Разное

Понятие сознательное родительство: Осознанное родительство в молодой семье

Содержание

Несознательное родительство?

Несознательное родительство?

В последние годы возросло число федеральных, региональных, муниципальных целевых программ и проектов, предметом которых выступает процесс целенаправленного воздействия на пространство современной семьи для формирования «осознанного», «ответственного», «компетентного», «просвещенного» родительства. Это обуславливается тем, что в российском обществе констатируется целый ряд острых проблем, связанных с нарастающей девальвацией ценности семейного образа жизни, рождения и воспитания детей. Пристальное внимание исследователей различных областей науки – демографов, психологов, педагогов, социологов, культурологов, философов, медиков привлечено сегодня как к анализу кризиса семьи и родительства, так и к выявлению антикризисных стратегий. Они необходимы для формирования продуманной семейной политики со стороны государства и продуктивной деятельности общественных организаций в этом направлении.

Для того, чтобы обозначить каким общество хочет видеть «настоящее», «правильное», нормативное родительство, в последнее время рождались самые разнообразные словосочетания. Вот наиболее устоявшиеся понятия, используемые в названиях разных программ и подходов:

· «сознательное родительство»

· «осознанное родительство»

· «ответственное родительство»

· «компетентное родительство»

· «просвещенное родительство»

· «естественное родительство».

На наш взгляд, эти составные конструкты — не просто игра слов. Они косвенно или прямо свидетельствуют об особенностях понимания:

— того, что из себя представляет современное родительство,

— каким оно должно быть

— и чего ему не хватает.

Как следствие — вокруг каких направлений деятельности может строиться сегодня процесс его целенаправленной поддержки.

И в родительской среде, и среди специалистов такие понятия как сознательное- осознанное — ответственное — естественное родительство и компетентное — просвещенное родительство оказываются близкими по вкладываемому в них смыслу.

Так, «осознанное родительство» в психологическом дискурсе понимается как идеальный вариант реализации себя личностью в родительстве [9]. По Е.Г.Смирновой, осознанное родительство — интегральное психологическое образование личности отца и/или матери; оно представляет собой систему взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, позиций и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания [

20].

«Сознательное родительство», «ответственное родительство» характеризуется активной, избирательной позицией отца и матери в отношении выбора ими оздоровительных, коммуникативных, воспитательных, образовательных практик. Противоположность «осознанному», «сознательному», «ответственному» родительству — пассивная или инфантильная родительская позиция: неосознанность отцом или матерью родительских установок, позиций и ценностей, спонтанность, неразборчивость в способах общения и приёмах воспитания, низкая готовность принять на себя ответственность за последствия воспитательных воздействий. В рамках такого подхода помощь в формировании оптимального отношения к родительству может исходить как со стороны специалистов, так и от более опытных, сознательных, ответственных родителей.

Нельзя не отметить и вариативность смыслов, которые могут вкладываться в такие концепты как «ответственное» и «сознательное» родительство.

Так, понятие ответственности может быть сопряжено с политикой ограничения рождаемости под лозунгом «ребёнок должен быть здоровым и желанным» или «пусть

один ребенок, но здоровый и желанный». Манипулирование понятием «ответственное родительство» со стороны различных служб планирования семьи рядоположно такой терминологии как «репродуктивные права» (понимаемые в этом контексте как право на контрацепцию, стерилизацию, аборт, пропаганду контрацептивов в школах под видом «полового воспитания», «основ здорового образа жизни» и т.п.), «безопасное материнство», «безопасный секс» и пр.

Понятие же «сознательное родительство» часто, на практике, интерпретируется в сопряжении с популярной псевдомистической философией «Нью-эйдж», как один из сегментов т.н. «естественного родительства», [см.далее], в профанной интерпретации — от «со – знание», т.е. приобщение к некому «высшему» знанию, понимаемому в оккультном контексте. Зачатие, беременность, роды мистифицируются и осмысляются в этом контексте как особые состояния, близкие к трансу, к «космическим потокам энергий», влиять на которые можно определёнными техниками. Рядоположными конструкту «сознательное родительство» оказываются такие употребляемые сегодня понятия как «сознательное зачатие», «изменённое сознание», «расширение сознания», «духовное акушерство» и т.п. Они маркированы принадлежностью к тем родительским движениям, которые во-многом пронизаны влияниями оккультно-эзотерического толка. Специфическое понимание «духовности» и «сознания» в русле данных течений делает восприятие данных конструктов крайне тенденциозным и неоднозначным.

«Компетентное» и «просвещенное» родительство обнаруживается в информированности взрослого о способах оптимального воздействия на развитие ребенка и взаимоотношения с ним, а также умении применять их на практике. Овладение всем комплексом видов и типов контакта по мере взросления ребенка от раннего возраста к школьному составляет основу родительской компетентности. Противоположность «компетентному», «просвещенному» родительству — низкая компетентность, неразборчивость в вопросах оздоровления, развития, воспитания. Стихийные педагогические знания рассматриваются как явно недостаточные для нынешнего поколения родителей, так как современная жизнь сопровождается множеством неблагоприятных факторов экономического, социального, экологического и иного характера, прежде не имевших места, совладать с которыми в контексте семейного воспитания непросто [

5]. Агентами- трансляторами компетенций и просвещения для родителей в рамках такого подхода являются, прежде всего, специалисты [см., напр.14].

Между тем, нужно отметить, что в общественном сознании понятие «просвещённое родительство» стало вызывать серьёзные опасения после того, как А. Ф. Радченко, руководитель аппарата Общественной палаты России и один из разработчиков форсайт-проекта «Детство 2030», заявила: «Обучение родительству должно стать, по меньшей мере, доступным. Но в принципе, можно пойти дальше — оно должно стать обязательным. И при соответствующем реформировании органов опеки и социальных служб мы должны будем через какое-то время ставить вопрос об ограничении родителей в своих правах в случае, если не прошли это обучение». В данном контексте, манипулирование понятием «просвещённое родительство» сопряжено с возможностью введения его в юридическое поле. Резкая общественная реакция на это заявление демонстрирует опасение в том, что подобный взгляд на нормативное родительство чреват радикальными изменениями взаимоотношений между семьёй и государством, а именно — экспансией государственной идеологии и политики в приватное пространство семьи, установлением государственного контроля над методами семейного воспитания через лицензирование родителей [

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); см. напр.19].

