Разное

Не люблю школу – 10 причин, почему ребенок не хочет в школу

Содержание

10 причин, почему ребенок не хочет в школу

Каждое утро одно и то же. «Не хочу-у-у в шко-о-о-олу!» — ноет ребенок. Каждый вечер тоска в глазах и мечта, скорее бы наступила суббота. Поспать, не делать уроки, валяться, играть и смотреть мультики. Единицы с удовольствием просыпаются и бегут на уроки, немногие сами радостно делают уроки.

Мы тоже не хотели в школу, мы тоже нагревали градусник, чтобы температура подарила выходной. Почему? Почему дети не хотят идти в школу? А ведь некоторые не просто ноют, а рыдают и упираются по дороге к храму науки. Каковы причины такого нежелания садиться за парту? Как мы выяснили с психологом, экспертом фонда «В ответе за будущее» Анатолием Добиным, причин много, иногда дело в учителе, иногда в отношениях со сверстниками, но чаще всего дело в родителях. Да-да, из-за нас детки не хотят в школу. Давайте по порядку.

Причина 1

Страшно расставаться с родителями

В школе ребенок один, сам по себе. Никто за руку не держит. Теперь он большой, а это страшно. А тут еще и все прошлые, малышовые страхи оживают и вспоминаются — как мама уходила на работу, когда ребенок был совсем маленький, иногда даже раннее отлучение от груди «всплывает». Для ребенка самое страшное — потерять родителей. Именно такую тревогу часто вызывает поход в школу. Отсюда и первое «не хочу».

Что делать:

Понимать страх ребенка. Поддерживать его, выслушивать и объяснять, что такие чувства — нормальны! Не позорить и не «бросать на глубину», а убеждать в том, что вы его не бросите, вы будете рядом, поможете. «Не переживай, разберемся!»

Причина 2

Родителям страшно

Страшно, что с ребенком в школе что-то случится, что его там обидят, отругают, что у него что-то не получится, что он кому-то не понравится, что он окажется не таким, как все. Все наши тревоги, как вирус гриппа передаются ребенку, он тоже начинает бояться, даже если раньше был спокоен.

Что делать:

Спокойствие, только спокойствие! Учитесь расслабляться и отбрасывать негативные мысли. Помните, что все ваши страхи передаются ребенку, и работайте с собой. Ваш ребенок все сможет! Просто начните ему доверять.

Причина 3

Маме плохо без ребенка

Не удивляйтесь, бывает и такое. Не все мечтают сплавить чадо в школу поскорее. Есть родители, для которых ребенок — единственный свет в окошке. У мамы нет работы, нет увлечений, чадо занимало всю ее жизнь, и вот подросло и собирается отделиться! Мама пугается, что ее жизнь станет пустой, и подсознательно мечтает, чтобы ребенок был с ней всегда. И снова работает закон «трансляции». Ребенок, как по взмаху волшебной палочки исполняет мамины желания — он начинает болеть, не рвется в школу, просится побыть с ма

www.kp.ru

Эксперты рассказали, почему дети не хотят ходить в школу

По мнению родительницы, у сына нет желания учиться, потому что школьный учитель не смог его заинтересовать. «Раньше мы приходили в школу учиться, а сейчас приходим показать, чему научились дома с родителями», — сказала она.

Кроме того, по словам Ремпель, в школьных учебниках много сложных и странных заданий, решить которые может даже не каждый взрослый человек. «И родителям второклассника приходится решать задачи коллективным разумом на специальных форумах в интернете или по телефону», — отметила Ремпель. В итоге получается, что выполнением домашней работы больше озабочены не дети, а сами родители.

Учиться, учиться, учиться

Нежелание ребенка любого возраста ходить в школу — это самозащита от большой нагрузки, считает учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ Инна Голенок.

«Получается, что ребенку неудобно, некомфортно от того, что он не делает, а когда он начинает все делать, то ему тоже некомфортно, потому что устает», — пояснила она.

Голенок отметила, что загруженность учителей, связанная с недостатками базового планирования, проецируется на учеников. «Программа сделана так, что на предмет выделяется иногда один час в неделю. А один час в неделю по всем психологическим правилам вообще не должен быть: знания не закрепляются, нет повторения, отсюда большая нагрузка», — считает учитель.

Директор физико-математического лицея N 239 в Санкт-Петербурге, победитель Всероссийского конкурса «Директор школы-2012» Максим Пратусевич согласен с тем, что программа у современных школьников непростая. Вместе с тем, он считает лень главной причиной нежелания учиться в школе.

«Мало времени и работать надо, а работать нынче не очень принято. Дети не приучены к работе. Говорят, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, а это не так. Учеба — это напряженный труд. Мы же учимся для жизни, а в жизни надо напряженно трудиться, уметь это делать», — сказал Пратусевич.

Чему учат в школе?

Детские психологи уверены, что ключевую роль в отношении ребенка к школе играет первый учитель, который должен мотивировать ребенка учиться. Президент Ассоциации детских психологов и психиатров Александр Кузнецов рассказал РИА Новости, что школам в России всегда не хватало индивидуального подхода к каждому ученику.

«Школа ориентирована на среднего ученика, поэтому ни о какой индивидуальности речи быть не может. Доказано, что сильные ученики спускаются до уровня средних через два-три класса», — сказал Кузнецов.

По его словам, часто ребенок не хочет ходить в школу именно из-за того, что не любит своего учителя. Или ребенок ходит в школу не за знаниями, а чтобы просто пообщаться и покрасоваться перед сверстниками. «Мы не любим предмет, учителя по которому мы не любим. Из нашей практики, примерно 50% детей в начальной школе, когда их спрашивают об учителе, отвечают, что учитель им не нравится», — отметил психолог.

По словам Кузнецова, если родители хотят, чтобы у ребенка не было проблем с обучением в школе, они должны сохранить главное — мотивацию ребенка к обучению. «И не за счет того, что учеба — это труд, это глупость большая, а наоборот, объяснять, что учеба — это интересно всегда. Нужно искать способы, как не убить естественное природное любопытство ребенка к знаниям», — заметил он.

Правильная помощь

Психолог дал несколько практических советов родителям, которые не могут заставить ребенка учиться в школе. Прежде всего, родители должны выяснить, нравится ли ребенку учитель. «Если ребенку учитель не нравится, смените учителя. Это может быть учитель в соседней школе. Не надо привязываться к школе только потому, что она ближайшая к дому», — рекомендует Кузнецов.

