Разное

Особенности протекания кризисного периода в подростковом возрасте – Особенности протекания кризисного периода в подростковом возрасте. — КиберПедия

Содержание

Кризисный период в подростковом возрасте: краткое описание особенностей

Молодость отличается буйным нравом, всплеском эмоций, конфликтами с родителями, учителями и друзьями. Именно так можно описать переходный период. Такова сущность подростков, когда у них меняются мироощущения и внутренний мир. В данной статье будет рассмотрен вопрос юношеского кризиса, как его пережить и что делать родителям.

Кризис подросткового возраста

Кризис подросткового возраста

Что такое кризис в подростковом возрасте

Кризис подросткового возраста – это обозначение жизненного периода, перехода от младшего школьного возраста к подростковому, становление новой личности. У ребенка появляется стремление к самовыражению, самореализации, развитию, саморегуляции. Данная фаза жизни характеризуется частыми ссорами с родителями, учителями, снижением интереса к учебе.

После ее завершения молодой человек получает новый уровень самосознания, определяется с жизненными ценностями и стремлениями. Согласно статистическим данным, кризис начинается в период с 11 до 16 лет.

Данная фаза является наиболее продолжительной. Наблюдаются повышенные темпы в умственном и физическом развитии. Разнообразные потребности возникают достаточно быстро, но, если ребенок не находит возможности их реализовать, они также быстро перегорают.

У девочек начало подросткового кризиса наблюдается в возрасте 10-11 лет. У мальчиков – 12-13. Его продолжительность определяется социальными особенностями и условиями, в которых ребенок развивается. В нормальной ситуации он заканчивается к 14-16 годам. Случается, что период продолжается до 17-21 года.

Важно! Если родители заблаговременно перестроили свое отношение к подрастающему ребенку, можно обойтись вовсе без кризиса. По крайней мере, без его яркого проявления.

Причины

Одной из причин пубертатного кризиса у подростка является то, что ребенок начинает предъявлять к себе и окружающим новые определенные требования. В виду возраста и отсутствия жизненного опыта чадо не способно самостоятельно справляться с новыми трудностями и нести ответственность за свои поступки.

На то, как будет проходить данный период, влияют как внутренние, так и внешние факторы. Ситуация может сложиться так, что ребенок станет замкнутым, неразговорчивым, снизятся успеваемость и оценки. С другой стороны, подросток может стать конфликтным и раздраженным.

Что относится к внешним факторам:

  • Повышенная опека и контроль со стороны родителей.
  • Психологическое давление;
  • Давление со стороны учителей;
  • Конфликты со сверстниками.

В первую очередь, большое влияние на психику подростка оказывает семья. Непонимание и давление со стороны родителей мешают им воспринимать свое чадо как равного. Подобное явление приводит к частым ссорам и, как результат, затяжному кризису.

К внутренним факторам относится психологическое состояние самого подростка. Ребенок начинает винить себя за свои неудачи, неумение общаться со сверстниками. В особенности это обостряется, если он от природы является скромным, застенчивым. Его раздражает идентичность поведения окружающих. Появляется желание выделиться.

Проблемы с учебой

Проблемы с учебой

Характерные симптомы юношеского кризиса

Кризис юношеского возраста, в первую очередь, проявляется в раздражительности и агрессии к окружающему миру. Наступление периода начинают показывать поступки, ранее несвойственные ребенку. Чадо может стать:

  • Нервным;
  • Раздражительным;
  • Замкнутым;
  • Угрюмым.

Также подросток начинает интересоваться:

  • Сигаретами и алкоголем;
  • Противоположным полом.

Внутренние конфликты и беспокойство могут привести к тому, что юноша или девушка полностью оградится от мира и окружающих. Родители в такое время воспринимаются как угроза. Подростки все больше времени стремятся проводить вне дома или в виртуальном мире.

Другой признак юношеского кризиса – снижение успеваемости. В частности, молодые люди хуже начинают справляться с творческими заданиями, сочинениями и научными презентациями.

Данное явление связано с изменением и перестройкой жизненных ценностей. Некоторые дети после этого начинают интересоваться совершенно противоположными науками, например, музыкой, спортом, математикой, правом.

В подобное время молодые люди предпочитают изливать свои мысли кому-нибудь другому, но только не родителям. Девушки нередко заводят дневники. Парни предпочитают общение в социальных сетях.

Алкоголь и сигареты

Алкоголь и сигареты

Важно! Определение начальной стадии кризиса поможет родителям подготовиться и перестроить свое отношение к ребенку.

Как общаться с подростком

Родителям придется полностью пересмотреть общение со своим чадом. Проблема в том, что перед взрослыми находится уже не маленький ребенок, который не может принимать решения, а еще не до конца сформировавшаяся личность.

Каким в таком случае должно быть поведение? Лучше придерживаться середины. Отказаться от тотального контроля, но и не допускать полной подростковой анархии. Молодым людям в данное время нужна свобода, но в разумных пределах. Как бы ребенок себя ни вел, он все еще нуждается в опоре в виде родителей.

Родителям стоит проявлять интерес к жизни подростка. Кризисные ситуации в подростковом возрасте – нормальное явление и порой требуют помощи со стороны взрослого.

Не стоит отмахиваться от детских проблем, считая их ерундой, не требующей внимания. Возможно, кажущаяся родителю мелкой проблема для подростка является настоящей трагедией, которую он не может разрешить.

С другой стороны, не стоит слишком давить на подростка, пытаясь выведать все его тайны. Следует стараться показывать, что мама и папа всегда придут к нему на помощь и поддержат в любой ситуации.

Можно ли помочь пережить

Родители должны понимать, что кризис юности – это не патология, не психологическое отклонение. Это нормальный период роста и развития. Только в редких случаях ребенку может понадобиться психологическая помощь, чтобы наладить отношения со сверстниками, учителями и родными.

