Разное

Прописная буква ч – Буква Ч прописью

Заглавная буква «Ч». Письмо заглавной буквы «Ч».

Предмет: русский язык

Раздел учебного курса: обучение грамоте

Класс: 1 «в»

УМК: Школа России

Тема:

Заглавная буква «Ч». Письмо заглавной буквы «Ч». Правописание «ча», «чу». Правописание имен собственных. Составление предложений о героях рассказа А.Гайдара «Чук и Гек». Работа с пословицей.

Цель:

создать условия для формирования умения писать заглавную букву «Ч», способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера.

Задачи:

• учить писать заглавную букву «Ч» по алгоритму и соединять с буквами; писать слова с изученной буквой;

• закреплять графические навыки письма изученных букв;

• развивать мелкую моторику, фонематический слух;

• воспитывать позитивное отношение к письму как виду речевой деятельности

Пропись № 3 В.Г.Горецкого, Н.А.Федосовой – М.: Просвещение

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный

Проверка готовности к уроку. Включение в учебную деятельность.

2. Постановка целей и определение темы урока.

— Какую букву мы учились писать на прошлом уроке? (строчную букву «ч»)

— Что мы уже знаем про эту букву? (обозначает согласный, глухой, всегда мягкий звук)

— Есть ли у строчной буквы «ч» старшая сестра? Как она называется? (Заглавная буква «Ч»)

— Зачем она нужна в русском языке? (Писать имена собственные, начало предложения)

— Так какая же тема нашего урока?

3. Работа по теме урока

— Откройте Пропись с. 29

— Посмотрите на написание заглавной буквы «Ч».

Показать написание на доске.

— Заглавную букву Ч начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведем вверх вправо, закругляем, ведем наклонную палочку вниз к верхней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии и поднимаемся вверх вправо до середины вспомогательной строки. Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать до середины вспомогательной строки. Ведем вниз: чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.

4.Пальчиковая гимнастика «Фонарики»

5.Подготовка к работе:

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою —
Ручку я вот так держу.

— Обведите элементы заглавной – самой главной буквы Ч, бордюрчик и продолжите его до конца строки.

— Пропишите в воздухе еще раз.

6. Начало работы по хлопку.

-На какую букву похожа прописная заглавная буква Ч?

— А чем отличается?

— Запишите слоги Ча, Чу, Чи.

— С какими гласными буквами пишутся слоги Ча, Чу?

— Запишите слово с этим буквосочетанием. (Чук)

— Сколько слогов в этом слове?

— Сколько звуков?

— Что нам дают первые два звука?

— Какой первый звук?

— Какой последний звук?

— Прочитайте предложение.

(О Чуке и Геке написана книга.)

— Сколько  в нем слов?

— Назовите слова, которые написаны с большой буквы.

— Объясните почему.

— Какой знак стоит в конце предложения?

— Запишите предложение по образцу.

7. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Выполнение движений вслед за учителем.

8. Продолжение работы по теме урока

— Ниже на нашей страничке написана печатными буквами пословица. Давайте ее прочитаем.

— А теперь напишите ее прописными буквами.

Находят рабочую строку и по образцу записывают предложение.

Списывают правильно с печатного текста.

Задание: подчеркнуть в словах гласные буквы, поставить ударение, разделить слова на слоги, найти примыкающий звук в слове «пчела».

9. Рефлексивно-оценочный

  • Понравился вам сегодняшний урок?

  • Какую букву мы учились сегодня писать?

  • Как на письме используется заглавная буква?

  • Как вы поработали на уроке?

Ответы детей.

Оценивают свою работу.

infourok.ru

Конспект урока. Обучение грамоте. «Письмо заглавной и строчной буквы «Ч,ч»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17 г.Белебея

муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ УРОКА

Обучение грамоте. Письмо заглавной и строчной буквы «Ч,ч»

Составитель: Николенко Т.А.

учитель начальных классов

2016 г

Тема урока: Обучение грамоте. Письмо заглавной и строчной буквы «Ч,ч».

  

Цели: создать условия для формирования навыка письма буквы Ч, ч; формировать умение списывать с печатного и письменного текста; развивать фонематический слух; формировать навык самоконтроля. Создать условия благоприятного психологического климата.

Планируемый результат:

Предметные:

— повторить правила выполнения звукобуквенного анализа слов; производить поэлементный анализ и письмо буквы Ч,ч;

— различать печатный и письменный вариант написания буквы «Ч,ч»; правильно произносить и обозначать на письме слова с буквосочетаниями ча-чу;

— научиться писать слова с буквой Ч,ч.

Метапредметные результаты и деятельность учащихся:

Познавательные:

Общеучебные – объяснение выбора букв для обозначения согласного звука; уяснение особенностей звука [ч’]; применения правила написания гласных после шипящих в буквосочетаниях ча-чу.

Логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление анализа предложения на наличие в них слов с словосочетаниями ча-чу.

Регулятивные: формирование умений:

— ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно;

— выстраивать последовательность необходимых операций; сопоставлять свою работу с представленным образцом; вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные: формирование умений:

договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи.

Личностные: понимать границы собственного знания не знания; выражать готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.

Тип урока: овладение новыми знаниями. 

Задачи урока: 
Предметные задачи урока: развить у учащихся умения
— писать строчную и заглавную буквы Ч, ч;

— выделять элементы, из которых состоят буквы;

— упражняться в написании изученных букв, слогов и слов;

— закрепить виды соединений букв;

— выполнять звукобуквенный анализ слова;

— анализировать предложение с последующей записью.

Метапредметные задачи урока:

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: демонстрация основ самоорганизации

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная. 
Мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез. 
Оборудование:  тетрадь по письму «Азбука» Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.,; карточки «Звуки речи», «Опасности письма»; образцы письменных и печатных букв; презентация к уроку.

1. Орг. момент

— Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом.

Мы — умные, мы – дружные,

Мы – внимательные,

мы – старательные,

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится!

— Что значит учиться? ( понять, что я не знаю и самому открыть способ решения)

— Сегодня на уроке вы снова будете открывать новые знания, узнаете много нового и интересного.

— Пожелаем друг другу успехов.

2. Актуализация знаний.

Мы с вами изучили уже очень много букв и звуков русского языка. Давайте проверим свои знания.

— Игра «Полубуковка».

