Разное

Купание в 3 месяца – Как купать ребенка в 3 месяца

Содержание

Как купать ребенка в 3 месяца — Ответы и советы

Купание — это весьма значимая процедура в жизни ребенка, снабжающая чистоту и профилактику кожных болезней. Оно кроме этого содействует закаливанию и здоровому физическому формированию ребенка. Рассмотрим основные вопросы данного процесса.

В то время, когда нужно затевать купать новорожденного?

Первое купание новорожденного возможно проводить по окончании того, как отпадет пупок и заживет пупковая ранка. Самое основное – по окончании водных процедур хорошо обработать эту ранку.

Как довольно часто требуется купание малыша?

Купание новорожденного ребенка должно происходить каждый день, нужно в одно да и то же время. Наилучший вариант – незадолго до последнего кормления.

Что нужно для купания?

Для купания обязательно нужна ванна. Возможно купать малыша и в вашей взрослой ванне, но лучше купить особую детскую ванночку, поскольку у младенцев бывают кое-какие неприятности с кожей (диатез, аллергия, эритема и т. п. ). При таких условиях, купать малыша нужно в лечебных травах, а в громадную ванну отвара потребуется многократно больше. В маленькой ванночке намного легче придерживать малыша и делать с ним зарядку. Купать ребенка нужно в кипяченой воде, пока полностью не заживет ранка на пупке.

Продолжительность купания не должна быть более 8 мин.. В ванночке температура воды должна быть приблизительно 37°С, а воздуха — 25°-27°С. Мыло возможно применять не более двух раз в неделю.

Как нужно купать ребенка?

Перед купанием направляться подержать ребенка пара мин. раздетым — принять воздушной ванны. После этого промыть наружные половые органы. В воду для купания возможно добавить слабенький раствор марганцевокислого калия (если не зажила пупковая ранка). В случае если ребенок еще не привык к купанию, опускайте его в воду медлительно и с опаской, поддерживая поясничную область и головку. В большинстве случаев, ребенка погружают в воду до верхней части его груди.

Дабы купание ребенка в 3 месяца было в радость, пристально следите за верным положением малыша в ванночке, дабы вода не попала в уши и рот. Правой рукой, сперва, вымойте волосистую часть головы, после этого помойте за ушами, после этого — шею, бока, грудь, подмышки, и лишь в последнюю очередь – промежность и ягодицы. Переверните малыша на животик, и, поддерживая его одной рукой, обмойте спинку и заднюю часть шеи.

Руки младенца кроме этого требуют тщательного ухода. Новорожденные, в большинстве случаев, держат их сжатыми, вследствие этого между пальчиками крохи скапливается грязь, и смогут появиться опрелости. Дабы этого не случилось, мойте и просушивайте ребенку руки.

Малыша нужно завернуть в теплую простыню по окончании купания, после этого смазать кожные складки кремом либо гигиеническим маслом и переодеть.

muzashtor.ru

Как купать ребенка в 3 месяца

Инструкция

Купать малыша можно в любое время дня, но лучше всего это делать перед вечерним кормлением. После купания у ребенка появится хороший аппетит, он будет лучше спать на протяжении всей ночи.

Детскую ванночку перед процедурой необходимо хорошенько промыть с мылом и сполоснуть кипятком. На дно ванночки установите специальную подставку – горку. Положите на нее пеленку, чтобы малыш с нее не соскальзывал.

Воду для купания нужно предварительно вскипятить и остудить. Температура воды должна быть не выше 37-38°С. Контролируйте ее при помощи специального водного термометра. Добавьте в воду немного раствора марганцовки, отвара ромашки или череды.

Заранее подготовьте все необходимое: мыло, мягкую мочалку, махровое полотенце и сменный комплект белья для малыша. Используйте специальное детское мыло, чтобы не вызвать у ребенка раздражения или аллергию. Мойте кроху мылом не чаще двух раз в неделю.

Перед купанием снимите с рук все украшения, чтобы ненароком не поцарапать малыша. Купать кроху в ванночке лучше всего вдвоем. Один человек должен придерживать ребенка, а второй — мыть.

Опускайте малыша в воду постепенно, поддерживая голову и поясничную область. Дайте немного времени, чтобы ребенок привык к воде. Для начала смочите только ручки и ножки. Не торопитесь и не делайте резких движений.

Старайтесь все делать осторожно, тихонько разговаривая с малышом или напевая песенку. Сначала мойте шею и грудь, затем живот, ручки, ножки, спинку и головку. Тщательно промойте складки на шее, под мышками, в паху, локтевые и коленные сгибы.

Внимательно следите за положением ребенка в ванночке во время купания, чтобы вода не попала в ушки, глазки или ротик. Продолжительность купания не должна быть более десяти-пятнадцати минут.

Сразу же после купания заверните малыша в полотенце, обсушите, смажьте все складочки детским кремом и переоденьте в приготовленную одежду.

Полезный совет

До шестимесячного возраста ванны должны быть ежедневные, а затем — через день.

Связанная статья

Купание новорожденного ребенка.

Источники:

  • ребенок 3 месяца купание

www.kakprosto.ru

Как правильно купать и подмывать ребенка в 3 месяца

Вопросы купания малыша появляются в первые дни жизни ребёнка. Однако малыш растёт и к 3 месяцам перед родителями опять стоят вопросы о температуре воды, частоте купания, необходимости закаливания и использования различных вспомогательных приспособлений.

К третьему месяцу жизни кожа малышей становится менее нежной, поэтому после купания по вашему желанию можно отказаться от специальных увлажняющих масел.

К этому же возрасту изменяются дыхательная и сердечная системы, а значит,  можно начинать закаливание не только при помощи воздушных ванн до водных процедур, но и при помощи смены температуры воды во время купания.  Кожа на половых органах и попе мальчиков и девочек еще очень нежная, поэтому их стоит подмывать ежедневно и после каждого стула.

Как часто купать малыша на 3 месяце жизни решают сами родители. Можно делать это ежедневно при отсутствии противопоказаний ( кашель, высокая температура, сильное кожное раздражение, повреждения кожи или аллергия на воду).

Время купания также определяют сами родители. Практика показывает, что лучше мыть малышей непосредственно перед последним кормлением и подготовкой ко сну. Обычно детишки расслабляются после принятия ванны и крепко спят. Если же ваш кроха после водных процедур активизируется, то его лучше купать в послеобеденное время.

Длительность купания определяется индивидуально, хотя специалисты рекомендуют купать 3х-месячных карапузов не дольше 15 минут.

В этом возрасте родители начинают использовать специальные приспособления для купания детишек. Пластиковая горка страхует уже активно двигающегося кроху при купании. Эту же функцию выполняет гамак из мелкой сетки. Для мытья головы используют защитный козырёк, защищающий глаза, нос и уши от попадания воды. Для развития мышц малыша, стимуляции его плавательного рефлекса можно использовать специальный плавательный круг на шею.

К концу 3 месяца у малышей угасает навык плавания во внутриутробной жидкости. И если вы хотите, чтобы ваш сын или дочка уже сейчас закрепили умение плавать, то запишитесь на занятия по плаванию в большой ванной.
Такие процедуры не просто позволят сохранить на всю жизнь навык плавания, но и помогут малышу развиваться интеллектуально и физически. Купание в большой ванной проходит под присмотром инструктора, который научит вас правильно проводить упражнения в воде.

