Как заставить подростка помогать по дому – Как приучить подростка помогать по дому – Развитие ребенка
Как приучить подростка помогать по дому – Развитие ребенка
Рейтинг Рекомендации родителям, которые помогут приучить подростка выполнять домашние обязанности |
Ваш подросток забывает вынести мусор с такой регулярностью, что вы начинаете думать, будто бы он делает это специально? Придя с улицы, он оставляет свою обувь прямо посреди комнаты? Вы делаете ему замечания и всячески пытаетесь приучить его к порядку, но ничего не помогает? Не волнуйтесь, вы не одиноки. Современные дети гораздо реже помогают родителям по дому, чем дети предыдущего поколения. Недавнее исследование показало, что 82 % родителей в детстве выполняли какие-либо обязанности по дому, но только 28 % из них ожидают того же от своих детей. Такая тенденция непонятна, ведь большинство родителей считают, что дети должны помогать по дому. Те же дети, которые выполняли домашние обязанности, демонстрировали лучшее поведение, успеваемость в школе и сплоченность с семьей.
Однако это не означает, что вашего сына или дочь нужно освободить от домашних обязанностей. Чтобы избежать споров с подростком, вам следует использовать другую стратегию. Во-первых, не воспринимайте неряшливость и лень ребенка на свой счет. Во-вторых, хотя вам, разумеется, не нравится, что в комнате подростка постоянно царит беспорядок, это не значит, что он вырастет безответственным и ленивым и не достигнет успеха в жизни.
Если вы примете такую позицию, вам легче будет приучить ребенка выполнять домашние обязанности. Ваша задача – не заставить его выполнять работу по дому и даже не заставить его полюбить эту работу, а дать ему понимание, что помощь ценна. Это похоже на то, как вы приучали его к уборкам в комнате, когда он был маленьким. Единственное отличие заключается в том, что раньше ребенок охотно вам подчинялся, а теперь, вероятно, он будет игнорировать ваши просьбы. Поэтому вам следует проявить смекалку.
Вместо того чтобы обвинять подростка в безответственности или заставлять его помогать вам по дому, объясните ему, что домашние обязанности – это возможность для каждого члена семьи позаботиться обо всей семье. Возможно, вашей дочери мытье посуды покажется скучным занятием, но этим можно пожертвовать ради семьи. Рассмотрим несколько советов, которые помогут утвердить в семье принцип «один за всех и все за одного».
Объясните ребенку свои ожидания от него. Напишите ему список дел, которые хотите, чтобы он выполнил. Например:
- помыть посуду;
- вытереть посуду и сложить ее в кухонный шкаф;
- вымыть и высушить кастрюли;
- вытереть обеденный стол.
Устройте подростку «курс молодого бойца». Чтобы он мог правильно выполнять домашние обязанности, позвольте ему практиковаться в их выполнении снова и снова, пока он не научится выполнять то или иное действие хорошо. Например, наблюдайте за тем, насколько хорошо у ребенка получается накрывать на стол, мыть посуду и т.д., а затем, через несколько часов, снова поставьте ему такую же задачу.
Еженедельно определяйте время для уборки. Каждые выходные выделяйте время, когда все члены семьи будут заниматься уборкой. Это может подразумевать уборку в комнатах, во дворе или выполнение каких-то особых задач. Удостоверьтесь, что работу можно выполнить за несколько часов. Не позволяйте ребенку (или супругу) в течение этого времени заниматься чем-то еще, кроме уборки.
Устройте праздник по поводу окончания уборки. Когда вы выполните все запланированные задания, придумайте что-нибудь веселое. Например, можно провести в кафе семейный ужин или поесть вместе мороженого.
Предлагать ли ребенку вознаграждение за выполненную работу?
Следующие правила требуют от вас следовать принципу «одного напоминания»
Создавайте естественные последствия. Например, одна мама говорила своим детям, чтобы они складывали свое грязное белье в корзину до вторника, потому что среда была днем стирки. В противном случае им пришлось бы ждать неделю до следующей стирки или стирать свои вещи самостоятельно.
Если ребенок бросает вещи, не убирайте их. Если ребенок оставляет вещи в ненадлежащем месте, попросите его положить вещь на место, но только один раз. Если он этого не сделает, в следующий раз, когда он попросит у вас что-либо (например, отпустить его погулять), скажите, что вы сделаете это тогда, когда он уберет вещь на свое место.
Установите последствия. Когда вы устанавливаете ребенку последствия за его поступки (например: «Если ты не вынесешь мусор до 10-ти часов, то не сможешь целый день пользоваться мобильным телефоном»), придерживайтесь правила «одного напоминания». Не ворчите и не угрожайте ребенку, просто в 10.01 вынесите мусор и заберите у ребенка телефон. Телефон должен оставаться у вас до конца дня, как вы и предупреждали.
Наконец, одно из главных правил: когда приучаете подростка к порядку, используйте юмор. Например, если ребенок разбрасывает свои вещи и одежду по квартире, вы можете незаметно спрятать их в школьном рюкзаке подростка перед тем, как он пойдет в школу. Подросток поймет, что вы хотели ему этим сказать, но при этом будет воспринимать все как игру, а не как наказание.
Помните, что вы можете найти гораздо лучший способ общения с подростком, чем споры по поводу беспорядка в его комнате. Хотя научить его ответственности необходимо, он также нуждается в том, чтобы поговорить, посмеяться с вами и иногда подурачиться. Совсем скоро подросток поступит в университет и уедет из дома. Ваша квартира будет чище, чем когда-либо раньше, но вы будете скучать по этим временам.
Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 3 оценок.
Ссылки по теме:
Вконтакт
Развитие ребенка
04.06.2018
childdevelop.ru
Как бороться с ленью подростка
Можно ли заставить детей выполнять свои домашние обязанности, или это дело невозможное и совершенно безнадежное? Эта статья о том ,
Почему дети не хотят брать на себя часть работы по дому?! Как заставить их принимать участие в бытовых делах семьи?
Почему подростки не хотят помогать по дому?
На вопрос «почему?» ответить легче легкого:
Нам, взрослым, кажется, что подростки просто ленятся и даром теряют время, но для них все эти занятия наполнены величайшим смыслом. И я, между прочим, с ними в этом согласна, потому что они занимаются ни чем иным, а поиском своего места в нашем мире доступными для них средствами. Они выходят из семьи в социум, и это для них очень важно. А попытка мамы (реже – папы) «вернуть в семью» совершенна противоположна вектору их интереса. Даже если этот вектор направлен якобы внутрь себя, (как у подростков-интровертов, тихонь).
Попытка развернуть ребенка на 180 градусов обречена на неудачу. Цыпленок разбивает яйцо, птенец вылетает из гнезда, волчонок выходит из логова. Как вы себе представляете маму-квочку с таким посылом: «
Животные мудрее: птицы учат летать, а волки – охотиться. Только люди, непонятно почему, стараются удержать детенышей дома, у юбки. Причина понятна — так легче их контролировать и меньше страшно, что они натворят что-то во вред себе.
Зачем родители заставляют детей помогать по дому?
Давайте скажем себе правду, дорогие родители о том, что такое для ВАС домашние обязанности ребенка. Мой вариант (результат наблюдений и подробных расспросов родителей) таков:
- Родители выполняют семейную программу. «Со мной так поступали, значит, так надо!»
- Способ взаимодействовать с ребенком. «Воспитывать», показывать свою власть, контролировать, то есть всегда иметь «железный» повод для придирок.
