Разное

Методика развития – обзор 12 популярных методик с плюсами и минусами

Содержание

Методики раннего развития детей, обор методик для развития детей

В этой статье мы собрали наиболее полную информацию о методиках раннего развития детей, а также о том, для чего эти самые методики нужны и как их применяют на практике. 

Итак, для чего нужны методики развития детей?

Не сомневаемся, что этот вопрос задают себе многие родители, ведь каждый родитель хочет, чтобы его малыш рос умным, смышленым и здоровым. Именно для этого и нужны методики раннего развития детей. В их основе лежит простой принцип: чем раньше родители начнут заниматься с ребенком, тем легче ему будет развивать свои навыки и способности, вовлекаться в познавательный и учебный процессы. Учеными установлено, что некоторые предметы изучения даются малышам очень легко, а со временем, когда ребенок подрастает, эти предметы воспринимаются хуже, вплоть до полного непонимания.

Каждая развивающая методика предназначена развивать малыша всесторонне, не обходя и не проскакивая какой-либо этап развития стороной.  Развивающими методиками для деток раннего возраста успешно пользуется множество родителей во многих странах мира уже десятки лет, так как убеждены в том, что хотят для ребенка только счастливой жизни.

Методики раннего развития:

Методика Монтессори

Методика Марии Монтессори, одна из самых популярных и широко распространенных методик нашего времени, по которой, в последние годы, занимаются чуть ли ни в каждом развивающем центре и элитном детском саду.  Мария Монтессори – выдающийся педагог, врач и ученый, впервые применила свою методику еще в далеком 1906 году. Ее система воспитания , изначально разрабатывалась для детей, имеющих проблемы в развитии, но настолько хорошо себя проявила, что вскоре ее стали использовать и для обучения здоровых детей.

Данная система воспитания основывается на принципе «Помоги мне это сделать самому!». Основы данной теории: самостоятельность, естественное развитие ребёнка, свобода в разумных пределах.

Ключевые характеристики метода:

            • Дети самостоятельно выбирают для себя занятие
            • Модель изучения – «Обучение через открытие», малыши узнают новое не через рассказ учителя, а через работу с материалами, разработанными Марией Монтессори
            • В одной группе присутствуют ученики разного возраста
            • Для занятий предоставляется специальный учебный материал, который разработала сама Мария Монтессори
            • Занятия не прерываются и обычно длятся около 3х часов
            • Ученики могут свободно передвигаться по классу
            • Не смотря на внешне пассивную роль учителя, Монтессори-педагогом может быть только специально обученный человек

В системе действую доступные и понятные правила, которые пригодятся ребенку в обычной жизни:

  1. Не мешай другому, когда тот занят.
  2. Учитывай интересы других при выборе себе места для работы.
  3. Не шуми – это мешает другим.
  4. После работы все материалы убирай на свои места.
  5. Если материал кем-то занят, жди своей очереди или наблюдай со стороны.

Большую роль в методике развития Мария Монтессори отводила играм. Такие игры должны включать в себя материалы для сенсорного развития, материалы по чтению и обучению письму, материалы по развитию речи. Каждая игра направлена на развитие мышления деток. Таким образом, малыш учится оценивать форму и количество, цвет предметов, изучает окружающий мир. Мелкая моторика рук развивается при помощи мелких деталей, которые малыш может перебирать в ручках и собирать из них различные конструкции.

Мария Монтессори выделила основные стадии развития малыша, которые проходят вне зависимости от родителей и окружающей среды. Сензитивные периоды в жизни каждого ребенка являются достаточно длительными, и динамика их протекания индивидуальна для каждого малыша. В основном, главные этапы развития определяются следующими промежутками времени:

            • Сенсорное развитие — с рождения и до 5,5 лет;
            • Восприятие порядка — с рождения и до 3 лет;
            • Движения и действия — от 1 и до 4 лет;
            • Развитие речи — с рождения и до 6 лет;
            • Социальные навыки — от 2,5 и до 6 лет.

Подробнее узнать о методике вы можете из нашей статьи: Методика Монтессори: плюсы и минусы

Методика Глена Домана

Методика основана военным американским врачом Гленом Доманом. Работая с детьми, у которых была травма мозга, он пришел к большим открытиям в области детского развития. Основная идея — добиться резкого усиления активности мозга можно путем стимуляции одного из органов чувств. Работая с детками, он учил их читать, но не совсем обычным способом: слова были написаны на карточках красными буквами, которые он показывал детям и четко произносил вслух. Занятия длились 5-10 секунд с повторением до нескольких десятков раз. Благодаря данной методике, дети потихоньку учились читать, затем стали развивать и физическую активность.

После, Глен Доман разработал методику развития для детей без травм и отклонений. Как подтверждают многочисленные отзывы и благодарности родителей, методика — весьма популярна и действенна. Детки с самого раннего возраста начинают читать.

Методика Глена Домана построена на убеждении, что к 7,5 годам детский мозг полностью сформирован, а к 3 годам — уже сформирована большая часть. При этом учеба эффективна только в период развития мозга. Именно поэтому методика Г. Домана создана для деток раннего возраста.

Основные тезисы методики Глена Домана (по книге Г.Домана «Гармоничное развитие ребенка»):

  • Каждый ребенок может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности.
  • Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам.
  • Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти.
  • Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.
  • Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делают это искренне и радостно, с использованием фактов.

Основные принципы и правила обучения ребенка по методике Домана

1.  Начинайте как можно раньше – чем меньше ребенок, тем легче его всему научить.

2.  Радуйтесь успехам малыша и хвалите его.

3.  Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.

4.   Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

5.  Создавайте подходящую обстановку для обучения.

6.  Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.

7. Чаще вводите новый материал.

8.  Будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.

9. Не проверяйте знания своего ребенка.

10. Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

11.  Если вам или вашему ребенку неинтересно — прекратите занятия.

Обучать ребенка чтению по методике Домана можно начинать с шестимесячного возраста. Для этого используют специальные карточки размером 10×50 см, с написанными на них красным цветом печатными буквами высотой 7,5 см и толщиной шрифта 1,5 см. Для начала обучающие по методике Домана родители подбирают слова хорошо знакомые ребенку (члены семьи, игрушки, одежда, части тела, любимые блюда и т.п.).

1-й день. В течение 5-10 секунд мама показывает ребенку друг за другом 5 карточек со словами и четко произносит написанное на них: «мама», «папа», «бабушка» и т.д. Всё, занятие окончено. Теперь малыш получает награду – мамин поцелуй, объятия, ласку, слова любви и т.п. В течение первого дня показ карточек Домана нужно повторить еще 2 раза.

2-й день. Повторите вчерашние карточки и добавьте еще 5 новых карточек. Сегодня малыш уже получит 6 коротких занятий – 3 по старым карточкам и 3 по новым.

3-й день. Добавляется еще 5 новых карточек и, следовательно, будет проведено девять показов.

4-й и 5-й день. Таким образом, постепенно вы доходите до 25 карточек и 15 демонстраций в день.

