Разное

Подросток ушел из дома что делать – Что делать, если подросток ушел из дома

Содержание

Что делать, если подросток ушел из дома

Первое, что необходимо сделать, это попробовать связаться с ребенком всеми возможными способами: по его телефону, месседжеру, аккаунту в сети. Уход часто бывает эмоциональным решением, и возможно получится уговорить ребенка вернуться, а уже дальше обсуждать, что произошло и как теперь быть.

После попыток связаться с ребенком необходимо обзвонить всех вам известных его друзей и знакомых. Стоит общаться не только с самими друзьями, но и с их родителями. Дети могут скрывать, например, факт нахождения беглеца у них дома.

Параллельно проверьте, на месте ли ценные вещи и деньги. Иногда подросток может забрать с собой то ценное, что важно для него. Пример из жизни: тринадцатилетний сын знакомой после домашнего конфликта и запрета на телефон и компьютерные игры ушел, взяв с собой только футбольный мяч. При этом оставил записку: «Наконец-то я ушел из дома». Решение было спонтанным, поэтому тщательно свой уход он просто продумать не смог.

В случае, когда связаться с ребенком не получается и никто не знает, где он может быть, а также нет явных признаков побега, стоит позвонить в «Бюро регистрации несчастных случаев» ((812) 573-66-66), а также в ближайшие к возможному месту нахождения ребенка отделения полиции (узнать телефон и адрес отделений можно на сайте МВД Санкт-Петербурга). Вдруг вашего подростка доставили в одно из этих учреждений.

После наступления «комендантского часа» (детям до 16 лет нельзя находиться на улице без сопровождения после 22.00, а подросткам от 16 до 18 лет – после 23.00) полицейские могли забрать ребенка в отделение и еще не успели связаться с вами. Или ребенок мог испугаться вашей реакции и сообщить участковому некорректные данные о себе.

Если же вашего ребенка нигде нет, то обязательно обращайтесь в полицию с заявлением о пропаже несовершеннолетнего. Постарайтесь определить, во что одет подросток, какие вещи у него могли быть с собой. Возьмите документы на ребенка и его фотографии для лучшей организации поиска. У вас обязаны принять заявление без ожидания 3 суток.

Кроме полиции стоит также обратиться в специальные организации по розыску пропавших детей (findchild.ru, lizaalert.org, piter-poisk.ru). Действия членов этих организаций в первые сутки после пропажи/ухода ребенка помогли многих вернуть домой.

Поводом для ухода из дома зачастую служат конфликты внутри семьи. У детей в подростковом возрасте большим авторитетом пользуются друзья и старшие товарищи, а попытки родителей ограничивать и воспитывать ребенка вызывают только протест и негатив. Каждый ребенок хотя бы раз угрожал своим родителям «уходом из дома», и порой родители предпочитают не воспринимать подобные слова всерьез.

littleone.com

Если ребенок сбежал из дома. 6 правил для родителей

Одна сбежавшая девочка была готова вернуться домой, но увидела свою фотографию на столбе и передумала. Она решила, что мама специально выбрала снимок похуже. Как же их вернуть?

25 мая – международный день пропавших детей. Почему дети уходят из дома, как упростить их поиск и что сделать, чтобы этого не произошло снова – рассказывает координатор ПСО «Лиза Алерт», куратор регионального отряда Ирина Салтыковская.

Возраст, когда дети самостоятельно уходят из дома, постепенно снижается, и сегодня в отряде мы сталкиваемся с заявками на поиск убежавших десятилетних детей. Это может произойти в любой семье – благополучной и асоциальной, бедной и богатой, в семье, где родители глаз не спускают с ребенка, и где до него никому нет дела.

Дети уходят из дома по разным причинам, но, как правило, это ситуации, которые они расценивают как острую несправедливость по отношению к ним (подростки особенно чувствительны к вопросам справедливости), случаи, когда родители возражают против дружбы или отношений с теми людьми, которых они считают неподходящей компанией, или когда имеет место серьезный конфликт, связанный с непониманием взрослых.

Дети уходят, получив плохую оценку, если их дома сильно ругают или бьют за двойки. Дети уходят, если они случайно потеряли, разбили телефон, порвали новые джинсы и по опыту знают, что дома из-за этого будет конец света. Редко, но бывают случаи, когда уходят дети-шантажисты: а, ты мне отказываешься купить новую приставку или отпустить меня на ночную дискотеку, ну все, тогда я ушел. Такие случаи единичны, и, к сожалению, как правило, ребенок уходит от непонимания.

Поэтому когда я ищу убежавших детей, я предупреждаю родителей, что я всегда на стороне бегунков, что бы ни происходило. Я изначально поняла, приняла и простила тех подростков, которых ищу, потому что родители – это взрослые люди, у них имеется за плечами определенный жизненный опыт, а у ребенка, который ушел из дома часто в ночь и холод, этого жизненного опыта нет – у него есть только подростковый гормональный фон, сложная ситуация и большое количество эмоций, в которых очень трудно разобраться.

Когда мы ищем ребенка, по всем признакам убежавшего из дома, мы понимаем неоднозначность этого поиска: мы ищем его, чтобы вернуть обратно в ту же ситуацию, которая для него была настолько тяжела, что он оттуда убежал. Одно дело – найти ребенка, который потерялся, и вернуть его домой – понятно, что это сделать правильно и нужно, и совсем другое – вернуть домой бегунка.

Но мы в отряде всегда исходим из того, что, находясь на улице, ребенок подвергается огромному количеству опасностей, о которых он даже просто-напросто не имеет представления.

Раз он ушел из дома, значит, ему надо что-то есть, где-то ночевать – причем не там, где его, вероятнее всего, будут искать, где-то греться, если дело происходит зимой.

Соответственно, он вынужден будет или воровать, или вступать в контакты неизвестно с кем, или находиться в каких-то местах, которые потенциально представляют для него угрозу. Кроме того, к сожалению, нередки ситуации, когда бегунки становятся жертвами несчастных случаев – на проезжей части, железнодорожном полотне, в заброшенных строениях, у водоемов.

 

Часто родители пытаются скрыть причины произошедшего. Когда к нам в отряд поступает заявка, мы задаем очень много вопросов, и не потому, что мы такие любопытные. У нас огромное количество заявок, и это все жизненные ситуации, человеческие беды, и у нас просто нет времени на любопытство – это информация, которая нам необходима, чтобы правильно выбрать стратегию поиска. На этапе, когда мы опрашиваем родителя о том, что случилось, нам всегда пытаются показать ситуацию немного не такой, какой она была на самом деле: «Я его немножко поругал за двойку».

И когда мы находим ребенка, я ему говорю: «Привет, а я тебя ищу, расскажи мне, пожалуйста, что случилось». И ребенок рассказывает, что «немножко поругал за двойку» – это восемь синяков на спине от ремня. Я спрашиваю не для того, чтобы потом сказать маме и папе: «Ай-ай-ай, так нельзя воспитывать», даже если я так думаю – я не социальная служба, мое дело – найти ребенка, и все.

Мне просто изначально нужно понимать глубину конфликта, потому что ребенок, которого немножко поругали, сделает два круга по детской площадке, подуется и через полчаса вернется, а ребенок, у которого фиолетовая спина, не захочет возвращаться домой. Поэтому мы всегда просим родителей быть предельно откровенными и искренними, наша цель – найти как можно быстрее, потому что, как мы уже говорили, ребенок в подростковом возрасте один в городе – это потенциальная жертва обстоятельств в силу отсутствия жизненного опыта.

В поиске бегунков у нас есть определенные наработки и методики, и основной момент, который отличается в нашем отряде от того, что принято у сотрудников полиции и у некоторых других поисковых отрядов – это ориентировки. Часто у родителей бегунка и у окружающих срабатывает определенный алгоритм – когда человек пропал, надо сразу всех оповестить, и на каждом столбе в районе клеят ориентировки.