Теги по теме: малыш 0-1уход

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru

Правильное купание ребенка до года – это должна знать каждая мама

Купание ребенка до года – молодым мамам на заметку

Автор статьи

Екатерина Морозова

Время на чтение: 10 минут

АА

Вопросы о купании малыша перед родителями встают сразу после роддома. Кожа крохи более нежная и, соответственно, более подвержена появлению опрелостей, различным травмам и проникновению микробов через ранки. Поэтому лучше узнать заранее – какой температуры должна быть вода, как часто малыша купать, и как выбирать ванночку, чтобы купание принесло ребенку только положительные эмоции. Первое купание новорожденного ребенка имеет свои важные особенности — об этом должны знать молодые родители. Последующие купания малыша Вы сможете выполнять легко, научившись секретам этой родительской науки.

Содержание статьи:

Можно ли купать ребенка первого года жизни ежедневно?

Сама по себе вода не способна вызвать раздражение детской кожи. И частота купаний крохи до года зависит, прежде всего, от тех средств и приспособлений, что используются родителями. А также, естественно, от самочувствия малыша. В идеале, малыша до полугода можно купать каждый день. После – через день.

Видео: Купание новорожденного — основные правила

Что нужно помнить о купании ребенка до года?

  • Марганцовка, которую нередко добавляют мамы для дезинфекции воды, сушит детскую нежную кожу. А ее неграмотное разведение может стать причиной ожога кожи. Поэтому с ней следует быть осторожнее, и для ежедневного применения она не рекомендуется.
  • Для смягчения воды можно применять отвары трав (череда, ромашка и пр.).
  • После купания следует обязательно высушивать кожу младенца и смазывать специальным маслом – кожа крохи до трех месяцев очень нежная.
  • Ежедневное купание зависит также от здоровья младенца. Если аллергия или повреждения на коже, то лучше посоветоваться с врачом
    . А вот при повышенной температуре купаться категорически нельзя.
  • Простуженного малыша специалисты рекомендуют купать с добавлением в воду растительных сборов. Но, опять же — при отсутствии температуры.

Ванночка для купания ребенка – какую выбрать?

В первый год жизни ванночка – предмет обязательный. Довольно сложно поддерживать в идеальной чистоте общую ванну. Кроме того, настои трав портят цвет эмали ванной, а продезинфицировать детскую ванночку гораздо проще. Еще один пункт в пользу ванночки – ее проще наполнять. Какие бывают виды ванночек?

  • Анатомическая.
    Идеальный вариант для новорожденного. Имеет анатомическую горку, углубления для попы и подмышек, упор между ножек.
  • Классическая.
    В такой ванночке места побольше, чем в предыдущей – малышу есть, где развернуться. Минус – нужно покупать горку или держать малыша на руке.
  • Ванночка с подставкой.
    Главный критерий выбор – устойчивость и максимальная безопасность.
  • Ванночка для душевой кабины (или «мамин животик»).
    Традиционно – круглая форма. Ванночка удобна для дачи или крохотной квартиры, но купаться в ней можно только сидя.
  • Ванночка, встроенная в пеленальный стол.
    Данная конструкция совмещается с подставкой для купальных принадлежностей и с пеленальным матрасом. Сливают воду с помощью шланга, отдельные модели снабжены колесами с фиксаторами.
  • Комод, совмещенный с ванночкой.
    Принцип действия, как в предыдущем варианте.
  • Надувная.
    Удобна в поездках, на даче, на пляже – надули, искупали, сдули, убрали.
  • Антибактериальная.

На что обратить внимание при выборе ванночки?

  • Размеры.
    Чем больше период времени – тем больше размер. Как правило, после того, как малыш начинает сидеть самостоятельно, процедуры купания переносятся в большую ванну.
  • Безопасность.
    Во-первых, материал – он должен быть не токсичным. Во-вторых, устойчивость, если это модель с подставкой. В-третьих, наличие противоскользящего коврика/вставки на дне.
  • Гигиеничность.
    Ванночка должна хорошо мыться.
  • Наличие слива и шланга.

Самое лучшее время для купания ребенка, продолжительность купания ребенка до года

Как показывает практика, идеальное время для купания малыша – около 8-9 вечера, перед самым кормлением. Если ребенок плохо спит ночью, очень беспокойный, то можно использовать при купании специальные пенки или успокоительные травы. Правда, есть один нюанс: если малыш после купания, напротив, возбуждается и спать укладываться не желает, то лучше эту процедуру перенести на послеобеденное время. Что касается длительности процедуры – она разная для каждого возраста:

  • Около 4-5 минут — после рождения и до 3 месяцев.
  • Около 12-15 минут — с 3 до 6 месяцев.
  • Около 30 минут – с 6 до 12 месяцев.
  • С года – до 40 минут.

Конечно, все зависит от состояния малыша. Держать его в воде даже 15 минут не имеет смысла, если ребенок плачет, категорически не желает купаться или болеет.

Удобные приспособления для купания ребенка до года – круг, гамак, горка, сидение, козырек

Для того чтобы облегчить процесс купания для мамы и сделать его более комфортным для малыша, можно воспользоваться современными устройствами для купания детишек до года.

  • Горка.
    Помогает страховать кроху при купании.
  • Гамак для ванночки.
    Создается из мелкой сетки. Над дном ванночки натягивается с помощью крючков.
  • Круг на шею.
    Способствует развитию мышечной системы малыша, стимулирует плавательный рефлекс.
  • Сиденье.
    Крепится на дно с помощью присосок, имеет страховочные ограничители, надежно удерживает от падения и соскальзывания.
  • Противоскользящие коврики.
    Незаменимая вещь при купании ребенка. Существуют даже модели с индикаторами температуры – изменение цвета говорит о том, что вода остывает.
  • Защитный козырек.
    Удобен для мытья головы. С таким козырьком вода не попадет в ушки, нос и глаза.

Купание ребенка в большой ванне – первые занятия Вашего малыша плаванием

Главное преимущество купания крохи в большой ванной – это свобода движения, возможность двигать головой, ножками и руками, без ограничений. Также плюсами купания в такой ванне являются:

  • Более длительное остывание воды.
  • Расправление легких ребенка и их очищение, увеличение силы дыхательных мышц.
  • Улучшение аппетита и качества сна.
  • Тренировка сердца и мышц.

Видео: Правильное купание малышей

При рождении малыш сохраняет навыки плавания во внутриутробной жидкости, и если в его распоряжении будет большая ванна, то учиться плавать заново в 5-6 лет не придется. Занятия плаванием способствуют и физическому, и интеллектуальному развитию, восстановлению мышечного тонуса и снижению колик. Но, прежде чем заниматься с малышом такими упражнениями, следует проконсультироваться со специалистом на предмет противопоказаний, и, независимо от упражнений, первые процедуры следует проводить только в присутствии инструктора.