- Беспокойство за ребенка. «Как же ты жить будешь, если не умеешь стирать носки (пылесосить, складывать игрушки, мыть посуду, выносить мусор…)?!»
- Стремление облегчить свою взрослую родительскую жизнь. «Мы все тут живем, почему за порядком должен следить кто-то один?»
Эту последнюю причину я считаю единственным и естественным основанием, чтобы бороться с ленью ребенка и приучить его к домашним обязанностям.
А с другими причинами стоит разобраться подробнее, чтобы они не создавали лишних «помех» в наших родительских ума.
Выполнение семейной программы
Я, конечно, за семейные традиции, уважение к своему роду и прочее. Однако, есть вещи, которые требуют осмысления и адаптации к современным условиям. Домашние обязанности – одна из них. Жизнь ваших детей наверняка не похожа на вашу жизнь в детстве, а детство ваших родителей не похоже на ваше. Почему же требования должны быть одинаковыми?
Часто я слышу такой аргумент: «Меня держали в строгости, у меня были обязанности, и вот я вырос приличным человеком!» А на вопрос, как этот человек относился к родителям в подростковом возрасте, ответ примерно такой: «Родители меня не понимали».
То есть, вас «строили» и не понимали, и вы то же самое делаете с детьми? Зачем? Вы им мстите, что ли? Как в армии во времена дедовщины? Можно, конечно, и так, но если вы любите своих детей и хотите взаимности, зачем слепо повторять то, что вам самим не нравилось? Хотя бы форму измените! Бороться с ленью подростка нужно более тонкими методами, а вот как именно, это и есть основной вопрос, и о нем ниже.
Заставлять что-то делать по дому — это способ взаимодействия родителей и детей
Вторая причина из нашего списка. Иногда родители выбирают такой способ взаимодействия, потому что другого не знают. Об интересах ребенка не подозревают, контакт давно потерян. Как восстановить его — они не знают, но чтобы сохранить какую-то видимость общения — пристают с требованиями. Скрытый посыл родителя таков «увидь меня, я есть!«
Это еще и способ показать свою власть. Родители нуждаются в отношениях с детьми, причем в отношениях эмоциональных! Проявлять свою любовь не умеют, поэтому находят повод ругаться: «Почему мусор не вынес?!» и пошло поехало…
Ребенок в глухой обороне или грубит и огрызается в открытую. Он только и делает, что придумывает новые отмазки, как бы не делать то, что вы его заставляете. То что вы считаете ленью, на самом деле — сопротивление — борьба за свою свободу. Или, если вы его подавили, грустно подчиняется и мечтает о том счастливом дне, когда же он уедет куда-то учиться.
На самом деле и он и вы нуждаетесь в нормальном общении, и можно выбрать для него более достойный повод, чем без конца указывать ему, что он не подходит под шаблон идеального сына (дочери).
Беспокойство за ребенка
Из разряда «как ты будешь жить, если не научишься элементарно убирать за собой?» Выгладит как весьма достойный повод. Но на практике себя не оправдывает. Я еще ни разу не видела человека, умершего от того, что он не умел мыть посуду, или пылесосить. Девушки (да и мальчики!), когда уходят из-под маминого крыла, очень быстро привыкают ухаживать за своей особой: готовить еду, убирать, стирать и прочее.
Моя подруга не умела готовить ничего, кроме яичницы, уехав за мужем в 20 лет далеко от родительского дома, научилась идеальному ведению домашнего хозяйства за год. Спрашивала у подруг, читала кулинарные книги.
Более того, если ваш ребенок ленится вам помогать по дому, и вы постоянно «грузите» его требованиями что-то сделать, этим вы вовсе не воспитываете любовь к этому (как вы, возможно, думаете). а вызываете у него стойкое отвращение к бытовым обязанностям.
Из личного опыта
В этом месте уместно поделиться своим личным опытом. У моей мамы был «пунктик» на уборке. Она заставляла меня поддерживать порядок, и это в основном (с трудом, правда) ей удавалось. При этом ее аргументы были таковы: «Если ты не приучишься к чистоте, у тебя всегда будут скандалы с мужем!». А вот по поводу приготовления еды, ничего подобного не говорилось, хотя, как известно: «Путь к сердцу мужчины… и т.д.» Тут она позволяла мне помогать ей, когда я сама хотела, и говорила: «Ты еще успеешь наготовиться, вся жизнь впереди!»
В результате, когда я вышла замуж, у меня действительно были ссоры из-за уборки (я убирала, конечно, но по мнению мужа, недостаточно чисто!), а вот из-за готовки… никогда и никто ни в чем меня не упрекал! Я не считаю себя идеальной кухаркой, но готовлю с вдохновением, а вот убираю до сих пор без огонька…
Так что решайте сами, нужно ли закладывать детям в головы негативные программы. Я все-таки стою на позициях, что будущее само о себе позаботится, а думать нужно о сегодняшнем дне.
Призывая детей к помощи, думайте о своих сегодняшних интересах
Итак, переходим к единственной здравой причине: стремлению облегчить свою жизнь. Похоже на эгоизм, очень похоже! Именно это и не позволяет родителям сказать себе правду: они нуждаются в помощи детей!
Должна сказать, что ничего против эгоизма я не имею. Здоровый эгоизм не дает детям (мужьям-женам, друзьям, соседям, начальникам) залезть нам на голову. Поэтому давайте честно признаемся, что помощь детей по дому нужна нам для того, чтобы у нас работы было поменьше, а свободного времени (в котором родители нуждаются не меньше детей!) побольше. И теперь можно плавно перейти к вопросу «Как?».
Как заставить детей помогать родителям по дому?
- Воззвать к справедливости. Подростки уважают справедливость, и если вы скажете: «Несправедливо, что всю работу по дому выполняю я. Ты ведь тоже тут живешь!» Из этого может развернуться диалог, в котором вы будете иметь возможность перечислить, что именно вы делаете и предложить ребенку взять на себя то, что он выберет. Согласитесь, это выглядит лучше чем: «Немедленно помой посуду!!!» Всегда нужно дать возможность выбора, тогда человек чувствует себя свободным.
Сюда же: хорошо, если вы не просто попросите помощи, а расскажете о своих чувствах. Ребенок ведь не знает, что у вас внутри, когда, вы говорите голосом железной леди: «Немедленно убери свою одежду!» А вот если звучит такая фраза: «Мне обидно, что приходится все делать самой, я чувствую себя уставшей и нелюбимой», это совсем другое дело. Помогая вам, он будет чувствовать себя защитником, героем, помощником, а не рабом.
- Воспитать чувство собственности. Ответственность идет вслед за собственностью, и никогда наоборот! И возникает только тогда, когда человек знает, что за него (уборку, стирку, уроки) никто не сделает, потому что это больше никому не нужно!
Вы создали дом, он ваш. А ребенок знает, что уйдет из него, поэтому, несмотря на то, что он там живет, как к «своему» он к нему не относится, даже если у него есть комната.
И вот, по поводу комнаты: если вы будете наводить у него порядок и наказывать за его нарушения, ребенок никогда не будет чувствовать за эту территорию ответственности!
Еще один пример про чувство собственности — это относится и к вещам. Я как-то наблюдала, как подросток (племянник моей знакомой), чистит свои кроссовки. Он это делал, как девушка макияж перед свиданием! Тщательно, медитативно, с любовью. Мурлыкал над ними, чуть не вылизывал! «Он купил их на свои деньги. Заработал и купил!» — объяснила знакомая. Все стало понятно.
- Создать необходимость. Согласитесь, зачем делать, если есть гарантия, что придет мама и сделает? Нужно просто подождать… Ждать-то оно легче!
