Разное

Поведение удовлетворительное – ( .. ..)

Как оценивается поведение в школе?

#1

Внимательно изучить указ Министерства образования, в котором подробно описано, какие существуют критерии оценки учащихся средних образовательных школ. Понять, каким образом были составлены данные критерии. Для этого нужно прочитать Правила поведения учащихся, в которых описано, какие именно обязанности должны выполнять ученики средних образовательных школ.

#2

После того, как вы изучите все вышеперечисленные положения, описывающие поведение в школе учащихся, понадобится понять, что выставление оценок зависит от нескольких факторов – в частности, педагогического такта преподавателей и правильного методического подхода. Узнать, что на сегодняшний день поведение учащихся в средних образовательных школах существует три оценки − «примерное», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное».

#3

Узнать, что положительными является лишь две из вышеперечисленных оценок «примерное» и «удовлетворительное». Оценка «примерное» выставляется тем ученикам, которые наиболее старательно выполняют все требования, перечисленные в Правилах поведения учащихся, и активно участвуют в общественной жизни учебного заведения.


#4

Оценка за поведение в школе «удовлетворительное» выставляется тем ученикам, которые выполняют все требования, содержащиеся в Правилах поведения, участвуют в общественном труде и жизни школы. Родители учеников средних школ, должны знать, что оценка «удовлетворительное» не является чрезвычайным происшествием, она используется для характеристики большинства учеников учебного заведения.

#5

Узнать, что единственной отрицательной оценкой поведения является оценка «неудовлетворительное». Она выставляется тем учащимся, которые систематически нарушают правила, проявляют недисциплинированность и периодически совершают антиобщественные проступки.

uznay-kak.ru

Критерии и показатели оценки поведения учащихся

Оценка поведения учащихся разных классов выставляется с учетом выделенных критериев (социально значимых качеств) в зависимости от степени проявления этих качеств (показателей) и выражается в таких характеристиках, как «примерно», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка «примерно» выставляется в том случае, когда указанные критерии и показатели проявляются в полной мере. «Удовлетворительно» — когда показатели проявляются не в полной мере. Оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если показатели по выделенным критериям (социально значимым качествам) не проявляются.

Оценки по поведению учащихся в школе выставляются учителем начальных классов, классным руководителем. Поведение учащихся в школе оценивается по четвертям и за год. Результаты проведенной работы обсуждаются на родительских собраниях, педагогических советах.

Оценка поведения учащихся в процессе педагогического вза­имодействия представляет собой не только результат воспитания, способ регулирования и стимулирования конструктивных форм поведения учащихся, их саморазвития и самовоспитания, а также показатель эффективности воспитательной работы в школе. Систематическое выявление воспитанности (как формы поведения) учащихся возможно лишь в условиях конкретного класса, конкретной реальной ситуации. Правильно организованный педагогический контроль должен иметь воспитательный эффект и способствовать становлению личности.

V—VI классы










Критерии

Показатели

Гражданственность

Знание государственной символики; уважительное отношение к государственной символике, институту президентства; активное участие в общественно-значимых делах класса, школы, деятельности детских общественных объединений

Товарищество и коллективизм

Желание находиться в коллективе, доброжелательные взаимоотношения с одноклассниками, уважение и взаимопомощь

Уважение к старшим

Вежливость, послушание, оказание посильной помощи

Доброта

Готовность помочь одноклассникам, младшим товарищам, бережное отношение к животным

Честность

Искренность, правдивость, исполнение обещаний

Трудолюбие

Добросовестное отношение к своим обязанностям, участие в общественно-полезном труде

Бережливость

Опрятный внешний вид, аккуратность, бережное отношение к своим вещам и школьному имуществу, окружающей среде и природным ресурсам

Дисциплинирован­ность

Исполнительность; соблюдение правил поведения в школе, общественных местах; отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной причине; забота о своем здоровье и здоровье окружающих

