Разное

Основные геометрические фигуры 2 класс – Геометрические фигуры, 2 класс

Геометрические фигуры, 2 класс

Геометрическая фигура

— это эталон*, с помощью которого можно определить форму предмета или его частей.

* 1. точная мера или точный измерительный прибор, служащие для воспроизведения, хранения и передачи единицы измерения какой-либо величины. 2. перен. мерило, образец для подражания, сравнения.

Геометрические фигуры

Плоские

Объёмные

Плоские фигуры

Точка

— это абстрактный объект, который не имеет измерительных характеристик: ни высоты, ни длины, ни радиуса.

Точка обозначается цифрой или заглавной (большой) латинской буквой. Несколько точек — разными цифрами или разными буквами, чтобы их можно было различать

Линия

— это множество точек. У неё измеряют только длину. Ширины и толщины она не имеет.

её начало и конец находятся в одной точке.

её начало и конец не соединены

Линия

Замкнутая

Разомкнутая

Прямая линия

— это линия которая не искривляется, не имеет ни начала, ни конца, её можно бесконечно продолжать в обе стороны.

Луч

— это часть прямой, которая имеет начало, но не имеет конца, её можно бесконечно продолжать только в одну сторону.

А

Отрезок

— это часть прямой, которая ограничена двумя точками, то есть она имеет и начало и конец, а значит можно измерить её длину.

Длина отрезка — это расстояние между его начальной и конечной точками.

А

В

Кривая линия

Окружность

— замкнутая плоская кривая

Круг

— часть плоскости, ограниченная окружностью.

Овал

— замкнутая выпуклая гладкая плоская кривая.

Через две точки можно начертить неограниченное количество кривых, но только одну прямую.

В

А

А

В

Ломанная линия

— это линия, состоящая из последовательно соединённых отрезков

ЗВЕНО

ВЕРШИНЫ

Угол

– это геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из этой точки. Лучи называются сторонами угла, а их общее начало – его вершиной

Прямой

Острый

Тупой

Многоугольник

 — это замкнутая ломанная линия

Треугольник

— геометрическая фигура, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех попарно соединяющих их отрезков.

Четырехугольник

— это фигура, которая состоит из четырех точек и четырех последовательно соединяющих их отрезков, причем никакие три из данных точек не должны лежать на одной прямой, а соединяющие их отрезки не должны пересекаться.

Точки называются вершинами четырехугольника, а соединяющие их отрезки – сторонами.

Прямоугольник

— это четырехугольник, у которого все углы прямые, а противоположные стороны попарно равны и параллельны (никогда не пересекутся)

b

а

Квадрат

— это четырехугольник, у которого все углы прямые и все стороны равны.

а

а

а

а

Ромб

это четырёхугольник, у которого все стороны равны, а противоположные углы попарно равны.

videouroki.net

Конспект урока математики. Тема «Геометрические фигуры. » 2 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 15 ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Конспект урока математики.

Тема «Геометрические фигуры. » 2 класс

Подготовила Колядина Елена Ивановна

учитель начальных классов

2016 год

Самара

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить с существенными признаками прямоугольника и квадрата.

ЗАДАЧИ УРОКА:

-образовательные: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, формировать способность к их распознанию на основе существенных свойств, показать отличие и сходство прямоугольника и квадрата, сформировать навык определения фигур по сторонам и углам, познакомить с термином «геометрия», совершенствовать вычислительные навыки.

-развивающие: развивать пространственные навыки, навык счёта, мышление, внимание, память.

— воспитательные: воспитывать любовь к предмету, чувство сотрудничества, аккуратность.

Оборудование к уроку: интерактивная доска, ноутбуки, индивидуальные карточки помощницы, шаблоны фигур, раздаточный материал.

Метод обучения: деятельностный, практический, наглядный

Оборудование для учителя:

учебник, интерактивная доска, документ камера,

для учеников: Карточка – помощница, ручка, простой карандаш, линейка, модель прямого угла, клей, лист белого картона, геометрические фигуры

Ход урока:

Орг. момент. Психологический настрой.

– Улыбнитесь друг другу,нашим гостям, мне ведь “С маленькой удачи начинается большой успех!”

Дети проговаривают хором:

Мы — умные!

Мы — дружные!

Мы — внимательные!

Мы — старательные!

Мы — отлично учимся!

Все у нас получится!

Актуализация опорных знаний

Работа в парах

— Задание в карточке помощнице №1

ОЦЕНИВАНИЕ

— Сегодня вы сами будете оценивать свою работу с помощью условных обозначений, которые находятся на полях карточки. Обратите внимание, что означают данные цветы:

Цветок с пятью лепестками – Отлично!

Цветок с четырьмя лепестками – Так держать!

Цветок с тремя лепестками – Можно лучше.

Оцените, как вы справились с первым заданием и раскрасьте один из цветочков.

Повторение геометрических понятий

Тише, тише ….

Работа с геометрическими фигурами. (Выставляю на доску)

— Что изменилось?

— Какая фигура лишняя? Почему?

— Чтение загадки.

Все углы мои прямы,

Есть четыре стороны,

Но не все они равны.

Я четырехугольник

Какой? …(прямоугольник). (Открываю на доске)

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат). (Открываю на доске)

О каких фигурах идёт речь? (Прямоугольник, квадрат)

Как вы думаете о чем будем говорить на уроке?

Назовите тему нашего урока.

Чему хотите научиться на уроке?

Сообщение темы и цели урока.

«Открытие» нового знания

1.Введение терминов «вершина», «ширина» , «длина».

— Задание в карточке помощнице №2 (учебник с.111 №1)

Выделите углы в каждой фигуре.

Выделите стороны в каждой фигуре.

Выделите вершины в каждой фигуре.

ПРОВЕРКА по эталону на доске.

ОЦЕНИВАНИЕ

— Что общего у этих фигур?

— В чём различие этих фигур?

Скажите, пожалуйста, что же такое прямоугольник? Квадрат?

— Можно ли сказать что квадрат это прямоугольник?

2. Работа с правилом

— Задание в карточке помощнице №3 (учебник с.111 №1)

— Прочитайте правило в карточке и вставьте пропущенные слова.

— ПРОВЕРКА в учебнике (Сравните правило которое мы с вами вывели с правилом в учебнике)

ОЦЕНИВАНИЕ

Физминутка для глаз (музыкальная)

Выпишите номера фигур.

Многоугольники –

Четырёхугольники –

Прямоугольники –

Квадраты –

ПРОВЕРКА

ОЦЕНИВАНИЕ

Включение нового содержания в систему знаний

Нахождение площади прямоугольника и квадрата.

— Что можно определить у этих геометрических фигур? (Площадь)

— Как определить площадь фигуры?

(Чтобы найти площадь, надо длину умножить на ширину.)

— Что нужно знать чтобы правильно определить площадь фигуры? (Таблицу умножения)

Самостоятельное решение примеров на таблицу умножения Задание №4

ПРОВЕРКА С ПОМОЩЬЮ ДОКУМЕНТ КАМЕРЫ

ОЦЕНИВАНИЕ

НОУТБУК (первые работают на ноутбуке)

Определение площади фигур (ДИСК)

ПРОВЕРКА

4 см2 3см2 7см2 8см2 16см2 (на доске)

ОЦЕНИВАНИЕ

Игра «Молекулы»

Вы знаете что такое молекулы? Это частички которые свободно двигаются.

(Звучит музыка дети танцуют, музыка закончилась дети по сигналу учителя объединяются в группы по 3,4, 5 человек)

Практическая работа в группах. (Не забудь правила дружной работы)

Из геометрических фигур составить аппликацию

1 группа – домик

2 группа – подъёмный край

3 группа – машина

4 группа – слоник

5 группа – робот

Поместите свои работы на доску. Какие геометрические фигуры использовали?