«Естественное родительство» — наиболее популярный подход в материнских и отцовских практиках периода младенчества, избираемых современными родителями, ими же популяризируемый в различных сообществах, интернет-порталах и блогах. Он часто, в практиках различных родительских сообществ, оказывается рядоположен, частично или полностью отождествляем с «сознательным», «осознанным» родительством, а в России восьмидесятых-девяностых годов XX века подход к новорожденным в контексте «Natural Parenting» называли не иначе как «сознательное родительство». Этот подход объединяет тех отцов и матерей, для которых ведущим признаком сознательного — осознанного — ответственного — компетентного родительства является стремление к

естественности, понимаемой как природосообразность и альтернатива стандартизированным подходам к рождению и воспитанию. «Естественные роды» (то есть физиологичные, без «акушерской агрессии», понимаемой как неоправданное медицинское вмешательство в ход родов), «естественное вскармливание» (т.е. продолжительное кормление ребёнка материнским грудным молоком), естественная гигиена новорожденного (т.е. отказ от подгузников, раннее «высаживание» малыша для отправления нужд и пр.) — основные составляющие практик естественного родительства. Транслировать такие практики могут как сами опытные родители, так и разделяющие подобные взгляды специалисты.

Естественное родительство — одна из устойчивых общественных инициатив сегодняшнего дня. Как социокультурное явление оно аккумулирует настроения нового поколения родителей. Здесь хорошо просматриваются такие его особенности как деавтономизация пространства детей и родителей с одной стороны и, с другой, определённые протестные настроения — стремление обособиться от «экспертократии», стандартов, диктуемых официальными институциями, в ведении которых находятся вопросы охраны здоровья, материнства, детства. Сторонники естественного родительства больше склонны полагаться на родительскую интуицию, способность быстро накапливать опыт и необходимые знания, самостоятельно или консультируясь со специалистами-единомышленниками отбирая из широкого круга источников всё нужное для того, чтобы нормально заботиться о своих детях. В многочисленных родительских сообществах — примечательном явлении сегодняшнего дня — формируются собственные, вариативные, представления о нормативном родительстве. Современные активные родители больше не доверяют общественным практикам воспитания, они склонны самостоятельно выстраивать и отстаивать воспитательные маршруты, ориентируясь на собственные ресурсы, представления о должном и недолжном для каждого конкретного ребёнка, на ценности своей семьи.

Таким образом, вариативность приведённых понятий демонстрирует четыре ведущие тенденции в отношении современного понимания нормативного родительства.

Первую тенденцию отличает небесспорное убеждение: для того, чтобы сегодня стать полноценным родителем недостаточно просто родить ребёнка. Нужно расширять материнские и отцовские компетенции, просвещаясь у специалистов или более опытных родителей. Этим обуславливается «знаниевый подход» в программах различных проектов для родителей, в последнее время удерживающий свои позиции в различных просветительских и образовательных областях наряду с «компетентностным подходом».

Вторая тенденция отражает отношение к родительству как к важному, социально-ответственному делу, эффективность которого зависит от того, в какой мере мать и отец сознают и принимают эту ответственность.

Такие понятия, как «осознанное», «сознательное», «ответственное» родительство вошли в отечественный научный дискурс и прикладные практики сравнительно недавно, с конца 90х годов ХХ века. Нам они представляются не вполне удачными и корректными в силу того, что эти понятия больше характеризуют степень активности/ пассивности принятия родительского статуса и реализации родительской роли. Это сужает решение проблемы формирования культуры родительства, которая значительно многоаспектнее, нежели отношение к родительскому статусу.

Третья тенденция раскрывается в содержательном наполнении родительского всеобуча. Она обнаруживает тяготение к ограниченности либо психолого-педагогическими сферами детско-родительских отношений, либо — на этапе работы с беременными — вопросами культуры здоровья и перинатальной психологии.

При акцентуации на дородовой подготовке доминирует приобщение родителей к практикам крайне важного, но непродолжительного периода беременности, родов, младенчества. При таком же подходе, когда комплекс проблем сводится к коррекционному полю психолого-педагогических практик, родительство практически отождествляется с воспитанием, либо подменяется «педагогической культурой родителей».

Четвёртая тенденция демонстрирует активизацию родительской инициативы в сопротивлении каким бы то ни было внешним стандартам в отношении представлений о том, какие именно оздоровительные, воспитательные, образовательные практики можно считать нормативными. В условиях мировоззренческой палитры глобализирующегося мира, родителям сегодня оказывается важно сохранить автономное, преимущественное право самостоятельного выбора репродуктивных, оздоровительных, воспитательных, культурных тактик в соответствии со значимыми для семьи идеалами и ценностями. Отсюда — широкая вариативность мировоззренческих оснований родительских практик современности: от погружения в неоднозначные оздоровительные практики (напр., моделирование процесса родов с помощью дыхательных упражнений, «беби-йога» и пр.пр.) и образовательные эксперименты (например, раннее интеллектуальное развитие и т.п.) — до сознательной реконструкции и развития вполне традиционных подходов к рождению, воспитанию детей в сопряжении с реалиями современности.

Таким образом, понятия сознательное — осознанное — ответственное — естественное родительство и компетентное — просвещенное родительство затрагивают важные сферы представлений о нормативных чертах современного родительства. В то же время, на практике они оказываются сопряжены с неоднозначными тенденциями. В целом же, эти представления, в некоторой степени, тяготеют к ранним этапам становления родительства (беременность, роды, младенчество) или, в значительной степени, к психолого-педагогическим сферам, что не может отражать всей полноты данного феномена.

В самом деле, круг аспектов, организующих пространство культуры родительства, значительно шире, нежели сугубо воспитательные. Они касаются: выстраивания отношений между самими родителями, между старшим и младшим поколениями семьи, особенностей проявлений любви и заботы, организации домашнего быта, творческого преобразования домашней среды и уклада жизни дома, создания и консервации семейных традиций, обогащения культурного кругозора и форм совместного досуга, характера попечения о собственном здоровье и здоровье ребенка, начиная с периода подготовки к беременности и деторождению, выбора модели репродуктивного поведения, специфики взаимодействия с социальными институтами и их представителями и др.