Я противник того, чтобы на сбежавшего из дома подростка, по крайней мере в первые несколько дней, расклеивать ориентировки по его району, по двум причинам. Во-первых, помимо всего прочего, дети в этом возрасте очень трепетно относятся к своей внешности. В одной ситуации у нас убежавшая из дому девочка уже готова была вернуться домой, но когда она увидела ориентировку на себя, она отказалась от этого, решив: «Это мама специально взяла худшую мою фотографию и сделала так, чтобы все видели, какая я некрасивая. Она мне все время говорит, что я плохая, и даже фотографию выбрала похуже».

Это нам, взрослым, кажется, что мы очень любим ребенка, мы так хотели его найти, что взяли и заклеили весь район его фотографиями – мы же хотели как лучше. А для ребенка это выглядит совершенно иначе. В подростковом возрасте многие ситуации воспринимаются совсем по-другому, не так, как их видит взрослый человек. Поэтому взрослым полезно вспоминать себя в этом возрасте – не в том смысле, чтобы считать нормой гуляния детей допоздна и тусовки в нехорошей компании, а вспоминать свои эмоции, ощущения, отношение, свое восприятие себя в подростковом возрасте.

Подростковый возраст считается сложным, потому что ребенок – уже не маленькое замечательное существо, которого все гладят по головке и радуются каждому его действию, ему уже надо чего-то добиваться в жизни, кем-то становиться, и в это время происходят перемены во внешности. Они учатся воспринимать себя, видеть себя в окружении этого мира, а это сложно.

Есть еще и вторая причина, по которой мы не клеим ориентировки. Любой ребенок, сбежавший из дома, как бы родители ни говорили, что он плохой, что он это сделал специально, чтобы их доводить, испытывает чувство вины. И тотальное расклеивание ориентировок по району воспринимается ребенком не как проявление родительской заботы, не как свидетельство того, что его бросились искать всем миром, а как объявление на весь белый свет: он – преступник, ловите его! Когда он видит эту ориентировку, он думает: «Меня все теперь ищут как преступника, и все теперь будут знать, какой я совершил плохой поступок».

И для него это кошмар, потому что вопрос «что подумают другие?» – один из основных в этом возрасте. Получается, что ситуация изначально была сложной – произошел конфликт. Далее ребенок хлопнул дверью, сбежал из дома – появилась вторая проблема.

А теперь, когда эту ситуацию выставили на всеобщее обозрение, всем рассказали, что он ушел из дома, а мы его ищем, на эту проблему наложилась еще третья – как ему потом выкручиваться, как выглядеть в глазах общественности, тех же педагогов, друзей, соседей, родителей. У него сразу появляется ощущение, что весь район теперь знает его в лицо, все теперь будут тыкать в него пальцем и говорить: «Смотрите, это он, мальчик, который убежал из дома и так расстроил своих родителей».

Если не у всех маленьких детей есть свой мобильный телефон, то с того момента, когда ребенок подрос и начал ходить в школу или на кружки самостоятельно, когда он начал говорить: «У всех же есть телефон, мне тоже надо», у него он появляется.

Когда вы покупаете ребенку сим-карту, всегда оформляйте ее на себя. Это нужно, в частности, на тот случай, если ребенок, не дай Бог, пропадет или убежит. Первое, что необходимо будет понять тем, кто будет его искать, – какие у него контакты в телефоне, с кем он созванивался, какой был трафик интернета, что вообще предшествовало исчезновению ребенка. Чтобы это сделать, нужно будет получить детализацию – это одно из первых действий, когда пропадает ребенок с телефоном. Поэтому сим-карта должна быть зарегистрирована на родителей, причем на того из них, у кого всегда есть возможность быстро подъехать с паспортом в салон связи и получить эту детализацию. В противном случае детализация будет получена только по решению суда.

В отношении телефона я всегда рекомендую родителям соблюдать несколько очень простых правил, которые помогают обезопасить ребенка и быстро его найти в случае необходимости. Во-первых, на всех смартфонах, независимо от того, на какой базе этот смартфон – у андроидов, у айфонов – есть возможность определять местоположение телефона. Для этого не надо никуда обращаться, это функция смартфона, ее просто надо правильно настроить, и лучше это сделать сразу, когда ребенок получил этот телефон в подарок, и больше к этому не возвращаться.

Во-вторых, есть множество программ и различных приложений на смартфоны, которые помогают отслеживать перемещения ребенка. Эту же услугу предлагают и все сотовые операторы «большой тройки». Попробуйте разные варианты и оставьте наиболее удобное для себя приложение, трекер.

Я против того, чтобы родители отнимали у детей телефоны в качестве наказания: «Ты сделал плохо, останешься без телефона».

Вы не ребенка наказываете – вы себя наказываете, лишая себя возможности связи с собственным ребенком, понимания того, где он находится, и элементарных способов контроля его передвижения.

Еще один гаджет для безопасности и понимания, где находится ребенок, – часы с GPS-трекером. Мы в нашем отряде ни разу не искали ребенка с GPS-трекером. Может быть, они и теряются, но родители их быстрее находят собственными силами. Не все часы бесперебойно и точно показывают местонахождение ребенка, надо искать и пробовать разные модели. Это действительно удобно – в частности, потому что это возможность позвонить ребенку на телефон в часах, который он обязательно услышит.

Когда убежал ребенок, мы ищем его в том числе и в Сети – находим его страницу, смотрим друзей, иногда я общаюсь с бегунками в социальной сети. И по нашему опыту поисков детей мы вывели несколько правил в отношении социальных сетей. Первое и, наверное, главное: не надо запрещать – все, что запрещено, очень хочется. Пусть у ребенка будет одна страница под его именем, о которой вы будете знать, чем десять страниц с фейковыми именами, и на поиск этих нужных нам для понимания, чем все-таки интересуется ребенок, страниц мы потратим огромное количество времени.

Второе важное: когда у ребенка есть собственная страница в социальных сетях, необходимо ее контролировать. Каждый родитель решает для себя сам, каким способом он будет осуществлять этот контроль без потери доверия. Я знаю мам, которые спрашивают у детей: «Можно я посмотрю твою страницу?» Иногда дети говорят: «Можно». Некоторые родители привязывают страницу ребенка к своей почте, через нее читают уведомления и контролируют действия в соцсети. Я не уверена, что это правильно.

В любом случае, родителям, во-первых, стоит знать хотя бы то, что у ребенка есть страница, и во-вторых, видеть список его друзей и периодически его просматривать – не обязательно с его страницы, можно со своей, – и понимать, что за люди у него в друзьях. Это важно. Вы представить себе не можете, с каким количеством ситуаций мы сталкиваемся, когда спрашиваем маму: «У него есть страница?» – «Ой, я вообще не пользуюсь соцсетями, я там ничего не знаю». – «Хорошо, давайте посмотрим список друзей вашего ребенка. Вы знаете, кто это?» – «Да, это одноклассник». – «А этот?» – «Ой, нет, не знаю». – «У него в друзьях мужчина 42 лет, это кто?» Мама: «Понятия не имею!» Этот мужчина же там оказался не вчера, не позавчера…

Поэтому, какой бы способ контроля вы для себя ни выбрали – или некорректное тихое влезание в жизнь ребенка, как у меня, или вы будете соблюдать все нормы и правила этикета и просматривать его страницу со своих страничек в социальных сетях, – в любом случае держите на контроле видео, фотографии, группы и людей, с которыми он состоит в дружбе.

Этого уже достаточно, вы будете представлять, что интересно вашему ребенку. Найдите наиболее подходящий вам способ. Все моменты общения с детьми, особенно подросткового возраста, должны быть обусловлены вопросами разумного сочетания: как проконтролировать и при этом не потерять доверие.

