Разное

Методика климова определение типа будущей профессии – : .

Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии»

Транскрипт

1 Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии» ОПИСАНИЕ Методика основана на классификации профессиональных интересов. Позволяет установить в какой области старшекласснику лучше всего выбрать специальность, по которой он будет проходить профессиональное обучение после школы. ОБРАБОТКА По каждому столбцу подсчитать алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму. Зачеркнутые цифры не считать. Записать их в строку «Результаты». ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Наибольшая полученная сумма или суммы(по столбцам) указывают на наиболее подходящий для тип профессии. Малые или отрицательные суммы указывают на типы профессий, которых следует избегать при выборе. Максимальное число баллов в каждом столбце — 8. В соответствии с данной классификацией мир современных профессий можно разделить на 5 основных типов: 1. «Человек-природа» (П). Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество любовь к природе. Но любовь не созерцательная. Которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная связанная с познанием ее законов и применением их. Одно дело любить животных и растения, играть с ними, радоваться им. И совсем другое регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Специалист должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения в них и принимать меры. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность. Человек, работающий в сфере «человек-природа», должен быть спокойным и уравновешенным; 2. «Человек-техника» (Т). Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Техника как предмет руда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки. творчества, поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части важные условия для успеха в данной области. 3. «Человек-знаковая система» (З). Мы встречаемся со знаками значительно чаще, чем обычно представляем себе. Это цифры. Коды, условные знаки, естественные или искусственные языки, чертежи, таблицы формулы. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химически, механических свойств предметов, а с другой представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Чтобы успешно работать в какой-нибудь профессии данного типа, необходимо уметь мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений и сосредотачиваться на сведениях, которые они несут в себе. Особые требования профессии этого типа предъявляют к вниманию. 4. «Человек-искусство» (Х). Важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление, талант, трудолюбие. 5. «Человек-человек» (Ч). Даже выбирая профессию, не связанную непосредственно с общением, вы поступите правильно, если обратите внимание на общительность и контактность. Подумайте, куда вы

2 обращены- к людям или к себе? С кем бы вы хотели общаться с собой или с другими? Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» сводится к взаимодействию между людьми. Если не наладится это взаимодействие, значит, не наладится и работа. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение людей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память (умение держать в уме имена и особенности многих людей), умение находить общий язык с различными людьми, терпение… ИНСТРУКЦИЯ: «Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь «+», если нет, поставь перед цифрой » «. Если ты сомневаешься, зачеркни цифру». ТЕКСТ ОПРОСНИКА 1. Легко знакомлюсь с людьми Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить Люблю ходить в музеи, театры, на выставки Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами С удовольствием ухаживаю за растениями и животными Обычно делаю мало ошибок в письменных работах Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших Люди считают, что у меня есть художественные способности Охотно читаю о растениях, животных Принимаю участие в спектаклях, концертах Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы Легко улаживаю разногласия между людьми Считают, что у меня есть способности к работе с техникой Людям нравится мое художественное творчество/ У меня есть способности к работе с растениями и животными Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме Я почти никогда ни с кем не ссорюсь Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые 1 люди. 22. Без особого труда усваиваю иностранные языки Мне часто случается помогать даже незнакомым людям Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т. д Могу влиять на ход развития растений и животных Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов Мне обычно удается убедить людей в своей правоте Охотно наблюдаю за растениями или животными Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, 1 музыке и т. п. РЕЗУЛЬТАТЫ П Т З Х Ч

3 МЕТОДИКА «КАРТА ИНТЕРЕСОВ» (модифицированная методика А.Е.Голомштока) ОПИСАНИЕ «Карта интересов» представляет собой модифицированый вариант методики, опубликованный А.Е.Голомштоком в сборнике «Профориентационная робота в школе». Модификация произведена сотрудниками ВНИИ профтехобразования. Данные, полученные с помощью этой методики, позволяют выявить не только круг интересов учащегося, но и степень их выраженности, что имеет особое значение в формировании мотивации выбора будущей профессии. Изучение интересов, способностей учащихся может осуществляться различными способами от простого наблюдения за их успехами в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников. Использование данной методики позволяет предварительно проанализировать интересы, близкие к тому или иному виду деятельности. Заполнение ответного банка может выполняться индивидуально или в группе. Методика «Карта интересов» опросник включает 174 вопроса, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности. Бланк ответов, представляет собой матрицу из шести строк и двадцати девяти колонок. Каждая колонка соответствует одной из следующих сфер интересов: 1. Биология 2. География 3. Геология 4. Медицина 5. Легкая и пищевая промышленность 6. Физика 7. Химия 8. Техника 9. Электро- и радиотехника 10. Металлообработка 11. Деревообработка 12. Строительство 13. Транспорт 14. Авиация, морское дело 15. Военные специальности 16. История 17. Литература 18. Журналистика 19. Общественная деятельность 20. Педагогика 21. Право, юриспруденция 22. Сфера обслуживания, торговля 23. Математика 24. Экономика 25. Иностранные языки 26. Изобразительное искусство 27. Сценическое искусство 28. Музыка 29. Физкультура и спорт ОБРАБОТКА Оценка степени выраженности или отрицания интереса осуществляется путем подсчета количества плюсов и минусов в каждом столбце, после чего можно выделить те учебные предметы или вид деятельности, которые либо принимаются учащимся, либо отрицаются. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Анализируя полученные данные, необходимо выделить те сферы, которые содержат наибольшее количество положительных ответов. При интерпретации данных учитывается и распределение плюсов и минусов в строке. Первые две позиции в строке ответов говорят о поверхностных интересах и увлечениях. Вторые две позиции в строке содержат сведения о склонностях обследуемого, о его стремлении к углубленному познанию. Две последние позиции строки дают представление о развитых склонностях и наличии некоторых на-выков и умений, о стремлении к практической деятельности. Большое количество плюсов говорит о хорошо развитых профессиональных интересах. Малое количество плюсов и большое количество ми-нусов свидетельствуют о несформированность познавательных и профес сиональных интересов. Если среди положительных сфер окажется несколько сфер с одинаковым числом положительных ответов, то следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те из них, которые содержать наименьшее количество отрицательных ответов. При оценке направленности интересов следует в первую очередь учитывать сферы с наибольшим

