Разное

Переход в новую школу – 9 советов при переходе в новую школу

Содержание

9 советов при переходе в новую школу

Менять школу приходится по разным причинам. Переезд, конфликты с учителями и ребятами прежней школы, поиск лучшего образования… Но это уже не так важно, как остро стоящая проблема: влиться в новый коллектив. Тут самое страшное для многих — сплоченный еще до твоего прихода класс. Ощущение себя как чужака в стае не отпускает всех, кто переходит в новую, совершенно незнакомую школу.

Идеальный вариант — посмотреть список класса и познакомиться с кем-то еще до начала учебы. Интернет, прогулки, что угодно. Даже просто написать сообщение «А когда учебники выдают?» будет уже началом общения. Даже если ты уже знаешь, когда их выдают. Все равно спроси. Главное — наладить контакт, чтобы придя в класс, уже можно было с кем-то поздороваться и поговорить.

Но если не успел заранее, ничего страшного. Первого числа все равно встретишься. Но стратегия должна быть уже немного другой. Итак, что мы делаем, если видим новых одноклассников впервые:

1.       Внешний вид. Пока не знают твое имя, называть будут за спиной «тот, с разными носками, новенький». Так что позаботься, чтобы лишнего повода не было. Или, если знаешь, что причина для прозвища есть, просто замени ее на что-то другое. Например, мой лопоухий одноклассник любил надевать розовый галстук в горошек. Стоит ли говорить, что уши никто не замечал? Вообще

любой способ выделиться реально отвлекает внимание от недостатков. А потом люди поймут, что ты из себя представляешь, и твои недостатки не будут иметь для них значения.

2.       Сосед по парте. Первая помощь для стеснительных. Именно с ним можно ненавязчиво заговорить. И лучше всего попросить проводить куда-нибудь на перемене. Столовая, библиотека — путь туда даст несколько минут для разговора, и знакомство завяжется. А еще кто-нибудь и присоединится, если ты заинтересуешь. А новички обычно интересуют всех, просто инициативу класс не проявляет.

3.       Не замыкайся

, если в классе несколько новеньких сразу. Если они замкнуты настолько, что даже не знакомятся ни с кем, они плохая компания на первое время. Лучше присоединиться к классу.

4.       В гости ходят с тортиком.  А ты пока в гостях, по мнению класса. Угости их конфетами, «случайно» захваченными из дома. Шоколадкой, которую «вообще про нее забыл». Лишний раз о себе напомнишь, да и впечатление сразу о себе создашь нужное.

5.       Личность. ВАЖНО! Не меняйся в угоду порядкам класса. Но если ты подразумеваешь под своей личностью истерики на тему «я люблю сидеть справа, и не собираюсь меняться», готовься к тому, что понимать тебя не будут, а могут и назло делать. Так что все должно быть разумно.

6.       Тактика «подводной лодки». В любом коллективе есть устоявшиеся правила общения. И новичок, сам того не зная, слишком активными действиями может их нарушить. Так что идеальная стратегия поведения — когда ты доброжелательно, не скептически, наблюдаешь за окружающей обстановкой и вникаешь в жизнь коллектива, постепенно вписываясь в разговоры и школьную жизнь.

7.       Если что-то необходимо, сразу скажи об этом родителям. Они не забыли, они просто могут не знать, что для биологии теперь нужна вооон та сине-зелененькая тетрадь, а не прежняя светло-зеленая. А вот отсутствие необходимых для учебы вещей не добавит тебе авторитета.

8.       Если ты сильно переживаешь, в этом нет ничего необычного. Но если это — плохой сон, нервы и потеря аппетита, то такое даже на здоровье повлияет. Так что тут тоже могут помочь родители. Посоветовавшись с педиатром, можно купить успокаивающие средства, которые помогут заснуть и успокоить нервы. Важно помнить, что не со всеми проблемами ты можешь справиться самостоятельно. А первое время придется еще и без друзей справляться.

9.       Но, в итоге, перемена мест идет на пользу. Ты научишься заводить знакомства, ладить с людьми и противостоять стрессу. Это и есть качества взрослого человека, так что будем считать это главным плюсом смены школы. Ты станешь опытнее и увереннее, чем другие. Так что бойся, но действуй!

5uglov.ru

Переход в другую школу: инструкция для новичка

Случается, что ребенок вынужден по каким-либо причинам сменить школу в старших классах, а это всегда стресс для подростковой психики. «Летидор» обратился к психологу Дарьи Грирорьевой, чтобы выяснить, какие неприятности могут поджидать «новенького» в классе и как себя правильно вести в сложившихся условиях.

Как повысить мотивацию к учебе: 9 советов для родителей

С чем может столкнуться старшеклассник

Вливаться в незнакомый коллектив всегда страшно: никогда не знаешь, что тебя ожидает. Даже мы, взрослые, порой сильно нервничаем при выстраивании отношений с коллегами на новой работе. А что уж говорить о переходном возрасте, когда успешность ассоциируется с признанием в кругу сверстников. И если ты стеснительный и не умеешь постоять за себя, а кругом не распростертые объятия, а косые взгляды, то это превращается в настоящее испытание.

Придя в новый класс, ребенок должен понимать: пристального «изучения» со стороны пока еще не знакомых одноклассников ему не избежать. Но не всегда это внимание оказывается враждебным, равно как и игнорирование не означает того, что «новобранца» не замечают. И пока механизм адаптации не запустился, ребенок может стать центром притяжения неприятностей:

  • Смену привычной обстановки и отсутствие старых друзей по школе далеко не любой ребенок воспримет с оптимизмом: отсюда напряженность и уныние.
  • Велика вероятность, что подростки-одноклассники грустного новичка примут за «слабака» и изобретут для него издевки. А тех, кто держит нос по ветру, захотят «проучить».
  • Проблемной стороной могут оказаться и отношения с учителями, что обычно плохо сказывается на посещаемости уроков и даже может стать причиной отказа от продолжения обучения в старших классах.
  • У ребенка заранее может сформироваться установка на неуспех. Если подросток думает «новый класс меня не примет», то он сам дает посыл одноклассникам «я останусь в стороне».
  • Или наоборот – школьник может столкнуться с обманутыми ожиданиями. Он надеется, что в новом классе его все ждут и каждый непременно подойдет и поинтересуется: «Как твои дела? Тебе у нас нравится?». Но на деле, как правило, все оказывается совсем иначе. Подростки уже определили для себя, с кем общаться, а с кем нет, и новичок в классе часто оказывается «лишним». Столкнувшись с жестокой правдой, старшеклассник может испытать разочарование и замкнуться в себе.