Для сглаживания подобного возрастного периода следует придерживаться основных рекомендаций:

  • Поиск точек соприкосновения в любых конфликтных ситуациях. Если ребенку нужно личное пространство, можно договориться, что родители не заходят в его комнату без стука, а он обязан поддерживать там порядок;
  • Основные правила, которых должны придерживаться все члены семьи. Например, совместный ужин, мытье посуды по очереди и так далее;
  • Равные права. Стоит вовлекать подростка в решение семейных вопросов и некоторых проблем. Хорошо, когда ребенок чувствует себя важным и нужным;
  • Не поддаваться на провокации и эмоциональные всплески со стороны молодого человека;
  • Поддержка во всех начинаниях. Не следует ограничивать его собственный интерес и увлечения.

Важно! У родителей также возникает множество вопросов, связанных с поведением своего ребенка. Для поддержания себя и чада можно прочитать краткий курс психологии.

Нахождение общего языка с ребенком

Нахождение общего языка с ребенком

Когда завершается

Считается, что нормальный возраст для окончания пубертатного периода 14-16 лет. Однако психологи стали замечать, что в современном мире у молодых людей и девушек кризис стал начинаться и заканчиваться гораздо позже, в большинстве случаев уже после достижения совершеннолетия.

Психологи связывают это с тем, что современные стандарты требуют от молодых людей конкурентоспособности в плане образования, на получение которого сейчас уходит гораздо больше времени.

В связи с этим период, когда молодой человек или девушка начинает работать и жить самостоятельно, постоянно отодвигается. Поэтому окончание переходного возраста может приходиться на 17-21 год. Хорошо это или нет, сказать сложно. Хотя можно отметить, что возникновение более позднего периода способствует спокойному или менее конфликтному его протеканию.

Какова формула счастья в доме, где есть подросток? Все просто – достаточно достичь взаимопонимания и взаимоуважения. Бушующие гормоны постепенно утихнут, и перед родителями появится новый, уже взрослый человек, который будет благодарен им за оказанную поддержку.

Видео

srazu.pro

Кризис в подростковом возрасте: особенности проявления

Ребенок растет. А нам, вечно занятым, не до него. Между тем, в подростковом возрасте ему очень тяжело приходится. И не только в росте — он не успевает сам за собой, так быстро растет. Но ему тяжело и психологически. Чем родители могут помочь?

В начале второго десятка жизни у детей резко изменяется гормональный фон, что вызывает у них первое осознанное сексуальное влечение. Это и является причиной того, что подростки начинают активно интересоваться противоположным полом, экспериментируют в отношениях: встречаются, ругаются, расстаются. Успеваемость падает, родители ругаются, а подростки слишком увлечены новым миром – миром человеческих отношений, чувств и эмоций.

Многих родителей объединяет страх перед подростковым возрастом своих детей. Как только кто-то произносит: «Моему сейчас 14…», окружающие сочуствующе вздыхают. Конечно, не зря этот возраст в народе называют «трудным»: подростки часто кажутся взрослым людям совершенно непредсказуемыми, но есть общие тенденции, на основе которых можно выделить два вида подросткового кризиса.

Так, первый вид протекания кризиса подросткового возраста можно назвать бурным, ярким, интенсивным. Подросток активно бунтует против всего мира, эпатажно выглядит и соответствующе ведет себя: он становится очень громким и резким, при ссорах хлопает дверью и сбегает из дома. У него часто возникают конфликты с педагогами, зато на подростковых тусовках он постоянный гость.

Обычно именно этот вид кризиса больше всего пугает родителей: ребенок кажется каким-то чужим, другим, хотя еще год назад он был послушным школьником.

На самом деле подростки, которые таким образом переживают кризис, обычно бывают достаточно открыты. Они не скрывают своих эмоций: если злятся, то весь дом об этом знает; если радуются, то готовы поделиться радостью со всем миром.

Эта открытость – ресурс для родителей для сохранения контакта и доверительных отношений с подростком. Эмоции и чувства – то, что сейчас составляет картину мира вашего ребенка. Разговаривайте о них с подростком, обсуждайте, искренне интересуйтесь тем, что происходит у него в душе: чувствуя подлинный интерес, а не желание его контролировать, ребенок поделится переживаниями.

Вы можете вспомнить себя в его возрасте, рассказать, что тоже переживали из-за первой любви и ссор с друзьями, можете сравнивать ваши чувства и эмоции. Такой опыт будет интересен и вам, и вашему бунтующему ребенку.

Второй вид протекания кризиса подросткового возраста – тихий и молчаливый. Такие подростки переживают тот же спектр очень интенсивных эмоций молча, запершись на ключ в своей комнате, натянув капюшон по самые глаза и вставив наушники с орущей музыкой. Они тоже бунтуют, тоже кричат, но внутри себя.

Этот тихий бунт на самом деле таит в себе куда больше опасностей, чем громкий, ведь такие подростки становятся крайне замкнутыми, не делятся своими переживаниями, а общаются в основном в социальных сетях. Такие молчуны более непредсказуемы, потому что остается только гадать, какая буря бушует у них внутри.

Родителям, чей подросток ведет себя именно так, важно запастись терпением и сохранить тот контакт, который был на момент наступления кризиса.

Важно дать понять ребенку, что вы будете рядом всегда, что бы он ни натворил, что ваша любовь к нему не зависит ни от каких внешних факторов: вы просто любите его за то, что он есть, со всеми его недостатками и комплексами.

Не требуйте от него рассказов о себе, дайте ему прожить кризис внутри себя, но ненавязчиво напоминайте, что вы его поддержка и опора – в любой момент он может обратиться за помощью, и вы непременно поддержите его. Если у подростка есть ощущение, что семья – это его укрытие от внешнего мира, то никаких страшных поступков он не совершит.

Вне зависимости от типа протекания кризиса родителям важно помнить несколько правил.

1. Относитесь к подростку как к взрослому человеку: уважайте его, его чувства, переживания, эмоции, выбор, поступки, даже если они вам кажутся неправильными. Право на ошибку учит подростка продумывать последствия, учитывать множество факторов и брать на себя ответственность.

2. Уважайте личное пространство подростка. Вы ведь не полезете читать эсэмэски своего коллеги по работе? Так и с подростком: у него есть своя личная жизнь, свое пространство, которое должно быть неприкосновенным. Не читайте его переписки, стучитесь в дверь, прежде чем войти в его комнату. Даже такие мелочи позволят ему понять, что вы уважительно относитесь к его праву на личные границы.

