Разное

Кризис 6 7 лет у детей – Что нужно знать о ребенке, чтобы пережить кризис 6 лет

Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология

Человек развивается и взрослеет в течение всей жизни. У ребенка скачки развития заметны сильнее благодаря кризисным периодам. В эти моменты кроха начинает вести себя иначе. Кризис 7 лет – один из самых сложных. Некоторые педагоги считают, что трудности общения с детьми появляются из-за пробелов воспитания. Психологи не согласны с таким утверждением. Они называют кризис нормальным, закономерным процессом эмоциональной адаптации к изменяющимся условиям.

Признаки кризиса

Основная причина возникновения поведенческих проблем у старших дошкольников – взросление. У ребёнка изменяется жизнь, он волнуется, тревожится. Ему предстоит адаптироваться, изменить режим дня, утратить беззаботность. Кризис семи лет сложен тем, что ребенку предстоит общаться со сверстниками, находящимися в таком же сложном периоде, преодолевать учебные нагрузки.

Выготский утверждает, что кризис 7 лет протекает у детей с 6 до 8 лет. Точный возраст не может назвать никто, так как он зависит от индивидуального развития малыша. Признаки сложного периода:

  • нелепое поведение, проявления вредности;
  • наигранность при общении;
  • снижение усидчивости;
  • передразнивание взрослых;
  • привлечение к себе внимания клоунадой.

Эти основные признаки сопровождаются особенностями поведения:

  • повышенная утомляемость;
  • раздражительность и вспыльчивость;
  • агрессивность или замкнутость;
  • плохая успеваемость и рассеянность;
  • поиск авторитета, своего места внутри коллектива;
  • снижение самооценки;
  • сравнение своей жизни с другими.

Из-за особенностей характера некоторые дети начинают кляузничать взрослым, заискивать перед ними. Поведенческие изменения происходят на подсознательном уровне, дошкольники теряют контроль над своим поведением. Они негативно относятся к критике, так как мозг не воспринимает отрицательную информацию, блокирует ее.

Причинами начала кризисного периода являются утрата детской непосредственности, интеллектуальное созревание, появление переживаний за совершенные поступки. Дополнительно детей начинают волновать адаптация в школе, тревожные разговоры родителей о новом непростом периоде. Они сопротивляются изменениям окружающей среды.

Основные симптомы

Возрастная психология этого периода выделяет симптомы кризиса, которые родители могут заметить самостоятельно. Каждому из них есть объяснение:

  1. Непослушание, несвойственное ребенку, проявляется подсознательно. Семилетка начинает отстаивать свою позицию, а отказы выполнять волю родителей помогают становлению личности. Наказывать за такое поведение нельзя, основательные объяснения не дадут положительного эффекта. Отсутствие давления на малыша поможет сгладить ситуацию.
  2. Каждый родитель 7-летнего ребенка сталкивается с упрямством. Это второй симптом начала кризиса. Чадо начинает настаивать на своем, требовать, противиться отказам. Он не желает обладать какой-либо вещью, а самоутверждается. При этом цель, которой он добивается, отходит на второй план, на первый выходит сам процесс требования.
  3. Наибольшие проблемы доставляет строптивость, из-за которой начинаются проблемы с учебой. Малыш отказывается подчиняться правилам, посещать детский сад или школу, спокойно сидеть на занятиях. 
  4. Взаимосвязано с предыдущими симптомами возникает своеволие. Ребенок хочет полностью обслуживать себя самостоятельно, помогать родителям. Лучший способ справиться с этой ситуацией – направить энергию малыша в нужное русло: предлагать ему альтернативные задания, с которыми он справится, давать ограниченную свободу выбора. Самостоятельность можно проявить по-разному: выбрать одежду из предложенных вариантов, предложить книгу для чтения.
  5. Не во всех случаях с чадом можно договориться. Кризис 6-7 лет характеризуется состоянием протеста и ссор, которые изматывают всех членов семьи. Такое поведение связано с внутренними конфликтами, которые чувствует ребенок. Они появляются из-за сложностей адаптации внутри класса, а выплескивает ребенок их на всех окружающих.
  6. Еще один характерный симптом – обесценивание идеалов. То, что раньше казалось хорошим, становится неприятным для малыша. Он может ломать любимые и дорогие ему ранее игрушки, теряет привязанность к вещам. С особым удовольствием дети демонстрируют неприемлемое поведение, повторяют бранные слова, проявляют деспотизм, подчиняют своей воле всю семью.

Еще одним важным симптомом является увлечение игрой «в школу». Маленький человек стремится стать взрослее, пользоваться красивыми вещами. При этом до конца кроха не понимает, что от него будет требоваться.

Первые симптомы можно заметить в шесть лет. К 8 годам действие кризиса ослабевает. Родителям важно правильно действовать при появлении первых признаков сложного периода. Чрезмерная опека, использование неосознанных запретов только усугубят ситуацию.

Правила поведения родителей

Паника – плохой советчик в вопросах воспитания. Взрослым нужно успокоиться и придерживаться ряда правил:

  1. Объяснять запреты, иначе у детей не будет их восприятия. Любые ограничения должны выставляться как советы, пожелания. Явная негативная реакция будет отсутствовать. Родители боятся потерять свой авторитет, но на этом этапе важнее выстроить доверительные отношения. Тем более, что инстинктивно дети всегда тянутся к старшим, прислушиваются к их советам.
  2. Слушайте чадо, смотрите вместе фильмы, читайте. Установите дружеские отношения, отбросьте резкую критику, не обрывайте рассказ крохи на полуслове. Отсутствие насмешек над переживаниями маленького человечка впоследствии избавит от боязни публичных выступлений. 
  3. Советуйтесь с семилеткой, чтобы он чувствовал себя значимой частью семьи. Обсуждайте покупки, рассказывайте крохе о финансовом состоянии семьи. Это позволит вам добиться того, что ребенок не будет таскать у вас деньги или требовать крупных покупок. Выдерживайте правило золотой середины – советуйтесь поверхностно, не заостряя внимания на экономической стороне жизни. Не переносите на кроху трудности. Достаточно сказать, что временно деньги есть только на необходимые вещи.
  4. Запрещено использование насилия для целей воспитания. Физические наказания оставят обиду на всю жизнь, а моральные истязания приведут к невозможности отказать (даже при опасных ситуациях), снизят самооценку.

Пестовать семилетку стоит не постоянно. Период кризиса 7 лет у ребенка – время, когда он начинает взрослеть. Ему необходимо проводить время с друзьями, без родителей, читать в одиночестве, самостоятельно делать уроки, конструировать, рисовать.

К 6-летнему возрасту у малыша должны быть своя комната или место, где его на время оставят в покое другие члены семьи.