-Чем отличаются звуки от букв?
Я буду показывать вам буквы, а вы называть их.

А, б, в, г, д, е, з, и, к, л, м, н, о, р. с, т, у, ы, я.

-Скажите, на какие группы делятся все звуки ?
-Как мы характеризуем гласные звуки?
-Как мы характеризуем согласные звуки?

-Для чего мы учимся читать и писать?

— Чтение стихотворения А. Барто «Наша Таня громко плачет…»

— Беседа по содержанию. (Как помочь Тане? Что бы вы ей сказали?)

-Что Таня так боялась потерять? (МЯЧ)

(Выделение звука [ч,] из слова МЯЧ)

Работа в парах.

-Давайте послушаем слово “мяч”.
-Сколько слогов в этом слове?
-Какой первый звук?
-Дайте ему характеристику.

-Какой звук второй?
-Что мы о нём знаем?
-Какой звук последний?
-Вот с этим звуком мы сегодня знакомимся.

-Нам нужно дать характеристику звуку [ ч’].

Докажите.

— Звук [ ч’] гласный, согласный?

-Звук [ ч’] твёрдый, мягкий?

-Звук [ ч’] звонкий, глухой?

(Произносим отрывисто, значит он согласный, всегда мягкий, непарный глухой.)

3. Постановка проблемы.

— Кто из вас сможет написать слова бабочка, часы, …?

— Почему вы не сможете написать эти слова? (мы не умеем писать букву ч)

4.Формулирование темы урока

Загадка:

Все друзья мои решили:

Эту букву пишут, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

— Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?  Чему вы должны научиться на уроке?

(научиться писать заглавную и строчную буквы Ч.ч, сочетания с буквами)

5. Освоение нового материала

а) Пальчиковая гимнастика

— Прежде чем приступить к письму буквы ч, подготовим пальчики к работе. Повторяйте за мной.

Этот пальчик маленький,

Этот пальчик –слабенький,

Этот пальчик — длинненький,

Это пальчик — сильненький,

Этот пальчик- большачок,

Ну, а вместе — кулачок.

б) Повторение изученных элементов.

Откройте прописи на с.24

— Скажите, о чём будете помнить во время письма.

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

в) Анализ печатной и письменной буквы ч.

Чтобы правильно и красиво написать строчную букву ч, послушайте объяснение.

(начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведём руку вверх до рабочей строки, веду руку вниз, закругляю, пишу наклонную линию с закруглением внизу)

г) Написание строчной буквы ч.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Пропишите строчку. Выберите одну красивую, правильно написанную букву.

Физминутка для глаз

д) Написание заглавной буквы Ч.

На какую букву похожа заглавная буква Ч? (На письменную заглавную букву У)

А чем отличается? ( Вторым элементом)

Посмотрите на образец. Из скольких элементов состоит заглавная буква Ч?

(Буква Ч состоит из двух элементов. Наклонная с закруглением вверху влево и внизу вправо и наклонная с закруглением внизу вправо).

Заглавную букву Ч начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведём вверх вправо, закругляем, ведём наклонную палочку вниз к верхней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии и поднимаемся вверх вправо до середины вспомогательной строки. Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведём вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки

— Письмо заглавной буквы Ч.

— Взаимопроверка.

Работа в группах.

-Отгадать ребусы:

-Написание слов час. мячик. ручей, почта, чайка, чулок

Физминутка

Тик да тик часы стучат.
Целый день вперёд спешат.

У часов тяжёлый труд

Всё они идут, идут.

6. Обучение навыкам безошибочного списывания с печатного текста.

— Прочитайте предложение:

Я учу уроки.

— Докажите, что это не группа слов, а предложение.

— Можно ли обойтись без учения? Для чего люди учатся грамоте?

— Назовите пословицы об учении, грамоте.

— А теперь красиво и грамотно спишите предложения в свою тетрадь.

(Ученики пишут, диктуют себе слова по слогам, проверяют текст).

7. Итог урока. Рефлексия.

— С какой буквой мы познакомились сегодня?

— Что узнали об этой букве? Что узнали о звуке [ч]?

– Какое задание показалось наиболее интересным?

– А какое задание заставило задуматься?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

— Вернёмся к целям урока.

-Каких целей достигли? Каких нет?

— Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте в левом нижнем углу кружок цветным карандашом:

  • зелёный – активно работал с классом, у меня всё получилось;

  • жёлтый – работал с классом, допускал ошибки; могу работать лучше

  • красный – не включился в работу класса, сегодня у меня не всё получилось, но я постараюсь

— Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо работали на уроке, радовали меня своими ответами, а маленькие ошибочки мы вместе исправляли.

— Каким словом вы бы назвали наш урок: чудесный, чрезвычайно интересный, очень трудный, чересчур сложный?

infourok.ru

Прописная буква Ч — Коррекционная школа

ОГКОУ « Кинешемская школа-интернат»

Урок письма в 1 классе

Тема:

«Прописная буква Ч»

Выполнила:

учитель начальных классов

Салова Е.Н.

Задачи урока:

1. Сформировать четкий зрительный образ прописной буквы Ч;

Сформировать графический навык письма буквы Ч;

2. коррекция и развитие мелкой моторики, зрительного восприятия и внимания;

3. воспитание мотивации к учению.

Материалы.

Наглядный материал:

1. Альбомные листы, свёрнутые вдвое с рисунками:

2 . Элементы прописной буквы Ч, выполненные из бархатной бумаги;

Раздаточный материал:

1.Цветные карандаши;

2.Карточки с рисунком – половинки солнышка;

3.Индивидуальные карточки-таблицы, карточки с письменными прописными буквами;

4.Листы бархатной бумаги , по 2 шнурка (разной длины и цвета) — на каждого ученика;

5 Для слабых учеников- на листах бархатной бумаги- контур буквы;

Ход урока

1. Рефлексия настроения:

— От чего у вас бывает хорошее настроение?

— Я покажу вам рисунки тех предметов, от вида которых нам тоже становится светлее и радостнее жить:

(половина цветка, бабочки, солнышка)

— Надо срочно восстановить рисунки. Угадайте, что же на них нарисовано?

Пальчиковая гимнастика:

-Покажем, как летит бабочка…

-Как качается на ветру цветок на своем стебельке…

-Как разбегаются лучики от солнышка…

Самостоятельная работа:

-Дорисуйте, пожалуйста, солнышко.