Почему у одних подростков есть прыщи, а у других – нет? Как лечить, чтобы быстрее прошло?

letidor.ru

Перехожу в новую школу — как себя вести и что делать?

Осень приближается настолько быстро, что уже давно пора подумать о новом учебном годе, тем более, если у вас впереди переход в новую школу. Любой подросток (хоть интроверт, хоть экстраверт) будет испытывать определённые переживания, зная, что новичкам не всегда приходится сладко в новом коллективе. «Я перехожу в новую школу — что делать?!!» — Возьмите себя в руки и попробуйте начать процесс адаптации к школе заранее, а также заблаговременно продумайте ваши действия и поведение.

  • 1. Что делать если переходишь в новую школу первым делом? Узнайте как можно больше о вашей новой школе. Прежде всего, найдите максимум подробной информации о новом учебном заведении, а затем попробуйте познакомиться с кем-либо из этой школы хотя бы за неделю до начала занятий, чтобы узнать побольше о школьниках, учителях и общей атмосфере. Если вы уже знаете своё расписание, начните подготовку к урокам заранее, а также распланируйте свой маршрут из класса в класс.

  • 2. Поищите сообщество или веб-сайт новой школы в Интернете. Если вы уже точно знаете, в какую школу вы переходите, обязательно поищите её веб-сайт или сообщество в социальных сетях. Виртуально познакомьтесь с членами этого сообщества, а также получите больше информации о том, с кем и у кого вам предстоит учиться. Вы даже можете начать общаться онлайн и заочно с кем-то подружиться, если в реальной жизни вы немного застенчивы по своей природе.
  • 3. Принесите еду с собой в первый день в школе. Если вам трудно сразу же начать общаться с новыми людьми в новой обстановке, захватите с собой еду (обед) в ваш первый (и максимум второй) день в школе. Так вы будете избавлены от необходимости идти в школьное кафе или столовую, где слишком много школьников, которых вы пока совсем не знаете.
  • 4. «Отрегулируйте» свои ожидания. Возможно, вы были лучшим учеником по английскому в своём классе в старой школе, но в новой школе вы вольётесь в абсолютно другую группу людей, которые могут быть более продвинутыми в английском, чем вы. Так что не спешите хвастаться своими знаниями и не говорите, что вы в чём-то самый лучший. Свои навыки и способности эффективнее доказывать на практике. В противном случае ваша репутация будет погублена уже в самом начале.
  • 5. Перехожу в новую школу — как себя вести? Улыбайтесь и будьте открытым. Конечно же, не стоит ходить с насупленным и настороженным видом. Это на самом деле самое худшее, что вы способны сделать! Будьте готовы почаще улыбаться и старайтесь быть более дружелюбным с другими. Ваши одноклассники, безусловно, будут проявлять интерес к вам, следовательно, хорошее первое впечатление – это залог вашего дальнейшего школьного имиджа.
  • 6. Следите за тем, что говорите. Общительные люди с отменным чувством юмора нравятся всем – возьмите это себе на заметку. Даже не пытайтесь дурно отзываться о ком-либо. Не подтрунивайте над учителями и не критикуйте других учеников. Вы ещё новичок и совершенно не знаете реальную расстановку сил в классном коллективе, а также взаимные симпатии и антипатии ваших новых одноклассников, потому не наживайте себе врагов в первые же дни.
  • 7. Начните всё сначала. Чаще всего переходы в новую школу происходят в 9, 10 классах. На этом этапе, если в старой школе вы были не в восторге от вашего имиджа и репутации, значит, у вас появилась отличная возможность начать всё снова с чистого листа. Представьте себе, что теперь вы можете стать тем, кем хотите. Продумайте свой стиль одежды, методы общения и манеру поведения. Избавьтесь от застенчивости или, скажем, излишней молчаливости и попробуйте стать одним из самых популярных учеников в классе. А если повезёт, то и во всей школе. Теперь вопрос о том, что я перехожу в новую школу, надеемся для тебя перестанет быть таким болючим. Депрессия детского возраста так же как и подростковая депрессия, к сожалению, сегодня не редкость. Для избежания такого неприятного состояния, безусловно, должен быть контакт с кем-то, кто может выслушать и дать дружеский совет.

Также для родителей будет интересно почитать что делать, если ребенок не хочет ничему учиться на нашем сайте.

comments powered by HyperComments

all-mama.com

Переход в новую школу. Как остаться собой, когда всё вокруг поменялось?

Четыре года назад я сменила школу. Мне повезло: она только что открылась, и коллектив был новый, все только знакомились друг с другом. Уверенности придавало и то, что большую часть ребят я знала, ведь раньше мы учились вместе. Поэтому на 1 сентября я шла с радостью. Но это, скорее, исключение из правил. Обычно новички нервничают: незнакомый класс, другие учителя… «Пять углов» собрал истории ребят, которые несколько раз меняли школы. Как им удалось прижиться на новом месте? 

Не наживайте себе врагов, не будьте выскочками и больше общайтесь

«Я успел поучиться в трёх школах. После пятого класса пришлось вынужденно перейти в другое учебное заведение, чтобы оно территориально находилось ближе к бассейну, потому что на тот момент я увлекался водным поло. Окружение за пределами спортивной команды полностью изменилось. В новой школе сначала мне было не по себе. Только спустя несколько недель сформировалась компания, с которой я проводил свободное время. Ещё позднее начал общаться с учениками из всей школы, в том числе и из старшей. 

После девятого класса снова случился переход, на этот раз в более сильную гимназию, чтобы улучшить знания. Помню, друзья отговаривали меня: новички в таком возрасте в новом коллективе приживаются сложнее, вдруг меня невзлюбят… Но и на этот раз мне удалось найти общий язык с ребятами, и новое место ни сколько не сбило с пути. Наоборот, я нашёл хороших друзей, интересных и весёлых. 