 

VII—IX классы









Критерии

Показатели

Гражданственность

Знание государственной символики; уважительное отношение к государственной символике, институту президентства; активное участие в общественно-значимых делах класса, школы, деятельности детских и молодежных общественных объединений

Товарищество и коллективизм

Дружелюбные взаимоотношения с одноклассниками, уважение и взаимопомощь, выполнение коллективных решений, выражение благодарности, товарищеские взаимоотношения

Гуманность

Доброжелательные отношения с окружающими, уважение старших, готовность помочь одноклассникам, младшим товарищам

Честность и принципиальность

Искренность, правдивость, исполнение обещаний; способность осознавать и признавать свои ошибки; умение прислушиваться к конструктивной критике товарищей или старших; критическое отношение к результатам своего труда

Добросовестное отношение к труду

Добросовестное отношение к своим обязанностям; участие в общественно-полезном труде и социально значимой деятельности; стремление выполнить ее качественно, вдумчивое отношение к выбору будущей профессии

Дисциплинированность

Исполнительность; соблюдение правил поведения в школе, общественных местах; отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной причине; выполнение поручений старших; стремление доводить начатое дело до конца; настойчивость в достижении поставленной цели; забота о своем здоровье и здоровье окружающих

Эстетическое развитие

Опрятный внешний вид, аккуратность, бережное отношение к своим вещам и школьному имуществу, стремление к самосовершенствованию, бережное отношение к окружающей среде и природным ресурсам

 

X—XI классы










Критерии

Показатели

Гражданственность

Знание государственной символики; уважительное отношение к государственной символике, институту президентства; участие в общественно-значимых делах класса, школы, деятельности молодежных общественных объединений; активная гражданская позиция

Товарищество и коллективизм

Дружелюбные взаимоотношения с одноклассниками, уважение и взаимопомощь, выполнение коллективных решений; выражение благодарности, умение отстаивать честь своего коллектива

Гуманность

Доброжелательные отношения с окружающими, уважение старших, толерантность к другим, готовность помочь одноклассникам, младшим товарищам

Честность и принципиальность

Искренность, правдивость, исполнение обещаний, единство слова и дела, устойчивость взглядов и убеждений, способность открыто и корректно высказывать свое мнение, проявлять самокритичность, давать оценку антиобщественным поступкам

Добросовестное отношение к труду

Добросовестное отношение к своим обязанностям, участие в общественно-полезном труде и социально значимой деятельности, стремление выполнить ее качественно, серьезное отношение к выбору будущей профессии

Дисциплинированность

Исполнительность; соблюдение правил поведения в школе, общественных местах; отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной причине, выполнение поручений старших; стремление доводить начатое дело до конца; настойчивость в достижении поставленной цели; забота о своем здоровье и здо­ровье окружающих

Эстетическое развитие

Опрятный внешний вид; аккуратность, бережное отношение к своим вещам и школьному имуществу; стремление к самосовершенствованию; приобщение к общечеловеческим цен­ностям и духовно-нравственным традициям белорусского народа, бережное отношение к окружающей среде и природным ресурсам

     

 

gym50.by

Успеваемость отличная, поведение удовлетворительное – Власть – Коммерсантъ


       Завершившаяся на прошлой неделе весенняя сессия Госдумы принесла для Кремля две новости — как водится, плохую и хорошую. Первая: в Думе впервые появилась антипутинская оппозиция. Вторая: это совершенно не мешает нижней палате принимать нужные для президента законы.


       Год назад, подводя итоги первых шести месяцев работы нового депутатского корпуса, «Власть» отмечала две особенности третьей Думы: невиданную прежде консолидацию народных избранников на базе поддержки президента и высокую продуктивность нижней палаты, принявшей рекордное количество важнейших для Кремля и Белого дома законопроектов.