По нашему мнению, осмысление феномена родительства целесообразно связать с более широким контекстом — рассматривая его как общественно значимое пространство национальной культуры. В этом случае можно говорить о «культуре родительства» и строить сегодня комплексные вариативные модели её целенаправленного формирования, интегрируя в этом процессе как современные научные знания, так и конструктивный опыт различных родительских сообществ.

Культура родительства – составная часть культуры семьи, с той разницей, что её локус строится вокруг сферы установок и практик, связанных с планированием семьи и её репродуктивной функцией, беременностью, деторождением, отношением к детям, самоидентификацией взрослых как родителей, воспитанием младшего поколения. Культура родительства может претерпевать качественные изменения на протяжении жизненного цикла семьи. Можно различать специфику родительства в однодетной, среднедетной, многодетной семье, в отношении несовершеннолетних детей и в отношении ко взрослым детям. В целом же, феномен культуры родительства следует рассматривать как макро- и микро-системное явление.

Под «культурой родительства» мы понимаем совокупность ценностных установок, поведенческих норм и различных практик, сложившихся в этнонациональной культуре относительно вынашивания, рождения и воспитания детей в соответствии с принятыми в данном обществе образцами и нормативными представлениями о желаемых качествах человека (идеальный культурный облик, культурный образец). Подобным образом интерпретируется культура родительства на макросистемном уровне, обусловленном общечеловеческими, этнокультурными и конкретно-историческими влияниями.

На микросистемном уровне следует рассматривать приватную культуру родительства, в которой преломляется общее (общечеловеческие ценности и социальные нормы), особенное (этнокультурные черты) и индивидуальное (своеобразный стиль отношений, поведения и деятельности, свойственной отцу и матери в конкретной семье). Тогда культура родительства может трактоваться как совокупность преломленных в приватном пространстве семьи ценностных установок, поведенческих норм и различных практик, характерных для этнонациональной культуры и конкретного исторического этапа, отобранных и присвоенных в соответствии со значимыми для родителей образцами и нормативными представлениями об идеальном культурном облике человека.

Такое понимание родительства имеет ряд преимуществ.

Культурологический подход позволяет интегрировать характеристики и проявления культуры родительства, зафиксированные в рамках различных научных дисциплин: философии, социологии, психологии, педагогике, этнологии, фольклористике, медицине и др., что ведет к целостному пониманию данного феномена. Синтез результатов различных дисциплин, изучающих семью и родительство, необходим и для оптимизации действий различных социальных структур, организаций, фирм, нацеленных на конструктивное сопровождение семьи.

Культурологический подход содействует актуализации ценностного (аксиологического) фактора в формировании культуры родительства. Духовный комплекс в её морфологии является системообразующим; им задаются ценностно-смысловые координаты в различных сферах жизни семьи: от мировоззренческих устоев до избираемых оздоровительных, воспитательных, культурных, досуговых, религиозных практик, от репродуктивных установок и стиля внутрисемейного общения, эстетики быта до отношений с окружающим миром.

Помимо этого, обнаруживаются возможности преодоления «знаниевого подхода» и моделирования целенаправленного формирования культуры родительства как интегрированной трехкомпонентной системы: «ценности – знания и опыт – способы их трансляции». Ею определяется решение актуальных вопросов, по-сути, детерминирующих специфику культуры родительства:ради чего и что именно транслировать?- что для этого необходимо на разных стадиях развития семейной системы? – какими способами транслируются ценности, знания, опыт от старших к младшим членам семьи? Различные ответы на вопрос целеполагания («ради чего?») обуславливают вариативность избираемых родителями практик.

Значение ценностного фактора хорошо просматривается в неформальных родительских сообществах — школах, клубах, центрах для родителей. По-сути, родительские объединения являются активными ценностно-мотивированными социальными группами. Пока государство напряженно ищет пути выхода из демографического пике, здесь, по-сути, уже отрабатываются вариативные модели эффективного развития культуры семьи и родительства. Объединение родителей в различные сообщества — одно из устойчивых общественных явлений последних двух десятилетий [2,16]. Программы таких объединений достаточно разнообразны по содержанию, а, главное, различны по исходным мировоззренческим установкам. Где-то — это погруженность в усиленное «раннее интеллектуальное развитие», где-то — увлечение псевдомистическими, эзотерическими практиками рождения и воспитания «нью-эйджевсого», неоязыческого толка, а где-то — реконструкция ценностей и смыслов традиционных основ культуры семьи, этнокультурного и религиозного воспитания. Этим объясняется палитра предлагаемых здесь практик. Но при всех различиях, фактом остается то, что они оказались способны поддерживать и развивать культуру семьи и родительства в современном обществе. При комплексном подходе — на основе интеграции современных научных знаний и конструктивного прикладного инновационного опыта родительских объединений, возможно создание эффективной системы целенаправленной поддержки семьи и родительства.

В целом же, взгляд на современное родительство только через парадигму кризиса концентрирует внимание исследователей на девиантных тенденциях. Это, в свою очередь, обуславливает общественные представления о родительстве, как на само по себе неполноценном явлении, нуждающемся в оформлении специалистами. Конструктивные явления иного характера, вариативность спонтанно складывающихся моделей формирования культуры родительства в активных родительских сообществах, остаются, по большей части, вне аналитики. Это приводит к искаженной картине представлений о современном родительстве и его социокультурном потенциале.

При значимости же и актуальности целенаправленного подхода к формирования культуры родительства, необходимо подчеркнуть следующее. Было бы совершенно недопустимо пытаться сводить вариативность родительских практик конкретных семей к оценке сквозь призму стандартизированного подхода. В таком случае создаются условия для использования стандарта как инструмента социального давления и принуждения. Любые программы по целенаправленному формированию культуры родительства, обучению родителей должны быть сугубо добровольными и предполагать вариативность моделей. В противном случае, велики риски разделения родителей на «просвещенных/непросвещенных», «компетентных/некомпетентных», «сознательных/несознательных», «обученных/необученных», что может привести к дискриминации «непросвещенных родителей».

