Разное

Навык самообучения – Как научиться учиться: 7 главных правил самообразования

Содержание

Как научиться учиться: 7 главных правил самообразования

Хотите быть успешным в ХХI веке? Придется учиться всю жизнь. Сегодня учиться самостоятельно не проблема: выбор вариантов онлайн-курсов с лучшими преподавателями почти безграничен. Проблема в самоорганизации и самодисциплине. Как не лениться, не откладывать обучение и получать самообразование с удовольствием?

Знание — главная движущая сила современного общества, источник силы и конкурентных преимуществ в работе и жизни. Однако традиционная система образования все меньше способна обеспечить возрастающие потребности человека в актуальных знаниях и умениях. Как говорил Камю, школа — это место, где нас готовят к жизни в мире, которого уже не существует. Даже лучший университет больше не может дать студентам знания, которых им хватит на всю жизнь. Каждые 5–10 лет их специальность может видоизменяться до неузнаваемости. Социальные сети, смартфоны, энергетическая революция, большие данные, беспилотные автомобили — вот лишь некоторые явления, которые за последние 10 лет фундаментально изменили многие профессии и породили новые. Времена, когда обучение было лишь детско-юношеским этапом в жизни человека, заканчиваются. Теперь, чтобы добиться успеха, каждому из нас нужно учиться на протяжении всей жизни. Но для этого вначале придется овладеть навыком, который не преподают в украинских школах и университетах: научиться учиться самостоятельно.

Миф о таланте. Фиксированное мышление и мышление роста

Тема обучения чему-то новому овеяна огромным количеством мифов, самым распространенным и вредным из которых является миф о таланте. Его суть заключается в том, что успех в изучении того или иного дела зависит от врожденных способностей — таланта, который можно развивать или закопать, но нельзя пропить. Талант либо есть, либо его нет.

Современная наука об обучении полностью опровергает этот миф. От пионерских исследований Блюма в 80-е годы XX века до современного фундаментального издания The Cambridge Handbook of Expertise and Expert Performance исследования биографий великих и просто известных людей так и не смогли найти «таланта» (врожденных предрасположенностей) к тем или иным интеллектуальным навыкам. Оказалось, что даже уровень IQ лишь слабо соотносится с профессиональными успехами, что уж говорить о неуловимом таланте. Однако миф о таланте не просто вводит нас в заблуждение: он активно вредит нашей способности учиться и совершенствоваться.

В связи с этим Кэрол Двек, исследовательница и преподаватель Стэнфордского университета, различает

два типа мышления: фиксированное мышление и мышление роста.

Люди с фиксированным мышлением верят в то, что их успехи предопределяют врожденные способности. Если человеку не хватает таланта или ума, то этого не исправить. Личности с таким типом мышления часто боятся ошибиться, потерпеть поражение, ведь это, на их взгляд, демонстрирует врожденный недостаток способностей. Именно поэтому они избегают сложных задач, в которых существует риск неудачи, и не приемлют любой негативной обратной связи, ведь любая критика может полностью подорвать их самооценку.

Люди с мышлением роста, напротив, уверены, что все, чего достигает человек, он получает благодаря тяжелой работе и настойчивости. Даже проигрыш они расценивают лишь как еще одну возможность сделать выводы и отточить свои навыки. Такие люди не боятся задач за пределами своей зоны комфорта, не падают духом при первых неудачах и всегда рады обратной связи, даже если это означает быть готовым принять критику в свой адрес.

Для эффективного обучения, даже больше чем для достижения успеха в любом другом деле, важно придерживаться мышления роста и избегать фиксированного мышления.

Три стратегии успешного обучения

В уже легендарной статье The Making of an Expert, опубликованной в 2007 году в Harvard Business Review, дается обзор трех основных научно установленных факторов, которые помогут стать выдающимся экспертом в определенной области.

Во-первых, время, потраченное на осознанную практику нового навыка или умения. Речь идет о правиле 10 000 часов (или 10 лет): именно столько нужно сознательно практиковаться, чтобы стать специалистом мирового уровня в чем-то. Ключевое слово тут «осознанность» — любое количество бездумного механического повторения ничем не улучшит ваши навыки. Осознанная практика предполагает постановку перед собой целей для каждого занятия, фиксацию и анализ результатов каждого такого «урока».

Во-вторых, эффективное обучение предполагает постоянный доступ к лучшим учителям и менторам. На разных уровнях обучения вам понадобятся разные наставники. Сначала лучшие местные учителя, впоследствии — национального уровня, а затем уже и эксперты мирового класса. Лучшие учителя ускоряют обучение, структурируют процесс освоения новых знаний, мотивируют и контролируют выполнение самостоятельной работы. Ваша главная и конечная цель — стать лучшим учителем и ментором для самого себя. Именно этим свойством обладают все выдающиеся эксперты.

В-третьих, наилучшему обучению способствует поддержка семьи и окружения. Выдающиеся люди собираются вместе, поддерживают тесные связи и учатся друг у друга. Работа и общение с лучшими помогают вам стать лучшим.

Интересный факт: биографии множества людей, традиционно считающихся выдающимися вундеркиндами, прекрасно соответствуют изложенным выше условиям. Наиболее известен пример Моцарта, которому молва приписывает фантастический врожденный талант. Не стоит, однако, забывать, что обучение Моцарта музыке началось в 4 года, его отец был известным музыкальным учителем и автором одного из первых учебников по игре на скрипке, который вдохновенно мотивировал молодого Вольфганга к постоянным репетициям.

Семь правил успешного обучения

1. Обучение эффективно, когда дается с усилием. Человек должен прилагать сознательные усилия для того, чтобы усваивать новые навыки и умения. Знания, полученные без усилий, подобны отпечаткам на песке: очень скоро от них не останется и следа.

2.

Мы добиваемся стабильного совершенствования лишь тогда, когда можем измерить свой прогресс. Человек склонен к иллюзиям в оценке эффективности своей учебы. Как правило, мы переоцениваем свои успехи от поверхностного ознакомления с материалом и неправильно оцениваем темпы нашего прогресса. Чтобы избежать этого, необходимо постоянно контролировать свои успехи с помощью объективного измерения: тесты, разнообразные стандартизированные проверки навыков и даже банальные вопросы для самопроверки в конце книжной главы позволят трезво оценить наш прогресс в обучении.

3. Классические школьно-университетские методы подготовки малоэффективны. Перечитывание текстов и механическая зубрежка ничего не дают. Это легкие методы обучения, которые противоречат первому правилу. Они не заставляют нас напрягать наш разум по-настоящему, а просто утомляют его однообразным повторением.

4. Практики вспоминания — основа обучения. Чем больше раз мы вспомним информацию, тем дольше она будет храниться в нашей памяти. Существует две эффективные техники вспоминания.

Первая — это отложенное вспоминание: на карточке с одной стороны напишите вопрос, с другой — ответ на него. Вначале надо изучить содержание карточки, затем, через день, попытаться вспомнить его. Если вы верно вспомнили ответ, указанный на обороте карточки, ее можно отложить на неделю до следующего повторения. Если ошиблись — повторить необходимо уже на следующий день. Чем длиннее цепочка успешных припоминаний, тем все больший интервал должен быть перед следующим повторением. Эта система особенно популярна для изучения иностранных слов, и многие из нас сталкивались с ней в сервисах вроде Anki или LinguaLeo. Однако с помощью простейших карточек или даже самого обычного рукописного конспекта систему отложенного вспоминания можно приспособить для изучения практически любого предмета.

