменты, когда нужно жалеть ребенка и рассказывать ему о хорошем и плохом. Поэтому позаботьтесь заранее о том, чтобы у вас было достаточно свободного времени для воспитания своих детей.

Большую роль мама играет в стимулировании здорового образа жизни ребенка. Но нужно сказать, что этим должен заниматься и отец. Так как малыш берет пример со своих родителей, они тоже должны заниматься спортом и саморазвиваться. Утром стоит заняться зарядкой вместе с ребенком. Желательно, если ее будет выполнять вся семья. В дальнейшем можно водить ребенка на спортивные площадки, где есть турникеты лесенки и прочие приспособления для физического развития.

Ребенок станет счастливым и успешным, если родители позаботятся об этом заранее и создадут необходимые условия для этого. Не каждый человек понимает свою цель в жизни. От этого ведет неправильный образ жизни. На самом деле наша семья и дети — вот та главная цель, на которую мы должны тратить все наши силы. Поэтому родители должны создавать условия для развития детей, чтобы в будущем они могли познать счастье и успех, а, главное, добиться этого самостоятельно.

Что значит мама для ребенка в разные возрастные периоды

Роль матери в воспитании ребенка сводится не только к тому, чтобы хвалить и любить своего малыша. Нужно еще и знать, когда уместно наказание. Ведь чтобы вырастить порядочного человека, недостаточно только любить его. Поэтому родители должны быть в меру строгими и уметь применять наказание, когда это потребуется.

Малыш с раннего детства должен понимать роль мамы в его воспитании. Необходимо привить ему уважение к матери, ведь нередки случаи, когда дети не ценят своих родителей. Поэтому воспитание должно быть смешанным, то есть включать как поощрение, так и наказание. Подробнее о методах воспитания

Но роль матери в воспитании ребенка не заканчивается в детстве. Она остается для него важной персоной и во взрослой жизни. И никто, кроме мамы, более искренне не сможет оценить поступок человека. Именно мать направляет своего ребенка на тот самый жизненный путь и помогает ему сделать нужный выбор.

До года

С самого появления малыша на свет роль мамы в его воспитании становится довольно обширной. Мать — это мир, в котором ребенку легко и комфортно. Она дарит ему заботу и знакомит с окружающей действительностью. Ребенок легко усваивает всю информацию, приходящую извне. Поэтому не стоит проявлять много негативных эмоций, так как это может отразиться на психике малыша.

Младенцы неспособны ещё полноценно общаться с людьми, но та любовь и забота, которую дарит мама, заменяет слова. Так формируется «Я» ребенка. Если малыш рад, что мама взяла его на руки, или капризничает, когда она отходит от него, не говорит о его избалованности. Просто в этот момент ребенок осознает роль мамы в своей жизни.

Мама с самых первых дней жизни малыша обеспечивает его выживание, и её собственная жизнь становится не настолько ценной. По тому, как кричит ребенок, она способна определить, чего он хочет. Она способна понять природные свойства малыша и создать условия для их развития. Помните, ребенок — это «чистый лист», на котором можно написать совершенно новую историю.

Раннее детство

Так уж сложилось, что ребенок понимает свою маму и прислушивается к ней. Есть мнение, что так он проявляет свою любовь. Однако это чувство формируется немного позже. А сейчас это нечто иное: у матери — её инстинкт, а у ребенка — понимание защиты. По голосу мамы, её запаху и прикосновениям малыш способен понять, что это она и успокоиться. Это связь, которую нельзя разрушать.

Первые правила безопасности закладывает именно мать. Она учит ребенка не выбегать на дорогу, не подбирать мусор с земли, не отбирать игрушки у других детей и т. п. Таким образом она передает ему информацию о внешнем мире, о том, как он устроен. И неважно, где живет ребенок — в мегаполисе или в глухой деревне, — эти знания способна дать любая ответственная мама.

Дошкольный и младший школьный возраст

С взрослением ребенка появляются новые прихоти и желания. Он тянется к друзьям, хочет общаться, познавать мир. И матери по-прежнему кажется, что она понимает своего ребенка с полуслова. Она думает, что её роль в воспитании сводится только к тому, чтобы передать малышу свои знания, ценности, установки. Но это не так!


Мир не так просто устроен. Если бы это имело место быть, дети продолжали бы дела родителей. Но ведь если мать, скажем, актриса, это совсем не значит, что её ребенок будет талантлив в данной области и иметь артистичную натуру. Он вполне может стать инженером или врачом. Поэтому роль матери в воспитании ребенка сводится к тому, чтобы не навязывать малышу свои жизненные принципы и приоритеты. Напротив, нужно уметь видеть врожденные качества малыша и развивать их.

Подростковый период

Этот период самый сложный не только в жизни родителей, но и детей. Поэтому роль матери должна заключаться в понимании желаний подрастающего поколения, его задатков, которые нужно помогать развивать. Но чтобы это получилось, необходимо разобраться в себе. Это поможет вырастить человека, не имеющего комплексов и способного самостоятельно достигать всех успехов в своей жизни.

Мы пропускаем действия других людей через себя. Именно поэтому пытаемся склонить ребенка под собственные ценности и приоритеты. Но так делать нельзя — результат может вас не порадовать. Чтобы воспитать подростка, лучше всего иметь базовую психологическую грамотность, которая позволит вам справиться с возникающими проблемами и понять своего ребенка.

И напоследок

Хочется сказать несколько слов матерям, которые не занимаются своими детьми. Учеными было доказано, что такие малыши вырастают либо неуверенными в себе, либо агрессивными. Стараться что-то сделать в подростковом возрасте, если вы не занимались ребенком с самого его рождения, — попусту тратить своё время. Пытаясь научить его чему-то хорошему, вы встретите протест, так как у него уже сложились свои принципы жизни.

Старайтесь заниматься воспитанием своих детей с самого детства. Именно в это время вы можете выстроить ту личность, которую хотите видеть в своём ребенке во взрослой жизни. Пишите свою историю, пока ребенок ещё лежит в пеленках и готов брать пример со своих родителей.

