Разное

Личная гигиена для детей школьного возраста – памятка для детей и родителей

Содержание

памятка для детей и родителей

Последние десятилетия медики бьют тревогу. Здоровье детей резко ухудшилось. Это явление вызвано несколькими причинами, одна из них – нарушение основ личной гигиены ребенком.

Правила личной гигиены школьника – это залог крепкого здоровья, отсутствие инфекционных, а также паразитарных заболеваний. Низкий уровень здоровья у первоклассников неблагоприятным образом сказывается на адаптационных процессах ребенка в школе. Поэтому представляем вашему вниманию правила личной гигиены школьника. Памятка должна быть у малыша перед глазами.

Правила, которые необходимо соблюдать в стенах дома

Личная гигиена школьника – это то, к чему должен стремиться каждый ребенок. Это то, к чему нужно приучать малыша с момента рождения! Чтобы ребенка не называли неряхой, родителям придется потрудиться над воспитанием чада в течение нескольких лет. Когда малыш подрастет, то уже без помощи мамы или папы самостоятельно будет умываться и чистить зубы.

Соблюдение правил личной гигиены школьника — важный момент в воспитании ребенка. Во-первых, родителю необходимо научить ребенка заправлять постель. Во-вторых, утром и вечером необходимо проветривать комнаты, где спят дети. Помните, что солнечный свет в течение 15 минут убивает микробы в воздухе и на поверхности пола и мебели. Поэтому незашторенные окна в солнечный день – отличная профилактика вирусных и инфекционных заболеваний. В-третьих, чистая посуда тоже является важным моментом в профилактике вирусных и инфекционных заболеваний.

Само собой, что чистку зубов и умывание по утрам и вечерам никто не отменял. Первоклассник должен выполнять эти процедуры самостоятельно! Убедите чадо, что обязательно нужно соблюдать правила личной гигиены. Школьника уговорить несложно.

Как правильно мыть руки

К мытью рук перед приемом пищи и после прогулок на улице нас приучают с раннего детства. Но исследования показали, что 95% детей и взрослых не умеют делать этого правильно! Как вы думаете, с чем это связано? Все достаточно просто. Когда мы открываем воду из крана, то грязными пальцами касаемся ручки или вентиля. Микробы, обитающие на поверхности кожи, немедленно перемещаются на руки! Помыв руки с мылом, мы закрываем кран, трогая те самые вентиля, и пересаживаем бацилл обратно на чистые руки. Эффект и польза от такого мытья сводится практически к нулю.

Возникает логичный вопрос: «Как же тогда правильно мыть руки?». Тут все просто. Алгоритм тот же. Но в момент закрытия крана необходимо взять в руки салфетку, накрыть ею вентиль и повернуть его нужное количество раз. Если у вас кран «однорукий», тот тут еще проще. Закрываем его тыльной стороной ладони. И, конечно же, не забываем мыть руки с дезинфицирующим средством.

Лайфхак при чистке зубов

Кто был хотя бы один раз в жизни на приеме у стоматолога, наверняка запомнил овальное и чистое зеркало на ручке, в которое видишь результат работы дантиста. В детский стаканчик у раковины можно поставить такое же, только миниатюрных размеров.

Эта мера позволит малышу наблюдать за зубами во время их чистки, рассматривать, что происходит с дальними зубами, насколько хорошо они вычищены. Если выполнять эту процедуру регулярно и качественно, то посещение дантиста будет сведено к минимуму.

Если ребенок заболел!

Когда ребенок или взрослый болен простудой или гриппом, то нужно ужесточать правила личной гигиены школьника. Памятка рекомендует на период болезни каждому члену семьи иметь свои столовые приборы (кружки, тарелки, вилки и ложки). Проветривайте помещение и комнату больного как можно чаще. Как заболевшему, так и здоровым необходимо носить маски на лице. Если больной чихает или кашляет, то он просто обязан закрывать рот или нос платочком, когда делает это!

Правила личной гигиены школьника: памятка (кратко)

  1. Начинать и заканчивать день необходимо с чистки зубов.
  2. Выполнив зарядку, необходимо заправить постель и отодвинуть шторы, раскрыв окно.
  3. Подстригать ногти на руках и ногах нужно каждую неделю. Лучше всего делать это вечером в воскресенье перед началом учебной недели, а затем идти в душ.
  4. Каждый вечер необходимо подмываться, как девочкам, так и мальчикам — об этом гласят правила личной гигиены школьника.
  5. Памятка напоминает, что несколько раз в неделю нужно тереть тело намыленной мочалкой. Эта процедура смоет грязь и микробы с поверхности эпидермиса, а также удалит частички ороговевшей кожи.
  6. Детям мыть голову положено не больше 2 раз в неделю. При частых простудных заболеваниях разрешается уменьшить количество процедур.
  7. Каждое утро ребенок обязан надевать чистые отутюженные трусики и носки (колготки).
  8. В школьной столовой нельзя пить из чужого стакана, а также нельзя пользоваться чужими столовыми приборами.
  9. Не следует делиться сменной обувью.
  10. Известно, что школьники на уроках любят грызть колпачки на ручках, а также стирательные резинки на макушке карандаша. Делать этого категорически нельзя.
  11. Наличие собственной расчески у школьника поможет избежать заражения педикулезом.

Что делать, если….

Если чадо забывает соблюдать правила личной гигиены школьника, памятка ему придет на помощь. Она должна быть размножена и как можно чаще попадаться на глаза ребенку. Также родители обязаны строго придерживаться этих правил. Если ребенок будет видеть, как мама или папа соблюдает нормы гигиены, то и сам будет с радостью их выполнять, подражая любимым родителям.

Следите за чистотой, и ваш организм будет благодарить вас за этот труд крепким иммунитетом!

fb.ru

Правила личной гигиены для детей школьного возраста

Чистка зубов, умывание, купание — какие ещё правила личной гигиены актуальны для детей школьного возраста? Давайте пробежимся по основным.

Личная гигиена — это то, к чему следует приучать с самого детства. Как показывает практика, дети, родители которых вовремя не привили им необходимые навыки, на всю жизнь остаются неаккуратными. Таких людей называют по-разному: неряха, замухрышка, замарашка, поросёнок… Общество придумало немало синонимов для обозначения нечистоплотного человека. И для того, чтобы ни один из горе-терминов нельзя было адресовать вашему чаду, вам придётся немного поработать.

Правила личной гигиены просты. В них нет ничего замысловатого. Подрастающий малыш не способен выполнять все до единого из них самостоятельно. Поэтому первые годы жизни маме и папе придётся помогать своему крохе. Спустя время все привитые навыки будут с лёгкостью реализованы без родительской помощи.

Правила личной гигиены для детей школьного возраста

Правила личной гигиены для малышей и для детей школьного возраста начинаются одинаково — с мытья рук. Перед обедом, после туалета, после прихода с улицы, после общественного транспорта.

Умывание

Утреннее умывание — ещё одно обязательное правило. Приучите ребёнка умываться в нижнем белье. В этом случае он не забрызгает школьную форму и не измажет её зубной пастой. Кстати, о зубной пасте: чистить зубы необходимо два раза в день — утром и перед отходом ко сну. Приучив чадо делать именно так, вы избавите его от необходимости часто посещать стоматолога в будущем.

Уход за волосами и ногтями

Ухаживать за волосами и ногтями ребёнка мамам и папам приходится даже тогда, когда чадо ходит в среднюю школу. Но здесь важно другое. Важно научить кроху обращать внимание на состояние ногтей и волос. Если он сам подходит к вам с просьбой подстричь ногти или расчесаться, значит, вы на верном пути.

Интимная гигиена

Обязательным правилом является ежедневная интимная гигиена и купание (будь то утренний душ или вечерний). Интимная гигиена важна для девочек и мальчиков абсолютно одинаково. Объяснить ребёнку необходимость ежедневного мытья — одна из основных родительских задач в этой области.

Что ещё должен уметь школьник?

Вы ознакомились с основными правилами личной гигиены. Но это отнюдь не все умения, которыми должен обладать ребёнок школьного возраста. Что же он должен уметь делать кроме этого?

  • Использовать салфетки за трапезой,
  • прикрывать ладонью рот во время чиханья или кашля (врачи рекомендуют кашлять и чихать в согнутый локоть, дабы избежать распространения вирусов),
  • мыть фрукты и овощи перед употреблением,
  • заботиться о своём внешнем виде.