Какой замечательный дворик у нас получился.

— Кто им может воспользоваться?

— Что нужно сделать, чтобы наша площадка была безопасной? (огородить забором)

6. Решение задачи

Длина детской площадки 9 метров, ширина 7 метров. Чему равна длина всего забора?

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

Проверка

— Что вы находили?

-Что такое периметр

Итог урока.

Подведём сейчас итог

Что пошло ребятам впрок.

5 вопросов у меня,

Отвечайте – ка, друзья

Каждый пальчик разомнём.

Рефлексию проведём.

М (МИЗИНЕЦ) – Какое открытие я сделал на уроке?

Б (БЕЗЫМЯННЫЙ) – Чему я научился?

С (СРЕДНИЙ) – Людям каких профессий пригодятся знания о геометрических фигурах?

У (УКАЗАТЕЛЬНЫЙ) – Кто из одноклассников сегодня работал на отлично?

Б (БОЛЬШОЙ) – Какое у меня настроение? (покажите)

Цветочки

На протяжении всего урока вы оценивали себя. Оцените свою работу на всём уроке.

Возьмите, цветочек украсьте наш дворик цветами.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ

Дополнительные задания.

Сколько квадратов на рисунке… (с.112 у.4)

Знаете ли вы… (что такое геометрия)

Геометрия – это наука о свойствах геометрических фигур. Слово «геометрия» греческое, в переводе на русский язык означает «землемерие». Такое название этой науке было дано потому, что в древнее время главной целью геометрии было измерение расстояний и площадей на земной поверхности.

Геометрия часто применяется на практике. Её надо знать и рабочему, и инженеру, и архитектору, и художнику. Одним словом, геометрию надо знать всем.

infourok.ru

Конспект урока по математике на тему «Геометрические фигуры. Квадрат» (2 класс)

Тема урока: «Геометрические фигуры. Квадрат»

Цели урока: создание условий для организации

исследовательской деятельности учащихся для успешного изучения общих и отличительных

признаков прямоугольника и квадрата.

Тип урока: открытие нового знания

Задачи урока:

Предметные УУД:

-уметь распознавать геометрические фигуры, знать понятия (четырехугольник, прямоугольник, квадрат), уметь их распознавать,

правильно использовать соответствующие термины;

-выполнять чертёж квадрата;

-выполнять вычисления в выражениях со скобками в пределах 100;

-решать текстовые задачи; уравнения

-выполнять задания творческого и поискового характера;

— находить периметр квадрата.

Личностные УУД:

— положительное отношение к школе, изучению математики;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

-интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения;

— позитивное отношение к решению возникшей проблемы;

— понимание собственных достижений при освоении учебной темы.

Регулятивные УУД:

.-принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные УУД:

-сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам;

— использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания;

— различать понятия «прямоугольник», «квадрат», «периметр квадрата» и обосновывать своё мнение;

— способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

принимать участие в работе парами ;

— выполнять задания в рамках учебного диалога;

— представлять результат своей деятельности.

Оборудование: презентация, ноутбук, интерактивная доска, проектор, конверты №1- 15 комплектов: (квадрат зелёный 2шт. 6х6 и прямоугольник красный 2шт. 9х6), конверт №2 – 15 комплектов: (танграм –головоломка), большие геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, трапеция, ромб) с заданиями, памятка для работы в паре.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный этап.

— создаёт благоприятную атмосферу в классе

-Я вам сегодня хочу подарить правило хорошего настроения. Наше настроение зависит от наших мыслей. Если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, подумай о хорошем. Помните: от вашего настроения зависит успех в учёбе. Улыбнитесь друг другу!

Посмотрите, вам улыбается солнышко! Слайд 1.

— настраиваются на работу

II. Актуализация знаний и умений.

— побуждает к сотрудничеству

— использует презентацию

— предлагает вспомнить

— даёт задание

— создаёт атмосферу заинтересованности

— побуждает к сотрудничеству

— использует презентацию

— организует работу

— использует математическую терминологию

— стимулирует

— организует работу – призывает к обсуждению

— использует презентацию

— организует работу с задачей

— контролирует

— использует презентацию

— организует проверку

— использует презентацию.

— стимулирует работу учащихся

1.Геометрические фигуры.

— Ребята, из каких геометрических фигур состоит солнышко?

— А теперь посмотрите на доску, что вы видите?

— Давайте назовём фигуры.

— А какие ещё вы знаете геометрические фигуры?

— О чём мы будем говорить, кто догадался?

— Как вы думаете, какая из этих фигур может быть «лишняя» и почему?

— Подойди к доске и сними круг, переверни фигуру. Там задание, прочитай его.

1.Логическая задача. Слайд 2.

Муха летит выше, чем оса, но ниже, чем пчела.

Кто летит выше всех?

— Молодцы! Посмотрите на доску снова. Какая теперь из данных фигур может быть «лишняя» и почему?

— Умница! Подойди к доске и сними треугольник, переверни его. Прочитай задание. Выполним задание на доске и в тетрадях.

2. Вспомни правило о порядке выполнения действий и вычисли значение выражений.

100-(60+24)=

(70+25)-90=

60-(80-37)=

70-(50-6)=

— Молодцы! Посмотрите на доску, какие фигуры остались? Как назвать одним словом?

— Подумайте, на какие две группы можно разделить фигуры и по какому признаку?

— Назовите, какие фигуры не имеют прямых углов. Уберём лишние фигуры. Прочитай задание. Прочитай задачу.

3. Реши задачу. Слайд 3.

В гараже стояло 18 легковых машин, а грузовых – на 3 машины меньше. Сколько всего легковых и грузовых машин стояло в гараже?

— Прочитайте задачу ещё раз про себя.

— О чём говорится в задаче? Что известно в задаче? Что неизвестно? Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? Что нужно сделать?

— У меня в руках остался четырёхугольник. Я предлагаю вам сделать это задание самостоятельно. Прочитайте задание на экране. Слайд 4.

4. Реши уравнение.

4+х=64

— Кто готов?

— А сейчас поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, возьмите карандаш и по образцу на экране сделайте проверку. Слайд 5.

4+х=64

Х=64-4

Х=60

4+60=64

64=64

— Закончили. Верните тетради.

— Кто справился без ошибок?

— У кого были ошибки? Ребята, вам есть над чем поработать.

— Спасибо. Отдохнём.

— дают ответы

— дают ответы

— определяют понятия

— делятся своим мнением

— анализируют

— делятся своим мнением

— решают задачу

— сравнивают

— анализируют

— дают ответ

— формулируют правило

— находят значение выражений

— обобщают

— классифицируют

— анализируют

— дают ответ

— читают задачу

— анализируют

— рассуждают

— решают задачу

— читают задание

— решают уравнение

— взаимопроверка по образцу

— исправляют ошибку

— сравнивают

— оценивают себя

Физпауза.

— создаёт положительную эмоциональную атмосферу

— активно отдыхают

III. Самоопределение к деятельности.

— формулирует задание

— призывает к обсуждению

— создаёт проблемную ситуацию

— создаёт атмосферу заинтересованности

— помогает сформулировать цель урока

— Ребята, а у нас ещё остались фигуры на доске? Назовите фигуры.

— Что такое прямоугольник?

— Что такое квадрат?

(Квадрат – это четырёхугольник, у которого все стороны равны.)

— А можно ли квадрат назвать прямоугольником, у которого все стороны равны?

— Поднимите руки, кто согласен с этим определением. Посмотрите, мнение класса разделилось, а значит, возникло затруднение. Это хорошо. Ведь затруднение ведёт к открытию новых знаний.