Вторая чрезвычайно эффективная техника вспоминания — перемешивание тем и типов заданий. Если вы изучаете английский, не стоит искусственно разделять свое обучение на изучение грамматики, лексики и навыков говорения. Лучше изучать их одновременно, чередуя один вид занятий с другим. Если вы решаете разные подтипы математических задач в рамках одной темы, перемешивайте их так, чтобы каждый раз вам приходилось подумать, с каким именно подтипом задачи вы имеете дело.

5. Попробуйте решить проблему до того, как вас научат ее решению. Не стоит спешить читать о том, как очередная легенда менеджмента спасла свою компанию. Вначале подумайте, как на его месте поступили бы вы. Не имеет значения, получится найти правильный ответ или нет. Уже то, что вы приложите усилие, попробуете «придумать свой велосипед» до того, как получите готовый ответ, поможет вам быстрее и глубже разобраться в новой идее или способе решения проблемы.

6. «Стили обучения» вроде «визуального» или «аудиального» — миф

. У нас нет серьезных научных подтверждений их существования. Напротив, исследования указывают на то, что лучше всего запоминается та информация, в восприятии которой задействовано максимум органов чувств и различных ассоциаций. И это вполне логично, ведь знания конструируются.

Многие считают, что наша память — это пустая емкость, в которую мы просто заливаем новую информацию до тех пор, пока она не наполнится до краев. Однако эта концепция глубоко ошибочна. В реальной жизни новые знания всегда привязываются к той информации, которая уже хранится в нашей памяти. Новые понятия и идеи могут быть поняты и восприняты нами лишь с помощью уже знакомых понятий и идей. Поэтому стоит усвоить привычку объяснять самому себе новое и сложное через старое и простое. Столкнувшись со сложной и непонятной идеей, обязательно попробуйте найти для нее простую аналогию или метафору, которая поможет вам «поймать» суть новой информации.

7. Следует пытаться найти фундаментальные правила и первоосновы решения проблем, а не просто запоминать факты или зазубривать процедуры решения тех или иных задач. Такие первоосновы, которые могут быть использованы для решения множества задач в различных сферах знаний, принято называть ментальными моделями. Классический пример ментальной модели — это эволюция: естественное развитие, движение от простого к сложному, которое происходит медленно, но неотвратимо. Каждый из нас в большей или меньшей степени знаком с понятием биологической эволюции. Но что, если мы столкнемся с термином «звездная эволюция»? Он не знаком нам, но, владея ментальной моделью «эволюция», мы легко можем догадаться, что речь, по-видимому, идет о естественном, медленном и неизбежном изменении состояния звезд. И будем очень недалеки от истины, хоть и услышали этот термин в первый раз. Чем большим количеством ментальных моделей мы владеем, тем быстрее и эффективнее сможем понимать новые идеи и концепции.

Как заставить себя учиться самостоятельно

Книги, массовые бесплатные онлайн-курсы и другие доступные источники качественных знаний сегодня в изобилии доступны всем желающим. Куда более сложный вопрос, как мотивировать себя к самостоятельному обучению и наконец-то закончить те два десятка книг и онлайн-курсов, которые вы уже давным-давно хотите пройти. Попробуйте следовать трем простым, но проверенным на практике советам.

Учиться нужно понемногу, но регулярно. Если вы раздумываете, когда лучше проходить онлайн-курс — на выходных в течение нескольких часов за раз или ежедневно по полчаса, — то последний вариант оптимален. Разбивка учебного процесса на небольшие сессии создает ощущение быстрых успехов и мотивирует вернуться к обучению на следующий день.

Самостоятельно учиться лучше всего в одно и то же время в одних и тех же условиях. Привычка — вторая натура, а регулярность — залог успеха в обучении. Выработав у себя привычку учиться в определенное время, вам будет куда легче придерживаться регулярных занятий.

Самостоятельное чтение книг и прохождение онлайн-курсов лишают вас важного стимула в виде социального давления: если вы забросите обучение, в отличие от традиционного образования, никто об этом не узнает: ни преподаватель, ни другие студенты. Создайте для себя необходимое для самостоятельной учебы социальное давление: публично расскажите о своих планах друзьям, присоединитесь к совместной группе подготовки или сами ее организуйте, обсуждайте и комментируйте процесс вашего обучения в социальных сетях.

Иван Примаченко

ЛІГА.net

hr-portal.ru

Как создать свою систему самообучения

За каждым успехом стоит система или стратегия. Она помогает как на стадии обучения, так и во время работы. Система самообучения — это систематический способ отсеивания ненужной информации и запоминания самой необходимой. Чем раньше вы начнете ей следовать (подогнав под себя или придумав собственную), тем быстрее начнете извлекать пользу.

Вы наверняка предпринимали попытки выучить что-то: язык программирования или иностранный язык. И, скорее всего, у вас не было особой стратегии: минимум свободного времени и надежда на готовый путеводитель или список книг. Вы начинали заниматься, но при этом интуитивно понимали, что делаете что-то не то. Вам просто не хватало своей системы.

Ваша система самообучения должна базироваться на четырех ключевых принципах:

  1. Периодическое повторение (чтобы пропитаться идеей).
  2. Ассоциации (для увеличения умственной интуиции).
  3. Процесс фильтрации (чтобы иметь дело только с золотом).
  4. Перерывы для отдыха и набора сил.

Система самообучения

Написать книгу, снять фильм или создать технологический стартап очень трудно. Однако если поделить работу на несколько обозримых этапов, станет легче. Это один из давних принципов тайм-менеджмента. Который применим и в обучении.

Вот семь шагов-этапов, которые помогут научиться любому навыку:

  1. Сбор информации.
  2. Создание заметок.
  3. Пересмотр заметок.
  4. Обобщение ключевых выводов.
  5. Обучение других людей этому навыку.
  6. Создание банка ассоциаций.
  7. Интеграция идей и информации с дневником.

Рассмотрим каждый шаг отдельно.

1

Сбор информации

Читайте книги высокого качества, исчерпывающие статьи или краткие отчеты. Когда вы изучаете какую-либо информацию, есть три вещи, которые нужно иметь в виду. В порядке важности:

  • Фильтрация всей несущественной информации для того, чтобы найти то, что действительно важно и нужно.
  • Присвоение степени важности информации и принятие решения о том, когда читать.
  • Применение вашей системы обучения.

Для того чтобы научиться фильтровать ненужную информацию, вам нужно обучиться скорочтению. При помощи этого навыка вы не только сможете поглощать больше информации, но и принимать решение о том, стоит ли читать книгу, за пару минут.

Однако книги бывают разными. Френсис Бэкон считал: «Одни книги нужно попробовать, другие — проглотить, а некоторые — тщательно пережевать и переварить».

Вы можете создать свою систему маркировок книг по типу:

  1. Золотые книги (оригинальная информация с сотнями идей).
  2. Книги для специальных целей (биографии или книги «Как сделать …»)
  3. Книги одной идеи (весь труд посвящен раскрытию одной темы, объем набирается для объяснения, примеров и иллюстраций, зачастую может быть «водой»).
  4. Мусор.

Думайте о принципе Парето, когда дело доходит о чтения. Только здесь соотношение 1 к 99.

