Разное

Наказание это метод – Наказание как метод педагогического процесса. Читайте на портале Ya-roditel.ru

Наказание как метод педагогического процесса. Читайте на портале Ya-roditel.ru

Наказание — это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.

Известны следующие виды наказания:

  • наложение дополнительных обязанностей;

  • лишение или ограничение определенных прав;

  • выражение морального порицания, осуждения.

В нынешней школе практикуются разнообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий и т. д.

Технология применения

Рассмотрим технологию применения наказаний. Ситуация наказания — конфликтная ситуация. Поэтому необходимо знать те условия, которые определяют эффективность метода наказания.

  1. Наказание действенно только тогда, когда ученик понимает, за что его наказывают, и он считает это справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения: наказан — значит прощен.

  2. Наказание, справедливо налагаемое любимым авторитетным учителем, обычно имеет весьма положительное воздействие на ребенка. Однако то же наказание при всех внешних признаках справедливости, если оно исходит от учителя, к которому дети относятся с некоторой неприязнью, способно привести к конфликту, резкому ухудшению взаимоотношений в коллективе, эмоциональному срыву у наказываемого ребенка.

  3. Сила наказания усиливается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им. Ученик острее переживет чувство вины, если его поступок осудил не только педагог, но и товарищи, друзья. В конечном счете наказание оказывает большее положительное действие и помогает разрешить конфликт. Однако при этом необходимо учитывать взаимоотношения внутри коллектива, его степень развития и сплоченности, потому что на некоторых учащихся наказание посредством коллектива может не оказать ожидаемого эффекта.

  4. Не рекомендуется применять групповые наказания. В хорошо организованных коллективах за проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных, но этот вопрос настолько деликатный, что требует очень тщательного разбора и анализа всей ситуации.

  5. Если наказание принято, то нарушитель должен быть наказан, то есть если учитель опоздал с наказанием, то он не должен наказывать. Здесь действует принцип: «Опоздал с наказанием — не наказывай».

  6. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника, применять физические наказания и наказания, унижающие достоинства личности. Необходимо наказывать исходя не из личной неприязни, а из педагогической необходимости. При этом формула «проступок — наказание» должна соблюдаться неукоснительно.

  7. При решении вопроса, за что наказывать и каким образом наказывать, рекомендуется соблюдать следующую линию поведения: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, — к наказаниям, главный смысл которых — выработать определенные положительные качества.

  8. Основа для применения метода наказания конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Нельзя дать каких-либо общих и тем более конкретных рецептов в вопросе о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным — от самого легкого до самого сурового.

  9. Наказание — сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.

  10. Нельзя допускать превращения наказания в орудие мести. Нужно воспитывать убеждение, что воспитанника наказывают для его пользы. Не нужно становиться на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.

  11. Индивидуализация. Личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема. Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются. Если же он отвергает индивидуальный подход, то видит лишь проступок, но не человека, совершившего его. Нужно объяснить свою педагогическую позицию воспитанникам — тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает так или иначе. Есть смысл узнать их мнение и то, какую позицию они занимают.

  12. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания, что одними наказаниями делу помочь нельзя. Поэтому наказания применяются редко и только в комплексе с другими методами воспитания.

Важной специфической особенностью наказания как средства педагогического стимулирования деятельности школьников является то, что их следует применять значительно реже, чем другие средства педагогического воздействия.

Известные педагоги о наказании

Известные педагоги, ученые, государственные деятели, которые стояли на гуманистических позициях, предостерегали от бездумного применения наказаний. Приведем некоторые примеры.

Русский педагог П.Ф. Лесгафт писал, что сила мягкого спокойного слова так велика, что с ней не может сравниться никакое наказание. Не был категоричен в применении наказаний и А.С. Макаренко, хотя сейчас некоторые считают его апологетом авторитарной педагогики. Макаренко писал, что наказание — очень тяжелое дело: оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности. Так, Антон Семенович был убежден, что наказание необходимо использовать как определенный вид требований, а «умная» система требований не только законна, но и необходима. Она помогает сформироваться прочному человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их.

Швейцарский педагог И. Г. Песталоцци также стоял на позициях гуманистической педагогики: «Ничто не вызывает у ребенка такого раздражения и недовольства, как то, что его наказывают за незнание, как за вину». Категоричен в отношении к наказаниям был К.Д. Ушинский, который писал, что страх телесного наказания не сделает плохое сердце добрым, а смешение страха со злостью — самое отвратительное явление в человеке.

В 1968 В.А. Сухомлинский опубликовал статью под названием «Воспитание без наказаний». В ней педагог не возражает против использования этого метода: «Наказание не только крайняя форма принуждения — это также одна из форм гражданской оценки поведения человека. Наказание перевоспитывает только тогда, когда в чем-то убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям». Но в то же время Сухомлинский утверждает: «Наказание не является чем-то неизбежным».

Правила применения наказания в семье

Наказание применяют родители во многих семьях. В каких-то ситуациях наказание оправдано, однако наказывать нужно грамотно. Вот несколько правил наказания от советского и российского психотерапевта и психолога Владимира Леви:

  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

  2. Если есть сомнение — наказывать или не наказывать, не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».

  3. За один проступок — одно наказание. Если проступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно — за все проступки сразу.

  4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев — достаточное наказание.

  5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него — наказание.

  6. Не унижайте ребенка. Какой бы ни была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.

  7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках — больше ни слова.

Нельзя наказывать и ругать:

  1. Когда ребёнок болен, испытывает какие-либо недомогания или ещё не оправился после болезни: в это время его психика особо уязвима, а реакции непредсказуемы.

  2. Когда малыш ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.

  3. Сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, даже если в этой неудаче виноват он сам). Нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль (но это не значит, что нужно немедленно бросаться утешать).

  4. Когда ребёнок не справляется со страхом, невнимательностью, ленью, с подвижностью и любым недостатком, прилагая искренние старания. Когда проявляет неспособность, неловкость, глупость, неопытность. То есть во всех тех случаях, когда у ребенка что-то не получается.

www.ya-roditel.ru

Наказание как метод воспитания — Организация воспитательной работы


07:32
_

15.08.2019

=»left»>


Наказание как метод воспитания

Внизу есть ссылки на похожие материалы. Робот рекомендует ознакомиться с ними. Посмотреть

Материал подготовила А.Ю. Ядрышникова, студентка факультета истории и права (3 курс, з/о)
 

Наказание – это метод торможения отрицательных проявлений при помощи негативной оценки поступков воспитанника, порождения в нем стыда, раскаяния, чувства вины.
Наказания подразделяются на следующие виды: неодобрение, порицание, замечание, лишение воспитуемого удовольствия, лишение, ограничение в правах, отложенное наказание, выговор и др.