4 количеством положительных ответов, но необходимо обратить внимание также на сферы с наибольшим количеством отрицательных ответов, отвергаемые оптантом. Оценка степени выраженности интересов имеет пять градаций: высшая степень отрицания от 12 до 6 интерес отрицается от 5 до 1 интерес выражен слабо от +1 до +4 выраженный интерес от +5 до +7 ярко выраженный интерес от +8 до +12. ИНСТРУКЦИЯ: «Для того чтобы помочь Вам выбрать профессию с учетом Ваших интересов, предлагаем оценить ряд утверждений о различных видах занятий. Если Вам очень нравится, очень любите или очень хотели бы заниматься тем, что предлагается в утверждении, то поставьте в соответствующей клетке бланка ответов «++». Если просто нравится, любите или хотели бы «+» Если не знаете, сомневаетесь «О» Если не нравится » » Если очень не нравится, не любите и не хотели бы Если на один и тот же вопрос у Вас возникает два противоположных (полярных) ответа, то поставьте тот знак, который соответствует ответу, более близкому (по Вашему мнению) к истине. Отвечайте на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Проставляя свои ответы, следите, чтобы номер клетки в бланке ответов не расходился с номером вопроса. Если Вам что-либо непонятно, Вы можете сразу же спросить. Время заполнения листа ответов не ограничивается» Текст опросника ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ? НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ? ХОТЕЛИ БЫ ВЫ? 1. Знакомиться с жизнью растений или животных. 2. Уроки географии, чтение учебника по географии. 3. Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях. 4. Интересоваться строением тела и работой внутренних органов человека. 5. Уроки домоводства или домашние занятия домоводством. 6. Читать научно — популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков. 7. Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков. 8. Читать технические журналы («Техника молодежи», «Юный техник»). 9. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электротехники и радиоэлектроники. 10. Знакомиться с разными материалами и их свойствами. 11. Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении. 12. Узнавать о достижениях в области строительства. 13. Читать книги смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного и др.). 14. Читать книги смотреть фильмы о летчиках, о космонавтах. 15. Знакомиться с военной техникой, встречаться с участниками войн. 16. Читать книги об исторических событиях и исторических деятелях. 17. Читать произведения классиков русской и зарубежной литературы Читать и обсуждать газетные и журнальные статьи и очерки. 19. Обсуждать текущие дела и события в классе и школе» 20. Читать книги о жизни школы (педагогов). 21. Читать книги? смотреть фильмы о работе милиции. 22. Заботиться о порядке в вещах, о красивом виде помещения, в котором учитесь, живете, работаете.

5 23. Читать книги типа «Занимательная математика» или «Математический досуг». 24. Знакомиться с организацией промышленности нашей страны, 25. Занятия иностранным языком. 26. Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей развития изобразительного искусства. 27. Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, с артистами коллекционировать их фотографии. 28. Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с музыкальным искусством. 29. Читать спортивные газеты, журналы, книги о выдающихся спортсменах. 30. Изучать ботанику, зоологию, биологию. 31. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам. 32. Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов. 33. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах и достижениях в области медицины. 34. Побывать на экскурсии на предприятиях легкой промышленности (швейном, обувном, текстильном и т.д.) 35. Читать книги типа «Занимательная физика», «Физики шутят». 36. Находить химические явления в природе, проводить опыты с различными веществами, следить за ходом реакций. 37. Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (слушать и смотреть радио- и телепередачи, мекать статьи в газетах и журналах). 38. Посещать радио технический кружок или кружок электротехники. 39. Знакомиться с различными измерительными инструментами для металлообработки и работать с ними. 40. Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые образцы мебели и т.д Встречаться со строителями и наблюдать за их работой. 42. Читать популярную литературу о средствах и правилах передвижения. 43. Читать книги, смотреть фильмы о речниках, о моряках. 44. Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знакомиться с историей крупнейших сражений и судьбой выдающихся полководцев. 45. Обсуждать текущие политические события в России и за рубежом. 46. Читать статьи о писателях и их произведениях. 47. Слушать радио- и теленовости, смотреть тематические телепередачи. 48. Узнавать о событиях, происходящих в городе, области, стране. 49. Давать объяснения товарищам, как выполнять учебное задание, если они не могут его сделать. 50. Справедливо рассудить поступок друга, знакомого или литературного героя. 51. Обеспечивать семью продуктами питания, организовывать питание всех во время похода. 52. Читать научно-популярную литературу об открытиях математики, о жизни и деятельности выдающихся математиков. 53. Интересоваться сообщениями в печати об экономических показателях работы предприятий. 54. Читать художественную литературу на иностранном языке. 55. Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением газет. 56. Посещать драматический театр или театр юного зрителя. 57. Слушать оперную и симфоническую музыку. 58. Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть радио — и телепередачи. 59. Посещать биологический кружок. 60. Заниматься в географическому кружке, изучать природу и жизнь родного края. 61. Составлять и собирать описания, изображения геологических объектов (минералов, слоев земли и т.п.). 62. Изучать организм человека, причины возникновения болезней и пути их лечения. 63. Посещать кружок кулинарии, готовить дома обеды. 64. Проводить опыты по физике. 65. Готовить растворы, взвешивать реактивы. 66. Разбирать и ремонтировать, собирать различные механизмы (часы, утюг, велосипед, телевизор, магнитофон). 67. Пользоваться точными измерительными приборами (вольтметром, амперметром и др.) и

6 производить расчеты. 68. Мастерить различные детали и предметы из металла. 69. Собирать различные образцы древесины или художественно обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, полировать и пр.) 70. Набрасывать строительный эскиз или выполнять чертежи различных построек. 71. Посещать кружок железнодорожников, автолюбителей. 72. Заниматься в секции парашютистов, в кружке авиамоделистов или в авиаклубе. 73. Заниматься в стрелковой секции. 74. Изучать историю возникновения различных народов и государств. 75. Писать классные или домашние сочинения по литературе. 76. Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей, анализировать явления или события жизни. 77. Выполнять общественную работу (организовывать, сплачивать товарищей на какое-нибудь дело). 78. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-либо им рассказывать, помогать им в чем-либо). 79. Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших. 80. Наблюдать за работой продавца, повара, официанта. 81. Заниматься в математическом кружке. 82. Изучать развитие промышленности, узнавать о новых достижениях в области планирования и учета на промышленном предприятии. 83. Работать с иностранными словарями» разбираться в малознакомом языке. 84. Посещать музеи, художественные выставки. 85. Выступать на сцене перед зрителями. 86. Играть на одном из музыкальных инструментов. 87. Играть в спортивные игры. 88. Наблюдать за ростом и развитием животных, вести записи наблюдений. 89. Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные географические материалы. 90. Собирать коллекции минералов, собирать экспонаты для геологического музея. 91. Знакомиться с работой медсестры, врача или фармацевта. 92. Посещать кружок кройки и шитья, шить себе и членам семьи. 93. Заниматься в физическом кружке или посещать факультатив по физике. 94. Заниматься в химическом кружке или посещать факультатив по химии. 95. Заниматься в одном из технических кружков (моделировать самолеты, корабли, машины и пр.). 96. Знакомиться с устройством электроприборов, электроаппаратуры и электрических машин, собирать, конструировать, ремонтировать радиоприборы и аппаратуру. 97. Уроки труда в школьных слесарно-станочных мастерских. 98. Заниматься в столярном кружке. 99. Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, за отделочными работами Наблюдать за соблюдением правил передвижения пешеходов и транспортных средств Заниматься в секции гребли, яхтсменов, аквалангистов, бригаде по спасению утопающих Участвовать в военизированных играх («Зарница» и пр.) 103. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры народа Заниматься в литературном кружке, посещать факультативные занятия по литературе и русскому языку Вести личный дневник Выступать в классе с сообщениями о международном положении с докладами на различные темы Выполнять работу вожатого Выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотели бы скрыть Помогать покупателю в магазине выбирать покупку, которая ему нужна Решать сложные задачи по математике Точно вести подсчеты своих денежных доходов и расходов Заниматься в кружке иностранного языка Заниматься в художественном кружке, школе или изостудии.

