Разное

Плохое поведение в школе – Двойка за поведение: что говорит психолог о «трудных детях» в школе / Newtonew: новости сетевого образования

Содержание

Двойка за поведение: что говорит психолог о «трудных детях» в школе / Newtonew: новости сетевого образования

Независимо от ответа на этот вопрос, решения проблемы не знают ни одни, ни другие. Чтобы его найти, нужно, как минимум, начать диалог. Логично, если «модератором» диалога выступит психолог — человек, к которому обращаются в критических ситуациях, когда не знают, что делать с главным героем этой школьно-семейной драмы — ребёнком.

О том, как складывается жизнь сложных детей в школе, мы поговорили с Еленой Кандыбиной, психологом Центра Практической психологии и психотерапии «Белый аист».

Елена, к вам как к психологу приходят сложные дети, испытывающие трудности адаптации в школе. Есть мнение, что таких детей становится всё больше.

— Причины дезадаптации в школе у ребенка могут быть самые разные. Но не только социального характера. В психологии и медицине есть такое понятие — минимальная мозговая дисфункция (ММД). По разным данным она диагностируется у 2–25% детей. Даже минимальный процент гарантирует в каждом классе наличие сложного ребенка. Симптоматика очень широкая, но вся «играет» против школы. Это и нарушение координации движений, и гиперактивность, и эмоциональная лабильность, небольшие речевые и двигательные нарушения, повышенная отвлекаемость, рассеянность, нарушения поведения. Естественно, это приводит к трудностям в обучении. Причиной возникновения ММД может быть не только патология беременности и родов или заболевания в первые годы жизни, но и, как ни парадоксально, технический прогресс. Грубо говоря, сейчас выхаживают много детей, которые раньше просто не доживали до школьного возраста.

Такие дети часто интеллектуально вполне состоятельны, но высидеть 45 минут урока не в состоянии.

Им трудно контролировать себя в должной степени. Они могут быть слишком импульсивны или, наоборот, слишком медлительны. Их эмоциональные реакции могут выражаться слишком ярко. К концу недели ребенок устал и рыдает. Или дерётся. Но в любом случае дезорганизует работу класса.

То есть сложные дети мешают учиться?

— Конечно, мешают. Сложный ребенок в классе — это часто проблема.

Кроме того, по поводу детей с нарушениями у людей возникает масса негативных фантазий. Родители совершенно серьёзно могут спрашивать, не заразно ли это. Или в качестве ложного аргумента против присутствия такого ребенка в классе высказывают опасение, что другие дети будут над ним издеваться. Как будто их дети прилетели с Луны, и родители не имеют никакого отношения к их воспитанию, не могут объяснить, почему существуют разные дети, поговорить про толерантность и сострадание.

Кадр из к/ф «Учитель на замену»

 

Есть ведь такое распространённое заблуждение, что дети жестокие…

— Дети прямолинейные. Они ещё не доросли до наших взрослых социальных масок. Мы ведь тоже во 2-3-4-5 классе часто прямо говорили то, что думали. И только позже, иногда годам к тридцати, научились делать правильное социальное лицо, умея промолчать, даже если кажется, что кто-то неправ.

Ребёнок чаще, чем взрослый скажет именно то, что думает. А вот что он думает, во многом зависит от взрослых.

От того, что ему говорят учителя и родители. Педагоги, как и родители, сказать могут самое разное. Одна мама рассказывала историю: она пришла к учителю своего сына и попросила быть с ним повнимательней, потому что ребёнок с особенностями и наблюдается у невролога. И когда в очередной раз у мальчика что-то не получилось и он, заплакав, спрятался под парту, учительница обратилась к классу со словами «Ребята, не обращайте внимания и не приставайте к нему. Он у нас дурачок и у врача лечится».

А должна ли школа воспитывать? В конце концов, её основная задача — учить.

— Хочет того школа или нет, но она является воспитательной институцией. Ребёнок от четырёх до восьми часов в день проводит в школе. И идея, что в этот временной отрезок его можно не воспитывать, а предоставить самому себе, кажется мне совершенно нежизнеспособной. Никакое обучение не проходит без воспитания. Учитель говорит с детьми, учит сидеть, слушать, вести себя определенным образом. Дети же не в застеклённых ящичках сидят, каждый за своей партой. В школе они общаются друг с другом, и необходимо организовывать процесс их взаимодействия.

Кадр из к/ф «Хористы»

 

Если считать, что педагог должен только дать учебную программу и всё, естественно, сложный ребенок будет помехой.

Если же рассматривать школу как место, которое готовит будущего члена общества, то навык толерантности, общения с сверстником, имеющим трудности, помощь ему, становится основой для развития личности.

При этом я понимаю двойственность отношения к сложному ребенку в классе. С одной стороны, я, как психолог, работающий с семьей, оказываюсь на стороне родителя и ребенка. Ко мне нередко приходят родители, совершенно истощённые от школьного и социального прессинга. Они не понимают, что делать, чувствуют свою беспомощность и считают ситуацию безнадежной. А с другой стороны, учитель, возможно, находится в таком же положении. И если родитель может обратиться к психологу за поддержкой, то того, кто был бы на стороне педагога, часто просто нет.

От учителя постоянно что-то требуют все, кому не лень: Министерство образования, директор, родители. А в классе тридцать человек, и из них трое-четверо-пятеро непростые. Да даже если заводится всего один такой условный Вася, который всех бьёт и не дает заниматься, учитель часто не знает, что делать. То ли с Васей возиться, то ли остальных учить. Но компетенции, терпения, просто времени и сил хватает не всегда. В конце концов, тридцать детей — это просто много. И вот тут педагогу нужна помощь.

Но есть же учителя, способные успешно взаимодействовать и со сложным ребёнком, и с остальным классом.

— Если ситуация не слишком сложная, то учитель часто идет на взаимодействие с родителями. Тогда с учителем удаётся договориться. Так, я работала с мальчиком, который, попав в первый класс, не мог удерживать внимание на занятии больше десяти минут. Потом он отключался, проваливался в какой-то свой мир и до него было не достучаться. Весь класс что-то делает, а он сидит, тихонько играет в игрушки, пока учительница не подойдёт и не рявкнет. Тогда он ещё минут на пять включится, а потом снова вываливается. Причём мальчик был с довольно высоким интеллектом, но только если заниматься не больше 15 минут подряд.

Мне потребовался год, чтобы он стал высиживать хотя бы полчаса.

Я постепенно, очень медленно увеличивала время занятий, создавала зону успешности, чтобы он понял, что школа может быть интересной игрой, а решение задач — это такой вид развлечения.

Во втором классе по просьбе мамы его пересадили на первую парту. В какой-то момент учительница поняла, что мальчик совсем не дурачок, и если ему тихо говорить, что делать, он нормально занимается. А ведь вначале были разговоры, что надо в коррекционку. Но я не знаю, была бы учительница столь же готова к диалогу, если бы в первом классе пришлось бы вести урок, когда этот же ребенок носится по классу и вопит.

Когда разговариваешь с учителями, они часто говорят, что не знают, что делать. Они признают, что бывают гиперактивные дети, дети с отставанием в развитии или особенностями поведения. Да, они в курсе, что существует лечебная педагогика, дефектология, но их этому не учили, а читать на эту тему или самостоятельно заниматься им некогда.

Поэтому я часто слышу «пусть они отдельно учатся в специальных школах» и «надо заниматься нормальными детьми, а не одним Васей».

И тогда Вася в лучшем случае оказывается на последней парте в углу, отгороженный от остального класса. Так, один знакомый «Вася», в буквальном смысле загнанный в угол, от нечего делать научился незаметно от учительницы выползать из класса и болтаться по школе. Как-то взял и совсем ушёл из школы гулять. Его искали с милицией. А что ему делать было? Ему же всеми способами показали, что он «не с нами». Вот он и ушёл.

Кадр из к/ф «Республика ШКИД»

 

Лена, а что делает школьный психолог? Он задействован каким-то образом в работе со сложными детьми?

— Психолог в школе довольно редко работает индивидуально. Обычно такой возможности у него нет, потому что на одного психолога в школе приходится довольно много детей. Школьный психолог больше занят групповой работой — командообразованием, тестированием, минимальным психологическим обучением.

Кроме того, работа психолога с ребёнком имеет такую особенность: она часто осуществляется по инициативе взрослого.

Ребёнка к психологу приводят и так и говорят: вот, мол, вы его спросите, у него-то проблем нет! А у него действительно их нет. Ну, пошел гулять во время урока и что? Это у взрослых проблемы, а у него — развлечение.

Поэтому основа детской мотивации в психотерапии — контакт с психологом. Представим школьного психолога. Ему же всё про этого Васю рассказали. И Вася знает, что про него тут говорят и думают. Потому что ему тоже всё рассказали и учитель, и директор, и одноклассники.

Психолог для него — очередная школьная тётка. Ребенку трудно с ней раскрыться. Он понимает, что тут небезопасно. Нужна большая работа по установлению контакта, чтобы ребенок всё-таки поверил, что психолог за него, а не за них всех.

Кроме того, часто школьные психологи не получали специального дополнительного образования именно по психологическому консультированию и психотерапии. Часто этому в наших институтах не учат. У нас учат общей психологии, психологии тестирования, диагностики. Как правило, психотерапия это всегда дополнительное, дорогостоящее образование. Среднее время освоения одного из направлений психотерапии — 3-4 года. И мало кто из школьных психологов идёт учиться. Большинство всё-таки ограничивается психологическим факультетом вуза.