Если не удается найти хорошего учителя, можно перевести ребенка на домашнее обучение. «По новому закону об образовании это можно сделать очень просто: приходишь в школу, пишешь заявление и все. Потом только нужно будет сдавать контрольные», — пояснил психолог, отметив, что его дети, например, уже давно постигают школьную программу в домашних условиях.

Обучение дома экономит много времени и воспитывает у ребенка самостоятельность. «Если ребенок умеет читать, он может самостоятельно изучить тему. Если у него есть вопрос, он может спросить родителей или посмотреть многочисленные видеоуроки в интернете», — сказал Кузнецов.

Еще один совет — назначить ребенку призы, чтобы у него была мотивация в полном объеме и самостоятельно выполнить домашнюю работу. Например, дети могут зарабатывать право двадцать минут заниматься познавательными приложениями на планшете после восьми вечера. Впоследствии ребенок привыкнет к определенному ходу событий, к ритуалу и начнет делать уроки самостоятельно.

«Родители не понимают, каким образом можно помочь ребенку делать уроки. Они не могут заставить ребенка оторваться от компьютера и по пять часов делают за них уроки. В результате ребенок привыкает и говорит: «Мам, уже поздно, а ты не могла бы за меня физику сделать?!» У ребенка формируется такое отношение, что мама все равно меня не отпустит, пока я уроки не сделаю, а поскольку ей тоже надо идти спать, она в конечном итоге все за меня сделает, мне только надо побольше тупить и поменьше делать», — пояснил Кузнецов.

Психолог отметил, что примерно у 20% детей имеется синдром дефицита внимания. «Поэтому еще один совет: детей нужно учить отдыхать и разбивать сложные задания на мелкие. Чтобы у ребенка не было ощущения, что он сидит за уроками до посинения», — сказал он. Для контроля времени труда и отдыха можно использовать таймер для готовки или песочные часы.

В младших классах обязательно нужно приучать ребенка к чтению. «Прививая любовь к чтению, вы застрахуетесь от большинства проблем в образовании», — считает психолог. Простейший способ научить ребенка любить книги — проявлять интерес к тому, что ребенок читает вам вслух. «У нас обычно очень мало времени, чтобы слышать ребенка. Когда ребенка слушаешь, ему очень нравится читать взрослому, особенно если взрослый искренне интересуется», — добавил Кузнецов.

Иногда важно купить учебники за предыдущий класс и провести диагностику и определить тот уровень, с которым ребенок справляется на «отлично». «И сказать ребенку: все, дома мы начинаем учиться с этого уровня. Нужно догнать программу, чтобы человек встал на твердую почву и чувствовал себя уверенно в классе», — сказал психолог.

Но самое главное правило, о котором должны помнить родители — никогда не говорить ребенку, что он глупый, и не раздражайться, если он что-то не понимает. «Если вы раздражаетесь, значит, вы ставите завышенные цели. Спуститесь ниже. И обязательно поощряйте самостоятельность ребенка», — заключил Кузнецов.

ria.ru

Почему дети так не любят школу?

А почему они должны ее любить? Спросила сейчас своего, сказал — немного любит, потому что там есть математика. Не любит потому, что там есть русский, короче когда у ребенка что-то получается — то и школа вполне даже ничего. Чем больше у ребенка успехов, тем больше он будет любить школу.

Потому что это своего рода насилие.

они просто не понимают, что это самое классное время (еще потом институт)

Потому что их там «строят», а дома любят, большая разница.
Но пусть : «терпение и труд все перетрут»

А вы наверное в школу ходили с радостной улыбкой на лице. Потому что это их работа и достаточно тяжелая.

Ну почему не любят… Зависит от школы, желания ребенка учиться, от учителей и т. д. Я помню, что даже с температурой в школу шла на те предметы, которые обожала, и учителей тоже.

Наверно потому что заставляли учить, делать уроки. Я в школу тоже не любила ходить, а вот в колледж ходила с удовольствием!!!

Урок навязывается очень редко припадается интересно, а это надо понять и высшлушать. Если смотреть буквально заставляю делать то что не хочется.

О господи, а кто её любит-то. Лучшие годы жизни тратятся на эту школу. Да и ещё смотря какие учителя попадутся.

touch.otvet.mail.ru

Что делать, если ваш ребенок не любит школу – Развитие ребенка

Рейтинг
5

Негативное отношение к школе может быть свидетельством хорошей работы головного мозга

Если ваш ребенок терпеть не может школу, в этом не стоит винить ни его, ни его учителя, поскольку такое негативное отношение может быть доказательством того, что мозг вашего сына или дочери функционирует надлежащим образом. Ведь здоровый мозг защищает своего владельца от предполагаемых угроз.


Современная школа наполнена стрессами и часто пугает своими завышенными стандартами тестов. К тому же существует такое огромное количество информации, которая считается необходимым знанием для успешной сдачи экзаменов, что многим детям школа напоминает, скорее, загон для принудительного кормления фактами без достаточного времени или ресурсов, чтобы сделать их интересными и актуальными.


Перегруженное расписание


Если в школе отсутствуют интересные групповые и творческие занятия, уроки, на которых можно было бы приобщиться к искусству или проявить себя и свою индивидуальность, а порой даже отсутствуют полноценные перемены, то почему ребенок должен хотеть ходить в нее? Многие школьные занятия, доставляющие радость, принесены в жертву предметам, которые оцениваются на тестах (математике и языку). К тому же школы обязывают придерживаться жесткого учебного плана. Поэтому даже лучшие педагоги имеют меньше возможностей использовать свои навыки, чтобы передать радостный, незабываемый опыт познания, который так необходим детям. И как наказание для всех – многие дети бросают школу.


При проведении опроса о причинах, по которым дети бросают школу, подавляющее большинство из них жаловались на скуку. На вопрос, что они подразумевают под словом «скука», дети дали два основных ответа: «Учебный материал не интересен» и «Преподаваемый материал для меня совершенно бесполезен».


С точки зрения неврологов и опытных педагогов, пустые, безучастные лица, притворство и абстрагирование детей от учебного процесса – не их вина и не их выбор. Мозг эволюционировал как орган, чтобы способствовать выживанию человека. Его первоочередной задачей является избегание опасностей. Наше внимание напрямую связано со способностью предупреждать мозг о сигналах потенциальной опасности. Когда мозг испытывает стресс, внимание автоматически ищет потенциальную угрозу, которая может являться причиной эмоционального расстройства, игнорируя при этом другую сенсорную информацию, например, материал уроков.