— О какой геометрической фигуре мы будем сейчас говорить?

— Чего мы пока не знаем?

— Какова цель?

— отвечают на вопросы

— делятся своим мнением

— отвечают на вопросы

— формулируют цель урока

IV. Работа по теме урока.

— организует работу в парах

— приём «вживания»

— формулирует задание

— использует презентацию

— использует математическую терминологию

— организует работу с учебником

— стимулирует

— формулирует задание

— контролирует

-определяет уровень понимания

— организует

задание на дом

1.Практическая часть. Работа в парах.

— А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Какие правила нужно соблюдать при работе в парах?

Работать должны оба.

Один говорит, другой слушает.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Если не понял, переспроси.

— Возьмите конверт №1, достаньте фигуру квадрата и фигуру прямоугольника. Каждый возьмёт только одну фигуру. Ребята, попробуйте «вжиться» в роль той фигуры, которая у вас в руках. Подумайте, что бы вы рассказали друг другу о себе при встрече.

— Начните со слов «Я квадрат, у меня…» или «Я прямоугольник, у меня…» Задание понятно?

— Например, я треугольник, у меня три угла, три стороны…

— Кто готов? Послушаем пары.

— Давайте посмотрим на экран, что же объединяет квадрат и прямоугольник? Слайд 6.

— Чем различаются фигуры?

— Но у прямоугольника противоположные стороны равны, вам уже это хорошо известно.

— Как вы думаете, у квадрата есть противоположные стороны?

— Покажите на доске. Возьмите линейку и измерьте противоположные стороны квадрата и прямоугольника, подпишите на фигуре карандашом.

— Что заметили? Сделаем вывод.

— Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

— Уберите фигуры в конверт №1.

2.Работа по учебнику.

— Откройте учебник на с.34 и убедитесь в точности своих суждений. Прочитайте правило и запомните.

— Выполним №2. Прочитайте задание. Какой ответ?

— Молодцы! Выполним №3. Прочитайте задание 1. Выполняем в тетрадях, чертим квадрат со стороной 4см. Кому нужна помощь?

— Ребята, у квадрата подписываем только одну сторону, кто догадался почему?

— Прочитайте задание 2. Вспомните, что такое периметр.

— Запишем периметр квадрата на доске, а вы запишите в тетрадях.

— Предлагаю дома выполнить аналогичное задание, квадрат со стороной 6 см.

— называют правила работы в паре

— работают в паре

— проявляют заинтересованность

— анализируют

— выполняют задание

— делают вывод

— сравнивают

— дают ответы

— анализируют

— дают ответы

— выполняют задание

— делают вывод

— работают по учебнику

— дают ответы

— выполняют задание самостоятельно

— дают ответ

— работают в тетради

— получают задание

V.Рефлексия.

— предлагает вспомнить

— определяет уровень понимания

— организует самооценку

— создаёт ситуацию успеха

— Ребята, а сейчас проверим, какие вы внимательные ученики. О какой фигуре мы говорили? Что такое квадрат?

— Я буду зачитывать утверждения, а вы пользуетесь фигурами из конверта №1. У каждого по две фигуры: зелёный квадрат и красный прямоугольник. Достаньте, пожалуйста. Если моё утверждение верно, то показываете зелёный квадрат; если моё утверждение ложно, то красный прямоугольник. Готовы?

1) Любой квадрат – это прямоугольник. +

2) Любой прямоугольник – это квадрат. –

3) Любой четырёхугольник – это многоугольник. +

— Оцените свои достижения на уроке, используя те же фигуры.

— Если вам было всё понятно и вы довольны своей работой на уроке, покажите зелёную фигуру.

— Если вам было трудно и у вас остались вопросы, тогда красная фигура.

— Уберите фигуры в конверт №1.

— Я очень рада вашему результату. Поблагодарите друг друга за работу.

— дают ответы

— оценивают свою работу

— проявляют интерес

— проявляют уважение

VI. Подведение итогов урока.

— предлагает вспомнить и подвести итог

— побуждает поделиться своим мнением

— знакомит с головоломкой

— организует работу в паре

— создаёт ситуацию успеха

— С какими фигурами мы поработали на уроке?

— Что узнали про квадрат? Какую цель ставили?

— Достигли цели урока?

— Вы молодцы! Посмотрите, вам снова улыбается солнышко. Слайд 7.

— У меня для вас сюрприз. Кто любит головоломки?

— Есть такая китайская головоломка, называется Танграм. Слайд 8.

— Посмотрите на экран. Квадрат состоит из семи геометрических фигур, которые складывают для получения другой более сложной фигуры. Вот что получается. Слайд 9.

— Возьмите из конверта №2 фигуры и сложите в паре одну из них. Работаем дружно! Слайд 10.

— Молодцы! Похлопайте друг другу!

— Урок окончен. Спасибо за работу.

— дают ответы

— проявляют интерес

— расширяют кругозор

— конструируют в паре

— проявляют уважение

Самоанализ урока

Школа — МОУ «Ряжская СШ №4»

Класс- 2

предмет — математика (Моро)

УМК «Школа России» Ф.И.О. учителя – Архипкина Т.Н.

Тема урока: Геометрические фигуры. Квадрат. ____________________________________________________________________________________

Тип урока: урок-исследования

Открытия нового знания

Тема урока: «Геометрические фигуры. Квадрат». Тип урока – урок открытия нового знания. Он тесно связан с предыдущими уроками, на которых формировались представления о видах углов, о прямых углах, понятие «прямоугольник», основные признаки сторон прямоугольника

2.

Формулировка целей и задач урока, оценка их оптимальности, пути их реализации.

Целью данного урока являлось : создание условий для организации

исследовательской деятельности учащихся для успешного изучения общих и отличительных

признаков прямоугольника и квадрата.

Предметные:

уметь распознавать геометрические фигуры,

— знать понятия (четырехугольник, прямоугольник, квадрат), уметь их распознавать,

правильно использовать соответствующие термины,

-выполнять чертёж квадрата;

-выполнять вычисления в выражениях со скобками в пределах 100;

-решать текстовые задачи; уравнения

-выполнять задания творческого и поискового характера;

— находить периметр квадрата

Метапредметные

Личностные:

-положительное отношение к школе, изучению математики.

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности,

— интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения;

— позитивное отношение к решению возникшей проблемы;

— понимание собственных достижений при освоении учебной темы.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

— адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные:

сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам;

— использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания;

— различать понятия «прямоугольник», «квадрат», «периметр квадрата» и обосновывать своё мнение;

— способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

принимать участие в работе парами ;

— выполнять задания в рамках учебного диалога;

— представлять результат своей деятельности.

Методологические (оргдеятельностные) выполнить работу творческого характера, используя полученные на уроке знания

Планируемые способности:

2.Креативные (творческие) качества – создавать с помощью геометрических фигур предметы.

3. Методологические(оргдеятельностные) качества — договориться с соседом по парте, спланировать свою работу, распределить обязанности в паре, рефлексия.

Личностное целеполагание учеников на занятия будет происходить через интригу связанную с «превращением».

3.

Краткая характеристика класса, учёт особенностей развития учеников.

Класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. Большинство имеет положительную мотивацию к учебной деятельности.

4.

Выбор структуры урока. Обоснование её оптимальности.

Этапы урока:

1.Психологический настрой на урок. Правило хорошего настроения. Дети были настроены позитивно.

2. Актуализация опорных знаний (Актуализировала знания о геометрических фигурах; этап был направлен на повторение свойств, признаков и отличительных особенностей геометрических фигур, изученных ранее , что нам и удалось на этом этапе.

Формы: организация фронтальной работы, индивидуальной работы).