Ребенок ленится выности мусор, хотя вы ему об этом напоминаете несколько раз в день, потому что знает по опыту: вам надоест и вы сами вынесете.
А если не делать? В том-то и дело — вам кажется, что это невозможно. Согласна насчет мусора, правда, невозможно(воняет), а вот с другими вещами вполне возможно.
Я, например, иногда практикую «неделание». Я просто перестаю что бы то ни было делать дома — не убираю, не стираю, не готовлю еды. Обычно это длится дня три. Я в это время отдыхаю или занимаюсь творчеством. На вопросы: «Где чистые носки?», «Что кушать?» и прочие, отвечаю «Не знаю». Ворча, дети начинают обслуживать себя сами. А куда деваться?
При этом ни в коем случае нельзя мстить: «Ты ведь вчера не помыл посуду, а сегодня я не хочу!», потому что тогда начнется другая игра, которая называется: «Кто кого больше достанет». Этого допускать нельзя, не конструктивно! Просто давайте себе свободу без всяких причин, как это делают ваши дети.
Дети, они умные. На 2-3-й раз сами проведут параллели и сделают выводы. Если и не сразу отбросят свою лень и начнут помогать, то по крайней мере поймут, сколько вы для них делаете. Когда моторчик по имени «мама» замирает, и жизнь в доме становится некомфортной, все домашние имеют возможность оценить объем вашей ежедневной работы. А если все всегда идет как надо, бесполезно рассказывать, как вы устаете на баррикадах бытовых проблем.
Конечно, в разгар вашего «домашнего пофигизма» может кто-то прийти, и тогда вам, как хозяйке, может стать стыдно. Но это уже совсем другая история… Одна из следующих тем: «Мне стыдно за своего ребенка».
Если вы придумаете что-то новенькое на предмет того, как бороться с ленью ребенка, делитесь! Мы, родители, должны быть заодно!
Если информация на сайте оказалась полезной, вы можете получать новые советы по улучшению качества вашей жизни на электронную почту! Это удобно!
Удачи!
психолог
Юлия Головкина
Личные консультации помогут Вам решить индивидуальные вопросы
- почта [email protected]
- скайп golovkinau
- телефоны +380952097692; +380677598976
- Viber +380952097692
P.S. Если статья показалась Вам полезной, поделитесь с друзьями в социальных сетях. Соответствующая кнопка находится ниже.
Что еще почитать на эту тему?
1 Как приучить ребенка к домашней работе?
2. Инфантильность и самостоятельность
3. Беспорядок в комнате или Властелин Хаоса
4. Классификация родителей
5.Как потерять доверие ребенка?
lifeproblems.ru
Что делать, если подросток отказывается помогать по дому?
У подростков вечно много дел: школа, подготовка к экзаменам и поступлению, друзья. Иногда это сказывается на отношениях в семье: всю работу по дому выполняет мама, а ребёнок просто принимает это как должное. Что делать в такой ситуации и как объяснить подростку, что вам нужна его помощь, рассказывает психолог Анна Боева.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Вопрос. Моя 16-летняя дочь нацелена только на карьеру. Бытовые дела — это потерянное для неё время. Она считает, что это моя обязанность. Сейчас я не работаю, у меня сломана правая рука. Даже этот факт не мотивирует её мне помогать. Отец, с которым мы уже десять лет в разводе, сыграл важную роль в её становлении, показывая на собственном примере, что значит быть успешным человеком.
Что я могу ещё сделать, чтобы поменять её ощущение, что быть хорошим человеком не менее важно, чем успешным? Я всегда ей эти ценности прививала. Я хороший человек, но успеха не добилась и живу нормальной жизнью рядового человека. Предполагаю, что это и стало для неё отправной точкой.
Ответ. Конкретно в этом случае я бы посоветовала маме обратиться к психологу. Есть ощущение, что отношения с дочерью сложные и вызывают очень много чувств, с которыми трудно разбираться самостоятельно.
Отношения с детьми-подростками — дело сложное, требующее больших психологических инвестиций и веры. Возможно, состояние мамы сейчас несколько истощённое: слышится и усталость, и раздражение. В таком состоянии договариваться сложно и часто бесполезно. Психолог может помочь снизить напряжение и разобраться со сложностями в отношениях с дочерью.
Если говорить о такой проблеме в целом, то с подростками очень хорошо работают договорённости в виде прописанных контрактов. Возможно, вам стоит сесть с дочерью за стол переговоров и какой-то подобный вариант обсудить. Не нужно, чтобы дочь воспринимала ваши просьбы как сплошную атаку и нападение. Она должна видеть общую договорённость, на которую полагается не только она, но и вы.
Вы можете пообещать, что не будете дёргать ребёнка, а он выбирает любой день недели и именно тогда убирается. Обычно это способствует тому, что дети начинают выполнять свои обязанности. Важно учитывать, что они имеют право заниматься этим, когда им удобно. Это особенно важно для подростков: у них уже есть представление о времени и делах, которые они как-то распределяют. Важно учитывать их желания и возможности, давать право голоса.
Другой важный алгоритм — договариваться о последствиях. Если ребёнок раз в неделю по договорённости не убрался, то у этого должны быть какие-то последствия. Они должны быть естественными, устраивать вас и ребёнка, а также быть обозначены заранее. Например, если он не убрался в течение недели, он лишается возможности пойти на тусовку. При этом это лишение должно его устроить. Это должно быть не что-то сверхзначимое, но и не незначительное. Вам нужно выдерживать эту границу и держать обещание вне зависимости от обстоятельств и от того, насколько вам его жалко. Потому что, если это будет просто на словах, у ребёнка не будет никакой мотивации убираться.
Также важно соблюдать целесообразность и адекватность вашей просьбы. Если вы требуете от 16-летней девочки, чтобы она перемыла весь дом, всю посуду и перегладила всё белье, то, скорее всего, она откажется это делать. Потому что, если у неё есть нагрузка в школе, она целеустремлённая и хорошо учится, то, наверное, сил на всё у неё не хватит. Попробуйте так распределить обязанности, чтобы они были по силам человеку. Как, например, пятилетнего ребёнка не стоит просить вымыть окна — это очень сложная задача для такого возраста.
Школа — это работа для подростков. Если они в неё очень вкладываются, то у них точно так же, как и у вас после работы, мало сил
Если до этого момента вы никогда не просили о помощи, попробуйте объяснить необходимость помогать так: «Это наше общее пространство, мы все должны что-то делать. Так получалось, что до этого вкладывалась я. Но у меня закончились силы, и мне нужна твоя помощь. Мы можем начать с малого: например, убирай за собой посуду после того, как ты поела». Но главным аргументом должно быть, что это общее пространство. Объясните, что в это вкладываются все жители дома. Только нужно, чтобы это было правдой, потому что если это исключительно лозунг, а кто-то из семьи на самом деле лежит на диване, ест чипсы и ничего не делает, то он лозунгом и останется.
Часто бывает, что подростки отвечают на это что-то вроде: «А я вообще не просил меня рожать». Что, в общем-то, правда. Объясните: «Ты не просил меня себя рожать, но я тебя родила. И это наше общее пространство, в котором ты живёшь. Пока ты здесь живёшь, мы должны в него вкладываться в каком-то процентном соотношении». Дайте ему понять, что он имеет полное право на негодование, но делать уборку всё равно надо. При этом ребёнок должен понимать, что вы готовы пойти ему навстречу и что это не пытка.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Фото: Shutterstock (lunarts_studio)
mel.fm
Обязанности по дому для подростков. Как мотивировать подростка.