7 114. Участвовать в смотрах художественной самодеятельности Заниматься в коре или одном из музыкальных кружков Заниматься в какой — либо спортивной секции Участвовать в биологических олимпиадах или готовить выставки растений или животных Участвовать в географических экспедициях Участвовать в геологических экспедициях Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать им помощь Участвовать в выставках кулинарных или кондитерских работ (или посещать их) Участвовать в физических олимпиадах Решать сложные задачи по химии, участвовать в химических олимпиадах Разбираться в технических чертежах или составлять чертежи самому Разбираться в сложных радиосхемах Посещать с экскурсией промышленные предприятия и знакомиться с новыми типами станков, наблюдать за работой на них или за их ремонтом Мастерить что-нибудь из дерева своими руками Принимать посильное участие в строительных работах Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля, мотоцикла или других транспортных средств Летать в любую погоду на самолетах «скорой помощи» или управлять сверхскоростными самолетами Жить по жестко установленному режиму, строго, выполняя распорядок дня Заниматься в историческом кружке (собирать материалы, выступать с докладами на исторические темы) Работать с литературными источниками, библиографическими справочниками, вести дневник впечатлений о прочитанном Участвовать в диспутах и читательских конференциях Подготавливать и проводить различные сборы, либо собрания и т.д Шефствовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков Помогать в работе милиции Постоянно общаться со многими и разными людьми Участвовать в математических олимпиадах Интересоваться стоимостью товаров, пытаться понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда Беседовать с товарищем (или знакомым) на иностранном языке Участвовать в выставках изобразительного искусства Посещать театральный кружок Участвовать в музыкальных смотрах-конкурсах Принимать личное или командное участие в спортивных соревнованиях Выращивать в саду, на огороде растения или воспитывать животных, ухаживать за ними Производить топографическую съемку местности Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе Работать в больнице, поликлинике или аптеке Работать специалистом на предприятии легкой или пищевой промышленности (швеей, закройщицей, поваром, кондитером, технологом и пр.) 151. Решать сложные задачи по физике Работать на химическом производстве или химлаборатории Участвовать в выставках технического творчества» 154. Работать в области энергетики или радиоэлектроники Работать у станка (в основном стоя), изготовлять различные металлические детали к изделиям Выполнять по чертежам столярные или модельные работы Работать в строительном бригаде Возить пассажиров или грузы, соблюдая правила уличного движения Работать в штормовую погоду на реке или в открытом море Быть военным инженером или командиром.

8 161. Ходить в походы по историческим местам родного края Писать рассказы, сочинять стихи, басни и т.п Писать заметки или очерки в стенгазеты или в периодическую печать Руководить бригадой во время трудового десанта Организовывать игры и праздники для детей Работать в юридическом учреждении (в суде, адвокатуре, прокуратуре, юридической консультаций и т.п.) 167. Выполнять работы по обслуживанию населения (принимать заказы, помогать выбирать покупку, оказывать бытовые услуги) Выполнять работу, постоянно требующую применения математических знаний Работать в области экономики, планирования или финансирования предприятий Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном языке Участвовать в выставках изобразительного искусства Играть на сцене или сниматься в кино Работать музыкантом, музыкальным режиссером или преподавать музыку Работать преподавателем физкультуры или тренером. БЛАНК Сумма + Уровень показателя


docplayer.ru

Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж — Тест: определение типа будущей профессии (по методике Е.А.Климова)

Инструкция: Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь «+», если нет, поставь перед цифрой «-». Если ты сомневаешься, зачеркни цифру.

Утверждения для самооценки 1.
Природа
2.
Техника
3.
Знак
4.
Искусство
5.
Человек
1. Легко знакомлюсь с людьми 1
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить  1
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки 1
4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными  1
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить  1
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами  1
7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными  1
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах 1
9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших  2
10. Люди считают, что у меня есть художественные способности  2
11. Охотно читаю о растениях, животных  1
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах 1
13. Охотно читаю об устройстве механизмов, приборов, машин 1
14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы  2
15. Легко улаживаю разногласия между людьми 2
16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой  2
17.Людям нравится мое художественное творчество 2
18. У меня есть способности к работе с растениями и животными 2
19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме 2
20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь 1
21. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди 1
22. Без особого труда усваиваю иностранные языки  1
23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям 2
24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д. 1
25. Могу влиять на ход развития растений и животных  2
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов 1
27. Мне обычно удается склонить людей на свою точку зрения 1
28. Охотно наблюдаю за растениями или животными 1
29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику  1
30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п.  1
Результаты

 

Анализ результатов

По каждому столбцу подсчитай алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму, зачеркнутые цифры не считай. Запиши их в строку «Результаты».

Наибольшая полученная сумма или суммы(по столбцам) указывают на наиболее подходящий для тебя тип профессии.

Малые или отрицательные суммы указывают на типы профессий, которых тебе следует избегать при выборе.

Максимальное число баллов в каждом столбце 8.

В соответствии с данной классификацией мир современных профессий можно разделить на 5 основных типов:

1. «Человек-природа» Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество — любовь к природе. Но любовь не созерцательная. Которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная связанная с познанием ее законов и применением их. Одно дело — любить животных и растения, играть с ними, радоваться им. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Специалист должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения в них и принимать меры. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность. Человек, работающий в сфере «человек-природа», должен быть спокойным и уравновешенным;

2. «Человек-техника» Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Техника как предмет руда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки. творчества, поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия для успеха в данной области.

3. «Человек-знаковая система» Мы встречаемся со знаками значительно чаще, чем обычно представляем себе. Это цифры. Коды, условные знаки, естественные или искусственные языки, чертежи, таблицы формулы. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химически, механических свойств предметов, а с другой — представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Чтобы успешно работать в какой-нибудь профессии данного типа, необходимо уметь мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений и сосредотачиваться на сведениях, которые они несут в себе. Особые требования профессии этого типа предъявляют к вниманию.

4. «Человек-искусство» Важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека — наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление, талант, трудолюбие.

5. «Человек-человек» Даже выбирая профессию, не связанную непосредственно с общением, вы поступите правильно, если обратите внимание на общительность и контактность. Подумайте, куда вы обращены- к людям или к себе? С кем бы вы хотели общаться — с собой или с другими? Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» сводится к взаимодействию между людьми. Если не наладится это взаимодействие, значит, не наладится и работа. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение людей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память (умение держать в уме имена и особенности многих людей), умение находить общий язык с различными людьми, терпение и т.д.

 

На сайте «Моё образование» можно пройти этот тест и другие онлайн (с автоматическим подсчетом результатов).

vgppk.ru

Бланк к методике «Профиль»

Диагностика склонностей учащихся к определенным видам деятельности

Мир профессий огромен и насчитывает чуть более 20 тыс.профессий и около 40 тыс. специальностей. Упорядочивание этого многообразия возможно по различным критериям. Психологическая классификация профессий должна обеспечивать верную и надежную диагностику профессиональных интересов, склонностей и способностей. Необходимо, чтобы классификация профессий облегчала нахождение профессии, в наибольшей мере уловлетворяющей личность, т.е. выбор профессии.