6-й день. Добавляем новые пять карточек, убирая в изученных комплектах по одному слову.

Купить карточки Домана на DVD на сайте nils.ru

Методика Сесиль Лупан

Методика Сесиль Лупан Начинать занятия по развитию необходимо с самого рождения. Именно в таком случае он будет активно развиваться как физически, там и умственно. Если начать занятия с первых месяцев жизни малыша, то к первому дню рождения малыш сможет добиться огромных успехов в развитии. Развитие математических и лингвистических способностей необходимо начать уже в год. Малыш в этом возрасте наиболее восприимчив и способен впитывать информацию.

Сесиль Лупан, не имея педагогического или медицинского образования, не работая с детьми, смогла разработать уникальную методику развития детей. При этом, в отличие от других методик, программа развития деток не рассчитана на то, чтобы вырастить гениев или решить все возможные проблемы воспитания и развития малышей.

Главная цель, которую преследовала Сесиль при разработке методики — помочь родителям советами, которые помогут понять малышей и открыть для них прекрасный и непознанный мир.

Сесиль Лупан поняла, что детям нужна не только забота родителей и их желание вырастить из малышей профессоров и ученых, но еще и интерес, который поможет ребенку приобрести новые знания. Поэтому не нужно давить на ребенка, следует предложить ему заниматься только теми предметами, к которым у него проявляется интерес и склонности.

Ключевые принципы метода:

  • «Плавающий график» занятий. С ребенком не следует заниматься по установленному графику каждый день. Это не поможет привить малышу любовь к знаниям, а наоборот может поселить в душе у ребенка неприязнь к урокам.
  • Подробное описание занятий. Это необходимо не для того, чтобы четко следовать инструкциям, а для того, чтобы не упустить важные детали и, если не удалось выполнить какие-то упражнения или задания, — перенести их на следующие уроки.
  • Занятия с ребенком не нужно планировать. Это дает возможность родителям проводить уроки в различных условиях, чтобы малышу всегда было интересно. Кроме того, это позволит ребенку применять полученные знания на практике и закрепить изученный материал.
  • В прекращении занятий на некоторый период нет ничего ужасного. Если малышу не интересно и занятия вызывают у него скуку, то следует прекратить занятия на определенный срок. Это может быть неделя, месяц или даже больше. Зато в последствии малыш снова захочет учиться и это не вызывет у него отрицательных эмоций.
  • Нет четких рекомендаций. Именно в этом и состоит уникальность методики Сесиль Лупан. Родители всегда лучше знают, что лучше для своего чада и могут сами корректировать и менять планы занятий.

Игры и упражнения в первый год жизни (по книге Сесиль Лупан «Поверь в своё дитя»): 

Зрение

Состояние высвобожденной двигательной активности. Когда вы играете с грудным малышом, его головку нужно поддерживать, тогда ребенок сможет спокойно рассматривать ваше лицо или предмет, который вы ему показываете.
Гримасы. Человеческое лицо очень интересует новорожденного. Когда вы держите его лицом к себе, делайте движения, которые ребенок мог бы наблюдать (например, открывайте рот, высовывайте язык, закрывайте глаза), и сопровождайте все это смешными звуками.
Одноцветные предметы. Предметы, с которыми малыш чаще всего играет, должны быть ярких цветов. Показывайте их ребенку по очереди (сначала можно дать сразу два предмета, потом добавлять по одному)

Украшение кроватки. Прикрепите к стенкам его кроватки кусочки ткани, бумаги или пластика, так как примерно до шести недель головка малыша всегда повернута вбок — независимо от того, лежит ли он на спине или на животе. Как только малыш научится хватать, уберите все, чем он может пораниться, что может проглотить и обо что удариться.
Зеркала. Поместите зеркала по бокам и в изголовье кроватки ребенка: в них будут отражаться его движения, и это расширит его мир.
Мобиль. Прикрепите мобиль или длинную резинку, к которой подвесьте разные предметы (чайную ложку, погремушку, кольцо и т.п.) так, чтобы малыш мог их достать.    «Шахматная доска». Когда ребенок находится на полу или на большом специальном мате, положите перед ним, например, вертикальную дощечку, расчерченную на клетки — черные и белые. Это поможет младенцу фокусировать свой взгляд.
Иллюстрированные карточки. Подготовьте карточки размером 3030 см. На одних карточках нарисуйте кружки, на других — черные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг и т.п.). Разложите их вокруг малыша и периодически их меняйте.

Слух
Приучайте малыша к звуковым контрастам. Вы должны много петь ребенку. Подбирайте не только тихие, медленные, но и громкие, веселые мелодии. Разговаривая с малышом, почаще меняйте интонацию. Не стесняйтесь заниматься звукоподражанием и издавать звуки, которые считаются неприличными!
Высокие и низкие звуки. Заставьте ребенка почувствовать различие между ними. Например, зазвоните сначала в маленький колокольчик, а затем в колокол побольше; ударьте по хрустальному бокалу, а потом стукните по кастрюле; свистните, после чего постучите в дверь и т.п.
Кассеты. Ничто не может заменить непосредственного общения и человеческих контактов. Однако когда ребенок остается один, включите ему магнитофон с записями различных музыкальных произведений или песнями на тех языках, которым вы хотите научить его.

Осязание и хватание
 

Заставьте кожу малыша испытывать различные ощущения. Массируйте кожу нежно, гладьте ее, например, гусиным перышком, похлопывайте плотной губкой и т.п.

Лоскутное одеяло. Сделайте такое одеяло из кусочков ткани разной фактуры (бархата, атласа, тюля, грубого полотна и т.п.). Дайте его ребенку в качестве игрушки, чтобы он «тренировал» свое осязание.
Яркие рукавички. Чтобы развить хватательный рефлекс, управляемый взглядом, нужно, чтобы малыш понял, что у него есть руки. Для этого сшейте яркие рукавички, отличающиеся по цвету от его одежды:
Побуждайте ребенка хватать предметы, а затем потихоньку отбирайте их у него, осторожно вытягивая из рук. Важно, чтобы малыш как следует вцепился в такой предмет. Если ему понравится эта игра, дайте ребенку палочку и научите его висеть на ней.

Вкус и обоняние
Запахи растений. Сделайте маленькие мешочки из ткани и наполните их травами и веществами с характерными запахами (ваниль, морские водоросли, анис, лаванда, базилик и т.п.). Затем плотно завяжите мешочки и напишите на них название того вещества, которое в них хранится. Дайте ребенку понюхать мешочек и назовите то, что в нем лежит.
Предметы для жевания. Дайте младенцу предметы различной плотности, которые бы он мог грызть или жевать.
Использование в качестве игрушек различных вещей. Для игры ребенку можно предложить какие-нибудь предметы домашнего обихода — чайную ложку, стаканчик, пустую катушку, старый каталог, носок, шапку и т.п. Но не давайте одновременно больше трех-четырех предметов и меняйте их, когда увидите, что они малышу надоели.