Теги по теме:
дети 3-7образ жизни

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru

Гигиена детей и подростков: особенности ухода

Важным условием для поддержания здоровья и должного уровня жизни является соблюдение правил гигиены. Она изучает влияние факторов окружающей среды на человека, ставит цель не просто сохранить, а укрепить здоровье. В нее входит целый комплекс процедур.

Особенность гигиены для детей и подростков в том, что их организм находится на стадии роста. Все, что сформируется сейчас, имеет последствия в дальнейшей жизни. Эту возрастную категорию рассматривают отдельно.

Необходимость ухода за собой заключается в том, что мы живем в социуме. Легче заводить новые контакты с людьми и выстраивать общение, если человек приятно и располагающе к себе выглядит.

Личная гигиена ребенка дает основы воспитания. Он приобретает навыки хорошего тона, начинает осознавать, какое поведение приемлемо, а какое нет. Формирует представления о внешнем мире, устройстве общества. Такие базовые знания перенесутся во взрослую жизнь.

Гигиена детей и подростков делится на:

  • детскую;
  • дошкольную;
  • школьную;
  • подростковую.

Дети повторяют модели поведения взрослых. Бесполезно пытаться чему-то учить, если вы ведете себя совершенно противоположно. При правильном примере, ребенок будет сам все делать, а при положительном подкреплении, привычки четко отложатся на подсознании и останутся на всю жизнь.

Гигиена детей до 3 лет

До того момента, пока ребенок не начал ходить и говорить, ответственность за его чистоту и здоровье лежит на родителях.

Ежедневно должно осуществляться купание, лучше в вечернее время. Это обусловлено тем, что детская кожа не имеет еще защитного барьера, она подвержена воздействию бактерий. Очищать ее нужно постоянно. Если этого не делать, могут начаться аллергические реакции, и в целом будет более слабый иммунитет. Важным является температура воды и продолжительность купания.  Нельзя повышать ее до 38 градусов – это слишком горячо, вызовет жар и болезненные состояния у ребенка, участится сердцебиение и дыхание.

Подмывать малыша следует после каждого похода в туалет. Безопасней и экономней это делать под проточной водой, а не салфетками. Неправильно держать ребенка над раковиной одной рукой, как это принято. Дело в том, что ребенок так находится анальным отверстием к верху, и вода из крана попадает сначала на него, а уже потом стекает к половым органам. При таком положении есть риск занесения инфекции на половые органы. Правильное подмывание мальчиков и девочек мы рассмотрим ниже.

Уход за глазами, носовыми пазухами и ушами

Глаза аккуратно протираются ватным диском, смоченным в теплой воде. Не нужно сильно их тереть, пройдитесь по одному месту несколько раз: достаточно будет 1–2 движений, чтобы очистить веко. Также не следует протирать глаза какими-то растворами. Любая жидкость, кроме воды, может вызывать нагноение слизистой и опухание.

За носом нужен особый уход, так как пазухи еще маленькие, они очень легко и быстро забиваются. Не стоит лезть туда ватной палочкой: вы можете повредить проходы. Рациональнее будет сделать это специальным отсосом, который безболезненно и быстро удалит ненужное из носа вашего ребенка. Пользоваться им желательно через день или каждый день. При плохом очищении носа ребенок не сможет нормально дышать, а это очень опасно.

А вот уши можно прочистить ушной палочкой, но осторожно, не нужно лезть вглубь и сильно давить: достаточно просто убрать скопившуюся серу и пыль снаружи.

Подстригать ногти лучше раз в неделю специальными маникюрными ножницами. Частые процедуры будут болезненны, а при более редком подстригании ногти успевают отрасти, что становится опасным для ребенка: он может сам себя поранить.

Роль кислорода в детской гигиене

Отдельно можно выделить значимость свежего воздуха. Помещение, где находится ребенок, следует несколько раз в день проветривать. Циркуляция кислорода снижает риски попадания вируса в квартиру, повышает иммунитет и питает организм нужными веществами для правильного развития.

Один раз в день с ребенком нужно выходить на улицу. От сильного закутывания он может вспотеть и простыть. Прогулки на свежем воздухе действуют как легкое закаливание, и положительно влияют на нервную систему малыша. Прогулки должны быть пешие, ребенок может в этот момент как находится в коляске, так и идти рядом, в зависимости от возраста. Сильно продолжительными их делать не стоит: это может переохладить ребенка. Прогулки на улице должны проходить с пользой: в эти моменты малыш познает окружающий мир, повышает свои знания о цветах, формах, животных и растениях.

Гигиена детей от 3 до 5 лет

Когда ребенок уже начинает осознавать себя и мир вокруг, имеет смысл объяснить ему, что же такое правила ухода за собой. Детская гигиена начинается с беседы. Малышу необходимо рассказать о важности ежедневных гигиенических процедур.

Ребенок должен уметь чистить зубы. Существуют специальные детские зубные щетки. Они более мягкие и адаптированы специально под детскую маленькую руку и рот. Это позволит быть уверенным в том, что малыш не поранится. Не разрешайте чаду брать взрослую зубную пасту: она может слишком раздражать слизистую. Лучше купить специальную пасту для детей, их сейчас огромный выбор. Они безопасны при проглатывании и имеют повышенное содержание кальция для формирования здоровых зубов. Нужно показать малышу правильную последовательность чистки зубов. Научите его делать это тщательно, но без фанатизма, чтобы не поранить десна. Можно показать мультфильм на эту тему, чтобы он лучше запомнил, как это делается. Несколько дней подряд желательно чистить зубы вместе, для наглядности и помощи в случае возникновения у него вопросов.

Важно выделить отдельную щетку, полотенце, расческу для ребенка. Объяснить, что это его личные вещи, и никто не должен ими пользоваться. Аналогично запретите брать чужие принадлежности.

Умывать лицо ребенку нужно по утрам и вечерам. Специальные средства не понадобятся: достаточно обычной теплой воды. После этого лицо нужно промокнуть чистым полотенцем, предназначенным только для лица. Не нужно его сильно растирать, просто приложите, и оно само впитает всю лишнюю жидкость.

Правильное мытье рук

Наглядно покажите, как правильно мыть руки. Будет хорошо, если вы распечатаете и повесите возле раковины картинку-инструкцию, где пошагово описывается правильная методика намыливания. Даже взрослые сейчас редко уделяют должное внимание этому процессу. Мыть руки необходимо 20–30 секунд, особое внимание уделяют области возле ногтей. Можно хорошо помассировать руки – это положительно скажется на работе организма в целом, а особенно желудочно-кишечного тракта. Малыш должен понимать, почему необходимо мыть руки перед едой, после улицы, похода в туалет и контакта с домашними животными.

Если в семье несколько детей, ситуация с прививанием полезных привычек становится намного проще, ведь младший ребенок лично видит, как соблюдается гигиена старшими братьями и сестрами, которые вместе с родителями напоминают о важности этих процедур.

Правила интимной гигиены для девочек

В раннем возрасте родители показывают, как правильно ухаживать за половыми органами. К возрасту 5 лет ребенок вполне может сам осуществлять данные процедуры, иногда под присмотром. В этом плане действия девочек и мальчиков отличаются.

Основным при подмывании девочек является соблюдение направления движений. Правильными будут движения спереди назад. Это минимизирует риск попадания бактерий из ануса на слизистую и образования воспаления.

Не используйте мыло или специальные интимные гели: они нарушают кислотно-щелочной баланс, что чревато различными сыпями, зудом, вагинитом.  Лучше всего подойдет обычная проточная вода, которая вполне справится с деликатным очищением. Девочке объясните, что подмываться обязательно как минимум раз в день, так же как и менять нижнее белье. Периодически можно смазывать кожу слизистой маслом, но делать это надо осторожно, и ни в коем случае не трогать внутреннюю оболочку влагалища.

Покупать детские трусики надо из натуральных тканей, например, хлопка. Белье не должно мешать двигаться, а к коже нужно обеспечить приток воздуха. Выделяют отдельное полотенце для интимных целей, не допускается пользование им кем-то другим.

После каждого посещения туалета нужно промокнуть половые органы бумагой. До полового созревания слизистая на этом место особенно чувствительная, и оставшиеся на ней выделения могут вызвать воспаление.

