Разное

Написание числа 10 – Число 10, цифра 10

Число 10, цифра 10

Тема: «Знакомство с числом 10»

1-й класс

Учитель Пономарева Е.А.

Цели:

  1. Сформировать представление о числе 10, познакомиться с составом этого числа, подготовить уч-ся к изучению темы “Двузначные числа”; закрепить навыки счета в пределах 10.

  2. Развивать основные мыслительные операции (памяти, внимания, быстроты реакции, гибкости и вариативности мышления), творческие способности уч-ся.

  3. Воспитывать интерес к предмету, чувство ответственности и взаимопомощи, уважение к товарищам.

Оборудование: Презентация, проектор, экран, схемы задач.

I. Организационный момент.

Приветствие.

– Давайте поприветствуем наших гостей. Настроимся на работу, подарим друг другу улыбки, чтобы у нас было хорошее настроение и заряд бодрости. Я рада, что мы готовы к уроку, к общению друг с другом.

– Ребята, вы любите сказки?
– А хотели бы сейчас побывать в сказке?
– Нам поможет там оказаться Цветик-семицветик с его магическими словами.

– Лети-лети лепесток,

Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-нашему вели.
Вели, чтобы мы оказались в сказке.

(Слайд 2)

(Слайд 3)

2. Актуализация знаний

– В какой сказке мы с вами оказались? (Гуси-лебеди)

– Давайте поможем Машеньке найти её братца.

– Проверим, насколько вы внимательны! Посмотрите на экран.

1, 4, 7, 5, 6, 3, 9

– Прочитайте ряд чисел. Какое задание можно предложить?

– Составьте различные суммы и разности, используя эти числа.

(7 – 1 = 6, 9 – 6 = 3, 3 + 4 = 7, 3 + 6 = 9, 4 + 5 = 9 и т.д.)

– Молодцы, но вернемся к Машеньке. Бросилась девочка догонять гусей-лебедей, а на пути ей встретилась Печка.

– Печка! Печка! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?
– Выполни мои задания – скажу. Вот задание печки.

– Запишите эти числа в порядке возрастания.

1, 3, 4, 5, 6, 7, 9

– Получили ли отрезок натурального ряда. (Нет. Нужно вставить числа 2, 8.)

– Запишите ниже отрезок натурального ряда: (Слайд 7)

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

– Что общего у этих чисел? (Однозначные).

– На какие группы можно их разбить? (Чётные и нечётные).

– Назовите чётные числа. Нечётные.

– Запишите эти числа в порядке убывания.

9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1

– А теперь устно сложите числа первого и второго ряда. Что вы заметили? (Мы каждый раз получаем число 10.)

– Запишите это число на следующей строчке. Машенька стала записывать это число и задумалась. Как вы думаете, о чем? Кто записал число в одной клеточке? Кто в двух клеточках?

(Слайд 4)

(Слайд 5)

(Слайд 6)

(Слайд 7)

(Слайд 8)

2. Сообщение темы урока.

– Как вы думаете, в чем нам предстоит разобраться на уроке? О чем мы будем говорить?

– Сегодня, помогая Машеньке, мы узнаем, как получается число 10, научимся его правильно писать, изучим состав этого числа и поупражняемся в счёте.

Открытие нового.

Выполнила Машенька задание и побежала дальше. Видит – стоит Яблоня.– Яблоня! Яблоня! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?

– Выполнишь моё задание – скажу.

1) Знакомство с числом 10.

– Давайте обратимся к нашему учебнику. (С. 38) Яблонька спрашивает, что мы знаем о числе 10?

– Где находится 10 в числовом ряду и на числовом отрезке? (После 9).

– Как получить 10? (К 9 прибавить 1).

– Как ещё можно записать 10? Что за обозначения у вас на странице? (х – римская цифра, 10 точек в виде треугольника).

– Число 10 выступало в древности символом гармонии и полноты. Десяток стал основой

десятичной системы счета, которую используют во всем мире.

– Чем число 10 отличается от изученных? (Двузначное)

Ноль катился по странице
И не значил ничего.
Рядом встала единица,
Сделав десять из него.

– Узнала Маша про число 10 и побежала дальше, видит – течёт молочная река, кисельные берега.

– Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
– А ты выполни моё задание – скажу.
– Давайте поможем девочке! Речка велела Машеньке научиться писать число 10.
– Сколько цифр требуется для записи этого числа?
– Сколько клеточек нужно для записи числа 10?

2) Объяснение написания числа 10.

– Давайте посмотрим, как записывается число 10. Проследите глазками за волшебным карандашом.

– Число 10 пишется в двух клеточках с использованием цифр 1 и 0, Цифра 1 пишется в правой половине клеточки и цифра 0 в правой половине клеточки.

– Подготовим наши пальчики к работе.

Разминка пальчиков перед работой.

Ручку я в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.

– Пропишите в печатной тетрадочке число 10.

3) Состав числа 10

– Научилась Машенька, благодаря вам, писать число 10 и побежала дальше за братцем!

Вдруг видит – стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.

– Поможем сестрице повернуть избушку! Какой номер у избушки? (10)

– Избушка просит нас вернуться к своим записям и провести наблюдение.

– Здесь записан состав числа 10. Как вы думаете, сколько примеров вы должны запомнить?

(Только пять, так как остальные повторяются.)

– Запишите их в первый столбик.

– Проверьте себя. (проверка на экране)

– Какую вы видите закономерность?

(Если одно число увеличивается на 1, другое на столько же уменьшается, а результат остается без изменений.)

– Молодцы! Справились с заданием, но чтобы избушка впустила Машеньку забрать братца, она дает еще задание.

(№ 1 с. 38)

– Как вы думаете, что авторы хотели нам предложить в этом задании? На какие части можно разбить фигуры на рисунке? На какие части при этом разбивается число 10?

– Запишите во второй столбик для каждого разбиения все возможные числовые равенства,

(Для каждого ряда свой рисунок).

– Проверьте себя.

– Назовите в каждом выражении целое и части. Как найти целое? Как найти части?

(Слайд 9)

(Слайд 10)

(Слайд 11)

(Слайд 12)

(Слайд 13)

(Слайд 14)

(Слайд 15)

(Слайд 16)

4. Первичное закрепление.

– С вашей помощью Машенька вызволила братца и они побежали домой. А Баба Яга отправила Гусей-лебедей в погоню. Добежала девочка с братцем до молочной реки.
Обратилась девочка к речке:
– Речка-матушка, спрячь меня!
– Выполнишь моё задание – спрячу.
– Речка хочет проверить, как вы усвоили состав числа 10.

№ 3 – самостоятельно.

– Достройте замок из цифр, используя только что полученные знания. Проверяем, 10 – это…

(Слайд 17)

5. Физкультурная минутка.

– Пока речка прячет Машеньку и Иванушку, мы с вами отдохнем.

Прыжки. (Прыгнуть столько раз, сколько не достаёт до числа).

10 это 9 да …
8 это 4 да…

9 это 6 да….
7 это 5 да…

– А теперь отдохнут наши глазки

Физкультурная минутка для глаз.

Наши глазоньки устали.
Мы дадим им отдохнуть:
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем глазками моргать.

Головою не верти,
За листочком ты следи
Вверх, вниз, вправо, влево
Только глазками води.