       К концу третьей сессии от прежней консолидации не осталось и следа: коммунисты и аграрии вспомнили о своем оппозиционном прошлом и продемонстрировали готовность бороться против исполнительной власти самыми жесткими методами, вплоть до инициирования вотума недоверия кабинету министров и срыва думских заседаний. Но, как ни странно, это обстоятельство не сказалось на эффективности работы палаты. И по количеству принятых Думой «эпохальных» законопроектов завершившаяся сессия ничуть не уступила двум предыдущим.

       
Дружеская оппозиция

       Уход левых в «глухую оппозицию» был неизбежен. Перехода Владимира Путина в стан «настоящих патриотов» коммунисты так и не дождались, и их вождям стало трудно объяснять избирателям, почему те должны голосовать именно за КПРФ, если ее отношение к президенту мало чем отличается от позиции «Единства» или «Отечества».

       Поэтому в начале февраля левые взялись подправлять свой изрядно потускневший оппозиционный имидж. Для начала был инициирован вотум недоверия правительству. Затем коммунисты демонстративно покинули зал заседаний Думы во время обсуждения поправок к бюджету-2001. А закончилось все скандалом вокруг Земельного кодекса, сопровождавшимся депутатской дракой и блокированием думской трибуны, и столкновениями сторонников КПРФ с милицией в день рассмотрения проекта Трудового кодекса.

       Правые и центристы, глубоко оскорбленные возмутительным поведением левых, тут же предложили решить вопрос радикально, отняв у коммунистов и их союзников все руководящие думские посты. А вот Кремль к демаршам левых отнесся на удивление спокойно. «У нас нет ощущения, что они все порвали и ушли»,— разъяснил корреспонденту «Власти» высокопоставленный сотрудник администрации президента. И добавил, что Кремль вовсе не считает позицию КПРФ обструкционистской: «Есть вопросы, по которым они нас никогда не поддержат, есть вещи, с которыми мы никогда не согласимся. И нас это устраивает».

       Такое благодушие связано с тем, что меру коммунисты явно знают и не позволяют себе доиграться до «особо тяжких последствий» — реальной отставки правительства или провала необходимых для Кремля и Белого дома законопроектов. Не случайно самые громкие демарши левых случались тогда, когда положительный для исполнительной власти исход голосования был уже предопределен. А вот «бузить» при обсуждении конституционных законов, которые требуют большинства в две трети голосов и принять которые без поддержки хотя бы части коммунистов крайне затруднительно, левые не решаются.

       
Просчитанное инакомыслие

       Среди принятых в ходе минувшей сессии законопроектов были и такие, которые Дума поддержала бы двумя руками даже в те времена, когда большинство в ней принадлежало коммунистам. Например, дополнение к закону «О государственном гимне», узаконившее в качестве его текста стихи Сергея Михалкова. Или закон «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ», в котором думские патриоты разглядели намек на возрождение СССР. Или, наконец, недавняя поправка к закону «О средствах массовой информации», запрещающая иностранцам или юридическим лицам с более чем 50-процентным иностранным капиталом владеть федеральными телеканалами.

       Отношение левых к пакету законопроектов о судебной реформе и к новому Уголовно-процессуаль

www.kommersant.ru

удовлетворительное поведение — это… Что такое удовлетворительное поведение?



удовлетворительное поведение
satisfactory behavior

Дополнительный универсальный русско-английский словарь.
2013.