2

Создание заметок

Большинство людей думает, что это скучное и бессмысленное занятие. Но это совершенно не так. Когда вы делаете заметки, то лучше запоминаете информацию.

Делайте заметки как можно чаще. По этой причине нужно завести себе специальную папку (или программу вроде OneNote или Evernote), где можно хранить всю информацию, о которой вы читали. Это прекрасный способ не забыть ничего. Это ваш личный интернет с тегами и страницами — и вы знаете все практически наизусть.

Как научиться делать заметки? Вот три совета:

  1. Всегда составляйте заметку сразу: после прочтения статьи, главы книги, прослушивания подкаста, лекции, семинара. Этот простой трюк вы должны применять постоянно.
  2. Изучите цветовое кодирование. Оно позволяет вашему мозгу легче обрабатывать информацию. Как только вы научитесь ассоциировать цвет с определенной категорией информации, вам не нужно будет тратить драгоценные ресурсы мозга на то, чтобы присвоить ей правильный контекст. Цветовое кодирование также упрощает просмотр старых заметок. Покупайте разноцветные ручки: синий — для нормального текста, голубой — для цитат, красный — для важных вещей, зеленый — для имен и названий глав, розовый — для ментальных моделей, идей или новых вещей.
  3. Всегда записывайте новые слова. Тут же расшифруйте их и придумывайте несколько контекстов.

3

Пересмотр заметок

Вы уже сделали две полезнейшие вещи: прочитали и сделали заметки. Теперь настало время для тренировки памяти и создания ассоциаций.

Периодическое повторение несет массу преимуществ, одно из основных — получение новой перспективы. Скажем, вы учили сложную тему, сделали несколько заметок. Через какое-то время информация усвоилась мозгом и теперь, когда вы перечитываете заметки, то видите, что все стало намного проще и что вы смотрите на информацию несколько иначе. Вы избавились от первоначальной сложности.

Вероятно, на данный момент вашей жизни у вас есть 10 (или около того) книг, которые считаете лучшими для себя лично. Возможно вы прочли их лишь по одному разу. Но лучше всего прочесть их вдумчиво, делая заметки, а затем повторяя их. Ваша интерпретация материала может быть совершенно другой. Вы найдете другой пласт, другой смысл этой книги.

4

Обобщение ключевых выводов

Это четвертый удар молотом.

Есть еще два преимущества в том, чтобы написать краткое резюме прочитанной книги:

  1. Это заставляет вас отфильтровывать мусор и устанавливать приоритеты для полезной информации.
  2. Эта выжимка становится качественным материалом для дальнейшего использования.

5

Обучение других людей этому навыку

Говорят, что если вы не можете объяснить тему другому человеку, то вы и сами ее не знаете. Поэтому принимайтесь за дело: напишите пост в блоге, снимите обучающее видео, произнесите речь, расскажите другу, сделайте инфографику. Все это способствует лучшему усвоению информацию.

6

Создание банка ассоциаций

Мышление — это не только сознательный процесс. Очень часто на него влияет (а иногда и владеет им) подсознание. Вероятно, самым сильным триггером подсознания являются ассоциации.

Существует много способов практиковать ассоциативное мышление:

  • Изучайте историю
  • Читайте биографии успешных людей
  • Читайте Википедию

Если вы будете достаточно упорны, то через какое-то время, пытаясь придумать шутку или найти решение проблем, поймете, что они уже приходят на ум «сами собой». Знайте, что это действие ассоциаций.

На неврологическом уровне вот что происходит в вашем мозге: вы создаете большую сеть нейронных связей. Да, это что-то вроде сети. Когда вы ее забросите в море обучения, то вам будет намного легче поймать рыбу, чем с помощью обычной удочки.

7

Интеграция идей и информации с дневником

Дневником в данном случае может выступать:

  • Физический носитель: блокнот или тетрадь
  • Evernote
  • OneNote

Вы должны создать место, в которое будет попадать вся важная информация, с которой вы сталкиваетесь. Evernote – отличный выбор для тех, кто хочет получить подобный инструмент для обучения. Однако он платный, в то время как OneNote – нет. Поэтому решать вам.

В подобные сервисы можно помещать все, что угодно: цитаты, фотографии, PDF-файлы, интернет-страницы. Предположим, вы изучаете иностранный язык. Информации много и она периодически забывается, поэтому вам приходится снова искать ее в интернете. С этими сервисами ее можно сохранить один раз у себя и в пару кликов найти позже.

Когда вы создаете свою систему самообучения, то начинаете получать мгновенные преимущества в скорости и впитывании. Поэтому придумайте свою систему, обновляйте ее, настраивайте под себя и через какое-то время она принесет вам массу пользы.

Желаем удачи!

4brain.ru

с чего начать и как не бросить — Нож

С чего начать самообразование

Знаний вокруг слишком много. Мы пытаемся запомнить множество пустых сведений, переживаем, что чего-то еще не охватили. Но если знания не нужны и вы к ним редко обращаетесь, они быстро забываются.

Выберите главное

Нельзя учиться всему сразу, нужно делать выбор.

Как понять, какой интерес самый важный? Грег Маккеон в книге «Эссенциализм» дает два радикальных совета. Во-первых, если нельзя сказать однозначное «да», то скажите однозначное «нет».

Выпишите все варианты и оцените каждый по 10-балльной системе. Всё ниже 9 баллов не стоит внимания.

Во-вторых, используйте строгие и явные критерии. Для нового занятия выберите три оптимальных критерия, значимых для вашей жизни: например, оно должно поднимать вашу самооценку, доставлять удовольствие и приносить деньги. Чем больше критериев захватывает новая практика, тем ценнее она для вас.

Оцените практику

Выбрав занятие, выясните, чего можете в нем добиться. Узнайте, насколько развита сама практика: есть ли у нее четкие критерии успеха и провала, работают ли в ней эксперты и разрабатывают ли они собственные техники обучения? Если практика закрепилась в обществе, то вы будете ясно видеть, куда движетесь. Если четкости нет, то развиваться будет гораздо сложнее.

Поставьте конкретную цель

Нельзя просто «учиться бегать» или «говорить по-английски». Лучше превратить свое самообразование в проект с конкретными задачами, чтобы было понятно, когда вы достигните цели. Представьте, чего хотите достичь и чего реально можете добиться в заданные сроки. Не пытайтесь «хорошо разобраться грамматике», а выберите 10 самых важных тем, найдите для них как можно больше упражнений и составьте для себя финальный тест. Определите сроки: 3 месяца. Дедлайн должен быть четким.

Выстройте кругозор

Лучшее решение для саморазвития — выстроить кругозор вокруг проекта. Если учите английскую грамматику, читайте комиксы, слушайте подкасты об истории языка, сходите на лекцию по лингвистике. Если нужно подготовиться к полумарафону, смотрите документалки про известных бегунов, читайте спортивные журналы, узнайте национальный и мировой рекорд для дистанции. Кругозор поможет проекту и наметит пути к новым темам.

Но если полностью подчинить кругозор проекту, то получится не кругозор, а специализация. Поэтому лучше освободить немного времени от любого рода планов, пусть это будет открытое пространство для мимолетных интересов: случайных книг, видеоигр, лекций и чего угодно, кроме бега и грамматики.