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А.Климовым.

В соответствии с объектом труда выделяют пять типов профессий:

  • Человек – живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.Примеры: мастер-плодоовощевод, зоотехник, ветеринар, микробиолог и т.п.

  • Человек — техника (и неживая приро(Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, инженер-механик, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания и т.п.

  • Человек – человек(Ч). Предметом интереса, обслуживания, распознавания являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: врач, учитель, продавец, парикмахер и т.п.

  • Человек – знаковая система (З). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы – являются предметами труда для профессий данной группы. Примеры: программист, математик, бухгалтер, экономист, лингвист, редактор и т.п.

  • Человек – художественный образ (Х). Явления, факты художественного отображения действительности. Примеры: художник-декоратор, музыкант, дизайнер, актер, режиссер и т.п.

  • Определение типа будущей профессии (методика Е.А.Климова, модифицированный опросник ДДО)

    Инструкция: прочитайте данные утверждения. Если Вы согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь «+», если нет, поставь перед цифрой «-» . Если Вы сомневаетесь, зачеркните цифру.

    Обработка результатов: По каждому столбцу посчитайте алгебраическую сумму, то есть с учетом знаков, сумму, зачеркнутые цифры не считайте. При подсчете цифры в бланке соответствуют баллу за данный вопрос. Запишите их в строку «результаты». Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывают на наиболее подходящий для Вас тип профессии, который обозначен буквами П (природа), Т (Техника), З (Знак), Х (художественный образ), Ч (Человек). Максимальное число баллов в каждом столбце 8, что говорит о ярко выраженных склонностях в какой-то определеннойсфере деятельности. Минимальное количество в колонке означает отсутствие склонностей к деятельности в этой профессиональной сфере.

    На основании психологической классификации профессий Е.А. Климова Л.Н.Кабардовой был разработан опросник «Профессиональная готовность».

    Инструкция: Прочитайте предложенные высказывания, каждое из которых Вам необходимо оценить по трем критериям.

    Первый критерий характеризует Вашу подготовленность, умение что-либо делать или наличие способности. Второй – ваше отношение к определенному виду действий. Ваше намерение посвятить себя этой профессии. Каждый из этих критериев формулируется следующим образом: 1) «Я умею или я мог бы»; 2) «мне нравится, я хотел бы»; 3) «я намерен».

    Если Вы считаете, что тот или иной вариант высказывания отражает Вашу подготовленность, отношение или намерение, то дайте ответ «да», в противном случае – ответ «нет».

    Ответы необходимо дать на все высказывания, время диагностики не ограничено.

  • Выполнять работу по инструкции, программе, соблюдая все указанные требования.

  • Анализировать содержание научных, учебных, художественных текстов; выделять главное, делать обобщения, выводы.

  • Устанавливать неисправности и ремонтировать механические и электротехнические приборы, механизмы, используемые в быту (замок, утюг светильник и т.д.).

  • Выращивать растения, своевременно выполняя все работы, обеспечивающие их рост и развитие (полив, пересадку, удобрение).

  • Писать стихи, прозу, заметки.

  • При общении с людьми сдерживать внешние проявления раздражения, плохого настроения.

  • Вносить изменения в привычном способе выполнения работы.

  • Составлять план местности, ориентироваться в незнакомом лесу, городе.

  • Ремонтировать электронную аппаратуру.

  • Коллекционировать растения, изучать их различные виды.

  • Создавать художественные изделия и сувениры из бумаги, ткани, дерева и т.д.

  • Объяснять содержание учебного материала или способ решения сложной задачи.

  • Познавать новое, расширять свой кругозор, компетентность.

  • Разрабатывать рекламные проспекты, буклеты.

  • По четкому образцу (чертежу, плану) создавать изделия (техническое устройство, модель и пр.)

  • Выводить новые сорта растений.

  • Создавать произведения изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры.

  • Оказывать реальную помощь больным людям.

  • Заниматься творческой деятельностью.

  • Работать с текстом на иностранном языке.

  • Собирать и составлять схемы различных приборов и устройств, разбираться в принципе их действия.

  • Отдавать много времени уходу и наблюдению за каким-нибудь животным.

  • Сочинять музыку, песни.

  • Заниматься с детьми младшего возраста (играть, обучать).

  • Выполнять задания по математике, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.

  • Придумывать и создавать различные изделия, используя какие-либо детали.

  • Специально наблюдать за жизнью животных в природе, изучая их повадки и поведение.

  • Разыгрывать перед зрителями роли в спектаклях, декламировать стихи, прозу.

  • Правильно распознавать причины поступков людей и их поведение.

  • Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных, устанавливать определенные следствия и закономерности.

  • Быстро и правильно представлять расположение предметов или фигур в пространстве, по схеме или чертежу.

  • Разбираться в породах диких или домашних животных.

  • Исполнять музыкальные произведения или танцевальные номера.

  • Оказывать влияние на людей.

  • Работать с информацией, представленной в виде условных знаков, символов (составлять карты, чертежи, графики).

  • Находить более удобный и рациональный способ решения какой-либо задачи.

  • Длительное время проводить на свежем воздухе, работать в саду в любую погоду.

  • Придумывать и создавать новые модели одежды, причесок, украшений и т.д.

  • Организовывать деятельность группы людей.

  • Длительное время работать с архивными материалами, устанавливая истину каких-либо событий.

  • Выполнять задания по химии, разбираться в химических процессах.

  • При уходе за животными или растениями выполнять необходимый для этого физический труд (грязь, запах, отходы жизнедеятельности).

  • Рецензировать, оценивать работу художников, писателей, режиссеров и других представителей творческих профессий.

  • Руководить работой других людей.

  • Проверять правильность и логичность написанного текста, исправлять ошибки.

  • Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.

  • Изучать разделы по биологии, читая дополнительную специальную литературу.

  • Обсуждать достоинства и недостатки художественных произведений.

  • Для выполнения работы вступать во взаимодействие с малознакомыми или незнакомыми людьми.

  • Тщательно выполнять кропотливую работу (писать, чертить, проверять).

  • Решать какие-либо задачи на компьютере, заниматься программированием.

  • Длительное время изучать на практике объекты животного или растительного мира.

  • Настойчиво и терпеливо заниматься оформлением помещений.

  • Рекламировать и выгодно продавать товары.

  • Утверждения для

    самооценки

    П

    Т

    З. с.

    Х.о.

    Ч

    1.Легко знакомлюсь с людьми

    1

    2.Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить

    1

    3.Люблю ходить в музеи, театры, на выставки

    1

    4.Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными

    1

    5.Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять,

    чертить

    1

    6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами

    1

    7.С удовольствием ухаживаю за растениями и животными

    1

    8.Обычно делаю мало ошибок в письменных работах

    1

    9.Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших

    2

    10.Люди считают, что у меня есть художественные способности

    2

    11.Охотно читаю о растениях, животных

    1

    12.Принимаю участие в спектаклях, концертах

    1

    13. Охотно читаю об устройстве механизмов приборов, машин

    1

    14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы

    2

    15. Легко улаживаю разногласия между людьми

    2

    16.Считают, что у меня есть способности к работе с техникой

    2

    17.Людям нравится мое художественное творчество

    2

    18. У меня есть способности к работе с растениями и животными

    2

    19.Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме

    2

    20.Я почти никогда ни с кем не ссорюсь

    1

    21.Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди

    1

    22.Без особого труда усваиваю иностранные языки

    1

    23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям

    2

    24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д.