  • удивленный вид
  • удовлетворить просьбу

Смотреть что такое «удовлетворительное поведение» в других словарях:

  • поведение — Любая деятельность, в которой мы участвуем, от грубой моторной деятельности до мышления. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. поведение …   Большая психологическая энциклопедия

  • поведение — сущ., с., употр. часто Морфология: (нет) чего? поведения, чему? поведению, (вижу) что? поведение, чем? поведением, о чём? о поведении 1. Поведением называются привычные действия кого либо, чей либо образ жизни. Изучать чьё либо поведение. |… …   Толковый словарь Дмитриева

  • поведение — я; ср. 1. Совокупность поступков и действий кого л., создающих целостное представление об образе жизни кого л. Нервное п. диверсанта. Вызывающее п. экскурсантов. Женщина лёгкого поведения (вступающая в случайные и непродолжительные связи с… …   Энциклопедический словарь

  • ПОВЕДЕНИЕ — совокупность реальных действий, внеш. проявлений жизнедеятельности живых существ, в т. ч. человека. В обыденной речи и пед. практике традиционно принята более узкая трактовка П. как соблюдения человеком общепринятых правил взаимоотношений и… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • поведение — я; ср. 1) Совокупность поступков и действий кого л., создающих целостное представление об образе жизни кого л. Нервное поведе/ние диверсанта. Вызывающее поведе/ние экскурсантов. Женщина лёгкого поведения (вступающая в случайные и… …   Словарь многих выражений

  • Недостаточность питания и поведение человека (malnutrition and human behavior) — Голод и его ужасающие последствия были призраком, пугавшим человечество в течение тысячелетий. Целый ряд нарушений поведения м. б. вызван отклонениями в питании. Существует два осн. типа недостаточности питания: а) общий дефицит потребляемой… …   Психологическая энциклопедия

  • УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ — УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ, удовлетворительная, удовлетворительное; удовлетворителен, удовлетворительна, удовлетворительно. Удовлетворяющий каким нибудь требованиям, достаточный, не плохой. Удовлетворительная работа. Удовлетворительное поведение.… …   Толковый словарь Ушакова

  • Брестский мир — Эта статья о мирном договоре между Советской Россией и Центральными державами. О мирном договоре между УНР и Центральными державами, см. Брестский мир (Украина Центральные державы). В Викитеке есть тексты по теме …   Википедия

  • Политическая ситуация в России в 1917—1918 годах — Смена власти в России в 1917 1918 годах …   Википедия

  • Коррупция — (Corruption) История коррупции в мире, виды коррупции Вред от коррупции, причины и борьба с коррупцией Содержание Содержание Раздел 1. История . Раздел 2. Типология. Раздел 3. Вред от коррупции. Раздел 4. Причины. Раздел 5. Борьба с коррупцией.… …   Энциклопедия инвестора

  • О́стрый живо́т — клинический синдром, развивающийся при повреждениях и острых заболеваниях органов брюшной полости и забрюшинного пространства и требующий экстренной хирургической помощи. Для острого живота типичны следующие основные признаки: боли в животе… …   Медицинская энциклопедия

additional_universal_dictionary_ru_en.academic.ru

Значение слова «Удовлетворительный» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др.




Поделиться значением слова:

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. 1. Достаточно хороший, удовлетворяющий определенным требованиям. У ответ. Работа выполнена удовлетворительно (нареч.). 2. удовлетворительно, нвскл., ср. Самая низкая положительная отметка (в 3 зная.). Сдать экзамен на «»удовлетворительное И сущ. удовлетворительное»», -и, ж. (к 1 знач.).





Ударение: удовлетвори́тельный прил.

  1. Удовлетворяющий каким-л. требованиям.

УДОВЛЕТВОРИ́ТЕЛЬНЫЙ, удовлетворительная, удовлетворительное; удовлетворителен, удовлетворительна, удовлетворительно. Удовлетворяющий каким-нибудь требованиям, достаточный, не плохой. Удовлетворительная работа. Удовлетворительное поведение. Удовлетворительный ответ. Работа выполнена удовлетворительно (нареч.). Вполне удовлетворительное здоровье.