Как организовать рабочее место

Рабочее место должно мотивировать на обучение. Лучший способ зарядить его энергией — использовать эффект прайминга. Он уже давно используется в маркетинге: образы из окружающей среды влияют на нас даже тогда, когда мы их не осознаем. Значит, если повесить над рабочим столом мотивирующие работы,

knife.media

с чего начать – PROFI.RU — За профи говорят дела

Саморазвитие и самообучение

Саморазвитие и самообучение


Непрерывное обучение — сравнительно новая идея, которая стала популярной благодаря достижениям современных наук — нейрофизиологии, психологии, когнитивистики. Учёные доказали: учиться можно и нужно в любом возрасте.

Непрерывное обучение — сравнительно новая идея, которая стала популярной благодаря достижениям современных наук — нейрофизиологии, психологии, когнитивистики. Учёные доказали: учиться можно и нужно в любом возрасте.

Самообучение — навык XXI века

По концепции непрерывного образования, обучение не оканчивается с выпуском из школы или института — этим можно заниматься всю жизнь. И не только можно — нужно. Forbes пишет: если вы умеете учиться, у вас выше шансы преуспеть в карьере или справиться с возрастным кризисом.

В 2017 году журнал The Economist выпустил масштабный обзор того, как изменилось обучение в наше время. Выводы: чтобы бизнес оставался доходным, требуются постоянные вложения в обучение. Постоянно меняются требования к сотрудникам, нужно ладить с новыми технологиями, а они развиваются стремительно. Поэтому некоторые компании готовы не только учить людей новому, но и развивать их способность учиться самостоятельно.

Управление обучением — сложная работа, и в компании ее выполняет отдельный человек. Планирует обучение, рассчитывает бюджет и контролирует, как его расходуют, ищет подрядчиков, организует весь процесс — от писем с напоминанием до кофе-брейков, проверяет качество тренингов и курсов.

Но совсем необязательно ограничиваться тем, что предлагают на работе. А если вы фрилансер — то вы «сами себе HR». Самообучение и саморазвитие — это навыки, которыми способен овладеть любой человек. Давайте посмотрим, как это делать.

Определите цель обучения

Начните с цели. Можно и без этого, но тогда есть риск выбиться из бюджета или вложить время и деньги в то, что потом не пригодится.

Чаще всего дело не в том, чтобы просто чему-то научиться. Настоящая цель — больше зарабатывать, освоить другую специальность или услугу, оставаться в курсе новинок и трендов или даже развлечься. Не зря так популярны курсы вокала, актёрского мастерства, стендапа.

Пример: вы репетитор, готовите школьников к ЕГЭ по английскому, но хотели бы зарабатывать больше.

Один из способов заработать больше — найти клиентов, которые готовы платить больше. Другой — предложить новую услугу.

Вы решили, что могли бы готовить школьников, студентов и молодых специалистов к экзамену TOEFL, который нужен для учёбы за границей.

Вы не сдавали этот экзамен и не готовили к нему учеников. Чтобы предложить эту услугу, понадобятся новые знания и навыки. И если вы заранее продумали цель, то знаете, как будете эти знания и навыки применять. Обучение будет полезным.

Саморазвитие и самообучениеЕлена Тихонова, коуч и бизнес-тренер:
«Обычно человек, который выполняет привычные и понятные задачи, не задумывается об обучении. И может не осознавать, что на самом деле недостаточно компетентен. Помогает стороннее вмешательство. Например, появится задача, требующая нестандартного подхода. Либо руководитель и коллеги дадут обратную связь о том, каких навыков человеку не хватает. Другой вариант — новая цель, для достижения которой нужны новые знания.
Стимулом к изменению и, соответственно, развитию всегда становится неудовлетворённость текущей ситуацией».

Если вы вдруг застрянете, размышляя о цели обучения, попробуйте такой приём. Подумайте, что вас не устраивает в вашей работе. Скорее всего, учиться вас побуждает определённая ситуация или чужой пример. Словом, сейчас вам чего-то не хватает. Осталось понять чего.

Оцените, чему нужно научиться

Попробуйте ответить на вопросы:

  1. Что я сейчас делаю не так, как хотелось бы?
    Чем конкретнее будет ответ, тем лучше. Для фрилансера, например, это будет не просто «мало зарабатываю», а «зарабатываю не 50 000 в месяц», не просто «понятия не имею, где искать новых клиентов», а «не знаю, с какой площадки начать поиск, каким предложением привлекать… да вообще не знаю, что предложить клиенту со стабильным заработком».
  2. Как себя вести, что делать, чтобы соответствовать своим желаниям?
    Зарабатывать 50 000+ в месяц. Узнать, что нужно моим потенциальным клиентам, по каким каналам они ищут услуги.
  3. Кто уже делает то, что я хочу делать?
    Этот вопрос поможет найти модель, на которую вы сможете ориентироваться, или даже наставника.
    Примером может быть кто-то из знакомых, коллег, автор блога, победитель профессиональных конкурсов. Важно, чтобы вам действительно нравилось, что он делает, и хотелось так же.
  4. Что он умеет и что знает такого, чего не умею и не знаю я?
    Этот вопрос поможет понять, чему стоит научиться. Он для оценки ваших пробелов в знаниях (knowledge) и навыках (skills).

    Как оценить чужие знания и навыки:
    — Почитайте статьи «идеала», где он описывает своё профессиональное развитие.
    — Притворитесь клиентом или попросите друзей, чтобы узнать, какие именно услуги он предлагает и как их оказывает.
    — Напишите напрямую и спросите, как человек добился успеха, чему учился и что посоветует. В худшем случае вам не ответят. В лучшем — у вас будет наставник и советчик.

    Не зацикливайтесь только на профессиональной области. Есть большая группа навыков, развивать которые нужно, независимо от вашей профессии: умение презентовать себя, вести переговоры с клиентами, понятно объяснять сложные вещи. Такие навыки называют soft skills, и в их развитие готовы инвестировать многие современные компании — почему бы и вам не сделать так же?

  5. Что в моём окружении или в моей мотивации мешает достичь цели?
    Не всегда вопрос решается обучением, чаще всего — и обучением, и изменением окружения, и пересмотром мотивации.

Другой способ определиться с целью обучения — обратиться к карьерному консультанту или коучу.

Цель обучения диктует и способ обучения, и его содержание, и даже бюджет. Например, в случае с подготовкой к TOEFL репетитору, скорее всего, придётся пройти обучение для преподавателей в России или за рубежом. А если вы, скажем, захотите для подработки писать простенькие боты на Python, может хватить и бесплатных курсов.

Выберите фокус развития

У вас должен получиться список знаний, навыков, особенностей мотивации и окружения, которые нужно приобрести/изменить для достижения цели.

Выпишите это на два отдельных листочка. На одном — знания и навыки. На втором — особенности вашей собственной мотивации и окружения, с которыми предстоит поработать.

Знания и навыки. Предположим, вы всё-таки решили готовить взрослых людей и студентов к сдаче экзамена на сертификат TOEFL. У вас получился такой список.

Знания и навыки

  1. Узнать, как проходит экзамен, какая у него структура, какие бывают задания.
  2. Узнать, в каких случаях нужен сертификат TOEFL.
  3. Научиться определять потенциальных клиентов и узнать о них больше: какие медиаканалы используют, на каких сайтах ищут услуги, с кем общаются, когда начинают подготовку, есть ли сезонность.
  4. Научиться привлекать клиентов. Как сделать, чтобы репетитором выбрали именно меня?
  5. Научиться готовить ученика к экзамену.
  6. Научиться работать со стрессом клиента, успокоить перед экзаменом, настроить на успех.

