Разное

Можно ли преодолеть конфликт поколений – что это такое, его причины и способы разрешения

Как преодолеть конфликт поколений? | Городской центр медицинской профилактики

С этим вопросом мы обратились к психотерапевту Городского психотерапевтического центра Андрею Юрьевичу Рылееву.

Вопросы взаимоотношения между поколениями в семье будут актуальны всегда. Старшие члены семьи выходят на пенсию, дети подрастают, у их родителей кризис среднего возраста.  Закономерный процесс. У всех свои проблемы. И каждый знает, как решить проблемы других. Отсюда разногласия. Если ни та, ни другая сторона не хочет вникнуть в потребности друг друга, то конфликт поколений неизбежен. Лекарства от этого пока не придумано. В этот раз мы говорим о том, как взаимодействовать с членами семьи старшего или, как сейчас принято говорить, золотого возраста.

Найдите дело

Необходимо искать разные формы занятий для пожилых. Если говорить про передачу опыта, то это взаимодействие с внуками. Бабушка с дедушкой могут дать внукам много эмоционального тепла,  уделить время, рассказать о своем прошлом, о жизненных ситуациях. Это пример нормальной преемственности  поколений, когда старики чувствуют себя нужными либо в общении, либо в совместном деле.С окончанием трудовой деятельности они становятся зависимыми от детей, их статус меняется. Но они по-прежнему продолжают командовать и хотят всем управлять. Раньше они были хозяевами семьи, сейчас «корона» перешла к их детям, а стереотипы все равно остаются. Понимание того, что теперь сын  или дочь тянет семью, а кто обеспечивает, тот и глава, у пожилых людей не укладывается. Вчерашний полный сил и энергии жизнерадостный человек, выходя на пенсию, вдруг резко меняется – становится конфликтным, жить становится с ним невозможно. Что же делать? Если  пожилой человек еще в силе и он профессионал своего дела, то для него хороший выход – наставничество, может быть написание воспоминаний, возможность поделиться опытом с тем, кто его примет. Либо «встраивание» этого члена се6мьи в какое-то общесемейное дело. Надо найти ему занятие по душе и желательно, чтобы он сам принимал  участие в поиске. Иначе все ваши предложения  будут сразу отвергаться, причем с раздражением.

Ищите компромиссы

Один из источников конфликта — обесценивание молодежью накопленного опыта старших поколений.  Любое обесценивание, да еще и в жесткой форме: «Это вы раньше так делали, а сейчас все по-другому»,  рождает и депрессию, и агрессию. Недопустимо отвержение иногда навязчивой помощи стариков, попыток их участия в домашних делах. Здесь необходимо четко устанавливать границы такой помощи мягко, адекватно, без обвинений, без обесценивания старика как личности, который отжил свое и сейчас бесполезен.

Еще один сложный момент — старческий «плюшкинизм», когда выбросить  абсолютно ничего нельзя. Не устраивайте скандал, не спорьте, не выбрасывайте тайком ненужный, по вашему мнению, хлам. Дайте старшему родственнику побыть с его вещами. Ему не объяснить, что электрочайник гораздо удобнее его засаленного и помятого железного. Для пожилого человека его старый чайник – это многолетняя привычка и память о былом. Пожилые люди, вообще, более трепетно относятся к вещам, чем молодое поколение.

Если  пожилые и молодые совместно проживают, то можно предложить бабушке складировать свои «богатства» только в своей комнате, то есть на ограниченном пространстве. А в общую гостиную, кухню пусть она свои «нужные» вещи не несет. На своей  территории пусть делает все, что ей угодно, дайте ей свободу творчества. Надо постоянно находить компромиссы, идти на уступки, чтобы не травмировать психику престарелых родных.