Стресс усиливается от скуки и разочарования у людей и животных. Животные, которых обуздывают или недостаточно стимулируют, реагируют агрессивным, разрушительным поведением и могут даже калечить самих себя. Стресс заставляет их мозг обращать внимание только на воображаемую или реальную угрозу. В таком состоянии поведение уже не подчиняется высшим структурам мозга.


Сходные реакции происходят и в мозге человека. Если дети находятся в состоянии стресса, вызванного скучными уроками, которые имеют мало личной значимости, или разочарованы неспособностью усваивать перегруженную учебную программу, их мозг делает то, что он запрограммирован делать. Обработка информации переходит из высших структур мозга (от префронтальной коры) в более примитивные. В этой ситуации у людей, как и у животных, непроизвольные поведенческие реакции строго ограничены тремя видами: бей, беги или замри.


Наблюдая за тем, как учителя безрадостно запихивают в головы детей факты, потому что перед ними поставлена неразрешимая задача – заставить юный мозг зазубривать материал тестов, сердце болит как за учеников, так и за их преподавателей. Учителям необходимо выстраивать учебный процесс в соответствии с результатами неврологический исследований изучения стрессов, внимания, поведения и памяти, ведь неврология может предложить стратегии, способствующие радостному обучению.


Родители должны оберегать мозг ребенка


Ваша задача как родителей сделать так, чтобы дети получали от учебы радость. Вы можете поменять их отношение к школе и даже изменить рефлекторные реакции их мозга. Стратегия заключается в том, что нужно строить «мосты» от информации к информации. Как их строить?


Вы можете обеспечить позитивное отношение, если свяжете обучение детей в школе с их интересами и поможете им найти личную значимость учебного материала, чтобы снизить уровень стресса и открыть нейронные пути к высшей, интеллектуальной области мозга, где происходит истинное обучение и зарождается творческое мышление.


Дома с детьми вы можете использовать стратегии, способные изменить негативное отношение к школе, и способствовать развитию образа мышления ваших детей, необходимого для восстановления и поддержания позитивного отношение к себе и школе. С таким мировоззрением и изменением негатива их мозг будет более восприимчивым к сосредоточению внимания и запоминанию информации во время школьных занятий и выполнения домашних заданий.


Успех, который испытают ваши дети, прикладывая усилия, будет способствовать образованию новых нейронных путей, с помощью которых они будут реагировать на обучение более эффективно и хранить получаемую информацию в долгосрочной памяти. Они смогут успешно восстанавливать в памяти информацию не только для выполнения тестов, но и для преодоления всех трудностей и использования возможностей, которые ожидают их в XXI веке.


Таким образом, ключ к этому процессу и заключается в том, чтобы построить «мост» между изучаемым в школе материалом, детскими интересами и прошлым позитивным опытом, чтобы они сами хотели изучать то, что им нужно учить.


Взгляд внутрь мозга


Нейровизуализационные исследования показывают, какие метаболические и структурные изменения происходят в головном мозге, когда новая информация сохраняется в зоне, отвечающей за память. Мы знаем из этих исследований, что активность хранилища памяти повышается, когда новая информация связана с первоначальным знанием, личным интересом и позитивными эмоциональными переживаниями.


Многократное связывание родственных воспоминаний с новым учебным материалом – своего рода «мозговой клей». Новая информация устанавливает все больше связей (дендритов, синапсов) каждый раз, когда новое и первоначальное воспоминание совместно используются для новой цели.


В качестве примера можно привести активацию воспоминаний о семейных походах и установление связи между этими воспоминаниями и новым знанием о первых поселенцах, которые путешествовали по всей стране в крытых повозках. Когда вы помогаете своим детям связать новое знание о поселенцах с этим долговременным воспоминанием о семейных походах, школьные занятия помогаю произвести большее количество дендритов, которые доносят эту информацию к нейронам, хранящим воспоминания. Когда ваши дети захотят вспомнить знания об истории для прохождения теста, воспоминания о семейных походах будут способствовать извлечению соответствующей информации, необходимой им для ответов на вопросы теста.


Мозг отслеживает любые усилия – полезные и бесполезные


Когда дети считают, что усилие оправдает себя, это помогает им находить мотивацию для его прикладывания. Мозг эволюционировал для выживания. Выживание случается тогда, когда мозг оценивает вероятность того, будут ли усилия оправданными. Мозг запоминает результаты каждый раз, когда оценивает ситуацию (сложный вопрос теста, противостояние с одноклассником, выбор между учебой и игрой, решение внимательно слушать объяснения учителя, пройти отбор в спортивную команду) и предсказывает, окупится ли конкретное усилие или нет.


В головном мозге существует специальная структура, единственная работа которой состоит в том, чтобы добавлять удовольствие, вызывать выброс дофамина в префронтальной коре (месте, где прошлые воспоминания активируются для прогнозирования), когда прогноз (выбор, ответ, социальная реакция, решение о приложении физических усилий, решение о том, что выполнение домашнего задания это лучший выбор, чем игра) оказывается точным.


Эта накопленная информация о сделанных прогнозах и полученных результатах используется мозгом животных и людей для оценки новых подобных ситуаций, требующих приложения усилий. Например, представим, что лиса попыталась догнать зайца вверх по крутому склону, прикладывая усилия и растрачивая ценные запасы энергии на погоню, но в итоге она потерпела неудачу. Теперь лиса сохранит память об этом. В ее мозге возникнет ячейка памяти, которая будет содержать информацию о том, что приложенное усилие не принесло ожидаемого результата. Еще несколько таких неудачных попыток, и мозг лисы выстроит все более и более точную цепочку воспоминаний для лучшего выживания. И теперь она будет использовать ее, чтобы решить, нужно ли прилагать усилия, основываясь на предыдущем опыте, связанном с крутизной холма и расстоянием до добычи или нет. Теперь лиса не будет прилагать усилия, если память предсказывает ей, что погоня за зайцем вверх по крутому склону вряд ли будет успешной.


Когда мозг ребенка развивает негативное отношение к школе, это, как правило, является результатом определенных выводов, сделанных им на основании прежних усилий. Основываясь на прошлой истории неудачных попыток – например, сохранять внимание на уроке, внимательно выполнять домашнее задание, проявлять настойчивость при выполнении сложной классной работы, которые не привели к успеху, мозг ребенка учится автоматически сопротивляться прикладыванию умственных усилий при последующих аналогичных занятиях.