(Слайд 18)

6. Повторение изученного.

1) Решение задач.

– Пока мы отдыхали, Машенька с братцем далеко убежали, а гуси-лебеди опять близко летят, вот-вот настигнут! Видят дети – стоит яблонька.

Обратилась девочка к ней за помощью, а яблонька отвечает:

– Выполнишь моё задание – спрячу.

– 5 гусей летят над вами,
столько же за облаками.

– Какой вопрос можно задать?

(Отвечайте поскорей,
сколько было всех гусей?)

– Как поняли выражение “столько же за облаками”?

(Значит 5)
– Запишите только решение задачи!

5 + 5 = 10 ( г.)

– Яблонька приготовила для вас загадки:

1. То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь.)

– Найдите задачу про тетрадь в № 7( а)

– Какой еще вопрос можно задать к этой задаче? Решите задачу устно. (4 + 6 = 10)

2. Палочка волшебная есть у меня, друзья.
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолёт,
И большущий пароход. (Карандаш.)

– Загадка про какую задачу? (№ 7 б)

– Что значит “на 3 меньше?” Как узнать, сколько карандашей у Ани? (10 – 3 = 7)

3. Шоколадом вся облита,
А внутри тянучка.
Это лакомство купили
Для внучка и внучки. (Конфета.)

– Прочитайте задачу про конфеты.

– Какого вида задача? Что в ней нужно найти?

(Часть.) Как найти часть? Какая схема подходит к этой задаче?

Запишите только решение. Составьте задачу, обратную данной.

Проверка (на экране).

2) Работа с выражениями.

– Справились вы с заданиями, и укрыла яблонька детей! Пролетели гуси-лебеди мимо.
– Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди догоняют, того и гляди, братца из рук вырвут! Добежала девочка до печки.
– Печка-матушка, спрячь нас!
– Выполни моё задание – спрячу.
– Печка предлагает каждому выбрать задание по силам. Подумайте, с каким столбиком вы можете справиться, запишите его себе в тетрадь и найдите неизвестные числа.

8 – 4 + 6 =
6 – 3 + 7 =
3 + 5 + = 10
4 +  3 = 10
10 – 3 – = 5
10 – – 4 = 3

– Проверьте себя.

– Гуси-лебеди полетали, покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге. А девочка с братцем возвратилась домой к родителям!

– Пора и нам возвращаться из сказки!
– Скажем магические слова!

Лети-лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-нашему вели!

– Вели, чтобы мы оказались в своём классе!

(Слайд 19)

(Слайд 20)

(Слайд 21)

(Слайд 22)

(Слайд 23)

(Слайд 24)

(Слайд 25)

(Слайд 26)

(Слайд 27)

(Слайд 28)

7. Итог урока.

– Понравилось вам участвовать в сказке?
– Чему учит эта сказка? (Помогать попавшим в беду людям, слушать родителей)
– Чему мы учились на уроке?

Самооценка.

– Оцените свою помощь Машеньке и свою работу в тетради.

Красный квадратик рисует на полях тот,– кто активно помогал ей всё время, хорошо потрудился, не допустил ошибок, доволен собой.

Зелёный – хорошо потрудился, но были допущены неточности.
Синий – надо еще постараться.

Спасибо за урок!

infourok.ru

Урок по математике на тему «Число 10. Состав числа 10» (1 класс)

Урок математики в 1-м классе по теме: «Число 10. Состав числа 10»

Тема: Число 10. Состав числа 10.

Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

Задачи:

  1. Познакомить с числом 10 и его составом.

  2. Учить операциям сложения и вычитания в пределах 10 с опорой на его состав.

  3. Закрепить знания составов чисел до 9, действий в пределах 9.

  4. Учить самостоятельности и умению слушать других.

  5. Развивать речь, память, внимание и логическое мышление.

Оборудование: учебник «Математика» 1 класс Моро М. И., С. И. Волкова,

С. В. Степанова; рабочая тетрадь, сюжетные картинки, образец цифры 10, счетные палочки.

Ход урока

1. Орг. момент.

-Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Куда мы с вами попадём

Узнаете вы скоро.

В стране далёкой мы найдём

Помощников весёлых.

2.Сообщение темы урока.

Сегодня мы узнаем, какое число при счёте стоит за числом 9, как оно получается, как будем обозначать его на письме и научимся писать. А так же изучим состав этого числа и поупражняемся в счёте.

3. Актуализация знаний.

— Ребята, посмотрите на доску. В домиках № 7 и № 9 некоторые жильцы получили странное послание.

— Тогда в тетрадях запишите этих жильцов – пропущенные числа в парах состава чисел 7 и 9, а на доске работают двое.

— Сейчас расположите числа в порядке убывания, и в соответствии с буквенным кодом прочитайте им послание. Что у вас получилось?

— Что такое клад?

— Хотите найти математический клад?

— Какими качествами должны обладать кладоискатели?

— А кто ещё всегда ищет клады?

Работа с примерами на доске

Посмотрите, пираты нас хотят опередить, они уже на острове. Давайте узнаем, найдут ли они клад, для этого вычислим примеры. Что у вас получилось?

— Что заметили? Верно, ответ предыдущего примера становится началом следующего. Такие примеры называются “круговыми”. Ответ последнего должен быть началом всей цепочки:

— Где можно было ещё замкнуть круг?

— Это нам позволит обогнать пиратов. Пусть они ходят по кругу, а мы пойдём вперёд к цели. Вот и нужное место. Надо копать.

III. Физкультминутка.

Копаем землю и её выбрасываем их ямы (имитация движений под счёт до 9).

IV. Новый материал.

— Ну, вот и заветный сундук, но на нём замок. На замке числа. Какие, узнаем, выполнив математический диктант. Все пишут в тетради, а на доске двое. Внимание:

— запишите число, следующее за 7 (8)

— запишите число, предыдущее 5 (4)

— запишите число, стоящее между 6 и 8 (7)

— запишите соседей числа 2 (1 и 3)

— запишите число, стоящее справа от 8 (9)

— запишите число, стоящее слева от 6 (5)

— я задумала число, оно предшествует 3 (2)

— Елена Илларьевна задумала число, оно следует за 5 (6)

— Проверяем (взаимопроверка) работу на доске.

— У нас получился числовой ключ, чтобы им открыть замок, надо числа расположить в порядке возрастания. Пишите и диктуйте: (учитель на доске)

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

— Какое число следует в ряду чисел за 9?

— Вот он и наш клад – число 10!

— Какая же тема нашего урока?

— Чему будем учиться?

— Что знаете про число 10?

— Число 10 – самое маленькое двузначное число, в записи берутся 2 цифры. Что обозначает цифра 1? Что у человека есть в количестве 1 десятка? ( руки, пальцы на ногах, 1 десяток яиц)

– Чем запись числа 10 отличается от остальных известных нам чисел? (используем две цифры)
– 1 – очень важное число. Каждый человек в мире уникальный, единственный. Одна мама у ребенка, одно солнце на небе. Но это число часто грустит. Грустно человеку жить одному. Да и нолю одному несладко.

Цифра вроде буквы О – 
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если слева, рядом с ним,
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это – десять!