Методика Сесиль Лупан заключается в подсказках и советах родителям, которые помогут им найти самые лучшие варианты занятий по развитию малыша,ведь каждый ребенок — индивидуальность.

Методика Никитиных

 Поначалу их методы воспитания казались окружающим их людям странными. Никак иначе: их дети, несмотря на сильные холода, могли бегать босиком по снегу и при этом оставались здоровыми. А когда их дети отправились в школу, многих удивило то, как развиты и интеллектуально подкованы их дети. Благодаря уникальной методике, в 3 года их детки читали книги, изучали основы математики и играли в логические игры, придуманные Борисом Никитиным, их папой.

Спустя некоторое время их методикой заинтересовались и другие родители, и в последствии их методика стала основой родительской педагогики.

Первоначально Никитины разделили всех родителей на две категории, показывающие крайности в воспитании:

1. Первая категория — родители, которые совсем не обращают внимание на процесс воспитания и образования своего чада. Такие родители полагают что их обязанности — накормить, уложить спать, то есть удовлетворить первичные потребности. Такое отношение — безусловно неправильное и опасное, ведь отсутствие внимания со стороны родителей может привести к умственной отсталости, задержке в психологическом и эмоциональном развитии малыша.

2. Вторая категория — родители, которые слишком опекают своих детей. В таких случаях у малышей нет свободного времени, нет чувства самостоятельности и самоорганизованности. Родители все решают за них. Плохой исход в таком поведении родителей — неготовность ребенка в будущем называться личностью и самодостаточным человеком.

Супруги Никитины в своих трудах описали, что главной задачей, которая лежит перед родителями должно стать нормальное развитие творческих способностей ребенка и подготовка его к предстоящей жизни. Что бы все это осуществить ни в коем случаи нельзя принуждать детей что-нибудь делать, нужно лишь подталкивать их и ненавязчиво помогать разбираться в сложных жизненных ситуациях и проблемах, но при всем этом недопустимым является опережение в поступках, советах и мыслях своих детей.

Три главных принципа методики Никитиных:

  1. Бесспорное участие родителей в жизни своих детей. Проявляя свое неравнодушие к играм, соревнованиям, увлечениям и непосредственно участвуя в них, родители, таким образом, показывают своему ребенку насколько он дорого им, а это способствует эмоциональному контакту между самыми родными людьми.
  2. Предоставление ребенку свободы выбора и творчества. Ни в коем случае нельзя заставлять или принуждать малыша делать нужные вещи. Это касается также и занятий, ведь ребенок должен увлекаться тем, что подходит и нравится именно ему. Ведь только в таком случае, ребенок раскроет свой талант, найдет занятие и дело по душе.
  3. Легкость движения и спортивная обстановка дома. Начиная с самого раннего детства малышей нужно окружать спортивной и активной деятельностью, и главный пример для них — родители.

Супруги Никитины считают, что главной задачей всех родителей является помощь своему ребенку развиться в индивидуальную и самостоятельную личность. А в планах на будущее обязательно нужно учитывать желание ребенка, и ни в коем случаи нельзя даже пытаться осуществить в ребенке какие-либо свои не сбывшихся когда-то желания.

Японская методика развития навыков KUMON 

 История появления методики развития KUMON началась в Японии, с учителя математики Тору Кумон. Однажды его сын Такеши принес из школы двойку по арифметике, и Тору Кумон стал каждый день давать сыну простые задания на сложение, которые умещались на одном листе. Вскоре Такеши стал лучшим в классе, а родители одноклассников повели своих детей на занятия к его отцу. Спустя годы, обучающие центры KUMON располагаются более чем в 50-ти странах мира, и более 4 миллионов детей занимаются в них по специально разработанным рабочим тетрадям.

Что такое KUMON? 

KUMON — это японская методика развития навыков, которые, как правило, формируются у детей в школе. В учебных центрах KUMON малышей учать правильно держать карандаши, вырезать, клеить фигуры, считать, писать и рисовать фигуры.

Серия учебных материалов содержит более 50 рабочих тетрадей, специально разработанных для конкретного навыка и возраста. В тетрадках — 40 занятий, а сам процесс изучения навыка рассчитан на 1-2 месяца занятий.

Главные принципы методики — заниматься каждый день и постепенно усложнять задания. Сначала ребенку дают самые элементарные задания. Проработав их и закрепив, он постепенно переходит к более сложным заданиям.

Особенность методики заключается в том, что KUMON — это не только механическое выполнение заданий. Тетради приучают ребенка к усидчивости и самостоятельности. Участие родителей в процессе обучения абсолютно не требуется, благодаря иллюстрациям и простому объяснению заданий.

Примеры заданий: 

      

Методика Воскобовича

Вячеслав Воскобович — отец-изобретатель, создавший уникальную методику развития детей. В разнообразие игр придуманных Вячеславом Воскобовичем входит множество самых разных конструкторов, геометрических фигур, головоломок.

Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича»), «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше — «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки».

Особенность развивающих игрушек по методике Воскобовича — они учат ребенка быть изобретательным и конструировать, сопоставлять и анализировать, а также развивать пространственное мышление и мелкую моторику детских пальчиков.

Изобретатель Воскобович разрабатывает игры не только для самых маленьких, но и для дошкольников, главной задачей для этой категории игр физик ставит моделирование, соотносительность целого и части, а также знакомит дошкольников с азами математики – уча их цифрам. Благодаря некоторым играм, которые в своей основе имеют сюжеты из известных каждому сказок, Вячеслав Воскобович развивает разнообразие детского мышления и детскую речь, так как нужно сопоставлять описание рассказов по картинкам.

Методика Зайцева

Учеными и родителям уже давно замечено, что ребенок, когда начинает говорить, никогда не произносит буквы по отдельности, а всегда говорит слогами и будь то детский лепет, или осмысленные слова, они произносятся только слогами. Специалисты, которые занимаются этой особенностью, пришли к выводу, что та система чтения, которая существует в школах, нарушает вербально-фонемный  принцип, заложенный в нас природой, так как делит слоги на буквы и этим самым нарушает некий неделимый код и препятствует нормальному процессу обучения.

Одним из явных сторонников такого принципа обучения детей является Николай Александрович Зайцев, считающийся одним из выдающихся педагогов-новаторов. Его мнение по поводу традиционных методов учебы в школах отрицательное, так как он считает, что школа не только препятствует нормальному развитию навыков чтения у детей, а и негативно отражается на их здоровье и психомоторном развитии. Именно по этой причине  педагог Н.А. Зайцев разработал собственную методику развития для детей.

Кубики Зайцева

Главным пособием методики педагога являются известные «Кубики Зайцева», благодаря которым ребенок может развиваться во время интересной и забавной игры. Особенностью этих кубиков является то, что на них изображены не буквы, а слоги, из которых ребенок впоследствии может составлять слова.

Кубики, которые предлагает Зайцев друг от друга отличаются многими признаками: цветом, размерами, звону который они создают, по мнению автора, эта необычайность поможет малышам лучше разобраться в разнице между мягкими, гласными и согласными слогами, а также делает игру разнообразнее, а значит интереснее.