Метод наказания нужно использовать с особой осторожностью. Если наказание реализовано в оскорбительной форме, оно обижает воспитанника, озлобляет, провоцирует его на поступки назло педагогу. Излишняя либеральность и отсутствие наказаний могут привести к непослушанию, неорганизованности воспитуемых, понижению авторитета педагога.

Два условия, которые должны соблюдаться при наказании: справедливость и продуманность. Наказание применено несправедливо, технологически неправильно, если впоследствии воспитанник испытывает чувство обиды на педагога.

Метод наказания – сильнодействующий. Нельзя поспешно применять наказание, пока педагог не имеет полной уверенности в его справедливости и влиянии, оказывающем позитивное влияние на поведение воспитанника, так как ошибку педагога при этом методе исправить значительно труднее. Наказания расцениваются по-разному: за одно и то же действие одного возможно наказать, а другого поощрить. Допустим, один ребенок – забияка, драчун. Другой же дрался для защиты младшего (в том числе – защищая честь и достоинство слабого).

Необходимо тщательно продумывать наказания групп воспитанников, учитывая при этом характер отношений в группе. Так, если наказать «сплотившиеся стаи» воспитанников или целые отряды, классы, это приведет к «круговой поруке» и коллективному отрицанию мнения воспитателя. Наказывать весь коллектив допускается при наличии условия высокого интеллектуального уровня развития, потому что в данном коллективе уровень ответственности за друг друга высок.

Решение о наказании должно быть взвешенным, обоснованным. Ни в коем случае нельзя применять этот метод в состоянии раздражения и гнева.

Еще несколько условий, которые необходимо учесть при использовании данного метода.

  • Наказание не должно наносить вред здоровью – ни психическому, ни физическому.
  • Ели есть сомнение в нужности наказания – не наказывайте!
  • Если наказание запоздало – лучше не наказывать. В сознании воспитанника наказание должно быть прочно связано с проступком, при большой отсрочке наказании эта связь не столь прочна.
  • Не надо доводить до того, чтобы воспитанник боялся наказания самого по себе. Ребенка должно останавливать то огорчение, которое вследствие его поведения появится у учителей, близких, других значимых для него людей.
  • Никакого унижения при наказании!
  • За наказанием всегда должно следовать прощение, не стоит «накалять» ситуацию, загоняя ребенка в бесполезные переживания.
  • Случаи, которые исключают наказание: оплошность, страх, положительный мотив, раскаяние, неумение, аффект.

    Таким образом, к методу наказания необходимо прибегать в крайних случаях, оно ни в коем случае не должно становиться главным методом воздействия на воспитанника.

    Робот считает, что со статьёй «Наказание как метод воспитания» тематически связаны:

    Есть вероятность, что Вам будет полезна одна из этих ссылок:

  • Тесты онлайн по теоретической педагогике
  • Организация воспитательной работы
  • ___________________

    Для ссылки:

    Наказание как метод воспитания [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – URL: http://si-sv.com/publ/4-1-0-243 (дата обращения: 15.08.2019).

    Категория: Организация воспитательной работы | Добавлено 24.08.2013

    Просмотров: 22088
    | Теги: метод, метод воспитания, метод наказания, методы воспитания, воспитание, наказание

    si-sv.com

    Статья. Методы поощрения и наказания школьников на уроках.

    Методы поощрения и наказания школьников на уроках.

    Содержание:

    1. Введение
    2. Общее понятие  о  поощрении и наказании
    3. Поощрения и наказания как средства педагогической коррекции
    4. Виды и формы поощрения и наказания
    5. Заключение
    6. Литература
    1. Введение.

    В этой статье я бы хотела осветить такие методы педагогического стимулирования, как поощрение и наказание. Вопрос педагогического стимулирования был актуален во все времена еще с времен Древней Греции, когда главным стимулирующим методом являлась деревянная палка с заостренным наконечником, а о поощрениях речи не было вообще. Люди, а вернее дети в наши дни не всегда сами в себе находят мотивацию к серьезному отношению к обучению и нуждаются во внешней стимуляции.

    Педагог любой дисциплины должен иметь свою систему поощрений и наказаний на занятиях, выкраивая ее из давно известных систем и добавляя свои новшества, а также грамотно выстраивая баланс обеих сторон системы. Неправильное использование данной системы может привести к неисправимой ошибке, приводящей к жутким повреждениям в психике  ребенка.

    1. Общее понятие о поощрении и наказании.

         Что же такое  «наказание» и «поощрение» с точки зрения педагогики?

         Наказание – это средство педагогического воздействия, используемое в тех случаях, когда ребенок не выполнил установленных требований и нарушил принятые нормы поведения. Таким образом, психологический смысл наказания в том, что воспитатель добивается не послушания любой ценой, а личностной активности ребенка по преодолению ошибок и работы над собой, то есть ребенок должен понять, осознать, раскаяться и больше так не делать.

         Наказание, так как после него предполагается прощение провинившегося ребенка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает . Если вспомнить свои детские проступки, наказания за них и те чувства, которые тогда испытывали, то в этих воспоминаниях может оказаться огромное разнообразие чувств и переживаний: вина, раскаяние, беспокойство, замешательство, обида, унижение и т.д. И именно от того, какие чувства испытывает ребенок в момент наказания, зависит и эффективность этого воспитательного рычага.

         Поощрение — это мера педагогического воздействия, выражающая положительную  оценку взрослым  труда или поведения детей и побуждающая их к дальнейшим успехам.

          Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы  ребенок закрепил хорошее поведение, отношение, в дальнейшем делал, выполнял, поступал так же правильно и хорошо, как сейчас. Поощрение детей требует особого внимания педагогов и родителей, так как завершение какого-либо дела, достижение того, за что мы хотим ребенка поощрить, само по себе сопровождается положительными эмоциями, чувством радости, гордости и т.п. Эти чувства возникают и без поощрения, они и являются наградой за те усилия, которые приложил ребенок. При минимальном вознаграждении удовлетворенность работой больше.

