Развивающее обучение занкова и давыдова: Сопоставительная характеристика систем развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова и Л.В. Занкова.

В.В. Давыдов и Л.В. Занков
Опубликовано в кн.: Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. 17 марта 2016 г.: в II т. Н.Новгород: Мининский университет, 2016. Т. II.От редколлегии. Современные антропные образовательные технологии имеют своих предшественников. Еще в 30-е годы прошлого столетия один из основателей педагогической психологии Л.С. Выготский сформулировал концептуальный принцип современного обучения: «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой». Если первая часть этого положения фиксирует связь психического развития и обучения, то вторая – предполагает и ответ на вопрос, как ведет, каковы психологические механизмы, обеспечивающие развивающую роль обучения. При этом Л.С. Выготский отметил, что развитие ребенка «…имеет внутренний характер, что это есть единый процесс, в котором влияния созревания и обучения сливаются воедино».
Важно отметить, что, что знания ученикам подаются не в виде конкретной информации об изучаемых объектах, а как средства их доказательства и открытия. Школьник самостоятельно определяет алгоритм своих действий и способы решения поставленных целей и задач. Обучение проводилось в рамках стандартной школьной программы, но на новом качественном уровне. Дети, обучающиеся по системе Эльконина-Давыдова и Занкова, способны к самоконтролю и самообразованию. У них складывается особый подход к изучению предмета, они не боятся отстаивать личную точку зрения, умеют самостоятельно мыслить и принимать адекватные решения. Об этом пишет в один из учеников академика В.В.Давыдова, современный эксперт в сфере развития образования, профессор Владимир Товиевич Кудрявцев в своей статье.
СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.Д.Б. ЭЛЬКОНИНА-В.В. ДАВЫДОВА И Л.В. ЗАНКОВА: ПЯТЬ РАЗЛИЧИЙ
Кудрявцев В.Т.
Институт психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного
гуманитарного университета
В статье дана сопоставительная характеристика систем развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова и Л.В. Занкова.
Ключевые слова: развивающее обучение, традиционное обучение, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков.
D. B. ELKONIN-V.V. DAVYDOVS’ AND L. V. ZANKOV’S SYSTEMS OF THE DEVELOPING TRAINING.: FIVE DISTINCTIONS
Kudryavtsev V. T.
Russion State University for the Humanities
In article the comparative characteristic of D. B. Elkonin-V.V. Davydovs’ and L. V. Zankov’s systems of the developing training is given.
Keywords: the developing training, traditional training, D.B. Elkonin, V. V. Davydov, L.V. Zankov.
Между системами развивающего обучения, обозначенными в заголовке статьи существует, как минимум, пять принципиальных различий.
Первое различие. В традиционном обучении господствует принцип доступности. Он предполагает переход от простого к сложному, «от легкого к трудному», от знакомых ребенку конкретных фактов к обобщениям, от элементарных обобщений к обобщениям более высокого порядка. Практически единственным источником умственного развития учащихся видится абстрактное наращивание сложности (трудности) материала.
В системе Занкова основополагающий принцип — обучение на высоком уровне трудности. Имеется в виду не повышение «средней нормы трудности», а специфическая «трудность, заключающаяся в познании сущности изучаемых явлении» (Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1968. С. 32). Ее преодоление требует реорганизации интеллектуального (и всего психического) потенциала учащегося, «раскрытия духовных сил ребенка». Обучение призвано дать этим силам «простор и направление» (Там же).
Система Эльконина – Давыдова также направлена на преодоление ограничений принципа доступности и ориентирует детей на познание «сущности явлений». Но в отличие от системы Занкова, она предполагает не реорганизацию наличного интеллектуального потенциала, представленного возможностями эмпирического мышления учащихся, а развитие у них круга принципиально новых способностей, которые связаны с теоретическим мышлением, теоретическим сознанием, теоретическим отношением человека к действительности.
Наряду с этим, в соответствии с позицией В.В.Давыдова, образ сложного целого в обучении первоначально строится в
Второе различие. Традиционное обучение направлено на дидактический тренаж конкретных представлений младших школьников о действительности. Выход за рамки этих представлений, согласно его концептуальным установкам, детям не доступен в силу ограниченности их возрастных возможностей.
Система Занкова выдвигает альтернативу в виде принципа ведущей роли теоретических знаний. Она утверждает приоритетность формирования в начальном обучении понятийных абстракций и обобщений. Это может протекать в форме усвоения: а) научных терминов и определений; б) зависимостей и законов (например, переместительного закона сложения и умножения – в курсе математики; закономерности сезонных изменений в растительном и животном мире и др.). При этом не умаляется значение овладения младшими школьниками конкретными умениями и навыками. Это происходит «на основе общего развития, на базе возможно более глубокого осмысления соответствующих понятий, отношений, зависимостей» (Там же. С. 38).
Формирование теоретических понятий является приоритетным и для системы Эльконина – Давыдова. Но здесь теоретические понятия имеют не столько словесную форму «научных терминов и определений» (как в системе Занкова), сколько форму общих способов решения различных классов задач, которые получают свое выражение в
Третье различие. В условиях традиционного обучения темпы продвижения учащихся крайне низки. Много времени затрачивается на преимущественно механическое заучивание, повторение и закрепление учебного материла.
В противовес этому, система Занкова базируется на принципе изучения программного содержания быстрым темпом. Речь идет не о форсированном обучении, а об отказе от «топтания на месте», «постоянном движении вперед» (Там же. С. 34-35). «Непрерывное обогащение ума школьника разносторонним содержанием создает благоприятные условия для все более глубокого осмысления получаемых сведений, поскольку они включаются в широко развернутую систему» (Там же. С. 35).
В поступательном «движении вперед» состоит и смысл развивающего обучения по системе Эльконина — Давыдова (в ином случае такое обучение нельзя было бы назвать «развивающим»). Тем не менее на этапе освоения исходного отношения учебного материала темпы обучения по необходимости замедляются — он требует особой работы учащихся, в том числе – подготовительной. По сравнению с этим готовое определение формально заучивается легче и быстрее. Однако по мере освоения исходного отношения учащиеся начинают гибко и оперативно ориентироваться в целостном учебном содержании, не тратя время на решение бесчисленных примеров для закрепления усвоенного и выправления ошибок, неизбежно возникающих по причине формального заучивания и т.д. А главное, у них возникают тенденции к саморазвитию и самообучению В силу этого отпадает нужда в длительном «дидактическом тренаже», направленном на передачу учащимся конкретных знаний и умения, отработку специализированных навыков.
Четвертое различие. Принцип сознательности учения, провозглашаемый в традиционном обучении, распространяется лишь на усвоение знаний, умений и навыков. Это можно выразить в формуле: «знай (умей, делай) и понимай, что знаешь (умеешь, делаешь)».
Принцип осознания школьниками процесса учения, как он формулируется применительно к системе Занкова, «и близок к общепринятому пониманию сознательности усвоения знаний, и существенно отличается от него» (Обучение и развитие / Под ред. Л.В.Занкова. М., 1975. С. 52). (Это написано в 1975 г., а семью годами раньше, в «Дидактике и жизни» автор утверждал, что исходит «из общепринятого дидактического принципа сознательности» /С. 38/). Специфика подхода Л.В. Занкова в том, что для него осознанию подлежит прежде всего специфическая сторона учения – линии, связующие учебный материал в единую структуру, необходимость заучивания его определенных элементов, источники ошибок при его усвоении и др.
В системе Эльконина — Давыдова речь идет не просто об осознании учения. Она нацелена на развитие у детей особых рефлексивных способностей — рефлексивного анализа, оценки и контроля, которые обеспечивают выявление общих оснований учебной деятельности и учебных действий. Их развитие является существенной предпосылкой формирования субъекта учебной деятельности — желающего и умеющего учиться, активно и инициативно участвующего в ее проектировании и преобразовании.
