Польза игр – Польза компьютерных игр
НАУКА О ПЛЮСАХ И МИНУСАХ ВИДЕОИГР
Компьютерные игры – это, как правило, видеоигры, работающие на основе компьютерной программы. Они между собой различаются по жанрам и поддерживающим их технологическим платформам. В отношении пользы компьютерных игр или их вреда значение имеет только жанр. Да и вообще, не имеет значение, играет ли человек на игровой приставке или персональном компьютере, главное, чтобы с «мышкой». Хотя, если речь идет не о том, чтобы «тащить», а о влиянии игр на здоровье, то применение разных типов джойстиков, наоборот, положительно сказывается на эффекте игрового процесса. В тоже время, следует понимать, что избыточное злоупотребление компьютерными играми может и навредить.
Как завещал Парацельс, «всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным». Это, как никогда, актуально в отношении вреда и пользы компьютерных игр. Если в компьютерные игры играть умеренно, то они могут быть полезны, могут развивать когнитивные функции, особенно в престарелом возрасте, снимать стресс, а сегодня уже существуют и такие игры, которые можно смело назвать даже двигательной активностью. Но если создавать из игр культ, сублимируя в них все свои желания, то в таком случае компьютерные игры являются зависимостью, сродни наркотической. Вот давайте и разберемся, в каком случае компьютерные игры могут быть полезны, а в каком нанести вред.
Вред компьютерных игр
Главный вред компьютерных игр в том, что они позволяют легко получать удовольствие [1]–[3]. В этом отношении особенно опасны MMORPG, поскольку они способны полностью заменить потребность в достижениях и социальных контактах [4], [5]. А компьютерные игры специально сконструированы таким образом, чтобы удерживать пользователей, как можно дольше. Таким образом, с одной стороны компьютерные игры предоставляют пользователям вызов, с другой стороны, он достаточно умеренный, чтобы пользователи могли его преодолеть. Игроки могут почувствовать себя «центром вселенной» и реализоваться в тех областях, в которых они не способны реализоваться в реальной жизни [6]. И именно это и вынуждает пользователей предпочитать компьютерные игры реальной жизни.
Кто-то, конечно, может сказать, что его это не касается, что ему просто нравится играть в компьютерные игры. Но это не так! Эмоции детерминированы гормонами [7], которые мотивируют ту или иную деятельность. Вот и получается, что, если человек стимулирует гормональный ответ компьютерными играми, наркотиками, тренажерным залом или другой деятельностью, являющейся сублимацией реальных достижений, то он тем самым нивелирует внутренvнюю необходимость этих достижений добиваться. А причем здесь тренажерный зал?! А при том, что, если человек занимается профессионально спортом или в качестве хобби, то это хорошо и прекрасно, а если человек работает дворником и пропадает в тренажерном зале, чтобы выступить на любительских соревнованиях по пауэрлифтингу, то это точно такая же сублимация, и уход от реальности, как и компьютерные игры.
Но поскольку заниматься спортом сложнее, чем нажимать на кнопки, компьютерные игры получили большую популярность [8]. И именно в связи с этой их популярностью специалисты из Американской Ассоциации Психиатров включили игровую зависимость в список Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам [5]. Сопровождается игровая зависимость депрессией, приступами тревоги, повышенной утомляемостью и нарушениями сна [9]. Подростки, страдающие игровой зависимостью, часто социально изолированы [10]. Хотя последнее, конечно, может быть не столько следствием, сколько причиной «задротства».
Стоит так же заметить, что хотя уже появляется довольно много физически активных компьютерных игр [6], большинство игр все ещё предполагают сидение на стуле, что негативно влияет на здоровье и повышает риск смертности [11]. Немало внимания в исследованиях уделяют и повышенной агрессивности игроков в реальной жизни, хотя прямой корреляции между игрой в жестокие игры и агрессивностью нет [12]. Скорее всего, что ребята просто «забывают, что они не в интернете». И если девушкам, возможно, придется долго вникать в ошибки своей поведенческой модели, то парням обычно объясняют все сразу и предельно доходчиво.
Польза компьютерных игр
Хобби: если человек умеренно играет в компьютерные игры, то они способны снять стресс и помочь расслабиться [13], [14], обеспечивая эмоциональную стабильность [15]. Вообще, все озвученное выше является плюсом, если в компьютерные игры играть умеренно, рассматривая их, как одно из возможных нерегулярных развлечений, которыми человек время от времени занимает свой досуг [5]. От компьютерных игр нет похмелья, они полезнее, чем просмотр телевизора [16], в них можно играть вместе с друзьями и после этого можно спокойно садиться за руль. Есть даже люди, зарабатывающие на том, что играют в игры, но это уже совсем другая история, и хотя сложно сказать, что деньги бесполезны, но к теме статьи это не относится.
Тренировка: дети, подростки и престарелые могут развивать когнитивные функции, играя в компьютерные игры [6]. Но то, какие именно когнитивные функции будут развиваться, зависит от жанра компьютерной игры. Экшн игры от первого и третьего лица развивают в большей степени реакцию, наблюдательность и скорость принятия решений [17]. Стратегии в большей степени развивают долгосрочную память, а ролевые компьютерные игры все виды памяти [6]. Особенно эффективны MMORPG [18], поскольку взаимодействие с разными игроками постоянно ставит перед пользователем новые задачи. Но, как уже говорилось выше, MMORPG и самые опасные игры, поэтому детям в них играть не рекомендуется, а вот людям в престарелом возрасте имеет смысл проводить свой досуг именно так, а не перед телевизором.
Заключение: компьютерные игры могут быть полезны в качестве тренировки когнитивных функций и расслабляющего хобби, но они так же могут быть и вредны, если это хобби перерастет в зависимость. Помните, что все хорошо в меру, и наслаждайтесь всем многообразием жизни, а не циклитесь на её отдельных аспектах.
Полезные материалы
[1] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18275311/
[2] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19141627/
[3] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2894772/
[4] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17201605/
[5] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4493444/
[6] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4130645/
[7] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4449495/
[8] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3905489/
[9] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4712762/
[10] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3905568/
[11] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3404815/
[12] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17914672/
[13] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19006465/
[14] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21165683/
[15] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22173739/
[16] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11554666/
[17] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2896818/
[18] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18212333/
fit4power.ru
Почему полезно играть в компьютерные игры: 7 причин стать геймером