Автор статьи

Екатерина Морозова

Многодетная мама, редактор рубрики «Дети» в журнале Colady

Поделитесь с друзьями и оцените статью:

www.colady.ru

Мытьё, купание, ныряние — запись пользователя Анастасия (IIINASTYAIII) в сообществе Развитие от рождения до года в категории Бассейн и водные процедуры

Девочки, особенно "ровестницы", давайте обсудим данные водные процедуры.


Начну с того, что я страшная трусиха, а то, что касается сына так и подавно! Мама же моя, напротив, очень отважная женщина, в чем я ей очень завидую!

2 из 3 месяцев купаю своего малыша в ванной без всяческих приспособлений и каждый раз как на каторгу!!! Почему? Боюсь! Очень боюсь! Понимаю, что дура, что страх ребенку передается, но не могу ничего с собой поделать!!! Из-за этого передала эту процедуру моей маме. И все таки я не могу оставить эту проблему не решенной!

Так вот наша история:

1. Первые 2 недели - мылись в пластиковой ванночке. Ребенок орал как резанный, чего только не делали, ничего не помогало, поняли, что ребенку банально холодно!

2. Поменяли ванночку на взрослую ванную - ребенок не орет, но мыть приходится в двоем - один держит, второй моет. Со второго месяца стало просто тяжело физически - больше 5 минут у нас не получалось.

3. Посмотрели фильм про купание малышей. Очень хороший фильм, рекомендую http://video.yandex.ru/users/angden/view/1/ Мы вдохновились и стали пробовать всю технику показанную врачом в фильме. У нас все очень даже получалось и ребенок совершенно спокойный был. Мы даже научились на пару секунд погружать Илюшку под воду. Но...!!! Опять же целиком проделать все упражнения физически не возможно и страх у меня не перестал пропадать! Я могу купать своего ребенка 5 минут, при этом если я одна, я не могу его мылить, а мама моя выдерживает 10 минут. В общем стали думать, как нам так сделать, чтобы мы могли и мыть его и купать его, чтобы не было так тяжело и чтобы он получал удовольствие.

4. Попробовали шапочку. Ребенок страшно испугался!!! Стал вертеться и чуть не захлебн улся! Отказались.

5. Поскольку мы кардинально поменяли место жительства то у нас ушло н адаптацию 3 дня и 3 дня мы не купались и...ребенок забыл что такое вода и стал бояться!!! При попадании на лицо прям трясется весь и не плачет, а издает такое жалкое хныканье, короче чувствуется, что ему страшно. Мы перестали его окунать под воду. Я купаю ребенка сама только, когда мама не может. Ибо...я ДВАЖДЫ уронила Илюшку под воду, прям на дно. Господи, как вспомню свои ощущения, холод по коже, я так плакала...меня трясло всю...НО.....!!!! Ребенок СОВСЕМ НЕ ИСПУГАЛСЯ!!!! В отличии от меня Мало того, он все правильно сделал - закрыл глазки и задержал дыхание и все потому, что мама его окунала! Какая же я никчемная, подумалось мне! Ведь я все равно боюсь!!! Прям у меня истерика начинается :((((

6. Купили круг, чтобы учится плавать, я фото выкладывала, но для тех, кто не видел, повторю:

В общем-то вещь очень хорошая и мы будем продолжать учиться плавать в нем. Мама давит на меня, чтобы мы уже в бассейн ребенка опустили в этом круге. А бассейн у нас около 1м70см глубиной, это вам не ванная, очень боюсь, что не успею его поймать. А мама моя всякий раз меня ругает: "В конце-концов возьми себя в руки!" Я серавно не могу. Так вот о круге, он, конечно, замечательный, но он не для мытья, а для купания. Как видите, бошку я ему так не помою, а пузико тем более!

7. Круг на шею - наш следующий шаг. Здесь он не продается, да ну и не проблема попрошу, чтоб из Москвы прислали. Но...!!! Пошли мы в местный детский мир, объясняем, показываем фотки, мол такой круг есть? Знаете какая реакция была? "Ужас, вы русские ТАК колечите ваших детей? Он же может себе шею свернуть?!" Мы опешили: "А вы как купаете ваших детей?", " А мы в жилетах", блин, ну получается тот же круг для купания, фиг вымоешь голову!

Собственно, к чему я?! Я не могу найти гармонию в купании своего ребенка, а именно, чтобы ни я ни он не боялись, чтобы можно было мыть и купать! Понятно, что когда он научиться сидеть все будет проще, но нам до этого еще дожить надо!

А вот еще к теме, пока искала в инете где здесь можно купить круг напоролась вот на это http://www.youtube.com/watch?v=-6Oj-pXWnbw Я не знаю как вы, я ЭТО СПОКОЙНО смотреть НЕ МОГУ! Какая же отчаянная мама! Девочке и года нет! Видимо только сидеть начала. Ну вот вы что думаете? Я хочу так, но НИКОГДА не смогу. А с другой стороны так жалко девочку, она же испугалась!

Ну как вам? А у вас как все это дело происходит? Я одна такая трусиха или это нормально?

www.babyblog.ru

Плавание малышей в домашней ванне: теория и практика | Материнство

Водные процедуры чрезвычайно полезны для грудных детей. Но если одни мамы ограничиваются купанием младенца в детской ванночке с подставкой под спинку, то другие идут дальше вплоть до следования известному слогану «плавать — раньше, чем ходить!» Наверное, все мамы хоть что-то, да слышали о грудничковом плавании, а многие с разной степенью успеха практиковали обучение плаванию в домашней ванне, или в бассейне районной поликлиники. Портал Материнство предлагает обратиться к истории возникновения грудничкового плавания, познакомиться с теоретической основой этой методики и освоить некоторые практические навыки на конкретных примерах с фотографиями!

Плавание для грудных детей в домашней ванне. Фото — фотобанк Лори

Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей

Из истории возникновения плавания малышей

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.

В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна «Москва» И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.

Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.

В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.

Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.

Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.

Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.

В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Значение обучения плаванию в грудном возрасте

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.

Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.

Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания. Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.

Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте. Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.

Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.

Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции — радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения — крепкий , здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения — основ нормального развития грудных детей.


Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

Противопоказания к занятиям


Процедуры плавания прекращаются, если ребенок выражает плачем, криком неудовольствие, а также в случае появления «гусиной кожи» или дрожи.

Противопоказаниями к занятиям плаванием являются: заболевания в острой стадии, заразные кожные болезни, отклонения в развитии, исключающие возможность занятий.

Врачебный контроль и практические консультации

Наилучшей формой контроля динамики здоровья малыша являются контроль неонатолога, педиатра или семейного врача, которые в курсе особенностей течения беременности, родов, первых дней и недель жизни ребюенка.

Консультации по плаванию желательны не реже одного раза в месяц. Их проводят консультанты по плаванию и/или медицинские работники в детской поликлинике или дома. Родители ребенка должны получить в течение года не менее 12 консультаций.

Часть II. Подготовка к плаванию

В основе плавания младенцев лежит:

  • плавание на спине и груди с ручной поддержкой,
  • автономными поддержками, и, наконец,
  • самостоятельное плавание.