Правила интимной гигиены для мальчиков

При подмывании мальчика соблюдать направленность движений не нужно. Оттягивать крайнюю плоть не стоит: это приводит к микротравмам. Головка сама откроется к пяти годам. После ее открытия нужно регулярно и тщательно промывать места под ней, чтобы удалять лишнюю смегму. Если этого не делать, она накапливается в избыточном количестве и начинает воспаляться, опухать и даже гноиться.

Не нужно использовать специальные средства, подойдет обычная вода. Если ребенок осознает важность таких процедур, он не будет о них забывать, и вам не придется его контролировать. После мочеиспускания мальчикам стоит промачивать излишки влаги бумагой, во избежание воспалений.

Гигиена детей от 5 до 7 лет

В дошкольном возрасте регулируют режим дня ребенка. Важно привить будущему школьнику правильные часы сна и бодрствования, чтобы в последующем ему было легче рано просыпаться. Стоит взять за правило ранний отход ко сну и такие же подъемы.

В этом возрасте можно предложить ребенку закаливание. Это приносит пользу для иммунитета, центральной нервной системы, регулирует правильную работу гормонов и дисциплинирует. Не обливайте ребенка сразу ледяной водой, лучше после принятия ванны или душа заканчивать процедуру более прохладной водой, постепенно понижая градус. Либо предложите ребенку обтирание холодным полотенцем – это более мягкий и щадящий вариант закаливания.

Важно следить, чтобы у ребенка было достаточно физической активности в течение дня. Благодаря этому он не будет испытывать перевозбуждение к вечеру. Его опорно-двигательная система сможет правильно развиваться, в целом повысится уровень силы и выносливости.

Можно попробовать записать ребенка в специальную секцию, которых сейчас много. Девочек, скорее всего, заинтересуют танцы или гимнастика, а мальчиков футбол, хоккей или каратэ.

Гигиена школьного периода

С началом учебы начните особенно заботиться о зрении подростка. Лучше на практике показать, как делается гимнастика для глаз – это предотвратит уставание глаз во время занятий в школе и дома, снизит риск возникновения сухого глаза, близорукости и дальнозоркости. Объясните, через какое время нужно делать перерывы в работе.

Не забывайте о правильной осанке за рабочим местом – позвоночник находится прямо, во избежание сколиоза. Неправильное положение спины влечет серьезные проблемы: в будущем будет ассиметричная фигура, у девушек не сможет правильно развиться красивая грудь, у юношей не нарастет должным образом мышечная масса. С возрастом начнутся боли в пояснице и шее, придется носить выравнивающий корсет, что довольно неудобно. Поэтому лучше предотвратить болезнь, чем потом от нее избавляться.

Правильная поза за столом – ноги под углом 90 градусов, а между животом и ребром стола можно легко поместить кулак. Не допускайте слишком сильного наклона головы к тетрадям или учебникам. Раскачивания на стуле, сидение нога на ногу или поджимание ног под себя также недопустимы: это пережимает сосуды, кровь должным образом не циркулирует, могут онеметь конечности, начаться различного рода затекания и отеки. Кончик ручки при написании должен смотреть в плечо, что позволяет кисти руки меньше уставать и одновременно ставит красивый почерк.

К тому моменту, как вы отправляете ребенка в первый класс, он должен четко знать о том, что необходимо самостоятельно следить за собой и своим внешним видом, иметь представление, как должна выглядеть опрятная одежда. Ребенок в этом возрасте уже осознает, что нельзя ходить с грязной головой или подолгу не принимать душ.

Важно научить его следить за чистотой и аккуратностью своих ногтей. В этом деле ему, скорее всего, понадобится ваша помощь, но он сам может оценить состояние своих рук. Именно под ногтями собираются микробы, яйца глистов, от которых не получится избавиться обычным мытьем, так как они спрятаны за ногтевой пластиной.

Особенности подростковой гигиены

В подростковом возрасте гигиена усложняется из-за физиологических изменений. Происходит перестройка гормонов, поэтому без ежедневных процедур не обойтись.

Вместе с ребенком выберите правильный, безопасный дезодорант, так как у подростков встречается повышенное потоотделение. При этом нужно помнить, что все дезодоранты забивают железы, что препятствует полноценному выходу отработанных жидкостей, это может вызывать лимфатические воспаления и даже рак. Лучше, если вы подберете бережный экологический дезодорант, который будет просто устранять запах пота.

Начало роста волос на лобке и в подмышечных впадинах не улучшает ситуацию: бактерии на них плодятся еще больше, и запах присутствует почти постоянно. При необходимости оповестите ребенка о методах удаления нежелательных волос, можно дать небольшое пособие по депиляции. Лучше, если подросток займется этим сам, а в случае возникновения проблем обратится к вам за советом. Проинформируйте об уходе за кожей до и после депиляции, и особенностях этой процедуры.

Подростку необходимо правильно питаться, соблюдать гигиену еды и питья. Мыть овощи и фрукты, пить только очищенную воду. При сбалансированном питании повышается энергия, активность и настроение. Важно обеспечить организм достаточным количеством белков, жиров и углеводов. От фаст-фуда необходимо отказаться совсем, в нем нет никаких питательных макро и микроэлементов. Также избыток сахара и соли не идет на пользу здоровью. Магазинные газировки и пакетированные соки лучше заменить свежевыжатыми. Периодически важно пропивать курс витаминов: это поможет избежать авитаминоза и весенне-осенней хандры.

Алкоголь и табак

Наличие в жизни растущего организма таких отравляющих наркотических веществ, как алкоголь и табак – недопустимо. Они вызывают кислородное голодание, отмирание клеток мозга, нарушают работу гормонов и нервной системы. Алкоголь в женском организме наносит тотальный вред: он растворяет оболочку яйцеклеток, данных при рождении. В дальнейшем они не восстанавливаются и не синтезируются новые. Чем больше в жизни было алкоголя, тем сильнее вероятность оплодотворения в будущем именно нарушенной яйцеклетки, что ведет к развитию мутаций, уродства и просто физически слабого потомства.

Сон и отдых

Важно следить за режимом сна и отдыха. В сутки нужно спать не менее 8-9 часов: это позволит организму восстановить силы и обеспечить правильной работой внутренние органы. Спать необходимо в хорошо проветриваемом помещении. Лучше теплее укрыться одеялом, но открыть форточку в холодную погоду, чем остаться на ночь в душном помещении.

Для предотвращения гиподинамии, ежедневно надо ходить пешком, не менее 10 километров: это питает клетки кислородом и дает мышцам возможность правильно развиваться.

Важно оставлять в своем распорядке дня время на отдых и хобби: нельзя полностью загружать себя учебой и дополнительными кружками, что ведет к перегруженности, повышенному уровню стресса и в дальнейшем к синдрому хронической усталости. Даже между уроками нужно делать перерывы. Лучше, если вы немного пройдетесь, поболтаете с родными и близкими. Плохим вариантом будет игра в компьютерные игры и просмотр телевизора.

Частое явление в детстве – прыщи. Правильный уход за кожей лица и внимательное отношение к изменениям, происходящим в теле, могут снизить риск развития акне.

Появление прыщей

Если подросток соблюдает правила личной гигиены, но у него появляются высыпания, значит, началась активность половых гормонов. Улучшить ситуацию поможет правильное питание и уход за проблемной кожей. Можно приобрести в аптеке или специализированном магазине очищающее средство для борьбы с повышенной выработкой кожного сала. Поможет антибактериальный лосьон. Его наносят два раза в день: утром и вечером. Это подсушивает высыпания, выравнивает цвет кожи, помогает регулировать кожные процессы.

Когда высыпания появляются быстро и в больших количествах, надо посетить дерматолога. Он возьмет соскобы, проверит их на наличие аллергии, кожного клеща: это является частой причиной неожиданных высыпаний. Может направить вас на сдачу анализа на гормоны, чтобы проверить правильность работы щитовидной железы. В тяжелых случаях назначаются гормональные таблетки, антибиотики или мази на их основе.

Поход к гинекологу

Девушке необходимо сходить к гинекологу. Врач сможет проверить, правильно ли идет развитие. Возьмет мазок на анализ микрофлоры. Детский гинеколог проверит созревание и рост груди, расскажет о менструации, и поможет разобраться в выборе гигиенических средств. Во время критических дней помните о том, что лучше воздержаться от плавания в бассейне из-за риска занесения инфекции, от принятия ванны, посещения бани, так как повышение температуры вызовет усиление кровотечения.