Пятое различие. В традиционном обучении проводится четкое разграничение между сильными и слабыми учащимися. При этом слабым учащимся предоставляется значительно меньше возможностей для интеллектуальной деятельности, чем сильным. Тем самым суживается перспектива их развития. Это компенсируется значительным объемом сугубо тренировочных упражнений, в частности, на дополнительных занятиях с неуспевающими учащимися. В тоже время именно неуспевающие, более других учеников, нуждаются в проведении с ними не узко тренировочной, а общеразвивающей работы.
Этому противостоит принцип системы Занкова — необходимость осуществления целенаправленной работы по общему развитию всех учащихся класса.
Это требование выступает на передний план и в системе Эльконина – Давыдова. В ней оно удовлетворяется за счет углубленной индивидуальной работы с каждым ребенком, в том числе — в рамках диалого-дискуссионных (включая групповые) форм учебной деятельности.
В целом, как отмечал В.В. Давыдов, по способам интерпретации основных принципов и их реализации в образовательном процессе дидактическая система Л.В.Занкова существенно не отличается от традиционной, представляет собой лишь ее «косметическое» усовершенствование. Тем более, что многие позиции Леонида Владимировича Занкова, бесспорно, выдающегося ученого изложены им крайне абстрактно и обтекаемо. Дело здесь не в манере изложения. Это лишь косвенный признак того, что сама система Л.В. Занкова (как и ее теоретическое обоснование) лишена достаточной цельности и целостности.
Более подробная оценка системы Л.В. Занкова дана В.В. Давыдовым в книге «Теория развивающего обучения» (М., 1996. С. 379-382). Ознакомится с ней принципиально важно, поскольку системы Занкова и Эльконина-Давыдова, редко, но все же иногда рассматриваются две ветви одного и того же дерева. А это не так. Конечно, и Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, а также Н.А.Менчинская являлись учениками Л.С. Выготского. Последователем Выготского считал себя и продолжатель дела Д.Б. Эльконина В.В. Давыдов. Все они, впитав с младых ногтей тезис Выготского об «обучении, которое должно идти впереди развития», маркировали свои направления термином «развивающее обучение». Но это не означало отсутствия значительных расхождений между ним по ряду принципиальных вопросов. В том числе, главного вопроса – о сути самого развивающего обучения.
Целевая ориентация — формирование продуктивного (творческого) мышления, основными показателями которого являются: оригинальность мысли, возможность получения ответов, далеко отклоняющихся от привычных; способность найти новые непривычные функции объекта или его части и др.
Основная идея. Развитие личности – это не попутный и стихийный продукт процесса обучения, а его цель и результат. В основе лежит положение, сформулированное Л.С. Выготским, о ведущей роли обучения по отношению к психическому развитию. Овладение знаниями организуется таким образом, что в деятельность вносятся новые элементы, формируются новые отношения и тем самым обеспечивается развитие учащихся. Структура такого обучения чаще всего носит «задачный» характер, то есть содержание учебного материала представлено как цепочка задач. Задача здесь понимается в широком психологическом смысле.
К принципам развивающего обучения относятся:
1. Принцип познавательной активности учащихся в обучении.
2. Принцип проблемности.
3. Принцип формирования учебной деятельности.
4. Принцип формирования приемов умственной деятельности.
5. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Один из первых попытался реализовать идею развивающего обучения на практике Л.В. Занков в 50-60-х гг. двадцатого века. Затем идея развивающего обучения получила дальнейшее развитие в трудах В.В. Давыдова, З.И. Калмыковой, И.С. Якиманской и др.
В дидактике на сегодня существует несколько концепций развивающего обучения.
Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова: развитие эмпирического сознания и мышления.
Основная идея: интенсивное общее развитие школьников, которое выражается в появлении психических новообразований, не заданных напрямую обучением. Общее развитие есть появление новообразований во всех сферах психики ребенка: уме, воле, чувствах, когда каждое новообразование становится плодом их взаимодействия. Развитие мыслительной деятельности предполагает классификацию предметов и понятий, анализ условий задач и заданий, формулировку выводов. Формирование обобщений ориентируется как на индуктивный, так и на дедуктивный путь в зависимости от характера раскрываемых знаний. Знания, умения и навыки рассматриваются здесь как средство организации этого процесса. Богатое содержание начального образования дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства.
Основные принципы этой системы:
1) обучение на высоком уровне трудности;
2) ведущая роль теоретических знаний;
3) продвижение вперед быстрым темпом;
4) сознательное участие школьников в учебном процессе;
5) систематическая работа над развитием всех учащихся;
6) включение в процесс обучения эмоциональной сферы.
Ограничения в использовании:
— неподготовленность учителя;
— отсутствие учебно-методической базы.
Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова: развитие теоретического сознания и мышления, способов умственных действий (СУД) (10).
Основная идея: формирование учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством анализа, планирования и рефлексии. Основным критерием умственного развития ребенка является наличие правильно организованной учебной деятельности с ее компонентами – постановкой задачи, выбором средств, самоконтролем и самопроверкой. Для этого необходимо систематическое решение учебных задач. Первоначально младшие школьники выполняют учебную деятельность совместно в ходе дискуссии, постепенно эту деятельность начинает осуществлять каждый самостоятельно.
Таким образом, значимыми в этой системе обучения являются не столько знания, сколько способы умственных действий, которые достигаются при воспроизводстве логики научного познания в учебной деятельности учащихся. Ребенок рассматривается здесь как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении.
Основные принципы этой системы:
1) дедукция на основе содержательного обобщения;
2) содержательный анализ;
3) содержательное абстрагирование;
4) теоретическое содержательное обобщение;
5) восхождение от абстрактного к конкретному;
6) содержательная рефлексия.
Ограничения в использовании: для применения этой системы обучения необходимы специально подготовленные учителя, готовые работать в постоянном эксперименте; нетрадиционные учебники.

Опубликовано в кн. : Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. 17 марта 2016 г.: в II т. Н.Новгород: Мининский университет, 2016. Т. II.
От редколлегии. Современные антропные образовательные технологии имеют своих предшественников. Еще в 30-е годы прошлого столетия один из основателей педагогической психологии Л.С. Выготский сформулировал концептуальный принцип современного обучения: «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой». Если первая часть этого положения фиксирует связь психического развития и обучения, то вторая – предполагает и ответ на вопрос, как ведет, каковы психологические механизмы, обеспечивающие развивающую роль обучения. При этом Л.С. Выготский отметил, что развитие ребенка «…имеет внутренний характер, что это есть единый процесс, в котором влияния созревания и обучения сливаются воедино».
В 1960-е гг. XX века был создан научный коллектив под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, который занимался изучением значения младшего школьного возраста в психическом развитии человека. Было выявлено, что в современных условиях в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития учебной деятельности и ее субъекта, абстрактно-теоретического мышления, произвольного управления поведением. Ученые в своем экспериментальной исследовании стремились точно следовать существенным моментам гипотезы Л.С. Выготского и на широком фактическом материале превратить ее в развернутую теорию развивающего обучения. Это потребовало разработкинескольких вспомогательных теорий, которые конкретизировали и углубили основные моменты гипотезы Л.С. Выготского. Теория развивающего обучения начала формироваться в конце 1950-х – 1970-е годы в работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, в трудах которого эта проблема изложена наиболее фундаментально. Термин «развивающее обучение» был введен В.В.Давыдовым для обозначения ограниченного круга явлений, но довольно скоро термин вошел в массовую педагогическую практику и существует по сути дела во всех современных образовательно-обучающих технологиях.
Важно отметить, что, что знания ученикам подаются не в виде конкретной информации об изучаемых объектах, а как средства их доказательства и открытия. Школьник самостоятельно определяет алгоритм своих действий и способы решения поставленных целей и задач. Обучение проводилось в рамках стандартной школьной программы, но на новом качественном уровне. Дети, обучающиеся по системе Эльконина-Давыдова и Занкова, способны к самоконтролю и самообразованию. У них складывается особый подход к изучению предмета, они не боятся отстаивать личную точку зрения, умеют самостоятельно мыслить и принимать адекватные решения. Об этом пишет в один из учеников академика В.В.Давыдова, современный эксперт в сфере развития образования, профессор Владимир Товиевич Кудрявцев в своей статье.