Достаточно интеллектуальные дети могут испытывать трудности с механическим запоминанием. Тем не менее, поскольку такое запоминание требуется в школе и, следовательно, воспринимается учениками как ценный навык, они приобретают убеждение, что их неспособность сосредотачивать внимание в классе или получать высокие оценки за вызубренный материал означает, что они неумные и не могут добиться успеха. Такое мышление не только неточно, но если ваш ребенок его принимает, это означает, что его организму будет труднее формировать позитивные, нацеленные на результат нейронные пути.


Готовьте память вашего ребенка к получению знаний


Подключайте мозг детей к темам, изучаемым в школе, рассматривая фотографии или видео семейных поездок, принадлежащие детям предметы из стран, которые они изучают, или читая любимые рассказы, связанные с темами в области науки, истории и математики. Любознательность, активированная напоминаниями о прошлом опыте и текущих интересах, является связующим «мостом» между информацией, которую дети должны получить в школе, и их мозгом. Кроме того, у детей появляются интерес и позитивный настрой, и они хотят учить то, что им нужно учить!


Задавайте детям вопросы, которые помогут им лично для себя связывать истории, прошлый опыт, имущество или интересы с текущими или предстоящими темами обучения. Это пробудит их интерес и подключит важные структуры памяти. Стимулируйте любознательность ваших детей, чтобы они хотели находить ответы и решать задачи. Мозг сохраняет концентрацию внимания, когда дети лично заинтересованы в ответе на вопрос.


Стимулируйте любознательность детей, связанную со школьными темами, а затем работайте вместе с ними и учите их находить ответы на интересные для них вопросы. Тем самым вы поможете развить навыки критического мышления и другие исполнительные функции лобной доли мозга, которые активируются в тот момент, когда дети анализируют информацию (из своих воспоминаний, книг, Интернета и от вас), чтобы отвечать на вопросы. По мере того как дети учатся сосредотачивать внимание и оценивать, какая информация существенна для ответов на вопросы, а какая нет, у них развиваются высшие навыки мышления, такие как анализ, организация и определение приоритетов.


Благодаря тому что вы выстроите связь между школьными темами и интересами детей, пробуждая их любознательность, их мозг получит резкий старт для развития навыков обработки информации, которые служат достижению успеха при решении академических, социальных и эмоциональных задач и возможностей на протяжении всей их жизни. Когда дети мотивированы любознательностью и интересом, чтобы задавать вопросы, а затем искать ответы на них, у них развиваются навыки прогнозирования, дедукции, независимого мышления, анализа и способности отличать факты от мнений, делать выводы и отстаивать собственное мнение или этические убеждения. Это скорее побочные выгоды от пробуждения любопытства ребенка к школьным темам и от уменьшения негативного отношения к школе.


Готовьтесь стать мозговым тренером ребенка


Возможно, вам нужно заранее расспросить учителя вашего ребенка об учебном плане, хотя, скорее всего, он будет строго придерживаться последовательности изложения материала в учебнике. И поскольку вы знаете, какой материал будет изучаться в следующей теме, вы можете найти способы, чтобы начать активно его обсуждать дома, в машине или в очереди в продуктовом магазине.


Вам может понадобиться удобный блокнот со списком открытых вопросов, которые могут стать великолепным связующим звеном интересов ребенка со школьными темами. Это могут быть подсказки о том, как связать ваш совместный опыт с изучаемым материалом. Например, если ваш ребенок увлекается спортом, в вашем списке может быть следующий вопрос: «Если бы ты был тренером команды по _______, то как бы ты использовал_______, чтобы помочь своей команде выиграть?». В первый пробел ребенок должен вписать любимый вид спорта или название любимой команды. Второй пробел предназначен для родственной темы обучения в школе (сила тяжести, среднее арифметическое, умножение, словарный запас слов, изобретения или черты характера, присущие персонажам произведений школьной литературы).


Также и дискуссии, которые вы будете проводить, чтобы заинтересовать детей школьным материалом, будут служить в качестве крепкого цемента для воспоминаний, конечно, если вы активно и внимательно слушаете, когда дети выражают свои мысли или задают вопросы. Вы должны уделять таким беседам безраздельное внимание. Для того чтобы поддерживать мотивацию детей, они должны знать, что вам действительно интересны их мысли и мнение.


Негатив превращается в мотивацию


Вы можете помочь детям развить такие жизненно важные навыки, как хорошая память, внимание, организация и постановки целей. Используя свои знания об интересах ваших детей, их прошлых приятных переживаниях и сильных сторонах при обучении, чтобы развить их интерес к школьным предметам, вы поможете им улучшить отношение к учебе, мотивацию, настойчивость, и, в конечном итоге, у них возрастет уверенность в том, что их усилия обязательно окупятся.


Ваше участие поможет детям обрести смысл того, что учеба соответствует современным жизненным трудностям. Вы сможете содействовать им при развитии у них нейронных структур мозга, которые помогут вашим детям учиться на протяжении всей жизни и применять свои знания в реальных жизненных ситуациях.


Результаты с лихвой окупят ваше планирование и подготовку. Если вы будете использовать знания, которые дает современная неврология, чтобы вернуть детям радость от процесса обучения, детские улыбки обязательно придут на смену нытью и недовольству.


Джуди Уиллис, «Psychology Today»

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5
на основе 1 оценок.

Ссылки по теме:

Facebook

Twitter

Вконтакт

Развитие ребенка
30.01.2017

childdevelop.ru

За что я не люблю школу

Многие из нас забыли (или просто вытеснили), что такое школа. Давайте попробуем вспомнить и понять, через что проходит большинство детей.

Представьте, что вам на работе нужно участвовать параллельно в 10-15 проектах, у каждого из которых свой руководитель. По каждому из этих проектов каждую неделю ваши руководители несогласованно ставят вам по паре дедлайнов — суммарно по 4-5 каждый день! Рабочий день начинается в 8 утра, вы ходите на работу 5-6 дней в неделю, работаете по 6-8 часов, но работы настолько много, что вечером вы ещё 3-4 часа работаете из дома.

И так каждый день! Потому что сегодня дедлайн, который вам поставили вчера. И эти дедлайны запрещено двигать! Ваши попытки это сделать: «Я не успел», «У меня было много других срочных задач», «Я плохо себя чувствовал», «У меня была сложная неделя, поэтому я решил отдохнуть» — руководитель проекта воспринимает как отговорки. Больничный брать нельзя! Всю работу, которую вы не смогли сделать из-за болезни, придется отработать в полном объеме.