Плавание на ручных поддержках проводится главным образом в полных ваннах, автономные поддержки могут быть применены в этих же ваннах и в основном в бассейне. Самостоятельное плавание в ваннах и бассейне лучше всего осуществляется путем постепенного уменьшения ручных и автономных поддержек.

Характер плавания во всех случаях интервальный — за проплывом следует короткий отдых. Плавание начинается на спине в возрасте от 5 дней и чередуется с плаванием на груди. В зависимости от индивидуальных склонностей может преобладать один из видов плавания.

Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для отдыха грудных детей. Плавание на груди у большинства младенцев вызывает более активные двигательные реакции, что следует использовать для активизации ребенка с первого месяца жизни.

Подготовка к плаванию

Одним из важнейших принципов обучения плаванию младенцев является стимулирование движений, которые проводятся методистом во время плавания одной рукой.

Правильному усвоению движений способствует специальная плавательная гимнастика на суше для рук и ног в положении на спине и груди, как во взаимообратной, так и в симметричной координации — король и брасс.

Активизация движений ребенка при плавании наступает обычно на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.

Игры в воде

Грудной ребенок — не взрослый в миниатюре. Об этом следует помнить, проводя сеанс плавания. Игры и игрушки в самых разнообразных формах помогают создать необходимый фон положительных эмоций и стимулировать гребковые движения младенца.

Игрушки надо приготовить заранее. Они должны быть
— безопасные (лучше резиновые и пластмассовые, не бьющиеся, не «линяющие»)
— чистые,
— яркие,
— не маленькие, чтобы ребенок сразу видел их на бортике ванны, но и не огромные, чтобы малыш легко мог их удерживать в ручках.

Постепенность дозирования

В основе проведения комплекса физических упражнении лежит строгое совладение правил постепенности дозирования на каждом этапе развития грудного ребенка.

Например, нарастание дозы плавания на каждом занятии должно находиться в диапазоне 10-15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца — равняться 0,5 С, Иначе говоря, активизация двигательных функций достигается увеличением количества и стимулированием движений, а достижение высокой степени закаленности — неуклонным снижением температур полных ванн.

Особое внимание обращается на постепенное погружение головки ребенка. В подготовительном периоде в возрасте 1-2 месяцев в воду погружается только рот на 2-4 секунды, что способствует тренировке задержки дыхания через нос. В 5-6 месяцев, когда ребенок начинает играть с игрушками, ему можно разрешить доставать тонущие предметы со дна ванны, в положении сидя, постепенно наращивая глубину, стимулировать таким путем погружение головки с носом, а затем и с глазами.

Возобновление занятий после перерыва

Возобновлять занятия, прерванные в связи с болезнью или другими причинами, следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. Занятий плаванием после болезни возобновляются только после консультации с врачом и по его назначению.

Форсирование доз плавания. Температур и погружений

Всякое форсирование (резкое увеличение) доз плавания, снижение температур воды и увеличение времени и количества погружений запрещается. Например, снижение температуры ванны сразу до 30°С или погружение с носом под воду длительностью 10-15 сек. в возрасте 1-1,5 месяца в подготовительном периоде должно быть категорически запрещено.

Место занятий дома и инвентарь

Плавание и закаливание могут проводиться в обычной домашней ванне, аналогичной ванне зала водных процедур или меньшей по размерам. Рядом с ванной должен находиться столик для пеленания, пеленки, салфетки, вата, комнатный и водный термометры.

Возраст ребенка Примерный объем плавания температура воды
5 дней — 2 недели 10-15 мин. 36,5°С
1 месяц 14-17 мин. 36,0°С
2 месяца 19-22 мин. 35,5°С
3 месяца 24-27 мин. 35,0°С
4 месяца 29-32 мин. 34,5°С
5 месяцев 34-37 мин. 34,0°С
6 месяцев 39-42 мин. 33,5°С
7 месяцев 44-47 мин. 33,0°С
8 месяцев 49-52 мин, 32,5°С
9 месяцев 54-57 мин. 32,0°С
10 месяцев 59-62 мин. 31,5°С
11 месяцев 64-67 мин. 31,0°С
12 месяцев 69-72 мин. 30,5°С

Из таблицы видно, что увеличение времени плавания за каждый месяц соответствует 2-5 минутам, а ежемесячное снижение температуры равняется половине градуса Цельсия.

Часть III. Практика грудничкового плавания

Начало занятий плаванием

Оптимальным возрастом начала занятий следует считать 5 дней — 2 недели. В три месяца возрожденные плавательные рефлексы угасают, и с ребенком намного труднее проводить занятия. Поэтому 3-3,5 месяца — самый поздний срок начала плавания грудных детей. После трех месяцев занятия плаванием носят более индивидуальный характер и более трудоемки.

Ручные поддержки

Положение ребенка на спине
Наиболее тяжелая, тонущая часть тела ребенка — голова. Поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно шею и верхнюю часть спинки.
Ручные поддержки могут и должны быть разнообразными.

* двойная ручная поддержка при плавании на спине четырьмя пальцами под спинку, шею и головку, два больших пальца лежат на груди;

* одноручная поддержка «ковшиком»,

* одноручная поддержка «полукольцом» — большой и указательный пальцы охватывают шею, рука находится со стороны затылка и чуть сбоку, не мешая младенцу грести.

Одноручная поддержка «полукольцом» и «ковшиком» позволяют свободной рукой стимулировать гребки.

Как только ребенок начинает правильно грести, характер поддержки меняется. В положении на спине двойная поддержка осуществляется уже тремя, затем двумя и, наконец, одним пальцем под затылок ребенка.

Все виды поддержек должны осуществляться очень мягко и нежно и предельно свободно, давая ребенку возможность проявить инстинкт самосохранения, лежащий в основе плавательных рефлексов.

В плавании на спине поддержки легче и удобнее, чем на груди, и проводятся обязательно с погруженными ушами.

На груди

* наиболее удобна поддержка двумя руками головки за щеки и слегка под подбородок.

Одноручная поддержка на груди осуществляется «ковшиком» и также большим пальцем, его тыльной стороной под подбородок ребенка, остальные четыре поддерживают под грудь — вторая рука двумя пальцами слегка поддерживает затылок (поддержка «ухватом» — указательным и большим пальцами). Поддержка под подбородок помогает «запирать» рот, чтобы младенец не пил воду.

* Поддержка под грудь

Автономные поддержи

Самостоятельное плавание ребенка на спине лучше всего осуществляется с автономной поддержкой головы при помощи пенопластовых поплавков, вставленных в карманы чепчика и расположенных за ушами младенца.

1. У шапочки должны быть веревочка-ленточка (помимо завязок), продетая внизу шапочки. Она утягивает бОльшую шапочку по размеру головы малыша. За эти ленты потом, когда убрали руку из-под головы, водят плавающего малыша по воде.
2. Шапочку надевайте до погружения в ванну.
3. Шапочка должна быть сухая.
4. Дайте заранее малышу ей поиграть (днем).
5. Опустив в шапочке в воду, все равно поддерживайте сначала под головку малыша, постепенно отпуская руки.