Едва ли не на каждом шагу мы слышим о том, что играть в компьютерные игры вредно, поскольку эти игрушки не просто «вырывают» нас из реальности, но и вызывают устойчивую зависимость. Однако подобные факты не имеют под собой научного обоснования и официально не подтверждены. Зато польза от компьютерных игр доказана. Существует, по крайней мере, 7 причин, чтобы начать играть в компьютерные игры.
Мы уже писали про 6 бородатых мифов о компьютерных играх, которые царят в обществе и которые довольно далеки от реальности. А сейчас рассмотрим 7 полезных свойств компьютерных игр:
1. Повышают самооценку, делают человека более уверенным в себе и целеустремленным.
Несколько лет назад ученый из Трентского университета Ноттингема Марк Гриффитс решил выяснить, какую пользу могут приносить игры. Ученый провел исследование, в ходе которого удалось выяснить, что игры развивают уверенность в себе. По словам ученого, «когда вы победили в игре, вы чувствуете себя хорошо — и это поднимает вашу самооценку».
К такому же выводу пришел и ученый из Стэнфордского университета, что в Калифорнии, Робин Розенберг. Результаты исследований показали, что игры, в которых люди исполняют роль супергероев, помогают быть более полезными обществу и в реальной жизни.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Что подарить геймеру: как выбрать идеальный подарок мужчине, который обожает компьютерные игры
2. Геймеры благодаря играм повышают уровень владения английским языком.
World of Warcraft, Call of Duty и другие подобные экшены и шутеры способствуют популяризации английского языка. Например, одно из исследований в Швеции показало, что молодежь, играющая в компьютерные игры, около 10-12 часов в неделю общаются онлайн на английском языке (письменно или устно). Причем, в играх часто используется разговорный язык с выражениями и словами, которых нет ни в общей школьной, ни в университетской программах.
3. Компьютерные игры – источник новых знаний.
Опрос создателей популярной игры WOT (в народе – «танчики»), показал, что игроки стали больше интересоваться военной историей, в том числе, танкостроением, благодаря чему стали чаще посещать музеи и тематические выставки. И, что важно, не в одиночку, а вместе со своими супругами и детьми.
Еще один игрок WOT под ником Swordman пишет: «А у меня лично печаль: когда смотришь старые военные фильмы, то сразу замечаешь, что вместо немецких танков наши только в квадратном обвесе из крашеного дерева. Раньше не замечал, а сейчас даже по каткам сразу все видно».
4. Игры улучшают координацию и память, развивают логическое мышление.
Лучшим подтверждением этому служит тот факт, что некоторые школы в Европе используют компьютерные игры (к примеру, Minecraft), чтобы развивать у детей моторику и логическое мышление, а многие хирурги предпочитают играть в шутеры, чтобы тренировать координацию движений.
На форуме WOT один из игроков (под ником Asasinhope) написал, что увлечение играми даже спасло его жизнь: «Отскочил от машины у которой сорвало колесо, думаю чисто из за реакции которую приобрёл в шутерах».
5. Благодаря играм можно знакомиться с новыми людьми и даже найти свою половинку.
Это неправда, что заядлые геймеры – люди, оторванные от реальной жизни. Даже наоборот, они более активны социально, чем многие «не игроки». К примеру, исследования Американской ассоциации производителей развлекательного компьютерного обеспечения показали, что большая часть игроков регулярно занимается спортом, перечитывает свежие новости в газетах или онлайн, занимаются творчеством и регулярно посещают кино, театры и музеи. Согласитесь, совсем не похоже на социальную изоляцию.
На уже хорошо нам знакомом форуме «танкистов» игрок под именем AmberMind пишет: «Исходя из личного опыта, — в онлайн игре действительно можно встретить очень отзывчивых людей, которые придут на помощь в трудную минуту. Это здорово! Кстати, примеров, когда знакомства в играх приводили к созданию счастливых семей, тоже достаточно».
6. Шутеры и экшены – отличный способ выплеснуть негатив и агрессию.
Исследования доказывают, что игры помогают больным отвлекаться от боли, а при накоплении агрессии и негатива в реальной жизни – это отличная возможность выплеснуть ее виртуально.
А вот и пример из жизни. Mrtimoxa, заядлый танкист пишет: «Играю после работы. пару часов – и вся агрессия накопленная за день уходит. Нашел друга в рандоме оказалось живем в соседних районах теперь периодически ходим играем в боулинг».
7. Компьютерные игры развивают творческий потенциал и фантазию.
Выполняя различные задания, находя возможные способы решения поставленных задач, человек развивает свое творческое мышление и умение мыслить вне рамок.
TotalDespair, игрок WOT считает, что «стратегические и тактические игры развивают глобальное мышление, больше уделяешь внимание мелочам. Для людей творческих профессий игры — порой, источник вдохновения, как и музыка, книги, фильмы. А еще, в моем случае, командная игра (в реалиях WoT я имею в виду взвод) — это лишний повод пообщаться с друзьями, с которыми географически не всегда выходит поддерживать регулярное общение».
Ну что, ты по-прежнему злишься на мужа за то, что после трудного рабочего дня он предпочитает пару часиков погонять на крутых тачках в GTA или пострелять на танчиках? А может, чем обижаться, лучше составить ему компанию? 🙂
edinstvennaya.ua
Польза видеоигр
Реалии современного мира устроены таким образом, что любое новое явление в обществе воздействует на него либо хорошо, либо плохо. Так, например, компьютерные игры вызывают резкую негативную реакцию, когда их жестокость и кровавость становятся раздражительным фактором. Многие правозащитники, психологи, юристы и политики готовы рвать на себе волосы, навязывая свою точку зрения о вреде такого рода электронных развлечений. Не будь у нас доблестных защитников видеоигр, пришлось бы смириться с мощным давлением скептически настроенных специалистов относительно подверженности человека жестокостям по ту сторону экрана, а исключение из своей жизни или хотя бы сведение к минимуму отъездов в виртуальную реальность не заставило бы себя долго ждать. Борьба двух агрессивно настроенных сторон — разработчиков с психологами и политиками — подкрепляется не только коммерческим интересом и политическим рейтингом, но и реальными историями людей. Сегодня мы поговорим о полезном влиянии видеоигр на нашу жизнь и здоровье, о том, можно ли с их помощью преобразить наше существование.Защищая виртуальность
Наиболее яркий персонаж среди защитников «нашей стороны» — единственная в мире футурист, геймдизайнер и женщина в одном лице Джейн МакГонигал (Jane McGonigal). Она весьма широко известна на Западе во многом благодаря исследованиям именно положительного влияния электронных развлечений на жизнь и быт людей. Ее непробиваемое сопротивление мнению противников видеоигр заставляет их работать усерднее, доказывая свою правоту. К сожалению (или к счастью), в нашей стране данной проблеме практически не уделяют внимания — в истории отечественной игровой индустрии были лишь единичные случаи подобного противоборства. Однако Джейн у себя на родине в США спровоцировала массу бурных споров и обсуждений, доказывая всю пользу игр.

Был и еще один проект альтернативной реальности — Superstruct. Авторам удалось привлечь геймеров для решения особо важных проблем, способных поставить наше будущее под угрозу. Так, «подопытным» удалось найти множество путей решения таких проблем, как загрязнение окружающей среды в результате получения энергии или неразвитость социальной защиты. Можно сказать, что команда Джейн в Институте будущего буквально заселяет виртуальное пространство вполне себе реальными людьми. Они просто стараются придумать себе разные сценарии, заданные правилами игры. Итогами и статистикой таких проектов пользуются ведущие ученые мира при создании своих программ по улучшению условий жизни на Земле. Резонно возникает вопрос: насколько правдивыми могут быть результаты такого эксперимента и возможно ли внедрить подобные идеи в современные игровые разработки?
Зачастую мы привыкли считать, что точность аналитических выводов практически никогда не оправдывается действительностью. Однако стоит принять во внимание то, что специалисты Института будущего уже свыше пятидесяти лет трудятся для крупнейших корпораций мира, интересующихся желаниями клиентов и пользователей. Подобный уровень спроса говорит о довольно высокой точности полученных данных в результате исследований. Впрочем, основная цель игр этого института заключается все же в моделировании нашего будущего прямо сейчас. Так, становится возможным наиболее точное прогнозирование на конкретных данных и выводах, которые приносят разработчикам сами игроки в процессе своего развлечения. И вот чтобы этого достичь лучшим образом, как раз применяются известные в игровой индустрии технологии. Этой цели благоволит и повсеместное распространение широкополосного Интернета.
Уже давно коммерческие и некоммерческие организации начали распространение своего влияния в глобальной Сети, а относительно новый рынок онлайновых проектов растет как на дрожжах и бьет рекорды «оффлайна». При всех своих увлекательности, онлайн-возможностях и 3D-графике главной целью исследовательских развлекательных программ является анализ, обучение, мотивация и развитие людей. Благодаря Джейн МакГонигал сегодня такие игры существуют и помогают изучать сложные социальные и экологические проблемы — начиная от загрязнения Чесапикского залива и заканчивая судьбой беженцев в суданской провинции Дарфур.

На основе исследований Института будущего Джейн, помимо электронных проектов и изобретений, написала собственную книгу «Reality is broken» («Реальность нарушена»). Она начинает повествование с того, что человечество с каждым годом все больше тратит времени на виртуальные развлечения и это давно уже стало заметной тенденцией. В книге приводятся цифры для тех, кто до сих пор в это не верит: к 21-му году средний житель страны с развитой экономикой накапливает за компьютерными играми более 10 000 часов. Удивительно, но столько же мы тратим на школьное образование. На мультиплеерные и онлайн-игры люди в среднем тратят три миллиарда часов в неделю. На данный момент геймеры всего мира в совокупности провели за популярной MMORPG World of Warcraft уже свыше 6.93 миллиона лет. Эти данные соответствуют все тем же исследованиям Института будущего. Примерно столько же времени ушло на всю эволюцию человека. Впрочем, Джейн в этом не видит ничего плохого: «Это не должно никого пугать, ведь сами игры приносят в нашу жизнь ощущение продуктивности и цели». По ее словам, видеоигры учат пониманию общественного строя, придают социальным отношениям творческий смысл, вызывая у нас чувство принадлежности к чему-то грандиозному. Примечательно, что МакГонигал в своих выводах всегда дает ссылку на исследования, которые показали положительное влияние компьютерных игр на реальный мир.
Но Джейн не единственная, кто столь активно защищает электронные развлечения. Не так давно ученые официально установили особую роль игр в раскрытии лучших черт характера как у взрослых, так и у детей. Они пришли к общему выводу, что если игроки совершают в виртуальном мире добрые дела, то и в реальной жизни они ведут себя аналогично. Ради того, чтобы доказать пользу некоторых видов компьютерных игр, которые способны улучшать состояние людей разной возрастной категории, ученые провели несколько экспериментов. В первую очередь провели опыт для детей в возрасте от четырех до девяти лет. Они играли в Super Mario Sunshine, где по условиям программы в их задачи входила уборка мусора и поддержка чистоты. Как результат — после игры они в три раза охотнее вызывались помогать в уборке по дому. Для следующего эксперимента выбрали учащихся пятых, шестых и седьмых классов. Им предложили испробовать совершенно незнакомую игру. В процессе ребятам было необходимо высказывать свои эмоции и мысли, которые фиксировались и анализировались учеными. Таким образом, посредством изучения произнесенных фраз, исследователи дали оценку тому, как дети решают поставленные игрой задачи. Оказалось, что младшие ученики больше фокусируются на основах проблемы и ставят перед собой легкодостижимые и быстрые цели. А дети постарше считают более важным для себя то, чего они смогут достичь в будущем.
Для контраста ученые подключили матерых студентов, которым были предложены жестокие игры. Выводы были следующими: даже в сознательном возрасте люди психологически подвержены влиянию развлечений с подобным содержанием. Несколько будоражащих воображение часов в кровавом шутере вызывали у студентов агрессию в поведении, склонность к вражде с окружающими, непримиримость с неудачами. А дети младших возрастов, которым не довелось испробовать такие игры, проявляли добро и отзывчивость. Трудно с этим не согласиться, ведь все поломанные мышки, разбитые клавиатуры и сокрушенные головой мониторы вряд ли в свое время пострадали из-за какой-нибудь The Sims.
Ученые резюмируют: 86 процентов испытуемых в ходе игры делились своими знаниями для решения проблемы, а 56 процентов использовали оценочные и систематические процессы. Все это иллюстрирует научное мышление респондентов. Некоторые компьютерные игры способны оказывать полезное влияние на детей, так как они улучшают способность решения сложных проблем, а также развивают ловкость и осторожность. Таковы результаты исследования группы американских ученых под руководством доктора Фрейма Блумберга (Frame Bloumberg), представленные ими на очередной ежегодной конференции ассоциации психологов США.