Рекомендации психолога

Психологам часто приходится сталкиваться с крохами, переживающими личностные кризисы. Родителям семилеток они дают советы:

  1. Большинство конфликтов возникают из-за категоричности требований и большого количества условий, которые должно выполнять чадо. Старайтесь направлять ребенка мягко, приводите примеры из жизни, придумывайте рассказы, читайте поучительные сказки.
  2. Стремление действовать наперекор взрослым – нормальное явление. Пусть кроха один раз прочувствует, что поступил неверно, а потом вам останется лишь напоминать ему об этом. Разрешите ему не надевать шапку, вскоре он сам поймет, что зря пошел без нее.
  3. Дайте возможность спорить, пусть ребенок приводит аргументы своей правоты, а вы будете внимательно слушать. 
  4. Забудьте про четкий распорядок дня. Не нужно составлять расписание на каждый день, дайте школьнику неделю, и он выстроит для себя удобный режим работы или отдыха. Мягко напоминайте лишь о необходимости домашней подготовки.
  5. Найдите несколько положительных примеров среди героев книг, мультфильмов. Прогуливающему уроки чаду можно прочитать повесть Носова про Витю Малеева. Это произведение также подойдет малышам, испытывающим проблемы с усвоением материала.

Помните, ребенок – не ваша вещь. Он личность, к которой нужно прислушаться, учитывать его желания. Он не должен быть абсолютной копией родителей или исполнить ваши мечты детства.

Наиболее часто конфликтные ситуации на фоне семилетнего кризиса возникают из-за ошибок родителей. На их деспотизм кроха ответит неповиновением. Держать его в страхе — тоже не выход, за физические наказания он отомстит в подростковом и более старшем возрасте. Старайтесь стать другом для своего малыша, чтобы преодолеть кризисный период вместе. Для него это время также проходит тяжело.

pups.su

Возрастной кризис 6-7 лет — Советы психолога — Для Вас, Родители — Каталог статей

Если о кризисах трехлетнего карапуза и мятежного подростка так или иначе слышали все, то кризис семи лет проходит зачастую как-то незаметно. Теряется что ли на фоне первого новенького ранца и набивших оскомину еще в детском саду палочек и крючков. Между тем, это достаточно важный этап развития маленького человека.

Кризис не прощает небрежения к себе и если не обратить на него внимания, может оставить на память не самые приятные последствия вроде низкой успеваемости, проблем в общении, нежелании учиться, а порой – и невроза. Но этого можно избежать, если вовремя заметить проявления кризиса и помочь своему сыну или дочке их преодолеть.

Как проявляется кризис семи лет?

Первое и главное проявление кризиса в любом возрасте – неожиданно, буквально на пустом месте меняется поведение ребенка. И меняется, увы, не в лучшую сторону. Что характерно для малыша шести-восьми лет?

  • Он может стать более утомляемым, раздражительным, у него то и дело появляются беспричинные вспышки гнева на, казалось бы, пустом месте.
  • Кривлянье и манерничанье. Нередко ребенок становится перед сверстниками эдаким шутом, что весьма раздражает взрослых.
  • Обостряется агрессивность. Ваш покладистое и спокойное чадо вдруг начинает вести себя, как настоящий разбойник. Иногда бывает и наоборот – появляется излишняя застенчивость.
  • Ребенок очень хочет быть похожим на взрослых. Он может подражать старшим братьям или сестрам, знакомым старшеклассникам. Коронная фраза одной девочки шести с половиной лет: «А в этом платье я похожа на школьницу?»
  • Если ребенок уже ходит в школу, то его успеваемость неожиданно снижается.
  • Порой появляются страхи, повышается тревожность и неуверенность в себе.

Все это говорит о том, что у вашего отпрыска серьезные проблемы – и физиологические, и психологические.

Что происходит с ребенком

Мама одного теперь уже взрослого мальчика как-то грустно заметила: «В семь лет у них закрывается душа». И, действительно, еще совсем недавно ребенок был полностью открыт миру. Все чувства, все эмоции были написаны у него на лице, и всегда было понятно, что он сейчас чувствует, почему огорчается и чему радуется. Теперь все сложнее. В психологии этот процесс называется потерей непосредственности и импульсивности.

Вместо первого (и, заметим, основного) порыва «Я хочу!» теперь появляется идея «А что за этим будет?».

Разумеется, семилетний ребенок тоже может полезть проверять глубину самой большой во дворе лужи только потому, что ему очень этого захотелось. Но теперь он в той или иной мере будет просчитывать последствия этого мероприятия. И, во всяком случае, попытается привести потом себя в более-менее приличный вид, чтобы мама не очень ругалась.

Ее Величество Игра, которая в дошкольном возрасте была для ребенка жизненно необходима, отходит на второй план. Она очень много дала малышу: именно в ней он учился выстраивать отношения, проигрывал различные социальные роли, игра была основным способом познания мира. Но сейчас ее познавательные функции практически исчерпаны. Нужно что-то другое. Что именно – ребенок пока и сам не знает. Взрослая жизнь притягивает его, как магнит. На это и нужно сделать ставку.

Ребенок сейчас может и хочет учиться. И, кстати, необязательно читать и писать. С не меньшим энтузиазмом он будет учиться вышивать, петь, строгать и ухаживать за животными. Пришло время для обучения, для вхождения в новый, школьный социум.

Разрешение кризиса

С одной стороны, школа решает проблему нового типа деятельности, в ней ребенок может проявить свою все возрастающую самостоятельность. Но с другой стороны, для такого успешного разрешения проблемы необходимо, чтобы малыш был готов к школе. А для этого нужно обратить самое серьезное внимание на подготовку к школьной жизни. Обычно родители заранее записывают будущего первоклассника на курсы по подготовке к школе или надеются на помощь детского сада.

С интеллектуальной частью дело обстоит проще – не так сложно научить ребенка читать и считать. Гораздо труднее подготовить его психологически. Очень важно, чтобы ребенок мог легко наладить контакт со сверстниками и учителями: в нужный момент уступить, а в нужный – защититься, умел подчиняться общим правилам и, вместе с тем, отстаивать свое мнение.

И поэтому если уровень психологической готовности к школе был низким, то через кризис ребенку придется пройти не перед школой, а в первом-втором классах.

Прекрасно, если негативные проявления кризиса вам удастся перевести в мирное, конструктивное русло. Например, так.