3.Физкультминутка (динамическая пауза, которая позволила отдохнуть и настроиться)

4.Самоопределение к деятельности (Через организацию практической работы и ранее полученных знаний, используя методы сравнения и анализа, дети сформулировали тему урока, Возникшее затруднение подвело учащихся к определению цели урока. Применяется проблемно — поисковый метод обучения. Дети высказывали свою версию выхода из затруднения.

5. Открытие нового знания (На этом этапе использован приём исследовательского метода, приём «вживания» в роль квадрата и прямоугольника. Путём сравнения и обобщения дети пришли к правильному выводу.

6. Работа по теме урока (Работа с учебником, закрепили полученные знания, построили квадрат и нашли его периметр. Закрепили умение самостоятельно чертить квадрат.

технология сотрудничества)

7. Рефлексия (Создала ситуацию для осмысления всей работы на уроке. Сформировала умение понимать причины успеха (неуспеха)учебной деятельности)

8.Итог урока (Обобщили тему. Достигли цели урока.)

9.Домашнее задание (Предложила выполнить аналогичное задание на закрепление данной темы)

7.Проектная работа в парах. Конструкторское бюро (выполнили творческое задание, используя знания о геометрических фигурах)

Структура урока и система заданий были выстроены таким образом, чтобы сначала «подвести» детей к осознанию и принятию учебной задачи, обеспечить мотивацию деятельности в целом, а затем организовать исследовательскую деятельность через постановку проблемных вопросов по достижению учебной задачи. На отдельных этапах реализовался самоконтроль, сотрудничество детей между собой, сотрудничество детей и учителя, а также развивающий аспект. Структура урока соответствовала его типу и целям.

5.

Оценка содержания каждого этапа урока.

На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации и дифференциации (при выполнении самостоятельной работы), принцип связи обучения с жизнью.

Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего  режима: смена видов деятельности, динамическая пауза.

Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.

6.

Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения. Их педагогическая целесообразность.

На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать.
В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.

Думаю, что поставленная цель была достигнута.

infourok.ru

Конспект урока математики .Тема «Геометрические фигуры» 2 класс

МАОУ гимназия № 16 « Интерес»

Открытый урок по математике на тему:

«Наглядная геометрия» (повторение). (ФГОС)

(с использованием мультимедийного оборудования)

УМК «Планета знаний » 2 класс

Подготовила : учитель начальных классов

Савостьянова Надежда Владимировна

.

Тема: «Наглядная геометрия» (повторение).

Место урока в системе уроков: повторение и закрепление полученных знаний

УМК «Планета знаний». Учебник 2 класса «Математика» Башмакова и Нефедовой. 1 часть. Тема «Наглядная геометрия»

Цель: Повторение и закрепление знаний и умений по теме «счет в пределах 20» и формирование навыка применять знания и умения в новых ситуациях. Содействовать успешному усвоению понятий о свойствах геометрических фигур, способствовать развитию умения различать виды углов на рисунке, вычислять периметр фигуры.

Задачи: I. Образовательные

1.1 Закрепить умение считать в пределах 20 с переходом через разряд.

1.2 Обеспечить закрепление знаний учащихся путём применения знаний и умений в новой ситуации.

1.3 Способствовать развитию математической речи.

II. Развивающие

2.1 развивать умение планировать, контролировать и оценивать предметную деятельность в соответствии с постановкой задачей и условиями её выполнения.

2.2 развивать логическое мышление, внимание, познавательную активность.

2.3 воспитывать культуру поведения при фронтальной работе

III. Воспитательные.

3.1 воспитывать умение планировать учебное сотрудничество с учителем

3.2 воспитывать аккуратность, трудолюбие на уроке, взаимопомощь.

3.3 воспитывать культуру поведения при фронтальной работе

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, линейка, угольник, слайды, мультимедийное оборудование.

Формируемые УУД).

Предметные

Метапредметные

Личностные

Применять умение составлять текстовые задачи в 1 , 2 действия, составлять выражение по условию задачи.

Применять вычислительные навыки в пределах ста без перехода через десяток в устных и письменных вычислениях и в пределах 20.

Вычислять периметр прямоугольника и квадрата.

Распознавать виды углов, фигур.

Выделять свойства геометрических фигур, использовать их при решении задач..

Развивающие:

Развивать логическое мышление

Развивать смекалку

Познавательные

Наблюдать, сравнивать и делать выводы

Анализировать условие задачи

Использовать справочные материалы, помещенные в учебнике.

Использовать разные способы для получения результата.

Ориентируются в рисунках, схемах. цепочках вычислений

Высказывать свое мнение при обсуждении результата.

Регулятивные

Принимать и сохранять задачу урока.

Планирую собственную вычислительную деятельность

Планируют собственные действия по устранению в пробелов в знании

Учитывать ориентиры, данные учителем, при повторении и закреплении материала

Отслеживать уровень овладения учебным материалом

Коммуникативные

Отвечать на поставленные вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное

Сотрудничать с товарищем при работе в парах, в группах

Работа с информацией

Проявлять положительное отношение к урокам математики

Оценка эмоционального состояния.

Этап урока (время)

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

(2 мин.)

Задачи:

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Дети проверяют готовность к уроку. Садятся сначала девочки, а затем мальчики.

Л. Формирование положительного отношения к школе и учебной деятельности.

2.Актуализация опорных знаний.

(5 мин.)

Задачи:

Подведение к теме урока.

3.Постановка учебной задачи.

(3 мин.) Устный счет.

Формулирование цели и задач урока.

Планирование урока. Составление маршрута урока.

.

4.Повторение и закрепление опорных знаний и умений.

(13 мин.)

Задачи:

Повторение изученного материала в привычной ситуации с целью использования знаний в новой ситуации.

Решение задачи на нахождение части.

Работа в парах.

Рефлексия этапа.

Физкультминутка

Решение задачи.

Взаимопроверка.

3 этап урока.

5.Применение знаний и умений в новой ситуации.

(10 мин.)

Задачи:

Формирование навыка применения знаний и умений в новых ситуациях.

Самостоятель-ная работа.

Практическая работа.

6.Рефлексия урока.

(2 мин.)

Задачи:

Осознание обучающимися своей учебной деятельности.

7.Контрольно-оценочный этап.

(2 мин.)

К нам на урок сегодня пришли гости. Отгадайте, что это?

— Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем прямой.

А противоположные стороны

У него равны.

(прямоугольник)

— Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

(квадрат)

-Три вершины тут видны, три угла, три стороны.

(ТРЕУГОЛЬНИК)

Он и острый, да не нос.

И прямой, да не вопрос.

И тупой он, да не ножик…

Что еще таким быть может?

(угол)

(выложить их на доске)

Давайте определим тему урока. «Геометрические фигуры.»

А чтобы нам сориентироваться и сформулировать цель урока, давайте обратимся к маршрутному листу в учебнике (форзац). Откройте форзац учебника.

-Какую большую тему мы с вами начали изучать? (НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ)

-Какие темы мы с вами прошли? (углы, прямоугольники, треугольники). С чем мы знакомились на этих уроках? (со свойствами фигур)

Разложите фигуры так, чтобы получилась цепочка примеров.

угол Прямоугольник треуг -к квадрат

12-5+3 = 10-2+3 = 11-4+8 = 15-10+9

Вот мы и получили маршрут нашего урока. О свойствах какой фигуры мы будем говорить сначала?

— у вас изображена лесенка успеха, где первая ступенька – низкий уровень, вторая ступенька – средний уровень, третья ступенька – уровень выше среднего, четвертая ступенька – высокий уровень.

Изобразите человечка на том уровне, на котором, по вашему мнению, вы сможете достигнуть цель урока.

Из каких частей состоит угол? (вершина и два луча)

Игра. Найди лишнюю фигуру.