Уникальность методики Зайцева состоит в том, что ребенок, которому 3,5 – 4 года, уже с первых занятий с легкостью может освоить азы чтения. Но методику можно использовать и для детей младшего возраста, тех которым исполнился год – тогда ребенок начинает одновременно и говорить и читать при этом обучение происходит за несколько месяцев, так как ребенку нужно некоторое время, чтобы развить устную речь. Но при обучении таких маленьких детей автор методики предлагает исключить из занятий таблицы и остановить свое внимание главным образом на кубиках, сделав занятие как можно ближе к игре, чтобы заинтересовать кроху.

Методика Щетинина

Методика Михаила Щетинина — одна из самых уникальных и необычных методик по развитию детей, ведь вряд ли вы где-то еще найдете специально построенную и полностью изолированную школу в горах.

Особенностью обучения в школе Щетинина, является полная изоляция и оторванность от общества, ведь школа находится далеко в горах и все ее обитатели приближены к природе — истоку мудрости и первоначальной жизни. Главными идеалами, которые преследуются во всем детьми школы Щетинина, являются нравственно-духовные ценности.

Ключевые принципы методики:

  • В школе Щетинина нет классов и одновозрастных групп детей.
  • Отсутствует понятие уроков в том смысле, в котором их привыкли все понимать.
  • В школе отсутствуют обычные школьные программы и учебники, обучение происходит в процессе общения и знакомства с окружающим миром.

Конечно методика, которую разработал Щетинин, многим может не нравиться и даже вызывать возмущение, но все же она имеет шанс на существование, ведь имеет множество поклонников.

Образовательная методика «Добрые Сказки»

Мария Скребцова и Александра Лопатина, авторы данной методики, предлагают читателям свои рассказы, сказки, стихи с заданиями и вопросами, как повод для размышления о смысле жизни, честности, доброжелательности.

Авторы также используют произведения русских и зарубежных классиков, фольклор более 100 стран народов мира. Эти не хрестоматийные произведения, вошедшие во множество антологий, а неизвестные широкому кругу читателей сказки, притчи классиков, оригинальные произведения самих авторов предполагают совместное, взрослого и ребенка, чтение. Авторами на протяжении 15 лет написано более 30 книг.

Уникальность методики авторов книг  

  • Задания, вопросы к сказкам, притчам побуждают ребенка, взрослого к совместному размышлению над своим жизненным опытом, своими отношениями с окружающими, помогают решать детям свои насущные проблемы общения со сверстниками, понимания в семье, формирования позитивной самооценки.
  • Работа по книгам предполагает диалог между родителем и ребенком, учителем и учеником, их эмоциональную, духовную близость. Взаимодействие детей и взрослых поможет выстраиванию доверительных отношений в семье, стимулирует интерес детей к учебе.
  • Направленность книг на развитие в ребенке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучать себя с позиций добра, справедливости, любви. Родители, учителя найдут в предложенных текстах и заданиях к ним материал, который поможет их детям стать уверенней, терпеливей, научиться слушать и слышать окружающих, принимать противоречивость и многообразие мира.

Необычные задания, групповые и индивидуальные, помогают детям творчески развиться, духовно вырасти, наладить гармоничные отношения с родителями и сверстниками.

Методика Гмошинской

Особенность методики Марии Гмошинской заключается в том, чтобы приучать ребенка к рисованию еще с младенческого возраста – 6 месяцев. В Европе грудничковое рисование  практикуется уже на протяжении 20 лет. Техника грудничкового рисования довольно проста, ведь ребенок рисует пальцами и ладошками так, как ему этого хочется, причем он может рисовать как одной, так и обеими руками, его возможности и желания не подавляются. Там же, на Западе, впервые стали проводить вернисажи, выставляя шедевры, написанные крошечными пальчиками. Также врачи уверены, что детские картины способны положительно влиять на психическое и эмоциональное состояние взрослых.

Автор методики развития Мария Гмошинская советует родителям начинать приобщать своего ребенка к миру прекрасного, начиная с 6-ти месяцев, но никак не раньше. Это неспроста, ведь только к 6-ти месяцам ребенок начинает сидеть и у него появляется непреодолимое желания познавать мир, поэтому у него уже появляется тяга к рисованию.

Не совсем верно думать, что если применять этот метод развития к своему ребенку, то можно вырастить художника, ведь за основу своей методики Мария Громошинская взяла просто гармоничное развитие ребенка, а не программирование в крохе художественных талантов.

Работа с красками не только помогает ребенку развиваться гармонично, но и способствует положительному восприятию цветов. А благодаря манипуляциям, которые малыш проделывает при рисовании своими пальчиками, у него  развивается психика, речь и даже память.

Методика Трунова и Китаева

Л.Китаев и М. Трунов, разработали свою специальную методику воспитания и развития ребенка от внутриутробного периода и до года жизни.

Эту методику авторы хорошо описали в своей книге под названием «Экология младенчества». Книга описывает не совсем традиционный взгляд на развитие ребенка до года и предлагает развивать врожденные рефлексы с помощью динамической гимнастики, которая будет полностью удовлетворять потребности младенца в движении.

Л.Китаев и М. Трунов при разработке своей методики развития обратились к прошлому, взяв за пример те манипуляции, которым поддавались дети в Древней Руси. Авторы утверждают, что родители крутили своих детей за руки и ноги на подобии карусели, подбрасывали, делали самолетики, носили, обхватив подмышками и это далеко не весь перечень движений, которые проделывались с детьми. Поэтому авторы книги «Экология младенчества», считают свою методику очень древней и, конечно же, проверенной временем.

 

blog.nils.ru

★ 10 самых эффективных методик развития ребенка ★ — запись пользователя Olga (Lady_Olga) в сообществе Развитие от рождения до года в категории Методики развития

1. Система Ховарда. Существует более 25 лет, распространена во многих странах мира. Ее второе название – «Английский – мой второй язык». Большое внимание уделяется также становлению характера ребенка, особенно поощряется его самостоятельная работа над собой. Во время занятий педагог (или мама) разговаривают с малышом исключительно на английском языке, однако никаких оценок не ставится. Пока ребенок не освоит материал, к новому не переходят.

2. Музыка интеллекта.

Автор методики, Алиса Самбурская, считает, что музыка влияет не только на духовное развитие ребенка, но и на физическое (регулирует кровяное давление, тонус мышц, стимулирует процессы восприятия и памяти; активизирует творческое мышление и др.). Методика подходит абсолютно всем (!) детям, независимо от способностей. Заключается в том, что любые обучающие занятия ребенка сопровождаются специально подобранной музыкой.

3. Система Дьеныша. Основана на развитии логического мышления. Разработанные автором игры способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач.

4. Методика Марии Монтессори. Одна из самых популярных. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно.