В семье растут две девочки – Насте 17, Ирочке – 6. С недавнего времени мама стала замечать, что Иришка буквально до последних мелочей копирует старшую сестру – в походке, манере разговаривать, одежде, прическе и пр. Согласитесь, что молодежный стиль и взрослые интонации у шестилетней девочки выглядят нелепо. Настя серьезно занимается живописью и лепкой, готовится к поступлению в художественный вуз. И к своему увлечению ей удалось приобщить младшую сестру. Ириша тоже стала много рисовать и лепить, заинтересовалась историей искусства. Внешние атрибуты «взрослости» отошли на второй план, ведь отныне у них с сестрой появилось общее дело, что гораздо важнее.

Тактика для родителей

Главное, что придется осознать и принять для успешного выхода из кризиса – что ребенок хочет и может быть самостоятельным. Известный российский психолог Ю.Б.Гиппенрейтер предлагает такие несложные правила для родителей будущих и состоявшихся первоклассников:

  • Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»
  • Правило 2. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
  • Правило 3. Позволяйте вашему ребенку почувствовать отрицательные последствия своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».

Как это выглядит на практике?

Например, вы зовете сына обедать, а он не реагирует и продолжает заниматься своим делом. Когда, наконец, он появляется на кухне, суп уже давно остыл. Конечно, лучше, если вся семья соберется за столом вместе, но если уж так не получилось, дайте ребенку возможность и дальше проявить свою самостоятельность. Предложите  ему самому разогреть еду, а потом помыть тарелку, так как все уже поели и вам надо заниматься другим делом.

Переход на новый этап развития – это не только новые права, но и новые обязанности. Быть взрослым – это не только когда тебе разрешают самому сходить в гости к другу, но и когда ты можешь присмотреть за младшим братиком или сестренкой. Не бойтесь проявить свою «слабость», пожаловавшись на усталость или плохое самочувствие. Дайте ребенку возможность поухаживать за вами, проявить заботу и внимание.

И не отчаивайтесь! Любой кризис когда-нибудь кончается. Особенно приятно осознавать, что ваш ребенок (а вместе с ним – и вы) первый и последний проходит через очередной трудный этап развития. Это совершенно закономерно, и означает лишь то, что ваше сокровище растет. Помогите ему в этом нелегком деле! (с).

 

sun.ucoz.com

Кризис 6-7 лет или «Кризис первоклашки» //Психологическая газета


Детские психологи выделяют четыре основных возрастных кризиса: первого года жизни, трех, семи и 13-14 лет. Кризис 6-7 лет или «Кризис первоклашки», как его ещё называют, не обязательно начинается по школьному звонку. Часть детей испытывает его уже в пять лет, к другим он приходит к семи. Поэтому на возраст ориентироваться не стоит. Если до 7 лет ведущая роль в жизни малыша принадлежит игровой деятельности, то к семи годам она сменяется учебной. Таким образом, заканчивается дошкольный период и начинается новый этап в развития ребенка — младший школьный возраст.


Многие родители отмечают, что их ребенок в преддверии школы становится непослушным и упрямым, капризным и раздражительным. Сталкиваясь с возрастным кризисом своего ребенка, чаще всего родители испытывают растерянность. Перепробовав все привычные методы воспитания – от поощрений до наказаний, они с ужасом понимают своё бессилие и чувствуют отдаление ребенка. Что же происходит на самом деле? Как понять своего ребенка и как себя с ним вести в этот непростой период?


Всему виной скачкообразное становление нервной системы. Представьте, что вы только что прокатились на американских горках. Почва уходит из-под ног, в голове сумбур. Примерно так же себя чувствует шестилетка. К этому времени знаний ребенка об окружающем его мире становится достаточно, чтобы понять, что мир гораздо больше, чем до этого представлялось. Если раньше подражать окружающим, играть было достаточно, теперь оказывается, что существуют понятия, которые нельзя потрогать или обыграть. Попытки сделать это приводят к куче сломанных машин и стриженых кукол.


В конце концов все любимые вещи остаются заброшенными, а ролевые игры забытыми. Это не значит, что малыш откажется от похода в детский магазин, не попросит что-то купить. Но теперь игрушка важна ему как статусная вещь. Он хвастает ею перед сверстниками, радуется просто тому, что у него это есть. На первый план выходит другой вид деятельности: обучение. Ребёнок с жадностью впитывает в себя знания. Круг интересов – книги, познавательные передачи, исследования.


Ребенок внезапно осознаёт, как невелик его кругозор. У него возникает неосознанное подозрение, что взрослые не всё при нём рассказывают.

Отсюда и появляется «прилипчивость». Родители не отпускаются ни на минуту, все «взрослые» разговоры впитываются и анализируются. Попытки занять малыша чем-то другим, «чтобы не развешивал уши», заканчиваются обидами.


Поскольку мир оказался огромным, со множеством неизведанных вещей, появляются страхи. Шестилетний ребенок внезапно осознаёт, что существуют болезни, несчастные случаи, стихийные бедствия. Впервые приходит мысль, что мамы или его самого может не быть. Постепенно он свыкнется с этой мыслью, но в шесть лет подобное открытие просто ошеломляет.


Как проявляется возрастной кризис 6-7 лет?


Основной признак – резкое изменение поведения. Был послушным – стал грубияном.


Появление страхов. Особенно частой является боязнь смерти своей или ближайших родственников.


Чувство потери контроля над ребенком. Вы ни как не можете повлиять на те или иные действия ребенка.


Отсутствие интереса к игре. Дочь клянчила новую куклу, а получив, забросила или тут же испортила.


Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Конечно, детям любого возраста (да порою и взрослым) свойственно говорить глупости, шутить, передразнивать, подражать животным и людям — это не удивляет окружающих и кажется смешным. Напротив, поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер, вызывает не улыбку, а осуждение.


Как помочь ребенку преодолеть этот кризисный период?


В сущности, для взрослого критический период развития ребенка оказывается кризисом собственной системы воспитания. Поведение ребенка меняется, и родители обнаруживают, что их прежние методы воспитания уже не работают. Если взрослому удается найти новые продуктивные способы взаимодействия с ребенком, то происходит успешное разрешение кризиса. Вот несколько рекомендаций, как вести себя с ребенком старшего дошкольного возраста:

1. Постарайтесь найти баланс между предоставлением ребенку большей самостоятельности (действия ребенка в этом возрасте направляются желанием поступать «как взрослый») и сохранением семейного уклада.

2. Соблюдайте гармонию в расширении прав и обязанностей ребенка. Ребенок должен понимать, что получение новых прав сопряжено с появление новых обязанностей (например, теперь ребенок может сам сходить в гости к другу, но также он может ходить за хлебом в магазин рядом с домом).

3. При негативизме спокойно и твердо настаивайте на семейных требованиях, объясняя ребенку, почему в семье возникли такие правила.