(дети желтыми карандашами дорисовывают и закрашивают рисунки солнышка.)

— Покажите, что у вас получилось?

(все поднимают солнышки, улыбаются)

-Как светло стало в нашем классе, какое у вас стало хорошее настроение. Я желаю, чтобы это настроение оставалось у вас до конца урока.

2. Повторение изученного материала.

— Скажите, пожалуйста, в каких буквах встречается вот этот элемент: «Наклонная прямая с закруглением внизу вправо»? (Элемент вывешивается на доску.)

Ответ учеников: «в заглавных буквах А, Л, М, П, Т, Ч, Я.»

Работа по индивидуальным карточкам.

— Найдите каждой букве свою пару.

Ученики работают с парными (письменная + печатная) буквами по индивидуальным карточкам.

А

Л

М

П

Т

Я

Ч

А

Л

М

П

Т

Я

— какая буква осталась без пары?

(Заглавная буква Ч). (На доске вывешивается письменная прописная буква Ч.)

— Повторим правило о буквах и звуках.

(Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим )

— Дайте, пожалуйста, характеристику звука Ч.

(звук «Ч» согласный, всегда мягкий)

-Придумайте слова, в которых есть звук Ч.

— Рассмотрите картинки, дайте название предметам. Определите , в какой позиции стоит звук Ч в слове: в начале, в середине или в конце?

(чайник, чайка, часы, очки, грач)

3. Введение в тему. Сообщение темы урока.

-Сегодня на уроке будем учиться, писать заглавную букву Ч, рассмотрим её внимательно.

Анализ буквы Ч.

— Рассмотрите образец буквы из цветных элементов.

— Из каких элементов состоит буква?

(из палочки с закруглением внизу и вверху – красного цвета и наклонной прямой с закруглением внизу вправо – синего цвета).

Конструирование из шнурков на листе бархатной бумаги:

— Возьмите два шнурка – длинный и короткий.

— Из короткого шнурка сделайте первый элемент буквы Ч – наклонную палочку с закруглением вверху и внизу, из длинного шнурка – наклонную прямую с закруглением

внизу вправо. Соедините их по образцу. Вот и получилась заглавная буква Ч.

(для слабых детей – карандашный контур)

— Сколько элементов составляют букву?

3. Изучение нового материла. Работа в тетради.

— Записываем число.

-Для чего необходимы заглавные буквы?

(для того, чтобы начать писать первое слово в предложении, чтобы записать имена людей.)

Объяснение написания буквы Ч.

(показ учителем на доске.)

— Начинаем ниже середины нерабочей строки. Слева направо прописываем закругление, касаемся середины нерабочей строки, опускаем вниз прямую, не доходя немного до верхней линии, закругляем вправо и ведем до середины нерабочей строки. Вниз опускаем прямую, не доходя немного до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись нижней линии.

— Письмо пальчиком на бархатной бумаге.

(выполняют все дети)

— Письмо буквы Ч в тетради.

(дети пишут по образцу одну строчку; у «слабых» детей – письмо по обводке)

4. Физкультминутка.

(упражнение на расслабление кистей руку, плечевого пояса)

Мы сидели и писали,

А теперь, все тихо встали.

Кулачки к плечам прижали,

Пальцы сжали и разжали.

Пальцы рук в замок сложили

И на грудь их положили.

Руки выставим вперед-

Для кистей настал черед.

Руки на спину кладем

И наклоны проведем,

Говорим «тик так, тик так»,

Делай этак, делай так!»

Стойку смирно быстро «взяли»,

Руки к телу мы прижали.

Сели-встали, сели-встали….

«Мы нисколько не устали!»

Продолжение письма в тетради:

— Письмо парой букв Чч – 3 раза.

(по образцу, «слабые» — по обводке),

5. Закрепление пройденного материала.

Коррекционное упражнение «Исключение лишнего»

— Из нескольких букв найдите лишнюю, объясните, почему исключили именно её.

(Даны буквы: Р,Ч,Г,У, дети исключают букву Ч, т.к она отличается элементом – наклонной прямой с закруглением вправо.)

6. Словарная работа.

-Подберите название к картинке:

— Где вы видели такие часы?

— Для чего нужны часы?

-Выполним звуко – буквенный анализ слова Часы.

(ученик работает у доски: выкладывает схему слова и дополняет буквы к символу каждого звука.)

— Записываем слово в тетрадь.

Гимнастика для глаз:

— Поводим глазами по сигнальным кружкам, прикреплённым впереди над доской, вверху — на потолке, слева — у окна, справа — на стене.

7.Списывание предложения:

— Сегодня мы будем списывать предложение со словом Часы.

— Вспомним правила записи предложения.

( Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка.)

Часы висят на стене.

(Алеше и Вите – печатный текст, Никите – письменный. Слабым – усеченное предложение : Часы висят. – по обводке).

8. Подведение итогов урока:

— Чему учились на уроке письма?

-Оценка деятельности детей.

9. Рефлексия.

— Мы закончили урок. Какое у вас настроение сейчас?

— Кто из вас поднимет вверх своё солнышко?

multiurok.ru

Заглавная и строчная буква Ч,ч

Проектирование урока по теме «Письмо заглавной и строчной буквы «Ч,ч».

Учебник: Прописи.

Основная цель темы – Создать условия для формирования умения, писать строчную и заглавную буквы ч Ч. Слова и предложения с изученными буквами.

В результате изучения данной темы учащиеся познакомятся с новой буквой и звуками, смогут произносить правильность звука, давать правильную характеристику. Научатся различать букву и звук, Читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Предмет усвоения: Заглавная и строчная буква Ч и звук [ Ч`]

Ресурсы урока (средства обучения) Прописи, картинки(Чаплин, Чкалов, Чарушин)

Форма урока: фронтальная, индивидуальная.

2. Научность содержания учебного материала

Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока

Этапы урока:

Проветривание кабинета.

Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности.

Цель: организовать направленное внимание на начало урока

Раз, два, три, четыре, пять –

Урок пора нам начинать.

Вы друг другу улыбнитесь.

И тихонечко садитесь.

Здравствуйте, ребята!

  1. Подготовка к восприятию

Физкультминутка

Актуализация опорных знаний, умений.

