Разное

Как видят и слышат новорожденные дети – Связь с миром установлена, или когда новорождённый начинает видеть и слышать?

Содержание

Связь с миром установлена, или когда новорождённый начинает видеть и слышать?

Последнее обновление статьи:

 

Как видит и что может слышать новорождённый?

В нашем организме, полностью адаптированному к привычному миру, всё проходит слаженно. Поэтому видим мы не так, как видят новорождённые. Строение глаза сходно со строением коры головного мозга, да и развитие их идёт практически одновременно.

При рождении у малыша существует ряд безусловных рефлексов, включая реакцию зрачков на свет, как прямую, так и содружественную, а также множество защитных реакций и даже генерализованный ответ на яркое освещение.

Многих интересует, видят ли новорождённые людей, их лица, предметы. Острота зрения детей настолько низка, что они могут определить только силуэт, а реагировать на движения объекта осознанно начинают только в возрасте 1 месяца.

Однако по отношению к остальным органам чувств, работа которых проявляется ещё внутриутробно, структуры глаза включаются в работу очень активно. Это особо заметно уже к 3 месяцам, когда ребёнок начинает видеть и узнавать приход мамы или других близких людей, проводящих с ним время бодрствования.

Проведённые исследования показали, что ночники с регулируемым мягким светом в комнате, где спит грудничок, позволяют не только проводить профилактику возникновения синдрома внезапной смерти младенца, но и стимулируют развитие зрительной системы, это объясняется опосредованным влиянием на чувствительные фоторецепторы.

Со слухом всё проходит немного по-другому, так как ребёнок слышит с 16-й недели беременности. Стоит учитывать, что, когда малыш рождается, один привычно приглушённый мамин голос исчезает, и на его место приходят много звуков, тонов и полутонов.

Стоит напомнить, что мозг не может ещё пока переносить столь высокую нагрузку, поэтому единственно верным становится решение поспать, чтобы, грубо говоря, «перезагрузить систему».

Ухо взрослого не способно воспринимать абсолютно все звуки, которые могут услышать новорождённые дети. Причина кроется не только в том, что с возрастом острота слуха снижается. Просто мозг глушит фоновые шумы для более чёткого звучания человеческой речи.

Во сколько месяцев младенцы начинают видеть и слышать?

В первый месяц появляются и включаются механизмы световой адаптации. Уже к концу этого срока ребёнок может в течение минуты и больше наблюдать за источником света. В 2 — 3 месяца дети начинают радоваться приходу мамы, когда видят её очертания, слышат голос. С конца 3-го и до начала 6-го месяца ребёнок может узнавать всех окружающих его своим вниманием людей.

Ещё одна полезная статья, рассказывающая о том, когда ребёнок начинает слышать, видеть и ощущать запахи. Автор, врач-неонатолог, описывает также способы проверки слуха у новорождённого и факторы, которые способствуют тугоухости.

Учёными было доказано, что дети начинают различать цвета уже с 3 месяцев. Красный цвет является первым, который малыши осознанно выделяют среди остальных. Именно поэтому в детских игрушках рекомендовано использовать все оттенки этого цвета.

К концу второго месяца жизни ребёнок активно ориентируется в ближнем пространстве. В возрасте 4 месяцев возникает хватательный рефлекс, но грудничок очень часто промахивается, так как расстояние до предмета определяет неверно. И только после 6 месяцев, когда малыш начинает ползать и делает первые попытки ходить, он начинает различать, насколько далеко или близко расположен предмет.

Окончательно пространственное размещение предметов формируется только к 7 годам, когда ученик или воспитанник детского сада сможет хорошо понять и проанализировать полученную глазами информацию.

Бинокулярное или, как говорят, «пространственное» зрение оценивают у ребёнка только к 10 годам. Тогда он начинает видеть и точно может определить глубину пространства — некую картинку, полученную благодаря правильному слиянию изображений двух глаз.

В сравнении со зрением адаптация слуха проходит более медленно. Однако в течение первого месяца младенец реагирует на громкий шум, а в конце второго месяца определяет мамин голос. К полугоду реагирует на своё имя, проявляет любопытство по отношению к источнику шума. Развитие речи и появление новых звуков и слов у детей старше 5 — 6 месяцев является наиболее информативной оценкой слуха.

Как определить нарушение слуха или зрения у новорождённого?

Оценка реакций на свет, шорох, шелестение, движение объекта или луча света – это основные способы проверки зрения и слуха в первые дни жизни. Но так можно выявить лишь тяжёлую врождённую патологию.

Для выявления нарушений остроты зрения, слуха и цветоощущения ребёнок должен начать не только говорить, но и мыслить. А для этого нужно время.

Родители должны сразу обратиться к офтальмологу или ЛОР-врачу за помощью и советом, если:

  • по окончании первого месяца не появляется кратковременная заинтересованность в движении крупного объекта, малыш не реагирует на слишком яркий источник света или громкий шум;
  • к 4 месяцам ребёнок не узнаёт человека, кото

kroha.info

Когда новорожденный начинает видеть — что видит и как видят новорожденные дети

Иногда можно услышать мнение, что сразу после рождения ребенок ничего не видит и не слышит, и что развитие этих функций происходит со временем. Однако это не совсем так. В этой статье мы попытаемся разобраться, когда новорожденный начинает видеть, и как это происходит.

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Когда, что и как видят новорожденные

Способность видеть у ребенка является врожденной. Большинство детей сразу после рождения видят мир расплывчатым и будто в тумане. Так зрение постепенно адаптируется к новым условиям. Малыш щурится при ярком свете, и лишь изредка открывает глаза. Однако некоторые малыши первый час своей жизни проводят с открытыми глазами, и их взгляд кажется довольно заинтересованным.

Особенности зрения новорожденного

1. Что видит новорожденный?

  • Сразу после рождения ребенок способен реагировать на наличие или отсутствие света;
  • В первый месяц из общей размытой картины ребенок различает крупные предметы;
  • Затем начинает следить за их перемещениями, а также за проходящими родителями;
  • В 3-4 месяца малыш следит за движущимися игрушками;
  • К 6 месяцам ребенок может наблюдать за мелкими объектами и узнавать «своих».

2. На что любит смотреть малыш?

  • Большее всего новорожденные любят разглядывать лица своих родителей. Чаще всего предметом их любви становится лицо папы, благодаря отчетливым чертам, бороде или усам;
  • Изменение в привычном облике родителя может вызвать недовольство малыша. В лучшем случае он просто отворачивается, хуже, начинает плакать и капризничать;
  • Еще новорожденные любят разглядывать черно-белые узоры, фигуры или фотографии.

3. Как видят новорожденные дети?

  • В первую неделю жизни ребенок не останавливает взгляд на окружающих предметах более трех-четырех секунд;
  • В два месяца взгляд фокусируется лучше, но все равно не останавливается, а скользит по предмету;
  • Только к четырем месяцам ребенок может сфокусировать взгляд на предмете;
  • Иногда новорожденные могут немного «скашивать» взгляд. Такое явление происходит за счет того, что дети не могут использовать оба глаза вместе. Это считается нормальным до полугода. Однако, если это происходит постоянно, то лучше обратиться к врачу;

4. Как наладить контакт?