– Давайте запишем новое число в тетради.(образец на доске)

— В тетради запишем строчку числа 10. сколько получилось десятков? Кто знает, какое это число?

— Нам надо разложить 10 алмазов из нашего клада в 2 мешочка. Как можно это сделать? (В тетради – дети, учитель – на доске)

— Что у нас получилось? (состав числа) Какие случаи лишнее? Почему? (По переместительному свойству сложения)

— Что будем запоминать? (Хором, по одиночке, с закрытыми глазами)

— Кто сможет закончить состав 10 в разбивку? (Учитель – 10 это 8 — ученик – 2),

6 —

4

9 —

1

7 —

3

5 —

5)

— У дружных кладоискателей всё делится как? Какой случай из состава подойдёт? (5 и5)

V. Физкультминутка

“5 на 5” (5 – прыжков, 5 — хлопков)

VI. Закрепление изученного.

Открываем тетради, отступаем вниз 4 клетки, а в 5 ставим точку.

Возвращаемся к началу строки, отсчитываем 9 клеток и записываем число и с двух сторон ставим две черточки. Число записываем в каждой клетке.

6.1. Работа по учебнику.

Выполнение задания 1 с 40 в учебнике

4+6=10

  1. Выполнение задания 2. с 40 в учебнике

8 и 10 копеек

  1. Выполнение задания 3 с .40 в учебнике

3+7=10

Справа сколько копеек на одной монете, на другой. Запишите равенство.

5+5=10

6.2. Работа в тетради с печатной основой

  1. Выполнение задания 3. с 20

  1. Выполнение задания 4. с 20

Составьте пример к 1 отрезку.

+7 означает это сколько нужно прибавить к 3.

Какое получится первое выражение?

3+7=10

И запишите его.

Сколько нужно прибавить к 4.

4+6=10

И запишите его

Сколько мы получим, если к 7 прибавим 2

2+7 =10

Кто составит последнее выражение?

1+ 8 =10

Игра « День и ночь». 

Все дети «спят»  и «просыпаются» тогда, когда при сложении двух чисел у вас получается число 10.

 А теперь давайте решим задачи:

В парке маленький Антошка

Нашел 9 желудей.

Один бросила в ладошки

Бабушка ему скорей.

Сколько желудей в ладошке

Сейчас у нашего Антошки. 

Было в детском магазине

Девять кукол на витрине.

Куколку одну купили

Папа с мамою для Лили.

Сколько кукол на витрине

Осталось в детском магазине? 

Два цыпленка стоят,

Два в скорлупке сидят,

Шесть яиц под крылом

У наседки лежат.

Сосчитай поточней,

Отвечай поскорей,

Сколько будет цыплят,

У наседки моей?

VII. Рефлексия.

— Что сегодня изучали?

— Хлопните в ладоши, кому было легко выполнить это задание.

— Подпрыгните 10 раз, кому было интересно сегодня на уроке.

infourok.ru

Урок 6: Число 10. Десяток

План урока:

Число 10. Образование числа 10

Запись числа 10

Состав числа 10

Последовательность чисел в пределах 10

Десяток

 

Число 10. Образование числа 10

Ты любишь цирк? Уверена, что да! На сегодняшнем уроке я приглашаю тебя на цирковое представление. Посмотри, кто там будет выступать.


Давай всех посчитаем:

  • силач – один;
  • эквилибрист (умело удерживает равновесие при езде на велосипеде или стоя на шатающихся предметах)– два;
  • жонглер – три;
  • клоун– четыре;
  • мим (смешит людей с помощью жестов и мимики) – пять;
  • канатоходец – шесть;
  • батутист (показывает трюки на батуте) – семь;
  • дрессировщик – восемь;
  • акробат – девять.

Итак, всего девять артистов. Но здесь кого-то не хватает!

Конечно же, в цирке не обойтись без фокусника!


Ты можешь сказать, сколько сейчас артистов в цирке?

Их было девять и теперь добавился еще один. Помнишь, мы учили, что если к числу прибавить еще один, то получается последующее число? У числа девять последующим числом является число десять.

Давай еще раз пересчитаем всех артистов:


  • силач – один;
  • эквилибрист– два;
  • жонглер– три;
  • клоун – четыре;
  • мим – пять;
  • канатоходец – шесть;
  • батутист – семь;
  • дрессировщик – восемь;
  • акробат – девять;
  • фокусник – десять.

Теперь у нас всего десять артистов.

Правило образования числа десять следующее: к девяти добавить один.

Потренируйся считать в пределах десяти. Посмотри на следующую картинку. Здесь мячики, шляпы и палочки для жонглирования. Определи, каких предметов десять. Чтобы не путаться при счете, обращай внимание на цвет предметов.

А сейчас нам нужно вспомнить порядковый счет в пределах десяти:

  • силач – первый;
  • эквилибрист– второй;
  • жонглер– третий;
  • клоун – четвертый;
  • мим – пятый;
  • канатоходец – шестой;
  • батутист – седьмой;
  • дрессировщик – восьмой;
  • акробат – девятый;
  • фокусник – десятый.

Теперь самостоятельно определи количество предметов, которые фокусник достал из шляпы, а затем пересчитай их по порядку.


Скажи, что он достал пятым? А что восьмым?

 

Запись числа 10

Пришло время познакомиться с формой записи числа десять. Его нужно писать так:


Ты заметил, что запись числа десять отличается от всех других чисел, которые мы выучили раньше? Что в ней особенного?

Верно, это число записывается не одной, а двумя цифрами сразу. Ты ведь угадал цифру 1 и цифру 0. Но в числе 10 их надо писать вместе.

Запись числа 10 похожа на атрибуты нашего фокусника. Его пустая шляпа напоминает нам число и цифру 0. А волшебную палочку можно сравнить с цифрой 1.


Поскольку для записи числа 10 мы используем две цифры, то это число называют двузначным.

Числа, с которыми мы познакомились раньше, записываются с использованием одной цифры. Поэтому их принято называтьоднозначными. Это 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

Число 10 – это первое и наименьшее двузначное число.

В тетради число 10 надо писать так:


Цифры 1 и 0 нужно писать рядом в двух соседних клетках. Обрати внимание, что при записи числа 10, цифру 0 следует писать в левой части клетки, начиная от середины верхней границы клетки.

Вспомни, как мы учились писать эти цифры и самостоятельно потренируйся записывать число 10.


Запомни! 10 – это число, а записывается оно цифрами 1 и 0.

 

Состав числа 10

Главное умение, необходимое фокуснику – этоловкость рук. Руками он может двигать предметы, не прикасаясь к ним, доставать предметы из воздуха и многое другое.


Сколько пальцев на обеих руках фокусника? Правильно 10.

Как ты узнал, что у него 10 пальцев?

Верно, у тебя их тоже 10. Сейчас мы на пальцах выучим состав числа 10.

Положи руки перед собой. Пересчитай, сколько пальцев на одной руке. А потом на второй. Что у тебя получилось?

Правильно, пять пальцев на одной руке и пять пальцев на второй.


Значит 10 – это 5 и 5.

Теперь рассмотрим другие комбинации. Посчитай только большие пальцы.


Их 2. А сколько остальных пальцев? Правильно, 8.


Значит, 10 – это 2 и 8.