По словам ученых, видеоигры меняют способ обработки мозгом человека визуальной информации — они расширяют зрительную систему до максимального предела, а мозг адаптируется к этим изменениям и позволяет использовать их в повседневной жизни. Профессор когнитологии Дэфни Бевели (Dafny Bavely) перепроверила эти предположения на студентах, которые с видеоиграми практически незнакомы. После проверки зрения студентов разделили на две группы. Первые играли по часу в день в динамичные жанры, где нагрузка на зрение будет максимальной. Вторым достались развлекательные приложения с преимущественно статичной картинкой. После эксперимента Дэфни снова проверила зрение студентов — удивительно, но выяснилось, что первая группа намного лучше прошла заключительные зрительные тесты. Ученые уверены, что это открытие может быть полезным для лечения многих пациентов с нарушениями зрительной функции в будущем.
Доказывая виртуальность
Существует еще один интересный факт пользы компьютерных развлечений. Австралийские медики из Королевского госпиталя Аделаида (штат Южная Австралия) считают, что видеоигры, использующие последние достижения технологии Virtual Reality (виртуальная реальность), можно назначить детям с тяжелой степенью ожогов как дополнительное болеутоляющее средство, так как погружение в мир пришельцев и монстров психологически отвлекает от боли. Так, детям и подросткам в возрасте от 5 до 18 лет предлагалось увлечься VR-играми во время длительной процедуры смены повязок. Всем выдали одинаковое традиционное обезболивающее, затем больных разделили на две группы, одна из которых во время перевязки погружалась в игры при помощи двух миниатюрных экранов, закрепленных на голове, и сенсоров, которые позволяли детям двигаться внутри виртуального мира и отстреливать монстров. Как только перевязку закончили, испытуемых попросили рассказать о своих болевых ощущениях и оценить их по десятибалльной шкале. Во время принятия традиционного обезболивания была дана оценка в 4.1 балла, а с добавлением игры — 1.3 балла. Медики объясняют подобный эффект тем, что люди психологически переключаются на переживания внутри игры и перестают концентрироваться на собственных болевых ощущениях. Исследователи считают, что к каждой возрастной группе можно подобрать определенный наиболее интересный для них игровой жанр.
Также эксперименты показали, что люди, страдающие арахнофобией (патологическим страхом перед пауками), клаустрофобией (боязнь замкнутого пространства) и акрофобией (боязнь высоты) с помощью компьютерных игр могут значительно улучшить свое самочувствие. В ходе эксперимента больным арахнофобией предложили играть в Half-Life, где приходилось сражаться с многочисленными монстрами и мутантами, а больным клаустрофобией и акрофобией — в Unreal Toumament, в которой персонажу нужно вести сражения в тесных лабиринтах и в высотных зданиях разрушенного войной мегаполиса. После сеанса медики фиксировали значительное улучшение состояния больных.
Дальнейшие исследования показали, что компьютерные игры положительно влияют не только на детей и подростков, но и на взрослых. Было разработано несколько проектов, которые были нацелены на подтверждение этого факта. Первое исследование проводилось среди людей, которые увлечены играми в духе Guitar Hero, включающими имитирование реальных музыкальных инструментов. Подобные возможности формируют позитивный подход к жизни у игроков. Те из респондентов, кто в реальности имел музыкальные инструменты, после Guitar Hero играли на них с еще большим удовольствием и усердием. А кто не имел инструментов, были склонны к тому, чтобы приобрести хотя бы один и начать обучение музыке.

Третье исследование решили провести в горячих точках планеты среди американских солдат, игравших в компьютерные игры, чтобы справиться со стрессами войны. Те 3-4 часа в день, проведенные за игрой, давали существенный положительный эффект для ментального здоровья. Этот результат гораздо более значительный, чем другие виды деятельности (такие, как чтение книги, прогулка и т.д.). Правда, есть еще кое-что, что дает такой же эффект, — это физические упражнения, вот только достигается он за гораздо больший промежуток времени — порядка шести часов в день. К тому же это изматывает солдат еще больше, чем военные действия.
Четвертое исследование было проведено в Канаде. Оно показало, что игры помогают развить скрытые способности самоконтроля. Канадцы доказали, что самый высокий процент осознанных сновидений встречается среди геймеров. Исследователь в области психологии обнаружил, что геймеры меньше подвержены ночным кошмарам и некоторые из них даже обладают способностью контролировать свои сны, словно они управляют игрой.
Используя виртуальность
В одном из интервью Джейн МакГонигал привела интересный статистический факт, согласно которому 80 процентов времени, проведенного в видеоигре, геймеры терпят поражение. Завершение задания, переход на следующий уровень, получение артефакта или одержание победы над боссом — на все это приходится лишь 20 процентов игрового времени. Это заставляет людей быть целеустремленными. Ведь в жизни мы можем отказаться от своей цели и поставить другую, а в игре это сделать зачастую невозможно — мы можем лишь выключить консоль или компьютер.
Джейн МакГонигал не единственная, кто ищет способы доказать пользу игр и использует это как средство помощи обществу. Психолог и социолингвист Джеймс Пол Джи (James Paul Gee) поддерживает ее и уверен в том, что видеоигры не просто мотивируют мыслить стратегически, чтобы достичь своих целей, но и заставляют упорно к ним идти — собирать, анализировать и связывать данные, держать в голове множество факторов, соблюдать баланс между краткосрочными и долгосрочными задачами. О тех же свойствах говорят и научные писатели. Один из них, Стивен Джонсон (Steven Berlin Johnson), пишет в своей книге о том, что видеоигры способны сделать людей умнее.
Взглянув в прошлое, мы увидим, что уже как минимум 20 лет виртуальная реальность предоставляет людям возможности для самореализации. В Интернете сотни и, может быть, даже тысячи частных примеров того, как благодаря интересной RPG или крутому боевику кто-то сделал карьеру, кто-то изменил свои взгляды на жизнь, а кому-то удалось расширить свой кругозор. Игры по-прежнему приносят нам массу удовольствия и завоевывают наши сердца, делают нас жизнерадостными и успешными, заставляют интересоваться разными областями науки и культуры, а это, в свою очередь, положительно сказывается на нашей с вами реальной жизни.
* В контексте данной статьи выражения «компьютерная игра» и «видеоигра» используются в качестве синонимов.
stopgame.ru
Играйте на здоровье! Медики и исследователи о пользе видеоигр — Игромания
Мы попытались выяснить, способны ли игры приносить реальную пользу игрокам и их здоровью.
В начале февраля в эфире Первого канала ведущая передачи «Жить здорово!» Елена Малышева открыто заявила, что видеоигры — полезное в общем-то занятие. Правда, не для всех поголовно, а для взрослых и пожилых людей. Эти слова вызвали немало удивления хотя бы потому, что не имеют ничего общего с тем привычным негативом, что льется на зрителей, когда «в телике» заходит речь об играх. Конечно, нас с вами добрым словом, сказанным в адрес видеоигр, удивить сложно. Ведь игры — это здорово, они не замещают собой другие виды досуга, а дополняют их. Согласитесь, сюжет четвертой Uncharted не стыдно пересказать родителям, а знакомая девушка с улыбкой узнает, что Трико — это не элемент одежды, а милая зверушка из игры The Last Guardian.Посему мы тоже решили по-научному и с привлечением специалистов разобраться и выяснить, способны ли игры приносить пользу не только молодым игрокам, но и людям старшего возраста.
Маленькие факты большого гейминга
То, что про видеоигры часто говорят плохое, не новость, а то, что от них якобы глупеют, — не новость в кубе. Видимо, такая ситуация не понравилась редакции международного журнала Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology. Издание более полувека занимается исследованием социальной психиатрии и психиатрической эпидемиологией, что дает ему полное право высказываться по любым вопросам в рамках своей компетенции.