Литература и источники.

1. Абрамова А.А. Культура родительства современности: основные противоречия и инновационные тенденции» / «Культура на рубеже эпох», выпуск 7 – Редакционно-издательский комплекс МГГУ им.М.Шолохова; М., 2011.

2. Абрамова А.А. «Стратегии развития культуры родительства на пороге третьего тысячелетия: поиск оптимального подхода»/ Культура на рубеже эпох: Сборник научных трудов. Вып.2 – М.: МГГУ им. Шолохова, 2007.

3. Абрамова А.А. Сущность феномена «культура родительства» и проблемы его анализа» / «Социально-гуманитарные знания», № 5, 2010.

4. Антонов А. И., Борисов В. А. Кризис семьи и пути его преодоления. – М.: ИС АН СССР, 1990. – 36 с.

5. Арнаутова Е. П., К. Ю. Белая. Городская программа «Московская семья — компетентные родители» (2007). http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=34&r=17

6. Бухалова И.М. Воспитание сознательного родительства. – Ярославль, 2004.

7. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. – М.: Институт социологии РАН, 2008.

8. Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. – М.: Институт социологии РАН, 2003.

9. Ермихина М.О. ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО РОДИТЕЛЬСТВА. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук.- Казань 2004. http://osp.kgsu.ru/ermix.htm

10. ЕСТЕСТВЕННОЕ РОЖДЕНИЕ. Сайт общественной организацией родителей, выступающих за естественные роды и сознательное родительство «РОЖДЕНИЕ» http://naturalbirth.ru

11. Жаркин Н.А. Гуманизация ведения беременности и родов. Доклад на конференции «Акушерская агрессия. Причины. Последствия. Пути преодоления», Арзамас, 2009 г. http://www.naturalbirth.ru/public/zhar_arz.php

12. Информационный портал для заботливых родителей «Раннее развитие детей» http://www.danilova.ru/

13. Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. — 2003. — № 1. — С. 76 — 79.

14. Круглый стол «Подготовка просвещённых родителей: проблемы и перспективы» (11 мая 2011 года, Общественная Палата). http://www.vatanym.ru/?an=vs211_chhd3.

15. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология/ Под общей ред. А.А.Белика. — М.: Смысл, 2001. – 555 с.

16. Майофис М., Кукулин И. Новое родительство и его политические аспекты//Pro et contra, 2010. http://www.polit.ru/research/2010/08/11/parents.html

17. Никитин Б.П. Первые уроки естественного воспитания или детство без болезней. СПб: «Нева-Ладога-Онега», 1991.

18. ОТВЕТСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО / http://otvetrod.narod.ru/

19. Парфентьев П.А. Открытое письмо о проекте «Детство 2030» МОО «За права семьи» http://profamilia.livejournal.com/33080.html#_ftnref2

20. Смирнова Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье. http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-formirovaniya-osoznannogo-roditelstva-v-molodoi-s-0

21. Смирнова И.В., Деркунская Ю.С., Короткова М.Н. Гармоничная беременность и естественные роды как основа психического и физического здоровья человека. Конференция «Естественные роды — роды XXI века» (Ярославль, январь 2009) / http://www.naturalbirth.ru/public/kostroma1.php

22. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Портал для думающих родителей. http://soznatelno.ru

23. Соколова Н.А. Движение Нью Эйдж и контроль деторождения в России. Ж. «Демографические исследования», №10, 2010.

24. Токарев Д.В. Трансперсональная психология: объединение науки и движения «Нью Эйдж». Духовная опасность трансперсональной психотерапии http://do.pstbi.ru/show_file/show_file.php?file=1184871387656801.rar&logic_name=.

25. Шумилов В., Шумилова М. Введение в сознательное родительство. (Факультативный курс для старшеклассников). Вып. 1. – Ярославль, 1994. – 22 с.

26. Щербакова С.Н. Основные направления развития и совершенствования психолого-педагогической культуры родителей // Психолого-педагогическая помощь детям в условиях воздействия последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Сб. Научных статей. — Брянск: Изд-во Брянского государственного педагогического университета, 1998.

27. Центр для детей и родителей «РОЖДЕСТВО». www.rojdestvo.ru


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Что такое осознанное родительство?

Осознание роли родителя подразумевает понимание своей ответственности и влияния, которое вы оказываете на ребенка в процессе взаимодействия с ним. Осознающим свое родительство маме и папе важно, что у ребенка на душе, что он чувствует и переживает. Они готовы работать со своими реакциями, чтобы укрепить самооценку ребенка. Исходя из этого, мы будем говорить о трех областях, в которых нам необходимо добиться осознанности:

  • то, что на душе у ребенка , – чувства и потребности;
  • то, что у вас на душе , – какие эмоции и чувства пробуждает в вас ребенок;
  • взаимодействие  в семье.

Чувства и потребности ребенка. У ребенка формируется здоровая самооценка, когда его чувства и потребности признаются и принимаются. Другими словами, наше желание и способность увидеть и принять то, что происходит в душе ребенка, очень важны для становления и укрепления его самооценки. Это очень важно, и мы часто будем к этому возвращаться: мы должны стремиться быть с ребенком на эмоциональном уровне, а не просто реагировать на внешние поведенческие проявления. Нас должны заботить чувства ребенка, его восприятие мира, то, как он ощущает в нем себя. Если двухлетнему малышу страшно, надо попытаться представить себе, как ситуация выглядит с его точки зрения, и продемонстрировать ему желание понять и помочь, но это не значит, что малышу надо все время потакать. То же касается и детей постарше: самооценка укрепляется, когда родители пытаются их понять. Так и формируется самооценка: взрослые принимают чувства и переживания своих детей. Признавая право ребенка на самые различные эмоции и чувства, взрослые помогают ему развить систему элементов, укрепляющих самооценку.