Универсальной схемы не существует, в каждой семье есть какие-то основы и постулаты, которые нельзя обходить, и доверие – это самый важный момент, но при этом не надо забывать, что ребенок 10-14 лет – еще совсем ребенок, и его действия на просторах социальных сетей нужно держать под контролем. Не потому что он плохой, глупый или потому что он обязательно, как только вы его выпустите в интернет, сразу сделает плохо. В силу своей неопытности и свойственной этому возрасту самонадеянности дети часто уверены в том, что они знают, как лучше, и сумеют безошибочно определить, кто плохой, а кто хороший, однако мы с вами понимаем, что это не так.

Третья рекомендация: хорошо бы, когда ребенок заводит себе свою первую страничку, чтобы вы сели с ним рядом и помогли ему завести аккаунт, показали, что такое спам и как на него реагировать, поставили вместе настройки приватности, сделали с ним так, чтобы доступ к информации на странице не имели все пользователи интернета, а только друзья, и объяснили, зачем это нужно.

Не разрешайте своим детям указывать город, домашний адрес и номер школы.

Поверьте: зная город и номер школы, я узнаю, где находится ребенок, в течение 10 минут – я просто просмотрю список его друзей, найду тех же, кто из этого города и из той же школы, посмотрю информацию у них, и у одного из этих детей я обязательно выясню, где они находятся и гуляют, по фотографиям увижу все, что мне будет необходимо, чтобы понимать, где ребенок чаще всего находится. Не должно быть также фотографий с привязкой к местности – это тоже надо отрегулировать в настройках: часто, когда ребенок размещает фотографию, она оказывается на карте местности, часто практически с точным адресом, вплоть до дома.

В случае, если ребенок ушел из дома, не стоит торопиться вскрывать его страницу – если, конечно, нет прямого доступа, который не предусматривает смену пароля. В противном случае, поменяв пароль, можно лишить беглеца средства связи. А это значит, что в критической ситуации у него минус один способ позвать на помощь и сообщить о себе. Тем более что в 90% случаев «крамольные» переписки перед побегом удаляются. А список друзей, групп и прочую аналитику можно увидеть и извне, не заходя непосредственно в аккаунт ребенка. Если убежавший ребенок выходит в сеть, с ним гораздо проще наладить контакт.

Почти всегда либо мы находим этих детей, либо полиция, либо они возвращаются сами. И самое важное, когда все вроде закончилось, – сделать так, чтобы эта ситуация не повторилась. Уход из дома не должен стать универсальным клише для решения любых проблем. Поэтому не стоит сильно ругать ребенка – он тоже пережил стресс, и он, конечно, уже не такой маленький, но еще и не настолько большой.

В то же время нельзя поддаваться на шантаж и угрозы со стороны ребенка. Нужно объяснять, как это для вас было страшно, как вам было тяжело, рассказать о тех ситуациях, в которые он мог попасть, о том, что могло случиться, но падать в ноги и кричать: «Только не уходи, мы теперь на все готовы!» (такое случается, взрослым тоже бывает трудно справиться со своими эмоциями) или делать вид, что ничего не произошло, тоже не надо. Если вы ругаете, объясните, за что, не унижайте, не пугайте его. Ребенок должен чувствовать уважение к себе со стороны родителей, и в подростковом возрасте это особенно важно.

Когда у ребенка это первый побег, в поиске принимает участие множество людей, и сотрудники полиции обязательно всегда ищут бегунков, независимо от того, это первый раз или второй. Но когда это происходит во второй раз, к этому уже начинают относиться как к норме: «А, она уже уходила».

Важно не допустить того, чтобы ребенок уход из дома и хлопок дверью сделал для себя единственно возможным способом решать любую проблему с собственными родителями.

К сожалению, после первого ухода очень большой процент бегунков начинает поступать так с завидной регулярностью. Что-то не то – хлопнул дверью и ушел, ищите меня. И когда дело дошло до такого, это уже решать гораздо труднее, потому что здесь должна быть коллективная работа педагогов, родителей ребенка и непосредственно самого ребенка. Кстати, в очень большом количестве ситуаций с подростками-бегунками во многих учебных учреждениях, с которыми я непосредственно общалась во время поисков, социальные педагоги оказывают большую поддержку и детям, и родителям. В этих ситуациях нужно решать проблему сообща. Если у ребенка проблема в школе с педагогами, значит, надо разговаривать, не только ругать ребенка, но еще и беседовать непосредственно с педагогами, постараться быть справедливыми и объективными.

Ксения Кнорре Дмитриева

В 2016 году в поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» поступила 1051 заявка на поиск пропавших детей. Из них 943 ребенка найдены живыми, 72 погибли, 45 не найдены до сих пор. 25 мая, в день, когда во всем мире вспоминают детей, которые так и не были найдены, в 14 часов «Лиза Алерт» открывает инсталляцию и фотовыставку «Мозаика» на ВДНХ, на площади за павильоном 62 — о детях, которых нельзя забывать, о тех, кого продолжают искать и кого ждут дома, не теряя надежды. Посещение инсталляции бесплатное, выставка продлится месяц.

Открывается инсталляция картой России и историями пропавших детей. Фотовыставка демонстрирует работу поискового отряда «Лиза Алерт». Также в этом году отряд совместно с программой Первого канала «Жди меня» и Агентством стратегических инициатив проводит акцию: 25 мая в восьми городах России в местах пропажи детей, которые до сих пор не найдены, выложат огромными буквами их имена, чтобы их можно было увидеть из космоса, и будет снят фильм.

www.pravmir.ru

Ребенок ушел из дома – что делать, и как не допустить это снова?

Как правильно вести себя родителям, если ребенок убегает из дома

Автор статьи

Екатерина Морозова

Время на чтение: 6 минут

АА

Такое явление, как бегство ребенка из дома, к сожалению, становится весьма частым в наше время. Испуганные родители обзванивают друзей ребенка и больницы с моргами, поднимают на уши родственников и полицию, прочесывают излюбленные места прогулок своего чада. Наутро, когда отчаявшиеся и почти поседевшие папа с мамой апатично пьют валерьянку, дитятко заявляется домой – «у подружки засиделась». Почему дети убегают из дома? Как вести себя родителям? И как защитить семью от таких потрясений?

Содержание статьи:

  1. Причины, почему дети убегают из дома
  2. Ваш ребенок или подросток ушел из дома
  3. Как себя вести родителям, чтобы избежать побегов детей из дома

Причины, почему дети убегают из дома – в чем может быть вина родителей?

Детские побеги бывают двух видов:

  • Мотивированные. Этот вид побегов имеет чисто психологические причины, являющиеся следствием конфликта или иной определенной и понятной ситуации. Побег, в данном случае – метод ухода от проблемы (раз не нашлось других).
  • Немотивированные. Такая форма реагирования, при которой уже любая неприятная ситуация вызывает протест и желание сбежать. Со всеми вытекающими из этого последствиями.

Стоит отметить, что в основе детских побегов всегда лежит внутренний конфликт в семье, даже если по сути он таким уж конфликтным не является. Отсутствие возможности поговорить, рассказать о проблемах, спросить совета – это тоже внутренний конфликт в семье.

 

Основные причины детских побегов:

  • Психические заболевания (шизофрения, умственная отсталость, психоз и др.).
  • Конфликт с родителями, отсутствие взаимопонимания в семье, отсутствие внимания.
  • Конфликты в школе.
  • Желание свободы (бунт против родителей).
  • Стресс после пережитой трагедии или жестокого обращения.
  • Скука.
  • Избалованность.
  • Страх наказания.
  • Этап взросления и простое любопытство, желание познать что-то новое.
  • Внутренние проблемы на основе начала строительства отношений с противоположным полом.
  • Размолвки между родителями, развод родителей – бегство как способ выражения протеста.
  • Ребенок хочет сам зарабатывать себе на жизнь.
  • Навязывание ребенку родительской точки зрения в плане выбора профессии, друзей и пр. Отрицание собственного выбора ребенка.
  • Неблагополучная семья. То есть, алкоголизм родителей, регулярное появление посторонних неадекватных людей в доме, рукоприкладство и пр.
  • Детская наркомания или «вербовка» в одну из сект, которых сегодня становится все больше.