Цель: Цель: Создать благоприятный психологический настрой на работу. Актуализировать, требования к ученику со стороны учебной деятельности; — создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Название вида учебной работы: беседа, работа со стихотворением

Формы и организация контроля за работой:

Подведение результатов работы: учитель отмечает правильность ответов и хорошую работу детей

Учебное задание №1 работа со стихотворением

Буквы, буквы… 
Дай им волю — 
Нашалятся буквы вволю.
Целый день ТРУБА молчала, 
По хозяину скучала… 
Буква Ч к трубе пришла — 
Трубача труба нашла. 
Заиграл ТРУБАЧ на ней — 
Сразу стало веселей!…

Ребята как вы думаете какая тема нашего урока, о какой букве сегодня будет идти речь?( дети отвечают ,что сегодня познакомятся с буквами Ч ,формулируют тему урока)

— Почтальон, ребята, принёс нам письмо:

«Дорогие мальчики и девочки!

Черепаха и червяк,

Чувство, чучело, чудак,

Бой часов и чашка чая –

Всюду Ч мы замечаем!

Человек, чернила, чаша,

Чёрный кот, лесная чаща,

В сказках есть краса – девица,

Честный рыцарь, чудо – птица,

Черномор, Яга – злодейка,

Буква Ч , ты – чародейка!

— Приезжайте скорее. Мы научим вас писать букву Ч, заглавную и строчную.

Ваши друзья Букварь и Пропись ».

— Друзья, отправляемся в путь. Путешествовать мы будем вместе с Мудрой Черепахой. А что же нужно взять с собой? (ответы детей что они возьмут с собой; Карандаши, ручку, прописи)

Ребята , давайте с вами составим план урока чему мы сегодня будем учиться, а Мудрая Черепаха нам будет помогать. (составляют вместе с учителем, у учителя примерный составлен план урока)

План:

1.Письмо элементов строчной буквы ч.

2.Написание строчной буквы ч

3. Правописание буквосочетаний (чо, ча, че, чё, чи, чу, ач, ич, еч, уч, чк, чн, оч)

4.Знакомство с правилом (ча ,чу ,чк, чн)

5.Письмо элементов заглавной буквы Ч.

6.Написание заглавной буквы Ч.

7.Написание слов с заглавной буквой Ч.

8.Знакомство с известными людьми.

А теперь небольшая переменка

Цель: Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся Шли по крыше три кота, Три кота Василия. (Ходьба) Поднимали три хвоста Прямо в небо синее. (Поднятие рук) Сели киски на карниз, Посмотрели вверх и вниз (Приседание, наклон головы вверх — вниз) И сказали три кота: «Красота! Красота!» (Хлопки в ладоши) А теперь продолжим работу

2. Восприятие

3. Осмысление

Открытие нового знания.

Цель: Познакомить уч-ся с графическим образом письменной буквы ч

Учебное задание «№2 Анализ графического образа письменной буквы ч

Учебная задача для учителя: познакомить уч-ся с графическим образом письменной буквы ч

Учебная задача для учащихся: познакомиться с графическим образом буквы ч

Организация работы детей: фронтальная

Формы и организация контроля за работой: Учитель создает проблемную ситуацию, уч-ся находят пропущенную букву, 3 учеников пробуют написать букву ч у доски .Подготавливают руки к письму.

Проблемная ситуация:

Ребята, вы кто? Как вас называют в школе? (ответы детей) (УЧЕНИКИ распечатка)

Дети чего не хватает в слове?(буквы ч)

Кто попробует написать букву ч?(дети выходят вписывают пропущенную букву)

Ребята, как вы думаете, получилось у вас её написать(ответы детей)

Подготовка руки к письму.

 — Прежде чем приступить к письму буквы ч, подготовим пальчики к работе. Повторяйте за мной.

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трём, трём,

Мы капусту жмём, жмём

Ребята, давайте с вами пропишем элементы

Откройте прописи с.23. Посмотрите на элементы в рамке

Давайте с вами найдем элементы маленькой строчной буквы ч и обведем по образцувливают руки к письму.ось у вас её написать(ответы детей)урока)

— Но сначала скажите, о чём будете помнить во время письма?

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Учебное задание № 3 Написание строчной буквы ч 

Учебная задача для учителя: сформировать представления о графическом образе строчной букве ч.

Учебная задача для учащихся: научиться писать строчную букву ч.

Организация работы детей: фронтальная, парная , индивидуальная.

Формы и организация контроля за работой: Учитель объясняет на доске как правильно прописать букву Ч, уч-ся прописывают в прописи, двое уч-ся производят строчную букву Ч на доске, после чего уч-ся обмениваются прописями обводят самую красивую и правильную букву Ч, сверяют с доской и выбирают правильную букву.

Содержание:

 Чтобы правильно и красиво написать строчную букву ч, послушайте объяснение.

(начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведём руку вверх до рабочей строки, веду руку вниз, закругляю, виду наклонную линию вниз закруглением вправо )

Кто все сделает, меняется с соседом по парте и выбирает самую красивую букву.

Учебное задание №4 Написание соединений с буквой ч

Учебная задача для учителя: Учить соединять букву Ч с другими буквами

Учебная задача для учащихся: Совершенствовать навыки соединения буквы ч с другими буквами

Организация работы детей: Индивидуальная, подчеркните.красивое соединение парная .

Формы и организация контроля: Дети проговаривают какие слоги они будут писать .

Ребята как называются слоги?(Слоги — слияния)(согл+гл)

 — Прочтите сочетания с буквой ч.  Объясните соединения

Дети как вы думаете что записано на следующей строчке ?(буквосочетания)аете что записано на следующей строчке ?(вторая строчка верхнее соединение

— Выполните работу самостоятельно. Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте правильно ли он написал соединение выберите правильное красивое соединение подчеркните.

Физкультминутка

-Раз, два- выше голова (руки вверх)

Три, четыре — руки шире (руки в сторону)

Пять, шесть — тихо сесть

Семь, восемь- лень отбросить

Название вида учебной работы № 5: знакомство с правилом

Учебная задача для учителя: познакомить уч-ся с правилом чк –чн, ча-чу

Учебная задача для учащихся: познакомиться с правилом

Организация работы детей: фронтальная

Формы и организация контроля: Учитель знакомит с правилом написания чк-чн,ча-чу

Содержание .