Автор: Дмитриенко Наталия Ивановна, педагог-психолог

Познавательная программа с участием психорлога

Советуем почитать: Лактаза Беби. Боремся с лактазной недостаточностью у малышей

mama66.ru

Роль матери в воспитании ребенка. Роль матери в семье

Роль матери в воспитании ребёнка крайне важна. Чтобы ваш ребёнок вырос достойным и успешным членом общества, необходимо заниматься его воспитанием и окружать его своей заботой. Сегодня мы поговорим, какова роль матери и может ли её кто-то заменить?

Мама — первое слово

Маленькому ребёнку нужна особая забота. Обычно мама берёт декретный отпуск, и ситуация выглядит так: папа с утра до вечера на работе, а мама ведёт хозяйство и занимается ребёнком. На первый взгляд, кажется, что сидеть дома с малышом просто, но это великий труд. Так что же должна сделать мать для своего ребёнка?

  • Окружить его заботой, лаской и любовью. Здесь важно тесное общение: обнимайте, целуйте, играйте вместе со своим ребёнком. Обязательно поощряйте детей, как только у них что-то получается. Будьте везде вместе. Не давайте детей в обиду. Даже стычка между сверстниками может нанести ребёнку психологическую травму на всю жизнь. Научите своего ребёнка постоять за себя, дать сдачи. Ругать тоже нужно в меру, чтобы ребёнок не вырос наглым и хамоватым.
  • Научить логике, мышлению, речи. Сразу после рождения разговаривайте, пойте песни своему малышу. С 6 месяцев играйте с ним в развивающие игры. В период, когда сын или дочь готовятся к походу в сад, важно поддерживать ребёнка, ведь туда они идут с неохотой. Не ругайтесь, уговорите малыша там остаться. Как соберётесь забирать — угостите шоколадкой — это скрасит неприятные детские ощущения. В школьные годы помогайте ребёнку с уроками, кроме вас никто не сможет объяснить материал наиболее понятным и интересным для него образом. Ребёнку не будет так страшно идти в школу. Хвалите его везде и всегда. Мамина поддержка важна особо остро в подростковый период, всегда разговаривайте со своим ребёнком. Секретничайте и просто будьте рядом.
  • Готовить вкусную еду. Часто дети капризничают и не хотят есть: постарайтесь не ругаться, оформите блюдо в виде интересного животного и съешьте вместе. Весёлые эмоции вместе с мамой нужны детям в любом возрасте.

Видео роль матери в воспитании детей

Нужен ли материнский авторитет и строгость в семье?

Несомненно, строгость нужна, но в меру. Если пренебречь этим, ребёнок может замкнуться в себе. Как правило, в каждой семье «папа строгий, а мама добрая». Это правильно. Но иногда нужно и маме словесно одёрнуть ребёнка, уметь сделать замечание в нужный момент; а папе — пожалеть и утешить. Родителям необходимо придерживаться одной тактики воспитания: недопустимо, чтобы за одни проступки папа наказывал, а мама тут же жалела. Например, непоседливый малыш тянется к розетке, папа одёргивает, а мама сочувствует и жалеет. Тогда ребёнок не поймёт, что это может быть опасно и снова вернётся к розетке, «пока папа не видит». При каждом подходящем случае ребёнка нужно хвалить и поддерживать все его полезные и правильные начинания. Ни в коем случае нельзя срываться на него, когда у вас плохое настроение.

А если мамы нет?

По воле случая иногда приходится детей воспитывать бабушкам, тётям, папам. Конечно, никто не сможет заменить маму, но необходимо максимально постараться. Такие дети особенно остро нуждаются в любви. Чтобы не было насмешек сверстников в саду, школе, важно воспитать ребёнка смелым, любить его и заботиться о его благополучии и судьбе. Не нужно бояться психологов. Именно они созданы для того, чтобы перебороть детские комплексы и страхи. Интересуйтесь успеваемостью и неудачами ребёнка в школе, и решайте их с ним вместе. Тогда все мальчики и девочки, сыновья и дочки, почувствуют себя нужными и счастливыми.

Роль матери в воспитании взрослого ребёнка

Повзрослев, ваш сын или дочь стараются стать самостоятельными и независимыми. Несмотря на то, что они стали взрослыми, мамина поддержка и опора нужна им всегда. Советы по поведению в коллективе, как лучше поступить и прочие вопросы лучше обсуждать с самым близким человеком — мамой. Здесь не будет интриг. Придя домой, создайте уютную атмосферу для детей, собирайтесь часто за столом, отдыхайте.

Не стоит обижаться, что теперь ребёнок вырос, и у него могут быть свои дела, а на вас станет меньше времени. Поддерживайте и радуйтесь успехам уже сформировавшейся взрослой личности, в создании которой главное участие приняли именно вы — мама. Постарайтесь вырастить достойного мужественного сына или умную порядочную дочь, и судьба ваших детей сложится счастливой.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

vse-pro-detstvo.ru

Конспект занятия семейного клуба «Роль матери в жизни ребенка»

Конспект занятия

семейного клуба

«Роль матери в жизни ребенка»

Подготовила:

педагог-психолог – И.В. Морозова

Март 2018г.

«Роль матери в жизни ребенка»

Цель: показать, значимый для ребенка образ мамы, создание теплых взаимоотношений в семье.

Задачи:

1. Создание позитивного настроя на общение.

2. Раскрыть особенности влияния женщины на становление личности ребенка.

3. Развивать у родителей умение понимать собственного ребенка, не ущемляя его права; уважение достоинства его личности.

4. Побудить родителей задуматься о правильности выбранных методов и приёмов воспитания детей.

5. Формировать нравственные эмоции детей; воспитывать любовь и уважение к самому дорогому человеку – матери, создание комфортной ситуации для творческого самовыражения, проявления активности.