    1

    25.Могу влиять на ход развития растений

    и животных

    2

    26.Люблю разбираться в устройстве механизмов,

    приборов

    1

    27.Мне обычно удается склонить людей на свою точку зрения

    1

    28. Охотно наблюдаю за растениями и животными

    1

    29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику

    1

    30.Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п.

    1

    Результаты

    studfile.net

    Выбор профессии. Методики и тесты по профориентации

     

    Univ2

    Самые популярные виды тестов по профориентации


    Не всегда получается самостоятельно, путем самоанализа и изучения мира профессией, определиться с выбором. На помощь придут профориентационные тесты, которые диагностируют направленность, интересы, склонности и способности личности.

    Не приуменьшайте значимость онлайн тестов. Поскольку тесты составляют опытные психологи, результаты в любом случае помогут позволяют определить направление, в котором следует развиваться в будущем. Для получения более точного результата следует пройти три-четыре таких тестирования.

     

    Тест на профориентацию Дж. Голланда.

    Изучая индивидуальные особенности людей, психолог Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности (социального характерологического типа), выделив шесть типов:

    Реалистический тип (Р)
    Интеллектуальный тип (И)
    Социальный тип (С)
    Конвенциальный тип (К)
    Предприимчивый тип (П)
    Артистический тип (А)

    Позволяет определить тип личности и наиболее подходящие к нему профессии.С помощью этого метода разобраться в личностных качествах, оценить коммуникативные навыки и получить несколько приблизительных рекомендаций. 

     

    Тест по соционике
    Соционика – концепция типов личности по параметрам: экстраверсия/интроверсия, логика/интуиция, логика/этика, рациональность/иррациональность. Сочетание этих характеристик дает 16 психотипов, каждому из которых рекомендуется ряд профессий. 

     

    Методика О.Ф. Потемкиной
    Предназначена для определения ориентации на процесс или результат, труд или свободу, альтруизм или эгоизм и т. д.

     

     

    Определение типа будущей профессии по методу Е.А. Климова
    Академик Е. А. Климов разработал тесты, которые в свое время наполнили все центры занятости. Тесты помогают разобраться в профессиональных интересах и подобрать профессию на их основе.
    С помощью теста Е. А. Климова можно выяснить, к какому типу по предмету труда мы относимся: человек-природа, человек-техника, человек – художественный образ, человек – знаковая система или человек-человек.

     

    Матрица выбора профессии (методика Г. Резапкиной)
    Выбрав 2 нужных варианта ответа на вопросы, находите в таблице их пересечение и получаете профессиональные рекомендации.

     

    Карта интересов А.Е. Голомштока
    Позволяет очертить сферу интересов личности в профессиональной сфере.

     

    Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши
    Оценивает склонности личности к различным сферам деятельности: искусству, технике, работе с людьми, склонностям к умственному или физическому труду.

     

    Профориентационный тест Н. Пряжникова
    Проверяет уровень готовности к той или иной профессии. Сначала идет перечень трудовых действий, среди которых нужно выбрать те, которые человек способен или не способен совершать, а из них – самые привлекательные и непривлекательные для него. Далее идет перечень из 74-х профессий, напротив каждой указываются необходимые для нее навыки.

     

    Дж. Коллинз «Концепция ежа»
    В последнее время приобрел популярность метод американского бизнес-консультанта Дж. Коллинза под названием «Концепция ежа» или «Три пересекающихся круга».

    Автор предлагает ответить на три вопроса:
    Что вас действительно волнует, нравится, привлекает?
    В каком виде деятельности вы можете быть лучшим в мире, что получается лучше всего?
    На чем основывается ваша экономическая модель, с помощью чего вы сможете зарабатывать деньги?

    colltr3

    Ответив на эти три вопроса, можно обозначить три сферы: «То, чем хочется заниматься», «То, чем могу заниматься» и «То, чем нужно заниматься». 
    Если получится оказаться на пересечении этих трех сфер и выразить словом, то, что находится в центре, будет найдена идеальная профессия, в которой получится добиться успеха, та, которая будет одновременно и интересна, и соответствовать способностям, и приносить доход.

     

    Пройти тесты на профориентацию онлайн


    Обзор ресурсов, на которых вы сможете пройти тесты по профориентации

    Тесты на выбор профессии MoeObrazovanie.ru

    moeobrazovanie.ru

    Какая профессия мне подходит? К чему лежит ваша душа?
    Тест на профориентацию: Кем работать?
    Тест «Определение типа будущей профессии»

    Тесты по профориентации на Ucheba.ru

    www.ucheba.ru/prof

    Тесты помогут определить сферы ваших интересов, ваши личные и профессиональные особенности. В итоге вы получите список наиболее подходящих вам профессий.

    Тесты на профориентацию на Proforientatsia.ru

    proforientatsia.ru/tests

    Тесты на профориентацию для взрослых
    Тесты на профориентацию для детей
    Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда (ОПП)
    Дифферециально-диагностический опросник Климова
    Карта интересов А.Е. Голомшток
    Определение профессиональных склонностей Л.Йовайши

    Тесты для выбора профессии Postupi.online

    postupi.online/test

    Тесты, которые помогут понять, куда поступать: какую профессию выбрать, в какой вуз поступить и на какие программы. В результате тестов вы сможете увидеть подходящие вам профессии, программы обучения бакалавриата и специалитета, вузы, «примерить» на себя разные специальности, понять, куда пойти учиться, чтобы стать успешным и востребованным профессионалом.

    Профориентация онлайн-тест

    prof-test24.ru

    Профориентация онлайн-тест, предназначен для людей желающих получить консультации по выбору профессии. По результатам теста вы узнаете профессии, которые в большей степени подходят именно вам, ваш характер, таланты, удачные направления в жизни и в бизнесе.  

     

     

    Центры профессиональной ориентации 


    Профориентационные центры на Moeobrazovanie.ru

    moeobrazovanie.ru

    Каталог российских организаций по профориентации

    ЦТР «Гуманитарные технологии»

    proforientator.ru

    Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» – один из самых известных на российском рынке в области профориентационной диагностики и карьерного консультирования. Центр создан в 1996 году на базе факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

    Центр профориентации ПрофГид

    www.profguide.ru

    Центр профориентации ПрофГид: создан выпускниками МГУ им. М.В. Ломоносова. Уникальный метод живой профориентации, точный результат, обратная связь.

    Профориентация для школьников
    Профориентация взрослых
    Выявление способностей

    Техноград

    technograd.moscow

    Техноград —  досугово-образовательный комплекс для людей всех возрастов. Он расположен на территории ВДНХ и является одним из немногих в России супермаркетом профессий.

    Здесь можно получить навыки по следующим направлениям:
    промышленность;
    цифровые технологии;
    услуги для населения;
    городская инфраструктура;
    креативные индустрии;
    предпринимательские навыки.