Cистемы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова и Л.В. Занкова: пять различий
Кудрявцев В.Т.
Институт психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного
гуманитарного университета
В статье дана сопоставительная характеристика систем развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова и Л.В. Занкова.
Ключевые слова: развивающее обучение, традиционное обучение, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков.
D. B. ELKONIN-V.V. DAVYDOVS’ AND L. V. ZANKOV’S SYSTEMS OF THE DEVELOPING TRAINING.: FIVE DISTINCTIONS
Kudryavtsev V. T.
Russion State University for the Humanities
In article the comparative characteristic of D. B. Elkonin-V.V. Davydovs’ and L. V. Zankov’s systems of the developing training is given.
Keywords: the developing training, traditional training, D.B. Elkonin, V. V. Davydov, L.V. Zankov.
Между системами развивающего обучения, обозначенными в заголовке статьи существует, как минимум, пять принципиальных различий.
Первое различие. В традиционном обучении господствует принцип доступности. Он предполагает переход от простого к сложному, «от легкого к трудному», от знакомых ребенку конкретных фактов к обобщениям, от элементарных обобщений к обобщениям более высокого порядка. Практически единственным источником умственного развития учащихся видится абстрактное наращивание сложности (трудности) материала.
В системе Занкова основополагающий принцип — обучение на высоком уровне трудности. Имеется в виду не повышение «средней нормы трудности», а специфическая «трудность, заключающаяся в познании сущности изучаемых явлении» (Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1968. С. 32). Ее преодоление требует реорганизации интеллектуального (и всего психического) потенциала учащегося, «раскрытия духовных сил ребенка». Обучение призвано дать этим силам «простор и направление» (Там же).
Система Эльконина – Давыдова также направлена на преодоление ограничений принципа доступности и ориентирует детей на познание «сущности явлений». Но в отличие от системы Занкова, она предполагает не реорганизацию наличного интеллектуального потенциала, представленного возможностями эмпирического мышления учащихся, а развитие у них круга принципиально новых способностей, которые связаны с теоретическим мышлением, теоретическим сознанием, теоретическим отношением человека к действительности.
Наряду с этим, в соответствии с позицией В.В.Давыдова, образ сложного целого в обучении первоначально строится в логически простой, элементарной, «клеточной» форме – в форме исходной абстракции, из которой лишь затем выводится система конкретных знаний и умений, характеризующих учебный предмет как такое целое (восхождение от абстрактного к конкретному). Примерами подобных абстракций могут служить понятие об отношении величин как основе развернутого понимания природы действительных чисел (математика), понятие об отношении звуковой формы слова к его буквенному составу, лежащее в фундаменте конкретных умений чтения и письма (русский язык), образ отношения «автор – художественный текст – читатель», который определяет все многообразие способов творческого осмысления литературных произведений самых разных видов, стилей, жанров и т.п. (литературное чтение).
Второе различие. Традиционное обучение направлено на дидактический тренаж конкретных представлений младших школьников о действительности. Выход за рамки этих представлений, согласно его концептуальным установкам, детям не доступен в силу ограниченности их возрастных возможностей.
Система Занкова выдвигает альтернативу в виде принципа ведущей роли теоретических знаний. Она утверждает приоритетность формирования в начальном обучении понятийных абстракций и обобщений. Это может протекать в форме усвоения: а) научных терминов и определений; б) зависимостей и законов (например, переместительного закона сложения и умножения – в курсе математики; закономерности сезонных изменений в растительном и животном мире и др.). При этом не умаляется значение овладения младшими школьниками конкретными умениями и навыками. Это происходит «на основе общего развития, на базе возможно более глубокого осмысления соответствующих понятий, отношений, зависимостей» (Там же. С. 38).
Формирование теоретических понятий является приоритетным и для системы Эльконина – Давыдова. Но здесь теоретические понятия имеют не столько словесную форму «научных терминов и определений» (как в системе Занкова), сколько форму общих способов решения различных классов задач, которые получают свое выражение в моделях.
Третье различие. В условиях традиционного обучения темпы продвижения учащихся крайне низки. Много времени затрачивается на преимущественно механическое заучивание, повторение и закрепление учебного материла.
В противовес этому, система Занкова базируется на принципе изучения программного содержания быстрым темпом. Речь идет не о форсированном обучении, а об отказе от «топтания на месте», «постоянном движении вперед» (Там же. С. 34-35). «Непрерывное обогащение ума школьника разносторонним содержанием создает благоприятные условия для все более глубокого осмысления получаемых сведений, поскольку они включаются в широко развернутую систему» (Там же. С. 35).
В поступательном «движении вперед» состоит и смысл развивающего обучения по системе Эльконина — Давыдова (в ином случае такое обучение нельзя было бы назвать «развивающим»). Тем не менее на этапе освоения исходного отношения учебного материала темпы обучения по необходимости замедляются — он требует особой работы учащихся, в том числе – подготовительной. По сравнению с этим готовое определение формально заучивается легче и быстрее. Однако по мере освоения исходного отношения учащиеся начинают гибко и оперативно ориентироваться в целостном учебном содержании, не тратя время на решение бесчисленных примеров для закрепления усвоенного и выправления ошибок, неизбежно возникающих по причине формального заучивания и т.д. А главное, у них возникают тенденции к саморазвитию и самообучению В силу этого отпадает нужда в длительном «дидактическом тренаже», направленном на передачу учащимся конкретных знаний и умения, отработку специализированных навыков.
Четвертое различие. Принцип сознательности учения, провозглашаемый в традиционном обучении, распространяется лишь на усвоение знаний, умений и навыков. Это можно выразить в формуле: «знай (умей, делай) и понимай, что знаешь (умеешь, делаешь)».
Принцип осознания школьниками процесса учения, как он формулируется применительно к системе Занкова, «и близок к общепринятому пониманию сознательности усвоения знаний, и существенно отличается от него» (Обучение и развитие / Под ред. Л.В.Занкова. М., 1975. С. 52). (Это написано в 1975 г., а семью годами раньше, в «Дидактике и жизни» автор утверждал, что исходит «из общепринятого дидактического принципа сознательности» /С. 38/). Специфика подхода Л.В. Занкова в том, что для него осознанию подлежит прежде всего специфическая сторона учения – линии, связующие учебный материал в единую структуру, необходимость заучивания его определенных элементов, источники ошибок при его усвоении и др.
В системе Эльконина — Давыдова речь идет не просто об осознании учения. Она нацелена на развитие у детей особых рефлексивных способностей — рефлексивного анализа, оценки и контроля, которые обеспечивают выявление общих оснований учебной деятельности и учебных действий. Их развитие является существенной предпосылкой формирования субъекта учебной деятельности — желающего и умеющего учиться, активно и инициативно участвующего в ее проектировании и преобразовании.
Пятое различие. В традиционном обучении проводится четкое разграничение между сильными и слабыми учащимися. При этом слабым учащимся предоставляется значительно меньше возможностей для интеллектуальной деятельности, чем сильным. Тем самым суживается перспектива их развития. Это компенсируется значительным объемом сугубо тренировочных упражнений, в частности, на дополнительных занятиях с неуспевающими учащимися. В тоже время именно неуспевающие, более других учеников, нуждаются в проведении с ними не узко тренировочной, а общеразвивающей работы.
Этому противостоит принцип системы Занкова — необходимость осуществления целенаправленной работы по общему развитию всех учащихся класса.
Это требование выступает на передний план и в системе Эльконина – Давыдова. В ней оно удовлетворяется за счет углубленной индивидуальной работы с каждым ребенком, в том числе — в рамках диалого-дискуссионных (включая групповые) форм учебной деятельности.
В целом, как отмечал В.В. Давыдов, по способам интерпретации основных принципов и их реализации в образовательном процессе дидактическая система Л.В.Занкова существенно не отличается от традиционной, представляет собой лишь ее «косметическое» усовершенствование. Тем более, что многие позиции Леонида Владимировича Занкова, бесспорно, выдающегося ученого изложены им крайне абстрактно и обтекаемо. Дело здесь не в манере изложения. Это лишь косвенный признак того, что сама система Л.В. Занкова (как и ее теоретическое обоснование) лишена достаточной цельности и целостности.