Пишутся без мягкого знака! Ребята, как вы думаете почему? (ответы детей, потому, что ч сама по себе мягкая поэтому мы не пишем мягкий знак)

Пишут только букву у.

Пишут только букву а.

Учебное задание №6 написание заглавной буквы Ч

Учебная задача для учителя: сформировать представления о заглавной буквы Ч,научить ее писать.

Учебное задание для учащихся: научиться писать заглавную букву Ч.

Организация работы детей: индивидуальная, парная

Формы и организация контроля: Учитель пишет заглавную букву Ч, уч-ся пишут по образцу и продолжают строчку.

Подведение результатов работы: Учитель задает вопросы уч-ся отвечают, выбирают самую красивую букву Ч проверяют друг у друга.

Содержание:

Ребята, давайте с вами откроем страницу 23 в прописи найдем элементы заглавной буквы Ч и обведем ее по образцу( дети обводят элементы заглавной буквы Ч)

азцу( дети обводят23 в прописи найдем элементы заглавной буквы Чрасивую буквуЧ проверяют друг у друга.

аучиться писать заглавную букву Ч.

ить ее писать.

главную букву Чаглавной буквы Ч

мягкий знак)

Ребята, кто прописал заглавную букву Ч обведите правильную букву ,карандашом проверь у соседа как он написал и у него обведи получившиеся букву карандашом.

Из каких элементов состоит заглавная буква Ч? Из палочки с закруглением внизу и вверху и наклонной прямой с закруглением внизу вправо.

— Какую букву напоминает заглавная буква Ч?

— Для чего необходима заглавная буква Ч?

Учебное задание № 7 письмо слов

Учебная задача для учителя: научить написать заглавную букву Ч в словах.

Учебная задача для учащихся: научиться писать заглавную букву Ч в словах

Организация работы детей: индивидуальная, парная

Формы и организация контроля: Учитель следит за осанкой уч-ся, контролирует правильность написания слов с новой буквой отмечает лучшие работы.

Ребята, давайте с вами прочитаем слова, которые начинаются на заглавную букву Ч.

Объясните значение этих слов , как вы думаете кто такой Чарли Чаплин – это комик который заставлявший смеяться людей во всем мире.

Чкалов Валерий Павлович – это отважный летчик – испытатель.

Чарушин Евгений Иванович – это детский писатель художник .

Что общего есть в этих словах (ответы детей буква Ч)

Ребята , давайте пропишем слова с которыми мы познакомились. Не забывайте правило соединения.

5. Применение

Подведение итогов.

Работа с вопросиками:

Цель: контроль за результатами деятельности.

Ребята, с какой буквой сегодня познакомились?

С каким правилом познакомились? Ча Чу Чк Чн

Каких известных людей вы узнали?

Какой звук обозначает буква Ч?

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: Самооценка деятельности учащихся.

Название вида учебной работы

Учебная задача для учителя: Организовать процесс самооценки учащихся.

Учебная задача для учащихся: Самооценка своей деятельности на уроке.

Организация работы детей: А теперь оцените каждый свою работу. Перед вами лежат разноцветные ладошки: зелёные, жёлтые, красные. Цвета ладошек нам говорят, как мы сегодня поработали? Выберите ладошку того цвета, которая соответствует вашей работе на уроке: Я хорошо усвоил материал……..(зеленая) Мне нужно поработать ……., у меня были ошибки……… (желтая) У меня было много ошибок……………………… (красная) Этой ладошкой помашите мне, чтобы я знала, кому легко было на уроке узнавать новое, а кому – пришлось преодолевать трудности.

Формы и организация контроля за работой: проследить, чтобы учащиеся высказали свое мнение Подведение результатов работы: Спасибо, ребята, за ваши ответы! Мне понравилось, как вы работали на уроке, строили свои ответы, преодолевали трудности, рассуждали. Все вы МОЛОДЦЫ!!! Все в ваших руках!!! У вас все получится!!! И дома вы легко справитесь с домашним заданием.

Всем большое спасибо!

Обсуждение и запись домашнего задания.

Цель: Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Название вида учебной работы:

Учебная задача для учителя: объяснить учащимся характер домашнего задания.

Учебная задача для учащихся: осмыслить, что предстоит сделать дома.

Организация работы детей:

infourok.ru

«Прописная буква Ч» (1 класс)

Задачи урока:

  • Сформировать четкий зрительный образ заглавной буквы Ч и графический навык письма буквы Ч; закрепление правила правописания ча-чу, предложения.

  • Коррекция и развитие мелкой моторики, пространственной ориентации, зрительного восприятия и внимания.

  • Воспитание мотивации к учению.

Оборудование: игровое поле «Муха»; табличка со скороговоркой дежурного звука; индивидуальные карточки с буквами для учащихся; демонстрационная таблица — образец написания заглавной буквы Ч, У; шнурки разной длины; электронное приложение с образцом написания буквы Ч; кисточка; емкость с водой; цветные карандаши.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Психологический настрой.

Громко прозвенел звонок—

Начинается урок.

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты.

Слушайте, запоминайте,

Ни минуты не теряйте!

На уроке не спеши,

Аккуратно ты пиши,

Чтоб учитель тебе в тетрадь

За урок поставил «5».

3. Упражнение по развитию пространственной ориентации на листе бумаги «Муха».

На поле из 9 клеток, по команде учителя, из центра поля ученики передвигают фишку вверх-вниз, влево-вправо.

4. Работа с дежурным звуком [ж].

— Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

— Какой звук слышате? Твердый, звонкий, согласный звук.

— Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж? Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

5. Повторение пройденного материала.

– Скажите, пожалуйста, в каких буквах встречается вот этот элемент: «Наклонная прямая с закруглением внизу вправо»? (Элемент вывешивается на доску.) В заглавных буквах Л, М, П, Т, Ч, Я.

А) Работа с индивидуальной карточкой.

– Найдите каждой букве свою пару.

Ученики работают с парными (прописная + письменная буква) буквами по индивидуальной карточке.

– Какая буква осталась без пары? Заглавная буква Ч. (На доске вывешивается печатная буква Ч.)

Б) Характеристика звука [ч].

– Дайте, пожалуйста, характеристику звука Ч. Мягкий, глухой, согласный звук.