    1. Поощрения и наказания как средства педагогической коррекции

    Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и положительная группа форм требования (просьба, доверие, одобрение), и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает никакой необходимости как-то выделить того или иного ученика из общей массы.

    Использованию поощрений и наказаний как средств педагогической коррекции должно отвечать наличие определенной ситуации, оно характеризуется известным решением педагога или коллектива, связанным с выделением одного из воспитанников (или группы) из общей массы, однако, как правило, без резкого противопоставления их изменением их прав и обязанностей в коллективе,  взаимоотношений педагога и коллектива с ними. Совокупность этих признаков и обеспечивает корректирующее действие .

    Ситуации поощрения и наказания представляют собой особые случаи сложных психолого-педагогических ситуаций, характеризующиеся необходимостью регулировки отношений, внесения в них определенных точно дозированных изменений, иными словами их педагогической коррекции.

    Возникновение и педагогически целесообразное использование таких ситуаций обусловлено необходимостью формирования более значимых потребностей личности и коллектива.

    Необходимость использовать поощрение в самых различных видах деятельности детей отмечал В. Е. Гмурман. Избежать захваливания отдельных учащихся и отдельных классов можно… путем поощрения самых различных достижений в различных областях деятельности, писал он. Это даёт возможность стимулировать, способности и склонности как в области учения, так и в разнообразной внеурочной деятельности .

    На первых порах работы с коллективом педагог поощряет отдельные действия своих воспитанников: это может быть и образцово убранный класс, и организованно проведенный поход, и т. п. Однако по мере формирования здорового общественного мнения коллектива предметом поощрения становится устойчивое проявление тех или иных моральных качеств: ответственности, организованности, принципиальности, взаимопомощи.

    Ситуация наказания это конфликтная ситуация. Смысл наказания как средства коррекции в его относительно раннем использовании и осторожной дозировке. Поэтому использование наказания в условиях нормально протекающего воспитательного процесса вполне возможно и в ситуациях, когда отношения воспитанника в целом направлены положительно.

    Важным условием развития самостимуляции в использовании поощрений и наказаний является соблюдение меры. Трудно даже сказать, что более вредно в воспитании: захваливание, злоупотребление поощрением или, напротив, наказания по всякому поводу. В отличие от таких форм косвенного требования, как одобрение и осуждение, являющихся повседневными, рядовыми воздействиями на воспитанников, поощрение и наказание как средства коррекции должны использоваться значительно реже.

    Можно сказать, что эффект применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частоте их использования. Только в тех случаях, когда необходимость поощрения или наказания жестко и недвусмысленно диктуется конкретной ситуацией, надо к ним прибегать.

    Л.Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев и В.Л. Леви изучая наказание как коррекционный метод, предлагают следующие принципы его использования:

    1. Наказание действенно, когда оно понятно ребёнку, и он считает его справедливым. После наказания о нём не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения.
    2. Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу.
    3. Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости.
    4. Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
    5. Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы.
    6. Наказание не должно вредить здоровью ребенка ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен воздержитесь от наказания.
    7. Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения.

    Таким образом, наказание должно быть справедливым, так же как и уместное поощрение, т.е. их нужно использовать умело.

    Хотелось бы отметить, что использование методов поощрения и наказания должно основываться на принципе гуманизма. В них должна проявляться забота о росте личности.

    Поэтому необходимо помнить, что в хорошо воспитанных семьях, где сложилась сознательная дисциплина и есть взаимопонимание, длительное время можно обходиться без наказания вообще. Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным наказание.

    Данные методы должны быть индивидуализированы, учитывать возраст, психологические особенности личности и педагогическую ситуацию. А также то, что такт в поощрении и наказании является необходимым элементом.

    Использование поощрений и наказаний как средств педагогической коррекции должно отвечать наличие определенной ситуации,

    Совокупность этих признаков и обеспечивает корректирующее действие.

    Единого подхода в воспитании детей нет. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов, то есть, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств.

    Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае вытекает не из какой-то шкалы пороков и добродетелей, за которые следует строго отмеренная доза карательных мер и наград, а из реально проявляющейся в данной педагогической ситуация потребности в коррекции поведения детей.

    Можно сказать, что эффект применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частоте их использования. Только в тех случаях, когда необходимость поощрения или наказания жестко и недвусмысленно диктуется конкретной ситуацией, надо к ним прибегать.

    1. Виды и формы поощрения и наказания .

    Говоря в целом, поощрения и наказания — это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены.

    Главным признаком, по которому мы считаем целесообразным давать классификацию видов и форм поощрения и наказания, является способ стимулирования и торможения деятельности детей, способ внесения изменений в их отношения. По этому признаку Л.Ю. Гордин в своей работе выделяет следующие виды поощрения и наказания:

    1. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.

    2. Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.

    3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.

    Внутри каждой из этих групп поощрений и наказаний большое разнообразие форм их использования, однако их тоже можно подразделить на следующие основные формы:

    а) поощрения и наказания, осуществляемые по логике «естественных последствий»;

    б) традиционные поощрения и наказания;

    в) поощрения и наказания в форме экспромта.

    Классификация видов и форм поощрения и наказания во многом условна и не отражает всего богатства практических возможностей использования этих воспитательных средств. Назначение этой классификации -помочь разобраться в многообразии реальных жизненных ситуаций поощрения и наказания. Вместе с тем воспитателю необходимо иметь представление и о наиболее типичных конкретных мерах поощрения и наказания, используемых в воспитании детей и подростков. При этом необходимо иметь в виду, что та или иная мера связывается с поступком ребенка не непосредственно, а лишь через анализ конкретной ситуации, с учетом всех отношений, составляющих данную ситуацию.

    Рассмотрим вначале основные меры поощрения в воспитании детей. В числе наиболее употребительных мер индивидуального и коллективного поощрения следует назвать прежде всего поручение почетных обязанностей. Почетные поручения в качестве меры поощрения широко используются и в семье. Например, мытье посуды после чая может поручаться ребенку 5-8 лет эпизодически,  в виде поощрения.

    Мерой поощрения является и предоставление дополнительных прав. Необходимо иметь в виду, что предоставление дополнительных прав может приводить к противопоставлению отдельных ребят коллективу. Поэтому важно, чтобы подобное поощрения осуществлялось с учетом общественного мнения коллектива, было в значительной мере функцией коллектива.