Ваш ребенок или подросток ушел из дома – правила поведения для родителей

Самое главное, что стоит помнить родителям о детях-подростках (а именно они чаще всего убегают из дома) – это их внутренние возрастные противоречия и жажда свободы. Любые жесткие меры в этом ранимом и бунтарском возрасте неизменно приведут к протесту ребенка либо к его постепенному превращению в апатичное комнатное дитя, неспособное ни постоять за себя, ни решить свои проблемы. Исходите из этого, когда в очередной раз вам захочется наорать на чадо за очередную «двойку» или запретить гулять после 6-ти вечера, «потому что я так сказала».

Что делать, если ребенок убежал из дома – инструкция для родителей.

  •  Первым делом, прокрутите в памяти все, что говорил вам ваш ребенок в последние дни-недели. Возможно, вы что-то упустили или проигнорировали.
  • Прозвоните всех знакомых/друзей ребенка. Желательно поговорить с их родителями, чтобы они сообщили вам, если ваше дитя вдруг появится у них.
  • Проверьте одежду/вещи ребенка: ушел ли он «в чем есть» или «с чемоданами». Заодно, на всякий случай, проверьте свои «тайники» — все ли деньги/ценности на месте.
  • Ребенок пропал вечером? Звоните классному руководителю, опрашивайте всех одноклассников ребенка. Возможно, кто-то знает о его планах на вечер или проблемах.
  • Ребенок не мог просто сбежать? Все вещи на месте? И проблем не было? И никто не знает – где он? Звоните в скорую – не забирали ли с улицы ребенка такого-то возраста, в такой-то одежде. Сразу после этого звоните в полицию с теми же вопросами.
  • Результатов нет? Бегом в ваше районное отделение полиции с фотографией ребенка и его документами. Пишите заявление и подавайте в розыск. Помните: сотрудники полиции не имеют права не принять у вас заявление. Фразы вроде «погуляет и вернется» или «ждите 3 дня, потом приходите» игнорируйте – пишите заявление.
  • Что дальше? Следующий шаг – визит к инспектору по делам несовершеннолетних. Ему также несите фото ребенка и максимально полную информацию – в чем ушел, с кем общался, с кем ругался, где какие татуировки, и на каких местах пирсинг.
  • Не прекращайте поиска по друзьям, одноклассникам и знакомым ребенка – возможно у кого-нибудь уже появилась информация о его местонахождении. При этом акцентируйте внимание на своих переживаниях – «я не сержусь, просто волнуюсь и жду, лишь бы живой был». И никаких – «появится – убью, паразита».

Ребенок нашелся? Это главное! Обнимите своего ребенка и скажите ему, как вы его любите. И запоминайте, чего делать категорически нельзя после счастливого воссоединения семьи:

  • Нападать на чадо с расспросами.
  • Орать и применять физическую силу.
  • Наказывать любым способом – лишать «сладкого», сажать под замок, отправлять к бабушке в «Большие Кобеляки» подальше «от плохих компаний» и пр.
  • Демонстративно молчать и игнорировать ребенка.

Если ребенок способен сейчас разговаривать по душам – выслушайте его. Спокойно, без претензий. Слушайте и пытайтесь услышать. Не прерывайте и не обвиняйте, даже если монолог ребенка будет сплошным потоком обвинений в ваш адрес. Ваша задача:

  •  Успокоить ребенка.
  • Расположить его к себе.
  • Установить контакт.
  • Убедить чадо, что вы его примете любым, что попытаетесь понять.
  • Найти компромисс.
  • Признать свои ошибки перед ребенком.

И помните: если вдруг на улице вы натолкнулись на чужого ребенка, который показался вам потерянным, зареванным, «беспризорным» — не проходите мимо! Попытайтесь поговорить с ребенком, выяснить – что с ним случилось. Возможно, его тоже сейчас ищут родители.

Как себя вести родителям, чтобы избежать побегов детей из дома – советы психолога

Если в вашей семье все хорошо, а ребенок – отличник, это еще не говорит о том, что у ребенка нет проблем. Проблемы могут скрываться там, где вы никогда не стали бы искать. В учителе, который публично унизил вашего ребенка. В девочке, которая ушла от него к его другу, потому что ваш сын «не дорос еще до серьезных отношений». В том симпатичном и интеллигентном новом друге вашего ребенка, который на деле оказался… (вариантов много). И не всегда ваш ребенок расскажет – что у него в душе. Потому что родителям или некогда, или в семье просто не принято делиться друг с другом «радостями и горестями». Как же себя вести, чтобы дети не убегали?

  • Будьте другом своему ребенку. Главный совет на все времена. Тогда с вами всегда будут делиться переживаниями и проблемами. Тогда вы всегда будете знать – где и с кем ваш ребенок. Тогда даже к самым темным уголкам души вашего ребенка у вас будет ключик.
  • Не будьте тираном и диктатором. Ваш ребенок – личность, повзрослевший человек. Чем больше запретов, тем сильнее ребенок будет стремиться к свободе от вашей «опеки».
  • Вспомните себя в молодости. Как ругались мама с папой за ваши джинсы-клеш, непонятную музыку, странные компании, косметику и пр. Как злились вы, что вам не дают самовыражаться так, как вы того желаете. Опять же, исходите из того, что вы – друг, а не тиран. Ребенок захотел татуировку? Не доставайте сразу ремень (если захотел – все равно сделает) – сядьте рядом с ребенком, просмотрите вместе картинки, изучите их смысл (чтобы не «наколоть» то, за что потом придется расплачиваться), выберите салон, где точно не занесут никакой заразы. Если уж вы совсем против, попросите ребенка подождать – годик-два. А там, глядишь, он и сам перехочет.

  • Не нравятся его (ее) друзья? Не спешите гнать их из дома поганой метлой с криками «они тебя плохому научат». Это не ваши друзья, а друзья ребенка. Если вам они не понравились, это не значит, что они все поголовно «наркоманы, маньяки, двоечники, потерянное поколение». Но будьте внимательны. Делайте выводы молча. Влезать в отношения ребенка с кем бы то ни было можно лишь в том случае, если эти отношения могут угрожать здоровью ребенка, психике или его жизни.
  • Сбежавшего ребенка нашли просящим милостыню? Да, вам ужасно стыдно. И хочется «выпороть маленького поганца» за то, что он так вас опозорил. Ведь ваш дом – полная чаша, а он… Но видимо, вы не увидели, что ребенку требуются деньги, не выяснили – на что они ему требуются, и не помогли найти честный, законный и достойный способ заработать денег.
  • И в 5 лет, и в 13, и даже в 18 ребенку хочется внимания (понимания, доверия, уважения) к себе. Он не хочет слышать каждый день «делай уроки, сделай тише свою музыку, почему у тебя опять бардак, в кого ты такой безрукий пофигист, мы тебя кормим-поим, а ты, паразит, только о себе думаешь и пр.». Ребенок хочет слышать – «как дела в школе, все ли у тебя хорошо, куда бы ты хотел поехать на выходные, а давай вместе смотаемся на концерт, зайка, пойдем чайку хлебнем с пряниками» и пр. Ребенку нужна забота, а не тотальный контроль, кнут с утра до вечера и отношение «скорей бы ты уже от нас съехал». Безусловно, границы ребенок должен знать, а вседозволенность не приносит ничего хорошего. Но даже поставить ребенка на место или отругать его за что-либо можно таким способом, чтобы у ребенка выросли крылья, и ему захотелось сделать то, о чем вы просите. Не «совсем тебе на мать наплевать! Последние деньги тянешь! А я хожу в дырявых колготках!», а «Сынок, а давай я помогу тебе найти работу, так ты быстрее накопишь на новый компьютер» (пример).
  • Воспитывайте в ребенке, едва он начнет ходить, ответственность и самостоятельность. Поддерживайте ребенка во всех начинаниях и позволяйте ему быть таким, какой он есть, а не тем, кем вы хотите его видеть.
  • Никогда не угрожайте, даже шутя, что накажете ребенка или выгоните из дому, если он что-нибудь натворит (закурит, выпьет, получит двойку, «принесет в подоле» и пр.). Зная о возможном наказании, ребенок никогда не скажет вам правды и даже может натворить еще более серьезных глупостей.
  • Ребенок требует свободы и уважения его интересов? Идите ему навстречу. Пора начинать доверять своему ребенку. И пора «отпускать» его во взрослую жизнь. Пусть учится совершать поступки и отвечать за них самостоятельно. Только не забудьте предупредить его о последствиях того или иного поступка (мягко и по-дружески).
  • Не запирайте своего повзрослевшего ребенка дома – «после 6-ти вечера чтоб никуда!». Да, это страшно и тревожно, если уже темно, а дитя где-то с кем-то гуляет. Но «дитя» уже с вас ростом, у него возможно даже щетина на лице и «защитные изделия» в кармане – пора разговаривать на другом языке. Собирается к друзьям и надолго? Берите координаты всех друзей, включая их домашние адреса/телефоны, требуйте, чтобы каждые 1,5-2 часа он вам отзванивался и сообщал, что у него все хорошо.
  • Не ругайте дочь за косметику – научите ее пользоваться ею правильно. Научите ее быть стильной и ухоженной без килограмма тоналки и теней на лице.
  • Не пытайтесь навязать ребенку свою дружбу – делайте это аккуратно, постепенно вовлекая ребенка в доверительные отношения. Чаще берите его с собой в поездки и на отдых, участвуйте в его жизни, искренне интересуйтесь его делами.
  • Будьте примером для ребенка. Не делайте того, что ребенок может захотеть повторить.