Выходит, что учитель остается один на один со сложным ребенком и помощи ему ждать неоткуда?

— Часто это именно так. Поэтому, когда включение в учебный процесс и в коллектив сложного ребенка требует не слишком больших усилий, то учитель справляется. Но если требуются специальные знания, дополнительная помощь ещё одного взрослого, может ничего не получиться. Возможности учителя тоже не безграничны. Так, на психологических занятиях группы, включающей шесть сложных детей, обычно присутствуют трое взрослых. Ситуация, когда один учитель должен организовывать учебный процесс в классе, где тридцать детей — это совсем другая ситуация. В этом и кроются корни призывов «давайте их выгоним».

Кадр из к/ф «Повелитель мух»

 

Взять хотя бы недавнюю историю с дочкой учительницы Машей, которая всё время находилась в классе. И, судя по интервью с родителями других учеников, не всегда тихо сидела, но ходила по классу, мешала заниматься. Да, она была не из этого класса, но такое могло бы произойти и со сложным учеником из этого класса. И что тогда делать?

Я думаю, что эти вещи требуют разговора. Потому что и у нас без школы ничего не получится, но и школе надо как то с ситуацией справляться.

По разным причинам сложных детей становится всё больше, и всех в коррекционки не запихнёшь.

К тому же такие дети часто дорастают до нормального поведения, и с интеллектом у них бывает всё в порядке, хотя оценки из-за трудностей включения в учебный процесс могут быть не слишком хорошие. И если такие дети будут знать, зачем им школа и учёба, то они будут стараться, постепенно улучшая свои результаты.

А вообще дети знают, зачем им школа?

— На самом деле это непростой вопрос. У родителей, у педагогов, у государства есть ответы. А у ребёнка — далеко не всегда. Дети начальной школы, у которых хорошие отношения в семье, часто учатся для родителей. Если нравится педагог — для педагога. Бывает, что ради статуса в коллективе. Есть дети, которым легко учиться или они увлеклись тем или иным предметом, тогда и сама учеба становится для ребенка ценностью. А если у ребенка нет ни интереса, ни стремления получить похвалу, то ему просто трудно и скучно.

Но школа заполняет собой не только часы, отведённые на занятия.

Знаете, что отвечают на вопрос «Что вы делаете вместе с детьми?» практически поголовно все родители учеников начальной школы? Уроки!

Они делают их ежедневно, до глубокой ночи. Больше ни на что времени не остаётся. И вот представьте, если учеба у ребенка не идет, но он почти круглосуточно занят тем, что ему неинтересно, тяжело и плохо, тем, что у него не получается, тем, где он заведомо неуспешен. И все — родители, учителя, родственники — всё время интересуются именно этой, трудной и неприятной стороной его жизни. В какой-то момент ребенок начинает ненавидеть школу, потому что трудно в такой обстановке возникнуть любви к учебе.

Родители тоже это понимают, но когда я предлагаю провести эксперимент — неделю отводить на уроки два часа, что успели, то сделали, а остальное время занимать чем-то приятным и интересным — то по пальцам пересчитать можно, кто на такое соглашается. Пойти с несделанными уроками вызывает панический ужас скорей у родителей, чем у детей.

Но и без школы ничего не выйдет. Психолог работает, корректирует, двигается по миллиметру. А потом ребенок приходит в школу, на него в сердцах накричит учитель или выгонит на последнюю парту.

И история заканчивается — ребёнок живет с клеймом придурка или хулигана.

«Мало его лупите» — сказала учительница одной из мам. А у неё ребёнок и так всех бьёт. Если его тоже бить, то это только поддержит его способ общения. Как раз на занятиях с психологом шла работа на снятие агрессии, на то чтобы он выстраивал отношения другим способом. Мальчик сам по себе очень умный, но крайне импульсивный: сначала даст в лоб, а потом подумает. Если и дома его начнут бить за проступки, то тут уж никакой психолог на сможет сделать так, чтобы он считал такой способ воздействия неправильным.

Но правда в том, что он действительно бьет детей в школе. И учителя, и родители других учеников не могут относиться к этому спокойно. Поэтому социальное давление на родителя довольно велико, возникает отчаяние, ощущение беспомощности, мама считает себя плохой, не справляющейся с воспитанием ребенка. Приходит к психологу такая мама и плачет. И хотя она сама видит проблемы в поведении своего ребенка, многое делает для их решения, но она не получает никакого признания своих трудов. Каждый раз после посещения школы ей нужна реабилитация. Мы говорим всего лишь о третьекласснике, но мама всерьёз обсуждает колонию для несовершеннолетних как его жизненную перспективу.

Итак, учителя обвиняют родителей в недостаточном воспитании, родители — учителей в отсутствии индивидуального подхода и все вместе — детей в том, что они избалованы и совершенно не умеют себя вести. Маска козла отпущения как горячий пирожок перекидывается друг другу участниками этого замкнутого круга: ребёнком, родителем и педагогом. Но даже если найти «самого виноватого», это никак не изменит ситуацию.

Кадр из к/ф «Игры для детей школьного возраста»

 

Лена, я знаю, что ты ещё занимаешься консультированием приемных семей. В случае возникновения проблем у приёмного ребенка положение гораздо хуже. Обычного, «родного» отругают, накажут, но из дома не выгонят. Приёмного же могут сдать обратно как вещь.

— Школьные трудности и проблемы социализации часто служат поводом для возврата ребёнка. Школа, образование и социализация очень много значат для родителей. Порой мне кажется, что слишком много.

Но никто не берёт ребенка в семью, чтобы потом вернуть в детский дом. Ребенка хотят растить, воспитывать и сделать из него достойного члена общества. Очень часто одна из основных целей родителей — дать нормальное образование. И когда в школе возникают проблемы, у родителей рушатся смысловые ориентиры, они чувствуют себя в безвыходной ситуации.

А если ещё и из школы несутся проклятия: «зачем вы взяли, если не справляетесь?», то родителю приходится держаться из последних сил. Родители привыкли верить социальному окружению, где школа занимает довольно большое место. Такой родитель приходит и говорит «я его очень люблю, но раз все говорят, что он ужасен, наверное он действительно ужасен и я ничего не смогу сделать». Ещё один привычный текст: «Нас уже отовсюду выгнали. С нами никто не хочет заниматься». Бывает, что родитель приходит уже с привычным отчаянием или агрессией на лице.

Одна из мам, совершенно опустошённая, мне так и сказала «Знаете, я хочу ничего не чувствовать. Давайте сделаем так, чтобы мне всё это говорили, а мне было всё равно».

Часто такой сложный ребенок уже сменил две-три школы, а родители уже не верят, что кто-то прислушаться к их проблемам. С такими родителями на первых встречах я просто разговариваю о ребёнке, не ужасаясь ему. Мама или папа привыкают к тому, что их не выгонят отсюда, что ребёнок — всего лишь ребёнок, а не монстр, лица у них мягчеют, они могут уже обсуждать что-то конструктивно.

К сожалению, школьные проблемы могут стать катализатором ухудшения отношений в семье в целом. И не всегда получается помочь такой семье.

Но приёмные дети далеко не всегда проблемные. У меня есть знакомая семья, в которой несколько приемных детей и все нормально учатся в школе, у них прекрасные взаимоотношения в семье. Здесь и помощь специалиста практически не требуется


В заключение

Это интервью — лишь обозначение существующей проблемы, о которой не принято говорить громко, а в прессу она просачивается в основном в виде скандалов. Но даже сама постановка проблемы, обсуждение причин — уже огромный рывок на пути к её разрешению.

Этим текстом мы хотим начать дискуссию между учителями и психологами. Очень важно, чтобы каждая из сторон сделала шаги навстречу друг другу. А какие именно — и есть главная тема этого диалога.

3 ноября 2015, 13:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Плохое поведение на уроке…Что с этим делать?Искать причину!

Основная причина нарушений поведения и дисциплины — снижение субъектности:

самоуважения и самооценки, чувства компетентности, причастности к группе, статуса в ней.

 

Мотивы плохого поведения:

  1. Привлечение внимания как цель «плохого» поведения.
  2. Власть как цель «плохого» поведения.
  3. Месть как цель «плохого» поведения.
  4. Избегание неудачи как цель «плохого» поведения.

 

ТИПИЧНЫЕ РЕАКЦИИ УЧИТЕЛЯ В ОТВЕТ НА НАРУШЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

  • повышаем голос, оставляем последнее слово за собой,
  • разговариваем с сарказмом,
  • используем такие позы и жесты, которые «давят»,
  • даем оценку характеру ученика, действуем с превосходством, используем физическую силу,
  • втягиваем в конфликт других людей,
  • настаиваем на своей правоте, читаем морали,
  • оправдываемся, защищаемся,
  • формулируем обобщения типа: «Вы все одинаковы»,
  • негодуем, придираемся, обижаемся,
  • сравниваем ученика с другими, командуем, требуем.

 

Мотив №1.
Привлечение внимания как цель «плохого» поведения

Активная форма поведения ученика.

Отвлекает внимание учителя и класса:

  • стучит карандашом; вертится и разговаривает;
  • входит в класс, когда урок начался;
  • задает учителю вопросы, не по теме урока.