3. Не обесценивайте переживания подростка, говоря: «Опять поссорились? Ерунда, помиритесь!» Нет, не ерунда: ссоры для подростков – конец света, а нередко и реальный конец дружбы. Уважайте эти переживания, ведь мир отношений – основной мир для тинейджера.

4. Избегайте наказаний и приказов. Подросток – уже не ребенок, он крайне болезненно воспринимает посягательство на личную свободу и самовыражение. Домашние аресты, запреты, принуждение к какой-либо деятельности только усугубят протекание кризиса подросткового возраста. С тинейджером нужно договариваться так же, как с любым взрослым человеком.

5. Каким бы ни был кризис – тихим или громким, легким или тяжелым, важно сохранить доверительные отношения. Родители должны учитывать возрастные особенности своего чада, чтобы дальнейшее развития было гармоничным. Хочет подросток гулять – пусть гуляет, хочет сидеть в комнате – пусть сидит. Главное, чтобы он знал, что у него есть родительская поддержка.

Екатерина Сафонова

С сайта «Я-родитель»

У девочек подростковый кризис протекает в более мягкой форме, наступает раньше и кончается быстрее, чем у мальчиков. Когда начинается и когда заканчивается подростковый кризис?

В среднем (для климатической зоны Северной Европы и северо-запада России): 11-16 лет — у девочек и 12-18 лет — у мальчиков. Но на практике все происходит сугубо индивидуально. В качестве пикантности: подростку Достоевского из одноименного романа — двадцать один год. Не слабо, как говорят сами подростки, не правда ли?

В целом, у девочек подростковый кризис протекает в более мягкой форме, наступает раньше и кончается быстрее, чем у мальчиков. Может быть, это связано с тем, что требования к самоопределению юношей и мужчин в нашем обществе традиционно жестче, чем аналогичные позиции для девушек и женщин.

И все же начало и конец подросткового кризиса — дело сугубо индивидуальное, и любые точные предсказания в этом вопросе неизбежно будут носить характер спекуляции.

azbyka.ru

Особенности проявления кризиса в подростковом возрасте

В начале второго десятка жизни у детей резко изменяется гормональный фон, что вызывает у них первое осознанное сексуальное влечение. Это и является причиной того, что подростки начинают активно интересоваться противоположным полом, экспериментируют в отношениях: встречаются, ругаются, расстаются. Успеваемость падает, родители ругаются, а подростки слишком увлечены новым миром – миром человеческих отношений, чувств и эмоций.

Многих родителей объединяет страх перед подростковым возрастом своих детей. Как только кто-то произносит: «Моему сейчас 14…», окружающие сочувствующе вздыхают. Конечно, не зря этот возраст в народе называют «трудным»: подростки часто кажутся взрослым людям совершенно непредсказуемыми, но есть общие тенденции, на основе которых можно выделить два вида подросткового кризиса.

Так, первый вид протекания кризиса подросткового возраста можно назвать бурным, ярким, интенсивным. Подросток активно бунтует против всего мира, эпатажно выглядит и соответствующе ведет себя: он становится очень громким и резким, при ссорах хлопает дверью и сбегает из дома. У него часто возникают конфликты с педагогами, зато на подростковых тусовках он постоянный гость.

Обычно именно этот вид кризиса больше всего пугает родителей: ребенок кажется каким-то чужим, другим, хотя еще год назад он был послушным школьником.

На самом деле подростки, которые таким образом переживают кризис, обычно бывают достаточно открыты. Они не скрывают своих эмоций: если злятся, то весь дом об этом знает; если радуются, то готовы поделиться радостью со всем миром.

Эта открытость – ресурс для родителей для сохранения контакта и доверительных отношений с подростком. Эмоции и чувства – то, что сейчас составляет картину мира вашего ребенка. Разговаривайте о них с подростком, обсуждайте, искренне интересуйтесь тем, что происходит у него в душе: чувствуя подлинный интерес, а не желание его контролировать, ребенок поделится переживаниями.

Вы можете вспомнить себя в его возрасте, рассказать, что тоже переживали из-за первой любви и ссор с друзьями, можете сравнивать ваши чувства и эмоции. Такой опыт будет интересен и вам, и вашему бунтующему ребенку.

Второй вид протекания кризиса подросткового возрастатихий и молчаливый. Такие подростки переживают тот же спектр очень интенсивных эмоций молча, запершись на ключ в своей комнате, натянув капюшон по самые глаза и вставив наушники с орущей музыкой. Они тоже бунтуют, тоже кричат, но внутри себя.

Этот тихий бунт на самом деле таит в себе куда больше опасностей, чем громкий, ведь такие подростки становятся крайне замкнутыми, не делятся своими переживаниями, а общаются в основном в социальных сетях. Такие молчуны более непредсказуемы, потому что остается только гадать, какая буря бушует у них внутри.

Родителям, чей подросток ведет себя именно так, важно запастись терпением и сохранить тот контакт, который был на момент наступления кризиса.

Важно дать понять ребенку, что вы будете рядом всегда, что бы он ни натворил, что ваша любовь к нему не зависит ни от каких внешних факторов: вы просто любите его за то, что он есть, со всеми его недостатками и комплексами.

Не требуйте от него рассказов о себе, дайте ему прожить кризис внутри себя, но ненавязчиво напоминайте, что вы его поддержка и опора – в любой момент он может обратиться за помощью, и вы непременно поддержите его. Если у подростка есть ощущение, что семья – это его укрытие от внешнего мира, то никаких страшных поступков он не совершит.