Тампоны и прокладки меняются регулярно: в них скапливаются болезнетворные бактерии, которые вызывают воспаление и раздражение. В обычной жизни не советуют пользоваться даже ежедневными прокладками: они тоже являются рассадниками инфекции. Все дело во влажной среде, которая очень благотворно влияет на развитие такого типа бактерий, а при ее отсутствии они погибают, не начав размножаться.

При слишком болезненной менструации врач может выписать обезболивающее средство, но обычно помогает простое ограничение активности, правильное питание и продолжительный сон. При боли в животе необходимо лечь и приложить теплую грелку.

Интимная гигиена девочек-подростков не отличается от женской, только с наступлением менструации девушка должна увеличить число ежедневного подмывания и следить, чтобы ее выделения не были обильными или долгими: в таких случаях лучше показаться специалисту.

Такая вещь, как стринги, нежелательна: они сдавливают половые органы и разносят инфекцию от ануса к гениталиям, вызывают раздражение, зуд и покраснение, а также пережимают лимфатические каналы, что может спровоцировать приступ.

Интимная гигиена мальчиков-подростков похожа с гигиеной девочек, только волосы у них начинают расти еще и на лице. Важно, чтобы папа показал, как правильно бриться с использованием специального крема и нанести лосьон. Подростка стоит предупредить о таких вещах, как ночные поллюции, рассказав, что это нормально. Лучше, если он окажется информационно подготовленным и к первой эрекции, чтобы увиденное не напугало его. В целом правила остаются те же: ежедневный душ, смена белья, обязательный утренний и вечерний ритуалы.

Половое воспитание

Правильно будет, если эту тему осветят родители в домашней обстановке. Самое важное, о чем нужно проинформировать юношу или девушку, – предохранение. Перед вступлением в половую связь, подросткам стоить узнать о заболеваниях, передающихся половым путем, и о способах предотвращения получения инфекций. Мальчику нужно рассказать об использовании презервативов, а девушка, возможно, захочет проконсультироваться с гинекологом о начале принятия гормональных контрацептивов.

Автор статьи

Карина Осипова

Александра является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о играх, беременности, воспитании и обучении, уходе за ребенком и здоровье мамы и ребенка.

Написано статей

213

Рейтинг автора

5

pupsfull.ru

Правила личной гигиены дошкольника и младшего школьника


Овладение навыками личной гигиены не только содействует профилактике различных инфекционных заболеваний, но и служит воспитанию элементарной культуры. О том, какие правила надо обязательно соблюдать и каких неприятностей можно избежать, если не пренебрегать элементарными правилами гигиены, рассказывает Наталия Борисовна Мирская, доктор медицинских наук, врач по гигиеническому воспитанию Центра гигиенического образования населения Росптребнадзора


Какое значение имеет гигиеническое воспитание детей?


Гигиеническое воспитание способствует развитию эстетических чувств, и нужно суметь доказать детям, что то что полезно, с точки зрения гигиены и соответственно здоровья, то и эстетично (чистые руки, волосы, носовой платок, расчёска, зубная щётка, одежда, обувь, здоровые белые зубы и т.д.).


Дети должны быть убеждены, что неряшливый человек, не соблюдающий правила гигиены, неприятен для окружающих, а также опасен как распространитель многих инфекционных заболеваний. У дошкольников и младших школьников в процессе гигиенического обучения необходимо формировать навыки личной гигиены, сознательное отношение к сохранению своего здоровья и здоровья своих близких, товарищей и окружающих людей.


Для того чтобы дети лучше понимали и усваивали учебный материал, важным моментом обучения должны быть хорошо подобранные иллюстрации, рисунки, таблицы, кроме того, в гигиеническом воспитании детей всегда помогут сказки, пословицы, поговорки, загадки и литературные тексты.


С раннего детства необходимо приучать ребёнка пользоваться носовым платком. Ребёнку нужно объяснить, что при кашле и чихании, даже если человек здоров, из его носоглотки выделяется большое количество болезнетворных микробов и если не пользоваться носовым платком, то с брызгами происходит заражение окружающих.


Кроме того, отсутствие носового платка является основной причиной несформированного, особенно у дошкольников и младших школьников такого очень важного для здоровья навыка как правильно сморкаться. В этом случае ребёнок втягивает в себя и проглатывает отделяемое из носа, что очень вредно. В последнее время, к сожалению, это становится распространённым явлением.


Как правильно использовать носовой платок при сморкании?


Начиная пользоваться носовым платком его нужно полностью развернуть и сморкаться в середину, освобождая сначала одну ноздрю, а потом другую. Далее платок нужно свернуть использованной частью внутрь, не комкать его, но и не складывать.


Если использованный, например, для носа платок сложить, то можно забыть, что он был уже использован, и через некоторое время воспользоваться им как чистым. Это опасно, т.к. инфекция с платка может попасть на глаза, кожу, губы и т.д. вызывая такие заболевания как конъюнктивит, ячмень, герпес, стоматит и др.


Отсутствие у ребёнка носового платка способствует развитию у него таких


вредных для здоровья привычек как:


— вытирать пальцами, ладонью, кулаком, рукавом одежды: нос, рот, слёзы из глаз, пот со лба и других частей лица, а также шеи;


— сморкаться «в два пальца» на улице, а мотом вытирать руки об одежду или окружающие предметы, распространяя инфекцию;


— тереть руками глаза;


— Вынимать пальцами попавшую в глаз ресницу, соринку и др.


Поэтому необходимо чтобы у каждого ребёнка был отдельный платок для носа и отдельный для глаз (особенно во время простуды), во избежание попадания инфекции из носа на глаза и наоборот.


Платки должны быть чистыми. Менять их необходимо ежедневно, даже если ими не пользовались. Вытирать глаза, рот, лоб, лицо или перевязывать царапину нужно только чистым платком.


В последнее время стали отдавать предпочтение бумажным салфеткам или платкам. Насколько это правильно?


Что касается использования бумажных разовых носовых платков в повседневной жизни, то полная замена ими носовых платков из ткани не рекомендуется.


Бумажные разовые носовые платки можно сравнить с разовыми бумажными полотенцами, скатертями, посудой, которые следует использовать в общественных местах, в дороге лишь иногда.


В отличие от носовых платков из ткани разовые бумажные носовые платки имеют ряд существенных недостатков, которые не позволяют использовать их в качестве защиты от заболеваний:


— бумажный разовый носовой платок не позволяет сформировать навык правильного сморкания;


— высокая способность бумажного платка впитывать влагу и его маленький размер делают его быстро абсолютно мокрым (даже от одного сморкания), что не позволяет высморкаться в него несколько раз – столько сколько необходимо;


— даже мягкая бумага, из которой сделаны разовые платки, может оказать раздражающее действие на кожу, так использование для сморкания нескольких бумажных платков подряд (особенно при насморке) может вызвать сильное раздражение кожи под носом и вокруг него (покраснение, боль).


Разовый бумажный носовой платок не предохраняет от распространения инфекции:


в силу высокой впитывающей влагу способности бумажного платка и его маленького размера даже после одного сморкания на руки, особенно при насморке, попадает много болезнетворных микробов.


Другим фактором риска распространения инфекционных заболеваний нередко является отсутствие места безопасного временного хранения и утилизации использованных разовых носовых платков: у детей, как правило, отсутствует свой специальный, пакет для временного хранения использованных разовых носовых платков.


Во время учебных занятий в школе, даже при наличии у учащихся индивидуальных пакетов для временного хранения использованных носовых платков и мусорной корзины в классе, во время урока, как правило, нет возможности выбросить использованные разовые носовые платки, и школьники вынуждены класть их рядом с собой на рабочий стол. Довольно много таких платков накапливается за урок, но особенно много их бывает, если у детей насморк.


В связи с тем, что разовые платки сделаны из бумаги они не могут быть использованы: когда из глаз текут слёзы во время плача, сильного смеха, при резком изменении внешней температуры воздуха (тепло-холод, холод-тепло), при потреблении горячей пищи, при реакции на яркий свет, едкие вещества, при попадании в глаз инородного тела и т.д.; при повышенном выделении пота на лбу и других частях лица, а также шеи.