Тем, кто собирается переходить в другую школу, советую первое время общаться со всеми, но сильно не доверять. Не переживайте, если один одноклассник категорически не хочет находить с вами общий язык. Просто не обращайте внимания, ведь все разные, и дело может быть не в вас. Однако если вы очень хотите наладить отношения с человеком, который вас не замечает, сначала познакомьтесь с его друзьями и войдите в компанию. 

Главное — не наживайте себе врагов, не будьте выскочками и больше общайтесь«.

— Иван Б., 17 лет, сменил школу в шестом и десятом классе

Новая школа — новая жизнь!

«Не могу сказать, что школа, в которой я училась, мне не нравилась. Наоборот, я любила её и всех, кто был со мной тогда. Но душа требовала перемен, и я решила уйти в другое учебное заведение после девятого класса. Это нормальная практика, ведь после сдачи экзаменов уходят многие: кто в колледж, кто в более сильные учебные заведения. 

Однажды я уже меняла школу. Тогда я обрела новые знания и возможности. Поэтому очередной переход меня не пугал. В новом классе я обрела двух близких подруг. А ещё моя успеваемость повысилась в разы. В общем, новая школа — новая жизнь! Никогда не знаешь, что тебя ждёт, но я верю, что при правильном настрое впереди встретится только хорошее. 

В новом коллективе прижиться несложно, если выбирать людей, которые похожи с тобой, у которых такие же интересы, планы на жизнь. Не переживайте, если кто-то из одноклассников не принимает вас, просто отгородитесь от него, не выясняя отношения. Если вы не трогаете друг друга, то ничего плохого не случится«.

— Амина Ю., 17 лет, сменила школу в седьмом и десятом классе

Был страх, но я его поборола

«Я жутко не хотела менять школу, но всё-таки была вынуждена это сделать после седьмого класса, потому что и я, и родители понимали: прежнее учебное заведение не даёт достаточных знаний для будущего. Я очень боялась нового коллектива. Первое время всегда была одна. Но спустя месяц поняла, что перемены к лучшему, и поборола страх и стеснительность. Оказалось, что новые одноклассники — хорошие ребята. Со временем у меня появилась тяга и к знаниям, и к знакомствам. 

Главное — не стесняйтесь. Общайтесь с ребятами и подстраивайтесь под обстановку, не обращая внимания на тех, кто хочет задеть вас. Конечно, стать близкими со всеми не получится, но будьте уверены: обязательно найдётся человек, который станет вам дорогим другом«. 

— Ирина С., 18 лет, сменила школу в седьмом классе

Мастер по переходам в новые школы

«Я сменил семь учебных учреждений: школы, гимназии и лицеи. Дело в том, что моя семья постоянно ездила из Казани в Сибирь и обратно. Сначала было трудно, да, но со временем я научился находить общий язык со всеми — и ботаниками, и задирами, и выскочками. 

Для того чтобы наладить отношения с новым коллективом, надо быть проще. Не пытайтесь что-то кому-то доказать, всё-таки в школе надо учиться, а не выяснять, кто круче. Помните: никто никому ничего не должен, и если с вами не хотят дружить, не нужно навязываться. Рано или поздно найдётся человек, у которого будет похожий характер и с которым вам будет хорошо. Вот за таких людей и цепляйтесь«. 

— Руслан С., 20 лет, сменил школы семь раз

Я нашёл ребят, близких мне не только по характеру, но и по интересам

«Раньше я жил в другом городе, так что при переезде для меня было всё в новинку, а не только школа. Но я не боялся перемен, так как понимал, что они положительно отразятся на моём будущем. С одноклассниками я успел познакомиться на вступительных экзаменах. Дело в том, что новый класс у нас с медицинским уклоном, и уже сейчас мы проходим стажировку в городских больницах. Так я нашёл ребят, близких мне не только по характеру, но и по интересам. 

Основной совет — будьте открыты, не зажимайтесь. Общайтесь и с одноклассниками, и с учителями, идите на контакт и будьте доброжелательны«. 

— Артур Г., 16 лет, сменил школу в восьмом классе

5uglov.ru

Переход ребенка в новую школу. Как справиться со стрессом

Переход в новую школу — это всегда стресс. Причем, как для ребенка, так и для родителей. В этой статье психолог рассказывает, как преодолеть волнение и адаптироваться к новым реалиям.

На приеме у психолога сидит К., девочка лет четырнадцати, миловидная, высокая, с большими тревожными глазами. Привела мама, сама вся в волнении, в стрессе. Рассказывает: «Переехали в новый район с этого года, и пришлось детей переводить в новую школу, которая тут под боком. Младшие вроде бы неплохо адаптировались, а вот старшая (кивает на К.) – никак не может. Плачет уже третий месяц, просится в старую школу, оценки упали. Была отличницей, очень активной, всегда участвовала во всяких школьных мероприятиях. Сейчас не узнать: идти в новую школу не хочет, стала болеть, ни с кем не общается. Я поняла, что мы уже сами не справляемся.

Остаемся наедине с девочкой. По диагностике – депрессивное состояние. К.: «Я не вписалась ни в этот класс, ни в эту школу. Одноклассники новые восприняли меня недружелюбно изначально, теперь даже есть девочка, которая соревнуется со мной, соперничает во всем. Учителя записали меня в слабые ученицы, потому что я сразу стала теряться, забывать от стресса то, что учила. Я вся на нервах, когда нахожусь там. Лучше уже я буду ездить через полгорода, но в старую, привычную школу, где мне легко, и все меня знают и любят».

Эта история ставит перед нами сразу много вопросов, которые надо постепенно разрешать.

1. Переход в новую школу чаще всего является стрессом не только для детей, но и для родителей

Особенно для родителей ответственных, зависимых от мнения социума, переживающих за свой статус в глазах общества. Для них успех ребенка приравнивается к своему собственному успеху, либо общему семейному успеху. Поэтому к ребенку гласно или негласно предъявляется много требований, от него ждут, чтобы он соответствовал имиджу «приличной» семьи. В такой ситуации дети ощущают себя между двух огней. И родительские ожидания поджимают, и новая школа неизвестно какие выставит условия. Такой вариант для ребенка вызывает большое психическое напряжение. Получается, что у него нет «отдушины», «островка», где он мог бы расслабиться и быть самим собой, а не оправдывать чьи-то ожидания.