Пассивная форма поведения ученика.

Поведение «в-час-по-чайной-ложке»: требуемые учителем действия выполняет медленно, с неохотой, демонстративно.

Причины:

  • родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо;
  • дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме;
  • дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом».

Типичные реакции

Реакция учителя

Чувства: раздражение и возмущение. Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы.

Ответы ученика на реакцию учителя

Прекращают выходку, но только на короткое время.

 

СТРАТЕГИИ

ТЕХНИКИ

Минимизация внимания

Игнорируйте демонстративное поведение. Зрительный контакт. Становитесь рядом. Упоминайте имя ученика. Делайте письменные замечания. Используйте «Я-высказывание».

Разрешающее поведение

Стройте урок на основе вопиющего поведения. Доведите до абсурда демонстративную выходку. «Разрешенная квота».

Неожиданное поведение

Выключите свет. Используйте музыкальный инструмент. Говорите тихим голосом. Измените манеру речи. Говорите со стеной (или с портретом). Временно прекратите вести урок.

Отвлечение

внимания ученика

Задавайте прямые вопросы. Попросите об одолжении. Измените деятельность.

Поощрение

Благодарите учеников, подкрепляйте нужное поведение

 

Мотив № 2.
Власть как цель «плохого» поведения

Общая характеристика поведения:

  • задевает учителя, бросает ему вызов;
  • делает все очень медленно, не обращая внимания на напоминания о времени; сдает незаконченные работы, шумит в то время, когда остальные работают;
  • бормочет ругательства, когда его о чем-то просят, жует жвачку;
  • не считается с требованиями учителя или соглашается сделать что-то, но с явной обидой;
  • властолюбцы не действует без зрителей, ему нужны свидетели его власти.

 

Активная форма поведения властолюбивого ученика:

  • вспышки эмоций;
  • негодование;
  • конфронтация;
  • оппозиция;
  • нагнетание напряжения.

 

Пассивная форма поведения властолюбивого ученика:

  • тихое непослушание;
  • оправдание ленью;
  • оправдание плохим вниманием;
  • оправдание забывчивостью;
  • оправдание физическим состоянием.

Типичные реакции

 

Реакция учителя:

  • гнев, негодование, замешательство из-за своей беспомощности или даже страх;
  • желание встряхнуть, ударить или как-то остановить ученика, который так себя ведет.

Реакция ученика:

  • ожидание реакции учителя;
  • насмешки типа «Вы мне ничего не сделаете!»;
  • презрение

 

Причины властолюбивого поведения:

  • Социальные установки изменились: эмансипация и равные социальные права.
  • Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению.

 

 

Сильные стороны властолюбивого поведения:

  1. лидерские способности;
  2. независимое мыщление;
  3. честолюбие, самоутверждение.

 

 

СТРАТЕГИИ

ТЕХНИКИ

Ищите изящный

уход

Признайте силу ученика. Уберите зрителей Перенесите обсуждение вопроса Назначьте специальное время для обсуждения вопроса. Озадачивайте ученика

Используйте удаление

Удаление в пределах классной комнаты. Удаление в другой класс. Удаление в специальное помещение. Изоляция в кабинете школьной администрации. Удаление с применением силы

Устанавливайте санкции

Лишение ученика права свободно распоряжаться своим временем. Лишение права пользования предметами. Лишение права доступа в различные помещения школы. Встреча с администрацией школы. Информирование родителей. Починка, ремонт предметов, вещей. Возмещение учеником убытков

 

Мотив № 3.

Месть как цель «плохого» поведения

Проявления мести

  • Оскорбления
  • Прозвища
  • Порча имущества
  • Сплетни
  • Хамство

Мотив № 4.
Избегание неудачи как цель «плохого» поведения

Формы проявления

Активная форма поведения:

  • Отказ от деятельности.
  • Вспышки негодования, потеря контроля над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным.

Пассивная форма поведения:

  • Откладывание на потом.
  • Недоведение до конца.
  • Ссылки на временную нетрудоспособность и официальные диагнозы.

Типичные реакции

Реакция учителя:

Чувство профессиональной беспомощности. Желание оправдаться и объяснить поведение ученика (с помощью специалиста).

Реакция ученика:

Любым способом уйти от ответственности

Причины поведения:

  • Необоснованные ожидания родителей и учителей.
  • Перфекционизм учителей и самих учеников.
  • Упор на соревнования и конкурсы как способ мотивации и стимулирования.

СТРАТЕГИИ

ТЕХНИКИ

Индивидуальный подход

Использование разного материала. Введение дополнительных методов обучения.

Коррекция требований

Обучение в один момент времени чему-то одному.

Обучение умению позитивно рассказывать о себе и о своей деятельности

Плакаты с «девизами». Высказывание двух «плюсов» на каждый «минус» ученика. Декларация «Я могу».

Помощь в «материализации» своего развития

Наклейки «Я могу». Альбомы достижений. Рассказы о себе вчерашнем, сегодняшнем, завтрашнем. Аплодисменты. Вручение наград и медалей. Выставки достижений. Самоодобрение.

 

 

Формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлениям

Рассказы о типичных ошибках. Демонстрация уважительного отношения к ошибкам. Минимизирование последствий от сделанных ошибок.

Формирование веры в успех

Подчеркивание любых улучшений. Выражение благодарности за любой вклад в общую деятельность. Умение видеть сильные стороны своих учеников и говорить им об этом. Демонстрация веры в своих учеников. Признание трудности ваших заданий.

Концентрация внимания учеников на уже достигнутых в прошлом успехах

Воспоминания о прошлых успехах.

 

nsportal.ru

Ребенок плохо ведет себя в школе.Причины плохого поведения

Довольно часто встречаются ситуации, когда ребенок плохо ведет себя в школе. Причин может много, но всех всегда волнует один вопрос – как это исправить и сделать так, чтобы он быстрее стал послушнее. На этот вопрос однозначно не могут ответить ни учителя, ни психологи, ни родители самого ребенка.

В каждой отдельной ситуации нужно работать индивидуально, т.к. причины и последствия плохого поведения могут быть абсолютно разными. Роль может сыграть любой фактор: возраст, внешние условия, семья, отношения с одноклассниками. Но одно можно утверждать с точностью – ребенку чего-то не хватает.

Причины плохого поведения

Очень часто случается, что дефицит любви в семье напрямую сказывается на поведении ребенка. Все, что происходит дома можно буквально «считать» с него, он начинает вести себя не как раньше: спокойный может начать бунтовать, протестовать, а шумный наоборот замкнуться. В любом случае учителям нужно уметь заметить эти изменения и принять меры, т.е. вовремя сообщить родителям и школьному психологу.

Среди педагогов принято общаться с детьми как с взрослыми людьми, но, в то же время помнить, что это дети. Понимая, что ребенок переживает все довольно остро и чрезмерно впечатлителен, принимать меры нужно также осторожно. В школьные годы психика ребенка еще не сформировалась и довольно неустойчива, поэтому при любом раздражителе он может действовать непредсказуемо. В качестве раздражителя может быть даже обидное слово одноклассника или не совсем справедливая на его взгляд «двойка» от учителя.

Случается довольно часто так, что когда учителя сообщают о плохом поведении ребенка, особенно находящегося в подростковом возрасте, родители не верят, почему? Все просто. Ребенок, находясь дома, имеет одну модель поведения, иногда боясь наказания родителей или наоборот, чтобы не расстраивать их, а в школе он «отпускает» себя, принимая другую роль, он часто становится хулиганом.

Опять же нужно помнить, что от ситуации в семье зависит многое. Там, где ребенок боится родителей, приходя в школу, начинает бесчинствовать, давая себе, таким образом, некую моральную свободу. Часто в результате этого появляются плохие отметки, замечания в дневнике и вызов родителей к директору. При них он может быть идеальным, обещать исправиться и вести себя примерно. Но как только он находится в школе без родителей ситуация повторяется. Обычно таких ставят на школьный учет и пытаются совместными силами школы и родителей исправить поведение. Но ребенок в это время переживает много  отрицательных эмоций, и потом это входит в привычку и он уже не реагирует на замечания и предупреждения.

Есть другой вариант развития событий. Ребенок их вполне благополучной семьи начинает плохо вести себя в школе. Что является причиной? Многие факторы. Дети проходят несколько периодов взросления, каждый переживает их по-разному. В школе они взаимодействуют друг с другом, примеряют разные модели поведения. И достаточно просто завести дружбу с ребенком, чье поведение кажется отличным от ребенка из хорошей семьи, он начинает вести себя также, ведь это интересно, побыть «плохим».

Пути разрешения таких ситуаций

В первую очередь, нужно поговорить со школьным психологом, выявить причины плохого поведения. Дома не менее важно постоянно вести диалог с ребенком, пытаться понять, что его тревожит, ну и учителям относится с особой осторожностью к таким детям. Их ни в коем случае нельзя отделять от класса, ограждать от привычной для них среды. Нужно всего лишь понять, что ребенку интересно и знать мотивы поведения. Если выяснить это, то можно выстроить план работы с ним и определить, как ребенку будет комфортнее. Возможно, нужно частично исключить контакты ребенка с некоторыми из ребят, а может наоборот, сплотить коллектив.