  • Замечено, что в вертикальном положении, новорожденные дети способны фокусировать взгляд. Поэтому чтобы привлечь внимание ребенка следует взять его вертикально;
  • После этого нужно подождать некоторое время, пока малыш сосредоточится;
  • Ваше лицо или предмет должны находиться на расстоянии около двадцати-двадцати пяти сантиметров от глаз ребенка;
  • Игрушки в кроватку следует вешать не перед самым лицом ребенка, а немного дальше — сбоку, либо за ножками;
  • Говорить следует спокойно, достаточно тихо, при этом лучше если на лице будет улыбка и «живая» мимика.

Таким образом, зная, как видят новорожденные, особенности их зрительного восприятия, родители с легкостью смогут найти «общий язык» со своим малышом, а также смогут понять происходит ли развитие их ребенка в соответствии с нормой или пора обратиться за консультацией к педиатру.

Еще по теме развития
  1. Почему у новорожденных меняется цвет глаз
  2. Когда новорожденный начинает слышать?
  3. Когда ребенок начинает агукать

Когда новорожденный начинает видеть

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

razvitie-krohi.ru

Когда новорожденный начинает слышать, видеть и реагировать на звуки?

Родители с нетерпением ждут того дня, когда смогут поприветствовать в этом мире своего малыша. Многие озабочены вопросом, когда новорожденный начинает видеть и слышать. Выписавшись из роддома, молодые родители, остаются наедине со своим чадом и начинают более внимательно за ним наблюдать.

Незнание особенностей развития слуха и зрения часто приводит к беспричинным переживаниям. Стоит запомнить, что все процессы развиваются постепенно и малышу тоже нужно время, чтобы адаптироваться к новой среде.

Содержание статьи:

В какой период новорожденный ребенок начинает слышать

Развитие малыша – особая тема, которая будет беспокоить родителей на протяжении всего детства.

Во время беременности

Многие не знают, но ребенок начинает различать звуки, еще находясь у матери под сердцем. Закладываются будущие органы слуха еще на 5 неделе беременности. Еще через 14 дней начинает образовываться среднее ухо, а впоследствии и ушная раковина.

Свои первые звуки малыш улавливает на 15 неделе, однако они отличаются от привычных для взрослого человека. Неокрепший слух плода реагирует на вибрации, сопровождающиеся звуковыми волнами.

Когда женщина находится на 26 неделе беременности, то слух малыша становится таким же хорошим, как у взрослого. Единственное отличие заключается в том, что он пребывает в водной среде, которая немного искажает звук.

Ребенок отчетливо слышит работу всех органов и систем материнского организма, улавливает ее голос и привыкает к нему. Поэтому после рождения малыш комфортнее себя чувствует рядом с мамой.

Классическая музыка помогает в развитии нервной системы малыша

Внешние звуки привлекают внимание плода лишь на последних неделях, так как уже практически готов встретиться с реальным миром. Если приложить к животу наушники с музыкой малыш ее отчетливо услышит. Именно поэтому врачи советуют включать успокаивающие мелодии, которые положительно воздействуют на нервную систему.

Смотрите также:

Сразу после рождения

Ребенок в течение трех суток после появления на свет лучше реагирует на громкие звуки или вибрацию. Переживать на этот счет не стоит, так как такое поведение свойственно всем новорожденным. В дело в особой жидкости, которой заполнены уши новорожденного. На 3-4 неделе слух малыша нормализуется, и он способен различать привычные всем звуки.

На этом этапе убедиться в правильном развитии слуха можно по таким признакам:

  • дерганье ножек и ручек в ответ на незнакомый звук;
  • поворот головы в сторону раздражителя;
  • попытки установить зрительный контакт с источником шума;
  • концентрация внимания и прислушивание.

Реагировать на звуки и слышать погремушку

Начиная с месячного возраста, малыш начинает отчетливо различать голоса и звуки, окружающие его. В этот период родители могут заметить, что он реагирует на скорость, с которой произносятся слова. В зависимости от этого его поведение становится активным или наоборот ребенок успокаивается.

Интонация также вызывает ответную реакцию, например отчитывающий голос может расстроить, а ласковый – успокоить и обрадовать. Отчетливо прослеживается разделение на приятные и раздражающие звуки. Первые могут вызвать улыбку или активную жестикуляцию, а вторые – слезы или даже истерику.

К концу 3 месяца ребенок осознанно поворачивает голову на звук погремушки

Нередко, что внимание новорожденного может заинтересовать определенный звук, например погремушка. В этом случае абсолютно нормально, если на некоторое время он перестанет воспринимать другие шумы.

Первая заинтересованность в одном предмете быстро проходит, и внимание переключается на другие звуки. Специалисты рекомендую родителям не заострять внимание на таком поведении и продолжать знакомить малыша с окружающим миром.

Смотрите также:

Как проверяют слух у новорожденных?

Пребывая в роддоме, малыш проходит ряд осмотров, среди которых изучение слуховых способностей. В процессе аудиоскрининга волосковым клеткам посылают звуковые волны, после чего фиксируют их реакцию на раздражитель. Повторно процедуру рекомендуют проводить в 1, 3 и 6 месяцев.

Еще в роддоме часто используют методику задержанной отоакустической эмиссии при помощи аудиометра, который размещается в ушке новорожденного.

Врачи предпочитают, чтобы в этот момент он был накормлен и спал. Прибор посылает звуковые сигналы, которые принимаются волосковыми клетками и усиливаются. В таком случае программа отмечает, что малыш слышит. Если усиления нет, то врачи диагностируют слуховые проблемы.

Спустя несколько дней новорожденного выписывают, и определение проблем со слухом ложится на плечи родителей. Им на помощь придут несколько способов:

  1. Хлопки в ладоши. Перед процедурой рекомендуется покинуть зону видимости младенца. Затем провести несколько повторных хлопков. Если проблем со слухом нет, то ребенок отреагирует на раздражитель вздрагиванием или поворотом головы в направлении источника звука.
  2. Крупа. Подготовленные емкости нужно наполнить сушеным горохом, гречкой и манкой. Они все издают колебания различной тональности. В первые несколько недель малыш должен реагировать на горох, так как его звуковые вибрации более низкие.

Когда малыши начинают видеть маму и когда стоит бить тревогу

Ребенок, только появившийся на свет, видит все предметы размыто. Это позволяет снизить психологическую нагрузку, так как все вокруг для него незнакомо. В течение последующих нескольких дней новорожденный бодрствует только, когда ему необходимо покушать.

В такие моменты он наблюдает за лицом мамы и пытается к нему привыкнуть. Малыш лучше воспринимает объекты, расположенные на расстоянии около 25 см. В памяти новорожденного формируется набор радостных и интересных образов, которые попали в нее благодаря частому повторению.

Больше всего новорожденные любят разглядывать лица своих родителей

Родители нередко впадают в крайности, особенно в делах, которые напрямую связаны со здоровьем и развитием их малыша. При зарождающейся тревоге самым верным вариантом станет консультация с лечащим врачом. Он сможет объяснить, что именно должен делать ребенок в соответствии с возрастом.