Сразу на всём сосредоточиться не выйдет, есть риск научиться «всему и ничему». Выберите три наиболее срочных и важных пункта и составьте план обучения.

Мотивация и окружение. Информация об окружении и мотивации на втором листочке нужна, чтобы понять, какие преграды или ограничения мешают учиться — их нужно устранить.

Как действовать дальше, читайте в статье «Составляем план самообучения».

profi.ru

Рекомендации по самостоятельному обучению | Блог 4brain

советы по самостоятельному обучению

Учиться самостоятельно? Звучит довольно интересно и заманчиво. Однако многие люди, пришедшие к тому, что знаний, полученных ими прежде, не хватает или они по какой-то причине неактуальны, и желающие развиваться и обучаться чему-то самостоятельно, сталкиваются с определёнными трудностями. И чтобы их избежать, нужно научиться правильно организовывать процесс своего самостоятельного обучения, дабы время не было потрачено бессмысленно и впустую. Давайте разберёмся в том, что нужно делать, чтобы самостоятельное обучение было эффективным.

Чтобы самостоятельное обучение, как, впрочем, и любой другой процесс, было эффективным, надо, в первую очередь, определиться с тем, для чего вообще вам это нужно. Для чего вы хотите обучиться чему-то новому? Сможете ли потом применить полученные знания на практике? Где вы будете их применять? Что это вам даст?

Составьте для себя список основополагающих вопросов. Их может быть пять, десять, двадцать. Чем больше, тем лучше. Эти вопросы позволят вам убедиться в том, что ваши замыслы не лишены смысла, а также помогут рассмотреть результат, которого вы хотите достичь, с разных ракурсов. Ответы старайтесь давать как можно более детальные и конкретные, ничего не упуская из виду. Перечитывайте их, дополняйте и всегда держите под рукой, ведь, в случае чего, они могут стать для вас прекрасным напоминанием о том, к чему вы стремитесь, и будут мотивировать к дальнейшим действиям.

Составление плана

После того как первый этап пройден, можно приступать к составлению плана. Этот план должен представлять собой ту стратегию достижения цели, которой вы намерены придерживаться в самостоятельном обучении.

Стремитесь к тому, чтобы ваш план включал в себя даже малейшие детали: при помощи каких инструментов вы собираетесь обучаться? Если книги, то что это за книги, кто их автор, как они называются, где можно их найти? В печатном они будут варианте или в электронном? Если это, к примеру, аудиосеминары или видеокурсы, то где вы их найдёте и когда планируете уделять им время? Будете ли вы прибегать к другим видам обучения – посещению факультативов, спецкуров, мастер-классов, тренингов? Какие полезные интернет-ресурсы будете использовать? Но имейте в виду, что различные занятия лучше не смешивать – они должны последовательно следовать друг за другом, иначе в голове может создаться неразбериха и результат от такого ученичества будет минимальным.

План должен быть чётко расписан, иметь временные рамки и какие-то промежуточные этапы, на которых вы сможете оценивать свой прогресс. Кроме этого, все пункты должны быть соотнесены с целью вашего обучения и должны непременно способствовать ему и вашему прогрессу. Если хоть что-то мешает, вы должны исключить это из своего плана.

Время и самоорганизация

Об этом вопросе стоит поговорить отдельно, пусть он и является одной из составляющих планирования. Задумываясь о самостоятельном обучении, очень важно уяснить тот факт, что вы сами распоряжаетесь своим временным ресурсом, и никто не будет «давать вам пинка». Т.е. важен вопрос именно самодисциплины. Он включает в себя и распорядок дня и умение заставить себя делать то, что вы должны делать, вопреки множеству «веских» причин отложить запланированную работу на потом. Звучит, возможно, несколько наивно, однако большинство людей не могут организовать себя, когда начинают самостоятельно обучаться или, например, уходят работать во фриланс. Создаётся видимость того, что времени ещё достаточно и в результате важные дела откладываются на потом, что впоследствии приводит к спешке и даже срыву проектов. Для организации своего времени и расстановки приоритетов в делах удобно использовать матрицу Эйзенхауэра – не примените возможностью с ней познакомиться.

Чётко определите, сколько часов в день/дней в месяц вы будете заниматься самообразованием. Если самостоятельно обучение для вас – это лишь способ, так сказать, подтянуть хвосты, повысить эрудицию и т.п., то можно уделять обучению от одного до двух-трёх часов в день. Если же это вопрос повышения квалификации, претензия на то, чтобы стать специалистом в какой-то области, то обучению должно уделяться гораздо большее время. Но это нужно определять, исходя из поставленных задач.

Кроме того, чтобы любую свободную минутку можно было провести с пользой, рекомендуется иметь в быстром доступе какие-то учебные материалы: книги, распечатки, файлы в электронной книге или на планшете. Ими можно пользоваться даже в транспорте, когда предстоит продолжительный путь, или стоя в очереди – вместо того, чтобы «считать ворон», можно изучить новый раздел учебника или прочесть интересную статью.

Самопроверка и самооценка

Исходя из того, что весь процесс самостоятельного обучения должен быть направлен на повышение уровня своих знаний, а также на эффективную реализацию намеченных планов, необходимо систематически отслеживать свой прогресс, проводя различные тесты по самопроверке и самооценке. Вы должны иметь ясное представление о том, полезны ли полученные знания, когда и где их можно использовать, достаточно ли хорошо вы понимаете всё то, что изучаете. Стремитесь к применению новых знаний на практике в своей повседневной жизни.

Для проверки можно проходить различные тематические тесты (в книгах, журналах, Интернете), писать для себя самого краткое изложение изученного, отвечать на вопросы, которые можно составлять самостоятельно даже по ходу обучения. При желании можно придумать что-нибудь ещё. Отслеживание своего прогресса поможет вам всегда получать обратную связь от процесса обучения, т.к. вы будете видеть, каковы ваши успехи, в чём вы преуспеваете, а что следует подтянуть. Вы сможете выявить свои преимущества и слабые места, и использовать эти знания для создания более эффективной модели самостоятельного обучения.

Представленные выше четыре пункта являются основополагающими, и весь процесс самостоятельного обучения держится на них. Но в дополнение можно привести ещё несколько вспомогательных рекомендаций, которые могут оказать на ваше самообразование благоприятное воздействие.