— Произнесите его. Губы слегка выдвинуты вперед и округлены; зубы сближены, между ними остается лишь узкая щель; широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба; средняя часть спинки языка опущена, образуя углубление; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка (в начале артикуляции кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а потом резко отходит назад), выдох более сильный, более напряженный, воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в ротовую полость; голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

— Какая буква передает этот звук на письме?

— Придумайте слова, где звук Ч живет в начале, середине и в конце слова. (Чайка, чашка, чайник, ручка, очки, врач, грач, мяч).

6. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке будем учиться писать заглавную (прописную) букву Ч.

7. Гимнастика для глаз.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

— Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз! (Посмотреть влево. Посмотреть вправо. Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз. Поднять взгляд  вверх. Опустить взгляд вниз. Быстро поморгать).

8. Актуализация знаний. А) Анализ начертания и написания заглавной буквы Ч. – Рассмотрите заглавную букву Ч. Из каких элементов состоит буква? (Из палочки с закруглением внизу и вверху и наклонной прямой с закруглением внизу вправо). — Сравните печатную и письменную буквы. Да, вы правильно решили: Ч мы пишем как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.

Б) Конструирование буквы из шнурков.

– Возьмите два шнурка – длинный и короткий. Из короткого сделай букву строчную г, рядом из длинного шнурка – наклонную прямую с закруглением вправо. Вот и получилась заглавная буква Ч.

В) Сопоставление с буквой У.

– Какую букву напоминает буква Ч? Чем они похожи и чем отличаются? Переконструируй букву У в букву Ч. (Здесь сделать упор на различие наклонных прямых).

  1. Упражнения по развитию мелкой моторики.

А) Стимулирующее упражнение. Самомассаж пальцев рук.

Б) Пальчиковая гимнастика.

— Раз, два, три, четыре, пять,
вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел,
(разгибает мизинчик)
этот пальчик гриб нашел,
(разгибает безымянный пальчик)
этот резал,
(разгибает средний пальчик)
этот ел,
(разгибает указательный пальчик)
ну, а этот лишь смотрел!
(разгибает большой пальчик).

— Две сороконожки бежали по дорожке.

В) Изображение животных из пальчиков.

  • «Коза».

  • «Зайчик».

10. Изучение нового материала.

– Для чего необходима заглавная буква Ч? (Для написания начала предложения, для написания имен, фамилий и кличек животных).

А) Объяснение написания буквы Ч с опорой на демонстрацию.

– Начинаем ниже середины нерабочей строки. Слева направо прописываем закругление, касаемся середины нерабочей строки, опускаем вниз прямую ,не доходя немного до верхней линейки закругляем вправо и ведем до середины нерабочей строки. Вниз опускаем прямую, не доходя немного до нижней линейки делаем закругление вправо, коснувшись нижней линейки.

Б) Демонстрация написания буквы на электронном приложении.

В) Обведение пальцем буквы по образцу.

Г) Письмо буквы в воздухе.

Д) Письмо буквы водой на доске.

Е) Повторение правил посадки за столом при письме, обращения с ручкой.

Ж) Письмо элементов буквы по обводке в прописи, узора по контуру (с. 29).

З) Письмо заглавной буквы Ч прописи.

И) Работа в прописи (с. 29).

Напишите слоги: Ча, Чу, Чи. Вспомните правила правописания.

К) Слого-звуковой анализ слова.

— Почему слово Чук пишется с большой буквы? Рассмотрите схему слова.

— Сколько слогов в сове? (1). Сколько букв в слове? (3). Сколько звуков в слове? (3). Каким цветом обозначит звук ч на схеме? (Зеленым). Звук у? (Красным). Звук к? (Синим).

11. Физкультминутка.

Две сороки-белобоки (Два хлопка перед собой, два хлопка о колени.

Повторить 2 раза).

Дружно делалаи уроки

И писали, и считали, (Сжимание и разжимание пальцев в кулак.

Повторить 2 раза).

И от этого устали. (Потряхивание кистями рук).

Встали по порядку, (Встать из-за парт в проход).

Сделали зарядку. (Руки вверх – потянуться, руки вниз).

Крылья раправиляли, (Повороты направо-налево, руки в стороны).

По комнате летали.

Приседали столько раз, (Приседания – 5 раз).

Сколько пальчиков у нас.

Головою повертели, (Пововроты головы направо-налево).

Снова за уроки сели. (Сесть за парту).

12. Закрепление пройденного материала. Работа с предложением.

— Прочитайте и напишите предложение: О Чуке и Геке написана книга.

— Спешите с печатного шрифта.

Мала пчела, да и то работает.

— Прочитайте предложение. Какой шрифт использован? Как оформляется предложение?

13. Индивидуальная работа в тетрадях учащихся.

14. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся.

— Довольны ли вы своей работой? Какую букву вы учились писать? Как на письме используется заглавная буква?

15. Домашнее задание.

Л М П

Т Ч Я

я т м

л п

Л М П

Т Ч Я

я т м

л п

Л М П

Т Ч Я

я т м

л п

Л М П

Т Ч Я

я т м

л п

Л М П

Т Ч Я

я т м

л п

Л М П

Т Ч Я

я т м

л п

Л М П

Т Ч Я

я т м

л п

Л М П

Т Ч Я

я т м

л п

Л М П

Т Ч Я

я т м

л п

Л М П

Т Ч Я

я т м

л п

Л М П

Т Ч Я

я т м

л п

Л М П

Т Ч Я

я т м

л п

Л М П

Т Ч Я

я т м

л п

Л М П

Т Ч Я

я т м

л п

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: Урок обучения грамоте (письмо) по теме «Заглавная буква Ч».

Урок письма

1 класс УМК «Школа России»

Тема: Заглавная буква Ч. Письмо заглавной буквы Ч. Правописание ча, чу. Правописание имен собственных. Составление предложений о героях рассказа А.Гайдара «Чук и Гек». Работа с пословицей.

Цель урока: Создать условия для формирования умения писать строчную и заглавную буквы ч Ч, слова и предложения с изученными буквами
Задачи:
Образовательные: 
•Сформировать в памяти учащихся чёткий зрительно-двигательный образ строчной и заглавной букв ч Ч.
•Научить писать строчную и заглавную буквы ч Ч по алгоритму и соединять с буквами; писать слова с изученными буквами.
•Закрепить графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки письма.
Развивающая: 
•Содействовать развитию моторики, фонематического слуха.
•Развивать у учащихся аналитико-синтетическую мыслительную деятельность через решение заданий с буквами.
•Развивать коммуникативные, личностные, регулятивные и познавательные УУД.
Воспитательные:
•Воспитывать позитивное отношение к письму как виду речевой деятельности и устойчивой познавательной мотивации.
•Воспитывать желание учиться.