достаточный, порядочный, изрядный, довольный, хороший, благополучный; приёмлемый, допустимый, сносный, терпимый; недурственный, приемлемый, ничего себе, недурной, ничего, посредственный, так-сяк, сойдет, приличный, неплохой, туда-сюда, удовый. Ant. неудовлетворительный, неприёмлемый, недопустимый


Достаточный, порядочный, изрядный, довольный.
Закон достаточного основания. ..
Ср. хороший» title=’хороший, хороший синонимы, синонимы к хороший, словарь русских синонимов’>хороший.
См. благополучный, порядочный» title=’порядочный, порядочный синонимы, синонимы к порядочный, словарь русских синонимов’>порядочный, хороший» title=’хороший, хороший синонимы, синонимы к хороший, словарь русских синонимов’>хороший…


достаточный, изрядный, недурной, недурственный, неплохой, порядочный, посредственный, приемлемый, приличный, сносный, терпимый


удовлетвори́тельный,
удовлетвори́тельная,
удовлетвори́тельное,
удовлетвори́тельные,
удовлетвори́тельного,
удовлетвори́тельной,
удовлетвори́тельного,
удовлетвори́тельных,
удовлетвори́тельному,
удовлетвори́тельной,
удовлетвори́тельному,
удовлетвори́тельным,
удовлетвори́тельный,
удовлетвори́тельную,
удовлетвори́тельное,
удовлетвори́тельные,
удовлетвори́тельного,
удовлетвори́тельную,
удовлетвори́тельное,
удовлетвори́тельных,
удовлетвори́тельным,
удовлетвори́тельной,
удовлетвори́тельною,
удовлетвори́тельным,
удовлетвори́тельными,
удовлетвори́тельном,
удовлетвори́тельной,
удовлетвори́тельном,
удовлетвори́тельных,
удовлетвори́телен,
удовлетвори́тельна,
удовлетвори́тельно,
удовлетвори́тельны,
удовлетвори́тельнее,
поудовлетвори́тельнее,
удовлетвори́тельней,
поудовлетвори́тельней


Поделиться значением слова:






glosum.ru

Поведение ребенка в школе — Ailey © — LiveJournal

На самом деле я категорически не согласна с тем, что учителя оценивают поведение детей. Я считаю, что это часть воспитания, а воспитание — главным образом задача родителей. Задача же учителя — сохранять нейтралитет в воспитании и просто поддерживать дружескую атмосферу в течение образовательного процесса.
Но то, что я нашла, показалось мне интересным 🙂

Оценка поведения учащихся учреждений образования представляет собой результат воспитания, способ регулирования и стимулирования форм поведения учащихся, их саморазвития и самовоспитания, показатель эффективности идеологической и воспитательной работы в учреждении образования.

У меня возникла ассоциация с собачкой Павлова и формированием определенных реакций у детей.

Оценка поведения «примерное» выставляется учащимся, которые в полной мере выполняют основные требования…
Оценка поведения «удовлетворительное» выставляется учащимся, которые не в полной мере выполняют основные требования…
Оценка поведения «неудовлетворительное» выставляется учащимся, которые систематически не выполняют основные требования… Оценка поведения «неудовлетворительное» может быть выставлена за совершение учащимся антиобщественных поступков, правонарушений и преступлений.

Почему-то показалось, что если ребенок «такой как все» — ему будет легче получить «примерное».
А вот яркой индивидуальности не будут рады…

А теперь самое интересное

Критерии и показатели оценки поведения учащихся учреждений общего среднего образования
из документа «Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования»