6. Утвердить позицию, что для каждой мамы её ребёнок – самый лучший; раскрыть, что взаимоотношения матери и ребёнка основаны на любви друг к другу.

7.Способствовать сплочению участников клуба.

План занятия

1. Вводная часть

1. Упражнение «Барометр настроения».

2. Упражнение «Спасибо, мама!».

3. Упражнение «Мамины мечты»

2. Основная часть

1. Беседа «Роль матери в семье».

2. Анкетирование родителей «Воспитание ребенка».

3.Творческая мастерская «Цветы для мамы».

4. Беседа — дискуссия «Мамины истины».

3. Заключительная часть

1. Чтение сказки «Девушка по имени ЛЮБОВЬ»

2. Игра-тренинг «Волшебный цветок добра».

3. Упражнение «Что тебе пожелать, человек мой дорогой?»

Ход занятия

Вводная часть

Педагог — психолог:

Здравствуйте уважаемые участники семейного клуба! Мы рады видеть вас у нас в центре! Тема нашей встречи «Роль матери в жизни ребенка». 

    1. Упражнение «Барометр настроения»

Педагог-психолог приветствует участников семейного клуба и предлагает показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются другу друга, хорошее – руки разведены в стороны.

    1. Упражнение «Спасибо, мама!»

Мама! Мамочка! Как много в этом слове для каждого из нас! Всем в своей жизни мы обязаны матери. Этой теме посвящено много статей, книг, стихов, форумов и т.д. и т.п. Вот, например, послушайте стихотворение:

Мамам – самым близким в мире людям,

Мило улыбаемся подчас, 

Но сказать о том, что мы их любим

Не хватает времени у нас!

Мама, мама, мамочка,

В этом слове солнца свет!

Мама, мама, мамочка,

Лучше слова в мире нет!

Мама, мама, мамочка,

Кто роднее, чем она?

Мама, мама, мамочка,

У неё в глазах весна!

Мама, мама, мамочка,

На земле добрее всех,

Мама, мама, мамочка,

Дарит сказки, дарит смех!

    1. Упражнение «Мамины мечты»

Нет сомнений, в том, что вы, уважаемые мамы, даже не имея педагогического образования, являетесь первыми и главными воспитателями своих детей. И наверняка каждый из вас представляет себе, каким хотелось бы видеть ребенка в будущем. Передавая эту игрушку друг другу поделитесь, пожалуйста, своими мечтами (добрыми, заботливыми, умными, счастливыми и т.п.).

— Конечно, каждая мама, хочет, чтобы их дети были счастливыми, успешными в жизни, пользовались бы уважением и любовью окружающих.

Действительно, в этой жизненной суете не так часто мы говорим ласковые добрые слова мамам. Но самое первое слово, которое мы должны сказать матери — это СПАСИБО! И сказать сейчас, не откладывая на потом «Спасибо, мама!» И давайте будем верить, произнося эту фразу, что на каком-то интуитивном уровне она коснется сердец ваших матерей, будет ими услышана.

(Родители по кругу произносят фразу «Спасибо, мама!», начиная с педагога)

— Хорошо! Молодцы! А теперь хотели бы вы услышать «Спасибо!» в свой адрес, от ваших детей. Приготовьтесь слушать!

Родители слушают слова благодарности от детей.

Дети в своих высказываниях продолжают фразы:

— Спасибо тебе, мамочка!

— Ты у меня….!

— Мне очень нравится с тобой….!

— Мне нравится, когда ты…!

— Я очень сильно тебя люблю, мамочка!

(Дети с организатором клуба просматривают мультфильм)

Беседа – дискуссия «Мамины истины»

Основная часть

1. Беседа «Роль матери в семье»

В современной семье, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина-жена, мать. Женщина является хозяйкой в доме (она моет, стирает, готовит еду и многое другое). Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей. Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением. Что касается неполной семьи, где женщина одна воспитывает ребенка, в связи с тем, что в последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты, женщина-мать сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи.

Женщина в современной семье, в зависимости от семейной ситуации выполняет различные функции:

— репродуктивная — биологическое воспроизводство, продолжение рода;

— хозяйственно — бытовая — уход за всеми членами семьи;

— функция организации досуга — в большинстве своем принадлежит женщине, т.к. женщины более эмоциональны. С подачи женщины семья по-разному проводит свой совместный досуг;

— экономическая — по мнению социологов в современной семье именно женщина все чаще выполняет роль добытчицы и распределяет семейный бюджет;

— эмоциональная (психотерапевтическая, релаксационная)

— женщина, как правило, способна наиболее мягко эмоционально стабилизировать психологическую атмосферу семьи; 

— воспитательная — важнейшая функция женщины. Воспитательная функция — как воспитание детей, так и воспитание взрослых членов семьи.

Основная роль женщины в семье — материнство. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Во многом материнская любовь и привязанность ребенка к матери выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека на протяжении всей его жизни и трудно переоценить роль матери в воспитании ребенка и функции матери в семье.

Как показывают психолого-педагогические исследования (А.Н.Леонтьев, С.А.Козлова), для маленького ребенка особое значение имеет «интимный круг общения» (А.Н.Леонтьев). Самой природой матери отведена роль естественной воспитательницы своих детей. Мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его. Для многих такое распределение ролей представляется идеалом семейных отношений, в основе которых лежат природные качества женщины — чуткость, нежность, мягкость матери, ее особая привязанность к ребенку. Нет прочнее и ближе связи — физической, духовной, душевной, чем у матери и ребенка. Мать вынашивает малыша, дарит ему жизнь, питает своим молоком, дает первые жизненные ориентиры, нежно привязана к нему, ощущает его боль как собственную.

При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается — психически, физически, интеллектуально, эмоционально.