Плохое поведение не появляется само по себе без причин, всегда есть мотив на такое поведение. Очень важно увидеть его проявления как можно раньше, чтобы проще контролировать. Ребенок может привлекать внимание одноклассников порчей имущества или, задираясь, в этом случае нужно поговорить с ребятами класса и объяснить, что делает это ребенок не во вред им, а чтобы его заметили. Как только они впустят его в свой круг общения, очень быстро пройдут его плохие поступки.

Детям нужна любовь, они должны ее получать, иначе искажается душа, и ребенок растет морально неполноценным. Поэтому очень важно родителям при первых проявлениях плохого поведения ребенка просто чаще уделять ему внимание, но не опекать чрезмерно.

В любом случае, нужно помочь ребенку достичь того ,к чему он стремится, возможно не очень правильным способом. Можно провести сравнение: если есть боль в организме, значит, что-то не в порядке и человек начинает лечить себя, чтобы боль прошла и вместе с ней прошла причина боли. Так и в случае с ребенком, если он делает то, что противоречит нормальному поведению, то значит, ему чего-то не хватает.

Яблоко от яблони…

Часто учителя и родители ругают ребенка, обвиняют в неумении себя вести, но нужно задуматься, а что делают они для развития ребенка. Часто сами родители не могут понять, что хорошо, а что плохо, поэтому не могут должным образом воспитать чадо.

Для того, чтобы ребенок выполнял требования семьи и школы, нужно его мотивировать, причем не внешне, вроде покупки телефона последней модели за хорошие оценки, а давать внутреннюю мотивацию. Чаще хвалить за успехи, пусть и незначительные, это на сто процентов даст положительный заряд. Нужно объяснять, что важно добиваться в жизни определенных вещей, а главное, своим примером показывать это. Дети очень часто хотят быть похожими на родителей, поэтому им самим нужно задуматься, являются ли они должным примером.

Важно все время говорить ребенку, что он может достигнуть всего, чего захочет, и родители в него верят. Доброе слово иногда действует гораздо эффективнее, чем порицания и наказания. Нужно иметь силы увидеть в своем ребенке успешного независимого человека, каким через некоторое время он станет.

Вам должно быть так-же интересно:

psychology-s.ru

Проблемы дисциплины в школе

Проблемы дисциплины в школе

Проблема школьной дисциплины в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы отечественных и зарубежных педагогов. И в современный период она не теряет свою актуальность, а лишь обостряется. Демократизация школьной среды существенно влияет на поведение учащихся. Школьники становятся более активными, самостоятельными, инициативными, свободными в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склоняются к безусловному следованию дисциплинарным правилам. Эти обстоятельства вызывают серьезную озабоченность учителей, которые понимают, что позитивные изменения, тем не менее, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников. В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы школьной дисциплины в отечественной педагогической науке и практике, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.

«Привлечение внимания» как цель плохого поведения ученика

Ученики, ищущие внимания окружающих, действуют как настоящие артисты, они нуждаются в аудитории. В младших классах их действия обязательно предназначаются учителю. В средних и старших классах им нужна уже более широкая аудитория: и одноклассники, и учителя.

Общая характеристика поведения

Очень часто причиной «плохого» поведения учеников бывает потребность в особом внимании к себе.

Объясним термин «особое внимание». Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих людей и не хотим чувствовать себя «пустым местом», мы хотим ощущать свой вклад в группу, к которой себя причисляем. Однако есть дети, которые своим поведением все время стремятся привлечь внимание и никогда не удовлетворены получаемым вниманием, требуя его все больше и больше. Их «корзинка» никогда не наполняется, в ней как будто дыра и через нее уходит все внимание, которое они получают от окружающих. Ощущая недостаток внимания к себе, ученики придумывают различные выходки, суть которых — демонстративность.

Направленное на привлечение внимания поведение проявляется

в активной и пассивной формах.

Активная форма поведения.

Такие ученики имеют свои хитрости, которые можно назвать «механизмами привлечения внимания» (МПВ).

Второклассник Сеня имеет тысячу и один такой МПВ: стучит карандашом по парте, вертится и разговаривает, подставляет ножки ребятам у дверей туалета, на уроках корчит рожи и закатывает глаза за спиной учительницы, часто использует слова, которые его учительница узнала только в старших классах, постоянно подзывает учителя и просит помочь себе, как только все получили самостоятельное задание. Его сестра Даша старше, но у нее тоже масса МПВ. Она часто входит в класс, когда урок продолжается уже минут десять, вдруг начинает причесываться во время объяснения нового материала, передает записочки через весь класс и задает учителю вопросы, не относящиеся к теме урока.

Активные МПВ действуют беспроигрышно. Такие поступки отвлекают весь класс, учиться и работать становится уже невозможно. И если немедленно не отреагировать, можно потерять контроль над классом.

Пассивная форма поведения.

В отличие от «активных» детей привлекающие к себе внимание ученики пассивного типа редко «заводят» класс. Опасность с ними подстерегает вас, когда кажется, что класс готов работать. Только вы подумаете: «Слава Богу, все тихо-спокойно. Можно хорошо поработать сегодня», как через несколько мгновений осознаете, что в классе есть несколько тихих саботажников — пассивных нарушителей поведения.

Они не отказываются выполнять ваши требования, но… делают все в темпе, который можно назвать «в-час-по-чайной-ложке». Все, что они должны делать, исполняется медленно, потом еще медленнее, еле-еле. Они только успевают открыть тетрадь к тому времени, когда все уже решили три задачи. Вам кажется, что вы «из болота тащите бегемота», и при этом вы знаете, что вне ситуации урока они и реагируют, и действуют совершенно нормально.

Исправить «пассивных» труднее, чем «активных». Они часто говорят: «За что вы меня ругаете? Я не делаю ничего плохого!» «Активные» же не могут позволить себе так оправдаться — их выходки слишком вызывающи и заметны.

Природа поведения, направленного на привлечение внимания

Первая причина.

Как ребенок научится получать больше внимания от взрослых, когда он плохо, а не хорошо ведет себя? Еще в раннем детстве ребенок плачет — к нему бегут родители. Он разбил вазу и получил больше внимания, чем за целый день нормального поведения. «Если я хочу, чтобы мама и папа были рядом, я должен сделать что-то, что они делать запрещают!» — вот что усвоил ребенок. Иногда ребенку получить сердитое внимание лучше, чем не получить никакого.

Такая стратегия поведения переносится и в школу. Вот обычная ситуация:

Миша тихо и сосредоточенно решает задачу по геометрии, углубившись в тему.

Вера громко переговаривается с подругой, сидящей через парту от нее.

Как вы думаете, к кому в первую очередь обратится учительница?

Вторая причина.

Никто не учит ребенка, как попросить внимания в приемлемой манере. Потребность во внимании — базовая психологическая потребность, такая же как еда и питье с точки зрения физиологии. Но если детей учат просить еду, то почему никто не говорит им, как они должны вести себя, когда они «психологически голодны»?

Третья причина.

Чем меньше внимания дома — тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в школе. Часы у телевизора, формальные вопросы родителей: «Оценки есть?», «Ты поел?», узкий круг общения, одиночество — и проблем с поведением в школе не избежать.

Сильные стороны поведения

Ученики, демонстрирующие поведение, направленное на привлечение внимания, просто показывают, что они хотят взаимодействовать с учителем, но не знают, как общаться в позитивной манере. Большинство учителей скорее предпочтут иметь дело с такими учениками, чем с теми, кому нет дела ни до чего и ни до кого.

Если об этом помнить все время, возможно, наше раздражение и возмущение угаснут.

Принципы профилактики

Как себя вести, чтобы такие нарушения поведения не возобновлялись?

Два главных принципа должны соблюдаться в попытках защититься, предохраниться от поведения, направленного на привлечение внимания.

Уделяйте много внимания тем, кто сегодня ведет себя хорошо. В два, три, десять раз больше внимания за хорошее поведение, чем за плохое!

Научите своих учеников просто и открыто просить внимания у учителей или класса, когда они в нем особенно нуждаются.

Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания

Активная форма

Ученики делают то, что отвлекает внимание учителя класса.

Пассивная форма

Ученики демонстрируют поведение «в-час-по-чайной-ложке», то есть все требуемые учителем действия выполняют очень и очень медленно.

Реакция учителя

Чувства: раздражение и возмущение.

Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы.

Ответы ученика на реакцию учителя

Прекращают выходку, но только на короткое время

Природа поведения, направленного на привлечение внимания

  1. Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо.

  2. Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме.

  3. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом».

Сильные стороны подобного поведения

Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем

Принципы профилактики демонстративного поведения

  1. Больше внимания уделять хорошему поведению

  2. Учить учеников просить внимания, когда они в этом очень нуждаются.

Меры педагогического воздействия при поведении, направленном на привлечение внимания.

Стратегия 1. Минимизация внимания

Это парадоксально: естественным образом реагируя на выходки учеников, целью которых является привлечение внимания, мы как бы даем им положительное подкрепление в виде нашего внимания, закрепляя тем самым их плохое поведение. Они начинают ощущать себя частью учебного процесса, чувствовать принадлежность к группе (классу) только когда получают много замечаний, а наши гневные проповеди и угрозы они воспринимают как вид особого внимания к себе. Зачем же поддерживать с помощью внимания такое поведение, которое нарушает ведение урока и отвлекает других учеников? Стратегия минимизации внимания содержит множество приемов, призванных уменьшить демонстративное поведение, поскольку оно будет оставаться незамеченным.