Младенец может плыть с такой поддержкой в 3-4 месяца, немного раздвигая руки в стороны для баланса. Перевод младенца в бассейн можно проводить тогда, когда он активно гребет и балансирует. Автономные поддержки при плавании на груди сложнее; как правило, они должны держать на линии воды плечи и подбородок, их можно применять только в случае хорошей двигательной активности верхних конечностей младенца.

Обратите внимание, что из всех автономных поддержек самая лучшая — это такой чепчик. Ни чепчик-чебурашка (уши), ни воротник под шею не смогут постепенно приучать ребенка к самостоятельному плаванию.

Погружения и ныряния

1. Погружение под воду рта младенца в возрасте одного месяца на 2-3 сек. позволяет тренировать и задержку дыхания через нос. Обычно в этих случаях задержка дыхания определяется ощущением — поддерживающей под грудь руки — ребенок останавливает дыхание — на несколько секунд (4-10).

2. Моментальные погружения рта подводят ребенка и к погружению носа, которым все младенцы дышат.

Погружения же носа, а затем и глаз обычно происходят во время самостоятельных игр, в положении сидя, когда ребенок достает предмет со дна ванны.
Погружения рта под воду необходимо проводить на двойной ручной поддержке в положении на месте от 3-4 до 6-8 раз в занятие.

Как показывает практика, погружение рта под воду выполняют все дети, кроме младенцев с насморком. Во время плача ребенка погружения рта категорически запрещаются из-за опасности попадания воды в дыхательные пути. Нельзя выполнять погружения рта и во время проводки из-за встречной волны, попадающей в носовые ходы.

Во время игр, в положении сидя, ребенок хорошо сам погружает рот.
Самостоятельное продвижение к игрушке на задержке дыхания является прологом к самостоятельному плаванию. В принципе ребенок может быть обучен опытным методистом и погружению под воду с головой. Как показывает опыт, такие принудительные погружения со своими детьми проводят многие родители, начиная с 3 месяцев. Однако степень искусства обучения у тренеров родителей различна. Поэтому настоящая методика рассчитана только на принудительное погружение рта и самостоятельное погружение с головой в играх.

Категорически запрещается форсированное погружение с головой путем бросания младенца в воду или прижимание его ко дну рукой: это может привести к сильному испугу и захлебыванию.

Ребенок, научившийся задерживать дыхание при погружении рта, носа и головы, умеющий хорошо грести руками, может плыть самостоятельно.

Самостоятельное плавание

Переход к самостоятельному плаванию на спине, как видно из сказанного выше, сравнительно прост и состоит в постепенном уменьшении ручной и автономной поддержки, в то время как сила гребков младенца и способность удерживать голову на поверхности воды становятся вполне достаточны. Плавание на спине, как правило, не связано с задержкой дыхания и ныряниями, а потому и более доступно в обучении.

Уменьшение автономной поддержки

Поплавки с чепчика снимаются парами с разных краев, начиная с верхнего. Как только малыш адаптируется к уменьшенному количеству поплавков и будет чувствовать себя уверенно, можно смело снимать еще пару.

На фото видно, что на чепчике остались 2 последних, нижних.

а вот тут уже чепчик не нужен (ребенку 4,5 мес.)

Ребенку 6 мес. Самостоятельно лежит на спинке и ему это нравится.

Ребенок в 6 мес. самостоятельно проплывает ванну, отталкиваясь от бортика и гребя руками. Рука взрослого находится рядом.

Фото 13


Фото 14


Другое дело — плавание на груди. У младенцев, так же как и у плавающих млекопитающих — дельфинов, китов, — передвижение в воде связано с нырянием и задержкой дыхания. Естественно поэтому сначала обучать младенца задержке дыхания и самостоятельному погружению, и только потом, при условии хороших гребковых движений руками, применять произвольное соскальзывание, упражнения типа «торпеда».

Обучение движениям

Важнейшее значение имеет правильный контроль за выполнением гребков руками и толчков ногами в кролевых и симметричных способах плавания. Так, например, у многих младенцев может быть отработан и закреплен классический толчок ногами (фото 14) способом брасс на груди.

При плавании на спине младенцы хорошо гребут руками через стороны от головы к бедру, если им правильно «показывают» такой гребок вначале на суше, а потом в воде (фото 13). На практических занятиях грудных детей в поликлинике методист-консультант должен вовремя определить время перехода от плавания на ручной поддержке к плаванию на автономной поддержке и перевод младенца в бассейн «Малютка» для систематических занятий плавание на «большой воде».

Переходить на автономную поддержку при плавании на спине, как показывает практика, можно в конце подготовительного этапа подготовки (3-4 месяца), а переводить ребенка в бассейн «Малютка» с 4-5 месяцев при условии хорошего балансирования и качества гребков.

Совершенствование в плавании можно проводить в конце 3-го — начале 4-го этапа занятий, когда возможно улучшать навыки, приобретенные детьми на основе врожденных плавательных рефлексов, помощи второй сигнальной системы — средствами слова. Употребление слов «греби», «толкайся», «ныряем» так же важно и нужно, как, например, слов «мама», папа», «бабушка». Ибо они связаны с жизненно необходимым умением плавать.

Часть III. От теории – к практике


Обучение плавания детей до года можно разделить на 4 ступени.

Первая ступень – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

Возраст: 5-15 дней — 3 месяца, возраст врожденных плавательных. Занятия начинаются после заживления пупочной ранки.

НА СУШЕ (вводная часть) — Комплекс подготовительных мероприятий с 2 месяцев состоит из массажа, общей гимнастики, плавательной гимнастики.
Специальную плавательную гимнастику (имитацию плавания) удобно проводить на суше и повторять затем в воде, закрепляя врожденные плавательные рефлексы:

Рефлекс Моро — симметричное охватывающее движение руками при похлопывании по ягодицам (4-5 на первом занятии и 8-9 в конце этапа).

Рефлекс Робинсона — тонический — прочное удерживание предмета (на первом занятии 1-2 раза и 4-5 раз в конце этапа).

Рефлекс Талант — дугообразное изгибание тела при поглаживании кожи между позвоночником и лопаткой (1-2 в начале и 3-4 в конце этапа).

Рефлекс Бауэра — феномен ползания, или брасс ногами. На груди — отталкивание ножками от ладоней рук (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратный гребок рукой от головы к бедру через сторону (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа) на спине и имитация гребка руками типа кроль на спине и груди, а также симметричный гребок руками из-за головы к бедрам (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратные движения ног на спине и груди (4-6 в начале и 6-8 в конце этапа).

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть). «Двойная» ручная поддержка на спине и 8-10 проводок по длине ванны (проводка «челнок»). Одноручная поддержка на спине «полукольцом». Уши младенца в воде.

Двойная ручная поддержка на груди «ковшиком» под подбородок и проводка, одноручная поддержка «ковшиком», а также одноручная поддержка большим пальцем под подбородок, остальные под грудь и проводка с поворотами по длине ванны (25-30 раз).

Стимулирование работы ног брассом на одноручной поддержке ладонью и после толчка от бортика (10-14 в начале и 20-30 в конце этапа).
Туалет проводится в конце занятия на всех этапах. Кормление выполняется через 15-20 мин. после окончания плавания.