Ход урока

  1. Оргмомент

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись от души –

До чего ж мы хороши!

— Ребята, с каким настроением начнем урок?

— У вас на партах знаки – настроения, покажите мне, какой выбрали вы, почему?

2. Актуализация деятельности учащихся.

— Прочитайте запись на доске.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

— Что написано на доске? (Предложение.)

— Докажите, что это предложение.

— Можете ли вы записать это предложение?

— Почему?

— Чему вы должны научиться?

(Тема выносится на доску.)

  1. Работа по теме урока.

— Сегодня мы будем писать знакомую нам букву.

Сначала руку упражнять, соединенья выявлять, скороговорки изучать, мечтать, творить и слушать.

— Для чего вы должны научиться писать Ч?

— Прочитайте скороговорку еще раз.

— С какого звука начинаются большинство слов в ней?

— Дайте характеристику данному звуку.

(Согласный, глухой, всегда мягкий)

— Друзья, отправляемся в путь. А путешествовать мы будем вместе с Мудрой Черепахой. А что обычно берут с собой в дорогу? Догадайтесь.

Когда лежу на месте, не раскрывая рта,

Во мне, скажу по чести, такая пустота!

Скорей, скорей бы лето! И люди будут класть

Дорожные предметы в мою большую пасть.

Мне, видно, от рожденья такой характер дан,

Что я люблю движенье, на то я …. (чемодан).

— Чтобы нам добраться до первой станции, Мудрая Черепаха сказала, что необходимо научиться писать заглавную прописную букву Ч. Посмотрите на образец. Заглавная буква Ч состоит из двух элементов. Наклонная с закруглением вверху влево и внизу вправо и наклонная с закруглением внизу вправо.

Стр.29

— Обведите элементы заглавной – самой главной буквы Ч, бордюрчик и продолжите его до конца строки.

— Заглавную букву Ч начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведем вверх вправо, закругляем, ведем наклонную палочку вниз к верхней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии и поднимаемся вверх вправо до середины вспомогательной строки. Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать до середины вспомогательной строки. Ведем вниз: чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.

— Пропишите в воздухе еще раз.

— На какую букву похожа прописная заглавная буква Ч?

— А чем отличается?

— Запишите слоги Ча, Чу, Чи.

— С какими гласными буквами пишутся слоги Ча, Чу?

— Запишите слово с этим буквосочетанием. (Чук)

— Сколько слогов в этом слове?

— Сколько звуков?

— Что нам дают первые два звука?

— Какой первый звук?

— Какой последний звук?

— Прочитайте предложение.

(О Чуке и Геке написана книга.)

— Сколько  в нем слов?

— Назовите слова, которые написаны с большой буквы.

— Объясните почему.

— Какой знак стоит в конце предложения?

— Запишите предложение по образцу.

— Ниже на нашей страничке написана печатными буквами пословица. Давайте ее прочитаем.

— А теперь напишите ее прописными буквами.

4. Физкультминутка

5. Продолжение работы по теме урока.

— Мы научились писать букву Ч. И Мудрая Черепаха приглашает нас в дорогу. А путешествовать мы будем на поезде.

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу – чу – чу – чу – чу –

Бежит паровоз

Далеко, далеко.

— На нашем пути встретились вот такие вывески.

— Прочитайте слова: Чита, Челябинск.

— Может быть кто — то знает эти названия?

— Это города России, в которых не раз бывала Мудрая Черепаха.

— Нам нужно написать названия этих городов прописными буквами и поставить ударение. Сможет ли кто-нибудь выполнить задание на доске?

— Сравните свою работу с доской.

— Продолжаем наше путешествие. Теперь наш путь лежит к морю. Каких птиц можно встретить на побережье? (Чаек)

— Прочитайте предложение.

(Чайки летали над водой.)

— Сколько слов в предложении?

— Какое слово написано с заглавной буквы?

— Почему?

— Какой знак стоит в конце предложения?

— Как называется такое предложение?

— Запишите предложение по образцу.

— Мудрая Черепаха удивлена, что вы и это умеете. Она хочет прочитать вам стихи.

1) Наевшись рыбы до отвала,

     На море гайка отдыхала.

2) Синеет море перед нами,

     Летают майки над волнами.

3) На болоте нет дорог,

     Я по кошкам – скок да скок.

— А что вы смеетесь?

— Давайте поможем Черепахе найти нужные слова. (чайка, чайки, кочкам)

— Запишите слова.

Чайки, кочки

Работа в парах.

— Составьте с соседом по парте слова с буквой Ч и запишите их в тетрадь.

— Обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли вы написали слова.

— Молодцы, ребята, у вас получилось очень красиво.

— Расстроилась черепаха, что стихи у нее не получились. А давайте мы назовем ее ласково. (Черепашка, черепашечка)

— Смотрите, заулыбалась, понравилось ей. Она хочет вас ласково назвать – Дима – Димочка, Аминочка, Лерочка, Ксюшечка, Темочка, Сережечка и т.д.

— Появилась добрая буква ч в словах и они стали ласковыми. Давайте с сегодняшнего дня так и будем называть друг друга.

6. Подведение итога урока и рефлексия

— Мудрой Черепашке пора уходить. Она говорит нам «Спасибо» и прощается с нами.

— Наш урок подошел к концу. Покажите свое настроение в конце урока (делается вывод – изменилось ли настроение у детей и как).

— Понравился вам урок?

— Что произвело на вас наибольшее впечатление?

— Какие задания понравились больше всего?

— Что вызвало затруднения?

— Продолжите предложение:             Я знал….

                                                                    Я узнал ….

                                                                     Я хочу узнать ….

https://yadi.sk/i/b6jwg226fTRsd ссылка дл просмотра урока

nsportal.ru

Обучение грамоте. Урок письма на тему «Заглавная буква Ч»

Урок письма

1 класс

Тема: Заглавная буква Ч, обозначающая мягкий согласный звук. Правописание ча, чу.