Игнорируйте такое поведение. Часто лучший способ прекратить демонстративное поведение – перестать на него реагировать. «Нет ответа» — значит, цель не достигается с помощью этого действия. Когда ученик ведет себя демонстративно, задайте себе вопрос: «Что будет, если я проигнорирую его выходку?» Если вы ответите себе, что ничего не случится, кроме того, что он лишится вашего внимания, смело применяйте прием игнорирования. Через несколько попыток ученик прекратит вести себя подобным образом.

Установите зрительный контакт. «Пристально посмотрите на них, — советуют опытные учителя. — Они знают, что они делают. Они знают, что я знаю, что они делают. И они знают, что этот взгляд означает «хватит». Пристальный взгляд (без осуждения) — это все внимание, которое они «выручили» за свою проделку. Никаких слов — только взгляд».

Встаньте рядом. Физическое приближение — другой инструмент, помогающий минимизировать поведение, направленное на привлечение внимания. Продолжая вести урок, просто подойдите и встаньте рядом с учеником. Без контакта глазами и без слов. Дети начинают понимать, что делают что-то не то, когда учитель стоит так близко.

Упоминайте имя ученика. Этот прием позволяет одновременно дать минимум внимания «в награду» за демонстративное поведение и рекомендовать ученику присоединиться к тому, что вы объясняете. Учитель делает это, периодически вставляя имя ученика в контекст урока. Это может звучать так: «Таким образом, квадрат гипотенузы, Вова, равен сумме…» Или: «Тогда, Игорь, Петр Первый издал указ о…».

Эти простые приемы могут быть легко использованы с учениками, часто нарушающими поведение.

Пошлите «секретный сигнал». Вы можете использовать какие-то жесты, смысл которых известен детям. Например, приложить палец к губам и сказать: «Тсс». Вот интересный рассказ одной учительницы.

Однажды, разговаривая с второклассником Борей, который очень раздражал меня на уроке, я поинтересовалась: «Что мне сделать, чтобы ты спокойно сидел, пока я занята другими детьми?» Боря поднял над головой скрещенные руки, как это делает баскетбольный судья. «Что это значит?» — спросила я. «Это означает, что игра окончена», — ответил Боря.

Всегда и везде теперь, когда Боря шалил, я делала ему этот знак — и он помогал! К этому основному сигналу я часто добавляла подмигивание, и Боря улыбался и успокаивался, удовлетворенный тем, что получил хотя бы две секунды моего внимания только себе. Прошло время, Боря вырос. Но где бы мы ни встречались с ним, в коридоре или на школьном дворе, я подмигивала ему и скрещивала руки — это были наши особые отношения.

Делайте письменные замечания. Если вы знаете, что завтра у вас урок в классе, где будет ученик с поведением, направленным на привлечение внимания, приготовьте заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: «Пожалуйста, престань делать то, что ты сейчас делаешь». Просто кладите записку на парту ученику, когда он «разошелся». Не надо ничего говорить – все написано. Этот прием, конечно, работает с учениками, которые хорошо и быстро читают.

Формулируйте «Я-высказывания». Бывают ситуации, когда нервы не выдерживают и просто хочется крикнуть ученику, который заводит класс: «Прекрати немедленно!»

Психологи советуют в этих случаях применять «Я-высказывание». Это словесное утверждение дает в специфической форме информацию о нарушении поведения и о том, какое оно производит на вас впечатление. Вот пример: «Катя, когда ты шепчешься с Леной во время моего объяснения, я чувствую сильное раздражение, потому что теряю мысль. Пожалуйста, перестань!»

«Я-высказывание» состоит из трех частей:

Часть 1. Содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Когда ты шепчешься с Леной во время объяснения…»

Часть 2. Называет чувства учителя в этот момент: «…я чувствую сильное раздражение…»

Часть 3. Описывает эффект от плохого поведения: «…потому что я теряю мысль…»

«Я-высказывание» сообщает ученикам только то, что мы чувствуем. Если, используя «Я-высказывание», вы будете искренни на словах и в интонациях, вы сможете подействовать на многих учеников.

Стратегия 2. Разрешающее поведение

Запретный плод всегда сладок. Это свойство человеческой натуры известно со времен Адама и Евы. Поэтому вторая стратегия заключается не в том, чтобы запретить есть яблоко, а в том, чтобы уничтожить всю прелесть содеянного, объявив яблоко не запретным.

Вот конкретные приемы стратегии разрешающего поведения.

Стройте урок на основе вопиющего поведения. Вот пример такого урока математики.

Ученики четвертого класса помешались на плевках из трубочек. Они не поддавались никаким воспитательным методам. Плевались на уроках и переменах. Тогда учитель математики сказал, что раз они так любят плевки, он собирается учить их математике исключительно на плевках. Он сделал мишень и движущийся контур, начертил на полу зоны, обозначающие разную степень успешности, и велел тщательно записывать результаты своих достижений. Довольно скоро дети больше не хотели и слышать о плевках.

Этот прием хорошо работает с ругательствами, которые могут быть изучены в теме «Сленг», с надписями на английском языке (названия рок-групп и молодежных лозунгов) — в английском, с выкриками запомнившихся рекламных слоганов — в обучении орфографии, пунктуации и практической стилистике.

Доведите до абсурда демонстративную выходку. А вот другой прием, используемый в той же ситуации массовой эпидемии плевания.

Провинившиеся ученики получали задание плюнуть 500 раз. После первой сотни плевков они уже мечтали только об одном — никогда больше не видеть трубочек для плевания, ибо это было скучное и однообразное занятие, от которого сохло горло.

Этот прием годится для многих хамских выходок: учеников, которые не хотят сидеть на своем месте, заставьте стоять весь урок, ученики, которые постоянно болтают или издают неприличные звуки, должны записать полную часовую аудиокассету своих речей или звуковых упражнений и принести завтра в класс и т.п.

Ира без конца стучит ручкой по парте. Учитель: «Ну, хорошо. Класс, возьмите свои ручки и три минуты стучите ими по парте. Начали!» Весь класс присоединяется к выходке. Ира стучит со всеми и не получает какого-то особого внимания. И интерес к этому виду деятельности у Иры пропадает.

Используйте «разрешенную квоту». Этот прием рекомендует доктор Рудольф Дрейкурс в книге «Психология в классе». Прием состоит в том, что какое-то нарушение поведения разрешается, уж если оно появилось, но только в том объеме, который оговорен заранее и с условием, что ежедневно объем этот будет уменьшаться.

В качестве примера того, как работает этот прием, Дрейкурс описывает следующий случай.

Джонни громко икает на каждом уроке гражданского права по меньшей мере десять раз. Однажды утром, перед началом занятий, учитель договорился с Джонни, какое количество «иканий» будет позволено ему на каждом уроке, а также, что каждый день он будет икать меньшее число раз, чем вчера. А уж учитель проследит за этим. Каждый раз, когда Джонни икал, учитель просто улыбался ему и делал пометку мелом в углу классной доски. Когда «лимит» на сегодня был исчерпан, учитель говорил Джонни: «На сегодня — все!» Так постепенно число громких иканий было сведено на нет.

Скептики, возможно, скажут: «А что будет, если ученик продолжит выходку после слов учителя «На сегодня — все»?» Если это случится, оставьте эту технику и используйте другую технику из этой главы. Или же проанализируйте еще раз это нарушение поведения с точки зрения его цели — возможно, дело в том, что истинная цель не привлечение вашего внимания, а, например, власть. Техника «разрешенной квоты» работает только в отношении поведения, направленного на привлечение внимания.

Учителя, которые использовали эту технику, утверждают, что ученики соблюдают правило «разрешенной квоты». Почему? Потому что особые’ отношения между вами и учеником, ваши улыбки, отметки мелом — все это знаки внимания, которые так нужны ученику. Ведь эти ученики не нуждаются в утверждении своей власти над нами, они не хотят свергать ничьих авторитетов. Им нужно лишь немного внимания, чтобы не чувствовать себя «пустым местом».

Стратегия 3. Поступайте неожиданно!

Часто мы можем прекратить «плохое» поведение учеников, действуя неожиданно. Когда мы что-то неожиданно «выкидываем», мы как бы говорим: «Я все вижу и знаю, что ты делаешь, но не собираюсь играть в твою игру». Игра требует по меньшей мере двух участников. Когда же учитель отказывает в игре, лучше делать это необычным способом. Скажем, короткие вспышки хохота лучше, чем что-либо другое, могут разрядить атмосферу в классе. Чем больше юмора в вашем классе в момент нарушения поведения, тем быстрее оно прекратится. Вот некоторые конкретные приемы данной стратегии.

Выключите свет. Это старый испытанный способ, который учителя используют давно. Когда кто-то из учеников или весь класс стал неуправляемым, просто поверните выключатель, подождите тишины несколько минут. Нет необходимости в очередной раз читать обвинительную речь или лекцию о том, что ученики плохо себя ведут, ведь они и сами прекрасно понимают, что нарушают правила поведения. В этой ситуации молчание дает больший эффект, чем громкие слова.

Используйте музыкальные инструменты. Учителя музыки часто исполняют аккорд или несколько аккордов на пианино в момент нарушения поведения. Вместо пианино может быть использован любой музыкальный инструмент, и не только на занятиях по музыке.