Конечно, при отсутствии доверия между вами, начать с нуля будет крайне сложно. Но это вполне осуществимо при вашем терпении и желании.

Читайте также: Как правильно вести себя родителям при ссорах между детьми- как помирить  детей

Автор статьи

Екатерина Морозова

Многодетная мама, редактор рубрики «Дети» в журнале Colady

Поделитесь с друзьями и оцените статью:

www.colady.ru

Что делать, если подросток ушел из дома и как не допустить это снова

По статистике, около 50% семей сталкиваются с побегами детей из дома (уход на несколько часов с намерением убежать также считается побегом).

Дом, в котором ребенок растет и развивается, это не просто помещение с письменным столом и кроватью. Это место, где дитя должно чувствовать безопасность и любовь родителей. Статистика подростковых побегов (а это возраст 10-15 лет) говорит о невозможности ребенка ощущать комфорт в семье. Даже самые скромные жилищные условия могут быть «местом силы» и наоборот, замки со всеми условиями могут не задержать подростка в семье.

Побег из дома – это побег не из помещения, а уход от проблем, которые ребенок не может больше терпеть.

Материальная обеспеченность, высокий уровень физического комфорта в помещении не послужат залогом счастья и желания быть дома. Только удовлетворенные нематериальные потребности могут удержать подростка от мысли «А не пожить ли мне немного на вокзале?»

Уровень проблемы, которая подвигла подростка принять решение о побеге, может быть незначительным, с точки зрения родителей или взрослого со стороны. Большинству из нас детские трудности кажутся надуманными и мнимыми, разрешимыми. Но детская психика настолько напряжена и поглощена проблемой, что проще убежать от нее.

С точки зрения взрослого здравомыслящего человека, уход из дома – это не решение проблемы. Но убегают подростки, которые не видят иного выхода. Поэтому наши взрослые взгляды и решения такого рода вопросов не работают с детьми.

Важно осознавать, что поступки детей – это не спонтанные беспочвенные решения, а реакция на внешние раздражители. Уровень раздражителя бывает разным, но всегда значимым для ребенка. Что это за раздражители и как их устранить – рассмотрим в этой статье.

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

evrikak.ru

Подросток хочет уйти из дома. Советы родителям

  • Что делать, если ребенок — подросток хочет уйти из дома?

Ситуация непростая. С одной стороны, тут нужно что-то делать сразу, менять положение вещей как можно быстрее. С другой — а есть ли для этого возможности? Есть ли у родителей рычаги влияния на ребенка, готовы ли они пользоваться своей властью? Бывает, что у родителей есть рычаги влияния, но они в силу тех или иных обстоятельств использовать их не решаются, сразу ёжатся, говорят: «Нет-нет, мы не можем пойти на радикальные меры. Мы не можем его оставить без ужина, это слишком жестоко». Результат — дети болтаются по улицам, и что там с ними произойдет, неизвестно. Это могут быть гораздо более жестокие вещи, чем один раз без ужина посидеть. Тот, кто своих детей жалеет, на самом деле о них не заботится. Если вам кажется, что ситуация может быть опасной для ребенка — нужно настоять на том, чтобы он из дома не уходил.

  • Можно ли предупредить возникновение подобных ситуаций?
​​​​​​​И можно, и нужно. Откуда берется то, что родители вдруг перестают быть авторитетом для ребенка? Это не связано с переходным возрастом, в переходном возрасте отношения только обостряются — то, что было и в отношениях и раньше, теперь становится резким и явным. Если сейчас вас дети не слушают по-крупному, значит, раньше они вас не слушались по мелочам. Они вас не слушались, а вы не позаботились стать для них родителями. Если вас не слушают ваши дети, пропускают мимо ушей ваши просьбы, прочитайте статью Николая Ивановича «Приучайте ребенка вас слушать и слушаться». В ней по шагам подробно расписано, как приучать ребенка слушаться родителей. Звучит, конечно, не очень красиво: «заставляем детей слушаться», но родители знают, что в наше время они — единственные, кто реально воспитывает ребенка и отвечает за его жизнь. Дети всегда кого-то слушаются, но не всегда — вас. Если воспитанием ребенка занимаются не родители, то тогда воспитанием их детей занимается телевизор, СМИ, глянцевые журналы, сверстники, и не всегда их влияние лучше влияния родных родителей.

Если родители умные и желают ребенку добра, то пусть дети слушают то, что они говорят. Это не только естественно, но и экономит всем много сил и времени, вместо пререканий и долгих разбирательств по поводу дисциплины можно заняться более интересными делами. С другой стороны — необходимо пересмотреть свои отношения с ребенком: последить за своим поведением, насколько я действительно со своим ребенком честен, насколько я последователен в том, что я говорю, насколько я сам следую тем принципам, о которых говорю ребенку. Это личная работа родителей: подумать, отследить и, может быть, изменить свое поведение.

Еще я бы посоветовала прямо вместе с ребенком съездить к Дмитрию Морозову и в нейтральной обстановке, в ходе тренинга увидеть, что именно не так, какие есть болевые точки, сделать шаги навстречу. Несмотря на всю свою боль и сердитость, нужно проводить больше времени с ребенком, больше разговаривать (о чем угодно), больше слушать его вечером. Нужно учиться слушать ребенка, не давая тут же советов, пользоваться навыками активного слушания, которые даем и я, и Дарья Рязанова. Это такое искусство разговаривать с другим человеком, не поучая все время. И тогда ребенок знает, что он сейчас с мамой чем-то поделится, и она потом не будет это поминать 10 лет, тем более в какой-то трудной ситуации. Нужно общаться как родные люди.

Если предположить, что трудности связаны только с переходным возрастом: например, ребенок ощущает себя уже взрослым, при этом, не связывая взрослость с принятием на себя ответственности, а связывая ее только с «взрослым поведением», которое может для него значить: «Я хожу, куда хочу, никого в известность не ставлю, делаю что хочу,— а родители мне не указ. Мама не отчитывается, и я не буду». В этом случае необходим разговор с подростком о том, что: «Если ты взрослый, то и веди себя как взрослый. Взросление — это не только права, но и обязанности». Совет родителям: с самых первых моментов жизни малыша, когда это уместно, связывать взросление одновременно и с получением больших прав, и больших обязанностей. «Когда ты станешь постарше, ты уже сможешь сам ходить туда-то и туда-то, но при этом мы рассчитываем, что ты будешь вести себя как взрослый. Мы, взрослые, заботясь о своей семье, обычно рассказываем, куда мы идем, зачем, и для того, чтобы другие не волновались, и просто потому, что нам нравится делиться друг с другом, обсуждать что-то. И ты можешь вести себя точно так же, как и мы. Не потому что мы тебя контролируем, а потому что мы живем вместе, нам интересно все то, что в нашей семье происходит».