4. Поощряйте расширение сферы интересов ребенка, поддерживайте интерес к миру людей и вещей, организуйте походы в музеи, на экскурсии.

5.Сохраняйте и оберегайте общее положительное отношение ребенка к самому себе. Не сравнивайте неудачи ребенка с успехами других детей.

 

psy.su

ЛЕКЦИЯ № 10. Кризис 6–7 лет. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций

ЛЕКЦИЯ № 10. Кризис 6–7 лет

В возрасте 6 лет у ребенка формируется готовность к обучению. Л. С. Выготский выделил кризис 6–7 лет. Согласно исследованиям Л. С. Выготского, старшего дошкольника отличает манерничанье, капризность, вычурное, искусственное поведение. У ребенка проявляется упрямство, негативизм. Исследуя эти особенности характера, Л. С. Выготский объяснил их тем, что детская непосредственность утрачивается. В данный период также возникает осмысленность в собственных переживаниях. Ребенку вдруг становится ясно, что у него присутствуют собственные переживания. Ребенок понимает, что они принадлежат только ему, сами переживания приобретают для него смысл. Это связано с весьма специфическим новообразованием – обобщением переживания, т. е. меняется отношение ребенка к окружающему миру.

По мнению Л. И. Божовича, кризис 6–7 лет вызван появлением новообразования – так называемой внутренней позиции. До настоящего возраста ребенок практически не задумывался о своем месте в жизни. Но в возрасте 6–7 лет эти вопросы становятся для него актуальными. В данном возрасте у детей появляется осознание своего социального «я». Дети подражают взрослым, стремятся утвердить свою значимость.

Л. И. Божович указывал, что у ребенка в возрасте 6–7 лет появляется потребность в деятельности, которая обеспечивает его социальную позицию. Внутренняя позиция входит в противоречия с той социальной ситуацией, в которой находится ребенок в данный момент. С точки зрения взрослых он еще мал, а оттого беспомощен и несамостоятелен. Но в своих глазах ребенок уже взрослый, а потому может осуществлять социально значимую деятельность. Как считает Божович, в основе кризиса 6–7 лет находится конфликт, который возникает от столкновения появившихся в процессе развития новых потребностей и неизменившего образа жизни ребенка и отношения к нему окружающих людей. Отношения окружающих взрослых людей не дают возможности ребенку удовлетворить потребности, которые у него появились. Это приводит к возникновению фрустрации, депривации потребностей, которые порождаются появившимися к этому времени психическими новообразованиями.

В старшем дошкольном возрасте дети могут быть подразделены на две группы:

1) дети, которые по внутренним предпосылкам уже готовы к учебной деятельности;

2) дети, которые по внутренним предпосылкам еще не готовы к учебной деятельности, находятся на уровне игровой деятельности.

Для детей, принадлежащих к первой группе, кризис 6–7 лет становится следствием необходимости замены игровой деятельности на деятельность учебную. У детей, принадлежащих ко второй группе, негативных симптомов не будет, если не стремиться слишком быстро начать учебную деятельность. Если же дети, принадлежащие ко второй группе, начнут учиться с 6 лет, то произойдет насильственный слом деятельности. Это станет заметно по кризисным проявлениям. Соответственно, часть детей приходит в школу «из кризиса», а часть – «в кризис».

Л. С. Выготский изучал стабильные и критические возрасты. Он указывал, что стабильные возрасты состоят из двух этапов. На первом этапе идет накопление изменений, формирование предпосылок нового возраста. На втором этапе уже имеющиеся предпосылки реализуются, т. е. ведут за собой значительные изменения личности. Выготский считал, что у всех критических возрастов есть трехчленное строение, т. е. они состоят из следующих фаз: предкритической, собственно критической, посткритической.

Кризис 6–7 лет можно рассмотреть согласно знанию об этих фазах.

На докритической фазе ребенка уже не устраивает «чистая» игра как ведущий тип деятельности. Ребенок пока не осознает, с чем связана эта неудовлетворенность. Уже есть все предпосылки для того, чтобы от игровой деятельности переходить к учебной. На докритической фазе начинается период модификации игры, приспособления ее к новым задачам освоения норм, мотивов, целей деятельности. Игра видоизменяется, приближается к имитации деятельности. Существенно изменяются в лучшую сторону отношения между ребенком и окружающими людьми (имеется в виду совершенствование коммуникативных умений и навыков). Идет активный процесс подготовки ребенка к обучению в школе. Во время докритической фазы еще недостаточно сформированы предпосылки перехода от игровой к учебной деятельности. Ребенка вполне устраивает игра, его устраивает позиция, которую он занимает в обществе, т. е. ребенка не тяготит, что окружающие взрослые считают его маленьким. Тем не менее в процессе общения с друзьями-школьниками, в процессе подготовки в детском саду или дома к школе, а также под воздействием других причин у ребенка формируется субъективное желание пойти в школу.

После модификации игровой деятельности у ребенка проявляется заметный интерес к неигровым формам деятельности, например к конструированию, лепке, рисованию, а затем постепенно ребенок переходит к деятельности, которая положительно оценивается взрослыми людьми. Например, ребенок стремится что-то сделать по дому, выполняет поручения взрослых, желает чему-то научиться и т. д. В данный период у ребенка формируется стремление пойти в школу, он уже имеет определенное представление об учебной деятельности. Но у старшего дошкольника сам переход в школу – событие, которое возможно только в будущем. Соответственно, дошкольник попадает в латентный период. Ребенок готов учиться, но сам процесс обучения еще не начат. Чем дальше отстоят друг от друга сроки готовности и возможности пойти в школу, тем сильнее в поведении ребенка проявляются негативные симптомы.

Критическая фаза характеризуется дискредитацией мотивов игровой деятельности. Они уже практически не интересуют ребенка, у него появляется желание пойти в школу. Ребенок воспринимает себя как взрослого. Его тяготит несоответствие занимаемой социальной позиции и своих устремлений. Для данный фазы характерен психологической дискомфорт и негативные симптомы в поведении. Нередко складывается впечатление, что у ребенка тяжелый характер. Негативные симптомы имеют функцию – привлечь внимание к себе, к своим переживаниям, а также внутренние причины – у ребенка происходит переход на новый возрастной этап. Критическая фаза связана с началом обучения в школе. Ребенок может ощущать, что вполне готов к школе. Ему может быть интересно готовиться к школе, вполне возможно, что у ребенка есть определенные успехи в подготовке к школьным занятиям. Но во время начала обучения у ребенка возникают проблемы. Они могут быть как серьезными, так и не очень, например, замечания учителя, неудачи в выполнении заданий и т. д. После нескольких неудач ребенок уже отказывается идти в школу. Он переживает несоответствие позиции школьника и своих желаний и возможностей. Постепенно у ребенка появляется все больше причин для того, чтобы не желать идти в школу. Ребенку может быть трудно сидеть и выполнять задания учителя, его не устраивает распорядок дня, установленный для школьника. Соответственно, ребенок утрачивает интерес к учебе. Нередко в этом случае родители усложняют ситуацию дополнительными занятиями, которые проводят самостоятельно дома. В поведении ребенка появляются негативные дополнительные симптомы, капризы, упрямство. Только постепенно благодаря игровой деятельности, которая очень важна для ребенка в такой период, и благодаря учебной деятельности, которую ребенок постепенно осваивает, происходит подготовка предпосылок перехода к учебной деятельности.