Начните говорить тихим голосом. Известны результаты социологического опроса учеников разных классов. На вопрос «Что вам больше всего не нравится в школе?» большинство учеников ответили: «Учителя, которые орут».

Учительские крики не уменьшают уже существующий беспорядок и сильно снижают самоуважение и внутреннюю свободу учеников. Когда мы начинаем говорить тише, ученики, наоборот, прислушиваются и обращают на нас внимание, а это отвлекает их от нарушения поведения. Когда мы говорим спокойно, они тоже говорят спокойно.

Измените манеру речи. Используйте необычную манеру говорить, измените произношение, ударения или начните вдруг говорить на другом языке, может быть, даже на бессмысленном. Шепчите или пойте слова, говорите монотонно, высоким или низким голосом, меняйте тон. Какие-то из этих вокализаций отвлекут учеников от того, чем они занимаются, нарушая правила, и заставят обратить на вас внимание.

Говорите со стеной или «с портретом Пушкина». Этот прием хорошо работает в 5—7 классах. Когда один или несколько ваших учеников плохо ведут себя, повернитесь к стене и начните монолог: «Уважаемая стена, (Александр Сергеевич!) ты не поверишь, что происходит в моем классе сейчас. Одни выкрикивают ответы, не подняв руки, другие сидят ко мне спиной. Не хочешь ли посмотреть на ученика, который пускает бумажные самолетики с задней парты? Вот оно, племя младое, незнакомое!»

Решив попробовать этот прием, заранее предупредите об этом директора, в противном случае он может решить, что вы — кандидат в психиатрическую клинику.

Временно прекратите вести урок. Ученики знают, что учитель в школе, чтобы учить. Когда вы прерываете урок и «ничего не делаете» несколько минут, вы посылаете ученикам впечатляющий сигнал о том, что пора прекратить такое поведение. «Ничего не делать» можно стоя у доски или присев у стола. «Дайте мне знать, когда будете готовы продолжать урок», — вот все, что вам нужно сказать. Ненавязчивое давление старшего вскоре подействует, мир и порядок будут быстро восстановлены.

Стратегия 4. Отвлеките ученика

Никто долго не может делать два дела одновременно. А именно это и происходит, когда ученик плохо ведет себя. Поэтому вы можете просто отвлечь его, сфокусировав его внимание на чем-либо другом. Как это сделать практически?

Задавайте прямые вопросы. В критический момент полезно задать ему прямой вопрос: «Роман, какое задание я только что дала?», или: «Миша, что ты думаешь об этой физической проблеме?» Такие вопросы и отвлекают от «плохого» поведения, и направляют внимание ученика на тот урок, на котором он сейчас находится. Попросите об одолжении. «Саша, собери, пожалуйста, сочинения!», «Маша, не могла бы ты отнести эту тетрадь в учительскую прямо сейчас?», «Гриша, сходи к Марье Ивановне в 8 «А» и спроси, не могла бы она дать нам цветной мел?»

Только не используйте этот прием часто, так как демонстративные дети могут решить, что их «плохое» поведение награждается особыми поручениями. Но как единовременная мера он работает очень хорошо.

Измените деятельность. Если сразу много учеников «бесятся», чтобы привлечь ваше внимание, резко измените их деятельность, отвлекая от нарушения поведения. Попросите их освободить парты для нового задания, вынуть другие книги, послушать новое задание и так далее.

Стратегия 5. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения

Гораздо полезнее уделить внимание кому-то из учеников, ведущих себя хорошо, чем указывать ученику-нарушителю на его «плохое» поведение. Этим вы подчеркнете, что внимания учителя и его уважения заслуживает хорошее, а не «плохое» поведение.

Благодарите учеников. Благодарите и отмечайте тех учеников, которые делают то, что вы просили сделать: «Спасибо тебе, Саша, что ты нашел нужную страницу в учебнике и внимательно смотришь на доску!», «Спасибо, Оля, что твои руки на парте, а ноги — под партой». Такие утверждения, обращенные к соседу по парте или приятелю ученика-нарушителя, должны точно описывать то самое поведение, которое мы ждем от шалуна.

Этот прием работает, только если мы описываем желаемое поведение в объективных терминах. Общие и неконкретные утверждения типа: «Спасибо, Юля, что ты была такой доброй» или «Спасибо, Саша, что ты делаешь то, что я ожидал», — абсолютно неэффективны, так как неясны эти ваши ожидания. Будьте внимательны, избегайте благодарить одних и тех же учеников слишком часто, дабы не представить их «любимчиками» и не навлечь насмешки класса.

Стратегия 6. Пересаживайте учеников

Ученики, которые нуждаются во внимании, как правило, нуждаются и в аудитории. Когда вы отсаживаете таких учеников от их зрителей, вы лишаете их главной награды, и это заставляет учеников успокаиваться. Есть два приема, подходящих для пересаживания.

Просите ученика сесть на другое место. Иногда этого вполне достаточно: «Игорь, пересядь, пожалуйста, на свободное место в третьем ряду», — и продолжайте вести урок, пока Игорь пересаживается. Так он не получит желаемого внимания. А возможно, что такой вид внимания с вашей стороны окажется вполне достаточным и будет воспринят как награда.

«Стул размышлений». Некоторые учителя в своем классе ставят специальный «стул размышлений» в отдалении от остального класса (он не должен находиться в поле зрения остальных учеников). Этот стул должен отличаться от остальных. Его можно купить в комиссионке и перекрасить, например, в ярко-красный цвет. Подойдет любой стул, непохожий на остальные.

Этот стул — место, где нарушитель может подумать о том, как он будет вести себя по-другому, вернувшись на свое место. Пять минут на этом стуле — достаточное время. Остальной класс должен понимать, что нельзя беспокоить сидящего на «стуле размышлений».

Но может быть так, что, когда вы говорите ученику-нарушителю: «Женя, пожалуйста, сядь на стул размышлений», он не идет туда. Это не означает, что плох прием, просто цель ученика другая — власть, а не внимание.

Итак, воспитание — это создание системы условий, в которой происходит развитие личности.

Мы, учителя, предъявляем к ученикам определенные требования и ожидаем, что поведение учеников будет им соответствовать. То, что в школе к ребенку будут предъявляться особые требования, внушают ему и родители, и детский сад. Но есть и другая сторона — чего от нас, учителей, ожидает ребенок? Итак, взаимодействие учителей и учеников в стенах класса и школы — это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к ученикам, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас.

Педагогическое вмешательство — это только создание неких условий, в которых дети могут принять решение изменить поведение, а могут и не принять его. Какое решение примет ученик, зависит от того, учитывает ли взаимодействующий с ним педагог скрытые цели его «плохого» поведения.

Список используемой литературы

1. Дрейкурс Рудольф, Золц Вики. Манифест счастливого детства. – Екатеринбург, 2011.

2. Бычкова О. В. Стаья «Родительское собрание «Дети и проблема школьной дисциплины» http://festival.1september.ru/articles/611135/

3.Кривцова С.В. Тренинг: Учитель и проблемы дисциплины.- М.: Генезис, 1997 г.

infourok.ru

Ребенок плохо ведет себя в школе: что делать родителям — советы психолога

Плохое поведение ребенка в школе — явление отнюдь нередкое.

Содержание статьи

Почему дети плохо ведут себя в школе

Почему дети нарушают дисциплину на уроках, мешают одноклассникам воспринимать учебный материал, не слушают учителей?

Причин такого поведения может много, но родителей больше всего волнует вопрос: что с этим делать? На этот вопрос однозначно не могут ответить ни педагоги, ни психологи.

Дело в том, что в каждой отдельной ситуации нужно работать индивидуально. Роль могут сыграть возраст, внешние условия, семья, отношения с одноклассниками и характер самого ребенка.

Однако почти при всех ситуациях можно утверждать с точностью: ребенку чего-то не хватает.

Причины плохого поведения ребенка на уроках

Одной из главных причин непослушания является дефицит любви в семье, что напрямую сказывается на поведении ребенка. Все, что происходит дома, можно буквально увидеть по поведению ребенка.

Бывает так, что когда учителя сообщают о плохом поведении малыша, родители не верят.
Дело обстоит так, что дома в кругу близких ребенок веде себя спокойно, боясь наказания родителей, а в школе он принимает другую роль.

Еще одной причиной плохого поведения может стать тот факт, что ребенок желает быть лидером. Ему хочется всегда быть в центре внимания.

Если ребенок не любит учиться, то тогда зачем ему школа? Бурные игры на перемене, разговоры во время урока помогают такому ученику скрасить школьные часы.

Ребенок плохо ведет себя в школе: советы психолога

1. Прежде всего, стоит проконсультироваться у психолога.

2. Выявить причины плохого поведения. То есть, важно постоянно вести диалог с ребенком, пытаться понять, что его тревожит.

3. Таких детей, как правило, не ругают при всех, не отделяют от других детей, не ограждают от привычной для них среды.

4. Нужно понять, что ребенку интересно и знать мотивы его поведения.

5. Следует поинтересоваться его школьными приятелями. Вполне возможно, что у малыша неудачно складываются отношения с одноклассниками, поэтому он стал агрессивным и непослушным.

6. Стоит также пересмотреть досуг ребенка, обратить внимание на его режим дня, рацион и отдых.

Плохое поведение в школе: что делать?