Существуют случаи, когда беспокойство родителей подтверждается, и малыш действительно страдает дефектами слуха или зрения. Заподозрить неладное помогут такие признаки:

  1. Косоглазие. Дети, не достигшие полугодовалого возраста, нередко косят глазки. Это не считается намеком на патологию. Насторожиться стоит, когда косоглазие не проходит после достижения малышом 6 месяцев.
  2. Отсутствие реакции. Трехмесячный ребенок должен реагировать на предметы и лицо матери. В это же время он обязан проявлять интерес к знакомым голосам. В противном случае родителям рекомендуется незамедлительно показать ребенка врачу. Если запустить проблему, то намного сложнее будет справиться с ее последствиями.

Возможно, все переживания напрасны, так как в силу возраста он еще не способен выполнять определенные действия. Панические настроения родителей могут повлиять на чувствительную нервную систему малыша, он станет беспокойным и капризным.

Смотрите также:

Наиболее популярные вопросы

Что может стать причиной нарушения зрения/слуха?

Повлиять на развитие обоих навыков может, в первую очередь, наследственность. Нередко у глухих или слепых родителей дети тоже испытывают подобные затруднения. Вторым, но не менее важным фактором, является поведение женщины во время беременности. Если она употребляла запрещенные вещества, лекарственные препараты или переболела вирусными заболеваниями, то за развитием способностей нужно следить с особой тщательностью.

Нужно ли развивать зрение и слух новорожденного?

Наиболее действенным способом, стимулирующим оба навыка, являются игрушки с музыкой, так называемый мобиль. Он помогает обостриться не только слуху, но и благотворно влияет на формирование зрения. Не менее важно привлекать внимание ребенка при помощи ярких игрушек, которые издают приятные, но не очень громкие, мелодии.

Новорожденный  обладает рядом базовых навыков, которые еще далеки от совершенства. В их число входит слух и зрение, которые крепнут с каждым днем. Однако требовать он малыша невероятного в первые месяцы не стоит, лучше проконсультироваться у специалиста и выяснить особенности развития каждой функции.

kaknazvat.com

Когда новорожденные начинают видеть и слышать

Главная > Грудничок > Первые достижения >

Когда новорожденный начинает видеть и слышать? Этот вопрос очень волнует молодых мамочек малышей-первенцев. Когда ребеночек поселяется в своем доме, радости родителей и родственников нет конца! Какие глазки, какие ручки! Все радует в маленьком существе. Но почему он не фокусирует взгляд на предмете? Это не страшно? Мамочка должна знать, что новорожденные младенцы не видят, как взрослые люди.

Содержание статьи

Зрение и слух малютки

Не переживайте – все новорожденные появляются на свет частично глухими и подслеповатыми, ведь они долгое время обитали в специфической среде – материнской утробе. Для внутриутробного существования не требуется зрение и слух, поэтому данные органы и не получили развития. Адаптационный период к условиям нового мира длится несколько месяцев. Это защитные функции организма: природа оберегает маленького человечка от лишних потрясений во время перехода из одного мира в другой. В животике у мамы ведь было уютно, тепло и темно.

Частичная блокировка органов зрения и слуха – защита новорожденных от стресса.

Неужели кроха рождается совсем слепым? В каком возрасте малютка начинает фокусировать взгляд? На самом деле, малыш слепым и глухим не рождается, и через определенное время все функции органов чувств приходят в соответствующее состояние. Когда малыш начнет слышать? Четкий слух появится в свое время, вы это заметите. Детки даже лучше слышат, чем взрослые (со временем это качество утрачивается).

Что видят новорожденные детки? Сначала они различают лишь светлое и темное: их зрение нечеткое, а образы размытые. Малютка видит картинку – “ежик в тумане”. Что малыш может хорошо различать в месяц? В это время ребенок уже может зацепить зрением яркий большой предмет, если он будет находиться рядом. Поэтому в колыбельку вешают яркие движущиеся игрушки с музыкой, чтобы развивать способность слышать и фиксировать взгляд.

Особенности зрительных навыков

Как сделать, чтобы месячный малыш увидел маму? Для этого нужно приблизить свое лицо совсем близко к личику малютки, чтобы точно попасть в поле его зрения. Не сомневайтесь, кроха вас обязательно увидит! Так он учится распознавать своих родных людей. Материнское лицо, как правило, самый первый визуальный образ, который грудной ребенок распознает в новом мире.

Почему малыш смотрит как-то странно, неужели у него косоглазие? Не волнуйтесь, ребенок до четырех месяцев не обладает способностью четко фиксировать взгляд на предмете. Поймите, что в утробе матери ему на глаза не попадались никакие предметы. Грудничок и головку начинает удерживать только в три месяца, тем более – взгляд!

Сколько месяцев ждать, чтобы глазки перестали разбегаться и косить? Некоторые новорожденные “косят” глазками до шестимесячного возраста. Это нормально, однако, обратиться к окулисту не помешает. Домашним способом проверки косоглазия является свет от фонарика. Нужно посветить фонариком в глазки (не с близкого расстояния!) и посмотреть, где находится отблеск. Если отблеск света находится в одинаковом месте, тревожиться не стоит. Если в одном глазу отблеск – в центре, а в другом глазу – сбоку: стоит бить тревогу.

Восприятие цвета

Примерно до месячного возраста кроха не различает цвета. Считается, что он все видит в черно-белых оттенках. К двум месяцам ребеночек может различать цветные предметы. В трехмесячном возрасте кроха различает красный и желтый тона, другие цвета пока не доступны его восприятию.

Вы сами заметите – трехмесячный малыш начинает интересоваться цветными предметами. В это время можно повесить над колыбелькой музыкальную карусель с яркими игрушками. Также крохе нравится рассматривать:

  1. цветные узоры;
  2. красивую роспись на предметах.

Ребенок с интересом созерцает рисунок ковра, жостовскую роспись на деревянных тарелочках. Для развития зрительных навыков необходимо повесить над кроваткой кусочки ковровых орнаментов и деревянные расписные тарелочки. К шестимесячному возрасту малютка начинает распознавать все цвета радуги!

Особенности слуховых навыков

Когда новорожденный начинает видеть, мы выяснили. Во сколько недель малыш начинает полноценно слышать? Ребенок различает звуки с самого рождения. Более того, он различает звуки и во время внутриутробного существования: так утверждают ученые. Отличительной чертой слуха малыша является недостаточная четкость восприятия.

Например, ребенок сразу реагирует на громкий стук, а спокойную речь взрослых не воспринимает. Когда появится нормальный слух у крохи? Это событие произойдет к трем месяцам: вы сразу заметите реакцию малютки на звуки.

Очень громкий звук и крики пугают младенцев, поэтому не позволяйте себе кричать в присутствии крохи.

Что груднички любят слушать? Ученые выяснили, что грудной ребенок хорошо реагирует на звуки классической музыки. Почему так происходит – не известно. Поэтому включайте запись произведений классиков мировой музыкальной культуры: Моцарта, Вивальди, Гайдна. Классическая музыка хорошо влияет на процессы переваривания пищи.