Круг…, ромб… и эти фигуры


-Почему?

Рассмотрите слайд (кораблик из фигур). Какие углы вы здесь видите?

Игра. Помогите Коту в сапогах добраться до дома хозяина.

дом

Кот в сапогах ломаная из трех

звеньев

Путь, который он должен преодолеть равен 17м. Сначала он прошел 3 м, потом 9 метров. Что нужно узнать в задаче?

-Какие углы вы здесь видите? (тупой, острый)

-Что известно в задаче?

-Что нужно найти?

-Расскажите друг другу по очереди, как найти оставшийся путь?

Кто сможет решить задачу у доски?

1)3+9= 12 (м)

2) 17-12=5 (м)

Ответ: 5 м Коту сталось пройти до дома.

Делаем вывод. Какие углы называются тупыми?

-Какие углы называются прямоугольными?

—Какие углы называются острыми?

Итак, мы с вами закрепили свойства углов?

Раз- подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Семь и восемь – лень отбросим!

Переходим к следующему пункту плана. Прямоугольник.

Из каких частей состоит фигура?

Что мы можем сказать о противоположных сторонах прямоугольника?

-Что можем сказать об углах прямоугольника?

-Начертите прямоугольник со сторонами :

Ш- 3см

Д- ?, на 4 см длиннее, чем

-Сможем ли мы сразу начертить прямоугольник?

-Что известно, а что неизвестно?

-Найдем длину прямоугольника.

3+4=7 (см)-длина прямоугольника

7 см

3 см

-Проверьте, правильно ли начертил фигуру ваш сосед.

Оцените работу соседа с помощью волшебной линеечки

Без ошибок, или 1 ошибка – высокий уровень, 2-3 ошибки – средний уровень, 4 и более ошибок – низкий уровень.

— Верните работы соседям. Поднимите руку те, кому поставили высокий уровень. Кому – средний. Кому- низкий

-Найдите периметр прямоугольника самостоятельно и запишите в тетрадь.

-Какое свойство прямоугольника вы использовали для вычисления периметра?

-Выполнили ли мы задачу второго этапа урока?

Посмотрели на наш маршрут. Работаем со свойствами треугольника. (слайд)

Посчитайте, сколько треугольников? (8)

Какие треугольники вы видите? (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные)

Работаем с учебником. С 85 №3.

-Какие треугольники здесь изображены?

-Найдите острые углы в 1 треугольнике. Составьте равенство, сумму двух слагаемых и запишите в тетрадь. Какие равенства вы записали?

40+50=90

Каким правилом вы пользовались при решении этих примеров?

– Я расскажу вам сейчас историю, которая произошла с нашими гостями – Треугольником и Квадратом.

Жили-были два брата:

Треугольник с Квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать Квадрат:

«Почему ты злишься, брат?».

Тот кричит ему: «Смотри,

Ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре!».

Но Квадрат ответил: «Брат!

Я же старший, я – Квадрат!».

И сказал еще нежней:

«Не известно, кто нужней!..»

Вот настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал: «Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложился – был квадратным,

А проснешься без углов!..»

– Что сделал младший брат? (Срезал углы.)

– У вас на столе лежат квадраты. Загните у них углы. Посчитайте, сколько углов получилось. (Восемь.) Послушайте, что было дальше.

…Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он – нет Квадрата!

Онемел, стоял без слов…

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов.

– Какое название можно дать этой фигуре? (Восьмиугольник.)

– От чего же зависит название многоугольника?

— Вспомните цель нашего урока?

— Как вы думаете, мы достигли цели?

— Где могут пригодиться полученные умения и навыки?(8 слайд)

У вас изображена лесенка успеха. Изобразите человечка на той ступеньке, где, по вашему мнению, находитесь сейчас вы.

Особенно хотела бы отметить детей…

Урок окончен.

Отгадывают загадки

Обращаются к маршрутному листу в учебнике.

Читают — В маршрутном листе.

— Повторяем – закрепляем имеющиеся знания, знакомимся – узнаем что-то новое о уже известном, тренируемся – упражняемся в использовании новых умений.

— о свойствах углов

-О свойствах прямоугольника

— о свойствах треугольника

— о свойствах квадрата

-лишний круг, т.к. нет углов

-лишний ….., т.к. у него нет прямых углов.

-тупые, прямые, острые

-сколько метров ему осталось пройти?

-дети по очереди рассказывают, как будут помогать Коту в сапогах.

Записывают решение на доске и в тетради.

Дети выполняют движения

4 стороны, 4 вершины, 4 угла

-равны

-прямоугольные

Работают с готовой краткой записью, находят известные и неизвестные данные в задаче.

Умение чертить прямоугольник с помощью линейки.

3+7+3+7=20 (см)

-противоположные стороны равны

да

Дети считают, проговаривая мысль полным предложением. Туловище состоит из 1 прямоугольного треугольника. Ит.д.

Наличие прямоугольных треугольников проверяют угольником.

-прямоугольные

Уметь к десяткам прибавляем десятки

Записывают примеры.

Практическая работа

Вывод: название многоугольника зависит от количества углов.

— Вспомнить и обобщить материал по теме «Наглядная геометрия»

— Да, так как выполнены все задачи.

— При решении нестандартных задач и в новых условиях.

Дети ставят уровень успеха для себя.

П. осуществля-ют поиск необходимой информации в учебнике.

.: применять вычислительные навыки в пределах 20 .

Р. Формирование умения составлять план деятельности на уроке с помощью учителя

П.: анализировать условие задачи и соотносить ее с решением.

К . Взаимодействовать друг с другом

Р.: отслеживать уровень овладения учебным материалом.

.

Р. Планировать свои действия

К . Взаимодействовать друг с другом

Р. Принимать и сохранять задачу урока.

Р.: отслеживать уровень овладения учебным материалом.

Р.: отслеживать уровень овладения учебным материалом.

П. Умение формулировать выводы

Р. самооценка

Список использованной литературы

1. Учебник Авторы: Башмаков М.И. Нефедова М.Г.

Издание: М.: Астрель, 2012. УМК «Планета знаний»

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Видеоролик «Занимательная зарядка»

infourok.ru

Проект по математике (2 класс) по теме: Геометрические узоры на посуде

Проект

«Математика вокруг нас.

Геометрические узоры и орнаменты на посуде»

   Проект выполнили учащиеся 2 «А» класса МОУ Нерльской СОШ под                 руководством учителя Куртяповой О.А.

2016г.

Тип проекта : групповой.

По содержанию проект можно считать интегрированным, так как в нём используется математическое содержание ( геометрические фигуры), изобразительное искусство (составление орнамента, изображение фигур на посуде), технология( лепка посуды).

Участники проекта: учащиеся 2 класса.

По характеру результата: — творческий, практико-ориентированный  с элементами исследовательской деятельности учащихся.

По продолжительности: краткосрочный.

Форма представления продукта проекта: презентация.

Цель проекта: выяснить форму, чередование элементов, правила их расположения друг за другом, показать учащимся роль геометрии в повседневной жизни.

Задачи проекта:

1.Научить собирать информацию( рисунки, фотографии).

2.Научить наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера и цвета в отобранных узорах и орнаментах.

3.Самостоятельно составить узоры.

4.Контролировать выполнения правила, по которому составлялся узор.

Гипотеза: если изучить технику выполнения узоров, то можно научиться самим создавать узоры и расписывать посуду.

Актуальность проекта:

Узоры в нашей жизни встречаются на каждом шагу. Украшая части строений, ландшафта или предметы быта, они радуют нас своей неповторимостью и разнообразием.

Узор можно прочесть. Испокон веку с помощью самых разнообразных геометрических линий и форм человек выражал своё мировосприятие, свою культуру, своё отношение к действительности.