Посткритическая фаза характеризуется тем, что с началом школьного обучения у ребенка появляется осознание своего нового социального положения. Негативная кризисная симптоматика исчезает, ребенок понимает, что отношение к нему изменилось. Он уже «взрослый», у него есть занятия и обязанности.

У некоторых детей кризис начинается в самом начале школьного обучения. В этом случае схема протекания кризиса будет иной. Посткритическая фаза возможна только при постепенном освоении учебной деятельности. Ребенок постепенно осознает соответствие своих возможностей требованиям в школе, создается мотивация. Первые успехи приводят к тому, что ребенок начинает комфортно чувствовать себя в школе.

Невнимание к ребенку во время кризиса 6–7 лет может привести к риску заболевания неврозом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Статья (подготовительная группа) на тему: Кризис 6 — 7 лет у детей

Кризис шести-семи лет у детей

             Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающие возможности игр. На всем протяжении дошкольного детства игра была не просто любимым занятием мальчиков и девочек, она являлась стимулом к их прогрессивному поступательному развитию и важнейшим условием его осуществления. Через нее дети осваивали различные социальные роли и отношения, совершенствовали свои умения, оттачивали интеллект, учились управлять своими эмоциями и поведением. Через игровое взаимодействие с различными предметами они познавали окружающий мир. Но рано или поздно наступает момент, когда воображаемые игровые обстоятельства, предметы-заменители и игрушки, «невсамделишние» персонажи и роли уже не могут заполнить разрыв между простейшими утилитарными знаниями и умениями дошкольников и их потребностью познать мир во всей его полноте и сложности, уяснить скрытую от восприятия внутреннюю причинность событий, научиться предвидеть результаты собственных разнообразных воздействий. Дети стремятся стать равными взрослым, которые обладают, по их мнению, уникальными, бесценными качествами всезнания и всемогущества. Ведь именно взрослые знают ответы на все вопросы, именно им все позволено, именно они решают, как будет протекать жизнь окружающих их людей, какие события желательны, а какие нет.

              В стремлении стать взрослыми дети уже прошли несколько ступеней. Они опробовали такие приемы, как пребывание в одной ситуации со взрослыми («Папа, можно, я вместе с тобой буду?., пойду?..»), подражание их поведению и действиям («Мама, можно, я тоже попробую?..»), принятие на себя роли взрослого в сюжет-но-ролевой игре в семью, в магазин, в больницу и т. п. Однако достигнутый ребятами уровень интеллектуального развития позволяет им ясно осознавать, что эти приемы оказались недостаточными для того, чтобы действительно стать равными мамам и папам. Они понимают, что собственного опыта им явно недостаточно. Отсюда берет свое начало тяга детей к теоретическим обобщенным знаниям, которые не ограничиваются опытом одного человека, а накоплены человечеством в целом. Знания эти не явные, они скрыты, зашифрованы, и, чтобы проникнуть в суть различных теоретических знаков и символов, детям требуются помощники. Но кто возьмет на себя эти обязанности, детям пока неизвестно.

             Ситуация «хочу и не могу» старших дошкольников явно не устраивает. Они выбирают самые разнообразные формы протеста для выражения своего недовольства, ведь чем старше становятся дети, тем обширнее репертуар их действий. Например, ребенок начинает проявлять ревность и подозрительность в отношении родителей и других взрослых членов своей семьи. Девочки и мальчики навязчиво преследуют пап и мам, стараются не оставлять их наедине друг с другом, наивно полагая, что именно в эти моменты взрослые обмениваются какой-то особой информацией, скрытой от детей. Другой распространенной формой протеста является негативизм (отрицание). Он действует в отношении прошлого ребенка. Девчонки и мальчишки с недоверием относятся к тому факту, что когда-то они были малы, глупы и беспомощны. Это недоверие, психологическое отрицание распространяется на предметы одежды, которыми они когда-то пользовались, на их старые игрушки, книжки, высказывания. Им не верится, что раньше занятия кубиками, куклами, машинками доставляли им явное удовольствие, что это их каракулями изрисованы страницы книг. Все то, что два-три года назад вызывало восторг и восхищение, ныне вызывает у них лишь скептическое удивление. Былые любимцы валяются, пылятся по углам, свалены в кучу в ящиках. И хотя дети по-прежнему с восторгом рассматривают витрины, прилавки с игрушками, но привлекает их лишь разнообразие товаров, их сравнительная стоимость. Ребята тянутся к новой деятельности, игрушки уже не способны увлечь их по-настоящему.

             Часто дошкольники доходят до актов непреднамеренного вандализма. Так они пытаются переделать, усовершенствовать то, что имеют. Взрослые же воспринимают их действия как поломку, коверканье хороших вещей. Например, девочка стаскивает с куклы нарядное платье и наряжает ее в обрывки тюлевых занавесок, которые для нее символизируют бальный наряд, а для прочих лишь каприз и своеволие. Попытки изменить кукле прическу приводят к тому, что та лишается половины волос. Мальчики подвергают переделке свои старые машины, пытаясь создать из нескольких моделей одну суперконструкцию. Довести начатое дело до конца им удается далеко не всегда. Как результат — груда пластмассового и металлического лома. Все это не вызывает восторга у взрослых и родителей. Они упрекают своих отпрысков в отсутствии бережливости, неряшливости и расточительности. При этом дети выходят за рамки обычного послушания. Их не устраивают родительские указания — поиграл и убери, посмотрел и поставь на место. В присутствии взрослых старшие дошкольники часто вообще отказываются заниматься с игрушками, а оставшись в одиночестве, сотворяют с ними бог знает что, резко оправдываясь тем, что это их вещи и делать они с ними могут все, что захотят.