Какие эмоции и чувства пробуждает в вас ребенок?
Важнейшие учителя в области родительства для каждого из нас – собственные родители или другие взрослые, на попечении которых мы находились в детстве. Полученный опыт и переживания остаются в нас как бессознательное руководство к действию. Разумеется, хорошо, если это руководство грамотное и поддерживает нашу самооценку. Однако процесс роста и взросления весьма непрост, а быть родителем – трудная и ответственная задача, поэтому большинство из нас, если разобраться как следует, получили в детстве раны и травмы, от которых хотели бы уберечь своих детей.

Однако мы делаем ровно противоположное: передаем все, что сами пережили в детстве – как хорошее, так и плохое, – следующему поколению. Родителей, которые часто ругают детей, как правило, самих в детстве часто ругали. Мамы и папы, требующие от своих сыновей и дочерей отличных оценок, вполне вероятно, и сами воспитывались в семьях, где их ценность определялась через достижения. Родители, которые много шутят и смеются со своими детьми, скорее всего, сами росли в атмосфере улыбок и смеха. Такое хорошее наследство можно с радостью передавать. А вот от дурного родителям, осознающим свою роль, следует избавляться.

Осознанность не делает родителя идеальным.  Он вовсе не делает все и всегда правильно, но осознает свою ответственность, готов взглянуть со стороны на себя и свою манеру общения с ребенком. Осознанность дает родителям возможность развиваться. Мы не можем требовать от себя совершенства во всем, но мы способны принять решение идти по пути осознанного развития вместе с ребенком. На мой взгляд, такое решение необходимо, если вы хотите укрепить самооценку своего ребенка. Ребенок зависим, он может только вверить нам свою жизнь – и жизнь детей находится в руках взрослых. Ответственность за создание такого взаимодействия, при котором ребенок чувствует себя принятым и имеет возможность выразить себя, лежит на нас, взрослых. По этой причине мы должны иметь смелость обратить взгляд на самих себя в те моменты, когда что-то не складывается, чтобы не оказаться заложником деструктивной тенденции обвинять во всем ребенка.

Чем опасно неосознанное родительство? При возникновении конфликта мы часто перекладываем ответственность на детей. Порой мы начинаем говорить о них как о причине неудовлетворительной ситуации. Например: «Тина так агрессивна! Она просто невозможна! Мы выбились из сил. Чего мы только не предпринимали, но все бесполезно», «На Петтера порой накатит, так с ним невозможно сладить! Из-за этого у нас в семье все кувырком», «Мы перепробовали все, но Катрина безнадежна. Она с рождения такая – где сядешь, там и слезешь». Все эти высказывания – примеры того, как родители отказываются от ответственности, перекладывая ее на ребенка («С ней что-то не так», «Он всегда все портит»). Процесс роста и взросления сложен, и всем детям порой бывает нелегко. И именно в эти тяжелые периоды проверяется наша ответственность, наша взрослость. В такие моменты надо задать себе вопрос: что нужно сделать, чтобы Тина почувствовала себя принятой? Может быть, Петтер чего-то хочет от нас, от родителей? В чем он нуждается? Что сказать Катрине? Кроме того, необходимо запастись терпением и выдержкой, чтобы понять потребности ребенка. И для этого понадобится время и нелегкая работа – сознательная и целенаправленная. Неосознанное родительство таит в себе опасность: мы можем реагировать на слова и поступки ребенка, не пытаясь понять, что он чувствует в то время, когда  поступает определенным образом. Это грозит тем, что ребенок останется наедине со своими переживаниями и, следовательно, не получит помощь, в которой нуждается, не успокоится, не разберется со своими чувствами, не выразит их.

Мама забирает четырехлетнего Петтера из детского сада. Когда мальчик видит маму, он ложится на пол, начинает плакать и дрыгать ногами. Мама поднимает Петтера, при этом говоря ему очень строго: «Это что, благодарность за то, что я пришла пораньше? Так вести себя нельзя!» Петтер ревет, а мама тащит его в раздевалку и цыкает на него, одевает спешными резкими движениями. Они уходят из детского сада – Петтер все еще плачет, но уже не так громко…

Мама негативно отреагировала на поведение Петтера. Может быть, она устала или расстроилась потому, что сын не выказал радости, когда она за ним пришла. Может быть, подобные сцены повторяются часто, когда она его приводит или уводит из детского сада. Может быть, мама хотела продемонстрировать присутствовавшим при этой сцене взрослым, что она – сильный и умеющий устанавливать границы родитель. Но она совершенно забыла о том, в чем ее сын нуждается больше всего: в том, чтобы мама попыталась понять, что происходит у него внутри. Может быть, ему тяжело или его что-то беспокоит? «Тебя что-то огорчает, мальчик мой? Иди на ручки к маме, ты ведь так расстроен!» Получив подобную обратную связь, Петтер приобрел бы опыт того, что его чувства имеют право на существование, что мама была рядом, когда он расстроился («Я не одинок!»). Скорее всего, он быстро бы успокоился, сидя на коленях у мамы, а с помощью воспитателей удалось бы разобраться, в чем дело. Если мама фокусируется на чувствах Петтера, а не только на его поведении, то его самооценка укрепляется.

Неосознанное родительство порой проявляется и совсем иначе, – родители слепо защищают своего ребенка и не замечают, что ему нелегко, что он нуждается в помощи.

Мама и папа восьмилетней Стине узнали от родителей ее лучшей подруги Кайи, что та начала сторониться Стине, немного ее бояться. Стине верховодит во всех играх, и если что-то не по ней, то дерется. Родители Кайи предлагают подумать, как им решить эту проблему. Мама и папа Стине лишь усмехаются в ответ: «Если другие дети не справляются со Стине, то это не наша проблема. Стине – крутая девчонка, а то, что Кайя робкая и неуверенная, так это – ответственность ее родителей».

Родители Стине не хотят слышать о том, что надо как-то отреагировать на поведение дочери. Они крепко держатся за идеальный образ Стине и таким образом отказываются помочь ей в момент, когда она сталкивается с трудностями в общении с другими детьми. Можно сказать, что они тем самым лишают ее права работать над собственным развитием, права, которое должны получать все дети, встречая дружескую поддержку в этом нелегком процессе.