Научиться читать узор, значит научиться понимать язык наших предков, не потерять живую связь с прошлым нашего народа.

Личностные результаты:

-формировать интерес к изучению математики;

-формировать активность и мотивацию к изучению предмета;

-формировать позитивную самооценку результатов своей деятельности;

-совместно планировать свою деятельность.

Метапредметные результаты:

-учиться понимать, принимать и сохранять поставленную задачу, решать её в сотрудничестве с учителем, родителями;

-формировать умения работать с информацией создавать дополнительную возможность  для развития логического мышления, пространственного воображения;

-осуществлять поиск нужной информации с помощью родителей;

-представлять собранную информацию в разной форме.

Предметные результаты:

-формировать и отрабатывать универсальные учебные действия;

-закреплять, расширять полученные на уроках знания:

-собирать материал по заданной теме;

-определять и описывать закономерности в отобранных узорах и орнаментах, Составлять геометрические узоры и орнаменты.

-оценивать выполненную работу.

Этапы работа над проектом

1этап. Подготовительный.

1. Сообщение темы занятия:

-Сегодня мы с вами будем исследователями и художниками.

2. Задачи:

— Вам нужно познакомиться с разнообразием орнамента. Узнать из каких элементов они состоят. Для чего их придумывали.  Выполнить самим образцы орнаментов для посуды.

2 этап. Планирование и организация деятельности.

  1. Обсуждение названия проекта
  2. Планирование
  3. Распределение заданий.

3 этап. Исследование (осуществление деятельности, выполнение работы) 

1.

2.Просмотр презентации «Узоры и орнаменты на посуде».

3. Оформление  работ.

4 этап. Представление результатов, отчёт.

Защита работы.

Математика повсюду.

Глазом только поведёшь

И примеров сразу уйму

Ты вокруг себя найдёшь.

М.Борзаковский

Работа посвящена красоте орнамента, которые создаются не только природой, но и изящной геометрией. В основу орнаментов положены такие фигуры, как круги, многоугольники. Используется понятие симметрии, повторения, которые являются одним из принципов гармоничного построения мира.

Математика – это не только стройная система законов теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты. Изучая математику, мы открываем все новые и новые слагаемые прекрасного, приближаясь к пониманию, а в дальнейшем и к созданию красоты и гармонии.

«Во всем царит гармонии закон,

И в мире всё суть ритм, аккорд и тон.»

Дж. Драйд

История происхождения посуды:

Каждый день в быту мы многократно используем различную посуду, но мы никогда не задумываемся о том, как и когда она появилась, как она выглядела и как использовалась. Сегодня нам сложно представить свою жизнь без посуды. Посуда появилась очень давно, ее история уходит в древние века.

Древним  людям долгое время приходилось обходиться без посуды. Свою первую посуду первобытный человек начал делать из коры и дерева, плел корзины из прутьев. Но вся эта посуда была неудобной, в ней нельзя было готовить, нельзя хранить жидкости. Люди пытались использовать для хранения пищи все имеющиеся у них подручные материалы: раковины, скорлупу больших орехов, делали мешки из шкур зверей и, конечно же, выдалбливали сосуды из камня.

И только в эпоху неолита — в последнюю эпоху каменного века  был изобретен первый искусственный материал — огнеупорная глина, из которой стали делать керамическую посуду. Считается, что керамическую посуду изобрела женщина. Женщины больше занимались хозяйством, именно им приходилось заботиться о сохранности еды. Поначалу плетеную посуду просто обмазывали глиной. И, наверное, случайно такая посуда оказалась неподалеку от огня. Тогда-то люди заметили свойства обожженной глины и стали делать из нее посуду.

Чтобы глина не трескалась, в нее добавляли песок, воду, толченый камень, рубленую солому. Гончарного круга тогда никакого не было. Из глины делали жгуты, накладывали их друг на друга по спирали и сдавливали. Чтобы поверхность посуды получилась более ровной, ее заглаживали травой. Сырую посуду обкладывали каким-нибудь горючим материалом и поджигали. Таким образом удавалось обжечь посуду со всех сторон.

Древнейшая посуда проста по форме: дно заостренное, кверху стенки расширяются и напоминают яйцо, у которого срезана верхняя часть. Стенки сосудов толстые, грубые, неравномерно обожженные. Но, уже имея такую посуду, человек смог значительно разнообразить свою пищу, научился готовить каши, супы, похлебки, жарить на жиру и масле, отваривать овощи.

Постепенно первобытные гончары совершенствовали свою посуду, она становилась более тонкой и совершенной по форме. Древние люди стремились делать ее не только удобной, но и красивой. На посуду стали наносить разнообразные рисунки. Грубую посуду покрывали жидкой глиной, расписывали минеральными красками.

Люди с незапамятных времен украшали вещи, которые их окружали в повседневной жизни. Для этого они наносили на стены своих жилищ, посуду, оружие, на изделия из ткани и кожи разные рисунки — цветы и листья, животных, людей, геометрические фигуры.

Иногда узор выцарапывали специальными палочками.

Много тайн могут раскрыть древние орнаменты. Разгадывая их, мы начинаем понимать, что язык символов предков передавал нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента.  Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь изображался крестом, треугольниками древние люди изображали человека, квадрат, разделённый на 4 части , символизировал засеянное поле, а в виде круга изображали солнце. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом человек выражал свои представления о мире в образах.

Узор — это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней.

Если поверхность была достаточно большой, то мастера рисовали какой-нибудь один рисунок и многократно повторяли его, заполняя таким образом всю поверхность предмета. Так родился орнамент.

Чаще всего посуду украшали разнообразным орнаментом, это были геометрические фигуры, танцующие люди, цветочные розетки, фигуры животных.

Орнамент — в переводе с латинского языка означает украшение. Он состоит

из ряда последовательно расположенных элементов. В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру.

Орнамент — это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он… представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них — цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции — ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика — в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа…». Термин орнамент связан с термином декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней»

Любой орнамент по своей сути представляет набор последовательно повторяющихся отдельных элементов или их группы. Раппорт орнамента — и есть это ритмическое повторение одного или нескольких этих элементов. Орнамент не просто украшает плоскость, на которую нанесен, он задает ей определенный ритм, придавая завершенность композиции, и активно влияет на наше восприятие поверхности. Узор без труда может заставить плоскость казаться ближе или дальше, выше или ниже, зрительно изогнуть ее или завернуть в спираль. В древние времена узоры на одежде и предметах обихода были своеобразным языком, позволяющим определить род, семейное и общественное положение, профессию хозяина, либо выступали в качестве талисманов и оберегов от злых духов. Сейчас они, как правило, не несут особой смысловой нагрузки, хотя зачастую имеют свою богатую историю, о которой мы и не подозреваем.

Принципы построения орнамента:

РИТМ – чередование элементов (мотивов) узора в определенной последовательности. Ритм – убывающий, возрастающий. Для орнамента  характерно повторяемость мотивов, наклонов, поворотов, просветов между элементами, мотивами.

ПОВТОРЕНИЕ  —  элементы повторяются через определенное расстояние, что создает чувство покоя, уверенности. (Повтор.)

ЧЕРЕДОВАНИЕ  – элементы  чередуются через определенное расстояние по горизонтали, вертикали, диагонали.

ИНВЕРСИЯ  – элементы располагаются по обе стороны оси или имеют обратное расположение узора.

СИММЕТРИЯ – соразмерность, пропорциональность в расположении частей, располагаются по обе стороны от середины центра, мотив располагается по обе стороны оси.

Виды орнамента :

Растительный — его  составляется из  стилизованных цветов, листьев,

плодов, веток.

Зооморфный включает  изображения реальных или фантастических животных.