    Одна из наиболее распространенных мер поощрения — присуждение почётного места в соревновании. Это сопровождается коллективными и индивидуальными наградами — премиями, подарками, почетными и похвальными грамотами и т. п. Особенно часто используются поощрения в виде подарков в семье. Стремление определенной категории родителей во что бы то ни стало делать своим детям дорогие подарки становится источником трудностей в воспитания в семье и в школе.

    Своеобразной формой присуждения почетных мест в соревновательно-творческой деятельности  школьников являются различные выставки лучших работ детей: рисунков, поделок, сочинений. Награждать следует разного рода почетными грамотами и вымпелами.

    Количество их не должно быть излишним. Важно, чтобы вручение этих поощрений победителям соревнований производилось в торжественной обстановке: на линейке или сборе, в школьном зале и т. п.

    Но ни в коем случае нельзя считать наградой прощение. Это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания, по сути своей примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Только тогда ребенок будет любить наказывающего отца или мать, и переживать новые проступки как стремление исправиться, помириться, хорошо вести себя впредь.

    Но никогда ничего не прощать означает бесчувственное, бесчеловечное, антипедагогичное поведение. Оно лишь углубит пропасть между воспитателем и ребенком. Но всегда с готовностью прощать всё — значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка. Так что и здесь рассудительность и понимание индивидуальных качеств ребенка будут служить нам лучшим ориентиром.

    Теперь рассмотрим наиболее употребительные и оправданные меры наказания в школе и семье, включая официально действующие меры наказания учащихся.

    Наиболее распространенной мерой наказания является замечание учителя. Во-первых, оно должно быть обращено к конкретному нарушителю требований педагога, правил для учащихся, во-вторых, делаться в вежливой, но официальной категорической форме и осуществляться с помощью прямого непосредственного требования.

    В отдельных случаях педагогом может быть использована такая мера, как приказание ученику встать у парты. Такое наказание целесообразно в младших и подростковых классах, по отношению к непоседливым, несобранным ученикам. Встав возле парты, находясь под пристальным взглядом учителя, привлекая к себе внимание всего класса, ученик невольно сосредоточивается, приобретает собранность. Убедившись, что до него дошёл смысл наказания, учителю следует посадить его да место. Ошибкой учителей является то, что они ставят ученика возле парты надолго, а иногда ухитряются, поставив в разных концах класса несколько таких провинившихся, держать их так до самого конца урока.

    Такое длительное стояние для ребенка вредно, оно утомляет его. Наказание превращается в своеобразное унижение, вызывает естественный протест. В итоге, ученик, улучая минутку, когда учитель не смотрит на него, начинает развлекать окружающих, ища их поддержки и сочувствия. Обычно дело заканчивается тем, что учитель удаляет провинившегося из класса, а тот, чувствуя себя «героем», отправляется в коридор, провожаемый одобрительными усмешками товарищей.

    Не случайно, поэтому удаление из класса — одна из мер наказания, целесообразность использования которой вызывает среди учителей и родителей горячие споры.

    Удаление из класса возможно лишь в случае явного, открытого, демонстративного неподчинения ученика требованиям учителя, когда ученик ведет себя вызывающе, оскорбительно по отношению к учителю и своим товарищам, когда педагог чувствует, что ему обеспечена поддержка общественного мнения класса. Надо признать, что в значительной части случаев, когда эта мера используется, ее применение было вызвано раздражением учителя, его неумением предусмотреть конфликт, иногда — нетактичным обращением к ученику.

    Однако и в том случае, когда удаление из класса действительно необходимо и учитель сумел спокойно, но вместе с тем твёрдо и уверенно осуществить эту меру, ему необходимо иметь в виду, что наказание не завершено. Чтобы исчерпать конфликт, необходимо, в зависимости от конкретной ситуации, так или иначе завершить наказание уже после урока. Иногда педагог, находясь в состоянии раздражения, провожает удаляемого фразой: «Больше на мои уроки не приходи!..».

    Весьма серьезной мерой наказания служит выговор. Его смысл заключается в моральном осуждении поступка ученика. Поэтому педагогическое действие данного наказания нельзя сводить лишь к формальному акту объявления выговора, к его записи в дневнике или в приказе по школе. Если выговором завершается острое, принципиальное обсуждение поведения ученика на совещании при директоре или педагогическом совете, с участием его товарищей, эта мера наказания становится весьма сильной.

    Для того чтобы у детей формировалось убеждение, что выговор — это очень серьезная мера наказания, ни в коем случае не следует объявлять выговор «для острастки», как порой, к сожалению, случается.

    Обсуждение отрицательного поступка ученика может и не завершаться выговором, а ограничиваться лишь объявлением ему устного замечания или оформлением дисциплинарной записи в дневник. Такая запись не должна отражать эмоциональной взвинченности учителя, а содержать лишь осуждение, выраженное в сдержанной, официальной форме.

    Наряду с предусмотренными официальными документами, в школах используются и такие педагогически целесообразные меры наказания, применение которых связано с традициями, особенностями конкретных коллективов.   Используется, в частности, такая мера, как поручение дополнительных трудовых обязанностей (наряд).

    Другой мерой наказания, также обусловливающей регулирование прав и обязанностей ученика, является отстранение на какое-то время от работы, от участия в коллективном общественно полезном деле. Использование этой меры целесообразно в том случае, если наказанный положительно относится к данной деятельности, дорожит возможностью участвовать в ней вместе со своими .

    Нельзя в качестве меры наказания лишать ребёнка прогулки, еды, того, что необходимо ему для нормального развития. Кроме того, следует помнить, что наказания, связанные с теми или иными ограничениями, лишениями, приемлемы в основном лишь в отношении дошкольников и младших школьников.

    В качестве наказания может быть использована и отсрочка ожидаемого поощрения. К примеру, можно на некоторое время отложить покупку какой-то вещи: велосипеда, фотоаппарата. Но всё же в наказании, как и в поощрении, чрезвычайно важна справедливость.

    1. Заключение.

    Многие педагоги прошлого и наши современники, касавшиеся проблемы поощрения и наказания в воспитании детей, любили повторять крылатые слова К. Д. Ушинского: «Если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными».