Таким образом, современный ребёнок, постоянно нуждается в наличии и активном использовании носовых платков, причём не только, непосредственно для носа. Платков должно быть несколько, а предпочтение следует отдавать платкам из ткани.


Известно, что при отсутствии навыков дети имеют риск получить различные заболевания. Какие наиболее типичные заболевания развиваются в ситуации пренебрежения гигиеническими правилами?


В результате проведённого анкетирования родителей и анализа результатов медицинских осмотров ряда общеобразовательных учреждений Москвы выявлена высокая распространённость нарушений и заболеваний органа зрения, которая составила 46,1% (43,9% среди мальчиков и 48,8% среди девочек). На первом месте оказались воспалительные заболевания придаточного аппарата глаза в виде конъюнктивита (22,2%) и ячменя (5,1%), что в сумме составило более 27% от всех выявленных нарушений и заболеваний органа зрения.


Какими симптомами характеризуется конъюнктивит?


Конъюнктивит — это воспаление слизистой оболочки век и глазного яблока (конъюнктивы). Является одним из наиболее распространённых заболеваний глаз, что связано с доступностью конъюнктивы воздействию различных факторов окружающей среды: болезнетворных бактерий и вирусов (инфекций), а также механических и термических раздражителей. Чаще конъюнктивит имеет инфекционную природу.


Различают острый и хронический конъюнктивит. Острый конъюнктивит начинается сразу, без предвестников, и почти всегда на обоих глазах одновременно. Возникают слёзотечение, чувство жжения и рези в глазах. Веки припухают. Конъюнктива отекает и резко краснеет. Появляются обильные слизистые, чаще гнойные выделения.


В некоторых случаях конъюнктивит может сопровождаться насморком и общими расстройствами: головной болью, бессонницей, повышением температуры тела.


При появлении первых признаков острого конъюнктивита прежде всего необходимо устранить причинный фактор и провести лечение способствующего конъюнктивиту заболевания.


Как бороться с этим состоянием?


При остром инфекционном конъюнктивите эффективны противобактериальные, противовирусные и другие (в зависимости от вида возбудителя инфекции) лекарственные средства. Использовать лекарства можно лишь по назначению врача и под его контролем. Заметное облегчение приносят различные вяжущие и обезболивающие средства в виде капель.


Нельзя накладывать на глаза повязку, так как это создаёт благоприятные условия для развития микробов, а также способствует вовлечению в процесс роговицы. По мере накопления гноя глаза необходимо обильно промывать с помощью кусочка ваты, смоченного свежекипячёной остуженной водой, в направлении от наружного угла глаза к внутреннему углу (к носу). Нельзя прекращать лечение без разрешения врача, даже если исчезли видимые признаки конъюнктивита. В таких случаях болезнь может принять затяжное, хроническое течение.


Как происходит заражение?


При остром инфекционном конъюнктивите возбудители инфекции обычно передаются через предметы обихода (постельные принадлежности, полотенца, носовые платки и др.). Нередко возбудитель заносят в здоровые глаза грязными руками. Поэтому в профилактике заболевания главную роль играет соблюдение правил личной гигиены.


Иногда симптомы конъюнктивита могут быть выражены слабо – имеются лишь небольшое покраснение конъюнктивы и скудное отделяемое, которое скапливается по утрам в виде гнойного комочка у внутреннего угла глаза.


Однако следует помнить, что конъюнктивит, вызываемый бактериями и вирусами, т.е. инфекционный, независимо от остроты проявления является очень заразным.


Какие ещё воспалительные заболевания глаз встречаются у детей?


Ячмень – острое гнойное воспаление волосяного мешочка ресницы и сальной железы, находящейся у края века. В начале заболевания у края века образуется ограниченная болезненная красноватая припухлость, возникает отёк кожи и слизистой оболочки века. Через 2-3 дня на верхушке припухлости появляется гнойная головка, при вскрытии которой выделяется гной.


Чаще всего ячмень развивается вследствие нарушения гигиенических правил — вытирания глаз грязным полотенцем, платком или руками.


Возможно возникновение сразу нескольких ячменей, которые могут сливаться в один, что сопровождается ухудшением общего состояния, повышением температуры тела. Нередко процесс носит повторяющийся характер.


Какие методы лечения существуют и чего делать нельзя при этом заболевании?


В начале заболевания область болезненной точки на веке можно смачивать 3-5 раз в день 70% спиртом или 1% спиртовым раствором бриллиантовой зелени, что нередко позволяет приостановить дальнейшее развитие процесса. При развившемся ячмене врач назначает сульфаниламиды, антибиотики, чаще в виде капель или мазей, сухое тепло, УВЧ-терапию на область поражения.


Не следует применять компрессы и влажные примочки, так как они могут способствовать распространению инфекции. Весьма опасно выдавливать из ячменя гной, так как при этом инфекция может распространиться по кровеносным сосудам и привести к серьёзным осложнениям: менингиту, сепсису, флегмоне глазницы и др.


Каковы профилактические меры?


Основными мерами профилактики распространения указанных заболеваний является контроль за чистотой рук.


Профилактика ячменя заключается в тщательном соблюдении правил личной гигиены, своевременном лечении заболеваний, которые могут ослабить защитные силы организма.


На грязных руках содержится большое количество болезнетворных микробов, которые попадая на кожу и слизистую глаз, могут вызвать заболевание, поэтому руки должны быть всегда чистыми, а детей, имеющих вредную привычку постоянно тереть лицо и глаза руками, нужно от этой привычки срочно отучать.


Обычно процесс мытья рук проходит автоматически, и никто об этом не задумывается…. Есть ли правила для этой повседневной гигиенической процедуры?


Приучать ребёнка мыть руки нужно с раннего детства. Этот навык должен быть полностью сформирован к концу дошкольного возраста. Однако дети нерегулярно моют руки, придя с улицы, перед едой, после игр, посещения туалета, общения с животными. Родители и педагоги, к сожалению, часто ограничиваются лишь формальным контролем за тем, вымыл ли ребёнок руки или нет, не обращая внимания на то, как он это сделал.


Между тем детям необходимо знать, когда, как и зачем они должны мыть руки. Руки нужно мыть несколько раз в день: перед едой, придя с улицы, после посещения туалета, после общения с животными и т.д., т.е. после любого загрязнения.


Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребёнка полезных навыков, т.е. перехода их в стойкие привычки.


Как правильно мыть руки?


1.      Бумажное полотенце целесообразнее использовать в общественных местах.


2.      Мыть руки нужно с мылом под струёй воды из под крана, кувшина, ковшика, но не в тазу.


3.      При наличии в трубах горячей воды её необходимо немного смешать с холодной, сделав сильно тёплой. Чем вода горячее, тем она лучше смывает грязь.


4.      Использование мыла при мытье рук обязательно, особенно если нет горячей воды. Руки, вымытые холодной водой без мыла, чистыми считать нельзя.


5.      Руки следует намыливать1-2 раза.


6.      Мыло тщательно смыть водой.


7.      После мытья рук их следует вытереть насухо чистым сухим полотенцем. Полотенце у каждого ребёнка должно быть своё.


8.      Если полотенце после того, как ребёнок им вытер руки, осталось чистым, означает, что руки вымыты хорошо.


9.      Для того чтобы определить насухо ли вытерты руки, надо приложить руки тыльной стороной ладони к лицу и тем самым определить их сухость.


Продолжительность всей процедуры занимает 40-60 секунд.

cgon.rospotrebnadzor.ru

Разработка исследования «Личная гигиена младшего школьника»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18

городского округа- город Камышин Волгоградской области

Тема исследования:

«Личная гигиена младшего школьника»

МЫ ВЫБИРАЕМ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!

Работу выполнили:

Авдонина Камилла, Рыжих Елизавета

ученицы 3а класса

Руководитель:

Скрипниченко И.А.

учитель начальных классов

Введение

Здоровье человека закладывается в детстве. Детский организм гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится наше здоровье.

Большое значение в охране и укреплении здоровья принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Поэтому вопрос о гигиене мы считаем актуальным, особенно в отношении младших школьников.

Что такое «личная гигиена»? Зачем нужна «личная гигиена»? Какую роль она играет в укреплении и сохранении здоровья?

Ответы найдём в нашем исследовании.

