Разное

Ползание: 5 причин, почему детям полезно ползать — Детский медицинский центр Поллианна

Содержание

Взросление по пластунски | Полезные советы от бренда «Тёма»

Каждый родитель с нетерпением ждет того дня, когда его кроха сделает первый шаг. Эту дату отмечают в семейном календаре и считают, что теперь наступил новый этап в развитии малыша. А вот период, когда ребенок ползает (обычно это происходит с 6 до 9 месяцев), часто недооценивают. Но ползание для ребенка не менее важно, чем первые шаги. Чем же эта стадия развития так важна, и насколько она незаменима?

Начнем с того, что ползание — это эффективная и необременительная физическая нагрузка. Укрепляются мышцы ног, рук, и всей поверхности спины. Помимо самостоятельной пользы, это еще и отличная подготовка к ходьбе. К тому же ползание благотворно влияет на межпозвоночные связки и позвонки. Они становятся более гибкими и подвижными.
А уж сколько появляется новых эмоций! Ведь раньше малыш мог играть только с теми игрушками, которые были в поле его досягаемости. Теперь же выбор гораздо больше! Таким образом, малыш учится принимать самостоятельные решения — какую игрушку ему предпочесть, и настолько ли она ему интересна, чтобы тратить на нее силы. То есть развивается не только физически, но и эмоционально.

Есть еще один важный момент в этом периоде развития малыша. Ползание — это первые уроки ориентации на местности. Зачастую, те дети, которые миновали этот этап, долгое время с трудом различают, где право, где лево, у них могут возникнуть сложности в пространственной ориентации. Все вышесказанное должно стать достаточным доводом для тех кто сомневается — нужно ли учить ребенка ползать.

Теперь перейдем к не менее важному вопросу — когда можно с уверенностью сказать: «Пора»? Многие считают, что ползание — естественный процесс и вмешиваться не стоит. Поползет, когда сам захочет. Иногда это действительно так. Но бывает, что малышу нужно немного помочь.

Прежде всего, подготовьте пространство. В поле зрения не должно быть слишком много игрушек и ярких предметов. Положите ребенка на пол на животик. Теперь нужно сделать так, чтобы он опирался на локти. Для этого под грудь ребенка нужно положить валик из свернутого полотенца. Можно также купить обучающий валик в детском магазине.

Когда вы поймете, что ребенок уверенно держится на локтях с такой поддержкой, отодвиньте валик к ближе к животу. Нагрузка на локти увеличится. Постепенно малыш научится распределять свой вес между локтями и коленями. Эти же упражнения пригодятся тем детям, которые освоили навыки ползания по-пластунски, но никак не хотят вставать на четвереньки.

Положите яркую игрушку, желательно новую, недалеко от ребенка. Таким образом, чтобы ему совсем чуть-чуть не хватало длины руки, чтобы дотянуться. Это станет серьезным стимулом для малыша, чтобы приложить усилия к достижению цели. С каждым днем отодвигайте игрушку все дальше. Постепенно малыш все увереннее будет двигаться в выбранном направлении.

Важно, чтобы подобные тренировки стали ежедневными. А еще лучше, если вы будете уделять им время несколько раз в день.

Если ваш малыш вопреки ожиданиям, сразу пошел, а не пополз — это не повод отказывать ему в этом удовольствии. Наоборот — старайтесь заинтересовать ребенка в том, чтобы он какое-то время в течение дня осваивал пространство квартиры на четвереньках. Чаще всего, мышечная и костная системы не готовы сразу для ходьбы. Нагрузка на позвоночник может стать непомерно большой, к тому же могут пострадать коленные суставы. Часто в таких случаях требуется вмешательство врачей. Недаром говорят, что всему свое время. Малыш еще успеет набегаться и находиться. Но только тогда, когда он будет к этому действительно готов.

Поделитесь, когда пополз ваш ребенок? Вы его учили ползать или он освоил этот навык самостоятельно?

О пользе ползания — Развивающий Центр | Реутов

Существует понятие «психомоторная деятельность». Это формирование высших психических функций через двигательную активность, что является особенностью развития ребенка в раннем и дошкольном периоде жизни. Двигательная активность может быть довольно разнообразной, но есть наиболее важные навыки движения для развития высшей психической деятельности.