    Выше мы обстоятельно рассмотрели причины появления такой точки зрения, отметили, что для своего времени она была во многом прогрессивной. Автор отдает себе отчет в том, что спор этот, в конечном счете, решит время. Бесспорно одно: в наши дни в воспитании без этих средств не обойтись, и задача заключается в том, чтобы их использование было, как минимум, элементарно грамотным в педагогическом отношении.

    Овладение же искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. «Наказание — очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», — подчеркивал А. С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. Именно поэтому А. С. Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям использовать поощрения нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости.

    Можно высказать предположение, что по мере совершенствования воспитательного процесса, роста педагогической квалификации учителей, их мастерства в школах все меньше будет случаев неумелого, порой противоречащего элементарным нормам этики и права, использования поощрений и наказаний. Напротив, все более станет использоваться поощрение и наказание как педагогическая коррекция, точно рассчитанное и тонко осуществленное воздействие учителя и общественного мнения коллектива. Однако само собой это не произойдет.

    1. Список использованной литературы:

    Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как?- М.: Масс-Медиа, 1995 — 240 с.

     Гмурман В. Е. Поощрение и наказание в школе, М., 1962

    Леви В. Нестандартный ребенок. — С. Пб: Питер, 1993

    Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. — М.: Прометей, Юрайт, 1998. — 464 с.

    Островская Л.Ф. Надо ли наказывать детей — М.: Просвещение, 1967 — 168 с.

     Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, М., 1960.

    nsportal.ru

    26. Методы наказания.

    Изучали Добсон и
    Кэмпбелл.

    1. Физические
    наказания

    представляют собой вариант физической
    агрессии — намеренное причинение вреда,
    нанесение физического и психологического
    ущерба ребенку, связанное с переживанием
    боли, страхом перед болью, низведение
    и унижение личности ребенка. Физические
    наказания представляют реальную угрозу
    жизни и здоровью ребенка и являются
    абсолютно недопустимыми, будь то реальное
    действие или угроза физического
    наказания. Физические наказания
    становятся причиной значительного
    роста агрессивности, склонности к
    насилию и жестокости в отношении к
    другим людям.

    2. Вербальная
    агрессия

    представляет собой достаточно
    распространенный вид наказания,
    проявляющийся в различных формах:
    порицаниях, упреках, ворчливости,
    осуждении, прямой и косвенной негативной
    оценке личности ребенка. Основное
    негативное последствие — нарушение
    личностного развития, связанное с
    формированием у ребенка низкого
    самопринятия и самооценки, зависимости,
    тревожности, неуверенности в себе,
    мотивации избегания, скрытности, зависти.
    Частое проявление вербальной агрессии,
    негативная оценка ребенка, «навешивание
    ярлыков» приводят к переживанию им
    чувства отверженности и нелюбви со
    стороны родителей.

    3. Аффективное
    воздействие

    (гнев, ярость, крик). Неконтролируемые
    аффективные вспышки родителя ведут к
    потере ребенком чувствительности,
    способности к эмпатии, вызывают чувство
    страха. Теряется авторитет родителя.
    Защитная реакция приводит к потере
    чувствительности к крику, повышенному
    тону, родительским окрикам.

    4. Лишение
    родительской любви.

    Родитель в случае нарушения ребенком
    его требований демонстрирует в открытой
    форме свое отвержение: «Я тебя больше
    не люблю», «Ты мне не нужен». Поведенческая
    форма этого вида наказаний представляет
    собой избегание контактов с ребенком
    (физического, деятельностного), стремление
    уйти, покинуть помещение, в котором
    находится ребенок, демонстративную от
    него изоляцию. Вызывает у ребенка
    переживание эмоционального отвержения,
    страх, тревогу, потерю чувства безопасности.
    Вместе с тем иногда подобная форма
    воздействия оказывается весьма
    эффективной.

    5. Ограничение
    активности ребенка

    предполагает действия родителя,
    ограничивающие возможности деятельности
    и занятий ребенка: поставить в «угол»,
    запереть в комнате, в темном помещении,
    посадить дошкольника на стульчик и не
    разрешить вставать, лишить прогулки,
    запретить играть и т.п. Вызывает чувство
    обиды, переживание беспомощности и
    зависимости от взрослого, провоцирует
    развитие пассивности или безынициативности
    либо негативизма и протестных реакций,
    страхи, фобии. В случае систематического
    использования такой вид наказания
    негативно отразится на развитии ребенка
    в целом.

    6. Лишение благ
    и привилегий

    (материальных благ, сладкого, просмотра
    передач, привлекательных занятий, отказ
    в покупке игрушек, интересной поездке).
    Этот вид наказаний включает введение
    временного запрета на права, которыми
    уже обладал ребенок. Например, подростку
    запрещается приходить домой позже 20
    часов, хотя ранее он обладал привилегией
    возвращаться в 21 час.

    7. Инициирование
    чувства вины
    .
    Выступает в форме внушения ребенку
    представления о том, что он совершил
    недостойный в моральном отношении
    поступок, с целью вызвать у него
    переживание чувства вины и стыда.
    Переживание вины не должно быть
    чрезмерным, не должно приводить к
    формированию наказующего самосознания
    и низкого самопринятия и самоуважения.
    Главное — не превратить ребенка в
    маленького неудачника, избегающего
    малейших трудностей и любой активности,
    где, как ему представляется, он может
    оказаться неуспешным. Наказание ребенка
    в ситуации, когда он сам испытывает
    угрызения совести и чувство вины, может
    вызвать защитную реакцию и обесценивание
    тяжести проступка.

    8. Принуждение к
    действию
    .
    Родитель любыми способами заставляет
    ребенка совершить желаемое действие,
    не объясняя при этом причин и не
    обосновывая необходимости его совершения.
    Например, принудительное мытье рук без
    объяснения причин воспринимается
    ребенком как проявление насилия и
    произвола со стороны родителя.

    9. Наказание
    естественными последствиями

    основывается
    на личном опыте ребенка, сталкивающегося
    с непосредственными результатами своих
    поступков. В случае причинения какого-
    либо ущерба ребенок обязан сам справиться
    с ситуацией (разлил — убрал, получил
    двойку — исправил, разорвал что-то —
    сам зашил). Этот вид предоставления
    обратной связи представляется весьма
    эффективным, поскольку помогает найти
    конструктивный выход из ситуации ущерба.
    Такое поведение ребенка лучше всего
    воспитывается в совместной деятельности
    со взрослым, демонстрирующим модели
    желательного поведения личным примером.