Критерии Показатели
I–IV классы
Гражданственность Знание государственной символики Республики Беларусь;
уважительное отношение к государственной символике Республики Беларусь;
активное участие в деятельности детских общественных объединений
Товарищество Дружелюбные отношения с одноклассниками;
умение проявлять взаимопомощь
Уважение к старшим Вежливость;
послушание;
оказание посильной помощи
Доброта Готовность помочь близким, друзьям, старшим;
бережное отношение к животным
Честность Искренность;
правдивость;
исполнение обещаний
Трудолюбие Добросовестное отношение к своим обязанностям;
участие в общественно полезном труде
Бережливость Опрятный внешний вид;
аккуратность;
бережное отношение к своим вещам и школьному имуществу, окружающей среде и природным ресурсам
Дисциплинированность Выполнение устава учреждения общего среднего образования, правил внутреннего распорядка учреждения общего среднего образования, правил поведения в общественных местах;
отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной причине;
забота о своем здоровье и здоровье окружающих;
исполнительность;
добросовестное отношение к учебе
V–VI классы
Гражданственность Знание государственной символики Республики Беларусь;
уважительное отношение к государственной символике Республики Беларусь;
активное участие в общественно значимых делах класса, учреждения общего среднего образования, деятельности детских общественных объединений
Товарищество и коллективизм Стремление находиться в коллективе;
дружелюбные взаимоотношения с одноклассниками;
уважение и взаимопомощь
Уважение к старшим Вежливость;
послушание;
оказание посильной помощи
Доброта Готовность помочь одноклассникам, младшим товарищам;
бережное отношение к животным
Честность Искренность;
правдивость;
исполнение обещаний
Трудолюбие Добросовестное отношение к своим обязанностям, участие в общественно полезном труде
Бережливость Опрятный внешний вид;
аккуратность;
бережное отношение к своим вещам и школьному имуществу, окружающей среде и природным ресурсам
Дисциплинированность Выполнение устава учреждения общего среднего образования, правил внутреннего распорядка учреждения общего среднего образования, правил поведения в общественных местах;
отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной причине;
забота о своем здоровье и здоровье окружающих;
исполнительность;
добросовестное отношение к учебе

полный текст тут

Ужс 🙂

Зато теперь понятно, чем руководствуются учителя если они конечно вообще в курсе этого документа
А еще, что за систематическое неучастие в «октябрятах», можно законно получить «неуд» 🙂

ailey.livejournal.com

Плохое поведение

Практически во всех образовательных организациях (которые, повторяю, должны не только обучать, но и воспитывать) оценивают только способность учащихся приобретать знания, то есть их обученность, умение решать задачи, выполнять тесты, писать без ошибок. Воспитанность же не оценивается никак. То есть вообще. В итоге же получается, что успешность всего образовательного процесса у нас выражена именно в отметках за успехи в одной, менее важной его составляющей, а вторая, более важная, полностью выпадает из процесса оценивания.  
«Да, но как оценить воспитанность? Это же просто невозможно! Обученность — совсем другое дело, оценить наличие или отсутствие знаний по конкретной теме куда проще, чем выяснить, насколько человек воспитан, к тому же не существует понятных всем критериев воспитанности, это полная чушь!» — примерно такие аргументы можно услышать от тех, кто убежден: ничего менять не нужно, надо оставить все как есть.
Сторонники гуманистического пути развития нашего образования также воспринимают предложение оценивать уровень воспитанности в штыки, но при этом заявляют, что оценка вообще вредна, даже по предметам, и надо в принципе отказаться от отметок, которые только портят, мешают детям расти свободными творческими личностями.
Безусловно, оценить уровень воспитанности довольно сложно. Это вам не тройка по математике или пятерка за диктант. Но, по мнению целого ряда специалистов, можно. И доказательством тому служат многочисленные методики, позволяющие этот уровень определить (а значит, и оценить). Доводы же, что воспитанность невозможно шкалировать и что не существует единиц измерения воспитанности («в чем вы ее собираетесь измерять — в метрах? градусах? граммах?»), также не выдерживают критики. В конце концов единицы измерения тревожности тоже нет, а методики определения уровня тревожности (тест Тейлора, шкала Спилберга — Ханина) есть, и ими пользуются во всем мире.
Чтобы вернуть разговор в русло понятных всем материй, напомню, что и в гимназиях царской России, и в школах СССР существовали отметки за поведение и прилежание. Которые есть не что иное, как проявление воспитанности. Грубо говоря, воспитание человека проявляется в его действиях, поступках, стремлениях, а это, как ни крути, и есть поведение (сознательное и ответственное отношение к своим обязанностям) и прилежание (мера ответственности учащегося за учение, степень его добросовестности, старания, усердия и исполнительности).
То, что этим показателям, существующим независимо от знаний, умений и навыков по отдельным предметам, всегда уделялось огромное внимание, говорит тот факт, что нормой считалось поведение учащегося не ниже «отлично». Все остальное было отступлением от нормы и было чревато определенными мерами воспитательного воздействия.
Вот как об этом пишет Аркадий Гайдар в повести «Школа»:
«Старичок,  училищный доктор,  приложил ладонь к  моему лбу  и,  даже не измерив температуры, поставил вслух диагноз: «Болен  острым  приступом лени.  Вместо  лекарства советую четверку за поведение и после уроков на два часа без обеда».
Инспектор с  видом  ученого  аптекаря одобрил  этот  рецепт  и,  позвав сторожа Семена, приказал ему отвести меня в класс.