     

     

    Матрица выбора профессии


    Методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. Автор методики Г.В. Резапкина. 
    Работа с данной методикой поможет уточнить свой выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые варианты.
    С помощью 2-х вопросов и таблицы можно выявить профессию наиболее близкую интересам и склонностям опрашиваемого.

    Инструкция. Выберите наиболее предпочитаемый вид труда и сферу труда. Если для вас привлекательны несколько «сфер труда» и «видов труда», отметьте не более 3-х.

     

    С кем или с чем Вы бы хотели работать? Какой объект деятельности Вас привлекает? 

    1.1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.) 

    1.2. Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования) 

    1.3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты) 

    1.4. Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины) 

    1.5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.) 

    1.6. Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые) 

    1.7. Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные) 

    1.8. Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды, овощи, фрукты) 

    1.9. Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства) 

    1.10. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения)

     

    Чем бы Вы хотели заниматься? Какой вид деятельности Вас привлекает? 

    2.1. Управление (руководство чьей-то деятельностью) 

    2.2. Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей) 

    2.3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности) 

    2.4. Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение) 

    2.5. Творчество (создание оригинальных произведений искусства) 

    2.6. Производство (изготовление продукции) 

    2.7. Конструирование (проектирование деталей и объектов) 

    2.8. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо) 

    2.9. Защита (охрана от враждебных действий) 

    2.10. Контроль (проверка и наблюдение)

     

    Человек

    Информация

    Финансы

    Техника

    Искусство

    Животные и растения

    Изделия и продукты

    Природные ресурсы

    Управление

    •Администратор
    •Менеджер по персоналу
    •Секретарь 
     

    •Системный администратор
    •Маркетолог
    •Диспетчер

    •Консультант
    •Финансист
    •Экономист

    •Водитель
    •Штурман авиации
    •Машинист
    •Техник

    •Режиссер театра и кино
    •Дирижер
    •Балетмейстер
    •Продюсер

    •Зооинженер
    •Фермер
    •Дрессировщик
    •Почвовед

    •Менеджер по продажам
    •Товаровед
    •Логистик
    •Мерчендайзер

    •Инженер по кадастру
    •Геодезист
    •Техник-энергетик
     

    Обслуживание

    •Продавец
    •Менеджер по туризму
    •Социальный работник
    •Медицинский работник

    •Оператор связи
    •Информатик
    •Гид-переводчик
    •Менеджер по рекламе
     

    •Инкассатор
    •Бухгалтер
    •Брокер
    •Кассир

    •Электромонтер
    •Слесарь
    •Инженер
    •Автомеханик

    •Дизайнер
    •Кино-звукооператор
    •Парикмахер
    •Экскурсовод

    •Агрохимик
    •Зоотехник
    •Животновод
    •Растениевод
     

    •Продавец
    •Экспедитор
    •Товаровед

    •Мелиоратор
    •Эколог
    •Техник-озеленитель

    Обучение и воспитание

    •Воспитатель
    •Тренер
    •Педагог-психолог
    •Преподаватель

    •Филолог
    •Лингвист
    •Преподават. информатики
     

    •Преподават. экономики
    •Консультант по управлению

    •Мастер производств. обучения
    •Инструктор по вождению автотранспорта
     

    •Учитель музыки
    •Учитель живописи
    •Руководитель худож. студии
     

    •Тренер лошадей
    •Жокей
    •Кинолог
    •Преподават. биологии

    •Преподават. спецпредм.
    •Мастер производств. обучения

    •Преподават. географии
    •Эколог

     

    Производство и добыча


     

    •Программист
    •Веб-дизайнер
    •Верстальщик текстов
    •Кинооператор
     

    •Финансист
    •Экономист
    •Бухгалтер
    •Кассир

    •Строитель
    •Электрик
    •Слесарь
    •Эл-газосварщик
    •Фрезеровщик
    •Токарь
    •Станочник
     

    •Кино-звукооператор
    •Ювелир
    •Резчик по дереву
    •Вышиваль- щица

    •Агроном
    •Зооинженер
    •Селекционер
    •Животновод
    •Растениевод

    •Провизор
    •Инженер-технолог
    •Повар
    •Слесарь
    •Токарь
    •Швея

    •Горный инженер
    •Гидролог
    •Гидрогеолог
    •Мастер леса
    •Горнорабочий

    Конструирование

    •Имиджмейкер
    •Генетик
    •Пластический хирург

    •Переводчик
    •Корреспондент
    •Журналист
    •Веб-дизайнер
    •Картограф
    •Программист
     

    •Аналитик
    •Экономист
    •Финансист
    •Калькулято

    infoselection.ru

    Методика определения типа профессии

    1. Легко знакомлюсь с людьми

    1

    2. Охотно и подолгу могу что-либо мастерить

    1

    3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки

    1

    4. Охотно и постоянно ухаживаю за комнатными растениями

    1

    5. Охотно и подолгу могу что-либо вычислять, чертить

    1

    6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или младшими детьми

    1

    7. С удовольствием ухаживаю за животными

    1

    8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах

    1

    9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей и старших

    2

    10. Люди считают, что у меня есть художественные способности

    2

    11. Охотно читаю о растениях, животных

    1

    12. Принимаю участие в спектаклях, концертах

    1

    13. Охотно читаю об устройстве механизмов, приборов, машин

    1

    14. Подолгу могу разгадывать головоломки, решать задачи, отгадывать ребусы

    2

    15. Легко улаживаю разногласия между людьми

    2

    16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой

    2

    17. Людям нравится мое художественное творчество

    2

    18. У меня есть способности к работе с растениями, животными

    2

    19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме

    2

    20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь

    1

    21. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди

    1

    22. Без особого труда усваиваю иностранные языки

    1

    23. Часто помогаю даже незнакомым людям

    2

    24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д.

    1

    25. Могу влиять на ход развития растений, животных

    2

    26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов

    1

    27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте

    1

    28. Охотно наблюдаю за растениями и животными

    1

    29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику

    1

    30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п.

    1

    Результаты

    multiurok.ru

    описание, особенности, цель и значение

    Как часто мы, будучи взрослыми, думаем о том, что избранная профессия — не совсем то, что нам хотелось бы делать. Именно поэтому так хочется, чтобы наши дети выбрали сферу деятельности, к которой у них есть склонности, и профессию, которая будет приносить им радость. К счастью, сегодня есть методики, которые позволяют выявить наклонности подростка и помочь ему с выбором профессиональной деятельности в будущем. Одна из них – методика Климова. О ее разработчике и особенностях пойдет речь в данной статье.

    выбор профессии

    Начало

    Автор методики определения будущей профессии — Климов Евгений Александрович (1930-2014). Начав работать с 14 лет слесарем на заводе, он закончил трудовую деятельность признанным психологом, доктором психологических наук, профессором и академиком АПН Советского Союза.

    Климов Е.А. был ведущим методологом обновления теоретической и практической базы профессиональной подготовки кадров в Советском Союзе и в Российской Федерации.

    В последние годы жизни профессор Климов работал на факультете психологии МГУ, руководил проектом «Профессии Московского университета», в рамках которого была собрана профессиоведческая информация о более чем 200 профессиях. 30 вариантов специализации было выделено только для такой профессии, как психолог.