Если вы с детства приучаете детей к тому, что вы — семья, что вы все делаете вместе, у вас это обязательно получится!

www.psychologos.ru

Почему дети убегают из дома | Мел

Ежедневно подростки убегают из дома, и перепуганные родители мечутся по городу, не зная, что предпринять и предположить. Для многих побег ребёнка — шок, классический случай «я думал, с нами это никогда не произойдёт». Однако у побегов есть вполне определенные причины, и, если о них знать, можно их избежать. Об этом и о том, как себя вести, если это всё-таки произошло, «Мел» поговорил с Ириной Салтыковской, координатором поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт», которая специализируется на поиске убежавших детей, и с детским психологом Анастасией Кузнецовой.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Почему они уходят?

«Есть дети, которые избалованы и бегут из дома, чтобы показать характер и добиться своего, — говорит Ирина Салтыковская. — Бывает, убегают дети, которые растут в атмосфере гиперопеки — и тогда все очень удивляются: мы его так любим, у него и няня, и мама, и бабушка, а он убежал. Иногда ребёнок убегает из жажды приключений, в поиске новых ощущений, наконец, чтобы просто помотать родителям нервы и за что-то отомстить. Но основные причины другие: недоверие к родителям, непонимание в семье, страх наказания. Большой процент „бегунков“ — дети из неблагополучных семей, но это может произойти и в самой обычной благополучной семье».

Современные дети часто убегают довольно рано — начиная с 10-12 лет (если пропал ребенок младше 10 лет, скорее всего, он потерялся или с ним что-то произошло). Один из основных мотивов — непонимание в семье. Например, когда родители в конфликтной ситуации безоговорочно встают на сторону учителя. Но дети остро воспринимают несправедливость в отношении себя и своих друзей. И если ребёнок, столкнувшись с неправотой взрослого в школе, не находит поддержки у своих родителей, потому что для них учитель всегда прав, для него это может стать причиной ухода.

Дети бегут, когда боятся наказания. Если ребёнка сильно ругают дома за испорченные или потерянные вещи, то он может убежать, потому что разбил телефон. И в этом случае выводы надо делать родителям, а не ребёнку — все мы что-то роняем, бьём, ломаем. Но они это часто не делают, и тогда мы получаем бегунка-рецидивиста.

Кадр из мультфильма «Трое из Простоквашино»

Дети часто убегают, если их ругают за плохие оценки. «Всем хочется, чтобы ребёнок был круглым отличником, но не у всех получается. Почему, вместо того чтобы помочь ребёнку подтянуть те предметы, где у него проблемы, или признать его неспособность к тем или иным дисциплинам, его запугивают до такой степени, что он уходит из дома, получив двойку?» — говорит Салтыковская.

Дети постарше, лет 13-15, бегут обычно из-за того, что дома «передавливают», а им хочется свободы, у них появилась жажда приключений, хочется попробовать другую жизнь.

«Вот типичный случай, — вспоминает Ирина. — Девочке 15 лет, она из хорошей семьи, где её понимают, есть достаток, ни за что ребёнка особо не ругают. У неё подружки из неблагополучных семей, которые ходят, где хотят и когда хотят, и девочка из хорошей семьи, где контролируют её своевременное возвращение домой, начинает завидовать „бесхозным“ девчонкам. У них свободная жизнь, полная приключений. Однажды она попробовала отпроситься с ними на ночь, но мама не отпустила (и я ёе отлично понимаю), в результате девочка убежала. И эта история — нечастый случай, когда воспитывать надо не маму, а девочку».

Кадр из мультфильма «Трое из Простоквашино»

Ещё одна причина для детей такого возраста — неприятие дома их друзей, девушек и парней или раннее «взрослое» поведение, к которому родители не готовы. Ирина вспоминает такой случай из своей практики: мальчик 15 лет начал встречаться с 14-летней девочкой из другого района, провожал её вечером домой, но она часто опаздывала, родители её ругали, и она собралась уйти из дома. Мальчик позвонил маме и сказал: «Я люблю Дашу, но её ругают из-за меня, можно она будет жить у нас?» Мама спросила: «Ты обалдел?» Тогда мальчик собрал вещи и ушёл со своей Дашей.

«Может, он поступил не очень правильно по отношению к родителям, — говорит Ирина. — Но логично и по-мужски: он не оставил одну любимую девушку на улице и защитил её в меру своих возможностей. Я его не оправдываю. Но, вероятно, маме надо было уделить больше внимания этой ситуации: например, попытаться поговорить с родителями Даши и вообще как-то поучаствовать, а не просто сказать „Нет, и всё“. Это сигнал, что пора перестать воспринимать ребёнка как свою собственность и что надо начать смотреть на него как на взрослого. В этом возрасте дети часто учатся отстаивать любовь, дружбу, учатся жить, быть верными своим друзьям и любимым, они делают это с юношеским максимализмом, но эти проявления следует уважать».

Управление гневом: что делать, если ребёнок вечно злится. Рассуждает психолог Яна Филимонова

Кадр из мультфильма «Трое из Простоквашино»

Что делать, если ребёнок убежал из дома

Первое, что надо сделать в ситуации, если пропал ребёнок, — обращаться в полицию, писать заявление, помнить, что у вас обязаны его принять без всяких трёх суток ожидания. Кроме того, следует обратиться к поисковикам, например, в ту же «Лизу Алерт», и поскорее: чем раньше начинается поиск, тем больше вероятность быстро ребёнка найти. Полиция, соседи и родственники любят говорить: ничего страшного, погуляет и придёт. Да, такое часто бывает, но лучше начинать искать сразу, потому что город полон опасностей. Ребёнку нужно есть — значит, возможно, ему придётся красть в магазине, а также греться и спать — он пойдёт в подъезды, подвалы, на чердаки, в заброшенные дома, где может встретить людей, представляющих для него опасность. Места, куда «бегунков» загоняет жажда приключений и попытка спрятаться, тоже могут стать причиной беды — крыши, прогнившие полы, перила.

Кадр из мультфильма «Трое из Простоквашино»

К разговору с полицией и поисковиками надо подготовить список мест, интересных ребёнку, вспомнить его увлечения, друзей, оценить пропажу вещей и денег, вычислить, во что он был одёт, найти самую свежую фотографию, желательно в той одежде, в которой он ушёл, постараться добиться детализации звонков и сообщений по мобильному телефону.

«Иногда родственники сами делают ориентировки, — объясняет Ирина. — И расклеивают их по району, где пропал ребёнок, то же самое могут сделать полиция или другие поисковые отряды. «Лиза Алерт» в случае с бегунками от этого воздерживается.

Подростки трепетно относятся к своей внешности: если на объявлении будет «не та» фотография, это может сильнее настроить их против родителей

У меня был случай, когда я снимала с крыши девочку, у которой погибли родители и она жила со старшей сестрой-красавицей. Сама девочка пухленькая, с прыщами, и она была уверена, что сестра специально выбрала её «страшную» фотографию для ориентировки. Также, если ребёнок, скрываясь где-то в районе своего проживания, видит на себя ориентировку, это его пугает, он чувствует себя непойманным преступником и ещё больше боится вернуться домой».

Кадр из мультфильма «Трое из Простоквашино»

Что указывает на побег:

— накануне произошёл острый конфликт с ребёнком, стороны разошлись без примирения;

— ребёнок куда-то просился, но его не пустили;

— в городе проходит мероприятие, куда ребёнок хотел пойти;

— ребёнок получил плохую отметку, а его дома за это сильно ругают;

— у ребёнка есть друзья, подруги, возлюбленные, которые не нравятся его родителям;

— вместе с ребёнком из дома исчезли деньги;

— у ребёнка новая любовь или новый друг;

— пропали кое-какие вещи, указывающие на то, что ребёнок ушёл надолго и всерьёз.