 

Планируйте каждый  день

Когда человек профессионал и занимается любимым делом, то его держат на работе до последнего. Он будет востребован, несмотря на возраст. Если же человек всю жизнь просто «ходил на работу», самоутверждался, то достигнув пенсионного возраста, его сразу проводят на заслуженный отдых. Он начинает самоутверждаться за счет родных и близких, заполняя образовавшуюся пустоту. Вот тебе и конфликтная ситуация. Поэтому сложным, но безотказным способом счастливой старости является профессионализм в своем деле.  Плюс систематическая забота о своем здоровье. Это не походы по врачам и прием кучи лекарств, а  регулярная диспансеризация, разумные физические нагрузки, адекватное питание. Да и просто интересное дело, само по себе, является мощным тонизирующим средством для всего организма.

Отрицательные эмоции — скука, тоска, грусть, способны привести к болезни в любом возрасте. Особенно в пожилом, когда человек предоставлен сам себе и при этом не умеет организовывать свой день. Это общая беда старшего поколения. Раньше работа требовала регламента рабочего дня. А уйдя с нее,  человек думает, что теперь он может делать все, что угодно. На самом деле это «все» сводится к определенному типу занятий – просмотру телевизора, сидению за компьютером, лежанию на диване, которые лишь вызывают отрицательные эмоции и действуют истощающее. Что же предпринять? Структурируйте свою жизнь. Проще говоря, надо все планировать и делать вдумчиво, кропотливо, вкладывая всю душу и все силы в те дела, которые делаешь. У пожилого человека должен быть план на каждый день.

Самодисциплина и положительный настрой

Сегодняшние реалии говорят нам о том, что стареть не модно,  важно выглядеть молодо, быть подтянутым, оставаться на плаву. Иначе ты не живешь, а доживаешь свой век. Это заблуждение. Старость —  это не время дожития, это жизнь. Старость — это почетно.  Возраст – это не лицо и не годы, а  мерило достижений человеческой жизни. Здесь важно, с каким багажом ты подошел к этому рубежу, что ты накопил, какой интеллектуальный и профессиональный капитал.

Есть такое мудрое изречение: «Хорошую старость нужно заработать». Здесь речь не о деньгах, а о самодисциплине. У людей, у которых она есть, даже все болезни протекают по-другому, с ними гораздо приятнее общаться, они, как правило, всегда заняты и через эти занятия обретают силы для дальнейшей жизни. Надо всегда помнить, что старость может быть по-своему прекрасна, интересна и насыщена.

gcmp.ru

Методическая разработка (7 класс) по теме: «Конфликт поколений… Можно ли его избежать?»

Тема: «Конфликт поколений… Можно ли его избежать?»

Цель: 1. Познакомить родителей с научным понятием «конфликт»

           2. Познакомить с социально – психологическими способами решения конфликтных ситуаций.

        3. Развивать потребность чтения психолого-педагогической литературы.

Ход собрания

Уставшая домой пришла с работы мать

И видит, что у сына не прибрана кровать

Что стынет чай в стакане,

Что пол не подметен,

Что лежа на диване читает книжку он.

И мать ему с обидой промолвила

— сынок, когда-нибудь ты маме, хоть в чем-нибудь помог?

        О конфликте поколений говорили многие великие люди. Тургенев посвятил этой проблеме произведение «Отцы и дети». Прошло более 100 лет, а проблема существует и поныне.

        Сложное социально-экономическое положение в стране, вытекающая отсюда всеобщая нервозность, а иногда и озлобленность приводит к многочисленным конфликтам. В том числе между родителями и детьми. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а родители, пытаясь заработать на хлеб насущный, домой приходят поздно и на общение часто уже не способны. Растет стена непонимания, возникают конфликты.

        Конфликт поколений – это противоборство старого и нового, реальный факт, с которым каждый из нас сталкивается в повседневной жизни. Эта проблема актуализируется, когда наши дети становятся взрослее. Ситуация осложняется тем, что отсутствует преемственность поколений, базирующаяся на традициях. Мы  с вами  дети другого времени, и этот факт глупо отрицать. Сегодня у подростков больше проблем, чем 10 – 15 лет назад. Мудрые родители должны уделять ребенку максимум внимания. Какие времена ни были, какие бы события ни происходил, ребенок – это самая большая ценность. Общение с ним как раз и есть та самая отдушина, та радость, которой так мало в нашей повседневной жизни.