В ходе исследования выяснили вот что: 20% детей играют не менее пяти часов в неделю. При этом мнение о том, что они погружаются в видеоигры, чтобы уйти от реальных проблем, не нашло подтверждения. Дети из неполных семей, не имеющие братьев и сестер, играли меньше и при каждом сеансе старались уменьшить время игровой сессии. Но главный вывод исследования заключается в том, что 95% участников показали рост мозговой активности более чем в полтора раза и двукратное повышение интереса к знаниям и познанию мира, вне зависимости от пола, социального статуса семьи и страны проживания.
Такой вывод объясняется просто. Игры способны визуализировать ответы на многие детские вопросы, немалая часть которых начинается с привычного «А почему?..». При этом не стоит забывать о постоянной интерактивности — ребенок не только видит происходящее на экране, он также слышит звук и параллельно взаимодействует с геймпадом. Три информационных канала способны загрузить все отделы головного мозга и способствовать их равномерному развитию.

Хоть Доктор Эггман, главный враг синего ежа Соника, выглядит как безумный ученый, игры, где он появляется, ничего плохо в себе не несут. Напротив, они заставляют игроков внимательно следить за всем, что во время игры происходит на экране.
Дедовский метод танкования
Однако не только детям есть польза от игр. На здоровье взрослых они тоже способны влиять положительным образом, и так полагает не только Елена Малышева. Например, видеоигры способствуют профилактике и лечению амблиопии, известной в народе как «ленивый глаз».
Амблиопия — глазное заболевание, в ходе которого происходит постепенная деградация зрительного анализатора. Оно не поддается коррекции с помощью линз и не лечится хирургическим вмешательством. Летом 2011 года калифорнийский университет Беркли проводил масштабное исследование, доказавшее, что даже при двухчасовых сессиях наедине с любой современной игрой наблюдается повышение остроты зрения.Такое воздействие уникально, так как если амблиопию не исправить в детском возрасте, когда она легче всего поддается коррекции, дальнейшее состояние зрительного анализатора будет только ухудшаться.

Исследование проводилось совместно с Национальным глазным институтом США. В нем участвовали двадцать человек, больных амблиопией. Их возраст составлял от 15 лет до 61 года. Исследование разделили на три этапа. Во время первого каждый из участников должен был наиграть сорок часов в месяц в экшены, но не более двух часов в день. На втором этапе были похожие условия, только играть разрешали в игры разных жанров.
Оба этапа показали улучшение зрения у всех участников на 30%, что в фактических величинах означает дополнительные полторы строчки в тестовой таблице, которую офтальмологи используют для проверки остроты зрения. Подобные результаты, даже с чуть меньшей эффективностью, достигаются после прохождения пятидневного курса лечения с помощью окклюзионной терапии. К слову, всем играющим на глаза надели патчи — корректирующие повязки, использующиеся при лечении глазных заболеваний и после операций.

Для чистоты эксперимента, а также чтобы убедиться, что вышеуказанные результаты достигнуты исключительно с помощью видеоигр, ученые провели третий этап исследования. Всем участникам на здоровый глаз надели повязку, а вторым глазом им нужно было читать книги с экрана монитора, листать веб-страницы, смотреть видеоролики на протяжении двадцати часов. В общем, делать все то, чем мы занимаемся каждый день.
Результаты удивили всю исследовательскую группу — никаких эффектов, положительных или отрицательных, замечено не было. Это может быть косвенным подтверждением того, что современные мониторы не способны влиять на зрение в той мере, в которой это воспринимается обществом.
Разумеется, цифры, представленные в исследованиях, во многом условны, так как каждый человек индивидуален — у всех участников тестовой группы был свой уровень заболевания амблиопии, а у шести человек было еще и косоглазие разной степени сложности.
Тем не менее итоги исследования оказались очень красноречивыми: у половины группы, которая играла на протяжении сорока часов, наблюдалось улучшение глубины резкости зрения. Людям стало проще различать объекты на близком и дальнем расстоянии.


В стратегических играх следить за происходящим приходится постоянно. Динамики в них порой больше, чем в ином шутере.
Можно вспомнить примеры в других жанрах. Скажем, в стратегиях в реальном времени. При всей своей кажущейся неторопливости они требуют полной собранности мыслей и координации действий — не заметил зергов в StarCraft, и вот уже нужно быстро разрабатывать план отступления. А вспомните развитие базы в XCOM: Enemy Unknown. Ресурсов мало, времени еще меньше, лучшие бойцы находятся на лечении, а изобретение «чудо-оружия» откладывается до следующего этапа финансирования, напрямую зависящего от того, сколько у вас будет ресурсов и времени. Круг замыкается. Мозгу вновь нужно работать, основываясь только на картинке и звуке.

Некоторые поклонники Gran Turismo даже становились профессиональными гонщиками — игра послужила для них своего рода трамплином.
Духовные скрепы геймпада
Отечественная медицина не остается в стороне от мировых тенденций и тоже старается использовать методики профилактики и лечения с помощью видеоигр. Вот только все эти старания вносят несистемный характер и оказываются частными инициативами врачей в рамках конкретных клиник и отделений.

Мы решили не ограничиваться исследованием иностранного опыта и узнать у отечественных специалистов, есть ли положительные примеры использования игр в медицине. Вопрос это отнюдь не простой. Несмотря на заявления Елены Малышевой, видеоигры до сих пор обвиняют в негативном воздействии на человека и его психику. Психику, которую никто не знает лучше врачей, изучающих ее профессионально. Вот как прокомментировала опыт использования видеоигр в лечебных целях доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ НЦПЗ Наталья Селезнёва:
«Основная специализация нашего центра — возрастные нарушения мозга. Мы работаем с очень пожилыми людьми, у которых есть, например, болезнь Альцгеймера или старческое слабоумие, и для лечения и профилактики мы использовали следующую методику: брали восемьсот пациентов в возрасте старше 45 лет и делили их на четыре группы. Первой группе давали медикаментозные препараты, лечащие память, нарушения речи, ориентировки в пространстве и моторные навыки. Вторую группу направили на специально разработанные тренинги, помогающие развивать память, моторные навыки, ориентировку в пространстве, логику, анализ, суждения. Третья группа принимала препараты и занималась тренингами, а четвертая не получала ни медицинских препаратов, ни доступа к тренингам.
После двух месяцев исследований выяснилось, что наибольший прогресс в лечении замечен у той группы, что принимала препараты и занималась тренингами, а также у группы, занимавшейся только тренингами. Сами тренинги, конечно, очень просты в сравнении с теми играми, что вы описываете в своем журнале. Большая часть из них связана с простейшими настольными играми или даже специальными игровыми картами, но наши тренинги построены в игровой форме, и я должна сказать, что даже самые простые из них сразу же повышают мозговую активность больного. Поэтому всем своим пациентам я настоятельно рекомендую если и не играть подолгу в игры, то хотя бы пробовать их запускать на некоторое время. Особенно если они не слишком сложные и не требуют большой вовлеченности».

Впрочем, несмотря на положительные эффекты, Наталья Селезнёва с сожалением отметила, что единой методики исследований нет, а научно-исследовательские и медицинские центры не спешат делиться друг с другом наработками и опытом. В результате получается, что каждый занимается своим направлением, фиксирует положительные или, реже, отрицательные стороны исследований, но для масштабных клинических исследований этого пока мало.
Сходной позиции придерживаются и другие врачи. Вот что сказал нам главный врач одной из московских поликлиник в частной беседе:
«При оценке воздействия игр на здоровье человека главная проблема — недостаток исследований. Причем любых, как с положительным, так и с отрицательным результатом. Ни один врач вам не скажет, что игры — однозначное зло или благо, потому что таких данных нет. В то же время игры всегда развлекают и отвлекают, что, несомненно, положительно сказывается на процессах реабилитации больного. Нельзя забывать и про обязательное развитие мелкой моторики рук, что особенно заметно при работе с джойстиком. Однако все строго индивидуально. Главное — помнить, что во всем нужна мера, и если человек все свободное время проводит за играми, это плохо не столько из-за самих игр, сколько из-за его физиологии».