Очень важно, чтобы в период перехода в новую школу родители могли самостоятельно разобраться со своими страхами и волнениями и не переносить их на ребенка, не создавать ему дополнительный источник стресса. Лучше отправлять ребенка в новую школу со словами: «мы тебя любим и примем в любой жизненной ситуации!» Это слова поддержки, а не позволение вести себя, как угодно. 

2. Родителям важно включиться в адаптацию ребенка в новой школе

Это отличный метод снижения своего собственного стресса, в том числе. Когда родитель загодя приходит в новую школу (полезно взять с собой ребенка), осматривается, пройдет по коридорам и кабинетам, познакомится с классным учителем, директором, возможно, увидит каких-то детей из нового класса, определенная часть тревоги снижается. Новое уже не полностью новое. Уже появилось первое представление.

Для ребенка вхождение в новую школьную жизнь вместе с родителем – это большая поддержка. Он сразу чувствует себя защищенным, когда родитель проторяет дорогу в неизвестность. Исходя из этого, полезно и правильно первое время проводить или встретить ребенка из новой школы, особенно если он учится в начальных классах. Ничего, что он давно самостоятельный — эта родительская поддержка (или бабушкина/дедушкина, если родитель не может сорваться с работы) придает ребенку уверенности и ощущения, что он не один. 

Хороший вариант, когда новенький родитель пытается (пусть на первых порах) поучаствовать в каких-то общеклассных мероприятиях, помочь в организации праздников, пр. Это даст ему возможность ближе познакомиться с другими родителями и детьми, учителем. А последним тоже позволит рассмотреть новенького и «принять» в свой коллектив.

Если ребенок уже в подростковом возрасте, родителю надо с ним советоваться о доли своей включенности. Некоторые дети – подростки стесняются уже, когда родители их провожают в школу либо очень активно общаются с учителями. Лучше договориться о такой степени вовлеченности родителя, которая будет ребенку психологически комфортна.

Отдельно надо сказать о личном опыте перехода в новый коллектив родителя, если таковой имеется. Часто переживают за успешность перехода в новую школу те родители, у которых есть собственный негативный опыт. Которые когда-то не смогли «прижиться» в новой школе, возможно, подвергались насмешкам, страдали. И это воспоминание теперь висит страшным грузом над ребенком, которому предстоит войти в новый коллектив. В этом случае родителю лучше «переварить» свой опыт с каким-то доверенным человеком – не ребенком! – чтобы неосознанно не навязывать свои ощущения ребенку, у которого будет только свой опыт, а не ваш.

3. Роль других взрослых в адаптации ребенка тоже важна

В случае если родитель видит на протяжении долгого времени, что ребенок с трудом адаптируется, переживает, не хочет ходить в школу, необходимо (и уже без согласия ребенка) войти в контакт с классным учителем, со школьным психологом. Кстати, одна из профессиональных задач последнего состоит как раз таки в помощи новым ученикам в адаптации.

Учитель, который видит старания родителя помочь своему ребенку в адаптации, тоже склонен больше помогать этому ребенку. Помимо того, что педагог должен оценить уровень знаний ребенка, понять, какова его образовательная «ниша», всегда важно помнить, что манера общения учителя с новым ребенком, его изначальное отношение к нему быстро «считываются» остальными детьми. Если мы говорим про начальную школу, то отношение учителя к новому ученику будет критичным для формирования общего отношения к этому ребенку со стороны одноклассников. Ведь учитель в начальной школе – это тот, кто знает все! Кто не ошибается! От которого зависит моя школьная жизнь! Т.е. маленькие дети склонны наделять своего учителя качествами всемогущества (поэтому – то мы так внимательно ищем первого учителя для своего ребенка).  Если это уже не начальная школа, то мнение учителя теряет свою непререкаемость и, тем не менее, остается очень важным для формирования отношений с новым ребенком, для его психологического самочувствия в классе. Когда есть взрослый, который тебя хоть немного понимает и поддерживает, уже проще вливаться в новый поток.

4. Всегда ли это стресс и для всех ли он одинаков? 

Как мы увидели из истории с К., не все дети переживают поступление в новую школу, как дистресс (негативный стресс). Для кого-то это просто интересное либо нейтральное изменение в жизни. Детская психика, по сравнению со взрослой, более гибкая и мобильная. В основном, дети быстрее и легче привыкают к новым коллективам и другим переменам в жизни, чем взрослые. 

От чего зависит неодинаковое привыкание? Конечно:

  • от характера ребенка,
  •  от состояния его здоровья,
  •  от общей семейной атмосферы, в которой он живет.

Легче дастся адаптация дружелюбному, любящему новые знакомства, здоровому ребенку, живущему в полной и мирной семье.

Труднее произойдет адаптация у замкнутого, застенчивого, трудно привыкающего к новому ослабленного ребенка, у которого дома проблемы между мамой и папой.

В целом, в большей поддержке нуждаются дети — интроверты, которые закрыты и редко выражают чувства. Это дети, которые не ищут поддержки у людей, и поэтому им труднее дается нахождение в социуме.

Легче адаптироваться в новом месте ребенку, у которого здесь есть хотя бы один знакомый человек. К примеру, перешли в новую школу вместе с другом или тут уже учится знакомый ребенок, который может быть  эмоциональной опорой на первое время.

В случае с 14-летней К., однако, казалось, все нужные факторы совпали: девочка активная и общительная, здоровье нормальное, семья благополучная. Почему же возникла дезадаптация? 

Качество прохождения адаптации в новой школе зависит не только от новенького, но как уже говорилось, от тех, кто встречает его. В описываемом случае классный учитель и учителя – предметники даже минимально не поддержали девочку, не дали ей освоиться на новом месте, сразу выдвинули серьезные требования. Детский коллектив также отнесся недружелюбно, как истолковала для себя девочка (на самом деле, подростки хотят общения, но часто стесняются и внешне могут выглядеть замкнутыми). 