Родители, которые установили традицию каждый уик-энд проводить всей семьей, делают абсолютно правильно. Дружеские доверительные отношения взрослых и детей — это главный ключ к взаимопониманию, который поможет найти ответ в самых сложных ситуациях.

Фото: 4liberty

psydeal.com

правила и нормы, плохое поведение ребенка в школе.

Когда ребенок идет в первый класс, то в сердце каждого родителя живет надежда, что чадо будет оценено по заслугам в школе и учителя заметят, сколько души и сил вы вложили в его воспитание. Поведение ребенка в школе во многом зависит от полученного воспитания.

Нормы и правила

Конечно, задолго до начала учебного года, вы рассказывали и приводили примеры правил поведения детей в школе. Все нормы и правила сводятся к трем «китам»:

Дисциплина:

  • вовремя приходить в школу;
  • не баловаться на переменах и уроках;
  • выполнять требования учителей, уроки и домашние задания.

Безопасность:

  • не бегать по лестницам и коридорам;
  • заботиться о своем здоровье;
  • надевать сменную одежду и обувь (особенно в холодное время года).

Нравственное воспитание:

  • проявлять вежливость: здороваться, прощаться, выражать благодарность в нужной ситуации;
  • уважать труд тех. персонала;
  • бережно относиться к вещам как личным, так и школьным.

Правила не так уж и сложны. Но адаптации поведения к школе, детям, которые совсем недавно покинули стены детских садов, иногда мешают психологические проблемы.

Первые проблемы

Возможно, на первом собрании или даже раньше, классный учитель, скажет, что ваш ребенок постоянно его отвлекает: то он хочет выйти из класса, то дергает учителя по делу и без необходимости или просит о помощи. И заканчивается эта тирада чаще всего фразой, что учитель не может сосредоточить свое внимание только на одном ученике.

А ведь проблема именно в этом: ребенок пытается привлечь внимание. Для исправления ситуации, вам необходимо:

  • чаще инициировать общение с ребенком;
  • прекратить говорить о его недостатках, а сконцентрироваться на достоинствах;
  • при негативном поведении для привлечения вашего внимания, пообещайте, что подойдете и поможете. Только через короткий промежуток времени. Не более 10 минут.

Следующая причина, которая может стать отправной точкой плохого поведения ребенка в школе — это борьба за власть. Возможно, проявляется она как активно, так и пассивно.

В активной форме ученик бурно выступает против требований, и, соответственно их не выполняет. В пассивной форме ребенок молча слушает, кивает, но ничего не делает.

В этом случае необходимо:

  • не навязывать свою волю, а приобщать ребенка к делам и принятию решений;
  • помочь ему понять и осознать последствия выполнения задания.

Для того чтобы ребенку было проще:

  • разработайте правила поведения в доме. Общие правила для всех без исключения;
  • в случае нарушений, объясните ребенку логические последствия, но не наказывайте. Например, если он не убрал в своей комнате, то ему придется сделать это в другое время, но обязательно до сна.

Если ребенок уже в первом классе начинает прогуливать уроки, врет и не выполняет домашние задания, а к доске он не выйдет даже за большое поощрение, то это проявления – демонстрации несостоятельности или попытка избежать неудачу.

Это последствия того, что ребенок не верит в себя, свою успешность. Ему кажется, что он во всем хуже других. Работать над исправлением ситуации надо постепенно, помогая нарастить ребенку собственный успешный опыт. Для этого:

  • перестаньте его критиковать. Вообще. Сорвались? Похвалите в течение ближайших 8 часов — 10 раз;
  • делите крупные задания на мелкие подзадачи. Хвалите за результат и процесс;
  • научите его внутренней самооценке: спрашивайте его: «ты собой гордишься?», вместо оценочной похвалы «я тобой горжусь»;
  • поддерживайте своего ребенка всегда и во всем.

Итак, насколько бы деструктивным ни было поведение ребенка в школе, ваше искреннее участие, постоянная помощь и внутреннее спокойствие помогут достичь успехов как в учебном процессе, так и в будущей жизни.

www.tikitoki.ru

Статья (1 класс) по теме: Про «плохое» поведение: Почему ребёнок плохо себя ведёт? Как по-настоящему любить своего ребёнка?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ

                           ГОРОД МЕЖГОРЬЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 

Лекция для родителей

Про «плохое» поведение:

Почему ребёнок плохо себя ведёт?

Как по-настоящему любить

своего ребёнка?

Подготовила: педагог-психолог О.А. Вильданова

2011 г.

План выступления:

 1. Причины «плохого» поведения.

2. Как по-настоящему любить ребёнка.

3. Приемы родительского воздействия.

4. Наказания.

Причины «плохого» поведения

Бывает, что подростки плохо себя ведут дома или в школе. Родители, учителя испытывают при этом самые  разные чувства: раздражение, негодование, гнев, растерянность, обиду, возмущение, жалость, страх за него или других учеников из класса. Но прежде чем наказать такого «хулигана», давайте разберемся, почему он плохо себя ведет.

Привлечение внимания

Пожалуй, самое неприятное для любого человека – это чувствовать себя пустым местом. Что хочется сделать нормальному человеку? Привлечь  к себе внимание. Внимание необходимо грудному младенцу, чтобы он развивался нормально в дальнейшем, без внимания быстро умирают старики. Поэтому у любого человека наступает голод на личностное внимание. А подростки особенно остро переживают равнодушное к себе отношение как со стороны сверстников, так со стороны родителей.

— Лучше бы меня побили, — сказал один мальчик, которому объявили в классе бойкот и в течение недели не разговаривали с ним.

-Как ты сегодня себя чувствуешь? Грустишь? О чем, интересно знать? – как нужны бывают эти слова и нам с вами, и нашим детям. Иногда подросток пытается сам рассказать о чем-то, чем-то поделиться. Как реагируют на это родители?

-Отстань…отвяжись…некогда мне….Или равнодушно слушают, поддакивая, а ребенок замечает, что его не слышат. Постепенно он убеждается, что родителям неинтересен его внутренний мир, он замыкается и уже не хочет ни с кем делиться: взрослые только притворяются, что заботятся обо мне, решает он. Но детям необходимо искреннее, откровенное личностное внимание, и они добиваются его самым проверенным способом: хочешь внимания- веди себя плохо! Ведь в нашей жизни принято уделять больше внимания не хорошему, а плохому поведению: делай плохо – и тебя заметят! (обмани родителей, нагруби учителю, подерись с одноклассником, сбеги из дома…). В семьях, где родители часто выясняют отношения между собой, в разводящихся семьях ребенок как бы кричит своим поведением родителям: мне нужно ваше внимание, я не пустое место!

Однако подростки даже в благополучных семьях почти весь досуг проводят у телевизора или компьютера. Это не дает личностного внимания. А в школе как голодный ищет, чего бы съесть, у таких подростков «корзинка с дыркой»: сколько бы не уделял ему внимания, он просит еще и еще. Чаще всего с помощью плохого поведения.

         

Мода на «крутых», власть

В семьях, где родители часто конфликтуют между собой, ссорятся, бранятся, а иногда и дерутся в присутствии детей, отсутствует пример доброжелательных взаимоотношений, уступок друг другу, послушания, доверия. Вместо этого подросток видит успех давления силы над слабостью. В современной жизни пред глазами детей практически отсутствуют примеры достойного конструктивного послушания. А средства массовой информации это постоянно доказывают: можно вести себя как угодно: принимать наркотики, заниматься случайным сексом, грабить, убивать и при этом оставаться безнаказанным. Круто! Эффектно! Однако эти маленькие властолюбцы не знают до поры до времени, что «против лома нет приема, окромя другого лома». Страх – оборотная сторона власти. Как только находиться человек посильнее – вся крутизна исчезает, остается лишь страх, подобострастие или ненависть.

     Есть среди «крутых» подростков активные властолюбцы – с уверенным поведением, открыто идущие на конфронтацию, с уверенным поведением, агрессией. Они считают себя сильными личностями, которые вправе никому не подчиняться, а подчинять себе более слабых. Реакция взрослого – властолюбца хочется «убить собственными руками». Иными словами, когда кулаки сжимаются, имеешь дело с мотивом «власть». Но такой подросток может прекратить выходку, когда сам захочет. Он намеренно провоцировал вас, вы вышли из себя – именно этого он и добивался. Он победил и наслаждается вашей реакцией. Конечно, можно силой пресечь его выходку: унизить или напугать его, но тогда вы наверняка сделаете из него мстителя.

Месть

Месть – более тяжелая причина плохого поведения, чем власть. Мститель плохим поведением изживает внутреннюю боль, которую нанесли, может быть, вы сами, не заметив этого, а, скорее всего, кто-то другой. Основной причиной роста мстительного поведения считается рост жестокости в мире. Людям свойственно обижаться, мы обижаем нечаянно близких, нас обижают. Каждый из нас вел себя плохо, и причиной этому была обида. Мстители делают не просто пакости, а выбирают то, что произведет впечатление именно на этого человека, причинит ему душевную боль, расстроит его. Если учитель любит цветы – можно их сломать, если пунктуальность – опоздать, приличный школьный вид – соорудить супермодный костюмчик. Как взрослому изменить поведение мстителя? Очень важно здесь разделять личность, которая изживает внутреннюю боль с помощью агрессии, и поведение. Поведение нуждается в исправлении, а личность – в понимании, в поддержке. Взрослому необходимо продемонстрировать собственное твердое поведение, лишенное агрессии.