Дополнительные рекомендации

  • Обсуждайте новую информацию с окружающими людьми. Во-первых, это будет показателем того, как хорошо вы усвоили материал. Во-вторых, вы можете услышать мнение с другой точки зрения, что также может быть полезным. И, в-третьих, здоровая критика покажет вам ваши слабые места и укажет на то, что следует доработать.
  • Во время самостоятельного обучения постарайтесь абстрагироваться от внешнего мира. Любые лишние мысли отвлекают и мешают сосредоточению. Поэтому, пока занимаетесь, забудьте обо всех проблемах, не думайте о делах, не потакайте своим вредным привычкам.
  • В дополнение к основному изучаемому материалу, стремитесь к получению знаний из любых доступных и интересных вам источников: книги, фильмы, выставки, интересные места. Уделяйте время на занятия спортом. Это может и не относиться к конкретной сфере вашего самостоятельного изучения, но, в любом случае, сделает вас более эрудированным и всесторонне развитым человеком.
  • Обязательно работайте над собой и качествами своей личности: развивайте лидерские качества, тренируйте память, логику, навыки чтения. Повышайте свой IQ, улучшайте качество общения. Работайте над дикцией, мимикой, жестами и т.д. Кроме этого, уделяйте внимание и своей внутренней жизни: медитируйте или занимайтесь другими духовными практиками, знакомьтесь с различными учениями, повышайте уровень своей осознанности. Всё это лучшим образом скажется не только на качестве вашего самостоятельного обучения, но и на качестве вашей жизни в целом.
  • Обратите внимание на качество своего времяпрепровождения и круг общения – они должны способствовать вашему личностному росту. Если вы замечаете, что люди, с которыми вы общаетесь, негативно влияют на ваше обучение (отнимают ваше время, говорят, что у вас не получится или что вы занимаетесь не тем и т.п.), то сократите время своего общения с ними. Старайтесь не делать того, что отрицательно сказывается на вашей личной продуктивности и эффективности: воздержитесь на время обучения от проведения времени перед телевизором или в соцсетях (если это не связано с обучением), употребления алкоголя, ненужных встреч и т.д.
  • Каждый день без исключения делайте, пусть и не большие, но шаги к своей цели. Не получается уделить обучению 3 часа, уделите хотя бы 30 минут. Только систематические целенаправленные действия помогут вам добиться своего.

Следуйте этим рекомендациям и встраивайте своё обучение в соответствии с основными правилами, тогда вы сможете быть уверены, что ваше время уходит не впустую, а сам процесс самостоятельного обучения будет максимально эффективным.

Мы желаем вам успехов на пути самообразования!

4brain.ru

Самообразование и саморазвитие личности: способы и цели

Время чтения 10 минут

Необходимость в получении новых знаний и непрерывное саморазвитие помогает каждому из нас достигать новых вершин. В мире информации самообразование — ключ к успеху в обществе знаний. Информацию можно получать разными способами, повышая квалификацию и обогащая мир. Не секрет, что большинство технологий стареет уже через пять лет, а это неустанно двигает самообразование и саморазвитие.

<<Оглавление>>

Что есть саморазвитие, способы и цели

Продвижение профессиональной, духовной деятельности связана с многогранностью знаний из множества ресурсов. Но для того, чтобы все понимать, нам необходимо постоянно учиться.

Если вы хотите достичь желаемых целей на рабочем месте, которые позволят гордиться собой, важно понимать пути постижения навыков:

  1. Принимайте все изменения в жизни и работе, связанные с человеческим прогрессом, социально-экономическим положением и популярными тенденциями общества.
  2. Постоянно работайте над собой. Совершенствуйтесь, впитывайте новые знания, поддерживайте высоко установленную планку, усваивая современные технологии.
  3. Используйте любые способы самообразования и саморазвития, совершенствуя личность.

Самообразование — один из методов развития, подразумевающий самостоятельное воспитание самого себя.

Потребность в саморазвитии появляется с появлением чувства неудовлетворенности собственных навыков с тягой к новым познаниям в профессиональной сфере, бытовой жизни и окружающего вида.

Всего существует четыре способа самообразования:

  1. Бытовой опыт подразумевает социальное самообразование.
  2. Познавательный опыт направлен на осознание всего окружающего нас.
  3. Потребность в самореализации меняет структуру личности в стремлении к личностному идеалу.
  4. Профессиональное развитие повышает социальную значимость и компетенцию в трудовой сфере.

Среди целей саморазвития можно выделить три главных аспекта:

  1. Самоцельное образование, возникающее на основании какой-либо деятельности, которая создает фундамент для освоения информации а психологии, эзотерике, музыке, интернете и других сферах жизни.
  2. Попутное развитие провоцирует тягу человека к новым технологиям, которые помогают развивать текущую сферу деятельности в будущем.
  3. Целенаправленное развитие подразумевает человеческое саморазвитие в определенной сфере деятельности, находя средства для реализации поставленных задач и достижений основных целей.

 

саморазвитие

 

Самообразование на разных жизненных этапах

С первых дней жизни мы испытываем тягу ко всему новому и неизвестному, уваивая информацию гораздо быстрее взрослого возраста. Самообразование и саморазвитие постигаются как игра. Многие родители делают ошибку, насильно заставляя ребенка изучать, читать и писать, однако такие действия не верны. До возраста десяти лет мы не способны воспринимать серьезную информацию, осознавая мир, как нечто веселое и доброе.

В школьные годы мы начинаем самостоятельно получать знания — большое значение в этом играют домашние задания. Такой метод не всегда правильный — человек должен постигать новое и стремиться к развитию, а не решать «тоннами» одинаковые примеры — если человеку тема непонятна, то и двадцатый пример не поможет. Самообразование и саморазвитие нельзя ограничивать школой — интересы школьников взрослым неинтересны. Очень важно развивать творческий потенциал, вовремя заметив тягу к необычным профессиям.

При наступлении юношеского возраста и поступлении в ВУЗ, человек приступают к изучению любимого дела, расширяя кругозор за счет новых знаний. Институты и университеты — лучшие места для саморазвития человека, где каждый из нас постигает науку в удобной форме, не ограниваясь школьными рамками. Приветствуется изучение дополнительных материалов, самодеятельность и научные труды. В этом возрасте наш мозг наиболее адаптирован к изучению выбранной профессии и постижению посторонних навыков — студенты занимаются музыкой, играют в КВН, стаят пьесы и прочее.

Взрослый человек не должен останавливаться на достижении результатов в университетские годы. Вам свойственно постигать новые знания до конца жизни в самых разных профессиях. Уровень самообразования отражается не только в вас, но и в ваших окружающих — чем умнее вы, тем образованнее и ваше окружение. Чем больше знает преподаватель аудитории, тем больше знаний унесут с собой будущие специалисты. Профессионалы следят за новыми направлениями собственной деятельности, дабы не терять хватки и быть на шаг впереди конкурентов.

самообразование на разных жизненных этапах

Самообразование или менторство?

Менторинг, или наставничество — способ обучения кого-либо в целях повышения эффективности подопечных. Данный процесс подразумевает передачу собственных знаний и навыков наставника малоопытным новичкам в персональной, групповой и коллективной формах. Однако, для достижения желаемого уровня самообразования и саморазвития, приветствуется персональный менторинг. По своей сути, наставничество состоит из двух лиц:

  • Менти или протеже развивается только в основных сферах деятельности.
  • Ментор или учитель, эксперт в основных сферах деятельности менти.

Понятие Ментора ведет нас в древнюю Грецию, где одноименные герой давал советы простым смертным о лучшей жизнедеятельности.

Менторы и менти могут стать альтернативой самообразованию, благодаря объективному взгляду со стороны Ментора на карьерный путь менти. Ученик, в свою очередь, становится более дисциплинированным, общаясь с наставником в приятной, дружеской беседе, расширяя профессиональные и личные стороны.

Ментор также рад поделиться идеями с более молодым поколением, опробовав новые тенденции и возможности при умении донести правильные ценности до менти. Также, наставник осознает потенциал подчиненного, который будет вложен в компанию. Во время обучения Ментор и менти проверяют теории развития, улучшая их.

Для компании плюсы менторства заключаются в создании комфортной среды для работы сотрудников, обеспечив обмен профессиональной информацией. Кроме того, компания наблюдает процесс развития полезных кадров и удерживает их на рабочем месте, благодаря теплым межличностным отношениям.