А теперь посчитай все пальцы левой руки и большой палец правой руки вместе.


Получилось 6. Сколько осталось пальцев на правой руке? Точно, 4.


Значит, 10 – это 6 и 4.

А теперь покажи знак «ок» и посчитай, сколько пальцев торчат вверх, а сколько зажаты.


Получилось 3 и 7.


Значит, 10 – это 3 и 7.

Все отлично. Мы рассмотрели все комбинации!

Обязательно не забудем о том, что 9 и 1 тоже 10. Мы это выучили, когда познакомились с порядком образования числа 10.

Давай теперь все еще раз повторим и обобщим.

10

9   и   1     или     1   и   9

8   и   2     или     2   и   8

7   и   3     или     3   и   7

6   и   4     или     4   и   6

  5   и   5

Чтобы получше запомнить состав числа 10, выполни задание. На этой картинке найди все пары чисел, которые являются составляющими числа 10.


Почаще вспоминай состав числа 10, пересчитывая пальцы на руках. Тебе эти знания очень пригодятся в дальнейшем при решении сложных примеров.

 

Последовательность чисел в пределах 10

Итак, мы выучили числа от 0 до 10. Их называют натуральными числами. Каждое число указывает количество элементов в определенном множестве.

Посмотри на картинки и определи, с каким множеством соотносится каждое число.


Посмотри, вот числа, которые мы выучили.

7   3   5   2   4   1   0  9   6   10   8

Ты все числа вспомнил? Давай проверим. Возле каждого числа нарисуй соответствующее количество

кружочков.

Вот что получилось у меня. Сверь свои рисунки.


Отлично. Все числа знаешь. Но важно помнить, что существует определенная последовательность чисел, которую нельзя нарушать при пересчете предметов. Думаю, что этот порядок тебе уже знаком.

Посмотри еще раз на этот ряд чисел и расставь их в правильной последовательности.

7   3   5   2   4   1   0   9   6   10   8

Теперь проверим. Вот что должно получиться.

0   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Числа располагаются в порядке возрастания, т.е. каждое следующее число больше всех предыдущих. Этапоследовательность натуральных чисел основана на правиле образования чисел в пределах 10. Ты его уже знаешь.

Если к предыдущему числу прибавить еще один, то получим следующее число.

Отсюда получаем и обратное правило.


Если из числа вычесть один, то получим предыдущее число. Поэтому каждое число меньше всех последующих.

Теперь для сравнения чисел ты можешь использовать знания последовательности чисел. Например, 5 стоит после числа 3, значит 5 больше, чем три. А 7 стоит раньше, чем 10, значит 7 меньше, чем 10. Потренируйся самостоятельно составлять неравенства, глядя на ряд натуральных чисел.

А вот тебе задание посложнее: попробуй посчитать в обратном порядке. Это помогает лучше запомнить последовательность чиселв пределах десяти.

Уверена, что ты справился. Давай проверим: десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один. Все правильно, молодец.

А теперь попробуй восстановить порядок чисел, назвав пропущенные числа.


Проверь.


Молодец. Надеюсь ты все запомнил и скоро сможешь приступать к изучению новых чисел.

 

Десяток

А сейчас мы снова вернемся к нашему фокуснику. У него есть очень интересный волшебный ящик. Я расскажу, чем он особенный.


Фокусник положил в ящик морковь для кролика. Посчитай, сколько штук.


Правильно, он положил 3 морковки. Но в ящике ничего не произошло.

Фокусник положил еще несколько морковок. Посчитай, сколько теперь их.


Теперь в ящике 8 морковок. Но опять фокус не получился.

Тогда фокусник добавил еще две морковки. И теперь их стало 10. Пересчитай, чтобы проверить.


Убедился? Морковок стало ровно 10. И вдруг из ящика полетели искры. Фокусник достал из него морковку, но она оказалась связанной в пучок.


Фокусник решил продолжить и положил в ящик несколько конфет. Посчитай. Как думаешь, что произойдет?


Правильно, фокусник положил 5 конфет. А ящик бездействует.

Тогда фокусник добавил еще конфет, чтобы их стало 10. Вспомни состав числа 10. Это 5 и …?

Правильно, 10 – это 5 и 5.

Итак фокусник положил еще 5 конфет и теперь в ящике стало 10 конфет.


Догадался, что будет дальше?

Правильно, ящик сильно заискрил, и конфеты оказались упакованы в коробку.


Ты понял в чем суть волшебства? При каком условии работаетволшебный ящик?

Верно. Когда в ящик попадает ровно 10 предметов, он их группирует в одну упаковку(пучок, коробку и т.п.).

В математике тоже используется такой фокус. Если предметов меньше 10 их считают по одному.


Полученное количество записывают в разряд единиц.

Когда предметов становится ровно 10 – они объединяются в более крупную счетную единицу, которая называется десяток:


1 десяток = 10 единиц.

Число десятков записывают в разряд десятков.

Мы в жизни часто встречаем ситуации, когда предметы складывают не по одному, а целыми десятками. Например:

таблетки — 

яйца — 

пуговицы — 

Посмотри на картинки и скажи, сколько ты видишь отдельных палочек, а сколько десятков.


Верно, на картинке несколько десятков– их 5. А отдельных палочек – 7.

Теперь ты знаешь, что можно считать предметы не только по одному, но и целыми десятками. Эти знания тебе вскоре понадобятся, когда мы приступим к изучению двузначных чисел. Первое и наименьшее двузначное число ты сегодня выучил – это число 10. До встречи на следующем уроке.

 

100urokov.ru

Конспект урока по математике в 1 классе по теме «Число 10. Запись числа 10»

МАОУ «Платошинская средняя школа»

Методическая разработка

по математике

«Число 10. Запись числа 10»

автор работы:

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Волгарева Наталья Александровна

Платошино, 2016

Конспект урока по математике в 1 классе.

Тема: «Число 10. Запись числа 10.»

Педагогическая цель: Создать условия для приобретения новых знаний.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

УМК «Школа России»

Задачи:

1. Организовать деятельность учащихся совместно с учителем по планированию изучения темы «Число 10. Запись числа 10».

Планируемые результаты:

1.Усвоение состава числа 10.

2.Умение правильно записывать число 10.

Личностные результаты:

1.Осознать себя частью коллектива.

2. Умение договариваться.

3.Проявлять интерес к математике.

Универсальные учебные действия:

1.Понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя, оценивать свои достижения (Регулятивные)

2.Получать информацию из страницы учебника (Познавательные)

3.Слушать и вступать в диалог с одноклассниками.(Коммуникативные)

Материально – техническое обеспечение: Мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

Методическое и дидактическое обеспечение урока :

учебник «Математика»,1 класс Авторы: М.И.Моро, М.А. Бантова и др.

Рабочая тетрадь. «Математика» ,1 класс Автор : С.И.Волкова

Тема урока: Число 10.Запись числа 10.

Цель: знакомство с числом 10,образованием числа 10 (составом) и записью его с помощью знаков 1 и 0.

Задачи:

1. Закрепить знания о числах первого десятка;

2. Способствовать формированию навыков сотрудничества;

3. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Ход урока.