Однако способность сопереживать ребенку, желание защитить его свойственны и мужчине, и женщине. Но традиционно считается, что бросаться на помощь ребенку при первом его сигнале, утешать и уговаривать и т.д. — признаки хорошей матери, поэтому женщины «выплескивают» свои эмоции. А мужчине, согласно сложившимся веками представлениям, неудобно «кипеть» чувствами по поводу детского плача, испуга, растерянности. Долгое время считалось, что материнские чувства необычайно сильны от рождения, инстинктивны и лишь пробуждаются при появлении ребенка. Однако на основе экспериментальных данных Г.Ф.Харлоу был сделан вывод о том, что у высших млекопитающих (а человек относится к ним), материнское поведение приобретается в результате собственного опыта раннего детства. Тем не менее, у матери к ребенку несравненно более «естественная» дорога, чем у отца. Уже в период беременности, вынашивая зарождающуюся жизнь в своем теле, она постепенно и очень интимно знакомится со своим дитем. Отметим, что характер отношения матери к ребенку в период беременности небезразличен для его развития. Наука располагает данными об аномальном внутриутробном развитии ребенка в процессе нежелательной беременности. Биологическая связь между матерью и ребенком не сразу превращается в ту психологическую, которая накрепко спаяет их на всю оставшуюся жизнь. Отношения, которые складываются между ребенком и матерью после рождения, оказываются основой, на которой развивается дальше весь мир эмоциональных отношений человека. С другой стороны справедливо будет отметить, что изменений, происходящих в настроении, характере и личности мужчины в связи с рождением ребенка, значительно больше, чем подобных изменений в характере матери. Это противоречит общепринятому мнению, согласно которому появление ребенка для мужчины — менее важное событие.

Для развития интеллекта ребенка предпочтительно, чтобы в его окружении были оба типа мышления — и мужской, и женский. По мнению ученых, структуры мышления мужчины и женщины несколько различны. Ум мужчины в большей степени направлен на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. У мужчин лучше развиты способности к математике, к пространственной ориентации, они более склонны к логическим рассуждениям.

У женщин — явные превосходства в речевом развитии, в интуиции, в быстроте «схватывания» ситуации в целом. У детей, которых воспитывают одни матери, развитие интеллекта иногда идет по «женскому типу»: обнаруживаются лучше сформированные языковые способности, но чаще фиксируются нелады с математикой.

Существенной стороной становления личности является осознание себя представителем определенного пола и овладение соответствующим полоролевым поведением (В.Е.Каган, Д.В. Колесов, И.С.Кон, В.С.Мухина, Т.А.Репина). Ученые называют это формированием психологического пола и отмечают особую роль семьи в данном процессе: для гармонического развития личности необходимо, чтобы ребенок приобрел опыт взаимоотношений с обоими родителями через адекватные модели материнского (женского) и отцовского (мужского) поведения.

Роль матери для детей разного пола не одинакова.

Для девочек после трех лет основная задача — освоение половой роли, для нее мать — образец, та часть мира, которую надо «примерять на себя», а заодно и все, что с этим связано: отношение другого пола (отца к матери и к ней как будущей женщине и матери), отношение детей (кукла — модель ребенка, по отношению к которой девочка выполняет роль матери, как ее мать — к ней самой). В этом возрасте (3-6 лет) может появиться пристальное внимание к матери, чувствительность к ее оценке, некоторая конкуренция за внимание отца и очень и особенная чуткость к тому, как отец относится к матери, а мать на это отвечает. Все меряется на себя и усваивается накрепко.

У мальчиков в этом возрасте любовь к матери искренняя, нежная, они очень обидчивы и ревнивы по отношению к «конкурентам» (отцу, друзьям матери, своим братьям и сестрам и даже чужим детям). Не менее чутко, чем девочки, воспринимают и усваивают модель супружеских отношений. Для них важны со стороны матери ласка, сочувствие — признание их «мужского достоинства» одновременно.

Таким образом, мать нужна ребенку всегда, причем всегда «по-разному», но не количественном измерении, а в качественном. Материнская любовь (в отличие от отцовской), является по своей природе безусловной и поэтому очень важны взаимоотношения между ребенком и мамой.

Безусловная любовь матери дает ребенку: чувство защищенности, безопасность, дает прочное ощущение надежности; дарит способность доверять людям, миру, себе; вкладывает чувство принадлежности к роду, нации; устанавливает границы личностного пространства, что позволяет ребенку брать ответственность на себя по мере взросления; помогает устанавливать и завязывать связи с другими людьми.

Неправильные отношения с матерью порождают две группы проблем во взрослой жизни. Первый род проблем связан с чувствами, которые ребенок испытывает к матери, к нанесенным ею обидами и неудовлетворенными ею потребностями. Эта группа проблем впоследствии определяет отношение к детству. Это проявляется в том, что подавленные, невысказанные чувства гнева, возмущения против матери переносятся в личную семейную жизнь и на их основе могут строиться взаимоотношения между супругами. Излишний контроль со стороны матери, безоговорочное исполнение ее команд формируют чувство недоверия к близким людям — жене или мужу. Происходит перенос отношений, что ведет к серьезным семейным проблемам.

Второй род проблем — это схемы и динамика отношений с матерью, которым ребенок научился в детстве от нее же. Это задает поведенческие схемы, заложенные в прошлом, но воспроизводящиеся в настоящем: нежелания близости или трудности в близких отношениях; привычка угождать всем; подавление чувств, невозможность открыться для партнера; агрессивность во взаимоотношениях без видимой на то причины; избыточный контроль других, членов семьи.

Именно в раннем детстве закладываются основы отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру. Будет ли он доверять людям, проявлять инициативу и активность по отношению к миру, испытывать уверенность в себе, во многом определяется опытом взаимодействия с матерью и отцом, начиная с первых дней жизни ребенка.

Материнские позиции зачастую формируют тип семейных отношений и тип родительского отношения к ребенку.

Классической в исследовании типов родительского отношения считается работа С. Броди (1956). 

Она выделила 4 типа материнских позиций, проявляющихся в отношении к ребенку:

1 тип. Мать легко и органично приспосабливается к потребностям ребенка. Для нее характерно поддерживающее, разрешающее поведение.