В таком режиме невозможно по-настоящему погрузиться в интересный тебе проект, так как это может привести к срыву сроков по другим проектам. И самое страшное, что никуда не деться. Вы подписали контракт на 10 лет! Согласитесь, довольно мрачная реальность. У большинства взрослых более простая и свободная жизнь. Даже у студентов уже все не так жестко.

Поэтому я за альтернативы. За возможность дать ребенку заниматься в том ритме, который ему комфортен. Увлекся, например, историей, нужно дать возможность погрузиться в нее настолько, насколько хватит интереса, не заставляя сейчас заниматься чем-то другим. Потом показать красоту геометрии, и не отвлекать на то, что сейчас не так интересно и т.д.

Мне очень близка идея модульного обучения. Когда, например, этом месяце я занимаюсь только алгеброй, физикой и литературой, в следующем могу либо углубиться в какие-то из этих предметов, либо выбрать новые. И главное — все это я могу делать в том ритме, который мне удобен. Представьте себе жизнь, в которой совсем не обязательно доделывать задания до двух часов ночи, а потом вставать в семь утра. К сожалению, сейчас учиться так могут лишь те дети на семейное обучение.

Мне кажется, что нам всем нужно стараться хотя бы психологически облегчить жизнь ребенку. Дать ему понять, что мы всегда поддержим, что понимаем насколько ему тяжело. Мы должны стараться быть на его стороне в конфликтах со школьной системой. Представьте, вы рассказываете жене, какой у вас руководитель козел, а вместо поддержки слышите «начальник всегда прав». Нам нужно научиться разрешать прогуливать школу, помогать искать более эффективные способы обучения и более действенные возможности отдыха.

И самое главное — любить своих детей!

trushinbv.ru

за что дети не любят школу – Архив

Екатерина Федорова

14 лет, 9-й класс, СОШ №709

Фотография: Инна Лурье

«В школе девять месяцев в году одно и то же: давай, давай, надо, надо! Математика, русский, английский, физкультура, окружающий мир, учить добру, хозяйству. У меня вполне прочные знания по трем предметам для сдачи ГИА. По остальным предметам мне достаточно тройки. Только бы оставили в покое. 

Надо больше заниматься иностранными языками, строго спрашивать русский и математику, но по другим предметам уменьшить нагрузку и смягчить выставление оценок для тех, кому эти уроки не нужны. Меня достали эти контурные карты по истории и параграфы по 20 страниц, которые невозможно осилить. Программу по литературе нужно упростить: «Ревизор», «Старуха Изергиль», «Детство» — да я их только с переводчиком могу читать.

Каждый день я, как тупой баран, тихо и без возражений тащусь на учебу с огромным мешком за спиной. После седьмого урока волочусь на пересдачу наук, которые мне не даются. Я не биоробот, хоть и не из слабаков: отжимаюсь от пола минимум 40 раз. Я призер соревнований по капоэйре, пою в церковном хоре и танцую. Родители говорят, что я талант, а по оценкам меня можно только на помойку отправить, а уж по мнению одноклассников — в специнтернат для слабоумных за Урал, коробочки клеить. Но тем, кто, как роботы с автоматической памятью, получают свои пятерки, я не завидую. От них потом страдают люди во всем нашем обществе.

В школе с друзьями не ладится: как-то весь класс угрожал мне физической расправой, но после беседы с полицейскими и людьми из прокуратуры они успокоились, а учителя и психологи помогли решить конфликт. Сейчас у меня одна проблема: как не замучиться до смерти перед ГИА, чтобы пройти ее положительно, поступить в колледж и заниматься тем, что действительно нравится.

Наверно, проблема в том, что я не такая, как все: я не шляюсь с одноклассниками, не целуюсь с девочками, не толкаюсь, не ругаюсь матом, у меня нет парней, я не живу по их законам и не хочу дружить с дурными детьми. Я хочу выступать побольше на школьных концертах, рисовать и заниматься спортом. Еще мечтаю жить на море. Каждый год с родителями мы ездим в Болгарию. Я завожу там кучу друзей среди болгар, румын, немцев, голландцев, англичан — они воспринимают меня такой, какая я есть. Мы дружим по переписке, с одной японочкой уже 3 года общаемся. Я даже выучила песню на японском.

Еще я хочу, чтобы в школе появилось нормальное питание. Я сижу на спортивной диете и школьной ерундой питаться не могу, хотя она и положена мне бесплатно как ребенку из многодетной семьи. Еще неплохо бы ввести штрафы за нецензурные выражения, неприличный вид и национализм». 

Иван Ефремов

11 лет, 5-й класс, СОШ №756

Фотография: Инна Лурье

«Учусь я плохо. Не знаю почему — почему-то не хочу. Вроде садишься делать, хочется сделать лучше всех, и тут начинаешь — и все, больше не хочется. Что делать? По математике мне не нравится зубрить сложные правила, лучше считать побольше. Это интереснее — задачки, практика. А зубрить так много правил дети не должны. В общем, слишком много всего на следующий день. Чтение, математика, русский — и так по кругу. А мне еще идти через день на баскетбол и пятиборье — это, конечно, небольшой отдых от школы. Хотя и там тоже нагружают. Я от этого всего так устал. Школу я никогда не прогуливаю, но пару раз так хотелось.

Уроки у нас очень длинные — пять штук по 45 минут. Я бы сделал их на пять минут меньше, на десять. Под конец урока я вообще не сосредоточен. Ну и начинаются они в 8.30 — это очень рано. Я встаю сонный и уже уставший, ладно хоть до школы идти всего пять минут.

Еще я бы сделал такой кабинет, где бы всегда сидел свободный учитель. Ты туда можешь приходить и спрашивать, если не понимаешь что-то по какому-то предмету — такой универсальный помощник.

Совсем в школе не нужна музыка — мне вот неинтересно, я ей вообще не увлекаюсь. Слушаю, только когда мне грустно. А на уроке мы даже не поем. Только обсуждаем музыкантов, композиторов — я уже даже не помню ничего.

Обязательно должен быть предмет, где можно сделать или разобрать радиоуправляемую машинку, большой компьютер или какую-то простую электронную штуку. Каждый ребенок должен уметь делать что-то электронное своими руками.

А об учителях ничего плохого сказать не могу — я людей не обсуждаю. Оксана Петровна Быкова — вела у меня все в начальной школе — вот она ничего».