Самое раннее формирование восприятия внешнего мира у ребенка происходит через развитие глазодвигательной активности. Ребенок видит предмет, следит за ним, удерживает в поле зрения, проявляет интерес в его форме, звуку, цвету, фактуре. Различные виды восприятия внешнего мира (сенсорные функции) совершенствуются благодаря движению. Ребенок напрягает мышцы, пытается достать интересующий предмет, что способствует двигательным навыкам. Ключевым двигательным навыком для малыша первого года жизни является ползание

. Ведь именно в результате умения ползать ребенок получает заветную игрушку и теперь может ее как следует изучить – например, как она шуршит, какая она мягкая, чем пахнет и какого цвета.

Навык ползания, формируется у ребенка с 6-7 месяцев жизни. Хотя рефлекторным ползанием малыш обладает еще внутриутробно, и это помогает ему продвигаться по родовым путям.

Почему ползание так важно?

Многие дети «перескакивают» через этот навык и очень многое теряют в развитии. Им мешает неполноценное пространство (тесная комната или неграмотность родителей, которые не высаживают ребенка на ковер и не организуют ему пространство для движения), а также гипертонус мышц-разгибателей, которые легко выпрямляют малыша и не дают ему сесть или ползать, а сразу позволяют встать. И родители очень рады! «У нас ребенок встал в шесть месяцев, он гений!» — ошибочно думают они, вместо того чтобы срочно бежать к врачу.

Ползание стимулирует моторные зоны коры головного мозга, способствует становлению и улучшению межполушарного взаимодействия. Согласованные перекрестные движения рук и ног (правая рука — левая нога, и наоборот) способствуют раскрытию потенциала мозга, т.к. они регулируются противоположными полушариями.

Многие ученые отмечают, что дефицит движения провоцирует формирование стереотипных движений (например, сосание пальцев, раскачивание тела вперед-назад), которые в короткий промежуток времени становятся автоматическими и сложно поддаются корректировке.

Ползание стимулирует развитие зон коры головного мозга, отвечающих за крупную моторику, и улучшает межполушарное взаимодействие. Это развивает понимание ребенком схемы тела, закладывает навык ориентации в пространстве, формирует базу для речевого развития, влияет на развитие высших психических функций ребенка.

При недостаточной координации движений, плохом понимании схемы тела, неразвитом межполушарном взаимодействии у ребенка возможны проблемы при письме. Такой школьник часто пишет буквы в зеркальном отражении, отличается плохим почерком и неаккуратностью в тетрадках. Поэтому если ребенок пропустит такой важный период в двигательном развитии, как ползание, то также будет пропущен и важный этап развития головного мозга.

Одним из методов коррекции в занятиях с нейропсихологом является ползание даже со взрослыми людьми! Это прекрасная возможность восстановить или развить межполушарные связи, координацию движений, преодолеть моторную неловкость, осознать пространство собственного тела и вокруг тела, что положительно повлияет на навыки письма, счета и чтения, на понимание «право-лево», «верх-низ», «вперед-назад».

В нашем центре проводятся сеансы нейропсихологической коррекции, и метод ползания является одним из первостепенных в программе занятий наших специалистов.

Как помочь ребёнку начать ползать?

Из этой статьи вы узнаете:

Ползание – один из важнейших этапов развития ребёнка. Обычно этот навык малыши начинают тренировать примерно с семи месяцев, чтобы спустя некоторое время встать вертикально и сделать первый шаг. Вот ориентировочное время ползания подходит, а родители видят, что их малыш не предпринимает попыток передвигаться на четвереньках. Встаёт вопрос: как помочь ребёнку научиться ползать?