Развиваем зрение и слух крохи

Ученые доказали, что зрение хорошо поддается корректировке в первые полгода жизни. Если у родителей есть зрительные дефекты, нельзя упускать шанс исправить их у малыша.

Для развития зрения делайте упражнения:

  • с первых недель жизни показывать малютке яркие картинки: черные крупные предметы на белом фоне;
  • во время занятий следует подносить картинки не ближе, чем 30 см от глазок крохи;
  • периодически закрывайте картинку белым листом, а потом открывайте;
  • с трехмесячного возраста продолжите упражнение с цветными картинками.

Для развития слуха необходимо:

  • постоянно разговаривать с крохой;
  • включать спокойную классическую музыку;
  • петь песенки крохе;
  • можно включать радио.

Помните, что развитие органов чувств всецело зависит от родителей. Постоянно упражняйтесь с малышом в прослушивании качественных музыкальных композиций (не рока!), читайте сказки, рассматривайте картинки и красивые предметы.

Не забывайте промывать и чистить грудничку глазки и ушки.

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

razvitiemalysha.ru

Когда новорожденный начинает видеть и слышать: подробности

Рейтинг: Нет рейтинга

С первой минуты жизни ребенка, мамам и папам интересно буквально все, что связано с развитием малыша. Это касается и способностей новорожденного видеть и слышать. Природа поступила весьма разумно: попадая в новые условия, непривычные для организма, анализаторы зрения и слуха продолжают формироваться. Давайте же разберемся, когда новорожденный ребенок начинает видеть и слышать.

Развитие зрения

Попадая в новую среду обитания, младенцу необходимо время для адаптации. В первые дни жизни малыш созерцает мир не так, как видит его новорожденный ребенок в 1 месяц, а через полгода зрительный анализатор работает еще иначе:

  • острота зрения у новорожденного 0,005-0,015;
  • в первые месяцы жизни этот показатель увеличивается до 0,01-0,03;

Некоторые дети подолгу находятся с закрытыми глазами, другие щурятся, а некоторые широко раскрывают глаза и смотрят на мир, однако видят они его одинаково. Поэтому, отвечая на вопрос: когда ребенок начинает видеть после рождения, можно ответить однозначно – сразу, просто немного иначе.

Этапы развития зрения:

  • Сразу после рождения ребенок способен различить светлые и темные пятна, а мир предстает перед ним в серых тонах.
  • На первом месяце жизни ребенок видит крупные объекты, например, лица родителей или любимую игрушку. Учтите, корректная работа зрительного анализатора влияет на то, что должен уметь ребенок в 1 месяц.
  • В два месяца ребенок способен следить за движением крупных объектов и людей. В этот же период формируется центральное зрение. Взгляд фокусируется, но не задерживается на объекте, а «соскальзывает». Примерно в это же время повышается острота зрения, зрительные центры в головном мозге, а также глазном яблоке и сетчатке продолжают формирование. Начинает формироваться бинокулярное зрение.

Знаете ли вы? Некоторые производители выпускают детские книжки с черно-белыми картинками, а также черно-белые игрушки. Особенно малыши реагируют на полосатые игрушки.

  • На третьем месяце жизни ребенок наблюдает за движущимися предметами и различает желтые и красные цвета. В этот период есть смысл покупать игрушки, где преобладают эти цвета.
  • В четыре месяца зрение ребенка кардинально улучшается. Малыш уже неплохо видит, но центральное зрение еще в процессе формирования. Используя зрительный анализатор, ребенок пытается изучать игрушки и свои ручки на разных расстояниях. Также он различает чистые цвета (не оттенки), еще неверно оценивает расстояние до предметов и объемы. «Ловит» тени и блики объектов. Малыш получает способность видеть осознано. Четыре месяца – это время, когда ребенок начинает осознанно узнавать маму. Малыш выражает радость, оживляется, начинает улыбаться. Конечно, между матерью и малышом эмоциональная связь устанавливается гораздо раньше.
  • Пятимесячные малыши уже способны различать все цвета, хорошо видят предметы и с удовольствием хватают их ручками, чтобы попробовать на вкус. Таким образом, ребенок познает мир.
  • Полугодовалые детки узнают родителей или тех, кто за ними ухаживал. Могут наблюдать за объектами небольших размеров. В этом возрасте формируется бинокулярное зрение – малыш видит мир целостной картинкой. Световая чувствительность зрительного анализатора достигает 2/3 от нормальных показателей у взрослых.
  • В семь-восемь месяцев ребенок распознает объемные геометрические фигуры (шар, куб).
  • Молодые родители часто интересуются: во сколько месяцев новорожденный ребенок начинает видеть «по-взрослому». Это происходит к году. Дети способны различать разные предметы целиком и отдельные их части. Пытаются отыскать предметы, пропадающие из поля зрения. Устанавливают между предметами взаимосвязи. Способны различать оттенки.

Развитие слуха

  • Всем будущим мамочкам дают очень важный совет, а именно – как можно больше разговаривать с плодом. Оно и не удивительно, ведь способность слышать окружающие звуки появляется на 16-17 неделе внутриутробного развития. Голос мамы – это первое, что слышит ребенок еще в утробе. А потому, в первые часы жизни новорожденный больше всего реагирует на материнский голос и успокаивается, услышав его.

  • Также науке известен интересный феномен «запоминания» музыки или стихов, которые малыш услышал, будучи в животике у мамы. Этот феномен проявляется оживлением движений ребенка на знакомые звуки. Несмотря на то, что слух развит с рождения, этот процесс требует адаптации в новой среде.
  • В первый месяц жизни ребенок реагирует только на громкие звуки. Тихие шумы, например, шепот или работающий телевизор малыш, конечно же, слышит, однако не реагирует. Но это не значит, что можно громко разговаривать или громко включать телевизор, потому что сон у ребенка будет поверхностным. А постоянная напряженная работа слухового анализатора может привести к переутомлению. Попросите первые месяцы жизни ребенка всех домашних вести себя чуть тише, чем обычно.
  • К третьему месяцу ребенок может осознано слушать и реагировать на слуховой раздражитель.
  • Разговаривайте с ребенком, пойте ему песенки, можете легонько хлопать в ладоши возле ушка. Вы увидите, что ребенок оживился: он активно двигает ручками и ножками, пытается найти источник звука, двигая глазами и даже головой. Малыш изменяет выражение лица, может вздрагивать или замирать.
  • Также младенцы реагируют плачем, например, если звук напугал их, или они услышали незнакомый голос. Это нормальная реакция, просто у ребенка еще обостренное восприятие звука. Со временем это пройдет.

Советы и рекомендации

  • Не переживайте, если до полугода у ребенка немного косят глазки. Это происходит из-за того, что у малыша еще формируется бинокулярное зрение и глазками он видит объекты как бы по-отдельности. К шести месяцам у ребенка формируется способность видеть картинку целостной, а легкое косоглазие проходит.
  • Если этого не произошло, покажите ребенка детскому офтальмологу. На основании клинической картины и опыта врач сможет определить, норма это или патология.
  • При установлении зрительного контакта старайтесь, чтобы малыш находился в вертикальном положении – взгляд лучше фокусируется.