Вне зависимости от типа протекания кризиса родителям важно помнить несколько правил:

  1. Относитесь к подростку как к взрослому человеку: уважайте его, его чувства, переживания, эмоции, выбор, поступки, даже если они вам кажутся неправильными. Право на ошибку учит подростка продумывать последствия, учитывать множество факторов и брать на себя ответственность.
  2. Уважайте личное пространство подростка. Вы ведь не полезете читать эсэмэски своего коллеги по работе? Так и с подростком: у него есть своя личная жизнь, свое пространство, которое должно быть неприкосновенным. Не читайте его переписки, стучитесь в дверь, прежде чем войти в его комнату. Даже такие мелочи позволят ему понять, что вы уважительно относитесь к его праву на личные границы.
  3. Не обесценивайте переживания подростка, говоря: «Опять поссорились? Ерунда, помиритесь!» Нет, не ерунда: ссоры для подростков – конец света, а нередко и реальный конец дружбы. Уважайте эти переживания, ведь мир отношений – основной мир для тинейджера.
  4. Избегайте наказаний и приказов. Подросток – уже не ребенок, он крайне болезненно воспринимает посягательство на личную свободу и самовыражение. Домашние аресты, запреты, принуждение к какой-либо деятельности только усугубят протекание кризиса подросткового возраста. С тинейджером нужно договариваться так же, как с любым взрослым человеком.

Каким бы ни был кризис – тихим или громким, легким или тяжелым, важно сохранить доверительные отношения. Родители должны учитывать возрастные особенности своего чада, чтобы дальнейшее развития было гармоничным. Хочет подросток гулять – пусть гуляет, хочет сидеть в комнате – пусть сидит. Главное, чтобы он знал, что у него есть родительская поддержка.

azbyka.ru

Особенности проявления кризиса в подростковом возрасте

Два вида протекания кризиса подросткового возраста

В начале второго десятка жизни у детей резко изменяется гормональный фон, что вызывает у них первое осознанное сексуальное влечение. Это и является причиной того, что подростки начинают активно интересоваться противоположным полом, экспериментируют в отношениях: встречаются, ругаются, расстаются. Успеваемость падает, родители ругаются, а подростки слишком увлечены новым миром – миром человеческих отношений, чувств и эмоций.

Многих родителей объединяет страх перед подростковым возрастом своих детей. Как только кто-то произносит: «Моему сейчас 14…», окружающие сочувствующе вздыхают. Конечно, не зря этот возраст в народе называют «трудным»: подростки часто кажутся взрослым людям совершенно непредсказуемыми, но есть общие тенденции, на основе которых можно выделить два вида подросткового кризиса.

Так, первый вид протекания кризиса подросткового возраста можно назвать бурным, ярким, интенсивным. Подросток активно бунтует против всего мира, эпатажно выглядит и соответствующе ведет себя: он становится очень громким и резким, при ссорах хлопает дверью и сбегает из дома. У него часто возникают конфликты с педагогами, зато на подростковых тусовках он постоянный гость.

Обычно именно этот вид кризиса больше всего пугает родителей: ребенок кажется каким-то чужим, другим, хотя еще год назад он был послушным школьником.

На самом деле подростки, которые таким образом переживают кризис, обычно бывают достаточно открыты. Они не скрывают своих эмоций: если злятся, то весь дом об этом знает; если радуются, то готовы поделиться радостью со всем миром.

Эта открытость – ресурс для родителей для сохранения контакта и доверительных отношений с подростком. Эмоции и чувства – то, что сейчас составляет картину мира вашего ребенка. Разговаривайте о них с подростком, обсуждайте, искренне интересуйтесь тем, что происходит у него в душе: чувствуя подлинный интерес, а не желание его контролировать, ребенок поделится переживаниями.

Вы можете вспомнить себя в его возрасте, рассказать, что тоже переживали из-за первой любви и ссор с друзьями, можете сравнивать ваши чувства и эмоции. Такой опыт будет интересен и вам, и вашему бунтующему ребенку.

Второй вид протекания кризиса подросткового возраста – тихий и молчаливый. Такие подростки переживают тот же спектр очень интенсивных эмоций молча, запершись на ключ в своей комнате, натянув капюшон по самые глаза и вставив наушники с орущей музыкой. Они тоже бунтуют, тоже кричат, но внутри себя.

Этот тихий бунт на самом деле таит в себе куда больше опасностей, чем громкий, ведь такие подростки становятся крайне замкнутыми, не делятся своими переживаниями, а общаются в основном в социальных сетях. Такие молчуны более непредсказуемы, потому что остается только гадать, какая буря бушует у них внутри.

Родителям, чей подросток ведет себя именно так, важно запастись терпением и сохранить тот контакт, который был на момент наступления кризиса.

Важно дать понять ребенку, что вы будете рядом всегда, что бы он ни натворил, что ваша любовь к нему не зависит ни от каких внешних факторов: вы просто любите его за то, что он есть, со всеми его недостатками и комплексами.

Не требуйте от него рассказов о себе, дайте ему прожить кризис внутри себя, но ненавязчиво напоминайте, что вы его поддержка и опора – в любой момент он может обратиться за помощью, и вы непременно поддержите его. Если у подростка есть ощущение, что семья – это его укрытие от внешнего мира, то никаких страшных поступков он не совершит.

Вне зависимости от типа протекания кризиса родителям важно помнить несколько правил:

  1. Относитесь к подростку как к взрослому человеку: уважайте его, его чувства, переживания, эмоции, выбор, поступки, даже если они вам кажутся неправильными. Право на ошибку учит подростка продумывать последствия, учитывать множество факторов и брать на себя ответственность.

  2. Уважайте личное пространство подростка. Вы ведь не полезете читать эсэмэски своего коллеги по работе? Так и с подростком: у него есть своя личная жизнь, свое пространство, которое должно быть неприкосновенным. Не читайте его переписки, стучитесь в дверь, прежде чем войти в его комнату. Даже такие мелочи позволят ему понять, что вы уважительно относитесь к его праву на личные границы.

  3. Не обесценивайте переживания подростка, говоря: «Опять поссорились? Ерунда, помиритесь!» Нет, не ерунда: ссоры для подростков – конец света, а нередко и реальный конец дружбы. Уважайте эти переживания, ведь мир отношений – основной мир для тинейджера.

  4. Избегайте наказаний и приказов. Подросток – уже не ребенок, он крайне болезненно воспринимает посягательство на личную свободу и самовыражение. Домашние аресты, запреты, принуждение к какой-либо деятельности только усугубят протекание кризиса подросткового возраста. С тинейджером нужно договариваться так же, как с любым взрослым человеком.