Как избежать побега

Главная профилактическая мера против побегов и рецидивов банальна — безусловно любить своего ребенка и слышать его, находить время для откровенных разговоров. Не считайте детские проблемы мелкими и маловажными. «Хорошо бы быть в курсе того, чем ребенок живет, каковы его интересы, зарегистрирован ли он в соцсетях и в каких группах состоит. Но когда я спрашиваю родителей о том, что их ребенок делает в интернете, часто слышу в ответ: Не знаю, не понимаю, я ни в каком „ВК“ не зарегистрирована, это все баловство, мне неинтересно», — рассказывает Ирина.

Что делать, если ребёнок решил создать страницу в соцсетях. Инструкция для родителей

Кадр из мультфильма «Трое из Простоквашино»

Побег — это протест, обычно за ним стоит определённое требование: либо смягчить домашний режим, либо смириться с тем, что он не математик, либо уважать его право на рок-музыку, на тоннели в ушах, на других друзей.

Как вести себя с ребёнком после его возвращения

Когда ребёнок оказывается дома после побега, от первой реакции родителей зависит то, придётся ли снова полиции и поисковикам выезжать на поиск этого же ребёнка. Детский психолог Анастасия Кузнецова признаёт, что первая естественная реакция родителя, когда ребёнка вернули, — желание убить его на месте. «И я могу как психолог сказать правильные слова: не надо кричать, оскорблять, — говорит Анастасия. — Но я считаю, что родители не должны отказывать себе в проявлении собственных эмоций, другое дело, что это должно быть опосредованно. Самая разумная реакция, на мой взгляд, такая: „Извини меня за то, что ты сейчас услышишь, но я не могу этого не сказать“. И дальше уже говорить то, что вы думаете о его поступке».

Кадр из мультфильма «Трое из Простоквашино»

Просто оскорблять и орать нельзя: подросток не вынесет из ваших криков никакой информации, у него в памяти останется только обида, и он будет убеждён в том, что поступил правильно, когда убежал. Надо, с одной стороны, отругать и показать ему, как вы переживали, а с другой — также проявить уважение к нему и его чувствам. Можно сказать, например: «Извини, если я сейчас буду выглядеть как неадекватная женщина, но это потому, что я страшно за тебя переживала. Уж будь добр, выслушай всё то, что я хочу тебе сказать» — и дальше уже со всеми эмоциями и выражениями.

Просто принять его обратно с радостью, не сказав о своих переживаниях, тоже не вариант: ребёнку следует знать о беспокойстве родителей

Реакция на возвращение ребёнка должна быть адекватна причине побега. Если он демонстративно ушел из дома, чтобы показать родителям, что они больше не имеют на него влияния, попытался перехватить власть, то родители, конечно, должны ему показать, у кого власть всё-таки остаётся. А если это был конфликт или несчастная любовь, то это совершенно другая ситуация и другая родительская реакция. «Если он побоялся прийти домой, потому что его не аттестовали по математике, а у родителей в отношении его математики завышенные ожидания, конечно, первое, что он должен услышать дома по возвращении «Неважно, что у тебя там с математикой, ты можешь мне об этом сказать», — говорит психолог.

Кадр из мультфильма «Трое из Простоквашино»

Не бойтесь привлекать полицию и другие инстанции

Если ребёнок ушёл, шантажируя родителей и вынуждая их к чему-то, значит, он сделал таким образом логический следующий шаг после многочисленных других испробованных им способов воздействия на родителей. И если каждый раз, когда он пробует «прогибать» родителей, ему это удаётся, то с каждым новом шагом он пробует идти всё дальше и дальше, расширяя границы до невозможного. И в этой ситуации, конечно, должны быть установлены жёсткие рамки.

«Всё очень индивидуально, но если говорить в целом о настолько избалованном ребёнке, наверное, уже надо привлекать внешние инстанции, — считает Анастасия. — Тогда вы можете сказать: «Я за тебя отвечаю, по закону ты обязан быть дома до 21.00, если тебя до этого времени дома нет, я вызываю полицию, пожарных, скорую и прочее».

Такому ребёнку надо объяснить, каковы последствия его поступков, чтобы он знал, что если он убежит, об этом узнают органы опеки, полиция, школа

Родители часто этого не делают, потому что для них это, так сказать, имиджевые потери, но подростки хорошо чувствуют двойные стандарты: с одной стороны, вроде убегать нельзя, а с другой — можно, потому что мама грозится, но всё равно не сделает того, что обещает. Поэтому, если речь идёт о жёсткой установке границ, родители сначала должны решить сами для себя, что для них важнее».

9 советов, которые помогут научить ребёнка не быть эгоистом

Кадр из мультфильма «Трое из Простоквашино»

Пойдите друг другу навстречу

Если причина побега — нежелательные друзья, то единственное решение проблемы — это переговоры. «Когда мы говорим о компании подростка, речь идёт о ценностях, — поясняет Анастасия Кузнецова. — И если мы будем пытаться их обесценивать, говоря, что твои друзья — идиоты, всё, что они делают — плохо, то это может привести только к войне. А подросток — это такой человек, которого война вдохновляет сама по себе, независимо от мотивов и перспектив, поэтому эти механизмы лучше даже не запускать. Попробуйте договориться».

Кадр из мультфильма «Трое из Простоквашино»

Составьте с ребёнком договор из двух-трёх конкретных пунктов. Например: раз в неделю он имеет право ночевать у друга, если вы созвонились с его родителями, они не против и так далее. И если он в остальное время приходит домой строго до девяти вечера. Договор составляется на короткий срок — две-три недели. Если в этот период договорённости срываются, вы снова садитесь, снова обсуждаете условия и санкции.

Кадр из мультфильма «Трое из Простоквашино»

Если ребёнок сбежал из дома, потому что хотел приключений, это повод задуматься: что мы не предложили ему дома, чтобы эта потребность была удовлетворена? Возможно, надо найти какие-то безопасные и контролируемые родителями варианты, где он поймает этот адреналин: покататься на картинге, прыгнуть с вышки и так далее. Другое дело, часто бывает, что родители лишены таких ресурсов. Раньше заполнением этого вакуума активно занимались образовательные организации, сейчас этого мало. Но если человек ищет адреналина, единственный способ с этим справиться — смоделировать такие ситуации, где он его получит.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Как говорить с детьми о смерти

6 признаков того, что вы нашли своё призвание

Сколько зарабатывают учителя в разных странах мира

mel.fm

Элементарно. Что делать, если ребенок сбежал из дома

Близится весна, по статистике, в этот период (вторая волна побегов происходит перед началом учебного года) учащаются случаи ухода детей из дома. В феврале из детских домов-интернатов Липецкой области сбежали трое детей. Однако, далеко не всегда уходят только воспитанники детдомов или дети из неблагополучных семей. По данным полиции, в Липецкой области каждый год самовольно уходят из дома до 200 подростков.

Почему убегают дети?
Возраст, когда ребенок самостоятельно принимает решение убежать и делает это осознанно, наступает в 15 лет. В большинстве таких случаев проблема лежит во взаимоотношениях в семье и недосмотре со стороны родителей. Причины могут быть самые разные — полицейским известны случаи, когда дети не возвращались со школы из-за банальной двойки, боясь наказания родителей. Также поводом для подростка может стать скандал в семье и влияние со стороны сверстников. Свою лепту вносят и социальные сети, где подростки могут спланировать побег. Часто в этом возрасте дети начинают думать, что они уже взрослые, готовы к самостоятельной жизни и могут сами о себе позаботиться.

Но ребенок может уйти и без видимой причины, это называется «немотивированный уход». Психологи считают, что немотивированные уходы — это патология, которая говорит о психическом расстройстве. Немотивированные уходы и побеги психологически непонятны окружающим и могут быть совсем не связаны с ситуацией, в которой находился подросток перед уходом или побегом.