Признанный специалист по детскому развитию, доктор Комаровский, советует, прежде всего, запастись терпением. Каждый малыш развивается в собственном темпе! Однако родители могут создать необходимые условия и предпосылки для того, чтобы помочь ребёнку начать ползать на четвереньках. Очень часто родители хвастаются: «Мой ребёнок не ползал, а сразу пошёл». Только вот это совсем не повод для гордости. Психологами и физиологами уже давно доказана важность. Ползание развивает:

  1. мышцы, которые впоследствии будут отвечать за вертикальное положение тела и осанку;
  2. ближнее зрение, необходимое для дальнейшего освоения письма и чтения;
  3. навыки ориентации в пространстве, способность оценить расстояние до предмета;
  4. самостоятельность;
  5. головной мозг, скоординированность действий правой и левой сторон тела, которые отвечают за связи между полушариями.

Важно понимать: чтобы ползание приносило всю эту пользу малышу, оно должно происходить правильно. Ползание назад, подтягивание на руках, перекатывание – это транзиторные состояния, которые должны уйти на смену твёрдой перестановке рук-ног и перемещению в пространстве.

Как организовать пространство

Часто родители не замечают, где ребёнок проводит большую часть дневного времени. Автокресло, диван, стульчик для кормления, электрокачели… Но для того, чтобы развивать навык ползания малышу необходим пол! Только на твёрдой поверхности можно тренировать группы мышц, отвечающие за это умение. Опытные родители советуют приобрести специальный детский коврик для ползания. Производители предлагают ассортимент, среди которого можно выделить две группы товаров.

Текстильные коврики. Обычно они не очень большого размера, выполнены из материалов, легко поддающихся стирке и сушке. Основное преимущество этих ковриков – обилие развивающих элементов. В коврик могут быть вшиты различные скрытые элементы: шуршалки, музыкальные игрушки. Малыша обязательно привлекут яркие изображения на коврике и спрятанные сюрпризы. Всё это несомненно стимулирует интерес к ползанию и дальнейшему исследованию коврика-игрушки. У текстильных ковриков так же есть ряд недостатков. Они впитывают влагу, не всегда могут обеспечить теплоизоляцию от пола, обычно служат дополнительным сборщиком домашней пыли.

Нетканые коврики (обычно из пищевого вспененного полиэтилена). Эти коврики удобно складываются в небольшой формат, легко моются или протираются влажной тряпкой, можно использовать двусторонне. Их поверхность делают немного рельефной, что предотвращает скольжение. К тому же коврик защитит малышу на полу от холода. Нетканые коврики имеют большой размер и будут служить малышу много лет. Неяркие рисунки не будут отвлекать от игр с игрушками. Такие коврики требуют наличие большого пространства. Некоторые детки находят их поверхность жёсткой, а поставив на коврик, например, стул, родители рискуют проткнуть его или оставить вмятину.

Тренируем мышцы

Вы убедились, что малыш проводит время на полу, обеспечили ему тёплое, удобное место для отработки навыков ползания. А ребёнок играет, не двигаясь в места. Как же правильно ему помогать?

  • Не забывайте делать массаж. Комплекс общеукрепляющего массажа рекомендуют делать, начиная с первого месяца жизни ребёнка. Обычно его показывает медсестра в поликлинике, а родители ежедневно проводят процедуры дома. Не стоит думать, что лёгкие поглаживания и сгибание суставов ничего не дают ребёнку. Это большая нагрузка на маленький организм. Не пренебрегайте домашним массажем и вовремя включайте новые упражнения, согласно возрасту ребёнка и советам педиатра. Массаж профессиональный для коррекции каких-либо проблем с мышцами назначает только невролог и физиотерапевт. Вызывать специалиста, чтобы сделать массаж «на всякий случай», не стоит.
  • Занимайтесь с ребёнком плаванием. Даже в домашних условиях ежевечернее плавание – замечательный способ развития мышц. Для купания можно использовать специальные круги на шею или шапочку-«чебурашку». Следите, чтобы малыш не просто лежал в воде, а выполнял упражнения. Для стимуляции этого можно сделать чуть прохладную воду на один-два градуса ниже 36 градусов. Покажите ребёнку, что в воде тоже можно сгибать-разгибать ручки и ножки. Придумайте свою весёлую игру.
  • Занимайтесь на фитболе. Этот мяч – надёжный спутник мамы и малыша ещё с периода беременности. Уже с двухнедельного возраста можно понемногу катать малыша на мяче вперёд-назад, вправо-влево и на спине, и на животике. Чем старше ребёнок, тем больше упражнений можно делать на этом спортивном снаряде.