2 тип. Сознательно мать старается приспособиться к потребностям ребенка, но из-за напряженности и отсутствия непосредственности в общении с ребенком ее попытки часто безуспешны. Мать чаще доминирует, чем уступает.

3 тип. В основе материнства — чувство долга. В отношении с ребенком отсутствует интерес, теплота, спонтанность. Инструмент — жесткий контроль.

4 тип. Мать ведет себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка. Ее воспитательные воздействия непоследовательны и противоречивы.

По мнению С. Броди, наиболее вредным для ребенка оказался 4-й стиль материнства, т.к. постоянная непредсказуемость материнских реакций лишала ребенка мира стабильности и провоцировала повышенную тревожность.

Е.Т. Соколова обращает внимание не только на типы родительского отношения, но считает, что они реализуются в диаде «родитель — ребенок», выделяя при этом следующие стили отношений:

— сотрудничество. В общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость. Мать побуждает ребенка к активности; 

— изоляция. В семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с родителями;

— соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу. Критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности;

— псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная).

Заслуживает внимания исследование А.Г. Лидерс и Е.Н. Спиревой о влиянии личности родителей на выбор стиля родительского отношения. Исследование показало, что экстравертированность мамы влечет за собой чрезмерность требований в воспитании, а также привносит тревожность в отношениях с ребенком.

Мамы, отличающиеся спонтанностью в действиях и поступках, будут потакать, максимально и некритически удовлетворять любые потребности ребенка, у таких мам меньше выражена фобия утраты ребенка. 

У агрессивной мамы наблюдается ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителя, но в то же время агрессивная мама может потакать ребенку, удовлетворять все его запросы, в воспитании, а также предъявлять недостаточность запретов. Агрессивная мама непоследовательна, неустойчива в воспитательных приемах, с резкими переходами от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, к переходу от значительного внимания к эмоциональному отвержению ребенка. В семье агрессивной мамы часто наблюдается воспитательная конфронтация и внесение конфликта между супругами в отношения с ребенком.

Ригидная мама, субъективная в своих оценках, с инертностью установок и настойчивостью личности, склонная к педантизму, настороженной подозрительности очень требовательна в воспитании.

Интровертированная мама, замкнутая, обращенная в свой внутренний мир в воспитании ребенка предъявляет недостаточность требований, у нее наблюдается стремление к расширению родительских чувств, излишняя инфантилизация ребенка, воспитательная неуверенность и страх утраты ребенка. Для нее также характерна неразвитость родительских чувств и желание культивировать в ребенке, не зависимо от пола, женские черты.

Сензитивная, чувствительная, конформная, зависимая мама в воспитании ребенка будет контролировать, мелочно опекать, навязываться ребенку, ограничивать его самостоятельность. Чем мама чувствительнее, тем меньше наблюдается сотрудничества во взаимоотношениях у нее с ребенком, тем больше в воспитании наблюдается тревожность за ребенка.

А.И. Захаров обращает внимание на негативные личностные особенности матери, считая их главной причиной детских неврозов.

В связи с преобладанием тех или иных личностных особенностей матери, Захаров А.И. выделяет несколько психологических типов матерей, которые могут послужить основой формирования неврозов:

— «царевна Несмеяна», обеспокоенная мать, принципиальная, сдержанная в выражении чувств, неотзывчивая. Не признает детской непосредственности, любит делать замечания, стыдить, читать мораль, выискивать недостатки;

— «спящая красавица», погруженная в свои мысли и переживания, отстраненная от ребенка и его потребностей, обращающаяся с ним как с живой куклой;

— «унтер Пришибеев», недостаточно чуткая, грубая, безапелляционная, во всем командует детьми, относится с недоверием к опыту, самостоятельности. Раздражительна, нетерпима к слабостям, использует физические наказания;

— «суматошная мать», эмоционально неустойчивая, противоречивая, в своем поведении руководствуется крайностями, эмоционально не сдержана;

— «наседка», тревожно-беспокойная, жертвенная натура, во взаимодействии с ребенком руководствуется принципом гиперопеки;

— «вечный ребенок», инфантильная, внушаемая, психологически незрелая, постоянно нуждается в поддержке и покровительстве, предпочитает сдать ребенка «на поруки» кому-либо.

Автор отмечает, что данные психологические портреты следует интерпретировать как дополняющие друг друга образы или тенденции в отношении матерей к детям.

Благодаря личностным особенностям матери реализуются те или иные стили семейного воспитания.

Д. Стивенсон-Хайнд, М. Симсон в зависимости от особенностей личности матери выделяют типы семейного воспитания:

— спокойная мать, преимущественно использующая похвалу как инструмент воспитания;

— экзальтированная мать с широкой амплитудой эмоциональных реакций на любые мелочи в поведении ребенка;

— «социальная» мать — для нее характерна легкая отвлекаемость от ребенка на любые стимулы.

Таким образом, анализ научных исследований позволяет более четко определить специфику воспитательной функции матери и влияние личностных особенностей матери на развитие личности ребенка, личностные особенности матери являются основным условием формирования стиля родительского отношения к ребенку и типа семейных отношений

Памятка «97 способов сказать ребенку «Я тебя люблю!»»

— В том, что вы любите своих детей, нет никакого сомнения! А теперь  я хотела бы спросить, каким способом чаще всего вы говорите ребенку о своей любви, о своих чувствах?

(высказывания родителей)

— Оказывается, есть 97 способов сказать ребенку «Я тебя люблю!». Я предлагаю вам памятку, которая так и называется «97 способов сказать ребенку «Я тебя люблю!»», и надеюсь, что она сослужит вам хорошую службу в воспитании детей. (Раздаются родителям памятки «97 способов сказать ребенку «Я тебя люблю!»».)

2. Анкетирование родителей «Воспитание ребенка»

3. Творческая мастерская.