1. Орг. момент.( дети стоят в кругу у доски) СЛАЙД №2

Начинаем ровно в срок 
Наш любимейший урок. 
Дружно за руки возьмёмся 
И друг другу улыбнёмся. 
Пусть сегодня для нас всех 
На урок придёт успех! 
Поприветствуем гостей, 
С ними нам вдвойне теплей! 
( дети садятся)

Внимание!

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?

Книжки ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все расселись по местам? Никому не тесно?
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

2. Актуализация знаний.

— Начнем урок математики со счета. (дети цепочкой называют числа и хлопают в ладоши)

— Кто сосчитает от 5 до 11? От 8 до 15? От 13 до 6? От 16 до 9?

Отгадайте загадку:

Проживают в умной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (цифры)

(дети сообщают отгадку учителю на ушко)

— Найдите цифры глазками на вашем столе, сейчас мы с ними будем работать.

— Какое число следует за числом 4?

— Какое число следует за числом 7?

— Какое число предшествует числу 6?

— Какое число стоит на 9 месте?

— Какое число больше 2 на 2?

-Какое число меньше 4 на 1?

— Какое число больше 9 или 5?

— Какое число меньше 6 или 8?

— Покажите соседей числа 8.

— Покажите соседей числа 4.

( во время работы с числами учитель осуществляет проверку, показывает правильно цифры)

— Послушайте задачу и составьте числовое выражение.

Вот семь зайчат
по дорожке идут
За ними вдогонку
двое бегут.
Так сколько ж всего
По дорожке лесной
Торопится очень
зайчишек домой?(проверка осуществляется на доске, ученики составляют выражение в паре)

— Прочитаем хором полученную запись.

Шесть щенков в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он глядит в окно, считает: Сколько их теперь играет?( работа с задачей 2 ведется аналогично)

— Как называются записи, которые вы составили?( числовые выражения)

3. Открытие нового знания и формулирование темы урока.

— Ребята, я знаю что вы любите смотреть мультфильмы. Но мы не просто будем его смотреть. Он поможет нам догадаться о теме нашего урока.( фрагмент м/ф «Козленок, который умел считать до 10»)

— Что могло произойти с героями мультфильма на корабле?

— Что сообщил капитан судна?

— Кто помог животным спастись?

— Как он помог?

— Кто догадался о теме урока? (Число 10.)

— Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? Давайте составим план урока. (учитель совместно с детьми составляет план: на доске появляются карточки )

План урока:

1. Познакомимся с числом 10.

2. Узнаем состав числа 10.

3. Научимся записывать число знаками.

4. Работа по теме урока.

— Ребята, на столе у меня лежат цифры, они все перемешались, помогите им встать на свои места. ( к доске выходят 9 учеников и расставляют цифры по порядку)

— Какое число в ряду самое большое?

— Какое самое маленькое?

— Посчитайте, сколько рыбок на доске? (9)

— Как сделать так, чтобы стало на 1 больше?

— А теперь сколько стало?(10)

— Как получили число 10?( у доски дети в паре составляют выражение)

— Прочитаем выражение.

— Какое число следует за числом 9? Кто может показать это число в классе ?

— Чем оно необычно? ( в записи 2 цифры)

— Как его можно назвать? (оно двузначное)

— Где вы его раньше встречали? (слайд №3 номер дома, номер трамвая, номер журнала и т. д.)

— Какое место в ряду займет это число?( десятое — ученик ставит в ряд)

— Теперь какое число в ряду самое больше?

— Сравните число 9 и 10 ( 2 ученика у доски)

— Какие еще выражения можно составить? Какой можно сделать вывод?

— Можно сказать, что мы познакомились с числом 10?

5. Физминутка.

Мы сегодня строим дом,

По кирпичику кладем,

Дом все выше, выше, выше.

Мы на самой, самой крыше.

6. Работа над составом числа.

— Я открою вам секрет, что живу в доме № 10, в квартире 10.

— Предлагаю вам стать строителями ( на доску поместить крышу дома № 10).

— Помогите мне расселить необычных жильцов в доме так, чтобы на этаже их было ровно 10 . Впишите в окошечко нужную цифру( этажи раздать детям, работа в группе).

— Давайте проверим, что у нас получилось.(1 представитель от группы выступает у доски).

— Ребята, если правильно выполнено задание , хлопните в ладоши.

— Хором повторим состав числа.

— А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Глаз фотограф»( дети в течение 1 минуты запоминают состав числа 10)

— Кто хочет рассказать состав числа10 ?( 1 ученик у доски)

Отгадайте загадку:

Чтоб не мерзнуть, 
Пять ребят 
В печке вязаной сидят (пальцы)

— Пальчики тоже могут нам помочь запомнить состав числа 10. ( учитель демонстрирует)

— Что мы сейчас узнали? Кто нам помогал?

-Что мы будем делать дальше?

— Где можно посмотреть как пишется число 10?
Работа по учебнику.

— Откройте учебник на странице 60-61.

-Рассмотрите письменный образ числа 10. Сколько цифр в записи?

— Сколько клеточек занимает число 10? Какую цифру вы умеете писать?

— С какой мы раньше не встречались на уроке математики?

— Послушайте, что говорит число 10 о себе:

Нолик мне терять нельзя,

Без него исчезну я,

Стану тощей единицей,

Буду плакать я и злиться.

— Посмотрите как пишется это число ( учитель на доске). Письмо в воздухе, на парте.

Ученики открывают тетради со словами:

-Я тетрадочку открою

И как надо положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

— Поставьте знак восхищения(!) рядом с самым красивым числом.

— А сейчас сходите в гости к своим одноклассникам, посмотрите, как они выполнили задание, а потом нам скажите, кого вы хотите похвалить.

7. Закрепление пройденного материала. (работа в группе)

1 карточка:

Вставьте пропущенное число:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 .

Сравни числа:

9 10

10 9

7 10

10 4

2 карт очка:

Вставьте пропущенное число:

. 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Сравни числа:

8 10

10 5

6 10

10 3

3- 4 карточка:

5 карточка:

9+1=

8+2 =

10-1=

6+4=

5+5=

(проверка осуществляется на слайде № 4-8)

8. Рефлексия.

— Кому сегодня на уроке было легко? Хлопните в ладоши.

— Кто сегодня на уроке испытывал небольшие трудности? Помашите мне рукой.

— Кому было трудно? Потопайте ногами.

— Оцените свою работу на уроке с помощью светофора. (слайд) №9

9. Итог.

С каким числом познакомились на уроке?

— Какие еще двузначные числа вы знаете?

10. Домашнее задание

— Назвать 10 овощей ( фруктов, 10 марок машин, городов, рек, конфет, мультфильмов, имен девочек и мальчиков и т. д.)

— Спасибо за урок!( слайд №10)

infourok.ru

Конспект «Число и цифра 10.Название и обозначение числа 10.»

Тема: Число и цифра 10.Название и обозначение числа 10.

Цель: познакомить с числом 10, составом числа.

Задачи:

Образовательные

Формировать вычислительные навыки и знание состава чисел в пределах первого десятка.

Формировать понятия состава числа 10.

Коррекционно-развивающие

Развивать логические операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение, способствуя развитию мышления в целом.

Развивать речь учащихся, использование математических терминов и понятий.

Воспитательные

Воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, аккуратность, коллективизм.