С другой стороны, многое зависит от расположенности ученика к учителю и способности менти осознавать учения Ментора. Наибольшее значение имеет грамотный подход Ментора, от которого в будущем зависит успех обучения. Если наставник не обладает достаточными лидерскими качествами и знаниями дела, самообразования окажется полезнее. Сегодня на большинстве предприятий работа начинается со стажировки, которая напрямую зависит от наставника. Разумеется, многое зависит и от ученика и его желания развиваться. Но, правильным решением многих фирм стало бы предоставление выбора сотрудникам – самообучение, либо менторство. Однако, всегда стремитесь попасть на курсы повышения квалификации – плохому там не научат.

менторство

Как самообразование влияет на человека?

Процесс самообразования и саморазвития предусматривает увеличение багажа знаний и навыков человека, совершенствуя профессиональный уровень личности. Но для того, чтобы постоянно развиваться, необхордимо грамотно ставить цели, анализируя достижения и неудачи, как составляющие процесса обучения. Останавливать внимание стоит на значимых деаталях, которые делают вас умнее. Каждый человек чувствует потребность в регулярном получении знаний. Главное — стараться познать максимум информации, не останавливаясь на простых физических потребностях.

Такой процесс самообразования способен делать из простых людей великих ученых и теоретиков. Никогда не снижайте планку собственной подготовки, при возможности поднимая ее выше. Современный период характеризуется небывалыми переменами в жизни человека — великие революции и смена государственного строя граничит с потрясающими научными открытиями. В эпоху перемен на первое место выходят способности человека к самообразованию и адаптации к окружающему миру. Постоянный личностный рост, неудовлетворенность достигнутым и совершенствование мира делают нас умнее, опытнее и образованнее.

Самообразование и саморазвитие человека в 21 веке

Какими качествами должен обладать каждый из нас, дабы не отставать от общества?

  1. Самообразование культурного, духовного мира — стремление к внутренне богатой личности делает нас лучше, и позволяет добиваться результатов.
  2. Учитесь отбирать из общей массы наиболее полезное — будущее за эффективными технологиями и методами работы с ними. Многогранность интересов и умение различать возможности общества позволят вам подняться на ступень выше в постижении духовного саморазвития.
  3. Безудержное развитие профессиональных навыков и регулярное самообразование двигают вас к достижению целей.

Таким образом, можно сделать вывод, что постижение нового, неуемная тяга к знаниям, чтение книг и просмотр телевидения характеризуется необходимостью саморазвития. Когда вы просыпаетесь, завтракаете и включаете компьютер, первым делом смотрите новости о событиях в мире в политической, экономической, коммерческой и научной сферах жизни. Тем самым, демонстрируя необходимость в самообразовании. Главное — развиваться в правильных направлениях, обогащая собственную личность и окружающий мир. Но, процесс познания не должен упираться в достижении определенных результатов — чем больше вы знаете и умеете, тем выше ваше положение в обществе, таким образом, самообразование влияет на человека.

Самообразование и саморазвитие

Виды восприятия информации у человека

Каждый человек для собственного самообразования и саморазвития получает потоки новой информации. Но, мы по-разному усваиваем данные, зависимо от обстоятельств и способов получения информации. Многое зависит от человеческих каналов восприятия — не все равномерно развито.

Каждый человек, читающий данную статью, обладает четырьмя органами чувств — слухом, зрением, сенсорикой и обонянием, где глаза и уши принимают гораздо больший поток данных. Однако, выделяется один, наиболее развитый канал, который индивиду свойственно использовать чаще остальных, принимая больше информации, чем остальные. Только не думайте, что другие не требуются — в человеке все гармонично. В институте это хорошо видно — одни меньше слушают и больше пишут, другие наоборот — все запоминают в голове, не фиксируя информацию на бумаге; третья категория лиц чертит таблицы и знаки.

Все потому что у нас есть несколько видов восприятия информации:

  • Визуальное восприятие
  • Слуховое, или аудиальное
  • Тактильное
  • Вкусовое
  • Обонятельное

Отсюда вытекает вывод о подаче информации в отдельных формах, удобных человеку:

  1. Метод восприятия информации органами чувств — оптико-акустическая и оптически-осязательная формы.
  2. Форма технической однородности — цветовой, акустический, текстовый методы.

Таким образом, поскольку любая подача информации имеет определенную форму, восприятие разными индивидами данного потока происходит разными способами, что разделяет человечество на несколько категорий:

  1. Визуалы — индивиды, воспринимающие поток данных через глаза.
  2. Аудиалы воспринимают большинство информации ушами.
  3. Кинестетики склонны к восприятию информации через движения, осязание, обоняние и другие подобные чувства.

Дискреты анализируют, думают и воспринимают данные путем логического осознания — знаки, цифры, логические доводы, теории и прочее. Разумеется, данная категория наименее многочисленна. Самому молодому поколению данная форма восприятия мира вовсе неизвестна.

Виды восприятия информации у человека

Как ускорить процесс самообразования?

Самообразование и саморазвитие напрямую зависят от процесса обучения личности — это и есть основной способ ускорения развития человека. Самообучение и познание этикета способствуют лучшему усвоению информации.

В разные периоды личностного роста характерен возраст — не стоит пытаться его увеличить, иначе произойдет сбой и неполноценность развития. Также, большая нагрузка может притупить способности человека и желание к развитию. Потому, очень важно соблюдать этапы развития личности. Ежедневно мы принимает физиологические, физические и психологические изменения, независимо от возраста. Дабы правильно воспринимать жизненные изменения, осознайте законы развития личности, значение кризисов и соединение всех процессов бытия в один вектор саморазвития.

Также, при интенсивном развитии личности учитывайте соотношения биологического и социальных факторов. Физическое развитие всегда отображает умственные показатели, потому для лучшего усвоения информации уделяйте внимание своему телу. Походы в тренажерный зал, ежедневные домашние упражнения и утренние пробежки стимулируют умственное развитие.

Для лучшего самообразование старайтесь прогнозировать жизнь — кризисам и депрессиям свойственно понижать нашу активность, порой ударяя в самых неожиданных местах. Старайтесь предусмотреть негатив в вашей жизни.

Отдых — еще одна немаловажная деталь самообразования и саморазвития. Уделяйте круглосуточно не менее 10 часов отдыха, не читая книг, не смотря телевизор и не находясь в интернете. Таким образом, вы простимулируете естественное ускорение личностного роста — чем больше и лучше вы отдыхаете, тем эффективнее работаете. Старайтесь находиться в тишине, по мере возможности убирать раздражающие факторы и давать мозгу отдохнуть. Вы забудете о психических расстройствах и других заболеваниях организма — здоровое тело означает здоровый дух.

ускорить процесс самообразования

Самообразование как неотъемлемая часть саморазвития

Основным отличием самообразования от повседневного процесса обучения — отсутствие наставника, учебного заведения, методики и прочего. Именно в процессе самообразования происходит саморазвитие таким, каким вы хотите его видеть, выбирая сферы изучения, исходя из собственных желаний. Вы составляете порядок действий, и следуете ему, не слушая никого со стороны.

Стимулирующим фактором выступает не наставления преподавателя, а внутреннее желание, мотивация, а это — сильнейший двигатель саморазвития. Ведь, именно такое познание наиболее эффективно для человека — знания проходят через вас, внедряясь в повседневную жизнь. Сфера науки значения не имеет — экономика, иностранный язык, игра на гитаре, главное — самообразование и саморазвитие. Знания, которые вы приобретаете самостоятельно, обладают большей ценностью для вас, нежели обучение от других лиц.