Подарок маме: «Цветы для мамы»

Родители вместе с детьми изготавливают объемную вазу для цветов, украшая ее аппликацией на свободную тему. После чего мамы уходят к психологу на беседу — дискуссию «Мамины истины», а дети остаются и изготавливают бумажные тюльпаны, которые затем ставят в ранее изготовленную вазу.

4. Беседа — дискуссия «Мамины истины»

Когда я сама стала мамой, я поняла (а может, еще только осознаю) какая это огромная ответственность — быть мамой. Чувства смешанные 

— это и радость, которая переходит в  счастье от того, что ты мама замечательных детей;

-это и тревога за здоровье, безопасность своих детей;

— это и ответственность за воспитание и развитие малышей;

-это и сомнения — а я смогу, а у меня получится…

Послушайте, пожалуйста, несколько высказываний по этому поводу и выскажите свое мнение, согласие или несогласие с данными убеждениями:

1. Просто любить кого-то — это ещё мало. Надо любить человека больше, чем себя самого. Мать любит своих детей больше, чем себя. Для того чтобы накормить детей, она остается голодной. Однако радость, которую испытывает она, больше той радости, которую испытывают её дети. Малыши питаются плотски, а мать – духовно.

2. Надо сказать и о том, что мать достигает большей любви и жертвенности, чем отец, поскольку отцу не предоставляется столько благоприятных возможностей приносить себя в жертву. Мать мучается с детьми, возится с ними больше чем отец, но одновременно она «подзаряжается» от детей, отдаёт им всю себя. А отец и не мучается с детьми так много, как мать, но и не «подзаряжается» от них, поэтому его любовь не столь велика, сколь любовь материнская.

3. Между матерью и ребенком складывается особый вид привязанности, иногда продолжающийся всю жизнь. Эта привязанность может быть здоровой, способствующей развитию ребенка и негативной, удерживающей взросления и становления ребенка.

Что может сделать эту привязанность здоровой и не разрушительной?

— Конечно же, это:

— способность матери чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будь то взгляд, улыбка, плач, лепет…;

— способность быть отзывчивой и внимательной к потребностям;

— помощь в преодолении трудностей (начиная с самого раннего детства).

Все это помогает выстроить взаимоотношения с ребенком на основе сотрудничества. Такой вид отношений полностью исключает «подстроить ребенка под себя», не считаясь с его потребностями и желаниями.

4.Роль матери в жизни сына!

Мать вкладывает в мальчика свое понимание жизни, понимание отношений между мужчинами и женщинами. Мужчина подсознательно ищет себе жену, схожую с матерью. Если отношения с матерью складывались плохо, юноша стремится найти жену с противоположными качествами, чем мать. Как будущий муж будет любить свою жену, является зеркалом его любви к родной матери.

Как вы считаете, на сколько верна эта ситуация в жизни? Приходилось ли вам наблюдать похожую ситуацию?

5. Роль матери в жизни дочери!

Каждая мать должна помнить, что однажды ее дочь будет следовать ее примеру, а не ее советам. От того, как протекали отношения с мамой в самом раннем детстве, зависит то, как человек будет относиться к миру. Для девочки образ мамы, приобретенный в младенчестве — это еще и образ себя как женщины, как матери, бессознательно заложенный в память и автоматически воплощаемый в жизненном сценарии.

От мамы зависит и восприятие папы, а в последующем и восприятие всех лиц мужского пола. Можно сказать, что именно мама дает первое разрешение на любовь к первому мужчине — папе.

Приходилось ли вам наблюдать, как ребенок копирует модель общения матери и отца в своих играх?

— Именно дочерям матери больше всего транслируют свои взгляды на жизнь, исходя, иногда из личного опыта, совсем не подходящего для дочери. Именно дочери чаще всего выбирают мамину модель поведения с мужчинами.

— Залог успеха в формировании характера сына или дочки — доброжелательные отношения в семье между родителями. Тремя китами семейного счастья должны быть любовь, взаимопонимание и доверие.

6) Высказывания знаменитых людей о женщине-матери.

— Я бы хотела процитировать лишь некоторые из высказываний знаменитых людей.

  • Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью — одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же — иметь рояль и быть пианистом. С. Харрис.

  • Решиться обзавестись ребенком дело нешуточное. Это значит решиться на то, чтобы твое сердце отныне и навсегда разгуливало вне твоего тела. Элизабет Стоун.

  • Дети — якоря, которые удерживают мать в жизни. Софокл.

  • Придавленным стрессом смертным свойственно обращаться к матерям за утешением и поддержкой. Этот посыл закодирован в нашей ДНК. Стивен Кинг. Черный дом.

  • Бог не мог быть с каждым человеком одновременно, поэтому каждому человеку он подарил мать. Честь (Garv: Pride and Honour).

  • Мать должна подумать дважды — один раз за себя, другой — за своего ребенка. Софи Лорен.

— А еще, древние люди говорили: «Сорви цветок любви и подари его тому, кто рядом с тобой и тогда любовь и доброта поселятся в его сердце».

— Давайте соберем красивый букет из нежных, ласковых слов, которые вы говорите вашим детям.

Входят дети и дарят мамам цветы в вазах.

Заключительная часть

1. Чтение сказки «Девушка по имени ЛЮБОВЬ»

— Нашу встречу я бы хотела закончить сказкой. Она будет интересна и детям, и вам, дорогие мамы. Послушайте внимательно!

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

— Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал:

— Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит; стоят пять прекрасных девушек, одна краше другой,

— Вот выбирай, — сказал волшебник,

— одну зовут Радость, другую

Удача, третью

Красота, четвертую

Печаль, пятую

Доброта. Они все прекрасны, — сказала Любовь. — Не знаю, кого и выбрать…

Твоя правда, — ответил волшебник, — они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. Затем подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

И я хочу, чтобы с вами за руку всегда шли любовь к детям и доброта, которые в нашей жизни должны быть неразлучны!

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Ссоры все позабудьте

И в свободную минуту

Рядом друг с другом побудьте.