Более подробная оценка системы Л.В. Занкова дана В.В. Давыдовым в книге «Теория развивающего обучения» (М., 1996. С. 379-382). Ознакомится с ней принципиально важно, поскольку системы Занкова и Эльконина-Давыдова, редко, но все же иногда рассматриваются две ветви одного и того же дерева. А это не так. Конечно, и Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, а также Н.А.Менчинская являлись учениками Л.С. Выготского. Последователем Выготского считал себя и продолжатель дела Д.Б. Эльконина В.В. Давыдов. Все они, впитав с младых ногтей тезис Выготского об «обучении, которое должно идти впереди развития», маркировали свои направления термином «развивающее обучение». Но это не означало отсутствия значительных расхождений между ним по ряду принципиальных вопросов. В том числе, главного вопроса – о сути самого развивающего обучения.
Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, вырабатывая теоретические идеи Л.Н. Выготского, разрабатывали большой круг проблем детской и преподавательской психологии. Центр, тема проведение исследования Эльконина — мир детства и глубинные законы психологического формирования ребенка. Согласно Эльконину — Давыдову, ребенок с минуты появления на свет представляется социальным существом, поскольку все типы детской деятельности социальны по своему началу, теме и виду. Присвоение ребенком свершений физической и внутренней человеческой культуры неизменно носит деятельный характер — ребенок не бездеятелен в этом процессе, не только адаптируется к обстоятельствам жизнедеятельности, но и выступает как активный элемент их преобразования, исполняющий и творящий в себе человеческие возможности. Эльконин — Давыдов при опытном исследовании этого вопроса основывались на идеи Выготского о том, что обучение идет впереди развития, что развитие в форме обучения считается основным фактом преподавательской работы. Эльконин-Давыдов отталкиваясь от понятия о созидательности и первоначальной общественности форм жизнедеятельности ребенка, Эльконин — Давыдов считали, что не ребенка нужно приспосабливать к сформировавшейся системе учебно-воспитательной учреждений, а напротив, модернизировать эти учреждения в установке достижения взаимности общности детей и взрослых, раскрытия их творческих способностей во взаимоотношениях друг с другом.
Методика Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова создана на «содержательных обогащениях», где могут содержаться преимущественно общие принципы науки, которые выражают глубокие причинно-следственные отношения и закономерности, основательные генетически начальные понятия (число, слово, энергия, материал), определения, в которых выделены внутренние связи, абстрактные типы, принятые методом обобщения. Цели авторов данной технологии:
Представленная методика рассматривается как целенаправленная учебная деятельность, в которой учащийся определяет цели и задания самоизменения и творчески находит решение. Данный метод содержит в себе трудное изложение материала, моделирование учебных задач. Трудное прочтение стимулирует к общей мыслительной работе, созданию взаимоотношений в учебной деятельности.
Развивающее обучение Л.В. Занкова
Л.В. Занков объявил основной убеждением школы педагогику развития.
В похожей объединенной ориентации нет ничего особого. Особенность организации открывается через содержание совокупности дидактических основ, образующих ее суть. Правило обучения на большом уровне проблемы.
Осуществление принципа в деятельности подразумевает выполнение меры трудности, которая рассматривается «в программах, учебниках, в методических путях и способах обучения. Ее исполнение в ежедневной работе определена в свою очередь тем, что преподаватель непрерывно наблюдает за процессом и итогами изучения детьми познаний и умений».
Смысл этого принципа уточняется через ряд остальных принципов. Так, принцип основной значения абстрактных познаний разрешает создателю выделить, что «имеется в виду не произвольная трудность, а трудность, состоящая в постижении взаимозависимости явлений, их внутренней существенной связи». Меняется в данной связи и место развития способностей, которые, по Л.В. Занкову, теперь сформировываются «на базе всеобщего созревания, на основе, скорее всего наиболее совершенного осмысления подходящих определений, связей, зависимостей».
Особенность освоения материала быстрым темпом требует непрерывного движения вперед и предотвращения затянутых, неинтересных возобновлений усвоенного навыки, что существенно оказывает влияние на интерес обучающихся к учебе. Помимо этого, по теории Л.В. Занкова, «быстрый темп усвоения предоставляет право открывать разные стороны приобретаемых познаний, углублять их и связывать». Заключительное, правда, аргументируется в ключевом противопоставлении негативного влияния для педагогики «жвачки» учебного материала. Если посмотреть с другой стороны, приверженцы положения Л.В. Занкова отмежевываются и от учения «опережающего обучения».
Следующий принцип — понимание учениками процесса учения — тоже противопоставляется создателем классическому типу сознательности по теме и по характеру понимания. В принципе сознательности «… понимание обращено наружу, обладая собственным объектом сведения, мастерства и умения, коими необходимо овладеть, то во втором (в принципе понимания учениками процесса учения — Н.А.),оно обращено вовнутрь, на течение учебной работы».
И, наконец-то, правило работы над воспитанием всех обучающихся, как сильных, так и слабых этот принцип приверженцы теории толкуют в плане подчеркивания гуманистической (личностной) ориентированности положения преподавания Л.В. Занкова, увеличивая до некоторой степени рамки психодидактического подхода и перенося упор на коммуникативную часть преподавания.
Главным моментом для осознания положения является акцентирование автором системности подхода к порядку преподавания на базе назначенных принципов и с учетом их особенности, что представляет собой заключительным штрихом в выстраивании «витража» учения в противовес «неорганизованной» (якобы «перечислительной») смеси классических дидактических основ.
Суть обучения в системе Л.В. Занкова нацелено на то, чтобы дать обучающимся всеобщую картину мира на базе науки, литературы, искусства. Немалая доля учебных уроков с обязательностью подразумеваешь живое личное наблюдение и изучение с окружающим миром.
В методическом плане систему различает склонность методам доверительного общения, сохранения детского рвения к формированию, к формированию условий для выявления их возможных перспектив, формы учебных уроков выбираются соответственно условиям и степени развития обучающихся.
Отталкиваясь их предоставленной концепции, автор «чувствует» личность ученика и способен дать оценку методическим средствам, обеспечивающим формирование обстоятельств для становления личности, но… для него остаются тайными те психологические механизмы, каковые «резонируют», «запускаются» в ответ, на таким образом созданную преподавательскую среду.
Иными словами, идея представляет из себя превосходно проработанную концепцию ориентации преподавателей в инструментальном моменте организации учебно-воспитательного процесса. Своеобразное толкование содержательной части вводимых дидактических основ обусловливает «просветленное» видение учителями своего дисциплины и проблем организации учебно-воспитательного процесса. Специфическая внутрипедагогическая рефлексия гарантирует увеличение качества преподавания за счет довольно подробной проработки обстоятельств его организации. Практика организации обучения на базе такой ориентировки основывается на обобщении опыта работы педагогов и учете личных качеств обучающихся.
С определенной толикой условности можно сказать, что система Л.В. Занкова — это интенсивная программа непрямого проектирования личности.
Педагогу в помощь — Развивающее обучение
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ:
методология и технологии
Исторические аспекты: Теория развивающего обучения берёт своё начало в работах И.Г Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. В начале 30-х годов XX в. Л.С.Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.
Идеи Л.С.Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.). На первый план было выдвинуто становление ребёнка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.
Одна из первых попыток реализовать эти идеи предпринята Л.В.Занковым, который в 50-60-х годах разработал систему интенсивного всестороннего развития для начальной школы.
Несколько иное направление развивающего обучения в 60-х годах было разработано Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым и воплощено в практике работы экспериментальных школ. В их технологии основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребёнка.
Определение понятия: Термин «развивающее обучение» введен в педагогическую теорию и практику В.В.Давыдовым. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.
Позиция ребенка в обучении: Ребёнок – самостоятельный субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Таким образом, учащийся из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта познавательной деятельности. Учебный процесс строиться таким образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный цикл полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.
Принципы развивающего обучения
Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.
Принцип обучения на высоком уровне трудности.
Принцип обучения быстрым темпом.
Принцип осознания школьниками процесса учения.
Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся.
Отношения между участниками учебного процесса. Ученик – учитель: отношения партнерства, делового сотрудничества. Учащийся – учащийся: коллективно-распределительная деятельность, необходимым условием которой является диалог.
Система развивающего обучения Л.В.Занкова.
Особенности методики. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Идея гармонизации требует сочетать в методике рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковый методы. Методика предполагает вовлечение учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, методов обучения, направленных на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.
Обязательные требования к уроку. 1) цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН, а и развитию других свойств личности; 2) полилог в классе, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей; 3) сотрудничество учителя и ученика; 4) создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.
Особенности урока: 1. Гибкая структура урока. 2. Ход познания – «от учеников».
3. Преобразующий характер деятельности учеников: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.
4. Интенсивность и эмоциональность самостоятельной деятельности учащихся, она обеспечивается эффектом неожиданности задания, включением исследовательской позиции и творчества, помощью и поощрением со стороны учителя.
5. Коллективный поиск, направляемый учителем, обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями.
6. Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Отслеживание развития ребенка. Для выявления и отслеживания уровня общего развития ребёнка Л.В.Занков предложил следующие показатели: а) наблюдательность; б) отвлечённое мышление – анализ, синтез, абстрагирование, обобщение; в) практические действия – умение создать материальный объект.
Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
В основе теории содержательного обобщения В.В.Давыдова — Д.Б.Эльконина лежит гипотеза о ведущей роли теоретического знания в формировании интеллекта. Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом организует освоение ребенком содержательных обобщений — генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования. Это постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития. Понятие «субъект познания» выступает в этой концепции как способность ученика овладеть научными понятиями, воспроизвести в собственной деятельности логику научного познания, двигаться от абстрактного к конкретному.
Введение нового понятия в процессе обучения проходит четыре стадии.
1) Знакомство с предлагаемой учителем задачей, ориентирование в ней.
2) Овладение образцом такого преобразования материала, которое выявляет наиболее существенные отношения, служащие основой решения задачи данного вида.
3) Фиксация выявленных отношений в форме той или иной (предметной или знаковой) модели.
4) Выявление тех свойств выделенного отношения, благодаря которым можно вывести условия и способы решения исходной частной задачи.
Технология Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова опирается на познавательную мотивацию деятельности, поэтому она даёт наилучшие результаты в начальной ступени развития.
Целевые ориентиры. 1. Наличие у ребёнка внутренних познавательных мотивов. 2. Наличие у ребенка цели сознательного самоизменения. 3. Позиция ребёнка как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все ее этапы. 4. Направленность на усвоение теоретических ЗУН, способов учебной деятельности, поиск и построение оснований действий, овладение общими принципами решения задач определённого класса. 5. Ученик ставится в положение исследователя-творца. Все правила и законы выстраиваются ребёнком собственноручно. 6. Рефлексивный характер рассмотрения собственных действий. Опыт осуществления рефлексии является основой развития личности.
Основные понятия:
o способы мышления, выделенные В.В.Давыдовым, — это рассудочно-эмпирическое мышление (направлено на расчленение и сравнение свойств предметов с целью абстрагирования формальной общности) и разумно-теоретическое, диалектическое мышление (связано с исследованием природы самих понятий, вскрывает их переходы, движение, развитие).
o содержательный анализ – способ обнаружения исходной основы некоторого целостного объекта.
o содержательное абстрагирование представляет собой выделение исходного общего отношения в данном материале и формулирование его в знаково-символической форме.
o теоретическое обобщение – осуществляется путём анализа некоторого целого, чтобы открыть его исходное, существенное, всеобщее отношение как основу внутреннего единства этого целого.
o восхождение от абстрактного к конкретному – использование содержательного обобщения как понятия высокого уровня для последующего выведения других, более частных понятий.
o содержательная рефлексия – поиск и рассмотрение существенных оснований своих собственных мыслительных действий. Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребёнок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.
o проблематизация: учитель не только сообщает детям выводы науки, но и ведёт их по пути открытия, заставляет следить их за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска.
o метод учебных задач. Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, и решение учебной задачи состоит в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.
o моделирование. Решить задачу теоретически – значит решить её не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование в предметной, графической или в знаковой форме способа решения задачи. Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа.
Механизмы развивающего обучения
Механизмы в процессе развивающего обучения
Выготский Л. С. сформулировал в тридцатые годы двадцатого века один из принципов современного обучения. Он говорит о том, что обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой. В этом принципе говорится о том, что развитие и обучение связаны между собой, а также каковы на самом деле психологические механизмы, которые обеспечивают роль обучения. Заложили психологические основы концепции развивающего обучения Д.Б.Эльконин, Л.С. Выготский и В.В. Давыдов.
Развивающее обучение в современном мире имеет два направления:
- Л.В. Занков (представляет творчески переработанный и критически осмысленный опыт всех педагогических и психологических достижений). Однако сам Л.В. Занков скептически относился к этому опыту и при начале, и при завершении своей экспериментальной системы. Занков Л.В. считал, что возможности психологии и педагогики не расширились по сравнению с предыдущим периодом и поэтому на них нельзя опереться.
- В.В. Давыдова (основывается на положениях А. Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и Л.С. Выготского).
Готовые работы на аналогичную тему
Развивающее обучение по системе Занкова
Л.В. Занков ставил перед собой задачу интенсивного развития обучающихся, но при этом оценивал неправомерное. Он считал, что учебный материал очень скуден и, таким образом, мы лишь прививает навыки детям. Занков Л. В. Был против облегчения учебного материала, а также медленного темпа его изучения и однообразного повторения. Таким образом, развивающее обучение Л.В. Занкова направлено на решение проблем в обучении, описанных выше. Занков Л. В. Разработал принципы развивающего обучения:
- принцип осознания обучающимися собственного учения. Этот принцип направлен на осознание школьниками самих себя как субъекта учения, а также на развитие рефлексии у них.
- принцип обучения на высоком уровне трудности. Этот принцип направлен на преодоление препятствий в обучении, на осмысление взаимосвязи и систематизации изучаемых явлений, а также на соблюдение меры трудности. Кроме этого, этот принцип называют принципом ведущей роли теоретических знаний. Согласно данному принципу отработка отношений, понятий и связей внутри учебного предмета, а также между предметами важна так же, как отработка навыков.
- принцип работы над развитием всех учащихся. Этот принцип гласит, что при обучении должны быть учтены индивидуальные особенности каждого ребенка. Однако при этом обучение должно развивать всех и каждого, так как это и есть, собственно, следствие обучения. Кроме того, содержание данного принципа может быть соотнесено с гуманизацией в образовательном процессе.
Система Л. В. Занкова имеет некоторые отличительные черты:
- высокий уровень трудности. На нем и ведется обучение.
- Направленность на высокое общее развитие школьников (это самая важная характеристика системы Л. В. Занкова)
- резкое повышение удельного веса теоретических знаний
- быстрый темп прохождения учебного материала
- Система Л. В. Занкова развивает эмоциональную сферу учащихся, мышление, а также учит выявлять и понимать общий смысл и содержание материала.
Целостная система обучения по Л. В. Занкова приводится в трудах Н. Я. Дмитриевой, И.И. Аргинской, А. В. Поляковой и других. При этом подчеркивается, что в начале обучения, например, при обучении чтению в начальных классах, должно быть «целостное эмоционально-эстетическое переживание». Целостность создаваемого образа, целостность восприятия, целостность понимания текста есть основа и исходная точка для последующего углубления и дифференцирования предметов освоения.
Развивающее обучение по системе Давыдова
Противопоставлением существующей системе обучения по принципиальному направлению познавательной деятельности учащегося и познания является система развивающего обучения В. В. Давыдова. Мышление ребенка, в основном, по существующему обучению, развивается от конкретного к абстрактному, от единичного к общему, от случая к системе. Такое мышление, которое развивается в процессе такого обучения, В. В. Давыдов назвал эмпирическим.