Вам знаком такой диалог? Мама — «Леночка, убери в своей комнате, пожалуйста, к тебе страшно заходить!», дочь — «я устала в школе». Мама — «как отдохнешь, так и займись этим», дочь — «мне нужно заниматься». Мама — «может после занятий», дочь — «я не хочу, мне надоело, и вообще, я пойду на улицу к друзьям».
В арсенале у сегодняшнего подростка масса технических устройств, которые требуют от него постоянного внимания, без которых он не может обойтись в современном мире. Пользование телевизором, компьютером и играми на нём, гаджетами и прочим — отнимает большое количество свободного времени. Наши дети ежедневно подвергаются многочисленным атакам, как визуального характера, так и слухового. Многое их заинтересовывает, но многое просто отвлекает от более важных дел.
Обязанность родителей научить своих детей быть не просто приходящими в их дом людьми, но и правильно распределять своё свободное время, быть понимающими, сочувствующими и готовыми прийти на помощь в работе по дому.
Часто, просящий помочь родитель, натыкается на глухую стену непонимания или нежелания со стороны подростка. У него есть приготовленные ответы отказов на любые увещевания и просьбы помочь. Много домашней работы задали, или нужно готовиться к контрольной работе или ещё что-то – таковы частые ответы, хотя времени на выполнение какой-то работы требуется совсем мало. Просьба вынести мусор или помыть за собой посуду – может спровоцировать скандал и хлопанье дверями со словами «мне всё это надоело». Но ведь небольшая часть домашней работы должна выполняться и подростком, а не только родителями и старшими детьми.
В случае нежелания больше выносить мусор, можно поменять обязанности и предложить на выбор любую другую не сложную работу. Меняйте вид работы раз в месяц или в неделю, согласовав это с ребёнком. Главное в этом вопросе — мягкость в разговоре со стороны родителя.
Постарайтесь никогда не заставлять, не принуждать подростка – этим вы вызовете обратную реакцию – сопротивление и полное нежелание делать что-либо. Предоставьте ребёнку самому выбрать из составленного списка дел работу, которая ему подойдёт, будет ему по силам и по душе. Таким образом подросток не почувствует давления с вашей стороны, и скорее всего согласится на какой-то вариант.
Если в семье нет отца, мама может, поговорив с подростком, просто попросить у него помощи – ведь ей самой сложно содержать дом в чистоте, при этом работая на производстве.
Такой же довод можно использовать в полной семье, сказав, что отец много трудится для блага всех членов семьи, а на домашнюю работу у него нет времени и сил. Мама тоже не железная – ей нужна помощь.
Дети в подростковом возрасте очень чувствительны и опытный родитель всегда найдёт нужную тропку к его сердцу, если не будет настаивать и требовать. Не получается разговор родителя и подростка — лучше перенесите его на более лучшее время. Правильные родители не доводят разговор до негативных последствий.
Чтобы разговор был более доверительным, можно привести пример из собственной жизни, когда вы тоже не очень хотели делать работу по дому. Ребёнок поймёт, что вы ему доверяете, и вы его понимаете. Погладьте его по голове или по плечу – обычно такое проявление ласки сближает и располагает.
Давать деньги за работу подростку?
Большинство психологов считают, что давая деньги за домашнюю работу своему ребёнку, родители совершают большую ошибку. Получение карманных денег не должно быть связано с домашней работой — если вы в какое-то время не сможете дать денег, но будете просить сделать необходимую работу – высока вероятность получить отказ.
Домашний труд объединяет всех членов семьи и должен приносить пользу всем в доме. Если в семье много детей, такой труд сближает и объединяет их, особенно, если это совместная готовка еды или работа на приусадебном участке.
Если ребёнок растёт без братьев или сестёр, выполняя какую-то работу, он чувствует свою ответственность. Например, если он не сходит в магазин, то семья будет ужинать без хлеба.
Правильно ли – отвечать тем же?
Некоторые родители с успехом применяют способ «как ты, так и я». Сын не убирает свою комнату, ссылаясь то на свою занятость, то на нежелание. Мама решила тоже не убирать не только в его комнате, но и во всём доме. Кушать она тоже перестала готовить, сказав, что нет настроения. Мусор не выносился, и конечно появились запахи, пришлось одеть ещё пакет, но выносить мама отказалась. Не прошло и двух дней, как сын стал уговаривать маму возобновить прежний распорядок дня с работами по дому, в которых принимали участие все члены семьи. Воспользоваться советом или нет – решать вам.
Главное, чтобы вы и ваши дети воспринимали работу по дому, как нормальное, нужное дело, которое делается без принуждения. Не отбейте охоту к какой-то работе, а наоборот мягко научите с ответственностью подходить к любому труду и такой опыт принесёт ребёнку прекрасные плоды в будущем.
family-and-i.com
Ребенок не хочет помогать родителям по дому: 5 советов от психолога
Автор: Татьяна Качалина
Зачем нужно, чтобы дети помогали?
- Помощь маме – она устала и хочет уменьшить нагрузку за счёт распределения обязанностей между всеми членами семьи.
- Воспитание самостоятельности — в будущем ребенок, которому нравиться помогать по дому, скорее всего, сможет легко заботиться о себе.
- Повышение самооценки- младших членов семьи необходимо привлекать к выполнению бытовых дел, чтобы они могли ощутить свою значимость. Помогая по дому, они чувствуют свой вклад в жизнь семьи.
Как родители «мешают» детям помогать им?
Нередко взрослые сами не замечают, как препятствуют инициативе своих детей..
- «Я всё сделаю сама» — маме легче и быстрее решить все вопросы самой, чем объяснять тактику действий, исправлять его ошибки, а потом ещё и переделывать сделанное.
- «Ты всё делаешь не так!» — ещё одна грубая ошибка взрослых – ругать за «неудачные» попытки помочь. Причём, здесь речь идёт не только конкретно о наказании. Если вы всем видом показывайте, как ребёнок плохо сделал, что разлил молоко, стараясь убрать со стола, он очень расстроиться. И в следующий раз дети не захотят помогать вообще, чтобы не огорчать маму.
Помните, без проб и ошибок ребенок ничему не научится! От вас зависит то, какое отношение к уборке формируется у детей. Лучше с самых ранних лет демонстрировать малышу, что домашняя работа — это увлекательное и легкое занятие.
Почему ребенок не помогает маме и папе?
Вначале необходимо проанализировать причины, по которым дети не помогают:
- Стиль жизни. Когда мама и папа сами не убирают за собой вещи в шкаф, оставляют на столе грязную посуду, их поведение не самым лучшим образом отражается на детях.
- Дома грязно. Там, где не убрано и некомфортно малыш не хочет наводить порядок.
- Отсутствие взаимопомощи. Поддерживать друг друга важно, причём нужно своим примером учить детей делать это. У членов семьи обязательно должны быть дела, которые они выполняют вместе.
- Неравное распределение обязанностей. У папы и мамы совсем разное количество дел по дому. Мама делает всё, папа – ничего, ну или наоборот J. Тогда ребёнок думает: «наверняка правильно, что всё делает мама!»
- Чувство вины или жалость. Мать и отец не осмеливаются привлекать свое дитя к работе, так как чувствуют себя виноватыми перед ним по каким-либо причинам, или просто жалко его, ведь он маленький, или услал.
- Отсутствие одобрения. Дитя не проявляет инициативы, когда родители не хвалят его за работу.
- Принуждение. Взрослые заставляют выполнять домашние дела в грубом тоне.