        Итак, что же такое «конфликт» с научной точки зрения?

        «Конфликт»  — это столкновение, которое может вспыхнуть по любому поводу. Самый распространенный конфликт – семейный. По данным детей предмет конфликта – учеба и домашнее задание (87%), работа по дому (60%), досуг (длительные прогулки, компьютер (35%), друзья (12%), другое (что?): курение, алкоголь? (2%).

        Конфликты в семье неизбежны, они встречаются на каждом шагу. Это не значит, что мы должны смириться с такой ситуацией. Как раз наоборот: мы должны уметь предотвратить ее или найти способ решения данной ситуации. Предмет конфликта — это вопрос или предмет, из-за которого разгорелся спор. Цель конфликта заключается в достижении собственного интереса за счет интересов других.

        Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше, чем постконфликтные переживания. Нетактичные, обидные высказывания товарищей или коллег в 14 раз превышает время самого конфликта, а грубость со стороны старшего лица – в 20 раз. Постконфликтная напряженность – отрицательные эмоции, мощный разрушительный фактор. Данные социологов и психологов Челябинской области фиксируют состояние депрессии у 20 – 60% старшеклассников.

        По способам протекания конфликт можно разделить на:

  • Конфронтацию – пассивное противостояние, не принимающее формы открытого столкновения
  • Соперничество – демонстрация превосходства путем достижения цели. Скандал – это открытое противостояние

Конфликты разумнее предупреждать, чем устранять их последствия

Способы решения конфликтов

  • Компромисс – решение проблемы через взаимное уступки
  • Переговоры – мирная беседа обеих сторон
  • Посредничество – использование третьей, авторитетной стороны
  • Применение силы – одностороннее использование власти
  • Авансирование – наделение дополнительными свободами или возможностями с целью пробудить большую ответственность
  • Ситуация недоверия – отрицать возможность успеха

        Для того чтобы успешно находить общий язык с ребенком и таким образом влиять на динамику его развития, важно знать некоторые правила поведения и общения.

        Чего бы не касалось обсуждение – покупки, семейного конфликта или ссоры, люди занимают определенные позиции. Любой переговорный процесс должен:

        — привести к разумному соглашению;

        — быть эффективен;

        — улучшить или по крайней мере не испортить отношения сторон.

        Когда участники спорят по поводу позиций, они обычно сами загоняют себя в рамки позиций. Чем больше вы пытаетесь убедить другого в невозможности изменения своей первоначальной позиции, тем труднее ее реализовывать. В результате соглашение либо не будет достигнуто, либо будет достигнуто, но ценой серьезных уступок, когда задеваются (ущемляются) интересы другого!

        Существует два подхода в позиционном торге: мягкий и жесткий.

        При мягком подходе – соглашение и уступки. При жестком подходе – победа, давить самому и требовать уступок.

        Существует ли конструктивный подход? Такой подход называется «принципиальным». Необходимо соблюдать четыре базовых принципа:

  • Отделяйте человека от проблемы
  • Концентрируйте внимание на интересах, а не на позициях
  • Обдумывайте взаимовыгодные варианты
  • Настаивайте на объективных критериях

        Рассмотрим каждый принцип в отдельности.

  • Отделяйте человека от проблемы – это прежде всего означает, что ни в коем случае не нужно переходить на личности.

Пример. «Опять двойку получил» — проблема обозначена и будет воспринята, будьте уверены, как личное обвинение. Как и что ответит ваш ребенок , догадаться несложно. Он будет оправдываться и защищать свою позицию и свое «Я». Результат?

Шаг 1. Поставьте себя на место ребенка и постарайтесь понять, что он чувствует и чего хочет. Понять точку зрения другого не означает согласиться с ней.