О.Высоцкая

2. Игра-тренинг «Волшебный цветок добра»

Инструкция: Встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Ведь добро – это здорово.

А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. (Участники выполняют.)

Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по прежнему с вами…

Не забывайте, что в этом огромном мире многие люди нуждаются в доброте ваших сердец.

3.Упражнение «Что тебе пожелать, человек мой дорогой?»

Инструкция: Сядьте удобнее, образуя большой круг, и посмотрите на это чудесное сердечко, которое находится у меня в руках. Сейчас оно весело побежит по вашим рукам. Тот, у кого окажется сердечко, выскажет впечатления и пожелания участникам группы. Все остальные должны внимательно слушать, не перебивая и не разговаривая, уважая своих коллег.

Анализ:

— Что принес вам этот день?

— Помог ли он сделать для себя какие-то выводы, что-то осознать?

— Ваши впечатления от сегодняшнего занятия.

Педагог-психолог:

Мне вам тоже хочется сказать спасибо за работу! Мы вас всех любим! Всего вам доброго!

Памятка

«97 способов сказать ребенку «Я тебя люблю!»»

Анкетирование родителей «Воспитание ребенка» Анкетирование родителей «Воспитание ребенка»

На основе  каких знании  вы воспитываете своего ребенка:

1. Слушаете передачи по радио и телевидению.

2. На основе рекомендаций педагогов.

3. Используя жизненный опыт.

4. Читая педагогическую литературу.

Какие методы воспитания считаете наиболее эффективными:

1.Поощрение.

2. Наказание.

3. Требование.

4. Убеждение.

5.Приучение.

Какие виды поощрения вы используете чаще всего:

1. Словесная похвала.

2.Подарки.

3.Ласки.

Какие виды наказания вы считаете наиболее действенными в воспитании:

1.Физические наказания.

2. Словесная угроза.

3.Лишение развлечения.

4.Проявление вами обиды

Анкетирование родителей «Воспитание ребенка»

На основе  каких знании  вы воспитываете своего ребенка:

1. Слушаете передачи по радио и телевидению.

2. На основе рекомендаций педагогов.

3. Используя жизненный опыт.

4. Читая педагогическую литературу.

Какие методы воспитания считаете наиболее эффективными:

1.Поощрение.

2. Наказание.

3. Требование.

4. Убеждение.

5.Приучение.

Какие виды поощрения вы используете чаще всего:

1. Словесная похвала.

2.Подарки.

3.Ласки.

Какие виды наказания вы считаете наиболее действенными в воспитании:

1.Физические наказания.

2. Словесная угроза.

3.Лишение развлечения.

4.Проявление вами обиды

infourok.ru

Консультация (старшая группа) на тему: Роль матери в воспитании ребенка

«Роль матери в воспитании ребенка»

 Женщина – «сердце» семьи, ее эмоциональный лидер. Она созидает добрые отношения между всеми членами семьи, хранит ее единство и сплоченность. Любовь матери – первая и наиболее значимая сторона родительской любви. Ребенок нуждается в ней как физиологически, так и психически, особенно когда его связь с миром осуществляется еще только через мать. С ощущением тепла и уюта на руках матери к ребенку приходит внутреннее ощущение того, что «мир рад его рождению», «он желанен», «мир принял его».

Помните: материнская любовь, ее эмоциональная, питающая и смысловая среда, определяет всю последующую психическую жизнь ребенка.

        Любовь матери в идеале безусловна. Материнский принцип любви – «Я люблю тебя за то, что ты есть». Мать любит ребенка бескорыстно, потому что это ее дитя. Ему «не нужно добиваться ее расположения, заслуживать» любовь матери. «Если она есть, то равна блаженству, когда ее нет – все прекрасное уходит из жизни». Так писал о сущности материнства психолог и социолог Э. Фромм.    Представляя с ребенком единство, мать постепенно, по мере его взросления, помогает ему обрести самостоятельность и независимость от себя.

        Знайте, что любить ребенка по-настоящему означает иметь мужество «отпустить» ребенка в самостоятельную жизнь. Старайтесь обеспечивать ребенку безопасное существование и вхождение в окружающий мир, поддерживать развитие его душевных и эмоциональных сил, воплощать в него духовное начало.

Учитывайте разницу в воздействии

на ребенка матери и отца:

• Мать, как правило, строит свое поведение вне зависимости от пола ребенка. Все матери в основном относятся одинаково заботливо как к сыну, так и к дочери, отцы обычно больше внимания уделяют мальчикам.

• Мать больше опекает детей, ей не свойственно принимать риск в поведении ребенка, она чаще пересекает детские поступки, которые отец допускает.

• От матери ребенок учится близости и человеческой привязанности. Материнские эмоции ориентируют поведение детей в окружающем мире, сообщая им сигналы добра или опасности.

      Чаще ласкайте детей в семье, так как объятия заботливых материнских рук несут ребенку покой и защищенность, нежность, умиротворение, теплоту, легкость, в то время как отцовское воспитание поощряет детскую активность, проявление силы.

Помните: в развитии ребенка мамы не должны упустить момент, когда важно предоставить ему ощущение независимости, отдельности от вас.

       Не бросайтесь без разбора на помощь ребенку, прежде спросите, нужна ли ему ваша помощь.

       Поддерживайте уверенность ребенка в том, что он всегда получит от вас ласку и эмоциональную поддержку вне зависимости от своего поведения.

       Избегайте жестких критических оценок, ребенка, так как он подсознательно воспринимает материнскую критику как отказ от ее любви. Излишняя властность или снисходительность матери может стать причиной невротического развития малыша.

       Чаще говорите своему ребенку о том, как вы с папой его любите, одобряете его самостоятельные действия, даже если вам что-то не нравится, поддерживайте его во всем.   Прислушивайтесь к эмоциональным переживаниям вашего ребенка, разделяйте его чувства в разговорах «по душам». Поддерживайте постоянный контакт с малышом интонацией голоса, взглядом, улыбкой, прикосновениями, заботьтесь о го психическом здоровье.