В. В. Давыдов в общем теоретическом контексте трудов Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина поставил вопрос о возможности теоретической разработки новой системы обучения с направлением, которое будет обратно традиционному, то есть от общего к частному, от системного к единичному, от абстрактного к конкретному. В. В. Давыдов такое мышление ребенка назвал теоретическим. А само обучение, при котором формируется такое мышление ребенка назвал развивающим.
Однако через содержание усваиваемых знаний, производным от которых являются способы и методы организации обучения выражается главная значимость обучения в умственном развитии. На это положение Д. Б. Эльконина и Л. С. Выготского опирался В. В. Давыдов. Он приводит существенные различия между эмпирическим и теоретическим мышлением ребенка.
В результате содержательного обобщения и абстрагирования В.В. Давыдов получает теоретические знания и приводит их характеристику. Оно и составляет основы развивающего обучения. В. В. Давыдов подчеркивает, что мыслительные действия анализа и синтеза очень важны, а не только преобразования и сравнения для установки генетически исходного основания, а также связи тех свойств, которые необходимы для выявления обобщённого способа умственной деятельности.
Кроме этого, есть еще одно важное отличие теоретического знания от эмпирического. Оно состоит в том, что при формировании теоретического знания устанавливаются и вскрываются связи единичного и общего, понимание сущности целостной системы, связи внутри нее. А это предполагает не только представление, но и активную мыслительную деятельность. Также существуют особые формы теоретического знания и его существования. Как считал В. В. Давыдов, это обобщенные способы действий и способы умственной деятельности.
Основой такого понимания теоретического знания как восхождения от абстрактного к конкретному служит психологическая интерпретация дидактических принципов, которые существуют в настоящее время.
В.В. Давыдов рассмотрел следующие общие дидактические принципы:
- принцип преемственности. Этот принцип переходит в принцип качественного различия стадий обучения. Каждая из этих стадий соотносится с различными этапами психического развития.
- принцип доступности. Этот принцип переходит в принцип развивающего обучения, при этом он наполняется все новым содержанием, которое заключается в том, что можно закономерно управлять содержанием развития и его темпами посредством организации обучающего воздействия.
- принцип сознательности. Этот принцип имеет свое новое содержание, как принцип деятельности. Но при том, школьники получают материал не в готовом виде, а только выясняя и устанавливая условия его происхождения как определенных способов его деятельности. Принцип сознательности служит основой для формирования новейшей модели обучения при деятельности обучающихся.
- принцип наглядности. Этот принцип В. В. Давыдов фиксирует как принцип предметности. При реализации данного принципа ребенок должен выявить предмет и затем представить его в виде модели.
отзывы учителей и родителей, цели и задачи
Содержание
Суть системы Занкова и ее основные принципы
В своих зрелых педагогических работах Л.В.Занков высказал мысль о личностно-ориентированном обучении, суть которого сводилась к тому, что обучение направлено не на весь класс, а на каждого ребенка в отдельности. Эта же мысль нашла свое отражение в его программе развивающего обучения. Педагоги отмечают высокую степень трудности программы Леонида Владимировича Занкова и в то же время ее бережное отношение к внутреннему миру ученика. Сам педагог выделял такую цель своей обучающей системы: достижение наиболее приемлемого уровня развития нравственных качеств, мышления, чувств, воли у каждого обучающегося. Основные принципы:
- обучение на максимально высоком уровне трудности. При этом необходимо соблюдение меры трудности. Ребенок должен действовать согласно особенностям развития его головного мозга. Предельно трудные задания позволяют установить максимально допустимую границу для школьника и, если необходимо, снизить ее;
- быстрый темп прохождения материала помогает быстрее изучать новое, открывать новые грани;
- ведущая роль теории. В ходе обучения школьники наблюдают над материалом, а учитель лишь направляет их;
- систематическая работа учителя над общим уровнем развития всех учащихся, независимо от уровня из способностей. Занков говорил о том, что школьники с разными возможностями должны учиться вместе, и в это высокая гуманность системы;
- осознание процесса учения помогает более правильно понять взаимодействие человека с окружающим его миром.
Особенности системы
Он не призывал повышать уровень «троечников» до уровня «отличников», не считал главным повышение уровня общей успеваемости. Занков провозглашал развитие индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика. Именно Леонид Владимирович призывал детей не бояться отвечать неправильно, а ошибку он называл находкой для учителя. Видимо, поэтому, в программу включены различного рода эксперименты, дискуссии. До верного решения школьник должен добраться сам.
Авторы системы

Зарождаться мысли о создании системы развивающего обучения начали еще в самом начале педагогической деятельности Л.В.Занкова, когда он работал учителем в сельской школе. Всю свою сознательную жизнь он отдал работе с детьми. Специалист в области педагогической психологии, запоминания, дефектологии, памяти, он проводил исследования развития детей, выяснял условия для их наиболее результативного обучения. Свою систему он разработал в шестидесятых годах прошлого столетия совместно с сотрудниками своей лаборатории. Основами его теории стали труды Л.С.Выготского, провозглашающие обучение как начало развития. Пока Леонид Владимирович был жив, его лаборатория функционировала и эксперимент продолжался, но после смерти академика в 1977 году наступило затишье. Лишь в 1993 году Министерством образования России был организован научно-методический центр имени Занкова, сотрудниками которого стали последователи и ученики академика. К 1996 году созданная ими система обучения была названа одной из государственных.
Опыт применения системы в России
Как мы видим, над образовательной системой Занкова работали лучшие педагоги и методисты. По ее принципам построена система обучения по новым образовательным стандартам. По типу большинство уроков являются комбинированными, но практически на каждом присутствует что-то новое. Итог урока не обязательно подводится, иногда ученик может уйти домой с пониманием того, что на следующем уроке нужно будет снова обсудить этот материал. На каждом уроке создается проблемная ситуация, в основании которой должно лежать некое противоречие. Так вот поиск решения проблемы – это открытие нового знания. Как утверждают современные педагоги, Занковская система должны быть интересна учителю и ученику, но работать по ней учитель должен начинать только после тщательного изучения.
«Плюсы» и «минусы» системы
Перечислим достоинства и недостатки системы. Начнем с достоинств:
- развивает способность ребенка к творчеству;
- учит мыслить логически, искать нестандартные решения.
- обучение происходит в форме диалога, ребенку дается направление рассуждений;
- каждый школьник является отдельной личностью, упор делается на сотрудничество между учителем и учеником;
Наряду с достоинствами выделяются следующие недостатки:
- высокий темп обучения и достаточно большой уровень трудности, что подходит далеко не каждому ребенку;
- к педагогу предъявляются максимально высокие требования;
- необходимо, чтобы ребенок был готов к школе;
- педагоги отмечают довольно бедную теоретическую часть.
Отзывы учителей и родителей
Система развивающего обучения Л.В.Занкова заслужила самые разнообразные отзывы педагогов и родителей. Что же говорят педагоги? Большинству из них эта система симпатична: «Много посетила уроков по данной программе. Дети должны поставить перед собой цель и… вперед!», «Примечательно, что материал подается нестандартно, соответственно, детей учат нестандартно мыслить», «Ребятишки, приходящие в среднее звено из начальной школы, где обучение идет по Занковской системе, выгодно отличаются от остальных: они более раскрепощенные, умеют доказывать свое мнение, не боятся спорить, рассуждать», «Если педагог достаточно квалифицированный, то не нужно переживать из-за трудности программы», «На конец 4-го класса не дети, а конфетки! Активны, умеют рассуждать, доказывать, логически мыслить. Готовы друг другу помочь. Слабые тянутся за сильными!».
А вот мнения родителей разнятся: «Если вы готовы постоянно с ребенком заниматься, то выбирайте! Мы вместе учимся по программе Занкова и пока не пожалели», «Из-за сложности программы у детей появляются проблемы с обучением. Так как материал преподносится нестандартно, родители дома не могут детям помочь. Приходится переводить дитя в класс, где обучение строится по другой, более легкой, программе», «Ужасный учебник, ужасные упражнения», «Программа очень интересная. Сложная, но результат радует», «Дочке нравится, говорит, что учиться интересно», «Разочаровалась, так как очень трудные творческие задания».