Мария Лист

16 лет, экстернат частной школы «Золотое сечение»

Фотография: Инна Лурье

«Мой личный выбор — экстернат. Хочется уже поскорее закончить школу и не терять 2 года зря. Я думаю, что для моего возраста мне вполне достаточно образования, и получать новые знания я могу и за ее пределами. Не хочешь ходить в школу? Не надо! Многие гениальные люди ее не заканчивали: их заставляли быть как все. Я не гений, я обычная среднестатистическая девочка со своим миром в голове, но и мне не нравится, что нас учат одним правилам, одной истории, одному политическому устройству мира, чтобы сформировать определенные ценности и идеалы. Я не воспринимаю информацию из учебника как данность. Я была на нескольких уроках истории в американской школе под Вашингтоном, так вот у них те же события трактуются совершенно не так, как в наших книгах. Потом в старших классах вообще много лишнего. Зачем, допустим, мне, гуманитарию, зубрить физику, химию, алгебру и тригонометрию? 

Больше всего меня напрягает ранний подъем по утрам, потому что до 11 часов на занятиях присутствует лишь мое тело, а мозг спит дома. А домашние задания — это повторение того, что уже было с утра на уроках, и эта «мать учения» отнимает у меня слишком много личного времени. С 7-го класса я фактически ничего не делаю, привыкла схватывать все на лету. Учителя этого не замечают, а я стараюсь выкручиваться на уроках. Родители воспитали меня самостоятельной, я сама отвечаю за свои поступки — невыполненное домашнее задание и дальнейшие проблемы. Кладя руку на сердце, признаюсь, что прогуливаю, потому что иначе мне не хватает времени для общения с друзьями, для элементарного здорового сна и моих хобби.

Есть занятия интереснее и увлекательнее школы. Я модель и актриса, пишу электронную музыку и занимаюсь баскетболом, бегаю. У меня плотный график, из-за него мне пришлось переехать в Москву из Курска и пойти учиться в частную школу, но, если бы не она, я бы смогла больше путешествовать и развиваться. Я очень хочу жить в Калифорнии, а точнее в Лос-Анджелесе, и там же учиться. Хотя я люблю свою страну, но мечтаю быть актрисой, а родина кино — это все-таки Голливуд».

Даниил Рубахин

17 лет, 11-й класс, ЦО №1460

Фотография: Инна Лурье

«В школе ты все время кому-то что-то должен-должен-должен. Такая атмосфера не располагает к обучению. Если бы можно было выбирать, я бы занимался историей, географией и биологией, музыкой — я играю на пяти инструментах, — но выбора нет, и желание учить что-либо пропадает.

Мне нужны не оценки, а опыт в рамках того, что мне интересно или могло бы заинтересовать. Так что я учусь плохо только бесполезным вещам. Я плохо воспринимаю теорию, а с практикой в школе беда. Еще одна беда — начало уроков в 8.15 утра. Какое может быть настроение, если ты вынужден просыпаться, когда на улице еще темно?

Я готовлюсь к поступлению в Восточно-Европейский институт психоанализа в Санкт-Петербурге. Мне нравится этот город, вуз ценится в профессии. У меня все получится: есть задатки аналитического мышления, я хорошо иду на контакт с людьми. Правда, с учителями не заладилось. Это вынужденное общение, я его не очень люблю. Они сами таким образом строят коммуникацию — на посторонние вопросы отвечают, что заняты или нет времени. С одноклассниками таких проблем нет, хотя соединять в одном классе 30 разных людей — это ужасно. Дебилы регулярно попадаются.

Из предыдущей школы меня выгнали: мне надоело ходить на уроки, вставать в 5–6 утра. Я ездил каждый день из Жулебино в центр, а тогда еще не было станции метро около дома, и я вообще не понимал, ради чего все это. Потом я решил собирать материал для будущей профессии. Для этого нужно было как можно больше общаться с разными людьми, поэтому я устроился бариста в кофейню. Уроки пропускал. Когда понял, что финальная контрольная по алгебре завалена, успел забрать документы за сутки до того, как меня решили отчислить. Родителям соврал, что надоело ездить и вставать так рано. Выписку с оценками якобы «забыл». Через пару месяцев признался, они сказали, что я дурак. Не могу с ними не согласиться».  

Федор Степанов

 15 лет, 9-й класс, СОШ №1101

Здесь нет фотографии Федора, потому что на съемку он не приехал, сообщив, что веселится на даче. — Прим.ред.

«Я плохо учусь, потому что неинтересно, но уроки я не прогуливаю — это мой принцип. Возможно, стоило бы разрешить не посещать уроки, материал которых ты уже знаешь. Хотя я сильно сомневаюсь в том, что свободное посещение будет работать. В этом случае ученики должны сделать выбор осознанно, а в нас это не воспитывают, потому что все обучение строится на том, что это просто надо. Как-то у нас шел факультатив по истории искусств. Его вел студент журфака МГУ. Никаких оценок и обязательных посещений, более того, урок проходил во время большой перемены, на которой все обычно выходят в магазин, едят и отдыхают. Но учитель вел так интересно, что класс всегда был полным, а главное, никто не отвлекался. Там была дискуссия, мы смотрели фильмы, читали стихи. Когда интересно, и свобода выбора начинает работать. Поэтому система оценок для учеников вообще не нужна. Я считаю, что принимать в вуз должны всех желающих, а потом уже отчислять по текущим результатам.

Пока я определяюсь, быть врачом, поваром или юристом, потому что люблю химию, хорошо готовлю, а еще лучше обманываю. В этом году решил взяться за ум, потому что смирился. Война с учителями может стоить образования и в дальнейшем работы, а так я хоть аттестат получу.

Раньше я учился в другой школе, потом родители развелись, и я переехал. Но в конце прошлого года еще со старыми одноклассниками мы поехали за город с ночевкой. К одной девочке, про которую нельзя ничего сказать, кроме того, что она хорошая, ночью пришли ребята из параллельного класса. Они были пьяные и остались у нее. Наутро наша классная их обнаружила, устроила скандал, кричала, что «затаскает ее по врачам», позвонила родителям. Этого ей было мало, и уже в школе она ее оскорбляла при всем классе. Благо родители у девочки были адекватные и нормально отреагировали. Но ей самой это далось тяжело, и она была вынуждена поменять школу. Разве учитель был прав?

Другой случай был с преподавательницей немецкого — она тоже любила оскорблять учеников. Одного парня довела до истерики, но он решил бороться за свои права и пошел к директору. Учительницу уволили. Я считаю, что это правильно, ученики тоже должны иметь право голоса, хотя в большинстве случаев в школе у нас его нет. Я ребенок, кто меня послушает? Разве что вы сегодня позвонили».

daily.afisha.ru

Ребенок не любит школу. Что делать?