            Кризис конца дошкольного детства может начинаться даже в 5—5,5 лет. Тогда он протекает более очевидно и болезненно. Если же время приближено к началу занятий в школе, то он может пройти сглаженно, почти незаметно для окружающих. Средством преодоления негативных проявлений кризиса является создание условий для начала освоения ребенком учебной деятельности, где он может овладеть теоретическими знаниями, прежде всего азбукой, письменностью и счетом. Ведь в период кризиса формируется готовность к школьному обучению. И в этом состоит его положительное значение. Попытки многих родителей приобщить своих детей к научно-теоретическому знанию (как можно раньше научить читать, составлять слоги и слова, писать, выполнять арифметические действия, благо соответствующих книг, пособий, игрушек сейчас хоть пруд пруди) заканчиваются неудачей именно потому, что по срокам не совпадают с кризисом конца дошкольного детства. Ребята охотно играют кубиками и буквами и цифрами, с огромным любопытством рассматривают красочно оформленные азбуки для самых маленьких. Но очень скоро они охладевают к этим занятиям, поскольку еще не миновали период игр-драматизаций. Их воображение пока господствует над разумом. Попытки же взрослых закрепить, отработать, казалось бы, сформированные умения ведут к упрямству и капризам.

              И только совпадение по срокам систематического обучения науками (в школе или в домашних условиях) с кризисом 6—7 лет, то есть моментом, когда игра исчерпала свои развивающие возможности и на смену игровой мотивации пришла глубокая познавательная мотивация, а вместе с ней и готовность к обучению, дает стойкие положительные результаты. Если дети охладели к играм и забавам, дайте им в руки книжную премудрость, оградите их от житейских забот, и тогда вы получите колоссальный толчок к их дальнейшему развитию. Оно теперь будет направлено на повышение уровня интеллекта и возможностей саморегуляции. Ребята вновь обретут желание подчиняться взрослым, слушаться их, но лишь в ситуациях учебной деятельности. Непререкаемым авторитетом для них станет тот, кто поможет им войти в мир научного знания. Но этим лицом не всегда уже будут родители. На их место встанет учитель, педагог, ведущий детей к новому знанию.

            Кризисы (и кризис семи лет) занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, а редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носят бурный, стремительный, «революционный” характер. При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь. Кризис возникает на стыке двух возрастов и является завершением предыдущего этапа (в данном случае дошкольного) и начала следующего (школьного).

            Старший дошкольный возраст это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок резко меняется и становиться более трудным в воспитательном отношении. Эти изменения носят более глубокий и сложный характер, чем в кризисе трех лет.

            Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.). Наряду с этим проявляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый шутовской характер, вызывающий не улыбку, а осуждение. По мнению Л.С. Выготского, такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об «утрате детской непосредственности”. Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

            До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражения этих желаний поведении представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этом возрасте можно условно описать схемой «захотел – сделал”. Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и «внутри”. Его поведение понятно и легко «читается” окружающими.

            Утрата непосредственности и наивности в поведении дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы выливается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел – осознал – сделал”.

            Осознание включается во все сферы жизни семилетнего ребенка: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности. Возможности осознания у ребенка семилетнего возраста еще очень ограничены. Это только начало формирования способности к анализу своих переживаний и отношений, в этом старший дошкольник отличается от взрослого человека. Наличие элементарного осознания своей внешней и внутренней жизни отличает детей 7 года от младших детей, а кризис семи лет от кризиса трех лет. Одним из достижений семилетнего кризиса является осознание своего социального «Я”, формирование внутренней социальной позиции. Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое” положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других деятельность. Ребенок «выпадает” из привычной жизни, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. Появляется стремление детей к социальному положению школьника и к учению, как к новой социально значимой деятельности (в школе – большие, а в детском саду только маленькие), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то обязанности стать помощником в семье.

          Существует связь кризиса семи лет и успешности адаптации детей к школе. Дошкольники, в поведении которых до поступления в колу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньшие трудности, чем те дети, у которых кризис семи лет до школы никак не проявлялся. Родители замечают, что «ребенок вдруг испортился”, «всегда был послушным, а сейчас как будто подменили”, капризничает, голос повышает, дерзит, «кривляется” и т.д. Из наблюдений: дети подвижны, легко начинают и бросают игру, требуют внимание взрослых, спрашивают о школе, предпочитают совместными со взрослыми занятия игре. Они характеризуются как «очень активные, нуждающиеся в контроле, неусидчивые, непослушные почемучки”. Такие дети, придя в школу, адаптируются за короткий период.

          Сейчас говорят о смещении границ кризиса семи лет к шестилетнему возрасту. У некоторых детей появляется негативная симптоматика к пяти с половиной годам, поэтому сейчас говорят о кризисе 6-7 лет.

nsportal.ru

Причина кризиса у детей 6-7 лет

Причины кризиса 6-7 лет у детей. Как вести себя с ребенком 6-7 лет?

Через кризис 6-7 лет у детей проходит подавляющее большинство родителей. Что же делать с ребенком в такой ситуации и как себя с ним правильно вести, чтобы не травмировать психику? Сейчас узнаем!

Ваш ребенок просто стал немного старше, потеряв ту свою непосредственную импульсивность, которая выражалась в одном лишь единственном слове «хочу». Сейчас же он начинает понимать и уже осмысливать свое поведение, поступки и даже реакции.

Конечно же, это «хочу» еще во многом проявляется в семь лет, но уже с толикой опаски. Например, взял ваш ребенок конфету без спроса и его реакция, быстрее её съесть (вымыв руки и перепачканный рот), чтобы мама не узнала.

А, каким хорошим был тот момент, когда вы своего ребенка с такой легкостью понимали, предугадывали его поступки и действия. Сейчас же у вашего малыша появилась своя внутренняя жизнь, в которую он пока не знает, кого можно впускать. И от этого еще тяжелее становится родителям.

Ребенок начинает учиться контролировать свое поведение, эмоции, иногда манипулируя чувствами близких. Например, если ребенку не хочется куда-то идти или ехать он просто напросто придумывает осмысленные отговорки (ножки болят идти, животик болит и т.д.). Либо же убежав и спрятавшись, или уткнувшись носом в подушку, он может «досыта» нареветься от обиды и придти уже к вам в нормальном состоянии, а вы лишь догадывайтесь, что он плакал, по следам от слез на щеках.

Малыш начинает все обобщать и делать выводы в свой адрес о том, какой он (добрый, негодный, «помощница» и т.д.). Ребенок собирает одним разом всю память в «кулак», вспоминая все моменты своей жизни, и здесь уже делает оценку «своего Я» и отношения к нему окружающих людей.

Пример: мальчик играл с другими мальчишками во дворе в футбол, но его брали всегда только для того, чтобы посмеяться над ним из-за его неуклюжести, плотного телосложения («Медведь» идет). Сначала на это он не обращал внимания, но со временем у него начал проявляться внутренний характер и он «на отрез» отказался играть в футбол, а также начал искать что-то наиболее для него подходящее, где уж точно не высмеют.