  • Не торопитесь и дайте ребенку хорошенько вас разглядеть. Старайтесь держаться на расстоянии 20 см, это же касается предмета, который вы показываете.
  • Не меняйте резко образ перед малышом: например, если носите очки, не снимайте их. Малыш может напугаться и сначала не узнать вас.
  • Обращайте внимание на глаза ребенка: не допускайте попадание волосков, слизистых образований и инородных предметов.
  • Не прячьте ребенка от света – это заставит глазные мышцы работать, однако избегайте слишком яркого света, а также прямого попадания солнечных лучей.
  • Перед сном используйте ночник.
  • К месяцу жизни повесьте над кроваткой малыша игрушки на расстоянии 20-30 см. Периодически меняйте их. Это позволит развивать зрение, тренируя зрительную мышцу.
  • Чаще меняйте мимику при общении с ребенком.
  • Старайтесь вести себя спокойно, выражать положительные эмоции.
  • Чтобы проверить, все ли в порядке у ребенка со слухом, хлопните легонько возле ушка и посмотрите на реакцию малыша.
  • Наблюдайте за ребенком: реагирует ли он на голос, пытается ли отыскать источник звука.

  • Не включайте громко телевизор, если вы раньше любили включать его фоном, не делайте этого.
  • Несмотря на то, что первый месяц малыш реагирует только на громкие звуки, старайтесь сильно не шуметь.
  • Обеспечьте малышу место для сна в тихом месте. Конечно, не стоит изолировать вообще все звуки, чтобы ребенок мог засыпать при небольших раздражителях, когда подрастет.
  • Как можно больше общайтесь с ребенком, пойте песенки, читайте стихи. Включайте классическую музыку. Это успокаивает малыша, а постоянное общение – отличный способ положить начало развитию речевой функции.
  • Сон – необходимая составляющая нормального развития зрительного и слухового анализатора. Чтобы быть уверенным, что ребенок не переутомляется под влиянием внешнего шума, узнайте у педиатра, сколько должен спать новорожденный.

Как проверить слух у новорожденного – видео

Узнать, слышит ли новорожденный ребенок, можно с первого дня жизни аппаратным методом. Желательно, чтобы малыш был старше 24 часов. Такую процедуру можно проводить только тогда, когда малыш ведет себя спокойно. Это абсолютно безболезненно и безопасно.

Как проверить зрение у новорожденного – видео

Чтобы проверить, видит ли новорожденный ребенок, его глазки исследуют с фонариком – доктора смотрят на реакцию зрачка. В дальнейшем же используются специальные бесконтактные приборы, позволяющие в игровой форме зафиксировать необходимые параметры для исследования.

С помощью зрительного и слухового анализатора ребенок получает наибольшее количество информации от окружающего мира. Конечно же, родителям интересно, когда и каким образом младенец начинает видеть и слышать. Кроме того, многие волнуются и внимательно наблюдают за ребенком, чтобы, в случае чего, не пропустить какие-то отклонения в развитии.

Расскажите нам в комментариях, а у вашего малыша косили глазки до полугода?

www.beremennost-po-nedeliam.com

Когда новорожденный начинает слышать и видеть

Дети сразу после рождения не могут нормально сфокусировать зрение, от чего родители становятся рассеянными. Взрослые думают, что у их ребенка началось заболевание, потому как они не знают, когда новорожденный начинает слышать и видеть. Органы чувств, ответственные за зрение и слух, формируются и начинают функционировать на эмбриональной стадии развития. В то же время после родов зрение и слух не обладают той остротой, которая есть у взрослого человека. Поэтому выявить патологический процесс сложно.

Особенности развития слуха и зрения

Многие люди задаются вопросом, видят ли новорожденные. Зрение, ровно как и другие органы чувств, формируются во II-III триместре эмбрионального развития. Поэтому после родов дети различают источники шума и активно реагируют на световые раздражители. Постепенно формируется зрительная и слуховая память, благодаря которой при знакомых голосах и лицах ребенок проявляет положительные эмоции.

Проверить наличие слуха позволяет негромкий хлопок около каждого уха. Если младенец услышит его, он повернет голову на источник звука. При этом важно не издавать сильного шума и не разговаривать громко, чтобы не испугать ребенка. В противном случае он может замереть, кричать или плакать, что обусловлено высокой чувствительностью органов чувств.

Ребенок видит вещи расплывчато, потому что для адаптации к новым условиям ему необходимо время.

Чтобы защитить нежную сетчатку, новорожденные часто щурятся и редко открывают глаза. После рождения младенцы лучше видят боковым зрением, в центральной части предметы остаются мутными. Полностью зрение формируется к 8-12 месяцам.

Формирование слуха и зрения до рождения

Многие люди ошибочно спрашивают, во сколько месяцев жизни начинают видеть слышать новорожденные дети. В ходе проведения клинических исследовании врачи смогли выяснить, что органы чувств активизируются на 17 неделе беременности. В конце 6 месяца эмбрионального развития глаза успевают сформироваться полностью и пытаются передавать визуальную информацию в затылочную часть мозга. В это время зачатки ушей улавливают вибрации, слуховые косточки трансформируют их в нервные импульсы.

Эмбриогенез слухового аппарата начинается на 5 неделе развития плода с образования внутреннего уха. Через 10-12 суток данный процесс заканчивается, и клетки переключаются на создание слухового прохода. В 6 месяцев начинает развиваться ушная раковина, но хрящевая ткань остается мягкой до 36 недели беременности. Слуховой лабиринт полностью формируется с 16 до 18 недели. Стремечко, наковальня и молоточек – специальные косточки для превращения вибрации в нервные импульсы остаются мягкими до 8-8,5 месяца.

На 17 неделе ухо эмбриона способно слышать перистальтику кишечника, пульс и сердцебиение матери. При этом кора головного мозга остается несформированной, поэтому будущий ребенок не осознает и не анализирует полученную звуковую информацию. Реагировать на звуки, проходящие через брюшную полость и околоплодные воды, эмбрион начинает в конце II триместра беременности.

Зрительные бугры формируются со 2 недели внутриутробного развития. В первый месяц эмбриогенеза клетки создают хрусталик. Глаз покрывается склерой и веками к 18 неделе. Центр зрения в головном мозге развивается к началу III триместра, поэтому плод начинает реагировать на свет, различает время суток.

Особенности слуха и зрения после рождения

Когда новорожденные начинают видеть и слышать, они рефлекторно вздрагивают. Сильные световые и слуховые раздражители могут спровоцировать развитие стресса, поэтому в первые месяцы жизни ребенка следует разговаривать тихим тоном. В течение 30 дней с момента рождения новорожденный только приспосабливаться к окружающей среде. По прошествии этого времени он начинает запоминать интонации и различать цвета.