    Автор 30 учебников и более чем 320 монографий, Евгений Александрович был первым президентом Российского психологического общества, основанного в 1994 году и объединившего всех высокопрофессиональных психологов нашей страны.

    Методика Климова определения типа будущей профессии (графически выражается пирамидой, на иллюстрации ниже) позволяет подросткам ознакомиться с классификацией профессий (которых сегодня более 40 000), определить собственные предпочтения и сориентироваться в выборе трудоустройства и того дела, которое будет не просто работой, а призванием.

    методика климова определение профессии

    «Карта» профессий: первый ярус

    В соответствии с методикой профессий Е.А. Климова, по объекту труда выделяют пять типов профессиональной деятельности:

    • Человек – техника. К данному кластеру относят профессии, которые связаны с производством, обслуживанием, проектированием техники (от молотка до космических ракет). Например, летчик, слесарь, инженер. Данные профессии требуют наличия практического склада ума, точности, здоровья.
    • Человек – человек. В данном кластере профессий главное – эффективное взаимодействие людей, ведь предметом труда являются люди. Это профессии, имеющие высокий социальный статус и требующие терпения, требовательности и умения контролировать свои эмоции. Важными личностными качествами людей данных профессий являются повышенная потребность в общении и низкий уровень агрессии. Например, врач и медицинский персонал, работники педагогической сферы и сферы обслуживания.
    • Человек – знак. Предмет труда профессий данного кластера – знаковая система, информация в ее графическом выражении. Например, экономист, лингвист, программист. От работника-профессионала требуется сочетание умения абстрагироваться от реальных свойств предметов с умением представить и понять реальные явления, стоящие за сухими цифрами. Для людей данной профессии необходимо наличие рационального мышления, исключительной памяти и устойчивого внимания. виды профессий

    Ярусы более абстрактные

    • Человек – природа. Из самого названия понятно, что в данном кластере находятся по методике Климова профессии, в которых главное – не созерцательная, а деятельная и практическая любовь к природным объектам (живым и неживым). Например, ветеринар, геолог, агроном, эколог или охотовед. Чтобы стать успешным профессионалом в данной области, нужно быть сильным, выносливым, терпеливым, заботливым человеком.
    • Человек – художественный образ. Данный тип профессий по методике Климова – это сфера изобразительного искусства, музыки, литературы, актерского мастерства. Это творческие профессии, где наличие особых способностей (таланта) является необходимостью.

    Редко профессия соответствует лишь одному из перечисленных кластеров. Но кроме предмета приложения усилий существуют еще и цели, к которым мы стремимся.

    методика климова ярусы

    Второй ярус: цели

    По методике определения типов профессий Климова, цели у труда бывают трех видов:

    • Гностические (познавательные). В любом кластере первого яруса есть профессии, призванные познавать: классифицировать, сравнивать, оценивать и проверять. Например, биолог-лаборант, летчик-испытатель, корректор, социолог, театральный критик. Стремление к познанию, устойчивое внимание и наблюдательность, память, развитое мышление и ответственность – важные личностные характеристики для данных профессий.
    • Преобразующие цели. Данные профессии связаны с изменениями и достижением конечного результата (мгновенного или отсроченного). Например, учитель, строитель, бухгалтер, художник.
    • Изыскательные цели, в соответствии с методикой Климова, у профессий, цель труда которых заключается в поиске нового и неизвестного. Это и программист, и дизайнер, и конструктор, и биолог-исследователь. методика климова пирамида

    Третья ступень пирамиды

    Третья ступенька – это характеристика профессий в соответствии с основными средствами труда. Тут в соответствии с методикой определения типов профессий Климова выделяют четыре отдела:

    • Р — профессии, где применяется ручной труд (лаборант, слесарь, фельдшер).
    • М — профессии, где средствами труда являются механизмы с ручным управлением (водитель, летчик, токарь).
    • А – профессии, где используются автоматические системы (оператор станка с программным обеспечением, системный администратор).
    • Ф – профессии, где преобладают незримые функциональные (психологические) средства труда (акробат, дирижер).

    Последний ярус

    Четвертая ступень пирамиды Климова классифицирует профессии в соответствии с условиями труда. Понятно, что каждая профессия предполагает наличие определенных условий – будь то офис или космическое пространство.

    На данном ярусе классификации профессий по методике Климова выделяют такие группы условий труда:

    • Б – условия обычные (микроклимат бытовой). В таких условиях работают лаборанты, бухгалтеры, ученые.
    • О – работа на открытом воздухе (монтажник, геолог, дорожный полицейский).
    • Н – условия труда необычные – под или над землей, при экстремальных температурах (космонавт и подводник, шахтер и пожарный).
    • М — работа с повышенной моральной ответственностью за здоровье и благополучие людей (учитель, врач, судья) и за материальные ценности (охранник, военный).

    Формула профессии

    Используя описанную методику Климова, любую профессию можно выразить в виде формулы из четырех букв (рисунок ниже).

    формула профессии

    Формулы используются для простоты понимания и для более полного осознания главных и второстепенных признаков профессии, ведь выбрать надо по 1 букве из каждого яруса классификации профессий по Климову.

    Методика ДДО Климова

    Дифференциально-диагностический опросник, разработанный Е.А. Климовым, включает 20 пар с предложенными видами деятельности, из которых испытуемый должен выбрать одну.

    Опросник доступен на интернет-ресурсах и может использоваться для определения типа профессии, к которой у испытуемого есть склонности.

    Время опроса не должно превышать 30 минут. На вопросы рекомендуется отвечать быстро, не задумываясь надолго. Воспользоваться дифференциально-диагностическим опросником можно индивидуально и в группе испытуемых.

    Данные опросы можно проводить в общеобразовательных школах с 9 класса. Они направлены на профориентацию молодежи и позволяют испытуемым узнать личностные особенности, выявить интересы и наклонности.

    методика климова типы профессии

    Подведем итог

    Выбрать профессию, которая будет приносить моральное удовлетворение и отвечать потребностям, является одним из самых важных решений в жизни человека.

    Молодые люди часто не имеют достаточных знаний об особенностях разных видов профессиональной деятельности и не учитывают свои личностные особенности, интересы и склонности.

    Методика определения профессиональных предпочтений, разработанная профессором Евгением Александровичем Климовым, в дружественной, непринужденной и доброжелательной обстановке позволяет взглянуть свежим взглядом на вопросы профессионального самоопределения молодым людям.

    А ведь человек по определению работает, чтобы жить, а не живет, чтобы работать.

    fb.ru

    Выбор профессии (ДДО Е.А.Климова)

    Выбор профессии

    Каждому человеку рано или поздно приходится выбирать профессию. В молодости с выбором легко ошибиться, а сделанную ошибку бывает непросто исправить. Проблема профессионального самоопределения приобретает особую актуальность в условиях современного общества и является одной из главных для каждого старшеклассника. От ее решения зависит вся его дальнейшая жизнь. Правильный выбор профессии способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой деятельности, а удовлетворенность процессом труда и его результатами дает возможность более полного осуществления всех жизненных планов.