В процессе самообразования практические советы остаются советами, потому как именно Вы выбираете путь саморазвития путем обогащения внутреннего мира. Ставьте конкретную цель, понимайте чего вы хотите добиться, и действуйте. Такой процесс самообразования способствует максимальному саморазвитию. Составьте график обучения, включив наиболее приемлемые источники развития. Безусловно, Всемирная паутина обладает всем, но старайтесь постигать печатную продукцию, заниматься научными исследованиями. Документальное кино и аудио-файлы благотворно влияют на самообучение и саморазвитие. Обязательно переносите теорию в практику, развивайтесь как духовно, так и физически.

Таким образом, роль самостоятельного образования для человеческого саморазвития сложно переоценить — все, что мы читаем, слушаем или смотрим, развивает наш мозг, способствуя развитию духовного мира. Процесс самообразования не прекращается никогда, всю жизнь ваша личность наполняется новой информацией, без которой человек пребывает в неведении и деградирует.

Выводы

Учеными давно доказано — для надлежащего саморазвития человека, ежедневно необходимо читать несколько газет, журналов, около сотри страниц научных исследований, и столько же литературного текста. Самостоятельное образование — это творческий труд, расширяющий личность, обогащая внутренний мир, выступая двигателем прогресса, превращая репродуктивные исследования в полезную практику. Отсюда выходит, самообразование — механизм развития культуры и науки для каждого человека. Читайте книги, пишите стихи, следите за экономическими показателями, не стесняйтесь постигать новое — расширяйте собственный кругозор. Самообразование и саморазвитие — ключ к постижению нашего мира и всего сущего.

salid.ru

Самообразование и самообучение

02.08.2015 6 214 3 Время на чтение: 8 мин. Самообразование и самообучениеСамообразование и самообучение

Сегодня мы поговорим про самообразование и самообучение: для чего и зачем это необходимо, что является движущей силой или основными принципами самообучения, какую технику и методики самообразования можно использовать в современных условиях.

Я уже писал в отдельной статье, что знания, умения, навыки, необходимые для жизни, существенно отличаются от того, чему учат людей в высших, а тем более — в начальных учебных заведениях. Поэтому, чтобы хорошо жить и развиваться в нынешнем мире, человеку необходим уделять внимание саморазвитию и самообразованию. В том числе, это касается профессионального самообразования. Рассмотрим, что же это такое и на каких принципах строится.

Самообразование (или самообучение) — это самостоятельное получение необходимых знаний, умений и навыков, происходящее по личной инициативе и без помощи учебных заведений.

Можно выделить следующие ключевые принципы самообразования, те факторы, которые для этого необходимы:

1. Любознательность. Чтобы заниматься самообучением, необходимо быть любознательным — иметь стремление расширять свой кругозор, познавать что-то новое, профессионально расти и т.д. Без этого качества самообразование превратится в пытку.

2. Сила воли. Вместе с тем, одной любознательности недостаточно, поскольку процесс самообучения может оказаться непростым, и человеку придется периодически заниматься этим через силу, заставлять себя это делать, жертвуя чем-то более интересным на тот момент. И для этого ему понадобится сила воли, развитые волевые качества. Далеко не каждый может похвастаться хорошей силой воли, поэтому для качественного самообразования придется развивать ее в себе.

3. Мотивация. И, наконец, очень важный, третий принцип самообразования, который должен подкреплять первые два и помогать человеку самообучаться — это мотивация. То есть, у самообразования должен быть мотив: то, чего человек хочет этим добиться, перспективы, которые откроются ему после получения желаемых знаний и навыков.

Одновременное наличие любознательности, силы воли и мотива — вот ключ к успеху в самообразовании.

Теперь рассмотрим основные методики самообразования и самообучения, которые доступны широкому кругу людей на сегодняшний день.

1. Обучающие книги, аудиокниги, фильмы, видео ролики, презентации. Первый источник самообучения — это, конечно же, книги. Методика самообразования тут заключается в получении необходимой информации из книг в наиболее удобном виде (бумажная книга, электронная книга, аудиокнига). Кроме того, можно смотреть обучающие фильмы и видео материалы интересующей тематики.

2. Обучающие курсы, семинары, тренинги. Второй источник самообразования — посещение всевозможных разовых или непродолжительных мероприятий обучающего характера. Подобные мероприятия проводятся всевозможными обучающими центрами или частными тренерами (коучами). В такой методике самообучения есть существенное преимущество: живое общение с профессиональным тренером существенно повышает эффективность усвоения полученного материала. Но есть и существенный недостаток: это все стоит денег, и зачастую — немалых. Так что, использовать эту методику самообразования или пользоваться бесплатными альтернативами — решать вам.

3. Опыт и знания знакомых. Еще одной техникой самообразования, заслуживающей внимания, является перенимание знаний и опыта у людей, которые достигли в нужном вам деле существенных успехов. Оптимальный вариант — если такие люди найдутся среди ваших друзей, знакомых или родственников. Дружеские беседы за чашкой чая с успешным человеком, который поделится с вами своими знаниями, навыками и умениями — отличная методика самообучения. Если же таких людей в вашем окружении нет — можно попытаться их найти, используя принцип нетворкинга.

4. Персональный коуч. Техника самообразования для состоятельных людей — найм персонального тренера, который регулярно будет заниматься с вами нужным делом, обучать вас теории и практике. Если коуч — действительно грамотный профессионал, то эта методика может принести очень хорошие результаты. Однако, и стоить это будет еще дороже, чем посещение обучающих семинаров.

5. Специализированные интернет-сайты. И, наконец, последний, самый простой и доступный метод самообразования — это посещение специализированных интернет-ресурсов, на которых собраны полезные обучающие материалы, зарегистрированы и общаются люди, чьи знания и опыт могут быть вам полезны. Это крупные тематические порталы, узкоспециализированные сайты, персональные блоги, форумы. Желательно, чтобы сайт предусматривал возможность задавать вопросы и получать консультации у авторов публикаций, а также вести общение с другими посетителями, имеющими схожие интересы.

Конечно же, в процессе самообразования, какую бы из предложенных методик вы не использовали, очень важно уметь грамотно работать с информацией: в огромном потоке отсеивать весь информационный шум и выделять только самое важное и необходимое.

Теперь вы знаете, каковы основные движущие факторы и принципы самообразования, какие методики самообучения можно использовать. Ваше право выбирать то, что лучше всего подойдет конкретно вам, в конкретно вашей ситуации.

От себя скажу следующее: я считаю, что постоянное самообучение и самообразование — это просто жизненно необходимые процессы, которые должны присутствовать в жизни любого человека в той или иной степени. Без этого в постоянно меняющихся жизненных условиях человек просто начнет деградировать, так как уже имеющиеся у него знания, навыки, умения быстро утратят свою актуальность.

Сайт Финансовый гений может стать отличным источником вашего финансового самообразования. Здесь собирается информация, которая позволит вам повысить свой уровень финансовой грамотности и научит рационально использовать личные финансы. Поэтому присоединяйтесь к числу постоянных читателей сайта, изучайте публикации, задавайте свои вопросы в комментариях и на форуме. Надеюсь, что Финансовый гений окажет вам значимую поддержку в процессе самообучения. Желаю вам успехов! До новых встреч!

fingeniy.com