Антропоморфный — в качестве мотивов используются мужские или женские стилизованные фигуры или отдельные части тела.

Геометрический орнамент состоит из прямых и кривых линий, кругов, овалов, прямоугольников.

По характеру композиции и расположению на украшаемой поверхности орнамент может быть:

ленточный, сетчатый, композиционно — замкнутый.

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы и напоминает «открытое двустороннее движение». Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен сверху и снизу. Этот орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.

Фриз — орнаментированная композиция, предназначенная для декоративного оформления верхней части стены внутри или снаружи здания.

Бордюр — полоса, подчеркивающая края какой-либо плоскости или объемной формы.

Кайма — узорная полоса, обрамляющая плоскость (скатерти, ковра, блюда и т. п.).

Посуда, которой мы пользуемся, украшена различными узорами. Но найти дома посуду именно с геометрическим узором оказалось не так уж просто. На помощь нам пришли мамы, папы, бабушки, дедушки, учителя и ресурсы Интернет.

Мы выяснили, что сама  посуда имеет геометрическую форму: квадрат, овал, круг. Это тарелки, чашки, кастрюли и т.д.( Приложение 1)

Работая над проектом мы  узнали  какие узоры и орнаменты  постоянно встречаем в быту, обсуждали их форму, чередование элементов, правила их расположения друг за другом. И, как выяснилось, самые простые геометрические фигуры, украшающие изделие, придают ему неповторимый вид.

Работая над проектом, каждый из учеников попробовал себя в роли дизайнера и художника.

Мы вылепили свою посуду из пластилина. Украсили её узорами.(Приложение 2)

Мы были художниками: расписывали готовые элементы посуды и подбирали цвета для узора и орнамента из геометрических фигур, работая в парах. (Приложение3)

Расписали тарелки геометрической формы собственными узорами. (Приложение 4)

Мы пробовали создать свой геометрический узор.( Приложение 5).

ИТОГИ РАБОТЫ:

Если вообще допустить, что элементы геометрических украшений — треугольники, четырехугольники, круги, волнообразные, зигзагообразные разные и спиральные линии — не существовали с самого начала в представлении доисторического человека как отвлеченные математические формы, а были внесены в его воображение извне, то все-таки допущение это не исключает того, что геометрические украшения, однажды развившись, очень скоро стали повторяться и разрабатываться именно как геометрические формы и на той ступени искусства, которая ими пользовалась, превратились на самом деле в чисто геометрическую игру линий.

Геометрия занимает важное место в практической деятельности архитекторов,

 технологов ткани и народных промыслов других мастеров-орнаменталистов.

 Они хорошо владеют построениями, измерениями и геометрическими

 доказательствами. Геометрия очищает и совершенствует человеческий ум,

прививается постоянно на протяжении всех лет обучения в школе.

Геометрия служит созданию красоты и удобства, т. е. того, что объединяют

 словом  — гармония.

В конце проекта гипотеза наша подтвердилась: мы научились создавать узоры и расписывать посуду.. И, как выяснилось, самые простые геометрические фигуры, украшающие изделие, придают ему неповторимый вид.

Убедились в том, что в основе построения орнамента  и узора лежит наука математика.

В результате мы поняли, что математика – это не только счёт,цифры, задачи, но и уникальное средство познания красоты.

Литература

1.Азевич А. И. Двадцать уроков гармонии: Гуманитарно-математический курс. – М.: Школа-Пресс, 1998 г.

2.Савин А. П. Энциклопедический словарь юного математика.-Москва «Педагогика», 1985 г.

3.Шешкин П. Е. Мансийские орнаменты.- Санкт-Петербург, «Просвещение», 2001 г.

4. http:// Орнаменты всех времен и стилей — Art Tower.htm.ru

5. http:// Искусство орнамента.htm

nsportal.ru

План-конспект занятия по математике (2 класс) на тему: Конспект. Тема урока: Геометрические фигуры.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения (время)


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

УУД

1.

Организационный момент

Организационный настрой на урок

1 мин.

Очень тихо сели девочки, еще тише сели мальчики.

Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу.

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

2.

Актуализация знаний

Устный счет

(фронтальная и индивидуальная работа)

5 мин.

Организует устное повторение прошлой темы  с целью актуализации знаний.

1. Устное повторение.

Посмотрите на экран.

Вы видете прямоугольник, в котором много других прямоугольников.

Давайте, посчитаем их.

Поработайте в парах. Кто может ответить?

Каждая пара скажите свой ответ.

А потом мы сверим ваши ответы с доской.

Ответ: 10.

Поднимите руку те, кто ответил правильно. Остальные будьте внимательнее.

Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока.

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

 Сравнивать.

3.

Мотивационный

(сообщение темы урока)

1 мин.

Формулирование темы урока.

Формулирование целей урока.

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать  цели урока.

Тема нашего  урока будет связана, с геометрическими фигурами.

Какие цели мы можем поставить на урок? (узнать, научиться). Очень хорошо. Продолжим.

Формулируют тему урока.

Формулируют цели урока.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Владеть монологичной и диалогичной речью.

4.

Постановка учебной задачи и ее решение

(закрепление материала)

3 мин.

Работа

индивидуальная и фронтальная

Организует работу по теме урока. Отвечает на вопросы учеников.

Посмотрите внимательно на экран. Назовите все фигуры, которые вы видите. (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг).

Что такое квадрат? (это прямоугольник, у которого все стороны равны).

Что же такое прямоугольник? (это четырехугольник, у которого противоположные стороны равны).

Чем же отличается квадрат от прямоугольника? (стороны равны у квадрата, у прямоугольника противоположные стороны равны). Верно.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; оценивать выполнение своего задания.

Уметь ориентироваться в учебнике;

2 мин.

Работа  фронтальная.

Посмотрите на экран.

Какие фигуры вы видите? (пятиугольник, шестиугольник и т. д.)

У всех этих фигур много углов, следовательно они многоугольники.

Что же такое многоугольник? (геометрическая фигура, у которой много углов).

Отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнение.

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания;

Отвечать вопросы ,

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;

2 мин.

Работа  фронтальная.

Давайте вспомним, что же такое периметр? (сумма всех сторон) Верно.

Периметр прямоугольника имеет формулу.

Р = а+в+а+в или 2*(а+в)

Периметр  квадрата, имеет следущую формулу:

Р = а+а+а+а

Почему? (стороны равны) Верно.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, устанавливать причинно-следственные связи;

5

Физкультминутка

Физкультминутка в игровой форме

2 мин.

Организует физкультминутку. Читает стихотворение, показывает движение.

Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.

Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их

за учителем.

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

6

Решение частных задач

(первичное осмысление и закрепление)

Работа

индивидуальная и фронтальная,

25 мин.

Задает вопросы. Корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

Давайте решим задачу.

Начертите квадрат, периметр которого равен периметру прямоугольника со сторонами 5 см и 3 см.

Что нам дано? Стороны прямоугольника.

Мы можем найти его периметр?(да)

Р = 5+3+5+3

Р = 16 см

Периметр квадрата равен периметру прямоугольника.

У квадрата все стороны равны и их 4, т. е. мы делим 16 на 4. И поучаем что сторона квадрата равна 4 см.

Значит, вы должны начертить квадрат со сторонами в 4 см.

А теперь, я выдам вам тест. Вы должны выполнить его. У вас 20 минут. Приступайте.

Решают задачу.

Осознавать свои возможности в учении;

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя;

Определять план выполнения задний на уроке под руководством учителя.

7.

Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных знаний

4 мин.

(фронтальная работа и индивидуальная работа)

Предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

Проводит беседу по вопросам:

Какие цели  мы ставили на урок?