Через  два  дня  мне  сообщили,  что  за  самовольный  побег  из  школы учительский совет решил поставить мне тройку за поведение. Тройка обычно означала,  что при первом же замечании ученик исключается из училища».
Не грех вспомнить и знаменитую повесть Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Там все поступки учащихся заносились в специальный «штрафной» журнал, что, разумеется, очень не нравилось нарушителям дисциплины. Между тем хочу отметить, что кондуиты впервые были введены в Германии еще в XIX веке, и автором этой инициативы был основатель научной педагогики Иоганн Фридрих Гербарт, немецкий философ и психолог. То есть звезда первой величины.  
После революции от всех этих пережитков прошлого решили отказаться. Тогда все были уверены, что советские школьники — народ сознательный, советские педагоги — люди гуманные, они вполне способны обойтись мерами убеждения. Народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский постановлением «Об отмене отметок» запретил «применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся во всех без исключения случаях школьной практики». Перевод из класса в класс и выпускное свидетельство производились на основании «успехов учащихся по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы».
Но прошло время, и страна была вынуждена вернуться к опыту царской России. В 1943 году нарком просвещения РСФСР Потемкин утвердил «Правила для учащихся», а еще через год подписал постановление «О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы». В этом эпохальном документе было сказано:
«Балл «5» ставится за безупречное поведение учащегося в школе и вне ее.
Балл «4» ставится за заметное нарушение поведения учащегося. Оценка поведения баллом «4» допускается только в одной четверти. В случае неисправления ученика педагогический совет рассматривает вопрос о дальнейшем снижении ему отметки за поведение.
Балл «3» ставится за серьезное нарушение поведения учащегося и служит ему предупреждением о возможном исключении из школы. В случае неисправления ученика в установленный для него испытательный срок педагогический совет обсуждает вопрос о возможности оставления его в школе. При решении вопроса об исключении учащегося его поведение оценивается баллом «2», и ученик исключается из школы. Решение педагогического совета об исключении учащегося из школы утверждается районным (городским) отделом народного образования.
Выдача свидетельств аттестатов допускается только при отличном поведении ученика (балл «5») со следующей записью: «при отличном «5» поведении».
Иными словами, было не в абстрактной форме, а на бумаге, четко и понятно расписано, как должен себя вести советский школьник и что будет, если он не захочет этого делать. И дисциплина странным образом резко улучшилась. В дальнейшем гайки были ослаблены. Так, утвержденная в 1970 году министром просвещения СССР Михаилом Прокофьевым Инструкция о выставлении оценки поведения учащимся средней общеобразовательной школы информировала, что поведение теперь следует оценивать не по пятибалльной системе, а словами: «примерное», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное».
При этом оговаривалось, что «Оценка «примерное» выставляется учащимся, которые наиболее старательно учатся и особенно активно участвуют в общественной жизни класса и школы и общественно полезном труде, образцово ведут себя в школе, дома и на улице, неуклонно выполняют Правила для учащихся. Оценка «примерное» должна выставляться лишь той части учащихся, поведение которых может служить примером для других школьников.