Каким бы ни был кризис – тихим или громким, легким или тяжелым, важно сохранить доверительные отношения. Родители должны учитывать возрастные особенности своего чада, чтобы дальнейшее развития было гармоничным. Хочет подросток гулять – пусть гуляет, хочет сидеть в комнате – пусть сидит. Главное, чтобы он знал, что у него есть родительская поддержка.

Екатерина Сафонова

Два вида протекания кризиса подросткового возраста

Подросток не хочет общаться, у вас не получается мирно договориться – как быть в такой ситуации? Пройдите тест и получите информацию об особенностях вашего стиля воспитания и о взгляде подростка на то, как вы его воспитываете.

Пройти тест

www.ya-roditel.ru

Когда и как протекает кризис подростковый и что делать родителям

Развитие ребенка с детского возраста до взрослого периода сопровождается периодическими душевными кризисами. Возрастной ценз кризисных периодов следующий:

  • годовалый возраст;
  • в три-четыре годика;
  • семилетний кризисный период;
  • кризисные явления с 13 до 17 лет.
Возрастные кризисы - что этоВозрастные кризисы - что этоВозрастные кризисы — определение

Особо серьезными считают возрастные явления, которые происходят в 3-4 года и кризис 17 лет.

Кризис 4 лет у детей проходит более безболезненно, родители могут помочь своему малышу пережить этот процесс. Отечественная психология период взросления подростка   считает самым сложным, поскольку начинается перестройка личности, подросток в этот период может полностью поменять взгляды. Родное дитя для родителей становится чужим непонятным человеком, способным на непредсказуемые поступки.

Особенности подросткового возраста - определениеОсобенности подросткового возраста - определениеОсобенности и периоды подросткового возраста

Следует уточнить, что границы подросткового кризиса индивидуальны для каждого подростка.

Характерные признаки кризиса у подростков

Кризис подросткового возраста подступает постепенно. Родителям очень важно распознать первые его проявления. Не надо делать вид, что ничего не происходит, что все пройдет само-собой.  Признаки назревания кризиса у некоторых подростков начинают проявляться уже к 10 годам, другие вступают в проблемную стадию в 13-17 лет

Психологи считают, что, чем позднее проявляется возрастная проблема, тем острее протекают кризисные явления.

Общение подростков со сверстникамиОбщение подростков со сверстникамиОбщение со сверстниками выходит на первый план

Характерными кризисными проявлениями можно считать:

  1. Тяга к обществу более старших детей или активизация общения с одногодками.
  2. У подростков проявляется резкая тяга к автономии, самостоятельности и независимости. Свое мнение он считает единственно-правильным.

Советы: Если родители стали замечать, что ребенок может общаться со ровесниками бесконечно долго, а в семье тяготится общением, отмалчивается, теряет интерес к семейным делам, значит проблема переходного возраста пришла в ваш дом. Пора незамедлительно посетить психолога и почитать специальную литературу.

Основые признаки подросткового кризисаОсновые признаки подросткового кризисаОсновные признаки кризиса подросткового возраста

Родителям надо знать, что криз в подростковом возрасте имеет свои «плюсы» — противоречия, разрывающие душу подростка нужны для того, чтобы сформировалась полноценная и гармоничная личность.

Основные фазы кризисного периода

  1. 1 фазу называют предкритической или негативной. Данный период характеризуется тем, что в сознании подростка рушатся стереотипы. Родители часто не понимают, что происходит с их чадом, поэтому возникает много разногласий в семье.
  2. 2 фаза является кульминационной точкой кризиса. Чаще всего такое случается в 13-15 лет.  У кого-то этот период бурный, у иных проходит более спокойно и мягко.   Для фазы 2 характерно пристрастие детей к неформальной культуре, они вступают в разные группировки или «прибиваются» к дурным компаниям.
  3. 3 фаза называется посткритической. На данном этапе происходит формирование новых отношений со сверстниками, с семьей и с обществом.
Два пути развития кризисаДва пути развития кризисаПути развития подросткового кризиса

Советы: Родителям надо проявлять максимум терпения и понимания. Ни в коем разе нельзя вступать в конфронтацию. Важно создать такой психологический климат дома, в котором подростку будет комфортно. Он должен чувствовать, что его любят в семье.

Папе и маме надо понять, что сын или дочь стали взрослеть, что с мнением своего чада надо считаться. 

Кризис подростковый выражается в двух видах – зависимости и независимости.

Вид кризиса: независимость

Выражаются кризисные явления в том, что ребенок очень резко отторгает от себя окружающих и семью. Отсюда и название – независимый. Характерными чертами независимости становятся     проявление своеволия, обесценивание мнения старшего поколения, отрицание их требований.

Проявления кризиса независимостиПроявления кризиса независимостиКризис независимости — проявления

Более резко и прямолинейно, проявления независимости заметны в 13-15 лет. Кризис 17 лет проявляется в более скрытых формах. Симптоматика кризисного периода сама по себе не пройдет. Она проявляется не все время, а периодами. Родителям не следует обострять отношения в это время.

Психология советует отнестись к возрастному кризису с пониманием. Ребенку тяжело пережить противоречия, его психика не может справиться с эмоциями, он не умеет управлять чувствами. Если вступить в конфронтацию, то подросток может сорваться или станет замкнутым.

Советы: Родителям надо прислушиваться к «крику души» своего ребенка.

Признак подросткового кризиса кризисаПризнак подросткового кризиса кризисаПризнак кризиса — отдаление от родителей

Не надо читать ему лекций, поучать и не следует разговаривать, как с малышом, поучительным тоном. В противном случае ситуация только ухудшится. Преодолеть проблемный возраст можно только с помощью терпения и любви к своему чаду.

Некоторые родители практикуют применение силы. Для юного нигилиста такое отношение спровоцирует только отрицательные реакции.    

Вид кризиса: зависимость

Среди кризисов, которые переживают дети выявляется следующая тенденция. Если кризис 4 лет у детей, чаще всего, проявление независимости и стремление к самостоятельности, то у подростков намечается тенденция к зависимости.