Вторая ступень — ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ

Возраст: 4-6 месяцев, рассчитан на младенцев, прошедших подготовительный этап, адаптированных к полным ваннам и температуре воды 35°С.

Проводится дальнейшее развитие закрепленных плавательных рефлексов с помощью слова. Процедуры идут в игровой манере на фоне положительных эмоций. Ребенок плавает на автономной поддержке и с ее максимальным ослаблением на спине и на груди; объем плавания 32-42 мин.

НА СУШЕ (вводная часть) — Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 3-4 мин. Развитие и усложнение врожденных рефлексов:
Бауэра-брасс на ногах в направлении к игрушке (4-6 раз),

Талант — выполнение позы пловца на ладонях (3-4 раза)

Робинсона — подтягивание на «весу» (3-5 раз),

Моро — охватывание руками (10-15). Упражнения сопровождаются словами: «толкайся», «греби», «держи», «тянись».

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть) — Плавание на двойной и одноручной поддержке в положении на спине и груди, а также на автономной поддержке, максимально ослабленной.

«Соскальзывание» (моментальные опускания поддержки на I-2 сек.) хорошо выполняется при умении ребенка задерживать дыхание. Сидя на месте самостоятельное погружение за игрушками. Все время при плавании применяется игрушка-манок, движения сопровождаются словами: «плыви», «греби», «толкайся». Много игр в воде типа «буря на море», «торпеда» и др.

Ребенок стоит и ходит в воде с поддержкой под руки.

Третья ступень — САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ

Возраст: 7-9 месяцев.
Третий этап самостоятельного плавания рассчитан на младенцев, обученных на втором этапе плавать, адаптированных к полной ванне и температуре воды 33,5°С; длительность — до 42 мин.
Дети самостоятельно погружаются под воду, ныряют.

НА СУШЕ (вводная часть) — Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 2-3 мин.

Ползание к игрушке в манеже с мячом и игрушками.
Поза пловца: руки прижаты к бедрам, вытянуты в стороны, вперед.
Подтягивание за пальцы методиста из положения на спине и груди.

В ВОДЕ (основная часть) — Плавание на спине и груди с руч¬ной поддержкой и без нее за игрушкой, плавание на автономной поддержке.

Самостоятельные погружения под воду (ныряния) за игрушкой.

Четвертая ступень — СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАВАНИЯ

Возраст: 10-12 месяцев. Четвертый этап органически связан с предыдущим. Грудные дети на последнем этапе умеют самостоятельно проплыть всю длину ванны и бассейна «Малютка», посещают зал водных процедур 3 раза в неделю, любят нырять в длину и глубину за игрушками.
Общее время занятий составляет 62-72 мин., температура -31,5-30,5°С.

НА СУШЕ (вводная часть) — Общее время массажа и гимнастики достигает 10-12 мин. и больше. Игры на суше лежа, сидя, стоя с мячом и игрушками.
Выполнение по команде различных положений пловца в положении на спине и груди. Выполнять работу ног и рук с помощью инструктора и без него. Пробовать грести дельфином, брассом с помощью инструктора.

Упражнения сопровождаются разговором с употреблением специальных плавательных терминов как на суше, так и в воде.

В ВОДЕ (основная часть) — Начало занятия — игры в воде с тонущими, плавающими и подвесными игрушками. Самостоятельное плавание по длине домашней ванны (2-3 раза без остановки) и бассейна «Малютка», плавание с игрушками, на игрушках. Скольжение с вытянутыми руками, прижатыми руками на спине и груди. Плавание на ногах брассом и кролем с помощью инструктора и самостоятельно. Ныряния в длину и глубину за игрушками, прыжки в воде, игры.

Этапы обучения плаванию на занятиях


I ЭТАП

1-е ЗАНЯТИЕ ПО ПЛАВАНИЮ

Возраст детей — 5 дней — 2-3 недели; продолжительность занятий — 10-15 минут; температура ванны — 36,5°С.

1. Медленный вход в воду ножками и укладке на спинку на двойную ручную поддержку.
Медленная проводка по длине ванны (проводка «челнок»), проводка в ближний угол ванны головой и поворот ножками в дальний угол, а головкой на себя и чуть вверх.
Толчок ногами от ванны и проводка в другую сторону (проводка с поворотами), уши в воде.

2. Левая рука под затылком и спиной, правая «ковшиком» за подбородок и правую щеку — поворот на «ковшик» (подбородок ребенка строго над линией воды).
Перехват левой «ковшиком» под подбородок в двойную ручную поддержку под подбородок в положение на груди.
Проводка в положении на груди на двойной ручной поддержке с поворотами у концов ванны.
Во время проводки и поворотов строго следить за положением рта над линией воды.

3. Поддержка одноручная на спине «полукольцом», повороты у концов ванны и перехваты с одной руки на другую.
Поддержки одной рукой и проводки на «ковшике» под подбородок ребенка.
Поддержка одной рукой (правой) — большой палец под подбородком ребенка, остальные под грудью.

4. Стимулирование толчков ногами и гребков руками в положении на спине и груди на одноручной поддержке свободной рукой.

5. Туалет (мытье) ребенка, выход из ванны и обтирание, обсушивание ушей ватой.

ПРИМЕЧАНИЕ: Массаж, общая и специальная гимнастика проводятся, начиная с 2 месяцев; в 5 дней — 3 недели исключить погружение рта и проводить его только с месяца.

2 этап (I месяц) — погружение рта на месте, продолжение упражнений 1 этапа.

3 этап (2 месяца) — показ массажа, общей и специальной гимнастики.

4 этап (3-й месяц) — техника свободной поддержки, ослабление поддержки, техника толчков и гребков руками в воде.

5 этап (4-й месяц) — апробирование автономной поддержки типа чепчика с небольшой ручной поддержкой на спине, плавание за игрушкой на груди на ручной поддержке, доставание сидя игрушки.

6 этап (5-й месяц) — уменьшение автономной поддержки на спине, доставание сидя игрушки со дна ванны, погружая рот и затем нос, перевод ребенка в бассейн «Малютка» при наличии способностей и занятий плаванием три раза в неделю в зале водных процедур, три раза — дома.

7 этап (6-й месяц) — минимальная автономная поддержка на спине, плавание на спине без поддержки. Плавание на автономной поддержке на груди, ослабление автономной поддержки на груди, игры сидя.

8 этап (7-й месяц) — минимальная автономная поддержка на груди, плавание на груди с моментальными опусканиями ручной поддержки, игры в воде сидя и стоя.

9 этап (8-й месяц) — совершенствование гребков на спине и груди, упражнения типа «торпеда», ныряния за тонущими игрушками, бутылочкой. Игры в воде сидя, стоя, в ходьбе с различными игрушками.

10 этап (9 — 12 месяцы) — продолжение совершенствования в самостоятельном плавании на спине и груди, совершенствование самостоятельных погружений, игры.

ПРИМЕЧАНИЕ: На всех этапах занятий специфические движения сопровождаются словами «греби», «плыви», «ныряем», «толкайся».

План обучения нырянию

Помогает развивать дыхательную систему, вестибулярный аппарат, а также развивать эмоционально-волевые качества — смелость, силу, выносливость.