Отличия от системы Эльконина и Давыдова
В системах Занкова и Эльконина-Давыдова есть общее и отличия. Покажем их в виде таблицы.
Занков Л.В. | Эльконин и Давыдов | |
---|---|---|
Цель обучения | Достижение наиболее приемлемого уровня развития нравственных качеств, мышления, чувств, воли у каждого обучающегося. | Максимальное раскрытие в детях их потенциала в интеллектуальном и личностном развитии. |
Дидактические принципы |
| Переход к педагогике деятельностной через формирование основ теоретического мышления. Основа дисциплин, изучаемых в школе по этой системе – комплекс научных понятий. |
Ведущая роль теоретических знаний в … | усвоении научных терминов и определений. | формировании теоретических понятий для решения разного рода задач. |
Темп обучения | Быстрый | Поступательное движение вперед |
Теория | Учебный материал необходимо заучивать. | Главнее – это не знание теории наизусть, а умение делать анализ, оценку и контроль. |
Что происходит сегодня с системой Занкова?
До 2014 году примерно 40% от общего числа школьников обучались по системе Л.В.Занкова. Затем учебники его программы были исключены из Федерального списка, так как они не соответствовали ФГОС. Тем не менее, многие школы обучаются по этой программе по собственной инициативе. Если ваш малыш любознателен, активен, сообразителен, стремится поскорее пойти в школу, то смело выбирайте программу развивающего обучения Занкова. Вы точно не пожалеете!
Технология развивающего обучения
В связи с интенсивным технологическим развитием образовательного процесса передовые идеи обучения и воспитания одеваются в технологическую форму. Одна из общепризнанных технологий развивающего обучения.
Психологические основы развития обучения были подтверждены выдающимся отечественным психологом Л.С. Выготский. Он первым раскрыл приоритет развития в сфере образования и воспитания.Ориентация на концепцию Л.С. Выготского «зоны ближайшего развития» в обучении стала основой многих психолого-педагогических исследований, экспериментов в образовании.
Последователи ученого А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин разработал психологическую теорию деятельности, в которой идеи Л.С. Выготского получили дальнейшее развитие. Внедрение развивающего обучения в начальной школе предпринял Л.В. Занков, а затем Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов в практике экспериментальных школ.
Способность развиваться существует у человека с рождением ребенка. Развитие обусловлено некоторыми наследственными механизмами, но социальная среда также является существенным фактором формирования личности. Важное свойство человека — саморегуляция, самоуправление — влияет на процесс развития человека, который происходит в индивидуальном варианте. Процесс развития характеризуется зрелищностью и неравномерностью. Возрастные изменения определяют возможности количественного и качественного развития.
В связи с развитием теории развивающего обучения было высказано предположение, что ребенок дошкольного возраста способен овладеть многими общепринятыми теоретическими понятиями. В связи с этим возможно активизировать умственное развитие посредством содержания учебного материала, в котором приоритет отдается повышению теоретического уровня.
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие преподавателя и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиск различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в научно-исследовательской и поисковой деятельности студентов.
Технология развивающего обучения включает в себя стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
Технология развивающего обучения основана на концепциях развивающего обучения российских ученых (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, З.И. Калмыкова, Е.Н. Кабанова, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская, Г.К. Селевко и др.) На основе различных аспектов развития ребенка развитие и некоторые мотивационные компоненты.
Например, Л.В. Занков В.В. Давыдов, Д.Б.Эльконин опираются на разработку концепций развивающего обучения для познавательного интереса. Якиманская отдает приоритет индивидуальному опыту личности. Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов акцентируют внимание на творческих потребностях школьников, а Г.К. Селевко — на потребностях самосовершенствования. В любом случае, технологии развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта учебного процесса, взаимодействующего с окружающим миром.
В практике школьного образования наиболее распространенными технологиями развивающего обучения были Л.В. Занков и Д.Б. Эльконин-В.В. Давыдова.
Дидактические принципы развивающего обучения Л.Занкова:
— Высокий уровень сложности с быстрым темпом изучения учебного материала.
Теоретические знания играют ведущую роль.
— Содействие осведомленности о процессе обучения.
— Общее развитие всех студентов.
Дидактические основы развивающего образования Д.Б. Эльконин-В.В. Давыдова:
— Целью обучения является формирование теоретического мышления и сознания.
— В содержании обучения доминирует система научных концепций, основанная на общих методах преподавательской деятельности.
— Методологические особенности — проблемное изложение учебного материала, использование метода учебного задания, организация коллективно-распределительной деятельности.
,Технология развивающего обучения
В связи с интенсивным технологическим развитием образовательного процесса передовые идеи обучения и воспитания одеваются в технологическую форму. Одна из общепризнанных технологий развивающего обучения.
Психологические основы развития обучения были подтверждены выдающимся отечественным психологом Л.С. Выготский. Он первым раскрыл приоритет развития в сфере образования и воспитания.Ориентация на концепцию Л.С. Выготского «зоны ближайшего развития» в обучении стала основой многих психолого-педагогических исследований, экспериментов в образовании.
Последователи ученого А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин разработал психологическую теорию деятельности, в которой идеи Л.С. Выготского получили дальнейшее развитие. Внедрение развивающего обучения в начальной школе предпринял Л.В. Занков, а затем Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов в практике экспериментальных школ.
Способность развиваться существует у человека с рождением ребенка. Развитие обусловлено некоторыми наследственными механизмами, но социальная среда также является существенным фактором формирования личности. Важное свойство человека — саморегуляция, самоуправление — влияет на процесс развития человека, который происходит в индивидуальном варианте. Процесс развития характеризуется зрелищностью и неравномерностью. Возрастные изменения определяют возможности количественного и качественного развития.
В связи с развитием теории развивающего обучения было высказано предположение, что ребенок дошкольного возраста способен овладеть многими общепринятыми теоретическими понятиями. В связи с этим возможно активизировать умственное развитие посредством содержания учебного материала, в котором приоритет отдается повышению теоретического уровня.
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие преподавателя и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиск различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в научно-исследовательской и поисковой деятельности студентов.
Технология развивающего обучения включает в себя стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
Технология развивающего обучения основана на концепциях развивающего обучения российских ученых (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, З.И. Калмыкова, Е.Н. Кабанова, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская, Г.К. Селевко и др.) На основе различных аспектов развития ребенка развитие и некоторые мотивационные компоненты.
Например, Л.В. Занков В.В. Давыдов, Д.Б.Эльконин опираются на разработку концепций развивающего обучения для познавательного интереса. Якиманская отдает приоритет индивидуальному опыту личности. Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов акцентируют внимание на творческих потребностях школьников, а Г.К. Селевко — на потребностях самосовершенствования. В любом случае, технологии развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельный субъект учебного процесса, взаимодействующий с окружающим миром.
В практике школьного образования наиболее распространенными технологиями развивающего обучения были Л.В. Занков и Д.Б. Эльконин-В.В. Давыдова.
Дидактические принципы развивающего обучения Л.Занкова:
— Высокий уровень сложности с быстрым темпом изучения учебного материала.
Теоретические знания играют ведущую роль.
— Содействие осведомленности о процессе обучения.
— Общее развитие всех студентов.
Дидактические основы развивающего образования Д.Б. Эльконин-В.В. Давыдова:
— Целью обучения является формирование теоретического мышления и сознания.
— В содержании обучения доминирует система научных концепций, основанная на общих методах преподавательской деятельности.
— Методологические особенности — проблемное изложение учебного материала, использование метода учебного задания, организация коллективно-распределительной деятельности.
,Концепция развивающего обучения Л. В. Занкова
Концепция развивающего обучения Л. В. Занкова
Критическое отношение к традиционной системе обучения побудило многих педагогов и психологов искать новые способы и методы обучения, обеспечивающие гармоничное развитие мышления и личности учащихся, более полное раскрытие их творческого потенциала. В 1965 году был опубликован сборник научных трудов под редакцией психолога и педагога Леонида Владимировича Занкова (1901-1977), в котором разработанная им и его сотрудниками экспериментальная дидактическая система была представлена как принципиально отличающаяся от традиционного типа обучения. ,Л.В. Занков выдвинул гипотезу о том, что изменение причин, определяющих ход общего развития школьников, является существенным фактором их умственного развития и эффективности обучения.