С точки зрения, кому проще адаптироваться в новой школе – малышу или подростку, однозначно ответить сложно. С одной стороны, у ребенка в начальной школе нет тех сложностей, что есть у подростка: зависимость от мнения сверстников, неуверенность в своей привлекательности (которые, несомненно, усложняют адаптацию). С другой стороны, подросток менее зависим от мнения и отношения классного учителя (с которым могут не сложиться отношения, а переключиться не на кого) и, в целом, более самостоятелен (малыш может напрягаться по поводу того, что заблудится по дороге в школу или потеряется внутри ее). 

Как мы понимаем, школу меняют при наличии серьезных причин: переезд либо недовольство посещаемой школой. Вторая причина включает в себя слабый образовательный уровень, сомнительный контингент детей, текучку педагогических кадров, вторую смену, неудобную для детей. 

Конечно, переходить в новую школу лучше в начале учебного года, это все-таки ставит всех детей в относительно равные условия. Переход в середине учебного года более сложен по адаптации, как в образовательном, так и в социальном планах, и должен происходить при чрезвычайных условиях.

Если родители окончательно решили переводить ребенка в новую школу, это должно означать, что они достаточно продумали целесообразность этого решения. Чтобы не променять шило на мыло, до перевода родители должны навести справки про школу, куда они собираются перейти. И не только у родителей детей, которые там учатся, но и сами должны прийти и поговорить с директором, учителями.

Серьезно поразмыслить надо будет, если ребенок учится в последних классах – есть ли смысл в переводе, возможно, большому ребенку будет проще ездить дальше, но дойти до конца в привычной среде и не изменить свой средний балл? 

О чем еще надо знать, переводя ребенка учиться в новую школу?

  • В этот период лучше воздержаться от других нововведений в жизни. Пусть лучше ребенок все усилия направит на адаптацию в одном новом месте, чем будет напрягаться по многим фронтам. Что-то должно остаться знакомым, понятным и незыблемым. Тогда адаптация проходит быстрее.
  • Очень неплохо в августе перед началом учебы немного освежить в памяти пройденный материал за предыдущий год. Мы знаем, что сентябрь – это время повторения пройденного. И если новый ребенок сразу себя зарекомендует, как знающий, уверенный, то это и ему спокойнее, и хорошая репутация в глазах учителя и класса.
  • Первые месяцы после поступления в новую школу родителям стоит быть внимательными к настроению и состоянию ребенка. Не стоит пускать на самотек такое важное изменение в жизни ребенка, забывать, что в его жизни происходит серьезная перемена. Держите пока руку на пульсе и лишний раз приглядитесь к ребенку и спросите его, как идут дела.
  •  Неправильным поведением родителей будет игнорирование такого изменения в жизни – «ничего, сам справится». Либо слишком нервное включение, когда родитель волнуется больше ребенка, пытается «купить» расположение учителя и одноклассников неуместными подарками; лучше всего спокойное, но внимательное отношение к ребенку, посильное включение там, где он переживает.

Чего можно ожидать от ребенка, только что перешедшего в новую школу?

Ухудшение учебы и потеря интереса к ней, повысившаяся тревога, жалобы на непонятного происхождения боли, ухудшение поведения дома и в школе, снижение самооценки – все это временные признаки ослабевшего человека, столкнувшегося в своей жизни с новыми испытаниями! Главное, помнить, что они временные! И при поддержке родителей, по истечению времени должны сходить на нет.

Когда бить тревогу?

Более трех месяцев описанные выше признаки не проходят, а усугубляются. Тогда мы говорим о так называемой школьной дезадаптации, когда необходима помощь специалиста – психолога. Это не обязательно случай, когда ребенка надо срочно забирать из новой школы. Вмешательство в болезненную адаптацию полезно даже на таких сроках, когда кажется, что все потеряно. Как это произошло с нашей героиней К., которая все – таки осталась в новой школе, благодаря активной помощи родителей и знакомых, а также помощью психолога. С девочкой проводилась немедикаментозная психотерапия, где она смогла выразить свои переживания и выработать новые стратегии совладания с ситуацией. К процессу была подключена учительница, с ней активно общалась мама девочки. Нашли ресурсы в виде друзей из старой школы, которые стали навещать К. в ее новой школе и дали ей тоже точку опоры. В итоге, девочка сама выбрала остаться в новой школе, поддерживая активные отношения с друзьями из старой.

activityedu.ru

Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе при переводе в другую школу?

Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе при переводе в другую школу?

К нам в редакцию часто пишут обеспокоенные родители, которые замечают, что ребенок не может привыкнуть к коллективу после перехода в другую школу. Некоторые дети и вовсе отказываются ходить в новое учебное заведение и умоляют перевести их обратно. Неважно, по какой причине пришлось сменить школу — конфликт с учителями, переезд, желание обучаться по углубленной программе — ученик может в любом случае столкнуться с проблемами адаптации. «Я — Родитель» решил дать несколько советов родителям, которые либо планируют перевод ребенка в другую школу, либо уже сделали это.

Совет первый. Определите лучшее время в году для перевода ребенка в новую школу

Если обстоятельства не противоречат, то самым благоприятным временем для перевода является сентябрь. Месяц, когда все дети находятся в равных условиях адаптации к школьному ритму, вхождению в рабочий режим после летних каникул. Благодаря одинаковому старту и «притирке» детей друг к другу после летних каникул, новичку будет гораздо легче войти в коллектив.

Совет второй. Осуществляйте перевод в другую школу в соответствии с особенностями возрастного развития ребенка

Наименее болезненный с эмоциональной точки зрения возраст для перехода — это начальная школа. Чтобы свести стресс к минимуму, родители должны поддерживать ребенка во всех его начинаниях, хвалить за каждую победу. Сравнивать малыша с другими одноклассниками не стоит. Это только усугубит сложности адаптации школьника в новом коллективе. В младшем школьном возрасте проблему сближения со сверстниками можно решить достаточно легко — например, устроить дома шумную вечеринку для всего класса. Общение вне стен школы должно раскрепостить одноклассников, каждый сможет рассказать о своих интересах, которые не относятся к учебному процессу.