    10. Отложенный
    конфликт

    предполагает наличие паузы между
    проступком ребенка и ответной реакцией
    взрослого. Этот вид воздействия может
    быть полезен, когда родитель чувствует,
    что в силу негативного эмоционального
    состояния он неспособен контролировать
    ситуацию.

    11. Блокирование
    нежелательного действия

    применяется в ситуации, когда поведение
    ребенка представляет угрозу для него
    самого, окружающих людей, для сохранности
    материальных или духовных ценностей.
    Блокирование выступает в форме прерывания
    действия ребенка. Важно немедленно
    физически остановить действие.

    12. Логическое
    объяснение и обоснование

    направлено на организацию ориентировки
    ребенка в последствиях его поступка
    для окружающих людей. Этот метод включает
    предупреждение ребенка о возможных
    последствиях его действий для других
    людей.

    — Важно соотнести
    наказание с возрастом ребенка и тяжестью
    проступка.

    — Наказание не
    должно быть отложенным, поскольку
    отложенное наказание порождает страх,
    тревогу, депрессию.

    — Не стоит делать
    проступок ребенка достоянием
    общественности, обсуждать его с друзьями
    и знакомыми. Соблюдение тайны скорее
    будет способствовать тому, что проступок
    больше не повторится, потому что
    коммуницирует веру родителя в ребенка
    и случайность им содеянного.

    studfiles.net

    Наказания в системе педагогических приемов

    Есть ли место наказаниям в системе педагогических приемов?

    Многовековая дискуссия между сторонниками воспитания без
    наказания (К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, П.П.Блонский, В.А.Сухомлинский) и
    педагогами, признающими этот прием, как обычный метод воспитания
    (А.С.Макаренко), заставляет и сегодня каждого педагога найти для себя
    приемлемый ответ.

    Попробуем разобраться, чьи педагогические идеи сегодня
    актуальны.

    Учебное взаимодействие педагога и учащегося предполагает
    выполнение определенных правил для достижения поставленных задач и целей.
    Поэтому наказания, как и противоположные приемы педагогического воздействия –
    поощрения, являются средством регулирования отношений. Они позволяют поддержать
    развитие учебно-воспитательного процесса в соответствии заданному направлению и
    стимулируют деятельность воспитанника.

    Поощрение — это положительная оценка действий
    воспитанника, которая закрепляет положительные навыки и привычки. Этот метод
    основан на побуждении положительных эмоций, которые вселяют в него уверенность,
    создают приятный настрой и повышают ответственность и работоспособность.

    Наказание-это метод педагогического воздействия,
    который направлен на торможение негативных проявлений личности с помощью
    отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния.

    Основные формы наказания: замечание, порицание,
    неодобрение, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав или же
    наложение дополнительных обязанностей, исключение из школы или перевод в другой
    класс.

    Методы наказания и поощрения требуют соблюдение определенных
    условий, тщательного анализа ситуации и известной осторожности, определяющих
    эффективность этих методов. То есть существует определенная технология применения поощрений и
    наказаний.

    Рассмотрим технологию применения наказаний.

    Ситуация наказания — конфликтная ситуация.

    Именно поэтому важно, чтобы каждая сторона этого конфликта
    четко понимала, что послужило источником этого противостояния. Другими словами,
    какие действия и поступки учащегося пытается остановить педагог.

    Следующим шагом такой конфликтной ситуации должно стать
    обсуждение путей выхода из неблагоприятного паттерна поведения. Главная задача
    педагога, помочь ребенку вернуться в правовое поле отношений, найти те слова,
    действия и поступки, которые направят его по нравственному пути.

    И третий шаг технологии наказания – это выход из конфронтации
    педагога с учащимся, которое подразумевает проговаривание взрослым веры в
    способность ребенка измениться, снимает эмоциональное напряжение.

    Ситуацию, в которой источником конфликта является
    педагогическая ошибка, отсутствие у воспитателя должного опыта работы и такта в
    отношении с детьми, нельзя рассматривать с позиций логики наказания.

     Необходимо знать те
    условия, которые определяют эффективность метода наказания.

    1. Наказание действенно только тогда, когда
      ученик понимает, за что его наказывают, и он считает его справедливым.
       После
      наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения —
      наказан, значит прощен.
    2. Наказание, справедливо налагаемое
      любимым авторитетным учителемпроизводит обычно весьма
      положительное действие на ребенка
      . Однако то же наказание при всех внешних
      признаках справедливости, если оно исходит от учителя, к которому дети
      относятся с некоторой неприязнью, способно привести к конфликту, к резкому
      ухудшению взаимоотношений в коллективе, к эмоциональному срыву у наказываемого
      ребенка.
    3. Сила наказания усиливается, если оно исходит
      от коллектива или поддерживается им.
       Ученик острее переживет чувство
      вины, если его поступок осудил не только педагог, но и ближайшие товарищи и
      друзья. И, в конечном счете, оказывает более значимое положительное действие и
      помогает разрешить конфликт. Однако при этом необходимо учитывать
      взаимоотношения внутри коллектива, его степень развития и сплоченности, потому
      что на некоторых учащихся может не оказать ожидаемого эффекта наказание
      посредством коллектива.
    4. Не рекомендуется применять групповые
      наказания
      . В хорошо организованных коллективах за проступок всего
      коллектива иногда наказывают уполномоченных, но этот вопрос настолько
      деликатный, что требует очень тщательного разбора и анализа всей ситуации.
    5. Если наказание принято, то нарушитель должен
      быть наказан, то есть если учитель опоздал с наказанием, то он не должен
      наказывать. Здесь действует принцип: «опоздал с наказанием — не
      наказывай».
    6. Употребляя наказание, нельзя оскорблять
      воспитанника, применять физические наказания и наказания, унижающие достоинства
      личности.
       Необходимо наказывать не по личной неприязни, а по
      педагогической необходимости. При этом формула «проступок —
      наказание» должна соблюдаться неукоснительно.
    7. При решении вопроса, что наказывать, и каким
      образом наказывать рекомендуется соблюдать такую линию развития: от
      наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков,
      черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых — выработать
      определенные положительные качества.
    8. Основа для применения метода наказания
      конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к
      действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при всяком
      нарушении надо прибегать к наказаниям.
    9. Наказание — сильно действующий метод.
      Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом
      случае. Поэтому нельзя торопиться наказать до тех пор, пока нет полной
      уверенности в справедливости и полезности наказания.
    10. Нельзя
      допускать превращение наказания в орудие мести.
       Нужно воспитывать
      убеждение, что воспитанника наказывают для его пользы. Не нужно становиться на
      путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда
      максимально индивидуализировано.
    11. Индивидуализация. Личная
      направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень
      серьезная педагогическая проблема. Педагог должен определить для себя: если он
      принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются;
      если же он отвергает индивидуальный подход, то видит лишь проступок, но не
      человека, совершившего. Нужно объяснить свою педагогическую позицию воспитанникам,
      тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает, так или иначе. Есть
      смысл спросить их мнение, узнать, какую позицию они занимают.
    12. Наказание
      требует педагогического такта
      , хорошего знания возрастной психологии, а так
      же понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Поэтому
      наказания применяются редко и только в комплексе с другими методами
      воспитания.