Помните: ребенок «заражается» живостью восприятия, желанием с любовью познавать окружающий мир от вашего личного ощущения полноты жизни и счастья. То, чему он научится в отношениях с мамой, окажет влияние на все сферы его взрослой жизни.

       Стремитесь быть гармоничной в проявлении себя не только в материнстве, но и в супружестве, сохраняйте добрые, дружеские отношения с отцом ребенка. Доброжелательные отношения родителей станут примером для детей в будущей взрослой жизни, надежным воспитательным стержнем при создании собственной семьи.

nsportal.ru

Материал на тему: Роль матери в воспитании детей

Роль матери в воспитании детей.

         Рождение человека – одна из величайших  тайн природы. Оно потрясает женщину – мать. Женщина первая узнает о возникновении еще не родившейся жизни. Плод, который она вынашивала, является частью ее тела, ее души. Вот он, беспомощный, громко заявляющий о себе всему миру человек. Весь мир сейчас соединятся в них: Мать и Дитя.

         Минуты кормления, единения, когда мать почувствовала ответственность за судьбу своего дитя, продолжающего жизнь и Её и Его, и Дедушки, и Бабушки  и всех пра, прапра.  

         Материнство — священный долг женщины. Отрицать материнство, значит отрицать жизнь.  Только ребенок дает человеку возможность понять и почувствовать истинную суть человеческих отношений. М не хочется зачитать строки о чувствах матери, у которой родился ребенок.

          «Это было совершенно иное ощущение, чем то, что я знала до сих пор. Я испытывала чувство, будто сделала что-то очень  значительное, совершенно особенное, очень красивое и возвышенное. Я непрерывно смотрела на ребёнка и всё время думала: «Я тебя сотворила, я тебя сотворила»… Меня наполняла гордость, и мне казалось, что теперь я могу уважать себя. Я  думала о том, что ребёнок будет у меня завтра целый день и в следующие дни тоже, и замирала от счастья».

 Какие прекрасные слова! Не это ли самые счастливые минуты в жизни женщины, исполнившей самую важную задачу  в своей жизни?

         Материнское чувство.  Инстинктивное, часто неосознанное, но присущее всему живому на Земле. Забота о детеныше, о его жизни. Нас поражает, как готовят гнезда своим будущим птенцам птицы или звери. Они устилают его пухом и перьями, выщипывают их из себя, чтобы малышам было тепло и уютно. С какой строгостью следят за чистотой гнезда, с какой самоотверженностью птицы отводят беду от гнезда, если человек или животное приблизится к нему.

        Люди – это всегда дети своих матерей… ведь у каждого есть Мать, каждый чей-то сын…

        «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без матери нет ни поэта, ни героя!».

        Материнская любовь неразрывно связана с чувством ответственности за своих детей, за их судьбу.  Именно мать прививает ребенку чуткость, внимание к людям, умение сострадать.

        Две установки бытуют  у матерей издавна.  Одна: дети – цветы жизни, и поэтому первый долг родительницы — их беречь, холить и лелеять. Вторая: дети такие же люди,  как и взрослые, только знают и умеют меньше. Задача матери: готовить их к серьезным обязанностям, что возлагает на них звание человека.

        Поднять «на — гора» ценные ископаемые земли – важно, а ценные «ископаемые» детской души – еще важней. Написать поэму нужен талант, а взрастить поэтическое сердце – не меньший. Мать, как и поэт, не всегда может наперед знать результаты своих трудов, ни часто непредсказуемы. Оттого мы и говорим, что материнство сродни творчеству, оно тоже езда в незнаемое»

        И чем дальше, тем процесс формирования человеческой личности будет все сложней, будет требовать от родителей все больших знаний и умений. Ведь дети растут не в замкнутом пространстве семьи.

        Чтобы не утратить авторитет в глазах возникающих акселератов, чтобы к вам ребенок обращался со всеми вопросами и тревогами, мать должна много и  неустанно «работать над собой», т.е. самосовершенствоваться, расти вместе со своими детьми. И тогда, наверно, повзрослевшие дети скажут с благодарностью: всем хорошим в себе мы прежде всего обязаны маме. Это и будет самая высокая аттестация в трудной должности.

Для исполнения этого долга женщинам полезно повторять вещие слова Сухомлинского:  «… я должна быть в сто раз мудрее мужчины – отца моих детей, потому что в миссии продолжения рода человеческого, сохранения и приумножения духовных богатств человеческая природа возложила на меня несравненно большую ответственность, чем  на него…  Быть гордой, мудрой, недоступной, должна иметь то, чем гордится человек: собственное достоинство, сознание высокой цели жизни, творческие способности, наклонности, призвание».  В этом – залог не только счастливого расцвета наших детей, но и собственного душевного роста, долгого здоровья и достойной уважения старости.

        С психологической точки зрения  роль матери очень велика. Разлука с матерью отрицательно отражается на его психическом развитии, поведении. Психическое развитие замедляется, у них (детей) возникают трудности в установлении контактов.

        Интересный эксперимент проводили с обезьянами. Детенышей обезьян отделили от матери и воспитывали с искусственной мамой – куклой, покрытой шерстью, теплой, в которой можно было прятаться  от опасностей , снабжала их пищей. Но кукла не проявляла эмоций – не прикасалась, не ласкала, не вылизывала. Когда детеныши выросли,  обнаружилось, что они имели низкое развитие, не умели ладить с окружающими, были агрессивными, и также обнаружилось неразвитость в сексуальном поведении, не дающего возможность иметь потомство.

        Когда мать любит и говорит и говорит об этом своему ребенку, ласкает его, то формирует потребность любить и быть любимым.

        Мать в раннем детстве не может быть заменена без ущерба для здоровья  и психического развития никаким лицом, даже отцом. Не случайно в народе говорят: ребенок без отца- полусирота, а без матери – круглый сирота. Огромное счастье для каждой женщины – быть матерью.

        

        

        

nsportal.ru