Оборудование: тетрадь, ручки, числовой ряд, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

-Беритесь, ребята,
Скорей за работу —
Учитесь считать, 
Чтоб не сбиться со счёту!

-Руки? На месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спина? Прямая!

2. Актуализация опорных знаний.

Математический диктант

-Ребята, давайте посчитаем в прямом порядке, а теперь в обратном. Назовите число, которое стоит после 5? 3? 0? А теперь назовите число, которое стоит между 3 и 5? 7 и 9? 5 и 7?. Молодцы.

Разминка

-Сколько глаз у одной кошки?

-Сколько пальцев на левой руке человека? А на правой? А всего?

-На какой сигнал светофора надо переходить улицу?

-Какой сейчас месяц?

-На кочке сидело 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?

К нам в гости пришла Маша, и привела с собой новую цифру. А что бы узнать, какая это цифра, давайте вместе решим примеры.

3. Открытие нового.

1)    Запишите примеры  и решите их с помощью числового ряда

На слайде записаны примеры и иллюстрация числового ряда

4 + 2=

(Начинаю работать от числа 4. Надо +2 ,значит, буду двигаться по числовому ряду вправо на 2 шага.)

7 – 2 =

5+ 5=
4. Формулировка темы урока.

— В последнем примере зашифрована наша гостья. Какое это число? (10) Маша сегодня научит нас писать 10, получать число 10. Расскажите, что вы уже знаете об этом числе? 10 – самое первое, самое маленькое двузначное число.

Физкультминутка

Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись
Плечи вверх, назад и вниз
Улыбайся и садись.

5. Открытие новых знаний

Место числа на числовом отрезке

– Где в ряду чисел место числа 10? (Справа от 9) Почему справа? (Потому, что следующее число больше 9.) За каким числом следует число 10?  (Число 10 следует за числом 9) Как получить число 10? (Надо к 9 прибавить 1).

-Маша принесла яблоки, давайте их сосчитаем (9). Маша достала еще одно яблоко. Сколько теперь стало яблок? (10)

Письмо цифры 10

— Скажите, на что похожа цифра 10? Как пишется цифра 10? (сначала пишется цифра 1, а в следующей клеточке цифра 0)

-Приступим к письму. Потренируйтесь в написании.

* обведи в воздухе;

* «напишите» на ладошке

-Открываем тетради. На листочке мы сначала напишем цифру 0 в рамочке. Теперь обведите новую цифру 10 в рамочке, пишем в первой клеточке цифру 1,во второй цифру 0. (Дети записывают цифру на листочках. Индивидуальная помощь учителя.).

-Молодцы, теперь вы можете записать цифру 10 в клетках. Но сначала надо написать цифру 0, а затем уже цифру 10. Закрываем тетради.

6. Работа над составом числа и решение примера

— Давайте поможем Маше заселить в домик числа, так что бы получилось число 10. работа на слайде.

-У Маши было 9 синих прямоугольников, она прибавила к ним еще 1 зеленый прямоугольник. Сколько всего прямоугольников стало у Маши? (10) Нарисуйте в тетради такие же прямоугольники. Запишите в тетрадь пример: 9+1 и получилось 10 прямоугольников.

—Маша решила сосчитать, сколько снежинок на картинке, но сначала, нам нужно нарисовать эти снежинке в тетради. Сколько всего снежинок? Как получилось 10 снежинок? Запишите пример и решите его.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
— Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.

7. Первичное закрепление

1) повторение состава числа 10.

– Откройте учебник на с.84. Сколько больших фонарей на первой картинке? (9) А если к этим большим фонарям прибавить 1 маленький фонарь, сколько получиться? (10). На второй картинке, сколько маленьких колосков? (9) А если к этим колоскам прибавить еще 1, сколько получиться? (10)

-Покажите 5 пальцев на левой руке и 4 пальца на правой руке. Добавь к ним еще 1 палец правой руки. Сколько стало пальцев? (10)

2) решение примеров

— Давайте поможем Маше решить примеры.

6+1 7+1 8+1 9+1

6-1 7-1 8-1 9-1

3) сравнение чисел

– Сравните числа. Какое число больше?

10 больше 0, 10 больше 9, 10 больше 1, 10 больше 8.

-Открываем тетради. В самом конце странице написаны цифры. Какие это цифры? Давайте их обведем. А что бы вы еще лучше запомнили нашу новую цифру, давайте напишем ее в своих тетрадях, после прописей.

8. Итог урока.

— Вспомните, какой была тема нашего урока.

— С каким настроением заканчиваете урок?

— Что понравилось на уроке?

— Все молодцы! Урок окончен.

infourok.ru

Урок по математике на тему «Число и цифра 10»


ОШ І – ІІІ ст № 8

на тему:

подготовила:

учитель 1 – В класса

Кучеренко О. А.

2012 – 2013 уч. г.

Тема урока: “Введение понятия числа и цифры10”.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с получением и написанием числа 10.

Задачи урока:

Образовательные (предметные):

  • Сформировать умение вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 10).

  • Развить умение распознавания числа 10 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов)

  • Научить правильно писать число 10 и соотносить количество предметов с числом (от 1 до 10).

Регулятивные:

  • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

  • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные:

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

  • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.

  • Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради .

  • Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.

Коммуникативные:

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.

  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

Личностные:

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

  • Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.

  • Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Оборудование: Капитошка, капли с заданиями, наглядность животных, учебник, пропись по математике, шифр, числовые карточки.

Ход урока

1. Орг.момент.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо,

Все с улыбкою вздохнём,

Наш урок сейчас начнём.

— Настройтесь на успешную работу!

2. Актуализация знаний.

— Сегодня на уроке математики я предлагаю вам отправиться в путешествие. А вот с кем, догадайтесь сами…

Я и льдинка голубая,

Я и капля дождевая,

Я снежинка вырезная,

Я по травке разлита.

Догадайся, кто же я?

(Вода)

— А вот и капелька воды. (изображение капельки на доске)

А для того, чтобы узнать как зовут нашу капельку, расставьте числа в порядке возрастания и вы узнаете её имя.

4,2,6,9,1,5,7,3,8

(Карточки расставляются по порядку, затем переворачиваются)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

К а п и т о ш к а

— Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

— Капитошка предлагает вам выполнить несколько заданий. Вы готовы?

Задание 1

Повторить состав числа

2 ученика идут к доске, и выполняют задание нашего гостя.

(повторение состава числа по считалке «Солнышко»)

9

8

Задание 2

Устный счёт

А пока наши одноклассники работают у доски, ученики 2 ряда будут живыми капельками (в руках –цифры)

— А ну-ка, числа, встаньте в ряд!

Готов к работе наш отряд?

— Сделайте шаг вперёд:

  • соседи числа 7

  • соседи числа 4

  • число, которое находится между числами 6 и 8, 2 и 4, 7 и 9

  • число, предшествующее числу 9, 3

  • число, следующее за числом 5, 2

3. Сообщение темы

Однажды Капитошка попала в страну математики и услышала такую историю.

Цифра 1 привела Нолик к себе домой, усадила гостя за стол и говорит:

Извини, Нолик, я не смогу тебя хорошо угостить. У меня в домике все по одному: одна чашка чая и один пирожок.