    viktoria-ermoshina.blogspot.com

    за что и как можно наказывать детей?

    И среди многих вопросов, на которые родители хотят найти ответ, основным является вопрос необходимости наказания детей в процесс воспитания.

    Есть ли необходимость в таком методе воспитания, как наказание ребенка или все же можно обойтись без него?

    Наказывать однозначно нужно, ведь наказание является одним из методов поддержания дисциплины и помогает детям ощутить границы дозволенного, понять правила поведения в современном обществе.

    Чтобы метод был максимально эффективным, его необходимо правильно использовать, поэтому в разных ситуациях применяются различные подходы. Родителям следует помнить, прежде чем наказывать ребенка, вы должны быть уверены, что малыш понял то, что ему объяснили. Ведь если ребенок не усвоил этого, то наказание не даст никакого результата.

    Наказание – метод воспитательного воздействия на ребенка, целью которого является побуждение виновного понять недопустимость совершенного им поступка. Такое понимание, объединяясь со страхом повторного наказания, становится неким психологическим барьером для повторения подобных действий.

    Наказание лучше все же отнести к методу контроля над поведением. Наказывая ребенка за плохое поведение или проступок, родители ожидают, что в будущем он поведет себя иначе. Психологи, изучающие поведение человека, выделяют две формы наказания: активное и пассивное. Первое подразумевает физическое воздействие, а суть второго заключается в установлении запрета на пользование ребенка теми или иными вещами. Наказание – это с одной стороны расплата за совершенный проступок, а с другой – предупреждение на будущее.

    Многие родители задают себе вопрос: можно ли наказывать детей физически? Вряд ли найдутся родители, которые хотя бы раз не прибегали к шлепкам, но следует помнить, что физическое наказание – это не самый лучший метод воспитания. Следовательно, применять его следует как можно реже.

    Специалисты считают, что родители, которые наказывают своих детей, не объясняя им причины, поступают неправильно, так как дети не всегда могут отдавать себе отчет в том, что их действия заслуживают наказания. Совершая тот или иной проступок, ребенок думает, что он делает все правильно, даже если знает, что его действия могут повлечь за собой неблагоприятные последствия.

    Некоторые родители не используют наказания в воспитании детей, но это не означает, что они могут делать все, что захотят. Если ребенок совершил серьезный проступок, то лучше, конечно, с ним поговорить, объяснить, что не так он сделал.

    Дети могут подвергнуться наказаниям не только дома, но и в дошкольном учреждении и в школе. В данном случае применяются больше психологические виды наказаний, например задержание после урок, вызов родителей в школу. Многие учителя используют так называемые коллективные наказания, когда из-за одного ученика наказывают весь класс. Стоит помнить, что эффективность наказаний воспитателем или учителем намного ниже, чем наказаний, применяемых родителями.

    Несмотря на рекомендации специалистов, наказание остается распространенным в большинстве семей. Однако не нужно забывать, что слишком строгое наказание вызывает страх. Поэтому применение данного вида воздействия приводит к тому, что ребенок послушен только из-за страха быть наказанным, а это может нанести непоправимый вред психике ребенка. При использовании наказания стоит учитывать ряд правил:

    • Если вы наказываете ребенка, то сначала хорошо продумайте наказание, делайте это по справедливости, не унижая достоинство малыша;

    • Не наказывайте сгоряча, если вы не уверены, что ваш малыш заслужил именно такое наказание, а также то, что он правильно воспримет воспитательный эффект этой меры воздействия;

    • Применяя данный метод коррекции поведения, убедитесь в том, что ребенок понял, за что вы его наказали;

    • Наказание не должно быть «глобальным», т.е. наказывая ребенка, постарайтесь найти в его поведении положительные стороны и акцентируйте на них внимание;

    • За один проступок должно следовать одно наказание, если же провинностей несколько, то наказание может быть более строгим, но оно должно быть одним, за все сразу;

    • Если ребенок ранее заслужил поощрение, но не успел его получить, то наказание не должно его отменять;

    • При выборе наказания учитывайте суть проступка, причины, побудившие ребенка его совершить, а также обстоятельства, при которых он был совершен;

    • Если вы наказали ребенка, то значит, что вы его уже простили, и больше не стоит вести разговоры на эту тему.

    Стоит обратить также внимание на эффективность данного метода воспитания. Важно сразу отметить, что она невысока. Почему? Потому что данный метод включает механизм торможения, он не побуждает ребенка к поиску. Как это объясняется? Обычно наказание прерывает недопустимую деятельность ребенка, не давая ему найти позитивные пути решения возникшей проблемы, т.е. родители говорят «Нельзя!», «Хватит!», ставят в угол или бьют ребенка, отнимают игрушку, но не объясняют, как из сложившейся ситуации выйти по-другому, просто не дают ему выбора.

    Материал подготовлен по данным: М.П. Луганская, Е.Ю. Ярославцева «Кризисы детского возраста: воспитываем без крика».

    Еще больше полезной информации и советов по воспитанию ребенка вы можете узнать на нашем сайте.

    Материалы предоставлены Первым семейным клубом «Абахаба».

    «Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.

    www.omsk.kp.ru

    Методы наказания, их назначение, требования к ним, виды, характеристика.

    Среди древнейших методов воспитания наказание — наиболее известный.