В среднем звене перевод в другую школу нежелателен, ведь именно в это время начинается период протеста, становления личности. Но если смены учебного заведения не избежать, не давите на подростка и не требуйте, чтобы он сразу влился в учебный процесс и начал приносить хорошие оценки. Попробуйте объяснить все плюсы перевода, найдите фактор, который сможет мотивировать школьника в учебе. К примеру — приобретение новых качественных знаний, которые в ближайшее время позволят быстрее стать самостоятельным и независимым. В новой школе также можно будет найти новых друзей — напоминайте об этом ребенку как можно чаще.

В старших классах необходимо разговаривать с ребенком на равных. Обсудить вместе плюсы и минусы перехода, понять, что может дать новая школа, какие перспективы возможны и продумать дальнейшие действия. Будьте готовы честно ответить на вопросы о том, почему смена учебного заведения необходима. Преодолеть подростку стресс, связанный с переходом в новый класс, поможет ваша поддержка, а также дополнительные занятия во внешкольное время. Если режим дня старшеклассника расписан по минутам, на переживания, связанные с адаптацией, просто не останется времени.

Совет третий. Настраивайте ребенка правильно

На эмоциональное состояние ребенка при переводе в новый класс во многом влияют родители. Если взрослые позволяют себе рассуждать при ребенке о том, как сложно и неправильно переводить его в новую школу, ученик начнет еще сильнее бояться этого перевода. Вполне возможно, что он будет воспринимать новое учебное заведение как враждебный лагерь. Обсуждать переход в другую школу в семье необходимо, но при этом очень важно показать ребенку спокойствие с вашей стороны, причем он должен понимать, что вы спокойны не потому, что вам все равно, а потому, что уверены в успехе.

Совет четвертый. Разговаривайте с ребенком, чтобы исключить конфликты внутри класса

Приходя в новый класс, ребенок сталкивается с уже сложившейся системой отношений внутри коллектива. При этом новичок зачастую находится на «нижней ступени иерархии». Для того чтобы избежать конфликтов и критических ситуаций, необходимо объяснить ему нормы и правила, которые существуют в новом коллективе. Чтобы понять, как на самом деле обстоят дела в классе, есть ли в нем лидеры и случаются ли эпизоды травли, необходимо ходить на родительские собрания, общаться с учителем и другими родителями, и, конечно, чаще разговаривать со своим ребенком. Будьте ему другом, потому что других друзей у него в школе пока нет, и помогайте разбираться в том, кто есть кто в новом коллективе. Стоит объяснить ребенку, что отношения не строятся на физическом превосходстве, поэтому нельзя решать конфликты кулаками, только взаимное уважение способно перерасти в крепкую и долгую дружбу.

При этом необязательно наседать на детей с вопросами о том, как идут дела в школе. Можно делать это непринужденно, проводя аналогии с сюжетами книг и фильмов. Беседуйте, поощряйте вопросы, давайте развернутые ответы — просто будьте.

Если ребенок после 2,5–3 месяцев адаптации все еще недоволен новой школой, необходимо обратиться за помощью к специалисту.

Тревожные сигналы, которые могут свидетельствовать о том, что у ребенка проблемы в отношениях с одноклассниками:

Ребенок становится замкнутым

Снижается успеваемость

Снижается аппетит и пропадает сон

На вопросы о школе ребенок отвечает односложно, отмалчивается или переводит тему

В дневнике отсутствуют записи

Владлена Ворона

Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе при переводе в другую школу?

Часто родители не знают, что происходит с ребенком, пока он в школе, нравится ли ему в классе. Пройдя этот тест, вы узнаете какие отношения у вашего ребенка с одноклассниками и нравится ли ему школьная жизнь.

Пройти тест

www.ya-roditel.ru

Хотим перевести ребенка в другую школу: как это сделать «без травм»?

Всегда ли переход в новую школу — стресс для ребенка? Как его смягчить, на что обратить внимание? Какова пошаговая программа действий — и до перехода, и после? Отвечает семейный психолог Екатерина Бурмистрова.

 

Дело непростое

Бывает так, что ребенок сам хочет поменять школу, и тогда все проще, тогда трудности адоптации пережить легче. Но, как правило, смена школы происходит по инициативе родителей. Иногда это объективные причины — семья переезжает, иногда субъективные — родителям кажется, что новая школа гораздо лучше старой. Если при этом мнение ребенка и спрашивают, то его голос не становится решающим. Решают все равно родители.

Но для ребенка переход в новую школу — трудное дело. Родителям может очень не нравиться школа, из которой они его забирают, но ребенок-то привык к ней. И если для родителей важнее всего уровень образования, квалификация учителей, то для ребенка — отношение с ровесниками, с одноклассниками, с детьми из соседних классов. Очень часто шок и стресс ребенка связаны не с тем, что в новой школе другие учителя, не с новыми учебными требованиями, а с тем, что здесь он поначалу для одноклассников никто, его не ценят, не понимают, не принимают в свою компанию, у него нет здесь друзей. Иначе говоря, он выпадает из социального контекста. А чтобы ребенок в новый контекст врос, пустил, так сказать, корни — требуется время.

Хотим перевести ребенка в другую школу: как это сделать «без травм»?

Анастасия Ситникова, фотопроект “Так сказать”

Родители с самого начала должны понимать: переход в новую школу — это не одномоментное действие, а длительный процесс. В лучшем случае адаптация занимает от полутора до трех месяцев. А в тяжелом случае — от полугода до года. У ребенка в старой школе может остаться лучший друг или лучшая подруга, с которыми проводили много времени, и нет никакой возможности эти связи сохранить: например, семья переехала в другой город. Общение в соцсетях — не выход, детям необходимо живое общение. Когда оно разрывается, ребенок переживает дополнительный стресс (помимо обычных трудностей адаптации). Ребенок имеет право горевать, это абсолютно нормально. К этому его гореванию родители должны относиться предельно серьезно, фразы «ну ничего, найдешь тут себе новых друзей» могут лишь подлить масла в огонь.