Если мы больше заняты собой, а не ребенком, то упускаем важные для формирования самоощущения и самооценки моменты. Ребенок предоставляется самому себе в ситуациях, где ему требуется помощь. Петтер остается наедине со своими переживаниями, к тому же его еще и ругают в ответ на их проявление. Стине остается наедине с проблемами в отношениях с Кайей, а ее потребность в помощи игнорируется из лучших побуждений.

В таких непростых ситуациях родители рискуют переносить опыт собственного детства в отношения с ребенком. Разумеется, этот опыт может быть полезным, но бывает, что такой перенос нецелесообразен и вреден для ребенка. Однако, решившись на осознанную работу, мы способны отделить хорошее от плохого и не переносить из прошлого то, что переносить не следует.

Это не означает, что родители всегда должны знать ответы на все вопросы.  За двадцать лет, в течение которых происходит рост и взросление ребенка, возникнет не одна ситуация, когда мы можем потерять почву под ногами, будем сомневаться и думать: что же нам делать? Как нам справиться с этим? Воспитание детей проверяет нас на прочность, раз за разом испытывает нашу самооценку и целостность. Благодаря детям у нас появляются ресурсы, о существовании которых мы и не подозревали, благодаря детям мы осознаем пределы своих возможностей. Поэтому роль родителя предполагает массу возможностей для самопознания и дальнейшего развития самих взрослых. И помните: вы имеете право на ошибки. Все родители допускают ошибки, делают это сплошь и рядом, и детям не помешает знать, что и взрослые способны натворить глупостей.

Взаимодействие в семье

Детям необходимо быть услышанными. Они должны иметь возможность активно участвовать в жизни семьи, однако на них нельзя возлагать за это ответственность. Жизнь семьи – это ответственность взрослых. Именно у взрослых есть опыт, умение взвешивать за и против, видеть взаимосвязь вещей, поэтому именно они должны руководить и направлять. Это не значит отдавать распоряжения и команды, чтобы добиться желаемого, ведь такое руководство есть не что иное, как диктатура. Руководство в большей степени заключается в принятии на себя ответственности за то, «как мы живем».

Всякое взаимодействие между людьми включает в себя содержание  и процесс . Содержание характеризуется тем, что  мы делаем, процесс – тем, как  мы это делаем. Представьте себе, насколько по-разному можно ужинать всей семьей. За столом повисает напряженное молчание, а звук, издаваемый приборами при соприкосновении с тарелками, лишь подчеркивает гнетущую атмосферу. Другой вариант – за столом раздается смех, оживленная беседа проходит в атмосфере радости и заинтересованности. Настроение, царящее за столом, – это процесс, то, как мы ужинаем. А то, что мы фактически делаем – ужинаем, – это содержание.

У детей есть естественное желание влиять на содержание жизни семьи, и им следует предоставлять такую возможность с самого раннего возраста. Когда малыша спрашивают о его пожеланиях, о том, чего бы ему хотелось, это способствует формированию у него здоровой самооценки. К примеру, когда его спрашивают, как бы ему хотелось провести воскресный день или какой фильм посмотреть субботним вечером. В таких случаях у малыша появится опыт, развивающий умение прислушиваться к самому себе («Чего бы мне хотелось?»), а также способность выразить себя в общении с другими.

Однако ответственность за процесс, за то, как происходит общение в семье, как принимаются решения, лежит на взрослых. Дети не могут нести такую ответственность – для этого у них не хватит ни опыта, ни знаний. Тем не менее, уже в раннем возрасте дети проявляют свою индивидуальность, которая весьма существенно влияет на их взаимодействие со взрослыми. С некоторыми детьми довольно легко найти общий язык, с другими – значительно сложнее. С этой точки зрения можно сказать, что дети влияют на то, каким будет развитие взаимодействия, какое настроение будет ему сопутствовать. Однако, как было сказано выше, ответственность за процесс, за семейные приоритеты целиком и полностью лежит на взрослых. Влиять и быть ответственным – это совсем разные вещи.

Разделение чувства вины и ответственности. Ответственность лежит на нас, даже если направление развития ребенка создает проблемы – как ему самому, так и окружающим. Примеры проблемного развития – болезненная застенчивость, агрессивное поведение, сильная тревожность. На практике взять ответственность на себя – это вовсе не значит терзаться чувством вины. Чувство вины парализует, в то время как осознание ответственности придает решимости. Поэтому так важно разделять чувство вины и ответственность. Или же можно использовать чувство вины: оттолкнуться от него, чтобы взять ответственность на себя. Мы изводим себя, терзаясь виной: она давит на нас, приводит в отчаяние, и мы становимся беспомощными. Понятие «вина» заставляет нас думать о злонамеренности, в каком-то смысле указывает на то, что мы не сделали всего, что могли, или даже желали зла собственному ребенку. Однако ни один родитель не желает зла своему ребенку. И все же большинству детей время от времени живется нелегко. Взросление – трудная задача, и сталкиваться на этом пути с проблемами – совершенно нормально. Многим родителям также порой нелегко быть тем заботливым родителем, в котором нуждается их ребенок, и это тоже нормально. Взять ответственность – это значит осознавать и контролировать себя как родителя, развиваться вместе с ребенком, беспокоиться о выполнении обязательств, которые есть у каждого взрослого перед своим ребенком. Мы принимаем на себя ответственность, с этого начинается наш личностный рост.

Зачастую взять ответственность – это значит обратиться за помощью . Многие благополучные и ответственные мамы и папы ищут помощи у родственников и друзей и таким образом находят эффективные пути решения проблемы. Попросить помощи других в тот момент, когда мы не справляемся сами, – это ответственнейший шаг, который может быть предпринят в подобной ситуации. Как видим, ответственность не подразумевает самодостаточности.

Некоторым детям требуется особая забота. У ребенка могут быть трудности в обучении, тревожность, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или другие проблемы, которые требуют специальной помощи. Кому-то необходима терапия или создание особых условий пребывания в детском саду, школе, семье. Обращаться за помощью, если ребенок нуждается в особом уходе, – это ответственность родителей. Ответственность тех, кто работает с детьми, – оказать помощь, получить необходимые рекомендации у других специалистов или дать направление. Повторю еще раз: взять ответственность на себя зачастую означает обратиться за помощью.