Нелюбовь – не лень и не скука, но куда более серьезный недуг. Победить его можно лишь с помощью хорошего антидота. И, хотя панацеи от нежелания ходить в школу нет, есть методы, эффективность которых неоднократно подтверждалась опытным путем. Сегодня мы подготовили список лучших из них. 

Конструктивная проблематизация

Все знают, что лечить нужно болезнь, а не симптомы. Однако сколь сложно порой врачу установить диагноз, столь же непросто родителю докопаться до истинной причины отторжения школы ребенком.

Детский и подростковый психолог Беатрис Коппер-Руае советует родителям научиться отличать обычную тревогу от тревожности, школьного невроза. Так, эпизодическое беспокойство перед, например, контрольной или выступлением на празднике – нормальная реакция. Тревожность же – это постоянное беспокойство, перерастающее в нежелание посещать школу. В последнем случае ребенок каждое утро чувствует себя подавленным, его не радует предстоящий день, каждый вечер он ищет повод не идти в школу. При этом в выходные или на каникулах ведет себя совершенно нормально. Он воспринимает школу не как место, где он общается с ровесниками и получает знания. Она для него в первую очередь – постоянный источник стресса. Нередко у школьников «болит горло» или «поднимается температура», что не всегда хитрая симуляция – при сильной тревожности все симптомы проявляются на самом деле. Как бы ни был силен страх перед школой, тем не менее большинство детей не может объяснять, в чем дело.

Как найти очаг школьной фобии?

У младших школьников чаще всего возникают проблемы с социальной адаптацией. Это естественно, ведь каждому из нас немного некомфортно в незнакомой обстановке, а ребенку, выросшему в «тепличных», домашних условиях – тем более. Он чувствует себя чужим в школе: не может найти общий язык со сверстниками и не знает, как общаться с учителями. В этом случае нужно активно заниматься социализацией, моделируя ситуации, в которых ребенок сможет проявить самостоятельность.  

Также немаловажную роль играет страх не оправдать ожидания родителей. Ребенок может расстраиваться даже из-за незначительных неудач – оставленной дома сменке, случайных клякс. Важно не предъявлять завышенных требований, не ругать за мелкие оплошности и объяснять, что не у всех все получается с первого раза. 

Период адаптации в данном случае длится от месяца до полугода, и после уровень тревожности у младших школьников обычно приходит в норму.

Второй распространенной причиной появления фобии становится переход в старшие классы, когда ребенок входит в период психофизиологического созревания. Спектр причин в этом случае разнообразен. Так, если страх наказания за низкие оценки будет подкрепляться тревогой родителей и их напоминаниями о том, сколь важно сразу после школы поступить в престижный вуз, ребенку в скором времени не захочется учиться вовсе – для того чтобы избавить себя от стресса и перегрузки. Неизбежные же подростковые комплексы будут усугубляться травлей одноклассников, упреками педагогов о внешнем виде и вызывать стыд и страх. 

Главная ошибка родителей в любой из этих ситуаций – не уделять проблеме внимания. Некоторые дети действительно в состоянии самостоятельно справиться с проблемой и адаптироваться к ситуации, найдя свое место в школьной жизни. Однако большинству нужна помощь.

Как помочь ребенку?

Для начала очень важно понять и принять тревогу ребенка. Помните: он имеет на нее полное право. Не давите и не манипулируйте, не запугивайте и не пытайтесь убедить школьника в том, что школа – благо. Присмотритесь к своему ребенку. Сейчас вы не можете понять его нелюбовь и, возможно, вы даже считаете, что он притворщик. Но все же давайте допустим, что для него находиться в школе действительно болезненно. Как помочь ему? Как разобраться в причине или же комплексе причин тревоги?

Следующий после принятия этап – этап конструктивной проблематизации, а именно диалога со школьником. Выясните, почему у ребенка нет желания ходить в школу. Порой именно этот этап – всего сложнее, так как дети боятся столкнуться с неодобрением родителей, с разочарованием и даже отречением. Они также опасаются негативных  последствий. Например, если школьник подвергается травле в коллективе, его резонно будет страшить предание огласки ситуации, ведь это может разъярить агрессоров и вызвать новую волну буллинга.

Прежде чем рассказать о своих проблемах, ребенок должен почувствовать уверенность в том, что он, во-первых, не потеряет любовь родителя, а, во-вторых, сможет рассчитывать на поддержку. Обеспечьте своего ребенка защитой, дайте ему понять, что вы всегда будете на его стороне и придете на помощь. Сделайте акцент на том, что проблемы, о которых он говорит, решаемы, но только действуя вместе вы сможете решить их. Не пренебрегайте помощью школьного психолога, не бойтесь обращаться с вопросами о ходе учебного процесса к администрации школы. Помните, что родители — про любовь, а не про требования, родители – это главная опора ребенка.

Искусство любви

В своем труде «Злая мудрость» философ Фридрих Ницше писал: «Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь».

Свобода и сила (сила как уверенность и влияние) доступны человеку через знание. Образованные люди – люди больших потребностей. Они стремятся к повышению качества жизни, требуют многого не только от себя, но и от окружающего мира.

Современные школьники знают, как может быть и что бывает по-другому. По словам педагога Димы Зитцера, сегодня дети «все меньше и меньше готовы к бездумному выполнению чужой воли». «Они, на мой взгляд, более гибкие. Они лучше формулируют, чего хотят. Более открыты для взаимодействия», – говорит он в одном из интервью. 

Не один Дима замечает, что меняются люди, их ценности и поведение. По мнению большинства преподавателей, к изменениям привела техническая революция. Технологии изменяют систему государственного управления, привычки потребления и анализа информации. Дистанционное обучение открыло широкие возможности личностного роста.  

Сейчас электронные дневники, виртуальные лаборатории, интерактивные уроки и курсы современной педагогики для учителей только начинают свой синтез с российской школьной программой. Педагог и психолог Людмила Петрановская считает, что отечественная школа на данный момент живет позавчерашним днем. «Уже сегодня 95 % того, что учат дети в школе, на что там тратятся их время и силы, неактуально, нерелевантно даже сегодняшнему дню, не говоря уже про будущее, – заявляет она на одной из лекций. – Это такой парадокс воспитания, что в каких-то других сферах мы планируем вперед, занимаемся стратегическим планированием, думаем, что будет дальше, а когда дело касается воспитания детей, мы как будто забываем про то, что время – идет, а жизнь – меняется». Повсеместно в мире разрабатывают и внедряют новые системы, потому как становится ясно, что невозможно по-старому. И российские школы – не исключение.