- Наказание домашними делами. Помощь используется в качестве наказаний. Получил плохую оценку — моешь квартиру!
Как сформировать у детей интерес к уборке у дошкольников
Для детей этого возраста бытовые дела должны быть интересными и весёлыми. Вместо ограничений нужно позволять маленькому выполнять простые задачи. Например, вместо того, чтобы прогонять малыша подальше от стиральной машины, можно объяснить ему, зачем эти кнопки и предложить нажать нужные для запуска машины. А за обедом вместе очистить яйца от скорлупы и разложить колбасу по бутербродам. Старайтесь максимально поддерживать интерес ребёнка и отношение к помощи по хозяйству как к игре, чтобы это ощущение закрепилось у ребёнка. Позволяйте совершать ошибки. Творческое отношение мамы и папы к детскому труду поможет решить вопрос.
Вот несколько креативных способов пробудить у детей желание наводить порядок:
- Представьте процесс уборки в форме игры – дайте задание очистить квартиру от «космического мусора», поиграть в кафе и вместе убрать посуду со стола.
- Дайте ему интересную «роль» — ненавязчиво предложите малышу стать полицейским, который находит потерянные игрушки и складывает их на свое место.
- Устройте соревнование — можно предложить включить секундомер и проверить, кто быстрее сделает бутерброд — мама или дочка.
- Придумайте поощрение – например, приз за помощь. Можно использовать конфеты, игрушки, любимый журнал или поход в кинотеатр.
- Избегайте рутины – используйте в уборке оригинальный инвентарь. Например, багажник детской машины для сбора мусора.
- Рассказывайте интересные истории — полив растений можно совместить с информацией о том, зачем цветочку нужна вода, как он расцветает и почему погибает.
Как научить подростка помогать?
Ему нельзя давать прямых поручений и заданий, указывать на конкретные обязанности. Задача взрослого — вызвать инициативу, а не обременять нудными и агрессивными указаниями. Делами по хозяйству лучше заниматься вместе с детьми, общаясь в процессе уборки.
- Помните, что это уже не ребёнок — игра уже не будет эффективна.
- Общайтесь — с детьми этого возраста нужно обсуждать его мысли, желания и планы.
- Уважайте — важно слушать его позицию, быть ненавязчивым в просьбах.
- Говорите — подростка следует мягко подтолкнуть на размышления о том, зачем нужна взаимопомощь. Не обязательно, чтобы разговоры по душам с происходили слишком часто. Главное, чтобы такой диалог запоминался и имел ценность для подростка. Достаточно захотеть найти бы 2 часа в неделю для разговора со своим подрастающим сыном или дочерью.
- Договаривайтесь – о времени и объеме помощи — когда ему удобно убираться и за какую работу он отвечает.
Устраивайте «семейные советы» — рекомендуется выделить час-два в несколько дней для обсуждения домашних дел. Здесь взрослые и дети могут договариваться, рассказывать о своих желаниях, проблемах и планах, обсуждать текущие вопросы.
Практические рекомендации для родителей
Чтобы дочь или сын захотели помочь родителям участвовать в домашней работе, недостаточно просто привлекать его к этому занятию. Взрослым важно научиться правильно реагировать на действия младших членов семьи. Центральную роль играет поддержка, забота, внимание, положительный пример и любовь в семье.
Практические рекомендации для того, чтобы дети помогали родителям:
- Признание. Детям нужно слышать, к каким изменениям приводят их поступки. Необходим наглядный пример, как меняется состояние дома или квартиры от действий младших членов семьи.
- Важно замечать работу. Даже самая мелкая помощь должна быть оценена и замечена. Благодарность, выраженная взрослыми за помощь — существенный момент. Констатируйте факты: «спасибо, что ты сделал такие вкусные бутерброды», «ты очень аккуратно сегодня застелил постель» и т.д.
- Показывать, что вы нуждаетесь в помощи и поддержке от ребенка. Пусть малыш сделал совсем незначительный поступок ради вас — его необходимо преувеличить, оценить, как нечто очень важное и значительное.
- Не перехваливать. Отметьте помощь, но будете адекватны. В этом возрасте школьник уже хорошо оценивает ситуацию, и ему важно получать заслуженную похвалу.
- Сделать любую домашнюю работу весёлой. Для этого взрослым самим следует научиться относиться к бытовым обязанностям как к чему-то естественному и легкому. Хозяйственные заботы должны быть необременяющими и веселыми.
- Найти работу по хозяйству, которая бы нравилась ребенку. Спросить, что ему нравится делать. Это может быть уход за собственным растением или выращивание фрукта. Занятие должно вызывать интерес и увлеченность.
Воспитание ребенка — это в первую очередь воспитание себя. Перед тем, как взрослым заняться воспитанием, стоит посмотреть на себя — проанализировать сначала свое отношение к труду и к бытовым делам. А также настроиться на позитив — любовь к своему чаду и юмор решают многие проблемы. Ваши верные помощники в воспитании ответственного отношения к домашним делам — отсутствие осуждений и нареканий — ребенок не станет вести себя лучше, когда слышит постоянную критику, споры, наблюдает негативный пример взрослых со стороны. И создание уюта — в доме должна каждый день присутствовать доброжелательная атмосфера, теплота во взаимоотношениях между всеми членами семьи.
Как найти для ребенка подходящую домашнюю работу?
Исключить прислуживающий характер.
Например, малышу можно предложить помочь папе исправить стол не в качестве мальчика на побегушках, а в важной роли, помощника и советчика. Опираться на интересы. Когда в доме все члены семьи заняты полезными делами, детям легче втянуться в бытовой труд.
Обязанности должны быть распределены с учетом справедливости и физической силы.
Не надо оставлять чаду самые неприятные и скучные дела, даже если вы думаете, что они самые простые. Дать право на ошибку. Нельзя настаивать на идеально правильном выполнении работы и указывать на список недочетов, ошибок ребенка. Учет физических сил и расширение возможностей — важная составляющая. Например, в 2-3 года малыш может убрать свои игрушки, складывать одежду в корзину для белья, но не может еще готовить себе обед и заправлять свою кровать. С шести-семи лет дети могут подметать, накрывать на стол, готовить пищу. И так далее.
Важно развитие и расширение зоны ответственности, а с ней и свободы действий, доверия ребенку со стороны взрослых.
Как правильно просить детей о помощи?
- Минимум просьб. Достаточно пару раз обсудить с ними, что он может и хотел бы взять на себя из домашних дел и создать договорённости.
- Проявляйте уверенность в том, что они справятся с выбранными обязанностями.
- Показать, как нужно — любое воспитание основывается на наглядном примере мамы и папы, на совместной деятельности и доброжелательных беседах. Младшее поколение не воспринимает всерьез нарекания взрослых: «ты обязан», «так нужно» и т.д.
Что такое «график домашних дел»?
Можно составить график для всех членов семьи на листике и прикрепить его к холодильнику. Список должен составляться всеми членами семьи вместе — пусть каждый сам себе выберет обязанности. График должен быть согласован и всех устраивать. Такой список будет направлять детей — не нужно больше им ни о чем напоминать. Скачать пример графика уборки.
5 советов для родителей от психолога Татьяны Качалиной
Татьяна Качалина; ведущая курсов в центре К.О.Т., автор тренинга «Делаю уроки САМ», мама.
- Не останавливайте инициативу.
Если вы боитесь, что дети могут что-то разбить или сделать не так, и ограничивайте инициативу, в будущем не удивляйтесь безучастности к бытовым вопросам. Если ребёнок неправильно заправил кровать, но проявил инициативу и сделал это с большим удовольствием, то обязательно похвалите его, а в следующий раз сделайте вместе, но лучше.