В итоге получается сложная и неоднозначная ситуация. Вопреки опасениям отечественная медицина не видит в играх принципиального врага, но и в союзники не спешит записывать. Главная польза видеоигр в их сути — развлечениях. В основном они радуют, приносят положительные эмоции, а это уже хорошо сказывается на здоровье человека. Любая игра оказывает положительное влияние, потому что задействует большое количество участков головного мозга — особенно это заметно на примере пожилых людей.
Поэтому основная проблема воздействия видеоигр на здоровье человека заключена в их восприятии. Будем честны сами с собой: мы и впрямь уделяем видеоиграм много времени, порой больше, чем всему остальному (по крайней мере, в определенном возрасте), и со стороны это может выглядеть как зависимость. В наших же силах изменить эту ситуацию: играйте в видеоигры, но не забывайте о живом общении. Если вы будете следовать этим нехитрым правилам, вы и не заметите, как ваши родители и близкие начнут с интересом «подглядывать» за тем, как вы проходите очередную часть Uncharted.
www.igromania.ru
В чем польза компьютерных игр
Лиана Хазиахметова
Компьютерные игры — головная боль многих родителей. Дети проводят за ними дни напролет. Но не все так плохо. Джейн Макгонигал в книге SuperBetter объясняет, как из обычных компьютерных игр извлечь пользу, как научиться проявлять игровой подход при стрессе и личных проблемах. Важно не только, во что и сколько играет человек. Имеет значение, почему, когда и с кем он это делает. Другими словами, нужно играть с определенной целью. Вот три навыка, которые можно развить во время игры с примерами. Подходит и детям, и родителям.
Умение контролировать внимание, мысли и чувства
Результаты исследования видеоигр показывают, что каждый из нас обладает способностью преодолеть тревогу, депрессию, справиться с физической и душевной болью. Только нужно уметь контролировать свое внимание. Предстоит ли вам решать серьезные проблемы или вы хотите повысить психическую и эмоциональную устойчивость, игры станут идеальной платформой для освоения навыков управления вниманием, способных изменить жизнь.
Snow World — это виртуальная 3D-среда, разработанная в Вашингтонском университете для пациентов, проходящих курс лечения серьезных ожогов. Пациенты играют во время наиболее болезненных этапов лечения, когда врачи обрабатывают раны. Используя гарнитуру виртуальной реальности для определения местоположения и направления движения в виртуальном царстве холода и джойстик, пациенты исследуют ледяные пещеры, играют в снежки. Их ждет настоящее очарование зимы.
Результаты клинических исследований удивили медиков. Оказалось, что «уход» пациентов в виртуальную реальность уменьшает боль на 35–50%. А на пациентов с самыми тяжелыми ожогами игра оказывает даже более сильное воздействие, чем морфин, который им также вводят. Во время игры в Snow World пациенты практически игнорировали болевые ощущения, которые не устранялись полностью. По их словам, они осознанно воспринимали боль лишь 8% времени. В то же время при традиционном лечении ожогов даже при введении самых высоких допустимых доз обезболивающих пациенты обычно испытывали боль и думали о ней в течение всей процедуры.
Способность превращать любого человека в потенциального союзника и укреплять отношения
Для этого нужно всего лишь сыграть с ним в игру.
Hedgewars — это милая и забавная видеоигра, несмотря на то что в ее названии есть слово wars (войны). Игрокам предлагается набрать армию из розовых ежей, чтобы сражаться в межгалактических битвах. (Hedgewars похожа на игру Angry Birds, но более увлекательна, а вместо птиц здесь летают колючие зверьки.) Правила игры довольно просты, в нее можно играть на компьютере или мобильном телефоне. И, как недавно выяснили сотрудники Хельсинкского университета, она оказывает мощное воздействие на тело и ум человека.
Дети могут найти друзей с помощью видеоигр. Источник
Когда два человека играют в Hedgewars в одной комнате, между ними возникает, по словам доктора Михила Шовихарви-Спапе и доктора Никласа Раваха, «неврологическая и физиологическая связь». Мимика становится одинаковой, игроки начинают синхронно улыбаться, хмуриться и даже дышать. Их пульсы адаптируются к одному ритму. Но самое удивительное: синхронизируются их мозговые волны, так как нейроны начинают «отзеркаливать» друг друга. Этот процесс помогает каждому из игроков предугадывать действия другого. Все эти изменения происходят практически моментально, через несколько минут после начала игры.
Как ни странно, синхронизация происходит не только тогда, когда два игрока объединяются, но и когда они играют друг против друга. Не имеет значения, будет ли второй игрок членом вашей команды или команды противника. Когда вы играете в Hedgewars, ваши тела и разум функционируют практически в идеальной гармонии.
Почему исследователей заинтересовали эти биологические связи? Как выяснилось, все четыре разновидности синхронизации — мимика лица, пульс, дыхание и мозговая деятельность — тесно связаны с возрастанием эмпатии и социальной привязанностью. Чем сильнее выражена степень синхронизации с человеком, тем больше он нам нравится. И тем больше вероятность, что мы окажем ему помощь в будущем.
Способность мотивировать себя и проявлять силу воли, сострадание и решительность
В видеоиграх мы действуем за героев. Мы перевоплощаемся в космических ковбоев-завоевателей, воинственных принцесс, безрассудных гонщиков или единственных горожан, выживших после зомби-апокалипсиса. Даже в нецифровых играх мы стремимся стать героями дня, совершая потрясающие героические подвиги. Представьте: вы забиваете решающий гол в последнюю секунду футбольного матча. Или в шахматном поединке доводите пешку до конца поля, чтобы превратить ее во второго ферзя.
Но действительно ли игры помогают стать героями и в реальной жизни? Выше ли вероятность, что мы сможем вдохновлять других и достигать экстраординарных целей? Научные данные свидетельствуют, что это так.
Источник
Оказалось, что геймеры действительно прилагают больше усилий при решении сложных проблем. Как показало исследование, они демонстрировали «предрасположенность к выполнению сложных заданий» и «желание быть эффективными в условиях фрустрации». Когда им предложили серии легких и сложных головоломок, они уделили значительно больше времени решению сложных головоломок. Участники, игравшие редко, сдались гораздо быстрее и не проявили интереса к решению сложных заданий. В целом геймеры отличались бóльшим упорством и настойчивостью. Они продемонстрировали тягу к трудным заданиям и желание добиться успеха даже в сложных условиях.
Чем можно объяснить такие особенности характера? Результаты более ранних исследований, не имевших отношения к играм, показали, что люди, которые успешно выполняют любые задания, требующие больших усилий, продолжат проявлять усилия в будущем. Упорная работа и достижение цели — на нейрофизиологическом уровне это проявляется в повышении уровня дофамина — настраивают нас работать еще упорнее. Это тот же биохимический процесс привыкания, но полезный.
Основываясь на этих результатах, ученые предположили, что повышенное содержание дофамина в мозге может быть основным побуждающим стимулом трудолюбия. Это новый взгляд на одну из наиболее ценных и повсеместно уважаемых черт характера человека. Трудолюбие — не моральная ценность, которая прививается. Это биохимическое состояние, которое можно целенаправленно усилить благодаря занятиям, повышающим содержание дофамина в мозге. Вот почему сложные видеоигры типа Re-Mission настраивают нас прилагать больше усилий и проявлять целеустремленность и при решении повседневных проблем.
По материалам книги SuperBetter
Обложка поста: pixabay.com
deti.mann-ivanov-ferber.ru
Польза и вред компьютерных игр, влияние на организм человека
Компьютерные игры давно вошли в жизнь современного человека и заняли практически первое место среди всех видов отдыха. И это можно объяснить: виртуальная реальность имеет свойство притягивать своими неограниченными возможностями, а разработчики не перестают радовать любителей игр новыми продуктами. Однако многих волнует вопрос, в чем же на самом деле заключаются польза и вред компьютерных игр для человека: опасны они для здоровья или нет.
Причина увлеченности компьютерными играми
Порой человек, не в силах оторваться от экрана, сам не замечает, как медленно втягивается в игровой процесс. Польза от переключения на приятное увлекательное занятие и возможность расслабиться перерастают во вред зависимости. И на это есть своя причина: увлекаясь какой-либо компьютерной игрой, мы автоматически принимаем на себя образ игрового персонажа, как бы надеваем на себя его маску. И тогда появляется способность напрямую влиять на игровой мир, подстраивая под себя всю виртуальную реальность.