    Наказание — метод пед воздействия, который предупреждает нежелательные действия, тормозит их. При наказании нужно опираться на общественное мнение. Проступок должен осуждать не только учитель, но и окружающие. Если решение принято, ученик должен быть наказан! Но нельзя оскорблять воспитанника, наказание требует пед. такта, хорошего знания психологии. Наказание-это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные действия, тормозить их, останавливать негативные проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства вины, стыда и раскаяния. Содержанием наказания в старой школе было переживание страдания. Даже такой известный во многом педагог прошлого века, как Н.И. Пирогов, будучи попечителем Киевского округа, по учебным заведениям, выдвигал в целях » воспитания законности» систему физических наказаний, в том числе и порку, за что, был, подвергнут уничтожающей критике Н.А. Добролюбовым.

     

    Известны следующие виды наказания, связанные с:

    1) наложением дополнительных обязанностей;

    2) лишением или ограничением определенных прав;

    3) выражением морального порицания, осуждения.

    В нынешней школе практикуются разнообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий, исключение из школы и др.

    Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания, следующие. Требования:

    1. Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им.

    2. Не рекомендуется применять групповые наказания



    3. Если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан.

    4. Наказание действенно, когда оно понятно ученику и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения.

    5. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника.

    6. При решении вопроса, за что наказывать, рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых — выработать определенные положительные качества.

    7. Основа для применения метода наказания — конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным — от самого легкого до самого сурового.

    8. Наказание — сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому не торопитесь наказывать до тех пор, пока нет полной ясности в создавшейся ситуации, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.

    9. Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что воспитанника наказывают для его же пользы. Не становитесь на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.

    10. Индивидуализация, личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются; если же он отвергает индивидуальный подход, как упомянутая выше прусская школа, то видит лишь проступок, но не человека, его совершившего. Надо объяснить свою педагогическую позицию воспитанникам, тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает так или иначе. Есть смысл спросить их мнение, узнать, какую позицию они разделяют.

    11. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Потому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.

     

    23. Обратимся к характеристике наиболее употребительных и оправданных форм наказания: наиболее распространенной формой наказания является замечание учителя. Замечание должно быть обращено к конкретному нарушителю требований педагога, правил для учащихся. Оно делается в вежливой, но официальной категорической форме и осуществляется обычно с помощью прямого непосредственного требования. Разумеется, форма замечания может быть и несколько иной, менее официальной особенно в младших классах. Однако безлично — негативные замечания, которые порой делают некоторые учителя, повышают в раздражении голос и, приходя в состояние крайней нервозности, приносят обычно больше вреда, чем пользы.

    В отдельных случаях педагогом может быть использована такая форма наказания, как приказание ученику встать у парты. Такое наказание целесообразно в младших и подростковых классах, по отношению к непоседливым, несобранным ученикам. Встав возле парты, находясь под пристальным взглядом учителя, привлекая к себе внимание всего класса, ученик невольно сосредоточивается, приобретает собранность. Убедившись, что до него дошел смысл наказания, учителю следует незамедлительно посадить его да место. Ошибку совершают учителя, которые ставят ученика возле парты порой надолго, а иногда ухитряются, поставив в разных концах класса несколько таких провинившихся, держать их так до самого конца урока. Не говоря уже о том, что для ребенка такое длительное стояние попросту вредно, утомляет его, наказание, превращаясь в своеобразное унижение, вызывает естественный протест. Удаление из класса возможно лишь в случае явного, открытого, демонстративного неподчинения ученика требованиям учителя, когда ученик ведет себя вызывающе, оскорбительно по отношению к учителю и своим одноклассникам, когда педагог чувствует, что ему обеспечена поддержка общественного мнения класса. К сожалению, надо признать, что в значительной части случаев, когда эта форма используется, ее применение не диктовалось такой жесткой необходимостью, а было вызвано раздражением учителя, его неумением предусмотреть конфликт, иногда — нетактичным обращением к ученику. Весьма серьезная форма наказания — выговор. Смысл выговора — в моральном осуждении поступка ученика. Поэтому педагогическое действие данного наказания нельзя сводить лишь к формальному акту объявления выговора, к его записи в дневнике (хотя это и необходимо) или в приказе по школе. Если выговором завершается острое, принципиальное обсуждение поведения ученика на совещании при директоре или педагогическом совете, с участием его друзей и одноклассников эта форма наказания становится весьма сильной.Для того чтобы у детей формировалось убеждение, что выговор — это очень серьезная форма наказания, ни в коем случае не следует объявлять выговор «для острастки», как порой, к сожалению, случается.

    Обсуждение отрицательного поступка ученика может и не завершаться выговором, а ограничиваться лишь объявлением ему устного замечания или оформлением дисциплинарной записи в дневник. Такая запись не должна отражать эмоциональной взвинченности учителя, а содержать лишь осуждение, выраженное в сдержанной, официальной форме.

    Исключение из школы или перевод в другой класс как одна из форм наказаний является самой жесткой, однако ее целесообразность, мягко говоря, вызывает сомнения. Так как в действительности перевод в другой класс и тем более в другую школу оправдывает себя редко, и делать это надо лишь в том случае, если есть достаточная обоснованная уверенность, что это наказание принесет реальный воспитательный эффект. Бывают случаи, что директора двух — трех расположенных недалеко друг от друга школ заключают между собой что-то вроде негласного сепаративного «договора»: ты ко мне переведешь — я к тебе переведу, он к тебе, я к нему и так далее. Гласное решение вопроса на совместном совещании администрации, общественных организаций, учителей обеих школ — вот единственно возможный путь для педагогически целесообразного решения подобной ситуации.

    Наряду с предусмотренными официальными документами, в школах используются и такие педагогически целесообразные формы наказания, применение которых связано с традициями, особенностями конкретных коллективов. Используется, в частности, такая форма, как поручение дополнительных трудовых обязанностей.

    Другой формой наказания, также обусловливающей регулирование прав и обязанностей ученика, является отстранение на какое-то время от работы, от участия в коллективном общественно полезном деле. Использование этой формы целесообразно в том случае, если наказанный положительно относится к данной деятельности, дорожит возможностью участвовать в ней вместе со своими одноклассниками.

    Заканчивая главу, хотелось бы сказать, что мы сосредоточили внимание на наиболее основных видах и формах поощрения и наказания, которые наиболее часто используются в качестве методов стимулирования деятельности школьников.

     

    ВОПРОС 24


    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

    zdamsam.ru