- Организуйте совместную работу.
Начните делать что-то вместе, постепенно отходите от него и предоставьте возможность действовать самостоятельно. Не стойте над душой и не пытайтесь постоянно корректировать. Когда дети научаться выполнять задания без вашей помощи, вы можете придумать еще что-нибудь. ⠀ - Наблюдайте, что нравится делать вашему чаду.
Например, я заметила, что в детстве моему ребенку очень нравилось купаться со своими любимыми игрушками, и тоже приводить их в порядок. В дальнейшем, я предложила ему убираться в ванной. В итоге он мыл ванну, раковину и зеркало с огромным удовольствием. Сейчас он уже вырос, в привычка наводить чистоту осталась.
- Позитивный настрой – залог успеха.
Важен позитивный настрой в отношении бытовых вопросов. Напоминайте вежливо, не кричите. Попробуйте комплексное распределение обязанностей внутри семьи, при этом обязательно интересуйтесь мнением детей, какую работу они бы взяли на себя. Если чадо не идет на контакт, а вы уже предприняли много попыток, то проблема уже в семейных взаимоотношениях. Нужно это заметить и решить.
- Выполняйте обещания.
Возможно вы что-то обещали ребенку сделать, куда-то сходить, что-то купить, а на деле своего слово не сдержали. Таким образом, ваш ребенок, тоже не захочет выполнять свои обязательства по отношению к вам.
Чего нельзя делать?
При воспитании бытовых навыков избегать следует:
- Принуждения, грубости и злости на детей – говорите о своих чувствах, о том, что вам важна помощь. Но не кричите!
- Ограничения самостоятельности ребенка;
- Не одобряющей реакции в ответ на выполненную работу;
- Плохого собственного примера;
- Поручения детям самой неприятной и скучной работы;
- Упреков и обвинений;
- Повышения голоса;
- Игнорирования желаний и потребностей ребенка;
- Невыполнения данных ребенку обещаний и нарушения договоренностей;
- Чрезмерного подчеркивания своей родительской власти.
Крайне не рекомендуется строить воспитание на финансовой почве. Оплачивая работу по хозяйству, родители стремятся вырастить человека-вымогателя. Также, хозяйственные дела не должны быть и наказанием за проступки.
Какие еще существуют важные условия для выработки самостоятельности?
Правильно организованный отдых — залог правильно организованной совместной работы по хозяйству. Вежливую просьбу о помощи можно совместить с чем-то приятным: «помоги мне приготовить обед, пожалуйста, а вечером можем сходить на каток». Как должны выглядеть здоровые отношения в семье?
- Любовь мамы и папы, понимание, забота, нежность, доверие — это то, что обязательно должно присутствовать в каждой семье.
- Помните, важна забота и любовь не только между родителем и ребенком, но и между мамой и папой.
- Когда взрослые будут воспринимать чадо серьезно, учитывать его мысли и желания, разговаривать с ним без манипуляций, тогда и детско-родительские конфликты будут происходить гораздо реже.
Помощь по развитию самостоятельности детей в центре КОТ
Нежелание детей заниматься домашней работой, отсутствие инициативы и самостоятельности нередко выступают поводом споров и ссор. Причины конфликтов зачастую скрываются не в детском «сложном характере», а в системе взаимоотношений между всеми членами семьи.
Если вы чувствуйте, что в вашей семье этот вопрос стоит остро, то его стоит решать.
В том случае, когда консультации психолога – не ваш вариант, а помощь нужна, в нашем центре существует специальный родительский клуб . Это встречи с психологом, где в уютной обстановке вы сможете решить ваши проблемы, получить практические советы по созданию отношений с вашим ребёнком.
По отзывам участников, после посещения занятий клуба, они стали чувствовать себя более счастливыми, часть семейных проблем решилось, и наладились отношения с детьми.
Так же в нашем центре на сегодняшний день существует целый ряд методик и тренингов по развитию ответственности у ребят.
Актуальную проблему можно решить на нашем курсе: «Я сам: мотивация и ответственность».
Вырабатывать самостоятельность, и желание трудиться у детей нужно начинать с детства. Постепенно приручая его выполнять несложные простые задачи, можно перейти к воспитанию трудовых навыков в форме игры, а затем и к передаче ответственности. И этот процесс должен быть постепенным. Стоит интересоваться желаниями своего чада, уважать его выбор и мысли. Важный момент заключается в одобрении, похвале и непринужденном характере детского труда.
Но даже если вы «упустили момент», и ваш ребёнок уже давно не маленький, никогда на поздно начинать!
www.tren-kot.ru
Лайфхак: Как приучить подростка к порядку
Родители часто ищут способы, как приучить подростка к порядку. Одно дело, прививать любовь к уборке у малыша. С маленькими детьми можно использовать игровую форму. Но к подросткам, у которых гормональная перестройка, гораздо сложнее найти подход.
Тинейджерам кажется, что они уже достаточно зрелые, чтобы самим решать, как жить. Для них уборка — второстепенное занятие, на которое не стоит тратить время. Ведь есть масса других полезных дел. Но родители понимают, что беспорядок будет вредить подростку в дальнейшем. Это ценный навык, который способен облегчить жизнь.
Подборка бесполезных фраз
Можете не тратить нервы и время на эти фразы. Бессмысленно говорить с подростком о пользе уборки. Лекция о том, что порядок в комнате, приводит и мысли в порядок — пройдет мимо ушей. Как бы убедительно вы не пытались изложить мнение, подросток вряд ли воспримет это всерьез. А может даже обидеться, а желание убираться от этого не прибавиться.
- «Придут гости, а у тебя грязно».
Так говорить не стоит. Ребенок решит, что он должен убираться не ради себя, а ради кого-то. Поэтому неожиданный приход гостей застанет его врасплох. Но это не самое главное. Важно, что у подростка складывается впечатление, будто уборку делаешь для других, а гости — представители санкомиссии. - «У Олега всегда чисто в комнате, а у тебя, как в хлеву!».
Не важно кто такой Олег, друг или брат подростка. Сравнивать ребенка с кем-то нельзя. Это снижает его самооценку и никак не мотивирует к уборке. К тому же, вскоре вы узнаете, что подросток ненавидит Олега. - «Уберешься — дам деньги».
Такая награда хорошая мотивация. Но в будущем она ни к чему хорошему не приведет. Подросток столкнется с обманом. Когда живешь сам, тебе никто не платит за уборку. А есть ли тогда смысл убираться? - «Если не наведешь порядок к моему возвращению, то никакого Интернета».
Раньше родители пугали, что нельзя будет смотреть телевизор. Сейчас под запреты попадает Интернет и видеоигры. Если вы не приводите в исполнение обещанное наказание, то скорее всего подросток не поверит вам. Он не станет ничего делать.
Если тинейджер убрался, то не забывайте, вы добились этого поставив ультиматум. Ребенок перенимает эту манеру от родителей. В будущем вы можете заметить, что он также будет обращаться и с близкими. - «Быстро убрался в своей комнате!»
Лучше не использовать приказной тон. В этом возрасте ребенок начинает осознавать себя иначе. В нем формируется взрослая личность. Поэтому ваши приказы вызывают внутренний протест. Подростку остается либо бунтовать, либо смириться. Второе, в легкой степени ломает его личность. Вы лишаете его выбора. - Мама жалуется, но убирается, а подросток отдыхает.