5. Система Глена Домана. Развивая ребенка всесторонне и одновременно (чтение, письмо, энциклопедические знания и т.д.) еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь. Методика предполагает использование специальных карточек Домана.

6. Методика Николая Зайцева. Учимся читать по слогам. Самые известные его пособия - "Кубики Зайцева. Весь материал подается в игровой форме.

7. Методика Масару Ибука. Его самая известная книга «После трех уже поздно» говорит о том, что основа интеллектуального развития ребенка закладывает в первые 3 года жизни.

8.Система Макадо Шичида. Ее еще называют методикой Шичида. Одна из самых популярных в Японии. Макато Шичида считает, что все дети рождаются с уникальным природным способностям, которые легко развить пользуясь специальными методиками подготовки, которые направлены на развитие фотографической памяти.

9. Методика Сесиль Лупан. Метод Лупан родился из ее попыток учить своих дочек по Доману, в отличие от Домана, у нее все более тонко и индивидуально, она связывает те или иные методики раннего развития с возникновением у ребенка интереса. Самая известная ее книга – «Поверь в свое дитя» - написана легко, доступно. Ознакомившись с методикой, родители легко могут заниматься с ребенком сами.

10. Грудничковое рисование Марии Гмошинской. Грудничковое, или его еще называют младенческое, творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования – пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Развивает интеллект и творческое начало ребенка.

комбинаторика решение задач

www.babyblog.ru

10 эффективных методик развития ребенка

Молодой маме легко запутаться в популярных методиках развития малыша. Короткое описание поможет разобраться, что к чему и выбрать те методики, которые подойдут именно вашему ребенку. Мы рассмотрим как популярные и известные методики (Домана, Монтессори, Никитиных, Зайцева, Лупан, Дьеныша), так и малоизвестные, но не менее эффективные методики раннего развития (Ховарда, Шичида, Самбурской, Гмошинской).

1. Система Ховарда

Методику так же называют «Английский – мой второй язык». Во время занятий педагог или мама разговаривают с малышом исключительно на английском языке, однако никаких оценок не ставится. Большое внимание уделяется также становлению характера ребенка, особенно поощряется его самостоятельная работа над собой. Пока ребенок не освоит материал, к новому не переходят.

2. Методика Марии Монтессори

Одна из самых популярных. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит. Детальнее о методики Монтессори читайте здесь.

3. Музыка интеллекта

Автор методики, Алиса Самбурская, считает, что музыка влияет не только на духовное развитие ребенка, но и на физическое (регулирует кровяное давление, тонус мышц, стимулирует процессы восприятия и памяти; активизирует творческое мышление и др). Методика подходит абсолютно всем детям, независимо от способностей. Заключается в том, что любые обучающие занятия ребенка сопровождаются специально подобранной музыкой. Музыкальные занятия предлагает и Железнова.

4. Система Дьеныша

Основана на развитии логического мышления. Разработанные автором игры способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач.

5. Система Глена Домана

Развивая ребенка всесторонне и одновременно (чтение, письмо, энциклопедические знания и т.д.) еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь, считает Доман. Методика безусловно результативна, и если вы хотите вырастить нобелевского лауреата, то она находка для вас. Основной отрицательный момент: практически не уделяется внимание творческому развитию ребенка. Больше о методике Глена Домана вы можете тут.

6. Методика Николая Зайцева

Методика раннего обучения чтению. В методике используется «складовой принцип» (не путать со слогами). Самые известные его пособия – «Кубики Зайцева». Весь материал подается в игровой форме. Подробнее о методике Зайцева смотрите здесь

7. Методика Никитиных

Предпосылкой создания методики Бориса и Лены Никитиных явились частые соматические заболевания их собственных детей, поэтому изначально в методике большое внимание уделяется физическому развитию. К плюсам методики так же можно отнести позицию естественного усвоения знаний, отказ от «натаскивания» детей.

8. Система Макадо Шичида

Одна из самых популярных в Японии. Макато Шичида считает, что все дети рождаются с уникальным природным способностям, которые легко развить пользуясь специальными методиками подготовки, которые направлены на развитие фотографической памяти.

9. Методика Сесиль Лупан

Метод Лупан родился из ее попыток учить своих дочек по Доману. В отличие от Домана, у Сесиль все более тонко и индивидуально, она связывает те или иные методики раннего развития с возникновением у ребенка интереса. Самая известная ее книга – «Поверь в свое дитя» – написана очень доступно. Ознакомившись с методикой, родители легко могут заниматься с ребенком сами. Если вас заинтересовала данная методика, тут вы можете больше о ней узнать.

10. Грудничковое рисование Марии Гмошинской

Грудничковое творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования – пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Методика развивает интеллект и творческое начало ребенка.

А какой методике раннего развития вы отдаете предпочтение? Возможно, вы их комбинируете? Поделитесь своим опытом в комментариях.

www.kraskizhizni.com

Методики развития детей, дошкольников. Методики раннего развития

Мы разбираем только системные методики раннего развития для детей дошкольного возраста, которые созданы для развития ребенка в целом, а не одного из его компонентов.

Почему? На это у нас есть две причины:

  1. Ребенок, как и взрослый, является системой, готовым продуктом своего развития. Например, если ребенок умеет считать или писать (узкоспециализированные умения), это не означает, что он умный, успешный, счастливый, интересный и много какой еще. Такие умения не предсказывают его будущее, как и то, сумеет ли он интегрироваться в общество, будет ли он получать удовольствие от жизни. А ведь согласитесь, это более ценные умения в жизни, чем умение писать или читать. Навыками чтения обладают практически 100% населения, а сколько имеют хорошую работу и хороший доход? Сколько реализуют свой потенциал? Сколько из них успешны и в конце концов счастливы в жизни? Поэтому при изучении методик развития ребенка, мы делаем акцент прежде всего на воспитание человека с набором положительных личностных качеств, а не узкоспециализированных умений. В конце каждого обзора, мы публикуем, как методика влияет на навыки 21 века.
  2. Методик по научению чтению или счету, огромное количество, и каждая имеет как свои плюса, так и минусы. Различия между их эффективностью не столь существенны, и при этом малопроверяемы. Также они сугубо индивидуальны, и могут подходить одним детям, но не подходить другим.

Поэтому в этом разделе вы не увидите кубики Зайцева, игры Воскобовича и пр., мы оставим их вне рамок нашего обзора-исследования. Также мы далеко оставляем и антинаучные методики, разных любителей телепатии и ясновидения (например, Шичида, всю правду о котором вы не найдете в рунете, но ведь есть англоязычный Google, и на крайний случай онлайн-переводчик).

Исключение мы сделали лишь для вальдорфской методики, так как вальдорфский детский сад, обязательно следует рассматривать вместе с вальдорфской школой.