Анализ учебников и учебных программ для начальных классов показал, что они не подходят для общего общего развития младших школьников и не создают возможностей для повышения эффективности усвоения знаний. В качестве основных характеристик учебного материала, ограничивающего познавательные способности учащихся, Л.Занков выделил следующее: психологически необоснованное облегчение учебного материала; медленные темпы его изучения; чрезмерные и не выполняющие повторяющиеся функции; непропорционально небольшое количество теоретических знаний. Организовывая процессы усвоения знаний как негативных факторов, он отметил вербализм в обучении; поддержка прежде всего памяти, а не мышлению студентов; слабое развитие или полное отсутствие внутренней мотивации к обучению.
Оценивая состояние образования в целом, Л.Занков решительно не одобрял унификацию форм обучения и процесса учебной деятельности, справедливо полагая, что это тормозит развитие индивидуальности студентов.
Л.В. Занков основывал свою концепцию развития обучения на оригинальных дидактических принципах .
• Основной принцип концепции развивающего обучения Л.В. Занкова — обучения на высоком уровне сложности : организация образовательной деятельности таким образом, что в процессе ее реализации учащиеся сталкиваются с препятствиями, которые им необходимо преодолеть ,Чтобы повысить объективность при определении степени сложности заданий, Занков ввел понятие показателя сложности , которое позволяет оценивать задания в соответствии с когнитивными способностями учащихся каждой возрастной группы. Он считал, что если бы трудности в понимании учебного материала были слишком велики, ученик не смог бы его понять и должен был бы пойти по пути механического запоминания. Высокий уровень сложности в этом случае становится завышенным и превращается из положительного фактора в отрицательный.Он также придавал большое значение задачам обучения и специфике материала, который должен определяться трудностями его изучения, когда студенты приобретают новые знания, чтобы достичь максимального эффекта в развитии своего мышления. Позитивное влияние в этом смысле не оказывают, например, такие трудности, как количество материала или точное знание деталей. Сложность изучения заданий как фактора развития мышления студентов, с точки зрения Занкова, заключается в знании взаимозависимости и внутренних сущностных связей явлений.
• Установление психологически обоснованной меры сложности учебных заданий было связано с реализацией в обучении второго основного принципа его системы, который утверждает, что ведущая роль теоретических знаний в обучении уже принадлежит начальным классам. В рамках традиционной системы основной задачей умственного развития младших школьников была разработка методов и создание оптимальных условий для формирования их академических навыков (чтение, письмо, счет), а также некоторых основных простых понятий.Л. Занков не отрицал, что это необходимо для того, чтобы заниматься образовательной деятельностью и овладевать более сложными знаниями и навыками, но считал, что на начальном этапе формирование навыков и умений должно происходить на основе общего психического развития и более глубокого понимание понятий, которые формируются, отношений и зависимостей.
• Третий принцип развивающей подготовки Занкова касается скорости обучения, а — роли повторения материала. Он исключает из своей системы многократное и однообразное повторение, полагая, что быстро развивающаяся учебная деятельность является также психологически важной и оправданной характеристикой обучения на высоком уровне сложности. Занков объяснял высокую скорость обучения не количественным показателем выполненных задач и решенных задач, а качественной трансформацией приобретенных знаний, их углублением и установлением взаимозависимостей.
• Четвертым принципом в этой системе является принцип осведомленности об обучении. Его совпадение с базовым принципом объяснительно-иллюстративного обучения носит чисто внешний характер с глубокими различиями во внутреннем содержании. В объяснительно-иллюстративном обучении принцип сознания превращается в наружу в и подразумевает значимое овладение знаниями, навыками и умениями. Принцип осознанности, по словам Занкова, перевернут , т. Е. . по ходу учебной деятельности. Осознать принцип осознания учения — значит открыть учащимся основание для необходимости изучения этого материала, выделения и запоминания его конкретных элементов; научите их анализировать источники возникающих трудностей и ошибок.
Л. В. Занков полагал, что сформулированные им принципы развивающего обучения останутся лишь декларацией, если в процессе организации учебной деятельности учитель не выявит и целенаправленно не создаст психологических условий, которые могли бы помочь ученикам преодолеть возникшие трудности. Прежде всего, это касается формирования внутренних мотиваций для обучения и ограничений внешних раздражителей, , которые включают в себя давление отметок и других подобных факторов.Внутренние стимулирующие факторы возникают, когда учитель создает условия для размышления; Когда ребенка поощряют искать истину самому, испытывать чувство удовлетворения от выполнения трудного задания. Усилия, связанные с преодолением трудностей, также будут иметь место в действиях и опыте детей, но они будут иметь принципиально иной характер, чем усилия, связанные с внешним давлением. Они лишены, по словам Л.Занкова, болезненного характера и не вызывают напряженности в учебной деятельности.Вторым важным условием реализации развивающего обучения является предоставление индивидуальности
.Технология развивающего обучения
В связи с интенсивным технологическим развитием образовательного процесса передовые идеи обучения и воспитания одеваются в технологическую форму. Одна из общепризнанных технологий развивающего обучения.
Психологические основы развития обучения были подтверждены выдающимся отечественным психологом Л.С. Выготский. Он первым раскрыл приоритет развития в сфере образования и воспитания.Ориентация на концепцию Л.С. Выготского «зоны ближайшего развития» в обучении стала основой многих психолого-педагогических исследований, экспериментов в образовании.
Последователи ученого А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин разработал психологическую теорию деятельности, в которой идеи Л.С. Выготского получили дальнейшее развитие. Внедрение развивающего обучения в начальной школе предпринял Л.В. Занков, а затем Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов в практике экспериментальных школ.
Способность развиваться существует у человека с рождением ребенка. Развитие обусловлено некоторыми наследственными механизмами, но социальная среда также является существенным фактором формирования личности. Важное свойство человека — саморегуляция, самоуправление — влияет на процесс развития человека, который происходит в индивидуальном варианте. Процесс развития характеризуется зрелищностью и неравномерностью. Возрастные изменения определяют возможности количественного и качественного развития.
В связи с развитием теории развивающего обучения было высказано предположение, что ребенок дошкольного возраста способен овладеть многими общепринятыми теоретическими понятиями. В связи с этим возможно активизировать умственное развитие посредством содержания учебного материала, в котором приоритет отдается повышению теоретического уровня.
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие преподавателя и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиск различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в научно-исследовательской и поисковой деятельности студентов.
Технология развивающего обучения включает в себя стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
Технология развивающего обучения основана на концепциях развивающего обучения российских ученых (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, З.И. Калмыкова, Е.Н. Кабанова, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская, Г.К. Селевко и др.) На основе различных аспектов развития ребенка развитие и некоторые мотивационные компоненты.
Например, Л.В. Занков В.В. Давыдов, Д.Б.Эльконин опираются на разработку концепций развивающего обучения для познавательного интереса. Якиманская отдает приоритет индивидуальному опыту личности. Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов акцентируют внимание на творческих потребностях школьников, а Г.К. Селевко — на потребностях самосовершенствования. В любом случае, технологии развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта учебного процесса, взаимодействующего с окружающим миром.
В практике школьного образования наиболее распространенными технологиями развивающего обучения были Л.В. Занков и Д.Б. Эльконин-В.В. Давыдов.
Дидактические принципы развивающего обучения Л.Занкова:
— Высокий уровень сложности с быстрым темпом изучения учебного материала.
Теоретические знания играют ведущую роль.
— Содействие осведомленности о процессе обучения.
— Общее развитие всех студентов.
Дидактические основы развивающего образования Д.Б. Эльконин-В.В. Давыдова:
— Целью обучения является формирование теоретического мышления и сознания.
— В содержании обучения доминирует система научных концепций, основанная на общих методах преподавательской деятельности.
— Методологические особенности — проблемное изложение учебного материала, использование метода учебного задания, организация коллективно-распределительной деятельности.
р >> ,