Родитель может взять на себя уборку комнаты ребенка. Но к чему это приведет? Тинейджер не будет понимать, что ему нужно наводить порядок. Ведь в его спальне всегда чисто, благодаря кому-то. Он не будет видеть смысла вытирать пыль, когда все горизонтальные поверхности блестят. - «Я больше не буду убирать у тебя в комнате».
Решение достаточно неоднозначное. Подросток может из принципа не убираться. В какой-то момент ваше терпение лопнет и все вернется в исходный режим. Но даже если вы будете сохранять спокойствие, то в какой-то момент удивитесь. Тинейджер может привыкнуть к беспорядку и не замечать его.
Но возможна и победа. Ребенок устанет наблюдать, как спальня медленно превращается в свалку и начнет грандиозную уборку.
Шансы, что метод сработает 50/50. Принимайте во внимание характер вашего подростка. Если вы склоняетесь к выигрышу, то испробуйте метод.
Важно: лучше вообще не допускать того, что только вы убираете в комнате у ребенка.
7 лайфхаков: как приучить убираться подростка
- Личный пример.
Если в вашем доме всегда чисто и все на своих местах, то для ребенка это становится нормой. Интуитивно он будет поддерживать порядок. За это отвечает чувство личной ответственности. Факт выяснил австралийский психолог Роб Кернау, который посвятил более 25 лет теме экологии. Он говорит, что когда человек видит чистое общественное место, то не станет там мусорить. Это относится и к дому. - Хвалите за чистоту.
Ребенку в любом возрасте важна похвала родителя. Ему нужно чувствовать ваше одобрение. Это как бы направляет ребенка, он понимает, что делает все правильно. - Объясняйте и конкретизируйте.
Вы можете говорить подростку, что у него беспорядок в комнате. Но он не всегда понимает, где именно. В этом возрасте тинейджер не замечает мелочей. Он размышляет о смысле жизни и предназначении человека. Его мысли заняты поиском глубокого смысла бытия. Поэтому грязная кружка около компьютера, джинсы на спинке стула, провода на полу, могут его ни капли не смущать. Объясните, что если это убрать, то в комнате будет гораздо лучше. - Просьба, но не мольба.
Не путайте это с взываниями к совести подростка. Просто спросите у ребенка, когда сможет убраться или сделать что-то конкретное. Например, вытереть пыли, пропылесосить, полить цветы. Вы даете понять — это нужно выполнить, но при этом договариваетесь. У подростка сохраняется право выбора, когда ему удобно навести порядок. - Ищем компромисс.
У каждого человека есть то, что не нравится в процессе уборки и то, с чем он готов смириться. Некоторые даже получают удовольствие от глажки белья, мытья посуды. Выясните, что готов делать подросток с интересом. Возможно, ему больше нравится пылесосить или убираться в ванной. Тогда поручите эти задания. - Зеркало.
Метод зеркало применяют тогда, когда подросток разбрасывает свои вещи по всему дому. Маме приходится ходить следом, как сыщику, и собирать все предметы. Потом она добровольно раскладывает их по своим местам в комнате ребенка. Стоп. Вы можете испробовать 2 метода «зеркала».
1 — Соберите все вещи подростка, которые отыскали вне его спальни и высыпьте на кровать или компьютерный стол. Когда он придет, ему придется их разложить, либо бросить на пол. В какой-то момент подростку это надоест. На полу не будет хватать места, а нужные предметы сложно найти в куче вещей. Единственный для него выход — перестать разбрасывать вещи и складывать их на положенные места.
2 — Радикальный способ. Принесите свои вещи в спальню ребенка. Такие, которые бы ему мешали. Все должно выглядеть максимально естественно, будто вы их там оставляете случайно. Подросток начнет возмущаться, ведь он не привык находить посторонние вещи в своей комнате. Ответьте, что вы также возмущены беспорядком, который он создает в доме.
Бонус
- У ребенка тоже бывает плохое настроение, слабость, проблемы. Они их очень чутко переживают. В такие моменты не стоит заставлять делать уборку. Поддержите его и подросток оценит ваше понимание.
- Убедитесь, что у ребенка есть все, чтобы навести порядок. Возможно, ему не хватает мебели для хранения вещей. Приобретите контейнеры, органайзеры, корзины, чтобы он мог разложить все по местам и поддерживать чистоту.
- Процесс будет еще увлекательнее, если вместе делать покупки. Пусть подросток сам выбирает метлу от пыли, запах моющего средства для посуды, цвета губок.
Универсального совета, как приучить подростка к порядку не существует. Все дети индивидуальны. Поделитесь своей историей, как вы привили ребенку желание убираться.
imom.me
5 способов от детского психолога и 5 критических ошибок
Последнее обновление статьи:
Осталось разобраться, с какого возраста приучать ребёнка к труду, стоит ли заставлять детей работать или лучше использовать маленькие хитрости, чтобы не превратить обязанности в ежедневную каторгу.
Всему своё время
Уже с двухлетнего возраста ребёнок способен оказывать посильную помощь по дому. Стоит выделить слово «посильная», поскольку полноценным трудом назвать маленькие поручения сложно. Однако стремление к самостоятельности необходимо всячески поощрять.
Что же доверяют детям в разных возрастных периодах?
С двух до четырёх лет
Этот период ещё называют кризисом трёхлетнего возраста, который характеризуется, в том числе, желанием стать более самостоятельным. Эту особенность обязательно учитывают внимательные родители.
Двухлетний ребёнок уже способен выполнять простейшие просьбы: подать маме перчатки, кошелёк, книжки, футляр от очков и т.д.
Все эти вещи должны быть безопасными для малыша – то есть нельзя просить принести что-то острое, тяжёлое или хрупкое.
В этот возрастной период дети обучаются навыкам самообслуживания, поэтому следует всячески поощрять желание ребёнка своими силами снимать и надевать брючки, плавки, футболки.
От родителей же требуется показать ему, куда нужно класть вещи для хранения.
Если ребёнок в этом возрасте будет видеть, как родители трудятся дома и вообще положительно относятся к выполнению различных обязанностей, процесс приучения к труду существенно упростится, поскольку перед глазами будет положительный пример.
С четырёх до шести лет
Дети дошкольного возраста развиваются очень быстро, с лёгкостью приобретая всё новые и новые навыки. Четырёхлетки уже способны выполнять более серьёзные требования и пожелания.
Например, детсадовцы раскладывают игровые принадлежности по местам после игры, складывают вещи в корзину, кормят домашних животных (меняют воду собакам и кошкам, насыпают сухой корм).
Необходимо активнее приучать ребёнка помогать взрослым при уборке квартиры. Ему вполне по силам бороться с пылью, сервировать стол, раскладывать продукты в холодильнике.
Родителям же необходимо всячески демонстрировать своему чаду, что они ценят его поддержку и благодарны ему.
От шести лет и старше
Совсем скоро ребёнок пойдёт в школу, поэтому крайне важно научить его не просто оказывать помощь при еженедельной генеральной уборке, но и наводить порядок каждый день.
Шестилетки уже способны выполнять следующие домашние хлопоты:
- ежедневно заправлять свою постель;
- убирать игрушки на место;
- складывать одежду в шифоньер или на стул;
- ухаживать за домашними цветами;
- собирать рюкзак в садик или школу;
- следить за домашним животным, убирать за ним, выводить их на прогулку.
Как уже было отмечено, лучше приступать к приучению с самого раннего возраста, ведь трудовые навыки всегда пригодятся. Но можно попробовать привить любовь к домашним хлопотам и в более взрослые годы. Главное – делать это правильно.
Полезные рекомендации
Прежде всего, нужно учитывать предпочтения ребятишек. У каждого малыша уже имеется склонность к какому-либо определённому виду деятельности.