Тема исследования: «Личная гигиена младшего школьника»

Цель исследования: Формирование осознанного отношения к здоровью и выработка конкретных гигиенических правил здорового образа жизни.

Задачи:          

— найти и изучить теоретический материал по данной теме;

— определить основные составляющие гигиены человека;

— приобрести гигиенические знания и навыки,

— воспитывать уважения к себе, к своему здоровью.

Объект исследования: младший школьник

Предмет исследования: здоровый образ жизни

Гипотеза исследования: Предположим, что соблюдение правил личной гигиены и режимных моментов – эффективный и доступный метод укрепления и сохранения здоровья младшего школьника.

Методы исследования: думали самостоятельно, читали книги, спрашивали у взрослых, наблюдали, проводили опрос одноклассников, анализировали.

I. Основная часть

История. «Гигиея – богиня здоровья»

Термин «гигиена» происходит от греческого слова υγιεινός — целебный, приносящий пользу. Происхождение его связывают также с именем древнегреческой богини здоровья Гигиеи, дочери Эпионы и Асклепия (в римской мифологии Эскулапа), которая изображалась в виде красивой девушки, держащей на руках чашу, обвитую змеёй. У древних греков змея олицетворяла символ мудрости, она выпивала яд из чаши жизни и обезвреживала её. Чаша со змеёй сохранилась до сих пор как эмблема медицины.

Личная гигиена включает в себя:

1. уход за телом, волосами и полостью рта,

2. гигиену одежды и обуви,

3. гигиену жилища.

Знание правил личной гигиены необходимо каждому человеку, так, как строгое их соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности и служит залогом высоких достижений в любом виде деятельности.

Понятие о личной гигиене

Личная гигиена – это свод правил, которые помогают поддерживать здоровье, а также предохраняют человека от болезней, преждевременной старости и смерти.

Если Вы едите здоровую пищу, чистите зубы, умываетесь, занимаетесь спортом и даже обливаетесь холодной водой, то это улучшает общее состояние организма, повышает иммунитет, продлевает жизнь.

1. Что включает личная гигиена?

Соблюдение чистоты тела, белья, одежды, жилища.

Всегда содержи в чистоте!

  • тело

  • волосы

  • жилище

  • одежду обувь

  • полость рта

2. Предметы личной гигиены

«ВСЕ В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА.
ПОЭТОМУ МОЙТЕ ИХ ЧАЩЕ!»
СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

2.1. Гигиена рук

Мойте руки чаще! Большинство кишечных инфекций и даже грипп передается через руки!

Руки рекомендуется тщательно мыть после туалета, общения с животными, перед приготовлением пищи и перед едой,  после улицы и во всех случаях, когда руки загрязнены.

Тщательно следите за своими руками. Ногти должны быть чистыми и коротко подстриженными.

Регулярное мытье рук и уход за ногтями защитит от многих болезней.

2.2. Гигиена кожи

Кожа является наружным покровом тела человека. Она несет защитную функцию.

Для поддержания чистоты кожи ежедневно следует принимать душ. Мытье — основной вид ухода за кожей, при котором с ее поверхности удаляются пыль, микробы, пот, различные загрязнения.

Если вы устали и хотите взбодриться, вам поможет контрастный душ. Он прекрасно воздействует на кожу, так как улучшает ее кровоснабжение.

Правила ухода за телом

  • Для мытья пользуйся туалетным мылом или гелем.

  • Душ принимай ежедневно, особенно после работы, связанной с загрязнением кожи и сильным потоотделением.

  • Мой тело теплой водой с мылом и мочалкой не реже раза в неделю.

  • После мытья обтирайся свежим полотенцем, надевай чистое белье.

  • 2.3. Гигиена полости рта

Все в организме взаимосвязано. Состояние здоровья нашего организма отражается и на наших зубах. Каждый ребенок должен следить за чистотой зубов и ухаживать за ними, ибо зубы влияют на здоровье, настроение, мимику и поведение человека.

Зубы следует чистить два раза в день с внешней и внутренней стороны. Для этого применяют:

1. Зубные порошки хорошо знакомы людям старшего поколения.

2. Зубные пасты гигиенического типа и лечебно-профилактического.

3. Зубные щетки для детей – маленькие с толстой ручкой. Применяя такую щётку, легче манипулировать во рту. И она лучше может очистить зубы. Чистка зубов щеткой развивает у ребенка мануальные навыки. Таким образом, чистка зубов будет дополнительной гимнастикой для ума!

4. Жевательная резинка и ополаскиватели — это только дополнительные средства гигиены полости рта, которые применяются после чистки зубов.

Правила ухода за зубами

  • Чисти зубы ежедневно утром и вечером, пользуясь зубной щеткой и пастой.

  • Полощи рот после еды.

  • При первых признаках заболеваний зубов и десен незамедлительно обратись к стоматологу.

2.4. Уход за волосами

В основном вопрос этот касается девочек, особенно имеющих косы. Необходимо постоянно следить за опрятностью головы, научиться их расчесывать и заплетать волосы, мыть голову не реже одного раза в неделю.

Уход за волосами предусматривает своевременную стрижку и мытье. Недопустимо использовать для мытья волос хозяйственное мыло либо моющие средства, предназначенные для стирки белья. Рекомендуется пользоваться туалетным мылом или шампунем.

Правила ухода за волосами

  • Следует мыть голову теплой мягкой водой.

  • Длинные волосы надо расчесывать, начиная с кончиков, а короткие – от корня.

  • Расческа не должна иметь острых зубьев, должна быть редкая.

  • Недопустимо пользоваться чужой расческой.

2.5. Гигиена одежды и обуви

Одежда предохраняет организм от неблагоприятных воздействий внешней среды, от повреждений и загрязнений. С гигиенической точки зрения она должна быть легкой и удобной.

Спортивная одежда. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. При занятиях на улице летом форма может состоять из майки, шортов. Негигиенично пользоваться спортивной одеждой в повседневной жизни.

Необходимо быть опрятным в одежде и обуви, уметь пользоваться одежной и обувной щетками и ежедневно чистить свою одежду и обувь.

Обувь должна быть легкой, эластичной и удобной. Лучше всего этим требованиям отвечает обувь из натуральной кожи.

Важна так называемая «внутренняя обувь» — носки, гольфы. Надо, чтобы они хорошо пропускали воздух, впитывали пот. Носки всегда должны быть чистыми, эластичными и мягкими.

2.6. Гигиена жилища

Наше жилище тоже нуждается в гигиене! Воздух жилого помещения легко подвергается загрязнению. Проветривание позволяет снизить загрязненность воздуха. Оно должно производиться не менее 3-х раз в день.

Уборка должна проводиться влажным способом или с помощью пылесоса. Сухое подметание приводит к подъему в воздух большого количества пыли и микробов.

Правила гигиены жилища

  • Необходимо всегда вытирать ноги при входе в помещение!

  • Дома, в школе переодевать сменную обувь.

  • Проветривать свою комнату в течение дня и перед сном, а в школе на перемене проветривать класс.

  • Систематически вытирать пыль и убирать свою комнату.

  • Содержать в порядке свое рабочее место, книги, тетради, игрушки.

  • Аккуратно и быстро стелить постель и ежедневно ее проветривать.

II. Анкетирование

Мы решили провести опрос среди учащихся младших классов, так как нам стало интересно: знают ли ребята младшей школы правила личной гигиены? Применяют ли они эти правила в жизни?

Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Как часто вы моете руки?

2. Сколько раз в день чистите зубы?

3. Ежедневно вы гуляете больше одного часа?

4. Вовремя ложитесь спать?

5. Делаете утреннюю гимнастику?

6. Много времени уделяете просмотру телевизора?

В анкетировании участвовали учащиеся младших классов. Из анкеты видно, что ребята по-разному относятся к соблюдению личной гигиены.

Результаты опроса говорят нам, что:

3. Выводы

Таким образом, наше исследование показало, что

1. Учащиеся начальных классов соблюдают личную гигиену.

2. Достаточно времени проводят на свежем воздухе.

Но нужно заметить, что некоторые ученики

3. Равнодушно относятся к утренней зарядке.

4. Много времени уделяют просмотру телевизора.

III. Заключение

В ходе нашего исследования мы нашли ответы на многие вопросы.