Занятия в большой ванной дома, желательно под присмотром инструктора. В первой части купания — занятие плаванием, как описано выше, в основном – плавание на спинке и в чепчике.. Далее проводятся ныряния (2-3 раза по 3-4 «восьмерки и погружения), чередуются с отдыхом и упражнениями на воде.

Подготовительный этап
Возраст ребенка — 1 неделя – месяц.
Ребенок просто плавает с помощью ручных поддержек на животике. Делает так называемые «восьмерки»- плывет по периметру ванны, разворачиваясь «восьмеркой».

1 этап.
Начиная с месяца, можно приучать малыша задерживать воздух. Для этого в положении на животе, после 3-4 «восьмерок», надо сказать: (Имя малыша), ныряем! И сразу подуть в личико. Обычно дети задерживают дыхание. В первый день повторять это упражнение 2-3 раза.
Каждый этап заканчивается тогда, когда ребенок овладел новым умением.

2 этап.
Все тоже самое, только после слов: имя, ныряем! Брызнуть в личико. Через неделю уже не брызгаете, а поливаете. Держа малыша одной рукой под подбородок, другой, после слов «ныряем!» зачерпываете воду и льете сверху на лицо. Похоже на умывание.
Переход на следующий этап только после того, как Вы убедитесь, что деть не просто зажмуривается, но точно задерживает дыхание.

3 этап.
Как и полагается, сначала 3-4 «восьмерки». После первого «малыш, ныряем!» снова поливаете на личико воду. Ребенок должен вспомнить, ЧТО надо делать после этой команды. Далее снова 3-4 «восьмерки», команда «ныряем!» и погружение под воду. Для этого Вы держите головку малыша 2-мя руками, и резко погружаете под воду. И сразу вынимаете и продолжаете движения «восьмеркой».
держите так

Для первого – второго — третьего раза хватит 1-2 ныряний. Обязательно обратите внимание на реакцию детки. Если ему не понравилось, лучше отложить до следующего раза.

Далее купайте по схеме: плавание на спинке, переворот на живот, 3-4 «восьмерки», нырок, опять 3-4 «восьмерки», нырок, снова 3-4 «восьмерки» нырок. Отдых на спинке. Упражнения (отталкивания, ходьба и т.д.). Снова цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых, игра, цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых на спинке. ВСЁ! Купание заканчивается. Таким образом, у Вас получится около 9 ныряний за сеанс.

Но, если малыш капризничает, Вы видите, что он недоволен, не придерживайтесь схемы. Делайте то, что нравится ребенку. А может, он уже устал. Просто заканчивайте купание пораньше.

4 этап.
Когда малыш привык к погружениям, начинайте проныривать под водой. Сначала это должно занимать 1-2 сек. Если Вы видите, что малышу хватает задерживаемого воздуха, постепенно посекундно увеличивайте время. Так неделю можно нырять на 1-2 сек, следующую 2-3, потом 3-4 и так далее. Но Вы на это время не просто погружаете ребенка под воду, а проныриваете под водой расстояние. Все проныривания участвуют в том же цикле упражнений, как и 3 этапе.

5 этап.
Он отличается от 4 этапа тем, что, погрузив малыша под воду, Вы его отпускаете и он плывет сам. После слов: «Малыш (имя), ныряем!» надо резко погрузить голову под воду, как бы подтолкнуть вперед и отпустить. Сначала Вы его быстро подхватываете, но с каждым разом увеличиваете время его самостоятельного нахождения под водой.
Здесь видно, что малыш плывет, а руки взрослого рядом. Но не держат его:

нырнули

выныриваем

вынырнули

Заключение
Я не инструктор по плаванию, не врач. Врач – мой муж, а я педагог-психолог. Про ныряния написала по своему опыту. Так, например, плавали мои дети не в 30-градусной воде, а не ниже 34. Ниже им не нравилось.

Еще в конце мы обливаемся холодной водой после купания. Педиатр нам сказала, что надо постепенно снижать температуру воды для обливания (так же как и в ванне). Но детям больше нравится, когда их обливают совсем холодной водой. После ванны холодная вода их обжигает и они (особенно старшая) визжат от удовольствия.

Наша старшая дочка в 4,5 мес. лежала на воде без всякой поддержки, проплывала ванну на спине и ныряла с удовольствием. Средний научился держаться на воде и нырять к 6-ти мес. Младший учился плавать от случая к случаю – просто не хватало времени на ежедневные «заплывы». Тем не менее, все трое детей, попадая на открытый водоем, не боялись воды, с удовольствием купались, ныряли, и самостоятельно поплыли в 3 года.

Лучше всего в обучении плаванию и нырянию Вам, конечно, поможет специально обученный инструктор. Но, если, несмотря на все ваши старания, деньги и время, потраченное на занятия в бассейне, малыш без удовольствия идет в ванну, плачет и отказывается плавать, не огорчайтесь. Есть такие дети – ну, не любят они купаться! Ведь и взрослые тоже не все любители водных процедур. Ничего, в мире еще столько видов спорта и игр, в которых именно ваш малыш покажет лучшие результаты.
А для таких деток можно порекомендовать постепенное бережное купание в пеленке (первые разы) и далее в ванне с мамой. Это противоположный взгляд на обучение плаванию младенцев. В его основе — предположение о том, что свободное плавание и, тем более, ныряние грудных малышей – стресс для ребенка, ведь вода — это чужеродная среда обитания для людей. Поэтому каждый родитель сам выбирает нужный подход в воспитании и закаливании своего ребенка. Данная статья – не призыв к обучению грудничков плаванию, а лишь советы для тех, кто хочет этим заниматься.

Успешно будут проходить занятия у родителей, которые уверены в пользе дела и не боятся заниматься с малышом чем-то особенным. Хотя плавание и ныряние уже давно стало самым обычным.
Будьте уверены в своих силах и успех гарантирован!!!

В статье использовались:
«Плавание грудных детей» (Методические рекомендации) Под ред. В.В.Шицковой Москва, 1978 год. Разработал рекомендации врач-педиатр В.А. Гутерман.

«Плавать раньше, чем ходить» З. П. Фирсов, Москва, Физкультура и спорт, 1978 г.

Дата публикации 20.03.2015
Автор статьи: Елена Брюлина

materinstvo.ru

До какого возраста купать ребенка каждый день

Водные процедуры для малыша несут несомненную пользу.

Накупавшийся ребенок лучше покушает и быстрее заснет.

При правильном купании происходит процесс закаливания, в результате чего ребенок реже болеет.

Но все это не значит, что детей надо купать как можно чаще.

Нужно ли купать ребенка каждый день?

По мнению многих профессионалов, злоупотребление водой смывает защитную пленку с кожи ребенка, кожа становится суше, появляются покраснения и шелушение.

Более того, в семьях, которые стремятся к стерильным условиям для своего малыша, болезни проявляют себя чаще, особенно аллергические заболевания.

Поэтому российские педиатры советуют купать детей до 6-месячного возраста не чаще, чем раз в сутки, а то и реже.

Учитывая, что младенцы почти не пачкаются, достаточно подмывания и умывания. Для рук и лица существуют влажные салфетки, а для профилактики опрелостей необходимо следить, чтобы малыш не лежал в мокром подгузнике.