Цель урока: Создать условия для формирования умения писать строчную и заглавную буквы ч Ч, слова и предложения с изученными буквами
Задачи:
Образовательные: 
•Сформировать в памяти учащихся чёткий зрительно-двигательный образ заглавной буквы Ч.
•Научить писать заглавную буку Ч по алгоритму и соединять с буквами; писать слова с изученными буквами.
•Закрепить графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки письма.
Развивающая: 
•Содействовать развитию моторики, фонематического слуха.
•Развивать у учащихся аналитико-синтетическую мыслительную деятельность через решение заданий с буквами.
•Развивать коммуникативные, личностные, регулятивные и познавательные УУД.
Воспитательные:
•Воспитывать позитивное отношение к письму как виду речевой деятельности и устойчивой познавательной мотивации.
•Воспитывать желание учиться.

Ход урока

I.Орг. момент

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись от души –

До чего ж мы хороши!

II. Актуализация деятельности учащихся.

— Прочитайте запись на доске.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

— Что написано на доске? (Предложение.)

— Докажите, что это предложение.

— Можете ли вы записать это предложение?

— Почему?

III.Определение темы и задач урока.

— С какого звука начинаются большинство слов в ней?

— Определите тему нашего урока.

— Чему вы должны научиться?

(Тема выносится на доску.)

IV.Работа по теме урока.

1)- Сегодня мы будем писать знакомую нам букву.

Сначала руку упражнять, соединенья выявлять, скороговорки изучать, мечтать, творить и слушать.

— Для чего вы должны научиться писать Ч?

— Прочитайте скороговорку еще раз.

— С какого звука начинаются большинство слов в ней?

— Дайте характеристику данному звуку.

(Согласный, глухой, всегда мягкий)

— Друзья, отправляемся в путь. А путешествовать мы будем вместе с Мудрой Черепахой. А что обычно берут с собой в дорогу? Догадайтесь.

Когда лежу на месте, не раскрывая рта,

Во мне, скажу по чести, такая пустота!

Скорей, скорей бы лето! И люди будут класть

Дорожные предметы в мою большую пасть.

Мне, видно, от рожденья такой характер дан,

Что я люблю движенье, на то я …. (чемодан).

— Чтобы нам добраться до первой станции, Мудрая Черепаха сказала, что необходимо научиться писать заглавную прописную букву Ч.

-Посмотрите на образец. Заглавная буква Ч состоит из двух элементов. Наклонная с закруглением вверху влево и внизу вправо и наклонная с закруглением внизу вправо.

2) Повторение правил посадки во время письма:

«Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою, ручку правильно держу.

Сяду ровно, не согнусь, за работу я возьмусь».

3) Пальчиковая гимнастика:

«Утром пальчики проснулись: «С добрым утром!».

Потянулись. Стали быстро умываться, полотенцем вытираться.

Каждый пальчик вытираем, не один не забываем.

Быстро сделали зарядку и уселись за тетрадку».

4)Пропись № 3 стр.29

Сравнение печатной и прописной буквы Ч.

— Обведите элементы заглавной буквы Ч, бордюрчик и продолжите его до конца строки.

5) Показ написания буквы учителем:

Заглавную букву Ч начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведем вверх, вправо, закругляем, ведем наклонную палочку вниз к верхней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии и поднимаемся вверх, вправо до середины вспомогательной строки. Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать до середины вспомогательной строки. Ведем вниз: чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх, вправо до середины рабочей строки.

— Пропишите в воздухе еще раз.

— На какую букву похожа прописная заглавная буква Ч?

— А чем отличается?

6) Запись слогов Ча, Чу, Чи.

— С какими гласными буквами пишутся слоги Ча, Чу?

— Запишите слово с этим буквосочетанием. (Чук)

— Сколько слогов в этом слове?

— Сколько звуков?

— Что нам дают первые два звука?

— Какой первый звук?

— Какой последний звук?

— Прочитайте предложение.

(О Чуке и Геке написана книга.)

— Сколько в нем слов?

— Назовите слова, которые написаны с большой буквы.

— Объясните почему.

— Какой знак стоит в конце предложения?

— Запишите предложение по образцу.

— Ниже на нашей страничке написана печатными буквами пословица. Давайте ее прочитаем.

— А теперь напишите ее прописными буквами.

V. Физкультминутка.

VI. Продолжение работы по теме урока.

— Мы научились писать букву Ч. И Мудрая Черепаха приглашает нас в дорогу. А путешествовать мы будем на поезде.

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу – чу – чу – чу – чу –

Бежит паровоз

Далеко, далеко.

— На нашем пути встретились вот такие вывески.

— Прочитайте слова: Чита, Челябинск.

— Может быть кто — то знает эти названия?

— Это города России, в которых не раз бывала Мудрая Черепаха.

— Нам нужно написать названия этих городов прописными буквами и поставить ударение.

— Сравните свою работу с доской.

— Продолжаем наше путешествие. Теперь наш путь лежит к морю. Каких птиц можно встретить на побережье? (Чаек)

— Прочитайте предложение.

(Чайки летали над водой.)

— Сколько слов в предложении?

— Какое слово написано с заглавной буквы?

— Почему?

— Какой знак стоит в конце предложения?

— Как называется такое предложение?

— Запишите предложение по образцу.

— Мудрая Черепаха удивлена, что вы и это умеете. Она хочет прочитать вам стихи.

1) Наевшись рыбы до отвала,

На море гайка отдыхала.

2) Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

3) На болоте нет дорог,

Я по кошкам – скок да скок.

— А что вы смеетесь?

— Давайте поможем Черепахе найти нужные слова. (чайка, чайки, кочкам)

— Запишите слова.

Чайки, кочки

— Расстроилась черепаха, что стихи у нее не получились. А давайте мы назовем ее ласково. (Черепашка, черепашечка)

— Смотрите, заулыбалась, понравилось ей. Она хочет вас ласково назвать – Дима – Димочка, Лерочка, Эвелиночка, Темочка, и т.д.

— Появилась добрая буква ч в словах, и они стали ласковыми.

VII. Подведение итога урока. Рефлексия.

— Мудрой Черепашке пора уходить. Она говорит нам «Спасибо» и прощается с нами.

— Наш урок подошел к концу.

— Понравился вам урок?

— Какие задания понравились больше всего?

— Что вызвало затруднения? Оцените свою работу на уроке «смайликами».

infourok.ru