В голове у компьютерного игрока возникает своего рода иллюзия власти и всесилия: именно он получает свойства подчинять себе инсталлированный мир, установить там собственные правила и добиваться всех поставленных целей. И человек, заполучив такое величие и превосходство в компьютерном мире, постепенно перестает нуждаться в мире реальном. В этом просто нет необходимости – ведь в физической реальности уже нельзя так легко манипулировать окружающими. В реальной действительности — уже в маске обычного человека — игрок теряет свое могущество. Именно поэтому компьютерные игроманы, пребывая в физическом мире, так ждут возвращения в свою, собственную Вселенную.
Психологические исследования показали, что зачастую во вред игровой зависимости попадают не удовлетворенные жизнью люди, страдающие от одиночества или отсутствия цели в жизни. Благодаря свойствам виртуального пространства они обретают все те возможности, которых лишены в реальной жизни. За счет достижения определенных целей и задач в игре самооценка таких людей имеет свойство повышаться, человек получает искусственно самоутверждение.
Считается, что с помощью компьютерных игр нам свойственно убегать от своих реальных проблем, и чем глубже проблемы – тем сильнее желание забыть о реальности тем глубже погружение в мир игры. Именно поэтому прежде чем лечить приносящую вред игровую зависимость, необходимо разобраться: какие полезные мотивы замещает активность в выдуманном мире? От каких проблем реальности человек пытался таким способом сбежать?
Чем полезны компьютерные игры
Многие считают, что современные компьютерные игры не представляют собой абсолютно никакой пользы, оказывая негативное влияние как на наше сознание, так и на физическое состояние. Однако следует отметить, что компьютерные игры обладают рядом преимуществ и положительных для здоровья свойств:
Развивают память, внимание и логику
В 2009 году ученые провели исследование пользы и вреда действия компьютерных игр на способности, главным объектом которого стала всем известная видеоигра японских разработчиков «Марио», где по условиям игроку необходимо «прыгать» с платформы на платформу, собирая монетки и прочие призы. Группе испытуемых было предложено ежедневно уделять «Марио» определенное количество времени. Через несколько дней исследователи подвели итог: оказалось, что платформеры (именно к этому жанру игр и относится «Марио») развивают полезные способности ориентации человека в пространстве, стимулируют работу памяти, развитие логики и стратегического планирования.
Данные другого эксперимента показали, что головоломки типа «Тетрис» также имеют пользу помогать избавляться от неприятных мыслей, тяжелых воспоминаний, а также излечивать посттравматические расстройства и понижать тягу к перееданию.
Улучшают зрение
Далеко не секрет, что долгое времяпрепровождение за экраном компьютера влечет вред ухудшения зрения. Однако было доказано и обратное: некоторые компьютерные игры обладают полезными свойствами для наших глаз.
В ходе эксперимента учеными Рочестерского университета сделано заключение о пользе компьютерных игр-шутеров от первого лица (вида экшн-игр, так называемых стрелялок, в которых игрок ассоциирует себя с героем). Например, всем известная компьютерная игра «Call of Duty» улучшает способности различать самые маленькие детали вещей и предметов: к примеру, тонкие оттенки серого цвета. Такой полезный навык особенно может пригодиться водителям в туманную погоду.
Компьютерные шутеры от первого лица также имеют полезное свойство стимулировать работу передней поясной коры, теменной и лобной долей мозга. Именно эти участки отвечают за наше внимание и способность к многозадачности.
С тем же важно знать меру в подобных полезных «тренировках мозга», чтобы не столкнуться с обратным эффектом. Оптимальным, не дающим вред негативного воздействия считают время игры до 6 часов в неделю.
Снимают стресс
Компьютерные игры способны приносить пользу и для психического состояния человека, помогая избавиться от стрессов, депрессии, успокоить нервы и поднять настроение.
Это доказали ученые Оксфордского университета: в ходе исследований было установлено, что полезные свойства увлечения видеоиграми проявляются в снижении травматических воспоминаний и тяжелых переживаний, которые содержит наше сознание.
В течение 20 минут группе испытуемых демонстрировали материалы, провоцирующие бурную эмоциональную реакцию. В образный ряд были включены автомобильные аварии, различного рода трогательные или трагические сцены. После этого половине испытуемых было предложено поиграть 10 минут в «Тетрис», в отличие от контрольной группы участников.
Результаты показали, что эмоциональная реакция людей, игравших в «Тетрис», оказалась более уравновешенной, чем у контрольной группы – их память освободилась от большей части негативных переживаний, полученных в первой части эксперимента.
Существует ряд компьютерных игр, созданных для широкого круга пользователей – они отличаются довольно простыми условиями и цветным, приятным глазу интерфейсом. Если игрок сталкивается с определенной трудностью – игра обязательно поможет и подскажет, что делать дальше. Такие приложения разрабатываются с пользой заполнения досуга или, например, времени, которое человек проводит в общественном транспорте – всего полчаса игры в день имеют полезное свойство, отвлекая, устранять беспокойство, плохие мысли, облегчать вред депрессивных состояний, поднимать позитивный эмоциональный фон.
Почему компьютерные игры вредны
Однако, несмотря на все вышеперечисленные достоинства, компьютерные игры имеют как плюсы, так и минусы. Злоупотребление видеоиграми может нанести серьезный вред физическому и психическому здоровью человека.
Агрессивность и озлобленность
«Чрезмерное увлечение видеоиграми способно вызвать в нас агрессию» — такое заключение сделали Малте Элсон и Кристофер Фергюсон, ученые-психологи Вестфальского университета им. Вильгельма. В ходе исследования, которое длилось на протяжении 25 лет, ученые выяснили:
- проявление агрессивности у человека напрямую зависит от стрессогенных факторов окружающей среды;
- люди, обладающие высоким порогом переносимости жестокости (иными словами, те, кто когда-либо подвергался или подвергается насилию со стороны окружения), имеют свойство чаще проявлять свою агрессию при наличии малейших стрессовых факторов;
- люди, минимально сталкивающиеся с насилием, менее расположены к проявлению агрессии.
Таким образом, компьютерные видеоигры выступают своего рода возбудителем агрессивного состояния. Тот человек, кто предрасположен к агрессивному поведению и жестокости, будет вести себя озлобленно, копируя поведение своего героя в компьютерной игре. Именно поэтому компьютерные игры несут высокую опасность для подростков, чье эмоциональное состояние меняется буквально каждую минуту.
Интересно отметить: люди, склонные к агрессии в реальной жизни, чаще всего выбирают именно те компьютерные игры, где доминируют сцены жестокости и насилия.
Ученые также обнаружили, что люди, которые предпочитают компьютерные игры в компании, меньше подвержены агрессивному поведению, в отличие от тех, кто играет в одиночку.
Игровая зависимость
Считается, что среди всех видов компьютерных игр наибольший вред несут именно сетевые игры. Изначально игрок лишь ассоциирует себя с героем на экране, однако вскоре человек полностью растворяется в своем персонаже, постепенно уходя от реального мира в виртуальный. Человек переносит всю свою физическую жизнь в киберпространство: здесь он и влюбляется, и заводит друзей, и строит семью. При этом взаимоотношения в компьютерной игре становятся гораздо ярче, нежели в реальной жизни.
В психологии компьютерной игровой зависимости выделяют такие важные аспекты:
- потеря счета времени;
- непрерывное ощущение чего-то нового;
- частичное или полное изменение сознания;
- ощущение всемогущества виртуальной власти;
- появление антисоциальной направленности.
Игрок так сильно увлекается процессом компьютерной игры, что абсолютно теряется в ощущении времени и реального пространства. Со временем его мозг постепенно перестает различать реальный и виртуальный миры. Известно множество случаев, когда зависимые от компьютерной видеоигры люди не покидали игровой мир на протяжении нескольких дней, без отдыха, еды и сна.
За счет постоянных обновлений от разработчиков (новые функции, интерфейс, графика) геймеры могут проводить за одной и той же компьютерной игрой десятки лет, при этом она нисколько им не надоедает: скорее, наоборот, они все время стремятся как можно скорее оказаться в своем мире, чтобы оценить его новые возможности.