До скольки месяцев купать ребенка каждый день?

В целом же международные рекомендации такие – до полугода детей купают ежедневно, с 6 месяцев до года – через день, а после года достаточно раз в два-три дня.

Если цель купания – закаляющий эффект, то купать нужно каждый день.

После выписки новорожденного важно следить за пупочной ранкой, поэтому купание в первые 10–15 дней если и проводить, то очень осторожно.

В таком возрасте достаточно обтирать малыша и устраивать ему воздушные ванны. Если ребенок родился недоношенным, то купание стоит отложить до рекомендации наблюдающего врача.

Частота купания: рекомендации по возрастам

Маленького ребенка купают не чаще, чем раз в сутки. Если младенец испачкался, его подмывают под проточной водой. В летние месяцы в условиях жары ребенка купают чаще, чтобы избежать перегрева тела. Зимой можно включить обогреватель, пока ребенка не оденут.

Что касается времени купания, то его проводят или за 30 минут до приема пиши, или после 40–50 минут после кормления.

Многие предпочитают проводить водные процедуры перед вечерним кормлением.

Это способствует более крепкому сну малыша, однако есть дети, которых купание, наоборот, возбуждает, поэтому каждому ребенку нужно подбирать «свое» время.

По продолжительности купание начинают с 3-х минут, уже на следующий день продлевают до 5 и далее уже доводят до 15–20 минут.

Вообще, как и со временем купания, время принятия ванны должно быть индивидуальным. Если малышу нравится купаться, то поплескаться можно и дольше, главное, не переохладить ребенка. Также следим за кожей: покраснения, сухость и шелушения – признак необходимости прерывания водных процедур. Если ребенок заболел, в горячую воду его сажать не рекомендуется во избежание перегрева. Температура малыша перед ванной должна быть не выше 37,5 градусов, и вместо ванны ребенка моют под душем.

Температура воздуха в ванной должна составлять 19-20 градусов в первые три месяца. В дальнейшем такие предосторожности излишни, но, конечно, не стоит устраивать в ванной сквозняки.

Перед купанием подготавливают все необходимые вещи, чтобы не отвлекаться от процедуры и идти с мокрым малышом за забытой вещью. Температуру воды для новорожденного подбирают примерно 34 градуса. Проверяют ее термометром, не полагаясь только на собственные ощущения от воды.

В течение месяца ее можно снизить на 2 градуса, в два месяца для ребенка оптимальной температурой будет 28–30 градусов. Хорошей закаливающей процедурой будет ополаскивание прохладной водой после ванночки: сначала разница температур должна быть не ниже 1 градуса, потом постепенно доводят до 22-х градусов. При этом не надо лить воду слишком сильно, чтобы малыш не испугался. Еще вариант: после купания, не растирая полотенцем, осторожно промокнуть влажные места и устроить малышу воздушную ванну.

Лучший показатель, какая должна быть вода – это поведение малыша. Если он плачет, возможно, вода слишком холодная или горячая, если ведет себя неподвижно – слишком теплая. Оптимально, если ребенок активно двигается в воде.

В воду для купания, особенно первого, не рекомендуется добавлять ароматизированные шампуни или эфирные масла.

Кипятить воду необязательно, для купания самого мелкого крохи подойдет и обычная из-под крана. Марганцовку также добавлять нет необходимости.

Если вода некачественная, можно воспользоваться фильтрами для воды. Перед купанием ванну тщательно моют, но только не с использованием химических средств. Соды и кипятка для обработки ванны будет достаточно.

Купание можно проводить и во взрослой ванне при условии, что ей не пользуется никто, кроме родителей. До 4-х месяцев желательно купать в детской ванночке. Это намного удобнее для родителей, и ребенку тоже пока не нужно много пространства, чтобы порезвиться в воде. После 2-х месяцев можно уже проводить специальные упражнения для плавания, что прибавит иммунитет малышу.

Опуская малыша в воду, его держат так, чтобы голова ребенка лежала на предплечье родителя, а кистями придерживают подмышки. Аккуратно подмывают все складки, начиная от шеи и заканчивая промежностью. Обращают внимание на межпальцевые промежутки. Голову моют в самую последнюю очередь, чтобы малыш не сидел с мокрыми волосами.

Для ребенка приобретают специальные гипоаллергенные средства с нейтральным значением – детские шампуни или гели. Каждый день ими мыть не надо, так как кожа младенца уже содержит пленку, защищающую организм от инфекций. К тому же злоупотребление мылом пересушивает кожу и нарушает работу сальных желез. Мочалки могут легко травмировать нежную кожу, поэтому лучше использовать или мягкую губку, или фланелевую салфетку. В любом случае это должна быть индивидуальная губка. Шампуни используются не чаще одного раза в неделю. При этом голову моют при каждом купании, улучшая кровообращение кожи головы.

После воды будет полезно смазать кожу детским молочком или кремом. Вытирая кожу, особенное внимание обращают на кожные складки: их тщательно высушивают и смазывают увлажняющим средством.

После года у малыша может появиться страх перед водой. Это может быть связано с неприятными ощущениями, например, если мыло попало в глаза.

Сейчас можно купить специальный козырек для глаз малыша или же найти инструкцию, как сделать его самому.

Приятных ощущений у малыша будет больше, если во время купания родители ведут себя спокойно и ласково разговаривают.

В возрасте 1,5 года можно постепенно приучать ребенка к душу. Особенно он полезен для малоактивных детей с плохим аппетитом. Душ можно принимать каждый день, а ванну достаточно 1-2 раза в неделю, совмещая ее с мытьем головы.

К двум годам купание для ребенка уже веселая игра, и его продолжительность увеличивается до получаса. В таком возрасте уместно мыться после вечерней прогулки, когда ребенок наиграется и приходит домой грязным. Температура воды ванны примерно 28–30 градусов, а воздуха около 21. К этим годам можно уже давать ребенку мочалку, чтобы он учился мыться.

Уже можно использовать детские пены и гели для купания, но стоит воздержаться от косметических солей. Мылом пользуемся чаще, но не каждый день. По-прежнему практикуется обливание чистой прохладной водой до 21 градуса. После ванны ребенка накрывают махровым полотенцем и обтирают.

Травяные настои (череда, ромашка, календула) используют после 3-4 месяцев, а хвойные ванны – старше 6 месяцев.

Ванны с валерианой или пустырником помогут при нервном расстройстве и бессоннице. Злоупотреблять травами не стоит, так как они сушат кожу.

Купание в открытых водоемах начинают с 2-х лет при температуре воздуха 25-26 градусов и температуре воды 23. Предпочтительнее купаться в утреннее время. В море также можно начинать купать с 2-х лет.

В возрасте от 6 до 11 лет мыться можно вообще раз в неделю. Добавочно принять душ можно, если ребенок сходил в бассейн, вспотел или испачкался.

Примерно с 11 лет мыться нужно чаще, так как кожа становится более сальной. Душ принимается ежедневно, плюс дополнительно после физических нагрузок. Мытье головы несет те же рекомендации, что и для взрослых людей.

momjournal.ru