Поскольку перестройка займет не год и не два, детям так или иначе придется мириться и уживаться с атавизмами и рудиментами школы. Что вы можете сделать, чтобы помочь ребенку? Выбрать хорошее учебное заведение и принимать активное участие в жизни сына или дочери. Также в условиях во многом отстающей школьной системы необходимо напоминать школьнику, что:

1. Образование — это услуга, а школа — это ресурс

Сегодня многие учебные заведения имеют «кодекс чести» или «устав» учащегося со сводом прав и обязанностей. Последних, к сожалению, заметно больше, и о них детям не дают забыть. Задача родителя – не менее рьяно блюсти свободы ребенка и его право использовать ресурсы организации в полной мере.

Школа требует, но школа также и отдает – это важно не только объяснить ребенку, но и научить его претендовать. Претендовать на информацию, смело задавая вопросы, претендовать на уважение личности и доброжелательную атмосферу во время учебы. Проведите для своих детей правовой ликбез. Как когда-то вы просили выучить адрес проживания на случай экстренной ситуации, так и сейчас попросите их запомнить свои права. Полноценная школьная программа, объективная оценка знаний, неприкосновенность личных вещей – аккредитованное учебное заведение гарантирует предоставление этих и других благ своим подопечным.

Очень важно говорить с детьми о «зачем» о прагматизме обучения в школе. Умению грамотно формулировать запрос и получать желаемое можно обучиться, только если вы изначально понимаете, что вам необходимо. Современные школьники, как уже говорилось выше, с этой задачей справляются. В силу тех или иных обстоятельств осознанность и целеустремленность свойственны поколению Z. 

Напоминайте своим детям, что, как бы ни был порой тяжел учебный процесс, он никогда не враждебен. Школьные, районные, городские, всероссийские олимпиады, например, служат подспорьем при поступлении в вузы. Кроме того, они объединяют заинтересованных в единое сообщество, группу единомышленников. Школа дает возможность не только узнать много интересного о дисциплинах, но также знакомит с широким кругом людей, позволяет пробовать себя в различных направлениях, раскрывать и развивать индивидуальные таланты, принимать участие во всевозможных активностях.  

Школа – это ресурс. Его нужно использовать, брать для себя необходимое, перерабатывать в энергию, опыт и связи.  

2. Школа —  это инструмент

Дети нередко воспринимают учебу как повинность. Ранние подъемы, специальная форма, домашние задания, расписание каждого дня на полгода вперед – во всем этом мало свободы, мало творчества и, как следствие, мало любви. 

Для того чтобы любовь к школе не стала похожа на стокгольмский синдром, необходимо давать ребенку выбор. Выбор той же самой формы (ведь возможны разные комбинации), выбор, с какого предмета начать делать домашнее задание, чем заниматься углубленно и чем не заниматься. Ходить на кружок по пению, рисованию или танцам, сменить за один год пять секций – только так, доверяя своим желаниям и экспериментируя, человек учится совершать осознанный выбор. 

Как любым инструментом, школой необходимо уметь пользоваться. Ребенку нужно рассчитывать время на подготовку к занятию, понимать, что нужно сделать качественно, а что можно просто сделать. Контроль и подчинение системе не должно переноситься из школы в домашние реалии. Детство – самая незащищенная и зависимая пора человека. Это время, когда любой, лишь потому, что он больше в размере, может приказывать. Поэтому дом всегда должен оставаться тылом, быть местом, где можно побездельничать, полежать, глядя в потолок, не получая осуждения. Детям, как и взрослым, важно самим принимать решение, не быть постоянно только ведомыми. Прежде чем отчитывать и давить на ребенка, подумайте о том, что ваше чадо не станет аутсайдером из-за нескольких плохих оценок, а из-за гиперопеки и тотального родительского контроля – вполне возможно. Соблюдайте правило «оптимальной фрустрации»: не пускайте ситуацию на самотек, но и не будьте чрезмерно требовательны. 

В двадцать первом веке один из основных навыков – знать, где посмотреть. Сейчас способов взаимодействия с информацией у нас все больше и больше, эти способы активно исследуются и применяются в образовании. Корить своего ребенка за то, что он не может запомнить даты сражений, стихотворения и законы физики, можно. Но стоит ли? Сколько времени уходит на то, чтобы узнать эту информацию? Несколько секунд и браузер назовет точную дату рождения Байрона. Так происходит сейчас, но следующие поколения будут жить в еще более продвинутом мире. Поэтому как детям, так и родителям важно уметь расставлять приоритеты, важно учиться гибкости, приспособляемости к каждодневно меняющейся действительности, что-то оставлять в прошлом, а к чему-то пророчески подталкивать. 

Школа – это хороший инструмент самоопределения и самопознания, а образование – приобретения благ и возможностей для улучшения условий жизни. Смотрите на своего ребенка в перспективе, и тогда, может быть, у вас получится подготовить его к жизни в сегодняшнем дне. 

3. Школа — это отношения

Все мы знаем, что школа – это социальный институт. Известный педагог Дж. Дьюи говорил, что «школа постепенно может создать такой тип общества, который нам хотелось бы видеть. Влияя на ум в этом направлении, мы постепенно изменили бы и взрослое общество». 

Через школьников меняется система. Приходят новые дети с новыми требованиями, которые школа учится удовлетворять. Вместе эти дети способны сформировать другое общество, вывести иные способы взаимодействия в социуме, иные категории прав.

Жизнь в коллективе налаживает механизм общения: будучи ограничены учителями и одноклассниками, школьники вступают во взаимоотношения с разными, как похожими, так и непохожими на них людьми, учатся выстраиванию и отстаиванию своих границ и интересов, а также уважению чужих. 

К сожалению, классическая система образования предлагает подготовку к жизни вместо жизни. Учебные заведения настаивают детей, будто они коллекционное вино, обещая насыщенную и настоящую жизнь потом, после школы. Мотивация базируется на будущем, в то время как должна твердо стоять на настоящем.

Не приучайте ребенка жить ожиданием. «Тому, кто долго ждет чего-то, лучше зафиксировать, что именно он ждет», — сказал один современный прозаик. У каждого ребенка жизнь прямо сейчас яркая и настоящая. Детей не волнует потом. У них есть сейчас, и это сейчас ничуть не менее ценно, чем далекое потом.

activityedu.ru