Происходит искажение сознания, из-за чего реальный мир начинает осознаваться с большим трудом. Рассеивается внимание человека, ухудшается память, замедляется процесс мышления.
Игроману в какой-то момент начинает казаться, что он может достигнуть всего, чего пожелает: в итоге его идеальная самооценка и вера в себя значительно возрастает. Однако, лишь в идеальном, виртуальном мире.
Зависимый от компьютерной игры человек постепенно превращается в «социального инвалида». Геймеры перестают ходить на работу и учебу, выбираться в людные места, встречаться с друзьями и родственниками.
Важно! Вследствие игромании у человека может развиться боязнь открытых пространств и скопления людей.
Туннельный синдром
Туннельный синдром, или «карпальный туннельный синдром», — это неврологическое нарушение, вызванное защемлением срединного нерва. Зачастую оно возникает вследствие непрерывных однообразных движений кистей рук или пальцев. Сами движения могут быть довольно простыми: клики пальцем по клавише компьютерной мышки или же по клавиатуре. На первый взгляд, ничего серьезного, однако даже такие легкие, но частые телодвижения могут нести негативные последствия.
Развивается туннельный синдром вследствие постоянного напряжения кистей. Наиболее подвержена риску именно «рабочая» рука игрока, правая или левая. В результате защемления нерва возникает сильная боль в руке, а вскоре нерв начинает просто атрофироваться – это сопровождается потерей чувствительности пальцев.
Играющие в компьютерные игры люди наиболее подвержены этому нарушению, ведь практически каждая видеоигра требует от рук нагрузки.
Чтобы избежать тяжелых последствий, рекомендуется каждые 20 — 30 минут проводить небольшую «зарядку» для кистей рук, приводя их таким образом в чувство и давая отдохнуть.
Геморрой
Уткнувшись в экран монитора, человек на протяжении долгого времени может оставаться на одном и том же месте, практически не двигая корпусом. Следствием этого может стать развитие наиболее распространённого заболевания прямой кишки – геморроя. Для этого заболевания характерно расширение вен нижнего отдела прямой кишки. Причиной всему — застой крови в венах из-за сидячего образа жизни. Сами расширенные вены выпирают в просвет прямой кишки, а иногда провисают из анального отверстия.
В особо тяжелых случаях геморроя возможно развитие тромбоза, который сопровождается сильными болями и кровотечением.
Во избежание этого заболевания каждые полчаса сидения за компьютером необходимо разбавлять элементарной активностью – можно подняться с места, пройтись по квартире или же сделать легкие физические упражнения.
Проблемы со спиной
Как и геморрой, заболевания спины возникают в результате долгого сидения. Спектр таких заболеваний довольно широк: сюда входят остеохондроз, сколиоз, артроз и множество других.
Наиболее популярен остеохондроз – он встречается у 9 из 10 взрослых людей в возрасте от 20 лет.
Более того – при компьютерных играх от непрерывного сидячего положения также страдают мышцы шеи и верхних отделов спины, становясь слабее: ведь их нагрузка снижается. Чего не скажешь о пояснице – нагрузка на нее случае возрастает вдвое. Чтобы не столкнуться с проблемами спины, во время компьютерной игры необходимо время от времени разминать спину, чередуя нахождение перед экраном с легкой гимнастикой или физической нагрузкой.
Ухудшение зрения
Ухудшению зрения вследствие долгого времянахождения за компьютерным монитором наиболее подвержены люди в возрасте от 18 до 45 лет.
Симптомами этого могут стать дискомфорт и усталость глаз, краснота, сухость роговицы глаза, слезотечение, расфокусировка и снижение остроты зрения.
Из-за длительного слежения за компьютерным монитором может возникнуть «сухость глаз», которую офтальмологи выделяют как одну из самых опасных болезней. Ее симптомы включают в себя жжение и рези в районе глаза, ощущение, что туда что-то попало. Больше всего «сухость глаз» наблюдается у людей, носящих контактные линзы.
Причина — в моргании: в обычном состоянии человек моргает в среднем двадцать раз в минуту, однако во время долгого безотрывного взгляда на светящийся компьютерный экран частота моргания снижается в три раза. Глаз постепенно «высушивается», со временем снижается его острота, а вскоре зрение рискует и вовсе пропасть.
Каждый час необходимо устраивать отдых для глаз, делая при этом простые, но в то же время неоценимо полезные упражнения:
- Провести глазами слева направо, сверху вниз.
- Вращать зрачками по часовой стрелке и против нее поочередно.
- Поставить указательный палец на уровень глаз и сосредоточиться на нем. Затем быстро перевести взгляд на другой предмет, находящийся на расстоянии – и снова посмотреть на палец.
Повторять каждое упражнение следует в течение 2 — 3 минут.
Больше информации о влиянии компьютерных игр на здоровье человека — в видео:
Компьютерные игры для детей: польза или вред
На вопрос о пользе и вреде компьютерных игр для детей до сих пор не найден однозначный ответ, ведь мнения сильно расходятся. Кто-то считает, что детям незачем увлекаться такой ерундой – читать книги и делать уроки будет более полезно, нежели портить зрение за экраном монитора. Другие же уверенны, что компьютерные игры развивают ребенка, приносят ему удовольствие – тогда в чем же беда?
Все зависит от вида компьютерной игры, которой увлекается ребенок.
- «Стрелялки»: такие игры зачастую содержат в себе сцены насилия и убийств. Играя в одну из них, ребенок буквально воспринимает все происходящее на экране, где он в упор расстреливает своих врагов. В результате вид крови и трупов становятся для него довольно привычными вещами, и сам он невольно начинает переносить всю агрессию из игры в реальный мир. Именно поэтому детские психологи настоятельно рекомендуют оградить ребенка от кровожадных компьютерных игр, заменив их развивающими.
- Развивающие компьютерные игры, в свою очередь, могут оказаться весьма полезными для детского развития: с их помощью можно тренировать память и внимание ребенка, моторику рук и глаз, развивать образное мышление и фантазию. Существует многообразие развивающих компьютерных игр, рассчитанных на разный характер и возраст ребенка. Например, активному и подвижному малышу рекомендуется давать быстрые и динамичные игры, в то время как тихий и спокойный ребенок с удовольствием пройдет компьютерный квест, где предлагается решить определенную задачу.
С какого возраста можно играть в компьютерные игры
Игры для ребенка – это среда его развития. По этой причине разрешать малышу садиться за компьютерную игру можно не раньше 4 лет, когда начинает закладываться фундамент его психики. Именно с этого возраста ребенок способен видеть связи между компьютерной мышью и происходящим на экране, начинать строить логические цепочки и искать решение задач.
При этом в детском возрасте очень важно ограничивать время ребенка, проведенное за компьютером – не более 1 часа в день.
Правильный выбор компьютерных игр
Каждому родителю необходимо знать, как правильно выбрать компьютерную игру для своего малыша, которая не причинит вреда его психике. Именно от правильного выбора компьютерной игры зависит развитие таких важных факторов, как восприятие цвета, количества, формы и т. д.
На сегодняшний день в мире проводятся множество исследований относительно влияния компьютерных игр на развитие психики детей. Основываясь на их результатах, разработчики создают множество игр для ребенка любого возраста. Качественные компьютерные видеоигры доступны как в сети Интернет, так и в специальных игровых магазинах. С их помощью малыш может научиться считать, рисовать, читать, быстро запоминать необходимую информацию.
Выбирая компьютерную игру, необходимо учитывать пол и возраст ребенка, поскольку игры для мальчиков и девочек и для детей разных возрастных категорий существенно различаются. Для девочек наиболее интересными будут, например, игры на кулинарные темы, красоты и моды, в то время как мальчики зачастую интересуются гонками и спортивными играми.
Детям помладше подойдут познавательные развивающие компьютерные игры.
Заключение
Польза и вред компьютерных игр до сих пор продолжают быть предметом изучения во всем мире. В ходе исследований было доказано, что компьютерные видеоигры все же обладают полезными свойствами: они способны помочь развитию логики, мышления, памяти, даже в определенных условиях улучшить зрение. Однако стоит помнить и о высоком риске зависимости компьютерных игр и необходимости контроля времени, проводимого за увлекательным занятием.
Была ли Вам данная статья полезной?
Да Нет
poleznii-site.ru
вреда или пользы? / ASUS Russia corporate blog / Habr