После родового стресса ребенку необходимо восстановиться:

  1. 5-10 дней младенец проводит большое количество времени во сне, просыпаясь для кормления. Во время лактации ребенок запоминает основные черты лица матери.
  2. В процессе прохождения через родовые пути голова новорожденного подвергается высокому внешнему давлению, поэтому зрение остается расплывчатым. Припухшие веки и лопающиеся от яркого света капилляры также препятствуют фокусировке.
  3. Ребенок сосредоточивается на предметах только к 4 месяцам. До этого времени из-за слабых глазных мышц возможно скашивание органов зрения к носу.

Когда, что и как видят новорожденные?

Младенец начинает познавать окружающий мир сразу после рождения. 90% грудничков видят только расплывчатые формы объектов. Органам зрения необходимо время, чтобы полностью адаптироваться. Из-за низкой приспособленности дети закрывают глаза и часто щурятся, защищая сетчатку от яркого света.

В некоторых случаях детки в 1 час после родов широко открывают глаза, получая информацию о ближайших предметах и людях.

Как видят новорожденные дети?

Педиатры объясняют родителям, как видит новорожденный, и помогают вовремя выявить патологии:

  • в 1 неделю жизни ребенок начинает фокусировать взгляд на предметах в течение 4 секунд;
  • в 2 месяца повышается острота зрения, поэтому наблюдается скольжение взгляда по объектам без остановки;
  • полностью фокус формируется к 4 месяцам.

До полугода груднички скашивают глаза. Это явление обусловлено неспособностью ребенка контролировать оба органа зрения и комбинировать их движение. Поэтому до 6 месяцев жизни нормально, если ребенок после длительного разглядывания новой игрушки внезапно заинтересуется собственной переносицей или скосит 1 глаз на другой предмет.

Что видит новорожденный?

Родителей интересует, что видит новорожденный, когда начинает долго фокусировать взгляд на одной точке. После выхода из родового канала ребенок реагирует только на присутствие источников света. В 1 месяц видят дети только крупные объекты. После этого они могут прослеживать движения больших предметов и родителей. На 12-16 неделе жизни ребенок различает более мелкие игрушки и начинает различать их перемещения. В 6 месяцев младенец узнает лица родственников, отличая их от незнакомцев. В этот период острота зрения прекращает повышаться, зрение полностью адаптируется.

На что любит смотреть малыш?

Когда ребенок начинает видеть, наибольший интерес для него представляют лица родителей. Знакомые черты вызывают в детях положительные эмоции, которые в 80% случаев отмечаются у отцов. Такое явление обусловлено, что у мужчин есть борода, усы, крупные линии лица и другие хорошо запоминающиеся признаки. Если произойдут изменения в облике родственников, младенец его не узнает и примет за незнакомца.

Привлекают внимание новорожденных черно-белые рисунки, фотографии высокого качества и геометрические фигуры.

Когда новорожденный начинает видеть?

Когда новорожденный впервые открывает глаза, он обладает периферическим зрением. В результате ребенок видит участки по сторонам от своего тела. Центральные объекты остаются расплывчатыми. Контролировать хрусталик дети учатся в течение 6 месяцев. На 30-36 сутки жизни ребенок останавливает взгляд на объектах, которые сохраняют дистанцию в 30 см от его тела.

В утробе матери нет источников света, поэтому глаза эмбриона не различают окружающие его органы и плаценту. Плод реагирует только на яркие лучи, которые могут пробиться через слой кожи и мышц организма матери.

Как наладить контакт?

Чтобы помочь младенцу научиться различать лица, следует воспользоваться несколькими рекомендациями:

  • новорожденные фокусируют взгляд в вертикальном положении и подождать, пока ребенок сконцентрируется;
  • лицо или объект должны находиться в пределах 20-25 см;
  • голос должен быть спокойным и тихим, необходимо улыбаться и активно пользоваться мимикой;
  • игрушки в колыбели должны располагаться в области ног или в боковой части кроватки.

Такие действия помогут получить внимание младенца. Начинают слышать новорожденные рано, поэтому высокий тон голоса может спровоцировать негативную реакцию. Когда ребенок начинает узнавать маму или отца, он улыбается или смеется.

Как определить нарушение слуха или зрения у новорожденного?

К основным методам проверки слуха и зрения относятся проверка реакции в первые недели жизни на:

  • шелест бумаги;
  • движение объектов, начиная с 3 месяца;
  • изменения интонации, тембра и громкости голоса;
  • сильные световые и звуковые раздражители.

При этом для определения патологических нарушений зрительного и слухового аппарата важно учитывать аналитические способности ребенка.

Рассказать об остроте зрения или цветовой гамме предметов дети смогут только после того, как научаться выражать свои мысли.

Родители должны немедленно обратиться за консультацией к ЛОР-врачу, педиатру или детскому офтальмологу в следующих ситуациях:

  • по прошествии 1 месяца после рождения отсутствует заинтересованность и фокусировка при движении предметов крупного размера;
  • младенец не реагирует на громкие звуки и яркие источники света;
  • к 4 месяцам ребенок не отличает родителей и родственников, которые ухаживают за ним длительное время, от незнакомцев;
  • не пытается повторить комбинации звуков, не рассматривает объекты и не тянется за игрушками с ярким окрасом;
  • к 7 месяцам не начал разговаривать – причины нарушения речи могут быть вызваны патологическим расстройством слухового аппарата;
  • при достижении 1 года с момента рождения не ориентируется в пространстве, не играет и не реагирует на световые и звуковые раздражители.

В процессе игр или ухода за ребенком родители могут заметить визуально различимые дефекты и аномалии развития. Они проявляются в скошенном или рассеянном косоглазии, частых горизонтальных или вертикальных движениях глазных яблок.

Признаки патологий

При заболеваниях слухового аппарата ребенок не реагирует на источники сильного шума. Новорожденный при появлении громкого звука должен замереть, испугаться или закрыть глаза. Если в 2-3 месяца младенец относится равнодушно к обращенному к нему голосу или шуму погремушек, необходимо пройти осмотр у педиатра или сурдолога.

В редких случаях грудные дети слышат только частоты низкого и среднего уровня, тогда как высокочастотные звуки не вызывают никакой реакции. В такой ситуации возможно развитие тугоухости различной степени выраженности. Чтобы исключить наличие патологии, следует в стеклянную или металлическую емкость насыпать манную крупу и потрясти ее над головой новорожденного. В норме он должен пытаться повернуться к источнику шума.

При достижении 1 месяца следует проверить реакцию зрачка на свет. Если он не сужается, необходимо посетить офтальмолога. Причиной беспокойства может служить отсутствие реакции в 12-14 недель жизни на беззвучные объекты, а также если ребенок не фокусирует взгляд на различных предметах. В таком случае младенец не будет следить за направлением взгляда матери и движениями. Дети со зрительными патологиями не отличают родителей от незнакомцев.

Посещать детского офтальмолога в качестве меры профилактики рекомендуется в 1, 3, 6, 12 месяцы жизни ребенка. В группу риска попадают недоношенные дети или новорожденные, которые перенесли острую гипоксию при родах или ишемию головного мозга. Патологии наблюдаются при наличии наследственных заболеваний у одного или обоих родителей, резус-конфликте.