Мы бы хотели сделать обзор дошкольного ФГОС, особенно редакции последних лет. Но часто спускаемые сверху рекомендации просто игнорируются воспитателями на местах, и реальные методы воспитания не отличаются от тех, что были 20-30 лет назад. На бумаге ФГОС отличная методика, которую родителю могут применять в развитии своих детей. Процитируем всего один фрагмент, который покажет как отличается ФГОС на бумаге, от реальных государственных детских садов: «Воспитатель должен опираться на внутреннюю мотивацию и инициативу самого ребенка и не допускать принудительного включения дошкольников в заранее запланированные программы и планы взрослых: игры, прогулки, экскурсии, праздники, занятия и другие мероприятия. Индивидуальная деятельность в детском саду определяется самим ребенком, а коллективная совместно – на общем сборе детей и взрослых. И даже с маленькими детьми обязательно обсуждается все то, что будет дальше происходить в их жизни, чтобы они могли воспринимать план как их общее решение, а не план самих взрослых, в исполнение которого им предстоит включиться». По причине расхождения ФГОС как стандарта, от реальных дел в детских садах, мы не можем объективно рассмотреть данную программу.

В результате в наш список методик раннего развития попали:

Ни одна методика не соответствует на 100% настоящему времени, и тем более будущему (через 15-20 лет), когда ребенок вырастет. Ближе всех оказалась Реджио педагогика. Поэтому сейчас мы (Progressio) разрабатываем собственную методику развития ребенка, которая позволит родителям воспитать и вырастить ребенка, соответствующего требованиям 21 века. Методика будет максимально гармонична для самого ребенка, исходить прежде всего из его интересов и удовлетворенности (никаких обязательных занятий для ребенка, ради амбиций родителей). При помощи нее ребенок вырастет по-настоящему счастливым, способным, умным и гармоничным, а также востребованным для экономики, которая ждет его к 2040 году.

 

progressio.me

Методики раннего развития детей — Солнечный Город

К семилетнему возрасту рост детского мозга прекращается. Если до этого ребенку уделяли мало внимания, не занимались с ним, ему сложно будет усваивать школьную программу. Если же с малышом интенсивно заниматься, особенно в первые три года жизни, он намного опередит в развитии своих сверстников, воспитываемых традиционными устаревшими методами. 

Благодаря развитию всех органов чувств с помощью подручных материалов, рассматривания картинок, чтения, физической активности, игр, бесед ребенок на глазах взрослеет и умнеет.

Выбирая тот или другой способ обучения, важно быть критичным и не следовать вслепую всем рекомендациям. То, что сработает для одних детей, может повредить другим, так как каждый человечек индивидуален. Методик по раннему развитию детей немало, но никто другой, кроме родителей не сможет подобрать оптимальный вариант для своего чада. 

Методика Монтессори

Эта методика заостряет внимание на важности развития мелкой моторики и пробуждению интереса малыша к свободному выбору. Ребенок должен сам выбрать занятие, которое ему по душе. Любое давление и предписания непозволительны.

Малыш учится сосредотачиваться на задании, концентрировать внимание, а также саморазвивается, проявляет себя. Он приучается к порядку, бережному отношению к предметам.

Методику считают несовершенной из-за отвержения проявления творческой деятельности детей, даже рисования, которое считается не полезным…

читать далее про методику Монтессори 

Методика Глена Домана

Методика Домана основана на стимуляции мозга с помощью осязания, слухового и зрительного восприятия. Большое внимание уделяется физическому развитию, динамической гимнастике.

Ребенку демонстрируются карточки с изображением предметов, словами, точками, которые четко озвучиваются. Так происходит запоминание, развитие навыков чтения, счета, накопление энциклопедических знаний.

Такой метод эффективный, результативный, очень популярный, не затратный, но отнимающий много времени на изготовление новых карточек. Недостатком этого метода считается невозможность применять на практике накопленные теоретические знания…

читать далее про методику Глена Домана 

Методика Домана-Маниченко

Методика адаптирована для русскоязычных деток с подобранным словарным запасом. Имеет игровой подход и рассчитана больше для домашнего применения.

У малыша развивается память, интерес к обучению и скорость мышления. Занятие по демонстрации и озвучиванию карточек происходит очень быстро – до нескольких минут, поэтому подходит для плотного графика родителей. Методику можно и желательно применять уже с первых месяцев жизни младенца для развития зрения, слуха, концентрации внимания. Также уделяется внимание физическим упражнениям.

Результаты такого обучения проявляются не сразу. Для видимого эффекта понадобится терпение и методичность…

читать далее про методику Домана-Маниченко 

Методика Никитиных

Методика Никитиных основана на интеллектуальных играх – от простых, до тех, что посложнее. При этом ребенок развивается самостоятельно, по своим способностям, ни в коем случае не принуждаясь. Особое внимание уделяется здоровому образу жизни, спорту, закаливанию. Любые творческие порывы поощряются и поддерживаются. Родители принимают активное участие в играх.

Благодаря этой методике развивается образное и логическое мышление, дети учатся самостоятельно находить выход из сложной ситуации.

Физическое воспитание и закаливание при такой методике довольно строгое — оно может причинять ребенку определенный дискомфорт, что не всегда уместно. Считается, что методика не формирует усидчивости, отрицает самовыражение…

читать далее про методику Никитиных 

Методика Зайцева

Методика Зайцева – это эффективное преподавание в игровой форме чтения, математики, грамматики. Дети учатся считать, писать, разбивать на слоги слова, ставить ударения в раскованной обстановке.

Материал подается системно, а учебные действия выполняются по определенному алгоритму. Метод Зайцева очень хорош для дошколят 4-5 лет. Различные кубики и таблицы, используемые в процессе обучения, помогают детям с легкостью освоить навыки чтения, письма, решать математические примеры со сложением и вычитанием, считать.

Среди недостатков метода – немалая стоимость учебных пособий, а также некоторые трудности при дальнейшем обучении в школе – дети могут глотать окончания слов, неправильно их произносить. Также мало внимания уделяется развитию мелкой моторики – рука ребенка может оказаться не подготовленной к письму…

читать далее про методику Зайцева 

Методика Масару Ибуки

Японец Масару Ибуки считает, что ребенок развивается до трех лет, и именно в этот период нужно приложить все возможные усилия для создания прочной базы навыков и знаний.

Большое внимание акцентируется на приобщении малыша к изучению иностранных языков и музыке. Методика предусматривает строгий режим, расписание занятий, тесный контакт и постоянное общение с матерью, физическое воспитание. При этом каких-либо пособий или готовых решений методика не предлагает. Она больше направлена на выработку отзывчивости, доброты, общительности, ответственности, уважения к другим. Дети должны научиться как можно раньше взаимодействовать с окружающим миром и людьми.

По этой методике у детей развивается интеллект, навыки социального взаимодействия, лидерские качества, уверенность в себе.

Есть как ярые сторонники этого метода, так и его противники. Последние не без оснований считают, что способности ребенка развиваются до 12-15 лет, и все равно невозможно развить то, что не заложено в ребенке от природы…

читать далее про методику Масару Ибуки 

Методика Сесиль Лупан

По своей сути это дополнительные рекомендации к методике Домана. Сесиль Лупан дает советы по поддержке любознательности и интереса ребенка. С этой целью любые его усилия, успехи обязательно должны поощряться. Уделяется внимание развитию индивидуальных способностей.