Ответственное родительское руководство несколько напоминает руководство в сфере бизнеса: там часто говорится, что руководить нужно осознанно. То есть хороший руководитель осознает, понимает и анализирует собственную позицию, свои задачи, а также способы взаимодействия с коллегами. Осознающий руководитель не боится обратить взгляд на самого себя и свою линию поведения вместо того, чтобы взваливать ответственность на других, особенно если что-то идет не так. Руководитель делает осознанный выбор, сосредотачиваясь на собственном вкладе и ответственности за атмосферу в коллективе и взаимодействие с ним. Это очень напоминает ответственность взрослого в семье. Осознающие родители работают над тем, чтобы понимать себя и верно оценивать поведение детей; понимать, что происходит во взаимодействии с ребенком. Осознающие родители не закрывают глаза на собственные слабости, они готовы к развитию.

Опросник «Сознательное родительство». Психология взрослости

Опросник «Сознательное родительство»

Авторы: Р. В. Овчарова, М. О. Ермикина

Опросник реализует системный диагностико-развивающий подход к оценке себя как родителя, родительских установок и ожиданий, отношения, чувств, позиций, ответственности, стиля семейного воспитания; оценке источников знаний и представлений о родительстве. Предлагаемый опросник выполняет три функции:

1) диагностическую;

2) рефлексивную;

3) стимулирующую.

Данный опросник можно использовать при индивидуальной диагностике родителя, для констатации осознанности родительства , а также при работе с супружеской парой для оценки согласованности позиций обоих родителей по различным компонентам субъективного аспекта родительства. Благодаря сравнительному анализу ответов супругов можно обнаружить конфликтные позиции, а также позиции супружеского несоответствия в компонентах родительства. Опросник имеет две формы — для отцов и матерей.

Инструкция. Отвечая на вопросы, поставьте галочку рядом с тем вариантом ответа, который вам подходит более всего.

Текст опросника

1. Стремитесь ли вы к согласованию своих планов с планами других членов семьи?

? крайне редко;

? редко;

? иногда;

? не всегда;

? часто.

2. Думаю, что в дальнейшем наш ребенок не будет причинять значительного беспокойства:

? не согласен;

? скорее не согласен;

? не уверен;

? скорее согласен;

? согласен.

3. Я смогу все простить своему ребенку:

? не согласен;

? скорее не согласен;

? не уверен;

? почти согласен;

? согласен.

4. Понимаете ли вы свою роль в укреплении семьи?

? не задумывался;

? не уверен, что могу что-то изменить;

? от меня зависит не больше, чем от моей жены;

? понимаю;

? очень многое в моих силах.

5. Вариант для мужчин: Какую роль вам лучше удается реализовать в семье (подчеркните пять позиций): мужа, отца, взрослого, добытчика, хозяина, мужчины, наставника, заступника, друга, организатора, труженика, квартиранта, эмоционального лидера.

Вариант для женщин: Какую роль вам лучше удается реализовать в семье (подчеркните пять позиций): жены, матери, женщины, взрослого, семейного менеджера, хозяйки, боевой подруги, главы семьи, домашнего доктора, кормилицы, эмоционального лидера, наставника, советника.

6. Вариант для мужчин: Как вы считаете, какую роль лучше удается реализовать вашей супруге (подчеркните пять позиций): жены, матери, женщины, взрослого, семейного менеджера, хозяйки, боевой подруги, главы семьи, домашнего доктора, кормилицы, эмоционального лидера, наставника, советника.

Вариант для женщин: Как вы считаете, какую роль лучше удается реализовать вашему супругу (подчеркните пять позиций): мужа, отца, взрослого, добытчика, хозяина, мужчины, наставника, заступника, друга, организатора, труженика, квартиранта, эмоционального лидера.

7. Сможете ли вы поступиться своими будущими планами ради интересов семьи?

? мне это сложно;

? скорее не смогу;

? в определенных ситуациях это возможно;

? скорее смогу;

? смогу, для меня семья важнее всего.

8. Нужно обсуждать возникающие противоречия в семье, чтобы выявить их причину и избежать конфликтов в дальнейшем.

? не согласен;

? скорее не согласен;

? не уверен;

? почти согласен;

? согласен.

9. Дети были бы более счастливы и лучше бы себя вели, если бы родители проявляли интерес к их делам.

? не согласен;

? скорее не согласен;

? не уверен;

? почти согласен;

? согласен.

10. Считаете ли вы, что на ваше слово можно всегда положиться?

? да;

? нет.

11. Принимая какое-либо решение, родителям следует всерьез считаться с мнением своего ребенка.

? не согласен;

? скорее не согласен;

? не уверен;

? почти согласен;

? согласен.

12. Всегда ли контакты с женой (мужем) и ребенком (детьми) вызывают у вас приятные переживания?

? редко;

? чаще нет;

? иногда;

? чаще да;

? почти всегда.

13. Я уверен в себе как родитель, в своих силах и возможностях.

? нет, это неверно для меня;

? скорее не согласен;

? 50/50;

? почти согласен;

? да, это верно.

14. Вы проводите свой досуг вместе со своей семьей.

? крайне редко;

? нечасто;

? иногда;

? часто;

? практически всегда.

15. Дети, с которыми у родителей установлены неформальные отношения, чаще всего бывают счастливы.

? не согласен;

? скорее не согласен;

? не уверен;

? почти согласен;

? согласен.

16. Я чересчур снисходителен к домашним.

? не согласен;

? скорее не согласен;

? не уверен;

? почти согласен;

? согласен.

16. В некоторых пределах родители могут обращаться с ребенком как с равным.

? нет, это неверно;

? скорее не согласен;

? не уверен;

? скорее да;

? да, это так.

17. Умеете ли вы понимать чувства членов своей семьи?

? мне это очень сложно;

? далеко не всегда;

? иногда;

? довольно часто;

? умею.

18. Вы опаздывали когда-нибудь на занятия или свидание?

? да;

? нет.

19. Несправедливо, если женщина вынуждена нести одна все бремя воспитания ребенка.