Шаг 2. Не делайте вывода о намерениях человека, исходя из собственных опасений. (пример: «Ты ничего не хочешь делать»)

Шаг 3. Ваша проблема – не вина других. («Никогда меня не слушаешь»). В данном примере вы говорите о своей проблеме, так как именно вы не способны найти эффективные способы воздействия на ребенка.

Шаг 4. Обсуждайте восприятие друг друга. Если делать это искренне, не обвиняя другого, то разговор может показать серьезность намерений. Говорите о том, что вы чувствуете. (Пример: «Я расстроена тем, что ты получил плохую оценку»).

Шаг 5. Ищите возможность для неожиданных действий с точки зрения другого человека. Удивите своего ребенка, сказав: «Это наша общая ошибка. Я была занята(устала), а ты не хотел меня нагружать своей проблемой».

Шаг 6. Позвольте другой стороне сделать ставку на результат, предоставив верную возможность участвовать в процессе: Что ты намерен предпринять для исправления ситуации?» Т.е. задавайте вопросы

Шаг 7. Дайте шанс ребенку спасти свое лицо. Это значит, что ребенок в любой ситуации должен выговориться, в том числе отреагировать отрицательные эмоции.

Шаг 8. Поддерживайте дух конструктивного взаимодействия. Повторяйте ключевые слова собеседника при построении собственной фразы или опирайтесь на последние его слова. (Пример: «Я знаю, что тебе трудно по этому предмету иметь хорошую оценку», «Ты не можешь иметь «Пятерку» Правильно я тебя поняла? И др.)

  • Концентрируйте внимание на интересах, а не на позициях

Шаг 1.  Примите интересы, а не позиции. (Пример: молодой человек собирается на улицу гулять, он оделся стильно, но вам надо, чтобы он оделся тепло. Предложите альтернативу: «Ты  можешь идти так, но одень под (предположим) рубашку вот эту майку, ее не видно». Результат: интересы совпали, реализованы цели и родителей, и ребенка).

Шаг 2. Интересы определяют проблему. Позиция – это ваше решение. Интересы – это мотивы, в основе которых лежат потребности. Помните – запрет не решает проблему!

Шаг 3. Ищите общее. Нет противоположных проблем. Игра»Я хочу…» Предложите человеку эту игру в русле значимой проблемы. Задача – поочередно начинать фразу и слушать друг друга. Через минуту или две вы обнаружите общие проблемы.

Шаг 4. Осознайте – у каждой стороны множество интересов. Обычная ошибка родителей заключается в том, что им кажется, что у детей те же самые интересы, что и у них. Однако является ли для вас ценностью диск с группой «Рамштайн»?

Шаг 5. Говорите об интересах – объясняя ваши интересы, покажите их жизненную важность.

Шаг 6. признайте интересы ребенка частью проблемы. Для этого задавайте вопросы, употребляя ключевые слова. Заканчивайте свои мысли фразой: «Правильно ли я тебя поняла?»

Шаг 7. Сначала сформулируйте проблему, а уже потом предлагайте ее решение.

  • Обдумывайте взаимовыгодные варианты

Шаг 1. Ищите третий (взаимоприемлемый) вариант. Для этого привлекайте значимых других (авторитетный человек поможет в решении сложной ситуации)

Шаг 2. Используйте технику «Плюсы и минусы» (лист делится на две части «-«, «+», заносятся мнения сторон).

Шаг 3. Не ставьте диагноз: не выносите преждевременных суждений, не ищите единственного ответа, мнения.

Шаг 4. Решение должно быть выполнимым

  • Настаивайте на объективных критериях

Шаг 1. Рассуждайте и будьте открыты для доводов ребенка (подготовьте для обсуждения свои критерии оценки и примите обще решение)

Несколько слов о манипуляции.

Если ваш ребенок обвиняет вас в непонимании (разные формы) или же винит себя, вызывая к жалости, — это манипуляция. Использование базовой потребности родителя в любви своего чада — удар ниже пояса для любого родителя. Это способы ухода от решения проблем. Если молодой человек не хочет участвовать в разрешении проблемы, задайте ему три вопроса, с помощью которых можно сосредоточит его внимание на особенностях дела:

  • Что можете сделать вы?
  • Что может сделать он?
  • Что может сделать третья сторона?