Проанализировав литературу и проведя наблюдения по вопросу личной гигиены, мы пришли к выводу: сохранить здоровье и продлить тем самым жизнь можно при соблюдении основных норм гигиены:

— ухода за телом, волосами и полостью рта,

— гигиены одежды и обуви,

— гигиены жилища.

Я призываю вас «ДЕЛАЙТЕ, КАК Я!» ролик Авдониной Камиллы

В народе говорят: «Чистота – залог здоровья».

Следуйте правилам личной гигиены, будете здоровы!

— Спасибо!

Список литературы.

1. А. Ликум «Всё обо всём». 2008г.

2. Л.Я. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия».2007г.

3. Староверов Ю.И. Детские болезни: Энциклопедия для родителей, 2007г.

4.Я познаю мир. Медицина. 2006г.

5.ИНТЕРНЕТ – ресурсы:

http://onua.com.ua/4540-o-mikrobax-5-foto.html

infourok.ru

Урок. « О личной гигиене для младших школьников».

Беседа «Маленькие чистюли».

Цель занятия: выяснить, что правила гигиены помогают человеку быть здоровым, веселым, активным, что в основе человеческой красоты лежит еще и опрятность, чистота. Воспитывать в детях желание соблюдать правила гигиены.

Ход занятия

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели и задач

Личная – то есть каждый человек выполняет эти правила. Гигиена – это те действия, выполнения которых, поддерживают свое тело и жилище в чистоте, и не болеют. Этой теме и посвящен «Урок здоровья»

3. Основная часть

-Как вы думаете, что значит «личная гигиена»?

— Правильно, личная гигиена школьника – это значит уход за своим телом, содержание его в чистоте. Насколько это важно и необходимо, мы узнаем на уроке.

2. Чтение и анализ стихотворения М.Стельмах «Аист моется».

По воде под ивняком

Ходит аист босиком,

Потому что эта птица

По утрам привыкла мыться.

Клювом трогает лозу,

На себя трясет росу.

И под душем серебристым

Моет шею чисто – чисто,

И не хнычет: «Ой, беда,

Ой, холодная вода!»

— Что рассказал поэт про аиста?

— А что такое, ребята, «тело»?

— Чем покрыто наше тело?

— Рассмотрите кожу на своих руках, обратите внимание на то, что кожа гладкая, эластичная, она способна растягиваться при движениях.

Кожа — надежная защита организма.

Кожа равномерно покрывает все тело, но это не только оболочка, а сложный орган со многими функциями. Кожа состоит из трех слоев. Первый слой – сверху наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит. Второй слой – сама кожа. В ней находятся сальные и потовые железы. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа чувствительна к холоду, теплу, боли. Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

Кожа защищает наше тело от болезней. Когда мы бегаем, нам становится жарко, на коже появляются капельки пота. На коже есть тонкий слой жира. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир, пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой, она перестает защищать наше тело. Грязная кожа может принести вред здоровью. Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания.

Уход за кожей.

Главный способ ухода за кожей – мытье. Тогда с кожи удаляются пыль, жир, пот, микробы. Мыть тело надо 1-2 раза в неделю. Ученые подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется 1,5 млрд. микробов.

Обязательно каждый день надо мыть лицо, руки, ноги, шею, кожу подмышечных впадин.

Как правильно умываться.

— При нормальной коже надо умываться ежедневно.

— С мылом умываться 2 – 3 раза в неделю, так как частое умывание с

мылом обезжиривает кожу.

— Нельзя умываться холодной водой, так как сужаются сосуды, и кожа становится сухой и бледной, дряблой.

— Нельзя умываться все время очень теплой водой. Горячая вода хорошо очищает кожу, вызывает расширение сосудов, тогда кожа становится слабее, кожа становится вялой.

— Надо умываться то горячей, то холодной водой.

— После умывания надо тщательно вытирать лицо. Иначе кожа будет обветриваться, шелушиться

Памятка

1.Подготовка к умыванию (мыло, полотенце).

2.Умываться лучше всего раздетым до пояса.

3.Сначала хорошо с мылом вымыть руки под струей воды, проверить чистоту ногтей.

4.Затем уже чистыми руками мыть лицо, уши, шею.

5. После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем

Игра «Отгадай загадки»

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне. (Мыло)

Горяча и холодна,

Я всегда тебе нужна.

Позовешь меня – бегу,

От болезней сберегу. (Вода)

Когда едим – они работают.

Когда не едим – они отдыхают.

Не будем их чистить – они заболят. (Зубы)

Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит. (Зубная щетка)

— Ребята, особенно важно следить за чистотой своих рук. Руками вы берете различные предметы: карандаши, ручки, книги, тетради ит.д., беретесь за дверные ручки, притрагиваетесь к различным предметам в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая для глаз. С немытыми руками эта грязь попадает сначала в рот, а затем в организм. Необходимо соблюдать «Правила личной гигиены» и тогда вы будете здоровы.

Стихотворение «Это полезно знать!»

Гигиену очень строго

Надо соблюдать всегда…

Под ногтями грязи много,

Хоть она и не видна.

Грязь микробами пугает;

Ох, коварные они!

Ведь от них заболевают

Люди в считанные дни.

Если руки моешь с мылом,

То микробы поскорей

Прячут под ногтями силу

И глядят из-под ногтей.

И бывают же на свете,

Словно выросли в лесу,

Непонятливые дети:

Ногти грязные грызут.

Не грызите ногти, дети,

Не тяните пальцы в рот.

Это правило, поверьте,

Лишь на пользу вам пойдет.

А сейчас я предлагаю вам прослушать песню “Улыбка” из мультфильма “Крошка Енот”. Прослушивание песни.

– Почему дружба начинается с улыбки?

– А всегда ли приятно смотреть на улыбающегося человека?

– Какую роль здесь играют зубы?

 Рассказ учителя о происхождении зубной щетки.

Зубной щетке уже много лет. Придумал ее еще первобытный человек. Выглядела она

совсем не так. Это была обыкновенная палочка с разжеванным концом. До сих пор в Индии на базарах продают щетки такого типа веточки дерева нем. Для чистки зубов достаточно веточку зачистить от коры и пожевать. Зубы очищаются, а сок, который при этом выделяется, хорошо укрепляет зубы и десны. Древние египтяне в качестве зубного порошка использовали золу. Использовали золу в качестве зубного порошка и партизаны во время войны. Ученый, который изобрел микроскоп, придумал чистить зубы солью. Он прожил 91 год, и у него никогда не болели зубы. Но такой порошок не всем нравится. Во времена Петра I в России зубы чистили влажной тряпочкой, макая ее в толченный мел. И только в 20-е годы XIX века на смене тряпочке пришла зубная щетка. Она была необычной формы: щетинки находились с двух сторон, и держать ее приходилось посередине. В порошок стали добавлять немного воды, вещества, которые убивают микробов. Так появилась зубная паста.

Выведение правил гигиены.

– Для чего нужно соблюдать правила гигиены?

– Какие еще правила гигиены нужно соблюдать, чтобы быть красивым, здоровым, опрятным?

(Записать на доске.)

Красота, здоровье, опрятность:

– чистить зубы 2 раза в день;

– мыть руки перед едой;

– соблюдать режим дня;

– заниматься спортом;

– закаляться;

– содержать вещи в чистоте;

– соблюдать правила культуры поведения.

4. Подведение итогов

infourok.ru

Личная гигиена младшего школьника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Школьная
гигиена представляет отдел общественной гигиены, имеющий задачей
сохранение здоровья учащихся от тех вредных влияний, которые
оказывает школа; она учит, каким образом нужно устраивать школьные
помещения, как нужно приспособлять школьные принадлежности (классные
скамьи, доски и т. п.), как распределять занятия и т. д. В более
широком смысле Ш. гигиена обнимает заботы о гармоническом развитии
тела и духа детей в школе. Для достижения этих стремлений, помимо
других условий, необходимо, чтобы рука об руку со Ш. гигиеной шла
домашняя гигиена учащихся.