К примеру, одни дети стремятся к упорядочиванию и систематизации, поэтому им нравится рассортировывать предметы по определённым параметрам. Другие любят следить за растениями или пушистыми питомцами.
Таким образом, важно лишь внимательно следить за собственным ребёнком и интересоваться его мнением. Также можно изучить рекомендации специалистов, которые советуют, что необходимо делать, а от чего лучше отказаться.
Что нужно делать?
- Трудитесь вместе. Не отказывайтесь от помощи ребёнка, отправляя его поиграть. Напротив, предложите ему заниматься домашними хлопотами вместе. Совсем маленький кроха может мыть овощи, дети постарше способны замешивать тесто, нарезать салаты или накрывать на стол. А благодаря вашему присмотру снизится вероятность травмирования.
- Совмещайте выполнение домашней работы с развитием ребёнка. К примеру, уборку в помещении можно проводить параллельно с рассказыванием сказочной истории о Золушке. Убирая игрушки, можно повторять их цвет и т.д.
- Превращайте уборку в весёлое занятие. Этот совет актуален в раннем возрасте и в случае, если ребёнок отлынивает от выполнения домашних обязанностей. К примеру, кружки и тарелки можно мыть «волшебными пузырями», а уборка игрушек – вообще поиск настоящего пиратского клада.
- Учитывайте возраст и желания ребёнка. Чтобы получать наилучшие результаты, попробуйте составить перечень трудовых обязанностей, которые соответствуют возрастным и психологическим особенностям ребёнка. А уже затем нужно позволить ему выбрать те, какие бы он хотел выполнять.
- Обязательно хвалите за помощь. Это может быть как простая благодарность за выполненную работу, так и стимулирующие слова, которые позволят активнее включать ребёнка в работу. Например: «Ты лучше всех чистишь картофель» или «Лучше тебя никто не справится с прополкой моркови». Конечно, до очень грубой лести опускаться не следует.
Чего следует избегать?
- Не ожидайте идеальных результатов. Малыш не сможет делать что-то лучше взрослого, так что разбитые чашки и тарелки – вполне привычный итог детской помощи. Поначалу придётся что-то переделывать за ребёнком, однако, не на виду у маленького труженика. В ином случае он может подумать, что его работа не имеет смысла.
- Не ругайте. Терпеливость очень важна в деле приучения ребёнка к труду. Конечно, малыша можно заставить делать работу побыстрее, однако он просто физически не способен выполнять обязанности наравне со взрослыми. Если постоянно подгонять, то в следующий раз он попросту откажет в помощи.
- Не рассматривайте домашние обязанности в качестве наказания. В идеале ребёнок должен понимать, что труд – это благо. Если же постоянно наказывать за что-то домашними хлопотами, то дети начнут считать мытьё посуды или выгуливание собаки чем-то негативным.
- Не платите за труд. Оплата за домашние хлопоты – неоднозначное решение. Психологи советуют поощрять детей не деньгами, а посещением цирка, кинотеатра. Иначе ребёнок станет воспринимать свои прямые обязанности в качестве предмета торга и требовать, соответственно, увеличения оплаты.
- Не делите виды деятельности по половому признаку. Современные дети не признают условностей, поэтому девчонки разбирают компьютеры, а мальчики любят готовить на кухне. В этом нет ничего плохого. Напротив, все ребятишки должны уметь пришивать пуговицы, готовить хотя бы яичницу, застилать постель.
Ну и ещё один важный совет, о котором уже было сказано. Демонстрируйте позитивную модель поведения – убирайте и мойте за собой посуду, устраивайте генеральные уборки и т.д. Нельзя требовать от ребёнка того, чего вы сами не выполняете.
«Не хочу помогать!»
Чаще всего ленивость и безответственность находятся где-то рядом. Родители жалуются, что их маленькое или взрослое чадо совершенно не помогает.
Проблема распространённая, а её причины зависят во многом от поведения самих мам и пап.
- У ребёнка не сформировалась привычка не то что помогать взрослым, но и просто за собой убирать. Виноваты в этом, естественно, сами родители или бабушки. Малыша ведь жалко, да и зачем ему посуду мыть, вырастет – ещё наработается.
- Взрослые члены семьи вообще не отличаются чистоплотностью. К примеру, отец не убирает одежду в шифоньер, мать оставляет на утро целую гору грязной посуды. Саму квартиру давно не ремонтировали, поэтому желание что-то убирать быстро пропадает.
- Каждый член семьи живёт обособленно, нет привычки выполнять коллективную работу – производить ремонт, высаживать картофель. Ребёнок, что естественно, растёт индивидуалистом и эгоистом.
- Взрослые не хвалят сына или дочь за выполненные поручения, хорошие оценки и т.д. То есть любая работа считается обязанностью, а за неё хвалить, вроде как, и не обязательно.
- Некоторые родители ведут своеобразную «политику», отличающуюся постоянным изменением настроения и требований. То есть мама поначалу не обращает внимания на неубранную кровать, а затем принуждает устроить генеральную уборку.
- Некоторые взрослые начинают принуждать детей, что заставляет последних яростно протестовать. Особенно такое часто встречается в подростковом возрасте.
И всё же самая частая причина – родители не видят разницы между счастливым и беззаботным детством. В первом случае ребёнок трудится себе и другим во благо, а беззаботность отличается тем, что все акценты переносятся с активной деятельности на постоянный отдых.
Чтобы не столкнуться с ленью подростка, нужно начинать воспитывать ребёнка трудом с младых ногтей. Естественно, выбор занятия должен учитывать возраст и особенности отпрыска.
Что делать, если ребёнок отказывается помогать?
Итак, причин для того, чтобы дети отказывались от помощи родителям, достаточно много. И если одни сами всё выполняют без напоминаний, то от вторых практически невозможно добиться хоть какой-то поддержки. Как исправить поведение маленького «нехочухи»?
Прежде всего, не следует паниковать и сравнивать своё чадо с другими, более работящими ребятишками. А чтобы изменить детское поведение, нужно сначала измениться самому.
- больше общайтесь с ребёнком, отказавшись от сидения за компьютером и просмотра телевизионных передач. Пожалуй, это универсальный совет, как говорится, на все случаи жизни;
- перестаньте ругать ребёнка по любому поводу. Наоборот, постарайтесь сблизиться и узнать его предпочтения. Возможно, знание пристрастий поможет ему выбрать подходящий вид деятельности;
- если вы дали какое-то обещание, обязательно его сдержите. Это также поможет установить доверительные детско-родительские взаимоотношения;
- обязательно хвалите даже за самую малую помощь. Пусть ребёнок знает, что вы цените его усилия.
Установив более доверительные отношения, воспользуйтесь советами, которые представлены выше. Если позитивных итогов добиться не удалось, попробуйте обратиться к психологу. Он изучит ситуацию со всех сторон и подскажет наиболее оптимальное решение данной проблемы.
Краткие выводы
Приучение к труду – процесс не всегда простой. Возможно, у вас есть собственный вариант решения ситуации, но всё же полезно будет запомнить, что необходимо:
- поддерживать детскую инициативу;
- помогать ребёнку с возникающими трудностями, обучать, как нужно правильно выполнять то или иное действие;
- не оплачивать выполнение домашних обязанностей;
- всегда говорить «спасибо» за усилия;
- не требовать, а просить или предлагать выполнить работу;
- учитывать особенности и пристрастия ребёнка;
- не наказывать трудом за проступки;
- демонстрировать позитивны
kroha.info