Правила – задавайте вопросы и делайте паузы, человек вынужден будет отвечать.

Решение проблемных ситуаций.

Ситуация 1.  (в семье двое детей): Дети часто ссорятся из-за того, какой канал смотреть, кому идти в магазин, кто сегодня моет посуду. Старший ребенок не хочет брать на прогулку младшего и присматривать за ним. Старший обзывается младшего, младший ябедничает.

Ситуация 2.  (в семье один сын): Вы узнаете, что деньги, которые вы даете ребенку на стрижку, столовую и т.д. он тратит на игровые автоматы или игры в компьютерном зале. Под предлогом посещения врача уходит с уроков и отправляется играть.

Ситуация 3. (в семье одна девочка): Мама неоднократно просила дочь навести порядок в комнате. Девочка обещала, но ничего не делала, когда мама сама начала уборку, то из книги выпало письмо очень личного характера. Мама была недовольна содержанием письма. Вернувшаяся домой дочь застала ее за чтением и стала возмущаться, что чужие письма читать неприлично. Не в силах сдержаться, мама ударила дочь, а та со слезами закрылась в ванной.

Заключение.

Там далеко – далеко в тихом городе,

Посреди земли одна в темной комнате

О спасении моем Богу молится

Полуночная моя богомолица.

                       Ночь темна, неведом путь, даль бездонная,

                       И пророчат беды мне силы темные.

                       Но хранят меня во сне две бессонницы:

                       Глаза мамы и еще богородицы.

Мама, мама, ты одна не предашь и не разлюбишь.

В мире этом и другом ты всегда со мною будешь.

Я к одной тебе приду, в сердце раненая.

Мама, мама, ты моя стена каменная.

        

nsportal.ru

Сочинение Конфликт между поколениями (итоговое)

Конфликт между поколениями – вечная проблема, известная человечеству с античных времен. Еще Сократ в пятом веке до нашей эры критиковал молодежь за распущенность и неуважение к старшим. Немногое изменилось и на сегодняшний день. Конфликт остается острым и не теряет своей актуальности. Каковы же его причины? Как его разрешить? За ответами на эти вопросы, обратимся к произведениям художественной литературы.

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» изображен конфликт двух поколений. Фамусов – представитель старой школы, он привык к продвижению по службе и достижению целей путем обмана, лицемерия, притворства. Для него важно лишь то, что подумают о нем более высокопоставленные граждане, он привык угождать всем, кто так или иначе может быть выгоден. Чацкий – яркий представитель новой, просвещенной молодежи с прогрессивным взглядом на жизнь. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — говорит Чацкий. У него иной взгляд на мир: он борец за честность, справедливость. Столкновение двух эпох приводит к печальному итогу – Чацкий понимает, что для его взглядов общество еще не созрело, и ему приходится покинуть дом Фамусовых.

Не менее ярко борьба поколений представлена в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Молодой нигилист Евгений Базаров сталкивается с представителем старшего поколения – Павлом Петровичем Кирсановым. Их взгляды – пример двух крайностей. Базаров настроен слишком радикально – он отрицает все, что является привычным для людей: чувства, веру, искусство. Ему чуждо все человеческое. Павел Петрович, напротив, чрезмерно консервативен, он не признает ни возможность реформ, ни каких-либо нововведений в жизнь общества. Столкновение двух абсолютно полярных позиций приводит к конфликту. Между Базаровым и Кирсановым возникает открытое противостояние. В нем нет ни победителей, ни побежденных. Конфликт неразрешим – обе стороны не хотят искать компромисса.

Как же все-таки решить конфликт поколений? Неужели он будет существовать всегда? На мой взгляд, разрешить данный конфликт повсеместно невозможно. Противостояние старой и новой школы будет существовать всегда. Однако, можно попробовать решить конфликт в каждой отдельно взятой ситуации. Ведь все в том же романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» в мире и взаимопонимании живут Аркадий и Николай Петрович Кирсановы. Отец с сыном понимают друг друга, они уважают иные взгляды на мир и готовы идти на компромисс. В любом глобальном конфликте важно начинать с себя. И тогда мир обязательно станет чуточку лучше.