Мы с вами знаем, какие
болезни наиболее часто встречались в школах, особенно при социализме.
К первой группе относятся: близорукость, боковое искривление
позвоночника, переутомление — школьные болезни по преимуществу;
ко второй: расстройства пищеварения, малокровие, привычная головная
боль, привычные носовые кровотечения, болезни костей, зубов, уха и
проч.; некоторые причисляют также к школьным болезням припухание
щитовидной железы (зоб). Наконец, школа являлась посредницей в
передаче и эпидемическом распространении многих заразных болезней
детского возраста (скарлатина, дифтерит, корь, коклюш, свинка, парша,
стригущий лишай и т. д.). Четвертая часть больных детей приносили уже
с собой свои болезни из родительского дома. Что мы можем сказать, на
сегодняшний день. Как происходит в нашей школе?! Что делает школа,
классные руководители, учителя- предметники, учителя физической
культуры для улучшения показания здоровья детей в нашей школе села
Ивановка Лениногорского района Республики Татарстан.


  1. «Гигиена школьника»
    — Лекция для родителей на общешкольном родительском собрании:

Гигиена —
область медицины, изучающая влияние природной среды, быта и труда на
организм человека с целью охраны его здоровья. Каждый человек должен
знать правила гигиены. Она включает соблюдение рационального
суточного режима, уход за кожей и полостью рта, правильное питание,
закаливание, физкультуру, отказ от вредных привычек.


Правила личной гигиены
определяются возрастом, полом, состоянием здоровья.


Наш организм приспособлен к
ритмичной работе. Мы встаем и ложимся спать, занимаемся, трудимся,
едим и отдыхаем приблизительно в одно и то же время; в нервной
системе формируется динамический стереотип — система условно-
рефлекторных связей, облегчающих переход от одной деятельности к
другой. Это повышает работоспособность, улучшает самочувствие и
способствует полноценному отдыху. Режим дня надо строить с учетом
возраста.


Вставать следует в одно и
то же время, не позднее 7 ч, и начинать день с утренней гигиенической
зарядки, цель которой — ускорить переход от сна к
бодрствованию. Упражнения, требующие большой физической силы и
выносливости, в нее включать не следует. Так как в течение дня
работоспособность человека меняется, наиболее ответственную и
напряженную работу, в том числе и спортивные тренировки, лучше
планировать от 10 до 13 и от 16 до 20 ч, когда она наиболее высокая.


Очень важно тщательно
умываться, принимать душ утром и вечером. Каждый человек в доме
должен иметь свое полотенце, пасту, зубную щетку. Зубы надо чистить
каждый день. Особого внимания требует уход за руками. Наибольшее
количество болезнетворных микробов скапливается под ногтями. Там
могут оказаться и яйца гельминтов (глистов), поэтому ногти надо
регулярно стричь и вычищать грязь под ногтями специальной щеткой.
Умываться лучше проточной водой. Общий таз для мытья использовать
нельзя: можно заразиться чесоткой, желудочно-кишечными и другими
заболеваниями.


Одежда должна
соответствовать погоде. В холодное время года она должна быть теплой,
но кутаться не следует. Слишком теплая одежда приводит к перегреву
организма.


Обувь должна быть легкой,
эластичной, хорошо вентилируемой и правильно подобранной по ноге. При
длительном использовании узкой обуви пальцы стопы деформируются,
появляются потертости и мозоли. На тренировках, в туристских походах
надо носить разношенную и прочную обувь, следить, чтобы она не
промокала, а носки оставались сухими. В резиновые тапочки и кеды
необходимо подкладывать войлочную стельку и надевать шерстяные носки.


Дорога в школу для многих —
хорошая прогулка. Поэтому всегда стоит иметь небольшой запас времени.
Ит.д.


  1. «О режиме дня
    младшего школьника»


  2. «Организация режима
    дня – залог здоровья младшего школьника»


  3. Семейные прогулки в
    природу, как важный фактор экологического и физического воспитания
    детей.


  4. «Психологический
    климат в семье для успешного обучения в школе».


  5. «Основы физиологии и
    гигиены младшего школьника».


  6. «Режим дня. Для чего
    он нужен?» и т.д.

Не спорно
здоровье и охрана здоровья без совместной работы школы и семьи
невозможна.


Каждый год мы проводим по
физической культуре мероприятия посвященные укреплению не только
здоровья, но и семейных отношений в играх «Папа, мама, я
спортивная и крепкая семья!», «Соревнования на лыжах»,
где прекрасные результаты показывают ученики среднего и старшего
звена.

Раз в
месяц у нас преподает Заведующая ФАП Плаксина Л.Г. как для детей
младшего звена, так и для родителей.

По словам
медика: «Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в
детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее
к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того,
каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится
его здоровье.


Большое значение в охране и
укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и
воспитанию.


Гигиеническое воспитание -
это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это
неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто
считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им
гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это
кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки
гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько
неопределенна, что ее можно считать несуществующей.


Большое значение в
профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Личная
гигиена — это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа
защищает тело человека от болезней. Когда ребенок бегает, прыгает и
ему становится жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме
того, на коже есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не
мыть, то на ней накапливается жир и пот, на которых задерживаются
частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает
защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью и, кроме
того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим.
Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо ухаживать.


Каждое утро все дети должны
умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Умываться также нужно после
прогулок и вечером.»


Для укрепления знаний детей
младшего школьного возраста о гигиене, проводятся классные часы, на
темы:


  1. «Личная гигиена
    школьника»

Цель:
формирование верных представлений о гигиене, у младших школьников.
Привитие навыков здорового образа жизни, развитие потребности в
чистоте и правильном уходе за телом человека.


  1. «Личная гигиена и
    гигиена жилища» (беседа-диалог).


  2. «Кто аккуратен, тот
    людям приятен»


  3. Презентации «Культура
    питания школьника»


  4. «Уход за зубами»

Цель:
привитие младшим школьникам навыков личной гигиены, привычки
правильного ухода за зубами, знакомство второклассников с основными
правилами ухода за зубами.


  1. «Режим дня. Режим
    работы и отдых»

  2. «Гигиена
    мальчиков»


  3. «Гигиена девочек»
    и т.д.

Создаем
свои проектные работы, в которых участвуют и родители:


  1. «Я чистюля»


  2. «Рубашка и галстук»

  3. «Я
    помощник»

•Рисунки
учащихся на тему гигиена к произведениям В.Лившица «Перчатка»,
В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»,
Н.Носова «Заплатка», В.Одоевского «Мороз Иванович»,
К Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе».

Ставим
инсценировки по стихотворению В. Лившица «Неряха».


Весёлые конкурсы.


•»Причеши куклу».


•»Зеркало»
Глядя на себя в зеркало, произнеси 5 раз с разными интонациями фразу


•»Какой я
красивый и аккуратный». Старайся не рассмеяться.


•»Повесь школьный
костюм на вешалку».


Просмотр инсценировки
стихотворения О.Бедарева «Вот какая я».


В 4 классе есть мальчик
Хусаинов Ришат, который вместе с папой занимаются закаливанием как в
летнее время, таки в зимнее время года (окунаются в проруби). Это для
нас учителей большой пример для подражания. На родительских
собраниях, а также мероприятиях «Сохраним здоровье» папа
Ришата занимает лидирующую позицию, является примером для остальных
пап.

Мы должны
помнить, что здоровье и работоспособность учащихся во многом зависит
от нас учителей, при учебно-воспитательном процессе.


Малоподвижный образ жизни
приводит к значительным нарушениям физического развития. При этом
страдает не только мускулатура тела, недостаточно развиваются и
другие системы организма, прежде всего нервная и сердечнососудистая,
задерживается формирование произвольных движений, человек плохо
владеет своим телом.


Во время уроков 2-3
физкультминутки:


  • Для профилактики зрения


  • Для мышц ног, рук


  • Для мышц спины, живота


  • Для поясничного сустава и
    т.д.

Следуя
ФГОСу проводим спортивный кружок «Быстрый, смелый, ловкий»,
где 5 -10 минут уделяется теме «Гигиена».


Во время уроков труда
тщательно соблюдаем правила техники безопасности.

После
работы с природным материалом, клеем, пластилином и другим вяжущим
веществом моем руки с мылом. В каждой мастерской рядом с умывальником
находится аптечка, в которой хранятся предметы и средства первой
помощи.

Питание в
нашей школе 2 х разовое. Каждый день в рацион входят овощи, фрукты,
выращенные на нашем пришкольном участке. Обязательное молочные блюда,
мясо, рыба.


Помните, что ваше здоровье
и работоспособность во многом зависят от вас самих.

moluch.ru