? почему бы и нет: мать лучше чувствует своего ребенка;

? скорее это справедливо;

? не уверен;

? почти согласен;

? согласен: воспитывать ребенка должны оба родителя.

20. Вы хотели бы иметь: ни одного, одного, двоих, троих, четверых и более детей (подчеркните).

21. Я готов отдать свое счастье ради счастья своего ребенка.

? готов;

? скорее да;

? не уверен;

? скорее нет;

? не готов.

22. Иногда необходимо, чтобы родители сломили волю ребенка.

? согласен;

? скорее согласен;

? не уверен;

? скорее не согласен;

? не согласен.

23. Я искренен с супругой (супругом) и ребенком (детьми).

? редко;

? иногда;

? не всегда;

? довольно часто;

? часто.

24. Я общаюсь со своей семьей чаще с позиции сотрудничества.

? нет;

? скорее нет;

? не знаю;

? скорее да;

? да.

25. Может ли ребенок вызывать у родителей негативные чувства?

? нет;

? скорее нет;

? не уверен;

? скорее да;

? может.

26. Считаю себя отзывчивым к призывам о помощи в своей семье.

? не согласен;

? скорее не согласен;

? не уверен;

? почти согласен;

? согласен.

27. У вас возникает иногда желание побыть в одиночестве?

? да;

? нет.

28. Вам нравится проводить время в кругу семьи?

? очень редко;

? чаще нет;

? иногда;

? чаще да;

? нравится.

29. Ребенок имеет право на собственную точку зрения, и ему должно быть позволено ее высказывать.

? не согласен;

? скорее не согласен;

? не уверен;

? почти согласен;

? согласен.

30. Считаю себя компетентным родителем.

? не согласен;

? скорее не согласен;

? не уверен;

? почти согласен;

? согласен.

31. Я способен признать свою неправоту в отношениях в семье.

? не согласен;

? скорее не согласен;

? не уверен;

? почти согласен;

? согласен..

32. Я как родитель умею настоять на своем.

? почти всегда;

? часто;

? иногда;

? редко;

? нет, это мне не свойственно.

33. Я терпим к недостаткам членов моей семьи.

? не согласен;

? скорее не согласен;

? не уверен;

? почти согласен;

? согласен.

34. Всей семье будет лучше, если всю ответственность и заботу о ней возьмет на себя мать.

? согласен;

? скорее согласен;

? не уверен;

? скорее не согласен;

? не согласен.

35. Согласны ли вы, что даже если муж и жена любят друг друга, то все равно они могут раздражать друг друга и ссориться?

? не согласен;

? скорее не согласен;

? не уверен;

? почти согласен;

? согласен.

36. Любите ли вы иногда прихвастнуть?

? да;

? нет.

37. В семейной жизни для меня важно опираться лишь на собственное мнение, даже если оно противоречат общественному.

? не согласен;

? скорее не согласен;

? не уверен;

? почти согласен;

? согласен.

38. Моя жена (муж) и я обычно согласовываем требования к ребенку и оказываем друг другу поддержку в вопросах воспитания.

? не согласен;

? скорее не согласен;

? не уверен;

? почти согласен;

? согласен.

39. Можете ли вы иногда веселиться в компании, не сдерживая себя?

? да;

? нет.

40. По своей натуре я доброжелателен.

? не согласен;

? скорее не согласен;

? не уверен;

? почти согласен;

? согласен.

41. Родитель должен пользоваться уважением в семье.

? не обязательно;

? редко;

? иногда;

? часто;

? всегда.

42. Люблю опекать.

? не согласен;

? скорее не согласен;

? не уверен;

? почти согласен;

? согласен.

43. Иногда вы ведете себя несдержанно.

? да;

? нет.

44. Планировать домашнее хозяйство должна мать, так как она одна знает, что делается в доме.

? согласен;

? скорее согласен;

? не уверен;

? скорее не согласен;

? не согласен.

45. Согласны ли вы, что если смеяться и шутить вместе с детьми, то это многое облегчает в семье?

? не согласен;

? скорее не согласен;

? не уверен;

? почти согласен;

? согласен.

46. Благополучие в семье важнее, чем хорошее состояние дел на работе.

? нет, работа не менее важна, чем семья;

? не уверен;

? 50/50;

? скорее да;

? полностью согласен.

47. В нашей семье уделяется мало внимания обсуждению проблем воспитания детей.

? согласен;

? скорее согласен;

? не уверен;

? скорее не согласен;

? не согласен.

Обработка результатов

1. Начать обработку лучше с подсчета баллов по шкале лжи в соответствии с ключом: ответы «нет» на вопросы № 19,28,37,40,44; ответ «да» на вопрос № 10. При сумме баллов более 5 ответы опросника имеет смысл считать недостоверными.

2. Каждому перечню ответов соответствует прямая шкала перевода вербальных оценок в балльные, т. е. при выборе первой позиции среди вариантов ответов присуждается 1 балл, второй — 2, третьей — 3, четвертой — 4, пятой — 5 баллов. Исключение составляют вопросы № 4, 5, 18.

3. Сумма баллов подсчитывается отдельно по каждой шкале соответственно ключу:

? родительские позиции — 2, 11, 17, 25, 33, 42;

? родительские чувства — 3, 12, 18, 26, 34, 43;

? родительская ответственность — 4, 13, 20, 27, 35, 45;

? родительские установки и ожидания — 5, 6, 21, 29, 36, 46;

? семейные ценности — 7, 14, 22, 30, 38, 47;

? стиль семейного воспитания — 8, 15, 23, 31, 39, 48;

? родительское отношение — 1, 9, 16, 24, 32, 41.

4. Вопросы № 5, 6 — оценивается совпадение выбранных позиций обоих партнеров, где каждое совпадение оценивается 1 баллом. Соответственно сумма баллов по этим вопросам будет совпадать в семейной паре как у мужчины, так и у женщины.

5. В вопросе № 21 совпадение выбранной позиции с ответом партнера, оценивается 5 баллами, любое другое несовпадение — 1 балл.

Чем больше количество баллов, тем выше уровень осознанности родительства. Следовательно, чем выше оценка по конкретной шкале, тем выше уровень осознанности конкретного компонента родительства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

от теории к практике – Развитие ребенка