Большинство людей, сталкивавшихся с компьютерными играми, имеют об этом времяпрепровождение либо отрицательно, либо положительное мнение. Равнодушных, в общем-то, немного. И вот уже много лет не утихают споры между противниками и сторонниками компьютерных игр, причём аргументы приводятся самые разнообразные. Порой диву даёшься, какие логические цепочки выстраивают. И в основном обе стороны упирают на моменты, связанные с психикой, социумом, личностным развитием. Давайте попробуем разобраться, что думают о видеоиграх психологи.
В США 99% мальчиков и 94% девочек регулярно играют в видеоигры. Из них 97% тратят на это не менее часа в день. Совокупный доход игровой индустрии ещё пять лет назад превысил $25 млрд в год, а сами по себе игры давно уже стали неотъемлемой частью попкультуры.
На видеоигры смотрят косо, пожалуй, с момента их появления. Многие десятилетия им приписывают всевозможный вред, оказываемый на организмы и разумы детей и подростков. С выходом Wolfenstein 3D, а за ним и первого Doom, начала набирать силу неутихающая по сей день народная любовь к трёхмерным шутерам. В результате к списку грехов компьютерных игр добавились пропаганда насилия и кровожадность. Также принято считать, что излишнее увлечение играми может вызывать психологическую зависимость, а иногда и депрессию, когда игрок слишком сильно сопереживает каким-то не слишком радостным сюжетным ходам. Также на игры возлагают ответственность за то, что некоторые психически неуравновешенные подростки время от времени устраивают стрельбу в американских школах. В этой стране даже существуют программы, нацеленные на отвлечение детей от видеоигр. Но, несмотря на это, дети там играют практически поголовно и упоённо.
Так действительно ли игры вредны? И если да, но насколько? Этим вопросом исследователи задаются уже несколько десятилетий, но результаты различных тестирований и наблюдений оказываются довольно противоречивыми. В конце концов психологи всё чаще начали говорить, что пора бы уже обратить внимание не только на негативные, но и на позитивные стороны увлечения видеоиграми, которые обычно игнорируются, ведь исследователи изначально ставят себе целью поиск негатива. А ведь игры в последние годы сильно изменились, стали гораздо сложнее, реалистичнее, более социально-ориентированными. Должно же это оказать какое-то влияние. И результаты некоторых исследований, проведённых в последние пять лет, говорят о том, что с играми не всё так плохо. Психологи отмечают, что современные видеоигры могут способствовать развитию социальных и когнитивных навыков, дают новый эмоциональный опыт, и даже иногда способствуют общему оздоровлению психики.
Исследования в сферах возрастной и эволюционной психологий долгое время недооценивали позитивное влияние игр, особенно в детском и подростковом возрастах. Играя в социальные игры, дети не только опробуют различные сценарии взаимодействия с другими людьми, но и учатся решать конфликтные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Игры позволяют безопасно «отрепетировать» власть и доминирование, агрессию, боль и разрывы.
Некоторое время назад исследователи выяснили, что у крыс в ходе шутливых потасовок вырабатываются факторы роста в областях мозга, отвечающих за социальную активность. В результате медиальная префонтальная зона получает дополнительную стимуляцию и со временем лучше развивается. А учитывая большое сходство некоторых социальных игр у животных и людей, можно предположить, что и на мозг наших детей игры могут оказывать сходное влияние.
Но можно ли считать, что видеоигры также могут помочь подрастающему поколению «прокачать скиллы»? Согласно мнению Изабелы Граник, одного из авторов исследования преимуществ видеоигр, — да, эта разновидность социального взаимодействия может давать игрокам такие же преимущества, как и «оффлайновые» игры. Любой геймер прекрасно знает, что видеоигры не только дают уникальные возможности взаимодействия с внутриигровой системой, недоступные при более пассивных формах развлечения (кинематограф, телевидение), но и позволяют соревноваться в сети с сотнями и тысячами других людей.
Под знамёнами одной из самых популярных онлайн-игр — WoW, — собралось более 20 миллионов игроков, исследующих мир, сражающихся друг с другом и с игровыми монстрами, собирающихся в кланы, добывающих сырьё, создающих предметы, общающихся в чатах, торгующих друг с другом. Успех Minecraft нельзя объяснить реалистичной графикой и превосходной физикой мира, а ведь этой игре миллионы людей проводят несметные человеко-часы, создавая виртуальные миры и делясь ими с другими игроками. А чего стоит серия игр Sims, в которых игрок посредством своего персонажа живёт виртуальной жизнью, обыденной или необычной, исключительно в меру своего воображения. Существует огромное количество популярных игровых миров, в которых увлечённо проводят время и взаимодействуют друг с другом представители едва ли не всех стран мира.
Итак, что же выяснила Изабела Граник со своими коллегами? Что могут дать нам видеоигры, какие навыки можно развить с их помощью?
Когнитивные способности. У поклонников экшенов улучшается пространственное воображение, способность мысленно вращать трёхмерные объекты, они быстрее и точнее могут переключать своё внимание, они визуализируют процессы с более высоким пространственным разрешением. Ориентирование в пространстве улучшается довольно быстро, причём зачастую результат получается не хуже, чем после прохождения специальных физических тренировок. Видеоигры способствуют более активному и эффективному взаимодействию нейронов, что повышает способность к концентрации и распознаванию шаблонов. Лучше всего дела обстоят у поклонников шутеров, а наименьшие улучшения отмечены о любителей головоломок и ролевых игр. Хотя надо отметить, что современные игры зачастую очень сложны, что сильно затрудняет вынесение каких-то вердиктов относительно их влияния на когнитивные способности.
Сетевые игры помогают детям и подросткам учиться разрешать проблемные ситуации, заставляя применять разные подходы. Интерактивные игры также могут стимулировать творческие способности, изобретательность. Хотя пока нет полной ясности относительно корреляции навыков, полученных в играх, с реальными жизненными ситуациями, но имеющиеся данные всё же обнадёживают.
Мотивация. При решении специфических игровые задач, невзирая на препятствия, у молодёжи может вырасти уверенность в себе, они поймут цену упорству и настойчивости. Благодаря немедленной обратной связи при решении проблем игроки получают наглядное представление о своих способностях и уровне интеллекта, о которых они могли не подозревать. Игры помогают детям осознать, что интеллект — вещь инкрементальная, то есть он может увеличиваться со временем, благодаря прилагаемым усилиями.
Кроме того, немедленная обратная связь позволяет игрокам находиться в «зоне ближайшего развития» (это понятие введено Львом Выготским). С ростом сложности игры уровень мастерства игроков тоже повышается, как и в результате длительной практики. А с помощью периодических подкреплений игры стимулируют не сдаваться, несмотря на всё новые и более сложные вызовы.
Как и в предыдущем разделе, пока имеется мало доказательств, что полученная в ходе игр мотивация может переноситься в реальную жизнь. Хотя многие навыки решения виртуальных проблем могут быть применены и в повседневных ситуациях. Кроме того, большое значение играет характер игрока, его индивидуальные особенности.
Эмоции. Большинство людей играют в видеоигры для удовольствия, для повышения настроения. Помимо эскапизма (это особенно важно для подростков), успешная игра способствует снижению раздражительности и расслаблению. Многие игроки отмечают ощущение гордости, а глубокое погружение в игру даёт ощущение контроля, при котором полностью забываешь о себе. Это ментальное состояние, описываемое игроками, соответствует понятию «потока». Согласно мнению психологов, состояние «потока» способствует росту уверенности в себе и в своих силах, что, теоретически, может позитивно влиять на душевное состояние.
Положительные эмоции, возникающие в результате регулярного глубокого погружения в игру, также могут повысить восприятие и заставить по-новому взглянуть на свою жизнь. Барбара Фредериксон, автор психологической теории broaden-and-build, считает, что положительные эмоции способствуют расширению спектра желаемых типов поведения и построению социальных связей, помогающих достигать целей и справляться с неудачами. Пока не ясно, укладываются ли в эту теорию эмоции, возникающие в ходе видеоигр, однако большинство геймеров высоко ценят получаемую ими эмоциональную отдачу.
Социальные навыки. Современные видеоигры как никогда ранее нацелены на интенсивную социальную активность. Несмотря на стереотипное восприятие геймеров как нелюдимых интровертов, свыше 70% игроков активно взаимодействуют в виртуальных мирах со своими друзьями, играя с ними в командах или соперничая. Благодаря социальной активности во время игр, молодёжь учится общаться с другими людьми, что может проецироваться и на реальную жизнь.
Несмотря на агрессивный сюжет многих игр, они всё же учат игроков работать в команде, уделяя внимание взаимодействию с каждым из участников. Согласно результатам исследования, если играть в шутер в компании с друзьями, то уровень враждебности и агрессивности снижается сильнее, чем если играть в ту же игру в одиночку. Учитывая критику со стороны обеспокоенной общественности, в этой сфере имеет смысл провести дополнительные исследования. Но можно с определённой долей уверенности говорить, что совместная игра улучшает социальные навыки и снижает уровень агрессии.
Другие применения игр
Несмотря на то, что видеоигры имеют исключительно развлекательный статус, их популярность поставили на службу медицине, с целью повышения мотивации у пациентов. Например, для больных раком детей была создана игра Re-Mission. Это шутер, в котором надо управлять нанороботом внутри человеческого тела и уничтожать раковые клетки. Дети, играющие в эту игру, больше узнают о своей болезни, побочных эффектах лечения и важности соблюдения медицинских предписаний. Согласно исследованиям, у игроков (а их уже более 200 000) в Re-Mission действительно усиливается вера в своё выздоровление.
Множество других игр уже участвовало в академических исследованиях применительно к изучению иностранных языков, истории, географии, математики, физики и т.д. Некоторые педагоги считают, что видеоигры могут быть новым инструментом, помогающим в усвоении учебного материала. Хотя влияние именно образовательных игр пока исследовано слабо, так что вопрос контроля качества изучения материала пока открыт. К тому же всегда нужно будет искать компромисс между развлекательной и образовательной составляющими, так что вряд ли стоит надеяться на широкое распространение обучающих игр.
* * *
Как уже отмечалось выше, во многих публикациях отражён однобокий негативный взгляд на видеоигры. Но вешать на них ярлык — «плохие», «хорошие», «агрессивные», «социальные» — означает упускать из виду многие аспекты, присущие современным играм. Люди выбирают игры с их преимуществами и недостатками в зависимости от своей внутренней мотивации.
Несомненно, в будущем нужно исследовать одновременно как преимущества, так и недостатки видеоигр, чтобы лучше понимать их влияние на юные разумы, в том числе на разных стадиях становления личности. А современная система маркировки игр по возрастным категориям, принятая в игровой индустрии, не подкреплена никакими исследованиями.
habr.com