Вариант 2

Конфликт представляет собой довольно разнообразный термин, который может трактоваться различным образом в зависимости от ситуации. На самом примитивном уровне конфликт воспринимается как ругань ссора, на более высоком уровне конфликт может представлять собой различие в мировоззрении.

Если говорить о конфликте между поколениями, то легко увидеть практически весь спектр этого феномена. Довольно часто этот конфликт выражается в банальном неуважении к старшим. При этом данное уважение или неуважение может обуславливаться особенностями культуры сообщества.

Например, в древней Спарте ненужных стариков и детей просто истребляли, для этого даже существовал специальный термин, и такой геноцид в обществе процветал на протяжении довольно длительного времени. С другой стороны, согласно раскопкам археологов, даже в первобытном обществе люди заботились о пожилых и больных, хотя формально они были не нужны и являлись особенно в таких условиях довольно тягостной обузой.

Помимо культурологического может быть и экономический аспект. К примеру, в современном российском обществе, да и возможно в некоторых других странах довольно распространена традиция, отъема квартир у престарелых людей, которая, вероятно, уходит своими корнями во времена благородной Спарты. За нехваткой материальных ресурсов и в связи с большей потребностью в деньгах, чем престарелая часть общества, молодые люди различными нелицеприятными способами изымают квартиры, тут, наверное, сочетается экономический и культурологический аспекты.

Также экономический аспект конфликта поколений может проявляться в пространстве самой семьи, когда квартира становится маленькой для всех проживающих и отсюда возникают разногласия. Нередко эти разногласия сторонами конфликта выставляются как идейные, но в действительности они остаются довольно примитивными и здесь наблюдается отчетливый экономический фактор конфликта между поколениями.

Другой причиной, на мой взгляд, является зависть. Старшие банально могут завидовать молодости и здоровью, молодые – как-то реагировать на такое или тоже испытывать зависть, к примеру, по отношению к положению, достижениям и заслугам. На фоне такого внутреннего содержания появляются различные особенности внешне-конфликтных взаимоотношений.

В завершение хотелось бы отметить возможность конфликта между поколениями основанного на внутренней интенции людей дать друг другу лучшее из возможного поделиться собственным опытом и помочь обрести счастье. Такие намерения могут быть связаны с трудностями понимания и взаимодействия, поэтому и здесь конфликт поколений может возникать.

Итоговое декабрьское. ЕГЭ 11 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Конфликт между поколениями

Популярные сегодня темы

  • Биография Петра Гринева (Капитанская дочка)

    Петр Гринев это один из главных героев произведения, Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Он офицер, ему шестнадцать лет и он служит в Белгородской крепости

  • Сочинение Человек славен добрыми делами 6 класс обществознание

    Действительно ли человек славиться добрыми делами? Скорее всего, да чем же еще может славить себя человек, но ведь бывает и дурная слава о которой писал Есенин

  • Сочинение Правдин в комедии Недоросль Фонвизина

    Произведение Недоросль автор наделяет малым количеством положительных героев и одним из них является образ Правдина. Чиновник, который борется за права человека и пытается уловить

  • Образ и характеристика Наполеона в романе Война и мир Толстого

    Одним из второстепенных персонажей произведения является историческая фигура императора Франции Наполеона Бонапарта, представленного автором в образе, с одной стороны, великого полководца, властелина

  • Сочинение Почему важно мечтать? Итоговое декабрьское

    В современном мире, людям очень важно мечтать, ведь именно с мечты начинаются большие дела. Через мечты человек осознает себя, что он хочет, как ему достичь успехов, а самое главное счастье, без него мечта не имеет смысла.

sochinimka.ru

Как преодолеть конфликт поколений в семье – Развитие ребенка