Любимый друг или любимый хороший учитель, классный руководитель или предметник, или даже просто привычная дорога до школы — это все может быть точками привязки, которые придется постепенно «отпускать». Если родители были инициаторами перехода, то радости со стороны ребенка ждать не стоит. Если обошлось без явного протеста, без пассивно-агрессивного поведения — это уже хорошо. И вообще учитывайте, что плюсы перехода в новую школу — плюсы, очевидные для взрослых — ребенок, скорее всего, оценит очень нескоро, если вообще оценит, а вот минусы ему гораздо заметнее, чем вам. Это ведь не вы, а он вынужден находиться там шесть дней в неделю по несколько часов. Учитывайте и то, что не обо всех этих минусах ребенок вам расскажет.

 

Как смягчить переход 

Тем не менее, если менять школу все-таки надо, если деваться некуда — то к этому надо предварительно подготовиться. Вот несколько основных способов такой подготовки.

 

1         Перед переходом в другую школу хорошо поговорить с кем-то из родителей, кто в силу обстоятельств много переезжает. Часто это семьи военных. У какого-то кадрового военного бывает очень много переездов, а ребенок каждый раз — в положении «новенького». Возможно, их опыт, их советы пригодятся и вам.

Имейте в виду, что дети начальных и средних классов не то чтобы злы и жестоки, но взыскательны и требовательны к новеньким. У детей в этом возрасте формируется идентичность группы, и как среагирует на эту идентичность коллективное сознание — впустить новенького или отторгнуть — очень большой вопрос. Если у вас есть выбор, в какой класс отдавать ребенка, то пусть это будет более слабый, но с лучшим психологическим климатом. Коллективы с очень большой конкуренцией, с выраженным жестким лидером или с травлей в анамнезе — опасны для новичка.

Огромная разница, попадает ребенок в сложившийся коллектив или поступает в школу, где класс только-только сформирован. То, о чем говорилось выше, скорее относится к ситуации, где класс уже сформирован давно, все ученики знают друг друга и учатся вместе не один год. Но есть лицеи и гимназии, которые набирают целиком новый пятый или девятый классы. И здесь ребенок словно снова идет в первый класс: он попадает в коллектив, где всё в состоянии брожения, где коллектив только начинает складываться, распределяются роли. Это совсем другая история, более легкая.

 

2         Если вы знаете, что у вашего ребенка коммуникативные трудности, то ему нужно поработать с психологом, сходить на тренинги или в отправиться в летний лагерь, чтобы он получил навык вживания в новые для себя социальные роли (но только в такой лагерь, в котором вы уверены, в котором педагоги умеют поддерживать правильный моральный климат. От первого попавшегося лагеря может быть не польза, а вред).

Хотим перевести ребенка в другую школу: как это сделать «без травм»?

Елена Братцева, фотопроект “Так сказать”

 

3         Важно предупредить ребенка, что сначала будет непросто, придется привыкать. Если он тревожный, мнительный, делать это надо или очень заранее, или, наоборот, — не слишком, в зависимости от ребенка. Каждый родитель такого ребенка знает, как он реагирует, скажем, на планируемый поход к зубному. Кого-то нужно подготовить заранее, чтобы он подготовился к ситуации, успокоился и принял, а кого-то — почти накануне, чтобы не накрутил себя. Ребенку надо объяснять, что такое адаптация, как происходит привыкание. Полезно рассказать о своем опыте, об опыте знакомых: как проходили через подобное, какие возникали трудности, как эти трудности преодолевали.

Но кроме того, ребенка надо максимально замотивировать, объяснить, чем эта школа лучше — с образовательной точки зрения, с точки зрения престижа. Попытайтесь отыскать что-то хорошее о новой школе, причем не рекламного характера, а правдивое.

 

4         Обязательно сходить с ребенком посмотреть новую школу. Посмотреть на учителей и, если это возможно, познакомиться с учениками, чтобы у него появилось хоть какое представление о школе. Чтобы это сделать, надо заранее связаться с администрацией новой школы и договориться о таком визите.

 

5         Если отношения с учениками в старой школе хорошие, надо устроить прощальную вечеринку, а также постараться максимально сохранить те связи, которые ребенку хочется сохранить: записать телефоны, контакты родителей, договориться о встречах, особенно в те три-четыре месяца, пока ребенок будет привыкать. То есть не доверять записывание контактов ребенку (даже подросткового возраста), а продублировать. Ведь от эмоций и от стеснения ребенок может что-нибудь не написать. Первые месяцы надо максимально поддерживать встречи со старыми одноклассниками, предлагать пойти погулять с ними, сходить в кино или театр.

 

6         Хорошо, когда при смене школы у ребенка сохраняется внешкольный круг общения: его друзья из детства, друзья по даче, дети ваших друзей, друзья из студии, кружка или скаутского отряда. Бывает, что даже одного такого внешкольного друга достаточно, чтобы в новой школе ребенок чувствовал себя уверенно. А уверенно он будет себя чувствовать, потому что знает: у него крепкие тылы, он не одинок, ему есть у кого искать понимания и поддержки. Это своего рода гарантия безопасности.

 

Хотим перевести ребенка в другую школу: как это сделать «без травм»?

Дарья Катенина, фотопроект “Так сказать”

 

7         Нужно максимально подробно узнать порядки в новой школе, какие-то режимные моменты, отличие в программе и так далее. Порой родители гонятся за престижем школы, не понимая, насколько там огромная нагрузка и что она ребенку не под силу. Если вы собираетесь перейти в школу, где действительно больше требований, лучше хотя бы три месяца ходить туда на подготовительные курсы, решать все задания, заниматься с репетиторами из этой школы, чтобы и ребенок представлял себе объем нагрузки на практике, учился по тем учебникам, по которым занимаются в этой школе.

Обычно все более сильные школы имеют либо подготовительные курсы, либо факультативы, или можно индивидуально договориться с преподавателем о занятиях. Это полезно еще и как окончательная проверка: стоит ли все-таки сюда переходить? Ведь может выясниться, что разрыв в подготовке капитальный, что его не преодолеть, что ребенок не сможет на этом уровне учиться, либо сможет, но с огромным трудом.