Поднимите руку те, кто считает что мы достигли этих целей. (Хорошо).
– Спасибо всем. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу.

Структурировать знания;

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла;

Осознавать качество и уровень усвоения; Оценивать результаты работы.

nsportal.ru

Пересечение геометрических фигур, 2 класс

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Селезнева Юлия Михайловна

Предмет: Математика

Класс: 2

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цель: сформировать представление о пересечении геометрических фигур

Планируемые результаты

Предметные

Знать: что такое параллельные прямые;

Понимать: чем отличается луч от прямой, а прямая от отрезка; что такое луч;

Применять: полученные знания при выполнении упражнений

Метапредметные:

Регулятивные
—  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

—  коррекция;

 — оценка.

Познавательные
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Универсальные логические действия:

— способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные

—  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;

— формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставлены вопрос, аргументировать;

Личностные

—  внутренняя позиция школьника;

 — учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

— ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

— способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Межпредметные связи: литература

Основные понятия: прямая, отрезок, параллельные прямые, луч, пересекающиеся прямые

Методы, технологии: беседа, наглядность

Ресурсы урока:

Для учителя: материалы на доске, учебник

Для учащихся: учебник, тетрадь, пенал

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Организационный момент

— Здравствуйте. Проверьте наличие на ваших партах учебников, рабочих тетрадей, линеек, карандашей и ручек.

Дети настраиваются на работу, готовят рабочее место, приветствуют учителя, занимают свои рабочие места.

2. Актуализация необходимых знаний

— Прежде, чем мы будем говорить об основной теме урока, я хочу с вами вспомнить то, что вы уже проходили.

— Ребята, посмотрите на доску (на доске написан ряд чисел: 52, 2, 5, 502, 25, 250, 520) Устно расставим числа в порядке возрастания;

В порядке убывания;
В данном задании дети поочередно называют каждое следующее число, учитель параллельно все это записывает на доске.

— Хорошо, молодцы, с этим заданием вы справились. Перейдем к следующему задаче. Представьте, что у меня есть 8 апельсинов и у моего друга тоже 7 апельсинов, вместе у нас сколько апельсинов? (15), если я съем 3 сколько останется? (12), а если еще 2 апельсин куплю? (14).

— Молодцы.

Введение в тему урока.

Посмотрите на доску (на доске нарисована прямая и отрезок, луч и точка)

— Что вы видите на доске?

— Чем отличается луч от прямой, а прямая от отрезка?

— Итак, мы вспомнили что это за фигуры и сравнили их.

— Давайте подумаем, как прямые могут располагаться по отношению друг к другу? (на доске рисую несколько прямых)

— Все верно, а когда линии не пересекаются, они называются
параллельными. Все точки одной из таких прямых находятся на одинаковом расстоянии от другой. Выглядят они вот так (рисую параллельные линии на доске)

— Что значит, когда линии не пересекаются?

У таких прямых есть общая точка. (изображаю на доске такие прямые)

— Итак, ребята, как вы уже догадались, темой нашего урока будет «Пересечение геометрических фигур». Запишите тему урока у себя в тетрадях.

2 5 25 52 250 502 520 – в порядке возрастания

520 502 250 52 25 5 2 – в порядке убывания

Устно выполняют задание с преподавателем, т.к. это пройденный ими материал.

Прямая и отрезок. Луч и точка.

У прямой нет начала и конца. У луча есть начало, начальная точка из которой он выходит. А у отрезка есть начальная и конечная точки, он ими ограничен.

Могут пересекаться и не пересекаться.

3. Организация познавательной деятельности

— Откройте учебник на странице 76. Посмотрите на №3. Кто может прочитать задание?

— Хорошо, спасибо. Давайте разбираться.

— Почему пара АВ и СD пересекаются?

— Почему прямые l и k не пересекаются?

— Молодцы, вы справились с этим заданием, а теперь

взгляните на задание №1. Пожалуйста, прочитайте мне текст задания.

— Можем мы у прямых а и b найти точку пересечения? Почему?

— А у прямых c и d мы можем найти точку пересечения? Они могут пересекаться? Как мы можем найти точку пересечения?

— Какую прямую будем продлевать? С какой стороны? Как долго мы будем её продевать?

Возьмите линейку и продлите прямую c справа. Найдите точку пересечения прямых с и d и обозначьте её буквой О.

— Итак, как мы находим точку пересечения?

— Пора немножко отдохнуть! Пожалуйста, встаньте со своих мест в проход между партами так, чтобы никто никому не мешал.

Физ. минутка

Раз—подняться, потянуться
Два—согнуться, разогнуться
Три—в ладоши три хлопка
Головою—три кивка
На четыре руки шире
Пять руками помахать
Шесть—за парту тихо сесть

-Молодцы, садитесь на свои места, продолжим занятие.

— Немного вспомним то, что вы уже изучали.

— Посмотрите на страницу 77. Задание №6.

Взгляните на верхнюю строчку примеров, на первый пример.
— Сколько будет 93+129?
— Сколько будет 129+23?
— Какое из этих двух чисел больше?
— А какой поставим знак?
— Решите следующие 2 примера у себя в тетради самостоятельно.

— Молодцы! Приступаем к следующему заданию.

— Возьмите первый пример первого столбика. Решите его в столбик самостоятельно в тетради. (Проверка примера осуществляется на доске)
— Второй пример из первого столбика решите устно.
— Сколько получилось?
— Теперь самостоятельно решите примеры из второго столбика.
— Какие ответы у вас получились?

— Как у вас хорошо получается решать примеры! Попробуем решить с вами задачу №9.

Я запишу условия задачи под буквой а). Запишите условия к себе в тетрадь. 


Шарф на 60р. дешевле шапки. Что это значит?

Вычитаем из стоимости шапки 60р. и получаем стоимость шарфа. Сколько получилось?

— А сколько же всего денег у нашего покупателя?

— Нам нужно вычислить сколько шапка и шарф стоят вместе. А для этого что нам нужно сделать?(

-Теперь сравним сумму покупки шарфа и шапки с количеством денег у покупателя.

— Кто мне ответит, хватит ли у покупателя денег?

— Запишем задачу в тетрадь.

Дети решают задачу вместе с учителем, который параллельно записывает её на доске.


Читают задание.

Отвечают на заданные учителем вопросы.

Они параллельны друг к другу.

Читают текст задания

Нет, не можем, т.к. они параллельны друг другу.

Да, они могут пересекаться, если продлить одну из прямых. Параллельно выполняют работу в тетрадях вместе с учителем.

В тетрадях продлевают прямую с и находят точку пересечения прямых c и d.

Делают вывод о том, как можно найти точку пересечения по выполненному заданию.

222

152

Больше число 222.

Поставим знак «>»

Решают самостоятельно.

328+70-95=303

328+72-95 = 305

200-70-86=44

200-69-86=45

300-69-86=145

Это значит, что сумма на покупку шарфа на 60р. меньше чем за шапку

Получилось 360.

У покупателя 900 р.

420+360=780

780<900

Да, хватит.

Условие:
Шапка — 420р.
Шарф — на 60р. дешевле чем шапка
Всего денег у покупателя — 900р. 
Хватит ли денег на шапку и шарф?

Решение:
420-60=360 (стоит шарф)
420+360=780 (стоят шапка и шарф вместе)
780<900
Ответ: покупателю хватит 900р. на покупку и шапки и шарфа.

4. Подведение итогов

— Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним тему нашего урока и то, о чем мы говорили сегодня.

— О чём мы говорили на уроке?

— Что значит параллельные прямые?

— Как можно найти точку пересечения?

-Спасибо всем за урок. Вы молодцы, хорошо поработали. До новых встреч!

Выполняют необходимые задания и прощаются с учителем.

infourok.ru