Стадии развития после рождения

Зрение и слух формируются постепенно, проходя различные этапы развития. После рождения ребенок не воспринимает объемные предметы и не запоминает тон голоса. Он реагирует только на простые раздражители:

  • источники света и шума;
  • крупные размеры предметов.

Младенец не отмечает различия в цвете.

Новорожденный

Зрение фрагментировано, из-за чего младенец видит только отдельные образы и изображения. После зрение узкое, поэтому ребенок не наблюдает мелких вещей, располагающихся по бокам от тела. Новорожденный различает 2 объекта, если показать ему только один. Изображение, получаемое от обоих глаз, не комбинируется в один рисунок.

Ребенок реагирует на яркие источники света, плачет и кричит. Он слышит голоса людей, которые кажутся ему громкими. Любые звуки раздражают нежный слух.

3 недели после рождения

Ребенок адаптируется к окружающему миру. На данном этапе развития он не различает цвета и интонации в голосе. Дети постоянно щурятся, пытаясь привыкнуть к освещению. Они видят объекты в двухмерной плоскости. Наблюдается дальнозоркость, поэтому младенец не различает объекты на расстоянии 40 см.

1 месяц

Младенец учится отличать белые и темные оттенки, реагирует на отсутствие или наличие световых источников. Объекты воспринимают расплывчато, одной цветовой гаммы. На 30 сутки острота зрения усиливается в 2 раза. Взгляд скользит по поверхности объектов. Ребенок учится распознавать интонацию в голосе.

2 месяца

Дети начинают видеть предметы на расстоянии до 80 см. Их интересуют крупные объекты однородного оттенка, на которых можно сконцентрироваться. При этом предметы не должны двигаться.

3 месяца

На 12 неделе жизни ребенка интересуют простые геометрические узоры. Дети разглядывают лица, но не запоминают увиденное. Груднички начинают следить за движущимися объектами.

4-5 месяцев

В это время ребенок начинает различать расстояние между объектами. Он фокусирует взгляд как на близких, так и на дальних предметах. Активно развивается боковое зрение. Если дети фиксируют движение на периферии зрительного поля, они поворачиваются в сторону перемещающегося человека или объекта.

Младенец различает красные и желтые цвета, но не различает оттенки по их глубине.

Благодаря развитию зрительной памяти ребенок запоминает эмоции на лицах родителей, их жесты и одежду.

6 месяцев

Бинокулярное зрение позволяет складывать видимое изображение обоих глаз в единое целое. Помимо боковых объектов, дети хорошо различают предметы, располагающиеся перед ними. Ребенок хорошо контролирует хрусталик, его привлекают яркие оттенки и глубина цвета. Контрастные изображения и сложные рисунки дети рассматривают длительное время.

7 месяцев и старше

В этот период активно развивается память, поэтому ребенок активно реагирует на свое имя. Грудные дети способны связать название объекта с его визуальной формой. Младенцы начинают видеть четко, острота зрения прекращает меняться. Глаза полностью сформировываются и должны полностью передавать визуальную информацию.

Как помочь малышу развить органы чувств?

Для развития слухового аппарата необходимо часто разговаривать с детьми, давать им слушать звуки с различной частотой. Специалисты рекомендуют включать классическую музыку, ограничивать прослушивание громких и резких мелодий. При этом не следует оставлять ребенка в тишине. Беседовать с грудничком следует в процессе развивающих занятий, сопровождать свои действия стихотворениями или сказками.

На начальном этапе развития ребенок будет реагировать только на интонацию, но с течением времени будет разделять слова и пытаться анализировать смысл предложений. Когда дети слушают, они одновременно учатся говорить. В 3-4 месяца младенцы пытаются повторить услышанные звуки.

Чтобы у ребенка не возникло проблем со зрением, необходимо впускать в детскую комнату большое количество солнечного света. Затемненное помещение замедляет развитие глаз. Игрушки нужно показывать или подвешивать на расстоянии 50-60 см. Колыбель следует поставить в середине комнаты, чтобы родители смогли подходить к ней с разных сторон. При этом рядом с кроватью не должны располагаться зеркала или лампы.

Погремушки и другие изделия для игр следует подбирать одинакового цвета и менять их каждый месяц. Если после родов у ребенка будут синие игрушки, то в последующем их следует заменить на красные или оранжевые. После полугода необходимо приобрести предметы разных цветов.

Ребенку с 1,5-2 месяцев рекомендуется показывать иллюстрированные книжки или черно-белые рисунки. При достижении возраста 3 месяцев следует распечатывать яркие контрастные изображения. В ходе прогулки необходимо отвлекать ребенка на животных, проезжающие машины и других людей.

Самостоятельная проверка зрения

Проверять зрение самостоятельно родителям и другим людям в домашних условиях не рекомендуется. Осматривать ребенка на предмет имеющихся зрительных заболеваний должен только детский офтальмолог или педиатр. Специалист обращает внимание на цвет склеры. В норме она должна обладать бледно-голубым оттенком. Если склера окрашивается в желтый цвет, это свидетельствует о развитии желтухи и повышенном уровне билирубина.

Зрачок новорожденного при разглядывании источника света должен сужаться. При этом ребенок должен щурится. Яркое освещение способно довести детей до плача и крика.

В некоторых случаях возможно развитие астигматизма, который является физиологической нормой и проходит самостоятельно к 2 годам. Это явление характерно для детей, у которых хрусталик имеет неправильную форму. Естественная линза постепенно сформировывается к 4 годам.

Родители должны обращать внимание на следующие детали:

  1. Размер и положение глазных яблок. Выпячивание органов зрения не является нормой и требует срочной консультации с лечащим врачом.
  2. Постоянное слезотечение или сильная сухость глаз может говорить о травме слезного канала.
  3. Зрачки должны обладать круглой формой и одинаковым размером.
  4. Появление гноя свидетельствует о развитии инфекционно-воспалительных процессов, которые характерны для конъюнктивита.

Если у детей наблюдаются отклонения, следует обратиться к лечащему врачу. Только специалист может назначить правильное лечение. При самостоятельном осмотре нельзя насильно открывать ребенку глаза. Новорожденного можно перевернуть на живот или привлечь внимание звуками.

Почему у новорожденного косят глазки?

Когда новорожденный 1-2 месяца от роду начинает косить глаза, это нормально. В это время их органы зрения не скоординированы, поэтому ребенку сложно управлять ими одновременно. Для детских глаз характерны прерывистые движения.

При попытках рассмотреть интересный объект и сильной концентрации один или оба зрительных анализатора могут сместиться к переносице.

Если глаза расходятся в разные стороны, то это говорит о развитии патологического процесса:

  • врожденной болезни;
  • патологии нервной системы;
  • родовой травмы.

Для профилактики необходимо посетить педиатра. Врач должен провести осмотр, если у ребенка усиливается или не проходит продолжительное время сходящееся косоглазие.

medru.su

Когда начинают видеть и слышать новорождённые дети

Рождаясь, ребёнок приходит в новый для него мир, полный ярких красок, резких звуков и запахов. Эти раздражители создают условия противоположные тем, в которых находился малыш в период внутриутробного развития, и если бы не мудрая природа, которая отложила конечный этап формирования всех органов восприятия на более поздний период, кроха испытывал бы постоянный стресс.