Оценка «удовлетворительное» выставляется учащимся, которые выполняют основные требования школы, определенные Правилами для учащихся, принимают участие в общественной жизни школы и общественно полезном труде. Эта оценка характеризует поведение значительной части школьников. Выставление ее не должно рассматриваться как чрезвычайное происшествие.
Оценка «неудовлетворительное» выставляется ученикам, которые систематически не выполняют своих основных обязанностей, предусмотренных Правилами для учащихся, не подчиняются требованиям школы, учителей, проявляют недисциплинированность в школе, дома, общественных местах. В отдельных случаях оценка «неудовлетворительное» может быть выставлена и за совершение учащимся единичных антиобщественных поступков, имеющих характер правонарушений».
Чем же грозил школьникам этот самый «неуд» по поведению?
В постановлении Совета Министров СССР от 8 сентября 1970 года №749 «Об Уставе средней общеобразовательной школы» на этот счет сказано:
«Учащиеся выпускных классов, имеющие годовую неудовлетворительную оценку по поведению, не допускаются к экзаменам, они получают справку о том, что ими прослушан курс средней общеобразовательной школы. Экзамены на аттестат о среднем образовании они могут сдавать в последующие три года в установленном порядке после представления положительной характеристики с места работы».
То есть стимул вести себя хорошо и соблюдать правила поведения был более чем весомым.
Но в конце 80-х, в эпоху перестройки, отметки за поведение и прилежание были официально упразднены письмом Министерства народного образования РСФСР от 06.03.1989 №10135/25. Еще через несколько лет было едва ли не официально провозглашено, что школа должна только обучать, воспитывать не ее дело.
А теперь давайте вспомним о том, что за последние четверть века ситуация с дисциплиной учащихся, поведением детей в классе и на перемене, мягко говоря, не улучшилась. И есть все основания полагать, что это стало следствием отсутствия обратной связи, выраженной в постоянной оценке педагогом поведения и прилежания каждого школьника, а также полной безнаказанностью за совершенные проступки.
В этих условиях довольно сложно говорить о повышении статуса учителя и образовательной организации. Ведь ученики прекрасно понимают — что бы они ни вытворили, им все сойдет с рук, ведь двойку же за плохое поведение теперь не ставят, а если и поставят, то только как отметку по предмету, и ее всегда можно оспорить, причем учитель в этом будет виноват на 100 процентов. Ну а записи в дневнике и пресловутые характеристики выпускников вообще никто не читает.
Но ведь нелишне напомнить о том, что в каждой школе есть устав, где прописаны правила поведения школьников. И каждый педагог обязан следить за неукоснительным соблюдением этих правил, потому что дисциплина — основа нормального функционирования любого учреждения. Следить и оценивать, кто и как себя ведет.
«А судьи кто?!» — негодуют противники этой идеи, намекая, что у каждого учителя субъективный взгляд на мир, что поведение можно расценить по-разному, и совсем не хочется, чтобы у взрослых появилась еще одна палка для наказания ребенка, еще один повод для страха, и вообще нужно действовать не кнутом, а пряником…
Да, верно: судьи — те же самые люди, которым вы доверяете выставлять отметки за знания по физике, биологии, физкультуре, информатике. И они как профессионалы обязаны мастерски владеть любым инструментом оценивания, будь то отметка по предмету или по поведению. В противном случае, если вы им не доверяете в одном, не стоит доверять и в остальном.
Но лучше все-таки доверять.

От редакции

А как вы считаете, нужно ли вернуть в школу отметку за поведение? Если нет, то почему, если да, то как это поведение следует оценивать?
Свои предложения направляйте по адресу: [email protected]

фото автора

www.ug.ru