 Избегание неудачи

Ученики с этим мотивом «плохо» себя не ведут. Они не выкрикивают на уроках, не задевают соседа по парте, они вообще незаметны. Эти тихие дети вполне послушны, только не выполняют заданий. Происходит это потому, что они боятся вновь столкнуться с ощущением собственного ничтожества: получается у всех, кроме меня! Плохо, когда такому ребенку, начиная с первого класса, ставят в пример успешных учеников. Злость или отчаяние сменяется со временем защитным безразличием или скукой. Это дети, которым уже все равно. Такому подростку необходима поддержка, оказанная профессионально точно. Как никому другому, ему требуется понимание и личностное внимание. Надо, чтобы он перестал ощущать себя ничтожеством. Взрослые должны помочь ему в этом: показать положительные черты его характера, заметить и раскрыть дремлющие задатки.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Дети ведут себя «плохо», не умея вести себя по-другому. Такие дети не могут усидеть на месте более 10 минут, вертятся, выкрикивают, перебивают, прослушивая задание, не выполняют его до конца, роняя все на пол, гремя стулом и т. д. Это никому не нравится. После очередной разборки по поводу их дисциплины они  искренне раскаиваются и клянутся, что больше так не будут себя вести. Но – увы…Все повторяется сначала.

— Я хочу себя вести хорошо, но у меня не получается,- со вздохом говорит такой ребенок, и он прав. Бесполезно призывать его  к соблюдению дисциплины и тем более наказывать за ее нарушение. Работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием невропатолога, родителей, педагогов и психологов. Важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. И не права мама, которая в ответ на предложение проконсультироваться с таким ребенком у невропатолога, ответила:  — Ну не всю же жизнь он таким будет! Повзрослеет, станет спокойнее.

Однако без своевременной помощи и поддержки такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями. Кроме лечения ему необходимо доброе, спокойное и последовательное отношение. Поведение поддается исправлению, если следовать конкретным рекомендациям, как себя вести с таким ребенком (см. консультацию для родителей). Однако процесс этот длительный и требует больших усилий и огромного терпения.

    Таким образом, прежде чем наказывать своего ребенка за «плохое поведение», следует выяснить, в чем кроется причина такого поведения, и тогда уже, в зависимости от причины, действовать дальше. Может, следует начать с себя, проанализировать свое отношение к нему.

2. Как по-настоящему любить подростка?

Нашим детям необходимы любовь и тепло домашнего очага. А умеем ли мы любить своих детей? Любить ведь можно по-разному. Можно любить только тогда, когда они послушны и радуют своим поведением. Это обусловленная любовь. Будешь вести себя хорошо — буду тебя любить!

 Можно любить безусловной, безоговорочной любовью:

— Я люблю тебя всегда, что бы ты ни натворил. Я очень люблю тебя, ты хороший. А вот поступок твой плох. Дети все очень тонко чувствуют, они чувствуют фальшь и любовь, радость и равнодушие родителей. И в глазах, и в поведении ребенка всегда стоит вопрос: — Вы меня любите? На этот вопрос он должен получать ответ как можно чаще. Как же можно родителям ответить на этот вопрос?

 Можно и нужно показывать свою любовь глазами. Часто ли мы смотрим своему ребенку в глаза с любовью, вниманием, нежностью, заботой? Чем чаще мы будем это делать, тем счастливей он будет, он будет наполнен вашей любовью, тем личностным вниманием, которое требуется ежедневно.

 Ответить на вечный вопрос своего ребенка «Вы меня любите?» надо еще и физическим контактом. Маленьких детей мы ласкаем часто. А часто ли мы обнимаем и целуем детей постарше? «Эти телячьи нежности не для мальчишек» — скажут родители мальчиков. Как раз таки нет! Мальчику-подростку так же, как и девочке, нужно, чтобы его гладили, обнимали, целовали. Это физическое проявление любви является решающим в эмоциональном развитии подростка. С возрастом возня, борьба, шутливые драки постепенно заменяют для мальчиков «телячьи нежности», но потребность именно в нежности всегда сохраняется.

Детям необходимы наши любовь и нежность, когда они больны, травмированы. Иногда родители замечают, что дети хитрят, симулируют: «Что-то голова заболела…». Им важно, чтобы мама обняла их, прикоснулась ко лбу, поцеловала. Детям необходимо увидеть  проявление родительской любви, когда ему трудно, плохо, тяжело на душе из-за плохого поступка, который он совершил. И если вместо наказания родитель приласкает ребенка, обнимет, поможет разобраться во всем, то такие минуты он запоминает на всю жизнь. Если подросток совершил проступок и искренне в этом раскаивается, мучается угрызениями совести, то наказание заглушит чувство вины, вызовет гнев, обиду, злость. Так что  если вы сделали ошибку и наказали его как раз тогда, когда ему мучительно необходима ваша привязанность, душа его глубоко ранена. В такие минуты он чувствует, что он вообще плохой человек. А вы ему это еще подтверждаете. Чем чаще родители за проступки используют  нагоняи, придирки, ворчание, крики, тем меньше это действует на подростка. Сначала они этого боятся, затем привыкают и становятся равнодушными, в какую бы гневную истерику мама не впала. Если  к тому же будут и побои, то ни к чему, кроме озлобления, ненависти и неуправляемости это не приведет. Что же должны делать родители, если подросток совершил плохой проступок, но искренне раскаивается? В такие минуты мы должны учиться прощать. При этом ребенок чувствует, что происходит с человеком, которого прощают, иначе его замучит чувство вины. Простите его, если он переживает! Это дает возможность понять вашему ребенку, что вы его любите, несмотря ни на что.

3. Приемы родительского воздействия

Подкрепление

Поощряя за хорошие поступки и наказывая за плохие, мы вырабатываем у детей определенную систему поведения: если я буду себя хорошо вести, то меня не будут наказывать… Здесь очень важно единство требований, наказаний и поощрений. Плохо, если папа наказывает, а мама или бабушка тут же защищают и снимают это наказание. Подросток при этом понимает, что родителями можно манипулировать. Очень часто встречается в практике такая ситуация, когда мама скрывает от отца проступки ребенка, при случае угрожая ему «все рассказать папе». Это ложная жалость служит плохую службу в воспитании детей, которые становятся лицемерными, трусливыми, искусно  лавируют между родителей.

Идентификация

Практически всегда, с малых лет, ребенок подражает своим родителям, старается быть похожими на них, идентифицирует себя с ними. Часто стиль взаимоотношений он переносит и на свою семью.

Понимание, выражение любви

Хорошо зная внутренний мир и возрастные особенности своего ребенка, понимая его проблемы, мы воспитываем его как личность, уверенную в том, что его любят. Это и есть демократический стиль взаимоотношений в семье.

    К сожалению, проблемные дети часто встречаются в семьях с авторитарным стилем взаимоотношений. В чем кроются его причины?

такова традиция

характер семейных отношений тесно связан с характером общественных отношений.

Родители бессознательно вымещают на своих детях служебные неприятности, раздражение, злость.

Убежденность, что лучший способ разрешения конфликта – это сила ( кулаком по столу – и точка).

Но если с маленькими детьми это проходит, то с подростками, которые стремятся к самостоятельности и самоутверждаются, начинается война.

    Другая крайность – избыток материнской ласки, гиперопека раздражает, вызывает чувство зависимости, боязнь показаться «маменькиным сынком».

        Больше всего подростки хотели бы видеть в родителях друзей, советчиков (но без нотаций). Они остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших.

Наказания

На консультировании родителей часто приходится спрашивать: «Вы наказываете своего ребенка?». И в ответ почти всегда слышишь: «Я его редко бью (никогда не бью)…». Но ведь наказание это не значит битье. Наказание может быть самым разным. Прежде чем наказывать ребенка, родителям следует знать и четко соблюдать принципы. Если этого не будет, наказание принесет не пользу, а вред.

    Принципы использования наказания:

Единство родителей, бабушек и дедушек.

Наказание должно исходить из поступка, соответствовать ему, быть справедливым.

Нельзя менять решения, если нет смягчающих обстоятельств. Нужно быть последовательным до конца.

Если наказание было напрасным родители должны иметь мужество извиниться перед ребенком.

Наказание должно соответствовать возрасту.

Наказывая ребенка, необходимо быть твердым, но без злости, грубости, криков, не унижать при этом его достоинство.

Что могут использовать родители в качестве наказания?

лишение сладостей

лишение просмотра телепередач

лишение игр на компьютере

ограничение подвижности на некоторое время

наказание трудом (сломал – почини)

не взять с собой в гости, в поездку

помолчать, игнорируя ребенка

дать понять, что очень расстроены его поступком

Итак, подросток понес наказание, не унижающее его достоинство и зная, что наказали его родители любя и за дело. Только тогда наказание будет результативным.

Используемая литература:

1. Еще раз про «плохое» поведение. С.Кривцова. «Школьный психолог»№ 5-98

2. Как на самом деле любить детей. Р. Кемпбелл. Москва, Знание, 1992

3. Как понять подростка. Н.Рождественская. Москва. Роспедагенство, 1995

4.Как пережить опасный возраст ваших детей? Ш.Дейноу. Мирт. Москва.

nsportal.ru