Как предотвратить уход ребенка из дома?
Ребенок должен осознавать, что его ждет на улице и понимать, что уход из дома в таком возрасте — это далеко не прекрасная дорога во взрослую жизнь, увлекательное путешествие и невероятные приключения, как думают многие подростки. В первую очередь родители должны объяснять ребенку, что мир полон опасностей, а у незнакомых людей не всегда добрые намерения. По данным полиции, жертвами мошенников и грабителей, чаще всего становятся именно несовершеннолетние.

За ребенком нужно следить и делать это, желательно так, чтобы чадо ничего не подозревало. Родители всегда должны знать круг общения своего ребенка, незаметно следить за тем, где он проводит свободное время, с кем и как, какие книги читает. Также нужно отслеживать и виртуальную жизнь ребенка — какие сайты посещает, каких друзей добавляет, с кем переписывается и так далее. Также необходимо разговаривать с ребенком — отношения должны быть доверительные. Стоит чаще общаться о том, что происходит в школе, ходить на родительские собрания, созваниваться с учителями, интересоваться, как обстоят отношения с одноклассниками. Родители обязательно должны знать контактные телефоны друзей ребенка.

Подросток вовремя не вернулся домой — что делать?
Если ребенок вовремя не пришел домой и не отвечает на телефон:

1. Нужно успокоиться и не поддаваться панике.

2. Необходимо обзвонить родственников и его друзей, позвонить классному руководителю, тренеру, учителю музыки и т.д. — в зависимости от последнего места посещения ребенка.

3. Если никто из вышеперечисленных не знает, где находится ваш ребенок — нужно немедленно звонить в полицию.

Полицейским нужно будет детально рассказать, во что был одет ребенок, предоставить его недавнее фото в обычной одежде, составить список имен и фамилий друзей и их знакомых. Также выписать всех родственников включая дальних, их адреса и телефоны. Для сотрудников полиции может быть важна любая деталь, даже на первый взгляд незначительная, поэтому родители должны быть максимально сосредоточены. Истерика, слезы и слова «я ничего и не знаю и не помню» — вашему ребенку не помогут, а наоборот.

Как ищут подростков?
Поиск начинается со звонка на телефон полиции. Ориентировка рассылается по всем отделениям полиции и постам ГИБДД города. К родителям выезжает экипаж, для заполнения документов разрешающих все необходимые мероприятия. Также полицейские созваниваются с волонтерами общественной организации «Поиск пропавших детей». С согласия родителей, фото ребенка с описанием размещают на официальном сайте УМВД, на страницах официального сообщества волонтеров в социальных сетях и рассылают в СМИ.

Волонтеры и полицейские встречаются в точке сбора — как правило это последнее место, где видели ребенка. Далее волонтеры, вместе со следователем, ведущим дело, начинают сбирать информацию и прочесывать местности. Параллельно ведется работа в интернете. В среднем собирается 4-6 экипажей волонтеров по 4-5 человек. Определяется каждому своя зона поиска и ответственности.

Сотрудники полиции в первую очередь посещают последнее место нахождения ребенка и проверяют, не совершалось ли в отношении него преступление. Помимо всего прочего, подростка отслеживают по городским камерам наблюдения.

Куда бегут дети?
Полицейские знают определенные места, куда чаще всего отправляются сбежавшие подростки — как правило, это развлекательные центры и другие места массового отдыха молодежи. Поэтому у полицейских налажен контакт с охранниками ТРЦ, магазинов, дискоклубов и так далее. Бывают случаи, когда дети с кем-то знакомятся в социальных сетях или даже влюбляются и убегают к своим виртуальным знакомым в другой город. Нередко дети отправляются к друзьям по прежнему месту жительства, если семья недавно переехала из другого города. Почти всегда сбежавшие подростки ищут знакомых. Ребенок может уйти из дома и под влиянием более старших подростков, к примеру, убежать за компанию. Но бывает, что и просто отправляется в никуда — колесить по стране.

Что делать, чтобы больше не сбегал?
Когда убежавших подростков находят и возвращают домой, родителям рекомендуют обратиться к психологу. В случае если ребенок уходит во второй раз — это уже «синдром бродяжничества» и тут работа психолога необходима. Причем специалисты работают, как с детьми, так и с родителями.

Врачи советуют не наказывать детей после побега. Принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного доверия. Необходимо всегда выслушивать подростка, особенно если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Ни в коем случае не стоит высказывать категоричных суждений в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!» Иначе можно у подростка можно отбить желание советоваться. 

Что бывает после побега?
Если подростка благополучно нашли, ничего с ним не случилось и он не успел ничего натворить, правоохранители ограничиваются разъяснительной беседой с детьми и родителями. При неоднократных уходах из дома, подростка ставят на учет в отдел по делам несовершеннолетних. Если подросток «в бегах» занимался бродяжничеством, попрошайничал или где-то нахулиганил, то его также поставят на учет, а родителям придется ответить за деяния ребенка по административному кодексу.

В большинстве случаев, полицейские находят подростков в течение трех суток, в редких исключениях поиск длится чуть более 10 дней. В Липецкой области не удалось найти только одного пропавшего ребенка — Данилу Белых, который пропал 2 мая 2012 года, на момент исчезновения мальчику было 10 лет, его поиски до сих пор продолжаются.

Психологи рекомендуют родителям:
1.Никогда прямо или косвенно не предлагайте побег из дома как один из вариантов решения проблемы.

Никогда не высмеивайте, не отрицайте и всегда воспринимайте всерьез любую угрозу ребенка относительно побега из дома. Немедленно сообщите ребенку спокойно и твердо, что не хотите этого побега, это будет большим несчастьем для вас и вы сделаете все возможное, чтобы этого не случилось или чтобы вернуть ребенка домой, если побег все же произойдет.

2.Предложите ребенку другие пути решения проблемы.
Если вы почувствовали, что ребенок замышляет побег или ощущает себя чужим дома, постарайтесь сделать так, чтобы жизнь в семье его больше удовлетворяла.

Когда ребенок откровенно высказывает угрозу, связанную с побегом, спросите, нет ли другого способа решить проблему. Если он не находит возможных альтернатив,предложите ему побыть некоторое время отдельно от семьи (посетить родственников или своего друга, родителям которого вы доверяете).

3.Без колебаний ищите ребенка, как только обнаружите, что побег произошел.
Каждую минуту, когда ребенок-беглец думает, что никто не беспокоится о нем, его переполняют отрицательные эмоции. И хотя большинство убежавших детей в этом возрасте добровольно возвращаются домой в полном здравии не позже чем через сутки, все же беглецы подвергают себя огромной опасности. Поэтому никогда не следует ждать, нужно сразу же начинать поиски вашего ребенка-беглеца, чтобы вернуть его обратно домой.

4.Когда ребенок вернется домой, выразите свою любовь к нему и радость, что он вернулся.
Ваша главная задача в этой ситуации — убедить ребенка, что возвращение домой хорошо для него, и предотвратить возможное повторение побега. Помните, что убегающим ребенком движет ощущение, что его отвергают. Убедите вашего ребенка, что он нужен вам независимо от того, какие проблемы возникли в ваших отношениях.

5.При любой возможности старайтесь избегать наказания ребенка за побег из дома.
Наиболее вероятно, что ребенок будет чувствовать смущение от того, что ему не удалось остаться самостоятельным, и сожаление от того, что вам пришлось переживать из-за него. Это уже само по себе достаточное наказание. Расценивайте происшествие как сигнал, что с вашей стороны необходимо большее внимание к ребенку.

При подготовке материала использовались комментарии заместителя начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних Светланы Ушаковой, руководителя ЛООО «Поиск пропавших детей» Вячеслава Телина, заместителя директора по психолого—педагогической и ювенальной работе Центра психолого-медико-социального сопровождения Маргариты Дунской.

most.tv