Проявляется такой кризис чрезмерностью послушания, желанием быть «под крылышком» у старших. Подросток не имеет желания становиться взрослым, он страшится трудностей, не может принять самостоятельных решений, да и вообще боится самостоятельности.

Признаки кризиса зависимостиПризнаки кризиса зависимостиКризис зависимости — признаки

Такой кризис страшнее независимого. Тип поведения подростка предполагает, что ребенок станет инфантильным, развитие его станет медленнее.

Советы:   Процесс кризиса находится в зависимости от поведения взрослых. Папы и мамы, бабушки и дедушки должны быть очень терпеливы.

Надо помнить, что ребенок интуитивно копирует поведение взрослых. И задача родителей – подать ребенку пример своим поведением.

Если родители чувствуют, что ребенок выбирает линию поведения «зависимость», они должны приложить все силы, отказывать своему чаду в покровительстве, чтобы приучить его к самостоятельной жизни.

Основа проблем подростковОснова проблем подростковОснова проблем подростков — притиворечия

Как помочь подростку в преодолении кризиса

Даже очень любящие родители часто совершают много ошибок в воспитании детей. Трудным испытанием для многих является кризис 4 лет у детей. Советы психолога, полученные в этот период, годятся и для преодоления кризиса у подростка.

Советы родителям подростковСоветы родителям подростковСоветы родителям как пережить подростковый кризис
  • Любую проблему проще решить, если найти компромисс.
  • Все члены семьи должны выполнять единые требования и правила. Это позволит подростку чувствовать себя равным.
  • Родителям надо научить себя воспринимать ребенка, как   личность, которая уже состоялась. Решая семейные вопросы, обязательно спрашивайте его мнение.
  • Научите его справляться с эмоциями и чувствами личным примером.
  • Проявляйте искренний интерес к его проблемам и увлечениям.
  • Подростка надо поощрять за успехи, оказывать поддержку в начинаниях.
  • Не надо сравнивать своего ребенка с прочими, не говорите ему, что он хуже других, поддерживайте его морально в трудных ситуациях.
  • Не надо оценивать негативные высказывания юноши или девушки.

Подростковый период – это пора взросления, которая наступает в 13 лет, сюда входит переходный период в 15-16 лет, кризис 17 лет. Возрастная психология описывает каждый год этого трудного периода душевного становления и помогает родителям и педагогам понять тонкости и нюансы поведения подростков.

Видео: Подростковый кризис, советы психолога

detki.guru

Подростковый кризис. Пубертатный кризис. — КиберПедия

Подростковый возраст – период достаточно сложный и для взрослых, и для подростков. Эта сложность возникает из-за остроты кризисного периода данной возрастной ступени.

Этот этап проходят все без исключения, но вот начинается и заканчивается он у всех по-разному. У кого-то подростковые признаки прослеживаются в 10 лет, у кого-то в 13. Таким образом, в психологии принято выделять младший подростк. возраст (10-11 лет), средний (11-12 лет) и старший (13-14). Однако считается, что чем позже кризис начнется, тем острее его проявления.

Подростковый кризис — это переходный этап между детством и взрослой жизнью, поэтому стремление к самостоятельности в это время выражается особенно ярко. Всю жизнь ребенок был связан с родителями, зависел от них и слушался их. Теперь он старается эту связь оборвать, чтобы доказать свою взрослость. Нежелание рвать эту связь со стороны родителей может привести к конфликтам

Подростковый кризис имеет несколько фаз. Сначала — негативная, когда происходит ломка имеющихся стереотипов и родители начинают замечать сложности в общении с ребенком. Далее — кульминационная точка кризиса, точка кипения и взрослых, и детей. В этот непростой период важно как можно лучше понять подростка. Показать, что вы его любите таким, какой он есть. Пытаться вместе выходить из различных ситуаций с учетом мнения подростка. Родителям стоит запастись терпением на несколько лет. В природе все закономерно, и подростк.период здесь не исключение. После того как фазы кризиса сменят одна другую, он подойдет к концу. И вскоре наступает посткритическая фаза-построение новых отношений.

Подростковый кризис отличается от всех других кризисов (кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет) большей продолжительностью. Л. И. Божович полагает, что это связано с быстрым темпом физич. и умств.разв.подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной соц. зрелости школьников этого возраста, в то же время возникшие потребности очень сильные, напряженные. На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы сост. в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.).



Подростковый кризис, по мнению Л. И. Божович, связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого явл.появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания эти особо возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам.Подростки, чаще всего, претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отнош. к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения. Иные отнош.их унижают и оскорбляют.

Пубертатный (подростковый) кризис связан с перестройкой организма ребенка, и его проявления часто пугают и ставят в тупик взрослых — родителей, родственников, учителей. Началом пубертатного кризиса принято считать возраст 11–13 лет, но он может проявляться и раньше (7–8 лет).

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Активизация, сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физич. и физиологич.развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у девочек «скачек роста» обычно начинается и завершается на два года раньше, чем у мальчиков. Помимо половых различий, здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается.

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Дети в этот период часто ощущают себя неуклюжими и неловкими.В связи с быстрым развитием, для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, что вызывает быструю смену физич. состояния и настроения. В подростковом возрасте эмоц. фон становится неровным и нестабильным.



Подростку, испытывающему множество резких физич. и физиологич.изменений связ. с половым созреванием нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего «Я», что в свою очередь порождает множество личностных проблем. Одна из них связана с появлением в подростковом возрасте полового влечения, часто изменяющего всю систему мотивов и переживаний.

Даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций.