В возрасте 6-7 лет ребенок также начинает различать, где правда, а где простой вымысел. Многие, конечно, еще продолжают верить в Деда Мороза, но не все уже верят в Бабу Ягу и в то, что Серый волк придет и заберет их, если они не будут спать.

Наступает такой момент (кризис 6-7 лет), когда ребенок просто, как бы очнувшись от мира детства, видит окружающий его мир взрослых, в котором все, всё знают и всё умеют. И ему сразу хочется стать взрослым, по-своему понимая, что это наиболее выгодный вариант, чем быть просто малышом. Начинается смена старых стереотипов на новые и происходит как бы ломка (кризис 7 лет у детей), то есть начинается процесс познания окружающего мира и требования получения новых знаний.

У ребенка в 6-7 лет, а иногда и раньше появляется желание вести себя не так как прежде, как привычно, а по-другому, по-своему, по-новому и в этом не нужно ему мешать, а надо лишь быть рядом, помогать, поддерживать и защищать, вместе с ним преодолевая кризис 6-7 лет.

 Как вести себя с ребенком 6-7 лет?

Итак, как же при наступлении кризиса 6-7 лет вести себя с детьми их родителям? Это довольно таки актуальный вопрос в любое время. Лев Семенович Выготский неоднократно подчеркивал в своей периодизации, что в это время возрастные особенности ребенка изменяются, за счет чего происходит смена как внутренней, так и внешней его жизни.

У дошкольника в период кризиса 7 лет начинает проявляться негативное неадекватное поведение, родители же в ответ на такие проявления начинают вести себя более требовательно, напористо и настойчиво, что приводит к созданию еще большего конфликтного состояния. Такие методы воспитания (ставить в угол и т.д.) уже можно считать устаревшими. Самое главное – это найти взаимопонимание с вашим ребенком. А, как это и сделать?

В первую очередь нужно понять причины кризиса 7 лет у детей, и то, что ваш ребенок подрос, вести себя как «маленький» он уже не собирается, потому что он наконец-то стал «большим». Если ваш малыш проявляет инициативу, либо самостоятельность в чем-то, то вы, в свою очередь проявляйте немного терпения, не реагируйте сразу на все свысока и негативно. Помните, малыш старается, даже если в результате испорчена ваша любимая скатерть, ваза или что-то другое – не спешите ругать его.

Строгий контроль всех действий и поступков вашего «солнышка» или же наоборот их игнорирование и вседозволенность – это не верный подход. Вам, обязательно нужно приучать ребенка к ответственности, нельзя все «спускать с рук», иначе это может привести вас к нервному срыву.

Пусть ребенок прочувствует сам, как это быть ответственным и самостоятельным. Например, после нескольких криков «Иди кушать», ваш ребенок наконец-то соизволил явиться, ваши действия должны быть следующими: скажите, что еда уже остыла и чтобы покушать, нужно все подогреть, а как это сделать вы не знаете. И, спокойно уходите, не слушая ничего, но контролировать, пусть даже издалека, все-таки нужно.

За каждый совершенный проступок, есть свое наказание. А, уж каким оно будет решать вам. Но не перегибайте палку!

Не мешайте ребенку, если он спокойно и увлеченно что-то делает (даже если при этом присутствует пыхтение или сопение), он же не просит вас о помощи, значит она ему, не нужна. Дайте вашему малышу возможность повзрослеть самостоятельно, но при этом всегда находитесь рядом.

Вот еще один пример: вы вместе копили деньги в копилке, в его (её) день рождения разбили это хранилище, достали оттуда сбережения, подсчитали – «Ага! Здесь хватает денег только на мороженое или на шоколадку (куклу, конструктор и т.п.)» – говорите Вы. «Тебе нужно самому (ой) выбрать, что же купить сейчас в магазине» и отдаете деньги. Ваш ребенок, немного, конечно, растерявшись, все же сделает свой выбор, и уж поверьте, этот выбор он запомнит надолго.

В общей сложности, кризис 7 лет – это состояние психологического дискомфорта, так как ваш ребенок уже готовится к началу «взрослой», школьной жизни, а это новые знания, люди, взгляды, интересы.

Главное найти взаимопонимание, т.к. в этом возрасте ваш малыш особенно остро нуждается в поддержке, любви и нежности. Делитесь с ним своими трудностями и переживаниями, он услышит и проникнется (не хочет ложиться спать, скажите ему, что вы так устали и очень хотите спать, а его компания была бы кстати, конечно может быть он и не сразу пойдет спать, но кричать уж на него не придется).

Дайте, возможность ему заботиться о вас, проявлять чуткость и внимательность, пусть даже совсем маленькую долю, но со временем, эта забота воспитает в вашем ребенке самые лучшие качества (доброта, сострадание, отзывчивость, чуткость, нежность и т.д.). Через кризис 6-7 лет приходится проходить практически всем родителям. Поэтому остается пожелать вам терпения и чуткости.

ds26.detkin-club.ru

Лекция № 10. Кризис 6–7 лет

В возрасте 6 лет у ребенка формируется
готовность к обучению. Л. С. Выготский
выделил кризис 6–7 лет. Согласно
исследованиям Л. С. Выготского, старшего
дошкольника отличает манерничанье,
капризность, вычурное, искусственное
поведение. У ребенка проявляется
упрямство, негативизм. Исследуя эти
особенности характера, Л. С. Выготский
объяснил их тем, что детская
непосредственность утрачивается. В
данный период также возникает осмысленность
в собственных переживаниях. Ребенку
вдруг становится ясно, что у него
присутствуют собственные переживания.
Ребенок понимает, что они принадлежат
только ему, сами переживания приобретают
для него смысл. Это связано с весьма
специфическим новообразованием –
обобщением переживания, т. е. меняется
отношение ребенка к окружающему миру.

По мнению Л. И. Божович,
кризис 6–7 лет вызван появлением
новообразования – так называемой
внутренней позиции. До настоящего
возраста ребенок практически не
задумывался о своем месте в жизни. Но в
возрасте 6–7 лет эти вопросы становятся
для него актуальными. В данном возрасте
у детей появляется осознание своего
социального «я». Дети подражают взрослым,
стремятся утвердить свою значимость.