Как правильно помочь ребенку

Готовят малыша к ползанию постепенно, с трёх месяцев. В первую очередь ребёнок должен научиться лежать на животике, поднимать и хорошо держать голову. При этом идёт опора на локти, а кулачки постепенно раскрываются в ладони. Это нужно, чтобы малыш мог ладошкой потянуться к интересной игрушке. Примерно в четыре месяца ребёнок активно начинается интересоваться игрушками, лежащими перед ним, желая всё взять в руки. Чтобы схватить предмет, он учится переносить центр тяжести на одну руку, а вторую вытягивать вперёд. Положите перед малышом его любимую игрушку, чтобы он не мог её достать- звените ею, шуршите, предлагайте крохе схватить игрушку.

В пять месяцев можно комплексно тренировать руки и ноги. Положите малыша на животик и в этой позе выполняйте упражнение «лягушка»: сгибайте попеременно обе ноги в коленном суставе и выпрямляйте обратно. Важно делать одинаковое количество подходов на каждую ногу. Это упражнение будет ещё эффективнее на фитболе. Так же важно учить малыша отталкиваться. Подставляйте ему под ножки свою руку или другую опору и не забывайте помогать продвигаться вперёд, когда ребёнок делает попытки оттолкнуться. Обычно в пять месяцев малыш начинает подниматься на руках, опираясь на одни ладони. Если этого ещё не происходит, аккуратно приподнимайте его сами, стараясь задержаться в приподнятом состоянии. Из этого положения крохе открывается хороший обзор, он обязательно захочет повторить движение сам. Попробуйте подложить ребёнку подмышки скрученное в валик полотенце. Опора у малыша будет на грудную клетку, а ручки освободятся для игр с предметами. Чуть позже можете покатать кроху на этом валике, потягивая за ручки: ребёнок инстинктивно будет отталкиваться ногами.

Ребёнку в шесть месяцев можно демонстрировать ползание на четвереньках собственным примером. Приступайте к активным играм. Пусть любимая игрушка «убегает» от малыша, а родитель переставляет ручки-ножки ребёнка, показывая, как догнать беглянку. Помните: в конце малыш должен обязательно достигнуть своей цели и схватить игрушку. Создайте дух соперничества, если это возможно. Пригласите в гости деток, которые уже умеют ползать. В этом случае сработает и подражание, и нежелание оставаться без игрушек. Терпение и ежедневные тренировки в форме игры помогут малышу освоить новый навык и начать исследовать мир на четвереньках.


Почему ползать очень важно

В сети можно встретить вопросы молодых мам следующего содержания: «Ребенку десять месяцев, а он не ползает. Может быть ему купить ходунки?» . Дальнейшая беседа показывает, что невролог проблем со своей стороны не видит и мама не переживает на данный счет. Мамочки наперебой дают советы по приобретению ходунков и всячески подбадривают собеседницу личными историями, мол, их детски тоже не ползали, а потом сразу побежали.

Мы все считаем очень важным момент, когда малыш пошел, а ползанье относим к необязательным условиям. Некоторые родители и вовсе бравируют «перескакиванием» данного этапа.

Так ли важно ползание, ведь многие из современных детей перескакивают его?

Здесь не все однозначно…  Моторное развитие является фундаментом, на котором далее будут строиться многие функции, а также речь. В моторном развитии имеются этапы, которые ребенок должен проходить как раз в таком порядке, в каком это задумала природа. Период начала и скорость прохождения каждого этапа могут быть разными, по этой причине говорить можно лишь о норме усредненной.

А вот последовательность указанных этапов должна быть сохранна, перескакивать что-то нельзя. Причиной тому то, что один этап вытекает из другого, в процессе каждого из этапов моторного развития выполняется параллельное развитие прочих систем. Когнитивная функция и моторные навыки являются одним и тем же неврологическим процессом.