    Профессиональное самоопределение должно осуществляться с учетом способностей человека, его интересов и склонностей. Однако в нынешних российских условиях на выбор профессии оказывают влияние и многие другие факторы, например, материальный достаток, который может обеспечить та или иная профессия; престижность данной профессии на сегодняшний день; потребность в той или иной профессии; легкость поступления в вуз; стоимость обучения; место расположения вуза (близко или далеко от дома) и ряд других. Часто наиболее выраженные мотивы выбора профессии (например, достижение материального благополучия в будущем) оказываются неадекватными возможностям личности при обучении, возникает дисбаланс между требованиями профессии и способностями личности.

    Основы выбора профессии

    Сделать правильно выбор — значит найти профессию, которая:

    — Интересна и привлекательна (хочу) — это те занятия, которые делаются с интересом, с желанием, по собственной инициативе (как в школе, так и во внеурочное время). Если выбранное дело нравится, то человек охотнее будет работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом и, в конечном счете, больше зарабатывать.

    — Имеет спрос на рынке труда (надо) — это знание о перспективных специальностях, которые пользуются спросом на рынке труда и какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии.

    — Доступна и посильна (могу) — это возможности человека: его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. Например, в каких-то делах человек более успешен, долго может заниматься делом, не уставая, а в других — наоборот, быстро начинает нервничать, злиться, у него ничего не получается.

    Задача педагога-психолога как раз помочь подростку научиться делать самостоятельный выбор в течение всей жизни и совершать следующие шаги:

    — Шаг первый — «Я хочу» — обретение своей цели, узнавание будущего результата.

    — Шаг второй — «Я могу» — открытие и освоение своих способностей.

    — Шаг третий — «Мои ограничения» — выявление преград на жизненном пути в достижении значимых целей.

    — Шаг четвертый — «Мой план» — совместный поиск путей и способов преодоления препятствий на пути к целям, проба сил в выбираемых сферах деятельности.

    — Шаг пятый — «Мои достижения» — оценка промежуточных результатов (где я сейчас нахожусь, в нужном ли направлении двигаюсь), корректировка целей или путей достижения (оценка, анализ, новый план).

    Может ли помочь в выборе профессии психолог?

    Да конечно, психолог поможет в выявлении интересов и склонностей учащихся, направленности личности, первичных профессиональных намерений, определении социальных установок и окажет помощь в их формировании.

    Профориентационная работа со школьниками включает: профессиональную диагностику, профессиональное консультирование, тренинги, факультативные занятия, элективные курсы, беседы, экскурсии, профессиональные пробы, практические, исследовательские, проектные работы, работу с родителями и предусматривает формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство учащихся со способами подготовки к избранной профессии, достижения результатов в профессиональной деятельности и саморазвития в ней.

    Целью профессиональной диагностики является изучение личности школьника в целях профессионального самоопределения. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: ценностные ориентиры, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, направленность, черты характера, темперамент, состояние здоровья. В школе осуществляются лишь отдельные элементы предварительной психодиагностики в целях профконсультации, и в этом случае психодиагностика является составляющей профконсультации.

    Чтобы определить сформированность профессиональных планов, обычно используется метод анкетирования. Диагностика может быть элементом психологического просвещения, направленного на формирование образа «Я», представления о себе как личности и субъекте профессиональной деятельности. Для изучения интересов, склонностей, мотивов выбора профессии оптантов используются известные методики: «Карта интересов», «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО).

    Профессиональная консультация имеет целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшие проблемы.

    Для учащихся хорошо зарекомендовала следующая схема консультирования:

    1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.

    2. Формирование образа «идеальной» профессии.

    3. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде возможных вариантов профессий.

    4. Анализ психологических портретов реальных профессий.

    5. Изучение индивидуально-психологических особенностей клиента.

    6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.

    7. Уточнение профессии, разработка программы и способов овладения профессией.

    У учащихся старших классов есть выраженная потребность посоветоваться с психологом о своем профессиональном выборе. В зависимости от степени развития их профессиональных планов и уровня развития способностей психолог намечает стратегию проведения консультации. Для одних достаточно две-три беседы и краткое диагностическое обследование, чтобы принять решение о выборе профессии и начать подготовку к ней. Для других требуется углубленное обследование и многократные консультации, чтобы подойти к этому решению.

    До начала профконсультаций проводится изучение профессиональных намерений и уровня развития некоторых способностей у школьников. Очевидно, что учащиеся, имеющие выраженные профессиональные интересы и достаточно устойчивый профессиональный план, в наименьшей степени нуждаются в помощи, и их консультируют только в случае самостоятельного обращения к психологу. Такие учащиеся обращаются к психологу за получением подтверждения правильности уже совершенного выбора. Работа с менее успешными в этом плане учащимися не ограничивается несколькими консультациями.

    Психолог может наметить план углубленного изучения учащимся интересующих профессий, в который входит ознакомление с профессиографической литературой. В результате этой работы у одних учащихся произойдет укрепление профессиональных планов, а у других может произойти изменение их намерений.

    По окончании этого этапа психолог приступает к коррекционной работе. Если у учащегося не обнаружено серьезных проблем в развитии важных качеств, намечается план самоподготовки и формирования требуемых способностей, предлагается система психотренировок (развитие нужного вида внимания, памяти, пространственного мышления и т. п.), а затем производятся обстоятельное обсуждение с учащимися их достижений, возникающих сложностей и путей их преодоления.

    В целом вся профконсультационная работа строиться так, чтобы из диагностической она превратилась в диагностико-коррекционную. Все этапы консультации служат одной цели — активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью профконсультанта знаний о своих способностях и перспективах их развития.

    Завершать профконсультацию может беседа с обсуждением проведенной работы, формулированием рекомендаций, принятием решения о продолжении выполнения намеченного плана или же о пересмотре первоначально выбранных сфер деятельности, корректировкой профессиональных намерений и т.д.

    В профконсультировании школьников традиционно используются групповые консультации. Оптимальное количество консультируемых 12 — 15 человек. Развивающая групповая консультация предусматривает применение активных методов работы в группе. К ним относятся имитационные и карточные профориентационные игры, использование элементов социально-психологического тренинга, психотехнические игры и упражнения. Имитационные игры моделируют профессиональную деятельность, давая тем самым возможность проиграть социальные и профессиональные отношения, что особенно важно в юношеском возрасте, когда реальный опыт еще невелик. Игра обязательно завершается обсуждением, в ходе которого устанавливается обратная связь участников с психологом и группой, учащиеся анализируют, в каких ситуациях возникали затруднения, какие психологические качества способствовали, а какие мешали выполнению задачи.

    Использование в процессе групповой консультации элементов социально-психологического тренинга, ролевых игр и упражнений стимулирует интерес участников к проблеме профессионального выбора, позволяет им лучше узнать самих себя, свои возможности, способности, осознать мотивы поведения.

    Помогая разумному планированию карьеры, тренинг оказывается средством коррекции профессиональных намерений и установок школьников на последующее самоопределение. Опыт переживаний в группе становится важным эмоциональным компонентом социально-психологической активности учащихся в выборе карьеры. Психолог подбирает игры с учетом личностных особенностей участников, уровня их психологической готовности к п

    infourok.ru