А я сам с пустыми руками пришел в гости, – расстроился Нолик.

Цифра 1 поставила перед Ноликом тарелку с одним пирожком, одну чашку чая и села рядом с ним.

На столе вдруг появились десять пирожков и десять чашек чая.

Нолик – это чудо! Вместе с тобой мы образуем число 10! – радостно закричала

цифра 1.

Она скорее побежала к другим цифрам и пригласила их к себе в гости на чай.

Спасибо за приглашение, но у тебя в домике всего один пирожок и одна чашка чая, а нас много, – отказались цифры.

Это раньше так было, но Нолик все изменил и чудесным образом увеличил все в 10.

Сегодня, дети, наша гостья и предлагает нам познакомиться с числом и цифрой 10. И следующее её задание:

Задание 3:

Узнайте, как образуется число 10

Изучение нового материала.

Работа с учебником.

Откройте учебник

Упр.1 стр.38

Посчитайте сколько бусинок на нити слева.

Сколько синих бусинок на нити справа?

Сколько красных бусинок на нити справа?

Сколько всего бусинок на нити справа?

Как же образовали число 10?

К 9 + 1 = 10

Задание 4:

Поработайте с числовым рядом. (Упр. 2 стр.38)

Задание 5:

Сравните числа

Упр. 3 стр.38

Физкульт.минутка.

— Наш Капитошка заскучала. А ведь капельки воды всегда в движении.

1,2,3,4,5

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину положим

1,2 – выше голова

3.4 – руки шире

5, 6 – всем присесть

7, 8 – лень отбросим

А на 9 потянуться

Всем согнуться, разогнуться

Головою покачать.

А на 10 помолчать ( тихо сесть)

Задание 6

Научиться писать цифру 10

Написание цифры 10 в тетради с печатной основой.

— Чего бывает 10?

(Пальцев на руках 10, на ногах 10. Десяток яиц.)

Показ учителем написания цифры 10

Число 10 записываем двумя цифрами: единицей и нулем. Каждую цифру пишем в отдельной клетке. Цифра 0 похожа на букву О.

Единицу мы уже умеем писать. Вспомните с каких элементов она состоит.

0 (ноль) состоит из одного элемента: большого левого овала. Начинаем писать недалеко от правого верхнего угла клетки, ведём закругление влево, прописываем до нижней стороны клетки большой левый овал и соединяем с началом написания овала.

Написание цифры 10 детьми под контролем учителя.

4. Первичное закрепление изученного материала.

— Без Капитошки всё живое погибнет. Жадно пьёт воду каждое деревцо, каждая травинка.

Смотрите, кто это у нас? Ёж. Он хочет сорвать гриб, но у него нет сил этого сделать, потому что он очень сильно хочет пить, напоим нашего встречного друга водичкой?

Без воды нам не умыться

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить

Без неё нам не прожить.

Задание 7

Заполни числовые ряды в прямом и обратном порядках

(Ёж, рядом тарелка с числовым рядом ( стр.34 в прописи)

Дети делают запись в тетрадях один ученик около доски

1 2 3 …….1 – й ученик

10……2 – й ученик

— Звериные тропы ведут к водопою.

Птицы летят к рекам, озёрам.

Задание 8

Давайте поможем найти путь к речке лисе, белке и зайцу которые не могут туда добраться, т. к. им сложно выполнить следующие задания.

Поможем им, ребята?

Лиса (Запишите числа, которые следуют за числами 3, 5, 7, 9)

Белка (Запишите соседей чисел 4, 7, 2, 8, 9)

Заяц (Сравните числа)

(Дети делают запись стр 34 прописи, некоторые около доски)

Физкульт.минутка.

Можно пальцы сосчитать – 1,2,3,4,5 (Счёт пальцев)

На другой руке опять – 1,2,3,4,5

10 пальцев, пара рук ( Сгибание кистей рук)

Разве это мало, друг? (Разводим руками)

10 пальцев, пара рук (Сгибание кистей рук)

Вот твоё богатство, друг!( Поглаживание кистей рук)

5. Коллективная работа

Задание 9

Мой вам совет.

— Выполним вычисления, расшифруем совет Капитошки.

(на доске)

8+2 Е 6+3 В

2+1 Р 4+2 Д

1+1 И 2+2 О

3+5 Б 4+1 У

4+3 Г

8

10

3

10

7

2

9

4

6

5

-Почему нужно беречь воду?

(Без воды погибнет всё живое)

6. Рефлексия. Итог урока

Какое число выучили?

Как оно образуется?

Назовите число, предшествующее числу 10.

Какими цифрами на письме обозначается число 10?

Вот с такой капельки начинается ручеёк. А с маленького успеха начинается большой успех в освоении математики.

«В гостях у Капитошки»


«Солнышко»

«Живые капельки»

«Числовой ряд»

« На помощь лесным жителям»

«Совет Капитошки»

infourok.ru

Урок по математике на тему «Число 10. Запись числа 10» (1 класс)

ЧИСЛО 10. ЗАПИСЬ ЧИСЛА 10.

Цели урока: знакомство учащихся с числом 10, его образованием и графической записью; формирование умения увеличивать и уменьшать числа на 1; закрепление знаний о составе изученных чисел; развитие математической зоркости и логического мышления учащихся; развитие самостоятельности в познании нового материала.

Задачи урока:

Образовательные (предметные):

  • Знать прямой и обратный счёт в пределах 10.

  • Знать термины «однозначные» и «двузначные» числа.

  • Научить правильно писать число 10.

Регулятивные:

  • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

  • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

  • Уметь осуществлять самопроверку выполненной работы.

Познавательные:

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

  • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.

  • Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради.

  • Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.

Коммуникативные:

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.

  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

Личностные:

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

  • Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Планируемые результаты:

– научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа;
–  определять место числа 10 в натуральном ряду;
– считать различные объекты;
– слушать собеседника и вести диалог;
– слушать учителя и выполнять его требования;
– работать в паре и оценивать товарища.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке, 
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят? 
Все ль внимательно глядят? 
Тут затеи и задачи, 
Игры, сказки все для вас! 
Я желаю всем удачи – 
За работу, в добрый час!

Улыбнитесь друг другу и нашим гостям, пожелайте удачи соседу в работе на уроке.

Дети, сегодня мы с вами побываем в сказочном королевстве. Главный в нём — царь, который очень любит математику и которому мы однажды помогли спасти королевство от колдуна. В знак благодарности он приглашает нас в гости в своё сказочное королевство.

II Устный счёт

Чтобы туда попасть, надо открыть ворота. А откроются они тогда, когда вы правильно посчитаете.

Девочки считают от 3 до 7 и обратно

Мальчики считают от 4 до 9 и обратно

Все вместе посчитаем от 1 до 10 и обратно

Смотрите, ворота открылись! Но нас не пускают стражники. Они просят нас ответить на их вопросы.

Работа с веером цифр.

Покажите число, которое следует за числом 6, 8?

Какое число стоит между числами 6 и 8? 8 и 9?

Какое число предшествует числу 7? 9?

Какое число больше, 8 или 9? 6 или 4?