Главная особенность возраста — личная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведение взрослеющего ребенка

43)Подходы к пониманию подрасткового кризиса.Подходы к изучению подростков (Райс Ф.) 1.Биолог-ий подход рассматр. процессы сексуального созревания и физич. изменений, происх-их во время полового созревания.2. Когнитивный изуч. вопросы, связ. с интеллектом, мышлением, памятью, а также влияние когнитивн. изменений на личность и поведение подростка. 3. Психосексуальныйизуч. разв.эмоций и функц-вание Я, включающего Я-концепцию, самооценку, гендерную принадлежность и идентичность.
4. Подход сквозь призму соц.взаимоотн. подразумевает изуч. влияния семьи, отнош. со сверстниками и друзьями.
Дж. Ст. Холл, предст. биологич. подхода, был первым чел., который применил научный подход к исследованию подраст.возраста. Согласно теории Холла, П находятся на эмоци-ых качелях: романтика одного момента переходит в депрессию следующего, апатичность сегодня сменяется экспрессивностью завтра. Эти колебания между эмоц-ными крайностями длятся до 20 лет. Более того, с ними ничего нельзя поделать, поскольку они ген-чески запрограм-ваны.
З. Фрейд описывал Подр.Возраст как период сексуального возбуждения, тревожности и иногда расстройств личности. Половое разв. — это окончательная стадия серии изменений, направленных на то, чтобы инфантильная сексуальная жизнь перешла в свою конечную, взрослую форму.
А. Фрейд характер-ала юность как период внутр. конфликта, психич.неуравнов-ности и неустойчивого поведения.
По мнению Э. Шпрангера, гл. новообраз. ПодрасткВозр — открытие «Я», разв.рефлексии, осознание собственной индивид-сти и её св-в; появление жизненного плана, уст. на сознательн. построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни. Ш. Бюлер выделяет 2 фазы переходного В: Негативная начинается ещё в допубертатный период. Её хар-ые черты — беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психич. разв., агрессивность.Это период метаний, противоречивых чувств, абстрактного бунта, меланхолии, снижения работоспособности. Позитивная наступает постепенно и выражается тем, что у П появляется новый мир ценностей, потребность в интимной чел-ой близости, он испытывает чувство любви, мечтает.
К. Левин рассматр. ПВ как социально-психологич. явление, связывая психич. разв. личности с изменением её соц. положения. Важнейшими процессами переходного возраста Левин счит. расширение жизненного мира личности, круга её общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, что и отражается на его психике. Левин называет подростка «маргинальным человеком». Маргинальность подростка выражается в том, что иногда он действует скорее как ребенок, особенно когда хочет избежать взрослой ответственности, а иногда — скорее как взрослый и претендует на права взрослого. Ж. Пиаже, представитель когнитивн. подхода к изуч. П, говоря о ПВ, сконцентрировал своё внимание на специфике юношеск.мышления. Пиаже пишет о том, что усложнение мыслит. действий оказывает важное влияние на все прочие стороны жизни, включ. эмоции. Прежде всего, это особое тяготение к общим теориям, формулам и т.д. склонность к теоретизир. становится возрастной особенностью.
Э. Эриксон считает, что центр-ый психологич. процесс в ПВ — это формир. личной идентичности, стремление понять самого себя и почувствовать единство. Гл. новообразование переходного возраста, по Л.С. Выготскому — это лич-ность самого подростка. В связи с возникновением самосознания, для подростка становится возможным более глубокое и широкое понимание других людей. Л.С. Выготский выделяет в ПВ 2 фазы – негативная отмирание осн. интересов и вызревание новых влечений. позитивнаявлечения обрастают новыми интересами, позитивно ориентирующ. Разв. личности подростка.
Д.Б. Эльконин формулир. идею о том, что выраженная тенденция к эмансипации подростка от взрослого обеспечив.возможность построения новой системы отношений. Формирование новых отнош. возможно только через отделение, причём не только психологич., но и физич.дистанцирование от родителей. Подростки начинают проводить много времени вне дома, не приемлют «детских» ласк, то есть физич.контакта с родителями, и всем свои поведением демонстрир. зависимость.
В целом, анализ теоретич. подходов к содержанию подростк. возраста позволяет предположить, что общей, глобальной задачей явл. поиск собственного пути развития, а также образа индивид. будущего: «Кто Я?» и «Куда Я иду?».
наиболее общими яв-ся следующ.изменения, происходя-щие в п. в.
1. Половое созревание и неравномерное физиологич.развитие, обуславли-вающие эмоц. неустойчивость и резкие колебания настроения. переход в новую половую идентичность (м/ж).
2. Разв. интеллектуальн. сферы подростка характериз. качеств. и колич. изменениями, которые отлич. его от детского способа познания мира.

3. Изменение соц. ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоят. и ответств. взрослости. Преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм повед. и получения определ.статуса.
4. Смена ведущ. деят-сти: учебн. деят-сти вытесняет интимно-личностн.общение со сверстниками.
5.Поиск и выбор новой взросл. идентичности (проигрывание ролей), новой целостности, нового отнош. к себе и к миру.

cyberpedia.su

1.2. Кризис подросткового возраста.

Основной особенностью подросткового возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.

В психологии кризис подросткового возраста описывается двумя диаметрально противоположными симптомами: кризис зависимости и кризис независимости. Они оба имеют место при взрослении каждого подростка, но какой-то из них всегда доминирует.

  1. Для кризиса независимости характерны упрямство, негативизм, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых и пренебрежительное отношение к их требованиям, протест-бунт и собственничество.

  2. Кризис зависимости проявляется в чрезмерном послушании, зависимом от старших положении, возврате к старым привычкам, формам поведения, вкусам и интересам.

Другими словами, подросток пытается сделать рывок и выйти за пределы установленных ранее норм, из которых он уже «вырос». И в то же время он ждёт, чтобы взрослые обеспечили ему безопасность этого рывка, ведь подросток всё же недостаточно зрел в психологическом и социальном плане. [8, 172]

Нередко доминирование у подростка кризиса зависимости очень импонирует родителям. Они радуются тому, что для их хороших взаимоотношений с ребёнком нет никаких угроз. Но для личностного развития подростка такой вариант менее благоприятен. Позиция «я ребёнок и хочу им оставаться» говорит о неуверенности в себе и тревожности. Зачастую эта модель поведения сохраняется и во взрослом возрасте, мешая человеку быть полноценным членом общества.