Давайте коротко рассмотрим эти этапы:

  • 1,5-2 месяца — малыш удерживает голову.
  • 2,5-4 месяца – может не только удерживать голову, но и поворачивать ее. Способен лежать на животе, подняв голову с опорой на локти, голова при этом на оси с туловищем. Данный навык требуется для формировки вертикальной оси тела.
  • 3-4 месяца – малыш, лежа на животе, опирается на раскрытые ладошки.
  • 4-5 месяцев – может переворачиваться со спинки на животик. А немного позже – наоборот.
  • 5-6 месяцев – кроха вертится вокруг пупка, лежа на животе. Данный навык необходим для подготовки мышц к ползанию, сидению, а также прямохождению.
  • Следующим этапом становится – раскачивание на четвереньках. Малыш опирается на ладони и колени, делает попытки начать движение, но так как мышцы еще пока слушаются его плохо, движения выходят лишь качательные.
  • 5-7 месяцев – начинает ползать.
  • 6-7 месяцев – сидит.
  • Без опоры ребенок начинает ходить примерно в 1 год.

Чем грозит пропуск  этап ползания?

Давайте представим, что мы пропустили в построении моторного развития ползание. К чему это способно привести? Автор новой практики Декалато-терапии – доктор Карл Декалато предположил, что задержки когнитивного развития могут  быть связаны с пропуском определенных стадий моторного развития малыша. Ребятишки, не ползающие на коленках и ручках в шесть-семь месяцев, а пошедшие сразу, обладали теми или иными асимметриями либо задержками.

Часть сенсорной интегративной терапии состоит из обучения детей любого возраста этим пропущенным этапам развития.  И довольно часто выясняется, что ребенок пропустил именно  «ползающий» этап. По этой причине иногда ползанию приходится обучать детей в 10 – 12 лет, так как у них возникают  серьезные проблемы  в школьном обучении.

На что же конкретно в будущем способен влиять пропуск ползания?

Ползание нужно нам для координации движений верхней и нижней половины тела, для поочередного подключения левого и правого полушарий  головного мозга. Для огромного спектра движений (бег, прыжки, письмо, рисование и т.д.) необходима развитая координация движения,  межполушарное взаимодействие и работа каждого полушария в отдельности.

У деток, которые отставали в формировании главных моторных навыков, либо пропустили определенный этап, может отмечаться неуклюжесть, проблемы с координацией и удержанием равновесия.  Многие из детей, имеющих дисграфию и дислексику, перескочили через этап ползания.

Неуклюжие ребятишки могут отказываться от подвижных игр и занятий спортом, из-за боязни, что окружающие увидят их проблемы с координацией. Ползание связано с развитием навыка фокусировать на ближайшей точке взгляд, приблизительно на  расстоянии, на котором мы пишем, рисуем, лепим и т.д.

На этапах ползания у нас закладывается умения пространственной ориентации. Когда недостаточно усвоены пространственные связи, искажается восприятие пространства, а оно особенно важно для ориентации во времени (проблемы с организованностью и чувством времени), умения правильно писать, овладения геометрией и т.п.

Ползание помогает в развитии тактильной чувствительности, формировании пространственных представлений о собственном теле, о соотношении внешних объектов и соотношении тела. Все это важно для правильного употребления и понимания слов и предлогов в дальнейшем, грамотного восприятия сложных речевых конструкций – причинно-следственных, пространственно-временных. Делаем вывод, что ползание помогает формировать предпосылки для грамматического освоения родного языка.

Следовательно, нарушение в программе моторного развития, такое как пропуск ползания, способно в будущем оказать отрицательное влияние на широкий спектр когнитивных функций, включая речь.

Очень важно понимать, что мы говорим о рисках, а не о прямых последствиях. Мозг ребенка довольно пластичен и многие из проблем полностью или частично могут быть в будущем скомпенсированы.

Однако чем ребенок младше, тем проще провести подобную коррекцию. Проблему проще предупредить. По этой причине верным шагом станет стимулирование ползания. Обеспечьте малышу максимум свободы и комфорта на полу, откажитесь от ходунков и манежей, а также долгого нахождение во время бодрствования в кроватке.

Если кроха уже научился ходить, а этап ползания «перескочил», очень важно как можно скорее научить его ползанию, играйте с ним на полу, побуждайте ползать.

Ребенок не ползает на четвереньках.

15.02.2021