Теперь стражники хотят посмотреть, как вы работаете в паре. Вспомним правила такой работы. (Слушать партнёра внимательно, говорить так, чтобы тебя слышал только сосед, уметь договориться, кто за какую часть работы отвечает, работать дружно, вместе, помогать друг другу)

Они просят 1 ряд показать состав числа 6,второй ряд – состав числа 5.

Оцените свою работу, как вы справились с заданиями стражников.

Молодцы, вот мы и попали внутрь королевства.

III Сообщение темы, определение задач урока.

А вот и первый житель сказочного королевства. Кто это? (мудрая сова)

Да, это мудрая сова. Она очень любит загадывать загадки, и вам одну приготовила.

Твои помощники – взгляни!

Десять дружных братцев.

Как славно жить, когда они

Работы не боятся!

(пальцы)

Какое число встретилось в загадке?

Кто догадался, с каким числом мы будем работать сегодня на уроке?

Какова тема нашего урока?

Чему вы должны будете научиться? (писать число 10, знать состав этого числа)

IV Изучение нового материала.

  1. Образование числа 10.

Молодцы, вы успешно справились с заданием мудрой совы. Чтобы идти дальше, нам надо подняться по лесенке, но не простой, а числовой.

Посмотрите на столбик, изображающий число 8.

Какое число идёт при счёте перед числом 8, покажите вашим веером.

Сравните 8 с предыдущим числом, каким, назовите (8 больше 7)

Как получить число, следующее при счёте за числом 8? (к 8 добавить 1)

Как это можно записать? (8 + 1 = 9)

Запишем в ваши тетради. Кто закончил – встаньте.

Какое число идёт при счёте за числом 9, назовите.

Как можно получить 10? ( 9 и 1 это 10)

Как это можно записать?

В результате на доске появляется запись: 9 + 1 =

Можем записать ответ? Почему?

Учитель вывешивает увеличенный образец записи числа 10 и дополняет предыдущую запись:

9 + 1 = 10.

– Что вы можете сказать о числе 10? (больше всех изученных ранее чисел, стоит перед 9)

2 ученика даже приготовили нам стихотворения об этом числе.

Ученики:

Ноль встаёт за единицей –

Вот и 10 на странице.

Ноль катился по странице
И не значил ничего.
Рядом встала единица,
Сделав десять из него.

Где вы встречались с числом 10?(пальцы, десяток яиц, деньги, номер дома, квартиры)

Физкультминутка

Мы поднялись по лесенке (шагают на месте), и наверху нас встречает ещё один житель сказочного царства – строитель бобёр . Он строил эту лесенку и у него остались 2 кубика, вот они. Бобёр предлагает вашему ряду передавать кубик друг другу, называя числа, которые мы изучили, в порядке возрастания.

Что это значит, кто напомнит?

А вашему ряду называть числа, которые мы изучили, в порядке убывания.

Это как? (от большего к меньшему) Молодцы.

  1. Объяснение новых понятий: «однозначное число» и «двузначное число».

А навстречу нам тем временем идёт гномик с нашим числом 10.

– Посмотрите внимательно и скажите: чем отличается число 10 от чисел, которые мы изучили ранее? (Для его записи требуются две цифры.)

А кто помнит, как называются числа, для записи которых вы используете один знак, одну цифру?

В числе 10 сколько знаков, цифр?

Так кто догадался, как же будут называться числа, в записи которых вы будете использовать два знака, т.е. две цифры (двузначные)

– Назовите самое маленькое однозначное число. (1)

– Самое большое однозначное число (9) Почему?

– Из двузначных чисел число 10 каким будет? (Самым маленьким.)

– Почему? (Оно самое первое двузначное число.)

Сколько в записи числа использовано цифр? (2)

– Назовите эти цифры (1 и 0)

– Чем отличается запись числа 10 от записи остальных чисел? (Оно пишется в двух клетках.)

Посмотрите, как правильно записывается это двузначное число (показ на доске) и вместе со мной повторяем в воздухе.

V. Анализ образца, письмо числа 10.

Посмотрите, к нам идёт Незнайка. Он просит нас научить его писать число 10. Давайте покажем ему, как правильно записывать это число, заодно и сами научимся его писать.

Посмотрите ещё раз, как записывается это число.

Открываем тетрадь, страница 23. Рассмотрите ещё раз образец записи числа. Обведите образец пальчиком 2 раза, следуя стрелочкам, которые показывают, откуда надо начинать.

Обвели в тетради на строчке запись числа 10 и написали до конца строки самостоятельно.

Проанализируйте ваши записи. Выберите самую удачную из них и подчеркните.

Оцените, как вы справились с написанием числа 10.

Незнайка благодарит вас за помощь, а мы продолжаем наше путешествие.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились

Ниже опустились.

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем.

Молча до 10 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

VI. Закрепление изученного материала

Посмотрите, какое интересное здание. Это театр. Давайте зайдём, посмотрим что там интересного. Открываем учебник с 61.

Какое представление показывают в театре?

Сколько всего мест в первом ряду? Посчитаем их хором.

Какие по счёту места свободны, если считать слева направо? (3, 5, 9, 10)

А справа налево? (1, 2, 6, 8)

Сколько всего свободных мест? (4)

Кто занимает четвёртое место?

Какое место находится между 7 и 9?

Не будем мешать представлению, идём дальше.

Посмотрите, какие красивые дома вокруг. Наш король предлагает и вам заселить домики своего королевства. Для этого поработаем в парах. Правила работы в паре мы уже вспоминали.

–У каждого из вас есть домик, в котором живет число 10. На каждом этаже должны находиться жильцы – числа, значение суммы которых равно 10, заселите домик числами, которые в сумме дадут число 10. Проверим.

Оцените работу своей пары, как вы справились?

С а м о с т о я т е л ь н а я работа учащихся.

Молодцы. А к нам навстречу уже идут Маша и Медведь. Им дали задание, но они не могут справиться и просят вашей помощи. Маша просит девочек помочь ей найти примеры в тетради с. 23 с ответом 3 и раскрасить карточки с этими примерами красным цветом. Медведь просит мальчиков найти примеры с ответом 2 и раскрасить карточки с этими примерами синим цветом.

Кому задание непонятно? Работаем (3-4мин)

С а м о п р о в е р к а с контрольного листа.

Оцените, как вы справились с этим заданием? (Ни одной ошибки – жёлтый смайлик, 1-2 ошибки – зелёный, 3 и более – красный)

Очень хорошо. Медведь и Маша благодарят вас за помощь.

VII. Итог урока.

Вот и подошло к концу наше путешествие по сказочному королевству.

– Что вы узнали о числе 10?

Кто тоже так думает, встаньте. Почему вы так думаете?

А как можно получить число 10? Из чего оно состоит?

– Что вам особенно понравилось, какое задание?

Какое задание вызвало затруднение?

Жители сказочного королевства прощаются с нами, благодарят вас за помощь, давайте и мы помашем им рукой на прощание. А король за успешное выполнение всех заданий приготовил вам сюрприз – мультфильм «Козлёнок, который умел считать до 10»

О чем хотел сказать король, подарив этот мультфильм? (О том, что важно уметь считать, и о том, что любое дело лучше выполнять вместе)

Закончен урок и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам!

За то что упорно и дружно трудились

Что на уроке вы не ленились

1

4

2

5

3

10


infourok.ru