Многие родители с волнением ожидают, когда их ребёнок войдёт в этот «опасный» возраст. Они знают, что настанет период, когда поведение их сына или дочери каким-то образом изменится. Установленные ранее правила поведения и принятия решений в семье устареют, и нужно будет искать альтернативу. И во многом от того, какие уроки извлечёт подросток из своего кризиса, будет зависеть, что же за личность из него вырастет.

Если бы родители знали заранее, как именно проявит себя их подросток в период взросления, им было бы проще подготовиться к этому нелёгкому этапу. Но очень часто даже сами подростки не понимают, что же происходит с ними и почему они так себя проявляют. Для девочек кризисным принято считать возраст с 11 до 16 лет. Мальчики же сталкиваются с кризисом подростка позже – в 12-18 лет. Возрастной кризис подростка преследует такую цель, как самоутверждение, борьба за статус полноценной личности. И поскольку в современном обществе требования к самостоятельности мужчин более высоки, у мальчиков проблемы кризиса подросткового возраста носят более острый характер. [1, 107]

Подростковый кризис, помимо прочих факторов, усугубляется половым созреванием ребенка. Помимо психологических механизмов в дело вступают физиологические. Подросток может стать как неуравновешенным и импульсивным, так и апатичным и быстро устающим. Происходящие с подростком перемены (как внутренние, так и внешние), первое не совсем осознанное половое влечение – все это тревожит ребенка, заставляет его переживать и может стать причиной подростковых комплексов.

Подростковый кризис состоит из трех основных стадий.

Во время предкритической стадии ребенок пытается отказываться от старых привычек и разрушать общепринятые стереотипы – пока что несмело и осторожно.

Кульминационная стадия подросткового кризиса протекает более бурно – ребенок подросток может сделать что угодно, причем его поведение предугадать бывает тяжело. Течение этого этапа зависит от атмосферы в семье – чем она здоровее, тем меньше будет подобных действий.

Во время посткритической стадии у ребенка формируются новые жизненные ценности и устойчивая жизненная позиция, он начинает строить новые отношения с людьми. [15, 183]

Рассмотрим основные симптомы «тринадцатилетнего кризиса» у подростка. Происходит спад в учебной деятельности, продуктивности. Спад в учебной деятельности может происходить даже в такой области, в которой ребёнок очень развит и одарён. У ребёнка происходит регресс, например, когда домашним заданием является творческое сочинение. Дети могут выполнять всё так же, как и раньше, только делая работу чисто механически.

Ребёнок переходит в этот период на высшую степень развития. На смену обычного или конкретного мышления приходит логическое, и подросток начинает активно делать умозаключения. Проявляется это в требовании доказательства, аргументов, сведений. Подростка начинают интересовать философские вопросы, проблемы человека, его создания, происхождения, смысла жизни и т.д.

На этом этапе подросток открывает для себя психический мир. Внимание начинает переходить на других людей. Мышление развивается до самонаблюдения, познания мира переживаний и проблем. Мир начинает делиться на объективную действительность и внутренние переживания. Обычно в таком возрасте многие подростки начинают заводить личные дневники. Мышление также начинает оказывать влияние на речь и язык ребёнка.

Такая стадия сравнивается с ранним детством, когда развитие мышления двигается за развитием речи. В подростковом возрасте мышление – это ключ ко всем процессам и функциям, здесь закладываются и мировоззрение подростка, и основы личности. Также мышление меняет функции, которые были приобретены ранее: память, внимание, действенный интеллект. Но абстрактное мышление не является гарантией того, что подросток займёт высшую ступень нравственности.

Следующим симптомом подросткового кризиса является негатив. Подросток не нуждается в окружающей среде, отталкивает её, становится враждебным, склонным к ссорам и конфликтам, нарушает дисциплину. Но с этим он испытывает недовольство, внутреннее беспокойство, хочет быть в одиночестве, стремится к изоляции самого себя. У девочек негативизм проявляется реже и менее ярко, чем у мальчиков, который происходит позже и начинается в 14-16 лет. Но поведение подростка не всегда может быть негативным. Не во всех областях жизни, негативизм выражен довольно ярко. Срок негативизма может длиться от нескольких недель вплоть до того, что ребёнок просто выпадает из семьи, не допускает уговоров старших, становится тупым или же наоборот, возбудимым. Этот процесс происходит у 20% подростков. Подросток становится потенциальным негативистом. Замечается это только в нескольких факторах жизни, как отрицательная реакция на влияние окружающей среды: угнетение школы, семейные ссоры и т.д. – примерно 60% детей такие. Явление негативного плана отсутствует у 20% детей. Негативизм – всего лишь последствие того неправильного педагогического подхода. [13, 155]

Подростковый кризис отличается от всех других кризисов (кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет) большей продолжительностью. Л.И. Божович полагает, что это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста, в то же время возникшие потребности очень сильные, напряженные. На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы состоят в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.). [9, 74]

Подростковый кризис, по мнению Л.И. Божович, связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания эти особо возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам. [11, 134]

Подростки, чаще всего, претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют.

Подростковый кризис нельзя считать исключительно негативным явлением. Да, он представляет собой борьбу за независимость, но борьбу, происходящую в относительно безопасных условиях. В процессе этой борьбы не только удовлетворяются потребности юноши или девушки в самопознании и самоутверждении, но и оттачиваются модели поведения, которые будут использоваться для выхода из сложных ситуаций во взрослом возрасте.

Кризис подросткового возраста протекает значительно легче, если у школьника в этот период возникают относительные постоянные личностные интересы или какие-либо другие устойчивые мотивы поведения. Наличие у подростка таких интересов делает его целеустремленным, внутренне более собранным и организованным.

Следует оговорить, что бывают случаи бескризисного развития ребенка. Чаще всего это происходит тогда, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей и при первых признаках изменения этих потребностей перестраивают свои отношения с детьми таким образом, чтобы последние могли удовлетворить свои новые потребности. Иногда же бескризисное развитие является лишь кажущимся, поскольку кризис может проходить в сглаженной форме, а также в силу тех или иных причин может смещаться во времени. Кризисный характер перехода от одного периода к другому периоду его развития показывает, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено. [3, 125]

studfile.net