Л. И. Божович указывала, что у ребенка
в возрасте 6–7 лет появляется потребность
в деятельности, которая обеспечивает
его социальную позицию. Внутренняя
позиция входит в противоречия с той
социальной ситуацией, в которой находится
ребенок в данный момент. С точки зрения
взрослых он еще мал, а оттого беспомощен
и несамостоятелен. Но в своих глазах
ребенок уже взрослый, а потому может
осуществлять социально значимую
деятельность. Как считает Божович, в
основе кризиса 6–7 лет находится конфликт,
который возникает от столкновения
появившихся в процессе развития новых
потребностей и неизменившего образа
жизни ребенка и отношения к нему
окружающих людей. Отношения окружающих
взрослых людей не дают возможности
ребенку удовлетворить потребности,
которые у него появились. Это приводит
к возникновению фрустрации, депривации
потребностей, которые порождаются
появившимися к этому времени психическими
новообразованиями.

В старшем дошкольном возрасте дети
могут быть подразделены на две группы:

1) дети, которые по внутренним
предпосылкам уже готовы к учебной
деятельности;

2) дети, которые по внутренним
предпосылкам еще не готовы к учебной
деятельности, находятся на уровне
игровой деятельности.

Для детей, принадлежащих к первой группе,
кризис 6–7 лет становится следствием
необходимости замены игровой деятельности
на деятельность учебную. У детей,
принадлежащих ко второй группе, негативных
симптомов не будет, если не стремиться
слишком быстро начать учебную деятельность.
Если же дети, принадлежащие ко второй
группе, начнут учиться с 6 лет, то
произойдет насильственный слом
деятельности. Это станет заметно по
кризисным проявлениям. Соответственно,
часть детей приходит в школу «из кризиса»,
а часть – «в кризис».

Л. С. Выготский изучал стабильные
и критические возрасты. Он указывал,
что стабильные возрасты состоят из двух
этапов. На первом этапе идет накопление
изменений, формирование предпосылок
нового возраста. На втором этапе уже
имеющиеся предпосылки реализуются,
т. е. ведут за собой значительные
изменения личности. Выготский считал,
что у всех критических возрастов есть
трехчленное строение, т. е. они состоят
из следующих фаз: предкритической,
собственно критической, посткритической
.

Кризис 6–7 лет можно рассмотреть
согласно знанию об этих фазах.

На докритической фазе ребенка
уже не устраивает «чистая» игра как
ведущий тип деятельности. Ребенок пока
не осознает, с чем связана эта
неудовлетворенность. Уже есть все
предпосылки для того, чтобы от игровой
деятельности переходить к учебной. На
докритической фазе начинается период
модификации игры, приспособления ее к
новым задачам освоения норм, мотивов,
целей деятельности. Игра видоизменяется,
приближается к имитации деятельности.
Существенно изменяются в лучшую сторону
отношения между ребенком и окружающими
людьми (имеется в виду совершенствование
коммуникативных умений и навыков). Идет
активный процесс подготовки ребенка к
обучению в школе. Во время докритической
фазы еще недостаточно сформированы
предпосылки перехода от игровой к
учебной деятельности. Ребенка вполне
устраивает игра, его устраивает позиция,
которую он занимает в обществе, т. е.
ребенка не тяготит, что окружающие
взрослые считают его маленьким. Тем не
менее, в процессе общения с
друзьями-школьниками, в процессе
подготовки в детском саду или дома к
школе, а также под воздействием других
причин у ребенка формируется субъективное
желание пойти в школу.

После модификации игровой
деятельности у ребенка проявляется
заметный интерес к неигровым формам
деятельности, например к конструированию,
лепке, рисованию, а затем постепенно
ребенок переходит к деятельности,
которая положительно оценивается
взрослыми людьми. Например, ребенок
стремится что-то сделать по дому,
выполняет поручения взрослых, желает
чему-то научиться и т. д. В данный
период у ребенка формируется стремление
пойти в школу, он уже имеет определенное
представление об учебной деятельности.
Но у старшего дошкольника сам переход
в школу – событие, которое возможно
только в будущем. Соответственно,
дошкольник попадает в латентный
период
. Ребенок готов учиться, но сам
процесс обучения еще не начат. Чем дальше
отстоят друг от друга сроки готовности
и возможности пойти в школу, тем сильнее
в поведении ребенка проявляются
негативные симптомы.

Критическая фаза характеризуется
дискредитацией мотивов игровой
деятельности. Они уже практически не
интересуют ребенка, у него появляется
желание пойти в школу. Ребенок воспринимает
себя как взрослого. Его тяготит
несоответствие занимаемой социальной
позиции и своих устремлений. Для данный
фазы характерен психологический
дискомфорт и негативные симптомы в
поведении. Нередко складывается
впечатление, что у ребенка тяжелый
характер. Негативные симптомы имеют
функцию – привлечь внимание к себе, к
своим переживаниям, а также внутренние
причины – у ребенка происходит переход
на новый возрастной этап. Критическая
фаза связана с началом обучения в школе.
Ребенок может ощущать, что вполне готов
к школе. Ему может быть интересно
готовиться к школе, вполне возможно,
что у ребенка есть определенные успехи
в подготовке к школьным занятиям. Но во
время начала обучения у ребенка возникают
проблемы. Они могут быть как серьезными,
так и не очень, например, замечания
учителя, неудачи в выполнении заданий
и т. д. После нескольких неудач ребенок
уже отказывается идти в школу. Он
переживает несоответствие позиции
школьника и своих желаний и возможностей.
Постепенно у ребенка появляется все
больше причин для того, чтобы не желать
идти в школу. Ребенку может быть трудно
сидеть и выполнять задания учителя, его
не устраивает распорядок дня, установленный
для школьника. Соответственно, ребенок
утрачивает интерес к учебе. Нередко в
этом случае родители усложняют ситуацию
дополнительными занятиями, которые
проводят самостоятельно дома. В поведении
ребенка появляются негативные
дополнительные симптомы, капризы,
упрямство. Только постепенно благодаря
игровой деятельности, которая очень
важна для ребенка в такой период, и
благодаря учебной деятельности, которую
ребенок постепенно осваивает, происходит
подготовка предпосылок перехода к
учебной деятельности.

Посткритическая фаза
характеризуется тем, что с началом
школьного обучения у ребенка появляется
осознание своего нового социального
положения. Негативная кризисная
симптоматика исчезает, ребенок понимает,
что отношение к нему изменилось. Он уже
«взрослый», у него есть занятия и
обязанности.

У некоторых детей кризис начинается в
самом начале школьного обучения. В этом
случае схема протекания кризиса будет
иной. Посткритическая фаза возможна
только при постепенном освоении учебной
деятельности. Ребенок постепенно
осознает соответствие своих возможностей
требованиям в школе, создается мотивация.
Первые успехи приводят к тому, что
ребенок начинает комфортно чувствовать
себя в школе.

Невнимание к ребенку во время кризиса
6–7 лет может привести к риску заболевания
неврозом.

studfiles.net