Рекомендуется регулярно гулять с ребенком, петь песни, заниматься с обучающими карточками, делать ему массаж, то есть, проводить время продуктивно, насыщенно, с пользой. При этом, чтобы интерес к занятию у малыша не пропал, нужно вовремя прекращать обучение.

Общение со взрослыми положительно влияет на умственные способности ребенка, обогащает его словарный запас, развивает логику, дает знания об окружении. Сесиль настоятельно советует заниматься с грудничками плаванием.

Из методики можно почерпнуть много дельных советов, которые подойдут для вас и вашего ребенка, и на их основе разработать собственную систему развития…

читать далее про методику Сесиль Лупан 

Достоинства и недостатки раннего развития

Методики раннего развития формируют у детей жажду знаний. Деткам действительно легко осваивать большие объемы информации именно в раннем возрасте, до 5 лет. Развитие логики и мышления с помощью методических пособий очень полезно.

Но ни одна методика не учитывает индивидуальных особенностей маленького человека. Именно родителям нужно подобрать именно то, что наилучшим образом подойдет именно для их ребенка.

Некоторые считают, что ускорять естественные процессы вредно. Конечно, с ранним развитием можно перестараться. Не стоит навязывать ребенку те знания, воспринимать которые он не готов. К тому же, развитие не должно быть однобоким, а разносторонним, иначе оставленные без внимания сферы останутся неразвитыми.

Раннее и разностороннее развитие полезно и желательно. Вкладывая в свое чадо всесторонние знания, обучая его различным навыкам, развивая способности, вы обеспечите ребенку легкий старт в обучении, подогреете любознательность.

Малыш сможет в полной мере проявить заложенные в нем природой таланты, от чего его жизнь в будущем будет более гармоничной. Некоторые утверждают, что раннее развитие отнимает у детей детство, но это не так. Обучение делает детство интересным, насыщенным и разнообразным.

sunny-town.org

Методика раннего развития: описание, виды :: SYL.ru

О методиках раннего развития сейчас не знает лишь ленивый или тот, у кого нет доступа к Интернету. Действительно, в пору отсутствия Всемирной паутины молодым мамам просто неоткуда было черпать нужную информацию, чтобы заниматься с детьми. Не было специальных центров развития в том количестве, в котором они существуют сейчас. Небольшой процент детских садов практиковал использование различных методик, однако они не популяризировались.

В этой статье мы поговорим о том, что же такое методика раннего развития, сколько их существует и что они собой представляют. Итак, начнем…

Что такое методика раннего развития?

Человеческие способности по-настоящему огромны. Главное – дать им возможность развиваться. Несложно заметить тот факт, что маленький ребенок довольно быстро усваивает новые знания и умения. Все потому, что в нем с рождения заложен большой интеллектуальный потенциал. Задачей родителей и педагогов является дальнейшее его развитие и формирование.

Методики раннего развития детей – не новое явление в педагогике, но до наступления 21 века считавшееся довольно спорными. В книге японца Масару Ибуки «После трех уже поздно» довольно толково дается объяснение тому, почему с детьми стоит заниматься с рождения. Он пишет о том, что основы личности ребенка закладываются именно в первые три года жизни. И важно не упустить это время.

Основной смысл всех методик заключается в том, что в раннем детстве, когда происходит интенсивный рост головного мозга, занятия с детьми наиболее эффективны. Научить чему-то семилетку будет гораздо труднее, чем трехлетнего малыша.

Таким образом, методика раннего развития – это алгоритм действий, нацеленный на решение конкретных задач с помощью определенных приемов (стимуляция познания через возбуждение интереса ребенка, развитие творчества и прочих необходимых навыков, воспитание характера и т. д.). Подобные методики не ставят перед собой цель научить малыша читать или писать в три года – они работают на становление всесторонне развитой личности.

Какие методики существуют?

Некоторые из методик действительно довольно радикальны, но есть и либеральные. Большинство из них направлены на интеллектуальное и физическое развитие, несколько – исключительно на развитие мыслительных способностей. Существуют и такие, которые отвечают за становление творческого потенциала ребенка, его эстетическое развитие, раннее обучение иностранным языкам. Познакомимся с самыми популярными из существующих.

  1. Методика Г. Домана (целостная система).
  2. Методика М. Монтессори (целостная система).
  3. Вальдорфская методика (целостная система).
  4. Игры В. Воскобовича (развитие интеллекта).
  5. Метод Зайцева (развитие интеллекта).
  6. Методика В. Курчевского (эстетическое развитие – рисование).
  7. Методика С. Сузуки (эстетическое развитие – музыка).
  8. Методика Китайгородской (иностранные языки).

Методики раннего развития детей довольно разнообразны и по своим задачам, и по содержанию. Также они могут быть нацелены на работу с детками разной возрастной категории. К примеру, образовательная методика «Добрые сказки» популярна среди дошкольников и педагогов начальных классов. А занятиями по методике Макато Шичида можно заниматься с рождения.

Теперь более подробно разберем самые популярные способы раннего развития детей.

Методика Гленна Домана

Свою работу врач-физиотерапевт начал в 40-х годах 20-го века. Изначально он разрабатывал методику для обучения детей с тяжелыми поражениями нервной системы, а когда увидел поразительные результаты, стал применять ее для обучения здоровых ребят.

Суть методики раннего развития детей до года и старше состоит в пробуждении физической активности, которая тесно связана с интеллектом малыша и его способностями. Основной метод – обучение по карточкам (чтение, математика, энциклопедические знания). В его методике десять разделов (например, биология, музыка), у каждого из них – двенадцать уровней (от простого к сложному).

Методика раннего развития Домана не содержит элементов игры, развлечений, не учит анализировать полученную информацию. Несомненно, это большой минус. Но она способствует физическому развитию и накоплению большого багажа знаний.

Методика Марии Монтессори

Педагогика Монтессори (методика раннего развития) основана на принципе, что ребенок изначально является самодостаточной личностью и волен самостоятельно выбирать учебный материал, определять продолжительность занятия, его интенсивность.

Большое внимание уделяется сенсорике, которая способствует развитию речи и мышления. Педагог или родитель выступает в роли помощника или проводника, который не вмешивается в процесс обучения. Его задачей является создание доступной среды, обеспечение наличия учебного материала и т. д. Самостоятельность ребенка – главный принцип системы Монтессори.

Методика раннего развития, упомянутая выше, особенно популярна в настоящее время, хотя и была создана еще в начале 20 века.

Методика Макато Шичида

Методика раннего развития, разработанная японцем Шичидой, в России только набирает свою популярность.

Метод Шичиды концентрируется на развитии правового полушария головного мозга и закреплении его связи с левым. Связь эта с течением времени теряется, поэтому так важно заниматься с ребенком с рождения.