В первый месяц жизни считается периодом адаптации, поскольку все органы и системы работают в новом режиме или же завершают своё формирование. Так что же видят и слышат новорождённые дети, и какое поведение малыша свидетельствует об отклонениях в развитии органов зрения и слуха?

Как видит новорождённый ребёнок?

Сразу после рождения ребёнок открывает глаза и окружающим, особенно родителям, кажется, будто он подолгу и с интересом изучает мир.

На самом же деле острота зрения малыша в пять раз ниже, чем у взрослого, а нервные волокна зрительной сетчатки только формируются, поэтому окружающие предметы кроха видит размыто. Но самое главное то, что анализирующие центры в головном мозге, ещё не способны справляться со своей задачей и картинка предстаёт перед новорождённым в виде серых образов с нечёткими очертаниями на фоне ярких источников света.

Сразу после рождения младенец видит мир размытым.

Две недели после рождения

Двухнедельный ребёнок способен фокусировать взгляд на крупных предметах расположенных на расстоянии метра, они также представляются ему в виде размытого пятна, но сетчатка уже способна различать цвета красно-жёлтого спектра.

На второй неделе взгляд малыша фокусируется на крупных предметах.

Поэтому педиатры рекомендуют вешать на бортик кроватки, противоположный изголовью, яркие игрушки, диаметром не менее 30 см. Дальнозоркость младенцев обусловлена небольшим размером и сплюснутой формой глазного яблока.

Конец первого месяца

К концу периода новорожденности (1 месяц жизни) цилиарная мышца, отвечающая за движение глаз, всё ещё слаба, поэтому кроха не следит за перемещающимися объектами, но может видеть мамино лицо или близкорасположенные предметы, находящиеся прямо перед ним на дистанции 30–50 см. Глаза при этом не фокусируются, взгляд блуждающий, скачкообразный. Возможно небольшое косоглазие, которое проходит в возрасте 2 месяцев.

К концу первого месяца малыш может рассмотреть мамино лицо.

Чувствительность к свету возникает только к первому месяцу жизни, поэтому весь период новорожденности малыш не реагирует и может продолжать спать даже в том случае, если в комнате включить яркое освещение.

Этапы развития зрения по месяцам

На 2–3 месяце сетчатка глаза способна различать формы предметов, их очертания становятся чёткими, но по-прежнему, плоскими.

На втором месяце жизни ребёнок начинает различать формы предметов.

Малыш зрительно различает цвета: красный, жёлтый, оранжевый, зелёный. Оттенки сине-фиолетового спектра остаются недоступными для фоторецепторов. Возрастает светочувствительность.

Совершенствуется мышечная и нервная координация глазных яблок – ребёнок следит за предметами. Во время кормления малыш подолгу рассматривает лицо матери, водить глазами не только вправо и влево, но и вверх-вниз без поворотов головы.

4-6 месяц

К 4–6 месяцу формируется жёлтое пятно глаза, отвечающее за остроту зрения. Кроха чётко видит предметы, может анализировать расстояние между ними – это выражается в способности захватывать близкорасположенные игрушки и тянутся к своим ножкам. Возникает зрительная память, малыш бурно реагирует при виде родного человека, любимой игрушки или бутылочки, или пугается и плачет при приближении незнакомых людей.

На пятом месяце жизни ребёнок чётко видит окружающий мир.

7 месяц

В период 7 месяцев развивается анализирующий центр мозга связанный со зрением. Так, кроха видит не только разницу между большим и маленьким, но и далёким и близким. Различает геометрические фигуры, следит за быстро движущимися предметами во всех направлениях и может искать их глазами при исчезновении из поля зрения.

На седьмом месяце малыш различает геометрические фигуры.

8 месяц

У восьмимесячного малыша зрение развито на уровне взрослого здорового человека.

На восьмом месяце ребёнок видит как взрослый.

Патологии развития зрения у новорождённых

Первые признаки врождённых патологий органов зрения, такие как глаукома и катаракта, диагностируются ещё в роддоме.

Врача неонатолога могут насторожить помутнение хрусталика, увеличение в размерах глазного яблока, отсутствие динамики сужения зрачка, воспалительные процессы в области слёзного мешочка или конъюнктивы.

Факторы риска возникновения врождённых патологий:

  • внутриутробные инфекции;
  • курение, употребление матерью алкоголя, наркотиков;
  • перенесение краснухи;
  • наследственность;
  • тяжёлые роды.

Курение во время беременности способствует развитию патологии зрения.

Родителям стоит посетить офтальмолога, если после выписки зрение малыша развивается с задержкой и не соответствует нормам. Ребёнок к концу первого месяца не фокусирует взгляд на отдалённых предметах, не следит за движущимися объектами, взгляд его блуждающий устремлён в пространство. В некоторых случаях отсутствие зрительного контакта с родителями свидетельствует о сложной форме раннего аутизма, но такой диагноз не ставят до достижения ребёнком двух лет.

Как слышит новорождённый малыш

Слух ребёнка развивается намного быстрее, чем зрение, это связано с тем, что слуховой аппарат к моменту рождения полностью сформирован.

Слух у новорождённого формируется быстрее чем зрение.

Височные доли коры головного мозга, отвечающие за восприятие и анализ звуков, находятся на стадии становления, поэтому ребёнок реагирует на различный шум по-разному. Гул бытовой техники, шум транспорта или монотонный разговор, не являются раздражителями. Тогда как возглас или резкий хлопок вызывают вздрагивание и замирание младенца.

К концу периода новорожденности кроха может различать направление источника звука и поворачивать к нему голову, а на втором месяце анализирует, запоминает и различает их. Такая способность выражается в изменении поведения при мамином голосе, эмоциональных ответах на звуковое общение. Двухмесячный малыш способен различать тембр голоса, его интонацию, проявлять интерес и даже отвечать гулением.

Когда стоит волноваться – признаки тугоухости и глухоты

Диагностику слуха новорождённых, имеющих высокую степень риска развития внутриутробных и антернатальных патологий, целесообразно проводить на 4 день после рождения методом аудиологического скрининга.

Признаками глухоты новорождённых могут быть отсутствие реакции на резкие звуки – хлопки или возгласы на расстоянии метра от младенца. При проверке слуха, следует поместить источник шума за пределами видимости, например, сбоку или сзади от ребёнка. Положительная реакция на домашний тест не исключает возможности развития или прогрессирования тугоухости. В этом случае следует наблюдать за малышом, у слабослышащих детей отсутствует гуление и реакция на голос мамы, находящейся в соседней комнате.

При любых подозрениях на отклонения в развитии органов слуха и зрения, следует обратиться к специалисту. Своевременная диагностика увеличивает шансы успешного лечения.

Следует обратиться к врачу, если у ребёнка отсутствует реакция на звук.

Видео про то, как видит и слышит новорождённый

ayamama.ru