Чтобы ребенок хорошо учился в новой школе, важно, чтобы не было гигантского перепада в уровне обучения. Плохо, если новая школа гораздо сложнее прежней, но плохо и если она гораздо проще. То есть важно, чтобы ребенок не ощущал себя аутсайдером, но и если он вдруг в слабой школе внезапно ощутит себя успешным лидером — это тоже плохо. Если разрыв в уровне между старой и новой школой кардинален, то основные трудности адаптации как раз будут не в социальной сфере, а в учебной. Если вы поняли, что ребенок явно не потянет учебную программу новой школы — наймите репетитора, чтобы подтянул его насколько это возможно за ограниченное время. Важно, что подтягивать должен профессионал, сами вы, скорее всего, в случае огромного разрыва не справитесь.

 

8         Надо сделать все для того, чтобы ребенок максимально вписывался в рейтинг по социальным клише — улучшить одежду, модель телефона, обувь, рюкзак. К сожалению, все это важно, и принимают по одежке. Особенно в детской среде.

 

9         Можно воплотить в жизнь какое-нибудь давнее желание ребенка — купить велосипед другой модели, гироскутор, что-то для компьютера. То, что со школой не связано и что доставит ему радость. Эта радость станет для него поддержкой в трудные первые месяцы, когда ему придется потратить силы на привыкание.

 

Началась учеба

Но вот свершилось — ребенок уже начал учиться в новой школе. Что должны делать родители?

1

Первые недели в новой школе нужно максимально быть на связи с ребенком. Речь не о том, конечно, чтобы уволиться с работы или взять отпуск, но, по возможности, постарайтесь сделать так, чтобы ваш график позволял активно общаться с ним, присматриваться, каково ему в новой школе. Самые неприятные вещи вылезают в первые полтора месяца, но при этом первые дни могут быть обманчиво хороши. Только потом могут начаться проблемы — кто-то из учеников или учителей его невзлюбил, обнаружились сложности по каким-то предметам. Ошибкой было бы думать, что раз ребенок поступил, то можно уже расслабиться.

Нужно выбирать время, гулять, разговаривать, смотреть какие-то старые фильмы о школе, с тем, чтобы была возможность каким-то образом быть в курсе переживаний ребенка. Если речь о младшей школе – там может быть какая-то рисовальная терапия, игровая, чтобы помочь ему выразить свои переживания.

 

2

Родители, переводя ребенка в более сильную школу, зачастую строят у себя в голове идеальную картинку — как там все будет идеально. Но оказывается, что все не идеально, а просто нормально. Другая школа, и что-то в ней лучше, что-то хуже. Например, вроде все нормально, а еда невкусная, или раздевалка неудобная, или физрук сумасшедший. Везде есть минусы и плюсы, и всегда можно помочь выделить минусы и плюсы, спрашивая, что больше нравится, что меньше нравится, что удачней было в старой школе, а что — здесь.

Повторяю, сейчас речь о трудных вариантах. Иногда ребенок бывает по-настоящему счастлив, что поменял школу, он хотел этого сам, был заинтересован в учебе или в программе, в новых ребятах. Тогда адаптация будет легкой. Конечно, надо порадоваться, что нет трудностей, конфликтов, слез, нежелания идти, хвостов в учебе. Но в целом расслабиться можно не раньше чем спустя полгода или даже через год. Тогда будет окончательно ясно, что ребенок вписался в систему, у него появились друзья.

 

Хотим перевести ребенка в другую школу: как это сделать «без травм»?

Александра Анисимова, фотопроект “Так сказать”

 

3

Переход в новую школу часто влечет за собой изменение режима дня. И здесь порой требуется пересмотреть общую нагрузку. Если прежняя школа была рядом с домом, а сейчас надо тратить час с лишним на дорогу — значит, нужно понять, что из внешкольных занятий вы можете оставить, а что лучше отменить. Надо понять, как организовать дополнительное питание ребенка, какие продукты давать с собой, где подвозить, где разрешать взять такси, решить, может быть, вы будете раз в две недели пропускать занятия — по договоренности с учителями.

Если ребенку предстоит самостоятельно ездить по маршруту — нужно несколько раз проехать вместе с ним заранее, чтобы он привык. Хорошо подчеркивать плюсы такой дороги: ты едешь сам, у тебя больше карманных денег. В таких школах часто все ездят издалека, не он один, так что все воспринимается совершенно нормально.

 

4

Иногда родители спрашивают: надо ли ходить знакомиться со всеми новыми учителями, рассказывать им об особенностях ребенка. Ответ на этот вопрос зависит от того, в какую именно ступень вы перешли. Если речь идет о средней школе, там обычно при поступлении предполагается обязательное собеседование либо с психологом, либо с учителями-предметниками. Надо играть по правилам заведения, куда вы поступили. Как правило, педагоги в школе исходят из того, что ребенок сам выстраивает отношения. За исключением тех случаев, когда у него есть какие-то особенности характера, здоровья или поведения, о которых обязательно нужно предупредить. Если же таких нюансов нет, то лучше не слишком надоедать учителям — чтобы не заработать репутацию тревожных родителей. Потому что все-таки в сильных школах учителя предполагают, что дети могут учиться сами и что это не родители пришли учиться. Но если не было никакого конкурса, никакого собеседования — нужно прийти и понять: готовы ли вас слышать.

 

5

Родителям следует ходить на все собрания, чтобы быть в курсе ситуации. Знакомиться с классом можно, активно участвуя в коллективных поездках, в организации разных внутришкольных мероприятий — утренников, соревнований, походов. Это и вам поможет яснее понять атмосферу в классе, и ребенку дает ощущение защищенности. Но при этом важно не выделять своего сына или дочку из прочих детей, со всеми вести себя одинаково.

Общий вывод: к переходу в новую школу следует относиться серьезно: проблемы вполне возможны, но зная о них заранее, можно их максимально сгладить. Также не стоит думать, будто переход чудесным образом решит все прежние проблемы. Если избегать излишнего оптимизма и излишней паники, все в итоге будет нормально.

 

Подготовила Оксана Головко

На заставке: фрагмент фото Александра Анисимова, фотопроект “Так сказать”

foma.ru