В своей работе врач использует флэш-карты (для различных областей знаний), игры для развития и усовершенствования памяти, интуиции, воображения. Для детей постарше в ход идут творческие развивающие занятия (игры с запахами, пение). Все занятие по Шичиде разделено на блоки (каждый по 5-7 минут), поэтому ребенок не устает, не теряет концентрации и активности. Его метод уделяет внимание также социальным навыкам и личностному развитию.

Русские методики

В нашей стране тоже много талантливых педагогов, чьи разработки активно используются нашими современниками:

  1. Методика Никитиных (физическое развитие и интеллектуальные игры).
  2. Методика Николая Зайцева (обучение чтению с помощью специальных кубиков со слогами).
  3. Методика Воскобовича (игровое обучение детей, направленное на развитие памяти, воображения, речи, творчества).
  4. Методика Марии Гмошинской (психоэмоциональное развитие детей с помощью рисования).

Как заниматься с ребенком, может решать только родитель. Многие делают выбор в пользу какой-либо методики раннего развития (от 3 лет в том числе) и не жалеют о нем.

www.syl.ru

Современные методики раннего разития детей

Краткое описание успешных методик раннего развития детей поможет сориентироваться родителям. Занятия с 6 месяцев быстро научат малыша…

[ads-for-wp ads-id=»9184″][ads-for-wp ads-id=»9157″][ads-for-wp ads-id=»9158″]

Психологи пока не пришли к единодушию по вопросу раннего развития детей. Одни настаивают: развивать способности малыша нужно чуть ли с внутриутробного периода, чтобы успеть до трех лет и предлагают свои методики раннего развития детей. Другие снисходительно говорят: дайте малышу расти спокойно и естественно, без всяких образовательных премудростей.

Пока ученые спорят, родители подыскивают наиболее эффективные, проверенные методики развития детей раннего возраста. Сегодня их десятки. Вот наиболее популярные.

Монтессори

Суть системы Марии Монтессори – создание особой образовательный среды, в которой дети взаимодействует с различными предметами самостоятельно, без активного участия взрослых, – суть системы. Среда эта состоит из пяти зон:

  • практической;
  • сенсорной;
  • математической;
  • языковой;
  • естественнонаучной.

Каждая заполнена развивающими предметами и материалами, формирующими разнообразные навыки и умения. Чем и сколько заниматься, выбирает ребенок. Задача педагога – не вести за собой, а следовать за малышом, подсказывая, поддерживая и помогая.

Вальфдорская педагогика

Развить индивидуальные способности детей максимально приближенными к естественной природной среде способами – задача этой методики. Педагог занят не развитием интеллекта малыша, и воспитанием его через народную культуру и практическую деятельность. Принципы методики:

  • запрет на масс-медиа;
  • максимальное погружение в народную культуру;
  • практические занятия ремеслом, рукоделием;
  • активное участие ребенка в домашнем труде.

Развитие и воспитание происходит через игру: проигрывание сказок, пальчиковые игры, групповые народные игры.

Методика Зайцева

Естественная для детей игра – суть обучения чтению по методике Зайцева. Вместо традиционного побуквенного и слогового овладения чтением автор вводит метод так называемого склада (буквенной пары), расположенного на одной из граней кубика. Дерево и железо, из которых выполнены дидактические материалы, позволяют научиться различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки.

Трехлетки начинают читать на первых уроках. Если заниматься с шестимесячными малышами, они начинают одновременно говорить и читать.

Глен Доман

Если развивать мозг с рождения, можно вырастить гения – вот главный постулат методики Глена Домана. Большая интеллектуальная нагрузка совершенно необходима, причем чем раньше, тем лучше. Успеть нужно до шести лет: после этого возраста интенсивный рост мозга прекращается.

С трехмесячного возраста малышу на одну-две секунды показывают специальные карточки с изображениями животных, предметов, цифр, букв. Все это помогает ему овладеть чтением, счетом, получить колоссальные знания об окружающем мире.

Сесиль Лупан

Стимуляция слуха, зрения, осязания, вкуса, обоняния на первом году жизни малыша помогает обучить его чтению, письму, языкам. Для развития интеллекта важно физическое воспитание, которое включает гимнастику, массаж, прогулки, плавание.

Родители должны не опекать малыша, а активно взаимодействовать с ним, стимулировать любознательность за счет совместной лепки, чтения, игры. Важные моменты системы обучения Сесиль Лупан: создание звуковых контрастов, использование зеркалец, кусочков ткани разных цветов и фактуры, карточек.

Никитиных

Богатая развивающая среда, формирующая разнообразные навыки и опережающие условия – основа методики. Нужны не специальные занятия, а постоянный доступ к спортивным снарядам, наличие творческих и интеллектуальных пособий. Родители должны принимать активное участие в этой жизни.

В числе основных принципов методики Никитиных: кормление младенцев по требованию, ранее закаливание и обучение гигиене, постоянные физические упражнения, свободное познание мира, формирование правильных бытовых навыков.

Макато Шичида

Суть методики Шичидо – активное развитие правого полушария мозга. Оно способно усваивать больше информации, поэтому малыш сможет легко научиться чтению, счету, иностранному языку, разовьет интуицию, проявить свои таланты.

Основа методики – флеш-карточки. Показывать их можно с трех месяцев. Карточки демонстрируются две секунды (правое полушарие – зрение), затем озвучиваются (левое полушарие — слух). Постепенно ежедневное количество карточек доводится до тысячи.

Воскобовича

Методика Воскобовича основана на многофункциональности и насыщенности игрового материла. Созданы особые герои (Малыш Гео, Девочка Долька, Крутик По и др.), постоянно действующие в различных игровых ситуациях. Игры развивают:

  • творческие и конструкторские способности;
  • логику и воображение;
  • навыки чтения;
  • математические способности.

Самые известные дидактические материалы этой оригинальной методики – дощечка с гвоздиками, так называемый «квадрат Воскобовича» (миллион вариантов сложения), конструктор букв, разнопалубный кораблик.

Гмошинской

Методика рисования пальчиками или всей ладошкой носит название грудничковой (младенческой). Занятия можно начинать с полугода, когда малыш начинает уверенно сидеть. Краска размазывается по основе или сжимается кулачком, причем ребенок не сразу начинает осознавать результаты своих движений.

Манипуляции пальчиками развивают психику, память и речь, формируют цветовосприятие, благотворно влияют на психику детей.

Масару Ибука

Пик умственных способностей ребенка приходится на три года, уверен автор, поэтому развивать малыша нужно до этого возраста: «после трех уже поздно». Мозг маленьких детей жадно впитывает информацию, его возможности безграничны. Поэтому малыша легко можно научить говорить на нескольких языках, играть на скрипке, рисовать картины маслом.

Формирование правильного вкуса, разнообразие «духовной пищи» и практических занятий, развитие тактильных ощущений, поощрение – основные принципы методики.

Современные развивающие методики направлены на активное развитие творческих и интеллектуальных способностей ребенка.

Видео: раннее развитие – школа Комаровского

rearchildren.ru